Единство человека и природы в поэме «Мцыри»: сочинение

“Мцыри”: природа и человек, что писать в сочинении?

Что писать в сочинении на тему: “Природа и человек” в поэме Лермонтова “Мцыри”?

В поэме “Мцыри” природа отождествляется со свободой. Пребывая в монастыре Мцыри практически был лишен общения с природой, он был заперт среди мрачных холодных стен своей темницы. Он страстно мечтал обрести свободу, и оказавшись на воле воспринимал красоту природы вокруг себя как обязательный атрибут свободного мира.

Побег Мцыри проходит среди разрядов молний и грома, это буйство стихий символизирует бурю, которая бушевала в груди Мцыри, герой чувствует свое родство с необузданной, но такой свободной стихией.

Когда гроза проходит Мцыри оказывается в божественном саду, вокруг него колышутся травы, внизу шумит бурный поток, поют на разные голоса птицы. И Мцыри чувствует запах свободы. Люди кажутся ему чужими, он одинок, но странным образом сравнивает себя с ползущей змеей.

Но природа предает Мцыри и тот блуждает в лесу, не в силах найти правильную дорогу. Его чувство единения с природой обманчиво, потому что он все-таки человек, и он слишком долго был оторван от настоящей природы.

В схватке с барсом Мцыри становится подобием грозного хищника, он ведет себя как дикий зверь, но это поведение отражает лишь стремление Мцыри к свободе и желание смести все преграды на своем пути, которые могут помещать ему обрести эту свободу.

Природа обещает Мцыри покой, но это покой смерти. В его бреду рыбка зовет Мцыри уснуть на века, обещая, что так его мятежный дух успокоится.

Мцыри пытается вырваться из мира людей, но тот крепко держит его. И герой приходит в себя в ненавистных стенах монастыря.

Природа создает яркий контраст между двумя мирами: убогим и мрачным миром внутри монастырских стен и ярким, пульсирующим, чувственным миром свободы, раскинувшимся за его стенами.

Мцыри, чувствуя, что жизнь имеет смысл только в этом втором мире, в мире, которого его лишили с самого детства, но вкус к которому ему удалось почувствовать, вырвавшись из мрачного плена, буквально наслаждается каждым мигом:

Природа для него – олицетворение свободы (тема свободы – подробнее обсуждается здесь) и поэтому она притягательна во всех ее проявлениях – и когда все спокойно, и когда вдруг разразилась гроза:

Показательна битва Мцыри с барсом: два свободолюбивых существа столкнулись на одной тропинке, каждый – готов умереть за свою свободу, каждый – чувствует и уважает силу и бесстрашие соперника и каждый – не готов уступать.

Сравнивая себя с барсом,

Мцыри понимает, какую трагическую шутку сыграла с ним судьба, лишив его детства, юности, пытаясь заглушить в нем ту страсть к свободе, которая жила в нем всегда, с самого рождения, но познать ее ему было суждено только однажды, вырвавшись из стен монастыря и окунувшись в мир природы.

Романтическая поэма “Мцыри” была написана Лермонтовым в 1839 году и особое место в поэме автор посвятил природе. Природа является своеобразным символом свободы, которую так жаждет главный герой. Она оказывает на беглеца неизгладимое впечатление и в его душе остаются ее величественные картины. Цветущий сад, оказавшийся на пути к свободе в первое утро, в которое герой покинул монастырь, дал почувствовать Мцыри всю необъятность окружающего пространства. Природа перед ним показала всю свою красоту и гармонию.

Естественная среда для беглеца намного ближе, чем стены монастыря в котором он оказался по воле случая. Как буря, разыгравшаяся в ночь побега, так и сад стали близкими друзьями для главного героя. Именно природа дарит юноши ощущение возвышенности и счастья, чего нельзя сказать о стенах монастыря, которые ограничивают и пленят его. И даже встреча со свирепым барсом придает беглецу сил и из этой схватки он выходит победителем.

Мцыри вспоминает просторы и картины природы, которые стали символом его далекой родины и воспоминаниями о его отце. Герой смог понять себя только тогда, когда три дня провел на природе. Она стала для героем непостижимой мечтой и уничтожила его. Он так и не смог по-настоящему погрузится в природу и слиться с ней. Увы, природа оказалась такой же враждебной к нему, как и желанной для него. Но перед смертью природа подарила Мцыри незабываемое ощущение счастье и свободы.

Читайте также:
Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова: сочинение

«Единство человека и природы в поэме «Мцыри»»

Поэма М.Ю.Лермонтова “Мцыри” — произведение романтическое, и, как во всяком произведении этого направления, пейзаж занимает в нем одно из главных мест. Тем самым автор выражает свои взгляды на соотношение мира природы и мира людей. С одной стороны, и человек, и природа изображены Лермонтовым традиционно – романтически: яркая, экзотическая природа, неукротимая и свободная, соответствующая внутреннему миру главного героя, и мир людей — чуждый герою, отнимающий у него свободу, обрекающий на физическую гибель. В этом можно увидеть влияние модной в то время философии о “естественном человеке”, сталкивающемся с губительной силой цивилизации. Но в лермонтовской поэме оказывается невозможным и возвращение человека к “естественному” состоянию. Он представитель иного, людского, “царства” и не может уже жить по законам природы. То есть лермонтовский взгляд на соотношение человека и природы более противоречив и глубок, чем традиционный.
Итак, человек и природа — два особых мира, существующих одновременно и в гармонии, и в противоборстве, и это одна из центральных тем поэмы “Мцыри”.

Немного лет тому назад
Там, где сливался, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.

Мир, спокойствие в этих словах. Даже бурные реки текут, обнявшись, “будто две сестры”. Вскоре в монастырь привозят мальчика, который

. был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.

Сравнение с серной дает понять, что это дитя не приживется в обители. Серна — символ свободы, вольной жизни. И все же Мцыри постепенно привыкает к “плену”. “Он уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет”, но тут происходит событие, изменившее предопределенную жизнь юноши. Мцыри не может жить спокойно, он грустит по родине. Даже сила привычки не смогла вытеснить тоски по “стороне своей родной”. Он решается на побег. И не случайно он исчезает из обители “осенней ночью”. У романтиков ночь — символ тяжелой, мучительной жизни человека, одинокого, лишенного друзей и защиты, символ опасностей и вражды. “Темный лес” закрывает ему путь на родину. Побег — шаг в неизведанный мир. Что ждет там Мцыри?
Это “чудный мир тревог и битв”, о котором герой мечтал с детства, в который вырвался “от келий душных и молитв”. Мцыри, попавший в монастырь не по своей воле, стремится туда, “где люди вольны, как орлы”. Утром он увидел то, к чему стремился: “пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев. ”. Мцыри воспринимает природу одухотворенно. Для него деревья — это “братья в пляске круговой”, горные хребты — в “объятьях каменных”. Он видит в природе ту гармонию, единение, братство, что не дано ему было познать в человеческом обществе.

Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев.

Лермонтов наделяет героя поэмы собственной способностью тонко видеть, понимать, любить природу и в этом находить радость бытия. Мцыри отдыхает после мрака монастыря, наслаждается природой. В это утро он повстречал молодую девушку. Тот, кто способен понимать красоту природы, умеет ценить и понимать красоту вообще, человеческую в частности. Поэтому Мцыри говорит, что юная грузинка была “стройна. как тополь, царь ее полей”. Она жила в маленькой сакле. Герой хотел войти туда, “но. не смел”. Он отправился в путь, поскольку “цель одну, пройти в родимую страну имел в душе”. Его компасом были горы. Вдруг Мцыри “из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал”. Он был в отчаянии. Тот лес, красотой деревьев, пением птиц которого он наслаждался вчера, становился “страшней и гуще каждый час”. “Миллионом черных глаз смотрела ночи темнота. ”. Эта гипербола передает ужас Мцыри, оказавшегося теперь уже во враждебной ему стихии. Гармония человека и природы разрушена. Кульминацией выступает сцена смертельной схватки человека с барсом.
Мцыри был сам “как барс пустынный, зол и дик”, силен так же, как и зверь. В минуту опасности он почувствовал в себе навыки бойца, которые развивали его предки на протяжении столетий. В этой схватке с наибольшей силой раскрывается героическая суть характера героя. Мцыри победил и, несмотря на раны, продолжал путь.
Как страшно ему стало утром, когда он понял, что заблудился и пришел “к тюрьме”. Мир природы не спас человека, испорченного миром человеческого общества, “цивилизацией”. По мысли Лермонтова возврат к дикой природе закрыт для человека, как путь обретения свободы, утраченных лучших человеческих качеств. Итак, мечте Мцыри не суждено было сбыться. Едва “блаженство вольности познав”, он завершил свою жизнь. Раны от битвы с барсом были смертельны. Но герой не жалел о случившемся. Эти дни он жил настоящей, свободной жизнью. Ведь Мцыри— “цветоктемничный”, на котором “тюрьма оставила печать”, поэтому он не выдерживает испытаний. Природа — это не только прекрасный мир, но и грозная сила, постигать которую непросто. Интересно то, что все эти три дня “вольности” между Мцыри и природой не было посредника. В своих несчастьях он не призывает Бога, стремится преодолеть их сам.
Мцыри умирает. Он просит перенести его в сад:

Читайте также:
Образ Печорина (по роману Лермонтова Герой нашего времени): сочинение

Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет.

В эти последние минуты для Мцыри нет ничего ближе природы, для него ветерок с Кавказа — единственный друг и брат.
Три дня Мцыри провел на воле, пытаясь постичь природу. Именно эти три дня раскрыли внутренний мир героя, помогли понять его замыслы, стремления, мечты. Он сам обнаруживает в себе чувства, ранее ему неведомые: восторг перед природой, ее вольной, прекрасной стихией, ярость битвы, страсть любви.
Природа — великий учитель. Никакие искусственные преграды не смогли и не смогут уничтожить то, что она заложила в человеке. Никакие стены не остановили и не остановят стремление познавать мир, слиться с природой, ощутить себя таким же свободным, как она сама. Лучшее подтверждение тому — жизнь Мцыри.

Природа в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» — описание и роль пейзажа

  • Роль пейзажа и описание природы в поэме Мцыри
  • Поэма «Мцыри» Михаила Юрьевича Лермонтова была написана в тысяча восемьсот тридцать девятом году, в эпоху позднего творчества поэта. Главной идеей его поздней лирики является тема одиночества. Поэт, через призму своего творчества, пришел к новому восприятию отношений героя с окружающим миром.

    В данном произведении одиночество выступает как освобождение от условностей, обретение свободы и возможность самому герою управлять своей жизнью. Мцыри показан нам как человек, который потерял себя, свои корни, душевное равновесие.

    Роль пейзажа в поэме играет центральную роль. Именно через природу герой осознает себя, убегает из монастыря и получает возможность познать свою душу. Через ручей, через горы, он начинает вспоминать отчий дом, голоса сестер. Будучи маленьким мальчиком, он был пленен генералом и, против воли, покинул родные края. Каждое дерево, камешек, дуновение ветра, пробуждает воспоминания о своей семье. Монастырь, в котором все эти годы жил юноша, воспринимается как тюрьма.

    В щебетании птиц он услышал все тайны неба и земли, которые раньше ему были неведомы. В единении с природой, Мцыри наконец-то чувствует себя частью целого, а не мальчиком, которого бросили на чужбине. Центральная сцена с барсом является кульминационным моментом всего произведения. Поляна является ареной, природа будто замерла, наблюдая за битвой. Именно в этом действии Мцыри побеждает свои душевные муки, он начинает осознавать, что полон сил, что может укротить природу, побороть сильного соперника.

    Основной конфликт «Мцыри» — яркий контраст между монастырским миром, темницей для Мцыри, и природным миром, который воплощает в себе свободу. Проведя три дня вне стен монастыря, Мцыри готов остаться, раствориться в ручье, горах. Воспоминания, которые разбудила в нем природа, зарождают в нем веру вновь оказаться в родном краю. Даже смерть не страшит героя – он готов все отдать, чтобы только умереть в родной земле.

    Романтический пейзаж в «Мцыри» очень символичен, в нем заложен принцип психологического параллелизма – сопоставление с природой состояний человека. Вся поэма строится на контрастах – холодные стены монастыря и живой мир дикой природы. Мы видим душевную широту героя, Мцыри воспринимает природу в целости, видит ее гармонию. Даже находясь в заточении, Мцыри нашел путь к познанию мира, смог ощутить себя таким же свободным, как горные хребты, безмолвные облака и величественные деревья.

    Читайте также:
    Мцыри как романтический герой: сочинение

    Идея и тематика произведения

    В основу поэмы Мцыри положен сюжет о юноше, бежавшем из храма. Его подростковый бунт во всех подробностях описывается Лермонтовым. Скучная жизнь в заточении стала для мальчика настоящим разочарованием, он устал играть роль послушника и решил бежать.

    Хоть природа кажется лишь второстепенным персонажем, она постоянно говорит с читателем, демонстрируя свои живописные пейзажи, реки и леса. В её восприятии слушатель постоянно солидаризируется с Мцыри и не понимает монахов, для которых ее удивительные красоты становятся пустым звуком.

    Встретившись со всеми опасностями Кавказа, юноша в итоге возвращается к своей темнице. Но происходит это не по его воле. Мцыри несколько дней плутал в лесу и совершенно не знал, в каком направлении ему двигаться.

    Так это выглядит на первый взгляд, однако в его трагическое возвращение заложен куда более глубокий философский подтекст.

    Описание природы и роль пейзажа в поэме Мцыри Лермонтова сочинение

    Сюжет и действие поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» происходит на Кавказе, который занимает важное место в всем творчестве писателя. Для него, горы и близлежащие территории – это в первую очередь чувство свободы, независимость, желании жить. Этими же идеями пропитано и «Мцыри». А раскрыть их наиболее полно позволяет такой элемент художественной изобразительности, как пейзаж.

    Важно отметить, что природа изображена Лермонтовым показана не в реалистическом, а в романтическом изображении. Это помогает передать чувства и эмоции героя-романтика, который впервые вырвался на волю, поэтому ему все кажется прекрасным. Горы, холмы, реки – все восхищает юного Мцыри. Метод психологического параллелизма позволяет более тонко передать душевное состояние героя.

    Это же достигается за счет резкого контраста в описании монастыря и природы вокруг. Монастырь воспринимается героем как тюрьма, поэтому рисуется его мрачная, давящая атмосфера, навивающая тоску и безысходность. Мир природы напротив, наполнен яркими. Сочными красками, олицетворяющими всю полноту жизни, к которой стремится Мцыри.

    Отдельное внимание стоит уделить горам. Так как сюжет произведения происходит на Кавказе, он часто встречаются в пейзаже и несут важную смысловую нагрузку. Гор – это не только красивый объект, но и символ Родины для главного героя. Мцыри, будучи еще маленьким мальчиком, горец по народности, был взят в плен русским генералом и увезен им из родных мест. Поэтому, горы для героя напоминают ему о его родных, близких и беззаботном детстве, проведенным с ними.

    Таким образом, пейзаж у М.Ю. Лермонтова играет важную роль, помогает лучше раскрыть идейное содержание поэмы, показать душевное состояние главного героя.

    Роль природы

    Работая над поэмой, Лермонтов романтизировал не только личность лирического героя, но и родственную ему природу. На протяжении всего произведения соотносятся два мира:

    • внешний (природный);
    • внутренний (личностный).

    Человек и природа в поэме «Мцыри» взаимодействуют и влияют друг на друга, автору удаётся в красочных эпитетах соотнести и описать сразу две тесно связанные реальности.

    Однако на этом роль описания природы в поэме Мцыри не заканчивается.

    Чтобы понять, какова ее истинная задача, необходимо структурировать имеющиеся в поэме образы и знания об эпохе, в которой жил Лермонтов:

    • формирование и поддержание романтического образа лирического героя;
    • изображение прекрасных пейзажей в угоду жанру;
    • возвеличивание и возвышение природы над человеком;
    • создание конфликта произведения.

    Лермонтов проводит некую параллель, сравнивая красоты местной природы со скучной жизнью в храме. Такой контраст лишь усиливает впечатления от рисуемой картины, он заставляет лишний раз сопереживать главному герою и его борьбе со стихией.

    Начало произведения

    С самых первых строк поэма повествует о монастыре. В них описывается, что он находится в живописном месте, где соединяются две реки. Начальные строки как будто дышат миром. Даже неспокойные реки Кавказа обнимаются здесь, как сестры. Это контрастирует с событиями, которые будут развиваться в дальнейшем.

    Молодой послушник покидает монастырь в одну из осенних ночей. Такое время года автором было выбрано не просто так. Поэма написана в романтическом ключе, а символизм осени — покинутость, потеря. Оставшись без родных, главный герой чувствует себя одиноким. Лермонтов, изображая осень как время побега, предрекает дальнейшую судьбу юноши. Все находятся в его поиске, и пейзаж сразу резко меняется: по горам протягивается темный лес.

    Читайте также:
    Вернер: сочинение

    Возникают нотки тревожности, с одной стороны, но, с другой, сразу появляется чувство независимости, воли, которого так боятся монахи, но для героя все выглядит иначе: «От келий душных и молитв / В тот чудный мир тревог и битв, / Где в тучах прячутся скалы, / Где люди вольны, как орлы». Его состояние души описано именно такой цитатой. Так, в «Мцыри» природа противопоставляется монастырю. Она по-разному воспринимается послушниками и главным героем, и поэтому из-за простого изображения пейзажа возникает конфликт.

    Человек в поэме

    Первое описание природы в «Мцыри» — это бескрайнее небо, пышные поля и величественные горные хребты, то есть то, что видит главный герой, покинув храм. При чтении произведения читатель не задумывается, прекрасна ли земля Мцыри, ведь в чарующие картины Кавказа тяжело не влюбиться. Лирический герой, как и читатель, опьянён красотой и ещё не замечает нависшей угрозы.

    Кавказ — дикий и непокорный край, но для Мцыри он не враг. Герой стремится подружиться с бурей, стать частью огромного мира, у которого не существует границ. Прожив в храме долгое время, юноша устал от заточения. Ни ночные горы, ни юркие змеи и голодные шакалы не способны напугать его так сильно, как сон с закрытой дверью.

    Произведение Лермонтова обычно читают в 8 классе. В сочинении школьникам предлагают высказать своё отношение к поэме. Цитаты Мцыри о природе прекрасно описывают состояние подростка во время взросления. Рискованный и беспощадный мир кажется ему другом. Он не стремится к покою, ведь в тишине рождаются страхи.

    Главный герой больше всего боялся остаться один на один с собой, ему было слишком тесно в своём внутреннем мире, поэтому он пожелал обратить свой взор на то, что находится за стенами храма.

    Роль пейзажа в поэме Мцыри Лермонтова

    В далеком 1839 русский классик первой половины 19 века Лермонтов создал свое бесценное творение – «Мцыри».

    По жанру названное произведение представляет собой поэму, которая написана по всем правилам романтизма.

    Мы помним со школьной скамьи, что романтическое произведение всегда заключает в себе формулу, которую можно сформулировать как «экзотический герой в экзотических обстоятельствах». Понятно, что раз речь идет об экзотических обстоятельствах, то пейзаж в этом играет главенствующую роль.

    В «Мцыри» пейзажные зарисовки необходимы для того, чтобы увидеть и прочувствовать читателю внутренний мир главного героя.

    Выше речь шла об экзотических обстоятельствах. Так экзотикой в произведении Лермонтова выступает природный мир Кавказа. Природа, которую описывает поэт, действительно завораживает. В ущелье стоит монастырь. Неподалеку от обители монахов текут две величавых горных речки. Причем Михаил Юрьевич не просто описывает плод своего воображения, он опирается на реально существующую географическую точку. То, что когда-то увидел Михаил Лермонтов, до глубины души затронуло его.

    Михаил Юрьевич решает, что в этом месте будет жить его литературный персонаж – Мцыри. Такой выбор позволяет читателю сделать определенные выводы о внутреннем состоянии героя. Можно предположить, что Мцыри – бунтарь, потому что Кавказ – это символ свободы, как в физическом, так и в духовном плане.

    Читателю важно, что пейзаж в тексте Михаила Юрьевича Лермонтова тоже выступает как самостоятельное действующее лицо. А если лицо самостоятельное, то следует вывод о том, что его можно трактовать с двух позиций.

    Во-первых, пейзаж через призму мировосприятия самого автора.

    Во-вторых, пейзаж через систему мироощущения самого Мцыри.

    В тексте есть эпизоды, когда две этих позиции совпадают и возникает ощущение, что автор сливается воедино со своим героем.

    Выше речь шла о том, что пейзаж – это самостоятельный герой в «Мцыри». Остановимся на этом подробнее.

    Анализируя начало произведения, нетрудно заметить, что природа в нем безрадостна и лишена буйства и яркости красок. Это косвенный намек автора на внутренне состояние своего персонажа. Причем явно Лермонтов нигде не выражает состояние Мцыри в тот момент времени. Это домысливает читатель, по тем краскам в природе, которые ощущает он вместе героем текста.

    Далее описывается побег Мцыри из монастыря и три дня, которые главный герой наслаждался свободой.

    Понятно, что Михаил Лермонтов в этом эпизоде показывает природу, но уже совершенно с другой стороны.

    Во-первых, читатель сразу обращает внимание на краски, которые автор использует. Это яркие солнечные тона.

    Читайте также:
    Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях М. Ю. Лермонтова? (по произведениям Песня про купца Калашникова и Бородино): сочинение

    Во-вторых, следует обратить внимание на детали, которые прямо-таки кричат о том, как хорошо и приятно было на воле Мцыри. Это и теплый солнечный свет, и легкий ласкающий ветерок, и прекрасные цветы Кавказа, и птицы, которые беспрестанно воркуют.

    В этом же эпизоде Лермонтов использует свой излюбленный литературный прием – антитезу. Он противопоставляет прекрасный пейзаж в настоящем Мцыри и его прошлое, похожее на тюремное заключение в монастыре.

    Если смотреть глубже, обратиться к проблематике текста, то легко и просто можно определить проблему свободы личности.

    Когда Мцыри обретает, путь короткую, но свободу, он начинает осознавать свое место в мире. Чтобы точно определить свое местонахождение Мцыри старается вспомнить свою семью, свои, как говорится корни. Конечно, его воспоминания фрагментарны и туманны, по причине того, что мальчик расстался с родителями в раннем возрасте при печальных обстоятельствах.

    Но все-таки Мцыри чувствует себя на свободе принадлежащим определенному роду и по этой причине его, как говорится, тянет в родные места.

    Смерть Мцыри

    Стремясь познать и охватить необъятный мир, Мцыри тем самым погубил себя. Он почувствовал себя бойцом, хищником, но в момент встречи получил смертельные раны.

    Несмотря на множественные повреждения, мальчик одержал героическую победу в схватке со зверем и продолжил путь, будучи уже полностью измождённым.

    Его разочарование не знало границ, когда после нескольких дней дороги он вернулся к своей темнице. Это очень сильная сцена, в которой Лермонтов демонстрирует ограниченность человеческой сущности. Сколько бы юноша ни взял от природы, он не способен вернуться к дикости.

    Поэма Лермонтова — это не просто история побега, а рассказ о тесных взаимоотношениях человека и природы, их родственной близости и в то же время полной недосягаемости из-за давно утерянной связи.

    Вариант 2

    В данном произведении автор описывает жизнь мцыри, который готовится стать монахом, однако, тоска по дому одолевает его. Он вырывается на волю.

    Очутившись наконец за пределами монастыря, юноша встречается с первым природным явлением – бурей. Она олицетворяет все страхи и метания молодого человека, показывая, что даже если внешне он спокоен, внутри него ураган эмоций. Страх, волнение, радость, настороженность и предвкушение – все эти чувства одолевают мцыри в первые часы на свободе.

    Однако, буря стихает. Солнечные лучи разгоняют тьму, и наступает прекрасное утро. Первая зоря вне стен монастыря. Ничто не пугает мцыри, напротив – вызывает восхищение. Конечно, не оставляют его тревожные мысли, он боится ни умереть, попасть в беду, лишь молит, чтоб не поймали его, чтоб не заточили вновь в ненавистных стенах.

    Наконец, натыкается он на чудесный сад. Все восхищает главного героя. Ни один час бродит он там, рассматривая различные растенья, удивляясь их красоте. Но вот слышит он чудесный голос. Это грузинка поет песню, убаюкивая ей главного героя. В данном эпизоде природа, как и ранее, является отражением внутреннего мира персонажа. Она показывает, что сейчас, когда утро уже наступило, а за ним не бросились в погоню, он может насладиться свободой, и погода ему лишь благоволит.

    Просыпается мцыри уже ночью и решает отправиться в дорогу. Путь его лежит через лес, окутанный тьмой, но преодолеть это препятствие ему не удается, и он теряет верную дорогу. Тьма, окутавшая лес, отражает внутренние метания героя. Он задумывается о правильности своего решения. Вновь взвешивает все «за» и «против», думая не повернуть ли ему назад.

    После происходит схватка с рысью, животным, олицетворяющим все страхи мцыри. Одерживая победу, главный герой оказывается серьезно ранен. Но он решает не сдаваться и продолжить свой путь к свободной жизни. Однако, судьба решает сыграть с ним злую шутку, и тропинка выводит его к стенам монастыря.

    Даже перед смертью мцыри просит похоронить его на воле, где растут чудесные цветы. Таким образом автор еще раз подчеркивает важность природы для главного персонажа.

    Несмотря на то, что молодой человек получил тяжелые раны, умер он не совсем от этого. Тоска по свободе одолела его, отняв стремление жить.

    Природа в данном произведении – отражение души мцыри, который не привык показывать свои эмоции. Благодаря пейзажам, Лермонтов позволяет лучше узнать героя, понять его мотивы.

    Читайте также:
    Любовь в жизни Печорина: сочинение

    Природная стихия

    Однако Кавказ обладает не только красотой, это дикое и уникальное место. Происходит смена пейзажа: бушует гроза. Она, конечно, напугает послушных монахов, которые боятся гнева Божьего, но Мцыри хочет быть родственной душой для ветра и сверкающих молний: «…О, я как брат / Обняться с бурей был бы рад!». Здесь Лермонтов пытается соотнести героя с дитём природы, у которого нет страха перед ночными горами, ползучими тварями, дикими животными.

    Да, все это является не безопасным для юноши, однако только в людской среде Мцыри чувствует, что он изгой. И в этой части видно, какова роль природы в поэме. Она имеет особое значение, потому что способствует передаче романтического конфликта произведения. Через воссоединение героя с окружающей обстановкой становится видно, насколько ему чужда жизнь среди людей.

    Сочинение Единство человека и природы в поэме Лермонтова Мцыри

    Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-10-29

    Единство человека и природы в поэме Лермонтова Мцыри

    Романтическое произведение М. Лермонтова — поэма «Мцыри» — как и всякое произведение этого направления, немаловажное место отдает пейзажу. Яркая, экзотическая природа, свободная и неукротимая, соответствующая внутреннему миру главного героя, с одной стороны. И чуждый герою мир людей, забирающий У него свободу, обрекающий на гибель, с другой стороны. Это вполне соответствует взглядам автора на соотношение двух миров — мира природы и мира человека. Но взгляд М. Лермонтова на соотношение человека и природы отличается от традиционного, он более противоречив и глубок.

    Два особых мира, существующих одновременно и в гармонии, и в противоборстве, — человек и природа. Это одна из центральных тем поэмы «Мцыри».

    Немного лет тому назад

    Там, где сливаяся, глумят,

    Обнявшись, будто две сестры,

    Струи Арагвы и Куры,

    Был монастырь…

    Эти слова дышат миром и покоем. И бурные реки обнимаются, «будто две сестры». В монастырь привозят мальчика, который

    …был, казалось, лет шести;

    Как серна тор, пуглив и дик

    И слаб и гибок, как тростник.

    Но в нем мучительный недуг

    Развил тогда могучий дух

    Серна — символ свободы, вольной жизни. Сравнение с серной предполагает, что дитя природы не приживется в монастыре, хотя Мцыри постепенно привыкает к «плену». Предопределенную жизнь юноши меняет воля судьбы.

    Мцыри тоскует по родине. Свобода манит его;

    Как вдруг однажды он исчез

    Осенней ночью. Темный лес

    Тянулся по горам кругом.

    Три дня все поиски по нем.

    Напрасны были, но потом

    Его в степи без чувств нашли

    И вновь в обитель принесли.

    Что опять ждет Мцыри?

    В то короткое время, которое Мцыри провел вдали «от келий душных и молитв», он увидел «чудный мир тревог и битв», о котором мечтал с детства. Вот душой он стремился туда, «где люди вольны, как орлы». Взошло солнце и он увидел то, к чему стремился: «…пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев…» Для Мцыри деревья — это «братья в пляске круговой», горные хребты — в «объятьях каменных». Мцыри воспринимает природу одухотворенно, видя в ней гармонию, единение, которые не дано ему было познать в человеческом обществе;

    Кругом меня цвел божий сад.

    Растений радужный наряд

    Хранил следы небесных слез,

    И кудри виноградных лоз

    Вились, красуясь меж листов…

    После мрака монастыря Мцыри отдыхает, наслаждаясь красотой природы, он умеет ее понимать и в этом находит радость бытия.

    Мцыри стремился к своему дому, поскольку «цель одну, пройти в родимую страну имел в душе». Вдруг он «из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал». Отчаянию не было предела. Мцыри оказался теперь во власти уже враждебной ему стихии. Гармония человека и природы разрушена:

    Все лес был, вечный лес кругом,

    Страшней и гуще каждый час;

    И миллионом черных глаз

    Смотрела ночи темнота

    Сквозь ветви каждого куста…

    После смертельной схватки с барсом Мцыри, несмотря на раны, продолжал свой путь. Как страшно стало Мцыри, когда утром он понял, что заблудился и пришел «к тюрьме». Мир природы не протянул руку помощи человеку, испорченному «цивилизацией». Не сбылась мечта Мцыри о родимой стране:

    Блаженство вольности познав,

    Унесть в могилу за собой

    Тоску по родине святой,

    Надежд обманутый укор

    Читайте также:
    Человек и природа в поэзии Лермонтова: сочинение

    И вашей жалости позор.

    Таков его удел. Он завершает свою жизнь. Раны от битвы с барсом были смертельны. Но нет сожалений ни о чем в душе Мцыри. Ведь несколько дней он жил свободной жизнью. Он не выдерживает испытаний, потому что на нем «тюрьма оставила печать». Мцыри умирает. Его последняя просьба — перенести его в сад:

    Сияньем голубого дня

    Упьюся я в последний раз.

    Оттуда виден и Кавказ!

    Быть может, он с своих высот

    Привет прощальный мне пришлет…

    Восторг перед природой, ее чарующей и прекрасной стихией обнаруживает в себе Мцыри. Три вольных дня прошли недаром, они раскрыли внутренний мир героя.

    То, что заложено в человеке, не сможет уничтожить ничто, как ничто и никогда не сможет остановить стремление человека познавать мир и себя. В этом убеждает нас жизнь Мцыри.

    История создания романа Лермонтова Герой нашего времени

    Роман «Герой нашего времени» – это единственный роман Михаила Юрьевича Лермонтова, который был окончен и опубликован еще при его жизни.

    «Герой нашего времени» – роман, в котором рассказывается о гвардейском офицере. Звали этого офицера Григорий Александрович Печорин. На написание этого романа автора вдохновило произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».

    Смерть А. С. Пушкина вызвала у Лермонтова бурю эмоций, поэтому в 1837 году он пишет стихотворение под названием «Смерть поэта». За столь дерзкое стихотворение Михаила Лермонтова арестовывают. Он сослан в ссылку на Кавказ.

    Лермонтову нет дела до продолжения написания романа «Герой нашего времени». В поездках по разным городам: Пятигорск, Кисловодск, Терек, Черное море, он понимает, что готов взяться за продолжения написания своего романа. В этих городах он получил много бесценного опыта для творчества. Лермонтов уже уверенно знает, о чем и как он будет продолжать написание своего, в будущем знаменитого романа.

    Лермонтов писал свой лирико-психологический роман почти три года, период с 1837 по 1840 года. На тот момент последовательность глав была совершенно другая. Начинался роман с главы «Тамань», а заканчивался главой «Максим Максимыч». Эти произведения должны были выглядеть как записки офицера, которые являются составляющей целой истории.

    Часть «Фаталист» была опубликована в том же году, что и «Бэла». В которой, описывался случай борьбы с казаком, но он не был выдумкой, это действительно было, но в этой борьбе участвовал сам Михаил Юрьевич. А в 1840 году была опубликована «Тамань».

    Но в апреле месяце 1840 года было опубликовано, что роман состоит, из нескольких новелл. Новеллы, которые начинаются с части «Бела» и заканчивается частью «Фаталист», в которой рассказывается о трагической судьбе действующего персонажа – Григория Александровича Печорина.

    История написания такого великого романа как «Герой нашего времени» не известна. Многие современники по сей день спорят о том, кто является в романе прототипом главного персонажа. Все критики расходятся во мнении, называя много разных имен. Многие даже считали, что прообразом главного персонажа Григория Печорина является сам автор.

    Современники угадывали в остальных героях романа разных людей, которые известны в тесных светских кругах. У каждого из персонажей романа был свой прототип.

    Историю о Бэле Михаил Юрьевич узнал из рассказа своего дальнего родственника А.Хастатова. Татарка Бэла жила у него некоторое время.

    А история, которая описывалась в главе «Тамань», произошла с самим Михаилом Юрьевичем во время его нахождения в Тамани. На то время он перебывал у казачки Царицыхи.

    Прообраз Грушницкого был не понятен. Некоторые критики склонялись к мнению, что это образ Н.П.Колюбакина, а вот другие думали, что это Н.С.Мартынов – убийца Михаила Лермонтова. Так как у обоих был вспыльчивый характер.

    Данный роман и сегодня значится гениальным произведением, которое отчетливо показывает быт и культуру позапрошлого века.

    История написания и прототипы героев

    Роман является социально-психологическим портретом эпохи девятнадцатого века, в виде главного персонажа, личности с трагичной судьбой и незаурядным складом ума. Произведение затрагивает тридцатые годы первой половины столетия. Историю создания «Герой нашего времени» можно разделить на несколько ключевых этапов, ясно прослеживающихся в очерках литературных критиков.

    Задумка романа

    В тысяча восемьсот тридцать шестом году Михаил Юрьевич Лермонтов вдохновляется романом в стихах «Евгений Онегин», написанным Александром Пушкиным. После этого у молодого поэта возникла идея показать через призму столичных событий быт своего современника. Глядя на главного героя, читатель должен был почувствовать противоречивый дух тех времен. Автор постарался дать ему фамилию, связанную с двумя реками Печора и Онега. Так и вышел образ Печорина.

    Читайте также:
    Художественное своеобразие Песни про царя Ивана Васильевича…: сочинение

    После роковой дуэли и гибели Александра Сергеевича Пушкина в 1837 году Михаил Лермонтов в душевном потрясении создает стихотворение «Смерть поэта». Это становится поводом для его Кавказской ссылки. За написание романа поэт примется несколько позже.

    Становление сюжета и создание прочих героев произведения

    Находясь на Кавказе, на Лермонтова обрушивается каскад головокружительных событий – встреча с новыми людьми и захватывающие впечатления вновь напомнили ему о романе. Это послужило появлению таких персонажей как Бэла, княжна Мэри, а также горного народа с диким нравом и высшего общества того времени. Михаил Юрьевич старался передать героям черты обычного человека, с присущими ему чувствами и пороками. Автору удалось подарить каждому читателю возможность узнать в судьбах героев свою собственную судьбу и немного пожить в полюбившемся образе.

    Завершение произведения

    О том, в какой последовательности должны следовать главы романа, литературоведы спорят до сих пор. Лермонтов трудился над его написание с тридцать восьмого по сорок первый год. Есть предположение, что первой главой была «Тамань». Позже появились «Фаталист», «Бэла» и «Максим Максимыч». По началу повествование задумывалось в качестве серии путевых записок. Позже писатель объединил истории в одно целое.

    Первой опубликованной частью стала «Бэла», в том же 1839 году вышел в печать и «Фаталист». В сороковом году была издана «Тамань», которая описывает события, лично происходившие с Михаилом Юрьевичем. Заключительной главой произведения стал «Максим Максимыч». Читая роман «Герой нашего времени» происходит постепенное знакомство с личностью Печорина, а вернее с его истиной сущностью.

    Также читают:

    Картинка к сочинению История создания произведения Герой нашего времени

    Популярные сегодня темы

    В современном мире существует очень много востребованных и актуальных профессий. Кого-то привлекают деньги, кого-то – популярность. Но я думаю, что нет ничего лучше, чем помогать людям, лечить их и давать шанс на выздоровление. Я хочу стать врачом.

    Прохор Ильич внешне может показаться неуклюжим человеком, но на самом деле это вызвано его военной карьерой и немолодым возрастом. Тимохин достаточно подтянутый, стройный мужчина.

    «Церковь Вознесения на улице Неждановой» — это известная картина русской художницы, нашей современницы — Татьяны Назаренко. Центральное место в картине занимает церковь, освященная в честь Вознесения Господня

    В своё оправдание могу сказать, что я всегда стараюсь держать слово… Просто иногда я забываю, мне говорят – записывай, я записываю и тогда точно забываю. Всегда так неудобно, если я нарушаю слово.

    «Конамария»-это произведение И.Бабеля, на протяжении всего сборника ставится тема гражданской войны. У героев очень разнообразная, а порой неожиданная судьба-кто-то умирает, кто-то продолжает жить.

    «Как создавалось гениальное произведение «Герой нашего времени»»

    Роман начинается с описания путешествия по Военно-Грузинской дороге из Тифлиса во Владикавказ. Взору нашему представляется медленно поднимающаяся в гору тележка, запряженная быками, и следом идущий пожилой штабс-капитан в черкесской мохнатой шапке, покуривающий маленькую кабардинскую трубочку. Смуглый от загара цвет лица, давно знакомого с закавказским солнцем, преждевременно поседевшие усы – штрихи, дополняющие портрет штабс-капитана. К нему обращается молодой офицер-попутчик, от лица которого ведется повествование, и мы знакомимся со старым кавказским служакою, милейшим Максимом Максимычем.

    *
    «Я подошел к нему и поклонился; он молча отвечал мне на поклон и пустил огромный клуб дыма.
    *
    – Мы с вами попутчики, кажется? Он молча опять поклонился.
    *
    – Вы, верно, едете в Ставрополь?
    *
    – Так-с точно… с казенными вещами».

    Из дальнейшего разговора мы узнаем, что Максим Мак-симыч служил на Кавказе еще при Ермолове, бывал он и в Чечне, где лет десять стоял в крепости с ротой у Каменного Брода. Там и произошла история с Бэлой, которую мы услышим от него в дороге.

    Простой язык, знание обычаев горцев и нравов военной службы – все придает рассказу штабс-капитана особую жизненность и правдивость. Впечатление усиливается подлинностью картины переезда через Крестовый перевал, увиденной, несомненно, глазами очевидца, ведь Лермонтову самому пришлось проезжать эти места поздней осенью и зимой 1837 года. Вместе с автором мы любуемся панорамой Койшаурской долины, «пересекаемой Арагвой и другой речкой, как двумя серебряными нитями», видим «направо и налево гребни гор, один выше другого, вдали те же горы, но хоть бы две скалы, похожие одна на другую», восхищаемся румяным блеском снега на их вершинах, вдыхаем живительный высокогорный воздух. Нет сомнения, что Лермонтову-писателю помогал Лермонтов-художник.В этом убеждаешься, знакомясь с обнаруженной в наше время лермонтовской картиной «Вид Крестовой горы». На небольшом картоне масляными красками поэт запечатлел один из чудесных горных пейзажей, так живо напоминающий нам зарисовки из «Бэлы». Перед нами в обрамлении суровых скал высится покрытая снегом гора, вершину которой венчает каменный крест. Огибая ее, по склону проходит дорога, внизу, вырываясь из глубоких расселин, сливаются вместе два бурных горных потока. А выше на фоне голубого неба белеет гряда далеких гор, как бы растворяясь в прозрачном воздухе, которым напоена вся картина.

    Читайте также:
    Портрет Героя нашего времени в романе М. Ю. Лермонтова: сочинение

    Невольно на память вместе с текстом романа приходят строки из письма поэта к Святославу Раевскому, где он делится впечатлениями от поездки по Военно- Грузинской дороге: «…лазил на снеговую гору (Крестовую) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь».

    Но при всем правдоподобии картины мы, к сожалению, не сможем отыскать на натуре ее подлинный прообраз, да и в описании Крестового перевала по роману имеются расхождения с рисунком. Некоторые лермонтоведы пытались объяснить это собирательным характером картины и элементами художественной фантазии автора. Но так ли это при лермонтовском стремлении быть предельно точным в художественном изображении?

    Загадка картины оказалась простой. Лермонтовский пейзаж, как это подметил один из исследователей А. Семченко, представлен в перевернутом виде, в так называемом зеркальном отображении, и предельно сжат по горизонтали. Эти особенности картины легко объяснимы. По возвращении с Кавказа Лермонтов некоторые свои рисунки авто-литографировал, чтобы иметь возможность подарить их друзьям. Так, до нашего времени дошли четыре оттиска одного из таких рисунков, причем два из них раскрашены акварелью. Очевидно, и свою картину «Вид Крестовой горы» Лермонтов писал с литографированного рисунка. Искажение же подлинных масштабов было связано с желанием вместить в ограниченный формат живописную панораму гор, которой поэт всегда восхищался. Этот прием использован во многих рисунках Лермонтова.

    Перевернем пейзаж на картине в подлинном его развороте, и все станет на свои места. Перед нами изображение реального вида со склона Гуд-горы на Чертову долину и гору Крестовую. И если теперь обратимся к тексту «Бэлы», то увидим, что изображение картины полностью совпадает с описанием этого места в романе:

    «Итак, мы спускались с Гуд-горы в Чертову долину… Вот романтическое название! Вы уже видите гнездо злого духа между неприступными утесами, – не тут-то было: название Чертовой долины происходит от слова «черта», а не «черт», ибо здесь когда-то была граница Грузии. Эта долина была завалена снеговыми сугробами, напоминавшими довольно живо Саратов, Тамбов и прочие милые места нашего отечества.

    – Вот и Крестовая! – сказал мне штабс-капитан, когда мы съехали в Чертову долину, указывая на холм, покрытый пеленой снега; на его вершине чернелся каменный крест, и мимо его вела едва-едва заметная дорога, по которой проезжают только тогда, когда боковая завалена снегом: наши извозчики объявили, что обвалов еще не было, и, оберегая лошадей, повезли нас кругом… И точно, дорога опасная: направо висели над нашими головами груды снега, готовые, кажется, при первом порыве ветра оборваться в ущелье; узкая дорога частию была покрыта снегом, который в иных местах проваливался под ногами, в других превращался в лед от действия солнечных лучей и ночных морозов, так что с трудом мы сами пробирались; лошади падали; налево зияла глубокая расселина, где катился поток, то скрываясь под ледяной коркою, то с пеною прыгая по черным камням».

    Даже время суток на картине, о котором можно судить по характеру освещения и направленности теней, точно соответствует описанию переезда через перевал в «Бэле». Это утренние часы, так как восход солнца путники встречали на вершине Гуд-горы, а спуск с нее и переезд через Чертову долину не требовал много времени. Но быть может, горные потоки на перевале – дань фантазии художника? Нет, и это предположение неверно. В одном из старых путеводителей по Военно-Грузинской дороге на схематическом плане перевального участка отчетливо видны два потока, рождающиеся у Крестовой и пересекающие дорогу и Чертову долину. Таким образом, и на картине, и в тексте романа Лермонтов остался верен натуре, и мы можем только удивляться его необыкновенной художественной памяти.

    Читайте также:
    «Герой нашего времени». Центральная проблема романа: сочинение

    Герой нашего времени – История создания романа Лермонтова

    История создания романа «Герой нашего времени» начинается с 1836 года. Молодой Лермонтов, уже известный как поэт, стремится утвердить себя в прозе. В этом году писатель работает над романом «Княгиня Лиговская», где впервые появляются герои его будущего произведения – Печорин и Вера Лиговская. В образе главного героя Лермонтов намеревается показать жизнь своего современника, молодого дворянина, который в душе несет все противоречия своего времени. Работа над созданием романа «Княгиня Лиговская» прерывается в 1837 году ссылкой писателя на Кавказ.

    Находясь в ссылке, Лермонтов не отказывается от идеи написания романа. Он продолжает свою работу. Путешествую по Кавказу, Лермонтов окончательно определяется с местом действия своего произведения. Писатель переносит действие будущего романа из Петербурга на Кавказ. В центре сюжета оказался молодой офицер Печорин, образ которого схож с образом Пушкинского Евгения Онегина. Оба героя играют чувствами других людей, страдая от собственных пороков.

    Действующими героями романа Лермонтова стали свободолюбивые горцы, контрабандисты и светское общество того времени.

    По мнению литературоведов, Лермонтов работал над созданием романа в течение 1838-1841 г.г. До сих пор неизвестно, в какой последовательности были написаны части произведения: публикация разных глав будущего романа не совпадала с очередностью их написания.

    Первой была опубликована в журнале «Отечественные записки» в 1839 повесть «Бэла». Историю о горской девушке по имени Бэла рассказал Лермонтову его дальний родственник А.Хастова, у которого гостил писатель. Изначально повесть была напечатана под названием «Из записок офицера на Кавказе». Произведение понравилось критику В.С.Белинскому, который заявил, что Лермонтов создал новый жанр в литературе – проза о Кавказе.

    В том же 1839 году вышла и вторая повесть из романа «Герой нашего времени» – «Фаталист». Произведение было положительно встречено современниками. Через год была опубликована следующая глава «Тамань». Считается, что в основу ее сюжета лег случай, произошедший с самим Лермонтовым в городе Тамань. Писатель находился в 1838 году в Тамани по дела службы. Местные же контрабандисты приняли молодого офицера за служителя закона.

    В 1841 году повести Лермонтова были соединены в единое произведение и опубликованы как главы романа «Герой нашего времени». Образ главного героя открывается перед читателем постепенно. В первой главе, которая называется «Бэла», Печорин предстает в описании доброго служаки Максима Максимовича. Он не дает не отрицательной, не положительной характеристики герою. Поэтому оценочные суждения и выводы об офицере, укравшем молодую горскую девушку, читатель делает самостоятельно. Во второй главе Максим Максимович описывает портрет Печорина, говорит о его личном дневнике, который дает в полной мере понять, кем является главный герой. Главы «Тамань» и «Княжна Мэри» характеризуют Печорина как человека, играющего с чувствами других. Григорий становится причиной разрушения счастья и, даже жизней, людей. Заканчивает повествование о Печорине глава под названием «Фаталист».

    Герой нашего времени – История создания

    Популярные сочинения

    Прочитав роман Тургенева «Отцы и дети», каждый сможет ощутить на себе ту бездну в отношениях разных поколений, которая, к сожалению, всегда была и будет. Но, проанализировав роман более детально

    Осень – моя любимая пора года. В нашу деревню она приходит чинно, словно вежливая гостья. К концу августа небо все чаще затягивается плотными серыми тучами, из которых вот-вот начнет моросить еще по-летнему теплый дождик.

    В рассказе Ивана Тургенева «Муму» Степан – второстепенный персонаж. Мужчина работает лакеем в доме старой барыни, крепостной

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: