Герой нашего времени. Нравственно-психологоческий роман( его художественные особенности ).: сочинение

«Герой нашего времени» Лермонтова как психологический роман

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» считается первым психологическим романом в русской литературе. Произведение называется психологическим, потому что в центре событий находится не просто человек, а личность, ее чувства, эмоции, душевные переживания. Это объясняется тем, что М. Ю. Лермонтов жил в ту эпоху, когда общество находилось в состоянии потрясений, вызванных провалом восстания на Сенатской площади и последующим периодом реакции. Лермонтов уверял, что люди, совершающие добрые деяния во благо общества, в конце концов замыкаются в себе и погружаются в самоанализ.

В предисловии автор описывает главного героя как личность, составленную из пороков современного ему общества. Печорин — это собирательный образ всего молодого поколения того времени. Лермонтову удается показать, какое влияние общество и положение в государстве оказывают на человека. Хронология в романе нарушена, но это не мешают читателю окунуться в духовный мир Григория Печорина.

Сам Печорин — умный человек с высокими жизненными стремлениями и идеалами, романтик по своей натуре. Он всегда правдиво оценивает окружающих, но отличие его заключается в том, что он критикует не только других, но и самого себя. Сам Печорин в своем дневнике писал, что он двуличный человек: одна его личность спокойно живет, а другая — критикует и оценивает поступки первой. Причина такой неоднозначности заключается во влиянии людей. Когда-то Григорий любил всех, но его отвергали, так он научился ненавидеть, он говорил правду, но ему не верили — он научился врать. Так главный герой и стал злопамятным, черствым и эгоистичным человеком.

Однако, назвать героя абсолютно черствым нельзя, он способен к глубоким чувствам. Об этом говорит его любовь к Вере. Долгие годы он хранил свою любовь к женщине и не отступил даже после того, как Вера вышла замуж. Печорин сам признавался, что это единственная женщина, которую он по-настоящему любил. Его эгоизм, самолюбие, черствость — это лишь маска, за которой скрывается горячее сердце. Кто в этом виноват? Общество. Именно духовная пустота аристократического общества заглушили возможность развития Печорина как личности.

Самой главной проблемой произведения является проблема эгоизма и самолюбия. Печорин теряет возможность оценивать самого себя так же, как оценивает всех окружающих, нравственные и духовные ценности, определение добра и зла. Григорий словно питается горестью и болью других персонажей, так герой начинает ухаживать за Мери лишь от скуки. Главный герой возвышает себя над другими, он чувствует свое превосходство, поэтому позволяет себе бесчинствовать.

Печорин — это образ лишнего человека. Главный герой не может найти свое место в обществе, потому что ищет смысл жизни лишь во внешних признаках, отчего и оказывается везде лишним.

Таким образом, Михаил Юрьевич Лермонтов — первый писатель в русской литературе, который сумел так четко и развернуто раскрыть духовный мир человека со всеми его противоречиями и трудностями.

«Герой нашего времени» М. Лермонтова как психологический роман

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (1841) считается первым русским социально-психологическим и философским романом.

Главным героем этого произведения является Григорий Печорин, в образе которого Лермонтов обобщил типичные черты молодого дворянина своего времени.

Проникновение в характер главного героя, в мотивы его поведения, в сам душевный склад его личности позволяет глубже понять остроту социальных проблем, поставленных автором в романе.

Печорин — это человек выдающегося ума и сильной воли, обладающий исключительными способностями. Он возвышается над людьми своего круга благодаря разностороннему образованию и эрудиции, Недостаток своего поколения он видит в его неспособности «к великим жертвам для блага человечества».

Но благие стремления героя не развились. Пустоа и бездушность современного ему общества заглушили возможности героя, изуродовали его нравственный облик. Белинский назвал роман Лермонтова «воплем страдания» и «грустной думой» о тогдашнем времени.

Будучи умным человеком, Печорин понимает, что никакая полезная деятельность в тех условиях, в которых ему приходится жить, невозможна. Это и обусловило его скептицизм и пессимизм. Лишившись добрых целей, он превратился в холодного, жестокого эгоиста. Страдания и радости других он воспринимает только тогда, когда они касаются его самого. Он приносит окружаюим беды и несчастья. Так, например, ради минутной прихоти Печорин вырвал Бэлу из привычной среды, Не задумываясь, он обидел Максима Максимыча. Ради пустого любопытства он нарушил привычный уклад жизни «честных контрабандистов». Он отнял покой Веры и оскорбил достоинство Мери.

Печорин, не зная, куда идти и девать свои силы, расточает их на мелкие и ничтожные дела. Положение и судьба героя трагичны, Беда его заключается в том, что его не удовлетворяют ни окружающая действительность, ни свойственный ему индивидуализм, Лермонтов проявляет особое внимание к психологическому миру, к «истории души» главного героя и всех остальных действующих лиц. То, что Пушкин наметил в «Евгении Онегине», Лермонтов развернул в систему сложно детализированной социально-психологической характеристики. Он впервые в русской литературе наделил действующих лиц способностью к глубокому самоанализу.

Читайте также:
Музыка сердца в лирике М. Ю. Лермонтова: сочинение

Лермонтов показывает Печорина с разных точек зрения, постепенно приближая его к читателю, ведя рассказ от имени Максима Максимыча, «издателя» и, наконец, через дневник самого Григория Александровича. В каждом повествовательном эпизоде нам раскрывается новая сторона духовного облика героя романа. Лермонтов, вводя новых героев, как бы сравнивает их с Печориным и показывает их отношение к нему.

Рисуя Печорина на военной службе, Лермонтов противопоставил ему Максима Максимыча — простого штабс-капитана, тесно связанного с солдатской средой. Он добрый и честный человек, всю жизнь посвятивший служению Отечеству. У него чудесная душа и золотое сердце. Максим Максимыч искренне привязан к главному герою, близко к сердцу воспринимает его поступки. Он обращает внимание на внешние странности характера Печорина и не может понять мотивов его поведения.

То, что ценно и дорого для Максима Максимыча: верность, преданность в дружбе, взаимопомощь, воинский долг — все это ничего не значит для холодного и равнодушного Печорина. Война для Печорина была лекарством от скуки. Он хотел пощекотать нервы, испытать свой характер, а не защищать интересы государства. Поэтому они и не стали друзьями.

А вот Грушницкий олицетворяет модную тогда в обществе разочарованность в окружающем мире. Казалось бы, он так же страдает, как и Печорин. Но вскоре становится понятно, что он стремится лишь производить эффект: носит «по особенному роду франтовства толстую солдатскую шинель», «на все случаи жизни имеет готовые пышные фразы», говорит «трагическим голосом». Печорин понял истинное содержание Грушницкого без романтической маски. Он карьерист («О эполеты, эполеты! ваши звездочки, путеводительные звездочки…»), человек глупый, так как не понимает истинного отношения княжны Мери, иронии Печорина, своей смешной внешности. Подлость, эгоизм и трусость Грушницкого проявились в истории с заговором против Печорина и в поведении на дуэли.

Однако самоанализ, разъедающий Печорина, свойственен и Грушницкому. Это обусловило тяжелую борьбу с самим собой в последние минуты жизни, проявившуюся в смятении, подавленности, наконец, в прямом принании своей неправоты по отношению к Печорину. Он уходит из жизни со словами: «Я себя презираю».

Если Грушницкий контрастен главному герою, то доктор Вернер во многом ему близок. Он единственный человек в романе, с кем Печорин может серьезно беседовать, от кого он не скрывает своей опустошенности. В нем он признает и доброту, и ум, и вкус, и порядочность, Вернер, как и Печорин, скептик и материалист. Оба они образованы, проницательны, знают жизнь и людей, с нескрываемой насмешкой иронизируют над «водяным обществом». За критический ум и склонность к самоанализу молодежь прозвала Вернера Мефистофелем — духом сомнения и отрицания.

Вернер «действует», то есть лечит больных, у него много друзей, Печорин же считает, что в дружбе один человек всегда является рабом другого. Образ Вернера оттеняет существенные стороны личности Печорина.

Лермонтову удались и женские образы в романе. Это образы дикарки Бэлы, любящей и глубоко страдающей Веры, умной и привлекательной Мери. Из всех женщин Печорин выбирает только Веру — единственного человека, понявшего его страдания, противоречивость его характера. «Никто не может быть так истинно несчастен, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном», — говорит Вера.

Мери полюбила Печорина, но не поняла его мятежной и противоречивой души. Здесь Печорин вытупает одновременно и жестоким мучителем, и глубоко страдающим человеком. Мери (как, впрочем, и Бэла) для главного героя — очередное препятствие, испытание, вызов. «Я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть…» Завоевав их любовь, Печорин опять становится холоден и равнодушен. «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни», — холодно говорит он.

Мастерство внешней характеристики, воплощающей внутреннюю суть образа, с особенной силой проявляется в портрете Печорина. Внешность главного героя рисуется с такой психологической глубиной, которая русская литература еще не знала. Фосфорически-ослепительный, но холодный блеск его глаз, проницательный и тяжелый взгляд, благородный лоб со следами пересекающих его морщин, бледные, худые пальцы — все эти внешние признаки свидетельствуют о психологической сложности и противоречивости натуры Печорина. Глаза Печорина не смеются, когда он смеется. Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Его равнодушно-спокойный взгляд, в котором «не было отражения жара душевноо», говорит о разочарованности, внутренней опустошенности и безучастности к окружающим.

Говоря о психологической стороне «Героя нашего времени», нельзя не сказать и о значении в нем пейзажных зарисовок. Их роль различна. Часто пейзаж служит для изображения состояния героев, Беспокойная стихия моря, несомненно, усиливает обаяние контрабандистов («Тамань»). Картина тревожной и мрачной природы, предшествующая первой встрече Печорина с Верой, предвещает их будущее несчастье.

Читайте также:
Тамань. Повесть: сочинение

Обрисовка психологического своеобразия Печорина и других героев романа искусно довершается оригинальным построением произведения. Сюжет «Героя нашего времени» строится в виде самостоятельных новелл, объединенных личностью Печорина и единством мысли.

Разнообразие необычных событий, пестрое собрание лиц раскрывают различные грани характера главного героя романа. Писатель нарушает хронологическую последовательность, чтобы повысить напряженность развития действия, усилить впечатление трагичности образа Печорина и ярче показать его заубленные возможности. В каждой главе автор помещает своего героя в новую среду: он сталкивает его с горцами, контрабандистами, офицерами, дворянским «водяным обществом». И каждый раз Печорин открывается читателю новой гранью своего характера.

Печорин показан смелым и энергичным человеком, он выделяется среди окружающих его людей своим глубоким аналитическим умом, культурой и эрудицией. Но свои силы герой растрачивает на никчемные приключения и интриги. В словах героя слышится боль и печаль оттого, что его действия слишком мелки и приносят людям несчастья. В своем дневнике герой смело говорит о своих слабостях и пороках. Так, например, Печорин с сожалением пишет о том, что нарушил мирное течение жизни «честных контрабандистов», лишив старуху и слепого мальчика куска хлеба. Нигде в дневнике мы не встретим серьезных раздумий о судьбах родины или народа. Герой занят лишь своим внутренним миром. Он пытается разобраться в мотивах своих поступков, Этот самоанализ ввергает Печорина в мучительный разлад с самим собой.

Главная проблема Печорина заключается в том, что он не видит выхода из сложившейся ситуации.

«Герой нашего времени» — сложное произведение, связанное с жанрами романа-путешествия, исповедью, очерком. Но в своей ведущей тенденции это социально-психологический и философский роман. История души Печорина помогает глубже понять трагизм судьбы молодого поколения 30-х годов XIX века, задуматься о смысле жизни. Человек — целый мир, и разобраться в загадках и тайниках его души — необходимое условие для обретения гармонии во взаимоотношениях людей в этом мире.

Сочинение на тему «Герой нашего времени М.Ю.Лермонтова. Нравственно-психологоческий роман (его художественные особенности)»

«Герой нашего времени» — первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя «одна душа, одни и те же муки». Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа заключено прежде всего в образе «героя времени». Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том, что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное, которое глубже слов, идей.

Отсюда одной из особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны. Лермонтов ведет читателя от поступков Печерина ( в первых трех повестях ) к их мативам ( в 4 и 5 повестях ), тоесть от загадки к разгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печерина, а его внутренний мир, психология.

Автор использует принцып хронологической инверсии ( отказ от последовательного изображения ). Такая разочарованная позиция в точности соответствует «разачарованной», противоречивой личности человека.

В первых трех повестях («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань») представленны лишь поступки героя. Лермонтов демонстрирует примеры печеринского равнодушия, жестокости к окружающим его людям, показанным либо как жертвы его страстей ( Бэла ), либо как жертвы его холодного расчета ( бедные контабандисты ). Невольно напрашивается вывод, что психологическим нервом Печерина является власть и эгаизм: «какое дело мне: странсвующему офицеру, до радостей и бедствий человеческих ?»

Но не все так просто. Вовсе не так однотипен герой. Перед нами одновременно совестливый, ранимый и глубоко страдающий человек. В «Княжне Мери» звучит трезвый отчет Печерина. Он понимает скрытый механизм своей психологии: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его.» А позже Григорий Александрович открыто формулирует свое жизненное кредо: «Я смотрю на страдания к радости других только в отношении к себе, как пищу, поддерживающую мои духовные силы…» На основании этого правила Печерин развивает целую теорию счастья: «Быть для кого-нибудь причиной страданий и радости, не имея на то никакого положительного права,- не самая ли это сладкая пища нашей гордости ? А что такое счастье ? Насыщенная гордость.» Казалось бы, умный Печерин, знающий в чем состоит счастье, и должен быть счастлив, ведь он постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-то нет, а вместо него утомление и скука… Почему же судьба героя так трагична ?

Ответом на этот вопрос является последняя повесть «Фаталист». Здесь решаются уже проблемы нестолько психологические, сколько философские и нравственные.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Читайте также:
«Журнал Печорина», как «роман в романе»: сочинение

Повесть начинается с философского спора Печерина с Вуличем о предопределении человеческой жизни. Вулич — сторонник фатализма. Печерин же задается вопросом: «Если точно есть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок ?» Этот спор прверяется тремя примерами, тремя смертельными схваиками с судьбой. Во первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок окончившийся неудачей; во-вторых, случайное убийство Вулича на улице пьянымказаком; в-третьих, отважный брасок Печерина на казака убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе. Таким поворотом философской темы автор избавил роман от мрачного финала. Печерин, о смерти которого неожиданно сообщается в середине повествования, в этой последней повести не только спасается от казалось бы верной гибели, но и впервые совершает поступок, приносящий пользу людям. И вместо траурного марша в финале романа звучат поздравления с победой над смертью: «офицеры меня поздравляли — и точно было с чем «.

Герой относится к фатвлизму прредков двойственно: с одной стороны он иронизирует над их наивной верой в светила небесные, с другой стороны, он откровенно завидует их вере, так как понимает, что любая вера — благо. Но отвергая прежнюю наивную веру, он сознает, что в его время 30-е годы нечем заменить утраченные идеаллы. Несчастье Печерина в том, что он сомневается не тоолько в необходимости добра вообще; для него не только не существует святынь, он смеётся «над всем на свете»… А безверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность, которые являются пыткой для умного и энергичного человекаю

Показывая мужество своего героя Лермонтов одновременно утвердил необходимость борьбы за свободу личности. Григорий Александрович очень дорожит своей свободой: » Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз поставлю свою жизнь на карту, но свободы своей не продам». Но такая свобода без гуманистических идеалов связанна с тем, что Печерин постоянно пытается подавить голос своего сердца: «я давно уже живу не сердцем, а головой».

Однако Печерин не самодовольный циник. Выполняя «роль палача или топора в руках судьбы», он сам страдает от этого не меньше, чем его жертвы,весь роман — это гимн мужественной, свободной от предрассудков личности и одновременно реквием одаренному, а может быть гениальному человеку который не смог «угадать своего высокого назначения».

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.referats.ru

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Герой нашего времени — первый русский психологический роман сочинение

Первым романом, основополагающее место которого занимает анализ личности человека, где рассматриваются его переживания, стремления, разбираются его поступки и мотивации, был роман «Герой нашего времени».

Автору удалось исследовать то, как окружение влияет и непосредственно формирует личность человека, образ главного герой составлен по крупицам из изображений всего поколения молодежи тех времен.

Основной задача романа состоят в том, чтобы как можно ярче и детальнее показать состояние души Печорина, забраться в самые потаенные уголки, разобраться, что им движет. Несмотря на то, что хронология истории жизни главного действующего лица в романе нарушена, это никак не отражается на строгой и четкой хронологии повествования.

Главный герой обладатель критического мышления, незаурядного ума, воли и огромного стремления к свободе. Поражают его точнейшие оценки выходок людей.

Дневник Печорина очень важен нам для того, чтобы понять личность героя. Именно в своем дневнике Печорин словно «разоблачает» себя, становится понятно, чем обусловлена его злопамятность, желчность и скрытность.

«Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», — так пишет главный герой.

Хочется также отметить и то, что главному герою не чужды добрые побуждения, Печорин способен чувствовать сердцем, это проявляется в сценах гибели Белы, в объяснении с княжной Мэри.

Но Печорин делает все, чтобы скрыть свои истинные и искренние устремления за равнодушием.

Безусловно, он человек воли, силы, но только он скорее отрицательный герой нежели положительный. Его деяния направлены не на создание, а на уничтожение. Пустота высшего света, социально-политическая жизнь того времени «создали» главного героя, заглушили его возможности.

Многие действующие лица романа так или иначе страдают от действий Печорина. Бела лишается возможности вернуться домой, а затем погибает, княжна Мэри и Вера несчастливы, контрабандисты уезжают со своего места.

Печорин осознал, что в условиях господства такого общественного строя, хоть какие-то деяния, направленные на общее благополучия просто бессмысленны. Именно это и является основной причиной его маловерия, нигилизма и скепсиса. Главный герой просто — напросто страдает от бесцельной жизни, инстинктивно ищет идеал, но не видит его.

Читайте также:
Образ и характеристика Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Сюжет и фабула в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Говорить мы будем о великом романе Лермонтова «Герой нашего времени». Кто такой герой в русской литературе? Это не положительный персонаж, а связанный со сложностью жизни. Русская классическая литература учит не правильным ответам на простые вопросы, а трудности бытия.
Лермонтов начал работать с прозаическими замыслами, связанными с «Героем нашего времени», в 1838 году. Он набрасывает незавершенный роман «Княгиня Лиговская», где уже появляется Григорий Александрович Печорин. К концу жизни писатель завершает произведение. В 1839 г. в журнале появляются две повести из этого романа «Бэла» и «Фаталист».

Бывают произведения, которые затягивают благодаря хорошо построенному сюжету. Множество событий и персонажей объединяются одной сюжетной линией. В романе Лермонтова все иначе. Нет единой сюжетной линии. Роман состоит из разрозненных повестей и соединяется образом главного героя Григория Печорина (см. рис. 1).

Рис. 1. М.А. Врубель. Портрет военного (Печорин на диване)

Вспомним два литературоведческих понятия: сюжет и фабула.

– хронологическая последовательность событий в литературном произведении.

Но практически не бывает рассказов с прямой, простой хронологией. Авторы перескакивают с событий настоящего времени на события из прошлого, заглядывают в будущее, потому что строят сюжет.

– ряд событий, выстроенных в соответствии с замыслом автора.

Если бы события были выстроены в хронологическом порядке, читатель сначала узнал бы о Вере, потому что с ней герой познакомился давно, задолго до того, как он узнал всех остальных персонажей.

Фабульная последовательность эпизодов романа

  • «Тамань»
  • «Княжна Мери»
  • «Фаталист»
  • «Бэла»
  • «Максим Максимыч»

Если бы так был построен роман Лермонтова он, возможно, был увлекательнее. В повести «Княжна Мери» происходит дуэль между Печориным и Грушницким (см. рис. 2).

Рис. 2. М.А. Врубель. «Дуэль Печорина с Грушницким»

Волнение читатель не испытывает, заведомо известно, что Печорин останется в живых. Сюжетное напряжение погашено. Погибнет герой на возвратном пути из Персии.

Значит, Лермонтову увлекательность не так важна.

Сюжетная последовательность эпизодов романа

  • Предисловие. Знакомимся с автором и персонажами.
  • «Бэла».
  • «Максим Максимыч».
  • Журнал Печорина. Записки, рассказывающие о событиях, происходивших до «Бэлы»: предисловие, «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

Популярные сегодня темы

У меня есть подруга. Она очень интересный человек. Мы часто проводим время вместе. Я могу сказать, что ее характер довольно мягкий, иногда она бывает вспыльчива, но в ней нет злобы.

Творческий труд Тургенева представить вкратце не лёгкая задача, очень сильно повлияли его творения на всю отечественную литературу тех времён. Он был известен за рубежом, его имя знали многие в Европе.

Русская литература наделила мировое словесное искусство разноплановыми подходами к пониманию художественного образа, одним из которых является понятие «лишнего человека».

Как часто люди говорят, а потом думают. С такой проблемой встречался каждый человек. Мало того, каждый из нас, хоть раз в жизни, что-то сказал, а потом пожалел об этом. Перед тем, как что-то говорить другому человеку

Особенности романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Роман «Герой нашего времени» вышел двумя небольшими книгами, которые попали к Николаю I. Император Лермонтова не жаловал, но прочитал произведение внимательно. Первая книга ему понравилась, и он ее одобрил. Когда прочитал вторую, где изложены записки Печорина, Николай I разочаровался в произведении. Он неправильно понял название, решив, что «Герой нашего времени» – это Максим Максимыч. Простой верноподданный, хороший русский офицер, верный присяге, не имеющий душевных противоречий, внутренние переживания Печорина объясняет тем, что «маменька его избаловала». Это обманный ход Лермонтова. Он построил произведение с другим замыслом. Читатель погружается не вглубь событий, а проникает в душу самого героя. Этому сюжетному правилу подчинена композиция романа. Читатель движется кругами, знакомится с Максимом Максимычем и его глазами смотрит на Печорина в истории Бэлы. Затем предстает сам Печорин, холодный, презрительный человек, не похожий на романтического героя, каким его описывал Максим Максимыч. Затем записки самого Печорина, читатель погружается в его внутренний мир и смотрит на происходящее уже его глазами. Это важная особенность романа.

«Герой нашего времени»

– первый в русской литературе психологический роман. Важны не события, а история души. Это противоречивый портрет целого поколения. Автор не стремится помочь читателю. Каким должен быть Печорин? Должны ли его любить или ненавидеть, быть равнодушными или принимать его образ? Автор показывает три любовных сюжета, связанных с героем. Во всех Печорин выглядит как чудовище. Но женщины в него влюбляются, потому что ощущают силу, которую утратили современники. Для героя любовные события заканчиваются разочарованием, для девушек катастрофой. Но все равно читатель находит в них особый смысл. Лермонтов учит сложностям жизни, а не расшифровке простых формул.

Последняя из повестей романа «Фаталист», в ней говорится об основной проблеме: несет ли ответственность за свою судьбу главный герой или все фатально и предустановлено, и ничего изменить нельзя. Окончательного ответа нет. Серб Вулич, предчувствовавший смерть, играет с судьбой, и судьба оставляет его в живых: пистолет не стреляет. Чудом уцелев, Вулич погибает «от случайной шашки пьяного казака». Печорин бросается на казака, и у героя больше шансов погибнуть, но фатум присутствует в нашей жизни и Печорин остается в живых.

Читайте также:
Страшный ли человек этот Печорин: сочинение

О том, в какой мере фатум определяет судьбу человека, автор постоянно размышляет. Читатель входит в мир души не только героя, но и рассказчика. Это двойной психологический роман. Два образа в центре внимания: герой и рассказчик. Отношения друг с другом такие же сложные, как и замысел романа. Печорин безысходен. Читатель встречается и прощается с ним в крепости. Герой не может выйти за пределы круга, очерченного вокруг его личности. Из этого противоречия не находит выхода и автор.

  • Автор: М. Ю. Лермонтов
  • Произведение: Герой нашего времени
  • Это сочинение списано 43 266 раз

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать.

А годы проходят — все лучшие годы!

В романе “Герой нашего времени” Лермонтов ставит перед читателем волнующий всех вопрос: почему самые достойные, умные и энергичные люди его времени не находят применения своим недюжинным способностям и вянут в самом начале жизненного порыва без борьбы? На этот вопрос писатель отвечает историей жизни главного героя Печорина. Лермонтов мастерски рисует образ молодого человека, который принадлежит к поколению 30-х годов XIX века и в котором обобщены пороки этого поколения.

Эпоха реакции в России наложила свой отпечаток на поведение людей. Трагическая судьба героя — это трагедия всего поколения, поколения нереализованных возможностей. Молодой дворянин должен был либо вести жизнь светского бездельника, либо скучать и ждать смерти. Характер Печорина раскрывается во взаимоотношениях с различными людьми: горцами, контрабандистами, Максим Максимычем, “водяным обществом”.

В столкновениях с горцами раскрываются “странности” характера главного героя. Печорина многое объединяет с людьми Кавказа. Как и горцы, он решителен и храбр. Его сильная воля не знает преград. Поставленная им цель достигается любыми средствами, во что бы то ни стало. “Таков уж был человек, Бог его знает!” — говорит о нем Максим Максимыч. Но цели-то Печорина сами по себе мелки, часто бессмысленны, всегда эгоистичны. В среду простых людей, живущих по обычаям предков, он несет зло: толкает па путь преступлений Казбича и Азамата, безжалостно губит горянку Бэлу только потому, что она имела несчастье понравиться ему.

В повести “Бэла” характер Печорина еще остается загадкой. Правда, Лермонтов слегка приоткрывает тайну его поведения. Печорин признается Максим Максимычу, что его “душа испорчена светом”. Мы начинаем догадываться, что эгоизм Печорина — результат влияния светского общества, к которому он принадлежит с рождения.

В повести “Тамань” Печорин вновь вмешивается в жизнь посторонних людей. Таинственность поведения контрабандистов обещала увлекательное приключение. И Печорин пустился в опасную авантюру с единственной целью — “достать ключ этой загадки”. Проснулись дремлющие силы, проявилась воля, собранность, отвага и решимость. Но когда тайна была раскрыта, обнажилась бесцельность решительных действий Печорина.

И снова скука, полное безразличие к окружающим людям. “Да и дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!” — с горькой иронией думает Печорин.

Противоречивость и раздвоенность Печорина еще отчетливее выступают в сопоставлении его с Максим Максимычем. Штабс-капитан живет для других, Печорин — только для себя. Один инстинктивно тянется к людям, другой замкнут в себе, безразличен к судьбам окружающих. И неудивительно, что дружба их обрывается драматически. Жестокость Печорина по отношению к старику — это внешнее проявление его характера, а под этим внешним кроется горькая обреченность на одиночество.

Социальная и психологическая мотивировка поступков Печорина отчетливо выступает в повести “Княжна Мери”. Здесь мы видим Печорина в кругу офицеров и дворян. “Водяное общество” — та социальная среда, к которой принадлежит герой.

Печорин скучает в обществе мелких завистников, ничтожных интриганов, лишенных благородных стремлений и элементарной порядочности. В его душе зреет отвращение к этим людям, среди которых он вынужден пребывать.

Лермонтов показывает, как на характер человека влияют социальные условия, среда, в которой он живет. Печорин не родился “нравственным калекой”. Природа дала ему и глубокий, острый ум, и доброе, отзывчивое сердце, и твердую волю. Однако во всех жизненных столкновениях хорошие, благородные порывы в конечном счете уступают место жестокости. Печорин научился руководствоваться лишь личными желаниями и стремлениями.

Кто же виноват в том, что прекрасные задатки Печорина погибли? Почему он стал “нравственным калекой”? Виновато общество, виноваты социальные условия, в которых воспитывался и жил молодой человек. “Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, — признается он, — лучшие мои качества, боясь насмешки, я хранил в глубине сердца; они там и умерли”.

Читайте также:
Взаимосвязь образа Печорина и других персонажей романа: сочинение

А ведь Печорин — незаурядная личность. Этот человек возвышается над окружающими. “Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет, — писал Белинский, обращаясь к критикам лермонтовского Печорина. — В самых пороках его проблескивает что-то великолепное, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже и в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него: ему другое назначение, другой путь, чем вам. Его страсти — бури, очищающие сферу духа…”

Создавая “Героя нашего времени”, в отличие от прежних своих произведений, Лермонтов уже не воображал жизнь, а рисовал ее такой, какой она являлась в действительности. Перед нами реалистический роман. Писатель нашел новые художественные средства изображения лиц и событий. Лермонтов демонстрирует умение так выстраивать действие, что один герой раскрывается через восприятие другого.

Так, автор путевых заметок, в котором мы угадываем черты самого Лермонтова, сообщает нам историю Бэлы со слов Максима Максимыча, а тот, в свою очередь, передает монологи Печорина. А в “журнале Печорина” мы видим героя в новом свете — такого, каким он был наедине сам с собой, каким мог предстать в своем дневнике, но никогда не открылся бы на людях.

Лишь один раз мы видим Печорина, как его видит автор. Гениальные страницы “Максима Максимыча” оставляют глубокий след в сердце читателя. Эта повесть вызывает глубокое сочувствие по отношению к обманутому штабс-капитану ив то же время негодование в адрес блистательного Печорина.

Болезнь раздвоенности главного героя заставляет задуматься над характером того времени, в котором он живет и которое его питает. Печорин сам признается, что в его душе живут два человека: один совершает поступки, а другой судит его. Трагедия страдающего эгоиста в том, что его ум и его силы не находят достойного применения. Равнодушие Печорина ко всему и ко всем не столько его вина, сколько тяжелый крест. “Трагедия Печорина, — писал Белинский. — прежде всего в противоречии между высокостию натуры и жалкостию действий”.

Нельзя не сказать о том, что роман “Герой нашего времени” обладает свойствами высокой поэзии. Точность, емкость, блеск описаний, сравнений, метафор отличают это произведение. Слог писателя отличается краткостью и остротой афоризмов. Этот слог доведен в романе до высокой степени совершенства.

Описания природы в романе необыкновенно пластичны. Изображая ночной Пятигорск, Лермонтов сперва описывает то, что замечает в темноте глаз, а затем — слышит ухо: “Город спал, только в некоторых окнах мелькали огни. С трех сторон чернели гребни утесов, отрасли Машука, на вершине которого лежало зловеще облачко; месяц поднимался на востоке; вдали серебряной бахромой сверкали снеговые горы. Оклики часовых перемежались с шумом горячих ключей, спущенных на ночь. Порою звучный топот коня раздавался по улице, сопровождаемый скрыпом нагайской арбы и заунывным татарским припевом”.

Лермонтов, написав роман “Герой нашего времени”, вошел в мировую литературу как мастер реалистической прозы. Молодой гений раскрыл сложную натуру своего современника. Он создал правдивый, типический образ, в котором отразились существенные черты целого поколения. “Полюбуйтесь, каковы герои нашего времени!” — говорит всем содержание книги.

Роман “Герой нашего времени” стал зеркалом жизни России 30-х годов, первым русским социально-психологическим романом.

Сочинение по произведению на тему: Герой нашего времени”- Н нравственно – психологический роман(его художественные особенности ).

“Герой нашего времени” – первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя “одна душа, одни и те же муки”. Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа заключено прежде всего в образе “героя времени”. Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том, что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное, которое глубже слов, идей.
Отсюда одной из особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны. Лермонтов ведет читателя от поступков Печерина ( в первых трех повестях ) к их мотивам ( в 4 и 5 повестях ), то есть от загадки к разгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печорина, а его внутренний мир, психология.
Автор использует принцип хронологической инверсии ( отказ от последовательного изображения ). Такая разочарованная позиция в точности соответствует “разочарованной”, противоречивой личности человека.
В первых трех повестях (“Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”) представленны лишь поступки героя. Лермонтов демонстрирует примеры печоринского равнодушия, жестокости к окружающим его людям, показанным либо как жертвы его страстей ( Бэла ), либо как жертвы его холодного расчета ( бедные контрабандисты ). Невольно напрашивается вывод, что психологическим нервом Печорина является власть и эгоизм: “какое дело мне: странствующему офицеру, до радостей и бедствий человеческих ?”
Но не все так просто. Вовсе не так однотипен герой. Перед нами одновременно совестливый, ранимый и глубоко страдающий человек. В “Княжне Мери” звучит трезвый отчет Печорина. Он понимает скрытый механизм своей психологии: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его.” А позже Григорий Александрович открыто формулирует свое жизненное кредо: “Я смотрю на страдания к радости других только в отношении к себе, как пищу, поддерживающую мои духовные силы. ” На основании этого правила Печорин развивает целую теорию счастья: “Быть для кого-нибудь причиной страданий и радости, не имея на то никакого положительного права,- не самая ли это сладкая пища нашей гордости ? А что такое счастье ? Насыщенная гордость.” Казалось бы, умный Печорин, знающий в чем состоит счастье, и должен быть счастлив, ведь он постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-то нет, а вместо него утомление и скука. Почему же судьба героя так трагична ?
Ответом на этот вопрос является последняя повесть “Фаталист”. Здесь решаются уже проблемы настолько психологические, сколько философские и нравственные.
Повесть начинается с философского спора Печорина с Вуличем о предопределении человеческой жизни. Вулич – сторонник фатализма. Печорин же задается вопросом: “Если точно есть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок ?” Этот спор проверяется тремя примерами, тремя смертельными схватками с судьбой. Во первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок окончившийся неудачей; во-вторых, случайное убийство Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих, отважный брасок Печорина на казака убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе. Таким поворотом философской темы автор избавил роман от мрачного финала. Печорин, о смерти которого неожиданно сообщается в середине повествования, в этой последней повести не только спасается от казалось бы верной гибели, но и впервые совершает поступок, приносящий пользу людям. И вместо траурного марша в финале романа звучат поздравления с победой над смертью: “офицеры меня поздравляли – и точно было с чем “.
Герой относится к фатализму предков двойственно: с одной стороны он иронизирует над их наивной верой в светила небесные, с другой стороны, он откровенно завидует их вере, так как понимает, что любая вера – благо. Но отвергая прежнюю наивную веру, он сознает, что в его время 30-е годы нечем заменить утраченные идеалы. Несчастье Печорина в том, что он сомневается не только в необходимости добра вообще; для него не только не существует святынь, он смеётся “над всем на свете”. А безверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность, которые являются пыткой для умного и энергичного человека.
Показывая мужество своего героя Лермонтов одновременно утвердил необходимость борьбы за свободу личности. Григорий Александрович очень дорожит своей свободой: ” Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз поставлю свою жизнь на карту, но свободы своей не продам”. Но такая свобода без гуманистических идеалов связанна с тем, что Печорин постоянно пытается подавить голос своего сердца: “я давно уже живу не сердцем, а головой”.
Однако Печорин не самодовольный циник. Выполняя “роль палача или топора в руках судьбы”, он сам страдает от этого не меньше, чем его жертвы, весь роман – это гимн мужественной, свободной от предрассудков личности и одновременно реквием одаренному, а может быть гениальному человеку который не смог “угадать своего высокого назначения”.

Читайте также:
Отношение Лермонтова к образу Печорина: сочинение

Сочинение по стихотворению Лермонтова Листок 6 класс

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий поэт и драматург. Его творчество покоряет сердце, он один из тех, кто в своем творчестве, опирается на образ природного мира. Последние годы жизни Михаила Юрьевича были расцветом его поэтической карьеры. В этот период он размышления о жизни и его переосмыслений, нашли отражение в его творчестве.

В стихотворении прослеживаться мотив одиночества и изгнания. Стихотворение «Листок» написано и опубликовано ранней весной 1841 года. Герой ассоциирует себя с дубовым листком, на участь которого выпало много жизненных трудностей («Засох и увял он от холода, зноя и горя»). Сквозь испытания герой оказывается у Черного моря, где его встречает чинара. В этом моменте автор использует такой художественный прием выразительности, как олицетворение, создавая величественный, женственный, а с другой стороны жестокий образ дерева.

Так же автор применяет прием противопоставления. Он сравнивает чинару и одинокого странника. Чинара, окружена солнцем, райскими птицами, она не представляет другой жизни, она всегда находилась в этом дивном мире. Лермонтов очень красочно описывает ее красоту («меж листьев своих изумрудных»). Хотя за ее маской внешней красоты, она показывает герою свой жестокий внутренний мир. Дубовый листок же был вынужден скитаться, бродить по белому свету, оставив свой родной дом («оторвался от ветки родимой»). Герой пытается найти приют на юге, перенося на образ самого Лермонтова, он возвращается на Кавказ. Чинара в своем последнем слове дает понять страннику, что он ей не нужен. Это прощальное слово за могущей красавицей дает понять, что последняя надежда угасает.

Произведение полно красочными средствами художественной выразительности: олицетворение («эпитетами («в отчизне суровой»), метафорами («увял я без сна»).

Финал стихотворения заканчивается довольно печально. Ведь странник, не находит приют. Герой обречен на страдания. Странник теряет ту тонкую нить на обретение покоя и внутреннего счастья. Ожидание мечты и реальности отражает безверие самого поэта в свои собственные силы.

Сочинение 2

Лермонтов написал огромное количество разных произведений. И во многих своих произведениях он затрагивает образ природы. Кроме этого многие его произведения хватают за душу читателей.

Читайте также:
Своеобразие реализма в романе Герой нашего времени: сочинение

В произведении «Листок» затрагивается тема не только одиночества, но и изгнания. Написано оно было на Кавказе, когда Лермонтов находился там в отпуске. Автор сравнивает себя с тем самым листком, на который упало огромное количество разных испытаний, и которые нужно было решать прямо сейчас и не откладывать на потом. Кроме этого здесь автор использует еще и олицетворение и создает не только женственный образ, но и вместе с тем жестокий образ дерева. Испытания приводят его к Черному морю, где он встречается с чинаром.

Здесь же используется и еще один метод и называется он противопоставление. Автор сравнивает чинара и одинокого странника. Вокруг чинары всегда находится большое и яркое солнце, также рядом с ней летают постоянно разные птицы. И другой жизни она совсем не представляет, да и не нужно ей этого. А вот за всем этим Лермонтов показывает жестокий внутренний мир. Листок никогда не имел своего родного дома, где бы мог спокойно жить. И поэтому ему приходится постоянно находится в скитаниях. Сначала он переносится на юг, а потом на Кавказ, где находился сам Лермонтов. А немного позже чинара своими выходками дает понять, что он ей больше не нужен и она легко может обойтись и без него.

В произведении имеется огромное количество разных эпитетов и метафор, при помощи которых можно красиво и ярко описать все события данного стихотворения.

А вот финал произведения приводит всех к печальному известию. Оказывается, сколько бы странник не скитался по разным местам и странам, но приюта он нигде так обрести и не смог. Именно поэтому страданий ему не избежать, как бы это ему не хотелось. Постепенно у него теряется покой и счастье. Но не смотря на это он все-таки уверен в том, что у него найдутся еще силы для того чтобы все это исправить и в корне поменять свою жизнь. Этого же хотелось и Лермонтову. И он был уверен, что у него еще будут силы для того чтобы поменять свою жизнь в другую сторону, вот только времени на это было уже очень мало, да и смерть уже давно ходила за ним по пятам.

Также читают:

Картинка к сочинению По стихотворению Листок

Популярные сегодня темы

Роман «Чевенгур» автор писал в течение 3 лет. Первая часть романа «Строители страны» вышла в 1927 году. А через год в журнале было напечатано несколько отрывков. Произведение относится к модернистскому течению.

Поэтессой серебряного века была Анна Ахматова. Она писала свои стихи в тяжелые время, на период её творчества пришлась революция в России. Ее стихи до сих пор волнуют сердца даже тех, кто далёк от поэзии.

А. С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник» смог в полной мере раскрыть величественный город Санкт-Петербург, бурлящую и грозную реку которого заковали в гранит.

Нет ни одной семьи, которую бы не затронула Великая Отечественная война. Эта трагедия оставила огромный мрачный, полный боли и слез след в истории России. Миллионы жизней были унесены за светлое и мирное небо

В данном произведении главным героем является Родион Раскольников. Это не совсем обычная личность, в одной из своих статей он описал придуманную им же теорию об исключительности некоторых людей

Стихотворение М. Ю Лермонтова “Листок” (восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Листок» было написано в 1841 году. Центральный образ стихотворения – гонимый жестокой бурей листок. Это символ одинокого существования, скитальческого, бесцельного. Не Лермонтов является автором этого символа.
До него образ одинокого листка был широко известен и использовался такими художниками, как французский поэт Антуан Арно, который был изгнан за приверженность Бонапарту после его свержения, В.А. Жуковский, И.И. Козлов, Д.В. Давыдов.

Читайте также:
Что роднит Печорина с горцами? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»): сочинение

Тема стихотворения «Листок» – поиски страдающей и одинокой душой спокойствия и тепла в реальном мире. Лирический сюжет стихотворения развивается в аллегорической форме, он построен на противопоставлении как бы двух миров: листка и чинары. Листок-«странник» переживает враждебность окружающего мира: жара и холод заставляют его сохнуть и увядать, солнце против него. И когда оно есть и когда – нет, ветер также жесток по отношению к листку. Но с чинарой ветер и солнце живут в дружбе и согласии:

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская,
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю.

Их миры несовместимы. Мир листка-«странника» – это бесприютное одиночество. Стихотворение было написано в зрелый период, поэтому одиночество лишено романтического ореола. Мир листка – это также горе, беспокойство: «увял он от холода, зноя и горя», «увял я без сна и покоя».
Лермонтов уже не стремится к «покою» и «сну», как, например, в стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Мир чинары также не идеальный. Это мир забвения отгороженности от реальной жизни: «Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?».

Ее существование – самодовольно и самодостаточно, она живет в своем мире и не желает знать ничего, что может вывести ее за его границы.

Герой ранней лирики Лермонтова отвергал мир беспечного блаженства. Он был для него решительно неприемлем. Теперь листок-странник даже в чуждом ему мире хочет найти избавления от тоски и одиночества:

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой.

Рядом с роскошным, цветущим, полным жизни деревом пыльный желтый листок выглядит как-то «ущербно». Может еще и поэтому чинара не захотела приютить его? Нет, наверное: ее ведь уже и райские птицы «утомили», а они куда роскошнее листка. В мире, где ревностно оберегают собственный покой и безмятежность, нет места состраданию и пониманию.

Словами чинары: «На что мне тебя. Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю. » – стихотворение заканчивается. Они оставляют у читателя ощущение недосказанности. Хочется узнать, что же случилось с листком потом? Но такой конец стихотворения имеет содержательное значение. Чинара говорит листку идти дальше, но дальше – море. Об этом мы понимаем из первой строфы: «И вот, наконец, докатился до Черного моря».

И здесь опять прослеживается несовместимость двух миров. Чинаре море дает жизнь: «И корни мои умывает холодное море», а обреченному на скитания листку оно сулит только гибель.

Листок в стихотворении созрел до срока. Это тоже аллегория. Это символ лермонтовского поколения, которое, как и листок, созрело преждевременно и стало вести бесцельную жизнь. А в путешествии листка на юг угадывается автобиографический мотив изгнанничества.

Стихотворение написано пятистопным амфибрахием. Это редкий в русской поэзии размер. Важным художественным средством в стихотворении является звукопись. Так, в качестве звукового повтора Лермонтов ставит слова “черный” – “чинара”: “У Чёрного моря чинара стоит молодая”.

Синтаксическая организация стихотворения способствует усилению ощущения враждебности и несовместимости листка в полете и чинары в спокойствии. Три первые строфы — это три бессоюзных предложения, части которых распространены и осложнены. Две последние строфы, посвящённые чинаре, содержат пять предложений, которые она, уверенная в себе, не просто произносит, а “рубит”. В вопросительной и восклицательной интонациях чувствуются гнев и возмущение.

Так что же будет с листком-странником? Наверное, как это ни печально, он так и останется гонимым «жестокой бурей», так и будет одиноко бесцельно скитаться по свету. Куда унесет его ветер – неизвестно. Может – сразу в море, к верной смерти, а может, в течение всего времени, которое он прожил бы, если бы остался на своем дубе, будет носить его по свету.
Но так и не найдет, не обретет листок желанного покоя. Может, ему стоило остаться на «родимой ветке»? Пусть «отчизна сурова», не лучше ли искать покоя в ней, чем в чужом мире? Ведь на чужбине никто не ждет страдающую душу скитальца, вдали от Родины трудно найти покой.

Как уже говорилось, Лермонтов только продолжил развивать тему одинокого листка. И на нем ее развитие не прекратилось. Образ листка-странника продолжит свою жизнь еще в творчестве таких писателей, как К.Г. Паустовский («Разливы рек»), Л.М. Леонов («Evgenia Ivanovna»), В.А. Луговский («Кленовый лист»).

Анализ стихотворения «Листок» Лермонтова

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 167.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 167.

Многие критики восхищались поздними стихотворениями М. Лермонтова. В. Белинский считал, что это «лучшие создания» поэта. К поздней лирике относится и «Листок», изучаемый школьниками в 6 классе. Главный мотив произведения — одинокий человек, который не может обрести покой. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Листок» по плану.

Читайте также:
Особенности характера Печорина, проявляющиеся в его взаимоотношениях с другими действующими лицами романа «Герой нашего времени» (Печорин и Максим Максимыч, Печорин и Грушницкий и т. д.).: сочинение

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Листок.

История создания – произведение было создано в мае-июле 1841 г., за несколько месяцев до гибели Михаила Юрьевича. Впервые увидело мир на страницах «Отечественных записок».

Тема стихотворения – «приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе.

Композиция – Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листика, разговор листка и чинары. Формальная его организация – 6 катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий, рифмовка парная ААВВ.

Метафоры«качаются райские птицы», «По небу я ветви раскинула», «корни мои умывает холодное море».

Олицетворения«с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская», «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара».

Эпитеты«ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные».

История создания

История создания произведения тесно связана с жизнью автора. «Листок» был написан летом 1841 г., когда Михаил Юрьевич возвратился на Кавказ после отпуска. В этот период поэт часто задумывался над смыслом жизни, глубокие мысли оставались в строках стихотворений.

Стоит отметить, что мотивы «Листка» Лермонтов заимствовал из французской литературы, точнее из одноименного произведения А. В. Арно. Русский поэт интерпретировал творение французского собрата по перу по-своему: он ввёл новые образы, добавил строки и внёс изменения в ритмическую организацию.

Спустя два года «Листок» Лермонтова напечатали в «Отечественных записках».

Стихотворение можно воспринимать как в прямом, так и в переносном смысле. Таким образом, в нём можно определить две темы: приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе. В контексте этих тем реализуется идея о том, что трудно найти понимание в обществе, где ты не такой, как все. Автор также показывает, что в высшем свете не принимают людей, которые ниже статусом или имеют меньший достаток.

В центре произведения образы листка-странника и роскошной чинары. Лирический герой выступает в качестве рассказчика. Видно, что ему ситуация листка знакома ему не понаслышке, однако герой не выдает своих эмоций.

В первой строфе стихотворения рассказывается о том, как дубовый листок оказался на берегу моря. Он оторвался «от ветки родимой» и не успел оглянуться, как буря покатила его вдаль. На берегу Черного моря путешественник увидел чинару с райскими птицами на ветвях. Дерево поразило листка своей красотой. Он начал умолять чинару принять его. Пришелец рассказывает о своей невесёлой судьбе, но прекрасное дерево равнодушно относится к его прошлому.

Завершается стихотворение надменным ответом молодой чинары. Она высокомерно говорит, что пришелец видел много, но всё это не имеет значения, ведь листок пыльный и желтый. Из-за непривлекательного внешнего вида он не может быть парой её «сынам» .

Композиция

Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листка, разговор листка и чинары. Формальная композиция сложнее смысловой. Произведение состоит из шести катренов. Содержание произведения требовало от поэта синтаксической разнообразности. В тексте переплетаются рассказ автора и реплики главных героев, поэтому автор использует прямую речь.

Жанр стихотворения – элегия, так как в строках преобладает грустное настроение, разочарование. Есть и элементы сюжетной лирики, так как в нём можно выделить экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий. М. Лермонтов использовал парную рифмовку ААВВ. В тексте представлены женские рифмы.

Средства выразительности

В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи посредством образов природы.

Ключевую роль играют олицетворения: «с ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская» , «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара» . метафора: «качаются райские птицы» , «По небу я ветви раскинула», «корни мои умывает холодное море» .Эпитеты дополняют образы: «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные» .

Важную роль в стихотворении играет интонация. Она делает речь героев более выразительной, помогает точнее передать их эмоции. В некоторых стихах внутреннее состояние героев передаётся при помощи аллитерации, например, растерянность и одиночество листка описывается словами с согласным «р».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: