Герой нашего времени. Сочинение М. Ю. Лермонтова: сочинение

Сочинение по произведению Лермонтова «Герой нашего времени»

Герой нашего времени Лермонтова — это мое любимое произведение писателя. Здесь автор благодаря описанию жизни главного героя Печорина, показывает талантливых и энергичных людей, что не могут в жизни найти себе применение, хотя это способные люди. Писателю удалось создать образ молодого человека тридцатых годов, тем самым вызвав бурю восхищения у прогрессивных людей, так как они увидели в этом произведении правду. А вот критики раскритиковали этот роман, хотя ответ Лермонтова был незамедлителен, ведь он говорит о том, что критики не верят в образ героя, потому что он правдив и в нем правды больше, нежели бы хотелось в действительности.

Герой нашего времени краткое сочинение

Когда читаешь произведение, написанное автором в 1838 году, мы видим желание героя разгадать смысл жизни, но с другой стороны убивает его бесцельное существование. При этом и сегодня встречаются люди, которые бесцельно проживают свою жизнь, поэтому произведение актуально и в наше время.

Роман состоит из нескольких рассказов, которые нас и знакомят с героем произведения Печориным. Так в первой повести Бэлла мы встречаем Печорина впервые. Здесь описывает героя Максим Максимыч. Он рассказывает о Печорине, чья юность прошла в Петербурге. Далее мы узнаем, как его переводят на Кавказ. Здесь герой и встречает Бэллу, чье расположение пытается завоевать, а добившись девушки, скучает и понимает, что это не его и он ошибся в выборе.

В главе Максим Максимыч Печорин нам показан именно так, как видел его Максим Максимыч. Для него это странный человек, который даже во время смеха имел холодный взгляд.
В Журнале Печорина о себе пишет сам главный герой. Эта часть произведения, как дневник, где герой рассказывает историю с контрабандистами. Раскрыв тайну деятельности Янко и его девушки, Печорин разочаровывается, он огорчается своим бессмысленным вмешательством в их жизнь.

Рассказ Княжна Мэри — это, наверное, самая главная повесть, где Печорин начинает анализировать свои поступки и свою жизнь. Он встречает здесь Мэри и опять пытается добиться девушки, но не потому что полюбил, а потому, что она увлечена другим мужчиной. Печорин вступает в борьбу с Грушницким и эта борьба приводит к дуэли, на которой Грушницкий погибает.

Завершается работа автора повестью Фаталист. Здесь герой решает важный философский вопрос о том человек ли решает свою судьбу и пишет ее сам или все зависит от рока.
Печорин предстает перед нами активным человеком, который пытается найти себя в жизни, но у него не получается.

Женские образы в герое нашего времени

Кроме Печорина автор в своем произведении выводит и женские образы. Так мы встречаем смелую контрабандистку с ее ловкостью и хитростью. Это девушка, которая искренне может любить молодого человека и одновременно быть жестокой в отношении стариков и слепых.

Встречаем мы Бэллу, гордую девушку с ее человеческим достоинством, чья судьба завершается трагично.

Есть еще одна девушка, которой удалось постичь глубину души Печорина и это была Вера. Она поняла, кто на самом деле был Печорин и ее любовь к нему не охладела. Вот только была Вера замужней и такая ее любовь до добра не доводит.

Обманутой в своих чувствах остается и княгиня Мэри, которой были свойственны человеческие порывы. Она была благородной, имела проницательный ум, но это ее не уберегло от чувства любви, которое не принесло ей счастья.

Смысл названия романа Герой нашего времени

Если говорить о смысле названия произведения в нашем сочинении по литературе, то здесь все очень просто. Назвав свою работу Герой нашего времени, автор тем самым подчеркнул неразрывную связь образа Печорина с той эпохой, которую описывает писатель. Лермонтов показывает нам жизнь молодого поколения своей эпохи, создав героя своего времени Печорина — противоречивую личность, которая пребывала в поисках истины.

Сочинение Герой нашего времени, 2 вариант

Сегодня мы работаем над сочинением по роману Лермонтова Герой нашего времени, где выделим любимый эпизод, напишем о любимом герое, остановившись подробнее на его описании, а также создадим план сочинения, что облегчит работу по теме Герой нашего времени ученикам 9 класса.

В целом, Лермонтов ставил себе задачу изобразить в романе особенности того времени. А были это тридцатые годы девятнадцатого века, момент, когда новые, назревающие в обществе отношения, подавлялись. Вот и приходилось дворянам прожигать свою жизнь, и не утруждаясь вопросами ее смысла. Среди этого апатичного общества одаренные личности, умные и предприимчивые люди, становились лишними, попадая в атмосферу безысходности. Как раз Лермонтов в романе Герой нашего времени и отразил типичные черты молодежи своей эпохи, показав трагизм жизни молодых людей в образе Печорина.

Герой нашего времени сочинение

Продолжая наше сочинение по роману Герой нашего времени, остановлюсь на необычной композиции. Состоит роман из отдельных частей. Они не объединены общим сюжетом, но их роднит главный герой Григорий Печорин, о чьей жизни мы узнаем из отдельных произведений. При этом главы романа идут не в хронологическом порядке, так как целью автора был не рассказ о жизни героя, а полное раскрытие характера Печорина, который олицетворяет молодое поколение 19 века.

Чтобы наилучшим образом раскрыть своего героя, автор описывает лишь самые важные моменты его жизни. Печорин окунается в разную среду, знакомится с разными людьми. В романе мы видим и встречи с контрабандистами, и общение с горцами, офицерами, дворянами. С каждой главой портрет героя нашего времени все больше раскрывается, а читатель начинает понимать, почему же такой парадокс происходит в его душе. В конце концов мы начинаем видеть цельную историю человека, что оказался лишним, чужим для своего времени. А ведь на примере Печорина автор показывает целое поколение, что не нашло своего призвания и было вынуждено губить себя среди пустых развлечений, причиняя не только боль окружающим, но и растрачивая впустую свои таланты. И об этом было невозможно молчать, об этом нужно было говорить, что и сделал Лермонтов в своем романе Герой нашего времени.

Читайте также:
Почему и для чего исповедуется Мцыри: сочинение

Любимые страницы романа Герой нашего времени

Герой нашего времени — интересное произведение, которое читается на одном дыхании. Здесь каждая глава становится любимой страничкой, которую хочется перечитывать вновь и вновь. Однако в сочинении на тему любимые страницы романа Герой нашего времени, я хочу написать о самом запоминающемся мне эпизоде, ведь благодаря ему многие поняли, почему так, а не иначе поступает главный персонаж.

Этот эпизод переносит читателя в ночь накануне дуэли главного героя с Грушницким. Для Печорина это была ночь раздумий, где он размышляет о смысле жизни, но не может найти ответ. Он чувствует в себе силы на большее, но его эпоха пуста, поэтому Печорину скучно. Все что ему могла предложить жизнь он уже испытал, и этот двадцатилетний старик бесстрашно рассуждает о смерти. Он ее попросту не боится. Он пресытился, заскучал, поэтому и развлекается как может, а ради того, чтобы утолить свои желания, совершает поступки, за которые Печорина могут многие осудить. Но осуждать нужно не героя романа, а эпоху, в которой пришлось жить молодым талантам того времени.

Мой любимый герой романа Герой нашего времени

Если говорить в нашем сочинении о любимом герое из романа Герой нашего времени, то однозначный выбор сделать сложно. В целом, в произведении не так уж и много персонажей, и каждый из них заслуживает внимания. Можно долго говорить о Максим Максимыче, человеке с большим сердцем и чудесной душой, и о Бэле, которую приручил Печорин. Как тут не вспомнить Веру, ту единственную женщину, что полюбила того, настоящего Печорина, не навязывая ему своих идеалов и принимая героя как есть. Однако больше всего меня привлекает сам Печорин — этот неординарный человек с удивительным характером. Он сильная личность, образованный, энергичный, смелый, решительный. Его интересуют окружающие, он эрудирован, имеет аналитический склад ума и независимый характер. И именно этот человек мой любимый герой романа Герой нашего времени.

Очень жаль, что Печорин не смог применить в жизни свои таланты, и хоронил в себе все самое лучшее. В итоге он тратит силы на интриги, стычки и дуэли, на любовные похождения. Вся его жизнь мелочна и ничтожна, без высшей цели и пользы человечеству, а его поступки не соответствуют внутреннему богатству и возможностям героя. И Печорин осознает, понимает, что приносит другим лишь несчастья. В своем дневнике он пишет, что подобен камню, брошенному в источник, тем самым нарушая покой окружающих. И этим нельзя не восхищаться. Он проводит самоанализ, замечает свои пороки, постоянно пытается разобраться в себе и в поступках, тем самым теряя способность просто жить. Он перестает радоваться жизни, отвергает тех, кто его любит, погружаясь в одиночество.

Да и что можно требовать от Печорина, который жил среди постоянной лжи и лицемерия? Как должен себя вести герой, когда в обществе низшие помыслы считаются нормой? Несмотря на то, что в Печорине много плохого, у него есть и хорошие качества, за которые он и является моим любимым героем в романе Герой нашего времени.

1, Особенности тридцатых годов девятнадцатого века
2. Ночь перед дуэлью — любимый эпизод романа
3. Почему Печорин лишний в своей эпохе?
4. Почему Печорин привлекает внимание читателя?
5. Положительные и отрицательные стороны любимого персонажа

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс :)

  • Полезные статьи
  • Наша группа

Анализ «Героя нашего времени» Лермонтова

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 16.06.2020

Михаил Юрьевич Лермонтов выделялся среди коллег-литераторов своим удивительным талантом – способностью в равной степени прекрасно писать стихи и прозу. Одним из выдающихся произведений Лермонтова можно смело назвать роман «Герой нашего времени», в котором писатель отразил характерные черты и основные социальные проблемы всей эпохи.

История создания

Исследователям жизни и творчества Михаил Юрьевича так и не удалось доподлинно узнать, когда писатель приступил к работе над романом. Об этом не говорится ни в переписках Лермонтова, ни в его личных записях. Принято считать, что «Герой нашего времени» был окончен в 1838 году.

Произведение состоит из нескольких частей, первыми из которых были написаны «Бэла» и «Тамань». Они были опубликованы в качестве самостоятельных литературных произведений в 1839 году в популярном литературном журнале «Отечественные записки». Напечатанные повести имели большой успех у публики. Спустя год был опубликован «Фаталист», и редакторы еще больше подогрели интерес читателей, пообещав в скором времени выход целой книги, посвященной главному герою всех повестей – Григорию Печорину.

Читайте также:
Литературный анализ «Одинок я, нет отрады»: сочинение

Лермонтов дописал оставшиеся главы – «Максим Максимыч» и «Княжна Мэри», и в мае 1840 года свет увидел роман «Герой нашего времени». Чуть позже книга была переиздана с авторским предисловием, в котором Михаил Юрьевич дал ответ обрушившейся на него критике.

Изначально написание полноценного романа не входило в планы Лермонтова. Во время своего пребывания на Кавказе он, вдохновленный местным колоритом, делал путевые заметки, которые впоследствии и легли в основу «Героя нашего времени». Когда же писатель убедился в успехе первых двух повестей, напечатанных в «Отечественных записках», он решил добавить материал и объединить все написанное общим сюжетом.

Смысл названия

Уже в самом названии романа скрыт замысел писателя: Лермонтов сразу расставил все точки «i», обозначив тему произведения – изображение типичного представителя светского общества образца 30-х годов XIX столетия, со всеми его пороками и недостатками. Михаил Юрьевич намеренно отобразил в главном герое черты, присущие молодым аристократам той эпохи. Мастерски сделав психологический срез целого поколения, Михаил Юрьевич заявил о себе как о тонком психологе, знатоке человеческой души.

О чем книга

Григорий Печорин – молодой дворянин, офицер, прекрасно образованный, целеустремленный юноша, умевший при желании с легкостью очаровывать людей. Историю Печорина поведал старый солдат Максим Максимыч, с которым герой некоторое время служил на Кавказе. Однажды они были приглашены на свадьбу к местному князю, где Печорин был покорен красавицей-горянкой Бэлой. Привыкший всегда получать желаемое, Григорий подкупил брата Бэлы, и тот привез сестру русскому офицеру. Поначалу девушка дичилась своего похитителя, но со временем полюбила его со всей силой своего юного горячего сердца. Печорин же, напротив, вскоре охладел к черноокой красавице, и не знал, как от нее избавиться. Ситуация решилась сама собой, когда Бэлу похитил влюбленный в нее горец Казбич. Скрываясь от погони, мужчина убил Бэлу, чтобы она никому более не досталась. Так Печорин, уступив своим эгоистичным желаниям, стал невольным виновником смерти юной девушки. Все эти события описаны в главе «Бэла».

В следующей главе под названием «Максим Максимыч» автор продемонстрировал, каким холодным и бессердечным способен быть главный герой. Случайно встретив старого товарища, Максима Максимыча, который очень нежно относился к нему, Печорин окатил старика своей холодностью и надменностью. Несчастный мужчина был глубоко подавлен: он не ожидал подобного приема от человека, к которому относился как к собственному сыну.

В главе «Тамань» Лермонтов показал Григория с иной стороны. Печорин раскрылся как совестливый персонаж, которому не чужды были такие качества как сопереживание и милосердие. Желая удовлетворить собственное любопытство, он испортил жизнь «честным контрабандистам»: слепому мальчику и юной девушке, которые зарабатывали на жизнь, помогая местной банде. Когда Печорин обнаружил себя во время слежки, он тем самым лишил несчастных детей единственного способа заработка. Осознав, какой поступок он совершил, Григорий искренне раскаялся.

Наиболее важной в раскрытии характера героя является глава «Княжна Мэри». Оказавшись на курорте, Печорин от скуки стал ухаживать за красивой и гордой княжной. В неприступную красавицу Мэри был влюблен юнкер Грушницкий, который в порыве ревности вызвал Печорина на дуэль. Юнкер показал себя подлым, коварным человеком, когда попытался подложить сопернику незаряженный пистолет. Однако Григорий раскусил его замыслы, и без сожаления застрелил на дуэли.

Важной сюжетной линий в этой главе является любовная. Неожиданно Печорин раскрылся читателям, продемонстрировав свою нежную, уязвимую душу. Единственной женщиной, сумевшей растопить холодное сердце Григория и принять его со всеми недостатками, стала его возлюбленная Вера. Ей удалось разгадать лабиринт души своего избранника, но это не мешало любить его чистой, искренней любовью. Вера была замужней женщиной, и Печорин не мог надеяться на счастливую жизнь с ней. Да и сам он не был создан для семейного очага. Безжалостно разбивая сердца влюбленным в него девушкам, Печорин сам познал все горести любовной драмы.

В завершающей главе «Фаталист» Печорин размышлял над предначертанием жизни человека. Он стал невольным свидетелем того, как его сослуживец Вулич на спор выстрелил себе в голову, но чудом остался жив. И в тот же вечер офицер был зарублен пьяным казаком. Происшедшее произвело сильное впечатление на Печорина, который предался размышлениям о смысле жизни, смерти, неотвратимости своей судьбы.

Основные темы

Центральная тема произведения – так называемая проблема «лишнего человека». Григорий Печорин был прекрасно образованным, интеллигентным юношей, блестящим представителем молодого поколения русского дворянства. Его отличительными чертами была холодность, циничность, способность бесстрастно анализировать людей и их поступки. Несмотря на внешнюю привлекательность, прекрасные манеры и умение поддерживать светский разговор, в любом обществе он чувствовал себя «чужим». И проблема была вовсе не в окружении героя, а в нем самом: каждый раз он своими руками выстраивал между собой и людьми стену отчуждения, которая не давала никакого шанса для эмоционального сближения. Причиной тому была не столько природная замкнутость Григория, сколько его склонность к трезвому рассуждению и анализу. Это свидетельствует о развитой личности человека, но вместе с тем существенно снижает его готовность к сближению с людьми.

Печорин был пресыщен высшим светом, избалован повышенным вниманием к своей персоне. Обладая притягательной внешностью и деньгами, он получал все доступные для юноши его лет удовольствия. Однако очень быстро Григорий ощутил пресыщение от наслаждений. Он стал откровенно скучать, ничто не способно было вывести его из состояния хандры. Чтобы как-то отвлечься от опостылевшей скуки, Печорин принялся безжалостно играть судьбами людей. Итогом его бездумных действий стала смерть Бэлы и Грушницкого, разбитое сердце княжны Мэри, разочарование Максима Максимыча, брошенный на произвол судьбы слепой мальчик.

Читайте также:
Взаимосвязь образа Печорина и других персонажей романа: сочинение

Судьба поколения

Михаил Юрьевич написал роман в сложный период «безвременья», когда светлые помыслы и идеалы были повержены, а активные, деятельные люди загнаны в подполье. Вслед за показательным наказанием декабристов пришло потерянное поколение молодых людей, которые не видели иного смысла жизни, кроме как в пресыщении светскими удовольствиями. Их не интересовали ни насущные проблемы общества, ни стремление облегчить жизнь простого народа. Бездействие, апатичность, скука, праздность – вот характерные черты эпохи, в которой жил Григорий Печорин и его сверстники. Именно по этой причине Лермонтов многозначительно назвал свое произведение «Герой нашего времени».

Юные отпрыски дворянских семейств получали прекрасное воспитание и образование, однако практически никто из них не мог в полной мере реализовать собственные амбиции. Не имея возможности направить свою энергию в нужное русло, молодежь с головой окуналось в водоворот светских наслаждений. Уже в раннем возрасте, постигнув все возможные радости жизни, они достигали состояния пресыщения, когда уже ничего не радовало, не волновало их души.

Описывая своего героя, Лермонтов не старался как-то обличить его, унизить. Напротив, писатель хотел продемонстрировать, как молодой человек, наделенный столь многими талантами, в силу внешних причин оказался в таком печальном положении. Михаил Юрьевич не сомневался, что виной тому была эпоха. Молодые люди, ставшие свидетелями крушения замыслов декабристов и дальнейшего закручивания гаек властью, уже никому и ни во что не верили. Он привыкли быть холодными, эгоистичными, бесчувственными. Именно эти качества и вобрал в себя Григорий Печорин. Он пытался обрести счастье разными способами, однако так и не смог достичь желанной душевной гармонии.

В чем смысл?

В самом начале произведения Печорин вызывает у читателя отторжение и неприятие своей холодностью, надменностью и безразличием к окружающим. В дальнейшем характер героя начинает раскрываться с разных сторон, его поведение становится более понятным. Примечательно, что действия Печорина оценивает не автор, а рассказчики, однако и они не осуждают молодого офицера. Таким образом Лермонтов хотел показать, что с человеком может сделать историческая эпоха, против которой он попросту не в силах бороться. Григорий, как и большинство его сверстников, просто плыл по течению, не пытаясь как-то изменить свою жизнь и жизнь общества.

Отличительной чертой романа «Герой нашего времени» стало описание романтического героя в условиях российской действительности. Лермонтов придал своему произведению изрядную долю психологизма, и образ главного героя вышел по-настоящему глубоким, многогранным, в чем-то противоречивым. Подобный литературный ход оказался весьма удачным, и роман приобрел большую популярность. Сквозь призму образа Григория Печорина автор показал все молодое поколение своего времени, провел самый тщательный его психоанализ.

Характеристика главных героев

  1. Григорий Печорин – молодой дворянин, русский офицер. Красивой наружности, прекрасно воспитанный и образованный, склонный к анализу и философским размышлениям. Несмотря на юный возраст, разочарован в любви и дружбе, никак не может отыскать смысл жизни, отчего чувствует себя глубоко несчастным человеком. Григорий одновременно и привлекает к себе людей, и отталкивает своей холодностью и равнодушием, в результате чего часто бывает одинок.
  2. Максим Максимыч – штабс-капитан, сослуживец Печорина. Мужчина около пятидесяти лет, умный, открытый, добрый. Не имея собственной семьи, всем сердцем привязался к Печорину, к которому относился, как к собственному сыну. Он не имел серьезного образования, однако был по-житейски мудрым, все понимающим человеком. Для него серьезным ударом становится равнодушие Григория во время их случайной встречи на Кавказе.
  3. Бэла – шестнадцатилетняя красавица-черкешенка, дочь князя. Печорин, пресыщенный общением со светскими львицами, был поражен природной красотой и неприступностью горянки. Бэла настолько пленила воображение Печорина, что тот решился выкрасть ее. Первое время Бэла отвечала холодностью на ухаживания своего похитителя, но со временем природное обаяние Григория сделало свое дело, и Бэла страстно в него влюбилась. Однако вскоре любовь прекрасной черкешенки стала утомлять Печорина, который уже успел насладиться вкусом запретного плода. В итоге девушка погибла от руки ревнивого Казбича.
  4. Грушницкий – юнкер, сослуживец Печорина, пылкий, эмоциональный, тщеславный и обидчивый юноша. Он в чем-то был похож на Григория, с которым его свела судьба в злой час. Приревновав к красавцу-офицеру княжну Мэри, Грушницкий вызвал Григория на дуэль, во время которой проявил себя подлым, жалким человеком. Однако даже коварный замысел с незаряженным пистолетом противника не помог ему, и Грушницкий был убит Печориным на дуэли.
  5. Княжна Мэри – привлекательная девушка, умная, гордая, властная. Будучи завидной невестой, привыкла быть в центре мужского внимания. Она уступает напору Григория, восхищается его умом, сдержанностью, и, сама того не замечая, влюбляется в него. Горьким разочарованием для княжны становится признание Печорина в том, что он никогда не любил ее и ухаживал за ней от скуки.
  6. Вера – замужняя женщина, возлюбленная Григория. Это единственный человек, который видел героя без прикрас, со всеми его достоинствами и недостатками. Печорин очень любил эту женщину, которая принимала таким, каким он был на самом деле. Когда старому мужу Веры становится известно о ее романе, он немедленно увозит ее домой, а Печорин в полной мере осознает свое одиночество и потерянность после ее отъезда.
Читайте также:
Печорин и Максим Максимыч в романе «Герой нашего времени»: сочинение

Герои-двойники в романе

Для того, чтобы в полной мере раскрыть характер Григория Печорина, Михаил Юрьевич ввел в произведение его двойников: Вулича, Вернера, Грушницкого.

Юнкер Грушницкий имеет много общих черт с Печориным. Он так же эгоистичен, тщеславен, самовлюблен, умеет красиво говорить и эффектно выступать на публике. Однако, при ближайшем сравнении, Грушницкий является лишь бледной копией Григория.

Печорин имеет много схожих черт и с доктором Вернером – циничным мужчиной с трезвыми взглядами на жизнь. Общение с Вернером нравится Григорию, который находит в докторе родственную душу.

В главе «Фаталист» Печорин знакомится с офицером Вуличем – ярким, самобытным человеком, решающим проверить свою судьбу. Он на спор стреляет себе в висок из заряженного пистолета, однако оружие дает осечку. Печорин, наблюдая за Вуличем, замечает на его челе «печать смерти». Вскоре его догадка подтверждается: офицер был заколот ночью пьяным казаком.

Проблемы

  1. Проблема поиска смысла жизни. Печорина очень волнуют вопросы бытия, и на протяжении всего романа он занимается поиском ответов. Его мучает внутренняя неудовлетворенность, ощущение того, что он что-то пропускает в жизни, как будто что-то очень важное проходит мимо него. Григорий отчаянно пытается заполнить свою жизнь новыми яркими эмоциями и переживаниями, однако в этом стремлении к новизне он сам не замечает, как безжалостно рушит жизни тех, кто оказался рядом с ним.
  2. Проблема счастья. Из личного дневника Печорина становится известно, что его не привлекает легкодоступность. Счастье и удовольствие он видит в насыщении собственной гордости, однако это приносит ему лишь кратковременное ощущение блаженства. Потому герой пускается в многочисленные, порой, весьма опасные авантюры, лишь бы хоть на какой-то миг почувствовать себя счастливым. Печорин пытается поймать радость бытия, но она ускользает от него, просачивается сквозь пальцы, оставляя после себя шлейф призрачной надежды. Герой не способен быть по-настоящему счастливым, поскольку все его мысли зациклены на собственной персоне. Замшелый эгоцентризм, нежелание и неумение осчастливить кого-то другого не оставляют ему ни малейшего шанса почувствовать гармонию с окружающим миром.
  3. Проблема безнравственности. Стремясь удовлетворить сиюминутные свои желания, главный герой без раздумий грубо вмешивается в жизни других людей. Он жонглирует человеческими судьбами, словно опытный фокусник, а затем безжалостно выбрасывает из своей жизни тех, кто уже потерял для него интерес. Проблема Печорина в том, что он является пленником своего разума, склонного к самой тщательной аналитике. Молодой человек попросту не способен полностью отдаться чувствам, раскрыться перед другим человеком. Как следствие, он не способен проявить себя ни в дружбе, нив любви.
  4. Социальная проблематика. Лермонтов в своем произведении поднял и проблему несправедливости действующего политического строя. Деспотичность власти, ее абсолютная бескомпромиссность по отношению к разным слоям населения является главной причиной безынициативности молодежи, ее нежелания двигаться вперед. Личность Печорина развилась в таком направлении под влиянием времени, в котором он жил. Подобные явления не являются редкостью в стране, где не остаются нерешенными многие важные социальные вопросы.

Композиция

Роман «Герой нашего времени» состоит из пяти глав, каждая из которых представляет собой самостоятельную повесть. Все повести расположены в хронологическом порядке, благодаря которому в полной мере раскрывается непростой характер Печорина.

В главе «Бэла» повествование ведется от лица Максима Максимыча. Мужчина дает свою личную оценку Григорию, с которым судьба свела его во время службы на Кавказе. В этой главе описывается похищение Печориным красавицы-горянки Бэлы, и дальнейшая трагическая смерть девушки.

В главе «Максим Максимыч» в качестве рассказчика выступает некий офицер, повстречавший штабс- капитана и узнавший от него историю Печорина. В этой части в деталях описывается внешность главного героя.

В последующих главах «Тамань», «Княжна Мэри» и «Фаталист» рассказчиком уже выступает сам Григорий Печорин, который записал все свои путешествия и душевные переживания в личном дневнике. Благодаря этому литературному ходу личность героя раскрывается наиболее полно: автор оголил все его чувства, эмоции, желания, отношение к людям.

Для произведения характерна кольцевая композиция: роман начинается с описания событий на Кавказе, и заканчивается в тех же краях. Поначалу автор дает оценку героя чужими глазами, но затем раскрывает его личность при помощи личного дневника героя, в котором он занимался скрупулезным самоанализом.

Психологизм

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов мастерски анализирует главного героя, его поступки, он буквально по полочкам раскладывает все составляющие его личности. Ради этой цели он использует немало интересных литературных приемов и инструментов: вводит героев-двойников, меняет повествователей, выстраивает нетипичную композицию произведения. Все это как нельзя более точно отражает психологизм, когда целью повествования является не какое-либо событие или явление, а изображение конкретной личности.

Михаил Юрьевич видел все социальные проблемы, присущие началу XIX столетия. Его искренне возмущала и одновременно пугала апатичность молодых людей, на которых огромное влияние оказало декабристское восстание и последовавшие за ним репрессии. Многие молодые люди были недовольны переменами, которые произошли в стране, но почти никто из них не смел говорить об этом открыто. Григорий Печорин стал символом этого поколения: он не имел возможности реализовать собственные амбиции ввиду внешних обстоятельств, но ничего не предпринимал для того, что как-то изменить эту ситуацию.

Сочинение: Проблематика романа «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.02.2021 · Обновлено 20.02.2021

Читайте также:
Авторское отношение к персонажам в поэме «Песня про купца Калашникова»: сочинение

Многомудрый Литрекон представляет краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: Проблематика романа «Герой нашего времени». Перед Вами два варианта, каждый раскрывает тему. Выбирайте то, что нравится! Приятного просвещения!

Вариант 1

(491 слово) Роман «Герой нашего времени» был написан в 1839 году. Писатель создавал свое поистине известное произведение, находясь под впечатлением от поездки на Кавказ — край вольнолюбия и место для диссидентов. Видимо, поэтому Лермонтов взбунтовался даже против классических законов литературы и отказался от привычных хронологических правил в расположении повестей. Однако читатель знает, что цель такой композиции обусловлена стремлением писателя показать главного героя Печорина с разных сторон и в разных жизненных обстоятельствах. Кроме того, новаторская композиция позволяет затронуть многие важные проблемы, которые раскрываются в разных жизненных обстоятельствах.

Основная проблема произведения Лермонтова «Герой нашего времени» состоит в раскрытии трагедии Печорина как личности. Главный герой, получивший светское воспитание и богатое наследство, пытается обогатить свою жизнь призванием, однако попытки эти длятся недолго. Печорин оказывается равнодушным ко всему. Он ощущает в себе внутреннюю силу и энергию, но он не знает, куда ее применить. В итоге он отдаёт всего себя любовным интригам, случайным приключениям и психологическим экспериментам над людьми и делает вокруг себя несчастными. Безусловно, Печорин умен и образован, мог бы много достичь, однако герой внутренне опустошен, а потому критики назвали его «лишним человеком».

Не менее интересна проблема предопределения. Своим поведением, с одной стороны, Печорин показывает, что свобода человека ничем не ограничена и подчинена только его воле. Так, по своему желанию герой вырывает из окружения Бэллу, экспериментирует над Мери, провоцирует Грушницкого. В то же время Печорин признаёт существование судьбы и ее силу, ведь видит «печать смерти» на лице Вулича в главе «Фаталист».

Также в своем произведении Михаил Юрьевич поставил проблему счастья. Вся жизнь Печорина представляет собой поиск разгадки простого человеческого счастья. Любовь, к которой так стремился главный герой, оказывается для него непостижимой силой. Она не принесла герою духовной гармонии, так как он любил лишь для собственного наслаждения. Герой просто впитывал чувства людей, ничего не отдавая взамен. Анализируя его способность к дружбе, читатель приходит к выводу, что Печорин осознаёт, что и на нее не способен. «Из двух друзей всегда один раб другого», — такую мысль пронес Печорин сквозь свой жизненный путь. Однако рабом быть Печорин не умеет, а управление другими он считает утомительным трудом. В своей душе персонаж ощущает лишь усталость.

Также в образе Печорина раскрывается проблема эгоизма. Печорин является типичным страдающим эгоистом. Он причисляет себя к тем, кто скитается по земле без каких-либо убеждений и принципов. Герой не понимает, зачем родился и ради чего живет. Здесь прослеживается поднятая писателем проблема смысла жизни и предназначения. Печорин постоянно чувствует свою нравственную ущербность. Герой находится в постоянном конфликте не только с обществом, но и с самим собой. Он сделался «нравственным калекой», — такого наказание Печорина. Можно назвать его настоящим романтическим героем. Особенно это заметно в главе «Бэла», ведь она построена по законам романтизма. Здесь главный герой противопоставлен окружающему миру. Григорий ищет неземной любви, но сталкивается с суровой реальностью, где он не может нести ответственность за того, кого приручил.

Таким образом, в романе «Герой нашего времени» автор затронул множество актуальных проблем, которые очень интересны читателю даже сегодня, когда есть много доступной современной литературы. Лермонтову удалось передать весь драматизм внутренней жизни героя, которая так увлекает публику.

Вариант 2

(478 слов) «Герой нашего времени» — это уникальное произведение со множеством особенностей. В романе Михаила Юрьевича Лермонтова соединились черты романтизма и реализма. Это первый реалистический психологический роман в прозе, опубликованный в России. Оно состоит из пяти глав, совершенно самобытных и являющихся отдельными произведениями, объединенными лишь образом главного героя. И, конечно, столь же оригинальной является проблематика книги.

Основной проблемой произведения «Герой нашего времени» является жизнь лишнего человека. Писатель изучает его отношения с миром, людьми и самим собой. Данная проблема широко раскрывается в образе Печорина. Это молодой офицер и богатый дворянин с прекрасным образованием и воспитанием. Он много знает, много умеет, много мог бы сделать. Но по натуре он является типичным эгоистом, которого не заботит общественное и государственное благо. Поэтому Печорин так и не смог найти главной цели в своей жизни и своего предназначения. В личной жизни он также неудовлетворен и не реализован. Он разочаровывается в людях и сомневается в существовании настоящей дружбы. Однако, несмотря на это, нельзя утверждать, что у героя и вовсе не было целей. Ведь одна из его целей — изучение природы и возможностей человека. Но даже в этом амплуа герой проявляет свое равнодушие к людям и их судьбам. Безразличие, навеянное эгоизмом, становится еще одной проблемой романа.

В романе раскрывается и проблема свободы. Герой все время пытался исследовать природу человека и его воли. Григорий активен, свободен, но так ли он независим от судьбы? Каково соотношение рока и воли человеческой в нашем мире? Проблема судьбы и степени человеческой свободы ярко поставлена в главе «Фаталист». Эта часть представляет собой итог всех исканий героя. Уникальность главы «Фаталист» состоит в том, что в ней представлено несколько эпизодов, которые то подтверждают, то отрицают существование судьбы. Печорин, кажется, склонен к мистической концепции предопределения, ведь ясно различил «печать смерти» на челе Вулича.

Читайте также:
Как я понимаю трагедию Печорина: сочинение

Не менее интересна проблема справедливости. Григорий, с одной стороны, является чутким и справедливым человеком. Ему претит откровенная безнравственность, поэтому он, например, находит в себе силы прямо признаться Мери в том, что он ее обманул. Благодаря своему уму и наблюдательности, Печорин разоблачает Грушницкого, ведь его злит подлость этого человека. Чтобы докопаться до его сущности, Печорин ставит героя в трагическую ситуацию. И в этом эпизоде Григорий переход грань между поисками справедливости и откровенной жестокостью. Он убивает юнкера только за то, что тот попытался подложить незаряженный пистолет и не признался в этом. В этой ситуации от Печорина отворачивается даже его родственная душа — Вернер. Сложная этическая дилемма, в которой оказался герой, ставит неразрешимые вопросы и перед читателем. Имел ли право Григорий убивать своего обидчика? Гуманизм все-таки подсказывает, что нет.

Печорин является противоречивым героем. Вызывают возмущение и недоумение его цинизм и эгоизм. В то же время, восхищают его ум и сила характера. Потрясенный смертью Бэлы, герой сумел увидеть свои недостатки и осудить себя.

Таким образом, произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» раскрывает актуальные во все времена проблемы. Отличительной чертой знаменитого романа писателя является использованный им прием психологизма. С помощью него читатель знакомится с внутренним состоянием и переживаниями героев произведения.

Темы сочинений по роману «Герой нашего времени»

Автор: Guru · Опубликовано 18.04.2017 · Обновлено 19.04.2017

Темы сочинений: «Герой нашего времени» (9 класс)

Каждое произведение из школьной программы может рассматриваться с разных точек зрения. Где-то главную роль играют образы героев, где-то важнее проблематика, взятая автором за основу сюжета произведения, где-то принципиальное значение имеет смысл названия, ведь именно там заложена идея книги. Этим обстоятельством объясняется многообразие тем сочинений на ЕГЭ 2017.

Невозможно предугадать, какая из них попадется на экзамене, поэтому необходимо иметь представление о каждой из них. Нужно знать, как наиболее полно раскрыть поставленную тему: приводить ли цитаты автора, и в каком объеме, пересказывать ли вкратце сюжет или обойтись рассуждениями, «зубрить» ли ФИО героев или учить только самое основное? Все эти тонкости определяют количество баллов и, как следствие, решают судьбу будущего абитуриента.

В данной подборке мы перечислим все темы сочинений по роману Лермонтова «Герой нашего времени» и проанализируем, как правильно их раскрыть, приведя примеры сочинений на егэ 2017.

Образ Григория Печорина

Это самая широко распространенная тема сочинения по роману Лермонтова. Печорин представляет собой тип лишнего человека, характерный для русской литературы, поэтому его охотно берут для рассмотрения как в 9 классе школы, так и в вариантах ЕГЭ для 11 класса. Этот герой хорошо запоминается школьникам, так как раскрытию его характера посвящен целый роман. В качестве примера можно посмотреть сочинение «Образ Печорина» в соответствующем разделе сайта, там же обозначены основные пункты, которые необходимо осветить в работе.

Печорин – герой своего времени

Эта тема по смыслу перекликается с предыдущей. В сочинении нужно будет также охарактеризовать Печорина, однако упор необходимо сделать на то, что этот герой выражает болезнь целого поколения, а не свою личную драму. Для примера можно взять предыдущее сочинение «Образ Печорина», так как в нем автор сконцентрировался на поиске причин трагедии Григория Александровича, доказывая, что в его образе Лермонтов отразил «болезнь века», как сделал это родоначальник жанра исповедального романа Де Мюссе в своей книге «Исповедь сына века». В качестве плана сочинения на тему «Печорин – герой своего времени» можно использовать следующую схему:

— Вступление: кто такой Печорин? Почему его называют «лишним человеком»?
— Основная часть: причины хандры Печорина, влияние исторических событий на его поколение. Почему болезнь Печорина охватила все поколение?
— Заключение: Печорин – романтический герой, наследник Онегина и Байрона.

Женские образы в романе «Герой нашего времени»

В данном сочинении необходимо описать хотя бы трех главных героинь романа: Бэлу, Веру и княжну Мери. Традиционно именно они привлекают внимание критиков. Все эти образы противоположны, поэтому логику повествования нужно выстраивать на контрастах, сравнивая женщин между собой. В качестве примера можно посмотреть сочинение на тему: Женские образы в романе «Герой нашего времени». Там же приведены основные пункты для плана и самостоятельного анализа темы.

История души человеческой в романе «Герой нашего времени»

В рамках данной темы рассматривается эволюция образа Печорина, его становление. Необходимо ответить на вопросы: «Какие события из жизни героя повлияли на его судьбу и характер? Почему он стал таким? Кто или что повлияло на его становление?». Рассуждения лучше расположить в хронологическом порядке, начиная с детства Печорина и заканчивая его трагическим финалом. Каждый факт биографии героя необходимо сопроводить своими комментариями, где будет дано объяснение значения этих событий в процессе формирования личности Григория Александровича. План сочинения на тему: История души человеческой в романе «Герой нашего времени»:

— Вступление: Кто такой Печорин? В чем его недуг?
— Основная часть: детство, юность и зрелые годы Печорина: как события из его жизни повлияли на его судьбу? Почему он стал «лишним человеком»?
— Заключение: Развязка трагедии Печорина.

Смысл названия романа «Герой нашего времени»

В сочинении на данную тему объясняется смысл самого романа, то есть неприятный диагноз всему поколению, поставленный Лермонтовым. Необходимо сказать, что трагедия Печорина – беда всех его столь же одаренных сверстников, которые не смогли найти себе ни места, ни применения в мире и сгинули в праздности и спорах с судьбой. Главное, это подчеркнуть универсальность образа лишнего человека в тех реалиях, типичность печоринской хандры. План сочинения на тему: Смысл названия романа «Герой нашего времени»:

Читайте также:
Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова Герой на-шего времени.): сочинение

— Вступление: Почему в образе Печорина отражена судьба всего поколения?
— Основная часть: Как универсальность образа Печорина отражена в названии? Если герой – пример для подражания, значит, Печорин, как и все подобные герои, отразил моду на романтическое томление по идеалу и ориентацию молодых людей на модный «английский сплин», заимствованный у байронических героев.
— Заключение: Каков приговор Лермонтова обществу его времени?

Любимые страницы или любимый герой в романе «Герой нашего времени»

В сочинении такого типа нужно описать любимый эпизод или же любимого героя романа. Необходимо аргументировать свой выбор, анализируя предмет описания. Композиция в данной работе свободная, однако, есть уже устоявшийся и привычный шаблон для такого рода тем. План сочинения на темы: Любимые страницы или любимый герой в романе «Герой нашего времени»:

— Вступление: Мой любимый эпизод или герой – это…
— Основная часть: почему мне нравится этот эпизод или герой? Что я подчерпнул или открыл нового для себя, прочитав этот отрывок или узнав этого героя? Какое место этот фрагмент или персонаж занимает в романе?
— Заключение: зачем Лермонтов изобразил этого персонажа или этот эпизод? Почему он так важен?

Тема судьбы в романе «Герой нашего времени»

Раскрывая эту тему, читатели обычно анализируют главу «Фаталист», где речь идет о судьбе и предопределении. Важно отразить точку зрения главного героя, к какому выводу он пришел: есть судьба или нет? В качестве примера можно посмотреть сочинение на тему: Судьба в романе «Герой нашего времени». Основные пункты для анализа перечислены курсивом в верней части сочинения.

Печорин и Грушницкий

В сочинении необходимо рассмотреть двух героев-антагонистов, а так же разобрать историю их противостояния: кто виноват, в чем причина конфликта, итоги и ваше отношение к случившемуся. Можно провести параллели с биографией Лермонтова, сравнить изображенный конфликт с его смертельной дуэлью и проанализировать сходства характеров автора и героя. План сочинения на тему: Печорин и Грушницкий (сравнительная характеристика):

— Вступление: Кто такие Печорин и Грушницкий? Что их связывает?
— Основная часть: сходства и различия характеров. Причины и последствия конфликта. Реакция Печорина и реакция Грушницкого.
— Заключение: нравственные последствия конфликта для Печорина, ваше отношение к дуэли.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

В данной работе рассматриваются сходства и различия героя поэмы Пушкина Евгения Онегина и героя романа Лермонтова Григория Печорина. Нужно подчеркнуть, что оба героя — лишние люди, и между ними есть определенная преемственность, ведь Лермонтов был большим поклонником творчества Пушкина и создал своего персонажа, опираясь на открытия «солнца русской поэзии». В качестве примера можно посмотреть сочинение на тему: Печорин и Онегин.

Психологизм в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

В сочинение на эту тему нужно написать свое определение психологизма и проанализировать, в чем заключается новаторство Лермонтова в изображении психологизма. Необходимо привести примеры, где, по-вашему, необыкновенно широко раскрывается душа скрытного героя, и и где находится применение для мастерства писателя передавать характер через бытоописание героя. Так же стоит уделить внимание психологии Печорина, эмоциональным мотивам его поведения. В качестве примера можно посмотреть сочинение «Психологизм в романе Герой нашего времени«.

«Белеет парус одинокий. » — разбираем стихотворение (Лермонтов М. Ю.)

Стихотворение «Парус» Михаил Юрьевич Лермонтов — наследие лирики романтизма. Написано оно в 1832 году. Тогда будущему великому поэту было лишь 18 лет, и он отчаянно искал свою дорогу в жизни, мечась от филологии к военному мастерству. Михаил, живший с детства в Москве, у своей бабушки, и учившийся тут в университете, решил перебрать в столицу России — Петербург.

Однако стать петербургским студентом у Миши не получилось, и вот, в мрачном настроении он пишет письмо Варваре Александровне Лопухиной.

С ней он дружил и в нее был влюблён. К своему посланию Лермонтов прилагает стихотворение «Парус», которое, по его словам, написано «на берегу моря».

Конечно, «Парус» был написан в северной столице, но точное место написания произведения доподлинно неизвестно. Литературовед Дмитрий Сергеевич Лихачев предполагал, что поэта вдохновил один из дворцов Петергофа — терраса Монплезира. Впрочем, некоторые историки считают, что это лишь один из литературных мифов, и нам доподлинно неизвестно точное место написания «Паруса».

Сам поэт, кстати, не относился к своему юношескому произведению серьезно и даже не включал его в собрания своих прижизненных сочинений. Но мы, по прошествии лет, можем судить о простой гениальности поэта, который всего лишь в трех четверостишиях в полной мере передал сомнения своей метущейся души, находящейся на распутье.

«Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом. »

С первых же строк внимание читателя приковано к белой точке в бескрайнем голубом пейзаже. Лермонтов будто бы рисует картину, которую любой может представить себе даже не закрывая глаз.

Примечательно, что строчка «Белеет парус одинокий» была позаимствована юным поэтом. Четырьмя годами ранее была опубликована поэма декабриста и поэта Александра Александровича Бестужева-Марлинского под названием «Андрей, князь Переяславский», который был большим поклонником английского поэта Джорджа Гордона Байрона. Ведь именно Лорд Байрон стал проводником романтизма по всей Европе, и именно его образы находят свое живое отражение в лирике раннего Лермонтова, в том числе благодаря Бестужеву-Марлинскому.

Читайте также:
Тема Родины в поэзии М. Ю. Лермонтова: сочинение

Однако у Александра Александровича картинки не видим:

«Белеет парус одинокий,

Как лебединое крыло,

И грустен путник ясноокий,

У ног колчан, в руке весло».

У Лермонтова же сразу яркое противопоставление Паруса и Моря. Антитеза или противопоставление – один из самых любимых поэтических инструментов Михаила Юрьевича, и уже в своей ранней лирике он использует его на славу.

Но после яркой картинки и противопоставления Моря и Паруса следуют размышления поэта:

«Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном. »

Именно так построено это стихотворение. Первые строки рисуют картинку, а далее поэт высказывает свои мысли. Вопросы, которые он поднимает в первом четверостишии «Паруса» явно носят риторических характер. Отсюда и многоточия, которые в данном случая являются авторскими знаками. Умом на эти вопросы явно не ответить, и так мы начинаем понимать, что душа поэта находится в смятении и замешательстве.

«Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит. »

Вновь Лермонтов рисует перед нами картину. На этот раз разыгравшейся стихии. Если в первых строках парус «белеет» на фоне «голубого» моря, то в этом кадре ситуация кардинально меняется. При этом картинка как бы «оживает», теперь мы еще слышим, как «скрыпит» мачта паруса.

«Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!»

Завершают четверостишие вновь мысли поэта. Однако на этот раз он как бы резюмирует, к чему ведут порывы души его паруса. Здесь много восклицательных знаков. При этом восклицание «Увы!» говорит о том, что самого поэта несколько разочаровывает такое резюме, и ему самому хотелось бы совсем другой истории.

«Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой. »

В последнем четверостишии кадр снова сменяется. Парус победил стихию, и теперь вновь спокойно качается на волнах. «Струя лазури» и «луч солнца золотой» как бы указывают и освещают ему путь.

«А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!»

В последних строках «Паруса» Лермонтов отвергает помощь солнца и лазури. И заканчивает свое произведение оксюмороном, ведь «спокойных» бурь попросту не бывает. Здесь мы видим яркий пример того, когда оксюморон служит не для того, чтобы показать комизм ситуации, а, напротив, говорит о трагедии жизни главного героя.

Как видим, Лермонтов, яркий поклонник романтизма в свои юные годы, аккумулировал в одном стихотворении разные приемы для достижения максимального эффекта отстраненности от мира. Кажущаяся простота «Паруса» Лермонтова завораживает нас, его потомков.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Сайт учителя русского языка Гвоздиковой Елены Ивановны — Подготовка к сочинению «Петя и Гаврик (по книге В. Катаева «Белеет парус одинокий»)»

Подготовка к сочинению «Петя и Гаврик»

(по книге В. Катаева «Белеет парус одинокий»)

На уроке вы обобщите знания о повести Валентина Петровича Катаева «Белеет парус одинокий» и напишите сочинение.

Вспомните, что вам известно о Пете и о Гаврике из прочитанных глав. Вы составляли литературные портреты Пети и Гаврика в виде кластеров, в которых обращали внимание на то, как одеты герои; с кем живут; каково их социальное положение; какие книги читает Петя.

Мы проанализировали, чем различается восприятие моря глазами Пети и Гаврика.

Образ моря символизирует течение жизни. Для одного жизнь полна приключений и неразгаданных тайн, для другого – это забота о завтрашнем дне, тяжёлая работа, груз самостоятельных решений. Гаврик тоже видит загадочность в морских просторах, но более приземлённо.

Петя и Гаврик любуются Чёрным морем, их д уша тянется к прекрасному, доброму. Они оба выросли на море, оба прекрасные пловцы.

Давайте проследим жизненный путь детей, их участие во «взрослых» событиях. Обратите внимание, что оба мальчика проходят через одни и те же этапы, и хотя реагируют на события по-разному, главное в них – непосредственное отношение к людям, сопереживание, интуитивное понимание добра и зла – общее.

По повести “Белеет парус одинокий”

. книг, в которой правдиво воссозданы образы живых детей. Отношения Гаврика и Пети – это нормальные отношения двух ребят, примерно одинаковых по . характерную для поэтической натуры мальчика. При создании образа Гаврика автором избираются иные, более лаконичные средства художественной . все, что он видел. Поверив Гаврику, что матроса подобрала какая-то шаланда под парусом, “шпик” заторопился на поезд, .

Путь Пети

1. «Ах, какое это было блаженство – покупать фуражку!»

2. «Он слышал, что в участок забирают пьяниц, буянов, воров, босяков. Но дедушку Гаврика? Это было выше его понимания».

3. «Участок оказался просто тюрьмой»(1, 2, 3 – Петя в главе

4. «…было совершенно ясно, что жизнь вовсе не такая весёлая, приятная, беззаботная вещь, какой казалась ещё совсем-совсем недавно» (Петя в главах «Ящик на лафете» и «Туман»).

5. «Мальчик думал об ушках, и только об ушках» (Петя в главах «Туман» и «Ушки»).

6. «Долг чести» (Петя в главе «Долг чести»).

7. «…Пете весьма улыбалась перспектива такого весёлого рабства: ему давно уже хотелось побродяжничать с Гавриком по городу».

Читайте также:
Роман М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени в оценке В. Г. Белинского: сочинение

8. «Таща на спине тяжёлый ранец, Петя покорно следовал за

Гавриком повсюду» (7, 8 – Петя в главе «Тяжёлый ранец»).

9. «Теперь мальчик, конечно, прекрасно понимал уже, какие это ушки».

10. «С неудобно раздутыми карманами Петя, почти ничего не сознавая от страха и волнения, подошёл к заставе» (9, 10 – Петя в главе «Бомба»).

11. «Не бейте его, это наш папа! – не своим голосом закричал Петя, обливаясь слезами. – Вы не имеете права! Дураки!» (Петя в главе «Погром»).

12. «Тикайте!» (Петя в главе «Ёлка»).

13. «Петя чуть не свалился с дерева. Он вырвал из кармана платок и стал отчаянно крутить им над головой».

14. «Пете показалось даже, что матрос подмигнул ему» (13, 14 – Петя в главе «Попутный ветер»).

1. «Тикайте!» (Гаврик в главе «Погоня»).

2. «Дядя, не бейте его, он – старик!» (Гаврик в главе «Дедушка»).

3. «Нашего деда вчерась забрали в участок. Надо нести передачу» (Гаврик в главе «Александровский участок»).

4. «Гаврик стоял на камнях, окружённый детьми, присевшими на корточки. Он обучал их модной игре в ушки» (Гаврик в главе «Туман»).

5. «В один прекрасный день Гаврик объявил, что ждать больше не желает. Это значило, что отныне Петя как несостоятельный должник поступает к Гаврику в рабство…»

6. «Чем в городе было беспокойнее и страшнее, тем упрямее лез Гаврик в самые глухие, опасные места. Иногда Пете даже начинало казаться, что между Гавриком и беспорядками существует какая-то необъяснимая связь» (5, 6 – Гаврик в главе «Тяжёлый ранец»).

7. «…Гаврик хорошо знал здесь все ходы и выходы».

8. «Их там всех перестреляют, очень просто… А я не могу идтить, потому что этот чёрт непременно за мной прилипнет!» (7, 8 – Гаврик в главе «Бомба»).

9. «Главное, мешочки хорошенько сховай» (Гаврик в главе «Ёлка»).

10. «Матроса нашего споймали. Чуешь?»

11. «Не пропадём как-нибудь» (10, 11 – Гаврик в главе «Попутный ветер»).

Валентин Петрович Катаев показывает, как взрослеют дети, как появляется у них чувство ответственности за чужие судьбы. Вспомните Гека Финна. Для него приключения так же рано перестали быть игрой и стали реальной жизнью, как для Гаврика, потому что он тоже с детства познал нужду и лишения. Их друзья: Том Сойер и Петя – фантазёры, искатели приключений для игры, читатели приключенческих романов – дольше остаются детьми. Однако сословные различия не мешают дружбе.

Напишите сочинение на тему «Петя и Гаврик» по плану:

I. Вступление. Для чего писателю нужны два героя?

II. Основная часть. Неразлучные друзья.

1. Разные семьи, но похожие характеры.

2. Мальчики и море.

3. Трудно становиться взрослыми.

III. Заключение. Чем интересны нам Петя и Гаврик?

Помните, что в сочинении вы должны использовать цитаты из произведения.

Домашнее задание: выучить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» наизусть.

Примеры похожих учебных работ

«Алые паруса» как культурно-зрелищная традиция Санкт-Петербурга

. Россия. Страна возможностей». Торжественность и общее настроение «Алых парусов» подчеркивают те надежды, которые город возлагает сегодня . на экраны вышел фильм под названием “Алые паруса”. Популярность фильма и произведений Александра Грина послужили .

По повести “Белеет парус одинокий”

. Повесть Катаева – одна из тех книг, в которой правдиво воссозданы образы живых . матроса подобрала какая-то шаланда под парусом, “шпик” заторопился на поезд, . ремарку: “и шарахнул усатого рейкой по морде”. Писатель сумел по-новому показать .

Концепция «нового человека» в романе м. Турнье «пятница» глава

. существующих порядков, которые свойственны произведениям Свифта и Филдинга, Дидро и Вольтера, Лессинга и Гете. Это сказалось и в развиваемой просветителями концепции человека. Кардинальный вопрос всего Просвещения – вопрос .

Петя ростов в романе война и мир (образ и характеристика) (2)

. Актер Кит Коннор сыграл Ростова в телесериале Тома Харпера, вышедшем на экраны в 2016 году. Образ и характеристика Пети Ростова в романе “Война и мир”: описание внешности и характера, гибель Пети Ростова , Меню статьи: В то время как большинство .

Образ и характеристика Пети Ростова в романе Война и мир Толстого 5 класс

. Остановимся и рассмотрим более подробно такой персонаж, как Петя Ростов в романе. Это самый младший брат Наташи Ростовой . француза внимания, но раздумывал, уместно ли дать ему денег. Сочинение про Петра Ростова Семейная идиллия — это подходящее .

  • Сочинение Система подготовки к сочинению по изучаемому произведению в старших классах. (На примере изучения творчества Н.А. Некрасова)
  • Сочинение Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана “Золотая осень” (урок развития речи в 5-м классе)
  • Сочинение Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу Юшка Платонова
  • Сочинение По русскому языку драгоценные книги
  • Домашняя работа Конспект русского языка : Подготовка к сочинению-описанию по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»
  • Сочинение Подготовка к сочинению-рассуждению Домский собор. Урок
  • Сочинение Конспект русского языка в 7 классе . по воображению “Я сижу на берегу. ” план-конспект по русскому языку (7 класс)
  • Сочинение Сочинение наш храм
  • Сочинение Глубокая зимняя ночь метель в доме ни огня
  • Сочинение Подготовка к классному сочинению «Книги, без которых я не могу обойтись» (9 класс)
  • Сочинение Образованность и воспитанность (по тексту В.Шукшина “На кладбище”)
  • Сочинение Урок «Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». 5-й класс
  • Сочинения
  • Литература
  • Искусство
  • Культурология
  • Актерское мастерство
  • Журналистика
  • Музыка
  • Театр
  • Художники
  • Изобразительное искусство
  • Издательское дело
  • Полиграфия
  • Творчество
  • Аттестационная работа
  • Бакалаврская работа
  • Бизнес план
  • Бизнес-план
  • Дипломная работа
  • Дневник по практике
  • Домашняя работа
  • Контрольная работа
  • Курсова робота
  • Курсовая работа
  • Курсовой проект
  • Магистерская работа
  • Маркетинговое исследование
  • Научно — исследовательская работа
  • Научный труд
  • Отчет по практике
  • Реферат
  • Семестровая работа
  • Сочинение
  • Творческая работа
  • Тезисный план
  • Часть диплома
  • Эссе
Читайте также:
Как я понимаю трагедию Печорина: сочинение

Писатели

  • О проекте
  • Политика конфиденциальности
  • Форма для контактов

Все документы на сайте представлены в ознакомительных и учебных целях.
Вы можете цитировать материалы с сайта с указанием ссылки на источник.

Повесть “Белеет парус одинокий” главная мысль, чему учит, отзыв какие?

Катаев “Белеет парус одинокий” главная мысль?

Катаев “Белеет парус одинокий” основная мысль?

Валентин Катаев “Белеет парус одинокий” главная мысль?

Катаев “Белеет парус одинокий” тема идея?

Катаев “Белеет парус одинокий” чему учит?

Валентин Катаев “Белеет парус одинокий” чему учит книга?

Катаев “Белеет парус одинокий” отзывы?

Катаев “Белеет парус одинокий” отзыв для читательского дневника?

“Белеет парус одинокий” Катаев отзывы?

Катаев “Белеет парус одинокий” отзывы для читательского дневника?

“Белеет парус одинокий” – интересная и увлекательная повесть Валентина Катаева, которая написана, в первую очередь, для детей, хотя могут читать ее взрослые тоже.

Главные ее герои – это Петя Бачей, старший из сыновей одесского учителя, а также Гаврик, мальчик девяти лет, который живет с дедушкой-рыбаком на берегу моря в бедной хибакре. Несмотря на разную жизнь, ребята очень дружат. Беззаботно протекает детство Пети, который летом отдыхает на даче с отцом и братом. То ли дело Гаврик, вынужденный познать, что значит сводить концы с концами, по чем фунт лиха, который мыслит по-взрослому, помогает дедушке во всем, носит на базар рыбу продавать.

Петя и Гаврик – счастливые дети.

Главная мысль в том, что надо быть самим собой, быть прямым и честным, правильно понимать жизнь, делать выводы. Когда становится трудно, то на подвиги способны даже дети. Так, Гаврик осознает, что от него зависит жизнь Родиона Жукова, поэтому идет к брату Терентию поговорить о судьбе этого человека, успевает предупредить, когда хибарка окружена, что надо “тикать”. Паренек ничего не рассказывает Пете, идя с приятелем на Ближние Мельницы, хотя ему очень хочется поговорить о приключившихся событиях и матросе, но Гаврик понимает, что от него зависит чья-то жизнь, он умеет промолчать, понять ответственность ситуации, не сказав лишнего даже самому близкому другу, потому что иногда лучше не знать никому больше, чем надо. Петя не менее бесстрашен, чем друг. Когда приятели пробираются по перекрытым полицейскими улицам Одессы, то Петя понимает, что в его ранце отнюдь не “ушки”, а патроны. Он все равно продолжает делать общее дело, помогает отстреливающимся рабочим с другом, не бросает его, хотя страшно.

Еще смысл в том, что нужно ценить дружбу, уметь уступать, не обижаться лишний раз, как Петя, который понимает своего друга и поэтому не обижается на него. Петя и Гаврик делят и радости, и грусть.

Главная мысль в том, что надо жить и радоваться, замечать вокруг себя все необыкновенные явления, как умеют радоваться главные герои повести, обожая море и его шум, пение сверчков, замечая красоту вокруг, прелесть солнца, гул, с которым капли падают в колодце, как красиво наливается виноград, какие разные бывают его сорта и много других вещей.

Также, смысл в том, чтобы видеть жизнь, какая она есть. Петя в определенный момент отдает отсчет, что жизнь это не только счастье и радости, а в ней есть события, которые омрачают трагически.

Повесть учит быть ответственным за себя и за других, чутким, преданным другом, ценить светлые моменты в жизни. Надо уметь остановиться, когда овладеет азарт, как это было с Петей. Мальчик совершает ряд нехороших поступков (берет деньги с комода и обвиняет работницу Дуню, крадет мелочь из копилки брата), но потом азарт проходит, на первый план выходят другие чувства. Уметь быть серьезным, когда речь идет об учебе. Сначала Петя умеет только двойки получать, но он наверняка исправится. Повесть учит быть внимательными по отношению к тем, кто вокруг, уметь помочь, сочувствовать.

Отзыв повесть “Белеет парус одинокий” легко читается. Это яркое, доброе произведение, в котором реалистично описывается жизнь одесских мальчиков Пети и Гаврика, их беззаботная жизнь, детство. Совершенно особенный образ моря, какое оно красивое, серебрящееся от солнечных лучей поблизости, такое темное вдалеке. Море – это источник вдохновения, радости, это источник жизни для рыбака и его семьи, источник, чтобы прокормиться. Море прекрасно, так и хочется представить на нем белый парусник, смелый и отважный, который ищет приключений. На этой ноте завершается повествование, как видится парусник вдалеке.

Катаев “Белеет парус одинокий” чем понравилось? Это необыкновенное произведение, оно учит мечтать, нравится своей простотой и искренностью.

Произведение написано одесским автором, Одесса занимает особенное место в повести Валентина Катаева. Это не просто город на побережье Черного моря и порт, место действия событий и фон, но это отдельный лирический герой со своим характером и настроением. Особенное место занимают картины с описанием природы, моря, прекрасных пейзажей, отношение к окружающему мальчиков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: