Героический дух народа в стихотворении «Бородино»: сочинение

Сочинение Бородино (5 класс, Лермонтов)

Лермонтов посвятил Бородинскому сражению свой гениальный стих под одноименным названием «Бородино». Это произведение носит патриотический характер. Люди сразу полюбили стихотворение за то, что автор написал его простым и понятным языком.

Во время Отечественной войны было много сражений, но одна битва стала самой решающей. Она состоялась в 1812 году. Читая стих, мы можем подумать, что его рассказывает нам старый и опытный солдат, который участвовал в бою под Бородино. Солдат точно и искренне повествует читателям свою судьбу. Стихотворение пропитанно эмоциями, переживаниями и страданиями. Солдат словно заново переживает те страшные события, которые произошли под Бородином.

Лермонтов с гордостью описал подвиг людей и солдат. Автор в своем стихотворении не прославлял полководцев и императоров, он восхвалял обычный народ. Лермонтов считал, что битву выиграли благодаря смелости и отваге простого народа.

Герои стихотворения решительные, храбрые, они смело идут в бой в отличие от их командиров. Военные настоящие патриоты, они всем сердцем любят свою Родину. Они искренне хотят защитить страну от иностранных врагов. Солдаты готовы на все, что бы спасти свою землю, родных и близких. Они сражаются до последнего вздоха.

Солдат, который повествует свою историю, все время говорит в стихе «мы», он ни разу не сказал «я». Это значит, что он скромный человек. Он считает, что благодаря сплоченности людей им удалось выиграть войну. Этот солдат простой человек, в нем нет чрезмерной напыщенности.

Полковник разговаривает с солдатами, словно давний друг, он называет их «ребятами». В стихотворении нет пафоса и надменности. Все герои простые. Автор очень точно описал все события, которые происходили во время битвы, природу, погоду и накал страстей во время боя. Читатель чувствует боль рассказчика и словно переживает вместе с ним все события. Читая стихотворение у всех возникает чувство гордости за своих предков.

Вариант 2

Лермонтов написал свое самое знаменитое произведение «Бородино» в 1837 году, тогда автор еще не знал, что эта работа прославит его в мире литературы. «Бородино» было актуальным во всех слоях общества, среди обычных людей и среди знати того времени. Данное стихотворение несет много ответов на разные вопросы, которые так же актуальны и ныне. Стихотворение пронизано энергией и чувствами людей, которые переживали войну, они еще молодые и им хочется быть героями, совершать подвиги. В те времена многие мальчишки хотели совершить какой-то подвиг в своей жизни, запомниться чем-то.

Автор освещает в своем творении довольно страшные события, которые произошли в 1812 году. Что может быть страшнее войны? Ничего, война это человеческая смерть, потери. Война разразилась между Францией и Россией. Россия была атакована противником и люди были вынуждены стать на защиту родины, а Бородинская битва это всего малая часть ужасной войны. Именно данное сражение осталось в истории, как великое и на первый взгляд тогда победу одержали французы, но это только на первый взгляд. Вопреки всему, русские одержали нелегкую победу, хотя и выглядели слабее, чем противник. Тогда погибло очень много людей с обеих сторон, но это все ради того, чтоб защитить свою землю.

Лермонтов жил в другое время, но это не сказалось на описании событий битвы, такое впечатление, что автор и вовсе присутствовал во время сражения. Автор отлично справился с описанием эмоций того нелегкого сражения, эмоций, которые переживали тогда участники битвы. Действительно понимаешь, что война это страшно, но еще страшнее струсить и не стать на защиту своей родной земли, предательства никто не поймет.

К данной работе Лермонтов подошел немного по-другому, нежели к другим своим стихотворениям. Данная работа имеет другую структуру. Лермонтов решил, что интересно будет, если повествовать о тех событиях будет обычный солдат, а рассказывает он все своему племяннику. Солдат рассказывает о тех страшных событиях, причем заостряет внимание на том, что раньше все было по-другому. Молодежь была совсем другой, смелее и готовы были отдать жизнь за родных, близких, за свою землю.

Сочинение по произведению Бородино Лермонтова 5 класс

Во многих произведениях Лермонтова встречается изобличительный тон. Ему не нравится течение общественной жизни николаевской России. Он клеймил тогдашнее общество за нерешительность, нежелание искать новых путей для развития, интересоваться чем-то новым. Предыдущие эпохи, в частности, эпоха наполеоновских войн, казались ему более героическими по своей сути. Люди до последней капли крови сражались за Отечество, находили место для подвига. В любую минуту воин либо завоевать сердце возлюбленной, либо получить картечь в голову.

Читайте также:
Мое знакомство с Лермонтовым: сочинение

Именно под влиянием неприятия жизненных принципов своих современников и было написано данное стихотворение.

Оно было создано в 1837 году, в самый разгар реакционерской политики Николая I. Этот год ознаменовал под собой 25-ую годовщину сражения на Бородинском поле. Вообще, в ту пору те события активно обсуждали, и Михаил Юрьевич не мог не обратить свое внимание на данную тематику.

В те года он активно размышляет об истории России, анализирует ее конкретные исторические периоды, сопоставляет факты. События 1812 года случились относительно недавно, поэтому писатель мог лично пообщаться с участниками Бородинского сражения. Лермонтов безумно завидовал, завидовал великому прошлому своей же страны. Тема воспевания славных дел прошлого нашла свое отражение и в других произведениях талантливого автора.

Очень символично, что в стихотворении повествование ведется от лица рядового участника сражения. Этот способ изложения придает некую народность и в то же время эпохальность. Читатель может вместе с рассказчиком перенестись в пучину событий и своими глазами увидеть легендарную баталию, где героически погибали солдаты, поле заполонил пороховой дым, трава обагрилась кровью раненных и убитых, трусость и слабоволие перемежались с беспримерной отвагой.

На протяжении всего стихотворения автор дает понять, что настоящими героями он считает именно тех людей, сражавшихся за отечество на боле брани. Особое величие битве придавала мощь противника. Наполеон до событий под Бородино покорил не одну европейскую страну и выиграл немало сражений. Но вот, обыкновенные российские парни, от мала до велика, смогли дать отпор французским военным профессионалам. Любовь к Отечеству проявлял и обычный люд, вступая в партизанские отряды.

Таким образом, можно сделать вывод, что данное стихотворение учит и нынешнее поколение. Нужно быть героями, нужно стремится к новым свершениям.

Вариант 4

Данное великолепное произведение было написано гениальным писателем Лермонтовым в честь окончания данного сражения. Оно полюбилось простому читателю благодаря тому, что язык повествования был простым, и рифма лаконично подчеркивала всю глубину происходящих событий. В нем рассказываются события, которые являлись одними из главнейших и решающих в войне тысяча девятьсот двенадцатого года. Рассказ ведется от человека преклонного возраста, который, параллельно вдается в воспоминания тех времен, так как сам был участником того сражения.

Лермонтовым, было показано то, что именно благодаря подвигам простого народа в лице обычных солдат, было выиграно данное сражение при Бородино, и вся война в целом. Ранее, за другими писателями была сохранена тенденция того, что победу принесли бравые лидеры и командиры, которые принимали колоссально важные решения, влияющие на ход всей войны. Герои в данном произведении полны решимости и отваги, они невероятно трепетно относятся к родной земле. Персонажи готовы отдать свои жизни для спасения страны.

Также, стоит отметить и то, что на поле боя командиры и простые солдаты стали настолько близки и дружны, что уже и не было различия в чинах, все действовали как единый механизм, который был направлен лишь на одно – победу любой ценой. Писатель невероятно тонко передает атмосферу тех дней, благодаря чему читателю удается погрузиться в те события вместе с ним. Природа и окружающая обстановка описаны очень подробно и чувственно, говоря о том, что писатель трепетно относится к событиям тех лет. Он подчеркивает, что благодаря тому, что на русской земле проживает столь храбрый и отважный народ, им удалось одержать победу в той войне.

Также, стоит отметить немалую проблему, которая была затронута в произведении – это непонимание различных поколений, которые противопоставлены друг другу. Например, прошлое поколение иллюстрируется невероятно бесстрашным, которое не жалело сил для того, чтобы одержать верх над врагом. Писатель хотел дать читателю понять то, что этому примеру необходимо следовать, и чтить моменты тех дней, отдавая дань памяти военных лет.

Также читают:

Картинка к сочинению Бородино по стиху

Популярные сегодня темы

В данном произведении показано много ярких и интересных персонажей, однако, одним из центральных – является образ Хлестакова. Благодаря его поступкам, становится возможным разглядеть личность героя.

Читайте также:
Что объединяет образы Онегина и Печорина: сочинение

Трудно поспорить с утверждением, что общество создает человека и определяет его личность. С самого рождения каждый из нас окружен «продуктами» этого самого общества. Родители передают ребенку определенные ценности

Мой любимый кабинет это кабинет музыки. Самый необычный кабинет во всей школе! Ещё, конечно, есть красивый кабинет труда. Но там просто много поделок и всего такого. Химии, биологии – тоже интересные кабинеты.

Этот эпизод – один из самых важных для раскрытия образа князя Андрея… Дуб точно один из самых известных «персонажей» во всем романе! Красивый образ, полный смысла.

Автор отнёс жанр своего последнего произведение к юмору, но читатель, погружаясь в вымышленный мир, теряет улыбку в нахлынувшей грусти. Впрочем, в пьесе прослеживаются и забавные моменты.

Героический дух народа в стихотворении «Бородино»

Какие же стороны народного бытия и сознания Лермонтов считает отличительными, порождающими героический дух, обусловливающими эпическую широту и мощь характеров? В сознании старого солдата, как и в сознании Лермонтова, прежнее «племя» по сравнению с «нынешним» — «богатыри», «могучее, лихое племя». Не один солдат, не избранный круг, а все вместе отмечены, мощью, богатырством. Это единство поражает и потомков, оно закрепилось в памяти поколений («Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!»). Средоточием единства выступает в стихотворении Москва, символизирующая всю Россию. Недовольный цивилизацией, ее противоречивым и губительным ходом, Лермонтов связывает надежды на будущее России не с европейским и официальным Петербургом, а с коренным русским градом — Москвой,

Контраст между цивилизованным поколением и «природным» есть и в «Бородине». Русские встречают врага в открытом бою. Французам противостоят не умственные ухищрения, а простая сила, ловкость, умение, естественные свойства личности, ее собственные достоинства. Не случайно старый солдат перед боем отвергает «хитрость» — порождение цивилизации:

* Что тут хитрить, пожалуй к бою;
* Уж мы пойдем ломить стеною…
* Характерно и прославление рукопашного боя:
* Изведал враг в тот день немало,
* Что значит русский бой удалый,
* Наш рукопашный бой.

«Хитрости» военной науки — молчаливое отступление, двухдневная перестрелка — вызывают только досаду и недоумение. Здесь действует не сила против силы, не личность против личности, а непонятные солдатам посторонние соображения о стратегии и тактике. Русский солдат, по мысли Лермонтова, все свое умение и ловкость может показать в открытом, честном бою, когда ему противостоит такой же солдат, действующий против него не с помощью головных ухищрений, а непосредственно, лицом к лицу. Местом сражения становится «большое поле» — открытое пространство, которое сродни непосредственному проявлению духовных и физических сил — «Есть разгуляться где на воле!». Природная цельность выступает в своей общественной функции не в качестве контраста к исковерканной человеческой сущности, что характерно для раннего Лермонтова, а как естественная среда, соразмерная столь же прямому и открытому столкновению внутренне цельных, простых и исполненных личного достоинства людей. Испытание мужества, духа, энергии — всего, на что способна личность сама по себе, происходит поэтому на фоне природы, изначально содержащей в себе прямоту, открытость, непосредственность, которые не затуманены всевозможными социальными функциями.

Бородинский бой стал памятен всей России вследствие того, что битва русских с французами обнажила коренные, природные черты и стороны русской национальности, независимые ни от успехов цивилизации, ни от социальных отношений, заметно их извративших. Именно природная основа русской нации чиста, непосредственна и могуча, она делала всех богатырями, благородными, мужественными людьми, обладавшими глубоким личным достоинством, не обессиленными и одряхлевшими, подобно «нынешнему племени», а способными на подвиг и отвагу, сознательное патриотическое, общественное действие. Каждый человек естественно исполнял свой долг, исходя из внутренней убежденности, не руководствуясь никакими корыстными мотивами. Не богатство, не мундир, не принадлежность к разным социальным группам определяют отношения между людьми, а личные достоинства. Социальный антагонизм как бы отступает перед способностями.
* Полковник наш рожден был хватом:
* Слуга царю, отец солдатам…
* Да жаль его; сражен булатом,
* Он спит в земле сырой,

говорит старый солдат о своем командире. И дело здесь вовсе не в том, что Лермонтов забыл о социальных отношениях, что он идеализировал их. Достаточно вспомнить знаменитое стихотворение «Прощай, немытая Россия…», где социальное зло названо по имени и корни этого зла обнажены. Дело даже не в том, что перед лицом опасности забываются внутренние распри.

Читайте также:
Уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича…»: сочинение

У Лермонтова есть известная идеализация прошлого, но она коренится в иных причинах. Лермонтов разделял убеждение, что дворянство — срединный слой между царем, высшей властью и народом («Слуга царю, отец солдатам…»), но это почетное место дворянства раньше было обусловлено его личными достоинствами, а не богатством и знатностью, не внешними по отношению к личности причинами, а внутренним содержанием самой личности, ее исконно природными свойствами. Именно это определило единство духа всего русского народа в Бородинской битве, поскольку природные, личные достоинства выступили независимо от всяких других отношений, от каких бы то ни было корыстных соображений о личной выгоде. Вот почему каждый человек, командир или солдат, внутренне целен в своей природной, естественной сущности, как и подобает на его месте, добытом исключительно личной энергией, волей, умом, способностью. Полковник «рожден был хватом», а не добился воинского звания ценой интриг, лести, клеветы, коварства.

Именно поэтому между солдатами и полковником существует единство. Оно проистекает из общих основ природной цельности, где каждый занимает место, соответствующее его изначальным духовным и физическим возможностям.

В этом смысле природные свойства, столь ярко обнаженные в Бородинской битве, противостоят «нынешнему племени», где, по мысли Лермонтова, торжествуют не личные достоинства человека, а корыстные мотивы, где действуют непонятные для человека, чуждые его собственной природе, иррациональные отношения, извращающие души людей. Вместо богатырей теперь предстают некие обессиленные люди, неспособные к испытаниям личной воли, личной энергии, природных свойств. Нет сомнения, что взгляд, принятый теперь Лермонтовым и заключающийся в отличие от его ранних произведении в том, что зло заключено не в природе человека, а в социальных условиях, в объективном мире, способствовал более углубленному изучению жизни и более продуманной, зрелой критике современного общества.

Теперь согласно такой точке зрения проблема добра и зла получала во многом новое решение: по природе человек прекрасен, но его природные свойства искажены социальными условиями. Так наметился выход за пределы чисто романтической поэтики. Это был первый шаг к признанию социального детерминизма. Конечно, и в таком взгляде еще сильны романтические моменты, проявившиеся в известной идеализации природной цельности человека XIX века или — в других произведениях Лермонтова — русского средневековья. Однако художественная значимость лермонтовских произведений далеко перекрывала эту романтическую идеализацию прошлого и служила более полному и обнаженному познанию истины.

К тому же сама ситуация Бородинского сражения таила в себе нескончаемые художественные эффекты, при которых подобная идеализация была до известной степени оправдана. Лермонтов взял кризисную для всего народа ситуацию. Художественный ее смысл определяется тем, что перед лицом смерти отступают всякие иные отношения, кроме, отношений чистой природное в ее общественной функции, в ее непосредственной ценности для человека. Л. Толстой, любивший подобные чистые ситуации, где человек сталкивается один на один с природой или другим человеком, отметил великие художественные возможности, заключенные в «Бородине».

Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова

Ведущая тема стихотворения

Традиционным для творчества М.Ю. Лермонтов является обращение к историческим событиям своей родины, к ратным подвигам своего народа. Глубокий анализ стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова предполагает обязательное принятие во внимание этого факта. Стихотворение Лермонтова «Бородино» представляет собой отклик поэта на события 1812 года. Оно написано в год 25-летия победы русского народы в войне с французами. Произведение раскрывает тему родины в понимании человека из народа.

Сюжет стихотворения «Бородино»

Сюжет стихотворения – это повествование о Бородинском сражении от лица солдата, принимавшего участие в Отечественной войне 1812 года. Рассказ простого солдата вызван вопросом представителя молодого поколения о той битве:

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?»

Подробное описание событий Бородинского сражения участник боя начинает с сожаления о том, что прошли те героические времена, и нынешнее поколение уступает в отваге и благородстве тем, кто не щадил жизней на Бородинском поле:

«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы! »

Весь рассказ солдата пронизан неподдельной гордостью за смелость народа, частью которого он является, восхищением его отвагой.

Читайте также:
«Люблю я Кавказ!» (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова «Люблю я цепи синих гор», «Кавказ»): сочинение

Примечательно, что в процессе повествования рассказчик использует как местоимение «я», так и местоимение «мы» («Забил заряд я в пушку туго», «Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою»). Это говорит о том, что восприятие солдатом себя сливается с восприятием русского народа в целом. Он говорит от лица всех солдат, выражая истинный народный дух, народное чувство любви к Отечеству.

Композиция лирического произведения

Стихотворение открывается строфой, представляющей собой вопрос представителя нового поколения о значении Бородинской битвы для России. Это своеобразное вступление, за которым следует основная часть произведения – рассказ о Бородинском сражении от лица его непосредственного участника. Повествование солдата имеет кольцевую композицию. Оно начинается с того, что рассказчик выражает искреннее восхищение воинами, выжившими и павшими, оказавшимися в центре боевых событий. Далее идет подробное описание Бородинского боя, а также чувств, которые испытывали в момент сражения солдаты. Завершается рассказ участника битвы тем же, с чего начался – восхищением подвигом солдат во имя Родины:

«Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Художественно-выразительные средства стихотворения

Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.

При создании речевого образа рассказчика Лермонтов в изобилии включает в его монолог просторечные слова и выражения: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке». Употребление просторечной лексики способствует созданию истинно народного образа рассказчика и подчеркивает народный характер войны.

Наряду с низкой лексикой в стихотворении используются слова высокого стиля: «на поле грозной сечи ночная пала тень», «ликовал», «сверкнув очами». Это подчеркивает величие боя, его особую значимость в истории страны.

Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:

«Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»

Бесспорно также величие солдат, не щадивших жизней во имя Отечества, о чем также свидетельствуют риторические восклицания: «Богатыри – не вы!».

При описании полковника автор применяет сравнение, чтобы показать его отношение к долгу и к подчиненным: «Слуга царю, отец солдатам». Всего с помощью нескольких слов перед читателем вырисовывается образ справедливого, благородного и великодушного командира, который, погибнув на поле брани, оставил добрые воспоминания о себе у солдат.

В кульминационном описании сражения Лермонтов не скупится на выразительные средства. Здесь применены и сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени». И олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Главную по значению позицию среди художественно-выразительных средств занимает гипербола, ведь она призвана показать необъятный масштаб событий Бородинского сражения:

«Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел. »

В описании характера сражения используются эпитеты, подчеркивающие отвагу русской армии: «русский бой удалый», «наш рукопашный бой».

Идея стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова

Подробный анализ «Бородино» Лермонтова с точки зрения тематики и сюжета произведения, его композиционных и художественных особенностей, а также образа лирического героя позволил выявить идею произведения. Она заключается в утверждении силы и мощи русского народа, который является истинным творцом истории. Своим произведением автор утверждает, что победа в Отечественной войне 1812 года – заслуга простых солдат, народа, объединившегося в деле защиты Родины, а не высоких политиков и полководцев.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Бородино» по плану

1. История создания

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» было создано поэтом в 1837 году. Поводом для рождения произведения послужила 25 годовщина великого Бородинского сражения под Москвой.

2. Литературное направление

Реализм — основное литературное направление стихотворения «Бородино» (правдивое изображение исторических событий).

Присутствуют элементы романтического направления (русские солдаты показаны богатырями, совершившими героический подвиг).

3. Род

Стихотворение относится к гражданской лирике.

4. Жанр

Жанр произведения — историческая баллада.

Читайте также:
«Эгоизм умерщвляет великодушие…» (По роману Лермонтова «Герой нашего времени»): сочинение

5. Проблематика

В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» поднимается целый ряд важных проблем:

  • патриотизм русского народа;
  • героизм и стойкость русского характера;
  • связь между прошлым и настоящим;
  • роль народных масс в развитии истории;
  • нерешительность высшего руководства армией.

6. Тематика

Тема стихотворения — отображение исторических событий. В произведении рассказывается об участии простых солдат в великом Бородинском сражении.

7. Идея

Основная мысль стихотворения: показать роль народа в победе над французскими захватчиками. Идея патриотизма выражается в героизме и доблести русских солдат.

8. Пафос

В стихотворении звучит пафос гордости и восхищения подвигом русского народа. Слышатся нотки досады и раздражения, вызванные бездействием офицеров: «Досадно было, боя ждали…».

9. Система образов

Образный ряд состоит из двух главных героев (рассказчик и молодой солдат) и эпизодических персонажей.

Перед глазами читателя также возникают усталые солдаты, бравый полковник и непобедимые французы.

10. Центральные персонажи

Главные действующие герои произведения — это участники диалога: молодой солдат и старый воин.

Представитель юного поколения появляется только в первой строфе стихотворения, чтобы расспросить боевого товарища о Бородинском сражении.

Искренний интерес, гордость и сочувствие звучат в словах молодого воина: «Ведь были ж схватки боевые, да, говорят еще какие!». Читатель понимает, что тот любит свою Родину и переживает за ее судьбу.

Основное внимание автор уделяет рассказчику. Его монолог занимает большую часть произведения.

Старик ничего не рассказывает о своих подвигах, но из его скупых реплик становится понятно, что перед нами храбрый солдат, который не отделяет себя от товарищей по оружию.

В своей речи он употребляет местоимения «мы», «наш», «нам». Он часть великого народа, совершившего подвиг ради спасения Родины.

11. Лирический герой

В роли лирического героя произведения выступает рассказчик, старый солдат, переживший войну 1812 года.

Его незамысловатый рассказ о Бородинском сражении не только воспроизводит события прошлого, но и выражает чувства и переживания участников. Гордость за боевых товарищей («Могучее, лихое племя: богатыри…») передается читателю.

12. Сюжет

Сюжетная линия построена на реальных исторических событиях войны 1812 года. Она движется от настоящего к прошлому.

Первая строфа — вступление. «Скажи – ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?», — спрашивает молодой солдат.

Со второй по двенадцатую — описание боя. Его условно можно разделить на две части:

  • напряженное ожидание: «Мы ждали третий день»;
  • изображение битвы с французами: «Ну ж был денек!».

Последняя строфа — заключение. Старый солдат сожалеет о том, что Москву пришлось уступить врагам: «Когда б на то не божья воля, не отдали б Москвы!».

13. Композиция

Стихотворение «Бородино» — это рассказ в рассказе. Подобная композиция помогает автору связать воедино прошлое и настоящее.

Произведение построено в форме диалога молодого солдата и старого воина и подразделяется на две основные части.

1. Реплика солдата — вопрос, обращенный к старшему товарищу.
2. Ответ участника героических сражений. Воспоминания о Бородинском сражении.

Первая строфа стихотворения является своеобразным вступлением.

Рассказ о страшном бое — основной частью, который обрамляется своеобразным повтором: «Да были люди в наше время…». Поэт использует кольцевую композицию.

Последняя строфа — заключение.

14. Художественное своеобразие

Глубина содержания отражается в художественном своеобразии стихотворения. В нем необычайно гармонично сочетаются противоположные пласты лексики.

Рядом с просторечными выражениями («постой – ка, брат мусью!», «что тут хитрить», «вздремнуть», «ворчал», «что толку в этакой безделке») соседствуют слова высокого стиля («клятву верности», «слуга царю, отец солдатам», «Москва, спаленная пожаром», «умремте ж под Москвой»).

На протяжении текста меняется настроение. Речь рассказчика то спокойная размеренная («но тих был наш бивак открытый»), то воодушевленная и торжественная («И умереть мы обещали и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой», «Ну ж был денек!»).

Повторяющиеся в начале и в конце повествования строки: «Да были люди в наше время…», — помогают читателю за насыщенным сюжетом не упустить главную мысль: «Люди, совершившие беспримерный подвиг, настоящие былинные богатыри»!

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение, написанное трехстопным и четырехстопным ямбом, делится на 14 строф, каждая из которых состоит из семи стихов.

Необычна рифмовка произведения: между собой в каждой строфе параллельно рифмуются 1 – 2, 4 – 5 – 6 строка, и перекрестно 3 – 7 строки (ААБВВВБ).

Читайте также:
Стихотворение М. Ю. Лермонтова Когда волнуется желтеющая нива (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Используется как женская, так и мужская рифма.

16. Средства художественной выразительности

Большая часть стихотворения — рассказ простого русского солдата, речь которого наполнена яркими народными высказываниями. Эмоциональность создается с помощью разнообразных тропов:

  • эпитеты: «сырая земля», «бой удалый», «дым летучий», «могучее, лихое племя»;
  • сравнения: «французы двинулись, как тучи», «земля тряслась, как наши груди», «носились знамена, как тени»;
  • метафоры: «пойдем ломить стеною», «постоим головою»; «спит в земле сырой»;
  • гиперболы: «гора кровавых тел», «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой», «смешались в кучу кони, люди»;
  • фразеологизмы: «ушки на макушке», «тут как тут»;
  • метонимия: «помнит вся Россия», «зимние квартиры»;
  • олицетворения: «звучал булат, картечь визжала».

Большое количество восклицательных предложений, риторических вопросов, обращений делают читателя участником событий.

17. Значение произведения

Невозможно переоценить значение стихотворения, темой которого стало великое событие в истории нашей Родины. Оно вызывает у читателя чувство гордости и восхищения подвигом русского народа.

18. Актуальность

Мы свободные граждане свободной страны. Чтобы по заслугам оценить это, надо знать, какой ценой досталась свобода и независимость.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова сохраняет свою актуальность. Ведь, чтобы не совершать ошибок в настоящем, надо хорошо знать прошлое.

19. Мое отношение

Я люблю поэзию Лермонтова, а стихотворение «Бородино» занимает в моем сердце особое место. Читая строки этого произведения, забываешь об окружающем мире, полностью погружаясь в прошлое.

Яркие картины боя сменяют друг друга, не дают опомниться. Ты чувствуешь запах дыма и гари, видишь сверкающего глазами полковника, сочувствуешь раненым, вместе со всеми сражаешься с врагом.

20. Чему учит

Стихотворение М. Ю. Лермонтова учит нас беззаветной любви к Родине, готовности пожертвовать жизнью ради спасения Отечества.

Сочинение Мой любимый писатель и поэт Лермонтов

Мой любимый писатель Лермонтов Нет ни одного человека, у которого бы не было любимого поэта. В моем случае этим поэтом является – Михаил Юрьевич Лермонтов. Его произведения вошли в мою жизнь во время обучения в школе.

Михаил Лермонтов – один из удивительных поэтов в мире, такой же как Александр Пушкин и Александр Грибоедов. В своих стихах он воспевает природу во всех ее проявлениях.

Одной из основных тем в его творчестве – это любовь к родине, детям, женщине. Конечно, в его жизни было много женщин, которым он посвящал свои стихи, но каждая для него была прекрасной музой, мучительницей или обожательницей. Однако для некоторых, особенно любимых им женщин, он посвятил циклы стихов. Михаил Юрьевич Лермонтов – это такой поэт, стихи которого, помогают мне понять, то, что творится у меня в душе и вокруг, помогает преодолеть слабости в трудные минуты, подсказать, что делать дальше.

Книги Михаила Юрьевича Лермонтова – это другой мир, в который я погружаюсь, взяв в руки его книгу, потому что его стихи пробуждают даже те чувства, которые, я думала, не пробудятся никогда. Я бы хотела обладать теми качествами, какими обладают герои в его произведениях, такими качествами как сила, целеустремленность, сила воли, верность своим идеалам, для того, чтобы не чувствовать страха перед трудностями или новыми изменениями.

Его произведения, которые были посвящены природе, всегда различаются между собой. Он воспринимает природу как воплощение гармонии и красоты, наполняя свои произведения размышлениями о жизни и ее проблемах.

Мое любимое стихотворение Лермонтова – это “Смерть поэта”, в этом стихотворение он показывает, ту любовь, что испытывал к Пушкину. Он умер, сражаясь на дуэли, я думаю, что в последние моменты жизни, он был горд, что умер так же, как и его кумир. Невозможно передать чувства, которые испытываешь при чтении его произведений. Для каждого человека Лермонтов по-особенному близок и неповторим. Все его творчество – это размышления о жизни, о Родине, о смерти, о бесконечности.

Важнейшей чертой его лирики является изменчивое настроение то грусть, то радость, то есть постоянно меняется в своих произведениях и размышления.

Сочинение Лермонтов мой любимый поэт

Каждый человек, который любит стихи и прозу имеет своего любимого автора. Его произведения помогают пережить трудные моменты в жизни, переключиться на творчество и забыть о проблемах. Для меня таким автором является Михаил Юрьевич Лермонтов.

Читайте также:
Музыка сердца в лирике М. Ю. Лермонтова: сочинение

Автор прожил достаточно мало лет по современным меркам, но успел написать много произведений, которые впечатлили меня. Мне нравится Михаил Юрьевич, потому что в его персонажах я узнаю себя. Его герои целеустремленны, никогда не сдаются, всегда идут к своей цели и мечте. Именно такое качество мне нравится не только в литературных произведениях, но и в современных людях.

В основном произведения Лермонтова автобиографичные. Он описывал тех людей, которые проживали то непростое время вместе с ним. Он описывал события, которые трогают сердце и душу. Мне очень близко то время, в котором он жил, поэтому его прозаические произведения, его стихи для меня значат больше, чем просто хорошие романы и стихотворения.

Кроме того, мне нравится произведения Михаила Юрьевича еще и потому, что они очень поучительны. В современной литературе можно мало найти таких романов, которые бы правильно воспитывали подрастающее поколение. В романах Лермонтова есть не только яркие события, красивый сюжет, но и поучительный смысл, который актуален и на сегодняшний день. Например, самым лучшим произведением в литературе я считаю роман Лермонтова «герой нашего времени». Он учит нас товариществу и дружбе, а в образе Печорина я узнаю себя, потому что бываю так же одинок.

Таким образом, Михаил Юрьевич Лермонтов – один из самых известных поэтов и прозаиков русской литературы. Его произведения пронзают сердце и душу, заставляют переживать за героев его романов, дают пищу для размышлений. Современным авторам не хватает того стиля написания, той искренности, с которой писал свои произведения Лермонтов. Я надеюсь, что дети в младших классах полюбят Михаила Юрьевича так же, как полюбил его когда-то его я.

Также читают:

Картинка к сочинению Мой любимый писатель и поэт Лермонтов

Популярные сегодня темы

В комедии Ревизор образы чиновников уездного города карикатурны и уродливы, но они с точностью отображают жизнь общества в целом.

В романе «451 градус по Фаренгейту» повествуется об обществе, которое погрязло в антиутопии. Это произведение фантастично, представляет мир будущего. Люди получают информацию от экранов телевизоров, радиоприёмников

Произведение «Бедная Лиза» – это творение известного человека Николая Карамзина. Своим произведением о несчастной любви бедной девушки и богатого дворянина он открыл новое направление в русской культуре, названное сентиментализмом

Полотно Майи Кузьминичны Копытцевой «Летный день. Цветет сирень» было написано в конце ХХ столетия. Этот холст считается одним из лучших ее произведений. На этом полотне изображен один из летних дней.

В своем рассказе Солженицын поднимает тему праведников в России. Простые люди, готовые жертвовать своей жизнью для других, не ожидая благодарности – редкость. Именно такой автор видит свою героиню.

Мой Лермонтов

Мой Лермонтов сочинение 7 класс, 9 класс, 10 класс

↑ Мой Лермонтов сочинение 7 класс

1. Творения Лермонтова разнообразны и многогранны.

2. «Ашик-Кериб» – южная история о любви.

3. Лермонтов – поэт с трагической судьбой.

Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт и писатель, проживший совсем небольшую жизнь, оставил значительный след в литературе в виде прекрасных произведений. Он стал известен в России после гибели Пушкина, благодаря быстро распространившемуся в литературных кругах рукописному стихотворению «Смерть поэта». А уже следующим произведением – «Бородино» автор заявил о себе как о талантливом поэте и начал систематически печататься в издательствах.

Одним из самых плодотворных творческих периодов в жизни поэта-писателя можно назвать время, проведенное на Кавказе. Юный Лермонтов, будучи сосланным на Кавказ за стихотворение, посвященное смерти Пушкина, написал турецкую сказку «Ашик-Кериб». Эта романтическая история любви молодых людей была навеяна местными легендами и кавказским фольклором. Красивую сказку о Магуль–Мегери и Ашик-Керибе, переведенную на разные языки и сегодня читают потомки, представляя колоритные пейзажи с хрустально-чистыми реками и седыми горными вершинами.

Изучая его поэзию и прозу, не перестаешь удивляться и восхищаться гением молодого человека. Сколько замечательных стихотворений и повестей было написано Лермонтовым! Ведь судьбой ему было отмерен совсем небольшой и промежуток, но зато яркий, мистический и творчески наполненный.

↑ Мой Лермонтов сочинение 9 класс

1.Лиризм поэзии Лермонтова

2.Лермонтов – мастер эпитета.

3.Захватывающая сила эмоций в стихах поэта о природе.

Читайте также:
Тамань. Повесть: сочинение

Михаил Юрьевич – автор-романтик, автор – драматург. Матушка природа наделила его страстями, его произведения наполнены романтизмом, музыкальностью и лиризмом: «…Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез…» («Ангел») Лермонтов относился к тем творческим счастливчикам, умеющим посредством рифмы и прозы передавать душевные переживания, живые разговоры.

Тончайшими художественными мазками поэт рисовал литературные портреты и образы. «Музыка сердца» руководила гениальным автором: «…Стихов неведомых задумчивое пенье, Тебя, забывчивый, но незабвенный друг…» («Демон») Во многих стихотворениях поэта богато описана природа, она прекрасна и гармонична, она свободна и вечна. Но Лермонтову жить «трудно», оттого, что ему нет «свободы и покоя» и он хотел бы соединиться с природой, с вечностью: «…Надо мной чтоб вечно зеленея Тёмный дуб склонялся и шумел».

Природа у Лермонтова загадочна и переменчива, она живет и угасает, Читая его стихи о природе, окунаешься в «студеную воду», погружаешься в прохладную тень или идешь по земле, усыпанной золотыми листьями, грустишь и радуешься вместе с автором.

↑ Мой Лермонтов сочинение 10 класс

1.План Одиночество – удел гения.

2.Душевные терзания поэта.

3.Произведения Лермонтова бессмертны.

У каждого автора, будь он поэтом или писателем, композитором или художником есть произведения, отражающие его мировоззрение. Читая Лермонтова, особенно позднего, складывается впечатление, что его произведения пронизаны чувством одиночества. Это отражено в лирических стихах о природе: «пальма – одна», «утес одиноко стоит», «белеет парус одинокий»; и в прозе: Печорин – одиночка-индивидуалист, презирающий и невоспринимающий внешний мир.

Рисуя своего « Героя», автор уже не романтически настроенный юноша, он изображает жизнь такой, какой она является в действительности. «Выхожу один я на дорогу…» – одно из последних произведений Лермонтова. Оно пронизано усталостью, размышлениями о смерти – « я хотел навеки так заснуть». Это стихотворение – своеобразный и по случайности – своевременный итог жизни и творчества гения-одиночки. Поэт не удовлетворен, ничего его не радует: « уж не жду от жизни ничего я». Почему двадцатишестилетний человек так рассуждает?

Лермонтов – умнейшая личность, получившая прекрасное образование и наделенная страстями. Он и литературный автор, и художник, неплохо пишущий лица и пейзажи с натуры и по памяти. Также Лермонтов чрезвычайно музыкален: он владел несколькими инструментами: умел играть на фортепьяно, скрипке и флейте, сочинял музыку и пел. Но он не мог найти родственную душу, его терзали душевные переживания, тревоги. Такой человек, как М.Ю. Лермонтов, отличавшийся незаурядным умом и независимыми суждениями зачастую одинок в жизни.

Мир для него – пустыня, а он в ней – одинокий странник. Ему тесно в рамках общества, где он не может быть до конца понят и принят. Возможно, он намеренно держал дистанцию между собой и внешним миром, мистически предвидя свой скорый трагический конец. Лермонтову было дано судьбой величайшее драматическое дарование. Его бессмертные произведения полны поэтической силой и мастерски написанными образами покоряют поколения за поколениями, которые не перестают восхищаться блестящим талантом вечно молодого гения.

Срочно нужно сочинение на тему Мой Лермонтов! В школу нужно сочинение очень

В мою жизнь лермонтовские стихи вошли с детства. Свободно и легко я подчинился волнистому ритму «Русалки» , тихим строкам «Ангела» , манящей тревожности «Паруса» . Повторяя стихи наизусть, я испытывал то странное чувство, которое приходит на грани бодрствования и сна. Реальное смешивалось с нереальным, четкое с зыбким, и все это вместе было поэзией. Об руку с Лермонтовым входил в меня Врубель, вернее, его ощущение лермонтовской поэзии. «Демон» , «Еврейская мелодия» , «Русалка» – рисунки в кушнеровском издании – неразрывны в моей памяти со стихами поэта. Позже, в часы раздумчивого горя, выпадающего в той или иной мере на долю каждого человека, я повторял либо строки «Сна» , либо «Благодарности» , либо… бог знает из каких еще стихов, все они мне близки. Так, в годы войны с неожиданной яркостью вспомнилось не только «Бородино» , но и горькая исповедь умирающего офицера («Завещание») :

Через всю мою жизнь прошло стихотворение «Парус» , слитое с судьбами всего поколения. Лермонтов – ближайший наследник и восприемник Пушкина, как и он, получил дар различать «в шуме и звоне» жизни то, что недоступно слуху обыкновенного человека. В сочетании огромного мастерства и величайшей безыскусственности встает перед нами поэзия Лермонтова.

Читайте также:
Портрет Героя нашего времени в романе М. Ю. Лермонтова: сочинение

Лермонтов – то явление в поэзии, которое принято называть чудом. Но, вглядываясь в истоки этого чуда, мальчик, наделенный действительно необыкновенными способностями, не остановился на полдороге, а сознательно и настойчиво совершенствовал свой талант. Поставив перед собой великую цель, он сам создал себя и вызвал к жизни то чудо, которому мы не перестаем удивляться. И когда молодой поэт впервые вышел на суд читателей, он уже никак не мог оказаться в положении дебютанта, разыгрывающего перед публикой трудную симфонию и терпящего неизбежный провал. Нет, действительный автор «Песни про… купца Калашникова» , «Бородина» , «Русалки» и других произведений, в первый раз прочитанных людьми 30-х годов, был к тому времени уже сложившимся поэтом, поэтом с очень сложным миропониманием, с контрастной сменой настроений, душевного состояния.

Но Лермонтов не стал бы великим поэтом, если бы он свой могучий, почти неестественный дар замкнул в самом себе. Он очень рано, еще в отроческие годы, проникся мыслью о гражданственном назначении поэзии. Свидетельство тому его стихи об июльских днях в Париже, которые даже в наше время выглядят революционными. Появление стихотворения «Смерть Поэта» не было случайным, оно было подготовлено в процессе духовною созревания поэта-гражданина. В дальнейшем его мятежная муза доставляла много беспокойства всесильным «пашам» и «голубым мундирам» , объявившим ему войну не на жизнь, а на смерть. Он страстно любил Россию, но он не мог не видеть кровоточащие язвы «страны рабов, страны господ» . И свое творчество он хотел уподобить не безобидной игрушке, но отточенному кинжалу, с которым он вступал в неравную борьбу против общественной несправедливости. Его стихи, посвященные поэзии, являются подлинным манифестом боевого искусства, не потерявшего значения до сих пор.

Лермонтов живет среди нас. Это действительно так, и оттого, что эти слова тысячи раз были повторены, они не перестают оставаться верными. Сам я физически ощущаю, что Лермонтов жив и я живу рядом с ним. Каждый заново для себя открывает Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца. Однако океан лермонтовской поэзии трудно расстается с тайнами, запрятанными в его глубинах. И настоящие открытия лермонтовского мира приходят тогда, когда они подготовлены знанием его поэзии, одухотворены любовью и ин

Многие из нас ведут дневники, в которых можно найти массу интересных вещей: стихотворения, афоризмы, понравившиеся строки из произведения, статьи. Да мало ли что! Листая до урока свою пухленькую старенькую тетрадь в поисках притчи про гвозди, я увидела запись, которая меня и натолкнула на написание данного сочинения: «Почему-то вспомнилась мало кому известная строчка начатого, так и не продолженного стихотворения Лермонтова «Свеча горит, забыта на столе»… Вот уж кто ничего не имел, ничего не нажил. Погиб, как свеча на ветру». Как-то зацепила меня эта фраза и выстроила течение мыслей.

«Свеча, свет, светоч» – слова одного корня. Но почему-то когда я думаю о Лермонтове, для меня это действительно свеча, а вот имя Пушкина для меня ассоциируется с солнцем. Некоторые скептически могут подумать, что это сравнение не в пользу Лермонтова, и будут неправы.

Мой Лермонтов… Моим он стал в самые счастливые годы моего ученичества. Думаю, что практически многие из нас встретились с этим именем, увы, только в пятом классе, когда мы первый раз услышали стихотворение «Бородино» из уст учителя. Моя учительница словесности Екатерина Григорьевна Ребро читала его наизусть. С первых строк она увела меня в «могучее, лихое племя» начала девятнадцатого столетия. Мои чувства были там, на Бородинском поле, я не понимала многих слов, которыми автор рисовал картину боя (лафет, картечь, бивак), но мне это вовсе не мешало, потому что я представляла, что это именно я беседовала со старым солдатом, и в голове звучал один и тот же вопрос: «Почему оставили Москву?!» Это был даже не вопрос, а возмущение. Это сейчас я понимаю, что если бы император подписал договор о перемирии на тот самый момент, когда Наполеон ждал ключи от столицы, то Кутузов с той самой минуты стал бы виновником поражения. Но это, к счастью, не случилось в отличие от русско-японской войны 1904-1905 г. г. Но речь сейчас не об этом, а о моем самом ярком впечатлении и знакомстве с поэтом, у которого необычная фамилия. Так, через «Бородино», в мое сердце, где царит любовь к литературе, пришел Лермонтов. Пришел с пытливыми для меня вопросами, на которые очень хотелось найти ответ.

Читайте также:
«Эпоха безвременья» в лирике М. Ю. Лермонтова: сочинение

Каждому человеку нравится какой-нибудь поэт или писатель. Его произведения поддерживают в трудные минуты, помогают бороться со своими слабостями и недостатками. Для меня таким творцом стал Михаил Юрьевич Лермонтов. Именно он смог найти нужные слова, которые помогли, наконец, понять, что творится в моей душе.

Грусть накатывает часто от мысли, что рядом нет никого, кто смог бы тебя понять и принять таким, какой ты есть. Но, погружаясь в поэзию Лермонтова, чувствуешь, как будто вас уже двое, и все не так уж плохо.

Когда ко мне в руки попадает книга стихотворений Лермонтова, я окунаюсь в совершенно иной, волнующий и зовущий мир. Произведения этого поэта призваны не поучать или успокаивать, а пробуждать все чувства. Герои его произведений целеустремленные, сильные, волевые и верные своим идеалам. Я бы тоже в некоторой степени хотел быть на них похожим – выработать эти качества в себе, не бояться трудностей, бороться и идти к своей цели.

Лермонтов по праву занимает место среди великих русских поэтов. Созданные им образы не тускнеют от времени, они продолжают будоражить сердца людей, невзирая на возраст.

Однако каждому Лермонтов близок по-своему. Кто-то любит его за то, что поэт воспевает родину, кто-то за образ юноши, задумчиво и печально смотрящего вдаль, а некоторым близок Лермонтов как мятежный автор бессмертного «Паруса», просящий бури и рвущийся без страха навстречу стихии. Конечно, все они правы. Стихотворения Михаила Юрьевича несут в себе грусть и мужество, жажду недостижимой свободы, предчувствие потерь, безмерную любовь к родной земле. Произведения Лермонтова многогранны и разнообразны. Но всех их объединяют особый голос, мелодика и интонация, выделяющая Лермонтова, его авторский стиль. Он будто бы вовлекает тебя в свои размышления, раскрывая заветные тайны, хранящиеся в глубинах души.

Каждому человеку нравится какой-нибудь поэт или писатель. Его произведения поддерживают в трудные минуты, помогают бороться со своими слабостями и недостатками. Для меня таким творцом стал Михаил Юрьевич Лермонтов. Именно он смог найти нужные слова, которые помогли, наконец, понять, что творится в моей душе.

Грусть накатывает часто от мысли, что рядом нет никого, кто смог бы тебя понять и принять таким, какой ты есть. Но, погружаясь в поэзию Лермонтова, чувствуешь, как будто вас уже двое, и все не так уж плохо.

Когда ко мне в руки попадает книга стихотворений Лермонтова, я окунаюсь в совершенно иной, волнующий и зовущий мир. Произведения этого поэта призваны не поучать или успокаивать, а пробуждать все чувства. Герои его произведений целеустремленные, сильные, волевые и верные своим идеалам. Я бы тоже в некоторой степени хотел быть на них похожим – выработать эти качества в себе, не бояться трудностей, бороться и идти к своей цели.

Лермонтов по праву занимает место среди великих русских поэтов. Созданные им образы не тускнеют от времени, они продолжают будоражить сердца людей, невзирая на возраст.

Однако каждому Лермонтов близок по-своему. Кто-то любит его за то, что поэт воспевает родину, кто-то за образ юноши, задумчиво и печально смотрящего вдаль, а некоторым близок Лермонтов как мятежный автор бессмертного «Паруса», просящий бури и рвущийся без страха навстречу стихии. Конечно, все они правы. Стихотворения Михаила Юрьевича несут в себе грусть и мужество, жажду недостижимой свободы, предчувствие потерь, безмерную любовь к родной земле. Произведения Лермонтова многогранны и разнообразны. Но всех их объединяют особый голос, мелодика и интонация, выделяющая Лермонтова, его авторский стиль. Он будто бы вовлекает тебя в свои размышления, раскрывая заветные тайны, хранящиеся в глубинах души.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: