Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях М. Ю. Лермонтова? (по произведениям Песня про купца Калашникова и Бородино): сочинение

Аттестационное сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Скачать:

Вложение Размер
attestatsionnoe_sochinenie.docx 16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Стеклов Ю. Н.

Согласны ли вы с мнением, что кулачный бой Кирибеевича и Калашникова является олицетворением борьбы между вседозволенностью «государственного» закона и нравственностью закона «частного» человека? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

I. Некоторые замечания по поводу формулировки темы сочинения:

1) толкование понятия «вседозволенность государственного закона»,

2) определение понятия «нравственность закона частного человека».

II. Борьба вседозволенности и православной нравственности.

1. Иван Грозный и его опричник как олицетворение вседозволенности:

а) Иван Грозный как олицетворение неограниченной власти,

б) Кирибеевич – средоточие неограниченной страсти.

2. Калашников как олицетворение православной нравственности

III. Кулачный бой купца и опричника – это олицетворение борьбы высокой нравственности и вседозволенности.

1. Поведение Кирибеевича

а) перед поединком,

б) во время поединка.

2. Поведение Калашникова

а) до начала кулачного боя,

б) во время поединка,

IV. Предопределённость победы Калашникова.

V. Распутье дорог как символ нравственного выбора.

В названии сочинения можно заметить некоторые противоречия, которые, может быть, допущены специально, чтобы заставить думать экзаменующихся.

Первое противоречие связано со словосочетанием «вседозволенность государственного закона». Само слово «закон», тем более «государственный», предполагает выверку и упорядочение всех его статей, чёткую регламентацию всех процедур, связанных с принятием законов и строгое исполнение их, поэтому там не может быть «вседозволенности».

Второе противоречие бросается в глаза в сочетании слов «нравственность закона частного человека», который может руководствоваться своим «законом», отличающимся от государственного. Казалось бы, здесь нет никаких противоречий, но речь идет о купце Калашникове, а он в поэме олицетворяет нравственность отнюдь не частного человека, а, наоборот, всего православного трудового народа.

Скорее всего, не закон, а Иван Грозный и Кирибеевич олицетворяют вседозволенность, но между ними есть и разница, не зря же автор включил имена трёх героев в название произведения. Иван IV – олицетворение неограниченной власти, а его любимый опричник – средоточие неограниченной страсти. Купец Калашников как носитель православной культуры, как представитель трудового народа, естественно, противопоставлен им. Между ними возникает конфликт, который в сцене кулачного боя достигает кульминационной точки.

Кулачные бои были широко распространены на Руси в XVI – XVII веках. В них участвовали все желающие независимо от сословной принадлежности. В бою ударом выше пояса сбивали с ног, но никогда не добивали лежащего человека.

Однако в «Песне…» происходит смертельный бой. Причиной трагического поединка послужила преступное поведение Кирибеевича, любимого опричника Ивана Грозного.

Молодой опричник обесчестил красавицу жену Степана Парамоновича, и купец решил отомстить, защищая и своё человеческое достоинство, и доброе имя Алёны Дмитриевны. Но почему же именно кулачный бой? Почему не удар ножом из-за угла? Да потому, что простой купец не мог требовать никакой сатисфакции от человека из знатного рода, а кулачный бой таких ограничений не знает. Удар ножом из-за угла был бы для удалого купца полным крахом, отказом от христианского мироощущения. Такая месть ему и в голову не приходит. Да и слово «месть» не упоминается в поэме ни разу. Купец выходит на кулачный бой «за святую правду-матушку».

Совсем другое на уме у Кирибеевича, и поступает он не по-христиански Он шаг за шагом приближается к преждевременной смерти, оскверняя свою бессмертную душу: пылает сильной… нет, не любовью, а страстью к чужой жене, что категорически возбраняется христианину; обманывает царя, скрыв от него факт замужества Алёны Дмитриевны; хочет сделать её соучастницей сексуального преступления и снять с себя грех прелюбодеяния («не дай мне умереть смертью грешною: полюби меня, обними меня»); кланяется царю перед боем, признавая над собой лишь его власть; даёт слово оставить в живых своего соперника и тут же нарушает его, обещая «по нём панихиду служить».

Иначе ведёт себя купец Калашников. Перед боем он кланяется и царю, и Богу, и «всему народу русскому». Первым не бьёт своего соперника… Стоит задуматься: на что, на кого рассчитывал Степан Парамонович, выходя на единоборство с опытным врагом? Он, настоящий православный человек, едва ли участвовал раньше в кулачных боях: церковь всячески запрещала их и преследовала кулачных бойцов вплоть до отлучения. А это значит лишь одно: у купца не было никаких шансов победить в честном бою такого сильного бойца, как Кирибеевич. Он же говорит правду, когда на вопрос царя «Или с ног тебя сбил на кулачном бою, На Москве-реке, сын купеческий?» отвечает: «Не родилась та рука заколдованная Ни в боярском роду, ни в купеческом». Недаром против него даже после «третьего клича» никто не посмел выйти.

… Первым бьёт Кирибеевич. В середину груди, а не в висок – самое уязвимое место. Кто направил его опытную руку? Конечно, Сам Господь Бог. Не только отвёл, но и принял на Себя этот страшный удар, подставив под него «медный крест со святыми мощами из Киева». Крест погнулся, и кровь закапала с груди Калашникова. А его неопытную руку Господь направляет прямо на левый висок Кирибеевича.

Победил удалой купец, но вместо обещанной царём награды от него получает лишь плаху. Вседозволенность позволяет и опричнику, и государю поступать так, как им заблагорассудится. И после этого едва ли можно поверить обещанию Ивана Грозного помочь осиротевшей семье Калашникова. Как не вспомнить в связи с этим аналогичный эпизод из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Императрица Екатерина II тоже обещает «устроить состояние» Маши Мироновой, но в конце повести мы узнаём, что семья Гринёвых владеет лишь долей села, принадлежащего десятерым помещикам.

В борьбе между вседозволенностью сильных мира сего и высокой нравственностью представителей православной веры, между злом и добром, естественно, должны выиграть последние, ибо этого направления придерживается весь трудовой народ. Жаль нам расставаться с удалым купцом, хочется, чтобы он рассказал царю всю правду и остался жив, но не может он поступить так: честь семьи, честь супруги ему дороже собственной жизни. По этой же причине Пётр Гринёв не смог рассказать суду о всех мытарствах своей возлюбленной. Действительно, «мирская молва что морская волна»: она сметёт на своём пути и виноватых, и безвинных.

Символично то, что Калашников как преступник похоронен не на кладбище, а «на чистом поле промеж трёх дорог», но не Кирибеевичу, а ему кланяются теперь, проходя мимо его могилы, добрые люди.

А три дороги на распутье – это три жизненных пути, которые может выбрать каждый из нас. Первые два пути, путь неограниченной власти и путь неограниченной страсти, ведут к вратам ада, лишь третий путь, путь удалого купца, путь высокой нравственности, исходящей из православной веры, ведёт к вечной любви и свету.

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс :)

  • Полезные статьи
  • Наша группа

Анализ поэмы «Песня про купца Калашникова» (М. Ю. Лермонтов)

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 05.03.2020

Русское фольклорное творчество и древняя история Руси вызывали у М.Ю. Лермонтова большой интерес с ранней юности. А проблемы государственной власти, политики, законности, прав человека и нравственных устоев общества являлись ключевыми вопросами русской литературы XIX века.

«Песня про купца Калашникова» – уникальное по своей форме и сути эпическое произведение, вошедшее с список самых известных и популярных произведений поэта.

История создания

Возможно, идея написания исторической поэмы «Песня про купца Калашникова» возникла у Лермонтова под воздействием общения с близким другом С.А. Раевским, сторонником славянофильства, а сюжет произведения поэту подсказал Н.М. Карамзин.

М.Ю. Лермонтов был хорошо знаком с «Историей Государства Российского», в IX томе которого упоминается некий чиновник Мясоед Вислый, чью красавицу-жену обесчестили, а ему самому отрубили голову. Герои этой истории и могли стать прототипами «Песни про купца Калашникова». Известны М.Ю. Лермонтову и сюжеты из сборника древних российских стихотворений, составленного и изданного в 1818 году русским сказителем и музыкантом Киршой Даниловым («Мастрюк Темрюкович», «Иван Годинович»).

Выдающийся русский литературовед Б.М. Эйхенбаум склонялся к мнению, что это произведение написано Лермонтовым под впечатлением об известии о дуэли А.С. Пушкина.

«Песня про купца Калашникова» написана поэтом на Кавказе в 1837 году. Напечатать сразу произведение ссыльного автора не разрешили. А в 1838 году при содействии В.А. Жуковского «Песня…» напечатана в «Литературных прибавлениях» к военной газете «Русский инвалид» без указания имени поэта. Позже, в 1840 году, поэма была размещена в единственном издании «Стихотворения М. Лермонтова», вышедшем при жизни автора.

Жанр и направление

Жанр произведения – романтическая национально-историческая поэма.

Написана «Песня…» в форме народного сказания о событиях непростых времен царствования Ивана Грозного. Произведение является стилизацией фольклора эпической формы.

В поэме не просто отражены политические и нравственные проблемы государства времен правления Ивана Грозного. Поэма – рассуждения автора о проблемах современности, о власти, о роли сильной личности в обществе.

Смысл названия

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – полное название произведения.

Сходство с народной песней, старинным сказанием, былиной русского средневековья придают произведению размеренный, повествовательный характер, зачины, эпитеты, повторы, историзмы (устаревшая лексика).

Не интригуя читателя, поэт уже в названии упоминает имена главных персонажей поэмы, указывает на время описанных в ней событий.

Сюжет поэмы характерен для романтического произведения и на первый взгляд незамысловат.

Опричник Ивана Грозного Кирибеевич делится с государем сокровенной тайной о том, что влюблен в красавицу Алену Дмитриевну. При этом он скрывает от царя, что его возлюбленная замужем. Великий государь Иван Васильевич не видит причины для печали молодца и советует тому одарить девушку богатыми подарками и жениться на ней.

Кирибеевич подстерегает Алену после вечерней службы в церкви и набрасывается на нее с объятиями и поцелуями, уверяя девушку в своей любви. Взволнованная, простоволосая Алена поздно возвращается домой, где ее ждут муж, молодой купец Степан Парамонович Калашников, и дети. Она рассказывает супругу о том, как ее обесчестил Кирибеевич, как насмехались над ней соседи, ставшие свидетелями их встречи с опричником. Алена просит у мужа прощения и защиты ее честного имени.

Степан Парамонович обещает отомстить наглецу Кирибеевичу и в честном бою на глазах у Ивана Грозного убивает наглого опричника. Царь в ярости расспрашивает Калашникова о причинах его ненависти к Кирибеевичу и грозит казнить купца, отрубив ему голову. Но Степан не открывает тайну, лишь просит не оставить без царской поддержки жену, детей и младших братьев. Иван Грозный обещает выполнить просьбу и отправляет Калашникова на плаху.

В.Г. Белинский в своей статье «Стихотворения М. Лермонтова» так определил выбор Лермонтовым для описания событий давней исторической эпохи.

«Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа… и вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории».

Главные герои и их характеристика

Сокращенное название произведения звучит так: «Песня про купца Калашникова».

Именно молодой купец Степан Калашников, а не царь Иван Грозный, упомянутый в полной версии названия первым, является главным героем поэмы.

Калашников олицетворяет собой истинного русского человека широкой души, благородного, уверенного в своих силах, с чувством собственного достоинства. Степан воспитан в духе моральных устоев и принципов своего народа, он сочетает в себе простоту, доброту и уважительно относится к другим.

Степан не в силах простить Кирибеевичу поруганную честь любимой жены Алены Дмитриевны. Ведь в лице Алены недругом попрана честь всего рода Калашниковых. Не зря Степан Парамонович после случившегося зовет на помощь своих младших братьев и просит их наказать врага. Калашников знает, что вызов брошенный им лучшему царскому опричнику, грозит смертью, но от решения своего не отступает. Казненного царем молодого купца почитают в народе и считают героем.

Алена Дмитриевна, жена Степана Парамоновича Калашникова, появляется перед читателями совсем ненадолго, но успевает вызвать к себе и чувство восхищения (она очень красива), и жалости, и чувство глубоко уважения за любовь и преданность своему мужу, честный рассказ и покаяние в случившемся.

Иван Грозный. Великий государь, хоть и назван грозным в самом начале произведения, предстает перед читателями радушным, улыбающимся и повелевающим поднести чаши с вином своим воинам. Но уже через несколько строк характер царя меняется. Иван Васильевич хмурит брови и выказывает своему самому близкому опричнику Кирибеевичу подозрение в нехорошем замысле. После объяснений воина царь снова улыбается и будто бы совсем по-дружески дает опричнику советы. Но в финале произведения государь являет народу свою деспотичную, своевольную и жестокую сущность, посылая без закона и суда на плаху купца Калашникова, убившего в честном бою лучшего царского опричника.

Кирибеевич. Отрицательный герой поэмы. Лучший опричник царя, бесстрашный и удалой, оказался человеком способным соврать самому государю, лукавым, одержимым любовной страстью и беспринципным.

Темы и проблемы

Несмотря на то, что события, описываемые в поэме, происходят в эпоху Ивана Грозного, темы, затронутые в произведении, оказались современным и актуальными. Сам Лермонтов, да и все русское сообщество еще находились под влиянием известия о кончине А.С. Пушкина, вышедшего на дуэль с целью защитить честь своей жены и свое благородное имя. Тема чести, поруганной, но отмщенной, пусть и ценой жизни – главная тема произведения.

Тема вседозволенности власти, актуально звучащая в разные времена, также упомянута в произведении. Легко и безнаказанно Иван Грозный распоряжается людскими судьбами, потешаясь смертоубийственными драками, нарушая правила, самим собою и установленные, посылая на плаху невиновных. Его слуга, Кирибеевич, чувствует свою безнаказанность, домогаясь чужую жену.

Очень важны в поэме исторические параллели. Произвол самодержавия при Николае I с его жандармскими порядками мало чем отличался от вседозволенности власти при Иване Грозном.

Тема любви. В коротком произведении Лермонтов сумел показать две грани этого чувства: с одной стороны – темную, преступную, чувственную страсть Кирибеевича, с другой – чистую, преданную, всепрощающую любовь благородного Степана Калашникова и прекрасной Алены Дмитриевны.

Тема свободы. Степан Калашников, понимая, чем грозит ему конфликт с государевым слугой, осознанно делает свой выбор и решает отомстить Кирибеевичу. Это его свободный выбор. Свободный от влияния других людей, даже царя. Но несвободным оказывается Степан в границах своих нравственных принципов и чести. И эта несвобода определяет его поступок и объясняет хладнокровное убийство Кирибеевича в честном бою: «Я убил его вольною волею…».

Главная мысль

Необходимость защиты чести и достоинства– главная мысль произведения.

Даже если для этого потребуется пожертвовать своей жизнью, нельзя сдаваться и преклонять колени перед посягнувшим на них.

Моральное превосходство нравственно чистых, пусть и более слабых по социальной иерархии людей, над всемогущими, но беспринципными.

Лермонтов предлагает читателю поразмышлять над судьбой человека в обществе, где закон «не писан», о необходимости вести борьбу за свою свободу и честь.

Поэт своей поэмой бросает вызов самодержавию, воспевая смелость и благородство купца Калашникова, выступившего против произвола царского любимца.

Чему учит?

Поэма учит читателей не изменять своим нравственным принципам, бороться за свою правоту, честь, достоинство, не отступать перед проявлениями беззакония.

Отношения между молодым купцом Калашниковым и его супругой Аленой Дмитриевной – прекрасный, поучающий образец взаимоотношений между любящими, уважающими и оберегающими друг друга людьми, честными и преданными своему чувству.

Смерть Кирибеевича служит подтверждением того, что зло будет всегда наказано.

А мужество, смелость, готовность защитить семью даже перед лицом смерти и гибель самого Калашникова делают его героем в памяти народа.

Анализ поэмы Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова сочинение

В былые времена честь дамы ценилась куда больше, нежели сейчас. Мало того, мужчины были готовы отдать жизнь за репутацию своей избранницы не только, если имела место реальная измена, но и тогда, когда в ее сторону был замечен даже косой взгляд. Подобная ситуация наблюдается в произведении.

Однако это не только конфликт купца Калашникова и царского опричника за доброе имя жены первого, Анны Дмитриевны, но и куда более серьезный спор, в котором схлестнулись самодержавие и простой люд, который, к слову, побеждает.

Представитель самодержавия моложе, более высокомерен. Таким закон не писан. С одной стороны, нет ничего плохого в том, что он полюбил женщину. С другой, он нагнетает конфликт и даже царю не сказал о том, что его избранница замужем. Именно поэтому уважение к Кирембеевичу теряется практически сразу.

Куда интереснее Калашников, который не только стремится отстоять доброе имя своей жены, но и олицетворяет весь простой русский люд. Поэтому поединок кажется фигуральным, его можно трактовать как классовую борьбу. А вот если в переносном смысле рассматривать Анну Дмитриевну, то вполне возможно, на ее месте может быть то, что социальные слои не могут поделить. Что же это? Безусловно, власть в стране.

Можно сказать, что данном поединке борются монархия с демократией. Относительно характеров, Кирембеевич – подлый, Калашников – добрый, открытый, человек чести. Он невольно располагает к себе. Что же касается Анны Дмитриевны, видно, что она очень чтит своего мужа. Однако, быть может, она уважает его больше, чем любит. Так или иначе, в те времена на уважении и почтении к супругу все и базировалось. Ну, и на привычке, естественно.

Тем не менее, безумной любви к Кирембеевичу также не наблюдается. Невооруженным глазом видно, что он переоценил себя. И, как и все люди подобного класса, подумал, что он может добиться всего, на что только укажет его перст. Еще бы! Ведь за ним поддержка самого царя. Так или иначе, Калашников не лыком шит. Он одерживает победу.

Мне очень понравилось произведение. С одной стороны, у него довольно простой сюжет. С другой – он может быть воспринят иносказательно, тогда обретет куда больший смысл. Есть и некая изюминка (возможно, свойственная описываемой эпохе), которая заставляет перечитывать на первый взгляд, незамысловатые строки снова и снова, всякий раз получая все большее удовольствие от прочтения.

Сочинение 3

Данная поэма насквозь пропитана протестным духом. Автор обращается к прошлому, он будто недоволен минувшими вехами истории, а также имевшими место несправедливыми событиями. Лермонтов пытается найти своеобразных героев – людей с сильным характером, стальной волей, которые могли бы быть примерами для потомков.

Главный герой данного произведения – молодой, заносчивый и высокомерный (но верный) опричник Ивана Грозного, который полюбил жену купца Калашникова. Конечно же, это было непозволительно. Особенно в те времена. Соответственно, на репутацию порядочной женщины была брошена тень. Естественно, муж Анны Дмитриевны не смог остаться в стороне.

В более широком понимании, в творении сталкиваются два лагеря – правда народа (Калашников) и самодержавие, граничащее с бесчестием (Киребеевич, и, возможно, даже сам царь).

В целом, героический характер Калашникова испокон веков свойственен русскому люду. Сколько бесстрашных богатырей повидала земля русская, сколько подвигов было совершено россиянами – всех не счесть. Можно сказать, что купец Калашников – это вопиющий образец истинной правды, человек чести, который чтит достоинство. Он является верным супругом, хорошим отцом. Идеальный человек своего века.

Алена Дмитриевна, жена, представляется покорной женщиной того времени. Она уважает мужа и любит его. Он для нее защитник и верный друг. Так, что можно сказать, это поединок простого человека против зарвавшегося знатного. Против царского любимца.

* Опозорил семью нашу честную

* Злой опричник царский Кирибеевич;

* А такой обиды не стерпеть душе

* Да не вынести сердцу молодецкому.

Государь является с боярами, оцепляет место. Кстати, купец одерживает победу над молодым опричником. Однако автор не скрывает присутствия у него положительных качеств. Это преданный правителю воин, смелый, однако самовлюбленный, бесстрашный, но чванливый. Кстати, Кирибеевич поведал царю о том, что любит Алену Дмитриевну, однако не сказал, что она уже замужем за купцом Калашниковым.

Последний представляется невероятно сильным человеком, который верен своим убеждениям, никогда не пойдет на компромисс с совестью. Честь семьи для него дороже поклонения царю. В этом и проявляется народное сознание.

Примечательно, что герой надолго остается в народной памяти — люди посещают его «безымянную могилку», поминают добрым словом.

Вариант 4

Произведение М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» — это взаимодействие, с одной стороны, двух людей, которым чужды и радость, и горе, подвластны и жизнь, и смерть. С другой, автор представил в представителе народа и подданном царя целую систему образов, характеристику строя, уклада, существовавших в те времена. Их взаимоотношения стали показателем того, что добросовестный человек, преданный семье и родине гордо выдержит противодействие самодовольного, горделивого и высокомерного представителя самодержавного строя.

Обманутый своим слугой — Кирибеевичем, царь велит казнить человека, который, вызвав на смертный бой злодея, тем самым защитил честь своей супруги. Сюжет прост, понятен. Но за ним стоят не простые отношения тех, кто чувствует защиту государя, самонадеянно совершают подлые поступки, также тех, кто живет по чести, но иногда вынужден почувствовать на себе несправедливость существующего строя.

Законный муж Алены Дмитриевны (Калашников) не испугался злого умысла, позора приближенного царя. Вызвал он смело злодея на бой, несмотря на последствия. За правду он готов пойти на смерть, защищая честь семьи, жену. Степан Парамонович не оттягивает с решением, считая своим долгом отомстить Кирибеевичу. Характер простого русского человека проявился в полной мере тогда, когда напал злодей на жену купца. Считая самым дорогим на свете честь семьи, он не принял во внимание и то, что бессовестным оказался слуга царя Грозного.

Преклонение перед государем во все времена имело особое важное значение. Царь решал судьбы людей. Те, кто во всем становился на его сторону, чувствовали себя как за каменной стеной. Тем более, когда речь идет о великом царе Грозном. В каждом его взгляде, в действиях просматривается сила характера, о котором ходили легенды во все времена. Однако не все готовы были пойти против правды, долга и уважения своей семье.

Прочитав до конца произведение, читатель задумывается не только о судьбе одного человека, а жизни целого поколения. Несмотря на трагический исход того, на чьей стороне правда, честь и слава занимают достойное место всегда, Подобные поступки бессмертны, так как за ними стоят преданность, любовь, совесть и сила характера.

klassreferat.ru

«Песня про купца Калашникова» переносит нас в еще более глубокую старину, чем «Капитанская дочка» Пушкина. Но вместе с тем в этой поэме о XVI веке — как ни парадоксально — сильнее просвечивают связи с лермонтовской современностью, может быть потому, что это не эпическое, а лиро-эпическое произведение (если придерживаться той классификации жанров, которую намечает Л. И. Тимофеев ). Отрывок из книги Ольги Берггольц «Дневные звезды», включенный в хрестоматию, Читатели читают самостоятельно: он создает определенный эмоциональный настрой перед изучением темы и ориентирует школьников па восприятие поэзии Лермонтова как живого, действенного явления. На картине В. М. Васнецова царь «дан именно таким, каким он запечатлен в былинах, песнях и сказках, каким он сохранился в свидетельствах современников… В картине, вытянутой по вертикали, фигура Грозного занимает значительную часть полотна. Зритель смотрит на Грозного как бы снизу. Все это создает впечатление величественности царя. Иван Грозный выступает на полотне Васнецова как человек суровый, подозрительный, решительный, непреклонный в достижении своих целей. Но вместе с тем перед нами человек большого ума, государственный деятель, полный силы и величия». В первой картине (пир у Ивана Грозного) обратим внимание на сложность характеров являющихся в ней лиц. Прямолинейные оценки героев поэмы, особенно Кирибеевича, встречающиеся в практике школы, связаны как раз с неглубоким прочтением первой части поэмы. Иван Грозный изображен в ореоле величия: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. «Взгляд очей его — молния, звук речей его — гром небесный, порыв гнева его — смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего, униженного, искаженного, но сильного и благородного по своей природе духа…»2. Царь улыбается, он как будто весел, как будто даже благодушен. Кажется, непринужденным весельем охвачены его приближенные. Но присмотримся внимательнее: не слишком ли часто «тучки синие» набегают на «солнце красное» (если использовать сравнение, употребленное поэтом)? Не слишком ли эфемерна, кратковременна радость пирующих? Не слишком ли изменчиво настроение государя? Свой золоченый ковш с вином царь повелевает поднести не князьям и боярам, а только опричникам. И стоит одному из них— Кирибеевичу — остаться равнодушным к царскому угощению, как мгновенно государь закипает неудержимым гневом. Своего верного опричника он подозревает в измене, в черной зависти и грозит ему жестокой карой. Человеку грубому и развращенному властью, ему чуждо Представление о всепоглощающих любовных переживаниях. О чем, по его мнению, может горевать добрый молодец? Конечно, о том, что парчевой кафтан истерся, что шапка соболиная* измялась, что казна поистратилась, что сабля закаленная зазубрилась, что конь захромал, худо кованный, что — и это самое большое бесчестье— сбил его с ног на кулачном бою сын купеческий. И когда Кирибеевич рассказывает о своей несчастной любви, царь, смеясь, сулит ему перстенек яхонтовый да ожерелье жемчужное: перед такими дарами, как он думает, вряд ли устоит хоть одна красавица. Еще более сложным в этой сцене предстает перед читателем характер Кирибеевича. Молодой опричник охвачен страстью: Сердца жаркого не залить вином, Думу черную — не запотчевать! В его душе живет подлинная поэтичность. С каким проникновением говорит он о полюбившейся ему женщине: Ходит плавно — будто лебедушка; Смотрит сладко — как голубушка; Молвит слово — соловей прет; Горят щеки ее румяные, Как заря на небе божием; Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные, По плечам бегут, извиваются, С грудью белою цалуются. Сила страсти, глубокое чувство внушают уважение гуслярам, которые поют о герое как об «удалом бойце, добром молодце» и сравнивают его в момент гнева Ивана Грозного с «младым голубем сизокрылым». Эту сторону поэмы следует иметь в виду потому, что Читатели VII класса, более всего ценя в человеке мужество, смелость, отвагу, вовсе не склонны видеть положительные качества в силе и искренности любовного чувства. Впрочем, храбростью и отвагой Кирибеевич тоже не обделен: он готов умереть на чужбине, в смертном бою с врагами сложить голову/ И в то же время что-то настораживает в его поведении — может быть, больше всего наивное хвастовство своей красотой и удалью? Предчувствия оправдываются, когда вдруг выясняется, что Кирибеевич не только «добрый молодец», но и «лукавый раб», утаивший от царя, что полюбил замужнюю женщину. Ложь Кирибеевича освещает с неожиданной стороны и фигуру Ивана IV: опричник скрыл правду потому, что боялся осуждения царя,— против семейных устоев, против норм народной жизни бессилен сам грозный монарх; есть какие-то пределы и его власти; очевидно, и в его беспокойной и грешной душе живет какое-то чувство справедливости. В преступной попытке Кирибеевича разрушить семейное счастье Калашникова нет непосредственной вины царя. Но царь повинен в том, что сделал возможными преступления таких, как Кирибеевич, возвысив их, оградив от народного гнева и создав в стране атмосферу неправды и произвола. Во второй части поэмы Кирибеевич не действует,— мы узнаем о нем из рассказа Алены Дмитриевны. И то, что о встрече с Кирибеевичем повествует сама оскорбленная женщина, заставляет читателя глубоко отозваться на ее горе и ее глазами посмотреть на виновника бесчестья. Чувство Кирибеевича эгоистично, не просветлено разумом. Ослепленный страстью, он меньше всего думает о любимой женщине, он готов на все даже ценою ее позора. Тяжелая страсть, перед которой отступают доводы рассудка, своеволие, не считающееся с благополучием и счастьем другого человека, роднят опричника с его государем. Калашников «защищает не красоту своей жены. Им руководит не чувство ревности, столь же бурное и слепое, как любовь Кирибеевича. Калашников защищает честь. И не только свою и жены. Он защищает честь имени, семьи, рода». Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич» говорит он, обращаясь к меньшим братьям. И те, понимая ответственность, которую берет на себя старший брат, их «второй отец», в полном согласии с народной традицией, готовы поддержать его в трудную минуту и, если будет нужно, даже пожертвовать своей жизнью. Калашников выступает как носитель народной правды. Окончательная и верная оценка разыгравшейся трагедии принадлежит народу. Могила молодого купца, затерявшаяся «промеж трех дорог» (как «преступник», Калашников не был похоронен на кладбище), не забыта народом: И проходят мимо люди добрые: Пройдет стар человек — перекрестится, Пройдет молодец — приосанится, Пройдет девица — пригорюнится, А пройдут гусляры — споют песенку.

  • Чем поэма «песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова» близка устному народному творчеству?
  • Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова
  • Своеобразие и уникальность «Песня про царя Ивана Васильевича…»
  • Основной конфликт «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова
  • Образ царя Ивана Грозного в «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова
  • Над чем меня заставило задуматься произведение Лермонтова?
  • Моё любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
  • Киребеевич и Калашников (по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»)
  • Каким я представляю себе купца Калашникова? (по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца …
  • За что гусляры прославляют купца Калашникова в произведении М.Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца …

Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях М. Ю. Лермонтова? (по произведениям Песня про купца Калашникова и Бородино): сочинение

Сочинения от Вики Ж.

8.Почему так суров Степан Парамонович к своей жене Алене Дмитревне?

Известный летописец Сильвестр в поучение своему сыну собрал в одну книгу, под названием «Домострой», правила и наставления, которым предлагалось следовать всякому человеку, желающему жить праведной жизнью .

В «Домострое» большое внимание уделено порядку в семье: «все должно было подчиняться главе дома, хозяину». Жена, дети и слуги должны были ” все творить по его наказанию ” . Поэма Лермонтова ” Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова ” – яркое тому подтверждение . Купец Калашников разгневался на Алену Дмитревну за ее позднее появление дома, за непристойный внешний вид. Муж подозревает жену в том, что она гуляла, пировала « с сынками боярскими». Степан Парамонович суров к своей жене не потому, что он жестокий человек, а потому, что так вести себя ему предписано в “Домострое “.

Чувство страха считалось главным средством сохранить ” семейное благочиние». Знает об этом Алена Дмитревна, не случайно, услыхав грозный слова мужа, она ” задрожала вся. затряслась как листочек осиновый. в ноги мужу повалилася “. Но муж для нее не только хозяин, судья, но и защитник. Об этом говорят слова несчастной женщины:

Государь ты мой, красно солнышко,

Иль убей меня, или выслушай!

Твои речи – будто острый нож;

От них сердце разрывается.

Не боюсь я смерти лютыя,

Не боюсь я людской молвы,

А боюсь твоей немилости…

Таким образом, могу сделать вывод, что, осознавая свое положение в семье, молодой купец Калашников так суров к своей жене Алене Дмитревне.

9. Как законы «Домостроя» действуют в поэме М. Ю. Лермонтова ” Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова “. В каких еще произведениях русских классиков мы можем наблюдать соблюдение этих законов?

В одну книгу, под названием « Домострой», известный летописец Сильвестр в поучение своему сыну собрал правила и наставления, которым предлагалось следовать « всякому желающему жить праведной жизнью». В «Домострое» большое внимание уделено порядку в семье, где «все должно было подчиняться главе дома, хозяину». Жена, дети и слуги должны были ” все творить по его наказанию “.

Поэма Лермонтова ” Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова ” – яркое тому подтверждение. Мы видим, что молодой купец суров, скор на расправу. Не разобравшись в случившемся, он разгневался на Алену Дмитревну за ее позднее появление дома, за непристойный внешний вид. Муж подозревает жену в том, что она гуляла, пировала « с сынками боярскими». Степан Парамонович суров к своей жене Алене Дмитревне не потому, что он жестокий человек, а потому, что так вести себя ему предписано в “Домострое “. Там главным средством в сохранении «семейного благочиния» считалось чувство страха и подчинения во всем главе семьи.

Пройдут века, но законы «Домостроя» будут по-прежнему сильны в жизни русской семьи. В драме А. Н. Островского «Гроза» перед читателями предстает семья Кабановых. Глава семейства в пьесе – женщина, Марфа Игнатьевна Кабанова, но все и во всем подчиняются этой властной купчихе. Кабанова считается в городе образцом добродетели и хранительницей традиций. Она постоянно учит детей своих, «как делали в старину». Касается ли вопрос дела сватовства, проводов мужа или посещения церкви – все, по мнению Кабанихи, должно происходить по старинке. Главное, в чем она уверена, это то, что в семье все должно держаться на страхе. «Как зачем бояться! Как зачем бояться!»-кричит она сыну, твердо веря, что «порядок-то в доме будет», только если младшие будут бояться старших.

Следуют заветам «Домостроя» и герои романа И. А. Гончарова Обломовы. Все в этой семье идет так, как было преподано «им родителями» и прадедами. Главное в жизни Обломовых – норму жизни « с заветом блюсти», сохранять «ее цельность и неприкосновенность, как огонь Весты. Как это делалось при дедах и отцах, так делалось и при отце Ильи Ильича…».

Таким образом, могу сделать вывод, что в ряде произведений русской классики при описании образа жизни людей нашли отражение законы «Домостроя».

15. Как в отрывке из поэмы М. Ю. Лермонтова ” Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова ” ставится проблема памяти?

В отрывке из поэмы M. Ю. Лермонтова ” Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова ” ставится проблема памяти, которая не умерла вместе со Степаном Парамоновичем, потому что жизни не пожалел русский купец во имя сохранения чести своей семьи. Несмотря на то что казнили его по царскому велению «смертью лютою, позорною. схоронили его за Москвой-рекой, на чистом поле промеж трех дорог», люди помнили купца Калашникова, пошедшего на смерть «за святую правду-матушку “. Когда «люди добрые» проходили мимо могилы Калашникова, они поклонялись ей:

Пройдет стар человек – перекрестится,

Пройдет девица – пригорюнится,

Пройдет молодец – приосанится,

А пройдут гусляры – споют песенку.

Разве это не говорит о том, что «люди добрые» помнили о подвиге смелого купца?

16. В фольклоре, творчестве каких русских писателей звучит тема памяти? Что позволяет сопоставить эти произведения с поэмой М. Ю. Лермонтова?

Тема памяти звучит и в исторических песнях, посвященных Емельяну Пугачеву. Так, в песне ” Пугачев казнен ” говорится о том, что “. нет больше народного защитника . ” Обращаясь к казненному предводителю восстания, люди спрашивают у него, на кого он их покинул, а потом сетуют:

Некому за нас заступиться,

Крепку думушку за нас раздумать.

Эта же тема звучит и в стихотворении M. Ю. Лермонтова ” Бородино “, которая очень актуальна в год празднования 200-летия со дня Бородинской битвы:

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Сопоставить эти произведения с поэмой М. Ю. Лермонтова позволяет то, что в русском народе всегда помнили и смелого борца-одиночку, и предводителя крестьянского восстания, и славных защитников Отечества.

17. Поединок чести и бесчестия в поэме М. Ю. Лермонтова ” Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова “.

Критик Белинский относил героя поэмы, купца Калашникова, к числу тех ” железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут. ” Оскорбленный поступком царского опричника, заступаясь за честь своей семьи, Калашников принимает решение ” на смерть биться до последних сил. за святую правду-матушку. ” Для него нет полумеры в минуту решающего сражения: ” Вышел я на страшный бой, на последний бой! ” Вот это-человек чести!

Бесчестен, по мнению автора, ” удалой Кирибеевич “. С самого начала опричник, зная суровые законы ” Домостроя ” ,готов нарушить их, совратив с праведного пути благочастивую купчиху-красавицу. Но Алена Дмитревна не становится легкой добычей для Кирибеевича. Вырвавшись из рук бесчестного слуги царя, не соблазнившись на его обещания засыпать её золотом и жемчугом, она бежит домой, уже осознавая, что ” опозорил он, осрамил” её. В кульминационную минуту, перед боем, царский опричник, который не боится никого, услыхав из уст своего соперника, почему тот вышел на этот бой, испугался, « побледнел в лице, как осенний снег, бойки очи его затуманились. на раскрытых устах слово замерло.” Нечего сказать Кирибеевичу ни молодому купцу, ни царю, так как опозорил он чужую жену, ” разбойничал ночью тёмною” .

Таким образом, могу сделать вывод, что герои поэмы, молодой купец и царский опричник, выйдя на кулачный бой, вступают в поединок чести и бесчестия, в котором победит тот, кто прав, кто защищает свою честь и честь семьи.

Поделись с другом в социальной сети

Характеристика и образ Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение 9 класс

Образ Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова — это образ уставшего от жизни человека, который ищет радость и счастье в издевательствах, и моральными пытками над людьми.

Конечно, как человек этот герой не полностью отрицательный. В нем есть очень много светлых и теплых черт личности, только в силу привычки, да и в силу времени он гасит их, подавляет их разными способами.

Показательно, что Лермонтов специально делает своего героя военным. Если бы, например, Печорин был или сыщиком, или почтальоном, буря в его душе смотрелась бы попросту смешно.

А так он всегда ходит по самому краю. Всегда на передовой, и даже в моменты, когда смерть уже вот-вот схватит офицера, он не печалится. Если выражаться современным языком – ему как бы и все равно.

Но это не значит, что ему не нравится жить. Просто жизнь для него нечто мимолетное, и, если вдруг она закончится, ну и пусть. Именно поэтому, как кажется мне, он многими воспринимается как аморальный герой. Захотелось ему соблазнить чью-то жену – он ее берет и соблазняет. Плохо это или хорошо – вопрос вторичный. Во-первых, плохо для кого и хорошо для кого. А во-вторых, он по-человечески просто так устроен.

И это некая новая стадия “брать от жизни все”. Для того времени, в котором и происходит действие романа “Герой нашего времени”, минутка забавной тавтологии, сам архетип, сам вид такого человека был в новинку. Значит ли это, что все, повально все были Печоринами и жили именно такой жизнью? Да нет, не значит.

Ведь это была не массовая социальная волна людей, которым все равно на будущее, прошлое. Для них было важно существование одного временного промежутка – настоящего. Бесспорно, это был фантастический феномен, объяснить которые можно только теперь, и то не полностью. Но как по мне, огромную роль сыграл и сам роман, ибо теперь каждый третий стал Печорином. Как говорится, идиотами вдруг стало быть модно.

Лермонтов безусловно герой. Написать роман, создать фабулу, развить ее, причем не старым добрым вот вам начало, а вот вам конец, а создать мозаику, и чтобы читатель собирал этот пазл, как ему хочется. Но Печорина придумал не он. Он просто явил его миру, сделав из героя модный социальный тренд.

Вариант 2

М.Ю.Лермонтов в своем романе “Герой нашего времени” создал немало образов, но одним из самых ярких и неоднозначных героев произведения является главный герой, Григорий Печорин.

Печорин служит на Кавказе, он красив, умен, умеет находить общий язык с людьми и вообще достаточно легко понимает людей, может с легкостью манипулировать ими, не зависит от мнения окружающих. Первое знакомство с Григорием идет от лица Максима Максимыча. Так, мы узнаем, что главный герой украл девушку из родного аула. Она была нужна ему, так как была во внимании всех, чтобы потешить свое самолюбие. Печорин пробудил в Беле чувства, но, как только получил взаимность, она стала ему не нужна и вскоре погибла. Это изменило и сломило душу Григория, хоть и со стороны казалось, что он равнодушен к гибели девушки.

В целом, во всем образе Печорина присутствует двойственность: в одежде- помарканность, но черты аристократа, во внешности- брови темные, волосы светлые, добился – теряет интерес, страдает, но не показывает этого.

Григорий равнодушен ко всему, легко отпускает прошлое, бежит от себя. У него нет того места, куда бы он мог вернуться, он одинок, так как ведет дневник своих переживаний, ему некому довериться и высказаться. Печорин недоверчивый, замкнутый, не делает выводов, не анализирует свои поступки. Он постепенно умирает морально, как личность. При встрече с контрабандистами он показывает, что его привлекает свобода, он не боится умереть. В то же время в них он пытается найти близких себе людей,но не находит места ни с одними, ни с другими, так как он чужой везде.

В главе “Княжна Мери” постепенно раскрывается внутренний мир героя. Он завистливый, все действия совершаются от скуки, уверен в себе, искренен, когда теряет кого-то. Печорин добивается Мери только ради того, чтобы насолить Грушницкому, ударить по его самолюбию. ВО время дуэли он хладнокровен и доводит дело до конца. С Мери Григорий впервые выясняет отношения и хочет, чтоб она его забыла и возненавидела. В это время он теряет дорогого ему человека, Веру, осознает, что не в силах что-то изменить.

После встречи с фаталистом Печорин меняется на своих ошибках, переставая бездействовать.

Автор хотел выразить в Печорине образ его поколения, героя своего времени.

Сочинение Образ и характеристика Печорина

Книга «Герой нашего времени» была написана в 40-х годах 19 столетия во времена жестокой политической репрессии. Главным героем романа является Григорий Печорин.

Григорий Печорин – интеллигентный человек с критическим складом ума. Герой был не удовлетворен жизнью, и не видел пути обретения счастья. По сравнению с Онегиным, Печорин не плыл по течению жизни, а старался найти свой путь. Героя нельзя назвать отрицательным или положительным человеком. По отношению к другому человеку он был высокомерен и холоден, при этом герой не обладал инфантильностью и безвольностью. В молодом возрасте Печорин наслаждался жизнью и получал все при помощи денег. Вскоре такая жизнь ему надоела, и он пустился в свет. Хотя на тот момент Печорина раздражало внимание светских девушек, разговоры друзей и само общество.

Скука заставила героя изучать и читать книги, особенно научную литературу. Вскоре книги не приносили ему радости, и он решил уехать на Кавказ. На кавказской земле он познакомился с Беллой, которая очаровала его красотой. Печорин принял Бэллу за ангела, который пришел ему помочь. Чуть позже он понял, что она никак не отличается от тех светских девушек, а ее простосердечие и невежество стали его раздражать.

Печорин обладал противоречивым характером. Он считал, что его жизнь состоит из неудачных и грустных противоречий рассудка и сердца. Противоречивость влияет на мысли и поступки Григория. Автор полностью подчеркивает все странности героя от внутреннего до внешнего облика. Несмотря на возраст, Печорин обладал детской улыбкой. Герой отличался небрежной и ленивой походкой. Он имел крепкое здоровье и слабые нервы. Печорин скептически относился к людям. Печорин как разочарованный человек жил только опираясь на свое любопытство. В некотором смысле герой приносил только несчастье и сам счастья не имел. Он отрицал семейное счастье и любовь. При знакомстве с женщинами он был честолюбивым и тщеславным.

Глубокие чувства он испытывал к Вере и боялся ее потерять. Герой оценивал и называл себя «нравственным калекой», которая потеряла свою хорошую половину души. Его внешние противоречия и поведения не давали Печорину жить полноценной жизнью.

В предисловии автор написал, что Печорин является портретов с пороками всех людей 19 столетия. Трагедия заключается в том, что такой человек не способен к великим жертвам на благо общества и ради своего счастья

Сочинение 4

Литература и история ходят за руку. Роман «Герой нашего времени» и его персонажи стали отражением условий жизни в России именно в то время. Роман был написан, когда свобода мыслей, слов, действий жестоко подавлялась. Были видны только потери, а внутри страны велась огромная работа. Лермонтов старался показать трагическую сторону существования и выживания в России. Проведена параллель между героями романа и настоящими людьми, которые должны были жить как в казарме. Показана ничтожность существования людей как личностей, какими бы талантливыми они ни были.

Повествование о главном герое Печорине ведется от нескольких лиц: сначала это рассказ от лица Максима Максимыча, он показывает свое отношение к персонажу. После это рассказ от лица автора, то есть самого Лермонтова, отношение его к герою. А затем это рассказ изнутри, из записей в дневнике. И это не случайно. Лермонтов хочет показать многогранность и разносторонность Печорина, а вместе с ним и всего русского общества. В Печорине борются 2 противоречия, как во внешности, так и в душе. Он молод, но можно заметить морщины, когда он смеется, его глаза не смеются.

Печорин умный и образованный человек, с широкими взглядами, культурой. Он не может сидеть на одном месте, его отличает стремление к действию, смена окружения. Каждый раз, когда пора бы остановиться, ему прискучивает его жизнь, и он снова пытается изменить ее. Но Печорин расходует свои силы на те действия, которые его недостойны: он похищает Бэлу, а после она ему неинтересна. Пытается разрушить деятельность контрабандистов, но никакой цели или выгоды не преследует. Добивается Мери, а после бросает ее наедине с разочарованиями. Ему плевать на чувства других героев. Он эгоист, но пытается себя оправдать.

Возможно, в другие времена его жизни, он был бы не таким героем, но сейчас не только он сам стал нравственным калекой, ему помогло стать таким окружение. Он научился ненавидеть, скрывать свои чувства, стал лжецом, лицемером. Он ломает судьбы, разбивает любовь и веру в него, Печорин – жертва общества.

Однако Лермонтов показал и историю любви героя. Веру он полюбил по-настоящему. И хотя между ними была преграда, ее муж, Печорин всеми силами добивался своего. И добился, ведь Вера тоже полюбила его. Она полюбила его такого, каким он являлся на самом деле. А взамен получила только страдания –, как и все, кто близко сходился с ним.

Слово «герой» имеет несколько значений. Никаких героических подвигов Печорин не совершал, а значит, Лермонтов хотел показать, что это всего лишь один персонаж. И этот один персонаж отразил всю суть общества того времени, молодых людей, которые не смогли найти себе применения в мире.

Вариант 5

Григорий Печорин это главный герой произведения «Герой нашего времени». Автором этого произведения является Михаил Юрьевич Лермонтов. Многие критики признали Печорина одним из самых интересных героев творчества Лермонтова. Печорин разрушает жизни других людей, но в это же время окружен уважением и любовью. У него невозможно выделить положительные или отрицательные стороны характера. Можно сказать, что это нейтральный герой. Но в это же время можно сказать, что это не так, так как он стоит в центре сюжета и все произведение построено вокруг него. Можно сделать вывод, что в нем есть и белые и черные качества.

Печорину около тридцати лет. Он молодой, красивый и подтянутый человек. Читателей привлекает тем, что вызывает доверие. Он только за здоровый образ жизни. Автор не раз подчеркивал его выносливость и производительность труда. Он мог без труда охотиться в лесу, проходя при этом много километров, и не уставать. Охоту он предпочитал одинокую. Он ходил на охоту, чтобы побыть наедине с самим с собой. С другими охотниками он не ходил, так как не любил охотничьи общества.

В русской литературе много образов похожих на образ Печорина. За многое время существования литературы была создана целая династия таких образов. Характеры у этих героев двухсторонние, то есть делятся на врожденные и приобретенные черты характера. Возможно, это и хотел показать автор в своем герои.

Лермонтов не хотел сделать своего героя единообразным со всех сторон. Его можно рассмотреть с разных точек зрения. Одним читателям он не нравится, а других наоборот восхищает. Но все-таки автор пытался выделить его внутренние противоречия. У него нет никакого соединения между чувством и мыслью. Всю свою энергию он тратит в впустую, а сколько бы он мог сделать добрых дел. Он думает только о себе и все его поступки эгоистичны. Они приносит только вред окружающим людям. Вот например он дружил с Максим Максимычем, а когда он стал ему не нужен, то он прервал отношения. А вот Грушницкого он даже убил, и это не доставило ему не какого дискомфорта. Лермонтов делает акцент и на психологическое состояние героя. Он так же ставит вопрос сущности и мировоззрении героя, о его поступках.

По-моему мнению автор смог идеально предать характер своего героя. Также он смог сопоставить все черты характера с сюжетной линией произведения. За свою литературную жизнь Лермонтов смог очень мало создать героев такого рода.

Образец 6

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – шедевр русской письменности. Автор создал немало занимательных образов в произведении, но главным героем является молодой дворянин Григорий Печорин.

Печорин – человек молодых лет, уже успевший разочароваться в жизни и устать от светских встреч, внимания девушек и от своего существования в целом. Он не хочет плыть по течению жизни, а напротив, отчаянно пытается найти свою дорогу и место в жизни. Героя нельзя назвать положительным или отрицательным. Во взаимоотношениях с окружающими он, бесспорно, открывается читателю как жестокий, эгоистичный, властный и самолюбивый молодой человек. Но если разобраться с его внутренним мироощущением, то мы можем понять, что Печорин сам страдает от того, как живет.

Скука побудила в герое желание потешаться над слабостями других людей, унижать их и ставить ниже себя. Уставший от внимания светских барышень, он хочет ощутить на себе любовь простой девушки, даже дикарки. Но разочаровывается и в ней. По безответственности Григория девушка погибает. Герой рушит жизни всех окружающих его людей, даже не стараясь это сделать.

Опять же из-за скуки он заигрывает с невестой своего друга, молодого поэта Ленского. Ленский же оскорбляется и вызывает Печорина на дуэль. И вместо того, чтобы попросить прощения у друга за свое безнравственное поведение, Григорий соглашается на вызов и убивает приятеля.

Герой ломает судьбы многих девушек. Княжну Мери он с усердием добивается, а после оставляет ее наедине со своим разочарованием. Лишь только одну девушку, Веру, он любит по-настоящему. Но даже ей он принес страдания, впрочем, как и всем, с кем Печорину приходилось связывать свою жизнь.

Григорий оправдывает свое поведение временем, в котором живет. Он говорит, что общество испортило его, а он – всего лишь его жертва. Он научился лицемерить, лгать и эгоистично поступать по отношению к другим. Григорий – яркий представитель нравственно искалеченной дворянской молодежи.

Несмотря на то, что Печорин обладает большой душевной силой, он растрачивает ее совсем не там, где нужно. Он бы мог направить свой потенциал в правильное русло, но не знает, где его дорога. Лермонтов вложил в этого героя образ всех молодых людей, не нашедших себя в этом мире.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Печорина в романе Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Быстрая смена событий, большой объем информации, и всеобщая усталость дают о себе знать. Человек устает, стремится расслабиться и пытается убежать от реальности. Возможно, ли убежать от реальности?

Это национальная сказка со множеством понятий, относящих к турецким традициям. К примеру: сааз (музыкальный инструмент), кофейный дом, белоснежные минареты… Лермонтов не стилизовал эту историю под русскую сказку

Левша является заглавным героем одноименной повести Николая Семеновича Лескова, написанной им в 1881 году. На примере жизни Левши автор раскрывает проблему судьбы по-настоящему талантливого человека в России в те времена

Главным положительным героем повести, является кузнец Вакула, который был влюблен в юную красивую украинскую девушку Оксану. Без нее он не представлял своей жизни, она для него была смыслом жизни.

Экологических проблем сейчас в мире достаточно. Кажется даже, что их становится всё больше и больше! Тут и проблемы с озоновым слоем, и загрязнения в почве, и в воде

Что заставляет Печорина проводить эксперименты над собой и окружающими? по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Сочинение на тему “В чем заключается противоречивость характера Печорина?”

В образе Печорина получили свое выражение коренные особенности последекабристской эпохи, в которой, по словам Герцена, на поверхности «видны были только потери», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная».

Сам Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой целого поколения: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению».

Печорин, как злой дух, приносит страдания всем, кто встречается на его пути: Бэле и ее близким, семье «честных контрабандистов» Мери, Грушницкому. При этом он является самым строгим судьей самому себе. Он называет себя «нравственным калекой», не раз сравнивает себя с палачом. Никто лучше Печорина не понимает, насколько пуста и бессмысленна его жизнь. Вспоминая перед дуэлью прошедшее, он не может ответить на вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Жизнь томит Печорина: «Я – как человек зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты». Но все же живая душа Печорина проявляет себя и в потрясенности смертью Бэлы, в слезах отчаяния, когда он понял, что навек потерял Веру, в способности отдаваться обаянию природы даже перед дуэлью, в умении взглянуть на себя со стороны.

В исповеди Мери Печорин обвиняет общество в том, что он сделался «нравственным калекой». Печорин неоднократно говорит о своей двойственности, о противоречии между его человеческой сущностью и существованием. Доктору Вернеру он признается: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» Жить для Печорина, а именно такова функция первого человека, — «быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов…».

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Печорин отличается от остальных персонажей романа именно тем, что его тревожат вопросы сознательного человеческого бытия — о цели и смысле жизни человека, о его назначении. Его беспокоит то, что его единственным назначением является разрушение чужих надежд.

В чем противоречивость характера печорина

В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов показал Григория Александровича Печорина как очень противоречивого мужчину. Этот герой создан своей эпохой. Непонятно, он подлец или несчастный человек.

Бэла, Грушницкий, княжна Мэри, а также контрабандисты пострадали по его вине. Он отлично осознаёт, какую роль сыграл в их несчастьях и казнит себя за это.

Противоречие проявляется, когда Григорий Александрович говорит доктору Вернеру, что не является его другом. Но затем, он рассказывает ему о своих неприглядных поступках и просит его стать секундантом.

Григорий Александрович смелый, а ещё он не дорожит ни чужой ни своей жизнью. Поэтому в день дуэль с бывшим другом он безмятежно готовится к этому судьбоносному событию.

Когда тот промахнулся, мужчина спокойно указал на то, что необходимо перезарядить его мушкет, ведь в него не положили пулю. При этом он не желает гибели молодого человека. Вызывая Грушницкого на дуэль, он желал лишь испугать того.

Но вместе с тем, пожелал таких условий, что остаться в живых должен один. Другой, даже при несильном ранении непременно оступится и упадёт со скалы.

Характер у главного героя был труден и неоднозначный и в отношении с противоположным полом. Ему нравилась Бэла, но с течением времени она начала вызывать у него тоску. Он связал бы свою жизнь с Мери, но почему-то побоялся оскорбить Веру. Отношения с той, которую он любит, были сложными. А ещё он пытался одновременно встречаться и с Лиговской, и с Верой.

Печорина был привлекателен для женщин. Но он относился к ним равнодушно. Главный герой легко влюбил в себя Мери и отнял её у Грушницкого, который был его товарищем. Но затем он начал демонстрировать ей своё равнодушие. Эта ситуация принесла ей много страданий.

Главный герой повести полагает, что все люди сами вершат собственную судьбу. Но иногда он утверждает, что некие события предопределены судьбой.

Григорий Александрович осознаёт неоднозначность своего характера, но не может его исправить. Он не видит смысла в своём существовании. Ему ничто не доставляет радости. Печорин может лишь страдать сам и делает несчастными других.

Он иногда ненавидел себя за проявленную им жестокость и сравнивал себя с вампиром. В то же время он презирал тех, кто провоцирует скандалы. Его сознание как будто делится на две части.

Одна из них совершает необдуманные действия, а другая просто смотрит на это и презирает его.

Вариант 2

Григорий Александрович Печорин — главный герой романа «Герой нашего времени». Михаил Юрьевич Лермонтов показал его как сложного человека и цельную личность.

Григорий Печорин сослан на Кавказ, но вырос и учился в Петербурге. Ему надоело светское общество с его лживостью, поэтому он не прочь провести время вдали от столицы. Здесь он знакомится с множеством людей, с ним происходит множество событий. Некоторые его поступки противоречивы, непонятны.

С первых страниц герой кажется читателю несколько эгоистичным и циничным. Он влюбляется в Бэлу, похищает ее и обижает. Его обращение с девушкой характеризует его как равнодушного человека. Однако, Печорин не сохраняет своей холодности, когда узнает о смерти Бэлы. Он переживает и осознает свою роль в ее трагической гибели. Печорин не желает больше вспоминать этот эпизод своей жизни.

Далее Печорин рушит жизни и других людей. Это и Максим Максимыч, и Грушницкий, и Мери, и Вулич. Особенно сильно противоречивость характера Печорина выражается в отношениях с Верой. Вера — это единственная женщина, которую Печорин любил. Они не могли быть вместе. Во время их свидания Печорин кажется более чувствительным и эмоциональным нежели в других эпизодах.

Отношения с Грушницким — некоторое подобие дружбы. Печорин несколько насмехается над своим новым товарищем. Ему противен напускной лоск Грушницкого, его фальшивый романтизм. Печорин, убив друга на дуэли, несколько сожалеет о его смерти.

Если обобщать, то можно сказать, что все повествование оставляет впечатление о Печорине как о человеке циничном, равнодушном, эгоистичном, самовлюбленном. Казалось бы, такой человек не должен отличаться критичностью, в том числе и по отношению к себе.

Увы, это не так. Печорин всю жизнь анализирует свои поступки, чувства, мысли. Он анализирует свой каждый шаг. Офицер думает о своей миссии на этой Земле, о своем предназначении. Печорин погружен в себя.

Казалось бы, такая глубина никак не вяжется с его оболочкой.

Противоречивость Печорина выражается и в том, что он отдаляет от себя людей, но сожалеет о своем одиночестве. У него нет друзей, так как он всех их оттолкнул. Он понимает, что не прав, но не может изменить свои ошибки.

Печорин хочет одного, но поступает так, что получается совсем обратное. Он действует так, чтобы его цели не были достигнуты. Печорин приводит себя к совершенно другому результату, обратному тому, на что он рассчитывал.

Сочинение-рассуждение 3

Мне кажется, что этот образ противоречив во всём! С самого начала говорится, что этот герой мерз, когда на улице было жарко, а когда холодно – наоборот. Вот уже противоречие! Но самые большие проблемы в его чувствах и разуме.

Противоречие в том, что ему нельзя было воровать Бэллу. Этим он создавал и ей, и себе проблемы. Отношения между русскими войсками и местным населением от этого тоже ухудшались. Но Печорин, понимая, что поступает плохо, всё-таки ворует Бэллу.

И дальше кажется, что любит её – приучает её к себе, пытается растопить её холодность, усмирить благородный гнев.

И когда он добивается своей цели, Бэлла влюбляется в него, он теряет к ней интерес! Разве это не противоречие? Можно сравнить с тем, что человек учился водить, хотя ему было очень трудно – ничего не получалось, денег на бензин не хватало… но он всё преодолел, научился, сдал теорию и практику, а когда получил права, расхотел ездить. Зачем всё это было? Но не ездишь ты – твои проблемы, а тут живой человек пострадал, погиб. Она из-за него погибла, а ему даже было неприятно на неё посмотреть. Он просто боялся своих чувств, просто боялся. Опять противоречие, ведь вроде и военный человек, а такой трусливый.

Противоречие и с Мэри происходит. Опять Печорин знает, что её не любит, что она ему совсем не нужна, но начинает прямо интриги плести, чтобы она заинтересовалась им.

Он такой психолог, прилагает столько сил (с этим ковром, с обедами), просто чтобы доказать что-то себе. И смеётся над своим наивным приятелем, который на самом деле любит эту девушку.

Или в истории с контрабандистами, тоже ему спокойно не жилось.

Печорин зачем-то делает гадости, от которых плохо просто всем. Он и сам плохо к себе относится из-за этого… И другие его не любят и не уважают. Даже терпеливый Максим Максимович презирает его после такого равнодушного и жестокого отношения к Бэлле. Печорин противоречив, нелогичен… Думаю, что у него просто много времени, достаточно средств.

Если б меньше было энергии, он бы не думал о том, как сделать плохо другим. Может, захотел бы найти своего человека, родного и близкого. Наверное, нужен был такой человек, к сожалению, разрушитель. Мало ли рождается странных людей… Главное, что он ни себе хорошо не делал, ни людям. От этих противоречий страдал он сам не меньше других.

Хочется верить, что это просто персонаж Лермонтова, что в реальной жизни не так много таких несчастных людей.

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени»

Печорин – неоднозначная личность

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – образ неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не является. Многие его поступки достойны осуждения, но важно также понять мотивы его поведения, прежде чем выносить оценку. Автор назвал Печорина героем своего времени не потому, что рекомендовал на него равняться, и не потому, что хотел его высмеять. Он просто показал портрет типичного представителя того поколения – «лишнего человека» – для того, чтобы каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство.

Качества Печорина

Знание людей

Разве можно назвать плохим такое качество Печорина, как понимание психологии людей, мотивов их поступков? Другое дело, что использует он его не по назначению. Вместо того, чтобы творить добро, помогать окружающим, он играет ими, и игры эти, как правило, заканчиваются трагически. Именно такой конец получила история с горянкой Бэлой, выкрасть которую Печорин подговорил её брата. Добившись любви свободолюбивой девушки, он потерял к ней интерес, а вскоре Бэла пала жертвой мстительного Казбича.

Игра с княжной Мери тоже не привела ни к чему хорошему. Вмешательство Печорина в её отношения с Грушницким имело результатом разбитое сердце княжны и смерть на дуэли Грушницкого.

Умение анализировать

Блестящее умение анализировать Печорин демонстрирует в разговоре с доктором Вернером (глава «Княжна Мери»). Он совершенно точно логически вычисляет, что его персоной интересовалась княгиня Лиговская, а не её дочь Мери. «У вас большой дар соображения», – отмечает Вернер. Однако этот дар опять-таки не находит достойного применения. Печорин, возможно, мог бы делать научные открытия, но в изучении наук он разочаровался, потому что увидел, что в его обществе знания никому не нужны.

Независимость от мнения окружающих

Описание Печорина в романе «Герой нашего времени» даёт многим повод обвинить его в душевной чёрствости. Нехорошо, казалось бы, поступил он по отношению к старому приятелю Максиму Максимычу. Узнав, что его сослуживец, с которым они вместе съели не один пуд соли, остановился в том же городе, Печорин не поспешил встретиться с ним. Максим Максимыч был очень расстроен и обижен на него. Однако виноват Печорин, по сути, только в том, что не оправдал ожиданий старика. «Неужели я не тот же?» – напомнил он, всё-таки дружески приобняв Максим Максимыча. Действительно, Печорин никогда не пытается изобразить из себя того, кем не является, лишь бы угодить другим. Он предпочитает быть, а не казаться, всегда честен в проявлении своих чувств, и с этой точки зрения его поведение заслуживает всяческого одобрения. Ему также безразлично, что скажут о нём другие, – Печорин всегда поступает так, как считает нужным. В современных условиях такие качества были бы неоценимы и помогли бы ему быстро достичь своей цели, в полной мере реализовать себя.

Храбрость

Храбрость и бесстрашие – это свойства характера, благодаря которым можно было бы сказать «Печорин – герой нашего времени» без какой-либо двусмысленности. Они проявляются и на охоте (Максим Максимыч был свидетелем, как Печорин «ходил на кабана один на один»), и на дуэли (он не побоялся стреляться с Грушницким на заведомо проигрышных для него условиях), и в ситуации, когда нужно было усмирить разбушевавшегося пьяного казака (глава «Фаталист»).

Самолюбие

Печорина нельзя назвать тщеславным, падким до похвал, но он достаточно самолюбив. Его очень сильно задевает, если женщина не считает его лучшим и отдаёт предпочтение другому. И он всеми силами, любыми способами стремится завоевать её внимание. Так произошло в ситуации с княжной Мери, которой сначала понравился Грушницкий. Из анализа Печорина, который он сам же делает в своём журнале, следует, что ему важно было не столько добиться любви этой девушки, сколько отбить её у конкурента. «Признаюсь ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть… вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, вряд ли, говорю, найдется такой молодой человек (разумеется, живший в большом свете и привыкший баловать своё самолюбие), который бы не был этим поражен неприятно».

Печорин любит во всём добиваться победы. Ему удалось переключить интерес Мери на собственную персону, сделать своей любовницей гордую Бэлу, добиться от Веры тайного свидания, переиграть Грушницкого на дуэли. Будь у него достойное дело, это стремление быть первым позволило бы ему достичь огромных успехов. Но ему приходится давать выход своим лидерским задаткам таким странным и разрушительным образом.

Эгоизм

В сочинении на тему «Печорин – герой нашего времени» нельзя не сказать и о такой черте его характера, как эгоизм. Он не очень печётся о чувствах и судьбах других людей, ставших заложниками его капризов, для него имеет значение лишь удовлетворение собственных потребностей. Печорин не пощадил даже Веру – единственную женщину, которую, как он считал, действительно любил. Он подставил её репутацию под удар, побывав у неё ночью в отсутствие мужа. Яркой иллюстрацией его пренебрежительного, эгоистичного отношения является загнанный им любимый конь, так и не сумевший догнать карету с уехавшей Верой. По дороге в Ессентуки Печорин увидел, что «вместо седла на спине его сидели два ворона». Более того, Печорин иногда наслаждается страданиями других. Он представляет, как Мери после его непонятного поведения «проведёт ночь без сна и будет плакать», и эта мысль доставляет ему «необъятное наслаждение». «Есть минуты, когда я понимаю Вампира…» – признаётся он.

Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств

Но можно ли назвать это дурное свойство характера врождённым? Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Вот что сам он поведал княжне Мери: «…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой».

Оказавшись в окружении, не соответствующем его внутренней сущности, Печорин вынужден ломать себя, становиться тем, кем не является на самом деле. Вот откуда эта внутренняя противоречивость, которая наложила отпечаток и на его внешность. Автор романа рисует портрет Печорина: смех при несмеющихся глазах, дерзкий и одновременно равнодушно-спокойный взгляд, прямой стан, обмякший, как у бальзаковской барышни, когда он сел на скамью, и другие «нестыковки».

Печорин и сам осознаёт, что производит неоднозначное впечатление: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». А правда в том, что под влиянием внешних обстоятельств его личность претерпела настолько сложные и уродливые деформации, что отделить в ней плохое от хорошего, настоящее от ложного уже невозможно.

В романе «Герой нашего времени» образ Печорина является нравственным, психологическим портретом целого поколения. Сколько его представителей, не найдя в окружающих отклика «души прекрасным порывам», были вынуждены приспособиться, стать такими же, как все вокруг, или – погибнуть. Автор романа Михаил Лермонтов, чья жизнь оборвалась трагически и преждевременно, был одним из них.

Читайте также:
Язык мысли и голос страстей: сочинение
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: