Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы Княжна Мери романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени): сочинение

Анализ дуэли Печорина и Грушницкого (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Автор: Guru · 24.09.2018

Как много жизней унесли дуэли! Ущемлённая честь обязательно требовала вмешательства оружия, а горячее молодое сердце вторило ей. Чья-то честь торжествовала, а противник получал пулю или удар шпаги. Тема сатисфакции коснулась и героев великолепного романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Поединок Печорина и Грушницкого не мог иметь иного исхода как смерть. Чтобы понять причину такой развязки, стоит обратиться к истории взаимоотношений героев романа.

Краткая характеристика героев

  1. Итак, Печорин Григорий Александрович – центральная ось романа, которая держит на себе весь сюжет. Он — личность неординарная, горделивая, самолюбивая, и в то же время мы видим его как потерявшегося человека, человека без цели и места в мире. Задача жизни героя – понять, кто он есть и зачем существует.
  2. Грушницкий – это человек с пылкой душой, но со слабым и трусливым характером. Он способен на красивую речь, чтобы покорить дам, готов размахивать шашкой в сражении. Но не это делает его слабым. Наш герой слаб из-за того, что не умеет признавать свою неправоту. Он — некая ущемлённая личность, которая старается прикрыть свою слабину фарсом и обольщением.

История их дружбы

Казалось бы, такие две натуры просто не могут находиться рядом друг с другом. Но сначала героев сводит служба, а потом уже лечебные воды Пятигорска. Их нельзя назвать друзьями, скорее они — знакомые по вине обстоятельств. Печорину дружба не нужна, он считает, что к ней не имеет способности. Своего якобы «товарища» он видит насквозь, все его недостатки и слабость. Грушницкий же видит в нём того, кому может рассказать о своих любовных интригах или же поговорить о службе. Но он также в тайне ненавидит своего «друга» за то, что тот полностью раскусил его жалкую душонку.

Между Печориным и Грушницким возникают натянутые отношения, которые выливаются в инцидент с печальным финалом.

Причина дуэли

Дуэль между нашими героями является самой напряжённой сценой всего романа. Из-за чего она, собственно, происходит? Ответом на это вопрос является безнравственный поступок Грушницкого по отношению к княжне и самому Печорину. Дело в том, что между героями возник любовный треугольник. Грушницкий влюблен в Мери, та любит Печорина, но он к ней совершенно холоден, любовь девушки для него лишь игра. Задето самолюбие юнкера.

За то, что Лиговская ему отказала, герой сеет сплетни о княжне и Печорине. Это могло полностью испортить репутацию барышни, а вместе с тем и её дальнейшую жизнь. Узнав об этом, Григорий вызывает клеветника на дуэль.

Подготовка поединка

Грушницкий продолжает мстить, используя даже вызов на дуэль, и замышляет подлость. Ещё больше он может опозорить Печорина, дав незаряженный пистолет. Но судьба не на стороне героя, и гнусный умысел раскрыт.

Стоит отметить душевное состояние Григория перед дуэлью. Герой понимает, что может умереть, не исполнив цель жизни. Настроению Печорина вторит природа.

Описание дуэли

Перейдём к самой дуэли. В ходе неё Григорий даёт оппоненту шанс исправиться. Этим жестом он намекает, что не желает смерти противника. Но глупое чванство мешает Грушницкому это понять, ведь он убеждён, что его спасёт подлость. Тогда Печорин требует заряженный пистолет, и противники стреляют на равных.

Всё заканчивается смертью Грушницкого, такой глупой и страшной.

Смысл эпизода и его роль в романе

Очевидно, автор добавил этот фрагмент не просто так. В нем он наиболее полно отражает характер Печорина. Основной особенностью произведения и его новаторством является психологизм (детальное описание внутреннего мира героев и их чувств через обстановку, жесты и внешность, интерьер дома и т.д.), поэтому Лермонтову было очень важно раскрыть душу Григория Александровича. Данной цели подчиняются все персонажи и события. Поединок — не исключение.

Читайте также:
Лермонтов в моей жизни: сочинение

Как же дуэль раскрыла характер героя? Она показала его хладнокровие и равнодушное отношение к окружению. Даже за честь Мери он вступается потому, что охраняет свои скелеты в шкафу, а именно роман с замужней гостьей Лиговских. Григорий оказался на их территории в поздний час на глазах у Грушницкого, но не потому, что шел к Мери. Он покидал покои Веры. Поединок стал отличным средством избавления от ненужных догадок, которые могли бы поставить на кон репутацию самого Печорина. Значит, его можно назвать расчетливым эгоистом и лицемером, ведь он заботится лишь о внешнем соблюдении приличий. Также героя можно охарактеризовать такими качествами, как мстительность и жестокость. Он убил человека за то, что тот попытался его обмануть и не признал этого. Об этом поступке он ни капли не сожалел.

Таким образом, сцена дуэли завершает тот портрет, который автор набросал в других главах. В последующих описаниях он лишь набросает последние штрихи.

Анализ эпизода Дуэль Печорина и Грушницкого – сочинение

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», хронология которого нарушена, был написан в 1839 году. Центральным эпизодом данного произведение является глава «Княжна Мери», в которой Григорий Печорин раскрывается перед нами полностью, находясь на грани между жизнью и смертью.

В основе дуэли лежит подлый поступок Грушницкого и драгунского капитана. Вернер рассказал Печорину свои подозрения о том, что противники хотят зарядить лишь один пистолет Грушницкого, а пистолет Григория оставить без пули.

Драгунский капитан – опасный человек, который хочет позабавиться и унизить Печорина. Григорий был готов идти на примирение с Грушницким, высказал свои условия, но в эти переговоры вступает секундант юнкера, который подталкивает его на совершение злодеяния. Он выступает лицом общества, которое будет злобно смеяться и издеваться над дуэлянтом, если тот примет предложение противника и откажется стрелять.

Молодой офицер поступает очень мужественно и самоуверенно. Он усложняет условия дуэли как для себя, так и для оппонента, надеясь извлечь для себя выгоду и побудить совесть в противнике. Юнкер сам толкнул его на это своей подлостью и необдуманным вызовом. Грушницкий целился Григорию в лоб, но лишь оцарапал ему колено, что говорит о его слабости и не умении довести дело до конца, при этом ему не хватает душевной силы для того, чтобы признаться в собственной неправоте. За то, что он промазал, капитан называет его трусом.

Теперь очередь Печорина стрелять. Противники лишь пытаются сдержать улыбку, мысленно ликуя. Он ещё не понимает, что его спектакль зашёл слишком далеко и пора его остановить. В этот момент герой романа нарочно громко и внятно высказал доктору своё «предположение» о том, что господа забыли положить пулю в его пистолет. Драгунский капитан понимает, что его план рушится и пытается вырвать пистолет из рук Вернера, но Грушницкий останавливает его. Григорий даёт оппоненту последний шанс на жизнь и возможность раскаяться в своей клевете, но тот лишь просит выстрелить, ибо им двоим жизни на этой земле нет. Всё из-за того, что Грушницкий чувствует себя рядом с Печориным ущербным и несостоятельным человеком, он завидует ему. И Печорин сделал то, о чём попросил его бывший товарищ – стреляет.

Нельзя однозначно описать образ Григория Печорина и поставить ему знак «плюс» или «минус», потому что он является живым человеком, в котором собраны как положительные, так и отрицательные качества. Каждый сам для себя выбирает, с какой стороны описывать главного героя. С одной стороны, сцена дуэли помогает больше раскрыть его. С другой стороны, она лишь больше запутывает читателя, не оставляя ему однозначного суждения по отношению к Печорину.

Читайте также:
Художественное своеобразие романа «Герой нашего времени»: сочинение

Сочинение 2

Роль человека в современном обществе – извечная тема, раскрываемая писателями в любую эпоху. Особенно ярко она развивалась в девятнадцатом веке. Поиску истинного предназначения сущности человека посвящено творение М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Основное действующее лицо повести Печорин пытается разобраться в смысле своего жизненного предназначения. Автор рисует своего героя при различных обстоятельствах, чтобы читатель смог сам разобраться в сущности Печорина.

Центральной сценой произведения является сцена дуэли главного героя с Грушницким. Конфликт развивается постепенно. Лермонтов проводит грань между романтизмом душевным и показным. Знакомство героев произошло гораздо раньше кульминационной сцены их отношений. Служившие на Кавказе товарищи по военной службе, они встречаются в Пятигорске, где проходят лечение.

Несмотря на совместное время провождение, для Печорина Грушницкий не друг, скорее просто человеком, с которым возможно развеять скуку. Для главного героя не существует понятия друг, поскольку он не верит в преданность между людьми. Сам Печорин говорит, что к дружбе он не приспособлен.

Печорин – тонкий психолог человеческого характера. Он видит в Грушницком лишь лживого, хвастливого человека, он хотя и бросается в бой, но при этом глаза его закрыты от страха, его романтизм лишь дань моде. Грушницкий то же не питает дружеские чувства к Печорину, поскольку чувствует, что тот раскусил истинный характер героя.

Женщина становится поводом для конфликта героя. Грушницкий испытывает чувство влюбленности к княжне Мери, которая не питает к нему ответного чувства. Девушка любит Печорина, Грушницкий ревнует ее. Желая отомстить возлюбленной, он распускает сплетни о ночных посещениях Печорина княжны, чем и провоцирует конфликт с главным героем. Такие слухи могли очернить репутацию Мери, за честь девушки Печорин вызывает на поединок бывшего приятеля.

Дуэль выворачивает наизнанку всю сущность Грушницкого. Победы, в предстоящем поединки, он хочет получить с помощью подлости с незаряженным пистолетом противника, но главный герой не позволяет ему это совершить. Печорин предлагает ему принести свои извинения Мери, для того чтобы избежать поединка, но Грушницкому лучше дуэль, чем признание в клевете. В поединки Печорин ранит противника и тот срывается с обрыва. Таким образом, заканчиваются отношения главного героя с Грушницким.

Сценой дуэли Лермонтов показывает внутренние противоречия главного героя. Печорин – человек чести, но при этом ему все равно как окончится поединок. Для него это лишь один из эпизодов жизни. Герой не умеет мечтать, не ищет любви и дружбы, возможно, душевно Печорин уже был убит гораздо раньше, чем Грушницкий.

Анализ эпизода Дуэль Печорина и Грушницкого

Популярные сочинения

Комедия «Горе от ума» в сознании читателя прежде всего ассоциируется с именем Александра Андреевича Чацкого – молодого человека с прогрессивными взглядами

Рождественский рассказ выходит в свет в 1897 году. Александр Иванович услышал его из уст приятеля банкира, замечательного, честного человека.

Троекурова автор презирает. Его автор показывает человеком необразованным, глупым, ограниченным. Ему интересны только охота и свои собаки, а также деньги.

Дуэль Печорина и Грушницкого – описание и анализ эпизода

Характеристика персонажей

Для того чтобы понять, почему Печорин вызвал Грушницкого на дуэль, стоит кратко рассмотреть характеристики этих персонажей. Григорий Александрович Печорин является офицером и аристократом из Петербурга. Его образ типичен для молодежи 30-х годов позапрошлого столетия. У него хорошее образование и воспитание, а состояние вполне достаточное для хорошей жизни.

Он обладал приятной внешностью, которая нравилась дамам. Несмотря на все достоинства и имеющиеся средства, он неудовлетворен жизнью. Все окружающее ему быстро надоедает, и он не чувствует себя счастливым. Именно поэтому Григорий Александрович постоянно путешествует: то он находится в кавказской крепости, то отдыхает в Пятигорске, то рискует жизнью в Тамани.

Читайте также:
Печорин — лишний человек, младший брат Онегина: сочинение

Подробное описание внешности героя помогает раскрыть в некоей степени его характер. У Печорина вьющиеся белокурые волосы, его карие глаза кажутся надменными и холодными. В них невозможно прочесть мысли героя, и они никогда не смеются. Сочетание светлых волос и темных бровей выглядит необычно и привлекательно.

Душа его жаждет приключений, но он не знает, как направить это в нужное русло. Где бы он ни появлялся, после себя он оставлял горести и зло. Это касается и Бэлы, дочери кавказского князя, и княжны Мери, и даже Грушницкого. Единственная женщина, которую он искренне любил, тоже обречена на страдания.

Григорий Печорин в раннем возрасте тянется к людям и хочет общения, но не находит отклика, это делает его черствым и странным в глазах других. Собственные желания он ставит на первый план, пусть даже для этого придется манипулировать людьми и подчинять их.

Однако не все так просто и Печорин не обладает одними лишь недостатками. У него много достоинств, благодаря которым он заслуживает симпатии и сочувствия. Он наделен острым умом, способным осуждать не только окружающих, но и быть критичным и требовательным к себе. Он понимает поведение людей, отлично чувствует природу и любит ее красоты. Во время сражений и дуэлей он не трусит и не отступает. Несмотря на эгоизм, он способен любить.

Образ Грушницкого в романе в целом можно назвать негативным. Частично на это влияет его позерство, он любит «производить эффект». Для любой жизненной ситуации у него заготовлена пышная фраза, которую он иногда произносит на французском. Он не желает найти что-то прекрасное в жизни, ему хочется придумывать и изображать «возвышенные страсти и исключительные страдания».

Грушницкий настолько влюблен в себя, что поначалу не замечает угрозы со стороны Печорина. Он плохо разбирается в людях, потому что всю жизнь был занят одним лишь собой. Грушницкий никогда не слушает людей, выдавая длинные тирады, которые не являются ответом на аргументы, а лишь представляют собой продолжение предыдущей фразы.

Грушницкий тоже не является однозначным персонажем. Когда он перестает играть выбранную им роль, он вполне мил и забавен в общении. «Остер на язык», но недостаточно, «чтобы убить оппонента одним словом». В бою он слывет храбрецом, даже добиваясь расположения княжны, он не играет ее чувствами.

Знакомство героев

Первый раз герои встретились на Кавказе, в одном из полков. Звание первого — прапорщик, второго — юнкер. Второй раз судьба их свела в Пятигорске. Грушницкий был ранен и отправлен сюда на реабилитацию. Встретились они старыми приятелями, затем Печорин стал расспрашивать Грушницкого об образе жизни на водах.

Несмотря на внешнее приятельство и дружеские отношения, нельзя сказать, что они являются друзьями. Причем так считает как первый, так и второй. Григорий Александрович просто не верит в искренность дружбы, он считает бескорыстные чувства утопией. У него нет друзей. Всех, с кем он хорошо общается, он называет приятелями.

Что касается Грушницкого, то у него все еще хуже. Нет, он не считает искреннюю дружбу невозможной, скорее не испытывает ее именно к Печорину. Юнкер не относился к богатым дворянам, поэтому часто страдал от недостатка денежных средств. Он не получил хорошего образования, не мог позволить себе жить роскошно, в отличие от Печорина. Грушницкий обычный завистник, чья дружба показная и ненастоящая.

Печорин хорошо разбирается в людях — он легко видит как положительные стороны героя, так и отрицательные. Позднее Грушницкий понимает, что Печорин знает обо всех его намерениях, поэтому между ними развивается вражда.

Читайте также:
Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова: сочинение

Причина дуэли

Печорин уже давно понимает, что рано или поздно их пути сойдутся, и тогда одному из них несдобровать. Повода для конфликта не пришлось ждать долго. Причиной стала любовь. В Пятигорске они знакомятся с княжной Мери. Печорин не испытывает чувства к девушке, однако становится частым гостем на всяких торжествах в ее доме, что не радует Грушницкого, который влюблен в княжну. Мери не может выстоять перед обаянием Григория Александровича и влюбляется в него.

В скором времени она совсем забывает о Грушницком и надеется на ответные чувства со стороны поручика. Тем временем отверженный хочет отомстить княжне и ее возлюбленному. Эпизод ведет к неизбежному столкновению бывших приятелей. Он распускает слухи о том, что между ними существует любовная связь. В то время это было серьезным обвинением — люди могли подумать, что княжна ведет распутную жизнь. Это могло привести к тому, что ее бы никто не захотел взять в жены.

После того как Печорин узнает о слухах, он решает вызвать юнкера на дуэль. Вернее, он сначала призывает того отказаться от своих слов. Однако гордый солдат не хочет брать свои слова обратно и соглашается стреляться. Таким образом, Печорину предстоит отстоять свою честь и честь Мери в бою. Вести его будет доктор Вернер.

Поле действия и последствия

Подлость Грушницкого не заканчивается на слухах, оказалось, что он хочет подсунуть Печорину незаряженное оружие и опозорить его. Планы срываются, потому что Григорий совершенно случайно узнает о приближающихся действиях и решает исправить несправедливость. Он рассказывает историю своему секунданту Вернеру. Тот предупреждает, что может состояться простое убийство, а не дуэль.

В ночь перед событиями Григорий Александрович почти не спит и ведет внутренний монолог. Тема размышления — завтрашние события. Он понимает, что идет на смерть. Действующие лица, которые на следующий день будут участвовать в дуэли:

  • Печорин.
  • Грушницкий.
  • Драгунский капитан.
  • Иван Игнатьевич.
  • Доктор Вернер.

Когда они встречаются в следующий раз, Печорин снова предлагает сопернику отказаться от своих слов, но он не соглашается. Понимая, что назад пути нет, Грушницкий говорит, что им двоим не жить на одной планете, и если сейчас они мирно разойдутся, то Грушницкий подстережет его ночью и зарежет.

После этих заявлений Печорин говорит, что хочет поменять условия дуэли. Он предлагает стреляться на краю обрыва, чтобы даже в случае ранения, упасть со скалы и умереть. Грушницкий соглашается и начинает стрелять первым. Он метит прямо в лоб врагу, но в последний момент его рука срывается и он лишь царапает ему колено.

Печорин говорит о том, что, наверное, впопыхах ему забыли зарядить оружие. Драгунский капитан пытается возразить, на что Григорий предлагает стреляться с ним. Наступает право выстрела прапорщика. Заряженным пистолетом Печорин убивает Грушницкого. После того как Грушницкий погиб, Печорин спускается со скалы и видит сцену, которая вызывает отвращение — труп, лежащий на скалах.

Из-за того что дуэли были уже запрещены, победитель должен неизбежно понести наказание. Вскоре об этом узнают многие в городе, и его переводят в крепость N. Здесь и происходит знакомство с Бэлой и Максимом Максимовичем.

Своим появлением в Пятигорске дуэлянты внесли кардинальные изменения в жизни некоторых его обитателей, причем не самые положительные. Для некоторых людей приезд Григория Александровича закончился трагедией.

Хоть в некоторых моментах Печорин и выглядит откровенным негодяем, он все имеет благородные черты. В случае с Грушницким он пытается решить возникший конфликт мирным путем. Причем делает он это не из-за страха и трусости, а потому что не хочет проливать кровь. Он человек слова и всегда готов ответить за свои поступки. Княжне Мери он прямым текстом сказал, что не любит ее, а раз никаких чувств нет, так зачем мучить человека.

Конечно, описания дуэли Печорина и Грушницкого и краткого содержания романа недостаточно, чтобы провести полноценный анализ произведения, например, для сочинения. Это великое сочинение М. Лермонтова не потеряло актуальности и сегодня, поэтому лучше всего прочитать его самостоятельно, чтобы понять причины дуэли.

Анализ причин и событий дуэли Печорина и Грушницкого

Анализ эпизода дуэли Печорина и Грушницкого, а также предшествующих ей событий и последствий поможет читателю лучше понять роман «Герой нашего времени», написанный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. В качестве главного приёма, применяемого в описании конфликта и его причин, автор использовал психологизм. Анализ отрывка помогает понять причины противостояния и характеры героев.

  1. Характеристика героев и предпосылки конфликта
  2. Момент вызова
  3. Причины разногласий
  4. Анализ дуэли
Читайте также:
Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).: сочинение

Характеристика героев и предпосылки конфликта

Главный герой романа Лермонтова был человеком неоднозначным. Его сложно назвать хорошим или плохим. Печорину были присущи следующие качества:

  1. Разбирался в психологии человека, но вместо того, чтобы помогать людям, играл с ними в игры.
  2. Умел анализировать. Этот дар он также использовал не по назначению. Он мог совершать великие открытия, но чувствовал, что его знания никому не нужны.
  3. Не зависел от мнения окружающих.
  4. Храбрость и бесстрашие.
  5. Очень себя любил и был эгоистом.

Печорин и сам прекрасно понимал, что вызывает о себе противоречивые мнения. На самом деле этому есть логическое объяснение. Под влиянием различных жизненных обстоятельств его личность неоднократно менялась и впоследствии стало невозможно отличить, когда он настоящий, а когда нет.

У Печорина был друг Грушницкий, его можно кратко описать следующим образом:

  1. Человеком он был милым и забавным.
  2. Плохо разбирался в людях.
  3. Был слабохарактерным.
  4. У него романтичная душа.
  5. Очень любил острить и произносить громкие речи.

Отношения персонажей были настолько сложными, что в итоге между бывшими друзьями состоялась дуэль.

Момент вызова

Печорину было известно, что Грушницкий хочет пошутить над ним на дуэли. Герой не стал дожидаться, когда бывший друг вызовет его на поединок, и решил бросить вызов сам. В этот момент Грушницкий активно распускал в обществе слух, что по ночам главный герой захаживал к княжне Мери.

Услышав это, Печорин потребовал клеветника опровергнуть свои слова. Поняв, что бывший друг даже и не собирается этого делать, принял решение вызвать его на дуэль.

Причины разногласий

Причина дуэли Печорина и Грушницкого — натянутые отношения между героями произведения.

Они никогда не уважали и не любили друг друга, несмотря на то что дружили. Печорин знал: всё это может повлечь за собой трагичные последствия и говорил, что в скором времени им придётся встретиться на дуэли. А также он понимал, что одному из них не повезёт.

Отношения между мужчинами сильно накалились, так как главный герой насквозь видел своего друга и понимал, какой он на самом деле человек. Печорин всячески пытался задеть его самолюбие и даже начал оказывать знаки внимания княжне Мэри, зная, как её любит Грушницкий.

В тот момент накал отношений между друзьями стал ещё сильнее и внутренние недовольства начали выходить наружу.

Анализ дуэли

Сцену дуэли в романе можно прочитать в главе «Княжна Мери». Важно постараться разобраться в поведении героев в момент поединка. Грушницкий шёл на него с уверенностью, зная, что в пистолете соперника не будет патронов. Он хотел всего лишь проучить Печорина. Тому же было прекрасно известно о намерениях вражеской шайки.

Перед началом дуэли Грушницкий побледнел и стал сильно переживать. Как потом писал в своём дневнике главный герой — лицо его ежеминутно менялось.

Печорин повёл себя благородно. Так как ему было известно о предательстве соперника, он вновь предлагает Грушницкому забрать свои слова обратно, чтобы избавить себя от участия в дуэли. Этот поступок говорит, что главный герой не хотел смерти бывшего друга, а всего лишь пытался добиться справедливости.

Читайте также:
Герой нашего времени. Сочинение М. Ю. Лермонтова: сочинение

Услышав о намерении стреляться, Печорин до последнего старался показать, что ему известно о преступном замысле. Как потом отметил доктор Вернер, пульс его в этот момент зашкаливал, но на лице не было ни единого признака переживания.

Главный герой обозначил свои условия — стреляться на краю площадки. Этим он поставил соперника в затруднительное положение. У Грушницкого было право выбора — убить или всё-таки извиниться за клевету и прекратить дуэль. Он не хотел убивать и долго не мог решиться на выстрел, но побоялся, что секундант и все остальные начнут его презирать и всё-таки решил стрелять. Печорин в этот момент внимательно наблюдал за соперником и пытался разглядеть в нём хоть каплю раскаяния, а оказалось, что ничего, кроме скрывающейся улыбки, он там не увидел.

Главный герой вновь спросил противника, не желает ли он остановить поединок и извиниться, а после попросил доктора перезарядить его оружие, тем самым показал, что ему прекрасно известно о злом замысле. Герой снова предлагает сопернику извиниться, напоминая, что когда-то они дружили. В итоге герой всё-таки выстрелил, после того как услышал «что на земле им вдвоём нет места».

Краткий анализ дуэли Печорина и Грушницкого, рассказ о предпосылках и самом эпизоде, поможет лучше разобраться в содержании романа и написать по этой теме хорошее сочинение.

Сочинение Мцыри как романтическая поэма

Произведение рассматривается литературоведами в качестве романтической поэмы по нескольким причинам.

Основной чертой, свойственной любому творению романтической направленности, является акцент на главного персонажа, его мировоззрение, ощущения, мысли, чувства. Кроме того, главный принцип романтизма заключается в изображении именно необычного персонажа, который описывается автором в необычных, исключительных условиях, а также главная задача поэта при создании произведения данной направленности заключается в изображении романтического восстания героя, при этом автор проявляет небрежное отношение к фактам и отсутствие внимания к окружающим событиям.

Данные признаки присутствуют в рассматриваемом произведении.

Местом действия в поэме становится кавказский монастырь, являющийся экзотическим местом, изображенным на романтическом контрасте, заключающемся в описании душных, тесных монастырских стен и величественной природы Кавказа, представленной в причудливом, нестандартном пейзаже в виде виднеющихся гор, непроходимых лесов, струящихся горных потоков.

Главный герой поэмы также является необычным, поскольку многое из жизни автор умалчивает.

Сюжетная линия повествует только о трех кульминационных днях героя, за которые узник монастыря, наконец, обретает долгожданную свободу. Причины заключения героя в монастырский застенок автор не указываются.

Герой представляется в образе юноши, одинокого, скромного, чувствительного, стремящегося к самопознанию. Тем самым автор акцентирует внимание на романтизме своего персонажа. Романтический герой отличается мечтательностью, размышлениями. При этом он характеризуется смелостью, решительностью, храбростью, готовностью к самопожертвованию ради исполнения высокой мечты.

Помимо этого, герой противопоставляется другим монастырским жителям, которым не свойственен романтизм.

Основу поэмы составляет поэтическое двоемирие, заключающееся в представлении мира реального (нахождение героя в монастырском заточении) и мира идеального (свободный горский край). Соответственно, автор передает чувства персонажа, выражающееся в бесконечном стремлении к свободе, что и является проявлением романтического бунта.

Рассуждение 2

По сей день гениальное произведение М. Ю. Лермонтова «Мцыри» восхищает и будоражит умы читателей. Свободолюбивый герой поражает воображение своим желанием жить полной жизнью, любить, ошибаться, но чувствовать.

Романтизм произведения легко раскрывается таким художественным приемом, как тайна исповеди, рассказанная от первого лица. Читатель как будто бы выступает в роли духовника юного горца—сочувствует и сопереживает ему, проникается его любовью к жизни, не осуждая и не упрекая его. Для романтического героя характерно перерождение его внутреннего мира через трагизм ситуации.

Читайте также:
Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях М. Ю. Лермонтова? (по произведениям Песня про купца Калашникова и Бородино): сочинение

В произведении описаны переживания молодого послушника. Кажется, он готов принять постриг, смирившись с судьбой пленного сироты. У него нет ни дома, ни родных. Что ждёт его там, за стенами монастыря? Мятежный неспокойный мир, к жизни в котором он не приспособлен. Сильный зов крови свободолюбивых предков не дает ему покоя. Он готов умереть, лишь бы вкусить волю полной грудью хотя бы на мгновение:

Жил—и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней…

говорит Мцыри своему духовнику и, в итоге, трагически погибает. В этой гибели нет горя—в ней есть ощущение острого, пережитого юным и страстным сердцем счастья.

Лишь прочитав гениальную поэму до конца, читатель понимает, что юноше нужно не сочувствовать, а радоваться за него. За три дня, проведенные вдали от стен ненавистного монастыря, ставшего для него тюрьмой, он познал любовь, радость борьбы и вольный дух свободы. Романтический мальчик так и не принял рабской философии монахов, живущих долгой и пресной жизнью, лишенной острых ощущений.

Готов ли главный герой променять эти дни на спокойную, размеренную, долгую жизнь? Нет! Дух вольного горца не дает ему покоя и гонит в родные края…

Поэма «Мцыри» как романтическое произведение

В 1837 году, проезжая по кавказским дорогам М. Ю. Лермонтов встретил молодого мужчину, принявшего постриг и объяснившего ему, то, что он сын горца, пленённый русским генералом. Малыш приболел и его отдали монахам, которые и занялись его воспитанием.

Молодому монаху не нравился монастырь, поэтому он убегал оттуда, но всё же ему пришлось покориться судьбе. Биография несчастного пленника вдохновила поэта написать поэму «Мцыри» (1839 г.). Однако, персонаж, созданный поэтом ничем не напоминает свой прообраз. Поэма «Мцыри» – романтическое произведение, поэтому характер главного персонажа безусловно романтический.

В этом произведении прославляется непокорность перед порабощением, стремление к свободе Мцыри – свободолюбивый, гордый, сильный юноша, не способный смириться с той ролью, которая отведена ему обществом. Сначала Лермонтов описывает древний грузинский монастырь, за стенами которого жил пленённый мальчик–горец.

Историю своей недолгой жизни, как попал в монастырь, сбежал и вернулся, он рассказывает старому монаху. Стены мрачной богадельни, где проживал Мцыри, казались юноше тюрьмой и он чувствовал себя заключённым в тюремные стены. Снова попав в монастырь, молодой человек по-прежнему далёк от смирения, что выражается в признании: Я мало жил и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.

Юноша хотел разыскать дорогу к родному аулу, повидать своих родителей, братьев и сестёр. В одну из бурных ночей, когда монахи испугались грозы и собравшись вокруг алтаря пали ниц, юноша убежал. Он не боялся грозной стихии и воспользовался шансом вырваться на свободу. В битве с барсом раскрыт истинный характер Мцыри – это настоящий боец, бесстрашный воин. Если бы его судьба сложилась несколько иначе, то он мог бы проявить свою удаль среди своих соплеменников.

Мцыри победил барса, но из–за долгого блуждания по горам и полученных в схватке ранений, ослабел и не смог отыскать дорогу к родному краю. Так юноша и блуждал по лесу три дня, пока не осознал, что каким–то неведомым образом он оказался неподалёку от монастыря. Мимо проходили монахи и отнесли его в келью.

Умирая Мцыри попросил, чтобы его перенесли в сад (Откуда он мог видеть Кавказ!). Молодой человек умер с мыслями о любимой родине и воспоминаниями о тех мгновения, когда он ощущал свободу. За всю свою жизнь счастлив он был всего лишь в течение этих нескольких дней, которые провёл вне стен монастыря. Романтический юноша так и не смог принять рабскую философию монахов, которых устраивала долгая и пресная жизнь, без каких либо ярких впечатлений.

Читайте также:
Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова: сочинение

Мцыри как романтическая поэма

Несколько интересных сочинений

Есть люди, для которых подвиг – это каждодневная работа. Это совершенно обычные люди, живущие среди нас.

Аня Раневская – это малозначащее действующее лицо, но все же раскрыла значительный образ в пьесе Чехова «Вишневый сад».

В 1987 году А. Куприн выпустил интересную, поучительную, реальную историю. Её название сразу даёт нам понять, о каком главном герое пойдёт речь. Это не обычный доктор. Время, описанное в произведении,

В течение своей жизни человек совершенствует свои личностные качества, а также те навыки, которые понадобятся ему на практике. Так происходит его саморазвитие. Это долгий процесс, требующий наличия большого запаса терпения

Грандиозные происшествия из истории имеют большое влияние на человеческую жизнь. Некоторые делают человеческую жизнь легче, но есть и такие, что делают условия жизни невыносимыми.

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение

Поэма Лермонтова «Мцыри» была написана в 1839 году, незадолго до смерти поэта. Всю свою жизнь, в мире и в своем творчестве, поэт искал идеал. Он не мог смириться с пошлой и бездушной современностью, калечащей души людей. Поэтому одним из излюбленных художественных направлений Лермонтова был романтизм.
Романтическое произведение – это всегда конфликт между исключительным героем и враждебной ему средой. Герой хочет вырваться из своего окружения, он жаждет другого существования, наполненного настоящей Жизнью. В его понимании это испытание себя, насыщенность эмоциями, настоящая любовь и дружба. Это жизнь, в которой все зависит от личных качеств героя.
Место действия романтического произведения всегда ярко и экзотично. Оно созвучно душе романтического героя, который находит успокоение только в слиянии с природой.
Жизнь героя ярка, но коротка. Он погибает, непонятый жестоким и пошлым миром. Поэтому романтический конфликт всегда трагичен и не имеет разрешения.
Поэму «Мцыри» Лермонтов создает по классическим канонам романтического произведения. Его герой – кавказский юноша, в детстве попавший в плен к русским. Он живет в монастыре и готовится стать послушником. Но душа его жаждет совершенно другого.
Внешность Мцыри описана в романтических тонах. Он высок, худ, слаб физически, но силен духом. Его духовная сила проявляется в тех трех днях, что герой провел «на воле», вдали от монастырских стен. Нетрудно догадаться, что монастырь олицетворяет в поэме душный и мертвящий окружающий мир, заставляющий человека отказаться от всего человеческого. А главное, отказаться от свободы –основной жизненной ценности, по мнению Лермонтова и его героя.
Только на воле, слившись с природой, Мцыри почувствовал себя счастливым и гармоничным:
В то утро был небесный свод
Так чист, что ангела полет
Прилежный взор следить бы мог;
…………………………………….
Я в нем глазами и душой
Тонул…
Кульминационной в поэме является сцена битвы героя с барсом. Это кульминация не только в развитии действия, но и в развитии характера героя. Здесь он проявил все свои способности и реализовал все возможности. Мцыри мобилизовал не только свою физическую силу, ловкость, реакцию, но и лучшие моральные качества: силу воли, стремление к победе, находчивость и так далее.
Победив царя леса – барса, Мцыри понял, что прожил лучшие минуты своей жизни. Но тут же в его словах проскальзывает горечь:
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.
Эта горечь разлита по всему произведению. Автор показывает, что, несмотря на стремление Мцыри к воле, он не может жить вне монастырских стен. Существование в монастыре сделало юношу неспособным полноценно жить в мире. Это подчеркивает, например, сцена с грузинкой.
У ручья юноша увидел прекрасную девушку. Молодая кровь закипела в нем. Глазами провожал Мцыри грузинку до самого дома, но та исчезла за дверьми своей сакли. Для Мцыри – исчезла навсегда. С горечью и тоской герой осознает, что он чужой для людей и люди для него – чужие: «Я был чужой Для них навек, как зверь степной».
Цель героя – добраться до своей родины – несбыточна. Он слишком слаб для этого, не знает настоящей, реальной жизни. Поэтому он невольно возвращается туда, где может существовать, – к монастырю.
К этому моменту изнемогающий от голода и слабости герой начинает бредить. Ему чудится, будто рыбка в реке поет ему песнь. Она призывает Мцыри остаться с нею и ее сестрами на дне реки. Здесь прохладно и спокойно, никто не тронет и обидит:
Усни, постель твоя мягка,
Прозрачен твой покров.
Пройдут года, пройдут века
Под говор чудных снов.
Мне кажется, что песня рыбки – это внутренний голос героя, который призывал его образумиться, остаться в стороне от бурь и потрясений, то есть остаться в монастыре. Здесь его жизнь пройдет спокойно и незаметно, «под говор чудных снов». Пусть Мцыри не раскроет себя, заглушит свои душевные порывы, но он всегда будет спокоен, сыт, защищен.
В финале поэмы мы видим, что Мцыри выбирает себе другую участь. В своем завещании старику монаху герой просит, чтобы его положили умирать во дворе монастыря, откуда видны горы его родины. Пусть он умрет, но умрет с ощущением поддержки родных, с воспоминаниями о чудесных трех днях, перевернувших всю жизнь героя.
Финал поэмы трагичен. Мы уверены, что Мцыри умрет: монастырь лишил его сил и способности жить. В этом проявляется позиция самого поэта, который не верил в оптимистическое решение данного конфликта, не видел положительного примера в окружающей его действительности.
«Мцыри» – одно из наиболее ярких романтических произведений в русской литературе, созданное по всем канонам этого литературного направления.

Читайте также:
Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях М. Ю. Лермонтова? (по произведениям Песня про купца Калашникова и Бородино): сочинение

Поэма «Мцыри» как романтическое произведение

Большую долю творческого наследия Михаила Лермонтова составляют романтические произведения. Самым видным произведением, написанным в данном направлении является поэма «Мцыри». Какие признаки указывают на то, что это романтическое произведение?

Для романтического произведения характерен главный герой с отличительными признаками. Обычно он одинок, находится вдали от единомышленников или же вовсе не имеет их, противостоит обществу. Иногда они бывают жертвами трагических обстоятельств. Он имеет высокую мечту и стремиться исполнить ее. Герои-романтики любят мечтать, размышлять. Для них характерна смелость, решительность, храбрость, готовность пожертвовать собой.

Все эти свойства присущи Мцыри. Родители героя предположительно погибли в боях Кавказской войны. Это предположение основано на том, что ребенок был найден русским офицером на поле боя. Юноша был сиротой, который нашел приют в монастыре. Никто не понимал его. Герой мечтал найти свою родину, но не имел ни малейшей возможности сделать это. Он одинок, скромен, чувствителен. Мцыри стремится познать себя. Таким образом, Мцыри — это романтический герой.

Другими признаками романтизма являются экзотические обстоятельства. Очень часто в подобных произведениях действуют дикие животные. Действия поэмы «Мцыри» происходят на Кавказе, который всегда был необычен для европейского человека. Автор описывает горы, леса, диких животных, которые обитают там. Это тоже присуще романтизму.

Особенно любимыми для романтиков были поэтические жанры. Конечно, самый известный из них — это романтическая баллада. Но и поэма тоже относится к ним. Романтики любили эту форму за то, что она соединяет в себе лирическое и эпическое. Лирическое — это внимание к чувствам персонажа, наличие отступлений, стихотворная форма. Эпическое — это наличие сюжета, который рассказывает важные социальные, нравственные, научные и иные проблемы общества. «Мцыри» по особенностям жанра относится к поэме, так как все эти признаки характерны для произведения.

«Мцыри» — это образец романтической поэмы, в которой можно проследить все особенности этого направления в литературе.

2 вариант

На рубеже 18-19 в.в. в европейской литературе наблюдается расцвет романтизма. В русской литературе пишут романтические произведения В.А.Жуковский, К.Ф.Рылеев, А.С.Пушкин и др. Известно, что М.Ю.Лермонтов увлекался романтической поэзией Дж.Г.Н.Байрона.

Читайте также:
Герой нашего времени. Сочинение М. Ю. Лермонтова: сочинение

Поэма М.Ю.Лермонтова, вышедшая в 1840 году, является образцом романтического произведения: в ней соблюдены все каноны романтизма. Поэмы, баллады – излюбленные жанры писателей-романтиков. Хорошо известна формула романтизма: необыкновенный , исключительный герой-бунтарь в исключительных обстоятельствах. В основе сюжета, как правило, какое-то необычное, иногда таинственное событие, м.б., легенда, предание.

Действие в поэме разворачивается на фоне дикой, экзотической для русского читателя природы Кавказа. В основе сюжета лежит предание об оставленном в монастыре генералом Ермоловым ребенке.

Мцыри – романтический герой . Он одинок. Это бунтарь, который противопоставлен другим монахам . Жизнь героя окутана тайной. О прошлом юноши ничего не известно. Он был оставлен в монастыре, чудом выжил и теперь готовится стать монахом. У него нет даже имени: Мцыри означает «послушник». Герой не знает другой жизни, кроме монастырской, однако его зовет земля отцов, край, откуда он родом. Накануне пострига, во время грозы, когда вся братия лежала ниц, Мцыри бежит из монастыря. Его не страшит гроза, он чувствует свое единство с природой –«обняться с бурей был бы рад». Он стремится в край отцов, надеясь обрести родных, стать свободным – мир монастыря для него тюрьма. Так в поэме выражено поэтическое двоемирие: мир реальный (заточенье в монастыре) и мир идеальный ( свободный край горцев). Герой стремится к свободе. Три дня на воле для Мцыри и есть настоящая жизнь – он увидел красоту «божьего сада», испытал чувство любви к девушке- грузинке, а главное – он узнал себя в схватке с барсом. Что понял герой? Ощутил себя сильным, отважным, ловким. Ему ясно, что в стране отцов он был бы не последним воином. И хотя Мцыри провел на свободе только три дня, для него это целая жизнь: он ни о чем не сожалеет. И старому монаху не понять, как можно променять тихую размеренную долгую жизнь в церковной обители на краткий миг, полный неизвестности и борьбы. Мцыри не страшит скорая смерть: он испытал в жизни все: «Я жил, старик!» – скажет герой.

Все произведение пронизано духом свободы, борьбы. Вольнолюбивый герой стал идеалом для многих людей, чья безвольная молодость пришлась на 30-е годы.

Также читают:

Картинка к сочинению Поэма «Мцыри» как романтическое произведение

Популярные сегодня темы

Я живу в большом светлом шестнадцатиэтажном доме на десятом этаже. Из окна я вижу полосу горизонта с лесом, а когда нет облаков, то открывается вид на красивый закат.

Москва – столица нашей родины, а Красная площадь, пожалуй, самая главная её достопримечательность. Знаете, почему она называется Красной? Потому что, красивая.

Произведение содержит ряд женских образов, с которыми следует познакомиться поближе.

Полотно «Берёзовая роща» – шедевр девятнадцатого века. Навевает романтические чувства первозданной красоты и свободы природных просторов.

Глинка – русский классик. До его появления на музыкальном олимпе в России слушали иностранную музыку. С начала его деятельности стали говорят о музыкальном импортозамещении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: