Что объединяет образы Онегина и Печорина: сочинение

Сравнение Онегина и Печорина — сходства и различия образов

Мы подготовили для Вас несколько сравнительных характеристик литературных героев Онегина и Печорина. Используйте эти примеры для выполнения школьного задания по литературе.

Сочинение №1

Пожалуй в каждую эпоху существуют определенные идеалы в массовой культуре, на которых остальные равняются. Если говорить про первую половину 19 века, то такими идеалами, безусловно, были Печорин и Онегин.

Эти герои подобны современным знаменитостям, на которых равняются, которыми в какой-то степени хотят быть. Более того, они во многом отражают биографию своих создателей. В этом совсем нетрудно убедиться.

Например, Пушкин в своем романе вводит фигуру автора, который в свою очередь частично напоминает самого Пушкина (хотя таковым не является) а этот автор – приятель Онегина и во многом подобен ему. Таким же образом Печорин – молодой офицер, мыслитель. Некоторые детали из Героя нашего времени (к примеру, эпизоды дуэлей) вообще практически полностью повторяют эпизоды из биографии Лермонтова.

Таким образом, эти люди (Пушкин и Лермонтов) писали то о чем знали, как бы следуя максиме Хэмингуэя «писать нужно правдиво» и то о чем знаешь, они действительно описывают практически собственные биографии и мировоззрение. Поэтому, сравнивая Онегина и Печорина, мы в какой-то степени можем сравнивать Пушкина и Лермонтова.

Итак, Пушкин – благородный человек из довольно знатного рода, который ведет светское существование. Лермонтов в свою очередь офицер, который хотя и собирался завершить военную карьеру и полностью заняться творчеством, до завершения своего земного пути оставался на службе. Подобным образом и Онегин больше человек, которому скучно, он многое делает от скуки и цинизма, Печорин тоже человек, которому скучно, но он более ищет сознательно каких-то испытаний и приключений, в общем, более резок как подобает военному офицеру.

Во многом они похожи, так как оба обладают довольно приятными условиями существования. Могут, так сказать, не заботиться о хлебе насущном и более склонны к мыслительной деятельности. Они оба немного разочаровались в этом мире и ищут возможности как-то развлечь себя.

Тем не менее, Ни Онегин, ни Печорин не являются людьми избалованными или подлыми. Например, когда Печорин встречается с княжной Мери чтобы позлить Грушницкого, он понимает суть собственного поступка и не строит иллюзий для себя, просто он действует как своеобразный естествоиспытатель, который занимается изучением человеческой психологии. Наверное, глубокий психологизм и искренность с самими собой отличает этих героев, они чувствуют дух своего времени и принимают таким какой он есть.

Сочинение №2

Перед нами представлены два романа, Лермонтова и Пушкина. В произведении Лермонтова «Герой нашего времени» главным героем является Печорин, а в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» главный персонаж Онегин. Два совершенно разных произведения, два совершенно разных времени, но сколько сходств героев. Есть и различия ведь время оставило отпечаток на поведении и характере каждого человека. Авторы передали через этих двух персонажей Всю мощь тех поколений.

Печорин-дворянин. Его социальный статус позволяет ему отказаться от трудовых усилий и жить в свое удовольствие. Но несмотря на это он служит на Кавказе. печорин имеет в себе много положительных качеств. Он умен, имеет необыкновенную силу воли. Онегин-аристократ. Это позволяет ему жить в свое удовольствие, как и Печорину, и ни о чем не задумываться. Оба персонажа были начитанны и образованны, что в свою очередь тоже ставило их выше остальных людей. Но к сожалению с таким списком достоинств ни один из героев не сумел реализовать себя в жизни.

Юность двух персонажей протекала примерно одинаково, оба вели разгульный образ жизни и отдыхали, не зная никаких забот. Печорин, рассказывая про себя, говорит, что мог при первой встрече с девушкой сказать будет она его любить или нет. Но, к сожалению, женщинам он приносил только несчастье. Онегин в этой сфере не сильно отличается от Печорина и не показывает пример джентльмена. В свое время Онегин отвергает Татьяну и разбивает ей сердце, Татьяна страдает он неразделенной любви, но со временем находит в себе силы перебороть это чувство.

И Евгений Онегин и Григорий Печорин не очень дружелюбны, это явно просматривается в произведениях. Евгений говорит, что дружит с Ленским только от скуки и просто так, а Печорин демонстрирует равнодушное отношение к своему товарищу Максиму Максимычу.

Все же между ними есть различия. Онегин-эгоист. Это можно объяснить, вспомнив детство Евгения. С ним не занимался отец, всегда в окружении Онегина были гувернеры, которые только и хвалили его. От этого и сложился эгоистический взгляд. В отличии от Печорина, Евгений никогда не служил, эта черта отличает его от современников.

Печорин страдающий эгоист. Он осознает, что теряю поколение, оно ничтожно. Он относит себя к жалким потомкам, у которых отсутствуют гордость и убеждения. Он не верит в любовь, в подвиги и в дружбу. Это лишает его всей прелести жизни. В отличии от Онегина Печорин не просто умен, он мыслитель и философ.

Оба героя отправляются на дуэль, но с разными целями. Онегин под влиянием общественного мнения, а Печорин что бы отомстить обществу.

Печорин идет на встречу жизни и принимает все ее испытания, Онегин же просто плывет по течению. После сравнения можно убедится, что это две очень разных личности похожих друг на друга.

Сочинение №3

Главными героями начала 19 века являются Онегин и Печорин. Они – творения великих писателей своего времени и в чем-то даже отражают судьбу своих создателей. Весьма драматичной судьбой обладают Лермонтов с Пушкиным и Онегин с Печориным.

Писатели стремились захватить в своих героях облик времени и во многом авторам удалась такая задача. Фактически и Онегин и Печорин эмблематичны для своего времени, но при этом каждый из этих героев пребывают вне времени, так как озвучивают проблематику, которая является характерной для всех эпох.

Читайте также:
Судьба России в поэзии М. Ю. Лермонтова: сочинение

Если говорить кратко, то перед нами образы двух образованных людей, во многом лучших представителей своего времени. Каждый получил великолепное образование, обладает острым умом, который позволяет разбираться в людях и в себе. Помимо этого они являются искренними искателями истины и хотят понять смысл не только собственной эпохи, но и своего личного существования.

Учитывая существенное сходство, нужно указать и на различия, которые определяют суть этих героев. Начнем с Онегина.

Пушкинский герой обладает циничным взглядом на мир, он избалован и относится к людям с определенной долей надменности. При этом Онегин не обладает склонностью к идеализированию действительности, по большей части он прагматик. Даже на дуэль Онегин отправляется во многом не по собственной воле, но по причине общественной молвы, он не хочет выглядеть нелепо и поэтому соглашается на поединок.

На самом деле такая деталь является определяющей, так как причина для дуэли Печорина совершенно иная, он отправляется стреляться, так как ищет высшую истину и следует своим идеалам, он хочет поквитаться с миром и для этого использует Грушницкого. Конечно, Печорин тоже глубоко эгоистичен, но его эгоизм (впрочем, как и у Онегина тоже) является положением человека на вершине. Да, Печорин смотрит на всех с высока, но он не может смотреть по другому, так как действительно достиг определенных высот духа и пребывает на той высоте, которая многим попросту недоступна.

Онегин (продолжая тему эгоизма) тоже надменно относится к другим, но этот герой по большей части воспитан в обществе, где его хвалили и всячески ублажали. Поэтому такой «золотой мальчик» оказывается совершенно одиноким во взрослом мире. По большей части определяющим для этого героя является скука, которая может быть свойственная только подобным московским аристократам, не испытывающим нужды.

Другим существенным отличием между двумя героями является поведение в мире. Онегин по большей части соглашается с миром и просто позволяет событиям случаться подобно тому как позволяет Лариной любить себя и с запозданием отвечает на чувство взаимностью.

Печорин в свою очередь – более деятельный персонаж. Он не принимает мир, но полностью создает его, ищет приключений также как пытается отыскать истину. Отличительной особенностью Печорина является согласованность его философии с жизненными взглядами и поведением.

Сочинение №4

Чтобы понять характер типа «лишнего человека» в полной мере, необходима сравнительная характеристика Онегина и Печорина. Данные герои имеют общие черты, принадлежавшие представителям «лишних людей», однако есть и различия в этих образах.

Оба персонажа примерно одного возраста, оба родились в Петербурге и воспитывались в роскоши. Онегин и Печорин владеют деньгами, которые позволяют им получать удовольствия. Однако они быстро надоедают им. Пушкинский и лермонтовский герои ощущают скуку в обществе, чем и отличаются от других дворян.

Схожесть Печорина и Онегина также заключается в том, что оба они могли обольщать женщин. Но и женщины героям быстро прискучили, хотя оба уделяли им большое внимание. Для Григория и Евгения была важна свобода, поэтому они не хотели связывать свою жизнь с женщинами. Характер Печорина и Онегина проявил схожесть даже в некоторых поступках: сцена отказа Печориным в чувствах княжны Мери напоминает объяснение Онегина с Татьяной Лариной. А встреча Печорина с Верой на Кавказе, которая возродила чувства героя, похожа на встречу Онегина с Татьяной в Петербурге.
Ни Печорин, ни Онегин не имели настоящих друзей, потому что они не умели ценить других людей. Евгений Онегин имеет друга Владимира Ленского, которого убивает на дуэли. Печорин убивает Грушницкого, которого не любил с самого начала, но с которым общался как с другом. Печорин равнодушно отнесся к встрече со своим старым другом Максимом Максимычем.

По природе своей персонажи романов А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова были эгоистами, что приводит их к несчастной жизни. Они не могут найти себя в жизни. Печорин и Онегин не поняты своей средой, они являются людьми «лишними».

Эти два персонажа были одиноки в толпе.

Печорин и Онегин действительно похожи друг на друга, именно поэтому В. Г. Белинский называет центрального персонажа романа «Герой нашего времени» «Онегиным нашего времени».

Различия

Несмотря на то, что между Печориным и Онегиным много сходств, они имеют главное отличие: отношение к собственной жизни. Евгений Онегин скучает, но не ищет себя в жизни, он не видит истинных причин своего поведения. Григорий Печорин же постоянно подчеркивает то, что он является эгоистичной натурой, которая живет лишь для себя. Он понимает, почему он не может найти счастья с женщинами, почему не может найти свое место в жизни. Однако он, в отличие от Евгения Онегина, пытается найти новые увлечения, которые смогли бы простое существование превратить в настоящую жизнь.

М. Ю. Лермонтов использует прием психологизма в своем романе «Герой нашего времени», читатель видит мысли и переживания главного героя. Основой излияний Печорина является его дневник. В «Евгении Онегине» отсутствуют дневниковые записи, но есть книги с замечаниями Онегина, которые находит Татьяна, однако читатель не может увидеть истинные мысли героя из этих карандашных набросков.

Евгений Онегин и Григорий Печорин сравнительная характеристика

Казалось бы, и Онегин и Печорин являются представителями высшего света, они обладают довольно хорошим воспитанием и, как говорится, хорошим рождением, то есть каждый получил материальное обеспечение, возможность создать карьеру, не заботиться о пропитании. Тем не менее, каждый из этих герой являются маргиналами для собственного времени. Они люди не нужные и выкинутые как бы на периферию существования.

Однако, им претит пребывать в центре этого существования, который по сути своей пуст. К примеру, в романе Пушкина мы видим непрестанные описания автором высшего света и развлечений этих людей, которые полны жадной скукой. Безусловно, Онегин не хочет ничего искать в этом во всем и тоже пребывает в полной скуке.

Читайте также:
Тамань. Повесть: сочинение

Печорин в свою очередь существует в немного другую историческую эпоху, как известно, эпоху политического упадка и реакции. Поэтому Печорин наполнен не только скукой, но и печалью, страданием. Поэтому и судьба Печорина более драматична, он ищет гибели, пытается проверить существование фатума в рисковых предприятиях.

Каждый обладает каким-то намерением быть искренним и полезным собственному обществу. Тем не менее, каждый не может отыскать собственного применения и поэтому страдает от такой ситуации, так как не может обманывать себя. Эти герои на самом деле невероятно похожи и, мне кажется, они являются в каком-то смысле продолжением друг друга.

Точнее Печорин (в частности хронологически) является развитием Онегина. После того как герой Пушкина доведен до предела, а также доведена до предела его эпоха (восстание декабристов и жесткая политическая реакция) появляется герой Лермонтова, который сам становится более жестким и более наполненным страданием. Если в Онегине мог просматриваться какой-то оптимизм и беззаботность, то в Печорине просматривается только цинизм.

Рассматривая сравнительные характеристики Онегина и Печорина, не следует забывать о фигурах авторов. Во многом герои повторяют биографии и воззрения своих создателей. Конечно, по большей части авторы иронизируют над собой и предлагают только во многом свои негативные или, скажем так, крайние качества.

Нужно различать творцов Пушкина и Лермонтова, которые способны рефлексировать и оценивать со стороны и светских людей Пушкина и Лермонтова, которые подобно остальным были охватываемы страстями и различными наклонностями. Так вот Онегин и Печорин частично представляют светскую сторону своих авторов.

2 вариант

Основными персонажами начала 19 столетия представляются Онегин и Печорин. Они – шедевры знаменитых литераторов своей эпохи и отчасти даже изображают жизнь собственных писателей. Крайне тяжелая участь предстоит Лермонтову с Пушкиным и Онегину с Печориным.

Литераторы хотели охватить в своих персонажах образы эпохи и по большей части творцам это удалось. На самом деле и Онегин и Печорин символичны для своей эпохи, однако любой из этих главных персонажей находится в вечности, потому что приводит совокупность проблем, которые оказываются типичными для любого времени.

Если сказать прямо, то перед нашими глазами очертания двух грамотных людей, которые были прекрасными резидентами своей эпохи. Каждый из них был хорошо образован, имел проницательный ум, который позволял понимать людей и самих себя. Кроме этого они были настоящими искателями правды и хотели узнать предназначение не только своего времени, но и собственной жизни.

Принимая во внимание значительную схожесть, необходимо отметить и их отличия, которые различают дух вышеозвученных персонажей. В начале обратим внимание на Онегина.

Пушкинский персонаж имеет беспринципное представление о жизни, он привередлив и воспринимает людей с определенной манией величия. Одновременно с этим Онегин не имеет наклонности к идеализации реальности, в основном он материалист. Даже на поединок Онегин уезжает по большей части не по собственному желанию, а благодаря социальной репутации, он не намерен казаться глупым и вследствие чего едет на дуэль.

В действительности такая мелочь оказывается первостепенной, потому что повод для поединка Печорина абсолютно другой. Он уезжает на дуэль, потому что пытается найти настоящую правду и движется к своей цели, он стремится отомстить всему миру. Без всякого сомнения, Печорин также сильно самолюбив, но его эгоцентризм (кстати сказать, как и у Онегина также) называет человека главным творением. Безусловно, Печорин относится ко всем свысока, однако он не способен смотреть по-иному, потому что на самом деле добился поставленных высот и находится на той вершине, которая большинству просто недостижима.

Онегин (развивая тематику эгоцентризма) также презрительно относится к остальным, но данный главный персонаж в основном выращен среди людей, где его возносили и всеми возможными способами обхаживали. Вследствие чего подобный «золотой мальчик» был одинок в совершеннолетней жизни. Его основная проблема – тоска, которая присуща такой столичной элите, не знающей нужды.

Также значительное различие между двумя персонажами – поступки в жизни. Онегин в основном соглашается со всеми и позволяет историям свершаться самим, например, позволяет Лариной полюбить себя и не спеша реагирует на любовь ответным чувством.

Печорин в своем роде – более живой герой. Он не признает действительность, но всецело формирует ее, пытается найти авантюрные истории так же как хочет найти настоящую правду. Характерной чертой Печорина является связь его взглядов с житейскими принципами и поступками.

Сочинение Печорин и Онегин

Евгений Онегин, главный герой одноименного романа А. С. Пушкина и Григорий Печорин, персонаж произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», относятся к типу «лишнего человека» в художественной литературе. Оба этих героя разочаровались в жизни и не могут найти применения своим исключительным способностям. Онегин и Печорин крайне похожи между собой: скучающие, уставшие, подвергшиеся хандре.

Сходство между персонажами можно увидеть уже в именах, ведь Лермонтов, называя своего героя, использует тот же принцип, что и Пушкин – опирается на название реки. Онега – тихая, ровная река, Печора же быстрая, грозная, буйная. В какой-то степени реки становятся отражением характеров героев.

Сравнение персонажей следует начать с их жизненной философии. Оба героя страдают редкостным цинизмом, эгоизмом и высокомерием, они критично относятся к жизни и к окружающим их людям. Онегин и Печорин понимают, что их существование – это беспросветная серость, пустота, однообразие, хандра, поэтому они пытаются спрятаться под маской веселости, праздности, различных удовольствий. Но совсем скоро герои сталкиваются с фальшивостью высшего света и впадают в отчаяние, начинают скучать. Евгений охладевает к жизни, Григорий же боится общества и считает себя «небольшой потерей для мира».

Онегин, не привыкший к тяжелому физическому труду, пытается писать, однако и этот «упорный труд» его быстро утомляет. Печорин попадает на Кавказ и надеется, что война не позволит ему скучать, но, привыкнув к военным действиям, он снова поддается тоске.

Читайте также:
«Что такое Родина»: сочинение

Отличает этих героев лишь то, что пушкинский персонаж, отчаявшись найти свое истинное призвание, смиряется с решением судьбы, а персонаж Лермонтова продолжает искать смысл жизни в рискованных приключениях, службе и любви.

Далее необходимо сравнить персонажей по их отношению к женщинам и к любви.

Несмотря на то, что Онегин в совершенстве знак науку страсти нежной, женщины, как и дружба, ему быстро надоели. Татьяну он полюбил далеко не сразу, только когда разобрался в себе во время странствий, но уже, к сожалению, было поздно и, получив отказ, Евгений еще больше закрылся, замкнулся в себе.

Печорин готов был любить весь мир, но его никто не понял, и он в ответ научился ненавидеть. Про себя он говорит: « Моя бесцветная молодость протекла в борьбе». Георгий влюблялся, и сам был любим, но его ледяное сердце продолжала заполнять лишь пустота. Он брал то, что хочет, а потом, наигравшись, бросал. Из-за Печорина погибла невинная Бэла, он разрушил жизнь Мери, посмеявшись над ней, и лишь Веру он смог полюбить настоящей любовью, но потерял ее опять же из-за игры в чувства. Герой стал равнодушен к любви и к любым ее проявлениям.

Сравнив возраст, внешность и материальное положение персонажей, мы увидим, что и в этом они не сильно отличаются. Онегину 26 лет, он одет и острижен по «последней моде», а его взгляд сквозит холодностью и безразличием. Евгений, получив наследство от родственников, стал очень богатым и почитаемым человеком.

Печорину 25 лет, он выглядит весьма не дурно, хорош собой, у него карие глаза, которые не смеются, когда смеется он сам. Денег у него много, есть лакеи, и ему доступны любые удовольствия, которые можно купить.

В конце стоит еще немного сказать об идеалах и ценностях обоих героев. Читатель увидит отличия, например, в их отношении к дуэли. Онегин перед дуэлью спит хорошим, крепким сном, зато уже после дуэли, убив Ленского, он испытывает муки совести и долго не может прийти в себя. Печорин наоборот не может долго уснуть перед дуэлью, думая о том, что должно произойти, о смысле своей жизни. Но при этом, Георгий хладнокровно убивает Грушницкого и покидает место событий без всяких угрызений совести.

Таким образом, А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов изобразили «лишних людей» в следующие друг за другом десятилетия, поэтому их герои почти не отличаются друг от друга. Наоборот, эти персонажи лишь являются дополнением друг к другу, отражая действительность и передовые взгляды того времени.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

Знаменитые герои романов М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина являются представителями одного течения в литературе. Оба они иллюстрируют образ “лишнего человека”, “героя” эпохи, когда пресыщенным молодым людям сложно было в полной мере насладиться жизнью, сделать в ней правильный выбор. Авторы вложили в их описание много биографического. Но, несмотря на это, Онегин и Печорин имеют также и много различий в характере и поступках.

Евгений Онегин страдает от так называемой “хандры”. Ничто не интересно молодому человеку, ничто его не влечёт. Смена обстановки, кажется, должна помочь ему в поисках себя, но, приехав в деревню, Онегин лишь ещё больше скучает. Кратковременное увлечение общением с Ленским заканчивается плачевно для последнего. Евгений Онегин, победив на дуэли своего друга-поэта, раскаивается и сожалеет, ему не чуждо человеческое. В отказе Татьяне Лариной молодой человек также проявляет своего рода благородство, честно объясняясь с девушкой. Позже любовь к этой девушке станет для него единственной надеждой на спасение, которого не последует из-за замужества возлюбленной. Онегин снова отправляется странствовать и скитаться, ища своего прибежища в жизни.

Григорий Печорин – такой же тяжелый и неоднозначный персонаж, но в нём сосредоточено (быть может, потому что повествование часто ведётся от первого лица) больше озлобления и жестокости. Молодой человек также имеет успех у девушек, при этом не гнушается играть с чувствами других людей. Из дневников Печорина не трудно понять, что он глубоко одинок и несчастлив. Именно это вынуждает его разрушать чужое счастье, вместо того чтобы создавать собственное. Онегин же томился своей “хандрой”, не изнемогая в стремлении навредить другим людям. Печорин также принимает участие в дуэли с Грушницким. Осознавая низость предательского сговора, организованного против него, герой не сожалеет о произошедшем. Дуэль была проведена, как того требовали правила чести, он не чувствовал за собой вины, в отличие от Онегина.

Заканчиваются истории молодых людей тоже во многом одинаково. Без надежды на счастье они продолжают за ним гнаться, причиняя при этом боль и страдания любимым женщинам. Евгений Онегин оказывается у ног Татьяны Лариной, Григорий Печорин напрасно скачет вслед за Верой. Он загоняет своего коня, но так и не возвращает возлюбленную. Итак, судьбы обоих героев трагичны и вызывают сочувствие, отражая в себе участь подавляющего большинства “героев времени”.

Также читают:

Картинка к сочинению Евгений Онегин и Григорий Печорин сравнительная характеристика

Популярные сегодня темы

Александр Николаевич Островский в пьесе «Гроза» не только рассказывает читателю о взаимоотношениях в семье, о конфликте между поколениями, предательстве, боли, но и достаточно ясно передаёт купечество

В то время, как многие люди восхищаются более величественными и крупными городами, мои душа и сердце навеки принадлежат иному населенному пункту. Возможно, так происходит потому, что именно здесь, в Перми

В 1976 году был написан знаменитый рассказ Виктора Астафьева – «Царь-рыба». Данное произведение раскрывает проблему взаимоотношений человека и природы, охватывает такие темы

Человек в футляре’ – произведение, написанное Антоном Павловичем Чеховым в мае 1898 года. Рассказ впервые увидел свет в журнале ‘Русская мысль’. Произведение написано понятным языком и разделён на маленькие фрагменты

Читайте также:
Благородное негодование и грусть в лирике Лермонтова: сочинение

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях – это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и любви.

Сочинение на тему «Сравнительная характеристика Печорина и Онегина»

Дитя света

Онегин – молодой дворянин, который не нашел смысла своего существования. События, происходящие вокруг него, характеризуют жизнь целого поколения русского общества. Именно под влиянием традиции произошло воспитание молодого человека. Он быстро разочаровывается и стареет душой. Герой романа пользуется тем, что преподносит ему судьба: гуляет по бульварам, посещает балы, веселые пирушки и театральные представления. Казалось бы, чего не хватает молодому и привлекательному дворянину, все есть: ум, внешность, положение. Евгений отходит в сторону от светской жизни, устав от бесполезной суеты.

Евгений живет строго по законам света. Он боится осуждения, высмеивания. Удивительно, что основной сюжет романа разворачивается в тот период, когда юноша подается светскому мнению. Он делает все не так, как хочет его душа и требует сердце. Поступки продиктованы страхом и подчинением правилам, установленным высшей знатью.

Возрождение личности происходит в ходе путешествия по стране. Россия меняет его мировоззрение. Онегин понимает, в каком прекрасном государстве он живет. Он проникает в суть противоречий российского устройства, уходит от высшего света.

Автор не завершает произведение строгим вердиктом. Судьба героя остается открытой. Загадку может разгадать читатель. Каждый по-своему выстроит будущее персонажа. Герой своего времени может поселиться в деревне, скучать и читать. Возможно, перейдет в ряды свободомыслящей части молодежи. Что станет с душой Онегина? Погаснет искра, разгоревшаяся внутри, или погаснет от безответной любви и обиды.

Идеалы и ценности

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина главным образом является сопоставлением внутреннего мира каждого персонажа. Анализ их поведения позволяет понять мотивацию тех или иных поступков. Так, например, различно у героев отношение к дуэли. Онегин накануне крепко спит. Он не воспринимает дуэль всерьез. Однако после смерти Ленского Евгения охватывает ужас и угрызения совести.

Лермонтовский герой, напротив, всю ночь перед дуэлью с Грушницким не спит. Григорий погружен в размышления, он думает о цели своего существования. При этом Печорин достаточно хладнокровно убьет Грушницкого. Он спокойно покинет дуэльную площадку, вежливо откланявшись.

Эгоистичная натура

Печорин – другой герой своего времени. Он постоянно анализирует совершенные деяния. Смотрит на свои поступки с холодным взглядом созерцателя. В душе молодого человека нет покоя. Он ищет свое место в жизни, не замечая, как пагубно влияет на судьбы других. Речь и записи в дневнике доказывают, что Григорий не бесчувственен. Но его действия всегда стоят на границе между добром и безнравственностью, любовь и подлостью. Печорин не хочет портить свою «будущность», хотя подвергает себя смерти и опасностям.

Внешне можно увидеть жестокую натуру, эгоизм персонажа. Евгений не стоит в стороне от жизни, он ее меняет, вмешивается в ход событий. Печорин заставил контрабандистов исчезнуть из города, привел к гибели Грушницкого, вмешался в судьбу Белы, сделал Мери несчастной.

Что будет с ним дальше, чьи судьбы он еще затронет? Загадка.

Наиболее яркие черты персонажей

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина была бы незавершенной без упоминания о самокритичности героев. Первого терзают угрызения совести после дуэли с Ленским. Онегин не в силах оставаться в местах, где случилась трагедия, бросает все и начинает скитаться по свету.

Герой романа Лермонтова признает, что причинил за всю свою жизнь достаточно много горя людям. Но, несмотря на это понимание, Печорин не собирается изменять себя и свое поведение. И самокритичность Григория не приносит никому облегчения – ни ему самому, ни окружающим. Такое отношение к жизни, себе, людям изображает его как «нравственного калеку».

Несмотря на различия Печорина и Онегина, оба они имеют много общих черт. Особо выражена у каждого из них способность прекрасно разбираться в людях. Оба героя являются хорошими психологами. Так, Онегин выделил Татьяну сразу же, при первой встрече. Из всех представителей поместного дворянства Евгений сошелся только с Ленским.

Герой Лермонтова также правильно судит о людях, которые встречаются ему на пути. Печорин дает достаточно меткие и точные характеристики окружающим. Кроме того, Григорий превосходно знает женскую психологию, может с легкостью предсказать поступки дам и, пользуясь этим, завоевывает их любовь.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина позволяет увидеть истинное состояние внутренних миров персонажей. В частности, несмотря на все несчастья, которые каждый из них причинил людям, оба они способны на светлые чувства.

Общее у героев

Разные характеры двух персонажей оставляют их героями своей эпохи. Интересные личности наделены авторами особой силой. ИХ душевные переживания близки современникам, молодежь других столетий находит в них схожие черты. Молодые люди противоречивы и неординарны. Время, в котором им пришлось жить, осталось не понятым. Они не смогли найти в нем применение своим знаниям и способностям. Лишние люди появляются во все эпохи. Выхватить их образ и представить читателю сумели два великих классика. Аристократический лондонский «денди» Онегин обретает новые личностные качества, осознав пагубность влияния высшего света. Самодержавный режим обрекает Печорина на трагическое существование человека с пылкой душой.

Персонажи двух романов приближают к читателям жизнь 19 века. Художественные произведения передают эпоху так ярко и реально, что можно согласиться с литературоведами, называющими их энциклопедиями.

Написать сочинение «Онегин и Печорин герои своего времени» можно, если разобраться в глубине понятия «лишний человек». Предложенный материал станет помощью и подсказкой.

Что общего у персонажей?

Сравнение Онегина и Печорина следует начинать с анализа черт характеров героев. Оба персонажа весьма критичны по отношению к людям и жизни. Понимая пустоту и однообразие своего существования, они проявляют недовольство собой. Их угнетает окружающее положение и люди, погрязшие в клевете и злобе, зависти.

Разочаровавшись в обществе, герои впадают в меланхолию, начинают скучать. Онегин для удовлетворения своих духовных запросов пытается начать писать. Но его быстро утомляет «упорный труд». Чтение также ненадолго увлекает его.

Читайте также:
Музыка сердца в лирике М. Ю. Лермонтова: сочинение

Печорин тоже достаточно быстро утомляется от любого начатого им дела. Однако, попав на Кавказ, Григорий все же надеется, что под пулями скуке места не будет. Но и к военным действиям он привыкает очень быстро. Наскучили лермонтовскому персонажу и любовные приключения. Это можно увидеть в отношении Печорина к Мери и Бэле. Добившись любви, Григорий быстро теряет к дамам интерес.

В чем еще сходство Печорина и Онегина? Оба героя эгоистичны по натуре. Они не считаются ни с чувствами, ни с мнениями других людей.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

Знаменитые герои романов М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина являются представителями одного течения в литературе. Оба они иллюстрируют образ «лишнего человека», «героя» эпохи, когда пресыщенным молодым людям сложно было в полной мере насладиться жизнью, сделать в ней правильный выбор. Авторы вложили в их описание много биографического. Но, несмотря на это, Онегин и Печорин имеют также и много различий в характере и поступках.

Евгений Онегин страдает от так называемой «хандры». Ничто не интересно молодому человеку, ничто его не влечёт. Смена обстановки, кажется, должна помочь ему в поисках себя, но, приехав в деревню, Онегин лишь ещё больше скучает. Кратковременное увлечение общением с Ленским заканчивается плачевно для последнего. Евгений Онегин, победив на дуэли своего друга-поэта, раскаивается и сожалеет, ему не чуждо человеческое. В отказе Татьяне Лариной молодой человек также проявляет своего рода благородство, честно объясняясь с девушкой. Позже любовь к этой девушке станет для него единственной надеждой на спасение, которого не последует из-за замужества возлюбленной. Онегин снова отправляется странствовать и скитаться, ища своего прибежища в жизни.

Григорий Печорин — такой же тяжелый и неоднозначный персонаж, но в нём сосредоточено (быть может, потому что повествование часто ведётся от первого лица) больше озлобления и жестокости. Молодой человек также имеет успех у девушек, при этом не гнушается играть с чувствами других людей. Из дневников Печорина не трудно понять, что он глубоко одинок и несчастлив. Именно это вынуждает его разрушать чужое счастье, вместо того чтобы создавать собственное. Онегин же томился своей «хандрой», не изнемогая в стремлении навредить другим людям. Печорин также принимает участие в дуэли с Грушницким. Осознавая низость предательского сговора, организованного против него, герой не сожалеет о произошедшем. Дуэль была проведена, как того требовали правила чести, он не чувствовал за собой вины, в отличие от Онегина.

Заканчиваются истории молодых людей тоже во многом одинаково. Без надежды на счастье они продолжают за ним гнаться, причиняя при этом боль и страдания любимым женщинам. Евгений Онегин оказывается у ног Татьяны Лариной, Григорий Печорин напрасно скачет вслед за Верой. Он загоняет своего коня, но так и не возвращает возлюбленную. Итак, судьбы обоих героев трагичны и вызывают сочувствие, отражая в себе участь подавляющего большинства «героев времени».

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина – сочинение с таблицей сходств

Два персонажа произведений русских классиков отнесены к «лишним людям». Сравнительная характеристика Онегина и Печорина позволяет найти схожие черты и выделить различие персонажей.

Таблица сходства героев

«Долгами жил его отец»

Особое отношение к одежде. Он следит за модными тенденциями и знает, чем живет свет. Именно поэтому одет как «dandy» лондонский, то есть, стильно и современно

«Родился на брегах Невы»

«…вы, победители петербургские»

Евгений и Григорий посещают балы и светские вечера. Их окружение – забавы и наслаждения, которыми заняты «дети роскоши». Удовольствия, которые покупались за деньги, им доступны. Они пользуются дарами бешено, увлеченно. Онегин познает законы страсти нежной так же успешно, как и Печорин. Молодые люди уверенно лицемерят женщинам. Читатель замечает ум мужчин: у Евгения он «резкий охлажденный», Печорин умнее двоих. Герои романов устали от женских отношений, романов и опустели душой. Им обоим надоели светские развлечения, науки и книги. Утомленные от общения, молодые люди зевают, скучают и теряют интерес к жизни. Еще одно сходное качество характера – эгоизм. Евгений и Григорий любят только себя, их заботят собственные чувства, переживания других остаются где-то за стеной. Нет у персонажей желания женитьбы. Супружество в их понимании мука, оно убивает страсть, уничтожает любовь. Авторы признаются читателям, что их персонажи несчастны, причем причины несчастья в них самих.

Образ Мцыри в поэме Лермонтова – описание для сочинения по теме

Сравнение Печорина и Онегина требует выяснения отличающихся черт характера и жизни героев. Печорин служит в действующей армии, он офицер. Онегин не мог заниматься службой, поэтому у него нет определенного дела, которому он предан. Евгений чаще угрюм и сосредоточен, Печорин – умеет веселиться и смешить публику. Онегин может целый день играть в бильярд сам с собой. Печорина отвлекает охота. Он один идет «на кабана», целый день, ни взирая на погоду, выжидает добычу. Дождь, холод, ветер не пугают заядлого охотника. Это качество доказывает отношение персонажей к природе. Печорина она отвлекает, он забывается от проблем, любуясь голубым небом, южным солнцем, шумным потоком, утесами и кудрявыми горами. Грозы, бури, непогоды нужны мужчине, его жизнь – это постоянная смена природных стихий. Онегин не замечает красоты пейзажей, они навевают на него сон и апатию.

Разные у молодых людей и литературные предпочтения. Онегин читает труды по экономике, рассуждает о способах финансового укрепления страны. Печорин увлекается сюжетами произведений Вальтера Скотта. Он погружает в волшебный мир вымысла и приключений.

Онегин и Печорин – исключительные «лишние» личности. Написать сочинение «Сравнительная характеристика Онегина и Печорина» поможет предложенный материал.

СочиненияИстория любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского – сочинение о романтических отношениях

СочиненияДрузья ли Онегин и Ленский? (причины дружбы)

Читайте также:
Что же представляет собой роман «Герой нашего времени»: сочинение

Сравнение Печорина и Онегина

Роман в стихах А. Пушкина «Евгений Онегин» и прозаическое произведение Лермонтова «Герой нашего времени» разделяет небольшой временной интервал. Первое произведение создано в 1823—1830 годах, второе – в 1938-40гг. А роман «Княгиня Лиговская», в котором также фигурирует Григорий Александрович Печорин, создан еще раньше. Можно считать главных литературных героев этих произведений – Онегина и Печорина современниками.

В этой статье попробуем провести сопоставление между этими литературными героями, в сравнительной характеристике Онегина и Печорина определить их сходные и различные черты.

Что общего между Печориным и Онегиным

Оба литературных героев принадлежат к дворянскому сословию. В описываемый момент они почти ровесники. Литературная критика причислила их к «лишним» людям. Что в отношении к Печорину не совсем справедливо. И у того, и у другого накоплен солидный опыт светской жизни, они чувствуют себя разочарованными, считают себя познавшими людей и свет. Пушкин пишет об Онегине:

Печорин не лицемерил. Напротив, он был излишне прямолинейным, и тем наживал себе врагов.

Различия в жизненных условиях

Пушкин подробно описывает характер, занятия, образование Евгения Онегина, но ни словом не обмолвился о его внешности. Скорее всего, он был весьма привлекательной наружности. Не столь различны меж собой – это Пушкин говорит о Ленском. Значит можно сделать вывод, что ростом, наружностью Онегин был схож с Ленским, о котором мы знаем, что у него были черные волнистые волосы. Онегин «острижен по последней моде» и тоже, скорее всего, был темноволосым и кареглазым мужчиной.

О внешности Печорина Лермонтов дал подробное описание:

Евгений Онегин родился в Санкт-Петербурге, получил домашнее образование. В своей семье он – единственный сын и наследник. Григорий Печорин родился и прожил до 19 лет в Москве. У него есть сестра Варенька и мать Татьяна Петровна. Он обучался в пансионах и в Московском университете. Но ученик он был хоть и способный, но нерадивый. Он не явился на выпускные экзамены, потому что в этот момент влюбился в Веру Р, на тот момент бывшую еще девицей.

Когда обе семьи — Печорины и Р. – получили приглашение общей родственницы приехать в подмосковное имение, Печорин обманул мать и пропустил экзамены. Родственники решили, что его следует отдать в юнкерскую школу, но Жорж уговорил маменьку отпустить его в Н-ский полк. Таким образом, различие между героями наблюдается в воспитании и образовании.

Онегин педантичен, по несколько раз меняет наряды, следит за своей внешностью

Печорин не столь щепетилен к нарядам, но аккуратен и чистоплотен. Он служит, несмотря на наличие неплохого состояния. У его родителей в общей сложности 2 тысячи душ в трех губерниях: Саратовской, Воронежской и Калужской. По этой причине причислять его к лишним людям преждевременно. Он добросовестно выполняет свои обязанности. Он храбрый, ловкий. В 23 года он – офицер.

Отец Онегина при жизни жил на широкую ногу, и умер, оставив сыну одни долги. Но дядя Евгения оставил ему в наследство деревню, в которую он приехал, получив письмо от управляющего. В какой-то момент жизни в деревне показалась ему новой, необычной, но очень скоро он и здесь заскучал.

По складу ума Печорин был авантюристом, искателем приключений.Ему скучать некогда. Его жизнь наполнена опасностями. Хотя и он в какой-то степени чувствует себя пресыщенным. Печорин имел склонность к сатире. В «Княгине Лиговской» есть такое описание:

Онегин никогда нигде не служил. Вся его жизнь до приезда в деревню заключалась в том, чтобы следить за собой, посещать светские мероприятия и кружить женщинам головы. Он плыл по течению жизни, не пытаясь что-то коренным образом в ней изменить. Его звали на балы, он ехал, ему написал управляющий, он приехал в деревню и там поселился. Вызов на дуэль он получил от более решительного друга. Он чувствовал, что дуэль эта полная нелепость, но у него не хватило духу ее остановить. Онегин стрелял, почти не целясь. Гибель Ленского стала роковой случайностью.

Совсем иначе ведет себя на дуэли Печорин. Правда, в его ситуации обстоятельства были совсем иными. Он до последнего ждал, что Грушницкий извинится. Не дождался. Стрелял максимально прицельно, на поражение.

Сходство обоих литературных героев – и Онегина, и Печорина заключается в том, что оба они – манипуляторы. Они получают удовольствие от манипулирования людьми, не задумываясь о последствиях. Онегин любил женщин, но как черт ладана боялся брака. Он понимал, что с Татьяной играть нельзя, подобно тому, как он заигрывал с женщинами замужними. Он не пытался влюбить в себя Татьяну. Это произошло независимо от него. Но он поспешил отвергнуть ее любовь и больше в имение Лариных не ездил.

Печорин был более жестоким. Он влюблял в себя юных барышень. Подобно тому, как влюбил в себя Мери и потом жестоко отверг ее. Он влюбил в себя Беллу на спор. Правда, Белла ему нравилась, но поступил он с нею, как с красивой игрушкой. Сначала подбил ее брата выкрасть ее из дома, соблазнил ее, но вскоре начал скучать рядом с нею. И если Белла не погибла бы, скорее всего, он бы ее оставил, уехав «по делам служебным».

В жизни Печорина была любовь с юности. Это Вера. И похоже, что любовь к ней теплилась в его душе все время двух ее замужеств. У Онегина любовь оказалась поздняя.

Чем похожи Онегин и Печорин? Только тем, что дворяне, молоды, флиртуют с женщинами. Но так жила большая часть российского дворянства. Белинский считает Печорина Онегиным нашего времени. Сходные условия, похожие обстоятельства жизни порождают сходство характеров. Люди в похожих ситуациях в большинстве своем ведут себя одинаково.

Лермонтов ставит своего героя в более сложное положение. Действие Евгения Онегина развивается в спокойной деревне, где можно даже не общаться с соседями. Онегин плывет по течению. Печорин постоянно оказывается в сложных, критических обстоятельствах, в опасности, угрожающей его жизни. В конце концов, Печорин погибает в Персии. Печорин пытается бороться с жизнью, плыть против течения. Это также отличает его от пушкинского героя.

Читайте также:
Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа: сочинение

Что такое проблематика романа? Проблематика — это…

Тема — это основа произведения, его содержание; изображенные события и явления, которые исследует и оценивает автор.
Тема может появляться в художественных произведениях многих писателей, она не является единой для определенного направления или рода литературы.

Тема произведения неразрывно связана с его идеей. М. Горький Писал, что «тема – это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно, и, требуя воплощения в образах, возбуждает в нем позыв к работе ее оформления».

Тема
Главная Частная Вечная
Тема, определяющая единство художественного произведения, т.е та, без которой повествование потеряло бы связующую часть. (Тема семьи в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети», изображение столкновения двух разных эпох). Тема, не являющаяся основой произведения. Она может показывать разные стороны главной темы. (Показ семейных отношений представителей двух разных эпох. Базаров и его родители, Аркадий и его семья в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети») Темы, общие для всей мировой литературы. Тема отцов и детей, любви, смерти, войны.
И главная, и побочная темы в совокупности составляют тематику художественного произведения.

Что такое «Проблема в литературном произведении»

ПРОБЛЕМА в литературном произведении — качество его содержания и формы, выделение какого-то их аспекта, акцент на нем, интерес, во многом определяющий тип читательского восприятия. А.С. Пушкин в конце января 1825 г. писал А.А. Бестужеву о “Горе от ума” А.С. Грибоедова: “Цель его — характеры и резкая критика нравов”. Здесь под словом “цель” имеется в виду то, что сейчас называется проблематикой, главным предметом художественного интереса.

По одной из теорий, проблематика — одна из “сторон” идейного содержания наряду с тематикой и “идейно-эмоциональной оценкой жизни”, а именно “идейное осмысление писателем тех социальных характеров, которые он изобразил в произведении. Осмысление это заключается в том, что писатель выделяет и усиливает те свойства, стороны, отношения изображаемых характеров, которые он, исходя из своего идейного миросозерцания, считает наиболее существенными”. Эта механистическая концепция — следствие признания сущности искусства не эстетической, а идеологической.

Проблема может реализовываться на разных уровнях произведения. Так, философская проблематика “Моцарта и Сальери” Пушкина — качество идейно-эстетического содержания этой маленькой трагедии. Для читателя в принципе не столь важно, действительно ли А. Сальери отравил BA. Моцарта в 1791 г. (Пушкиным дата не указана), важны два особенных характера, две резко различные жизненные позиции. Известные имена здесь нужны ради экономии художественных средств: нет необходимости объяснять, что один из персонажей — гений, а второй — только талант. Ho для любого художественно-исторического произведения принципиально важно, что оно о Петре Первом, или Суворове, или Дмитрии Донском и о реальных событиях, с ними связанных. Здесь собственно историческая проблематика проявляется на уровне темы и образного мира произведения. Для русской классики особенно характерны различные социальные и социально-психологические проблемы.

В “Трех мушкетерах” А. Дюма-отца есть ряд персонажей, носящих исторические имена, но имеющих мало общего с их реальными прототипами. Это роман не исторический, а приключенческий, и авантюрность на уровне сюжета — аналог проблемы в собственном смысле, поскольку тематическое и идейно-эстетическое содержание в данном случае менее существенно, чем сюжет. В детективных же произведениях зачастую показываются несложные события, весь интерес состоит в раскрытии их секрета, в процессе этого раскрытия. Здесь — некий аналог проблемы, реализуемый на уровне фабулы.

Ho в основном литературоведы, говоря о проблеме, имеют в виду содержательное качество, принадлежность высокой литературы (включая классику), ее и называют проблемной; другие “литературные ряды” с точки зрения проблематики определяются труднее, часто это мнимо проблемные произведения, когда и автору, и читателю все в основном заранее понятно и известно, творческий поиск отсутствует. По другим, эпохального масштаба, мировоззренческим, причинам проблемности нет в литературной архаике, героическом эпосе, где все решено изначально. Проблемность в искусстве появляется тогда, когда можно один и тот же предмет толковать по-разному. В традиционалистских литературах, до классицизма включительно, известны были персонажи и сюжетные схемы, но в рамках канона нужно было предложить новую трактовку известного материала. В этом и состояла проблема для художников.

Идеямысль, определяющая содержание произведения. Она неотделима от образной системы и от формы.

Идея может заключать мысль о необходимости переустройства общества (А. С. Грибоедов «Горе от ума»), о притягательности и одновременно бренности человеческой власти («Царь Эдип» Софокл).

Идея может быть выражена писателем в его авторской позиции, а может и вовсе не прозвучать. В контексте этого, В . Белинский о. Идею можно толковать по разному, в этом и состоит ее главная особенность.

Объяснение и примеры

Тема, идея и проблема — это основа содержания литературного произведения.

В каждом литературном произведении мы можем выявить и обозначить главную тему.

Пример

Тема «Капитанской дочки» Александра Сергеевича Пушкина — восстание крестьян, которое возглавлял Емельян Пугачёв.
При этом важно понимать, что параллельно с основной темой может разворачиваться и ряд второстепенных.

Пример

Среди второстепенных тем в той же «Капитанской дочке» мы можем назвать, в частности, взаимоотношения между представителями высшего сословия (Пётр Гринёв) и крепостными (Савельич).
И если главная тема обычно одна, то второстепенных может быть сколько угодно.

Проблематика

Каждая тема в литературном произведении предполагает соответствующую проблему, то есть вопрос, который автор ставит перед собой и читателем. И ответом на этот вопрос для автора станет всё произведение в целом.

Пример

Проблема воспитания в комедии «Недоросль» Фонвизина решается осмеянием невежества и торжеством образованности.
Проблематика может быть:

  • нравственной;
  • психологической;
  • социальной;
  • философской.
Читайте также:
Смерть поэта, Поэт и Пророк: сочинение

Важно также помнить, что эти проблемы не являются взаимоисключающими: они все могут сочетаться в проблематике отдельно взятого литературного произведения.

Пример

Роман Достоевского «Преступление и наказание» включает все указанные разновидности проблем:

  • анравственная (возможность причинить вред одному ради блага многих);
  • психологическая (выбор человеком своего пути);
  • всоциальная (противопоставление нищих и богачей);
  • философская (добро и зло, вера и отрицание).

При этом мы можем говорить о главенстве философской проблематики в этом романе, ведь, по сути дела, главные вопросы «Преступления и наказания» относятся именно к сфере философии.

Поскольку идея является главной мыслью произведения, для её выявления необходимо тщательно и разносторонне проанализировать весь текст.

Пример

Ведущая идея «Слова о полку Игореве» — необходимость единения Руси и прекращения междоусобиц. Эта идея выражена не только в проблематике, но и в каждом образе: князя Игоря (его безрассудное решение), Ярославны (глубинная скорбь), князя Святослава (мудрость), а также в композиции («Золотое слово Святослава» как композиционный ).

Авторская позиция

Необходимо уяснить, что авторская позиция очень редко предстаёт в литературном произведении в виде прямого вывода. И если, к примеру, в баснях Ивана Андреевича Крылова мы можем увидеть выражение авторской позиции в тексте (в виде прямого вывода — морали), то в большинстве произведений нам придётся сначала рассмотреть тематику и проблематику, выявить идею, а уже потом говорить о мнении автора по тому или иному поводу.

При оценке авторской позиции нужно ответить на вопрос, объективен был автор в оценке действительности или субъективен.

Как определить тему, проблематику и идею литературного произведения

  • Спросите себя, что стало главным информационным поводом создания этого произведения. Ваш ответ определит тему.
  • Подумайте, что в этой теме особенно интересовало автора: нравственные вопросы (добро и зло, сочувствие и жестокость и пр.);
  • психология персонажей (их образ мыслей, душевный склад);
  • социальные проблемы (сословное неравенство, угнетение чело века человеком);
  • философский аспект (происходящее в литературном произведении с точки зрения смысла жизни).

Выбранный вами вариант ответа выявит проблематику.

Проблематика

Проблематика — это круг поставленных автором проблем в произведении. Проблема — это вопрос, требующий разрешения.

Виды проблематики:
  • социально — политическая (отражение общественных проблем эпохи в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в произведении А. И. Куприна «Ленин»)
  • нравственно — этическая (нравственные проблемы, религиозные темы (проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»))
  • национально — историческая (проблема национальной судьбы, изображение национального характера; произведения: «Клеветникам России» А. С. Пушкина, «Василий Теркин» А. Т. Твардовского).
  • философская ( проблема жизни и смерти, поиска смысла жизни, поиск истины; произведения: «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и «Пир во время чумы» А. С. Пушкина, «Изречение Мельхиседека» К. Н. Батюшкова, «Природа — сфинкс…» Ф. И. Тютчева)

Понятие проблематики произведения

Термин «проблема» в литературоведении имеет значение, сходное с тем, в котором он применяется в различных научных областях – проблемой называется практический или теоретический вопрос, требующий исследования, разрешения.

В литературоведческих работах встречается следующее определение проблематики.

Проблематика – это осмысление писателем социальных характеров, заключающееся в том, что писатель выделяет и усиливает те свойства, которые он считает особенно существенными, исходя из своего идейного миросозерцания.

Другими словами, под проблематикой литературного произведения понимается область понимания, осмысления писателем отраженной реальности. Это сфера, где проявляется авторская концепция человека и мира, запечатлеваются переживания и размышления писателя, где тема исследуется под определенным углом зрения. Читателю на уровне проблематики предлагается диалог, обсуждается та или иная система ценностей, поднимаются вопросы, приводятся художественные аргументы за либо против какой-либо жизненной мироориентации.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Проблематика произведения 420 руб.
  • Реферат Проблематика произведения 250 руб.
  • Контрольная работа Проблематика произведения 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Можно сказать, что проблематика является центральной частью художественного созерцания, так как именно в ней, как правило, заключается то, ради чего читатель обращается к произведению, а именно неповторимый авторский мир. проблематика произведения требует от читателя повышенной активности. Если читатель воспринимает тему как данность, то относительно проблематики у него могут и должны возникать свои собственные соображения, размышления, переживания, согласие или несогласие, которые направляются размышлениями и переживаниями автора, но не являются целиком тождественными им. Согласно идее М.М. Бахтина о специфическом познании художественного содержания как диалоге между писателем и читателем, эта идея в наибольшей степени относится к проблематике произведений.

Проблематика, в отличие от тематики, является субъективной стороной художественного содержания, в связи с чем в ней максимально проявляется самобытный авторский взгляд на мир, авторская индивидуальность, нравственное отношение к предмету. Часто произведения нескольких авторов написаны на одну и ту же тему ввиду ограниченности тем, однако нет двух писателей, чьи произведения полностью совпали бы по проблематике.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Своеобразие проблематики является визитной карточкой автора. Например, практически нет поэта, который бы не коснулся темы поэзии. Однако проблемы, связанные с этой темой, у разных поэтов различаются. Так, А. С. Пушкин рассматривал поэзию как «служенье муз», Лермонтов подчеркивал гордое одиночество поэта. Некрасов поднимал вопрос об общественной полезности поэтической деятельности, о гражданственности поэтического творчества. Блок считал поэзию выразительницей и истолковательницей мистических тайн бытия. Для Маяковского поэзия была своего рода «производством», он первым из поэтов ставил вопрос «о месте поэта в рабочем строю». Таким образом, при единстве темы у каждого из авторов проблематика субъективна и индивидуальна.

Центральная проблема романа

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является итоговым произведением творчества писателя. В нем нашли отражения проблемы, глубоко волновавшие автора, а также его современников. Их спектр крайне широк, это обстоятельство определило глубокую и серьезную проблематику, сложную жанровую природу романа, а также особенности его композиции.

Читайте также:
Поэма М. Ю. Лермонтова Мцыри как романтическое произведение: сочинение

Центральная проблема романа, по определению В. Г. Белинского, — «важный вопрос о внутреннем человеке, вопрос, на который откликнулся век». Однако, несмотря на то, что проблема «внутреннего человека» является главной в произведении, она тесно связана с исторической обстановкой, которая характерна для времени действия в романе и для времени его написания, поскольку лермонтовский герой является современником писателя.

Лермонтовский роман глубок и сложен по своей проблематике. Поставленные в нем вопросы имеют социальный, или общественный, нравственный, а также философский характер. Основные проблемы, которые поднимает автор романа «Герой нашего времени»: проблема смысла жизни, проблема предопределения человеческой судьбы и свободы выбора, проблема современного автору поколения, «скитающегося по земле без убеждений и гордости», проблема общественного и личного долга, проблема дружбы и любви и многие другие.

При всем многообразии тем романа, центральной проблемой произведения является вопрос о «внутреннем человеке», а основное авторское задание заключается в том, чтобы узнать и понять «историю души человеческой», которая «едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».

Обращает на себя особое внимание своеобразие композиции романа, она выбрана М. Ю. Лермонтовым в соответствии с авторским заданием: узнать и понять «историю души человеческой».

Особенность композиции лермонтовского романа заключается в следующем: состоящий из отельных глав, роман, тем не менее, является удивительно цельным, поскольку его части объединены одним героем и единой авторской мыслью. В романе главы располагаются не в той последовательности, в которой могли бы происходить описываемые в нем события в жизни героя. Так, о смерти Печорина по дороге из Персии читатель узнает в предисловии к «Журналу Печорина», а после него следуют главы, повествующие о жизни героя на Кавказе: «Тамань», «Княжна Мери» и «Фатал

Подобная необычная композиция выбрана М. Ю. Лермонтовым не случайно, она направлена на раскрытие образа главного героя, его характера, помогает автору сначала заинтересовать читателя личностью Печорина, а затем постепенно раскрыть перед ним загадку этой личности. В первой повести романа «Бэла» о Печорине мы узнаем благодаря Максиму Максимычу, человеку, далекому от героя по своему социальному происхождению, темпераменту и возрасту, поэтому штабс-капитан только указывает на особенности «героя своего времени», но не может их объяснить. Благодаря этому Печорин предстает в повести перед читателем в образе загадочного романтического героя, который бесстрашно идет на кабана, но в то же время вздрагивает от стука оконной ставни.

Завесу тайны личности Печорина в путевом очерке «Максим Максимыч» приоткрывает перед нами странствующий офицер, который является представителем одного поколения и социальной среды с лермонтовским героем. Рассказчик дает психологический портрет Печорина, пытаясь объяснить особенности его характера физиологическими особенностями.

Однако узнать «историю души человеческой», найти и понять «внутреннего человека», делая исключительно предположения о нем со стороны, не возможно. Поэтому в последующих главах романа, которые составляют «Журнал Печорина», М. Ю. Лермонтов передает авторство главному герою. Повествование в «Тамани», «Княжне Мери» и «Фаталисте» ведется от первого лица, особенно примечательна в этом плане повесть «Княжна Мери», которая имеет форму личного дневника. В нем Печорин исследует особенности своей натуры, собственные пороки, а также пороки окружающих и механизм человеческих взаимоотношений. Герой ставит перед собой и пытается найти ответы на вопросы социального, нравственного, а также философского характера.

Среди предшественников М. Ю. Лермонтова в мировой литературе можно назвать французских романистов Шатобриана, Константа и Мюссе («Исповедь сына века»), создавших незадолго до появления лермонтовского произведения на полотне психологического романа историю героя своего времени.

Проблемы в романе «Мастер и Маргарита»

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» до сих пор остается не разгаданным до конца, волнует воображение читателя, не дает покоя критикам. Широта проблематики произведения впечатляет. Уникальность проблематики в том, что все проблемы завязаны на одной главной, обозначенной в эпиграфе, – проблеме добра и зла, если говорить шире – света и тьмы. Говорим ли мы о нравственных терзаниях героев, постоянной необходимости взвешивать и делать выбор, о проблеме любви и одиночества, все зависит от того, какую сторону принимает герой – свет или тьму, добро или зло.

Проблема выбора

Каждый участник действий, разворачивающихся в Москве 30-х годов или в историческом романе, написанном Мастером, стоит перед проблемой выбора. Каждый на своем уровне. Позариться на деньги, падающие с неба, квартиру соседа или остаться порядочным человеком. Даже эпизодические персонажи постоянно решают, быть или не быть, взять или не взять. Мелочные подленькие проявления все больше погружают мир во тьму. На уровне героев первого плана происходят главные сражения тьмы и света, от выбора здесь зависит не временное благополучие, а жизнь и смерть, судьба, любовь, торжество истины.

Мастер

Так, Мастер, отказавшись от борьбы за свое детище, за роман всей его жизни, от борьбы за любовь, делает свой выбор и оказывается в психбольнице. Но и здесь он остается Мастером, передавая свои знания, опыт, смирение, мудрость молодому поэту, переворачивая его мировоззрение. Из больницы Иван Бездомный выйдет совсем другим человеком и понесет в мир свет, добро. Он свой выбор уже сделал.

Маргарита

Маргарита – женщина, измученная тоской, одиночеством, отсутствием любви – получает все, о чем мечтала, на что уже не надеялась, встретив Мастера. С этого момента каждую минуту ей приходится делать выбор. На бытовом уровне – смена роскошных апартаментов на подвальное помещение, измена мужу, даже авантюрное предложение от Азазелло – выбор дается героине легко, потому что она ведома любовью. Все, что дает ей шанс быть рядом с любимым, не подвергается сомнению и принимается без оглядки.

Главное испытание Маргариты – бал сатаны. Согласиться быть королевой бала – не самое страшное, что предстояло женщине. Выбор – просить для себя или для несчастной Фриды – рубеж, который решил все. Нравственный выбор героини был вознагражден.

Читайте также:
Поэма М. Ю. Лермонтова Мцыри как романтическое произведение: сочинение

Понтий Пилат

Выбор этого героя – спасти Иешуа, погубив себя, или казнить бродячего философа, отодвинув тем самым собственные проблемы, – одна из кульминаций всего романа. Именно на этом поле боя свет и тьма, добро и зло, совесть и бесчестие, сошлись лицом к лицу в своих высших проявлениях. Страх и слабость прокуратора не позволили ему сделать выбор по совести, навсегда лишив его покоя при жизни и еще на две тысячи долгих лет после смерти.

Есть в романе герои, освобожденные от необходимости принимать решения. Это те, кто знает Истину, служит ей. Иешуа Га-Ноцри несет истину людям, проповедуя добро. Однажды сделанный им выбор определяет его дальнейшую судьбу, поэтому без колебаний он принимает все, что ему уготовано. Как ни странно, той же истине служат высшие силы Тьмы в лице Воланда и его свиты. Парадоксальность роли сатаны и его спутников обозначена еще в эпиграфе к роману: «…вечно хочет зла и вечно совершает благо». Служителям Истины не надо делать выбор, потому что они орудие в ее руках.

Нравственные проблемы

Нравственная сторона поступка, слова, выбора как основа человеческого существования подчеркивается в произведении на всех уровнях. В историческом романе Мастера центральные фигуры с точки зрения проблемы нравственности – это не только Понтий Пилат, но и Иуда из Кириафа. Очень красивый молодой человек обуревает двумя страстями. Он встречается с замужней женщиной, но больше всего он любит деньги. Безнравственность в ценностях и отношениях приводят молодого человека к предательству, подлости и гибели.

В романе четко прослеживается линия возмездия за сделки с совестью. Кто-то лишается жизни, кто-то ума, кто-то покоя. Безнравственность рядовых москвичей нарисована общими красками, например, зрительская масса в зале варьете, или имеет портретное описание: пустая болтовня Бенгальского, алчность Андрея Фокича – простого буфетчика, корысть Алоизия Могарыча. Каждый из них понес свое наказание.

Население Москвы 30-х годов, погрязшее в воровстве, зависти, доносительстве, подлости, лизоблюдстве, вызывает отвращение не только у Воланда, но и у читателей романа. Но насколько стали лучше люди XXI века по сравнению с согражданами, жившими сто лет назад? Стали ли мы добрее, совестливее? Именно этот вопрос должен волновать читателей и 100, и 200 лет спустя после написания романа.

Проблема творчества

Все грани проблемы творчества раскрываются в романе на примере трех ярких образов. Номенклатурная богема, бюрократия, бездарность, пошлость воплощаются в общей картине Дома литераторов и ярком портрете Берлиоза, председателя Массолита. Цель этого псевдотворческого болота – отхватить побольше, удержать покрепче. А чтобы дух свободного писательства не поколебал завоеванных интригами позиций, молодых литераторов следует поставить на те же рельсы: восхищаться, восхвалять, воспевать.

Иван Бездомный – тот редкий представитель «творческой» молодежи, кому посчастливилось, правда, при активной помощи нечистой силы, прозреть, оценить свое творчество и прикоснуться к истинным ценностям. Став учеником Мастера, молодой поэт не сможет творить по заказу, выполнять план, как его бывшие товарищи по писательскому цеху.

Высшее проявление творческого начала – Мастер. Для него роман – это не путь к славе, положению, деньгам. Мастер изначально знает, что этот роман наоборот лишит его всех возможных благ: не укладывается он в общую концепцию Массолита. Роман для Мастера – смысл жизни, сама жизнь.

Проблема любви

Линия главных героев, Мастера и Маргариты, – это тема всеобъемлющей, самоотверженной и бескорыстной любви. Только встретив друг друга, он, успешный писатель, и она, не знающая ни в чем отказа жена очень обеспеченного специалиста, обрели смысл жизни. Герои поняли, что такое счастье, перестали быть одинокими при былой успешности. Только после того, как любовь поразила их обоих, они начали жить, словно до этого жизни вовсе не было.

Великий дар проходит великие испытания. Расставание, безвестность о судьбе любимого человека не погасили любви Мастера и сподвигли Маргариту на отчаянную борьбу. Отстаивая право на счастье, Маргарита пережила угрызения совести перед мужем, который не виноват в том, она встретила свою любовь, пошла сделку с дьяволом, вынесла невероятные физические муки на балу у сатаны. Роман – гимн любви, яростной и милосердной, верной, вечной. Имена главных героев стали символом людей, которых не в силах разлучить даже смерть.

Проблема одиночества

Проблема одиночества – одна из магистральных в романе. Центральные образы этой темы – Понтий Пилат, Маргарита, параллельные линии Иешуа и Мастера, Левия и Бездомного. Каждый из них, находясь в гуще исторических событий, в окружении людей, чувствует оторванность от мира, чуждость всему, неприкаянность, даже бездомность.

Понтий Пилат – временщик, ему неуютно в роскошном дворце. Единственное живое создание, кому он может доверить свой сон, – собака. Одиночество увидел Мастер в глазах женщины с желтыми цветами в руках. Сам Мастер до встречи с Маргаритой был настолько одинок, что даже не припомнит имени бывшей жены. Иешуа, бродяга-философ, не помнит своего отца, у него нет соратников, единомышленников. Лишь Левий Матвей следует за ним тенью – еще один странник без роду и племени. Апогей этой бездомности – Иван Понырев, взявший себе красноречивый псевдоним. Бездомна послереволюционная Россия, пережившая гражданскую войну, которая разрушила семейные связи, кровные узы. Эта бездомность озлобила граждан, одних толкала на хитрость, других на подлость. Не зря Воланд заметил, что «квартирный вопрос» испортил москвичей.

М.А. Булгаков оставил потомкам в назидание роман-исповедь, роман-откровение, роман-пророчество, главные проблемы которого всегда будут актуальны. Вечная борьба добра и зла, света и тьмы будет многие поколения москвичей и других граждан мира проверять на веру, совесть, честь, верность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: