«Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»): сочинение

В чём смысл жизни Мцыри? (Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова “Мцыри”)

Для написания сочинения ученица использовала дополнительный материал. В сочинении много цитат из текста, по пунктам плана сделаны собственные выводы.Образ Мцыри раскрыт полностью.

Скачать:

Вложение Размер
sochinenie_uchenitsy.docx 17.34 КБ

Предварительный просмотр:

В чём смысл жизни Мцыри?

(по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» )

I . В чём смысл поэмы «Мцыри»?

II. В чём смысл жизни Мцыри?

1).Жизнь Мцыри в монастыре.

а). Какие взгляды монаха Мцыри отвергает?

б). К чему стремился Мцыри?

в). Почему он называл монастырь тюрьмой?

2).Жизнь Мцыри на воле.

а).Общение с природой.

б).Воспоминания Мцыри об отцовском доме.

в). Что значит жить для Мцыри?

г). Встреча с прекрасной грузинкой.

д). Борьба за жизнь.

е). В чём трагедия Мцыри?

ж). Раскаялся ли Мцыри перед смертью в своих

стремлениях и поступках?

1).В.Г.Белинский о Мцыри.

2).Моё отношение к Мцыри.

Поэма М.Ю Лермонтова «Мцыри» направлена против религиозной морали и монашеской неволи. Смысл поэмы в том, чтобы прославить волю, мужество, борьбу, самоотверженность, словом, все те качества, которые присущи герою.

Главный герой поэмы – юноша, проживший свои детские годы в неволе. Зовут его Мцыри. На исповеди он спорит с монахом и говорит ему:

Пускай теперь прекрасный свет

Тебе постыл: ты слаб, ты сед,

И от желаний ты отвык.

Что за нужда? Ты жил, старик!

Из этих строчек мы видим, насколько велика любовь Мцыри к жизни. Но далее следует:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Можно сделать вывод: все стремления Мцыри были направлены к одной светлой мечте – к свободе, к той прекрасной мечте, ради которой он отдал жизнь. Он спрашивает у старика:

…ты меня от смерти спас –

Зачем? Угрюм и одинок

Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах

Душой – дитя, судьбой – монах.

Мцыри уверяет старого монаха, что никакими силами нельзя подчинить волю и чувства свободолюбивого горца. Никак нельзя заставить его отречься от мира, который влечёт его к себе своими чудными загадками природы. Жизнь раба для маленького кавказца – всё равно что тюрьма. Он не мог смириться с жестоким пленом, разлукой с родиной, и поэтому им руководила страсть по родной земле, но он никогда не помышлял о мести людям, разлучившим его с родной Грузией. Мечтая о родине, он был одинок среди людей, а это самое страшное для человека, тем более для ребёнка.

И вот, когда Мцыри убегает из монастыря и остаётся наедине с природой, ему кажется, что он понимает голоса птиц, угадывает думы тёмных скал, слышит спор между грудою камней и горным потоком, словом, понимает природу, её чувства. Не найдя единомышленников среди людей, он общается с природой. И ему кажется , что она его понимает. Описывая природу, поэт хочет, чтобы читатель представил себе живописные картины Кавказа.

Кругом меня цвёл божий сад;

Растений радужных наряд

Хранил следы небесных слёз,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов.

Наблюдая прекрасные пейзажи, Мцыри услышал неведомый голос, который говорил ему, что в этих краях находится его родной дом. И постепенно перед ним всё яснее проходили картины детских лет. Он представлял то отца в одежде боевой, то юных сестёр, склонившихся над его колыбелью, то живые картины родного аула. И чем подробнее он представлял себе всё это, тем сильнее нарастало его желание вернуться домой.

Жить для Мцыри – это значит быть свободным и независимым. Он признаётся, что его жизнь без этих трёх дней была бы мрачнее бессильной старости монаха.

Скажи мне , что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?

Мцыри счастлив, потому что он мог познать счастливые минуты соединения с природой. Мцыри очарован красотой прекрасной грузинки. От всех этих неизведанных чувств он теряет сознание. Очнувшись, юноша видит, как девушка удаляется от ручья, и сравнивает её со стройным тополем. И ещё больше ему захотелось в ту неведомую страну.

В борьбе с барсом Мцыри проявляет мужество и самоотверженность. Ведь он боролся не только за свою жизнь, но и за свою свободу, то есть , за свою мечту. Он открывает в себе такие качества, как находчивость, смекалку, необыкновенную силу горца, доставшуюся ему по наследству. Он уверен в том, что, если бы не рука судьбы, он «мог бы быть в краю отцов не из последних удальцов».

Победив барса, забыв о боли, он идёт навстречу мечте. Но… опять потрясение. Юноша понимает, что потерял направление и вернулся к монастырю. Неужели ради этого он боролся с барсом, ради этого бродил по колючим зарослям? Неужели после того, когда его мечта была почти исполнена, он должен вернуться в монастырь? Когда он услышал звон колоколов, ему показалось, что этот звон выходит у него из груди, как будто кто-то железом ударяет ему в сердце. И тогда герой понял страшную правду: ему на родину не вернуться никогда. Что может быть страшнее этой мысли для Мцыри?

Юноша сравнивает себя с темничным цветком, который пересадили в соседство роз, где он и умер от дневного света. Но даже перед смертью Мцыри просит похоронить его в саду на том месте, откуда виден Кавказ. Мы видим, что в своих мечтах и стремлениях молодой горец не раскаялся и верен своей мечте. Пройдя такой трудный и непосильный путь, Мцыри не хочет изменить свои взгляды. В этом и есть трагедия свободолюбивого юноши: прожив настоящей жизнью три дня на свободе, он снова попадает в монастырь и …умирает, так как не может жить в неволе после того, как глотнул воздуха свободы.

В.Г.Белинский, рецензируя поэму «Мцыри», отозвался так о её герое: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью…»

Меня Мцыри привлёк своим мужеством, смелостью, упорством. В самые трудные моменты своей жизни он не покоряется судьбе и идёт навстречу мечте.

«Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)

Мцыри — главный герой одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова. Его нелегкая судьба никого не может оставить равнодушным. Шестилетним мальчиком он попадает в плен к русскому генералу, который увозит его из родного аула. Тяготы пути и разлука с близкими людьми приводят к тому, что Мцыри тяжело заболевает, и его оставляют в монастыре, монахи которого соглашаются вылечить юного горца и воспитать его послушником.

Монастырь становится для Мцыри настоящей тюрьмой. Здесь для него все чужое: и старик-монах, и колокольный звон, и серые стены, и образ жизни — унылый и однообразный. В сердце мальчика все так же живы воспоминания о родине: о заснеженных вершинах гор и бурных потоках, о гордом отце и мудрых старейшинах, о песнях своих юных сестер. Он не желает смириться со своей монашеской судьбой, ему чужды смирение, покорность и упование на бога.

Душой Мцыри — дитя. Оставшись без матери и отца, без родных и близких, он тоскует от чувства одиночества:

Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ — могил!

Юноша стремится ощутить всю полноту жизни, ему хочется смеяться и плакать, любить и ненавидеть, бороться и мечтать. Как часто думает он

Про волю дикую степей,

Про легких, бешеных коней,

Про битвы чудные меж скал…

В результате дитя побеждает монаха, и Мцыри сбегает из монастыря в надежде добраться домой. О, как радостно поет его душа, сбросив тяжесть оков и окунувшись наконец

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

И пусть счастье длилось всего три дня, пусть дорога снова привела Мцыри к ненавистным кельям — ему все же довелось вдохнуть пьянящий аромат свободы.

Я думаю, что в поэме «Мцыри» М. Лермонтов призывает любой ценой бороться за свое счастье и отстаивать собственные идеалы, а не покорно плыть по течению и мириться с обстоятельствами.

Поделиться

Похожие материалы:

  1. Природа в понимании Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)Ни для кого не секрет, что человек находится в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Его здоровье, настроение, жизненные приоритеты во многом зависят от природы. Когда.
  2. Природа в понимании Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)М. Ю. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций А. С. Пушкина и поэтов-декабристов, но в то же время его поэзия стала новым звеном.
  3. Духовный мир Мцыри. Сочинение по поэме «Мцыри»В 1837 году М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ. Проезжая по Военно-Грузинской дороге, он увидел остатки существовавшего когда-то монастыря. Там, среди развалин и могильных.
  4. Характеристика образов в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» и трактовка понятия «Чиновник с виду и подлец душой»Пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы,…все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени. Н.В. Гоголь. Из рукописи «Мертвых душ». Поэма Н.В. Гоголя.
  5. Мцыри — образ сильного человека (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» рассказывается история короткой жизни юноши, воспитанного в монастырских стенах и осмелившегося бросить вызов царящим вокруг деспотизму и несправедливости. Поэма.
  6. Романтический герой Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)Действие поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» разворачивается на Кавказе, в местном монастыре, где жили мирные монахи. Проезжавший мимо монастыря русский генерал оставил монахам пленного измученного.
  7. Духовные ценности Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)В 1837 году М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ. Проезжая по Военно-Грузинской дороге, он увидел остат-ки существовавшего когда-то монастыря. Там, среди разва-лин и могильных.
  8. «Конфликт между душой и судьбой» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)Одним из самых свободолюбивых и гордых образов в русской литературе мне представляется главный герой поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Нелегко сложилась его недолгая жизнь. Родившийся.
  9. Душой дитя судьбой монах (поэма «Мцыри»)Монастырское воспитание не коснулось духа Мцыри, в котором живет неискоренимое воспоминание о земле предков. Слова «отец» и «мать» не исчезают из сознания, несмотря на усилия.
  10. «Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)Лермонтов сам был еще молодым семнадцатилетним юношей, когда в душе его родился замысел: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме.

Рубрики

На нашем ресурсе помимо собственно примеров сочинений, можно найти и статьи о психологических аспектов написания сочинений, менталитета авторов в разном возрасте и основных рекомендаций по написанию действительно отличных работ.

Выражение мыслей в виде сочинения тренирует мышление и речь, учит самостоятельно излагать мысли и наблюдения в логически верном порядке. Написание произведений-неотъемлемая часть в развитии ребенка: это формирует личность, расширяет мировосприятие, эрудицию.
Приступая к сочинению, стоит четко определиться с темой. Не осмыслив ее, нет смысла приступать к собственно написанию. Эксперты советуют начать обдумывать тему задолго до начала изложения мыслей на бумагу.
Вторым важным шагом становится определение основной мысли, лейтмотива вашего произведения. Не знаете, что можно взять за основу? Воспользуйтесь сочинениями нашего сайта, здесь можно найти размышления на разные темы.

“Душой – дитя, судьбой – монах” (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) (1 вариант)

Лермонтов сам был еще молодым семнадцатилетним юношей, когда в душе его родился замысел: “Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, не читал. – Страстная душа томится… “. Но только через восемь лет поэт написал произведение, в котором воплотился его идеал. Им стала поэма “Мцыри”.
Произведение имеет реальную жизненную основу. Сюжет его взят из рассказа о пленном мальчике-горце, отданном на воспитание монахам и тосковавшем по дому, родным, свободной жизни. Лермонтов расширил и

Related posts:

“Душой – дитя, судьбой – монах” (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) (2 вариант) Мцыри – главный герой одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова. Его нелегкая судьба никого не может оставить равнодушным. Шестилетним мальчиком он попадает в плен к русскому генералу, который увозит его из родного аула. Тяготы пути и разлука с близкими людьми приводят к тому, что Мцыри тяжело заболевает, и его оставляют в монастыре, монахи которого соглашаются вылечить […].

Конфликт между душой и судьбой (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) Одним из самых свободолюбивых и гордых образов в русской литературе мне представляется главный герой поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри”. Нелегко сложилась его недолгая жизнь. Родившийся и проживший первые шесть лет среди неукротимых вольных горцев, Мцыри маленьким мальчиком попал в плен и чуть не погиб от болезни во время путешествия с русским генералом. Обитатели одного из […].

“Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?” (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) (2 вариант) В поэме “Мцыри” М. Ю. Лермонтов создал яркий и самобытный образ мальчика-горца. Первые шесть лет своей жизни он провел в горах, среди родных и близких, на лоне живописной природы, но потом попал в плен к русскому генералу и был увезен им далеко от дома. Из-за тяжелой болезни Мцыри оставили в монастыре, монахи которого взялись его […].

Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри” (2 вариант) В романтической поэме “Мцыри” М. Ю. Лермонтов раскрывает необычную судьбу молодого горца, волею случая вырванного из родных мест и заброшенного в монастырь. С первых же строк становится ясно, что Мцыри не присуща покорность, что в душе он мятежник. Выращенный и воспитанный монахами, обязанный им спасением от смерти, юноша тем не менее не желает провести в […].

Природа в понимании Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) (1 вариант) М. Ю. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций А. С. Пушкина и поэтов-декабристов, но в то же время его поэзия стала новым звеном в цепи развития национальной культуры. Романтическая поэма “Мцыри” является одной из вершин художественного наследия поэта. В основу поэмы положен реальный факт. Мцыри мог стать одной из жертв кавказской войны, но […].

Природа в понимании Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) (2 вариант) Ни для кого не секрет, что человек находится в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Его здоровье, настроение, жизненные приоритеты во многом зависят от природы. Когда читаешь поэму М. Ю. Лермонтова “Мцыри”, становится понятно, что ее главный герой – настоящее дитя природы. Волей случая заброшенный в монастырь, он томится в его стенах, не видя и не […].

“Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?” (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) (1 вариант) Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” явилась настоящим гимном стремлению к свободе, “пламенной страсти”, самому романтическому герою: Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть… В образе главного героя поэт наиболее полно раскрыл самого себя, собственную душу, идеалы. В этом произведении соединилось все самое дорогое для человека – родной дом, семья, родина, свобода, […].

Духовный мир Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) В 1837 году М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ. Проезжая по Военно-Грузинской дороге, он увидел остатки существовавшего когда-то монастыря. Там, среди развалин и могильных плит, он увидел дряхлого старика, который рассказал поэту о своей судьбе. Будучи ребенком, он попал в плен. Мальчик тосковал по родине и страстно мечтал вернуться. Но рутинная жизнь монастыря постепенно […].

Романтический герой Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. М. Ю. Лермонтов. Мцыри Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – произведение романтическое. Ее действие разворачивается на Кавказе, где живут гордые непокорные горцы, где суровые монастыри с аскетическим образом жизни и быта хранят свои […].

Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри” (1 вариант) Велико, беспредельно наследие великого поэта М. Ю. Лермонтова. Он вошел в русскую литературу как поэт силы и действия, в творчестве которого прослеживается активное устремление в будущее, постоянный поиск героического. Героика народной жизни, героическая действительность, героический характер, открытые Лермонтовым, не раз вдохновляли великих писателей. Героическая тема отразилась во многих великих произведениях поэта, таких как “Бородино”, “Демон”, […].

Романтический герой Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”)(1) Действие поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” разворачивается на Кавказе, в местном монастыре, где жили мирные монахи. Проезжавший мимо монастыря русский генерал оставил монахам пленного измученного ребенка лет шести. Мальчик томился в неволе, не ел, избегал общения, “смотрел, вздыхая, на восток… “. Монахи выходили иноверца, который остался в монастыре, но все так же тосковал “по стороне […].

Связь человека и природы в поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри” Жизнь людей неразрывно связана с различными природными явлениями. Наше настроение, здоровье, образ жизни и даже благосостояние зависит от природных ресурсов, ландшафта, осадков. В литературе эта связь прослеживается постоянно. Во многих произведениях природа выступает не сама по себе, а в качестве выразителя дум, мечтаний, состояний человека, она предостерегает или успокаивает читателя. В отношении к природе ярко […].

Воспевание воли и свободы в поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри” На мой взгляд, поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – это произведение не о юном послушнике, а о молодом мятежнике, пожертвовавшем жизнью ради свободы. Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. Еще маленьким мальчиком Мцыри был пленен и увезен из, родного […].

Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри) Поэма 1839 г. “Мцыри” – одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой. Герой поэмы – могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросающая ему вызов. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и мощной кавказской […].

Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри” и их значение Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы – это монолог героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы […].

Пейзаж в поэме “Мцыри” М. Ю. Лермонтова Поэма “Мцыри” написана в 1839 г., незадолго до смерти Лермонтова. Это одно из его последних произведений, своеобразный итог всего творческого пути. В поэме воплотился поздний, зрелый лермонтовский романтизм – направление, которому в той или иной степени поэт следовал всю свою жизнь. Все идеи поздней лирики поэта отразились в этом произведении. К концу жизни ведущей темой […].

Романтизм в поэме Лермонтова “Мцыри” и “Песне про купца Калашникова” М. Ю. Лермонтов написал 29 поэм, причем некоторые из них (например, поэма “Демон”) имеют по несколько редакций. Считается, что в любой из них, несмотря на их очевидное внешнее различие, можно обнаружить признаки романтизма – литературного направления, принципов которого Лермонтов придерживался на протяжении всего своего творческого пути. Возьмем, к примеру, два наиболее не похожих друг на […].

Отражение мотивов лирики Лермонтова в поэме “Мцыри” Творчество М. Ю. Лермонтова неразрывно связано с таким литературным направлением, как романтизм. Возникшее в конце XVIII – начале XIX вв., оно взяло лучшие принципы сентиментализма – предшествовавшего направления, провозглашавшего культ естественности, единение с природой, идеализацию жизни; таким образом и появился романтизм. Герой романтических произведений – всегда личность яркая. Неординарность его характера заключена в его героических […].

“Кругом меня цвел божий сад… ” (По поэме “Мцыри” ) Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил – и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. М. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов – замечательный русский поэт, оставивший в наследие прекрасные произведения, стихотворные и прозаические: “Парус”, “На севере диком стоит одиноко сосна… “, поэмы “Демон”, “Мцыри”, “Беглец”, […].

В чем для Мцыри смысл жизни? Увы! – за несколько минут Между крутых и темных скал. Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял… М. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов в юности отдает дань романтизму, создавая в своих произведениях образы стойких и смелых, решительных и несгибаемых бойцов. По большей части они гибнут, но не изменяют себе, своему идеалу. Я […].

Своеобразие поэмы “Мцыри” М. Ю. Лермонтова Посчитать количество поэм у Лермонтова непросто: он начинал их, оставлял, снова возвращался и перерабатывал. Но те из них, которые мы изучаем в школе, являют собой образец совершенства и завершенности. Я хотел бы остановиться на поэме “Мцыри”. Это – одна из поздних поэм Лермонтова, датированная 1839 г., и один из последних классических образцов русской романтической поэзии […].

Единство человека и природы в поэме “Мцыри” Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – произведение романтическое, и, как во всяком произведении этого направления, пейзаж занимает в нем одно из главных мест. Тем самым автор выражает свои взгляды на соотношение мира природы и мира людей. С одной стороны, и человек, и природа изображены Лермонтовым традиционно-романтически: яркая, экзотическая природа, неукротимая и свободная, соответствующая внутреннему миру […].

Почему не удался побег Мцыри? Тема поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опаснее: И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, […].

Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про… удалого купца Калашникова”) (3 вариант) В художественной литературе мы часто встречаем рассказы о жестоких временах опричнины. Из истории нам известно, что опричники славились произволом и беззаконием. Простые люди боялись их, знатные люди пытались любыми способами избежать встречи с ними. Лермонтов в своей поэме “Песня про… удалого купца Калашникова” сумел очень точно передать гнетущую атмосферу царствования Ивана Грозного. Даже в описании […].

Идейно-тематическая связь поэмы “Мцыри” с лирикой М. Ю. Лермонтова Поэма “Мцыри” – один из последних классических образцов русской романтической поэзии. Проблематика этого произведения тесно связана С центральными темами лирического творчества Лермонтова: темой одиночества, неудовлетворенности окружающим миром, жаждой борьбы и свободы. Мцыри – герой-борец, протестующий против насилия над личностью. Он жаждет воли, свободы, “просит бури”, подобно парусу, не удовлетворяясь тихой судьбой монаха, не покоряясь року: […].

Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про… удалого купца Калашникова”) (2 вариант) Замечательный русский поэт М. Ю. Лермонтов, с детства воспитываясь в поместье бабушки, рано полюбил народный фольклор, песни и предания. Позже он и сам написал произведение, которое по стилистике, напевности, затрагиваемым проблемам напоминает народный сказ. Это “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, которая переносит нас совсем в другую эпоху – время […].

Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” и ее главный герой Михаил Юрьевич Лермонтов в поэме “Мцыри” рассказывает о человеке, который горячо любит свою Родину, народ, но тяжело страдает вдали от них, не имея возможности и надежды вновь вернуться в родные края. В мрачных стенах монастыря юноша весь иссох и измучился от тоски и печали. Внимая своим душевным терзаниям, Мцыри решает ценою риска собственной жизнью покинуть […].

Поединок человека с судьбой в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Все философы, на протяжении двух с половиной тысяч лет всегда уделяли внимание проблеме судьбы, рока, действующего вне зависимости от наших желаний и устремлений. Стоило людям задуматься о собственном предначертании, как встал вопрос о судьбе, о том, что существуют некие внешние силы, управляющие поступками людей, всей их жизнью. Все мировые религии говорят о некоем божественном предназначении, […].

Мое отношение к поступку купца Калашникова (по поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про… удалого купца Калашникова”) (2 вариант) М. Ю. Лермонтов часто черпал идеи для своих произведений из устного народного творчества. В двадцать два года он создал “Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, по стилю она похожа на народный сказ. В поэме автор описывает жизненный случай. В жену молодого купца Степана Калашникова влюбился царский опричник Кирибеевич. Он подстерег […].

Мои размышления над поэмой “Мцыри” Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт, создавший необыкновенно много произведений за свою яркую, но короткую жизнь. Не было такого литературного жанра, в котором не работал Лермонтов. Мне очень нравится его поэма “Мцыри” за необыкновенную мелодичность и напевность стиха. Он был, казалось, лет шести; Как серна гор, шутлив и дик, И слаб и гибок, как тростник. Но […].

Мятежный герой М. Ю. Лермонтова Поэма “Мцыри” – одно из вершинных произведений русской романтической поэзии. Ее герой – человек, у которого, по определению В. Г. Белинского, “огненная душа”, “могучий дух”, “исполинская натура”. Мцыри относится к тем мятежным героям Лермонтова, которые бросают вызов судьбе и остаются непобежденными, даже падая под ее ударами. Мцыри – романтически обобщенный образ. О его прошлом говорится […].

Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про… удалого купца Калашникова”) (1 вариант) Поэма М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” является наиболее совершенной и трагичной из исторических произведений поэта. Известный критик В. Г. Белинский высоко ценил “Песню… “, видя ее главное достоинство в народности, верности духу истории. “Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее […].

Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится? В центре поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – образ юноши горца, поставленного жизнью в необычные условия. Ребенком больным и измученным, он попадает в плен к русскому генералу, а затем оказывается в стенах монастыря, где о нем проявили заботу и вылечили. Монахам казалось, что к плену мальчик привык и что он “хотел во цвете лет изречь […].

Сюжет, проблемы, образы поэмы “Мцыри” М. Ю. Лермонтова Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем обречены на вечную жизнь и незаурядный, одаренный скептик Печорин, и озлобленный, опустошенный ненавистью Демон, презирающий ничтожество земли, и пылкий, мятежный борец Мцыри. “Любимый идеал” поэта близок личности самого Лермонтова, лирическому герою его поэзии. Лермонтову, как и Мцыри, свойственны “пламенная страсть” к свободе, стремление к действию, “боренью”. Его […].

Мцыри как романтический герой (3) Действие поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” разворачиваюся на Кавказе, в местном монастыре, где жили мирные монахи. Проезжавший мимо монастыря русский генерал оставил монахам пленного измученного ребенка лет шести. Мальчик томился в неволе, не ел, избегал общения, “смотрел, вздыхая, на восток… ” Монахи выходили иноверца, который остался в монастыре, но все так же тосковал “по стороне […].

Природа в понимании Мцыри Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил – и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. М. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов – прекрасный художник, видевший и умевший показать красоту окружающего мира. В поэме “Мцыри” автор показывает природу Кавказа во всем величии и красоте. красоте. Она […].

Поэма “Мцыри” Поэтический мир Лермонтова – это тревожный мир исканий, напряженной мысли, нерешенных вопросов и больших Философских проблем. Герой этого мира потрясен царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева. Это мир высоких и прекрасных чувств: любви, дружбы, тонких переживаний человеческой души. Даже скалы, горы, утесы, потоки, реки, деревья – вся природа живет в его произведениях. Основной […].

В чем Мцыри видит счастье? “Мцыри” – романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального героя-борца и находит его в образе Мцыри, в котором воплощает лучшие черты передовых людей своего времени. Мцыри – человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к […].

“Люблю я цепи синих гор… ” (по поэзии М. Ю. Лермонтова) (2 вариант) Михаил Лермонтов – великий русский поэт, преемник и продолжатель пушкинских традиций. Его творчество ознаменовало новый этап в развитии русской литературы. Имя Лермонтова, называемого “классиком XIX столетия”, широко известно за пределами России. Читая произведения поэта, каждый раз испытываешь чувство глубокого восхищения его гениальностью, и вместе с тем – горечь и сожаление о безвременной гибели этого выдающегося […].

Какие чувства вызывает во мне стихотворение М. Ю. Лермонтова “Парус” (1 вариант) При чтении стихотворения М. Ю. Лермонтова “Парус” картины одна сменяют другую, и вместе с ними меняется настроение, которое они рождают. Вот передо мной изменчивое и прекрасное лазурное море. Над ним расстилается голубой туман. Море безмятежно и спокойно… Но вот вдали появляется белый парус. Он скользит, рассекая водную гладь, “одинокий”, ему ничего не надо, он ничего […].

«Душой — дитя, судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1 вариант)

Лермонтов сам был еще молодым семнадцатилетним юношей, когда в душе его родился замысел: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, [ничего] не читал. — Страстная душа томится…». Но только через восемь лет поэт написал произведение, в котором воплотился его идеал. Им стала поэма «Мцыри».

Произведение имеет реальную жизненную основу. Сюжет его взят из рассказа о пленном мальчике-горце, отданном на воспитание монахам и тосковавшем по дому, родным, свободной жизни. Лермонтов расширил и углубил этот сюжет, придав ему великий смысл. Мцыри был увезен в монастырь шестилетним мальчиком. С детских лет он сохранил приемы и навыки горца, запомнил свои родные места. Но тоска Мцыри — это не просто тоска по родному аулу. Его родное селение преобразилось в родину-мечту, и вся поэма наполнена чувством родины как высшего идеала:

Пройти в родимую страну –

Но романтическая мечта о неведомом прекрасном крае сталкивается с реальной жизнью, с блужданиями юноши, бежавшего из монастыря, сбившегося с пути, заплутавшего в лесу и снова вернувшегося к тому месту, откуда бежал.

Герой поэмы «душой — дитя». Это означает, что его сердце наполнено жаждой жизни, оно хранит восторженные воспоминания о родном крае, родной природе. Мцыри хорошо помнит своих родных и «звук их песен и речей над колыбелию» своей. С грустью и тоской по прошедшему, которого уже не вернуть, вспоминает он свое счастливое детство, когда уходил играть к шумному потоку в ущелье,

И взором ласточек следил,

Когда они перед дождем

Волны касалися крылом.

Во время своих скитаний вокруг монастыря он слышит голоса природы, радуется пению птиц, вдыхает аромат сонных цветов. Его сердце бьется живей «при виде солнца и полей». Наивное полудетское чувство пробуждается в нем и при виде грузинской девушки, образ которой связывается в его сознании с песнью духа гор. Он рассказывает обо всем этом монаху, чтобы поделиться с кем-нибудь своими чувствами, «чтоб жить, хоть мысленно, опять», чтобы снова испытать ощущение свободы и счастья.

Образ и характеристика Грузинки в поэме Мцыри Лермонтова

. Сочинение на тему Грузинка в поэме Мцыри Несомненно, поэма Михаила Лермонтова «Мцыри» по праву признана одним из самых лучших произведений девятнадцатого века. Главный герой произведения . встречи. Как она спускается к речке, набирает воду, легкий шум шагов, ее молодой голос и ее уход к хижине, которая стояла на краю горы с . голубым дымком на краю. Мцыри не хватило .

Но Мцыри «судьбой — монах», то есть человек, которого судьба заставляет отказаться от всего, что ему так дорого: родины, семьи, свободы — жизни. В этом противоречии и заключается трагедия героя. К тому же он монах не по своей воле, он — пленник. Он раб и сирота, родители которого были убиты врагами его земли. Вокруг него такие же дети, но у них есть родители, а он никому не может сказать «священных слов отец и мать», он «у себя не находил не только милых душ — могил!» ,И ему не выбраться из мрачных стен темницы. Проблуждав три дня, он снова оказывается возле монастыря. И тогда начинает сознавать всю горечь своей судьбы:

И смутно понял я тогда,

Что мне на родину следа

Не проложить уж никогда.

Жизненная основа поэмы делает ее живой, яркой и убедительной. Монастырь, описанный Лермонтовым, сохранился до сих пор. Теперь его называют «Мцыри», и к нему постоянно направляются экскурсии туристов.

Примеры похожих учебных работ

«Мцыри как романтический герой» — по поэме Лермонтова

. основной сюжет поэмы, можно написать сочинение “Мцыри как романтический герой”. Кратко автор . поэме Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова, несомненно, наполнена традициями романтизма, что доказывает и основной как романтический герой” – сочинение .

История судьбы Мцыри и его характер в поэме «Мцыри» (М.Ю. Лермонтов)

. Мцыри – быть захороненным за пределами стен монастыря, там, где живет свобода. Образ Мцыри – это один из самых ярких романтических персонажей русской литературы. Его стойкий и сильный характер . ни на шаг и смог выходить Мцыри, вырвав его из страшных .

Побег Мцыри из монастыря и его цель рассуждение

. их было очень сложно, а побег зачастую означал гибель. Сочинение на тему Побег Мцыри из монастыря Героем поэмы . осознал воочию, что представляет собой свобода. Мцыри воодушевлен исполнившейся главной цели своей жизни – обретением свободной жизни. .

Почему история бегства Мцыри из монастыря завершается трагически? (по поэме М.Ю. .

. был счастлив в ребячестве, стремлением к свободе объясняется побег Мцыри из монастыря. Сочинение на тему “Почему Мцыри бежал из монастыря? (по поэме Лермонтова “Мцыри)” Произведение написано в форме его исповеди. Повествованию предшествует эпиграф: .

Жизнь Мцыри в монастыре — рассказ

. Из-за отсутствия сил это терпеть, Мцыри теряет интерес к жизни и решает умереть. Юноша не сожалеет . И ему так горьки мысли, что он не погиб от полученных ран, а волею судьбы вернулся в свой плен. Жизнь Мцыри в монастыре Несколько интересных сочинений .

Жизнь Мцыри в монастыре (рассказ, )

. ценнее дней жизни в монастыре. Можно сказать, . к сочинению Жизнь Мцыри в монастыр . в богатой семье из небольшого уездного городка под названием Козлов, 19 июля 1881 года. В 22 года поступил в . а то отчаянье, которое он испытал, вернувшись обратно в .

Краткий и полный анализ поэмы М.Ю. Лермонтова “Демон”

Для того, чтобы осмыслить данное произведение, мы предлагаем краткий и полный анализ поэмы. Поэма написана красивым, эмоциональным языком. Действие поэмы происходит на Кавказе, описание природы которого усиливает красоту произведения. Образ Демона не раз появлялся в произведениях Лермонтова, что говорит о противоречивом внутреннем мире самого автора.

Год написания и публикации – 1839 год.
История создания – поэму «Демон» Лермонтов пишет с 14-ти лет, а целых десять лет поэт редактирует ее. Возможно, что на появление этого сюжета оказало влияние стихотворение Пушкина «Ангел».
Жанр – поэма.
Направление – романтизм.
Основная идея – в каждом человеке живут противоположные силы – и Ангел, и Демон. Для каждого человека важно, какой силе отдать предпочтение в жизни.
Тема – добро и зло и их вечная борьба, отражающая выбор жизненного пути человека.
Проблема – борьба Ангела и Демона за душу Тамары.
Композиция – прямая.

  1. п.1. Тематика и проблематика
  2. п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
  3. п.3. Основные герои (их место в образной системе)
  4. п.4. Литературные приёмы
  5. п.5. Конфликт произведения

п.1. Тематика и проблематика

Тема: Любовь.

Проблема: Любовь – прекрасное чувство, но не всякая любовь приводит к счастливому финалу. Важно разобраться, кто твой избранник. Иногда за нее платишь слишком большую цену.

Демон увидел девушку, которая сможет вернуть ему чувство любви. Он когда-то постоянно испытывал его, в образе херувима. До момента встречи с Тамарой злой дух нагонял лишь ужас, а теперь сомневается, боится и плачет. Тамара чувствует сильную тягу к этому непонятному духу, который приходит к ней по ночам. Она предполагает, что ему нельзя доверять. Девушка становится монашкой, скрываясь от него в монастыре, но от себя не убежишь. Дух очаровывает ее, и Тамара доверчиво поддается его демоническому обаянию. Миг их первого слияния в поцелуе приводит к трагической развязке. Его уста оказываются переполнены смертельным ядом.

Тема: Внутренняя борьба, главных героев.

Проблема: Внутренний конфликт может разрешиться по-разному, важно сделать правильный выбор.

Внутренняя борьба и дана для того, чтобы человек выбрал правильное решение, вышел на истинный путь. Не всегда это получается сразу. Сомнения одолевают и Демона, и Тамару. Небо отвергло Демона, но пришло время, когда он уже не в силах выносить свои мучения. Презрение к людям, одиночество завели главного героя в тупик. И вдруг Демон видит для себя выход – оказывается он может чувствовать и любить. Он мечется в этой неразберихе, не зная, как поступить. Тамара тоже борется с собой. Девушка чувствует, что Демон – это исчадие ада, но ее сильно влечет к нему. Он – красив, он говорит девушке неземные, пламенные речи. Тамара хочет помочь себе. Он согласна уйти в монастырь, чтобы остаться верной Богу, сохранить непорочной свою душу.

Тема: Одиночество.

Проблема: Одинокий человек свободен, но это лишь иллюзия свободы и тупик.

Демон изгнан, обречен на одиночество. Он измучен своей одинокой жизнью, не видит в ней никакой радости. Кажется, что, встретив Тамару, Демон готов вновь прийти к Богу.

Тема: Вера в Бога.

Проблема: Бог всегда есть, он направляет человека, но об этом не стоит забывать.

Вера в Бога помогла Тамаре избежать адских мук. Она идет в монастырь, стремится перервать путы этого мучительного контакта. Ее жених сильно поплатился за пренебрежение к молитве об успешной дороге. И Демону удалось погубить его.

Для меня Бог – это самое лучшее, что есть в мире, путь истины и справедливости. Люди, созвучные с Создателем живут радостно и легко. Я думаю, что этот путь возможен для каждого. И уверена, что Демон – дух, который стремится к перерождению, к возвращению в рай. Он вернется в рай уже с новым опытом. С тем опытом, что на пути зла ничего хорошего нет.

п.2. Идея и пафос

Пафос Демона – это его «гордая вражда» с небом, неустрашимое стремления к свободе. Он презирает людей, которые не умеют испытывать истинного счастья. Хотя и сам Демон не знает его, «злой дух» осужден на бесстрастность и одиночество. Его пламенные речи переполнены романтическим пафосом. В них так много чувства и силы. Его пылкое утверждение собственного видения мира вселяет уважение и интерес.

Мы слышим пафос и в описании Тамары – это дань необыкновенной красоте девушки. Красота Тамары не только внешняя, но и внутренняя. Так же, как и она сама, прекрасна ее душа.

Добро побеждает зло – пафос присутствует в развязке поэмы. Ангел не отдает Демону душу Тамары. Ее душа уже не видит Демона, не испытывает чувств к нему – и Демон здесь бессилен.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Образ Ангела противоположен Демону. Посланник рая излучает любовь, прощение и веру в человека.

Образ Тамары символизирует красоту – это не просто красота женщины, а истинное великолепие всей жизни. Девушка живет в большом доме в окружении красивейшей природы. Монастырь, в котором она прячется от лукавого духа, также находится в красивом месте. Тамара прекрасна не только внешне, но и внутренне. Образ красоты здесь представлен как образ правильности жизни и ее радости. Тамара, как прекрасное божье творение, противопоставлена Демону. Но именно эта красота мутит его рассудок, вдохновляет стать на путь добра.

п.4. Литературные приёмы

В поэме мы видим психологизм – эмоции, чувства, внутреннее состояние персонажей выражено ярко, красиво и с большим мастерством.

Образ пути – важный символ, которым идет для себя каждый из персонажей поэмы. Кратко Лермонтов рассказывает о предыстории появления Демона – это падший Ангел, ранее обитавший на небесах. Восставший против Бога, он обречен на одиночество и скитания. Демон представлен «духом изгнанья», его образ печален. Складывается такое чувство, что Демон хочет любить, но обречен ненавидеть. Таков его выбор и его путь.

В поэме есть краткий эпизод, который, как бы, повторяет путь Демона. Жених Тамары в спешке не останавливается помолиться в часовне, нарушая обряд своих прадедов, и погибает. Этот эпизод символически отражает путь самого Демона, только более мягко. Жених не отвергает Бога, он лишь пренебрегает обрядом.

Душа Тамары, после сомнений и внутренней борьбы попадает в руки Ангела – это ее путь и ее выбор.

Лермонтов описывает отчий дом Тамары, как большой, но мрачный. Это описание уже заранее посвящает нас, что конец истории может быть трагическим. Но концовка не так уж тяжела, потому что Тамара попадает в рай, несмотря на старания лукавого духа.

Символически показан и уход Тамары в монастырь. Она всеми силами хочет спастись, остаться наедине с Богом, подумать, разобраться в себе.

Красивейшая природа Кавказа символически отражает великолепие Бога. Но, я думаю, что нет лучшей природы, которая подчеркнула холодную и бесстрастную сущность Демона, его величие и гордыню. Внутренний мир Демона красив, интересен и самобытен, как и надменная природа Кавказа.

п.5. Конфликт произведения

Конфликт поэмы, это конфликт каждого человека – его выбор между добром и злом. На чью сторону становиться, на сторону Ангела или Демона – это решает сам человек. Лермонтов верит, что этот конфликт разрешим в пользу истины и добра. И я полностью согласна с автором.

После мучительных сомнений Тамаре удается отдать свою душу в руки Ангела, а Демон, испытав чувство любви, уже не станет прежним. Рано или поздно он вернется к Богу – туда, откуда был изгнан когда-то, очень давно.

«Демон» Лермонтова: краткое содержание и анализ поэмы

Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». Читать полный текст, слушать аудиокнигу. Краткое изложение. Русская литература, 10 класс. Анализ и суть поэмы. Картина Врубеля «Демон».

«Демон»романтическая поэма М.Ю. Лермонтова о демоне, соблазнившем и погубившем молодую грузинскую княжну Тамару.

При жизни Лермонтова «Демон» был запрещён цензурой и распространялся в списках. Всего насчитывается восемь редакций произведения. Первое полное издание в России вышло лишь в 1860 году, через 19 лет после смерти автора.

Содержание

М.А. Врубель. Демон

Читать полный текст, слушать аудиоверсию

Полный текст поэмы Лермонтова «Демон» можно прочитать в «Викитеке». Аудиоверсия доступна на YouTube.

Краткое содержание поэмы «Демон»

Часть I

Печальный Демон, изгнанный с небес падший ангел, летит над горами Кавказа и над цветущей Грузией. Там седой князь Гудал готовится выдать замуж дочь — прекрасную княжну Тамару:

С тех пор как мир лишился рая,
Клянусь, красавица такая
Под солнцем юга не цвела.

Увидев Тамару, Демон испытывает давно забытые чувства, вспоминает о прежнем счастье, любви и красоте.

Тем временем жених Тамары, правитель Синодала, так спешит на свадьбу, что проезжает мимо часовни, не помолившись.

Его коварною мечтою
Лукавый Демон возмущал:
Он в мыслях, под ночною тьмою,
Уста невесты целовал.

На караван жениха нападают разбойники, он погибает. Лихой конь привозит его мёртвое тело к воротам Гудала. Тамара рыдает и слышит голос Демона: «Не плачь, дитя! Не плачь напрасно!». В её душе зарождается странное чувство к невидимому соблазнителю, которое и влечёт её, и пугает.

Часть II

Тамара отвергает всех новых женихов, которые к ней сватаются. Княжна признаётся отцу, что её искушает «дух лукавый», и уговаривает отпустить её в монастырь. Но и там она продолжает слышать манящий голос Демона.

Уж много дней она томится,
Сама не зная почему;
Святым захочет ли молиться —
А сердце молится ему.

Демон прилетает в монастырь к Тамаре. Он чувствует любовь, из его глаз падает слеза, насквозь прожигающая камень.

И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра.

Однако в келье Тамары дорогу Демону преграждает охраняющий её ангел-херувим. Он обращается к Демону с упрёком и велит уходить. Тогда в Демоне вновь просыпается злоба. «Она моя», — заявляет дух, покоривший гордое сердце красавицы. Херувим, признав победу противника, улетает прочь. Демон признаётся Тамаре в любви.

Я тот, которому внимала
Ты в полуночной тишине,
Чья мысль душе твоей шептала,
Чью грусть ты смутно отгадала,
Чей образ видела во сне.
Я тот, чей взор надежду губит;
Я тот, кого никто не любит;
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы,
И, видишь, — я у ног твоих!

Демон говорит, что девушка одним своим словом могла бы вернуть его в ряды ангелов, заставить снова служить добру. Но Тамара не верит Демону, считает его речи обманом: «Твои слова — огонь и яд».

Собеседник продолжает убеждать её, что устал творить зло и страдает от одиночества. По просьбе Тамары он клянётся отречься от зла, вознести возлюбленную на небеса и сделать «царицей мира».

Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём.

Демон целует Тамару, и от этого поцелуя она погибает. Её хоронят на семейном кладбище возле церкви на склоне Казбека. Ангел встречается в небесах с Демоном и объявляет, что у того больше нет власти над душой Тамары. Бог забирает праведницу в Рай.

М.А. Врубель. Тамара и Демон

Анализ и суть поэмы

Поэма «Демон» написана в духе романтизма. Это значит, что в ней действуют исключительные герои в исключительных обстоятельствах. Действие происходит на Кавказе, который для русского читателя в то время был загадочным и экзотическим местом. Герои поэмы тоже необычны: это прекрасная княжна и мрачный могущественный Демон.

Тема поэмы — одиночество, изгнанничество, которые воплощает в себе Демон. Он лишён райского блаженства, ему положено вечно сеять зло, но «зло наскучило ему». Демон ищет покоя и любви, но не может их обрести — и это сближает его и с лирическим героем стихотворений Лермонтова, и с Печориным из «Героя нашего времени».

Трагедия Демона в том, что даже его попытка отречься от зла и обрести счастье обречена на провал: любовь адского духа убивает Тамару. Ангелы забирают её душу в Рай, и Демон навечно разлучается с возлюбленной.

Значительное место в произведении отведено пейзажам Кавказа, которые служат отправной точкой для философских размышлений. В частности, поэма завершается описанием разрушенного замка Гудала и уцелевшей церкви, где покоятся останки Тамары. В этом случае пейзаж служит аллегорией, символом вечности, противопоставленной скоротечной человеческой жизни и сиюминутным страстям.

Полностью поэма «Демон» была опубликована лишь в 1860-е годы, когда эпоха русского романтизма уже закончилась, а ему на смену пришёл реализм. В этих условиях «Демон» многим казался устаревшим произведением, его подвергали осмеянию, создавали на него пародии. Тем не менее поэма вошла в число классических произведений русской литературы. Интересу к лермонтовскому сочинению отчасти способствовало и появление оперы «Демон».

Опера «Демон»

В 1875 году в Мариинском театре состоялась премьера оперы Антона Рубинштейна «Демон» (на либретто Павла Висковатова). В начале XX века партию Демона исполнял Фёдор Шаляпин.

Полностью оперу в концертном исполнении можно посмотреть на YouTube. Партию Демона поёт Дмитрий Хворостовский.

Анализ поэмы «Демон» (М. Лермонтов)

Автор: Guru · Опубликовано 15.09.2017 · Обновлено 08.10.2017

Поэму М.Ю. Лермонтова «Демон» можно считать визитной карточкой писателя. Здесь мы видим и любимый автором Кавказ, и философские мысли автора относительно добра и зла. Не лишена поэма и темы невозможности любви, которая была так актуальна для самого Михаила Юрьевича. Мастерское изображение природы, полные психологизма и романтического пафоса диалоги, многообразие мифологических и фольклорных мотивов – всё это содержит в себе этот шедевр русской литературы.

История создания

Поэма «Демон» насчитывает 8 редакций, так как Лермонтов начал писать своё произведение ещё в возрасте 14 лет и возвращался к работе над своим детищем на протяжении всей жизни. Ранние редакции отличаются нецелостностью образов, большим количеством философских рассуждений. Поворотным для развития авторского замысла становится 1838 год, когда из-под пера поэта появляются 6-я и 7-я редакции. Теперь уже более зрелый творец не проводит параллель между Демоном и собой и наделяет своего героя монологами.

Поэма базируется на библейском мифе о падшем ангеле, а также обращается к грузинскому фольклору и деталям местного быта.

Жанр и направление

В эпоху романтизма авторы нередко обращаются к крупной форме поэзии. Интерес к герою-бунтарю, готовому противостоять судьбе, рождает жанр романтической поэмы, к которому относится и «Демон».

Главного персонажа поэмы можно назвать прототипом героя-изгнанника, прочно занявшего своё место в литературе романтизма. Это Падший Ангел, страдающий за свою дерзость и неповиновение. Само обращение к такому образу — характерная черта романтизма. Одним из первых был Мильтон («Потерянный Рай»), обращался к этому персонажу и повлиявший на русскую литературу Байрон, не обходит стороной вечный образ и А.С. Пушкин.

Поэма пронизана идеями борьбы как на глобальном уровне (противостояние Демона и Бога), так и внутри души отдельного персонажа (Демон желает исправиться, но гордыня и жажда наслаждения мучают его).

Наличие фольклорных мотивов также позволяет относить «Демона» к жанру именно романтической поэмы.

О чём?

В Грузии, в роскошном доме князя Гудала, живёт его дочь, девушка невероятной красоты, Тамара. Она ждёт своей свадьбы, двор уже убран к торжеству, но пролетавший над вершинами Кавказа Демон уже заметил девушку, он пленился ею. На свадьбу спешит жених, за ним следует богатый караван верблюдов, но в ущелье путников настигают разбойники. Так радость свадьбы оборачивается горем похорон.

Демон, теперь не имеющий соперников, является Тамаре, желая завладеть ею. Бедная девушка хочет найти защиты у Бога и уходит в монастырь. Там её стережёт Ангел-Хранитель, но однажды ночью Демон преодолел эту преграду и соблазнил девушку. Тамара погибла, но её душу спас Ангел и перенес в Рай, где она обрела покой.

Главные герои и их характеристика

  • Демон – весьма сложный персонаж поэмы. Сам образ Демона восходит ещё к Библейским сюжетам, но в поэме Лермонтова мы встречаем уже авторскую трактовку этого архетипа. Он наказан вечной жизнью, а существование его будет всегда сопровождаться одиночеством и тоской. Казалось бы, можно позавидовать этой уникальной возможности: с высоты птичьего полета наблюдать горные красоты, но и это наскучило герою. Даже зло уже не приносит ему удовольствие. Но характеристика Демона не может сводиться лишь к отрицательному. Он встречает девушку, сравнимую со сказочной девой, обладающую такой красотой, какую ещё «свет не видывал». Но она прекрасна не только внешностью и нарядами, а ещё и душой.
  • Тамара скромна, целомудренна, верит в Бога, она создана не для этого мира, неслучайно Демон желает обрести спасение через любовь к ней. Ощутив это новое для него чувство, Падший Ангел хочет творить только добро, встать на путь истинный. Но, как мы видим дальше, герой не может справиться со своей гордыней, и все его хорошие намерения оборачиваются прахом. Искуситель дерзок и настойчив, на пути к наслаждению он не собирается уступать ни мольбам беззащитной девушки, ни уговорам Божьего посланника.
  • Любовь. Особое место в поэме занимает любовь. Она имеет безграничную силу: иногда губит героев, иногда даёт надежду, а порой сулит вечные муки. Ревнивая спешка к невесте губит жениха Тамары, для Демона же эта девушка – надежда на спасение. Любовь пробуждает в Падшем Ангеле давно забытые чувства, она заставляет его, нагоняющего ужас, бояться и плакать.
  • Борьба. Отвергнутый Небом Демон больше не в силах выносить свои мучения. В поэме он предстаёт читателю уже потерявшим всякий вкус к существованию, даже зло не приносит ему удовольствия. Последний шанс отвоевать себе прощение – любовь юной чистой девушки. Тамара для Демона — орудие для борьбы с Небом. Он избавился от Ангела, соблазнил Тамару, но он не способен побороть себя, свои пороки, за что обречён страдать вечно. Тамара борется с искусителем, она не поддаётся его словам против Всевышнего, отчаянно желая избежать адской обители.
  • Одиночество. «Дух изгнанья» уже несколько столетий он скитается «в пустыне мира без приюта». Единственная отрада его существования – воспоминания о прошлом, когда он был среди своих собратьев — «чистых херувимов». Любовь к смертной чистой девушке заставляет Демона ещё острее чествовать свою тоску и одиночество. Кажется, что в какой-то момент он готов проявить смирение и преклониться перед Всевышним: он слышит вечернюю песню, она напоминает Падшему Ангелу о Рае. Демон, нагонявший до этого на всех страх и ужас, теперь плачет сам горячими слезами.
  • Вера. Только благодаря непоколебимой вере в Бога Тамара избегает от мук ада. Пренебрежительное отношение к религии губит, согласно авторскому замыслу, жениха княжны. Искушая красавицу, Демон шепчет ей, что Бог занят только небесными делами, а на земные не обращает внимания. Но девушка не поддалась наветам зла, за что душа её была спасена Ангелом-Хранителем.

Ангел и Демон – две стороны одной души. Человек по своей натуре двойственен, Добро и Зло всегда борются в нём. Предназначение главного героя поэмы – сеять сомнение, пробуждать лукавые мысли в человеке. За повиновение Демону Бог может жестоко наказать, как это и произошло с женихом Тамары.

Повержен и Демон, но так ли жестоко к нему Небо? Оно даёт изгнаннику шанс спастись через искреннюю любовь, ведущую к добродетели, но герой не справляется со своим отрицательным началом и тем самым губит себя и девушку.

Проблематика

Любовь и порок несовместимы – эту проблему актуализирует Лермонтов в «Демоне». Для автора это чувство, скорее, святое, данное Небом, нежели земное. Когда забывают о красоте душевной, а думают лишь о наслаждениях плоти, происходит подмена любви грехом. Истинное же чувство призывает к добродетели, самопожертвованию, отказу от гордыни.

Но не каждому дана способность именно так любить. Одержимый жаждой превосходства над Небом и желанием испытать удовольствие, впервые за много сотен лет, Демон обрывает последнюю спасительную нить. И Падший Ангел, и Тамара становятся жертвами греховной страсти, но почитающая Бога девушка спасается, а упрямо противостоящий Создателю Демон обрекает себя на вечные страдания. Так находит свое отражение нравственная проблема гордыни – темная сторона души каждого из нас.

Перед героями стоит проблема нравственного выбора. Демон между смирением и страстью выбирает последнее, за что получает ещё большее страдание. Жених Тамары прислушался к лукавому голосу и пренебрёг молитвой в дороге, за что жестоко поплатился, Тамаре же удаётся противостоять соблазнам искусителя, поэтому для неё открыты Врата Рая.

Критика

В оценке критиков «Демон» в определённые периоды своей литературной истории поэма представлена по-разному. Появление этого демонического образа на русской почве было в некотором роде литературным событием, рецензенты с трепетом относились к произведению, в первую очередь, потому, что осознавали, какую историю имеет за собой эта тема в мировой литературе. Один из крупнейших авторитетов критики того времени В.Г. Белинский сам признаётся, что «Демон» стал для него мерой «истин, чувств, красот». В.П. Боткин видел в поэме революционно взгляд на мироздание. Многие из исследователей творчества Лермонтова до сих спорят о важности некоторых редакций, не отдавая безоговорочно пальму первенства окончательному варианту.
Совершенно иной была критика более позднего периода. «Демон» стал объектом насмешек и издевательств, особенно реалисты, В. Зайцев, А. Новодворский, крайне негативно относились к одному из главных символов романтизма.

Реабилитирует поэму светоч поэзии начала прошлого столетия А. Блок, продолжая в своём стихотворении «Демон» традицию Лермонтова.

Читайте также:
Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова.: сочинение
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: