«Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2): сочинение

Помогите написать сочинение по Мцыри

“Мцыри” — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального героя-борца и находит его в образе Мцыри, в котором воплощает лучшие черты передовых людей своего времени.
Мцыри — человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям, близким и родным по духу. Лермонтов рисует исключительную личность, наделенную мятежной душой, могучим темпераментом. Перед нами предстает мальчик, обреченный с детства на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Мы видим, что уже с самых юных лет Мцыри был лишен всего, что составляет радость и смысл человеческой жизни: семьи, близких, друзей, родины. Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нем Мцыри воспринимал как плен. Окружающие его люди — монахи были враждебны ему, они не могли понять Мцыри, Они отняли у мальчика свободу, но стремление к ней убить не смогли.
Невольно обращаешь внимание на то, что в начале поэмы автор только намечает характер героя. Лишь слегка приоткрывают внутренний мир Мцыри внешние обстоятельства жизни мальчика. Рассказывая о “мучительном недуге” пленного ребенка, его физической слабости, М. Ю. Лермонтов подчеркивает его выносливость, гордость, недоверчивость, “могучий дух”, который он унаследовал от предков. Полностью же характер героя раскрывается в его исповеди чернецу, которая составляет основу поэмы.
Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Она проста. Все дело в том, что “душой дитя, судьбой монах”, юноша был одержим “пламенной страстью” к свободе, жаждой жизни, которая звала его “в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы”. Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, “прекрасна ли земля”, “для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”:

..Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных.
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!

Также Мцыри стремился познать самого себя. И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была 6 печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том, что человек рожден свободным, что он “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляют героя, в его памяти сохраняются “пышные поля, холмы, покрытые венцом древ, разросшихся кругом”, “горные хребты, причудливые, как мечты”. Яркость красок, многообразие звуков, великолепие беспредельно голубого свода ранним утром — все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой.

Cочинение «Образ и характер Мцыри в поэме “Мцыри”»

Идейное содержание поэмы выражено в её центральном и по существу единственном образе — Мцыри. Его исповедь — главная часть поэмы, в которой с особой полнотой и глубиной раскрывается духовный мир героя. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Мцыри в поэме Мцыри. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Но исповеди Мцыри предшествует вступление от автора, в котором не только даётся краткое изложение всего сюжета, но и содержатся указания, позволяющие судить о характере Мцыри. Ещё ребёнком Мцыри проявил «могучий дух его отцов», стойкость и выносливость, гордость. «Пугливый и дикий», он «без жалоб» переносил болезнь: . даже слабый стон Из детских губ не вылетал, Он знаком пищу отвергал И тихо, гордо умирал. С детских лет попав в монастырь, он не мог примириться с жизнью среди чужих людей, вдали от родины, от своего народа. «Он знал одной лишь думы власть» — вернуться в родной аул, В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. Мечта о вольной жизни всецело захватила Мцыри, борца по натуре, силой обстоятельств вынужденного жить в ненавистном ему мрачном монастыре. Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи. Он проявляет упорство в достижении поставленной цели — вернуться на родину. При встрече с грузинкой он не заходит в саклю, чтобы утолить голод: . Я цель одну — Пройти в родимую страну, Имел в душе — и превозмог Страданье голода, как мог. . Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом. В его рассказе о том, как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности: Но юность вольная сильна, И смерть казалась не страшна. Мцыри любит природу, чувствует её красоту, понимает её. Он ощущает своё родство со свободной и мощной стихией. Истомившийся от душевного одиночества в монастыре, Мцыри в общении с природой стремится победить гнетущее чувство тоски по родине. Его душевное состояние, его жажду найти родных людей выразительно раскрывают сравнения, к которым он прибегает, рассказывая о природе. Так, деревья шумят «свежею толпой, как братья в пляске круговой»; сам он, «как брат, обняться с бурей был бы рад»; «обнявшись крепче двух друзей». В предсмертном бреду ему кажется, что рыбка поёт о своей любви к нему. Мцыри не удалось достигнуть своей цели — найти родину, свой народ. «На мне печать свою тюрьма оставила»,— так он объясняет причину своей неудачи. Мцыри пал жертвой обстоятельств, оказавшихся сильнее его. Но он умирает непреклонным; дух его не сломлен. Для него понятия «жизнь» и «воля» неразрывно связаны. . За несколько минут Между крутых и тёмных скал; Где я в младенчестве играл, Я б рай и вечность променял. Мцыри просит отнести его перед смертью в то место сада, откуда виден ему родной Кавказ. В образе Мцыри поэт выразил свои мечты о человеке-герое, который стремится к свободной жизни и способен на борьбу за неё. Отмечая родственность стремлений Мцыри и самого Лермонтова, Белинский писал: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что пи говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью!» Так же понял образ Мцыри и поэт Огарёв, друг Герцена. Он сказал, что Мцыри — «его (Лермонтова) самый ясный или единственный идеал».

Читайте также:
Мцыри и ссыльный поэт: сочинение

“Мцыри” — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального героя-борца и находит его в образе Мцыри, в котором воплощает лучшие черты передовых людей своего времени.
Мцыри — человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям, близким и родным по духу. Лермонтов рисует исключительную личность, наделенную мятежной душой, могучим темпераментом. Перед нами предстает мальчик, обреченный с детства на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Мы видим, что уже с самых юных лет Мцыри был лишен всего, что составляет радость и смысл человеческой жизни: семьи, близких, друзей, родины. Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нем Мцыри воспринимал как плен. Окружающие его люди — монахи были враждебны ему, они не могли понять Мцыри, Они отняли у мальчика свободу, но стремление к ней убить не смогли.
Невольно обращаешь внимание на то, что в начале поэмы автор только намечает характер героя. Лишь слегка приоткрывают внутренний мир Мцыри внешние обстоятельства жизни мальчика. Рассказывая о “мучительном недуге” пленного ребенка, его физической слабости, М. Ю. Лермонтов подчеркивает его выносливость, гордость, недоверчивость, “могучий дух”, который он унаследовал от предков. Полностью же характер героя раскрывается в его исповеди чернецу, которая составляет основу поэмы.
Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Она проста. Все дело в том, что “душой дитя, судьбой монах”, юноша был одержим “пламенной страстью” к свободе, жаждой жизни, которая звала его “в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы”. Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, “прекрасна ли земля”, “для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”:

..Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных.
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!

Читайте также:
Печорин тип лишнего человека: сочинение

Также Мцыри стремился познать самого себя. И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была 6 печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том, что человек рожден свободным, что он “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляют героя, в его памяти сохраняются “пышные поля, холмы, покрытые венцом древ, разросшихся кругом”, “горные хребты, причудливые, как мечты”. Яркость красок, многообразие звуков, великолепие беспредельно голубого свода ранним утром — все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой.

“Мцыри” — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального героя-борца и находит его в образе Мцыри, в котором воплощает лучшие черты передовых людей своего времени.
Мцыри — человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям, близким и родным по духу. Лермонтов рисует исключительную личность, наделенную мятежной душой, могучим темпераментом. Перед нами предстает мальчик, обреченный с детства на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Мы видим, что уже с самых юных лет Мцыри был лишен всего, что составляет радость и смысл человеческой жизни: семьи, близких, друзей, родины. Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нем Мцыри воспринимал как плен. Окружающие его люди — монахи были враждебны ему, они не могли понять Мцыри, Они отняли у мальчика свободу, но стремление к ней убить не смогли.
Невольно обращаешь внимание на то, что в начале поэмы автор только намечает характер героя. Лишь слегка приоткрывают внутренний мир Мцыри внешние обстоятельства жизни мальчика. Рассказывая о “мучительном недуге” пленного ребенка, его физической слабости, М. Ю. Лермонтов подчеркивает его выносливость, гордость, недоверчивость, “могучий дух”, который он унаследовал от предков. Полностью же характер героя раскрывается в его исповеди чернецу, которая составляет основу поэмы.
Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Она проста. Все дело в том, что “душой дитя, судьбой монах”, юноша был одержим “пламенной страстью” к свободе, жаждой жизни, которая звала его “в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы”. Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, “прекрасна ли земля”, “для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”:

..Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных.
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!

Также Мцыри стремился познать самого себя. И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была 6 печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том, что человек рожден свободным, что он “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляют героя, в его памяти сохраняются “пышные поля, холмы, покрытые венцом древ, разросшихся кругом”, “горные хребты, причудливые, как мечты”. Яркость красок, многообразие звуков, великолепие беспредельно голубого свода ранним утром — все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой.

“Мцыри” — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального героя-борца и находит его в образе Мцыри, в котором воплощает лучшие черты передовых людей своего времени.
Мцыри — человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям, близким и родным по духу. Лермонтов рисует исключительную личность, наделенную мятежной душой, могучим темпераментом. Перед нами предстает мальчик, обреченный с детства на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Мы видим, что уже с самых юных лет Мцыри был лишен всего, что составляет радость и смысл человеческой жизни: семьи, близких, друзей, родины. Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нем Мцыри воспринимал как плен. Окружающие его люди — монахи были враждебны ему, они не могли понять Мцыри, Они отняли у мальчика свободу, но стремление к ней убить не смогли.
Невольно обращаешь внимание на то, что в начале поэмы автор только намечает характер героя. Лишь слегка приоткрывают внутренний мир Мцыри внешние обстоятельства жизни мальчика. Рассказывая о “мучительном недуге” пленного ребенка, его физической слабости, М. Ю. Лермонтов подчеркивает его выносливость, гордость, недоверчивость, “могучий дух”, который он унаследовал от предков. Полностью же характер героя раскрывается в его исповеди чернецу, которая составляет основу поэмы.
Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Она проста. Все дело в том, что “душой дитя, судьбой монах”, юноша был одержим “пламенной страстью” к свободе, жаждой жизни, которая звала его “в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы”. Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, “прекрасна ли земля”, “для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”:

Читайте также:
Григорий Печорин — герой своего времени: сочинение

..Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных.
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!

Также Мцыри стремился познать самого себя. И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была 6 печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том, что человек рожден свободным, что он “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляют героя, в его памяти сохраняются “пышные поля, холмы, покрытые венцом древ, разросшихся кругом”, “горные хребты, причудливые, как мечты”. Яркость красок, многообразие звуков, великолепие беспредельно голубого свода ранним утром — все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой.

«Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2): сочинение

1.1. Какие черты романтического героя присущи Мцыри?

1.2. Какова роль образа молодого голубя в 5-й строфе?

«Ты слушать исповедь мою

Сюда пришел, благодарю.

Все лучше перед кем-нибудь

Словами облегчить мне грудь,

Но людям я не делал зла,

И потому мои дела

Немного пользы вам узнать, —

А душу можно ль рассказать?

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну — но пламенную страсть;

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Я эту страсть во тьме ночной

Вскормил слезами и тоской;

Ее пред небом и землей

Я ныне громко признаю

И о прощенье не молю.

Старик! я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас —

Зачем. Угрюм и одинок,

Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах

Душой — дитя, судьбой — монах.

Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и «мать».

Конечно, ты хотел, старик,

Чтоб я в обители отвык

От этих сладостных имен, —

Напрасно: звук их был рожден

Со мной. И видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ — могил!

Тогда, пустых не тратя слез,

В душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

Увы! теперь мечтанья те

Погибли в полной красоте,

И я, как жил, в земле чужой

Читайте также:
Романтическая фантастика в поэме Лермонтова «Демон»: сочинение

Умру рабом и сиротой.

Меня могила не страшит:

Там, говорят, страданье спит

В холодной вечной тишине;

Но с жизнью жаль расстаться мне.

Я молод, молод. Знал ли ты

Разгульной юности мечты?

Или не знал, или забыл,

Как ненавидел и любил;

Как сердце билося живей

При виде солнца и полей

С высокой башни угловой,

Где воздух свеж и где порой

В глубокой скважине стены,

Дитя неведомой страны,

Прижавшись, голубь молодой

Сидит, испуганный грозой?

Пускай теперь прекрасный свет

Тебе постыл: ты слаб, ты сед,

И от желаний ты отвык.

Что за нужда? Ты жил, старик!

Тебе есть в мире что забыть,

Ты жил, — я также мог бы жить!

Ты хочешь знать, что видел я

На воле? — Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял,

И думы их я угадал:

Мне было свыше то дано!

Простерты в воздухе давно

Объятья каменные их

И жаждут встречи каждый миг;

Но дни бегут, бегут года —

Им не сойтиться никогда!

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег —

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

Мне тайный голос говорил,

Что некогда и я там жил,

И стало в памяти моей

Прошедшее ясней, ясней.

М. Ю. Лермонтов «Мцыри»

Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием, формулируя прямой связный ответ (3–5 предложений).

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.

2.1. Выберите другой фрагмент поэмы с участием Мцыри. На основе анализа текста выявите черты героя, проявившиеся в данном фрагменте.

2.2. Выберите другой фрагмент поэмы, в котором Мцыри проявляет себя как романтический герой. Проанализируйте поведение героя в сложившейся ситуации.

2.1. В качестве анализируемого фрагмента приведём сцену схватки Мцыри с барсом. Лермонтовский герой не боится опасности — он знает, что его побег из монастыря может быть опасен, но для него опасности на свободе — это жизнь настоящая. Подобно барсу, свободному и гордому животному, Мцыри чувствует себя хозяином положения и потому бесстрашно вступает в схватку. Он стал сражаться бы с любым препятствием, которое встало бы на его пути к мечте увидеть родину.

2.2. Романтический герой — это бунтарь, которого не устраивает реальность, готовый идти за мечтой, не страшась перемен и трудностей. Таков и Мцыри. Он совершает побег из монастыря, чтобы воплотить в реальность мечту увидеть родину. Как романтический герой он проявляет целеустремлённость, верность идее, смелость и решительность. Лермонтовский герой не боится опасности — он знает, что его побег из монастыря может быть опасен, но для него опасности на свободе — это жизнь настоящая.

«Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2): сочинение

Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем обречены на вечную жизнь и незаурядный, одаренный скептик Печорин, и озлобленный, опустошенный ненавистью Демон, презирающий ничтожество земли, и пылкий, мятежный борец Мцыри. “Любимый идеал” поэта близок личности самого Лермонтова, лирическому герою его поэзии. Лермонтову, как и Мцыри, свойственны “пламенная страсть” к свободе, стремление к действию, “боренью”. Его “огненной душе” близок мир романтической поэмы с его экзотическими пейзажами, исключительными обстоятельствами, идеальными героями. Эмоциональная, взволнованная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру, возвышает его настроения и переживания.

. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил.

Да, только могучий духом исполин может так естественно ощущать дружбу “меж бурным сердцем и грозой”. Исключительность личности Мцыри как романтического героя подчеркивают и необычные обстоятельства его жизни. Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой “пройти в родимую страну”.

Автор обращает основное внимание на мир внутренних переживаний Мцыри, а не на обстоятельства его внешней жизни. О них кратко и эпически спокойно рассказывает автор в небольшой второй главе. А вся поэма представляет собой монолог Мцыри, его исповедь чернецу. Значит, такая характерная для романтических произведений композиция поэмы насыщает ее лирическим элементом, который преобладает над эпическим. Не автор описывает чувства и переживания Мцыри, а сам герой рассказывает об этом. События, которые происходят с ним, показываются через субъективное его восприятие. Композиция монолога тоже подчинена задаче постепенного раскрытия его внутреннего мира. Сначала герой говорит о своих затаенных думах и мечтах, скрытых от посторонних. “Душой дитя, судьбой монах”, он был одержим “пламенной страстью” к свободе, жаждой жизни. И герой, как исключительная, бунтующая личность, бросает вызов судьбе. Значит, характер Мцыри, его мысли и поступки и определяют сюжет поэмы.

Читайте также:
Виноват ли Печорин или виновата эпоха: сочинение

Убежав во время грозы, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него монастырскими стенами. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, вслушивается в многоголосый мир звуков. Мцыри ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти “пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом”, “горные хребты, причудливые, как мечты”. Эти картины вызывают в герое смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком.

Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Например, он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах.

Таким образом, мы видим, что Мцыри воспринимает природу во всей ее цельности, а это говорит о душевной широте его натуры. Описывая природу, Мцыри прежде всего обращает внимание на ее величие и грандиозность, а это приводит его к выводу о совершенстве и гармонии мира. Романтичность пейзажа усиливается от того, как образно эмоционально говорит о нем Мцыри. В его речи часто используются красочные эпитеты (“сердитый вал”, “горящая бездна”, “сонные цветы”). Эмоциональность образов природы усиливают и необычные сравнения, встречающиеся рассказе Мцыри. Например, деревья напоминают ему “братьев в пляске круговой”. Этот образ явно навеян воспоминаниями о детстве в родном ауле. В рассказе юноши о природе ощущается любовь и сочувствие ко всему живому: поющим птицам, плачущему, как дитя, шакалу. Даже змея скользит, “играя и нежася”. Кульминацией трехдневных скитаний Мцыри является его схватка с барсом, в которой с особой силой раскрылись его бесстрашие, жажда борьбы, презрение к смерти, гуманное отношение к поверженному врагу. Битва с барсом изображена в духе романтической традиции. Барс описан весьма условно как яркий образ хищника вообще. Этот “пустыни вечный гость” наделен “кровавым взором”, “бешеным скачком”. Романтична победа слабого юноши над могучим зверем. Она символизирует мощь человека, его духа, способность одолеть все препятствия, встречающиеся на его пути. Опасности, с которыми сталкивается Мцыри, являются романтическими символами зла, которое сопровождает человека всю жизнь. Но здесь они предельно сконцентрированы, так как подлинная жизнь Мцыри сжата до трех дней. И в свой предсмертный час, осознавая трагическую безнадежность своего положения, герой не променял ее на “рай и вечность”. Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе.

Своеобразие романтического образа Мцыри состоит в том, что в нем отразились реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия. Лермонтовский герой бросал вызов разуверившимся, апатичным и равнодушным героям “Думы”. Белинский назвал Мцыри “огненной душой”, “исполинской натурой”, “любимым идеалом нашего поэта”. Романтический образ Мцыри, лишенный конкретных примет эпохи, преодолел время и пространство и продолжает пробуждать к действию, к “боренью” все новые и новые поколения.

Образ и характеристика Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова (+таблица)

Предлагаем вниманию читателей нашего журнала характеристику главного героя поэмы Лермонтова «Мцыри», которую можно успешно использовать при подготовке домашнего задания.

Характеристика Мцыри

Романтическая поэма «Мцыри» создана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. Центральным образом произведения является послушник монастыря, что на грузинский язык переводится как «мцыри». Это слово автор использовал в качестве имени для своего героя.

Произведение начинается с предыстории героя. Когда он был ребенком, его взял в плен русский генерал и повез в Россию. Ребенок, разлученный с родными, в дороге тяжело заболел и стал обузой для генерала. Он оставил его в монастыре, где мальчика вылечил старый монах. Предыстория Мцыри говорит о его свободолюбивой натуре и любви к родине.

Читайте также:
Композиция романа Герой нашего времени Лермонтова: сочинение

Основной сюжет начинается с того, что Мцыри готовится стать монахом. Мцыри физически выздоровел, но душевная рана продолжала мучить его. Внезапно он исчез из монастыря, а через несколько дней его нашли недалеко от монастыря. Он, израненный, без сознания лежал на земле. Основная часть поэмы представляет исповедь о жизни за монастырскими пределами.

Самым главным в его рассказе было то, что он жил в эти три дня. Свое пребывание в монастыре он не может назвать жизнью. Без родной земли Мцыри погибает. Она необходима ему, как воздух. Все годы, что герой находился в монастыре, он мечтал вернуться в родной аул. Ему нужны тревоги, битвы, любовь. Спокойная жизнь не для него. Герой находится в единстве с природой. Буря, гроза, горы являются его стихией.

Мцыри привык к жизни в монастыре, боль его со временем притупилась. Он думал, что забыл о родных местах. Оказавшись на свободе, он вспомнил родной аул, реку, сестер. Сознание сохранило его воспоминания.

Для характеристики Мцыри важную роль играют встреча с грузинкой, бой с барсом и разговор с рыбкой. Встреча с девушкой говорит о том, что герой мечтал о простом человеческом счастье, о любви, семье.

Юноша понимал, что живет в плену, подобно раненому зверю. Эта ассоциация вызвана эпизодом встречи с барсом. Между ними завязалась битва, в которой одержал победу человек. Этот поединок доставил радость осознания своей мощи, в то же время Мцыри испытывает уважение к противнику. Это кульминационный эпизод в поэме.

Рыбки уговаривали его уснуть, призывали к покою, но юноша остался верен себе. Он не променял бурную, тревожную жизнь на покой.

Образ Мцыри соответствует образу романтического героя. Он одинок, окружение не понимает его. Хрупкий внешне, он проявляет необычайную духовную силу. Он пытается противостоять обстоятельствам, но его попытка заканчивается смертью. Пока в нем была жива надежда достичь родного края, она питала в нем физические силы. Силы оставили его, когда он понял, что вернулся к стенам монастыря и его попытка не удалась. Герой отказывается от пищи, он не хочет бороться за жизнь, не хочет жить в плену.

Герой соотносится с автором. Лермонтову, так же как и Мцыри, душно в обществе, окружающем его. Так же, как Мцыри, он пытается убежать и погибает.

В судьбе Мцыри соединилось много противоречий, поэтому он не мог быть счастлив. Свободолюбие и монашество, буйный нрав и смирение, любовь к родине и жизнь на чужбине. Столкновение этих обстоятельств привело к внутреннему конфликту, с которым Мцыри не смог и не захотел справиться. Мятежный характер, стремление к свободе, целеустремленность являются ключевыми качествами характера Мцыри.

Таблица

План Примеры, цитаты
1. Внешность «Он был, казалось, лет шести, Как серна гор, пуглив и дик И слаб и гибок, как тростник». «Он страшно бледен был и худ…», когда его нашли монахи.
2. Поступки «Бродил безмолвен, одинок, Смотрел вздыхая на восток…» «Как вдруг однажды он исчез…»
3. Черты характера Гордость: «Он знаком пищу отвергал И тихо, гордо умирал». Страстность, свободолюбие: «Таких две жизни за одну, Но только полную тревог…» «…Душой дитя, судьбой монах». Бесстрашие: борьба с барсом. Сильный: «Но в нём мучительный недуг развил тогда могучий дух». Свободолюбие, бунтарство: .»..сердце вдруг зажглося жаждою борьбы».
4. Чувства Горечь, сожаление: «Я мало жил, и жил в плену». «…Умру рабом и сиротой». «…Но с жизнью жаль расстаться мне». «… я также мог бы жить!» Одиночество: «Угрюм и одинок, грозой оторванный листок…»
5. Речь, слова Его речь отличается образностью и страстностью.
6. Взаимоотношения с людьми «…помощи людской я не желал. Я был чужой для них». «Я никому не мог сказать священных слов «отец» и «мать». Все же старика, который его воспитал, он называет перед смертью отцом.
7. Авторское отношение Автор симпатизирует герою.

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Читайте также:
Стихотворение Дума: сочинение

Нравственные проблемы в романе Лермонтова Герой нашего времени сочинение

В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» затронуты нравственные проблемы, которые связаны с главным героем, охладевшим и уставшим от скучной жизни и мыслящего умом, а не сердцем, поэтому он одинок и везде является «лишним» человеком.

В попытках влюбиться и быть счастливым , разочарованный Печорин рушит судьбы девушек, не находя в равнодушном сердце постоянных эмоций. Быстротечные увлечения заканчиваются трагично для страдающей Бэлы, так как основной персонаж совершает необдуманные поступки, приводящие к трагической беде. После окончания разгаданных таинств им снова овладевает тоскливость и одиночество . Эгоизм и самолюбие проявляется в том, что страстная симпатия к кавказской пленнице, умирающей о рук Казбича, длится короткий промежуток времени, а после ему становится безразлична и не нужна девушка, чисто и преданно полюбившая Григория: «Он часто грезился ей во сне». Печорин не заботится о чувствах тех ,кого приручил, потому что любит для собственного удовольствия. Пользуясь и властно управляя возлюбленной, герой не верит в бескорыстие и простоту ,так как нелюдим и чужд обществу. Единственная женщина, которую по-настоящему он любит , это Вера, понимающая как несчастен и одинок Печорин. Поэтому тесное взаимопонимание боготворит свою любовь, называя «ангелом-хранителем». Григорий приносит горе и мучение даже дорогому человеку, так как противоречивость характера мешает ему сделать правильный путь, найти смысл своего существования.

Дружеское расположение персонажа сменяется раздражением и усталостью от постоянной опеки. Знакомство с Максимом Максимычем производит обычное впечатление на приятеля, потому что его моральные понятия утверждают о том, что не существует благородного товарищества между людьми .Он считает «один раб другого», поэтому не верит в добродушные чувства, тем самым причиняя себе непоправимый вред, угнетающий внутреннее состояние из-за установок, которые навязали ему окружающие. Привязанность пожилого старика к юноше доказывает истинную трогательную простоту и доброту по отношению к хладнокровному Печорину. Неудачным столкновением является и приятельская связь Вернера с эгоистом, которые похожи умственными способностями, умением разбираться в людях, а также скрывают настроение под маской иронии, «читают» друг друга. Дальнейшее их общение делается невозможным ,так как безразличное убийство недавнего знакомого Грушницкого не соответствует миролюбивому и нравственному доктору Вернеру.

Произведение «Герой нашего времени» раскрывает постепенно истинные черты души Печорина, обречённого жить одиноким и в отчаянии, так как в любовных и дружеских взаимодействиях не находит идеальной середины, чтобы открыто выражать чувства, а лишь ломает жизни преданным натурам.

2 вариант

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова написан в тяжелые годы для страны, за каждую ошибку человека могли сослать в Сибирь. Каждый пытался выжить и обвинить другого человека во всех грехах. Михаил Юрьевич решил написать роман “Герой нашего времени” в котором главный герой вобрал в себя образ не самых хороших качеств человечества.

Главный герой Печорин русский офицер, который, по сути, не знает, чего он хочет в жизни. Лермонтов хочет показать читателю на примере главного героя романа, что эгоизм, цинизм это не есть хорошо. Печорина описывают три человека автор, сам Печорин пишет о себе дневник и Максим Максимыч, который непосредственно общается с самим Печориным. Офицеру очень скучно в этом обществе, он не знает чем себя занять в жизни и пытается себя развлечь.

Печорину все равно, что своими действиями он приносит остальным людям дискомфорт. Ему очень хочется, чтобы его любили все, но сам любить он не намерен. Михаил Юрьевич Лермонтов написал роман, состоящий из повестей с разными названиями, они идут в разбросанном порядке и заставляют читателя додумывать некоторые моменты.

Печорин, украв Бэллу и заточив ее в крепости, вначале пытается расположить ее к себе, но очень быстро теряет к ней интерес, о чем делится с Максим Максимычем. В Печорине мелькают некоторые зачатки хорошего человека, но шансы на то, что он изменится, очень малы. Печорин полное воплощение эгоизма, он не понимает, почему он приносит людям лишь боль и разочарование.

Иногда Печорин задается вопросом, для чего он живет и какая миссия у него на этой земле. Он вроде и жалеет свою любовницу Веру, которая его так любит, но не делает ничего для того чтобы не причинять ей страданий. Он влюбляет в себя девушку Мэри лишь из-за того что она понравилась его некогда другу. В итоге он убивает своего друга на дуэли, а девушке разбивает сердце.

Читайте также:
Печорин и Максим Максимыч в романе «Герой нашего времени»: сочинение

В главе под названием “Тамань” он разрушает жизнь бедного, слепого мальчика. Он вмешивается в жизнь контрабандистов и они испугавшись бегут оставив слепого парнишку на произвол судьбы.

В одном из своих дневников Печорин пишет о том, что в нем словно живут два человека. Один человек совершает все эти необдуманные не очень хорошие поступки, а второй человек, живущий в нем, не одобряет его действий, но по-другому Печорин поступить не может.

Печорин не хочет признаться себе в том, что это он виноват во всех своих бедах. Ему выгоднее думать о том, что это общество ему мешает и не хочет принимать его таким, какой он есть.

Также читают:

Картинка к сочинению Нравственные проблемы в романе Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Так повелось, что люди сначала действуют, а потом думают. И после таких действий наступают негативные последствия. Такой случай описан в сказке К. Паустовского. «Теплый хлеб» рассказывает нам о деревенском

Василь Владимирович Быков – известный писатель 20 века. В своих произведениях исследует психологически состояние людей на войне. Так как все его творчество непосредственно тесно связанно с этими страшными событиями Великой Отечественной войны

А.С. Пушкин работал над романом «Капитанская дочка» в течении трех лет (с 1833 по 1836 год). В 1834-м году выходит предшествующая ему работа на тему Пугачевского восстания

С юных лет Гулливер мечтал о море. Но отец настоял на том, чтобы он учился медицине. В итоге Гулливер стал корабельным врачом и отправился в путешествие на бриге «Антилопа». Корабль попал в страшную бурю, многие матросы погибли

Основной мыслью известного романа является народная мысль. Именно она охватывает всё произведение от начала до конца. Данную мысль можно проследить буквально во всём, вплоть до мельчайших деталей

Решение нравственных проблем в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»

Спустя более полувека после смерти М. Ю. Лермонтова другой великий поэт России, А. А. Блок, так опишет ощущения человека, живущего в эпоху реакции: «Рожденные в года глухие пути не помнят своего». Лермонтов относится как раз к тому поколению русского дворянства, молодость которого пришлась на эпоху реакции в царствование Николая I. Тяжелая нравственная атмосфера того времени, доносы, ссылки, слежка, вошедшая в моду, сделали для передовых людей того времени невозможным выражение собственных общественно политических взглядов. Это и повлекло за собой появление нового «героя». Лермонтов употребил это слово не в прямом, «героическом» значении, а в переносном, как изображение наиболее характерных для данного периода развития общества типа личности.

«Герой» Лермонтова лишен возможности проявить себя в социальном плане, поэтому автор намеренно сосредоточивает взгляд на его нравственных позициях. При этом все, что написано о Печорине с точки зрения автора, Максим Максимыча и самого главного героя, нельзя считать положительно оцениваемым. Лермонтов судит свое поколение, недоволен им и дает понять читателю, что вовсе не разделяет нравственных позиций своего героя.

Подобно многим современникам Лермонтова, Печорин очень эгоистичен. Решая нравственную проблему цели и смысла жизни, он не смог найти применения своим способностям («Зачем я жил? Для какой цели я родился… А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные… Но я не угадал его»).

В этой неудовлетворенности собой и лежат истоки печоринского отношения к чужим переживаниям, объяснение того, что он оставляет у всех, с кем встречается, самое неблагоприятное впечатление о себе, коверкает судьбы («Да и какое мне дело до несчастий и бед человеческих…»). Справедливости ради надо сказать, что Печорин замечает свое воздействие на окружающих и скорбно думает, что «он всегда играл роль топора в руках судьбы». Он даже способен осудить себя за некоторые поступки, но общая система его нравственных ценностей от этого не меняется.

На первом плане у Печорина всегда его собственные интересы, он похож в этом на Онегина и других молодых людей, о которых Пушкин писал: «Мы все глядим в Наполеоны. Двуногих тварей миллионы для нас название одно…». Особенно хорошо это видно из рассуждения Печорина о счастье. Он пишет в своем дневнике: «Счастье – это н

Так же эгоистичны его представления о дружбе: «Из двух друзей всегда один – раб другого. Быть рабом я не могу и не хочу, а повелевать – занятие утомительное, поэтому я не имею друзей». И действительно, в романе у Григория Александровича Печорина нет ни одного друга, доктор Вернер, скорее, может быть назван приятелем. Зато врагов у главного героя достаточно, что полностью совпадает с его нравственными представлениями об этом. «Люблю врагов, они волнуют мне кровь…» – говорит он.

Читайте также:
Онегин и Печорин в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова: сочинение

Особенно интересны нравственные представления Печорина о любви и женитьбе. Он в соответствии с кодексом дворянской чести способен вступиться за «честь невинной девушки» и вызвать на дуэль Грушницкого за его россказни о княжне Мери. Но в то же самое время он совершенно бездумно разрушает судьбы Мери и Бэлы, рассуждая при этом, что «вдохнуть аромат едва распустившегося цветка» есть величайшее наслаждение, а потом можно бросить его где нибудь на дороге, может, кто нибудь подберет. Как и Онегин, он больше всего на свете боится потерять свою «постылую свободу» и говорит, что как только речь заходит о женитьбе, так «прости, любовь». Подобно Онегину, он мучается от решения Веры остаться с мужем, но менять что нибудь уже поздно. За свои нравственные представления он заплатил дорогой ценой – одиночеством.

Печорин изображен в романе умным человеком, умеющим не только совершать безнравственные поступки, но и судить себя за это: «Если я причина несчастья других людей, то и сам не менее несчастлив». Он пишет о своей раздвоенности, о том, что в нем всегда как бы находятся два человека, один из которых действует, а другой – судит.

Причиной эгоизма и таких своеобразных нравственных представлений Печорина можно считать и невозможность применить свои силы, и дворянское воспитание, и пребывание в свете, испортившее его душу. Из этой системы нравственных представлений и отсутствия выхода рождается разочарованность, опустошенность Печорина, мысли о смерти, которая вскоре оборвала жизнь героя.

Пользуясь пушкинскими словами, можно сказать, что в системе нравственных взглядов Печорина «отразился век, и современный человек изображен довольно верно, с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой». Таким и увидел «героя» своего поколения М. Ю. Лермонтов.

Проблематика романа «Герой нашего времени»

Основные вопросы, поставленные автором в романе

Любое художественное произведение всегда много проблемно. Не является исключением и роман М. Ю. Лермонтова. Поэт старается ответить на вопросы вневременные, волнующие людей из эпохи в эпоху: что есть для человека смысл жизни, счастье, добро и зло, достоинство и честь, какое место занимает любовь и дружба. Очень важны темы, продиктованные временем, в которое живут автор и его герой: предназначение человека, свобода выбора, индивидуализм. Всем этим и определяется проблематика «Героя нашего времени».

Как мы, читатели, можем определить круг основных вопросов гениального произведения, кто из действующих лиц наверняка поможет нам их выявить? Главный персонаж. В «Герое нашего времени» проблемы романа «высвечиваются» именно в характере Печорина, одновременно отражая и личность самого Лермонтова, и его миропонимание.

Философские проблемы в романе «Герой нашего времени»

«Зачем я жил? для какой цели я родился?» – этим вопросом задается Печорин и не может найти ответ. Напрасность существования тяготит героя, прозябание не подходит молодому человеку, который чувствует «в душе силы необъятные».

Стараясь окунуться в полноту жизни, Печорин невольно становится виновником разрушения судеб разных людей. Погибает Бэла, судьба которой поломана в угоду эгоизму, прихоти Печорина. Максим Максимыч оскорблен душевной черствостью своего приятеля. «Честные контрабандисты» вынуждены скрыться, неизвестна судьба старухи и слепого. «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих.

«Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…», – читая строки журнала, мы понимаем, что индивидуализм – жизненная программа, основная движущая сила характера Печорина, он отдает себе отчет в том, что происходит. Тоскуя по «назначению высокому», которое не смог «угадать», главный герой романа анализирует свои действия, поступки, настроения. «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

Проблематика романа «Герой нашего времени» включает и проблему предопределения человеческой судьбы, и вопрос истоков индивидуализма поколения Лермонтова. Где же берет начало индивидуализм Печорина?

В пари, предложенном поручиком Вуличем, решался вопрос, «может ли человек своевольно располагать своею жизнью». Печорин, утверждающий, что «нет предопределения», невольно меняет свое мнение после выстрела, – слишком уж «доказательство было разительно». Но сразу же останавливает себя в этой вере, вспомнив, что имеет «правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо».

Читайте также:
Единство человека и природы в поэме «Мцыри»: сочинение

Смысл жизни, предназначение человека, свобода выбора, индивидуализм – эти философские проблемы в романе «Герой нашего времени» впервые так ясно, точно были сформулированы поэтом, именно по этой причине сочинение Лермонтова стало первым философским романом русской литературы 19 века.

Проблема счастья в «Герое нашего времени»

Вся жизнь Печорина – в поисках разгадки человеческого счастья. С интересом ведет он разговор с ундиной, поющей свою чудную песню, но легкость отношения к счастью – не для Печорина. «Где поется, там и счастливится», «где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко», – такой философии Григорий не приемлет.

«Что такое счастие? Насыщенная гордость»,- пишет он в журнале. Казалось бы, у героя есть все для насыщения своей гордости: подчиняются его воле и любят люди, с которыми сводит судьба. Преданно любит Вера, покорена его обаянием и настойчивостью Мэри, с удовольствием приятельствует с Григорием Вернер, Максим Максимыч привязан к Печорину, как к сыну.

Сталкиваясь с совершенно разными персонажами, Печорин непрерывно старается насытить свою гордость, но счастья нет, вместо него раз за разом приходит скука и усталость от жизни.

Среди философских проблем проблема счастья в «Герое нашего времени» занимает важное место.

Нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени»

Не только философские, но и нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени» являются весьма значимыми. «Историю души человеческой» пишет Лермонтов, поэтому на страницах произведения мы наблюдаем, как решает Печорин для себя вопросы добра и зла, свободы выбора, ответственности, как размышляет над возможностью и местом в собственной жизни любви и дружбы.

Любовь, которой так жаждет и к которой стремится Григорий, для него непостижима. Его любовь «никому не принесла счастья», потому что любил «для собственного удовольствия», просто впитывая чувства и страдания людей, не насыщаясь ими и ничего не отдавая взамен». Истории с Бэлой и Мери – яркое тому подтверждение.

Анализируя способность к дружбе, Печорин делает вывод, что и к ней «неспособен: из двух друзей всегда один раб другого», рабом он быть не умеет, а управление другими считает утомительным трудом, требующим обмана. Сделавшись приятелем с доктором Вернером, Печорин так и не сможет или не захочет пустить того в свой внутренний мир –не доверяет его никому.

В душе главного героя только усталость, по его убеждению, истощены и «жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко».

Современность проблем романа

Многое в характере Печорина мы, читатели, не принимает, еще большего просто не можем понять. Нет смысла обвинять героя в эгоизме и индивидуализме, в том, что растратил свою жизнь на пустые страсти и прихоти. Да, главный герой таков, но случайность ли это или замысел автора?

Стоит перечитать предисловие самого Лермонтова к роману, и найти строки: «Довольно людей кормили сластями…, нужны горькие лекарства, едкие истины». Печорин в его скептицизме искренен, он не ставит себя выше всех, а неподдельно страдает от того, что не видит выхода, не может найти идеал. Он так глубоко заглянул и исследовал собственную душу, что не питается иллюзиями, а мужественно видит себя таким, каков есть. А ведь без этого невозможно развитие, движение вперед. Являясь человеком своего времени, он отражает тот путь, который должно было проделать его поколение – отбросить романтические иллюзии, неискренние идеалы, научиться трезвому взгляду на реальность и себя самого, с тем, чтобы последующие поколения могли идти дальше, видя идеалы и цели.

«Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина. Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?» Вот оно, горькое лекарство – Печорин, мировоззрение которого оказывается очистительным шагом в будущее. Поэт прав, нравственность от «едких истин» выигрывает.

Философские и нравственные – таковы основные проблемы, поднятые в «Герое нашего времени». Они заставляют нас, читателей, размышлять о собственном предназначении в жизни, о сложном соотношении мира и человека, делают это произведение живым, современным в любые времена и эпохи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: