Что роднит Печорина с горцами? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»): сочинение

Сочинение: Печорин и горцы в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.

Лермонтов “Герой нашего времени”

Роман «Герой нашего времени» – первый русский психологический и реалистический роман в прозе. В центре произведения – «история души человеческой». Лермонтов исследует мысли, порывы, причины и последствия поступков такой сложной личности, как Печорин. В каждой главе автор показывает различные стороны психической жизни героя, рассматривает проявление его инстинктов, страстей, воли, духа, разума. Остальные действующие лица оттеняют характер Печорина – по контрасту и по сходству – и иллюстрируют его размышления о людях.
В «Бэле» показаны горцы – люди страсти в чистом виде. Азамат, Казбич – действенные, волевые, решительные, порывистые натуры. Печорин имеет много общего с этими персонажами.

У горцев Азамата и Казбича наследственная традиционная страсть к лошадям. «В первый раз, как я увидел твоего коня… в моей душе сделалось что-то непонятное, и с тех пор все мне опостылело… Я умру, Казбич, если ты мне не продашь его! – сказал Азамат дрожащим голосом». Так порабощен своим желанием иметь чудесного коня пятнадцатилетний мальчик. Взрослый горец переживает такие же сильные чувства. Вот как он рассказывает о погоне казаков за его Карагезом, в то время как сам он был вынужден притаиться на дне оврага: «… я слышал, как они бросились ловить моего коня. Сердце мое облилось кровью…» Потерю любимого коня Казбич воспринимает как трагедию: он «… повалился на бок и зарыдал, как ребенок…» Максим Максимыч, потрясенный силой страданий горца, сочувственно рассказывает, как Казбич «… никого не замечал… лежал себе ничком, как мертвый. Поверите ли, он так пролежал до поздней ночи и целую ночь. » Как и «дети природы», Печорин тоже способен страстно увлечься. Он действительно полюбил Бэлу, а после ее смерти «был долго нездоров».
Главного героя с горцами сближает то, что ради удовлетворения своих прихотей они идут на все, проявляя при этом не только отчаянную смелость, решимость, но и дерзость, жестокость, коварство. И Печорин, и горцы – похитители. Григорий Александрович помогает Азамату украсть коня, а Азамат содействует похищению Бэлы. Казбич, убивая Бэлу, мстит обоим и за коня, и за девушку.

В Печорине живут те же инстинкты, что и у горцев. Он не боится опасностей, риска, упрямо добивается поставленной цели, не может отступать от своих желаний. Печорин говорит о Бэле: «Дьявол, а не женщина. только я вам даю мое честное слово, что она будет моя…» Препятствия только распаляют Печорина. Он, как азартный игрок, делает последнюю ставку в игре с Бэлой: «Я виноват перед тобой и должен наказать себя; прощай…» Максим Максимыч, тайно наблюдавший эту сцену, видел, как Печорин дрожал, и понимал, что он непременно осуществит задуманное. А когда Казбич на глазах у офицеров мчался на коне с похищенной Бэлой в седле, «Григорий Александрович взвизгнул не хуже любого чеченца».

Итак, в Печорине живет и джигит, и охотник. Не случайно автор отмечает, что Печорин был вынослив, как горец, и «ходил на кабана один на один». Смысл сопоставления главного героя с Азаматом и Казбичем в том,что дикие нравы горцев в какой-то степени можно оправдать силой обычаев, традицией, наследственностью, особенностями темперамента.
Печорина же нужно осудить за то, что он охотится не только на кабана, но и на человеческие сердца. Главный герой – человек, умеющий играть на чувствах людей. Он научился использовать окружающих для удовлетворения своих капризов. Печорин не имеет никаких нравственных ограничений.
В среде простых людей Печорин показан как разрушитель. Именно он толкает на путь преступлений Казбича и Азамата. Своей игрой на недостатках людей главный герой увеличивает зло: Азамат убегает из дома, побоявшись мести Казбича. Отец Бэлы теряет покой после исчезновения сына и дочери, а затем погибает от руки все того же Казбича. Автор представляет нам чеченца как убийцу. Однако все его кровавые дела предопределены действиями Печорина. Я думаю, что даже в физической смерти Бэлы больше виноват Печорин. Именно из-за его поспешного выстрела Максим Максимычу не удалось захватить Казбича, и тот ударил Бэлу кинжалом. Печорин сам никого не убивает, но страшнее то, что это убийца интеллектуальный. Герой грубо вторгается в чужую жизнь и приносит людям несчастья.

Не случайно глава романа названа именем горянки. Образ Бэлы – один из самых ярких и трагических женских образов романа. Это глубокая, цельная натура. В Бэле есть то, чего не хватает Печорину. Она обрела смысл жизни в любви, а Печорин так и не понял своего предназначения. Страсть Печорина – инстинктивное влечение, а порывы сердца девушки глубоко человечны и разумны. Верность в чувствах и постоянство Бэлы выгодно отличают ее от Печорина, который не способен на самозабвенную любовь. И дело даже не в том, что между героями существует социальная и интеллектуальная пропасть. Лермонтов показывает, как морально искалечен «герой нашего времени», ведь он сам признается: «я любил для себя, для собственного удовольствия…».

Я думаю, что автор осуждает крайний индивидуализм и эгоизм своего героя. Печорин так объясняет свое охлаждение к Бэле: «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Однако за ошибки и эксперименты главного героя расплачиваются живые сердца.

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени»: сочинение

Образ Печорина занимает особое место в литературе XIX века. Это сложный персонаж, который вызывает у читателя противоречивые эмоции. В школьную программу входит сочинение по «Герою нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Развернутая характеристика Печорина важна для того, чтобы понять и проанализировать это выдающееся произведение.

Читайте также:
«Эпоха безвременья» в лирике М. Ю. Лермонтова: сочинение

Образ Печорина: характеристика, цитаты

Действие романа происходит в 30-е годы XIX века. Это период политической реакции, которая наступила в России после подавления восстания декабристов. Создавая сочинение «Герой нашего времени», Михаил Юрьевич Лермонтов изобразил собирательный портрет молодых людей с общими чертами характера.

Эти «герои нашего времени» впоследствии не раз будут появляться в литературных произведениях. Им свойственно:

  1. Хорошее образование и положение в обществе.
  2. Склонность к критическому мышлению, скептицизм, отрицание традиционных ценностей.
  3. Ощущение потерянности, невозможности реализоваться в общественной и профессиональной деятельности.
  4. Чувство неудовлетворенности жизнью, склонность к эпатажному поведению.
  5. Пренебрежение общественными нормами и чувство собственного превосходства.

Ораторское искусство: книги по риторике и культуре речи

Для подобных персонажей в литературе подобрали термин «лишние люди». Они не вписываются в объективную реальность и прожигают жизнь, изнемогая то от скуки, то от тоски по несбыточному. При этом на ходу умудряются ломать судьбы окружающих в силу эгоизма и чрезмерной концентрации на собственной персоне.

Ярким представителем этого типажа является пушкинский Евгений Онегин, параллель с образом которого ощущаются в романе Лермонтова. Но если Онегин после всего содеянного явно терзается, вызывая долю сочувствия, то совсем иная реакция возникает при взгляде на образ Печорина. Сочинение Лермонтова по сей день вызывает неоднозначную оценку читателей и самые разные отзывы критиков.

Сравнивая Онегина и образ Печорина, кратко и емко высказался критик Николай Гаврилович Чернышевский:

«Премудрый пескарь» кратко: содержание и анализ

Печорин — человек совершенно другого характера и другой степени развития. У него душа действительно очень сильная, жаждущая страсти; воля у него действительно твердая, способная к энергической деятельности, но он заботился только лично о самом себе. Никакие общие вопросы его не занимали.

Фото: wikimedia.org: UGC

«Герой нашего времени» — сочинение на злобу дня. Образ Печорина в романе, словно кривое зеркало, в утрированной форме отражает пороки, свойственные современникам писателя. Но для таких персонажей, как Печорин, характеристика не может быть однозначной.

Роман написан в необычной форме. Он состоит из нескольких частей, которые изложены с нарушением хронологической последовательности. Таким образом автор постепенно раскрывает многогранный и сложный образ Печорина. Кратко изложенная структура романа выглядит так:

«Герой нашего времени»: краткое содержание и анализ

  • «Бэла». Читатель узнает историю из жизни Печорина, рассказанную бывшим сослуживцем. Первое впечатление о персонаже складывается как о жестоком и эгоистичном человеке, из-за прихоти которого произошла трагедия.
  • «Максим Максимыч». В этой части герой появляется лично и своим поведением демонстрирует пренебрежительное отношение к окружающим. Он отказывается встретиться со старым другом-сослуживцем и уделить ему внимание, чем сильно расстраивает пожилого человека, умеющего видеть в нем доброе.
  • «Тамань». Показан небольшой эпизод, во время которого Печорин вновь рушит жизнь людей, рядом с которыми случайно оказался. Хотя речь идет о контрабандистах, в этот раз он искренне сожалеет о причиненных неприятностях.
  • «Княжна Мэри». Здесь в полной мере раскрывается темная сторона персонажа. В силу нездорового честолюбия Печорин играет чувствами других людей и создает конфликтную ситуацию. В итоге вновь кровавая развязка — на дуэли он убивает друга, параллельно разрушив семью бывшей возлюбленной.
  • «Фаталист». В финальной части краеугольным камнем становится философский вопрос о роли выбора и том, насколько человек в силах повлиять на свою судьбу.

«Шинель»: краткое содержание и анализ произведения

Если оценивать лишь внешнюю сторону, анализ Печорина и его поступков приведет к выводу о том, что это жестокий, беспринципный, лишенный чувств и совести человек. Но этот образ намного сложнее, что блестяще изобразил Лермонтов.

Фото: wikimedia.org: UGC

«Герой нашего времени» — первый в русской литературе лирико-психологический роман. В нем через призму рефлексий и самоанализа героя раскрываются черты, свойственные человеческой натуре вне зависимости от времени.

Портрет Печорина формируется постепенно, частично складываясь из того, что говорят другие герои:

Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; … Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц.

«Преступление и наказание»: краткое содержание и анализ

Я, знаете, больше для приличия хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и засмеялся… У меня мороз пробежал по коже от этого смеха…

Неоднозначную натуру хорошо описывают цитаты, в которых Печорин сам рассказывает о себе и своем прошлом:

Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть.

«Мертвые души»: краткое содержание и анализ произведения

Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать.

Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она, как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца, его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить по дороге: авось, кто-нибудь поднимет!

Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины.

«Собачье сердце»: краткое содержание повести по главам

Читайте также:
«Что такое Родина»: сочинение

Фото: wikimedia.org: UGC

Краски в описание Печорина привносят детали. Благодаря им становится ясно, что за нарочитым цинизмом и жестокостью скрываются истинные чувства, которые ранят героя. Он находит спасение от внутренней пустоты и боли в саморазрушении, при этом не оставляя камня на камне от жизни тех, кого встречает на пути.

Одним их первых положительные черты в этом сложном и поначалу отталкивающем образе разглядел критик Белинский. Проводя анализ Печорина, он нашел подтверждение внутреннего благородства героя и силы его характера. Неблаговидные поступки он объяснил особенностями эпохи и жизненными обстоятельствами.

Анализируя образ Печорина в романе «Герой нашего времени», важно уделить внимание внутренним мотивам героя и тому, как беспристрастно он сам себя оценивает. Его нарочитое безразличие к чувствам других отчасти является защитным барьером и попыткой сбежать от своих страхов и демонов, спрятавшись за ледяной маской сарказма.

«Шинель»: краткое содержание повести Гоголя

Сочинение на тему: «Образ Печорина»

Предлагаем изучить сочинение на тему «Образ Печорина», в основе которого характеристика главного героя:

«Герой нашего времени» — одно из главных произведений Михаила Юрьевича Лермонтова. В нем автор поднимает вопросы, актуальные для поколения мрачного десятилетия — периода после восстания декабристов. Это время породило так называемых «лишних людей», которые не нашли свое призвание и не смогли реализоваться в жизни.

Выстроив повествование в нелинейной структуре, автор постепенно раскрывает многогранную личность главного героя. Уделяя значительное внимание эмоциональной стороне и размышлениям персонажа, Лермонтов создал первый в русской прозе психологический роман.

Главный герой — Григорий Печорин — разочарованный в жизни, циничный молодой дворянин. Он живет одним днем, искушая судьбу и пробуя себя на прочность. Но ничто не приносит радости и не увлекает по-настоящему — жизнь протекает в хандре и тягостных мыслях.

Магжан Жумабаев: творчество и наследие

Фото: wikimedia.org: UGC

Печорин живет без любви и стремлений, ему наскучил мир. На все и всех он смотрит с презрением, а в первую очередь — на самого себя. Печорин уверен, что его жизнь не имеет смысла и ценности, а смерть ни для кого не станет утратой.

Состояние героя — результат разбитых надежд и неоправданных стремлений. О его прошлом практически ничего не известно, но в ходе романа картина постепенно вырисовывается. В юности Печорин, подобно многим молодым людям своего времени, был увлечен прогрессивными идеями и хотел бороться за свои идеалы.

Но, столкнувшись с действительностью и осознав, насколько наивны и бесполезны любые попытки изменить мировой порядок, он сломался. Хрупкий внутренний мир идеалиста не выдержал столкновения с реальностью, а болезненный конфликт породил апатию.

Солженицын: биография, интересные факты

Порой активная натура, не терпящая бездействия, прорывается наружу. Печорин словно пытается догнать жизнь и ухватить удачу за хвост в надежде вновь испытать сильные чувства и разнообразить существование. Но это каждый раз приводит к трагическим последствиям.

Будучи эгоистом, замкнувшимся в круге своих переживаний, он не берет в расчет окружающих и всем приносит беду. По его вине Бэла и Грушницкий погибают, контрабандисты бросают на произвол судьбы слепого мальчишку и старуху, княжна Мэри остается с разбитым сердцем, а у бывшей возлюбленной Веры рушится семейная жизнь.

Лермонтов показывает противоречивость образа Печорина через детали. Когда он смеется — глаза не улыбаются, в одиночку может бесстрашно охотится на кабана, но пугается звука хлопнувшей двери.

В отношениях с женщинами Печорин тоже непостоянен. С одной стороны, он добивается расположения дам, только чтобы потешить тщеславие. С другой стороны, когда осознает, насколько ему дорога Вера, мысль о разлуке с ней становится невыносимой.

Печорин не может жить в гармонии с собой и с миром, его метания ни к чему не приводят, он разрушает себя и тех, кто оказывается рядом. «Во мне душа испорчена светом», — объясняет Печорин, подчеркивая пагубное влияние общества и царящих в нем нравов на личность.

Об этом говорит и Михаил Лермонтов, с иронией называя своего персонажа «Героем нашего времени». Но, кроме явно негативных сторон, в образе Печорина показаны черты глубоко несчастного, одинокого человека, утратившего веру и потерявшего жизненные ориентиры.

Нельзя отрицать, что эпоха, общественное устройство и исторические обстоятельства влияют на формирование личности. Но базовые человеческие ценности, вечные вопросы и понятия добра и зла всегда актуальны и лежат в основе литературы и искусства с древних времен. В этом — главная сила и ценность талантливых произведений, к числу которых относится «Герой нашего времени» Лермонтова.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Читайте также:
В чем своеобразие темы любви в лирике М.Ю.Лермонтова: сочинение

Печорин и «водяное общество» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Водяное общество

Кого Печорин называет водяным обществом и почему? Становится понятен эпитет после чтения главы «княжна Мери». Местное дворянство здесь перемешивается с гостями, прибывшими из столицы. Такая смесь дает интересную картину нравов. Кто кого переборет по безнравственности. Оба общества « уже хороши», вместе они еще сильнее. Почему называет водяное? Потому что их цель оздоровление на водах Кисловодска. Климат, целебная вода не способны вылечить души людей. Именно здесь становится понятно, что болезнь Печорина неизлечима. Мужчина пытается еще что-то изменить вокруг себя, но все поглощает его эгоизм и жажда авантюризма.

Водяное общество собралось около чистого источника, но напоминает болото, затягивающее и разрастающееся очень быстро. На кого делит Григорий всех представителей нового сообщества, как к ним относится? Это степные мужья, помещики, хозяйки местных домов, отдыхающие франты, многочисленные дамы и офицеры.

Популярные сочинения

  • Сочинение Молодежь — будущее страны
    Говорят, что молодость — лучший период человеческой жизни, потому что тогда человек беззаботен и ему не о чем беспокоиться — он не кормит семью, не воспитывает детей … Но верно ли это утверждение?
  • Сочинение-описание по картине Зима в лесу. Иней Шишкина (3 класс)
    Творчество Ивана Ивановича Шишкина отличается тем, что он в своих работах старался отразить широту и все многообразие русской души и природы родного края. В частности, хорошо ему удавалась природа лесов
  • Сочинение Женские образы в романе Тихий дон (Роль женских образов)
    Замечательный писатель, на счету которого самые известные и величайшие произведения всех времен – Михаил Шолохов. Широкую известность и популярность он приобрел благодаря роману

Степные помещики

Отцы семейств прибывают в Пятигорск, чтобы найти удачную пару для своих дочек. Их желание – укрепит свое финансовое состояние. Петербургские гвардейцы в большинстве сыновья успешных дельцов. Судьба дочерей – это только предлог. Помещики ищут выгоду в любых своих деяниях. У степных мужей истертые старомодные сюртуки, но их дочери и жены нарядны и изысканы. В каждом проходящем мужчине они видят возможность создания пары. Вид Печорина вызывает сначала нежное любопытство, но оно быстро исчезает, появляется негодование. Вызвано оно армейскими эполетами. У читателя эта сцена вызывает горькую усмешку.

Франты

Таких мужчин толпы. У них нет лиц и индивидуальности. Печорин говорит, что они много пьют и не воду. То есть их цель пребывания на Кавказе – не укрепление здоровья. Они как положено франтам держат стакан целебной воды, выбирая картинную позу – «академическую». Им все лень, франты «волочатся мимоходом», ищут с кем посплетничать, играют и жалуются на скуку, которую сами и создают. Франты выражают презрение к провинциалкам, страдая о столичных барышнях. Но читатель понимает, когда они попадают в Москву или Петербург, их позиция меняется. Там они скучают по дамам из глубинки, выражая презрение к аристократкам.

Сочинение: Окружение Печорина в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

(726 слов) М.Ю. Лермонтов написал роман в 1838 г., когда в его памяти были свежи кавказские впечатления. «Герой нашего времени» вышел в свет в 1840г. и сразу стал событием в русской литературе. Роман обличал свою эпоху, показывал её пустоту и никчёмность. Если такие люди, как Печорин ─ с огромной силой воли, умные, с большими амбициями, проживают жизнь бессмысленно, то что говорить о самом времени? Автор устами своего героя осуждает окружающую среду, которая сформировала Печорина как личность. На страницах романа мы видим целую систему образов, центром которой является Печорин. Его личность наиболее ярко проявляется в отношениях с остальными героями.

Юнкер Грушницкий ─ прямая противоположность Печорина. Своего рода карикатура, пародия на главного героя. Фигура Грушницкого выделяется среди высшего общества Пятигорска. Грушницкий изображает апатию, но им руководит мелочный эгоизм. Он относится к тем, кто любит привлекать к себе внимание, позировать, не понимая и не чувствуя настоящей жизни. На дуэль с Печориным он также соглашается для того, чтобы покрасоваться перед своими друзьями, которые решили разыграть Печорина, не зарядив его пистолет. И жертвой дуэли Грушницкий также становится из-за трусости и малодушия.

Грушницкого не уважают богатые дворяне и дворянки, которые приехали на Кавказ устраивать выгодные браки для своих дочерей, ведь он небогат. А он, опять же, из тщеславия и скуки, пытается заинтересовать собой московскою княжну Мери, прибегая к обману. Её мать ─ княгиня Лиговская ─ гордится тем, что Мери умна и образованна, читает в подлиннике Байрона и знает алгебру. Лиговская довольна, что её дочь кротка и невинна, но ничем не может её помочь, когда она попадает в трудную ситуацию из-за отношений с Печориным. Он же заводит с ней роман в том числе и для того, чтобы «утереть нос» Грушницкому и другим офицерам, а Мери он хочет показать, что она не лучше других пятигорских дам, которых также легко совратить с пути — увлечь одними лишь красивыми словами и дерзкими поступками.

Этому лицемерному окружению противостоит образ Бэлы. Она страстно любит Печорина, но это не мешает её сохранить свою честь и чувство собственного достоинства.

«Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? ─ А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его ─ я княжеская дочь!» ─ смело заявляет она Максиму Максимычу.

Страстность, отвага и гордость соединяются в её характере с добротой, нежностью и сентиментальностью.

Читайте также:
Биография М.Ю. Лермонтова: сочинение

Единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему и страстно, была Вера. Она тоже составляет исключение из окружения Печорина. Но и ей он причинил только горе, как, впрочем, и всем, кто встретился на жизненном пути. В своём прощальном письме к Печорину, где очень тонко и ярко выражает свои мысли и чувства, Вера упрекает его в том, что он любил её как собственность, как источник радости и печали, без которых жить скучно и однообразно. Собственно, такими же средствами для развлечения были для главного героя и Бэла, и княжна Мери, которых он, вероятнее всего, не любил вовсе.

Из всех близких к Печорину людей лучше всех понимает его доктор Вернер ─ умный и проницательный человек, чья беседа всегда интересна и занимательна. Такой же циник, как сам Печорин, Вернер не воспринимает всерьёз богатых и знатных людей, отдыхающих на водах. И он же, по словам Печорина, не сдерживал слёз при виде умирающего солдата. Но даже с доктором Печорин не может и не хочет дружить в полном смысле этого слова, так-как считает, что «из двух друзей один ─ всегда раб другого».

С большой любовью автор создаёт образ простого офицера, штабс-капитана Максима Максимыча. Честный и добрый человек, Максим Максимыч прослужил много лет на Кавказе, на передовой войны с горцами, где не единожды рисковал жизнью. Но это не сделало его сердце жестоким и чёрствым. С большой грустью вспоминает Максим Максимыч о Бэле, которую полюбил, как родную дочь. Сильно огорчается, когда Печорин сухо и холодно обходится с ним при встрече, перед тем, как они расстанутся навсегда. Здесь в очередной раз проявляются эгоизм, неблагодарность и неискренность Печорина.

Герои романа делают богатым и полифоническим язык, которым он написан. Мы встречаемся с тремя рассказчиками: путешествующим офицером, Максимом Максимычем и Печориным. У каждого из них своя манера разговора, свои особенности речи. Языковую палитру дополняют голоса Бэлы, Казбича, Азамата, Грушницкого, княжны Мери, Вернера и других персонажей.

В «Герое нашего времени» Лермонтов показывает, как яркие и сильные натуры, подобные Печорину, проводят жизнь в бессмысленной суете, борьбе с обществом и друг другом, всегда пытаясь что-то кому-то доказать, не брезгуя при этом никакими средствами. Но настоящей цели в жизни, ценностных ориентиров у них нет. Автор считал, что это трагедия целого поколения и в своём творчестве всегда боролся против неправды, лицемерия и подлости.

Автор: Артем Аввакумов

Однообразие разнообразных типов

Печорин оказывается втянут в жизнь общества. Автор доказывает, что невозможно человеку остаться вне окружения. Григорий становится его частью, пусть не самой страшной, но такой же распущенной и жестокой. Чем заняты «водяные люди»? Они сплетничают, лгут, обманываю. Их тянет сочинять и представлять себя героем, лидером, активистом. Праздники, балы, вино и еда затягивают и представить их в других условиях практически невозможно. Страшно, что большая часть общества – это молодежь. Пугает и то, что зачинщиками интриг становятся военные. Даже им, людям познавшим ценность жизни, здесь нравится. Семейные отношения строятся на обмане, выгоде и голом расчете. Чувства уходит куда-то в прошлое, ими играют, постепенно забывая об искренности и преданности. В водном обществе тема совести не стоит совсем. Дуэль превращается в убийство и орудие мести. Печорин относится к окружающим с пренебрежением, но это не добавляет ему привлекательности. Он здесь один из них.

Лермонтов раскрывает законы общественных отношений. Люди везде одинаковы, они живут по избранным правилам, меняя свое место расположения. Написать сочинение «Печорин и «водяное общество» несложно. Предложенную информацию можно взять за основу рассуждений и аргументирования своих мыслей.

Печорин и «водяное общество» для раскрытия идейного смысла романа

Если в повестях «Бэла» и «Тамань» Печорин выступал в окружении простых и «естественных» людей, то в повести «Княжна Мери» он показан в типичной для него дворянской среде. Изображение дворянского общества, с которым роднит Печорина происхождение и классовая принадлежность, имеет в романе существенное значение. В соседстве со «столичными франтами», «московскими барышнями» и провинциальной «знатью» ярче выступает незаурядность и исключительность Печорина для своей среды, в которой он вынужден находиться и действовать. Конфликт между этим обществом и Печориным показывает непримиримость его ко всем устоявшимся традициям «света». Правда, в романе изображен не столичный свет, а пестрое по составу «зодяное общество».

Но Лермонтов показывает, что в сущности никакого принципиального отличия между ними нет, а пестрота и случайность образовавшегося на водах общества позволяют автору ярче выявить совершенное одиночество Печорина, равно чужого и знатной московской барыне Литовской, и небогатому юнкеру Грушницкому. Все образы в повести даются в соотнесении с героем; одни персонажи сочувствуют Печорину и понимают его: это Вера и доктор Вернер; другим он импонирует своей аристократичностью (Литовские); все же остальные — это откровенно враждебные и завидующие Печорину: Грушницкий, драгунский капитан, господин «с красной рожей» и т. п., олицетворяющие дворянское общество на водах — мелкое, пошлое, завистливое.

Обрисовке его Лермонтов отводит немного места, но как выразительны краткие реплики, иронические замечания, сатирические портреты, которыми он характеризует эпизодические фигуры «московских франтов», степных помещиков, гостей на балу в ресторадии!

«Водяное общество» разнородно: здесь и московская знать, и местные привилегированные круги («хозяйки вод»), и степные помещики, и военные-драены, армейские офицеры. Большинство из них — дворяне средней руки, не отличающиеся ни богатством, ни особой знатностью. Учащиеся легко находят в тексте подтверждение этого. Они отмечают, например, «истертые старомодные сергуки» степных помещиков; обращают внимание на то, что столичные франты, в Пятигорске проповедующие «презрение к провинциальным домам», в Петербурге не имеют доступа в аристократические гостиные. Но все же состояние их достаточно, чтобы они могли ничего не делать. Жизнь их проходит праздно, круг занятий и интересов узко очерчен: прогулки, пикники, балы; у мужчин — игра з карты и пьянство («они пьют — однако, не воду>). Никаких серьезных раздумий, никаких глубоких запросов здесь не встретишь. Одно из главных занятий и интересов «водяного общества» — сплетни. Не случайно Вернер рассказывает о слухах, распространившихся в городе по поводу „предполагаемой женитьбы Печорина на княжне Мери: «Весь город говорит; все мои больные заняты этой важной новостью, а уж эти больные такой народ: всё знают!»

Читайте также:
Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова Герой на-шего времени.): сочинение

Члены «водяного общества» — это мелкие души с мизерными страстями, нет здесь места благородству и честности. Даже простой порядочностью не обладают «московские франты» и «блестящие адъютанты». Когда господин во фраке» оскорбил Мери, адъютант, знакомый с семейством Литовских, «спрятался за толпой, чтоб не быть замешан в историю». Для членов этого общества характерно высокомерие по отношению к стоящим ниже их на общественной лестнице и подобострастие, сочетающееся с завистью, перед теми, кто выше их, знатнее и богаче. Так, семейства степных помещиков «с нежным любопытством» смотрели на Печорина, обманутые петербургским покроем его «сертука», но, «узнав армейские эполеты, с негодованием отвернулись». «Взгляды Лермонтова и его героя Печорина на пятигорский «свет» совпадают. Печорин прекрасно понимает пошлость и узость интересов окружающих его людей и воспринимает их жизнь как фальшивую «игру»; в его дневнике, где он пишет о людях этого общества, часто встречаются слова: «действующие лица», «сцена», «завязка», «развязка» и т. п. Учащимся можно предложить отыскать в тексте такие места.

Отрицательное отношение Печорина к «водяному обществу» сказывается даже на характере речи героя. Способом выражения авторского отношения к изображаемому персонажу является и отбор эмоционально окрашенных эпитетов и глаголов, передающих состояние или характеризующих отдельные качества того или иного героя. Описывая разговор с драгунским капитаном незадолго до дуэли, Печорин замечает: «Он пожелтел, посинел; скрытая злоба изобразилась на лице его». У второго секунданта Грушницкого- Ивана Игнатьича — автор о. Не ограничиваясь зарисовкой «водяного общества», Лермонтов расширяет представление о типичной для Печорина среде показом офицерского общества в повести «Фаталист» и отдельными высказываниями героя и автора о столичном свете. Основное занятие офицеров казачьей станицы, куда ненадолго попадает герой,- карты по вечерам и пустые разговоры.

В повести «Бэла» автор упоминает об одной московской барыне, которая утверждала, что «Байрон был больше ничего, как пьяница». Этой фразы достаточно, чтобы убедиться в невежественности спесивой представительницы света. Но петербургский свет более блестящ, петербургская знать более богата, только этим она и отличается от «водяного общества». Не восхищаясь внешним блеском, Лермонтов высмеивает и дворянское общество столицы, обличая его фальшь и пустоту. Лермонтов приходит к выводу и убеждает читателя, что такое общество не может выдвинуть из своей среды настоящих героев, что подлинно героическое и прекрасное в жизни-за пределами этого круга людей. В то же время Лермонтов показывает, что есть среди этих людей и особенные, обладающие огромными возможностями. Но таких людей светское общество губит. На фоне «водяного» дворянского общества особенно выделяется своей незаурядностью Печорин, но под влиянием окружающей пустоты и фальши он мельчает, искажается характер героя.

Каким оказывается Печорин в этой среде? Как проявляет он себя, сталкиваясь с враждебными ему людьми? Что для понимания героя дают его отношения с Верой и Вернером? Выяснению этих вопросов посвящаются следующие уроки. Сначала в процессе беседы устанавливается, в чем видят ученики превосходство Печорина над «водяным обществом» или хотя бы отличие его от большинства изображенных людей дворянского круга. Он откровенно говорит о нежелании видеть у себя гостей, не стремится завязать никаких знакомств и связей. Поэтому мелкие тщеславны считают его высокомерным.

  • В доказательство могут быть приведены слова драгунского капитана: «Эти петербургские слётки всегда зазнаются… Он ггумает, что он только один и жил в свете, оттого что носит всегда чистые перчатки и вычищенные сапоги, И что за надменная улыбка!»

Но в действительности отчужденность Печорина объясняется не высокомерием и аристократическим презрением к менее богатым людям (к скромному штабс-капитану и Вернеру он относится чистосердечно и дружелюбно), а его запросами и требованиями к жизни и людям. Ни один из кумиров, которым , поклоняется пятигорский и столичный свет, не влечет его; он не стремится умножить состояние, не соблазняется выгодной партией, не пытается сделать карьеру. Его «теперешнее положение не завидно», по мнению княгини Литовской, но Печорин ничего не предпринимает, чтобы изменить его. Не может удовлетворить его и повседневное общение с Литовскими, драгунскими капитанами, Грушницкими: он слишком образован, чтобы находить удовольствие в разговоре с ними, и слишком умен, чтобы всерьез заинтересоваться подобными людьми. Общество держится на традициях и устоявшихся, «незыблемых» истинах, а ничто так не чуждо Печорину, как традиция: он смеется над всем на свете, особенно над чувствами, любит «сомневаться во всем», отрицает дружбу и т. д.

Читайте также:
Художественное своеобразие романа «Герой нашего времени»: сочинение

Приводим возможный вариант плана для сочиненич о «водяном обществе»:

I. Отношение Лермонтова к дворянскому светскому обществу (факты биографии и творчество.

II. Показ этого общества в романе.

  • Сатирическое изображение «водяного общества»
  • в повести «Княжна Мери»:
  • а) пестрота состава «водяного общества»;
  • б) его занятия и интересы;
  • в) отсутствие в нем подлинной культуры, отражение необразованности и невежества представителей «света» в их речевой характеристике;
  • г) пустота и фальшь — характерные особенности «водяного общества»;
  • д) художественные приемы, используемые автором при изображении «водяного общества» и его представителей.
  • Обличение столичного света в характеристиках Печорина и авторских замечаниях.
  • Место Печорина в светском обществе.

III. Значение показа дворянского общества для раскрытия идейного смысла романа.

Что роднит Печорина с горцами? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — это «история души человеческой», как определил характер своего произведения сам автор. Роман состоит из пяти повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мэри» и «Фаталист». Каждая повесть представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Центральный персонаж повествования — Печорин, и вокруг него сгруппированы все основные персонажи.
События, связанные с жизнью Печорина, развиваются на Кавказе.

Трагическое столкновение героев в «Песне про царя Ивана Васильевича.» М. Ю. Лермонтова Трагическое столкновение героев в «Песне про царя Ивана Васильевича.» М. Ю. Лермонтова 1. Поступок Кирибеевича, который положил начало конфликту. 2. Народность образа Калашникова. 3. Трагедийность конфликта, изображенного в поэме. Произведение.

«Герой нашего времени». Нравственно-психологоческий роман( его художественные особенности ) «Герой нашего времени» — первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя «одна душа, одни и те же муки». Психологический потому, что идейным и сюжетным.

«Песня про царя Ивана Васильевича» историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича.» — историческая поэма, написанная М. ЮЛермонтовым в 1837 году. Белинский писал: Лермонтов в «Песне.» «как будто современник этой эпохи, принял условия ее грубой и дикой.

Эпиграф как раскрытие идейного смысла поэмы «Мцыри» С выяснением идейного смысла поэмы связана «расшифровка» ее эпиграфа. Вначале Лермонтов избрал эпиграфом французское изречение: «Родина бывает только одна». Однако, очевидно, потому, что смысл поэмы шире и не сводится к.

Образ Печорина — продолжение темы «лишние люди» в русской литературе Писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек разных эпох? Пушкин в романе «Евгений.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен» (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен» в основе своей имеет реальные события, имевшие место в жизни поэта. Поставленная Лермонтовым перед текстом стихотворения дата 1-е января была весьма загадочной. Появление в.

Поэма «Мцыри «- художественный анализ Страстную тоску передовых современников Лермонтова по прекрасной, свободной отчизне воплотил поэт в поэме «Мцыри». Прикоснуться к родной земле — вот о чем мечтал одинокий мальчик, выросший на чужбине в сумрачных.

Роман «Герой нашего времени» о погибшей жизни незаурядной личности Свобода человека становится высочайшей человеческой ценностью только на путях добра. Нет этого сочетания — и она может оказаться свободой самых античеловеческих, противоречащих природе человека, проявлений/свободой умирания в человеке человека. И.

Калашников — носитель лучших черт русского национального характера В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю.Лермонтов описал один из самых трагических моментов в истории России — правление Ивана Грозного. Иван Грозный опирался.

Пейзаж в поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтова Поэма «Мцыри» написана в 1839 г., незадолго до смерти Лермонтова. Это одно из его последних произведений, своеобразный итог всего творческого пути. В поэме воплотился поздний, зрелый лермонтовский романтизм — направление.

Сюжет, проблемы, образы поэмы М. Лермонтова «Мцыри» В обнимку с бурей .Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога. М. Лермонтов, «Когда волнуется желтеющая нива.».

Образ и характер Максим Максимыча В противоположность Печорину Максим Максимыч — цельная, непосредственная натура. Он обладает прекрасными душевными качествами: добротой, искренностью, простотой, деятельной любовью. У него, говорит Белинский, «чудесная душа, золотое сердце». Он полюбил Бэлу.

Сцена захвата казака-убийцы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Анализ эпизода из главы «Фаталист».) Главная тема романа «Герой нашего времени» — изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения декабристов. Основная мысль — осуждение этой личности и породившей ее социальной среды. Печорин — центральная фигура.

Основной эпический жанр поэтики Лермонтова Основным эпическим жанром господствовавшего в русской I литературе 1820-1830-х годов направления, романтизма, был поэмный жанр. Естественно обращение Лермонтова при устремлении к большой форме именно к поэме.1 Для начинающего поэта, к.

Стихотворение «Парус» Стихотворение «Парус было написано М. Ю. Лермонтовым в 1832 году. Он оставил учебу в Московском университете и приехал в Петербург в надежде продолжить образование. Однако учиться в столичном университете не.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен» «Как часто пестрою толпою окружен.» — одно из самых значительнейших стихотворений Лермонтова, по своему обличительному пафосу близкое к «Смерти поэта». Творческая история стихотворения доныне являлась предметом неутихающих споров исследователями. Стихотворение.

Поэма «Мцыри» Поэтический мир Лермонтова — это тревожный мир исканий, напряженной мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясен царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева. Это мир.

Читайте также:
Единство человека и природы в поэме «Мцыри»: сочинение

Тема творческой личности в лирике М. Ю. Лермонтова .Содержание, добытое со дна глубочайшейи могущественнейшей натуры, исполинский взмах, демонский полет, с небом гордая вражда. В. Г. Белинский Вот уже в который раз, но всегда с волнением и трепетом открываю.

«Демон» Пушкина и «Демон» Лермонтова «Демон» Пушкина пленил воображение юноши Лермонтова. Уже в 1829 году он пишет стихотворение «Мой демон» и тогда же задумывает поэму, над которой будет работать всю жизнь. В 1830-1831-х годах создается.

История создания стихотворения «Три пальмы» Лермонтова Очень красивая легенда, полная прозрачных аллегорий, за красотой слога кроется глубокий смысл: В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался.

Восприятие личности в романе «Герой нашего времени» Там же Белинский характеризует главные достоинства художественного мира Лермонтова, такие, как «глубокое знание человеческого сердца и современного общества, широкость и смелость кисти, сила и могущество духа, роскошная фантазия, неисчерпаемое обилие.

Как сговор Печорина с Азаматом повлиял на судьбу Бэлы? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Роман «Герой нашего времени» критикой был воспринят неоднозначно. Белинский назвал роман Лермонтова произведением, представляющем «совершенно новый мир искусства», увидел в писателе «глубокое знание человеческого сердца и современного общества», «богатство содержания.

Литературная судьба романа «Герой нашего времени» В романе «Герой нашего времени» автор, еще не вполне отделившийся от созданного им образа, совершает тот же путь, что и Печорин. Лермонтову удалось лишь отчасти воплотить в последующих художественных произведениях.

Природа в понимании Мцыри Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. М. Лермонтов Михаил Юрьевич.

Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова «Герой на-шего времени».) Многие писатели разных эпох и народов стремились запе-чатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек раз-ных эпох? Пушкин в романе.

Как часто пестрою толпой окружен Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен» в основе своей имеет реальные события, имевшие место в жизни поэта. Поставленная Лермонтовым перед текстом стихотворения дата 1-е января была весьма загадочной. Появление в.

Сюжет и композиция романа В 1838 году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над «Геро-ем нашего времени», опираясь на свои кавказские впечатления. В процессе создания произведения «Бэла» и «Тамань» были опубликова-ны в виде отдельных повестей.

В чем своеобразие темы любви в лирике М. Ю. Лермонтова И ненавидим мы, И любим мы случайно. М. Ю. Лермонтов. С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого много трагического. Нельзя забывать.

Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про. удалого купца Калашникова») (2) Замечательный русский поэт М. Ю. Лермонтов, с детства воспитываясь в поместье бабушки, рано полюбил народный фольклор, песни и предания. Позже он и сам написал произведение, которое по стилистике, напевности, затрагиваемым.

Характеристкика образа Грушницкий Грушницкий — один из главных героев повести «Княжна Мери», юнкер, выдающий себя на Кавказских водах за разжалованного офицера; сначала играющий в любовном треугольнике (Г. — Мери — Печорин) роль первого.

Печорин и контрастные образы в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени» На мой взгляд, главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина можно сравнить с героем комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацким. Оба персонажа являются людьми, сталкивающимися.

Литературное содержание тетради Лермонтова «1830 год» Содержание следующей по времени тетради относится к началу весны и лету 1830 года. Тетрадь размера обычной ученической, без обложки, исписана выцветшими чернилами. Она состоит из 35 листов. На первой странице.

«Чувство одиночества и тоски по Родине в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи» Тоска и смятение, печаль и одиночество — частые гости в творчестве М. Ю. Лермонтова. Вот и стихотворение «Тучи» раскрывает перед нами образ тоскующего вдали от родины человека. Многое успел повидать.

Духовное путешествие Печорина Духовное путешествие Печорина, человека с романтическим складом ума и характера, проходит но тем мирам русской жизни, которые были давно освоены в романтических повестях и рассказах писателей — предшественников Лермонтова. Главы.

«Герой нашего времени» не стареет Это предсказание Белинского полностью оправдалось: «Герой нашего времени» не стареет, прожив около полутора веков и привлекая к себе внимание все новых и новых поколений читателей. Прав был великий критик, назвав.

Идеи патриотизма и тема родины в творчестве Лермонтова В «Бородине» с исключительной силой воплотились идеи патриотизма, тема родины и народа, в нем ярко проявилась гражданская направленность идеологии Лермонтова. «Роковое» поражение гения поставлено здесь в прямую зависимость не от.

Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова С Пушкиным Лермонтов не был знаком и не входил в его окружение. Стихотворение «Смерть поэта», написанное сразу после получения известия о гибели Пушкина на дуэли, сделало молодого поэта как бы.

Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» стала во многом подведением итогов размышлений поэта о человеке, мире, взаимоотношениях личности и общества, человека и природы. Поэтическое творчество Лермонтова основывалось на романтическом мировосприятии, унаследованном.

Читайте также:
Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа: сочинение

Идейно композиционная роль главы «Тамань» в романе Лермонтова «Герой нашего времени» В романе «Герой нашего времени» Лермонтов поставил своей задачей всесторонне и многогранно раскрыть личность своего современника. При этом Лермонтов отмечает, что стремится раскрыть внутренний мир героя, написать «историю души человеческой».

Кавказ в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» Кавказ в творчестве А. Пушкина и М. Лермонтова. Для А. Пушкина Кавказ это одичавший край, красивый и прекрасный, земля древних легенд. Стихи А. Пушкина «Кавказ», «К морю». Кавказ Лермонтова —.

Сейчас вы читаете: Что роднит Печорина с горцами? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

«Почему и для чего исповедуется Мцыри»

Ученые спорят: «Мцыри» или «Демон» — последнее слово Лермонтова-романтика, какая из этих поэм идейно-эстетически выше? Оба произведения принадлежат к вершинам достижения мировой романтической поэмы. Вначале был создан «Демон» (начата поэма в 1829 году; последняя редакция в 1839 году). Поэма «Мцыри» появилась в 1840 году. Тема поэмы «Мцыри» — любовь к жизни, любовь к свободе, любовь к родине. Основной идейный пафос ее — протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе. Для человека, рожденного свободным, любые оковы несут в себе гибель.

Образ главного героя романтической поэмы трактуется автором необычно. Мцыри лишен внешних признаков исключительности; это слабый юноша. Ореола загадочности и таинственности, титанических индивидуалистических черт, характерных для романтического героя, в нем нет. Сама исповедь героя помогает ему максимально точно передать малейшее душевное движение. Он не только рассказывает о своих действиях и поступках, но и мотивирует их. Мцыри хочет быть понятым, услышанным. Рассказывая о своих побуждениях, намерениях, желаниях, об удачах и поражениях, он одинаково честен и искренен перед собой. Мцыри исповедуется не для того, чтобы облегчить душу или снять грех за свой побег, а для того, чтобы вновь пережить три блаженных дня жизни на свободе:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

Но для романтических поэм характерно присутствие исключительной, противоречивой личности, отношение которой к окружающему миру неоднозначно. Исключительность и сила Мцыри выражены в тех целях, которые он перед собой ставит:

Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.

С детских лет, попав в плен. Мцыри не мог примириться с неволей, жизнью среди чужих людей. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям, по духу, стремится попасть на родину, где, по его мнению, «люди вольны, как орлы» и где его ждут счастье и воля:

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть…
Мцыри бежит не из своей среды в чужую в надежде обрести волю и спокойствие, а порывает с чуждым ему миром монастыря — символом несвободной жизни, чтобы достичь края отцов. Родина для Мцыри — это символ абсолютной свободы, он готов все отдать за несколько минут жизни на родине. Возвращение на родину — одна из его целей, наравне с познанием мира.

Бросив вызов самой судьбе. Мцыри уходит из монастыря в ужасную ночь, когда разыгралась буря, но это его не страшит. Он как бы отождествляет себя с природой: «О, я как брат обняться с бурей был бы рад». В течение «трех блаженных дней», проведенных Мцыри на воле, раскрылось все богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание ее красоты и мощи:

…О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил…

Исключительные черты Личности героя романтических поэм помогает раскрыть присутствие любовного сюжета в этих поэмах. Но данный мотив Лермонтов исключает из поэмы, так как любовь могла стать препятствием для героя на пути к достижению цели. Встретив у ручья молодую грузинку, Мцыри очарован ее пением. Он мог бы пойти за ней и соединиться с людьми. Оказавшись в очень важной для романтического героя ситуации — в ситуации выбора, Мцыри не изменяет своей цели: он хочет попасть на родину и, может быть, найти отца и мать. Отказавшись от любви, герой предпочел ей свободу.
И еще одно испытание предстояло пройти Мцыри — схватка с барсом. Он выходит победителем в этой схватке, но ему уже не суждено попасть на родину. Он умирает в чужой стране, у чужих людей. Мцыри потерпел поражение в споре с судьбой, но три дня, прожитые им на свободе, олицетворяют собой его жизнь, если бы она протекала на родине. Герой поэмы Лермонтова находит в себе силы признать свое поражение и умереть, никого не проклиная и сознавая, что причина неудачи заключена в нем самом. Мцыри умирает, примиряясь с окружающими его людьми, но свобода осталась для него превыше всего. Он просит перед смертью перенести его в сад:

Читайте также:
Центральная проблема романа: сочинение

Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет,
Пришлет с прохладным ветерком…

Противоречивость образа Мцыри в пафосе жизнеутверждения при обреченности на гибель. С одной стороны, в Мцыри нераздельно слились мятежно-могучая сила, твердая, как сталь, воля, героическая мужественность и душевность, мягкость, лирическая нежность. Его гордое одиночество в монастырском плену — средство самозащиты, выражение протеста.

С другой стороны, герой романтической поэмы Лермонтова необычен тем, что перед нами человек, не бегущий от мира людей, а, наоборот, открытый миру и людям. Он стремится найти родственную душу, но не находит ее среди людей. Этот вольнолюбивый герой близок к природе, но единение с природой приводит к борьбе с ней. Мцыри — абсолютно положительный герой, наделенный могучим духом, жаждой борьбы, физической подвижностью, и при этом «он страшно бледен был и худ» «и слаб и гибок, как тростник».

Подробная психологическая обрисовка внутреннего облика Мцыри, изображение обстоятельств, сформировавших его характер, — все это реалистические тенденции поэмы. Образ Мцыри — художественное обобщение. В нем воплотилось недовольство прогрессивных людей самодержавно-крепостническим деспотизмом, их протест и стремление к свободе. Но образ Мцыри стал и упреком этому же поколению 30-х годов, которое «вянет без борьбы».

Исповедь Мцыри (Лермонтов М. Ю.)

Размышляя о духе поэмы «Мцыри», я ощущаю неоднозначность понятия «исповедь» в контексте произведения. Пламенные излияния Мцыри и слово «исповедь» с его обычным толкованием – покаяние в грехах перед священником – просто несовместимы. Нет, Мцыри вовсе не безгрешен. Конечно, он «душой дитя», ведь он не искушён настолько, как мог бы быть, живя в другой среде. Но неискушённость эта скорее вынужденная.

В грехах своих герой вовсе не кается («и о прощенье не молю»), а скорее желал бы их в своей жизни пройти, многое постичь, дорваться до этой круговерти не на три коротких дня, а нажиться, надышаться этим. Ну, какое это покаяние? Мцыри не винится, он пытается передать свои мысли, чувства, «рассказать душу». Он откровенно повествует священнику всё, что с ним произошло за три дня его «настоящей жизни». И я думаю, что слово «исповедь» здесь обозначает откровенное признание и сообщение своих мыслей, раскрытие своей души, такой, как она есть, не с целью отпущения и обеления, а с целью излияния, как перед психологом или заветным другом.

Мцыри – герой трагический. В нём надрыв и обреченность. Вся история его скудной жизни в стенах монастыря уместилась в одной главе поэмы. Унылость и однообразие, тоскливое угасание, безрадостное существование, – вот и всё, на что был обречён молодой человек. Ни единой вспышки, ни одного счастливого момента, ничего замечательного, что могло бы восхитить, дать душе встрепенуться.

Всей этой веренице серых и унылых дней противопоставлены удивительные для Мцыри моменты, проведённые им на свободе. Три счастливых свободных дня – глоток свежего воздуха, именно та настоящая, такая желанная жизнь. Они были так разнообразны, так насыщены событиями, что Мцыри узнал за это время больше, чем за всю свою обычную жизнь. Да и себя самого он, наверняка, познал в эти дни совсем в другом ключе. Ведь до того он не был счастлив. Для молодой, амбициозной, мятущейся души покой и смирение – это антоним счастья. Мцыри с детства мечтал узнать мир за пределами монастыря. Всем своим существом он жаждал свободы, неизвестности, новизны. Он горел этой мечтой, вынашивал её, не крича об этой по углам, а тихо таясь и лелея, как мать – своё дитя. Лишь три заветных дня были дарованы юноше, чтобы хоть немного утолить свою жажду.

Но ведь Мцыри не просто рвался «в мир». Вернуться на Родину и обрести своих близких – в этом заключался смысл жизни для героя поэмы. Он считал приютивший его монастырь не благодатным пристанищем, а тюрьмой, которая не позволяла ему вырваться из чужих краёв и вернуться на Родину. Вырвавшись на свободу, молодой человек увидел, как прекрасна земля. Его душа открывалась и принимала всё, доселе невиданное. Параллелизм состояния Мцыри и стихии проводится в теме бури. Не у человека первым он нашёл отклик и понимание. Его словно приняла буря, такая же неистовая, как та, что бушевала в его душе.

Чувство любви стало ещё одним открытием для Мцыри, когда он увидел молодую грузинку. Любовь его сердца была не просто порывом. Это было большое и полное чувство: нежность – как к сестре, любовь – как к женщине, привязанность – как к матери, преданность – как к другу. На чистую душу обширно ложатся новые большие чувства.

Не сломавшись ещё душою, Мцыри был способен к подвигам и сражениям. Сильный, ловкий, смелый, он и барса победить способен. В краю родном, будучи любимым, не обделённым поддержкой близких, Мцыри мог бы стать настоящим героем.

Заблудившись, он отчаивается и, под глубоким душевным переживанием, позволяет себе то, чего никогда не показал бы людям, – рыдать и плакать, открывшись одной лишь природе.

Вернуться на Родину герою не было суждено. Единственной разрядкой, позволяющей Мцыри уйти из жизни не обозлённым и не сломленным, была та самая его душевная исповедь. Нет, она не о грехах. Она – об освобождении. Жизнь в стенах монастыря – тюрьма для трепещущей, пылкой души. Жизнь оказалась замкнутым кругом, и выход из него был лишь один – смерть. И уходя, Мцыри не просит прощения: он прощается и прощает!

Читайте также:
Биография М.Ю. Лермонтова: сочинение

Почему и для чего исповедуется Мцыри ?

Почему и для чего исповедуется Мцыри ?

Ученые спорят: «Мцыри» или «Демон» – последнее слово Лермонтова-романтика, какая из этих поэм идейно-эстетически выше? Оба произведения принадлежат к вершинам достижения мировой романтической поэмы. Вначале был создан «Демон» (начата поэма в 1829 году; последняя редакция в 1839 году). Поэма «Мцыри» появилась в 1840 году. Тема поэмы «Мцыри» – любовь к жизни, любовь к свободе, любовь к родине. Основной идейный пафос ее – протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе. Для человека, рожденного свободным, любые оковы несут в себе гибель.

Образ главного героя романтической поэмы трактуется автором необычно. Мцыри лишен внешних признаков исключительности; это слабый юноша. Ореола загадочности и таинственности, титанических индивидуалистических черт, характерных для романтического героя, в нем нет. Сама исповедь героя помогает ему максимально точно передать малейшее душевное движение. Он не только рассказывает о своих действиях и поступках, но и мотивирует их. Мцыри хочет быть понятым, услышанным. Рассказывая о своих побуждениях, намерениях, желаниях, об удачах и поражениях, он одинаково честен и искренен перед собой. Мцыри исповедуется не для того, чтобы облегчить душу или снять грех за свой побег, а для того, чтобы вновь пережить три блаженных дня жизни на свободе:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил – и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Но для романтических поэм характерно присутствие исключительной, противоречивой личности, отношение которой к окружающему миру неоднозначно. Исключительность и сила Мцыри выражены в тех целях, которые он перед собой ставит:

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

С детских лет, попав в плен. Мцыри не мог примириться с неволей, жизнью среди чужих людей. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям, по духу, стремится попасть на родину, где, по его мнению, «люди вольны, как орлы» и где его ждут счастье и воля:

Таких две жизни за одну,

Я променял бы, если б мог.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну – но пламенную страсть.

абсолютной свободы, он готов все отдать за несколько минут жизни на родине. Возвращение на родину – одна из его целей, наравне с познанием мира.

Бросив вызов самой судьбе. Мцыри уходит из монастыря в ужасную ночь, когда разыгралась буря, но это его не страшит. Он как бы отождествляет себя с природой: «О, я как брат обняться с бурей был бы рад». В течение «трех блаженных дней», проведенных Мцыри на воле, раскрылось все богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание ее красоты и мощи:

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил.

для героя на пути к достижению цели. Встретив у ручья молодую грузинку, Мцыри очарован ее пением. Он мог бы пойти за ней и соединиться с людьми. Оказавшись в очень важной для романтического героя ситуации – в ситуации выбора, Мцыри не изменяет своей цели: он хочет попасть на родину и, может быть, найти отца и мать. Отказавшись от любви, герой предпочел ей свободу.

И еще одно испытание предстояло пройти Мцыри – схватка с барсом. Он выходит победителем в этой схватке, но ему уже не суждено попасть на родину. Он умирает в чужой стране, у чужих людей. Мцыри потерпел поражение в споре с судьбой, но три дня, прожитые им на свободе, олицетворяют собой его жизнь, если бы она протекала на родине. Герой поэмы Лермонтова находит в себе силы признать свое поражение и умереть, никого не проклиная и сознавая, что причина неудачи заключена в нем самом. Мцыри умирает, примиряясь с окружающими его людьми, но свобода осталась для него превыше всего. Он просит перед смертью перенести его в сад:

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет,

Противоречивость образа Мцыри в пафосе жизнеутверждения при обреченности на гибель. С одной стороны, в Мцыри нераздельно слились мятежно-могучая сила, твердая, как сталь, воля, героическая мужественность и душевность, мягкость, лирическая нежность. Его гордое одиночество в монастырском плену – средство самозащиты, выражение протеста.

ее среди людей. Этот вольнолюбивый герой близок к природе, но единение с природой приводит к борьбе с ней. Мцыри – абсолютно положительный герой, наделенный могучим духом, жаждой борьбы, физической подвижностью, и при этом «он страшно бледен был и худ» «и слаб и гибок, как тростник».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: