«Герой нашего времени» высшее достижение романтической прозы: сочинение

Черты романтизма в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Природная красота

Все события романа разворачиваются в разных местах, но происходят на фоне кавказской природы — излюбленного места действий произведений М. Ю. Лермонтова и других авторов.

Кавказ не зря выбран эпицентром событий, здесь слились воедино:

  • свобода высоких гор;
  • буйство красок;
  • сильная энергия моря.

Погружаясь в произведение, читатель видит, что в романе «Герой нашего времени» реализм и романтизм преобладают над трагедией.

С самых первых глав создается необычная, таинственная атмосфера. Признаки его повсюду. В главе «Тамань» на первый план выходит образ моря, которое задает особый лирический фон. Постоянно доносится плеск волн о берег, из окна мелькает образ моря, тихого или бушующего, в зависимости от внутреннего состояния героев. Очень важным моментом является его изображение как буйной, стремительной стихии.

С помощью этого элемента передается характер контрабандистов, неподвластных закону точно так же, как и море не поддается законам природы. Показательным является, что видеть красоту природы могут не все персонажи. Для опустошенных личностей с нищей душой природа проходит лишь серым обыденным фоном и не несет в себе никакого скрытого смысла и романтизма. Главный герой видит в природе спасение: он бежит в горы от проблем, ищет в ней место, где можно выплеснуть свою излишнюю эмоциональность, агрессию, желание битвы.

Она выступает не только фоном, но и содержит в себе другие немаловажные функции: характеризует внутренний мир героев через их отношение к окружающей обстановке, готовит читателя к следующей сцене, задает определенное настроение, динамику. Иногда природа выступает в роли отдельно действующего лица, неся в себе важное сюжетное значение.

Любовные линии

Романтика и любовь неразрывно связаны друг с другом. Они проявились в нескольких любовных сюжетных линий в романе «Герой нашего времени», которые в полной мере раскрывает романтическую составляющую произведения. Тема любви является одной из основных.

М. Ю. Лермонтов показывает читателю несколько видов этого чувства через отношения главного персонажа:

  • столичную (реалистическую);
  • естественную;
  • натуральную;
  • жертвенную.

Для этого он выбрал трех совсем разных по характеру девушек. Несмотря на их внешние и внутренние различия, жизнь всех из них закончилась трагично после встречи с Григорием Печориным, что придает особый печальный романтизм произведению.

Первая любовь главного героя — Бэла, девушка-дикарка, с самого начала возбуждает своей недоступностью массу эмоций, волнений, желаний. Печорин насильно заставил ее себя полюбить, но вскоре понял, что любовь необузданной красавицы ничем не отличается от любви светских барышень. С разочарованием пришло и осознание, что вспыхнувшие чувства были лишь временной страстью. Некое спасение обрела девушка, погибнув от руки Казбича. Ведь не случись с ней это несчастье, она, несомненно, умерла бы от горечи обиды и тоски.

Не менее трагичной оказалась новая любовь главного героя с княжной Мэри. Во время отношений с ней он метался в своих чувствах, и сам не понимал, искренни они или наиграны. Приводя в замешательство и себя, и Мэри, он довел бедную девушку до нервного срыва. Благодаря здравому уму, главный герой принимает решение отпустить княжну и оставить ее в покое.

Самой романтичной историей любви в произведении стали отношения между Печориным и Верой. Они оказались самыми настоящими, искренними. Не зря автор выбрал такое имя героине, символизирующее веру в жизнь, в светлое будущее. В этот момент, читатели на миг тоже обретают веру, что Печорин сможет, наконец, обрести свою любовь. Ведь у него к ней искренние чувства. Но и здесь главный герой не смог погрузиться в омут любви с головой.

Черты реализма, присутствующие в его характере, борются с романтичной натурой. И в итоге Печорин калечит жизнь и себе, и своей возлюбленной, принимая свое одиночество.

Романтизм в героях

Образ Бэлы имеет особые черты. Романтичность натуры героини читатель видит в яркости и живости красок при отражении природы, которая ее окружает. Автор описал ее очень красивым языком.

Девушка гор, выросшая в гармонии с природой, сочетает в себе чувство гордости и собственного достоинства, тягу к свободе, природную чувственность и непосредственность любви. Насильно помещенная в чуждую среду, она раскрывает свой истинный характер и красоту внутреннего мира.

Девушка-контрабандистка Ундина неразрывно связана с романтикой разбойничьей жизни. Независимость, свободолюбие, опасность придают особый шарм, который так и манит главного героя, вызывая в нем повышенный интерес. Умение радоваться мелким победам, жить одним днем — это все то, что так притягательно и вместе с тем недоступно Печорину.

Главный персонаж имеет очень сложный, во многом противоречивый характер. Сквозь его наигранный реализм прокрадываются черты романтики. Полностью характер героя раскрывается в его дневнике. Там можно увидеть натуру с горячим сердцем, не обделенную нежными чувствами, способностью переживать. Равнодушие, холодная расчетливость и черствость — маска, которой прикрывается Печорин.

Своей многогранностью главный герой и привлекателен для читателя. Он настолько же индивидуален и мечтателен, насколько и реалистичен. Но к сожалению, победа практичности и реальности над романтичностью приносит некоторое разочарование, оставляет некий осадок после произведения и дает задуматься о многих вещах и реалиях жизни.

Таким образом, в романе к реализму можно отнести характер героя, поступки, его поведение, но его мысли, внутренние переживания — все это воплощение романтизма, который открывает в нем нежного юношу, еще способного к чутким эмоциям, любви, сопереживанию.

Романтизм пронизывает произведение на всем его протяжении, наиболее яркие акценты писатель расставил на природе, романтических сценах и характере героев.

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Читайте также:
Образ и характеристика Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс :)

  • Полезные статьи
  • Наша группа

Анализ «Героя нашего времени» Лермонтова

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 16.06.2020

Михаил Юрьевич Лермонтов выделялся среди коллег-литераторов своим удивительным талантом – способностью в равной степени прекрасно писать стихи и прозу. Одним из выдающихся произведений Лермонтова можно смело назвать роман «Герой нашего времени», в котором писатель отразил характерные черты и основные социальные проблемы всей эпохи.

История создания

Исследователям жизни и творчества Михаил Юрьевича так и не удалось доподлинно узнать, когда писатель приступил к работе над романом. Об этом не говорится ни в переписках Лермонтова, ни в его личных записях. Принято считать, что «Герой нашего времени» был окончен в 1838 году.

Произведение состоит из нескольких частей, первыми из которых были написаны «Бэла» и «Тамань». Они были опубликованы в качестве самостоятельных литературных произведений в 1839 году в популярном литературном журнале «Отечественные записки». Напечатанные повести имели большой успех у публики. Спустя год был опубликован «Фаталист», и редакторы еще больше подогрели интерес читателей, пообещав в скором времени выход целой книги, посвященной главному герою всех повестей – Григорию Печорину.

Лермонтов дописал оставшиеся главы – «Максим Максимыч» и «Княжна Мэри», и в мае 1840 года свет увидел роман «Герой нашего времени». Чуть позже книга была переиздана с авторским предисловием, в котором Михаил Юрьевич дал ответ обрушившейся на него критике.

Изначально написание полноценного романа не входило в планы Лермонтова. Во время своего пребывания на Кавказе он, вдохновленный местным колоритом, делал путевые заметки, которые впоследствии и легли в основу «Героя нашего времени». Когда же писатель убедился в успехе первых двух повестей, напечатанных в «Отечественных записках», он решил добавить материал и объединить все написанное общим сюжетом.

Смысл названия

Уже в самом названии романа скрыт замысел писателя: Лермонтов сразу расставил все точки «i», обозначив тему произведения – изображение типичного представителя светского общества образца 30-х годов XIX столетия, со всеми его пороками и недостатками. Михаил Юрьевич намеренно отобразил в главном герое черты, присущие молодым аристократам той эпохи. Мастерски сделав психологический срез целого поколения, Михаил Юрьевич заявил о себе как о тонком психологе, знатоке человеческой души.

О чем книга

Григорий Печорин – молодой дворянин, офицер, прекрасно образованный, целеустремленный юноша, умевший при желании с легкостью очаровывать людей. Историю Печорина поведал старый солдат Максим Максимыч, с которым герой некоторое время служил на Кавказе. Однажды они были приглашены на свадьбу к местному князю, где Печорин был покорен красавицей-горянкой Бэлой. Привыкший всегда получать желаемое, Григорий подкупил брата Бэлы, и тот привез сестру русскому офицеру. Поначалу девушка дичилась своего похитителя, но со временем полюбила его со всей силой своего юного горячего сердца. Печорин же, напротив, вскоре охладел к черноокой красавице, и не знал, как от нее избавиться. Ситуация решилась сама собой, когда Бэлу похитил влюбленный в нее горец Казбич. Скрываясь от погони, мужчина убил Бэлу, чтобы она никому более не досталась. Так Печорин, уступив своим эгоистичным желаниям, стал невольным виновником смерти юной девушки. Все эти события описаны в главе «Бэла».

В следующей главе под названием «Максим Максимыч» автор продемонстрировал, каким холодным и бессердечным способен быть главный герой. Случайно встретив старого товарища, Максима Максимыча, который очень нежно относился к нему, Печорин окатил старика своей холодностью и надменностью. Несчастный мужчина был глубоко подавлен: он не ожидал подобного приема от человека, к которому относился как к собственному сыну.

В главе «Тамань» Лермонтов показал Григория с иной стороны. Печорин раскрылся как совестливый персонаж, которому не чужды были такие качества как сопереживание и милосердие. Желая удовлетворить собственное любопытство, он испортил жизнь «честным контрабандистам»: слепому мальчику и юной девушке, которые зарабатывали на жизнь, помогая местной банде. Когда Печорин обнаружил себя во время слежки, он тем самым лишил несчастных детей единственного способа заработка. Осознав, какой поступок он совершил, Григорий искренне раскаялся.

Наиболее важной в раскрытии характера героя является глава «Княжна Мэри». Оказавшись на курорте, Печорин от скуки стал ухаживать за красивой и гордой княжной. В неприступную красавицу Мэри был влюблен юнкер Грушницкий, который в порыве ревности вызвал Печорина на дуэль. Юнкер показал себя подлым, коварным человеком, когда попытался подложить сопернику незаряженный пистолет. Однако Григорий раскусил его замыслы, и без сожаления застрелил на дуэли.

Важной сюжетной линий в этой главе является любовная. Неожиданно Печорин раскрылся читателям, продемонстрировав свою нежную, уязвимую душу. Единственной женщиной, сумевшей растопить холодное сердце Григория и принять его со всеми недостатками, стала его возлюбленная Вера. Ей удалось разгадать лабиринт души своего избранника, но это не мешало любить его чистой, искренней любовью. Вера была замужней женщиной, и Печорин не мог надеяться на счастливую жизнь с ней. Да и сам он не был создан для семейного очага. Безжалостно разбивая сердца влюбленным в него девушкам, Печорин сам познал все горести любовной драмы.

В завершающей главе «Фаталист» Печорин размышлял над предначертанием жизни человека. Он стал невольным свидетелем того, как его сослуживец Вулич на спор выстрелил себе в голову, но чудом остался жив. И в тот же вечер офицер был зарублен пьяным казаком. Происшедшее произвело сильное впечатление на Печорина, который предался размышлениям о смысле жизни, смерти, неотвратимости своей судьбы.

Читайте также:
Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова: сочинение

Основные темы

Центральная тема произведения – так называемая проблема «лишнего человека». Григорий Печорин был прекрасно образованным, интеллигентным юношей, блестящим представителем молодого поколения русского дворянства. Его отличительными чертами была холодность, циничность, способность бесстрастно анализировать людей и их поступки. Несмотря на внешнюю привлекательность, прекрасные манеры и умение поддерживать светский разговор, в любом обществе он чувствовал себя «чужим». И проблема была вовсе не в окружении героя, а в нем самом: каждый раз он своими руками выстраивал между собой и людьми стену отчуждения, которая не давала никакого шанса для эмоционального сближения. Причиной тому была не столько природная замкнутость Григория, сколько его склонность к трезвому рассуждению и анализу. Это свидетельствует о развитой личности человека, но вместе с тем существенно снижает его готовность к сближению с людьми.

Печорин был пресыщен высшим светом, избалован повышенным вниманием к своей персоне. Обладая притягательной внешностью и деньгами, он получал все доступные для юноши его лет удовольствия. Однако очень быстро Григорий ощутил пресыщение от наслаждений. Он стал откровенно скучать, ничто не способно было вывести его из состояния хандры. Чтобы как-то отвлечься от опостылевшей скуки, Печорин принялся безжалостно играть судьбами людей. Итогом его бездумных действий стала смерть Бэлы и Грушницкого, разбитое сердце княжны Мэри, разочарование Максима Максимыча, брошенный на произвол судьбы слепой мальчик.

Судьба поколения

Михаил Юрьевич написал роман в сложный период «безвременья», когда светлые помыслы и идеалы были повержены, а активные, деятельные люди загнаны в подполье. Вслед за показательным наказанием декабристов пришло потерянное поколение молодых людей, которые не видели иного смысла жизни, кроме как в пресыщении светскими удовольствиями. Их не интересовали ни насущные проблемы общества, ни стремление облегчить жизнь простого народа. Бездействие, апатичность, скука, праздность – вот характерные черты эпохи, в которой жил Григорий Печорин и его сверстники. Именно по этой причине Лермонтов многозначительно назвал свое произведение «Герой нашего времени».

Юные отпрыски дворянских семейств получали прекрасное воспитание и образование, однако практически никто из них не мог в полной мере реализовать собственные амбиции. Не имея возможности направить свою энергию в нужное русло, молодежь с головой окуналось в водоворот светских наслаждений. Уже в раннем возрасте, постигнув все возможные радости жизни, они достигали состояния пресыщения, когда уже ничего не радовало, не волновало их души.

Описывая своего героя, Лермонтов не старался как-то обличить его, унизить. Напротив, писатель хотел продемонстрировать, как молодой человек, наделенный столь многими талантами, в силу внешних причин оказался в таком печальном положении. Михаил Юрьевич не сомневался, что виной тому была эпоха. Молодые люди, ставшие свидетелями крушения замыслов декабристов и дальнейшего закручивания гаек властью, уже никому и ни во что не верили. Он привыкли быть холодными, эгоистичными, бесчувственными. Именно эти качества и вобрал в себя Григорий Печорин. Он пытался обрести счастье разными способами, однако так и не смог достичь желанной душевной гармонии.

В чем смысл?

В самом начале произведения Печорин вызывает у читателя отторжение и неприятие своей холодностью, надменностью и безразличием к окружающим. В дальнейшем характер героя начинает раскрываться с разных сторон, его поведение становится более понятным. Примечательно, что действия Печорина оценивает не автор, а рассказчики, однако и они не осуждают молодого офицера. Таким образом Лермонтов хотел показать, что с человеком может сделать историческая эпоха, против которой он попросту не в силах бороться. Григорий, как и большинство его сверстников, просто плыл по течению, не пытаясь как-то изменить свою жизнь и жизнь общества.

Отличительной чертой романа «Герой нашего времени» стало описание романтического героя в условиях российской действительности. Лермонтов придал своему произведению изрядную долю психологизма, и образ главного героя вышел по-настоящему глубоким, многогранным, в чем-то противоречивым. Подобный литературный ход оказался весьма удачным, и роман приобрел большую популярность. Сквозь призму образа Григория Печорина автор показал все молодое поколение своего времени, провел самый тщательный его психоанализ.

Характеристика главных героев

  1. Григорий Печорин – молодой дворянин, русский офицер. Красивой наружности, прекрасно воспитанный и образованный, склонный к анализу и философским размышлениям. Несмотря на юный возраст, разочарован в любви и дружбе, никак не может отыскать смысл жизни, отчего чувствует себя глубоко несчастным человеком. Григорий одновременно и привлекает к себе людей, и отталкивает своей холодностью и равнодушием, в результате чего часто бывает одинок.
  2. Максим Максимыч – штабс-капитан, сослуживец Печорина. Мужчина около пятидесяти лет, умный, открытый, добрый. Не имея собственной семьи, всем сердцем привязался к Печорину, к которому относился, как к собственному сыну. Он не имел серьезного образования, однако был по-житейски мудрым, все понимающим человеком. Для него серьезным ударом становится равнодушие Григория во время их случайной встречи на Кавказе.
  3. Бэла – шестнадцатилетняя красавица-черкешенка, дочь князя. Печорин, пресыщенный общением со светскими львицами, был поражен природной красотой и неприступностью горянки. Бэла настолько пленила воображение Печорина, что тот решился выкрасть ее. Первое время Бэла отвечала холодностью на ухаживания своего похитителя, но со временем природное обаяние Григория сделало свое дело, и Бэла страстно в него влюбилась. Однако вскоре любовь прекрасной черкешенки стала утомлять Печорина, который уже успел насладиться вкусом запретного плода. В итоге девушка погибла от руки ревнивого Казбича.
  4. Грушницкий – юнкер, сослуживец Печорина, пылкий, эмоциональный, тщеславный и обидчивый юноша. Он в чем-то был похож на Григория, с которым его свела судьба в злой час. Приревновав к красавцу-офицеру княжну Мэри, Грушницкий вызвал Григория на дуэль, во время которой проявил себя подлым, жалким человеком. Однако даже коварный замысел с незаряженным пистолетом противника не помог ему, и Грушницкий был убит Печориным на дуэли.
  5. Княжна Мэри – привлекательная девушка, умная, гордая, властная. Будучи завидной невестой, привыкла быть в центре мужского внимания. Она уступает напору Григория, восхищается его умом, сдержанностью, и, сама того не замечая, влюбляется в него. Горьким разочарованием для княжны становится признание Печорина в том, что он никогда не любил ее и ухаживал за ней от скуки.
  6. Вера – замужняя женщина, возлюбленная Григория. Это единственный человек, который видел героя без прикрас, со всеми его достоинствами и недостатками. Печорин очень любил эту женщину, которая принимала таким, каким он был на самом деле. Когда старому мужу Веры становится известно о ее романе, он немедленно увозит ее домой, а Печорин в полной мере осознает свое одиночество и потерянность после ее отъезда.
Читайте также:
Какие лучшие женские качества отразил М. Ю. Лермонтов в образе героини поэмы «Песня про купца Калашникова»: сочинение

Герои-двойники в романе

Для того, чтобы в полной мере раскрыть характер Григория Печорина, Михаил Юрьевич ввел в произведение его двойников: Вулича, Вернера, Грушницкого.

Юнкер Грушницкий имеет много общих черт с Печориным. Он так же эгоистичен, тщеславен, самовлюблен, умеет красиво говорить и эффектно выступать на публике. Однако, при ближайшем сравнении, Грушницкий является лишь бледной копией Григория.

Печорин имеет много схожих черт и с доктором Вернером – циничным мужчиной с трезвыми взглядами на жизнь. Общение с Вернером нравится Григорию, который находит в докторе родственную душу.

В главе «Фаталист» Печорин знакомится с офицером Вуличем – ярким, самобытным человеком, решающим проверить свою судьбу. Он на спор стреляет себе в висок из заряженного пистолета, однако оружие дает осечку. Печорин, наблюдая за Вуличем, замечает на его челе «печать смерти». Вскоре его догадка подтверждается: офицер был заколот ночью пьяным казаком.

Проблемы

  1. Проблема поиска смысла жизни. Печорина очень волнуют вопросы бытия, и на протяжении всего романа он занимается поиском ответов. Его мучает внутренняя неудовлетворенность, ощущение того, что он что-то пропускает в жизни, как будто что-то очень важное проходит мимо него. Григорий отчаянно пытается заполнить свою жизнь новыми яркими эмоциями и переживаниями, однако в этом стремлении к новизне он сам не замечает, как безжалостно рушит жизни тех, кто оказался рядом с ним.
  2. Проблема счастья. Из личного дневника Печорина становится известно, что его не привлекает легкодоступность. Счастье и удовольствие он видит в насыщении собственной гордости, однако это приносит ему лишь кратковременное ощущение блаженства. Потому герой пускается в многочисленные, порой, весьма опасные авантюры, лишь бы хоть на какой-то миг почувствовать себя счастливым. Печорин пытается поймать радость бытия, но она ускользает от него, просачивается сквозь пальцы, оставляя после себя шлейф призрачной надежды. Герой не способен быть по-настоящему счастливым, поскольку все его мысли зациклены на собственной персоне. Замшелый эгоцентризм, нежелание и неумение осчастливить кого-то другого не оставляют ему ни малейшего шанса почувствовать гармонию с окружающим миром.
  3. Проблема безнравственности. Стремясь удовлетворить сиюминутные свои желания, главный герой без раздумий грубо вмешивается в жизни других людей. Он жонглирует человеческими судьбами, словно опытный фокусник, а затем безжалостно выбрасывает из своей жизни тех, кто уже потерял для него интерес. Проблема Печорина в том, что он является пленником своего разума, склонного к самой тщательной аналитике. Молодой человек попросту не способен полностью отдаться чувствам, раскрыться перед другим человеком. Как следствие, он не способен проявить себя ни в дружбе, нив любви.
  4. Социальная проблематика. Лермонтов в своем произведении поднял и проблему несправедливости действующего политического строя. Деспотичность власти, ее абсолютная бескомпромиссность по отношению к разным слоям населения является главной причиной безынициативности молодежи, ее нежелания двигаться вперед. Личность Печорина развилась в таком направлении под влиянием времени, в котором он жил. Подобные явления не являются редкостью в стране, где не остаются нерешенными многие важные социальные вопросы.

Композиция

Роман «Герой нашего времени» состоит из пяти глав, каждая из которых представляет собой самостоятельную повесть. Все повести расположены в хронологическом порядке, благодаря которому в полной мере раскрывается непростой характер Печорина.

В главе «Бэла» повествование ведется от лица Максима Максимыча. Мужчина дает свою личную оценку Григорию, с которым судьба свела его во время службы на Кавказе. В этой главе описывается похищение Печориным красавицы-горянки Бэлы, и дальнейшая трагическая смерть девушки.

В главе «Максим Максимыч» в качестве рассказчика выступает некий офицер, повстречавший штабс- капитана и узнавший от него историю Печорина. В этой части в деталях описывается внешность главного героя.

В последующих главах «Тамань», «Княжна Мэри» и «Фаталист» рассказчиком уже выступает сам Григорий Печорин, который записал все свои путешествия и душевные переживания в личном дневнике. Благодаря этому литературному ходу личность героя раскрывается наиболее полно: автор оголил все его чувства, эмоции, желания, отношение к людям.

Для произведения характерна кольцевая композиция: роман начинается с описания событий на Кавказе, и заканчивается в тех же краях. Поначалу автор дает оценку героя чужими глазами, но затем раскрывает его личность при помощи личного дневника героя, в котором он занимался скрупулезным самоанализом.

Психологизм

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов мастерски анализирует главного героя, его поступки, он буквально по полочкам раскладывает все составляющие его личности. Ради этой цели он использует немало интересных литературных приемов и инструментов: вводит героев-двойников, меняет повествователей, выстраивает нетипичную композицию произведения. Все это как нельзя более точно отражает психологизм, когда целью повествования является не какое-либо событие или явление, а изображение конкретной личности.

Читайте также:
По мотивам романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Михаил Юрьевич видел все социальные проблемы, присущие началу XIX столетия. Его искренне возмущала и одновременно пугала апатичность молодых людей, на которых огромное влияние оказало декабристское восстание и последовавшие за ним репрессии. Многие молодые люди были недовольны переменами, которые произошли в стране, но почти никто из них не смел говорить об этом открыто. Григорий Печорин стал символом этого поколения: он не имел возможности реализовать собственные амбиции ввиду внешних обстоятельств, но ничего не предпринимал для того, что как-то изменить эту ситуацию.

«Герой нашего времени» высшее достижение романтической прозы

А почему роман Лермонтова, оставаясь «величайшим созданием», не может принадлежать к высшим достижениям русской романтической прозы? Очень просто. Пусть ныне Д. Благой признает заслуги романтизма, самоценность, большую, порой и «громадную, идейную и художественную значительность» многих его явлений, однако где-то в глубине его сознания все-таки существует убеждение, что романтизм хуже, ниже реализма. Д. Благой не допускает мысли, что после «Евгения Онегина», с которым исследователь связывает наступление реалистического этапа русской литературы, может появиться роман, написанный с позиций романтизма. Однако и при самом тенденциозном подходе трудно не заметить, игнорировать отчетливо выраженные в романе Лермонтова характернейшие черты романтической системы, романтического стиля. Как же быть с ними? «Почти совсем опуская конкретную предысторию Печорина, — пишет Д. Благой, — он (Лермонтов) окружает его привычным для романтического героя ореолом загадочного, „странного” человека, ставит его в весьма романтические ситуации («Бэла», «Тамань»), наконец, развертывает действие своего романа в „колыбели русского романтизма” — на Кавказе.

Именно это-то и обманывает тех исследователей, которые считают роман Лермонтова явлением или даже вершиной русского романтизма».

Оказывается, все это не существенно, не имеет никакого значения при решении вопроса о характере миросозерцания Лермонтова и стилистической природе его романа. Все это обманчиво, всего лишь прием автора, чтобы ввести в заблуждение читателей и исследователей. Нужно просто все эти явные признаки романтической сущности лермонтовского творения отбросить (они лишь для обмана), тогда окажется, что «по методу типизации, по видению и воссозданию объективной действительности, наконец, по своему стилю, в котором „мысль обрела язык простой и страсти голос благородный”, первый русский роман в прозе о „современном человеке”, „Герой нашего времени”, продолжает, развивает, углубляет и упрочивает традиции пушкинского „Евгения Онегина”».

Эти аргументы на первый взгляд могут показаться основательными. Но, к сожалению, они выражены большей частью формулами («видение», «стиль»), которые без наполнения конкретным содержанием не могут служить доказательством выдвинутого автором статьи тезиса. Большая определенность — в формуле «реалистический метод типизации», важнейшим признаком которого объявляется критицизм автора, его умение отделить себя от героя. Нечто аналогичное имеет место в «Паломничестве Чайльд-Гарольда», где авторское «я» то отдаляется (песни I и II), то сближается, порой сливаясь с образом героя (песни III и IV). Однако на этом основании никто из исследователей творчества английского поэта не нашел возможным назвать «Чайльд-Гарольда» реалистическим произведением. Что же касается «Героя нашего времени», то здесь проблема авторской позиции намного сложнее.

А как примирить концепцию «реализма» лермонтовского романа и его героя с тем, что говорит Белинский о Печорине. «В „Бэле” он является каким-то таинственным лицом, — писал Белинский. — Героиня этой повести вся перед вами, но герой — как будто бы показывается под вымышленным именем, чтобы его не узнали. Из-за отношений его к Бэле вы невольно догадываетесь о какой-то другой повести, заманчивой, таинственной и мрачной». Повесть «Бэла» в целом характеризуется критиком как произведение «загадочное». После прочтения последующих повестей момент «загадочности» не исчезает. Не исчезает и «загадочность» образа Печорина. Собственно, он, в котором Белинский видел «основную идею произведения», и вносит в повествование момент «загадочности». В «Княжне Мери» как будто лик Печорина несколько проясняется, вернее было бы сказать, больше раскрывается его внутренний мир, но, замечает Белинский, «он и тут является тем же таинственным лицом, как и в первых повестях». Далее: «Вы читаете наконец „Фаталиста”, и хотя в этом рассказе Печорин является не героем, а только рассказчиком случая, которого он был свидетелем, хотя в нем вы не находите ни одной новой черты, которая дополнила бы вам портрет „героя нашего времени”, но, странное дело вы еще более понимаете его, более думаете о нем, и ваше чувство еще грустнее и горестнее.. .».

Читатель все время ждет от критика ясного ответа на вопрос: что за «странный» человек Печорин, кто же он? И ответа не находит. Его нет, потому что текст романа заставляет Белинского быть осторожным , в окончательных выводах о «герое времени». «Он (Печорин), — писал Белинский, — скрывается от пас таким же неполным и неразгаданным существом, как и является нам в начале романа».

Момент «загадочности» присутствует в той или иной степени и в образах других действующих лиц: девушки-контрабандистки, старухи, слепого мальчика из «Тамани». Читатель так и не узнает, что стало с Азаматом. Рассказчик ограничивается неопределенной фразой: «Так с тех пор и пропал; верно, пристал к какой-нибудь шайке абреков, да и сложил буйную голову за Тереком или за Кубанью»,

С каких это пор «загадочность», «таинственность», «недоговоренность» стали признаками «реалистического метода типизации»? Затем следует обратить внимание и на язык Белинского, когда он говорит о впечатлении, вызываемом повестью «Бэла»: «Вам грустно, но грусть ваша легка, светла и сладостна; вы летите мечтою на могилу прекрасной, но эта могила не страшна: ее освещает солнце, омывает быстрый ручей, которого ропот вместе с шелестом ветра в листах бузины и белой акации говорит вам о чем-то таинственном и бесконечном, и над нею. в светлой вышине, летает и носится какое-то прекрасное видение, с бледными ланитами, с выражением укора и прощения в черных очах, с грустною улыбкою…».

Читайте также:
Смерть поэта, Поэт и Пророк: сочинение

Нужно ли доказывать, что этот поэтический отрывок навеян стилистической природой повести Лермонтова. Образы, общий колорит, способ выражения — все, все заимствовано из поэтики романтизма. Причем у Белинского это не стихийная дань литературной традиции, а система восприятия. Нет сомнения, что Бэла в толковании Белинского- чисто романтический образ, так же как и девушка из «Тамани», «обольстительная, как сирена, неуловимая, как ундина, страшная, как русалка, быстрая, как прелестная тень или волна, гибкая, как тростник. Ее нельзя любить, нельзя и ненавидеть, но ее можно только и любить и ненавидеть вместе». Здесь же общая характеристика стилистической природы «Тамани»: «Повесть эта отличается каким-то особенным колоритом: несмотря на прозаическую действительность ее содержания, все в ней таинственно, лица — какие-то фантастические тени, мелькающие в вечернем сумраке, при свете зари или месяца».

В соответствии с распространенными концепциями, по которым лермонтовский роман является произведением критического реализма, автор «развенчивает», «разоблачает героя», «чинит суд над ним». Да, критическое начало в «Герое нашего времени» весьма существенно, но какого свойства это критицизм? Каково авторское отношение к «саморазоблачениям» Печорина? Одно, во всяком случае ясно — автор не судит о нем со стороны, он кровно заинтересован в судьбе героя, и если и чинит суд над Печориным, то чинит суд и над самим собой.

Несмотря на попытки Д. Благого найти сходство между авторской позицией и житейской позицией Максима Максимыча, ему все же приходится признать «внутреннюю близость» Лермонтова с Печориным. В то же время утверждается, что благодаря способности автора романа смотреть на героя «со стороны и сверху» процесс «самораскрытия» освобождается от «романтического субъективизма». Но не будь того, что названо здесь «романтическим субъективизмом», не было бы ни романа, ни его романтического героя. Романтизм «Героя нашего времени» вытекает из «благороднейшей субъективности», которая есть не что иное, как «выражение личности», а «в таланте великом избыток внутреннего субъективного элемента, — по словам Белинского, — есть признак гуманности».

В образе Печорина — итог раздумий Лермонтова о «современном человеке» и о себе. Эти два аспектав романе неразрывно связаны. Здесь характерный для всего творчества поэта один и тот же круг скорбных «черных дум».

Мануйлов В.А.: Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
(страница 2)

СПОР О ТВОРЧЕСКОМ МЕТОДЕ РОМАНА

Реалистическое или романтическое произведение «Герой нашего времени»? Так был сформулирован один из вопросов научной анкеты, опубликованной к V Международному съезду славистов 1 . Подавляющее большинство ответов, появившихся в советской и болгарской печати, сводилось к тому, что роман Лермонтова «Герой нашего времени» — одно из самых значительных произведений периода становления русского критического реализма и по своему творческому методу и стилю принципиально отличается от того, что принято называть романтизмом 2 .

3 . В оживленной и плодотворной дискуссии наметились в основном три точки зрения: 1) Метод и стиль «Героя нашего времени» следует определить как реалистический (Д. А. Гиреев, А. М. Докусов, В. А. Мануйлов, А. Н. Соколов и др.); 2) «Герой нашего времени» — вершина русской романтической прозы (К. Н. Григорьян) и 3) «Героя нашего времени» следует отнести к особому течению в критическом реализме, которое можно обозначить как течение романтического реализма 4 (У. Р. Фохт; позднее к этой точке зрения присоединился Б. Т. Удодов) 5 .

Ряд исследователей обратил внимание на изучение как ярко выраженных, так и скрытых элементов романтизма в творческом методе автора «Героя нашего времени» и в стиле романа 6 . Изучение романа Лермонтова в таком аспекте углубило понимание весьма сложных и во многом противоречивых явлений в истории развития русской литературы первой половины XIX века. Но в этой интересной дискуссии не обошлось без некоторых крайностей. Так, К. Н. Григорьян рассматривает Лермонтова как поэта, по своему миросозерцанию целиком принадлежащего к романтизму, как убежденного и последовательного романтика на протяжении всего творческого пути. По мнению исследователя, Лермонтов остается на позиции романтизма и в «Герое нашего времени», романе, который, как полагает К. Н. Григорьян, является высшим достижением русской романтической прозы.

«Герой нашего времени» в истории русской литературы трудно согласиться.

В конце 1830-х годов XIX века романтизм для западноевропейской и русской литературы был пройденным, хотя и очень плодотворным этапом. Вобрав художественный опыт своих предшественников, намного усложнив и обогатив традиции, накопленные в европейской литературе, Лермонтов создавал свой роман на магистрали развития европейского реалистического романа. Если бы «Герой нашего времени» был романтическим произведением, этот роман ни в какой мере не был бы новаторским и значительным. Смысл, место, метод и стиль «Героя нашего времени» можно правильно понять только в контексте реального историко-литературного процесса.

Спор о методе и стиле романа Лермонтова в значительной мере сводится к тому, был ли «Герой нашего времени» шагом вперед, великим художественным открытием или его автор не ушел дальше пройденного романтического периода и романтической эстетики. Кажущаяся новизна не всегда означает приближение к истине. Исследователи, видящие в романе Лермонтова вершину романтической прозы, по существу, снимают вопрос о новаторстве автора «Героя нашего времени», сводят на нет его достижения в истории развития европейского реалистического психологического романа.

Читайте также:
Тема и идея сочинения по роману «Герой нашего времени»: сочинение

Творчество Лермонтова развивалось от романтизма к реализму, от мятежной лирики и романтических кавказских поэм к «Бородину», «Тамбовской казначейше», «Сашке», «Валерику», «Завещанию», «Родине».

Именно в эти зрелые годы, в период от «Бородина» до «Валерика», создан «Герой нашего времени». На первый взгляд, такому пониманию творческого пути Лермонтова противоречит создание «Мцыри» и поздних редакций «Демона» — произведений безусловно романтических. Но эти произведения завершают давние замыслы, возникшие в романтический период. Создается впечатление сосуществования романтического и реалистического методов. На самом деле мы видим дописывание того, что давно начато в романтической манере, и возникновение и разработку новых, уже реалистических замыслов. Именно в пору создания «Героя нашего времени» Лермонтов вписал в альбом С. Н. Карамзиной широко известные и очень значительные по своей декларативной сущности стихи:

и я в былые годы,
В невинности души моей,
И бури шумные природы,
И бури тайные страстей.

Но красоты их безобразной
скоро таинство постиг,
мне наскучил их несвязный
И оглушающий язык.

Люблю я больше год от году,
Желаньям мирным дав простор,
ясную погоду,
Под вечер тихий разговор.

Эти стихи написаны через десять лет после известных пушкинских строф в «Путешествии Онегина», в которых мы справедливо видим своеобразный манифест критического реализма 7 . Было время когда Пушкину казались нужны

Пустыни, волн края жемчужны,
моря шум, и груды скал,
И гордой девы идеал,
И безыменные страданья.

Но прошли годы, и на смену романтическим мечтаниям пришли иные образы, иные творческие устремления:

Иные нужны мне картины:
песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор.
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи,
пруд под сенью ив густых,
Раздолье уток молодых;
мила мне балалайка
Да пьяный топот трепака
Перед порогом кабака.
идеал теперь — хозяйка,
Мои желания — покой,
Да щей горшок, да сам большой 8 .

Заключительные стихи этой строфы предвосхитили концовку лермонтовской «Родины»:

. И в праздник, вечером росистым,
до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Интерес к жизни простого русского человека в его повседневном быту, изображение демократического героя в неразрывной связи с самой природой и историческими судьбами народа, объективно верное раскрытие социальных противоречий действительности и отражение этих противоречий в психике современного передового человека — таковы основные черты, определяющие содержание и проблематику зрелых реалистических произведений Пушкина и Лермонтова. И Лермонтов уверенно продолжает путь к реализму, открытый до него Пушкиным.

Отказ от всякой аффектации, от романтической приподнятости вел к подлинной народности, к овладению богатствами родного языка, к простому и правдивому выражению своих мыслей и чувств, своего критического отношения к окружающей действительности.

природы в ранних произведениях Лермонтова — горы, море, дубравы, степи, только названные, но лишенные каких-либо четких примет, постепенно сменяются картинами, имеющими всю достоверность географического ландшафта. Среднерусская равнина с ее полями и лесами, степи и предгорья Кавказа, суровые вершины кавказских хребтов, гористая и долинная Грузия — все пейзажное многообразие широких просторов родины оживает в его зрелых произведениях. При этом пейзаж в реалистических творениях Лермонтова всегда представлен в связи с человеком, с историей, показан в восприятии определенного лица и в определенном душевном состоянии.

Все это неразрывно связано с эволюцией человека в творческом развитии Лермонтова. От внеисторического, абстрактного героя ранних стихотворений и поэм, выражающего тревоги и порывы юного поэта, Лермонтов переходит к созданию живых, конкретных исторических образов, к созданию «типичных характеров в типичных обстоятельствах» не только в лучших произведениях зрелой реалистической лирики («Бородино», «Казачья колыбельная песня», «Валерик», «Завещание»), но и в еще большей степени в самом значительном своем творении, в романе «Герой нашего времени».

Лермонтов дорожил исторической достоверностью, реалистичностью, типичностью образа Печорина и сознательно противопоставлял его героям отошедшей эпохи неистового романтизма, трагическим и романтическим злодеям. В Предисловии к роману, написанном для второго издания 1841 года, отвечая на выпады реакционной критики, Лермонтов заявлял: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что, ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина?» (С. 49—50).

Следует отметить также несостоятельность попытки отделить «неистовый романтизм» от романтизма вообще и неосновательность включения в понимание термина «романтизм» того, что Пушкин, Вяземский и их единомышленники называли «истинным романтизмом». В нашем понимании «истинный романтизм» есть реализм, получивший впоследствии название критического реализма. Для нас «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» — произведения, которые ознаменовали в русской литературе торжество реалистического метода.

Не употребляя термина «реализм», Белинский всегда говорил о «Герое нашего времени» как о произведении, отвечающем на важнейшие вопросы современности, и произведении, верно и по-новому отражающем действительность, т. е. произведении реалистическом. Достаточно напомнить хотя бы следующее высказывание великого критика: «В основной идее романа г. Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке, вопрос, на который откликнутся все, и потому роман должен возбудить всеобщее внимание, весь интерес нашей публики. Глубокое чувство действительности, верный инстинкт истины, простота, художественная обрисовка характеров, богатство содержания, неотразимая прелесть изложения, поэтический язык, глубокое знание человеческого сердца и современного общества, широта и смелость кисти, сила и могущество духа, роскошная фантазия, неисчерпаемое обилие эстетической жизни, самобытность и оригинальность — вот качества этого произведения, представляющего собою совершенно новый мир искусства. » ( Т. 4. С. 146—147).

Читайте также:
Бородино М. Ю. Лермонтова (Сочинение-раздумье): сочинение

Здесь Белинский перечисляет все важнейшие признаки реалистического и подлинно новаторского — в пору становления реализма — произведения. Именно таким произведением в глазах прогрессивной революционной демократической критики и был «Герой нашего времени».

«непостижимую верность, с какою обрисованы у г. Лермонтова даже малейшие подробности». Он обратил внимание и на изображение Лермонтовым типических характеров: «. в „Герое нашего времени“ вы видите повседневную жизнь обитателей Кавказа, видите ее в повести и драме нашего времени, олицетворенную в типических характерах, которые с таким творческим искусством изображает художническая кисть г. Лермонтова. Тут не одни черкесы: тут и русские войска, и посетители вод, без которых неполна физиономия Кавказа» ( Белинский.

Понимание романа «Герой нашего времени» как произведения реалистического и положение о типичности образа Печорина, впервые выдвинутое Белинским, получило глубокое конкретно-историческое осмысление и всестороннюю разработку в отечественном литературоведении (Б. М. Эйхенбаум, Е. Н. Михайлова, В. В. Виноградов, Б. С. Виноградов, Э. Э. Найдич и др.).

Образ центрального героя романа следует рассматривать во всей его сложности и противоречивости как отражение важнейших противоречий русской действительности 1830-х годов, иначе говоря, как образ реалистический, в отличие от Мцыри и Демона. Эти образы выразили неудовлетворенность и порывы лучших людей своего времени, но они, в силу своей исключительности, не типичны, и окружающая их среда лишена социально-бытовой конкретности.

Итог многолетнему изучению отечественными литературоведами романа Лермонтова подвела Е. Н. Михайлова в книге «Проза Лермонтова». Вот как она сформулировала историко-литературную природу и проблематику «Героя нашего времени»: «В этом вершинном создании Лермонтова его исконная проблема, проходящая, как сквозная нить, через все почти лермонтовские произведения, — проблема личности и общества — получила полноту реалистического воплощения. Перенесение тяжбы человека и общества на реальную историческую почву современности сразу дало жизнь, краски, глубину тому, что абстрактно и односторонне намечалось в творениях Лермонтова-романтика. » 9

Анализ стиля романа также показывает, что этот стиль вобрал в себя многие элементы, характерные для романтической манеры, но в новом качестве, и что стиль «Героя нашего времени» принципиально отличается от романтического стиля «Вадима» и романтической прозы конца 1820-х и 1830-х годов, стиль романа — реалистический.

«Героя нашего времени» как произведения реалистического, являющегося следующим шагом в развитии русской реалистической прозы после Пушкина и предвосхищающего мастерство Тургенева, Льва Толстого, Достоевского и Чехова.

Сноски

1 Изв. АН СССР. Отд-ние лит. и яз. 1962. Т. 21. Вып. 2. С. 152.

2 Изв. АН СССР. Отд-ние лит. и яз. 1963. Т. 22. Вып. 4. С. 319-323; Болгарска Академия на науките. Болгарски комитет на славистите. «Славянска филология», т. 2. Отговори на въпросите за научната анкета по литературознание, литературно-лингвистични проблеми. София, 1963. С. 123 и след.

3 Сообщения о V Лермонтовской конференции были опубликованы в Изв. АН СССР. Отд-ние лит. и яз. (1962. Т. 21. Вып. 5. С. 462-463), а также в журнале Рус. лит. (1962. № 4. С. 245-248).

4 «романтическом реализме» см. Волков И. Романтизм // Творческий метод. М.: Искусство, 1960. С. 205; см. также: Вопр. лит. 1964. № 9. С. 128; Удодов Б. Т. «Герой нашего времени» как явление историко-литературного процесса (характер, метод, стиль, жанр) // М. Ю. Лермонтов: Исследования и материалы. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1964. С. 3-109.

5 Григорьян К. Н. О современных тенденциях в изучении романа Лермонтова «Герой нашего времени»: (К проблеме романтизма) // Рус. лит. 1973. № 1. с. 57-78; Усок И. Е.

6 Виноградов В. В. Стиль прозы Лермонтова // Лит. наследство. 1941. Т. 43-44. С. 517-628; Григорьян К. Н. Роман Лермонтова «Герой нашего времени» – вершина русской романтической прозы // М. Ю. Лермонтов: Вопросы жизни и творчества. Орджоникидзе, 1963. С. 36-53; ср.: Лермонтов и романтизм. М.; Л.: Наука, 1964; Бурсов Б. И. Лев Толстой и русский роман. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 30-33, 92-94; Он же. Фохт У. Р. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова // Фохт У. Р. Пути русского реализма. М.: Сов. писатель, 1963. С. 148-224; см. также: История русской литературы: В 3-х т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963. Т. 2. С. 574-588; ср.: Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». М.: Просвещение, 1989. С. 155-178.

7 Против такого понимания развития творчества Лермонтова «от мятежного романтизма к реализму» решительно выступил В. А. Архипов. В частности, опираясь на заключительную строфу приведенного выше стихотворения, вписанного в альбом С. Н. Карамзиной («Люблю я парадоксы Ваши, и ха-ха-ха, и хи-хи-хи. »), исследователь отказывается признать серьезность заявления поэта об отходе от романтизма в первых трех строфах этого альбомного, но, на наш взгляд, значительного стихотворения. Концепция В. А. Архипова во многом перекликается со взглядами К. Н. Григорьяна и представляется нам натянутой и неубедительной. См.: Архипов В. А. М. Ю. Лермонтов: Поэзия познания и действия. М.: Моск. рабочий, 1965. С. 50-61.

8 . Т . 5. С. 202-203.

9 Михайлова , С. 205. Понимание «Героя нашего времени» как важнейшего звена в становлении русского критического реализма прочно вошло и в учебную литературу. Так, например, в учебнике для университетов А. Н. Соколова «История русской литературы XIX века», т. 1 (М., 1960) читаем: «Лермонтов не был бы реалистом, если бы он не показал социальную природу характера и переживаний своего героя, если бы он не обрисовал «типичных обстоятельств» общественной жизни, объясняющих личность Печорина. Все это мы находим в ”Герое нашего времени”» (с. 743).

Читайте также:
«Что такое Родина»: сочинение

Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 195.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 195.

В стихотворении Лермонтова “Родина” выражена любовь к русскому народу и природе, передан личный глубокий патриотизм. Произведение относится к позднему периоду творчества поэта, для которого характерны философские размышления. Полный и краткий анализ “Родина” по плану поможет в подготовке к уроку литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Родина.

История создания – стихотворение написано как признание в любви Родине в 1841 году, за несколько месяцев до гибели поэта.

Тема – любовь к родине, истинный патриотизм.

Композиция – две строфы разного объёма, содержащие философские размышления и признание в любви к родине.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, переходящий в пяти- и четырёхстопный с перекрёстной рифмовкой (в произведении есть и парный и кольцевой способ рифмовки). Преобладает женская рифма.

Метафоры“слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “чета берёз“.

Эпитеты“тёмная старина”, “заветные преданья”, “отрадное мечтание”, “холодное молчание”, “печальные деревни”, “безбрежные леса”, “росистый вечер”.

Сравнение“разливы рек её, подобные морям”.

История создания

В 1841 году Лермонтов возвращался с Кавказа в отпуск, чтобы решить вопрос об отставке и заняться литературным творчеством. Долгое отсутствие на Родине сыграло свою роль, вдохновив поэта на прекраснейшее стихотворение – признание в любви. Простая русская красота природы была настолько контрастна кавказской горной местности, что поэт создал прекрасные строки, пронзительные и искренние.

Оно написано 13 марта и первоначально было названо “Отчизна”, однако при публикации название решено было заменить на “Родина” (оно лишено гражданского пафоса, более мягкое и мелодичное, что соответствует тому пониманию патриотизма, которым пронизано стихотворение). Тоска по родине и осознание её ценности, близости звучит основным мотивом в стихотворении. В стихотворении слились как реальные пейзажи, так и отдельные природные зарисовки, взятые поэтом из воспоминаний и впечатлений другого периода.

Тема любви к родине, пейзажное начало и патриотизм, глубокий, народный, личный, практически лишённый государственной или гражданской составляющей. Её следы есть только в начале стихотворения, дальше картины быта и родные пейзажи оттесняют пафос и торжественный тон.

Любовь Лермонтова очень личная и искренняя, ему милы огоньки в окнах сельских домов, запахи костров, избы, крытые соломой, берёзки, которые выстроились у дороги. Свою любовь автор характеризует как “странную” , потому что сам не понимает её корней и причин, но сильное всепоглощающее чувство сквозит в каждой строке стихотворения. Написать такое способен только чистый разум, огромный талант. Нет у Лермонтова любви к светской жизни, ему надоели “законы” высшего общества, интриги, чинопоклонение, слухи, бессмысленность существования дворянства и пустая российская действительность.

Главная мысль стихотворения – любовь к родине – сильное, неподвластное пониманию чувство, данное свыше. Идея стихотворения в том, чтобы раскрыть сущность человека – патриота (самого автора), преданно любящего свою родину, привязанного к ней всей душой. Лирический герой подаёт своё чувство как нечто личное: так любят родного человека, несмотря на его недостатки, сильно и беззаветно.

Композиция

Первая смысловая часть стихотворения – строфа – состоит из 6 стихов. Они носят философский характер и чётко определяют отсутствие связи привязанности лирического героя к истории страны, её славе и героизму. Он любит свою родину, а не страну, не за что-то, а вопреки всему, что она сделала поэту. Вторая строфа – 20 строк – признание лирического героя в истинной сыновьей любви к родине. Своеобразная смысловая антитеза выражена и подбором лексики: в начале стихотворения – возвышенно-торжественной, а во второй строфе – простой, разговорной, с бытовыми описаниями.

Стихотворение написано в жанре элегии, поскольку это грустные размышления на философские темы. В первой строфе автор приводит три отрицания, которые могли бы являться поводом для любви к родине, но не стали. Вторая строфа – чистое признание в любви с изумительным и очень оригинальным в своей простоте описанием родных пейзажей: здесь нет ни доказательств, ни причин, только сам “факт любви” . Стихотворение сочетает 6-ти, 5-ти стопный ямб, временами переходящий в четырёхстопный, более традиционный для автора.

Средства выразительности

Яркие живые эпитеты использует автор в своём признании: “тёмная старина”, “заветные преданья”, “отрадное мечтание”, “холодное молчание”, “печальные деревни”, “безбрежные леса”, “росистый вечер” .

Метафоры: “слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “чета берёз “.

Сравнение: “разливы рек её, подобные морям” .

Анафора в первой строфе делает размышления лирического героя эмоциональным и возвышенным: “Ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой, ни темной старины заветные преданья…”. Песенность и элегичность придаёт стихотворению анафора во второй строфе: “Её степей холодное молчанье, её лесов безбрежных колыханье…”.

Восклицательное предложение, являющееся первым стихом произведения, выражает его центральную мысль: “Люблю отчизну я, но странною любовью!”

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Родина» по плану

1. История создания

Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка поэта, ссылаясь на плохое здоровье, выхлопотала встречу с внуком, который в тот момент находился в действующей армии на Кавказе.

Лермонтов получил отпуск и пробыл в Петербурге и Москве три месяца – с середины января до середины апреля 1841 года. Именно тогда и было написано стихотворение «Родина» (в рукописи – «Отчизна»).

В апреле того же года оно было опубликовано в «Отечественных записках» (том 15, №4).

Стихотворение привело Белинского в восторг. 13 марта 1841 года в письме к В.П. Боткину он называет его не просто «пушкинским», а подчёркивает: «из лучших пушкинских».

Читайте также:
Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова: сочинение

2. Литературное направление

«Родина» относится к романтическому литературному направлению.

3. Род

Литературный род – лирика.

4. Жанр

По жанру – элегия, поскольку содержит эмоциональный элемент философских размышлений.

В то же время произведение можно отнести и к думе с элементами пейзажной лирики.

5. Проблематика

Что такое любовь к Родине, что такое истинный патриотизм? Каковы реальные ценности в жизни человека и страны? Что важнее – гордиться завоеваниями предков, заветными преданьями «тёмной старины» или радоваться тому, что у крестьян «полное гумно» и крепкая, крытая соломой изба, «с резными ставнями окно»?

В своём стихотворении поэт словно пытается разрешить все эти проблемы.

В чём-то ему это удаётся. Впервые в русской поэзии был явлен читателям не трескучий казённый патриотизм, а истинное, выраженное простыми словами чувство любви к своей стране. Хотя проблема неоднозначного, противоречивого отношения к отчизне осталась.

6. Тематика

Главная тема произведения – любовь к Родине.

Поэт пишет о том, что окружало его с раннего детства, о том, что ему дорого, что трогало его душу. В стихотворении ясно выражена глубокая привязанность к русской природе, чувство родства с взрастившей его землёй, связь со своим народом.

По словам Н.В. Добролюбова Лермонтов «понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно». И добавляет: «Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта».

7. Идея

Идея или главная мысль произведения заключается в том, что любви и уважения достойны не только «заветные преданья», «слава, купленная кровью», великие победы прошлого, но и простая повседневная жизнь народа, которую поэт воспел во многих своих произведениях.

Его «странная» любовь – это противопоставление чувства глубокой привязанности к русской природе и причастности к жизни народа парадному, салонному патриотизму.

8. Пафос

Эмоциональность стихотворения не оставляет читателя равнодушным. Живые и яркие картины российских просторов встают перед его глазами, когда поэт перечисляет то, что он любит – степи, леса, широкие реки, «дрожащие огни печальных деревень»…

9. Система образов

  • образ лирического героя (автор);
  • образ Родины, неразделимо связанный с образами сельского пейзажа и скромной красоты русской деревни.

10. Центральные персонажи

К главным персонажам можно отнести лирического героя — автора.

11. Лирический герой

В образе лирического героя произведения мы видим самого автора, от лица которого и ведётся повествование.

12. Сюжет

В основе сюжета – исповедь лирического героя, посредством которой он пытается понять двойственность, неоднозначность своего отношения к родине.

13. Композиция

В произведении две части.

Противоречивое начало, где лирический герой признаётся, что он любит отчизну, но «странною любовью». То, чем было принято гордиться в его кругу, не находит в его душе отклика, «отрадного мечтанья».

Во второй части он перечисляет то, что вызывает у него истинную любовь, необъяснимое, не «рассудочное» чувство.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение «Родина» было необычным для своего времени и поэтов его круга.

В салонах редко звучали такие стихи – лирические философские раздумья и признания в любви к бескрайним просторам родины, к её природе и к народной жизни.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение «Родина» написано – шести-, пяти- и четырёхстопным ямбом.

Преобладает перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Используется, главным образом, женская рифма.

16. Средства художественной выразительности

  • Эпитеты: “заветные”, “холодное”, “безбрежных”, “дрожащие”, “печальных”, “белеющих”, “резные”, “росистым”.
  • Метафоры: “слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”.
  • Сравнение: “разливы рек, подобные морям”.
  • Олицетворение: “степей холодное молчанье”.

В начале стихотворения используется возвышенный стиль с соответствующей лексикой и выражениями: “гордого доверия покой”, “заветные преданья”, “отрадного мечтанья”.

Во второй части торжественный стиль повествования меняется на более разговорный.

17. Значение произведения

Белинский подчёркивал значимость этого произведения, называя его одним из лучших в поэтическом багаже автора. Указывая на поэтические достоинства «Родины», он сравнивал это стихотворение с лучшими произведениями Пушкина.

18. Актуальность

Несомненна актуальность стихотворения и в сегодняшнем мире. Ценность произведения в том, что оно воспитывает в человеке чувство прекрасного и, – что ещё важнее, – способность ощущать себя частью великой русской культуры, умение видеть и любить родной край и родной язык, ценить своё прошлое, без которого невозможно будущее.

19. Моё отношение

В сжатой форме лирического стихотворения поэт сумел нарисовать яркое художественное полотно, наполненное глубоким философским смыслом.

20. Чему учит произведение

«Родина» воспитывает чувство патриотизма. Учит пониманию того, что нет лучше земли, где ты родился, учит видеть прекрасное в простом.

Анализ стихотворения «Родина» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 17.06.2020 · Обновлено 17.06.2020

Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина» по плану, где описываются основные содержательные, композиционные и художественные особенности произведения.

История создания

Первые шаги в литературе М.Ю. Лермонтов сделал, будучи подростком, в 13-14 лет. Почти вся лирика Лермонтова наполнена грустью, дисгармонией с окружающей жизнью. Но, как истинный поэт, Лермонтов говорил в своих стихах не только о самом себе, своих чувствах и переживаниях, но и об окружавшем его мире. Автора, как и его лирических героев, не устраивает действительность, и они бросают ей вызов.

В своей лирике Лермонтов рассуждает о предназначении поэта и поэзии, описывает боль и тоску от неразделённой любви. Но главная любовь в жизни поэта ─ это любовь к родной земле.

Стихотворение «Родина» написано в последний год жизни Лермонтова. В марте 1841 года поэт вернулся с Кавказа и собирался подать в отставку и полностью посвятить себя литературе. В стихотворении «Родина» он признаётся в любви к своей стране. В нём поэт, по сути, подвёл итог своему творчеству и попрощался с Россией, сам не зная об этом. В красочном описании природы заметна радость автора от встречи с родной землёй. Долгое время он видел не леса и степи средней России, а горы Кавказа. В произведении он также косвенно намекнул о причине своей отставки — «слава, купленная кровью» ему чужда, поэтому он больше не собирался воевать и преумножать ее.

Читайте также:
Стихотворение М.Ю.Лермонтова И скучно и грустно. (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Жанр, направление, размер

По жанру «Родина» ─ лирическое стихотворение, элегия. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, переходящим в шестистопный. Используются кольцевая и перекрёстная рифмы, преимущественно женская рифма.

Направление творчества Лермонтова — романтизм. В каждом произведении автора проявляются его основные признаки. Даже «Родину» поэт начинает с отрицания: сначала он перечисляет ее недостатки, то, против чего выступают его разум и честь. Он начинает признание в любви с бунта против нее — таков истинный поэт-романтик!

Композиция

Стихотворение «Родина» состоит из двух строф, разных по объёму.

  1. В первой части поэт описывает то, за что другие люди любят свою страну. Его, в отличие от них, не волнуют военные успехи, покой просторов Руси и ее «темные преданья».
  2. Зато он до безумия, вопреки рассудку, любит ее красоту, ее природное очарование. Об этом и говорится во второй части произведения.

Образы и символы

Лирическим героем в стихотворении «Родина». выступает сам автор, рассказывающий о своих чувствах. Родина для поэта ─ это, прежде всего, сама страна, её природа и народ, а не государство с его интересами.

Образ родины в стихотворении представлен воплощением дикой и необузданной красоты, первозданной свободы. Автор любит не только ее внешние стороны, но и ощущения. Ему нравится двигаться по проселочным дорогам, нравится участвовать в народных гуляниях, нравится ночевать под открытым небом. Все эти ощущения связывают его с родиной невидимыми нитями, которые не осмыслить и не объяснить логически. Эта связь возникает в душе.

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика стихотворения «Родина» изложены ниже максимально кратко:

  1. Основная проблема в стихотворении «Родина» — это ненастоящая, показная любовь, насаждаемая мнимой славой. Поэта не радуют «ни тёмной старины заветные преданья, ни слава, купленная кровью». В то время как в мрачную и суровую эпоху правления Николая I было принято восхвалять победы русского оружия, не вспоминая при этом о том, чего они стоили народу, а в отечественной истории видеть только светлые стороны, доказывая тем самым необходимость для России самодержавия и крепостничества.
  2. Другая проблема — царизм в России, против которого неизменно высказывался автор. «Ни полный гордого доверия покой» ─ строка, направленная против самого императора. Именно он в каждом своём манифесте объявлял о покое, который дарует России.
  3. Основная тема — красота и необыкновенность России. «Родина» ─ необыкновенный по красоте гимн русской природе. Автор рисует захватывающие дух картины, «лесов безбрежных колыханье, разливы рек её, подобные морям». «Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз, и на холмах, средь жёлтой нивы, чету белеющих берёз». Этот пейзаж навсегда остался не только в литературе, но и в живописи, став своеобразным символом нашей страны.
  4. Народ — это еще одна тема стихотворения. Автор любит родину и за то, что ее населяют такие чудесные люди. «С отрадой, многим незнакомой», поэт видит «полное гумно» ─ символ благополучия крестьянина. До полночи он готов смотреть на «пляску с топотом и свистом». Здесь автор говорит о своём единстве со всем народом, в том числе и с простыми людьми. Об уважении к труду и быту простого человека.
  5. Настроение автора одновременно и грустное, оттого, что в России много несправедливости («печальные деревни»), и у неё много врагов, в борьбе с которыми приходится проливать кровь. И в то же время счастье оттого, что он — сын этой земли. Восхищение её бескрайними просторами.

Основная идея

Странная любовь Лермонтова к родине означает недовольство настоящим и пожелание лучшей доли для России. Рассудок заставляет поэта ненавидеть ту Россию, которую в другом стихотворении он назвал «немытой страной рабов и господ». Россию ─ государство с его правительством, а не страну. Но рассудок не может победить истинный патриотизм. Да и в самой ненависти к государству тоже скрывается горячая любовь к своему народу, переживание за его судьбу. Такова главная мысль стихотворения «Родина».

В «Родине» Лермонтов доказывает, что Россию, как говорил Тютчев, умом не понять и аршином общим не измерить. Поэтому свое отношения к ней он выразил в ощущениях. Невозможно понять их и объяснить, возможно лишь ощутить то же самое, поверить и почувствовать ее близость. Таков смысл стихотворения «Родина».

Средства выразительности

В стихотворении «Родина» используются следующие тропы:

  1. эпитеты («безбрежные леса» «заветные преданья» «тёмная старина», «вечером росистым»);
  2. метафора («слава, купленная кровью», «полный гордого доверия покой»), олицетворения, один из видов метафоры («степей холодное молчанье», «печальных деревень», «чета белеющих берёз»);
  3. сравнение («разливы рек её, подобные морям»).

До Лермонтова никому из русских поэтов не удавалось создать столь гармоничный образ человека и гражданина. Не было до него и такого глубокого размышления о жизни и человеческих поступках. Наследник и ученик Пушкина, Державина, Жуковского, Лермонтов придал русской поэзии новый облик, оказавший влияние на её дальнейшее развитие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: