Философский символ свободы в стихотворении «Парус»: сочинение

Анализ стихотворения «Парус» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 06.11.2019 · Обновлено 06.11.2019

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус», написанное им в 1832 году, является одним из наиболее узнаваемых среди произведений поэта. Многомудрый Литрекон предоставляет свой разбор этого далеко не простого и во многом противоречивого произведения. Анализ осуществляется по плану.

История создания

Стихотворение «Парус» было создано Лермонтовым в возрасте семнадцати лет в Петербурге. Первая строка произведения взята из вышедшего 4 года назад произведения Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». Этот жизненный этап был довольно сложным для поэта в психологическом плане, он чувствовал в некотором роде отчаяние, ведь не сумел поступить в высшее учебное заведение в Петербурге, после того, как он вынужден был покинуть Московский университет. В сентябре, в тот же год, когда вышла поэма Бестужева-Марлинского, Лермонтов послал это стихотворение, выражающее его внутреннее состояние, Лопухиной. Во время написания «Паруса» поэт увидел одинокий белеющий парус на реке Неве. Именно этот образ-символ, о котором будет подробнее рассказано позже, и лег в основу стихотворения.

Однако в сборник, вышедший в 1840 году (за год до смерти поэта), Лермонтов стихотворение не включил, несмотря на то, что оно имело даже некий сопроводительный художественный текст – рисунок белого паруса, созданный Лермонтовым предположительно в промежуток между 1828 и 1832.

Жанр, направление, размер

Это произведение по жанру можно классифицировать как лирическую новеллу. Оно относится к литературному направлению романтизма и является одним из ярчайших его примеров в XIX веке.

Черты романтизма в стихотворении «Парус» таковы:

  • Мотив одиночества и бунта против обстоятельств является смысловой доминантой стихотворения.
  • Грустное настроение произведения созвучно интонациям других поэтов-романтиков.
  • Пейзаж отражает мысли и чувства героя и играет важную роль в произведении.

Произведение «Парус» написано четырёхстопным ямбом. Рифмовку по типу можно классифицировать как перекрёстную.

Композиция

«Парус» представляет из себя три строфы, по 4 строки в каждом.

  1. Сначала даётся картина – «белеет парус одинокой», за ним следуют риторические вопросы: что же ищет сам парус?
  2. Во второй строфе эти вопросы, несмотря на их явную риторичность, получают ответы от лирического героя: парус не ищет счастья, но при этом и не бежит от счастья.
  3. В третьей строфе читатель так и не получает ответа, что же ищет парус, ведь он ищет бури, но при этом в завершающей строке автор явно намекает, что парус искал не беспокойства и мятежа, а скорее покоя: «Как будто в буре есть покой!».

Образы и символы

Безусловно, главным образом-символом является парус. В данном случае он означает одиночество, которое, возможно, чувствовал в тот момент и сам поэт. Он же отражает человеческую душу, зависимую от стихийности судьбы.

В произведении фигурирует и буря — знак беспокойства, символ мечущейся души. Море — это неопределенность и стихия жизни, в которой каждый человек одинок и несчастен. Парус бросает из стороны в сторону по воле рока, как и человеческую жизнь.

Образ лирического героя созвучен с самим парусом. Мысли о жизненном пути и стремлении паруса говорят о том, что самого наблюдателя волнуют те же переживания и те же вопросы. Он столь же одинок и несвободен, как парус, зависимый от игры стихий. Также он подчеркивает парадоксальность, свойственную человеческой природе, а вовсе не парусу: мятежник просит бури, но хочет покоя.

Темы, проблемы, настроение

  • Проблема одиночества часто поднимается в творчестве Лермонтова, и это произведение не стало исключением. Образ паруса — это человеческая душа, одинокая и брошенная в большое плавание жизни без поддержки и определенности, что она такое и зачем плывет.
  • Тема внутренних метаний и размышлений о поиске себя — основная тема «Паруса». Автор ставит вечные вопросы перед читателем: куда мы идем и зачем? Почему не можем обрести гармонию с миром и идем против него? Он не отвечает, но лишь подчеркивает, как широка и непостижима натура странника, который ищет покой в мятеже.
  • Тема счастья тоже занимает не последнее место в «Парусе». Наш образ-символ «счастия не ищет и не от счастия бежит». Это означает, что радости жизни он так никогда и не испытал. Его нет ни в прошлом, ни в будущем.
  • Бунт и мятеж — это состояние души типичного романтического героя, коим является парус. Он отправляется в море, чтобы испытать свои силы и столкнуться с бурей. В его душе нет мира, поэтому покой он ищет в битве с судьбой, заранее проигранной. Ветер еще не разгулялся, а мачта уже трещит.
  • Тема природы. Тревога в «Парусе» передается через состояние пейзажа. Пока мы видим солнечную лазурь и тихую гавань, но парус ищет бури и направляется в далекую страну, где его ждет неизвестность. Постепенно автор нагнетает обстановку, и за ясным днем уже виднеется шквал ветра, хотя в стихотворении об этом нет ни строчки.
  • Настроение легкой меланхолии, мечущейся внутри души пронизывает все три строфы «Паруса».

Основная идея

Парус является символом души молодого Лермонтова. Он сам пока не нашёл своего места в жизни: переезды, переходы, перемены — все это оставляет глубокие впечатления в юном сердце. Поэт не до конца понимает, чего именно он хочет. Поэтому главная мысль стихотворения «Парус» — это невозможность постижения своих внутренних противоречий. То мы мечемся в поисках чего-то, хотя все перед глазами, то ищем покоя в битве, не зная, принесёт ли он нам счастья. Во всех этих метаниях мы безмерно одиноки и зависимы от всех ветров, что создает у лирического героя ощущение безысходности и тоски. Его парус несчастен и бессилен повлиять на судьбу.

Читайте также:
Литературные контрасты и антитезы в романе «Герой нашего времени»: сочинение

Смысл стихотворения «Парус» заключается и в том, что жизнь подобна морю — она испытывает судно, гнет и ломает мачту, обрушивает на корабль гнев стихии. А между тем счастье в этом пути настолько призрачно, что его никогда нет — ни в прошлом, ни в будущем: «Он счастия не ищет и не от счастия бежит». Читатель видит разочарование и тоску, свойственные поэтам-романтикам.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Парус» весьма многообразны.

  • В тексте присутствует целый ряд эпитетов: парус одинокой, луч солнца золотой. Эпитеты в данном случае помогают создать общую картину, некий пейзаж.
  • Также в тексте есть риторические восклицания и вопросы: «Что ищет он в стране далекой?», «Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит!».
  • Динамичность «Парусу» придают метафоры: парус бежит, волны играют.
  • Встречается даже оксюморон: «как будто в бурях есть покой».

Тема одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус»

История создания

Знаменитое стихотворение «Парус» было написано М. Ю. Лермонтовым в Петербурге в 1832 году.
Поэт считал родным городом Москву, всей душой стремился туда, к своим друзьям и прежним литературным увлечениям. Под влиянием бабушки ему пришлось оставить филологический факультет Московского университета и поступить в школу гвардейских прапорщиков в северной столице.

Размышляя о непредсказуемости жизни, поэт прогуливается вдоль Финского залива и видит на горизонте белый парус, в одиночестве которого находит сходство с собой. Эту деталь Лермонтов сообщает в письме своей знакомой М. Лопухиной.

Любопытно, что первая строка стихотворения позаимствована поэтом у А. Бестужева-Марлинского, автора поэмы «Андрей, князь Переяславский».

Лермонтов не относился к «Парусу» серьёзно и не включил его в сборник избранных произведений. Огромная популярность пришла к стихотворению позже, когда удачно найденный образ одинокого судёнышка слился в сознании миллионов читателей с образом самого Лермонтова – поэта, вечно гонимого жестокой игрой стихий.

Анализ стихотворения Парус Лермонтова

Вариант 1

Знаменитое и многими любимое произведение “Парус” появилось на свет в 1832 году. Его автором стал великий русский писатель Михаил Юрьевич Лермонтов. Сразу же нужно отметить, что данное произведение является очень сильным и характеризует самого поэта.

Михаил Юрьевич был очень нежным, мягким и тонким человеком, все его произведения были наполнены именно этими особенностями. В каждое из них он вкладывал свою душу, и данное произведение, безусловно, не является исключением.

Парус он сравнивал с самим собой, как бы это странно не звучало. Он не зря упомянул, что парус выглядел одиноко и грустно на фоне моря. Он и сам чувствовал себя довольно таки одиноким и грустным в определенные периоды своей жизни.

Анализ данного произведения показывает тот факт, что поэт не совсем доволен своей жизнью, считая, что он мог бы прожить её намного лучше, однако различные обстоятельства помешали ему это сделать.

Многие критики и специалисты в области литературы, а также читатели удивляются тому, что само по себе легкое, воздушное и простое произведение несет в себе очень глубокий и пронзительный смысл.

Этому произведению очень характерна тонкость, изящество, красота, и в тоже время удивительная сила.

По своему строению произведение состоит всего из 12 строк. Однако в них поэт смог выразить все свои чувства, эмоции, переживания и так далее. Так же в данном произведение выражается надежда на то, что не все ещё потеряно, что все еще можно изменить.

В заключении хочется сказать, что данное произведение очень близко многим так как в течении жизни, абсолютно каждый человек пытается что-то менять, улучшать. Это совершенно естественно, ведь жизнь дается всего лишь один раз, и поэтому каждый человек достоин прожить её так, как ему хочется, а не так, как того требуют обстоятельства.

Вариант 2

Михаил Лермонтов переживал трудные для себя времена. Писатель был вынужден отправиться в Петербург, отказавшись от своей мечты стать филологом, в пользу другой, новой, неизвестной жизни. По просьбе своей бабушки, Лермонтов отказывается от учебы в университете Москвы, и поступает в юнкерскую школу Петербурга.

Именно в момент переезда юного писателя посещают мысли о своем прошлом и будущем. Гуляя по городу, и берегу залива, автор наблюдает за красотой, он решается отобразить свои чувства в произведении «Парус». В стихотворении Лермонтов отчетливо и тонко передает не только глубину чувств, но и зрелые мысли.

В стихотворении четко виднеются грани между лирическим героем и самим парусом. Морской пейзаж, который меняется под буйство волн, полностью отображает внутренние переживания, терзающие главного героя изнутри. Через образ моря писатель решает изобразить саму жизнь, а вот изображая парус, автор описывает душу человека.

Таким образом, возникающий конфликт между морем и парусом символизирует непосредственно конфликт между жизнью и человеком. Герой, словно парус, брошенный в море жизненных преград. Он словно выбран, бесконечно блуждать между такими же одинокими людьми как сам.

Читайте также:
Образ Печорина в романе Лермонтова Герой нашего времени: сочинение

Стихотворение «Парус» написано в жанре новеллы. Его можно отнести к пейзажно-символическому произведению. В первую очередь «Парус» имеет в своем замысле философское начало, а вот описанный пейзаж олицетворяет внутренний мир героя. Для более точного описания главной темы писатель применяет метафоры, использует эпитеты, он даже пользуется антитезой.

В центре событий оказывается одинокий парус, плывущий по морю, которое не слишком спокойное на тот момент. Возникшая буря, становится сложной преградой для маленького паруса, но он должен преодолеть ее и выстоять, чтобы не сбиться с намеченного пути. Так вот и человек, намечая что-то в своей жизни, сталкивается с множеством проблем, кто-то с ними справляется, а кто-то, словно парус в бурю, уходит ко дну.

Произведение слишком тесно связано с личными переживаниями поэта. Ему очень тяжело было оставить родной город, прежнюю жизнь полностью изменив ее. Он уверен, что жизнь приготовила массу неизведанных приключений и загадок, которые он просто обязан решить.

Юный поэт Лермонтов придает своему произведению некую мелодичность и красоту. В нем полностью раскрываются чувства. Лермонтов убежден, что душа поэта, словно парус из стихотворения, ей суждено скитаться по земле в одиночестве. Только душа, жаждущая свободы будет искать, и ждать бурю, как толчок для чего-то нового на своем пути.

Таким образом, произведение «Парус» несет в себе философское размышление самого автора о жизни, и принятых им решениях. Как бы нам этого не хотелось, но судьба все равно распределится иначе, как решит сама. Несмотря на душевные терзания в момент написания стихотворения, Лермонтов все же в полной мере отобразил душевный настрой самого себя.

Вариант 3

Стихотворение «Парус» написано в 1832 году в Петербурге. 17-летний Лермонтов создал его во время одной из прогулок по берегу Финского залива. В первоначальном варианте первая строка звучала: «Белеет парус отдаленный». Окончательный вариант этой строки был заимствован из поэмы «Андрей, князь Переяславский» А. А. Бестужева-Марлинского.

В стихотворении нашли отражение личные переживания юноши. Незадолго до этого он покинул Московский университет, оставив мечту стать филологом. По настоянию любимой бабушки Лермонтов переехал в Петербург, намереваясь поступить в юнкерскую школу. Перед поступлением молодой человек много размышлял о своем прошлом и возможной будущей судьбе – эти мысли и чувства легли в основу произведения.

Стихотворение молодого поэта отличает не только яркая образность, мелодичность и поэтическая красота, но и отраженная в нем глубина переживаний и чувств, удивительная зрелость мысли.

Композиционно стихотворение состоит из трех строф. Композиция четко разделяет парус и лирического героя: в каждой строфе две первые строки рисуют меняющийся морской пейзаж, а две последующие строки отображают внутреннее состояние и чувства наблюдающего за парусом лирического героя. Лермонтов использует многоточие для разделения описания природы и строк, посвященных психологическому состоянию героя.

Образы стихотворения аллегоричны. Для обозначения жизни поэт использовал традиционный образ моря, символизирующий жизненные перипетии, а парус – символ самого человека, его души. Конфликт «парус – море» переходит в конфликт «человек – жизнь». Человек, брошенный в житейское море, бесконечно одинок среди таких же барахтающихся в нем людей.

В «Парусе» авторское «я» спрятано, но его легко угадать за местоимением «он»: в отличие от слова «парус», употребленного лишь в первой строке, оно встречается в тексте шесть раз.

В первой строфе образы паруса и лирического героя объединены словом «одиночество». Одиночество героя вызвано разочарованием в жизни, горечью каких-то утрат; он задается мучительным вопросом: как достичь внутренней гармонии.

Во второй строфе герой ищет спасение от одиночества в борьбе со стихией, но, «увы», встреча с бурей не приносит счастья – счастье невозможно найти извне, оно заключено внутри человека.

В третьей строфе наперекор умиротворенной, гармоничной картине мира герой стремится обрести душевный покой в обновлении жизни, в очистительной буре.

Наряду с мотивом одиночества, Лермонтов поднимает в «Парусе» неизменно интересующую его тему – проблему цели и смысла человеческого бытия.

«Парус», являясь лирической новеллой по жанру, относится к пейзажно-символическим стихотворениям и имеет глубокий философский смысл. Пейзаж в произведении отображает внутренний мир поэта.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки (первая и третья строки каждой строфы оканчиваются женской рифмой, для второй и четвертой строк применена мужская рифма).

Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет в «Парусе» повторы, в том числе анафору (что ищет, что кинул), синтаксический параллелизм, инверсию (парус одинокой, стране далекой, в тумане моря голубом). Поэт широко использует олицетворения (ветер свищет, играют волны), метафоры (струя светлей лазури), эпитеты (луч солнца золотой). Насыщенность глаголами придает стихотворению динамизм. Для передачи контраста, на котором построена композиция стихотворения, Лермонтов прибегает к антитезе (стране далекой – краю родном, кинул – ищет).

Для изображения меняющейся картины морского пейзажа поэт использует звукоподражание: в первой строфе с помощью преобладания звуков «л», «н», «м», «р» создается эффект мерного покачивания волн во время штиля; изменение моря (шум волн и свист ветра) передается путем превалирования звуков «с», «т», «щ», «ч».

В стихотворении в образе паруса виден сам поэт, его душа. «Парус» — стихотворение Лермонтова о самом себе, ведь настоящий Поэт всегда остается «одиноким» и «мятежным», а его свободолюбивая душа, полная тревожной неуспокоенности, жаждет вечных поисков, жаждет бури.

Читайте также:
«Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2): сочинение

Система образов

Образ паруса построен на контрастах. Его чистота и яркость резко выделяются на фоне тёмных волн. Выразительна цветопись: поэт упоминает такие оттенки, как белый, голубой, лазурный, золотой.

Светлому парусу неспокойно среди прозрачно-акварельной безмятежности природы. Ему словно хочется потемнеть, отразить своей белизной цвет бури, он ищет тёмной глубины моря и неба.

Обращает на себя внимание расположение паруса в пространстве: Лермонтов прописывает и вертикаль («Под ним струя светлей лазури, // Над ним луч солнца золотой»), и горизонталь («…в тумане моря голубом»).

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «парус одинокий»; «в тумане голубом», «струя светлей лазури», «луч солнца золотой»;
  • олицетворения: «что ищет он», «что кинул он», «играют волны», «ветер свищет», «парус… просит бури»;
  • метафора: «в тумане моря голубом»;
  • антитезы: «ищет – кинул», «буря – покой».

С помощью аллитераций на «с», «т», «щ» поэт передаёт звуки ветра, раздирающего парус, его сопротивление стихии, его свободную волю.

Ассонансы с «о», «а», «и» создают мелодию движения по волнам с попеременным подъёмом на гребне и провалом в глубину.

Краткий анализ стиха Парус

Вариант 1

Лермонтов создал произведение «Парус» в 1832 году. То произведение очень сильно характеризирует самого автора, великого русского поэта и писателя, Лермонтова. Михаил Ю. Лермонтов – прекрасный поэт и писатель. Его произведения недаром быстро прославились, ведь этот человек был очень талантлив.

Хоть его характер – дерзок, даже груб частенько, как отзывались о нем люди, все же внутри он был таким человеком, что и поверить в это трудно. Лермонтов – на самом деле романтик. Именно его романтичная душа, который тянулась к прекрасному, делала его собственные произведения – лучше и романтичнее.

«Парус» — это одно из доказательств этого предположения. Это стихотворение, пусть и не очень большое по размеру, очень прославилось и стало одним из знаменитых произведений писателя. Оно было написано в очень юном возрасте, когда Лермонтову было всего лишь семнадцать лет – пор любви и горя.

Парус – это сравнение с самим собой, как ни странно. Этот парус очень одиноко смотрится на фоне моря и тихой природы. Этот парус – неизвестно, что от него ожидают другие, и что он хочет в жизни? Вот самым этим вопросом, как бы и задается сам писатель, Лермонтов. Для 6, 9 классов.

Вариант 2

Романтическое стихотворение «Парус» было написано в 1832 году. Вынужденный оставить Москву и университет, Лермонтов уезжает в Петербург и однажды, бродя по берегу Финского залива, он пишет это стихотворение, о чем свидетельствует М. Лопухина, в письме к которой Лермонтов послал первый вариант стихотворения.

Композиция. Стихотворение состоит из трех строф, которые построены по одной модели: первая и вторая строка рисуют картину природы, а третья и четвертая — изображают внутреннее состо­яние лирического героя, наблюдающего за парусом.

В философском стихотворении «Парус» поднимается одна из основных тем лермонтовской ли­рики — тема одиночества. В первой строфе два центральных образа — парус и лирического героя — объединяет ключевое слово «одинокий». Одинокий парус привлекает внимание лирического героя именно своим одиночеством, потому что одинок и он сам. Во второй строфе парус как бы приближается к глазам зрителя.

Ощутить игру волн, свист ветра и скрип мачты возможно, толь­ко находясь под парусом, в самом суденышке. То есть лирический герой как бы переместился в открытое море и сам управляет ветрилом. Зачем это ему? Может быть, спасение от одиночества именно в борьбе со стихией? Но он не бежит от счастья, которого не было в его смятенной душе, и не ищет счастья в океане.

Ключевым словом становится здесь «увы», выражающее чувство разочарования, показывающее, что нигде в мире нельзя найти счастье, так как это — состояние души, а не состояние мира. В третьей строфе картина окружающего мира на редкость гармонич­ная, светлая и яркая.

В ней и «струя светлей лазури», и «луч солнца золотой». Но эта картина контрастна состоянию лирического героя. «Как будто», появляющееся в последнем стихе демон­стрирует иллюзорность поисков счастья и попытки убежать от самого себя. Лирический герой Лермонтова страдает от разлада не только с окружающим миром, но и с самим собой.

Вариант 3

Знаменитое (можно сказать, программное) стихотворение Михаила Лермонтова «Парус» состоит всего из трех катренов-четверостиший, в которых опосредствованно переданы размышления и чувства лирического героя. Все оно – пример полного олицетворения, потому что сам герой остается «за кадром».

Первые строки первого четверостишия – визуальная картинка. Белый одинокий парус виден даже не в море, а в голубом тумане. В нем обращены риторические вопросы: может быть, он что-то ищет в далекой стране и может быть, он кого-то покинул в родном краю.

Вторая строфа в первых двух строках продолжает рисовать зрительный образ. Вот уже и волны появились и хлещут, слышен свист ветра. И мачта белого паруса гнется, издавая скрипучие звуки. На смену вопросам первой строфы приходят риторические восклицания-утверждения: парус не ищет счастья и бежит он тоже не от счастья.

Заключительные четыре строчки преподносят новую картинку: струя под парусом светлая и лазурная, солнце шлет ему приветливые золотые лучи. Далее стоит троеточие – это обозначение паузы для и размышления над вопросом (в нем-то и заключен смысл жизни лирического героя): почему же мятежен этот парус, почему он просит бури – разве в них он найдет покой.

Читайте также:
Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова: сочинение

Вариант 4

Стихотворение М. Лермонтова “Парус” вызывает у читателя желание бороться, даже если это сделать практически невозможно. Читателя сопровождают чувства борьбы, одиночества и победы, которые не дают в трудную минуту опустить руки.

При прочтении стихотворения видится картина: в кипящем море белеет одинокий парус. Его бросает на волнах, но он не сдается, борется с бурей. Он одинокий странник и он же победитель. Данную борьбу автор описывает как борьбу за жизнь, а не за достижения счастья.

В данном стихотворении автор использует следующие эпитеты: одинокий, мятежный. Одиночество паруса подчеркиваются словами, белеет парус одинокий. Также он показывает нам борьбу, в которой корабль остался один на один с кипящим морем и надеется ему не на кого. Мятежный парус — этим автор показывает боевой дух паруса, который как бы просит дать ему еще сложностей. Здесь мы видим, как парус показывает нам, что он не боится бури.

“Парус” — это стихотворение-метафора. Образ одинокого паруса среди бури, представлен нам как образ человека, который борется с жизненными невзгодами. Своим примером стихотворение учит нас быть сильными и не сдаваться, даже если будет очень тяжело.

В этом стихотворении поэт использовал перекрестную рифму, где строки 1 и 3, 2 и 4 рифмуются.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Парус» по плану

1. История создания

Знаменитое стихотворение «Парус» было написано М. Ю. Лермонтовым в Петербурге в 1832 году.

Поэт считал родным городом Москву, всей душой стремился туда, к своим друзьям и прежним литературным увлечениям. Под влиянием бабушки ему пришлось оставить филологический факультет Московского университета и поступить в школу гвардейских прапорщиков в северной столице.

Размышляя о непредсказуемости жизни, поэт прогуливается вдоль Финского залива и видит на горизонте белый парус, в одиночестве которого находит сходство с собой. Эту деталь Лермонтов сообщает в письме своей знакомой М. Лопухиной.

Любопытно, что первая строка стихотворения позаимствована поэтом у А. Бестужева-Марлинского, автора поэмы «Андрей, князь Переяславский».

Лермонтов не относился к «Парусу» серьёзно и не включил его в сборник избранных произведений. Огромная популярность пришла к стихотворению позже, когда удачно найденный образ одинокого судёнышка слился в сознании миллионов читателей с образом самого Лермонтова – поэта, вечно гонимого жестокой игрой стихий.

2. Литературное направление

Стихотворение «Парус» – явление романтизма. Образы моря, бури, мотивы борьбы и одиночества весьма характерны для этого литературного направления.

Конфликт героя и среды также указывает нам на романтическую традицию.

3. Род

«Парус» — лирическое произведение. Оно описывает сокровенные переживания человеческой души, передавая их с помощью деталей пейзажа.

4. Жанр

«Парус» Лермонтова – лирическое стихотворение-зарисовка с острым, захватывающим внутренним сюжетом.

Произведение можно воспринимать и как сюжетную лирическую миниатюру.

5. Проблематика

Поэт касается проблемы жизненного выбора. Находясь между прошлым и будущим, корабль теряется в необъятном просторе. Ему не нужен покой, его душа мятежна. Она слишком порывиста и вольна, чтобы плыть по заданному маршруту.

6. Тематика

Основная тема произведения – одиночество. Белый крошечный парус пронзительно одинок на фоне моря. Ему кажется, что он свободен, но цена этой свободы – вечная неизвестность впереди.

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что есть люди, которым не мил покой. Поиск нового берега всегда труден. Земля и море, окружающие парус, покойны и светлы, лишь он один «мятежен».

В нём нет покоя, но покой и не нужен. Только буря может подарить парусу дыханье, а кораблю – способность плыть дальше.

8. Пафос

Пафос стихотворения – утверждение свободы, жажда воли, простора, ветра.

Вместе с тем стихотворение написано не от первого лица. Лермонтов словно смотрит на себя со стороны и немножко жалеет одинокий парус. Он сочувствует его одиночеству и печали.

9. Система образов

Образ паруса построен на контрастах. Его чистота и яркость резко выделяются на фоне тёмных волн. Выразительна цветопись: поэт упоминает такие оттенки, как белый, голубой, лазурный, золотой.

Светлому парусу неспокойно среди прозрачно-акварельной безмятежности природы. Ему словно хочется потемнеть, отразить своей белизной цвет бури, он ищет тёмной глубины моря и неба.

Обращает на себя внимание расположение паруса в пространстве: Лермонтов прописывает и вертикаль («Под ним струя светлей лазури, // Над ним луч солнца золотой»), и горизонталь («…в тумане моря голубом»).

10. Центральные персонажи

Парус – центральный образ-персонаж стихотворения. Ключевое слово в его определении – «одинокий». Он кажется крошечным среди бескрайнего моря.

Парус бороздит его не в поисках счастья, для него важнее – буря, порыв, движение.

11. Лирический герой

Лермонтов нередко использует приём отождествления. Говоря об утёсе, одинокой сосне, белеющем парусе, он имеет в виду себя, собственное одиночество и духовный поиск.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения слит с образом паруса. Поэт описывает его одиночество, скрип мачты, противящейся натиску ветра.

Счастье не привлекает его, так же, как светлые водные струи и золотые лучи солнца. Он не хочет скользить по поверхности жизни и жаждет глубины. Парус только кажется хрупким, на самом деле он рвётся навстречу волнам, «просит бури».

Читайте также:
«Журнал Печорина», как «роман в романе»: сочинение

13. Композиция

Композиция произведения – линейная.

  • В первом четверостишии присутствует завязка – поэт сообщает о замеченном издали парусе.
  • Во втором – о том, какие испытания ждут его в открытом море.
  • В третьем четверостишии звучит кульминация, которая одновременно является выводом: «А он, мятежный, просит бури, // Как будто в бурях есть покой…»

14. Художественные особенности

Язык стихотворения насыщен прилагательными, что помогает поэту изобразить парус в ярких красках и полутонах.

Автор усиливает впечатление от происходящего за счёт использования однородных сказуемых («гнётся» и «скрипит»), инверсии, анафоры.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с чередованием женской и мужской рифмы.

В произведении используется перекрестная рифмовка (АБАБ).

Строфа – классический катрен, или четверостишие.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «парус одинокий»; «в тумане голубом», «струя светлей лазури», «луч солнца золотой»;
  • олицетворения: «что ищет он», «что кинул он», «играют волны», «ветер свищет», «парус… просит бури»;
  • метафора: «в тумане моря голубом»;
  • антитезы: «ищет – кинул», «буря – покой».

С помощью аллитераций на «с», «т», «щ» поэт передаёт звуки ветра, раздирающего парус, его сопротивление стихии, его свободную волю.

Ассонансы с «о», «а», «и» создают мелодию движения по волнам с попеременным подъёмом на гребне и провалом в глубину.

17. Значение произведения

Стихотворение «Парус» – символ всего лермонтовского творчества, его квинтэссенция.

Образ человека, вынужденного обретать ответы на глубинные вопросы своей души и обречённого при этом на одиночество, предвосхитил всю философию и поэзию рубежа 19-20-го веков с их вниманием к внутреннему миру личности, поиску смысла жизни.

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова актуально и сейчас. Стоит оторваться от очевидных вещей, привычного круга ценностей, как мы попадаем в незнакомое пространство, подобное бурному морю. Нас обступают вопросы, которые, словно волны, накатывают один за другим.

Для творческой личности, решившей посвятить свою жизнь поиску ответов, не имеют значения счастье и покой. Их вдохновляют трудности, буря даёт им подлинную духовную свободу.

19. Моё отношение

Я понимаю взволнованное настроение поэта, отразившееся в стихотворении «Парус». Перед началом любого важного дела мы испытываем волнение, неизвестность пугает нас.

Образ паруса, который не боится перемен, а даже «просит» бури, вдохновляет меня. Не надо бояться глубины. Она всегда интереснее, чем мелководье!

20. Чему учит

Стихотворение «Парус» учит нас смелости. Выбирая жизненный маршрут, не стоит стараться быть как все. Даже если в самом начале нам будет одиноко и трудно, мы должны пройти череду испытаний самостоятельно. Только после этого мы найдём истинных единомышленников, станем настоящими людьми.

Анализ стихотворения «Парус» (М. Ю. Лермонтов)

Автор: Guru · 18.06.2018

Лермонтовский «Парус» — одно из самых популярных стихотворений поэта. Об этом говорят многочисленные лингвистические исследования текста и различные переложения и интерпретации произведения.

История создания

В сентябре 1832 года М.Ю. Лермонтов пишет М.А. Лопухиной письмо, где признаётся, что расстроен неудачной попыткой поступить в петербургский университет. Молодой поэт был одинок и подавлен. В этом же послании были строки стихотворения «Белеет парус одинокий». Первая строка заимствована из неоконченной поэмы Бестужева-Марлинского «Андрей — князь переяславский». Вопрос, какой именно «морской» пейзаж вдохновил Михаила Юрьевича, остаётся спорным. Это мог быть Финский залив или река Нева.

Поскольку автор не относился к «Парусу» серьезно, стихотворение было впервые напечатано лишь в 1841 году в журнале «Отечественные записки».

Жанр, направление и размер

«Парус» написан в жанре лирической новеллы. Для него характерна интимность высказывания, совмещённая с изложением сюжетной линии. Интерес к этому жанру был характерен для поэзии декабристов, которой Лермонтов увлекался в юности.

Стихотворный размер, используемый автором, — четырёхстопный ямб, один из самых популярных в русской лирике ХIX века. Это делает текст более динамичным, приближает интонацию произведения к разговорной. Лермонтов использует перекрестную рифму с чередованием женских и мужских окончаний стиха.

Смысл названия

Стихотворение имеет название «Парус» созвучно его центральному персонажу. Каждый волен по-своему трактовать его смысл и значение аллегории.

  1. Во-первых, можно соотнести парус с восемнадцатилетним Лермонтовым, который оставил Москву, приехал в столицу поступать в университет. Однако же его мечта — выучиться на филолога – рухнула, и он чувствовал себя одиноким среди бушующей жизни столицы.
  2. Во-вторых, представляется образ мыслящего человека, не желающего смиряться с окружающей его действительностью. Он жаждет перемен и готов бороться с волнами, подобно парусу, лишь бы они случились.

Образы и символы

Стихотворение наполнено символами и аллегориями. Если человеческая жизнь – это море, то человек в ней – парус, одинокий, гонимый, не знающий покоя и приюта. Этот образ Лермонтов отразил не только в поэзии, но и в живописи: известна его акварельная работа, словно иллюстрирующая стихотворение. Буря в данном произведении тоже гораздо больше чем морской шквал. Она ассоциируется с революцией, а вызваны эти мысли реакцией на Декабрьское восстание 1825 года.

Лирический герой осознает, что если он хочет добиться поставленных целей, то безмятежный путь, освещённый солнцем, — не для него. Только преодоление настоящей бури может привести его к заветной мечте.

Читайте также:
Единство человека и природы в поэме «Мцыри»: сочинение

Темы и мотив

  • Одиночество. Это основная тема стихотворения. Она раскрывается через центральный образ сочинения – белый парус, который оставил родной край и борется с жестокой морской стихией. Мотив одиночества является одним из ключевых в лирике Лермонтова.
  • Свобода. Цель лирического героя – обрести свободу. Потому он и решился покинуть родной край, бежать от солнечных лучей навстречу невзгодам.
  • Революция. Её в стихотворении олицетворяет образ бури. Кроме того, не случайно автор считает лирического героя мятежным, ведь его действия противоречат общепринятым традициям. Он желает покорять новые горизонты, ищет приключений.

Главная мысль стихотворения — поиск своего предназначения. Одинокий парус не видит спасения в безмятежном покое и решается вступить в бой со стихией. Он не чувствует себя удовлетворённым в лазури и солнце и пытается найти себя в обратном.

Общие места поэзии романтизма, такие как одиночество, жажда приключений, образ моря, переосмысляются в «Парусе» и объединяются новым мотивом. В литературоведении его называют мотивом «лишнего человека». К таким героям относятся Онегин, Печорин, Рудин. Таким образом, роль и смысл «Паруса» трудно переоценить: с этого маленького стихотворения начала развиваться весьма значимая для русской литературы тема.

Средства художественной выразительности

Одним из основных приёмов, используемых в стихотворении, является антитеза. Противопоставляется многое: покой — буря, далекая страна — родной край. А также имеются противоположные действия: ищет — кинул.

В образе паруса большое значение имеют эпитеты: одинокий, мятежный.

Встречается немало инверсий, например, во втором стихе первого катрена.

Велика роль пунктуации в этом произведении. Для раннего романтизма характерна недосказанность, умолчание некоторых мыслей, что выражалось многоточиями. Этот же приём Лермонтов использует во вторых строках каждого катрена. Взволнованный характер придают риторические вопросы и восклицания.

Не обходится и без олицетворений. Для этого тропа особенно значима роль глаголов: играют волны, свищет ветер, кинул, ищет, бежит, просит (о парусе).

Кроме того, всё стихотворение целиком можно считать аллегорией жизни человека, пытающегося найти смысл бытия.

Смысл произведения Герой нашего времени и его названия

«Герой нашего времени» — одно из самых известных произведений М.Ю. Лермонтова, в котором он описывает жизнь молодёжи третьего десятилетия девятнадцатого века. В роман вложен глубокий смысл, как и в другие сочинения автора.

Во время написания романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов ставил своей главной целью как можно более точно передать психологическую характеристику молодого поколения его времени. Об этом он прямо пишет в предисловии, указывая на то, что при создании портрета главного героя он наделил его пороками своих современников. Но смысл таится в другом.

Автор решил, что название «Герой нашего времени» лучше всего подойдёт для произведения, кратко и ярко выражает его суть. Но изначально название было другим, роман назывался «Один из героев начала века». М.Ю. Лермонтов счёл его недостаточно ёмким и ясным.

Молодёжь, жившая, когда российский престол занимал Николай Первый, была очень похожа на Печорина. В тот период времени максимально ограничивалась свобода мысли и слова, так как правительство опасалось того, что может вновь произойти нечто вроде восстания декабристов. Тем временем множество молодых людей, образованных и умных, было готово менять реальность, посвятить этому всю свою жизнь. Однако общество их не принимало. По этой причине целое поколение не смогло реализовать себя и свои возможности.

За этим последовало то, что у этих людей не было цели в жизни. Они не смогли стать счастливыми и осчастливить других. Лермонтов показал всех этих несчастных людей в лице одного Печорина. Они были талантливы и могли сделать многое во благо общественности, но им это не удалось. В этом состоит их трагедия, они — герои своего времени. В этом как раз и заключается смысл названия романа.

Нельзя не сказать, что Лермонтов достиг нескольких целей в этом произведении. Во-первых, был раскрыт и описан психологический портрет молодёжи начала девятнадцатого века. Во-вторых, была поднята проблема человека и эпохи. В-третьих, произведение можно понимать так, что в каждую эпоху есть свой герой, и он соответствует времени.

О чем книга Герой нашего времени

Роман состоит из пяти глав, которые расположены не в хронологическом порядке. Лермонтову хотелось, чтобы читатель вначале переживал, потом думал и делал выводы.

Роман начинается с самой печальной и трогательной главы под названием «Бэла». В этой главе читатель впервые знакомится с главным героем: молодым офицером Григорием Александровичем Печориным. Он служит военной крепости на Кавказе под началом коменданта Максима Максимовича, доброго и мудрого дядьки.

В крепости Печорин ведёт себя странно: «то бесстрашно скачет на лошади по скалам», то вдруг начинает жаловаться на насморк и озноб как изнеженная девица.

Чтобы развеять тоску молодого человека, Максим Максимович берёт его на черкесскую свадьбу. Печорину очень понравилась дочь хозяина — черкешенка Бэла. Он решил её выкрасть руками родного брата девушки Азамата, которому Печорин обманным путём помог заполучить лучшего коня разбойника Казбича.

Ищите нас здесь

Пленница вначале боится Печорина, но потом привыкает и влюбляется в него. Да только его чувства уже остыли. В этом весь Печорин: он быстро вспыхивает и быстро гаснет.

Мстительный Казбич в отсутствии мужчин ворует Бэлу, а потом тяжело её ранит, поняв, что ему с ней не уйти от погони. Бэла после тяжёлого ранения прожила недолго и скончалась. Печорин винит себя в смерти девушки.

Читайте также:
Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова: сочинение

Вторая глава раскрывает эгоизм Печорина. Называется она «Максим Максимович». В ней показана встреча Максима Максимовича и Печорина после долгой разлуки. Максим Максимович очень обрадовался старому другу (им много пришлось вместе пережить), хотел его обнять. Печорин холодно отстранился от Максима Максимовича; глаза его были полны равнодушия.

Глава «Тамань» рассказывает о том, как Печорин из-за своего эгоизма и излишнего любопытства вмешался в «мирную» жизнь контрабандистов и разрушил её. После того, как Печорин выбрался из воды (девушка-ундина пыталась его утопить), он понял, что причинил вред всем: и девушке, и Янко, и мальчишке со старухой.

Четвёртая глава романа «Княжна Мери» — самая большая. В ней много сюжетных линий, которые переплетаются друг с другом и приводят к печальному концу: Печорин на дуэли убивает Грушницкого, любимую Веру увозит в неизвестном направлении ревнивый муж, княжна Мери заболевает от несчастной любви и стыда. Всем плохо. Все несчастны. Несчастен и Печорин.

Последняя глава «Фаталист» наполнена мистикой и тревогой. Печорин здесь выступает в роли фаталиста. Он видит на челе офицера Вулича — раннюю смерть. Вулич смеётся над словами Печорина и стреляет себе в висок. Пистолет дал осечку. Но в этот вечер Вуличу всё равно было суждено умереть: его шашкой разрубил пьяный казак.

Любовная линия

От действий скучающего и развлекающего себя интригами Григория страдают женщины, которые искренне к нему относятся. Бэла, юная кавказская девушка, была украдена по желанию Печорина. Ему нравилось добиваться ее внимания, одерживать верх над ее неприступностью. Такая игра забавляла русского офицера. Когда же Бэла все-таки сдалась и полюбила его, он к ней охладел, девушка стала ему не нужна. Трагичный исход был неминуем.

Даже если бы Бэлу не ранил Казбич, она не смогла бы ни жить прежней жизнью, ни вернуться бы домой. По традициям ее народа девушка была опозорена, поэтому создать семью и обрести счастье в браке у нее не получилось бы. Когда Печорин затевал эту историю, он не подумал о Бэле, он брал во внимание только свои желания. Офицер достиг своей цели и охладел, а ведь девушка полюбила его всем сердцем. На смертном одре она сожалела лишь об одном: они не смогут увидеться в раю, так как исповедуют разные религии. Вот так по своей прихоти Печорин стал причиной гибели юной девушки.

Разбитыми оказались и сердца двух других женщин, влюбленных в героя. Мэри пострадала от чар Григория, потому что тот хотел подразнить, поддеть своего приятеля Грушницкого. Печорина очень забавляла реакция молодого человека, злость, кипение страстей в нем. Интрига удалась: сердце Мэри было завоевано, а ее пылкий воздыхатель с ума сходил от ревности и ненависти к Печорину. Только вот снова накатила скука: вся эта история Григорию порядком надоела, поэтому он стал вести себя с влюбленной в него княгиней отвратительно.

Мэри часто проливала слезы от холодности и безразличия Печорина, но все равно не поменяла

своих чувств к нему. А в то же время Григорию скучно стало даже с Верой, в которую он был влюблен. В итоге закрученная Печориным история кончилась печально: Григорий убил Грушницкого на дуэли, сердце Мэри было разбито, а Веру увез муж подальше от Пятигорска, чтобы забыть обо всем этом.

Вот такой была личность последекабристской эпохи: несомненно, сильной, способной на поступки, но потерявшей ориентиры и не имеющей возможности реализации своего потенциала. В результате таких условий времени человек совершал жестокие, даже аморальные поступки. Внешне это эгоист и циник, скучающий интриган, но внутри же происходила работа, которая иногда позволяла совести проснуться. Образ Печорина — это иллюстрация неоднозначных процессов, происходящих в обществе и в умах людей.

Главный герой и его конфликт

Перенесёмся в 19-ый век, к нашему герою. Он жил во времена жёстких государственных репрессий Николая 1, никакой свободной мысли прохода не было. Инициатива декабристов, как нам всем известно, была жёстко подавлена, и таким образом самодержец держал дворянство и молодых амбициозных личностей в узде.

Главный герой как раз и относится к такой группе молодых людей. Он всеми своими действиями противопоставляет себя обществу, находится в поисках своего счастья. Вместо желаемой реализации своих возможностей и мечтаний он находит лишь полное разочарование. Эта напряжённая борьба сделала главного героя полным эгоистом и чёрствым человеком.

Как было уже отмечено ранее, Печорин является собирательным образом, в его личности и истории отображён тот конфликт человека и общества, который пронизывает историю России особенно в 18-19 веках.

Поступки героя

Оказавшись ненужным обществу в масштабном плане, он приносит горе конкретным людям, которые в принципе ничего плохого ему не сделали. Печорин играет чужими судьбами, чувствами, не задумываясь о моральной составляющей своих поступков.

Ему интересно завоевывать сердца женщин, наблюдать за их переживаниями, рисковать не только своей, но и жизнью другого человека. Печорин оказывается причиной смерти Бэлы и Грушницкого. Если в случае с кавказской девушкой он не сам забрал ее жизнь, но повлиял своими действиями на такой исход, то в истории с молодым человеком оказался убийцей, легко списавшим гибель юнкера на черкесов и ушедшим от ответственности.

Читайте также:
Где Печорин вызывает у вас большее осуждение: в главе Бэла или Максим Максимыч? (по роману М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени): сочинение

Нереализованность, ненужность привела к тому, что Печорин пытался найти хоть какой-нибудь интерес в жизни и разнообразие. Скука и апатия ко всему сделали его человеком циничным, жестоким в какой-то мере. Это черты поколения, которые хотел изобразить писатель.

1830—1840-е годы — эпоха потерянных ориентиров, смещение морально-этических понятий в сторону эгоизма. Личность, не найдя себе применение, пыталась хоть что-то делать в этом мире.

Когда в обществе господствует эгоизм, это приводит к страшным, непоправимым последствиям. Морально-этический стержень удерживает человека от неблаговидных поступков. Отход от них и уклон в сторону только своих интересов и желаний влечет за собой разрушенные, поломанные судьбы других людей. В жизнь Бэлы, Мэри, Веры и Грушницкого Печорин принес беду.

Суть романа

Суть и основной смысл романа Михаила Юрьевича можно выразить так — мы должны учиться на собственных ошибок и стараться не допускать их в настоящем. На примере Печорина мы видим психологическую драму и душевный конфликт поколения 19 века. Человека необходима свобода самовыражение, а отсутствие свободы и социальных лифтов делает человека несчастным.

Смысл романа «Герой нашего времени» в противопоставлении умного, неординарного человека обычной толпе. Печорину трудно жить, потому что он не такой как все. Жизнь для него — риск и приключения. Люди — игрушки. Лермонтов осуждает героя, но и, одновременно, любуется им. Смысл названия романа — героями могут быть только исключительные люди в исключительных обстоятельствах.

[Всего: 0 Среднее: 0]

Ищите нас здесь

Смотрите также:

  1. Очень краткое содержание произведения Герой нашего времени Лермонтова В романе 5 глав, каждая из которых является повестью и имеет своё название. Они объединены главным героем – Григорием Печориным. Расположение не хронологическое. Повесть «Бэла» — повествование от лица офицера,…
  2. Смысл произведения Чистый понедельник и его названия Писатели из разных уголков планеты на протяжении нескольких эпох создавали невероятные, неподдающиеся какому-либо логичному объяснению произведения, затрагивающие самые разнообразные темы. Но во все времена писателей всегда объединяла одна бессмертная тема…
  3. Смысл произведения Кавказский пленник и его названия Спустя несколько лет после окончания Кавказской войны в 70-х годах XIX века Л.Н. Толстой создал рассказ «Кавказский пленник». Это произведение основано практически на реальных событиях, художественный вымысел автора минимален. Для…
  4. Смысл произведения Мертвые души Гоголя и его названия Бессмертное произведение Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» — одно из самых прекрасных и мастерски написанных поэм писателя. Мёртвые души — это не умершие крестьяне, которых скупал бывший предприимчивый чиновник Чичиков,…
  5. Смысл произведения Медный всадник Пушкина и его названия Поэта «Медный всадник» написана Александром Сергеевичем Пушкиным всего за один месяц. В ней ярко выражена присущая великому поэту красота русского языка. Самое известное произведение Пушкина не лишено смысла. Медный всадник»…

Образ Печорина

Каким же было поколение 1830—1840-х годов, проблемы которого исследовал М. Лермонтов в своем романе? Для ответа на вопрос следует обратиться к личности главного героя произведения.

Григорий Александрович Печорин — образ, который соединяет в себе индивидуалистическое начало с обобщенным историческим типом, поэтому односторонней оценке не подлежит:

  1. Во-первых, герой — это конкретный человек, обладающий сильным характером, определенными качествами, совершающий не всегда правильные поступки, с точки зрения морали.
  2. Во-вторых, он заключает в себе обобщенные черты поколения, которому не было места в обществе. Эти люди не могли найти себе применения, не имели смысла и цели жизни.

Печорин был внешне привлекателен, хорошо сложен, прекрасно образован. Собеседники находили его умным человеком. Но в то же время натура Печорина была противоречивой, странной и непредсказуемой: он то испытывал дискомфорт из-за какой-то незначительной мелочи, то проявлял бесстрашие в опасные, рискованные моменты.

Личностью он был незаурядной, способной на многие свершения, но в силу определенных причин герой не мог реализовать свой потенциал, потому что общество в этом не нуждалось. Поиски самого себя успехов не приносили. Он был откровенно скучающим и не имеющим глобальной цели в жизни человеком. Основной мотив поступков — заставить себя встряхнуться, развеять скуку, развлечься, так как Григорий, говоря простым языком, лишний в социуме.

Смысл названия романа «Герой нашего времени»: версии о названии

Содержание:

Лермонтов дописал роман «Герой нашего времени» в 1839 году, за год до смерти автора книга вышла в свет. Это психологическая драма, на работу над произведением писатель потратил более двух лет. Главное задание творца – познакомить читателей с взглядами, пороками, достоинствами поколения, проживавшего в России в девятнадцатом веке. Молодой человек Григорий Печорин – основное действующее лицо, вокруг которого строится роман.

Глубокий смысл рассказа «Герой нашего времени» заключается в описании проблем, преследовавших молодежь. Люди не могли найти свое предназначение в жизни под давлением кардинальных изменений в государстве. Печорин теряет интерес к жизни, ищет удовлетворения в путешествиях, не может реализовать себя, будучи образованным, культурным человеком.

Смысл названия романа «Герой нашего времени»

В основу повести легло знаменитое произведение «Исповедь сына века», написанное французским автором Мюссе. Оно было весьма популярным среди современников Лермонтова. Писатель использует исповедальный формат, в основе – судьба молодого персонажа, его личность.

Читайте также:
Какие лучшие женские качества отразил М. Ю. Лермонтов в образе героини поэмы «Песня про купца Калашникова»: сочинение

Герой ведет речь про свои недостатки, пороки, описывает каждый плохой поступок, совершенный им в жизни. Лермонтов не раз перечитывал книгу, вдохновившую его на создание повести. Он долго размышлял над заглавием. Изначально автор планировал именовать роман «Один из героев начала века». Данный вариант показался писателю слишком обобщенным для романа «Герой нашего времени», смысл которого глубокий, неоднозначный.

Позже он пришел к существующему заголовку, понятному читателям, современникам. Литературные критики восприняли выбор Лермонтова двояко. Смысл названия произведения «Герой нашего времени» предполагал описание героической личности. Во главе произведения оказывается жестокий, злой человек, представляющий класс высокообразованных граждан. Он не может являться героем, будучи эгоистичным, завистливым, бесчувственным.

Другие современники поняли смысл названия рассказа «Герой нашего времени» иначе. Он заключается в поиске героизма, решительности, уверенности в молодом поколении девятнадцатого века. Печорин ярко отражает сознание, бытность, мысли молодежи.

Почему название «Герой нашего времени» – суть заголовка повести

Смысл названия «Герой нашего времени» включает в себя описание основных общественных проблем, возникающих на пути героев. Автор вырисовывает недостатки, характерные для молодых людей:

  • Душевное опустошение;
  • Отсутствие желания продвигаться по жизни;
  • Бессмысленность существования;
  • Нереализованность личности;
  • Безучастие к окружающим людям.

Нереализованная молодежь стала трагедией поколения. Автор проводит своеобразный тест личности Григория. В названии он указывает на главную проблему – кто считается героем, какими чертами он должен обладать. Противоречивость собирательного образа говорит, что в одном человека скрываются пороки и достойные качества. Заголовок призывает читателя самостоятельно определить героя.

Известны различные версии выбора заглавия повести. Их смысл единый – отражение автором центральной проблематики поиска личности, обладающей героическими чертами. Эта личность – образец для подражания, урок для нереализованных людей.

Смысл произведения «Герой нашего времени» – кратко

Повесть включает в себя пять частей, хронология отсутствует. Писатель вызывает у читателя переживания в начале романа, после заставляет задуматься, проанализировать суть произведения. Краткое содержание каждой части:

  1. Бэла. Знакомство с главным героем, комендантом Максимом Максимовичем. Во время службы впервые проявляется противоречивость персонажа – бесстрашие сменяется изнеженным поведением. На свадьбе Григорий влюбляется в Бэлу – дочку хозяина дома. Он похищает девушку, героиня влюбляется в офицера. После она попадает в руки разбойника, получает ранение, погибает. Однако влюбленность Печорина уже перегорела к этому моменту.
  2. Максим Максимович. Встреча офицера с комендантом после долгого расставания не вызывает эмоций у героя. Он равнодушно реагирует на радость Максима, отстраняется от него.
  3. Тамань. Эгоистичный персонаж вмешивается в привычный уклад жизни контрабандистов, приносит несчастье. Ундина пытается утопить Григория. Он осознает, что разрушает жизни окружающих.
  4. Княжна Мэри. Большой раздел повести рассказывает об убийстве Грушницкого, потере любимой женщины Печориным. Главное действующее лицо снова приносит горести, он сам также страдает.
  5. Фаталист. Мистический, тревожный эпизод. От руки пьяного казака умирает Вулич. Печорин задумывается о предопределенности жизненных событий.

Смысл названия романа Герой нашего времени сочинение 9 класс

«Герой нашего времени» — одно из самых известных произведений М.Ю. Лермонтова, в котором он описывает жизнь молодёжи третьего десятилетия девятнадцатого века. В роман вложен глубокий смысл, как и в другие сочинения автора.

Во время написания романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов ставил своей главной целью как можно более точно передать психологическую характеристику молодого поколения его времени. Об этом он прямо пишет в предисловии, указывая на то, что при создании портрета главного героя он наделил его пороками своих современников. Но смысл таится в другом.

Автор решил, что название «Герой нашего времени» лучше всего подойдёт для произведения, кратко и ярко выражает его суть. Но изначально название было другим, роман назывался «Один из героев начала века». М.Ю. Лермонтов счёл его недостаточно ёмким и ясным.

Молодёжь, жившая, когда российский престол занимал Николай Первый, была очень похожа на Печорина. В тот период времени максимально ограничивалась свобода мысли и слова, так как правительство опасалось того, что может вновь произойти нечто вроде восстания декабристов. Тем временем множество молодых людей, образованных и умных, было готово менять реальность, посвятить этому всю свою жизнь. Однако общество их не принимало. По этой причине целое поколение не смогло реализовать себя и свои возможности.

За этим последовало то, что у этих людей не было цели в жизни. Они не смогли стать счастливыми и осчастливить других. Лермонтов показал всех этих несчастных людей в лице одного Печорина. Они были талантливы и могли сделать многое во благо общественности, но им это не удалось. В этом состоит их трагедия, они — герои своего времени. В этом как раз и заключается смысл названия романа.

Нельзя не сказать, что Лермонтов достиг нескольких целей в этом произведении. Во-первых, был раскрыт и описан психологический портрет молодёжи начала девятнадцатого века. Во-вторых, была поднята проблема человека и эпохи. В-третьих, произведение можно понимать так, что в каждую эпоху есть свой герой, и он соответствует времени.

2 вариант

До сегодняшнего дня название романа «Герой нашего времени» Лермонтова заставляет задуматься, почему автор использовал именно его. По мнению современников, писатель в своем произведении прекрасно отразил все пороки общества начала 19 века. Так весьма известный критик того времени Белинский заметил в романе глубокое и четкое понимание психики человека. Критик считал, что название может отражать одновременно 2 понятия: вечный поиск истинного героя и историю жизни человека, отражающего настоящий лик всего общества.

Читайте также:
Печорин — лишний человек, младший брат Онегина: сочинение

Также существует версия, что Лермонтов в своей работе опирался на известный в то время роман Мюссе «Исповедь сына века». Произведение очень часто обсуждалось в среде российской аристократии. В нем говорится о молодом человеке, который решил исповедоваться в своих недостатках, событиях, произошедших с ним. Они могут вызывать только порицание, жалость и сочувствие к главному герою. Сильная внутренняя травма, душевные метания юноши глубоко запали в душу Лермонтова.

Сам автор хотел назвать произведение «Один из героев начала века». Но, заметив, что заголовок звучит достаточно сухо, переделал его.

Современные литературоведы считают, что писатель пытался донести до читателя мысль: готовы ли они на самом деле воплотить в жизни тот высокий идеал, к которому стремятся? Умные и образованные, но эгоистичные и самовлюбленные, живут ли они, как и главный герой. Этот вопрос олицетворялся в названии романа.

Современники неоднозначно восприняли выход произведения на свет. Одни поддерживали его, считая, что автор прекрасно раскрыл образ нереализованного, но тоскующего по великим свершениям, человека того времени. Другие же считали, что роман является некой карикатурой, призванной высмеять пороки молодого поколения.

В романе описываются глубокие внутренние переживания человека, который стремится к благим делам, но совершенно неспособный их совершать. Различные версии происхождения заглавия произведения «Герой нашего времени» в итоге сходятся в одном. Название было выбрано весьма удачно. Оно прекрасно показывает замысел автора – тщетные попытки личности найти свое предназначение. Человек высокоинтеллектуальный, хорошо образованный мог бы стать прекрасным примером для подражания, но из-за своих поступков не может быть достойным этого. Что прекрасно показывает общественные нравы начала 19 века.

Сочинение 3

Одним из самых известных творений Лермонтова было и остается произведение Герой нашего времени. В нем он описывает жизнь молодого поколения. В это произведение автор заложил глубокий смысл. Для написания романа основной целью писателя было передать характеристику молодежи того времени, в котором он жил сам автор.

Лермонтов открыто указывает о том, что герой его произведения наделен пороками людей его времени. Но смысл произведения заключался немного в другом. Сначала автор дал этом произведения иное названия, оно называлось, «Один из героев начала века». Но автору казалось, что это название совершенно не ясным и не интересным.

Печорин и молодежь, жившие во времена когда страной правил Николай 1, были очень схожи между собой. В эти время свобода слова и мысли были ограниченны, потому что правительство боялось что произойдет очередное восстание. Общество не принимало людей, которые были образованны и умны. Они готовы были менять жизнь, но по причине того, что общество не хотело их принять таковыми какие они есть, они так и не смогли реализовать себя. Печорин был немного нагловат в своем поведении, иронично и с сарказмом дает оценку всем людям. Он подчеркивает недостатки и слабости каждого, он с легкостью мог унизить человека, для своей выгоды и корысти.

Он как и многие своим поведением противопоставляет себя обществу. Он был избалован, и к событиям происходящим в его жизни он относился не скрывая свои разочарования избалованного человека.

У людей того поколения не было ни каких целей в жизни, они не могли быть счастливыми. Михаил Юрьевич показал их всех в одном Печорине. Печорин как и другие был талантлив, он мог сделать многое для блага общества, но не смог. В этом и есть трагедия – он герой своего времени. Именно это и заключается в смысле названия произведения.

Лермонтов хотел достичь многих целей написав этот роман. Первой и основной целью названия было, раскрыть портрет молодого поколения той эпохи. Вторым по плану было поднять проблемы человека. И третьей основной целью, для автора было показать, что у каждой эпохи есть ее герой, который полностью соответствует тому времени в котором живет.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл названия романа Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Больше всего мне нравится летняя пора. Наступает то чудесное время, когда заканчивается учебный год. Солнечные лучи проникают в каждый уголок нашей необъятной страны. Каждый день становится все более теплым и живым

Последствия любой войны ещё долго будут напоминать об этом страшном времени, так же как и люди, прошедшие через неё никогда не забудут то, через что им пришлось пройти

Если несведущий в истории России человек посмотрит на эту громадную картину (ведь площадь её 40 кв.м.), то он сразу ничего не поймёт. Картина, по цвету, какая-то блеклая, не яркая. Ничем не привлекает.

Произведение представляет собой описание комической жизненной ситуации, изображенной в виде анекдотической сюжетной линии.

Стоит сказать, что образ жителей, которых автор назвал глуповцами, является весьма собирательным. Он символизирует то, что, зачастую, русский народ не понимает всю важность и ответственность выбора руководителей на их посты

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: