Философские проблемы добра и зла жизни и смерти в поэме «Маскарад»: сочинение

Краткий и полный анализ пьесы М.Ю. Лермонтова “Маскарад”

Произведение Лермонтова «Маскарад» – пьеса в стихах и в 4-х действиях. Главный герой – дворянин Арбенин, наделенный умом и кипучей энергией. В нем ярко выражена гуманистическая страсть, осуждающая светское общество. Своим лицемерием «модный свет» напоминает маскарад, где под маской скрыто истинное лицо. Просмотрите краткий и полный анализ пьесы Лермонтова «Маскарад».

Год написания и публикации – Лермонтов написал пьесу в 1835 году, а впервые опубликована она была в 1842 году.
История создания – есть мнение, что сюжет взят Лермонтовым из реальной жизни.
Жанр – пьеса.
Направление – реализм.
Основная идея – человеку важно следовать истинным ценностям, а в светском обществе ценности сильно искажены. Светские люди эгоистичны и злы, и взаимодействие с ними может привести к трагическому финалу.
Тема – извращенные нормы и правила светского общества.
Проблема – отсутствие искренних отношений между людьми приводит к пустой бессмысленной жизни, а иногда – к трагическому финалу.
Композиция – прямая. Пьеса описывает небольшой временной период из жизни группы людей.

  1. п.1. Тематика и проблематика
  2. п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
  3. п.3. Основные герои (их место в образной системе)
  4. п.4. Литературные приёмы
  5. п.5. Конфликт произведения

п.1. Тематика и проблематика

Тема: Влияние социальной среды на человека, на его характер и судьбу.

Проблема: Неблагоприятная социальная среда, с большим количеством ограничений и условностей, формирует лживых и неискренних людей, искажает человеческие ценности.

В результате мы видим большое количество несчастных людей, которые тратят свою жизненную энергию неизвестно куда – на карты, интриги, сплетни. Их действия только умножают это неблагополучие в себе и в своем окружении.

Тема: Любовь и дружба.

Проблема: Человек стремится к искренности в дружбе и любви. Если он не находит этих чувств в жизни, то он недоволен, мстителен, зол.

Любовь и дружба бывает разной. Она либо укрепляет веру, либо разрушает ее. Такое чувство, что любви и дружбы в пьесе практически нет. Баронесса дружит с Ниной, но подставляет ее под удар. За помощь князь платит Арбенину черной неблагодарностью. Арбенин любит свою жену, и у него нет больше собственных интересов. Его любовь испепеляющая, слишком зацикленная на одной Нине, что приводит к трагедии. Нина любит Арбенина, но не в состоянии защитить себя и свою любовь, когда возникает необходимость. Она слишком доверчива, ведет себя как ребенок.

Тема: Выражение своих чувств.

Проблема: Желание скрыть свои чувства под маской, невозможность проявить их и верить другим людям.

Законы светского общества таковы, что нет возможности открыться в своих истинных чувствах. Например, Баронесса Штраль может признаться в любви только, будучи в маске, но не с открытым лицом. Маскарад – это внутреннее состояние людей, относящихся к высшему обществу. Сложно разобраться в том, о чем говорят в светских кругах. Желание скрыть свои чувства, несовпадающие с критериями светского общества, приводит к неудачам, бессмысленной жизни, к трагедии.

п.2. Идея и пафос

Пафос пьесы – яркое и красноречивое обличение светской жизни. Лермонтов мастерски передает сцены в игорном доме, на маскараде, на балу, у гроба Нины.

Свет общества представляют знатные люди, имеющие благородные корни. Все они стремятся соответствовать странным правилам касательно чести и достоинства человека. Именно в этом они видят смысл жизни – фальшивый и иллюзорный. Критика светских взаимоотношений и общественных устоев проявлена в эмоциональных и сильных монологах Арбенина, в его исканиях. Иллюзорные представления о чести и достоинстве отражены в мыслях и действиях практически всех персонажей пьесы.

Не понятно, что для этих людей есть святого в жизни. Практически все персонажи – черствые, жестокие, хитрые, завистливые, легкомысленные, безвольные, себялюбивые, мстительные, коварные, злые. Взаимоотношения с такими людьми приводят к убийствам, самоубийствам, болезням. Если человека окружают такие люди, то не хочется жить. Именно так чувствует себя Арбенин, найдя утешение только в одном – в горячей любви к Нине. Только эта женщина противопоставлена эгоизму и жестокости светской жизни, но и она слаба, слишком доверчива и по-детски беспечна.

Лермонтов ярко, пафосно, эмоционально призывает к гуманному отношению, к человечности, протестует против условностей, унижающих человеческое достоинство.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Основное противостояние – человеческая индивидуальность конфликтует с общественными устоями. Чтобы существовать в мире интриг и лжи, нужно одеть на себя маску, принять конкретную личину. Этого не делает Нина и погибает, как инородный элемент общества.

Практически все персонажи принадлежат светскому обществу. Их образы так подобраны, как будто каждый из них отражает определенную сторону порока, одну из его граней. И все они противопоставлены образу Нины. Она никак не вписывается в рамки этого общества, хотя по-детски любит балы и праздники. Светское времяпровождение для Нины – это совсем не то, что для других. После бала она вспоминает, какой восхитительный был романс, ее не интересуют интриги и сплетни.

Образ Арбенина находится и в слиянии с ней, и в противоречии. Для него Нина – олицетворение правды, искренности, любви. Этих качеств так недостает и обществу, и самому Евгению, но Арбенин в состоянии разглядеть истинное в Нине и боготворить ее.

Несмотря на это, взаимодействие образов Арбенина и Нины приводит к трагедии, поскольку есть и противостояние их. Нина честна, откровенна и естественна, но ей не верит муж – все подвергается сомнению и проверке. А выяснить правду сложно, поскольку каждый из персонажей пьесы следуют своему порочному эгоистичному интересу.

п.4. Литературные приёмы

Самый меткий и впечатляющий символ представлен в названии пьесы. Маскарад – это сборище людей в масках. Люди натягивают на себя чужой образ, прячут свое лицо. Персонажи пьесы не знают реальности, искажают ее. Они обманывают и обманываются сами, каждый отделен от других глухой, непроницаемой стеной. Здесь практически нет естественных, добрых отношений между людьми.

Интересны и другие символы, которые использует Лермонтов в пьесе, они помогают раскрыть смысл произведения, усиливают его яркость и полноту образов.

Арбенин описывает свадьбу с Ниной такими словами: «Как агнец божий на закланье, мной к алтарю она приведена». И здесь уже чувствуется, что Нина – это жертва его заблуждений и страстей.
Главный герой сравнивает себя с вулканом: «Послушай, Нина… я рожден с душой кипучею, как лава». Лермонтов наделяет его неиссякаемой энергией, силой воли, свободолюбивым духом, иронией, презрением к фальши.

Символичен каждый персонаж пьесы – это набор конкретных людских пороков.

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт произведения – это конфликт личного и социального. Именно он подталкивает Арбенина совершить преступление, приводит его к помешательству.

Философские проблемы добра и зла жизни и смерти в поэме «Маскарад»

Герой романтической драмы и не пострадавший без вины, т. е. не всецело зависимый от века, и не ординарный преступник по натуре. Трагическая вина героя равномерно распределена между веком и самим героем. Отсюда двойная задача романтического художника — слить объективную виновность героя с его субъективной виновностью и одновременно представить трагическую вину не зависимой ни от объективного мира только, ни от самого героя. В трагедии выдвигалась либо одна, либо другая сторона, либо объективный мотив, либо субъективный. Романтическая драма осознала сложность трагической вины героя, противоборство и сочетание взаимоисключающих мотивов, приводящих героя к крушению.

Читайте также:
Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода): сочинение

Противоборство личного и социального в Арбенине приводит его к преступлению и помешательству, а в баронессе Штраль торжествует личное, человеческое начало, приводящее к размежеванию со светом, с близкой ей социальной средой. Эти герои оказываются и преступниками, и судьями, они бросают вызов социальному миру и выступают его орудиями. В двойственной роли романтического героя заключена его сложность: он то углубляется в личный мир, то выходит на арену большой жизни. Вернее, он сразу находится в двух несовместимых, но пересекающихся мирах — личном и социальном. Отсюда понятно, что каждый персонаж выступает одновременно и как оригинальная, конкретная личность с достаточно развитым, хотя не всегда глубоким внутренним содержанием, и как символ определенных сторон внешнего мира. Каждый персонаж отдельными чертами напоминает другого, но вместе с тем является и его антиподом. Казарин, к примеру, двойник Арбенина по части философского скептицизма, но контрастен ему абсолютной выхолощенностью доброго, природного начала. В нем отсутствует высокая, гуманистическая страсть, с какой Арбенин осуждает свет. Казарин, в отличие от Арбенина, безыдеален. Казалось бы, между Шприхом и Арбениным нет ничего общего, но реплика Казарина («Пусть ангелом и притворится, Да черт-то все в душе сидит. И ты, мой друг… хоть перед ним ребенок, А и в тебе сидит чертенок») опровергает это поверхностное предположение. Все герои так или иначе просматриваются друг сквозь друга.

Глубина конфликтов, их разветвленность, следовательно, далеко перерастает простую противоположность между личностью и обществом. Романтик в принципе пишет социально-философскую драму о жизни вообще, о трагической сущности жизни, открывшейся ему в определенный исторический момент. С этой точки зрения каждая романтическая драма — символ. «Маскарад» не составляет исключения. Каждый персонаж и каждая ситуация символичны, поскольку в них заключена не только характеристика определенного лица или дано изображение поступков отдельных лиц, но и намек на нечто более общее. В каждом персонаже и в каждой ситуации — философское обобщение определенных сторон жизни, которые составляют ее общий философский смысл. Романтическая драма символична от начала до конца. В ней господствует поэтика символа, реальным же инструментом для его поэтического воплощения избран контраст, антитеза, внутренне слитные и вне этой слитности не существующие.

С целью прояснения философского смысла жизни в романтической драме развертывается поэтика символа.

Уже само название лермонтовской драмы глубоко символично. Маскарад означает и костюмированный бал, на котором произошли решающие события и завязался трагический конфликт, и всю человеческую жизнь с ее трагическими превращениями («жизнь как бал»). В лермонтовской драме персонажи постоянно обманываются и заблуждаются. Маскарад означает и взаимное непонимание, непроницаемую стену, вставшую между героями и мешающую их естественному и прямому общению. В маскараде все неожиданно и все привычно, в нем ничего не сбывается и все готово совершиться. Трагичность маскарадной ситуации развертывается на всем протяжении драмы. Здесь господствует поэтика пророчеств и тайн, намеков и свершений. Маскарад входит в души героев, надевающих чуждые личины на сокровенный внутренний мир или боящихся приоткрыть лицо. Человеческая жизнь в принципе маскарадна. Уподобление жизни игре, маскараду бросает яркий свет на социальную действительность, непрерывно изнутри рождающую трагедию, которая грозит человеку неожиданными и губительными превращениями .

«Маскарад» начинается сценой карточной игры. Но ставка здесь не только деньги, но и честь, достоинство, человеческая жизнь. Звездич в один и тот же день, за одним и тем же столом проигрывает все и восстанавливает свою репутацию. В другой сцене он навеки теряет честь и спокойствие, превращаясь в отверженного обществом офицера, вынужденного бежать на Кавказ. Превращения в «Маскараде» становятся поэтическим воплощением философского смысла жизни. Нина вдруг занимает место баронессы Штраль. Мнимый любовник Нины в глазах Арбенина принимает облик князя Звездича. Недавно благодарный Арбенину, он стал его злейшим врагом. Арбенин, спасший князя, повергает его во прах, нанося оскорбление. Все находятся в заблуждении относительно друг друга. Над всеми тяготеет рок, все скованы светскими приличиями и моралью. Баронесса Штраль может объясниться Звездичу в маскараде, открывая свои истинные к нему чувства, но таит их в своем доме. Между естественной натурой человека и его общественным лицом зияющая пропасть. Несовпадение личного и социального порождает полное и абсолютное непонимание одного человека другим. Все естественное, откровенное, непосредственное подвергается сомнению.

klassreferat.ru

Меню сайта

  • Сочинения
  • Сочинения по литературе
  • Сочинения на свободную тему
  • Анализ стихотворения
  • Полные произведения
  • Сочинения по картинам
  • Краткое содержание произведений
  • Твори з української мови
  • Твори з української літератури
  • Сочинения ЕГЭ, ОГЭ
  • Краткие биографии
  • Исторические портреты
  • Справочник по русскому языку

Философские проблемы добра и зла жизни и смерти в поэме «Маскарад»

Герой романтической драмы и не пострадавший без вины, т. е. не всецело зависимый от века, и не ординарный преступник по натуре. Трагическая вина героя равномерно распределена между веком и самим героем. Отсюда двойная задача романтического художника – слить объективную виновность героя с его субъективной виновностью и одновременно представить трагическую вину не зависимой ни от объективного мира только, ни от самого героя. В трагедии выдвигалась либо одна, либо другая сторона, либо объективный мотив, либо субъективный. Романтическая драма осознала сложность трагической вины героя, противоборство и сочетание взаимоисключающих мотивов, приводящих героя к крушению.

Противоборство личного и социального в Арбенине приводит его к преступлению и помешательству, а в баронессе Штраль торжествует личное, человеческое начало, приводящее к размежеванию со светом, с близкой ей социальной средой. Эти герои оказываются и преступниками, и судьями, они бросают вызов социальному миру и выступают его орудиями. В двойственной роли романтического героя заключена его сложность: он то углубляется в личный мир, то выходит на арену большой жизни. Вернее, он сразу находится в двух несовместимых, но пересекающихся мирах – личном и социальном. Отсюда понятно, что каждый персонаж выступает одновременно и как оригинальная, конкретная личность с достаточно развитым, хотя не всегда глубоким внутренним содержанием, и как символ определенных сторон внешнего мира. Каждый персонаж отдельными чертами напоминает другого, но вместе с тем является и его антиподом. Казарин, к примеру, двойник Арбенина по части философского скептицизма, но контрастен ему абсолютной выхолощенностью доброго, природного начала. В нем отсутствует высокая, гуманистическая страсть, с какой Арбенин осуждает свет. Казарин, в отличие от Арбенина, безыдеален. Казалось бы, между Шприхом и Арбениным нет ничего общего, но реплика Казарина («Пусть ангелом и притворится, Да черт-то все в душе сидит. И ты, мой друг… хоть перед ним ребенок, А и в тебе сидит чертенок») опровергает это поверхностное предположение. Все герои так или иначе просматриваются друг сквозь друга.

Читайте также:
Мцыри и ссыльный поэт: сочинение

Глубина конфликтов, их разветвленность, следовательно, далеко перерастает простую противоположность между личностью и обществом. Романтик в принципе пишет социально-философскую драму о жизни вообще, о трагической сущности жизни, открывшейся ему в определенный исторический момент. С этой точки зрения каждая романтическая драма – символ. «Маскарад» не составляет исключения. Каждый персонаж и каждая ситуация символичны, поскольку в них заключена не только характеристика определенного лица или дано изображение поступков отдельных лиц, но и намек на нечто более общее. В каждом персонаже и в каждой ситуации – философское обобщение определенных сторон жизни, которые составляют ее общий философский смысл. Романтическая драма символична от начала до конца. В ней господствует поэтика символа, реальным же инструментом для его поэтического воплощения избран контраст, антитеза, внутренне слитные и вне этой слитности не существующие.

С целью прояснения философского смысла жизни в романтической драме развертывается поэтика символа.

Уже само название лермонтовской драмы глубоко символично. Маскарад означает и костюмированный бал, на котором произошли решающие события и завязался трагический конфликт, и всю человеческую жизнь с ее трагическими превращениями («жизнь как бал»). В лермонтовской драме персонажи постоянно обманываются и заблуждаются. Маскарад означает и взаимное непонимание, непроницаемую стену, вставшую между героями и мешающую их естественному и прямому общению. В маскараде все неожиданно и все привычно, в нем ничего не сбывается и все готово совершиться. Трагичность маскарадной ситуации развертывается на всем протяжении драмы. Здесь господствует поэтика пророчеств и тайн, намеков и свершений. Маскарад входит в души героев, надевающих чуждые личины на сокровенный внутренний мир или боящихся приоткрыть лицо. Человеческая жизнь в принципе маскарадна. Уподобление жизни игре, маскараду бросает яркий свет на социальную действительность, непрерывно изнутри рождающую трагедию, которая грозит человеку неожиданными и губительными превращениями .

«Маскарад» начинается сценой карточной игры. Но ставка здесь не только деньги, но и честь, достоинство, человеческая жизнь. Звездич в один и тот же день, за одним и тем же столом проигрывает все и восстанавливает свою репутацию. В другой сцене он навеки теряет честь и спокойствие, превращаясь в отверженного обществом офицера, вынужденного бежать на Кавказ. Превращения в «Маскараде» становятся поэтическим воплощением философского смысла жизни. Нина вдруг занимает место баронессы Штраль. Мнимый любовник Нины в глазах Арбенина принимает облик князя Звездича. Недавно благодарный Арбенину, он стал его злейшим врагом. Арбенин, спасший князя, повергает его во прах, нанося оскорбление. Все находятся в заблуждении относительно друг друга. Над всеми тяготеет рок, все скованы светскими приличиями и моралью. Баронесса Штраль может объясниться Звездичу в маскараде, открывая свои истинные к нему чувства, но таит их в своем доме. Между естественной натурой человека и его общественным лицом зияющая пропасть. Несовпадение личного и социального порождает полное и абсолютное непонимание одного человека другим. Все естественное, откровенное, непосредственное подвергается сомнению.

Природа драматического конфликта и своеобразие «Маскарада»

художественный драма маскарад лермонтов

Конфликт в драматургии, является главной силой, пружиной, движущей развитие драматического действия и основным средством раскрытия характеров.

В произведениях драматургии нередко наблюдается взаимодействия «внешнего» конфликта – борьбы героя с противостоящим ему обществом – с «внутренним» психологическим конфликтом – борьба героя с самим собой.

Что же касается драмы М.Ю. Лермонтова, то и здесь мы можем выделить социальный конфликт, конфликт главного героя Арбенина с дворянским, лицемерным обществом. И психологический конфликт, касающийся самого героя, его сознания, Так как образ героя, достаточно сложен, то и конфликты между собой переплетаются очень тесно, очень сложно.

Арбенин в произведение выступает как «высокое зло», все же люди, надевшие на себя маски, и играющие в добродетель, представляют собой «низкое зло», только лишь замаскированное под «добро».

Сам Лермонтов не терпел этого пустого, светского общества, но он умело его описывал, и описывал не для того, чтобы избавить его от пороков. Как писал он еще в предисловии к «Герою нашего времени»: «Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал ».

Рассматривая конфликты этой пьесы, ее названия оказывается символично, и имеет свою философскую идейность, ведь Лермонтов назвал «Маскарадом» не просто сцену, а всю пьесу, передав тем самым всю картину лицемерного, фальшивого общества Петербурга 30-х годов. Вся жизнь этого общества предстает перед нами под маской благочестия, внутри которого кипят пороки, безнравственность, интриги и обманы, которые показывают нам всю пустоту, всю бессмысленность блеска, всю утомительность маскарадного общества. Маскарад и жизнь для людей не разделимы. Они прячутся и играют везде.

Образ Арбенина же противопоставлен всему этому обществу. Арбенин бросает ему вызов, но в то же время имеет свои нравственные слабости. Арбенин двойственен: он выступает перед читателем как жертва и как преступник. Автор ему и сочувствует и осуждает. Это сложный психологический тип героя. Когда он бросает вызов обществу, он бросает вызов и себе, он не в состоянии сжиться с тем, что он сам же, когда-то, принадлежал этому обществу.

И, несмотря на свое «возрождение» благодаря любви Нины, ему все равно не дает покоя его положение. Он не может забыть прошлого, и не может жить настоящим. Он пытается измениться, спасая князя Звездича, но позже об этом сильно жалеет:

Раз в жизни человека мне чужого,

Рискуя честию, от гибели я спас,

А он, смеясь, шутя, не говоря ни слова,

Он отнял у меня все, все – и через час.

«Высокое злодейство» героя, все-таки снижено до обычного преступления. Он карает свою жену не за что, из-за ненависти на самого себя, ведь причины его страданий- те же законы морали, которые он сам исповедовал и которым следовал до того, как, встретил Нину, «снова воскрес для жизни и добра». Но теперь эти законы обращаются против него, и он, быть может, впервые на самом себе почувствовал всю их губительную силу. После убийства жены, когда он узнает о её невинности, он не может пережить того что из романтической жертвы, он превращается в жестокого убийцу, и мстителя. Ошибка его была в том , что он не мог поверить Нининой чистоте, ангельскому выражению лица, он не мог представить себе, что существует человек без пороков. Её добрая душа, светлый ум, жизнь не по правилам, а по любви и зову сердца – этот образ создает контраст на фоне Арбенина.

Читайте также:
Анализ романа Герой нашего времени: сочинение

По воле обстоятельств Арбенин подозревает свою жену в измене. Состояние дисгармонии порождает отношения, которые не могут существовать длительно, они нуждаются в преобразовании. Через любовную коллизию проясняется двойственность Арбенина. Это и проверка Арбенина. На чьей он стороне – добродетели или зла.

Выбрав месть, тем самым Арбенин возвращается к своей прежней жизни. С Ниной он воскрес для жизни и добра, без неё же – вернулся снова к отчуждению от всего светлого в этом мире. Он возвращается к карточной игре и снова становится на путь «нескрываемого зла». Он воскрес в любви, но ненадолго, прошлые Арбеневские привычки дали о себе знать, он как и Алеко ( «Цыганы» А.С Пушкин) не видит жизнь дальше без мести, но мстит в первую очередь себе, потому что это женщина, была единственным смыслом в его жизни, она была его спасением:

Созданье слабое, но ангел красоты:

Твоя любовь, улыбка, взор, дыханье.

Я человек: пока они мои,

Без них нет у меня ни счастья, ни души,

Ни чувства, ни существованья!

Нина любила Арбенина чисто, невинно, в то время как Арбенин любил её любовью эгоиста, любил её демоническою любовью – лишь бы она была с ним. Уже в этом проглядывается параллель Арбенина с образом Демона, из поэмы Лермонтова. Лермонтов буквально отсылает нас на образ Демона и Тамары . Поэма «Демон» – это вариант той же идейно-философской и психологической коллизии. Арбенин и Демон подвергаются одному и тому же пути : пути от горького разочарования в мире людей – через возрождающую и примиряющую любовь – к новому, еще более страшному разочарованию – падению.

Любовь для этих героев была единственным шансом на пути к спасению от жестокости , грубости, равнодушия , но они оба теряют её, даже не успев постигнуть истинное наслаждение этой любви.

Помимо ссылок на собственные более ранние произведения, Лермонтов использовал литературное наследие и других писателей. Это различные Пушкинские реминисценции, Схожие сюжеты с драмами Шекспира( «Отелло ») и Шиллера («Коварство и любовь» ). Стиль и в особенности стих «Маскарада» правильно сближался со стилем и стихом «Горя от ума».

Что касается Пушкинских реминисценций, то их в тексте больше всего. Мы встречаем явные параллели из Пушкинской поэмы «Цыгане», её психологическая ситуация вполне аналогична (Земфира – Алеко, Нина – Арбенин). Тема любви и мести тесно переплетается с Лермонтовским «Маскарадом». Оба: Арбенин и Алеко стремятся найти в любви исцеление, нанесенное им светом. Оба не терпят измены, и оба решаются на ужасный поступок против своей любви, против себя.

Контраст между любовью Арбенина к Нине и ее чувством к нему строится совершенно по аналогии с любовью Алеко и Земфиры. Арбенин, как и Алеко, «любит горестно и трудно», Нина — «шутя». О последнем так и заявляется в первой редакции «Маскарада», причем заявляется в порядке прямой реминисценции из «Цыган»:

Подозревали вы — она дитя,

Она еще не любит страстно

И будет век любить шутя.

Твое унынье безрассудно:

Ты любишь горестно и трудно,

А сердце женское шутя.

Но в «Маскараде» вместо цыганского табора, действие происходит в светском обществе, а психологическая драма Алеко и Земфиры рассказывается стихом «Горе от ума». Но мало того, от Арбенина нити художественных ассоциаций тянутся к Евгению Онегину, что объясняет, почему Лермонтов придает Арбенину имя Евгений.

Фамилия Арбенин, вообще, часто встречается в творчестве М.Ю. Лермонтова. Так, например Арбенин встречается в еще одной пьесе: «Странный человек», только там Арбенина зовут не Евгением, а Владимиром, как Ленского, опять же из романа Пушкина. Причем это сближение имен здесь вполне соответствует характеристике и судьбе героя, восторженного поэта, преданного другом, отбившим у него возлюбленную, и умирающего от любви. На этом Пушкинские реминисценции не заканчиваются, и, Вацуро В.Э. предлагает сопоставление идейной мысли «Маскарада» с Пушкинской мини-трагедией «Моцарт и Сальери» . Здесь уже раскрывается, не тема личности, и не любовная линия героя, здесь сравнение лежит не на поверхности, а глубоко внутри этих двух произведений. Вацуро находит в обоих одну и ту же тематику двойного убийства. Переплетая её с отложенным убийством, или по-другому выстрелом ( «Выстрел»// «Повести Белкина» Пушкин А.С. ). Оба произведения: «Выстрел» и «Моцарт и Сальери» создавались почти в одно и то же время. В «Маскараде» некоторые мотивы восходят к двум этим произведениям. Так, например, с фигурой Неизвестного, мы можем сравнить главного героя «Выстрела» Сильвио, который много лет ожидал своей мести. Неизвестный тоже, долго готовился отомстить Арбенину, тая обиду долгое время. Обоих этих героев томит ожидание «сладкой» расправы. Оба они были оскорблены, и готовятся нанести ответный удар обидчику. В то время, как Арбенин вместе с Сальери, таят у себя смертельное оружие: яд-талисман, приготовленный когда-то для самоубийства, но пригодившейся совсем для иной цели. Они оба убивают людей, по сути, ни в чем невиновных, ничего им плохого не сделавших. Они убивают их, потому что не могут справиться с собой, не могут поверить в самих себя, они подавлены ненавистью. Но этот яд, прежде всего, является опасным именно для них, нравственно и духовно они умирают вместе со своими жертвами, недаром и тот, и другой надеются, что им оставят хоть капельку яда, чтобы испить его вместе:

«Постой . постой… ты выпил. Без меня. » Сальери

«Ни капли не оставить мне! жестоко!» Арбенин

Что Сальери, что Арбенин убийство считают их миссией, несмотря на то, что в жертве сосредотачивается самое ценное для них. У Сальери-это искусство, у Арбенина – это любовь. Именно поэтому убийство жертвы, есть в первую очередь самоубийство. Без своих жертв, они потеряют смысл жизни и утонут в угрызениях совести, ведь уже после совершения преступления оба они начинают сомневаться в их виновности :

. . но ужель он прав,

И я не гений? Гений и злодейство

Две вещи несовместные. Неправда:

А Бонаротти? или это сказка и т. д.

Бледна (содрогается), но все черты спокойны.

В них ни раскаянья, ни угрызений.

В обоих произведениях осуществляется наказание — не смертью, а жизнью, в которой мститель и философ должны сами осознать свою миссию как иллюзию, ошибку, а свой жертвенный акт как кощунственное преступление. Еще одну важную параллель нужно провести между «Маскарадом» и «Пиковой дамой» Пушкина. Здесь будет задета другая сторона «Маскарада» , одна из её важнейших тем, которая переплетается с другими сюжетными линиями- это тема карточной игры.

Карты, вообще, становятся довольно популярны в России в конце 18 – начале 19 века. Карточные игры превращаются в своеобразную модель той эпохи, без них некоторые не смыслят своей жизни. Для кого-то – это легкая нажива, кому-то – развлечение, а кто-то видит в картах своё существование :

Читайте также:
Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова Герой на-шего времени.): сочинение

Что ни толкуй Вольтер или Декарт –

Мир для меня – колода карт,

Жизнь-банк; рок мечет, я играю,

И правила игры я к людям применяю.

Карточная игра, уже изначально, используется как конфликтная ситуация. Пьеса начинается именно с игроков, уже показывая этим, что тема карт, в этой драме будет далеко не последняя. Она будет очень тесно переплетаться с жизнью светского общества, то есть с самим маскарадом. На это Манн Ю.В. как раз замечает:

«Игра — это разрыв установленных связей, естественных и социальных («всё презирать: закон людей, закон природы»). И удача игрока все время под угрозой, она уязвима с точки зрения общепринятых законов и морали («. каждый миг постыдный ждать конец»). Игроки — общество в обществе, точнее, это обществом отвергнутые люди, Игра — преисподняя света, и поскольку светская борьба в пьесе олицетворена маскарадом, игра — нижний этаж этого маскарада, преисподняя маскарада, И вступление в круг игроков равносильно падению, отпадению.»

У игры и маскарада есть одно общее -это неизвестность. Этот элемент проходит сквозь всю пьесу. Для Арбенина игра являлась отчуждением, прежде чем он нашел себя в романтической любви. Но мы знакомимся с главным героям в момент его «возрождения» и не можем точно знать, что происходило с ним до этого. Однако, по монологам Арбенина понятно, что он был несчастлив, и женился именно для того чтобы изменить свою жизнь к лучшему. С появлением мысли об убийстве Нины, он совершает роковой шаг к этому самому отчуждению, он возвращается обратно к картам, к тому фальшивому обществу, к своей грубости и жестокости. Замыкается круг, который превратился бы в кольцевую композицию, но финал заканчивается еще более печально.

Тема карточной игры – завязка этого произведения. Если бы не было карт, ничего бы не случилось. Арбенин не спас бы Звездича от проигрыша, не познакомился бы с ним, Звездич, в свою очередь, не стал бы ему рассказывать о браслете и прекрасной незнакомке, значит, Арбенин бы, просто напросто, не обратил внимания на потерянный браслет своей супруги. Всё. Без карт не случилось бы конфликта. Карты -это самый главный символ этого произведения. На картах строятся многие образы героев. Именно карты переплетают все события.

И это тема достаточно обширна для литературы начала 19 века. Так мы встречаем множество произведений известных нам авторов, таких как Гоголь «Игроки», Пушкин «Пиковая дама»

И многих других, которые просто упоминают тему карт.

Тема карт очень обширна, карты -это многофункциональная фигура того времени, её можно рассматривать с разных сторон. Так Лотман разбирает тему карт на примере «Пиковой дамы», где карты имеют не только игральный характер, но и гадательный. Так же он пишет о том, что, карты могут образовывать даже внеигровую семантику. Так например в воображении Германна семерка казалась ему готическими воротами, туз огромным пауком.

Именно в связи с этим развивается двуплановость карт, различное и обширное их употребление. Появляются азартные (игроки играют не с игроками, а со случаем) и коммерческие (умеренная карточная игра, которая рекомендует не азарт, а расчет) игры : «Карточная игра» -моделирование двух типов конфликтной ситуации: коммерческой и азартной. Многие карточные игры забываются, в связи с тем что они остались «в своей первородной чистоте».

В связи с таким разграничением, появляются и разные образы героев, таких как Звездич (азартный игрок), и таких как Арбенин (игрок коммерческий). Проглядывается и становление образа, от азарта к расчету: Арбенин не сразу стал таким, он сам когда-то проигрывался и не видел границ своей игре, но он очень бы хотел, чтобы тогда его остановили, и только из этих побуждений он помогает Звездичу.

Карты подталкивают все основные конфликты этой пьесы: конфликт Звездича с игроками, конфликт Арбенина с Ниной, конфликт Звездича и Неизвестного с Арбениным.

Карты являются основным звеном завязки и развязки этой пьесы.

Сочинение: Печорин лишний человек, младший брат Онегина

Печорин 8220 лишний человек 8221 , 8220 младший брат Онегина 8221

Личность Печорина настолько притягательна, что, читая роман, невольно ищешь оправдания его циничным поступкам. Лермонтова всегда волновал вопрос создания образа дворянского героя 30-х годов, эпохи “мрачного десятилетия”, когда преследовалась любая свободная мысль, и подавлялось всякое живое чувство. Печальные раздумья поэта о судьбе передовых людей последекабристской общественной жизни появляются во многих лирических стихотворениях:

Печально я гляжу на наше поколенье,

Его грядущее иль пусто, иль темно.

“Герой нашего времени” — роман, воплотивший сокровенный замысел Лермонтова. Своеобразно построение романа. Лермонтов сознательно нарушил хронологическую последовательность, чтобы внимание читателя сместилось от событий к внутреннему миру героев, к миру чувств и переживаний.

Печорину в романе уделено главное внимание. Лермонтов вначале дает возможность узнать мнение других людей о Печорине, а потом уже то, что думает о себе этот молодой дворянин сам.

Обреченность развилась в Печорине еще в период жизни в столице. Следствием полного разочарования во всем была “нервическая слабость”. Бесстрашный Печорин пугался стука ставен, хотя один охотился на кабана, панически боялся простуды. Эта противоречивость характеризует “болезнь” целого поколения. В Печорине как бы живут два человека, борются рассудочность и чувство, ум и сердце. Герой утверждает: “Я давно уж живу не сердцем, а головою”. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия”.

Григорий Печорин живет без цели, без надежды, без любви. Все ему надоело, мир стал скучным, он презирает даже самого себя: “Авось, где-нибудь умру на дороге. Что ж, умереть, так умереть. Потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уже скучно.

Какой безысходностью веет от этих слов, какой ощущается трагизм от напрасно потраченной жизни. И далее Печорин говорит совершенно определенно: “Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных, из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, — лучший свет жизни”.

В первые годы молодости героя были пылкие надежды, увлечения. Жила вера в возможность совершения жизненного подвига. Мысль рисовала высокие идеалы, необъятные силы побуждали к действию для достижения этих идеалов. И Печорин выступил на борьбу. Выступил, но боя не выдержал. Очень скоро осталась “одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений…”

Читайте также:
Как создавалось гениальное произведение «Герой нашего времени»: сочинение

В условиях окружающей его жизни Печорин не увидел цели, не нашел себе применения. Старое ему было чуждо, а новое неведомо. Такой разлад с действительностью приводит героя к апатии, и он с юных лет старится, в бездействии увядает. Утратив смысл в жизни, Печорин ожесточился, стал черствым, эгоистичным. Людям, с которыми приходится ему сталкиваться, он приносит только несчастья. По словам Белинского, “бешено гоняется он за жизнью”, но это все сводится к мелким и ничтожным целям: узнать тайну контрабандистов, заставить княжну Мери и Бэлу полюбить себя, победить Грушницкого. Так, в руках судьбы Печорин превращается в орудие зла: контрабандисты убегают в другое место, оставив на произвол судьбы старуху и бедного слепого мальчика; погибает отец Бэлы и сама Бэла; становится на путь преступления Азамат, убивает неповинных людей Казбич; гибнет Грушницкий; “разбито” сердце княжны Мери, обижен Максим Максимыч.

Несмотря на то, что Печорин — сильная, волевая, одаренная натура, он, по его собственному справедливому определению, — “нравственный калека”. Его характер и все его поведение отличается крайней противоречивостью. Это отчетливо сказывается уже в его внешности, отражающей, по мнению Лермонтова, внутренний облик человека. Рисуя портрет Печорина, автор подчеркивает странности своего героя. Глаза Печорина “не смеялись, когда он смеялся”. Походка “была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера”. С одной стороны, у Печорина “крепкое сложение”, а с другой — “нервическая слабость”. Печорину около 30 лет, а “в его улыбке что-то детское”.

Максим Максимыч тоже поражался странностям Печорина, противоречиям в его характере: “В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один…”

Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе, обнаруживая, по определению Лермонтова, “болезнь” поколения того времени. “Целая моя жизнь, — указывает сам Печорин, — была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку”. В чем же они проявляются?

Во-первых, в его отношении к жизни. С одной стороны, Печорин — скептик, разочарованный человек, который живет “из любопытства”, с другой — в нем огромная жажда жизни, деятельности. Во-вторых, в нем борется рассудочность с требованиями чувства, ум и сердце. Печорин говорит: “Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия”.

Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, “есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие. — говорит он далее, — подчинять моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?”

Но Печорин не такой уж бессердечный эгоист. Он способен на эмоциональные порывы. Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса… и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск… “При возможности потерять ее навеки, — пишет он. — Вера стала для меня дороже всего на свете, — дороже жизни, чести, счастья!” Оставшись без коня в степи, он “упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал”.

Эта противоречивость и не дает Печорину жить полной жизнью. С горьким чувством он расценивает себя, как “нравственного калеку”, у которого “высохла, испарилась, умерла” лучшая половина души.

Самое страшное противоречие: “необъятные силы души” — и мелкие, недостойные Печорина поступки. Он стремится “любить весь мир” — и приносит людям одно лишь зло и несчастье. Наличие благородных, высоких стремлений — и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни — и полная безнадежность, осознание своей обреченности.

Страдания Печорина усиливаются тем, что, по его признанию, в его душе живут два человека: один совершает поступки, а другой судит его. Трагизм страдающего эгоиста в том, что его ум, его силы не находят достойного применения. Равнодушие Печорина ко всему и ко всем, к “радостям и бедствиям человеческим” не столько его вина, сколько тяжелый крест. Он иногда сам себя презирает за свои “мелкие слабости, дурные страсти”, за то зло, которое он невольно причиняет всем, кто встречается на его пути. Но “ненасытная жадность”, заставляющая смотреть “на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую душевные силы”, стала уже сущностью его натуры. Печорин ощущает в себе эту жадность независимо от собственной воли. Успевший ко всему привыкнуть, разучившийся по-настоящему чувствовать, герой лермонтовского времени вызывает острое сожаление тем, что жизнь его “становится пустее день ото дня”.

Кто же виноват в том, что Печорин превратился в “умную ненужность”, в “лишнего человека”? Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: “Во мне душа испорчена светом”, то есть тем светским обществом, по чьим законам он жил и от которого уйти не смог.

“Трагедия Печорина, — писал Белинский. — прежде всего в противоречии между высокостию натуры и жалкостию действий”.

Печорин — личность, которую отличает упорство воли. Психологический портрет героя полностью раскрывается в романе, отражая социально-политические условия, формирующие “героя времени”. Лермонтова мало интересует бытовая, внешняя сторона жизни людей, а волнует их внутренний мир, психология поступков персонажей романа.

“Герой нашего времени” явился предшественником психологических романов Достоевского, а Печорин стал закономерным звеном в ряду “лишних людей”, “младшим братом Онегина”. Можно по-разному относиться к герою романа, осуждать его или жалеть истерзанную обществом человеческую душу, но нельзя не восторгаться мастерством великого русского писателя, подарившего нам этот образ — психологический портрет героя своего времени.

Печорин – “лишний человек”, “младший брат Онегина”

Личность Печорина настолько притягательна, что, читая роман, невольно ищешь оправдания его циничным поступкам. Лермонтова всегда волновал вопрос создания образа дворянского героя 30-х годов, эпохи “мрачного десятилетия”, когда преследовалась любая свободная мысль, и подавлялось всякое живое чувство. Печальные раздумья поэта о судьбе передовых людей последекабристской общественной жизни появляются во многих лирических стихотворениях:
Печально я гляжу на наше поколенье,
Его грядущее иль пусто, иль темно.
“Герой нашего

Related posts:

Печорин – “младший брат” Онегина(по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) “Печально я гляжу на наше поколенье… ” М. Ю. Лермонтов Исследуя роман Лермонтова “Герой нашего времени”, Белинский обратил внимание, что Печорин во многом напоминает пушкинского Онегина. Это дало основание критику назвать Печорина “младшим братом” Онегина. Подчеркивая несомненное сходство героев двух великих поэтов, он говорил в своей статье “Герой нашего времени”: “Различие их гораздо меньше, чем […].

Читайте также:
Сравнительная характеристика стихотворения М. Ю. Лермонтова Бородино и эпизода бородинского сражения из романа Л. Н. Толстого Война и мир.: сочинение

Обломов и “лишний человек” Главным героем романа И. А. Гончарова является Илья Ильич Обломов – добрый, мягкий, добросердечный человек, способный испытывать чувство любви и дружбы, но неспособный переступить через себя – встать с дивана, заняться какой-либо деятельностью и даже уладить свои собственные дела. Но если в начале романа Обломов предстает перед нами как лежебока, то с каждой новой страницей […].

Печорин и Онегин (4) Евгений Онегин и Григорий Печорин – два героя, две эпохи, две судьбы. Один являет собой результат разочарования в прежних идеалах (идеалах свободы, равенства, братства), так как его творец сформировался как личность в 10-е – 20-е годы XIX века. Другой – типичный представитель молодежи 30-х годов. Эта эпоха характеризуется полнейшим бездействием, наступившим после восстания на Сенатской […].

Первый “лишний человек” в русской литературе Характеристики, которые Пушкин дает главному герою своего романа Евгению Онегину свидетельствуют о том, что автор относится к нему с уважением. Он неоднократно сравнивает его с собой: Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум. Я был озлоблен, он угрюм; Страстей игру мы знали оба, Томила жизнь обоих нас; В обоих […].

Печорин – портрет своего поколения (по роману “Герой нашего времени”) В романе “Герой нашего времени” Михаил Юрьевич Лермонтов затрагивает те же проблемы, которые часто звучат в его лирике: почему умные и энергичные люди не могут найти себе место в жизни, почему они “старятся в бездействии”? Роман состоит из пяти частей: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”. Каждая из них представляет самостоятельное произведение и в […].

Григорий Печорин – герой своего времени В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму – все живое, малейшие проявления свободомыслия беспощадно преследовались и подавлялись. Через два года после появления в печати “Героя нашего времени” А. И. Герцен […].

Печорин Лермонтовский роман – произведение, рожденное после декабристской эпохи. Попытка “ста прапорщиков” изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. В “Герое нашего времени” получили преломление напряженные раздумья писателя об общих закономерностях развития человечества и об исторических судьбах России. В романе, как и в стихотворении “Дума”, внимание Лермонтова сосредоточено на современной автору эпохе. В образе […].

Печорин – вечный герой нашего времени (по роману М. Ю. Лермонтова) В русской литературе XIX-го века роман “Герой нашего времени” стал продолжением темы “лишних людей”. Эта тема была центральной в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина. В предисловии к роману Лермонтов показывает отношение к своему герою. Так же как и Пушкин в “Евгении Онегине” (“Всегда я рад заметить разность между […].

Печорин и “водяное общество” в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (3) Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”- одно из лучших произведений русской литературы. Этот роман стоит в одном ряду с такими шедеврами, как “Горе от ума”, “Евгений Онегин”, “Ревизор”. Роман был написан в эпоху, наступающую после декабрьского восстания. В центре романа – человек, стоящий по своему развитию выше окружающего его общества, но не умеющим найти […].

Лермонтов и Печорин (1) Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля… В. Г. Белинский Лермонтов и Печорин… Герои одного и того же времени. Кто они? В чем сходство и в чем различие этих двух незаурядных людей? Вопрос автопортретности Печорина занимал умы уже современников писателя. Он интересует и нас. При беглом чтении романа кажется, что […].

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (Передовые люди XIX века) Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанъя и сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов “Евгений Онегин” Пушкина был для поэта, по его словам, плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”. Белинский в своей статье “Евгений Онегин” назвал это произведение “энциклопедией русской […].

Сходство и различие образов Онегина и Печорина Образы Печорина и Онегина похожи не только смысловым сходством. В. Г. Белинский отмечал духовное родство Онегина и Печорина: “Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою… Печорин – это Онегин нашего времени”. Романы “Евгений Онегин” и “Герой нашего времени” написаны в разное время, и время действия этих произведений разное. Евгений жил в […].

Печорин – тип “лишнего человека” “Герой нашего времени” – первый реалистический социально-психологический роман в русской литературе, в котором внимание автора сосредоточено на раскрытии внутреннего мира героя, на диалектике его души, на углубленном психологическом анализе его чувств и переживаний, на “истории души человеческой”. Роман М. Ю. Лермонтова состоит из пяти повестей, каждая из которых имеет свое название, свой законченный сюжет, но […].

Печорин и Онегин (2) Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Пессо Пушкин работал над романом “Евгений Онегин” много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал в своей статье “Евгений Онегин” это произведение “энциклопедией русской жизни”. […].

“Печорин и Грушницкий в сцене дуэли” Главным действующим лицом романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” является Печорин. События, описанные в произведении, происходят на Кавказе. И это, вероятно, не является случайностью, так как в то время сюда отправлялись люди, преследуемые правительством. К их числу принадлежал и Печорин, сосланный на Кавказ за какую-то нашумевшую в Петербурге историю. Здесь он увиделся с Грушницким, […].

Печорин и горцы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (1) Роман “Герой нашего времени” – первый русский психологический и реалистический роман в прозе. В центре произведения – “история души человеческой”. Лермонтов исследует мысли, порывы, причины и последствия поступков такой сложной личности, как Печорин. В каждой главе автор показывает различные стороны психической жизни героя, рассматривает проявление его инстинктов, страстей, воли, духа, разума. Остальные действующие лица оттеняют […].

Печорин и Вернер в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Только тот приобретает истинных друзей, кто является другом самому себе… М. Ю. Лермонтов в своем романе “Герой нашего времени” саркастически отзывается о дружбе, дает нелестную оценку ей. С его точки зрения, каждая индивидуальность враждебна по отношению к другой и силится переделать ее на свой лад, поработить. Такое мироощущение появляется под влиянием времени, эпохи скептицизма и […].

Читайте также:
Стихотворение Дума: сочинение

Печорин и Грушницкий в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (1) В литературе нередко используется прием противопоставления главному герою другого персонажа с тем, чтобы еще более четко выделить характеры. Этим приемом пользуется и Лермонтов в романе “Герой нашего времени”. Главный герой – Печорин – личность яркая, однако раскрыть многие его качества помогает появление на сцене Груш-ницкого. Противостояние Печорина и Грушницкого показано в главе “Княжна Мери”. Повесть […].

Онегин и Печорин (2) Вероятно, приступая к своему роману, Лермонтов думал о том, что его главный герой станет напоминать читателям о существовании пушкинского Онегина. Несомненное сходство образов Евгения Онегина и Григория Печорина отметил одним из первых В. Г. Белинский. “Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою… Печорин – это Онегин нашего времени”, – писал критик. […].

Печорин и Онегин (1) Печально я гляжу на наше поколенье… М. Ю. Лермонтов Исследуя роман Лермонтова “Герой нашего времени”, Белинский обратил внимание, что Печорин во многом напоминает пушкинского Онегина. Это дало основание критику назвать Печорина “младшим братом Онегина”. Подчеркивая несомненное сходство героев двух великих поэтов, он говорил в своей статье “Герой нашего времени”: “Различие их гораздо меньше, чем расстояние […].

Лермонтов и Печорин. Автор и герой Процесс творчества – один из самых необъяснимых процессов. А потому связь автора и его героя так же необъяснима. А связан автор со своим героем многими нитями внешними и внутренними… И рассматривать эту связь можно в двух планах: первый – слияние автора с героем; второй – взгляд автора на героя издалека, с позиций осуждения его пороков, […].

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина по романам “Евгений Онегин” и “Герой нашего времени” Постараемся сравнить образы двух литературных персонажей: Онегина и Печорина. Гораздо легче сравнивать героев одного произведения или, в крайнем случае, писателя. Но говорить о персонажах, созданных Пушкиным и Лермонтовым, так же трудно, как и интересно. Эти гениальные художники создали образы героев, характерных своему времени. Онегин – молодой человек первой четверти, а Печорин – сороковых годов XIX […].

Печорин и Онегин (3) Героев А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова разделяет менее 10 лет. Они могли бы встретиться в одной гостиной, на одном балу или в театре, в ложе одной из “красоток записных”. И все же, чего же было больше – сходства или различия? Иногда в них разделяет людей сильнее и беспощаднее, чем целый век. Евгений Онегин. […].

Онегин и Печорин в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Героев А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова разделяет менее 10 лет. Они могли бы встретиться в одной гостиной, на одном балу или в театре, в ложе одной из “красоток записных”. И все же, чего же было больше – сходства или различия? Иногда в них разделяет людей сильнее и беспощаднее, чем целый век. Евгений Онегин. […].

Печорин и “водяное общество” в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (1) “Герой нашего времени” – социально-психологический роман, в котором автор ставил перед собой задачу раскрыть внутренний мир героя, “исследовать душу человеческую”. Лермонтов – романтик, поэтому проблема личности – центральная проблема романтизма в творчестве поэта. Однако новаторство “Героя нашего времени” заключается в том, что конфликт личности и окружающего мира решается при помощи разнообразных средств, как романтических, так […].

Онегин и Печорин “Евгений Онегин” и “Герой нашего времени” являются основными вехами развития русской литературы XIX в. Это лучшие произведения двух истинных гениев России: А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Романы потрясают читателей и литературоведов не только грандиозностью замысла, но и своим новаторством. Оно проявляется прежде всего раскрытии образов двух главных героев. Впервые Пушкин написал реалистический роман […].

Лермонтов и Печорин (2) Вступление к теме другими словами можно назвать предисловием. По замечанию Лермонтова, предисловие является в книге как первой, так и последней вещью. Сопоставлять всякого автора с героем созданного им произведения и просто и трудно, потому что автор связан со своим героем прямыми, но в то же время и таинственными, необъяснимыми нитями. Потому что процесс творчества необъясним. […].

Печорин – герой своего времени в романе М. Ю. Лермонтова Печально я гляжу на наше поколенье. М. Ю. Лермонтов. Дума Онегин и Печорин. Два человека. Два романа. Две судьбы. А возраст один, воспитание одинаковое. Различна атмосфера. Дух эпохи. Человек не может развиваться вне общества. Прямо или косвенно оно будет влиять на личность. И потому различия между Онегиным и Печориным закономерны. Их разъединяет небольшой отрезок времени. […].

Печорин как представитель “лишних людей” (Сочинение-рассуждение по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) А, верно, она существовала и, верно, было мне Назначение высокое, потому что я чувствую В душе моей силы необъятные. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени “Герой нашего времени” – первый русский реалистический психологический роман в прозе. В романе поднимается злободневная проблема: почему умные и энергичные люди не находят применения своим недюжинным способностям и “вянут без […].

Печорин и Максим Максимыч (По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Время… Это оно встало непреодолимой стеной между двадцатыми и тридцатыми годами прошлого века. Время отбросило назад шумные споры о будущем России, мечты, радость ожидания грядущих перемен. Все осталось там, за тридцатым июля 1826 года – страшным днем казни декабристов. Не услышишь больше слова “свобода”; “средь бурь пустых томится юность” Лермонтова и его сверстников. В пятнадцать […].

Печорин и “водяное общество” в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (2) Теряешь самомнение, когда видишь вокруг себя заслуженных людей; одиночество вселяет высокомерие. Молодые люди высокомерны, потому что они окружены себе подобными, которые все не представляют из себя ничего, но хотели бы иметь большое значение. Ф. Ницше Лермонтову было всего 24 года, когда он работал над романом “Герой нашего времени”, однако как глубоко и как тонко он […].

Печорин и контрабандисты (анализ главы “Тамань” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) “Тамань” – своего рода кульминация в столкновении двух стихий романа: реализма и романтизма. Тут не знаешь, чему больше удивляться: необыкновенной прелести и очарованию тонкого всепроникающего колорита, который лежит на образах и картинах новеллы, или предельно убедительной реалистичности и безукоризненному жизненному правдоподобию. А. А. Титов видит, например, весь смысл “Тамани” с ее поэтичностью в намеренном снижении […].

Читайте также:
ТРАГЕДИЯ ПЕЧОРИНА: сочинение

Печорин и горцы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Роман Лермонтова весь как бы соткан из противоположностей, которые сливаются в единое гармоническое целое. Он классически прост, доступен каждому, даже самому неискушенному читателю, вместе с тем необыкновенно сложен и многозначен и в то же время глубок и непостижимо загадочен. При этом роман обладает свойствами высокой поэзии: его точность, емкость, блеск описаний, сравнений, метафор; фразы, доведенные […].

Печорин и горцы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (2) Роман М. Лермонтова “Герой нашего времени” – это “история души человеческой”, как определил характер своего произведения сам автор. Роман состоит из пяти повестей: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мэри” и “Фаталист”. Каждая повесть представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Повести объединены образом Печорина. Этот герой занимает центральное место […].

Последнее объяснение Печорина и Мери Печорин – незаурядная личность. Он умен, образован, ненавидит равнодушие, скуку, мещанское благополучие, у него мятежный характер. Герой Лермонтова энергичен, активен, “бешено гоняется за жизнью”. Но его активность и энергия направлены на мелкие дела. Он расстрачивает свою могучую натуру “по пустякам”. Натура Печорина сложна и противоречива. Он критикует свои недостатки, недоволен собой и окружающими. Но во […].

В чем трагедия Печорина? (по роману “Герой нашего времени”) В истории жизни Печорина – главного героя романа М. Ю. Лермонтова – отразилась судьба поколения молодых людей 30-х годов XIX века. По словам самого Лермонтова, Печорин является образом его современника, каким автор его “понимает и… часто встречал”. Это “портрет, составленный из пороков… поколения в полном их развитии”. Создавая образ Печорина, Лермонтов хотел найти ответы на […].

Образ Онегина в романе “Евгений Онегин” Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” является едва ли не величайшим произведением первой половины XIX века. Этот роман – одно из самых любимых, современных и в то же время сложнейших произведений русской литературы. На примере Онегина, Ленского Пушкин исследует вопрос об интеллектуальной жизни и нравственных исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века. И, конечно, […].

Образ Евгения Онегина в одноименном романе Пушкина Благодаря роману Пушкина “Евгений Онегин” мы подробно знакомимся с русским обществом начала XIX столетия. Главный герой романа – Евгений Онегин – один из типичных представителей того времени, “молодой повеса”, “наследник всех своих родных”,то есть богатый, легкомысленный, поверхностно образованный молодой человек с циничными представлениями о смысле жизни. “Как ты да я, да целый свет… ” – […].

Как Печорин относится к проблеме судьбы? (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Пессо Тема судьбы, предопределения и свободы человеческой воли является одной из важнейших сторон центральной проблемы личности в “Герое нашего времени”. Наиболее прямо она поставлена в “Фаталисте”, который […].

Краткое содержание Черемыш, брат героя – Кассиль Лев Черемыш, брат героя Краткое содержание рассказа Удачной попыткой в создании повести о новой школе была книга “Черемыш – брат героя” (1938), выдержавшая много изданий. В ней писатель стремится решить актуальные для молодого поколения того времени социальные и моральные проблемы, касающиеся выбора идеала в жизни, понятия чести и героизма, верности и мужества. Особенно удался автору образ […].

Почему Печорин «Лишний человек»? (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Причина индивидуальности

Григорий отличается эгоистичностью натуры. Печорин объясняет такое состояние внутренней пустотой. Почему юноша стал смотреть за людьми со стороны, как за актерами сценических представлений? Жизнь мальчишки была пустой и однообразной. Все поступки интерпретировались, по мнению Григория, неправильно, на свое усмотрение. Его анализировали такие же пустые люди, развращенные ленью и достатком. Мальчик хотел быть скромным, его пытались в чем-то изобличить, он стал скрывать свои чувства и мысли.

Не получая ласки и искренней заботы, он становится злым и жестоким. Юноша верил в любовь и ждал ее, но от непонимания стал ненавидеть женщин и мужчин. Постепенно Григорий отодвигается от дворянского общества, не находит настоящих друзей среди военных. Он начинает ощущать себя «лишним человеком». Наблюдая со стороны за происходящим, проводя постоянные эксперименты, где в центре стоят человеческие отношения, он становится проницательным циником, знающим наперед результат своих действий.

Разносторонние интересы

Печорина нельзя считать лишним по причине не умения найти свое предназначение из-за недостатка ума. Григорий умен и развит. Он мог быть дать обществу много полезного, но видя суть дворянского разобщения, интерес теряется ко всему. Печорин увлекается литературой, остывает к ней, становится завсегдатаем столичных вечеров, но и привычные развлечения молодежи ему становятся тяжелы и скучны. Печорин начинает странствовать по стране. Григорий везде пытается найти применение своим силам и интересам, но его «эгоистичная натура» причиняет горе людям, оказывающим у него на пути. Бэла, Ундина, Мери – женщины, страдающие от действий Печорина. Жалко слепого мальчика, оставшегося с нищей старухой без средств для существования. Тема лишних людей перекликается с развитием новой молодежи.

Рассуждение для 9 класса

Вообще, есть в литературе такая теория о «лишних» людях. И это не только Печорин! Онегин, например… Эти герои чувствуют себя вне общества, они не могут ощутить радости, любви, сделать что-то полезное, а для этого вдохновиться, загореться чем-то.

Действительно, Печорин видится лишним… Без него многим было бы лучше, он вносит только разрушение и раздор в жизни окружающих. Например, он точно разрушил жизнь Бэлы, внес ещё больший разлад в отношения между местным – горным населением и русскими. Пытался он внести разлад в жизнь контрабандистов, в отношения княжны и Грушницкого… Но и сам он не очень доволен этим – не счастлив. Если бы ему казалось всё это нормальным, то он стал бы злодеем, а он страдает. Говорит, что пытается найти себя, но ни в мирной жизни (в столице), ни на войне (на Кавказе), ему это не удаётся. Ему быстро всё надоедает! И все – тоже… Но он упрям и самолюбив, поэтому готов совершать назло, чтобы доказать самому себе.

Печорин сам отделяет себя от остального общества, не строит близких отношений. Даже в дружбе ведёт двойную игру! Он мог бы помочь Грушницкому и подружиться с княжной, а не влюблять её в себя (зачем-то). Мог бы оставить Бэлу в покое или, если уж вроде влюбился, то иметь совесть и силы продолжить их отношения. Григорий мог бы найти старшего друга и советчика в лице Максима Максимовича – мудрого и доброго, но отстранился от него. Сделал в итоге так, что стал этому человеку просто отвратителен!

Читайте также:
Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова: сочинение

Григорий Александрович видит, что не такой – без развитых чувств. Но вместо того, чтобы их развивать, он предпочитает осуждать себя. Ему бы остановиться! Прекратить следовать за своим эгоизмом! Печорин не находит себе цели – дела, всё ему кажется пустым, он ведь смеется над чувствами людей. Всем, что он делает, он издевается над людьми. Общество ещё не совсем его отвергло, но сделало бы это из-за его эгоистичных поступков.

Как и Онегин, он наблюдает за людьми, как будто они играют в театре. Никто не спорит, что наша жизнь – это игра, но ведь люди на самом деле испытывают чувства. Любят, страдают… А вот он сам не особенно понимает, как это – чувствовать. Опять же он знает этот свой «грех», но ничего не может сделать. Теперь бы его послали на курсы по развитию эмоционального интеллекта! Этому тоже можно научиться, было бы желание! И на тренинге нашли бы ему цель жизни, дело… Но в те времена он просто стал лишним! Тогда только появлялись такие люди.

Умение управлять и руководить

Печорин стремится найти в жизни острые ощущения, чтобы понять смысл и почувствовать новые яркие моменты. Он не боится чеченских пуль, идет на дуэль, зная о незаряженном пистолете, входит в дом убийцы Вулича. Пули перестают его пугать, дуэль он подводит к трагическому результату для Грушницкого, пьяный казак не справляется с Печориным. Григорий понимает, что сам руководить своей судьбой и способен играть судьбами других. Он признается, что «было мне высокое предназначение».

Печорин чувствует «в себе силы необъятные», но не находит им применения. Герой своего времени, если исходить из названия повести «Герой нашего времени», становится лишним человеком. Как и почему такое возможно? Это признак времени. Люди, умные, деятельные и энергичные, уходят от общества, становятся нелюдимыми или жестокими, изменить собственные убеждения они не в силах, но и изменить окружающее не могут. Герой времени – «грустная душа» эпохи, по мнению В.Белинского, тип людей, отвернувшихся от общества.

Сочинение на тему печорин лишний человек и герой нашего времени

Печорин как представитель “лишних людей” (Сочинение-рассуждение по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)Печорин как представитель “лишних людей” (Сочинение-рассуждение по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Лермонтов М.Ю. >> Герой нашего времениПечорин как представитель “лишних людей” (Сочинение-рассуждение по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Скачать сочинение А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные.

М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени “Герой нашего времени” –.первый русский реалистический психологический роман в прозе. В романе поднимается злободневная проблема: почему умные и энергичные люди не находят применения своим недюжинным способностям и “вянут без борьбы” в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX в. В образе Печорина автор представил художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века. В предисловии к “Журналу Печорина” Лермонтов пишет: “История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…” Такая идейная задача автора обусловила и своеобразное построение романа. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий. Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Только основной герой объединяет все эти повести в нечто цельное, в единый роман. Особое место в романе занимают последние три повести — это история жизни Печорина, написанная им самим. Эта история представлена в виде дневника (“Княжна Мери”), а также и в форме записок, которые герой составил уже спустя некоторое время. Лермонтов подчеркивает, что исповедь Печорина вполне искренняя, что он (Печорин) был строгим судьей самому себе и “беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки”. Печорин — “лишний человек”. Поведение его непонятно ‘окружающим, потому что у них обычная, распространенная в дворянском обществе точка зрения на жизнь. При всей разнице внешнего облика и различия характеров и Онегин из романа А. С. Пушкина, и герой комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” — Чацкий, и лермонтовский Печорин принадлежат к типу “лишних людей”, то есть таких людей, для которых в окружающем их обществе не находилось ни места, ни дела. Белинский сказал о Печорине: “Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою”. Герцен тоже назвал Печорина “младшим братом Онегина”. В чем же сходство между Печориным и Онегиным? Оба они — представители высшего светского общества. Много общего в истории их молодости: вначале та же погоня за светскими удовольствиями, затем то же разочарование в них, та же попытка заняться наукой, чтением книг и охлаждение к ним, та же владеющая ими скука. Так же, как и Онегин, Печорин стоит по интеллектуальному уровню выше окружающей его дворянской среды. Оба они являются типичными представителями мыслящих людей своего времени, критически относящихся к жизни и людям. Но на этом сходство заканчивается. Печорин — иной, чем Онегин, человек по своему духовному складу, он живет в других социально-политических условиях. Онегин жил в 20-е годы, до восстания декабристов, в пору общественно-политического оживления. Печорин — человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристы были разгромлены, а революционные демократы как общественная сила еще не заявили о себе. Онегин мог уйти к декабристам (что и думал показать Пушкин в десятой главе романа), Печорин был лишен такой возможности. Вот почему Белинский сказал, что “Онегин скучает, Печорин глубоко страдает”. Положение Печорина тем трагичнее, что он по натуре своей одареннее и глубже Онегина. Эта одаренность проявляется в глубоком уме, сильных страстях и стальной воле Печорина. Острый ум Печорина позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться и к себе самому. Характеристики, даваемые им людям, точны и метки. Сердце Печорина способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно, ибо “полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов”. Печорин — сильная, волевая натура, жаждущая деятельности. Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по его собственному справедливому определению, — “нравственный калека”. Его характер и все его поведение отличаются крайней противоречивостью. Эта противоречивость отчетливо сказывается уже в его внешности, отражающей, как и у всех людей, внутренний облик человека. Рисуя портрет Печорина, автор настойчиво подчеркивает странности своего героя. Глаза Печорина “не смеялись, когда он смеялся”. Лермонтов говорит: “Это признак или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти…” ‘ “Взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно-спокоен”. Походка Печорина “была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера”. С одной стороны, у Печорина “крепкое сложение”, с другой — “нервическая слабость”. Печорину около тридцати лет, а “в его улыбке что-то детское”. Максим Максимыч тоже поражался странностям Печорина, противоречиям в его характере: “В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побелеет, а при мне ходил на кабана один на один…”. Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе со всей полнотой, обнаруживая, по определению Лермонтова, “болезнь” поколения того времени. “Целая моя жизнь, — указывает сам Печорин, — была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку”. В чем же они проявляются? Во-первых, в его отношении к жизни. С одной стороны, Печорин — скептик, разочарованный человек, который живет из любопытства, а с другой стороны, в нем огромная жажда жизни и деятельности. Во-вторых, в нем борется рассудочность с требованиями чувства: “Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия”. Но у Печорина горячее сердце, способное понимать и любить природу. От соприкосновения с ней, “какая бы горесть ни лежала на сердце, — говорит он, — сакое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко”. Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к женщи-1ам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, “есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, — говорит он далее, — подчинять моей воле все, что 1еня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?” Но Печорин не бессердечный эгоист. Он способен на глубокие чувства. Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, “как безумный, выскочил крыльцо, прыгнул на своего Черкеса… и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск… Одну минуту, еще одну минуту [ видеть ее, проститься, пожать ее руку… При возможности потерять ее навеки, — пишет он, — Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!” Оставшись без коня в степи, “он упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал”. Эта противоречивость не дает возможности Печорину жить полной жизнью. С горьким чувством он расценивает себя как “нравственного калеку”, у которого “высохла, испарилась, ; умерла” лучшая половина души. Чтобы ярче показать благородные чувства и стремления Чацкого, Грибоедов в свое время поставил рядом с ним подхалима Молчалина. Лермонтов же страдающему Печорину противопоставил Грушницкого, который заботится только о том, чтобы “сделаться героем романа”, старается “производить эффект”. Печорин одинок среди таких людей как Грушницкий, которые в молодости разыгрывают разочарованных, а под старость “делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, иногда — тем и другим”. Накануне дуэли, вспоминая всю свою прожитую жизнь, Печорин задумался над вопросом: зачем он жил, для какой цели родился? Отвечая, он пишет в своем дневнике: “А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные”. Но Печорин не нашел этого своего “высокого назначения”, не нашел деятельности, достойной его “необъятных сил”. Он тратит богатые силы свои на действия, его недостойные: разрушает жизнь “честных контрабандистов”, похищает Бэлу, добивается любви Мери, отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого. Всем, с кем он соприкасается, он приносит горе или даже гибель: погибли Бэла и Грушницкий, несчастны Вера и Мери, до глубины души огорчен Максим Максимыч: сухая встреча его с Печориным заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми. Вот оно, самое страшное противоречие: “необъятные силы души” и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится “любить весь мир” и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни и полная безнадежность, сознание своей обреченности. Кто же виноват в том, что Печорин превратился в “умную ненужность”, в лишнего человека? На этот вопрос отвечает сам Печорин: “Во мне душа испорчена светом”, то есть тем светским обществом, в котором он жил и уйти от которого не смог. “Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли”. Но дело здесь не только в дворянском обществе. В 20-е годы из этого общества вышли декабристы. Дело в том, что Печорин — человек 30-х годов, типичный представитель своего времени. Время это поставило его перед выбором: “или решительное бездействие, или пустая деятельность”. В нем кипит энергия, ему хочется активного действия, он понимает, что у него могло быть “предназначение высокое”. Но в том и трагедия Печорина, что он так и не нашел главной, достойной его цели в жизни, так как приложить свои силы к общественно-полезному делу в его время было невозможно.

Читайте также:
Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).: сочинение

Итог жизни лишних людей

Печорин погибает. Автор пытается донести до читателя несколько важных истин. Человек должен иметь цель. Бессмысленное прозябание приводит к гибели физической или моральной. Какая страшнее, непонятно. Часть людей живут, не принося пользы обществу, но их и не интересует это. Такие люди празднуют, веселятся, кажется, ведут яркую интересную жизнь. На деле это однообразие, завершающее разложение души. Печорин мог стать лидером движения молодежи к лучшему, но он принимает образ скучающего в буре. Нет сопротивления, нет и развития. Жизнь останавливается. Герои превращаются в никчемных наблюдателей, не желающих помочь, разрушающих и медленно умирающих.

«Лишние люди» появляются в любую эпоху. Одни рождаются раньше времени, другие живут прошлым веком. Написать сочинение «Печорин – «лишний человек» можно, взяв за основу предложенный рассуждения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: