Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).: сочинение

Анализ эпизода Дуэль Печорина и Грушницкого – сочинение

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», хронология которого нарушена, был написан в 1839 году. Центральным эпизодом данного произведение является глава «Княжна Мери», в которой Григорий Печорин раскрывается перед нами полностью, находясь на грани между жизнью и смертью.

В основе дуэли лежит подлый поступок Грушницкого и драгунского капитана. Вернер рассказал Печорину свои подозрения о том, что противники хотят зарядить лишь один пистолет Грушницкого, а пистолет Григория оставить без пули.

Драгунский капитан – опасный человек, который хочет позабавиться и унизить Печорина. Григорий был готов идти на примирение с Грушницким, высказал свои условия, но в эти переговоры вступает секундант юнкера, который подталкивает его на совершение злодеяния. Он выступает лицом общества, которое будет злобно смеяться и издеваться над дуэлянтом, если тот примет предложение противника и откажется стрелять.

Молодой офицер поступает очень мужественно и самоуверенно. Он усложняет условия дуэли как для себя, так и для оппонента, надеясь извлечь для себя выгоду и побудить совесть в противнике. Юнкер сам толкнул его на это своей подлостью и необдуманным вызовом. Грушницкий целился Григорию в лоб, но лишь оцарапал ему колено, что говорит о его слабости и не умении довести дело до конца, при этом ему не хватает душевной силы для того, чтобы признаться в собственной неправоте. За то, что он промазал, капитан называет его трусом.

Теперь очередь Печорина стрелять. Противники лишь пытаются сдержать улыбку, мысленно ликуя. Он ещё не понимает, что его спектакль зашёл слишком далеко и пора его остановить. В этот момент герой романа нарочно громко и внятно высказал доктору своё «предположение» о том, что господа забыли положить пулю в его пистолет. Драгунский капитан понимает, что его план рушится и пытается вырвать пистолет из рук Вернера, но Грушницкий останавливает его. Григорий даёт оппоненту последний шанс на жизнь и возможность раскаяться в своей клевете, но тот лишь просит выстрелить, ибо им двоим жизни на этой земле нет. Всё из-за того, что Грушницкий чувствует себя рядом с Печориным ущербным и несостоятельным человеком, он завидует ему. И Печорин сделал то, о чём попросил его бывший товарищ – стреляет.

Нельзя однозначно описать образ Григория Печорина и поставить ему знак «плюс» или «минус», потому что он является живым человеком, в котором собраны как положительные, так и отрицательные качества. Каждый сам для себя выбирает, с какой стороны описывать главного героя. С одной стороны, сцена дуэли помогает больше раскрыть его. С другой стороны, она лишь больше запутывает читателя, не оставляя ему однозначного суждения по отношению к Печорину.

Сочинение 2

Роль человека в современном обществе – извечная тема, раскрываемая писателями в любую эпоху. Особенно ярко она развивалась в девятнадцатом веке. Поиску истинного предназначения сущности человека посвящено творение М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Основное действующее лицо повести Печорин пытается разобраться в смысле своего жизненного предназначения. Автор рисует своего героя при различных обстоятельствах, чтобы читатель смог сам разобраться в сущности Печорина.

Центральной сценой произведения является сцена дуэли главного героя с Грушницким. Конфликт развивается постепенно. Лермонтов проводит грань между романтизмом душевным и показным. Знакомство героев произошло гораздо раньше кульминационной сцены их отношений. Служившие на Кавказе товарищи по военной службе, они встречаются в Пятигорске, где проходят лечение.

Несмотря на совместное время провождение, для Печорина Грушницкий не друг, скорее просто человеком, с которым возможно развеять скуку. Для главного героя не существует понятия друг, поскольку он не верит в преданность между людьми. Сам Печорин говорит, что к дружбе он не приспособлен.

Печорин – тонкий психолог человеческого характера. Он видит в Грушницком лишь лживого, хвастливого человека, он хотя и бросается в бой, но при этом глаза его закрыты от страха, его романтизм лишь дань моде. Грушницкий то же не питает дружеские чувства к Печорину, поскольку чувствует, что тот раскусил истинный характер героя.

Женщина становится поводом для конфликта героя. Грушницкий испытывает чувство влюбленности к княжне Мери, которая не питает к нему ответного чувства. Девушка любит Печорина, Грушницкий ревнует ее. Желая отомстить возлюбленной, он распускает сплетни о ночных посещениях Печорина княжны, чем и провоцирует конфликт с главным героем. Такие слухи могли очернить репутацию Мери, за честь девушки Печорин вызывает на поединок бывшего приятеля.

Дуэль выворачивает наизнанку всю сущность Грушницкого. Победы, в предстоящем поединки, он хочет получить с помощью подлости с незаряженным пистолетом противника, но главный герой не позволяет ему это совершить. Печорин предлагает ему принести свои извинения Мери, для того чтобы избежать поединка, но Грушницкому лучше дуэль, чем признание в клевете. В поединки Печорин ранит противника и тот срывается с обрыва. Таким образом, заканчиваются отношения главного героя с Грушницким.

Сценой дуэли Лермонтов показывает внутренние противоречия главного героя. Печорин – человек чести, но при этом ему все равно как окончится поединок. Для него это лишь один из эпизодов жизни. Герой не умеет мечтать, не ищет любви и дружбы, возможно, душевно Печорин уже был убит гораздо раньше, чем Грушницкий.

Читайте также:
«Любовь к природе и единение с ней в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая Нива...»(2): сочинение

Анализ эпизода Дуэль Печорина и Грушницкого

Популярные сочинения

Комедия «Горе от ума» в сознании читателя прежде всего ассоциируется с именем Александра Андреевича Чацкого – молодого человека с прогрессивными взглядами

Рождественский рассказ выходит в свет в 1897 году. Александр Иванович услышал его из уст приятеля банкира, замечательного, честного человека.

Троекурова автор презирает. Его автор показывает человеком необразованным, глупым, ограниченным. Ему интересны только охота и свои собаки, а также деньги.

Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Центром романа Лермонтова «Герой нашего времени» является повесть «Княжна Мери». Эта повесть захватывает самый большой временной отрезок жизни Печорина. Дуэль помогает читателю лучше понять главного героя.

Изначально в романе существует противопоставление Грушницкого и Печорина. В первом отображен тип романтика, ставшего таковым по велению моды, а не души. Это тот вид романтизма, который нравится «романтическим провинциалкам до безумия», который только «драпируется» в «необыкновенные» чувства. Грушницкий, по сути, не живет, а только играет в жизнь. Весь его образ характеризуется неестественностью и напускными чувствами. Его попытка прикрыть внутреннюю пустоту полностью проваливается в сцене дуэли.

Для Печорина дуэль имеет важнейшее значение. Он готов сделать свой выбор между жизнью и смертью. Размышления главного героя в ночь перед поединком это доказывает: «И, может быть, завтра я умру!…» Печорин делает свой нравственный выбор. Он готов умереть. Именно поэтому он изменяет правила дуэли, делая их более категоричными. Герой предлагает выбрать место для поединка на площадке на вершине горы, чтобы в случае даже легкого ранения исход был смертелен: «Тот, кто будет ранен, полетит непременно вниз и разобьется вдребезги…»

Главный герой предлагает Грушницкому своеобразную игру, ставкой в которой должна стать жизнь. Юнкер сам спровоцировал подобное поведение Печорина, во-первых, своей подлостью, а, во-вторых, своей необдуманной бравадой и вызовом. Грушницкий ненавидел Печорина, потому, наверное, что чувствовал в нем «силу необъятную». Он понимал, что как противник непременно будет в проигрыше. Юнкер предлагает Печорину такие правила, по которым сам играть не в состоянии. Именно поэтому в сцене дуэли он ведет себя так трусливо. Ему не хватает душевных сил ни для того, чтобы признаться в собственной клевете, ни для того, чтобы достойно доиграть роль, которую он выбрал. «Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, повернулся к своему секунданту. «Не могу», – сказал он глухим голосом. «Трус!» – отвечал капитан».

Обвинять Печорина в убийстве было бы неверно. Он с самого начала был готов на примирение. Он постоянно оставляет Грушницкому лазейку, в которую тот мог бы ускользнуть. Но в своем глупом чванстве юнкер не способен понять простых вещей, увидеть и оценить благородство Печорина. Он не понимает, что спектакль, разыгранный им, зашел слишком далеко и пора остановиться. «Капитан мигнул Грушницкому, и этот, думая, что я трушу, принял гордый вид, хотя до сей минуты тусклая бледность покрывала его щеки».

Сцену дуэли композиционно можно разделить на две части: ночь перед дуэлью и сама дуэль. Вторая часть представляет собой не синхронные дневниковые записи героя, а воспоминания об эпизоде, который Печорин пишет в крепости Максим Максимыча. Показателен тот факт, что даже спустя время герой не винит себя в совершенном поступке. Думается, что это происходит оттого, что Печорин, в отличие от Грушницкого, от начала и до конца отдавал отчет в своих действиях. Печорин подготавливал себя к смерти. На это указывает и его иронический тон в разговорах с Вернером: «Отчего вы так печальны, доктор? …Разве вы сто раз не провожали людей на тот свет с величайшим равнодушием? Вообразите, что у меня желчная горячка; я могу выздороветь, могу и умереть; то и другое в порядке вещей; старайтесь смотреть на меня, как на пациента, одержимого болезнью, вам еще неизвестной, – и тогда ваше любопытство возбудится до высшей степени; вы можете над мною сделать теперь несколько важных физиологических наблюдений…Ожидание насильственной смерти не есть ли уже настоящая болезнь?»

Все описание Печориным природы, такое лиричное и трогательное, также напоминает прощание с этим миром, попытку в последний раз захватить взглядом всю красоту и запомнить ее: «Я не помню утра более глубокого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление. Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматривался я в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! Как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль!»

Трактовка образа Печорина не может быть однозначной. Сам автор не оставляет нам полноценного ответа на то, каким образом следует оценивать этот персонаж. Гениальность романа Лермонтова и состоит в том, что любой человек может найти в нем то, что трогает его. Парадоксальность и двойственность образа главного героя делает его чрезвычайно реалистичным.

Читайте также:
Нравственные проблемы в романе М. Лермонтова Герой нашего времени: сочинение

Сцена дуэли, с одной стороны, помогает нам понять главного героя. Лермонтов широко использует для этого внутренние монологи. С другой стороны, этот эпизод еще больше запутывает читателя, не позволяет вынести категорического суждения в отношении героя.

Вправе ли мы судить человека, признающегося нам: «…я чувствую в душе моей силы необъятные…я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений…» А еще раньше: «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его».

Урок, который преподнес нам Лермонтов, создав образ Печорина, заключается в том, чтобы каждый человек нашел в себе силы заглянуть в свою душу и вглядеться, нет ли в ней печоринских черт.

Дуэль Печорина и Грушницкого в романе “Герой нашего времени”: конфликт, причина дуэли

Дуэль Печорина и
Грушницкого.
Художник М. Врубель

Дуэль Григория Печорина и его приятеля Грушницкого является одним из самых напряженных эпизодов в романе “Герой нашего времени” Лермонтова.

Дуэль Печорина и Грушницкого в романе “Герой нашего времени”

“. Я познакомился с ним в действующем отряде. “

“. причина, побудившая его вступить в К. полк, останется вечною тайною. “

“. Оборачиваюсь: Грушницкий! Мы обнялись. “

“. Мы встретились старыми приятелями. Я начал его расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах. “

Существует ли дружба между Печориным и Грушницким?

Между Печориным и Грушницким нет дружбы. Почему? На это есть несколько причин. Во-первых, Печорин не верит дружбу. У него есть только приятели. И Грушницкий для Печорина не более чем приятель:

“. я к дружбе неспособен да притом у меня есть лакеи и деньги. ” (Печорин о себе)

“. Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что‑то не русская храбрость. “

“. Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда‑нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать. “

Грущницкий и княжна Мери.
Художник М. Врубель

В чем причина дуэли Печорина и Грущницкого?

Причиной дуэли Печорина и Грущницкого становится недостойное поведение Грушницкого по отношению к княжне Мери и Печорину.

Как известно, находясь Пятигорске, Грушницкий влюбляется в княжну Мери:

“. Видишь: я ее люблю до безумия… и я думаю, я надеюсь, она также меня любит. “

“. Пеняй на свою шинель или на свои эполеты, а зачем же обвинять ее? Чем она виновата, что ты ей больше не нравишься. ” (Печорин)

“. Зачем же подавать надежды. ” (Грушницкий)

“. Я должен был этого ожидать от девчонки… от кокетки… Уж я отомщу. “

“. видим мы, сходит кто‑то с балкона… Какова княжна? а? Ну, уж признаюсь, московские барышни! после этого чему же можно верить. “

“. Прошу вас, – продолжал я тем же тоном, – прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов; вы очень хорошо знаете, что это выдумка. Я не думаю, чтоб равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам заслуживало такое ужасное мщение. Подумайте хорошенько: поддерживая ваше мнение, вы теряете право на имя благородного человека и рискуете жизнью. “

“. я узнал намерение этих господ подурачить меня, заставив стреляться холостыми зарядами. Но теперь дело выходило из границ шутки: они, вероятно, не ожидали такой развязки. “

“. Грушницкий! – сказал я, – еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено; вспомни – мы были когда‑то друзьями. “

“. Стреляйте! – отвечал он, – я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из‑за угла. Нам на земле вдвоем нет места. ” (слова Грушницкого)

10 Комментарии

Дорогой друг, вы ошибаетесь. В тексте довольно четко написано, что Печорин первый говорит о дуэли и является ее инициатором. Об этом есть цитаты, зачем же что-то домысливать? Вот цитата о том, что Печорин начинает организовывать дуэль, как инициатор и заинтересованное лицо.
В первом абзаце цитаты идет речь о том, что Печорин дает Грушницкому шанс отказаться от клеветы и грозит ему дуэлью. Грушницкий принимает вызов.
Как инициатор дуэли, Печорин присылает своего секунданта-доктора к противнику, а не наоборот. То есть официально инициатор дуэли Печорин по законам дуэли.

Цитата (начинается обращением Печорина к Грушницкому):

“Подумайте хорошенько: поддерживая ваше мнение, вы теряете право на имя благородного человека и рискуете жизнью.

Читайте также:
«Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»): сочинение

Грушницкий стоял передо мною, опустив глаза, в сильном волнении. Но борьба совести с самолюбием была непродолжительна. Драгунский капитан, сидевший возле него, толкнул его локтем; он вздрогнул и быстро отвечал мне, не поднимая глаз:

— Милостивый государь, когда я что говорю, так я это думаю и готов повторить. Я не боюсь ваших угроз и готов на все. “

Дорогой друг, согласны с вашими размышлениями, кроме одного. Грушницкий на самом деле клеветал. Он говорил, что Печорин посещает по ночам Мери. Но Печорин посетил не Мери, а Веру. И Грушницкий таким образом оклеветал невинную девушку. Для княжны Мери в те времена это могло закончиться очень плохо: девушку-дворянку с такой репутацией не брали замуж приличные люди. Печорин хотя и смеялся над Мери, но не мог допустить, чтобы ее репутацию так запятнал гнусный слух. Так что Грушницкий поступил мстительно и подло.

А в остальном согласны с вами, что сюжет и в частности дуэль героев наталкивает на массу размышлений.

Анализ дуэли Печорина и Грушницкого (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Дуэли стали причиной многих бед и несчастий не одной семьи. Порой причинами для такого непритязательного решения конфликтов ставали самые банальные вещи.

Так как пагубное влияние дуэлей было очевидно, то такой способ разрешения конфликтов был вскоре запрещен, но это не мешало время от времени прибегать к подобному способу выяснения отношений.

Развитие отношений между Грушницким и Печориным вскоре зашло в тупик и, по мнению Грушницкого, единственным путем разрешения конфликта могла быть исключительно дуэль.

Краткая характеристика героев

  1. Итак, Печорин Григорий Александрович – центральная ось романа, которая держит на себе весь сюжет. Он — личность неординарная, горделивая, самолюбивая, и в то же время мы видим его как потерявшегося человека, человека без цели и места в мире. Задача жизни героя – понять, кто он есть и зачем существует.
  2. Грушницкий – это человек с пылкой душой, но со слабым и трусливым характером. Он способен на красивую речь, чтобы покорить дам, готов размахивать шашкой в сражении. Но не это делает его слабым. Наш герой слаб из-за того, что не умеет признавать свою неправоту. Он — некая ущемлённая личность, которая старается прикрыть свою слабину фарсом и обольщением.

Сцена дуэли

Сцена дуэли является кульминацией романа. Именно здесь конфликт характеров Печорина и Грушницкого в паре с капитаном достигает максимального накала. Сюжет держит в напряжении читателя до конца эпизода, когда Печорин сделал свой роковой для Грушницкого выстрел.

Печорин воспользовался своим правом выбора места, где должна была состояться дуэль. Это был небольшой треугольный выступ в скале, площадка, размером не превышавшая шести шагов. Дуэлянты стояли на самом краю площадки. Малейшее ранение, малейший толчок в грудь и раненный улетал в пропасть.

Правда, Григорий Александрович нашел точку опоры даже на этом пятачке. Он уперся ногой о камень и немного подался вперед. Наблюдая за тем, как в Грушницком борются чувства: страх, совесть, нерешительность Печорин до последней минуты надеялся, что Грушницкий поступит как человек благородный, и откажется стрелять в безоружного. Но, видя, как тот целится в него, понял, что великодушия ждать не приходится, и дал себе слово, что не пощадит Грушницкого, если останется в живых.

Печорин был уверен в себе, он знал, что хорошо и метко стреляет. Он также был зол на Грушницкого, и уверен в своей правоте. А значит, рука не дрогнет. Когда Грушницкий выстрелил, Печорин, скорее, интуитивно сделал несколько шагов подальше от обрыва. Он нарочито громко и спокойно попросил Вернера проверить свой пистолет. В планы капитана это не входило, он попытался воспротивиться, ссылаясь на правила. Тогда Печорин предложил капитану стреляться на таких же условиях, и капитан сник.

Тем более что чувствовавший свою вину Грушницкий не поддержал капитана, и потребовал, чтобы пистолет был проверен и заряжен. В последнюю минуту Печорин предлагает Грушницкому извиниться. Но тот чувствовал себя униженным и раздавленным окончательно. Он заявил: я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…

После таких слов Печорину ничего не оставалось, как выстрелить в упор.

В сцене дуэли ощущается накал сюжета. Этому способствует природа, скалы, живо описано душевное состояние героев – Печорина, Грушницкого, Вернера. Доктор Вернер близко к сердцу принимал происходящее. Он был готов в любой момент прекратить дуэль. Слова Печорина «Может быть, я хочу быть убит…» слегка охладили пыл Вернера, он ничего не сказал, но в глубине души переживал за своего друга.

История их дружбы

Казалось бы, такие две натуры просто не могут находиться рядом друг с другом. Но сначала героев сводит служба, а потом уже лечебные воды Пятигорска. Их нельзя назвать друзьями, скорее они — знакомые по вине обстоятельств. Печорину дружба не нужна, он считает, что к ней не имеет способности. Своего якобы «товарища» он видит насквозь, все его недостатки и слабость. Грушницкий же видит в нём того, кому может рассказать о своих любовных интригах или же поговорить о службе. Но он также в тайне ненавидит своего «друга» за то, что тот полностью раскусил его жалкую душонку.

Читайте также:
ЗАЧЕМ Я ЖИЛ? ДЛЯ KАKОЙ ЦЕЛИ РОДИЛСЯ? Тpагедия судьбы Гpигоpия Печоpина.: сочинение

Между Печориным и Грушницким возникают натянутые отношения, которые выливаются в инцидент с печальным финалом.

Знакомство Печорина и Грушницкого

Впервые Грушницкий и Печорин встречаются в полку К. на Кавказе. Первый из них при этом находится в звании прапорщика, а второй – в звании юнкера. Спустя некоторое время Печорин отправляется в Пятигорск, где вновь встречается с Грушницким. Как оказалось, юнкер находится здесь на лечении – во время военной службы он получил ранение и вынужден был отправиться сюда на реабилитацию. Их встреча была душевной и милой: «Мы встретились старыми приятелями. Я начал его расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах».

Предлагаем ознакомиться с характером Печорина в романе Михаила Лермонтова “Герой нашего времени”

Печорин в Пятигорске проводит много времени с давним знакомым. Их отношения выглядят дружескими.

Особенности взаимоотношений Печорина и Грушницкого

Несмотря на видимое приятельство и дружеские отношения, говорить об истинных дружеских чувствах не приходится как со стороны Грушницкого, так и со стороны Печорина.

Печорин не верит в истинность дружбы, он считает, что описываемое чувство бескорыстной и преданной дружбы – это утопия. Для Печорина нет друзей. Люди, с которыми у него возникают приятные отношения в общении, он называет приятелями.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием повести “Княжна Мэри”, которая принадлежит перу Михаила Юрьевича Лермонтова.

Со стороны Грушницкого ситуация еще хуже. Он, в отличие от Печорина, считает, что истинная дружба возможна и реальна, но дружбы по отношению к Печорину не испытывает. Юнкер был выходцем из небогатых дворян, поэтому его жизненный путь часто страдал от недостатка финансов. Так, например, он не мог получить высококачественного образования, жить в свое удовольствие, предаваясь развлечениям и так далее. Грушницкий завидует Печорину. Его дружба показная и не соответствует действительности.

Печорин обладает проницательным характером – он способен увидеть не только достоинства Грушницкого, но и его негативные качества характера. Со временем Грушницкий понимает, что Печорин знает больше, чем ему нужно было бы, поэтому постепенно между ними развивается неприязнь и вражда.

Причина и повод к дуэли

Печорин уже давно догадывался, что сложные отношения между ним и Грушницким добром не кончатся – рано или поздно они столкнутся, и этот конфликт невозможно будет решить мирным путем. Повод для такого конфликта не заставил себя долго ждать. Причиной конфликта стала влюбленность. В Пятигорске Печорин и Грушницкий знакомятся с княжной Мери. Вскоре Печорин становится частым гостем у девушки, что приносит немало горестей и злости Грушницкому, который влюблен в девушку и намеревается на ней жениться. Однако Печорин, благодаря своему шарму и привлекательности постепенно все больше и больше начинает занимать сердце девушки.

В скором времени Мари уже совсем позабыла о Грушницком и была полна надежды на удачное развитие их отношений с молодым поручиком.

Огорченный Грушницкий решается отмстить девушке и ее новому возлюбленному – Печорину. Грушницкий распускает слухи о том, что между Мари и Печориным существует любовная связь. В то время, такие сплетни могли бы сослужить плохую службу для молодой девушки – окружающие могли бы всерьез подумать, что Мари ведет распутную жизнь и престали бы ее рассматривать в качестве, возможно, будущей жены, а значит, Мари бы осталась старой девой.

После того, как Печорин узнает об этих сплетнях, от решается вызвать Грушницкого на дуэль и таким образом защитить и свою честь, и честь княжны Мари. У молодого юнкера еще был шанс предотвратить дуэль – ему нужно было признаться, что его рассказы о распущенности Мари – выдумка и фикция, но гордый Грушницкий не решается это сделать.

Причина дуэли

Дуэль между нашими героями является самой напряжённой сценой всего романа. Из-за чего она, собственно, происходит? Ответом на это вопрос является безнравственный поступок Грушницкого по отношению к княжне и самому Печорину. Дело в том, что между героями возник любовный треугольник. Грушницкий влюблен в Мери, та любит Печорина, но он к ней совершенно холоден, любовь девушки для него лишь игра. Задето самолюбие юнкера.

За то, что Лиговская ему отказала, герой сеет сплетни о княжне и Печорине. Это могло полностью испортить репутацию барышни, а вместе с тем и её дальнейшую жизнь. Узнав об этом, Григорий вызывает клеветника на дуэль.

Повод

Печорин, уже зная о намерении подшутить над ним во время дуэли с Грушницким, не дожидается того, что его бывший друг вызовет его на поединок. Центральный персонаж романа «Герой нашего времени» делает это сам. В тот момент, когда Грушницкий распускает в обществе слух о том, что Печорин был ночным посетителем княжны Мери, главный герой произведения находится прямо напротив своего соперника. Печорин просит клеветника отказаться от своих слов и, убедившись, что Грушницкий не будет этого делать, вызывает его на дуэль.

Читайте также:
Грушницкий: сочинение

Смысл эпизода и его роль в романе

Очевидно, автор добавил этот фрагмент не просто так. В нем он наиболее полно отражает характер Печорина. Основной особенностью произведения и его новаторством является психологизм (детальное описание внутреннего мира героев и их чувств через обстановку, жесты и внешность, интерьер дома и т.д.), поэтому Лермонтову было очень важно раскрыть душу Григория Александровича. Данной цели подчиняются все персонажи и события. Поединок — не исключение.

Как же дуэль раскрыла характер героя? Она показала его хладнокровие и равнодушное отношение к окружению. Даже за честь Мери он вступается потому, что охраняет свои скелеты в шкафу, а именно роман с замужней гостьей Лиговских. Григорий оказался на их территории в поздний час на глазах у Грушницкого, но не потому, что шел к Мери. Он покидал покои Веры. Поединок стал отличным средством избавления от ненужных догадок, которые могли бы поставить на кон репутацию самого Печорина. Значит, его можно назвать расчетливым эгоистом и лицемером, ведь он заботится лишь о внешнем соблюдении приличий. Также героя можно охарактеризовать такими качествами, как мстительность и жестокость. Он убил человека за то, что тот попытался его обмануть и не признал этого. Об этом поступке он ни капли не сожалел.

Таким образом, сцена дуэли завершает тот портрет, который автор набросал в других главах. В последующих описаниях он лишь набросает последние штрихи.

Автор: Ксения Митрошина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Характеристика персонажей

Для того чтобы понять, почему Печорин вызвал Грушницкого на дуэль, стоит кратко рассмотреть характеристики этих персонажей. Григорий Александрович Печорин является офицером и аристократом из Петербурга. Его образ типичен для молодежи 30-х годов позапрошлого столетия. У него хорошее образование и воспитание, а состояние вполне достаточное для хорошей жизни.

Он обладал приятной внешностью, которая нравилась дамам. Несмотря на все достоинства и имеющиеся средства, он неудовлетворен жизнью. Все окружающее ему быстро надоедает, и он не чувствует себя счастливым. Именно поэтому Григорий Александрович постоянно путешествует: то он находится в кавказской крепости, то отдыхает в Пятигорске, то рискует жизнью в Тамани.

Подробное описание внешности героя помогает раскрыть в некоей степени его характер. У Печорина вьющиеся белокурые волосы, его карие глаза кажутся надменными и холодными. В них невозможно прочесть мысли героя, и они никогда не смеются. Сочетание светлых волос и темных бровей выглядит необычно и привлекательно.

Душа его жаждет приключений, но он не знает, как направить это в нужное русло. Где бы он ни появлялся, после себя он оставлял горести и зло. Это касается и Бэлы, дочери кавказского князя, и княжны Мери, и даже Грушницкого. Единственная женщина, которую он искренне любил, тоже обречена на страдания.

Григорий Печорин в раннем возрасте тянется к людям и хочет общения, но не находит отклика, это делает его черствым и странным в глазах других. Собственные желания он ставит на первый план, пусть даже для этого придется манипулировать людьми и подчинять их.

Однако не все так просто и Печорин не обладает одними лишь недостатками. У него много достоинств, благодаря которым он заслуживает симпатии и сочувствия. Он наделен острым умом, способным осуждать не только окружающих, но и быть критичным и требовательным к себе. Он понимает поведение людей, отлично чувствует природу и любит ее красоты. Во время сражений и дуэлей он не трусит и не отступает. Несмотря на эгоизм, он способен любить.

Образ Грушницкого в романе в целом можно назвать негативным. Частично на это влияет его позерство, он любит «производить эффект». Для любой жизненной ситуации у него заготовлена пышная фраза, которую он иногда произносит на французском. Он не желает найти что-то прекрасное в жизни, ему хочется придумывать и изображать «возвышенные страсти и исключительные страдания».

Грушницкий настолько влюблен в себя, что поначалу не замечает угрозы со стороны Печорина. Он плохо разбирается в людях, потому что всю жизнь был занят одним лишь собой. Грушницкий никогда не слушает людей, выдавая длинные тирады, которые не являются ответом на аргументы, а лишь представляют собой продолжение предыдущей фразы.

Грушницкий тоже не является однозначным персонажем. Когда он перестает играть выбранную им роль, он вполне мил и забавен в общении. «Остер на язык», но недостаточно, «чтобы убить оппонента одним словом». В бою он слывет храбрецом, даже добиваясь расположения княжны, он не играет ее чувствами.

Портрет Грушницкого: имя, возраст, воинское звание, описание внешности

Автор не сообщает, как звали Грушницкого, поскольку этот герой представлен в главе «Княжна Мери», которая является частью дневника Печорина. В ней он называется так, как его называет автор дневника, то есть по фамилии.

Сколько Грушницкому лет тоже неизвестно, Печорин считает, что едва ли 21 год, хотя выглядит он лет на 25. Он черноволос, смугл, хорошо сложен.

«Грушницкий — юнкер», то есть солдат из дворян. На службе он только год, но у него уже есть орден — «георгиевский солдатский крестик». Свою толстую серую солдатскую шинель Грушницкий носит с особым франтовством, носит её гордо, так как хочет предстать перед окружающими существом, обречённым «каким-то тайным страданиям». Поэтому княжна Мери подумала, что он разжалован в солдаты за дуэль и в её глазах он стал романтическим героем.

Читайте также:
Мое отношение к образу Печорина: сочинение

Личность Печорина

Всем, что тщится продемонстрировать Грушницкий, обладает Печорин. И разочарованностью в жизни, и богатым прошлым, и властью над женским сердцем. В принципе, анализ дуэли Печорина и Грушницкогои впрямь следует начинать с характеристики противников.

Положительного героя в этом произведении нет, хотя персонаж, от имени которого ведется повествование, все-таки выглядит предпочтительнее. Печорин, по крайней мере, бесспорно, умен и способен не лгать хотя бы самому себе. А это качество вообще довольно редко в людях.

Привычка главного героя постоянно препарировать собственные чувства, возможно, где-то сыграла с ним злую шутку. Он и сам признается, что личность его раздваивается: один Печорин живет, другой – пристально за ним наблюдает. Надо сказать, что с этой задачей он справляется на «отлично», не щадя свое «альтер-эго» ни капельки. Ничего удивительного, что и окружающие становятся объектом столь же недоброжелательного внимания.

В каждом человеке Печорин видит слабости и пороки – и не может найти в себе ни силы, ни желания их простить.

Иллюзорная любовь

Но вернемся к повести, ключом к которой является анализ дуэли Печорина и Грушницкого: краткое содержание их размолвки в вполне способно доказать, что причиной стала не столько женщина, сколько особенности характера героев.

Молодой юнкер принимается ухаживать за московской княжной. Поводом служит ее трогательное участие к раненому солдату (ведь Грушницкий красуется в шинели) — девушка подает ему уроненный стакан.

Незначительного события достаточно, чтобы романтический герой бросился упоенно играть роль безумно влюбленного. Наблюдение за ним забавляет Печорина — Грушницкий напрочь лишен как чувства меры, так и способности к самокритике. Юноше не только кажется, что он во власти искреннего чувства — он тут же убеждает себя в его взаимности и предъявляет на постороннюю, в сущности, женщину свои несуществующие права.

Испытание на прочность

Все эти тайные планы становятся известны главному герою: анализ дуэли Печорина и Грушницкого, кратко говоря, дает повод думать, что главный персонаж повести также ищет повод убить вчерашнего приятеля. Только прежде хочет окончательно удостовериться в низости врага, чтобы «дать себе полное право не щадить его».

Уже в ходе подготовки к поединку Печорин меняет его условия на еще более суровые. Теперь каждый из дуэлянтов должен ждать выстрела у самого края горной площадки — тогда практически любая рана будет смертельной, поскольку пораженный пулей противник непременно упадет на острые камни. Печорин терпеливо ждет выстрела колеблющегося Грушницкого — и только после того, как пуля оцарапала ногу, велит зарядить свой пистолет.

Краткий анализ стихотворения «Дума» Лермонтова по плану

1. История создания

Произведение было написано в 1838 году, впервые опубликовано в «Отечественных записках» в 1839 году.

Было время, когда Лермонтов очень хотел быть принятым в свете, но двери аристократических салонов были для него закрыты. Они открылись лишь тогда, когда к поэту пришла известность.

В конце 1838 года он напишет в письме к Лопухиной: «Целый месяц я был в моде, меня разрывали на части… самые красивые женщины выпрашивают у меня стихи и хвалятся ими как величайшей победой. Тем не менее, я скучаю».

Светская жизнь не оправдала его ожиданий. Поэт скучает, но продолжает посещать балы и салоны, поскольку, как признаётся в том же письме к Лопухиной, его главный недостаток – тщеславие и самолюбие.

Впечатления, полученные на балах и светских раутах, помогли Лермонтову лучше узнать своих современников – молодых аристократов. Результат его наблюдений и размышлений – стихотворение «Дума».

2. Литературное направление

Здесь в равной степени переплелись романтизм и реализм.

3. Род

Родовая принадлежность произведения – лирика.

4. Жанр

«Дума» это исповедальная гражданская лирика с элементами сатиры.

Литературовед А.И. Журавлёва считает, что это произведение является синтезом элегии, оды и философского размышления.

5. Проблематика

Лермонтов в «Думе» поднимает проблему нравственности и уровня гражданского самосознания в среде образованных, но избалованных и слабовольных, не способных к действию молодых людей, которые «к добру и злу постыдно равнодушны», «перед опасностью позорно-малодушны, / и перед властию – презренные рабы».

Косвенно затрагивается также проблема несоответствия между ожиданиями молодости и реальностью взрослой жизни. Золотая дворянская молодёжь, в большей своей части, не находила применения своим способностям и силам в обществе, многие жили словно по инерции, понапрасну растрачивая время на бессмысленное прожигание жизни.

6. Тематика

«Дума» – одно из самых зрелых стихотворений Лермонтова гражданской тематики. Он обращается к теме потерянного поколения, поскольку и сам является его представителем.

Но если он пытается искать смысл жизни, большая часть его современников ведёт потребительское существование. Кочуя из одной гостиной в другую, они попусту растрачивают накопленные предками материальные средства, также равнодушно «потребляют» и ценности художественные, всё то, что было создано предыдущими поколениями:

Читайте также:
Герой и героини. По роману М. Лермонтова “Герой нашего времени”: сочинение

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережём в груди остаток чувства –
Зарытый скупостью и бесполезный клад…».

7. Идея

В чём смысл жизни? Зачем живёт человек? Салонное общение с представителями своего поколения выявляет для автора пустоту жизни большинства его ровесников, принадлежащих к сливкам общества.

Оставит ли что-то после себя это потерянное поколение? Или «в бездействии состарится оно», исчезнет, «не бросивши векам ни мысли плодовитой, / Ни гением начатого труда»?

8. Пафос

В “Думе” ярко выражен гражданская позиция автора, его горечь и недовольство при виде сложившихся в обществе порядков.

Употребление высокой лексики, энергичный слог подчёркивают обличительно-исповедальный пафос произведения.

9. Система образов

В “Думе” представлен собирательный образ молодого поколения.

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем является не один герой, в целое поколение автора, от имени которого идёт повествование.

К нему причисляет себя и сам поэт.

11. Лирический герой

Лирический герой («мы») – дворянство середины девятнадцатого века, собирательный образ богатой молодёжи.

Многоликий лирический герой с рождения принадлежит к привилегированному сословию, пользуясь всеми возможными благами цивилизации.

12. Сюжет

Чётко выраженного сюжета, как и хронологического порядка в развитии действия нет. Произведение представляет собой описание образа жизни «светских львов» и резкую критику этого образа жизни.

Имея доступ к образованию и всевозможным материальным благам, это поколение неспособно дать что-то обществу взамен. Молодых аристократов жизнь «томит, как ровный путь без цели», поскольку по природе своей они эгоистичны, холодно-равнодушны и не способны к созидательной работе. Неудивительно, что грядущее этого поколения – «иль пусто, иль темно».

13. Композиция

Произведение состоит из пяти строф. Композиция линейная, структура не выраженная, но строфы крепко связаны тематикой, что придаёт произведению цельность.

14. Художественное своеобразие произведения

В данном произведении поэт не отделяет себя от своего поколения. Но в отличие от многих его представителей, равнодушных и пассивных, «как тощий плод, до времени созрелый», он хочет оставить свой след в истории. Он непрерывно работает. И в «Думе» достигает новых вершин в изображении окружающего мира и общества.

Стихотворение имеет острую социальную направленность, декламационно-обличительный характер и высокую степень откровенности.

Белинский писал, что стихи эти «вышли из глубины оскорблённого духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло».

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано шестистопным ямбом.

Рифмовка перекрёстная (АВАВ).

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении много тропов. Здесь присутствуют эпитеты, метафоры, сравнения, метонимия и оксюморон (фигура речи, объединяющая взаимоисключающие понятия).

  • Эпитеты: «презренные (рабы)», «поздний (ум)», «тощий (плод)», «бесплодная (наука)», «осмеянные (страсти)», «сладостный (восторг)», «бесполезный (клад)», «тайный (холод)», «роскошные (забавы)», «угрюмая (толпа)», «презрительный (стих)», «горькая (насмешка»,
  • Метафоры: «огонь кипит в крови», «мы вянем без борьбы», «иссушили ум», «тощий плод», «чаша наслажденья».
  • Сравнения: «жизнь томит, как ровный путь без цели», «как пир на празднике чужом».
  • Метонимия (с древнегреческого – «переименование»): «богаты мы едва из колыбели», «и к гробу мы спешим».
  • Оксюморон: «добросовестный, ребяческий разврат».

17. Значение произведения

Поэт правдиво показывает бесплодность существования большинства представителей «золотой молодёжи» своего времени. Но и сегодня произведение актуально, многие представители современной молодёжи живут пассивно, «к добру и злу постыдно равнодушны».

18. Актуальность

«Думу» можно рассматривать как предостережение. Потребительское отношение к жизни во все времена разрушало и разрушает духовное начало в человеке.

19. Моё отношение

Мне нравится “Дума” за её беспощадную правдивость. Произведение великолепно и по исполнению. Нравится его энергетика и точность слов.

20. Чему учит

Стихотворение учит ценить каждый миг отпущенной человеку жизни и разумно использовать время; искать своё место в жизни общества. Пустое времяпрепровождение – «как пир на празднике чужом».

Краткий анализ стихотворения «Дума» Лермонтова по плану


Стихотворение «Дума» написанное в жанре оды – это размышление уже взрослого поэта о своем поколении. Привыкший относиться критически к себе и другим, Лермонтов не совсем справедлив, вынося столь жестокий приговор своему поколению. Он излишне требователен в отношении к своим ровесникам.
Потомки вправе гордиться поколением, давшим самого Лермонтова, Белинского, Н.В. Гоголя, А.С. Даргомыжского. И. Айвазовского. Поэт тонко чувствовал притворство, обман, и это обстоятельство делало его желчным, придирчивым, несносным.

История создания

Произведение было написано в 1838 году, впервые опубликовано в «Отечественных записках» в 1839 году.

Было время, когда Лермонтов очень хотел быть принятым в свете, но двери аристократических салонов были для него закрыты. Они открылись лишь тогда, когда к поэту пришла известность.

В конце 1838 года он напишет в письме к Лопухиной: «Целый месяц я был в моде, меня разрывали на части… самые красивые женщины выпрашивают у меня стихи и хвалятся ими как величайшей победой. Тем не менее, я скучаю».

Светская жизнь не оправдала его ожиданий. Поэт скучает, но продолжает посещать балы и салоны, поскольку, как признаётся в том же письме к Лопухиной, его главный недостаток – тщеславие и самолюбие.

Читайте также:
Почему роман М. Ю. Лермонтова называется Герой нашего времени?: сочинение

Впечатления, полученные на балах и светских раутах, помогли Лермонтову лучше узнать своих современников – молодых аристократов. Результат его наблюдений и размышлений – стихотворение «Дума».

Тема и идея стихотворения

Стихотворение называется «Дума». И наверняка оно стало плодом наблюдений за офицерами в этом самом «сумасшедшем доме». Большинство из них часы досуга посвящало пьянкам, карточным играм, другим увеселениям. Лермонтов с молодых лет начал задумываться о смысле жизни. Воспитанный на творениях Байрона и Пушкина, он видел смысл жизни в борьбе с несправедливостью. Но его мысли не находили поддержки у ровесников.

Тема стихотворения «Дума» — это философское размышление о судьбе целого поколения, утомленного жизнью. Основная мысль стихотворения – это переживание поэта о том, что

Идея стиха была духовно близка и Герцену, который всего на 2 года старше поэта. Через 3 года после написания «Думы» Герцен записал в своем дневнике следующее:

Проблематика

Лермонтов в «Думе» поднимает проблему нравственности и уровня гражданского самосознания в среде образованных, но избалованных и слабовольных, не способных к действию молодых людей, которые «к добру и злу постыдно равнодушны», «перед опасностью позорно-малодушны, / и перед властию – презренные рабы».

Косвенно затрагивается также проблема несоответствия между ожиданиями молодости и реальностью взрослой жизни. Золотая дворянская молодёжь, в большей своей части, не находила применения своим способностям и силам в обществе, многие жили словно по инерции, понапрасну растрачивая время на бессмысленное прожигание жизни.

Композиция, построение стихотворения

Стихотворение «Дума» написано в жанре оды, хотя классические каноны оды нарушены. Впрочем, Лермонтов в этом не повинен. В русской литературе эти каноны начал нарушать еще Державин. Профессор филологического факультета МГУ А. И. Журавлёва увидела в «Думе» сложный синтез элегии, ямбической оды и философского монолога.

Композиция стихотворения простая. Стихотворение цельное, одночастное, хотя и разбито на отдельные строфы. Первая строфа стихотворения состоят из 16 строк, третья строфа – из 12 строк, вторая и четвертая строфы содержат по 8 строчек. Рифмовка перекрестная, женские рифмы сочетаются с мужскими. Размер стиха – шестистопный ямб, обеспечивающий произведению задумчивую неторопливость.

Тематика

«Дума» – одно из самых зрелых стихотворений Лермонтова гражданской тематики. Он обращается к теме потерянного поколения, поскольку и сам является его представителем.

Но если он пытается искать смысл жизни, большая часть его современников ведёт потребительское существование. Кочуя из одной гостиной в другую, они попусту растрачивают накопленные предками материальные средства, также равнодушно «потребляют» и ценности художественные, всё то, что было создано предыдущими поколениями:

Мечты поэзии, создания искусства Восторгом сладостным наш ум не шевелят; Мы жадно бережём в груди остаток чувства – Зарытый скупостью и бесполезный клад…».

Жанр, направление и композиция

Жанр стихотворения — элегия с элементами эпиграммы и сатиры.

По уровню влияния на читателя и жанровым признакам имеет направленность философско-гражданской лирики.

Композицию произведения составляет четыре строфы, связанные между собой единой темой. Исповедь автора ведется от второго лица и является печальным размышлением лирического героя.

Первая строфа стиха освещает открывшиеся лирическому герою проблемы его поколения. Во второй он ищет их решение, обращаясь к событиям прошлого.

Третья строфа выражает осуждение героем свой жизни и причастности к этому потерянному поколению. Четвертая строфа — попытка взглянуть на свое поколение глазами будущих потомков.

Сюжет

Чётко выраженного сюжета, как и хронологического порядка в развитии действия нет. Произведение представляет собой описание образа жизни «светских львов» и резкую критику этого образа жизни.

Имея доступ к образованию и всевозможным материальным благам, это поколение неспособно дать что-то обществу взамен. Молодых аристократов жизнь «томит, как ровный путь без цели», поскольку по природе своей они эгоистичны, холодно-равнодушны и не способны к созидательной работе. Неудивительно, что грядущее этого поколения – «иль пусто, иль темно».

Основная идея

Стихотворение относится к философской лирике, потому основная часть произведения — размышления. Лирический герой приходит к тому, что несмотря на скрытые душевные порывы, его поколение обречено на неплодотворное существование. Оно не принесёт никакой пользы потомкам, ведь живет без любви, без высших стремлений, без тяги к наукам. Это и есть главная мысль текста.

Смысл, вложенный в эти строки, поэт будет развивать и дальше. Продолжением его размышлений на этот счет является роман «Герой нашего времени», где лицом поколения становится безнравственный циник Печорин, чья жизнь не имела смысла. Все его выдающиеся способности были растрачены на мелочи.

Художественное своеобразие произведения

В данном произведении поэт не отделяет себя от своего поколения. Но в отличие от многих его представителей, равнодушных и пассивных, «как тощий плод, до времени созрелый», он хочет оставить свой след в истории. Он непрерывно работает. И в «Думе» достигает новых вершин в изображении окружающего мира и общества.

Стихотворение имеет острую социальную направленность, декламационно-обличительный характер и высокую степень откровенности.

Белинский писал, что стихи эти «вышли из глубины оскорблённого духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло».

Духовная и социальная трагедия потерянного поколения. Автор пишет о своих современниках, которые рождены в богатстве, либо живут “ошибками отцов”, не видят смысла в жизни, не совершают поступков, плывут по течению, трусливо и беспринципно проживая каждый день своей пустой жизни. Не имея цели, не чувствуя вкуса жизни, они медленно шагают в сторону “могилы”, которая их совершенно не страшит.

Читайте также:
Гармония природы в стихотворении М. Ю. Лермонтова Люблю я цепи синих гор...: сочинение

Идея стихотворения в том, что человек, не способный жить, творить добро, чувствовать, помогать, любить, познавать Бога, никчёмен, его существование тускло и бессмысленно. Смерть не так страшна, как жизнь, которую ведёт “потерянное поколение”. Их ум и сердце очерствели, ни искусство, ни творчество, ни политика не способны затронуть что-то в глубине сознания этих людей. Когда человеку не к чему стремиться, он превращается в “молодого старика”, такие люди не оставят следа для потомком, исчезнут с лица земли незамеченно и бессмысленно.

Лирический герой не только раскрывает чудовищную картину жизни своих современников, но и находит черты этой “болезни” и у себя. Именно эти строки раскрывают стиль жизни самого поэта: “И ненавидим мы, и любим мы случайно, ни чем не жертвуя ни злобе, ни любви…”. Общественно-политические факторы способствовали “взращению” такого поколения, они – люди без будущего, это страшно и горько.

Средства художественной выразительности

В стихотворении много тропов. Здесь присутствуют эпитеты, метафоры, сравнения, метонимия и оксюморон (фигура речи, объединяющая взаимоисключающие понятия).

  • Эпитеты: «презренные (рабы)», «поздний (ум)», «тощий (плод)», «бесплодная (наука)», «осмеянные (страсти)», «сладостный (восторг)», «бесполезный (клад)», «тайный (холод)», «роскошные (забавы)», «угрюмая (толпа)», «презрительный (стих)», «горькая (насмешка»,
  • Метафоры: «огонь кипит в крови», «мы вянем без борьбы», «иссушили ум», «тощий плод», «чаша наслажденья».
  • Сравнения: «жизнь томит, как ровный путь без цели», «как пир на празднике чужом».
  • Метонимия (с древнегреческого – «переименование»): «богаты мы едва из колыбели», «и к гробу мы спешим».
  • Оксюморон: «добросовестный, ребяческий разврат».

Настроение общества первой половины 19 века

1838 – год написания «Думы» — это время жесточайшей цензуры всей общественной жизни России со стороны полиции и цензурного аппарата, контролируемого самим императором.

После поражения декабристского восстания настала эпоха разочарования и неверия в светлые идеалы, отсюда в обществе царили апатия, равнодушие и бесцельность существования.

Несмотря на экономический подъем (именно в этом году впервые было открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Царским Селом), любое проявление вольнолюбия пресекалось на корню. «Поймут ли, оценят ли грядущие люди… всю трагическую сторону нашего существования», — писал Герцен о той эпохе.

Сам поэт за смелое изъявление мыслей был сослан на военную службу на Кавказ. Именно там произошла знаменательная встреча Михаила Лермонтова с бывшим декабристом, который поразил поэта цельностью своей натуры, несгибаемой волей и верой в то, что «Россия воспрянет ото сна». С этого момента начинается история создания «Думы».

Жанровое многообразие и композиционное построение

Не будет большим преувеличением утверждать, что «Дума» Лермонтова создана в особом литературном жанре, форма которого предопределена поэтами-декабристами.
По содержанию жанр близок к философской элегии, тесно переплетенной с романтической новеллой и лирической исповедью. Белинский, напротив, увидел в творении автора «сатиру…, как законный вид поэзии», ибо под «сатирой» он разумел «громы негодования… оскорбленного позором общества».

Всё построение «Думы» основано на развитии мысли. Вначале поэт отстраненно от своего лица судит и упрекает современников. Но уже после первого четверостишия автор замыкает круг на себе, определяя свою принадлежность к поколению лишних людей: «мы вянем без борьбы…», «мы иссушили ум…», то есть это не взгляд человека со стороны, а откровения личности, являющейся членом этого общества.

Композиция стихотворения выстроена в форме обвинительного приговора – сначала выносится вердикт, затем следует его обоснование. Каждое новое четверостишие – это законченная мысль, а строфы объединены не только единой темой, но и страстным обличительным эмоциональным накалом.

Произведение состоит из трех частей:

  1. Первая – это прорисовка темы и описание молодых сверстников, здесь автор еще разделяет «я» и «они».
  2. В центральной — второй части — грань размывается и выстраивается единое «мы».
  3. В третьей — финальной — звучит тема грядущего.

Внимание! Стихотворение написано высоким слогом, который использовали для написания оды. Это шестистопный ямб, или «александрийский стих». Выбранный размер подчеркивает значимость мыслей и обращений поэта, течение стиха, благодаря ямбической стопе, становится величаво неторопливым и замедленным.

Тема замкнутого, уставшего и непонятого лирического героя, присущая музе Лермонтова, звучит и в «Думе», где он предстает в роли ни сколько обличителя, сколько персонажа, осознающего своё истинное положение в обществе. Грустное элегическое раздумье сменяется безрадостным обобщением, за романтичными нотами следует горький сарказм. Осуждая общество, в котором живет лирический герой, он одновременно судит и себя — иронично и беспощадно.

Анализ кратко

«Дума», написанная в 1838 году – это одно из обличительных гражданских произведений в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова. Поэт яро выражает свою гражданскую позицию. Лермонтов во многих стихотворениях выказывает свое презрение придворному свету. В негуманном, жестоком и пустом обществе ценится только бездеятельность и повиновение. Оттого Лермонтов скорбит о судьбе нового поколения.
С первых строк поэт будто смотрит на молодых издалека, предрекая их печальную участь. Но уже во втором четверостишии начинает звучать местоимение «мы». Лермонтов будто берет на себя ответственность за бездеятельность и пустоту поколения, объединяясь с ним. Молодые люди полны огня, таланта и решимости. У них есть все, чтобы стать индивидуальностями, но окружающий мир не хочет принимать сильных личностей и подавляет их. Исход восстания на Сенатской площади 1825 года показал, что власть может подавить пылающий огонь протестующих. Новое поколение не желает повторять ошибок отцов и живет в бездействии, порожденном страхом и неведением.

Читайте также:
Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа: сочинение

Стихотворение «Дума» полно сочувствия и содержит предостережение потомкам. Если народ не станет противостоять власти и неугодному порядку, он будет потворствовать преступлениям, духовному и личностному разложению.

Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова

Стихотворение «Дума» написанное в жанре оды – это размышление уже взрослого поэта о своем поколении. Привыкший относиться критически к себе и другим, Лермонтов не совсем справедлив, вынося столь жестокий приговор своему поколению. Он излишне требователен в отношении к своим ровесникам.

Потомки вправе гордиться поколением, давшим самого Лермонтова, Белинского, Н.В. Гоголя, А.С. Даргомыжского. И. Айвазовского. Поэт тонко чувствовал притворство, обман, и это обстоятельство делало его желчным, придирчивым, несносным.

Немного об истории создания стихотворения

В феврале в 1838 года Лермонтов был переведен в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, квартировавший в Селищенских казармах близ Новгорода. Это, несправедливо заброшенное сейчас место было любимым детищем военного министра графа А. А. Аракчеева. Казармы позднее стали называться аракчеевскими. К ним были подведены шоссейные дороги, территория была благоустроена. Сюда привозили иностранных гостей, желая похвастаться военной выправкой русской Армии.

Корнет Лермонтов жил вместе с корнетом Краснокутским в так называемом «сумасшедшем доме». Так называли часть дома, в которой жили неженатые молодые офицеры. В часы несения службы он командовал взводом, а в часы отдыха участвовал в офицерских забавах. Из комнат сумасшедшего дома почти круглосуточно слышались звуки гитары, фортепиано. Офицеры много читали, кто-то что-то писал. В комнате Лермонтова стены были исписаны стихами. Очевидно, с бумагой было туговато, рождавшиеся в его мозгу рифмы, он выцарапывал прямо на стене.

Офицеры долго берегли эти надписи, пока однажды во время отсутствия полка в казармах, инженер, которому был поручен ремонт, не распорядился закрасить их. Вполне возможно, что стихотворение «Дума» было записано на этих стенах, поэтому бумажного автографа не сохранилось.

Стихотворение «Дума» было впервые напечатано в «Отечественных записках», принадлежавших на тот момент Андрею Краевскому 1839 году.

Тема и идея стихотворения

Стихотворение называется «Дума». И наверняка оно стало плодом наблюдений за офицерами в этом самом «сумасшедшем доме». Большинство из них часы досуга посвящало пьянкам, карточным играм, другим увеселениям. Лермонтов с молодых лет начал задумываться о смысле жизни. Воспитанный на творениях Байрона и Пушкина, он видел смысл жизни в борьбе с несправедливостью. Но его мысли не находили поддержки у ровесников.

Тема стихотворения «Дума» — это философское размышление о судьбе целого поколения, утомленного жизнью. Основная мысль стихотворения – это переживание поэта о том, что

Идея стиха была духовно близка и Герцену, который всего на 2 года старше поэта. Через 3 года после написания «Думы» Герцен записал в своем дневнике следующее:

Композиция, построение стихотворения

Стихотворение «Дума» написано в жанре оды, хотя классические каноны оды нарушены. Впрочем, Лермонтов в этом не повинен. В русской литературе эти каноны начал нарушать еще Державин. Профессор филологического факультета МГУ А. И. Журавлёва увидела в «Думе» сложный синтез элегии, ямбической оды и философского монолога.

Композиция стихотворения простая. Стихотворение цельное, одночастное, хотя и разбито на отдельные строфы. Первая строфа стихотворения состоят из 16 строк, третья строфа – из 12 строк, вторая и четвертая строфы содержат по 8 строчек. Рифмовка перекрестная, женские рифмы сочетаются с мужскими. Размер стиха – шестистопный ямб, обеспечивающий произведению задумчивую неторопливость.

Средства художественной выразительности

В стихотворении использованы средства, художественной выразительности, помогающие Лермонтову ярче, рельефнее выразить свою мысль. Преобладают негативные олицетворения.

  • Эпитеты: грядущее, богаты, ровный, чужом, созрелый, постыдно равнодушны, лучшие, промотавшимся отцом.
  • Олицетворения: пусто, темно (о будущем целого поколения) наукою бесплодной, осмеянных страстей, Восторгом сладостным, зарытый скупостью и бесполезный клад, холод тайный, роскошные забавы, добросовестный, ребяческий разврат. мысли плодовитой, Насмешкой горькою;
  • Метафоры: мы вянем, иссушили ум, огонь кипит,
  • Сравнения: жизнь томит, как путь без цели, Так тощий плод
  • Гипербола: презренные рабы.
  • Антитезы: к добру и злу; надежды лучшие – неверие; и ненавидим мы, и любим мы; ни злобе, ни любви, холод – огонь.

В заключение анализ стихотворения Лермонтова «Дума» вспомним о том, что Белинский высоко оценил художественные достоинства и идейное содержание этого произведения. Наряду с «алмазною крепостию стиха, громовою силою бурного одушевления, исполинскою энергиею благородного негодования и глубокой грусти», известный русский критик отмечал, что в этом стихотворении люди «нового поколения» найдут разгадку «собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней…».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: