«Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля…» (В. Г. Белинский): сочинение

««Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля. » (В. Г. Белинский)»

Действие романа «Герой нашего времени» протекает в трудные для любого культурного и образованного человека времена. После разгрома восстания декабристов в стране еще царит напряженная ситуация. Велика власть цензуры. За каждым действием добропорядочных граждан зорко следит тайная полиция. В моде доносы и наушничество. Безусловно, Печорину, как представителю лучшей части дворянской интеллигенции, очень трудно найти себе занятие, которое бы не противоречило бы его принципам. Ступая в конфликт с обществом, главный герой оказывается причиной несчастий окружающих его людей. По мнению Белинского, таких людей, как Печорин, много. «Герой нашего времени — портрет, но не одного человека, а портрет, составленный из пороков всего нашего времени», — замечает виднейший литературный критик 19-го столетия. Можно сказать, что Лермонтов одним из первых постарался обратить внимание читателя на психологические проблемы своего поколения.
Уже в первой части романа, мы понимаем, что главного героя нельзя назвать сосудом благодетели. То, как он добивается своего, не стесняясь в средствах исполнения задуманного, уже настораживает. Он подговаривает подростка выкрасть ему сестру взамен на породистого коня. Причем Печорин принимает активное участие в краже этого жеребца. Казалось, что все должно сложиться хорошо. Главный герой добивается своего, и похищенная девушка вскоре отвечает ему взаимностью. Однако мирное и спокойное счастье довольно скоро начинает претить страстной и деятельной натуре Печорина. Размеренность и обыденность не в его вкусе. Печорин по своей натуре человек очень деятельный: «беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни». Ему не подходит роль стороннего наблюдателя. Во всем он старается докопаться до сути.
Можно вспомнить историю с мирными контрабандистами. Невольно своим чрезмерным любопытством он повлиял на жизнь нескольких человек, причем не самым лучшим образом. Спугнув контрабандистов, он обрек на верную смерть пожилого человека и слепого мальчика.
Печорин всегда оказывается в гуще событий. Не зная, как можно применить свою неуемную энергию в благих целях, молодой человек растрачивается по пустякам. Его интрижки с княжной Мери и Беллой не что иное, как стремление хоть как-то развеять свою скуку. В первом случае оказывается сильно задето самолюбие влюбленной девушки, что несомненно, оставит осадок на всю ее жизнь. Во втором все заканчивается более трагично: Белла погибает. Однако ни смертельная обида одной, ни смерть другой девушки мало трогают Печорина.
Можно сказать, что в этом человеке уживаются две личности. Если одна постоянно находится в активной деятельности, поиске приключений, то другая критически оценивает действия первой. Печорин, рассуждая о своих поступках, прекрасно понимает, что они достойны всякого осуждения. Причиной подобного раздвоения личности может служить только противоречие между «глубокостью натуры и жалкостью действий одного и того же человека». Блестящий офицер, прекрасно образованный человек вынужден участвовать в бесполезной и выматывающей войне, иметь дело с людьми, которые намного ниже его как по социальному положению, так и по интеллектуальному развитию. С другой стороны, Печорину надоели вычурность и интриги высшего света. Он как бы находится в промежуточном положении. Безусловно, это не может не отражаться и на состоянии духа главного героя. Печорин пытается отрешиться от прошлого, разрушить в себе все старое, однако он не знает к чему стремиться. Впереди далеко-далеко только отблески чего-то по-настоящему великого, чего жаждет измученная душа главного героя. По мнению Белинского, «тут нет полноты ни в каком чувстве, ни в какой мысли, ни в каком действии». Печорин, может, и хотел бы по-другому строить свои взаимоотношения с окружающими, однако он не находит той влаги, которая бы освежила его душу, позволила бы ему возродиться, как Финисту, из пепла.
Печорина с полным правом можно отнести к так называемым «лишним» людям, которых было великое множество в поколении автора. Безусловно, подобные типы людей, не вписывающихся в собственную эпоху, встречаются во все времена. Это роднит главного героя романа Лермонтова и с Онегиным Пушкина, и с Обломовым Гончарова. Каждый ищет себя в этом мире, стремится найти достойное применение своим силам, своей энергии, однако далеко не у всех это получается. Безусловно, в художественном отношении образ Онегина выписан, на мой взгляд, талантливее образа Печорина. Однако, в том, что касается идеи, Лермонтов, опять-таки, по моему мнению, превзошел Пушкина. Во все времена находятся люди, которые более остро переживают перемены, происходящие в окружающем мире, более чувствительны к проявлениям собственной души. Именно поэтому на их долю выпадают самые мучительные душевные переживания.

«Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля…» (В. Г. Белинский)

«Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля…». Действительно, душу Печорина можно назвать «засохшей». Безусловно, были причины для того, что­бы душа героя очерствела, стала нечувствительна к чужим страданиям. Более того, Печорин в ряде случаев, где-то вольно, где-то невольно, стал причи­ной несчастий других людей. Попробуем разобраться в поведении героя и в причинах, заставляющих его совершать то, что он совершает.

Итак, Григорий Печорин выслан из Петербурга за некую «историю» (очевидно, за дуэль из-за женщины) на Кавказ, по дороге с ним приключается еще не­сколько историй.

Он разжалован, снова отправляется на Кавказ, за­тем некоторое время путешествует и, возвращаясь из Персии домой, умирает. Вот такая судьба. Но за это время он очень много пережил сам и повлиял на жизнь многих людей. Надо сказать, влияние это бы­ло не из лучших: он разрушил много человеческих судеб — княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого… Возникает вопрос: делает ли Печо­рин это специально, или это у него выходит произ­вольно?

Читайте также:
Образ Печерина: сочинение

Печорин — человек неординарный, умный, обра­зованный, сильный волей, храбрый. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию, Печо­рин не может удержаться на одном месте, в одной об­становке, в одном окружении. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, пусть да­же с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука, и он начинает искать чего-то но­вого.

Его поиски часто оканчиваются плачевно для дру­гих. Печорин записывает в своем дневнике: «… тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше дей­ствует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума…».

Печорина не прельщает такая судьба, и он дей­ствует. Действует, не считаясь с чувствами других людей, практически не обращая на них внимания. То есть поступает как эгоист. И в этом его трагедия. Но Печорин не один виноват в этом. Печорин, объяс­няясь с Мери, рассказывает: «…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились…».

«Все» — это общество, которое мешало Онегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, а теперь Пе­чорина. Так Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он «хоронил лучшие свои чувства в глу­бине сердца, там они и умерли».

Итак, с одной стороны, неординарный, умный чело­век, с другой стороны, эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни. Он — «злой гений» и в то же время жертва общества. В дневнике Печорина мы чи­таем: «…первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чув­ство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти». Так вот что для него любовь — всего лишь удовлетворение соб­ственного честолюбия! А как же его любовь к Вере — она такая же? Отчасти да, между Печориным и Ве­рой стояла преграда — Вера была замужем, и это привлекало Печорина, который стремился, как ис­тинный борец, преодолевать все препятствия. Неиз­вестно, как повел бы себя Печорин, если бы этой пре­грады не было…

Но эта любовь к Вере, однако, больше, чем просто игра. Вера была единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему, а Вера знала и люби­ла Печорина не вымышленного, а Печорина настоя­щего, реального, со всеми его достоинствами и недос­татками, со всеми его пороками. «Я бы тебя должна ненавидеть… Ты ничего не дал мне, кроме страда­ний», — говорит она Печорину. Но она не может его ненавидеть. Следовательно, Печорин способен на глу­бокое чувство. Однако эгоизм берет свое: все люди, находящиеся вокруг Печорина, отворачиваются от него. В разговоре он как-то признается своему другу Вернеру: «Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе». Вот она, его трагедия, траге­дия его судьбы, его жизни.

Надо сказать, в своем дневнике Печорин это призна­ет. Анализируя свою жизнь, он пишет: «.. .я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия…».

И как результат — его одиночество: «…и не оста­нется на земле ни одного существа, которое бы поня­ло меня совершенно».

Таким образом, мы видим, что Печорин отчасти под влиянием общества очерствел, и его «засохшая» душа принесла ему самому страданий не меньше, чем тем, людям, с которыми он столкнулся.

«Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля…» (В. Г. Белинский): сочинение

Образ Печорина – одно из главных художественных открытий Лермонтова. В своем журнале Печорин неоднократно говорит о своей противоречивой двойственности. Обычно эта двойственность рассматривается лишь как результат полученного Печориным светского воспитания, губительного воздействия на него дворянско‑аристократической среды, переходного характера его эпохи гораздо реже делаются попытки осмыслить противоречивость и неодномерность личности Печорина в более широком смысле. «Природное, „естественное“ и общественное говорится, к примеру, в известном исследовании Е. Н. Михайловой – слиты в герое в противоречивом единстве… „Два человека“ присутствие которых чувствует в себе Печорин, это не только человек мыслящий и человек действующий: вместе с тем один из них – это „естественный“, потенциальный, человек, и другой человек, реально действующий. Осуждая второго, Лермонтов всецело на стороне первого». Выходит, все отрицательное в Печорине обусловлено обществом, положительное же начало этой обусловленности не подчинено и – больше того – ей противостоит, будучи известным, чисто природным качеством в человеке. Исследования природы человеческой личности, ее возможностей и реальной судьбы ведут одновременно и автор, и герой.
Печорин особенно обостренно чувствует противоречивость своего состояния. «Моя бесцветная молодость протекла, – отмечает он, – в борьбе с собой и светом». Характерно, что на первый план Печорин выдвигает внутреннюю противоречивость своего «я».
Природные склонности, влечения страсти – лишь первичные предпосылки душевной жизни, они, как говорит Печорин, «принадлежность юности сердца». Печатью «юности сердца» отмечены чувства и поступки «детей природы» – горцев: это яркие, сильные характеры, подчиненные, однако, бушующим в них страстям. Во многом сходный с ними по своим природным задаткам Печорин далек от их «естественной» непосредственности. В этом преимущество его развитого сознания.
Душа Печорина внутренне неоднородна и противоречива. Она испытывает на себе воздействие не только природных, но и социальных сил, влияние последних еще сложнее и многообразнее, чем внутренне природных. В Печорине, по его признанию, «душа испорчена светом», она разорвана на две половины, лучшая из которых «высохла, испарилась, умерла…тогда как другая…жила, к услугам каждого».
В изображении Лермонтова Печорин – человек вполне определенного времени, положения, социально‑культурной среды со всеми вытекающими отсюда противоречиями, которые исследованы автором. Это дворянин‑интеллигент николаевской эпохи, ее жертва и герой в одном лице.
Исследуя личность Печорина (прежде всего как «внутреннего человека»), Лермонтов, как никто другой, много внимание уделял отображению не только сознания, но и высшей личности (родовой его формы) самосознания. Напряженные раздумья Печорина, его постоянный анализ и самоанализ по своему значению выходят за пределы породившей его эпохи.
Печорин принимает свой дворянско‑аристократический статус как вынужденную роль в трагикомедии жизни. На протяжении всего романа мы так и не видим его «при исполнении служебных обязанностей», зато он необычно активен в сфере индивидуальной жизни, человеческого содержания, не ограниченного его «особенным» социальным преломлением. Он деятель не только по натуре, но и по убеждению. Его поступки мелки, кипучая деятельность его пуста и бесплодна.
Образ Печорина – это свободное «незавершенное» сознание, твердо очерченный характер и бесконечно развивающийся человеческий дух. Сочетание определенности, неуловимости и незакрытости в личности и характере героя Лермонтова, очевидно и дало Белинскому сказать: «Он скрывается от нас таким же неполным и неразгаданным существом, как и является к нам в начале романа».

Читайте также:
ТРАГЕДИЯ ОДИНОЧЕСТВА (По произведениям М. Ю. Лермонтова): сочинение

Справочная информация для школьков:

Лермонтов Михаил Юрьевич – представитель плеяды наиболее выдающихся и заслуженных поэтов и писателей России.
Годы жизни: 1814-1841.
Наиболее известные труды и произведения:
«Хаджи-Абрек» («Библиотека для Чтения», 1835, том IX);
«Бородино» («Современник», 1837, т. VI);
«Песня про царя Ивана Васильевича» («Литературные Прибавления» к «Русскому Инвалиду», 1838, № 18; с подписью -в);
«Дума» («Отечественные записки», 1839, т. I);
«Бэла» (там же, т. II);
«Ветка Палестины» (там же, т. III);
«Три Пальмы» (там же, т. IV);
«Фаталист» (там же, т. VI);
«Дары Терека» (там же, т. VII);
«Тамань» (там же, 1840, т. VIII);
«Воздушный корабль» (там же, т. X);
«Ангел» («Одесский Альманах», 1840);
«Последнее новоселье» («Отечественные записки», 1841, т. XVI);
«Парус» (там же, т. VIII);
«Спор» («Москвитянин», 1841, ч. 3);
«Сказка для детей» («Отечественные записки», 1842, т. XX).
После смерти поэта появились:
«Измаил-Бей» («Отечественные записки», 1843, т. XXVII);
«Тамара» (там же);
«На смерть Пушкина» (альманах Герцена «Полярная звезда» на 1856 год; «Библиографические Записки», 1858, № 20; до стиха: «И на устах его печать») и многое другое.
Отдельные издания:
«Герой нашего времени» (СПб., 1840; здесь же впервые «Максим Максимыч» и «Княжна Мери»; 2 изд., 1842; 3 изд., 1843);
«Стихотворения» (СПб., 1840; впервые: «Когда волнуется желтеющая нива», «Мцыри» и др.);
«Сочинения» (СПб., 1847, издание Смирдина); то же (СПб., 1852; изд. Глазунова); то же (СПб., 1856; изд. его же);
«Демон» (Б., 1857 и Карлсруэ, 1857);
«Ангел смерти» (Карлсруэ, 1857);
«Сочинения» (СПб., 1860, под редакцией С. С. Дудышкина; впервые помещён по довольно полному списку «Демон», дан конец «На смерть Пушкина» и др.; 2 изд., 1863);
«Стихотворения» (Лпц., 1862);
«Стихотворения, не вошедшие в последнее издание сочинений» (В., 1862);
«Сочинения» (СПб., 1865 и 1873 и позднее, под редакцией П. А. Ефремова; к изд. 1873 вступительная статья А. Н. Пыпина).

Оглавление книги открыть закрыть

Содержание
Древнерусская литература
Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»
Князь Игорь – герой «Слова о полку Игореве»
Литература XVIII в.
Анализ оды М. В. Ломоносова «На день восшествия Елизаветы Петровны»
Восприятие, истолкование и оценка оды Г. Р. Державина «Фелица»
Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Г. Р. Державина «Властителям и судиям»
Сопоставительный анализ духовных од М. В. Ломоносова и оды «Бог» Г. Р. Державина
– В. А. Жуковский
Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. А. Жуковского «Песня»
Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. А. Жуковского «Море»
Основные мотивы стихотворений В. А. Жуковского «Море» и «Вечер»
– «Баллада В. А. Жуковского „Светлана“ (герои и сюжет)»
А. С. Грибоедов
Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Жанровое своеобразие пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»
– А. С. Пушкин
Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина
– В чем своеобразие любовной темы в лирике А. С. Пушкина
Стихотворение А. С. Пушкина «К морю» (восприятие, истолкование, оценка)
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (вместо анализа стихотворения «Я вас любил…»)
Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (восприятие, истолкование, оценка)
– Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К морю»
– Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэту»
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может …»
– Философские мотивы лирики А. С. Пушкина
– Образ Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Изображение столичного и поместного дворянства в романе «Евгений Онегин»
Почему Онегин обречен на одиночество? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
М. Ю. Лермонтов
Пари Печорина с Вуличем в главе «Фаталист» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Как часто пестрою толпою окружен (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
«Дума» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
Печорин и контрабандисты (анализ главы «Тамань» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Печорин и горцы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
«Родина» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
«Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля» (В. Г. Белинский)
Мотивы лирики Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени»
Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
«Выхожу один я на дорогу» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
«Пророк» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
Как Печорин относится к проблеме судьбы? (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
– Н. В. Гоголь
Чичиков у Плюшкина (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Беседа Чичикова с Маниловым (по поэме Н. В. Гоголя)
Над чем смеется и грустит Гоголь в «Мертвых душах»
Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире
– Роль личных отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Противоположность характеров Чичикова и Ноздрева
– Чиновники города в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Крестьянские образы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
– Знакомство Чичикова с городом NN (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
Быт и нравы губернского города NN (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
Визит Чичикова к помещице Коробочке (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
– Тема природы в лирике Пушкина
Школьное сочинение на тему: ” Как Коробочка оправдывает свою фамилию?”
Золотая осень в Карелии – сочинение
Триумфальная арка

Читайте также:
Как я понимаю трагедию Печорина: сочинение

« назад Оглавление вперед »
«Родина» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова) &#0171 | &#0187 Мотивы лирики Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени»

“Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля” (В. Г. Белинский)

… В стороне слышу карканье ворона –
Различаю в впотьмах труп коня –
Погоняй, погоняй! Тень Печорина
По следам догоняет меня.
Я. П. Полонский
Образ Печорина – одно из главных художественных открытий Лермонтова. В своем журнале Печорин неоднократно говорит о своей противоречивой двойственности. Обычно эта двойственность рассматривается лишь как результат полученного Печориным светского воспитания, губительного воздействия на него дворянско аристократической среды, переходного характера его эпохи гораздо реже

Related posts:

“Душа Печорина – не каменистая почва” (В. Белинский) А душу можно ль рассказать? М. Ю. Лермонтов Эпоха Лермонтова, эпоха героев “Думы”, эпоха Печорина… Как много мы уже говорили о ней. Отсталая, тупеющая самодержавная Россия. Как долго продолжалась ее реакция на восстание декабристов. Царской России, привыкшей к устоявшимся застоявшимся общественным мнениям и правилам, сразу очень трудно было осознать все то, что влекло за собой […].

Противоречивый образ Печорина. Душа Печорина – “некаменистая пустыня” Роман “Герой нашего времени” создавался Михаилом Юрьевичем Лермонтовым с 1837 по 1840 год. Трагические тридцатые годы 19 века явились результатом подавления реакции. Судьбу поколения 30х годов ярко отразил Лермонтов в своем романе. Реалистически рисуя своего героя со всеми его противоречиями и “пороками”, писатель в то же время показывает в нем и те задатки подлинно героической […].

Трагедия жизни Печорина и его поколения Для меня “Герой нашего времени” – роман, не относящийся к поучительной и назидательной литературе. Он меня и заинтересовал именно тем, что автор задает философские вопросы, но на них не отвечает, предоставляя читателю возможность самому решить, что верно, а что нет. Главный герой романа, с одной стороны, – скопище “пороков всего поколения в полном их развитии”. […].

Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (2) Роман “Герой нашего времени” Лермонтов начал писать в 1838 г. Уже через два года роман вышел отдельным изданием. В отличии от прежних своих творений Лермонтов, создавая “Героя нашего времени”, уже не воображал жизнь, а рисовал такой, какой она являлась в действительности. “Герой нашего времени” – роман о России, о судьбе и трагедии русского человека. Конечно, […].

В чем трагедия Печорина? (по роману “Герой нашего времени”) В истории жизни Печорина – главного героя романа М. Ю. Лермонтова – отразилась судьба поколения молодых людей 30-х годов XIX века. По словам самого Лермонтова, Печорин является образом его современника, каким автор его “понимает и… часто встречал”. Это “портрет, составленный из пороков… поколения в полном их развитии”. Создавая образ Печорина, Лермонтов хотел найти ответы на […].

Последнее объяснение Печорина и Мери Печорин – незаурядная личность. Он умен, образован, ненавидит равнодушие, скуку, мещанское благополучие, у него мятежный характер. Герой Лермонтова энергичен, активен, “бешено гоняется за жизнью”. Но его активность и энергия направлены на мелкие дела. Он расстрачивает свою могучую натуру “по пустякам”. Натура Печорина сложна и противоречива. Он критикует свои недостатки, недоволен собой и окружающими. Но во […].

Читайте также:
Лирика М. Лермонтова в моем восприятии: сочинение

Друзья и враги Печорина Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, наряду с “Евгением Онегиным” А. С. Пушкина, является одним из величайших произведений русской литературы XIX века. Произведение состоит из новелл: “Бэла”, “Максим Мак-симыч” и “Журнала Печорина”, включающего в себя повести “Тамань”, “Княжна Мери” и “Фаталист”. Они рассказывают о различных эпизодах жизни некоего Печорина. Повествование подчиняется не столько последовательности, […].

Противоречивая натура Печорина Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” – первый в русской литературе роман, в центре которого представлена не биография человека, а именно личность человека – его душевная и умственная жизнь как процесс. Произведение не случайно представляет собой цикл повестей, сконцентрированных вокруг одного героя. Хронология жизни героя нарушена, но четко выстроена хронология повествования: читатель постепенно постигает […].

Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (3) Роман “Герой нашего времени”, выйдя в свет, вызвал противоречивые суждения среди читателей. Образ Печорина был для них непривычен. В предисловии Лермонтов дает свое объяснение этому: “Отчего же этот характер… не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?” Таким предисловием Лермонтов сам указал на реалистический […].

Почему автор называет Печорина “героем времени”? Само название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века, сменившие время декабристов,- это годы николаевской реакции. Главная проблема этого романа – судьба мыслящего, талантливого человека, который не мог найти себе применение в условиях общественного застоя. Белинский назвал его “умной ненужностью”, “нравственным калекой”. Главная проблема […].

Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (4) В романе Лермонтова “Герой нашего времени” показан молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей. Печорин – офицер. Он служит, но не выслуживается. Печорин не занимается музыкой, не […].

Образ Печорина – продолжение темы “лишние люди”в русской литературе Онегин скучает, Печорин глубоко страдает. В. Белинский Писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек разных эпох? Пушкин в романе “Евгений Онегин” запечатлел молодого человека 1820-х годов: умного, неудовлетворенного существующей действительностью, жизнь которого так и прошла без пользы. Общество […].

Трагичность образа Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Главная тема романа “Герой нашего времени” – изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения декабристов. Основная мысль – осуждение этой личности и породившей ее социальной среды. Печорин – центральная фигура романа, его движущая сила. Он преемник Онегина – “лишний человек”. Это романтик по характеру и поведению, по натуре человек исключительных способностей, выдающегося ума и сильной […].

Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов жил и творил в период жесточайшей реакции, на ступившей в России после разгрома декабрьского восстания. Лермонтов написал роман о человеке, постоянно ищущем себя. “Герой нашего времени” – первый психологический роман в русской литературе, произведение, в котором повествование определяется не хронологией развития событий, а логикой развития характера главного героя – Григория Александровича Печорина. […].

“Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской” (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) … Не думайте… чтоб автор этой книги имел… Мечту сделаться исправителем людских пороков… Ему просто было весело рисовать современного Человека, каким он его понимает и, к его и вашему Несчастью, слишком часто встречал. М. Ю. Лермонтов “Герой нашего времени” Григорий Печорин – молодой человек, принадлежащий к поколению 30-х годов XIX века, представитель высшего светского общества. […].

Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (1) Роман “Герой нашего времени” стал продолжением темы “лишних людей”. Эта тема стала центральной в романе в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина. В предисловии к роману автор показывает отношение к своему герою. Так же как и Пушкин в “Евгении Онегине” (“Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной”) […].

В чем трагедия Печорина? “Герой нашего времени” – одно из самых значимых произведений русской классической литературы, а Печорин – один из самых ярких и запоминающихся образов. Личность Печорина неоднозначна и может восприниматься с разных точек зрения, вызывать неприязнь или симпатию. Но в любом случае нельзя отрицать трагичность данного образа. Печорин – человек, раздираемый противоречиями, предающийся постоянному самоанализу, непонятый окружающими […].

Фатализм Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) В романе “Герой нашего времени” Михаил Юрьевич Лермонтов рассуждает о том, почему умные и энергичные люди не находят применения своим недюжинным способностям и “вянут без борьбы” в самом начале своего жизненного пути. Писатель дает ответ на этот вопрос с помощью главного героя – Печорина, характер которого помогают раскрывать другие персонажи: Казбич, Азамат, Бэла, Максим Максимыч, […].

Изображение внутреннего мира Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Жанра психологического романа в русской литературе до Лермонтова не существовало. Он в своем лучшем прозаическом произведении – романе “Герой нашего времени” – впервые поставил на первое место не события, не какие-либо социальные проблемы, а внутренний мир героя, раскрывая его при помощи психологического анализа. Автор описывает своего героя Печорина резко и беспощадно. Местами даже кажется, что […].

Читайте также:
Поэт Лермонтова: сочинение

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (Передовые люди XIX века) Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанъя и сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов “Евгений Онегин” Пушкина был для поэта, по его словам, плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”. Белинский в своей статье “Евгений Онегин” назвал это произведение “энциклопедией русской […].

Образ Печорина (по роману Лермонтова “Герой нашего времени”) Белинский видел в характере Печорина “переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем”. Роман “Герой нашего времени” стал продолжением темы “лишних людей”. Эта тема стала центральной в романе в стихах А. С. Пушкина […].

Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ фрагмента главы “Княжна Мери” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) В 1839 году в третьем номере журнала “Отечественные записки” была опубликована повесть Михаила Лермонтова “Бэла”. Затем, в одиннадцатом номере появилась повесть “Фаталист” и во второй книжке журнала за 1840 год – “Тамань”. В том же году уже известные читателю три новеллы, повествующие о различных эпизодах жизни некоего Печорина, вышли в печати как главы романа “Герой […].

Пари Печорина с Вуличем в главе “Фаталист” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Роман М. Ю. Лермонтова создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею “лишних людей”. Григорий Александрович Печорин, с которым русское общество познакомилось в 1839-1840 г., принадлежал именно к этому типу. Это человек, который даже не знал, зачем он жил и для какой цели родился. “Фаталист” – это одна из самых сюжетно напряженных […].

“Роман “Евгений Онегин” – энциклопедия русской жизни” (В. Белинский) Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Это его самое крупное, самое популярное произведение, оказавшее сильнейшее влияние на судьбу русской литературы. Работая над романом, поэт писал Вяземскому: “Я пишу теперь не роман, а роман в стихах – дьявольская разница”. В посвящении поэт пишет: Прими собранье пестрых глав. Полусмешных, полу печальных, Простонародных, […].

Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) В романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” эпизод последней встречи Печорина и Максима Максимыча, на первый взгляд, не самый значимый и даже, можно сказать, совсем не значимый для тех событий, о которых читатель узнает в дальнейшем. Сама повесть “Максим Максимыч” занимает в структуре романа как бы промежуточное положение: в отличие от других частей “Героя […].

Образ Печорина (По роману “Герой нашего времени” ) Это портрет, составленный Из пороков всего нашего поколения, В полном их развитии. М. Лермонтов Роман “Герой нашего времени” – самое зрелое и крупное произведение Михаила Юрьевича Лермонтова, вдумчивого писателя-философа. Главный герой романа – Григорий Александрович Печорин – достойное продолжение пушкинского Онегина и следующий за ним в галерее “лишних людей”. […].

Преступление и наказание Печорина Роман Лермонтова “Герой нашего времени” был создан в 30-е годы XIX века и, как написал об этом произведении Белинский, стал “грустной думой” о нашем поколении. В этом романе автор рассмотрел множество философских и нравственных проблем, которые занимали Лермонтова в его время и продолжают занимать нас в наш непростой век. Носителем взглядов поэта является его герой […].

Трагедия Печорина Белинский в статье, посвященной комедии Грибоедова “Горе от ума”, заметил, что “трагическое” заключается “в столкновении естественного влечения сердца” с долгом, в “проистекающей из того борьбе и, наконец, победе или падении”. Человек, находящийся в трагическом положении, испытывает глубокие внутренние страдания, которые порождены не столкновениями с какими-то внешними силами, ставящими под угрозу его важнейшие интересы, а внутренними […].

“Творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни”. В. Белинский о поэме гоголя “Мертвые души” Роль Белинского в восприятии современным читателем творчества Гоголя вообще и его бессмертной поэмы в частности неоднозначна. С одной стороны, мы ценим наследие великого критика, который по его собственному выражению, “любил Гоголя до самозабвения” и умел тонко чувствовать его поэзию. Но существует и другое мнение, распространенное, главным образом, среди литературоведов и философов русского зарубежья. Эту точку […].

Трагедия Печорина (1) Белинский в статье, посвященной комедии Грибоедова “Горе от ума”, заметил, что “трагическое” заключается “в столкновении естественного влечения сердца” с долгом, в “проистекающей из того борьбе и, наконец, победе или падении”. Человек, находящийся в трагическом положении, испытывает глубокие внутренние страдания, которые порождены не столкновениями с какими-то внешними силами, ставящими под угрозу его важнейшие интересы, а внутренними […].

В чем состоит трагедия Печорина? Печально я гляжу на наше поколение! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья иль сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею “лишних людей”. Печорин – это “Онегин своего времени” (В. Г. […].

Читайте также:
Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова: сочинение

“Максим Максимыч… и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он… ” (В. Г. Белинский) Максим Максимович получил от природы человеческую Душу, человеческое сердце, но эта душа и это сердце отлилось В особую форму, которая так и говорит вам о милых Годах тяжелой и трудной службы. В. Г. Белинский Когда мы говорим о каком-либо действующем лице произведения, мы далеко не всегда имеем возможность назвать его героем своего времени. Хоть он […].

Сходство и различие образов Онегина и Печорина Образы Печорина и Онегина похожи не только смысловым сходством. В. Г. Белинский отмечал духовное родство Онегина и Печорина: “Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою… Печорин – это Онегин нашего времени”. Романы “Евгений Онегин” и “Герой нашего времени” написаны в разное время, и время действия этих произведений разное. Евгений жил в […].

Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы “Княжна Мери” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Приличьем скрашенный пророк Я смело предаю позору – Неумолим я и жесток. М. Ю. Лермонтов Грушницкий – представитель целого разряда людей – по выражению Белинского, – имя нарицательное. Он из числа тех, которые, по мнению Лермонтова, носят модную маску разочаровавшихся людей. Меткую характеристику Грушницкому дает Печорин. Он, по его словам, позер, выдающий себя за романтического […].

Композиция романа “Герой нашего ввремени” и ее роль в раскрытии личности Печорина Основная задача, стоявшая перед М. Ю. Лермонтовым при создании романа “Герой нашего времени”, – нарисовать образ своего современника, “каким он его понимает и… часто встречал”. Человек этот мыслящий, чувствующий, талантливый, но не сумевший найти достойное применение своим “силам необъятным”. Роман состоит из пяти частей, действие в которых происходит в разное время, в разных местах. Меняются […].

Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча Когда открываешь роман Лермонтова “Герой нашего времени”, забываешь, что он написан более ста лет назад. Писатель вводит нас в мир, в котором живут такие разные люди: Максим Максимыч, у которого, по словам Белинского, “чудесная душа, золотое сердце”, и Печорин. Две главы в романе посвящены двум встречам главного героя – Печорина и Максима Максимыча – штабс-капитана […].

Искусство М. Ю. Лермонтова в создании характера Печорина И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. М. Ю. Лермонтов, “Дума” Эти строки – крик мятежной души, пытающейся обрести жизненный идеал – и не находящий его. Лермонтов, осуждающим взором глядя на свое поколение, и себя причисляет […].

Вам жалко Печорина? … Зачем я жил? для какой цели я родился?… А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… М. Ю. Лермонтов Жить и сгорать у всех в обычае, Но жизнь тогда лишь обессмертишь, Когда ей к свету и величию Своею жертвой путь прочертишь, Прочел я […].

“И дай вам бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей” В романе Лермонтова “Герой нашего времени” выведен обаятельный и добрый человек – Максим Максимыч. Это чуткая, привязчивая натура, надолго сохраняющая свои привязанности. Это ясно видно по тому, как он встретил Печорина. Он любил его, как родного, и был очень обижен холодной и натянутой встречей. Но остался ему верен до конца. Он очень любил Бэлу, любил, […].

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина по романам “Евгений Онегин” и “Герой нашего времени” Постараемся сравнить образы двух литературных персонажей: Онегина и Печорина. Гораздо легче сравнивать героев одного произведения или, в крайнем случае, писателя. Но говорить о персонажах, созданных Пушкиным и Лермонтовым, так же трудно, как и интересно. Эти гениальные художники создали образы героев, характерных своему времени. Онегин – молодой человек первой четверти, а Печорин – сороковых годов XIX […].

Что сближает Онегина и Печорина и в чем они различны? «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» (ЕГЭ по литературе)

Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и прозаический роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» отразили свое время и имели огромный успех у современников.

Оба автора ставили перед собой главную художественную задачу – раскрытие внутреннего мира главного героя,который является типичным представителем своего времени: Онегин – 20-ых годов девятнадцатого века, Печорин – 30-ых. Каждый из персонажей отражает силу и слабость своего поколения, проявляющиеся в делах и поступках, мыслях и чувствах. Это и определяет их сходства и различия.

И Онегин, и Печорин – дворяне, представители высшего светского общества. Они получили хорошее образование, выделяются на фоне людей своего круга начитанностью и эрудицией, умением размышлять.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Оба героя в свое время увлекались светской жизнью, но потом разочаровались, увидев лицемерие, измены и предательства в людях этого общества. Онегин и Печорин обладают многими талантами, хорошо знают психологию людей, однако не могут найти применения своим способностям. Они упорно ищут смысл жизни, но отыскать его им трудно.

Читайте также:
Какое сходство между героями произведений М. Ю. Лермонтова: Печорин и Мцыри.: сочинение

В русской литературе герои всегда проходили испытания любовью. Отношения с женщинами помогают лучше понять их. Онегин, как и Печорин, пережил разочарование в любви. Возможно, это помешало ему увидеть, что Татьяна достойна любви, она не такая, как все. Он не верит в искреннюю, чистую любовь. Когда же Евгений по-настоящему полюбил Татьяну, уже замужнюю даму, счастье оказалось невозможным.

Печорин развлекается любовью, им движет любопытство и желание испытать свою власть над женщинами, как, например, в случае с княжной Мери.

Любовь для Григория Александровича – игра, а для юной девушки она обернулась трагедией. И всё-таки Печорин способен испытывать сильное чувство и готов в такие моменты отдать жизнь, лишь бы не потерять любимую женщину. Только после отъезда Веры он осознал, что действительно любит её. Но было уже поздно.

Оба героя потерпели фиаско в дружбе. Онегин из-за глупых предрассудков убил на дуэли молодого друга Ленского, чем навсегда омрачил свое существование. Печорин окончательно разочаровался в дружбе после дуэли с Грушницким, когда потерял в лице Вернера близкого по мировоззрению и интересам товарища.

И Онегина, и Печорина томит и угнетает скука жизни, им надоели пошлость и разврат.

Оба жаждут перемен. Онегин уезжает в деревню, но и там он бесконечно скучает, не находя себе занятий. Печорину тоже скучно, но он действительно страдает от этого. Он не смиряется со своим положением, а пытается извлечь из него выгоду, изучая и анализируя в дневниках свои мысли и поступки. Печориным движет любопытство, он как бы играет с судьбой в рулетку, бешено гоняясь за жизнью, ищет острых ощущений, проверяет, на что способен. Его чуть не погубили контрабандисты, Григорий Александрович рисковал жизнью из-за подлого заговора Грушницкого, проверял себя, усмиряя пьяного казака. Желание испытать экзотическую любовь привело его к похищению горянки Бэлы.

И Онегин, и Печорин приносят несчастье тем, кто их любит, и оба страдают от этого.

В Онегине нет того любопытства, которое движет Печориным. Он не ищет опасных приключений. Однако его образ дан в развитии: в финале романа перед нами совсем другой Евгений, способный тонко чувствовать и глубоко любить.Онегин в начале романа и в конце – полные противоположности друг друга. Это уже не тот «скучающий чудак», думающий о себе, а повзрослевший мыслитель, который задумывается о важных проблемах жизни.

А образ Печорина статичен, герой не меняется даже под влиянием обстоятельств. Вероятно, это и приводит его к гибели.

Таким образом, в характерах героев действительно наблюдается много и сходств, и различий. И Онегин, и Печорин – «лишние люди», не нашедшие себе места в существующей действительности, поэтому они обречены на несчастье.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
чат-боте Сочинения24

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id68033

Сочинение Онегин и Печорин (9 класс)

Герои Онегин и Печорин жили в разные промежутки времени. Для Онегина выпали годы мятежей, вольности, в России царила эпоха декабризма, а Печорин – дитя безвременья. Произведения Пушкина и Лермонтова объединяет изображение дворянства и интеллигенции, которые погрязли в смуте и кризисе. Представители данных слоев общества не желают мириться с нормами тех времен, в них уже давно копошится неудовлетворенность, их не прельщает общественная деятельность. У них нет иного выхода, кроме как бесцельно тратить свои годы, постепенно пополняя ряды «лишних людей».

Характеры обоих персонажей формировались в примерно одинаковых условиях. Они из одного круга, оба проходят путь от полного согласия со светским обществом, до отрицания устоявшихся традиций и неудовлетворенности своим нынешним состоянием. Оба молодых человека являются образованными, интеллигентными, оба любят спорить и искать ту самую истину. Также оба обладают незаурядными способностями, большой широтой души. Но ни один из них так и не сумел найти себя в обществе, реализовать свой потенциал, они растрачивают свою жизнь на совершенные пустяки.

В юности оба героя увлекались светской жизнью, они наслаждались своей беззаботностью, оба имели определенный успех у барышень. Печорин обладает способностью с первого взгляда различать тех, кто будет его любить. Он говорит, что как никто другой умеет властвовать сердцем и душой женщины, и, оттого, возможно, не дорожит своими отношениями. Любовь Бэлы и увлеченность княжной Мэри не смогли растопить расчетливость и прагматичность Печорина. Так уж сложилось, что женщинам он приносит только несчастье и горечь.

Любовь Татьяны Лариной также оставляет Онегина равнодушным. Но это лишь сначала, потом же, встречая даму вновь, он понимает, насколько много он потерял.

Глубокое равнодушие и разочарованность в жизни также влияют и на их отношения к дружбе. Онегин водится с Ленским только от скуки. А по мнению Печорина в дружбе всегда есть тот, кто холопствует, и тот, кто управляет. И он не желает примерять на себя ни одну из этих ролей.

Онегин и Печорин глубоко презирают светское общество, они разочарованы в нем, для них это лишь пустота. Но все же Онегин боится общественного мнения, и принимает вызов на дуэль от Ленского. Печорин также оказывается в похожей ситуации, но им двигает месть за несбывшиеся мечты и надежды.

Читайте также:
Пейзажная лирика Лермонтова: сочинение

Оба героя, хоть и являются еще совсем не зрелыми людьми, уже глубоко разочарованы в жизни. Они с нескрываемой радостью противопоставляют себя обществу, которое порядком успела им надоесть, они не желают видеть себя средь «светской черни». Они не разделяют мыслей окружающих. Оба, и Печорин, и Онегин, являются эгоистами. Но, вместе с тем, они умеют мыслить, умеют страдать. Откинув от себя праздное существование дворян, они не находят новых путей для реализации своих надежд. Они желают противостоять старым устоям, но не знают как. И, в конце концов, оба персонажа разделяют трагическую судьбу «лишних людей».

Сочинение №2

После прочтения двух удивительных и имеющих особое значение в русской литературе произведений великих писателей 19 века «Герой нашего времени» и «Евгений Онегин» сразу становиться ясно, что между главными героями есть много общего.

Онегин и Печорин – это молодые мужчины, которые родились в дворянских семьях. В те времена таких детей, как и сегодня, называют «золотая молодежь». Ни Онегин, ни Печорин никогда не работали и не знали, что такое настоящий человеческий труд. Им по жизни все давалось очень легко, им не нужно было трудиться, чтобы прокормить себя. Они весело и безмятежно проводили свободное время, веселились, посещали балы и любые светские мероприятия. Кутеж, разгул и суета – это главные составляющие молодой их жизни. Такое поведение было привлекательным для большинства представительниц прекрасной половины человечества.

Но такая жизнь, в конце концов, наскучила в какой-то момент, наскучила им обоим. Евгению, как и Григорию, вдруг захотелось испытать новых ощущений и эмоций. Несмотря на внешнюю легкомысленность, у молодых людей был острый ум, они были интеллектуально развиты, умели анализировать то, что происходило вокруг. Именно поэтому Печорин и Онегин любили уединения и путешествия.

В какой-то момент каждому из них захотелось удалиться подальше от всей этой суеты и поразмыслить о себе и дальнейшем будущем. Но, как бы ни хотелось, и как они не старались, так ничего из этого не вышло. Путешествия каждого, не увенчались успехом. Отрицательной чертой характера молодых людей был эгоизм. Он принес много бед и неприятностей не только тем, кто их окружал, но и самим Печорину и Онегину. Стать счастливым и осчастливить тех, кто искренне к ним относился не смог ни Евгений, ни Григорий.

Про таких людей, как Онегин и Печорин в обществе говорят: «лишние люди». Несмотря на то, что у обоих были неплохие задатки и родились они в благополучных семьях, они так и не сумели найти себя в жизни. Евгений и Григорий не принесли пользу ни себе, ни окружающим. Онегин повышал свою самооценку за счет унижения и насмешек над другими. Печорин в свою очередь хотел, чтобы все вокруг ему подчинялись. Единственное что их отличало друг от друга – это тщеславие одного (Печорина) и рутинность другого (Онегина).

Образ Евгения Онегина и Григория Печорина – это внешняя и внутренняя оболочка молодежи того времени. Дети аристократов обладали такими пороками как тщеславие, надменность и не желание к чему-то стремиться, потому что у них уже все и так есть. Но развлечения и постоянное веселье не главное в жизни. На самом деле все очень просто – человек должен приносить пользу, как себе, так и окружающим. Чтобы его уважали и ценили, в первую очередь он сам должен научиться уважать окружающих и близких ему людей.

Евгений Онегин и Григорий Печорин

Евгений Онегин и Григорий Печорин – два литературных героя, которые представляют «лишних людей» своего времени. В них много общего, но есть и различия.

Герои жили в разные годы: Печорин – в эпоху декабризма, Онегин – в безвременье, но такие люди существуют всегда.

Оба героя молоды, близки по возрасту, принадлежат к дворянскому обществу. Они умны, образованы, воспитаны и богаты. Юность молодых людей прошла весело и беззаботно в увеселениях и балах.

Оба героя, в конце концов, разочаровались в светских развлечениях – Печорин посвятил себя военной службе, а Онегин уехал в деревню и захотел попробовать себя в роли помещика. Однако и перемены в жизни не принесли им удовлетворения.

Несмотря на свою молодость, герои испытали глубокое разочарование в жизни, ничто их в ней не радовало.

Оба героя обладали привлекательной внешностью и пользовались неизменным успехом у дам. Однако они так и не смогли найти счастья в любви и создать семью. Печорин приносил женщинам лишь одни несчастья. Онегин влюбился слишком поздно, когда Татьяна была уже замужем за другим мужчиной.

Молодые люди не умели дружить и ценить близкие отношения. Онегин проводил время с Владимиром Ленским только от скуки. Печорин состоял в приятельских отношениях с Вернером, уважал его за острый ум и за схожесть с ним во взглядах на многие вещи. Тем не менее, он не стремился назвать его своим другом, так как хотел сохранить свою независимость от всех.

Оба героя приняли вызов на дуэль, но по разным причинам. Для Онегина было важно общественное мнение, он не хотел выглядеть трусом в глазах света. Печорин пошёл на поединок из принципа, отстаивая свою честь.

Оба персонажа любили уединение и путешествия. Печорин находился в состоянии постоянного поиска смысла жизни для себя. Он по характеру – авантюрист и интриган, чем приносил немало неприятностей для окружающих. Печорин много рассуждал о своих поступках и осуждал их, однако не стремился исправиться. Онегин принимал жизнь такой, как есть, подчиняясь своим чувствам. Оба молодых человека – эгоистичны, они не заботились о внутреннем состоянии других.

Читайте также:
Авторское отношение к персонажам в поэме «Песня про купца Калашникова»: сочинение

Герои не могли найти применения своим способностям и от этого являлись лишними людьми в любом обществе. Причина в них самих, так как молодые люди привыкли брать всё от жизни, а не отдавать. Обладая огромным списком достоинств, они не смогли реализовать их.

В итоге, жизнь Печорина закончилась трагически, Онегин тоже не нашёл личного счастья.

Онегин и Печорин

Популярные сочинения

Тургенев Иван Сергеевич – интереснейший русский писатель девятнадцатого века. Выйдя из школы, многие продолжают зачитываться его произведениями на протяжении всей своей жизни

В великом произведении Льва Николаевича поднимается множество тем. Война включает в себя разные под темы, к которым относят обязательную службу, народную войну, патриотизм, любовь к родине и многие другие.

Ключевым образом для понимания идеи повести «Шинель» является Акакий Акакиевич. С помощью него писатель обращает внимание читателя на проблему социальной иерархии, провозглашая христианское равноправие всех людей.

«Что объединяет образы Онегина и Печорина»

Вслед за пушкинским героем и Печорин, действующее лицо романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», явил собой тип «лишнего человека». Но в начале рассмотрим вкратце сам роман, его композицию. Она достаточно сложна, так как творческая история «Героя нашего времени» почти не документирована. История создания этого произведения показывает, что замысел романа поставил перед Лермонтовым ряд сложных художественных проблем, прежде всего проблему жанра. Дело тут вот в чем: многие писатели 1830-х стремились создать роман о современности, но эту задачу так и не решили. Их опыт подсказал Лермонтову, что самый перспективный путь к правдивому отображению действительности – циклизация произведений «малых жанров»: повестей, рассказов, очерков. Все эти жанры, а также отдельные сцены и зарисовки, объединяясь в цикл, подчинялись новому творческому заданию – возникал роман, крупная эпическая форма.

Следует отметить, что границы между собранием повестей, рассказов, очерков и романом в 1830-е годы не всегда ощущались достаточно четко. К примеру, редакция журнала «Отечественные записки», в котором печатался будущий роман, представила произведение Лермонтова «как собрание повестей». И, действительно, каждая из повестей в составе «Героя нашего времени» может быть прочитана как вполне самостоятельное произведение, ведь все они имеют законченный сюжет, самостоятельную систему персонажей. В «Бэле», «Тамани», «Княжне Мери», «Фаталисте» писатель сознательно варьирует темы, заданные литературной традицией, по-своему интерпретирует уже известные сюжетные и жанровые модели.

Например, в «Бэле» разработан популярный романтический сюжет о любви европейца, воспитанного цивилизацией, к «дикарке», выросшей среди «детей природы» и живущей по законам своего племени. В повести «Тамань» использована сюжетная схема авантюрной новеллы. В «Княжне Мери» Лермонтов ориентировался на традицию «светской» повести. «Фаталист» же напоминает романтическую новеллу на философскую тему: в центре поступков и размышлений героев оказалось предопределение, рок. Единственное, что объединяет все эти повести, создавая не сюжетный, а смысловой центр романа, – центральный персонаж, Печорин. Острые ситуации, в которые попадает Печорин (столкновение с «честными контрабандистами», светская интрига, смертельный риск в схватке с судьбой), осмыслены им самим, стали фактами его самосознания и нравственного самоопределения. Примечательно, что в каждой повести он предстает в новом ракурсе, а в целом роман – сочетание различных аспектов изображения главного героя, дополняющих друг друга. Такое изображение характера Печорина, раскрывающегося в его поступках, во взаимоотношениях с людьми и в его записках-«исповедях», делает «Героя нашего времени» не «собранием повестей», а социально-психологическим и философским романом.

Еще одна особенность композиции романа заключается в том, что автор отказался от последовательного рассказа о судьбе Печорина, а значит, отверг традиционный для романа-«биографии» хроникальный сюжет. Проследим это по тексту. По мере развития сюжета углубляется характеристика главного героя: в «Бэле» мы слышим о Печорине; в «Максим Максимыче» видим его; в «Тамани» и «Княжне Мери» герой сам говорит о себе. От внешнего психологизма первых глав автор ведет нас к душевным переживаниям героя и дальше – к «Фаталисту», главе романа, в которой мы знакомимся уже с философией Печорина. Все это придает герою некий ореол таинственности, неоднозначности: «…и, может быть, я завтра умру. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно…» – и обосновывает авторский интерес к психологии и личности героя: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою…». Однако ни в романе в целом, ни в «Журнале Печорина» нет истории души главного героя: все, что указывало бы на обстоятельства, в которых сформировался и развивался его характер, опущено. Тем самым автор тонко намекал читателю на то, что духовный мир героя, каким он предстает в романе, уже сформировался, а все происходящее с Печориным не приводит к изменениям в его мировоззрении, морали, психологии.

Таким образом, художественная цель, поставленная Лермонтовым, обусловила не только прерывистый характер изображения судьбы Печорина, но и некую сложность, противоречивость его натуры. Сложность личности главного героя задана определенной двойственностью Печорина, которую замечает тот же простодушный Максим Максимыч (для него это необъяснимые «странности»), она проявляется и в портрете главного героя: автор отмечает не смеющиеся при смехе глаза и дает два противоречивых этому объяснения: «Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Сам же Печорин с присущей ему интеллектуальной точностью обобщает: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Из этого следует, что Печорин – личность противоречивая, да он и сам это понимает: «…у меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». Противоречие становится формулой существования героя: он сознает в себе «назначенье высокое» и «силы необъятные» – и разменивает жизнь в «страстях пустых и неблагодарных». Вчера он перекупил ковер, который понравился княжне, а сегодня, накрыв им свою лошадь, не спеша провел ее мимо окон Мери… Остаток дня осмысливал «впечатление», которое произвел. И на это уходят дни, месяцы, жизнь!

Читайте также:
Стихотворение М.Ю.Лермонтова И скучно и грустно. (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

У Печорина ясно выраженное влечение и интерес к людям – и невозможность соединения с ними. Всюду, где появляется главный герой, он приносит окружающим одни несчастья: умирает Бэла («Бэла»), разочаровывается в дружбе Максим Максимыч («Максим Максимыч»), покидают свой дом «честные контрабандисты» («Тамань»), убит Грушницкий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мери, не знает счастья Вера («Княжна Мери»), зарублен пьяным казаком офицер Вулич («Фаталист»). Причем Печорин хорошо понимает свою неблагодарную роль: «Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на головы обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления…». Для чего же это делает Печорин?

В отличие от «Евгения Онегина», сюжет в котором строится как система испытаний героя нравственными ценностями дружбы, любви, свободы, в «Герое нашего времени» Печорин сам подвергает тотальной проверке все главные духовные ценности, ставя эксперименты над собой и другими. Любовь проверяется им в разных своих формах: как «естественная» любовь – в «Бэле», как «романтическая» – в «Тамани», как «светская» – в «Княжне Мери». Дружба рассматривается как «патриархальная» (Максим Максимыч), дружба сверстников, принадлежащих к одному социальному кругу (Грушницкий), интеллектуальная (Вернер). Во всех случаях чувство оказывается зависящим от внешней принадлежности человека к определенному общественному кругу. Печорин же пытается добраться до внутренних основ человеческой личности, проверить возможность отношений с человеком вообще. Он провоцирует людей, ставя их в положение, когда они вынуждены действовать не автоматически, по предписанным законам традиционной морали, а свободно, исходя из закона собственных страстей и нравственных представлений (например, сцена дуэли с Грушницким). При этом Печорин беспощаден не только к другим, но и к себе. И эта беспощадность к себе, и глубокое неравнодушие к результатам жестокого эксперимента отчасти оправдывают Печорина. Сомнения главного героя во всех твердо определенных для других людей ценностях («Я люблю сомневаться во всем!») – вот то, что обрекает Печорина на одиночество в мире, на индивидуалистическое противостояние. Вот то, что делает его «лишним человеком», «младшим братом Онегина». Интересно, есть ли какие-нибудь различия между ними?

По словам Белинского, «Герой нашего времени» – это «грустная дума о нашем времени…», а Печорин – «это Онегин нашего времени, герой нашего времени… Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою…». Но различия в их характерах, мировоззрении все же есть. У Онегина – равнодушие, пассивность, бездействие. Не то Печорин. «Этот человек не равнодушно, не апатически несет страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях». Печорину свойственны яркий индивидуализм, мучительный самоанализ, внутренние монологи, умение беспристрастно оценить себя. «Нравственный калека», – скажет он о себе. Онегин же просто скучает, ему присущи скептицизм и разочарование. Белинский как-то отмечал, что «Печорин – эгоист страдающий», а «Онегин – скучающий». И в какой-то мере это так.

Печорин, к сожалению, так и остался до конца жизни «умной ненужностью». Таких людей, как Печорин, создавали общественно-политические условия 30-х годов XIX века, времена мрачной реакции и полицейского надзора. Он по-настоящему живой, одаренный, смелый, умный. Его трагедия – это трагедия деятельного человека, у которого отсутствует дело. Печорин жаждет деятельности. Но возможностей применить эти свои душевные стремления на практике, реализовать их, у него нет. Изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества толкает его на разного рода авантюры ( «Бэла», «Тамань», «Фаталист»). И в этом трагедия не только этого героя, но и всего поколения 30-х годов: «Толпой угрюмою и скоро позабытой, / Над миром мы пройдем без шума и следа, / Не бросивши векам ни мысли плодовитой, / Ни гением начатого труда…». «Угрюмою»… Это толпа разобщенных одиночек, не связанных единством целей, идеалов, надежд…

Следует отметить, что, работая над романом, Лермонтов ставил перед собой задачу прежде всего создать образ, который станет зеркальным отображением эпохи, современной самому автору. И он с ней отлично справился.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: