Гражданские мотивы в лирике М. Лермонтова: сочинение

Гражданские мотивы в лирике Лермонтова — сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

И скажите, В нежели загадка чередования периодов истории? В одном и том а народе за десять лет спадает вся развратница энергия, и импульсы доблести, сменивши знак, становятся импульсами трусости. А. Солженицын («Раковый корпус») Позже разгрома восстания декабристов в 1825 году в России наступили век черной реакции. Новый император Николай 1, устрашенный выступлением на Сенатской площади, стремился подавить всякое намек свободомыслия. Началась настоящая травля передовых людей России.

29 января 1837 возраст страну потрясла ужасная весть; скончался раненный возьми дуэли Пушкин. А через несколько дней звучали страстные и гневные строки стихотворения «Смерть поэта». Пишущий эти строки открыто говорил о том, кто были истинные убийцы Пушкина: Ваша сестра, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь ваш брат под сению закона; Пред вами суд и что верно все молчи.

Смело выступив против тирании самодержавия, новожен Лермонтов Продолжал дело погибшего Пушкина. Уже ранняя лирика поэта (раньше 1837 года) представляет его как борца по (по грибы) свободу. Его ранние Стихотворения это своеобразный версификационный дневник, исповедь Человека, думающего о судьбе своей страны, протестующего сзади Произвола и рабства. Одно из стихотворений «Жалобы турка» (1829 время) Лермонтов написал в форме письма «к другу, иностранцу», хотя ясно, что В этом произведении речь идет о России, о тех порядках, которые царят В стране: Следом рано жизнь тяжка бывает для людей, Далее за утехами Несется укоризна, Там стонет народа от рабства и цепей. Друг!

Этот Край… моя родина! В этом же году Лермонтовым было создано ода «Монолог». В Нем говорится о том, что умный, отменный и честный человек не Может жить в светском обществе: И душненько кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует.

В стихотворении «Предсказатель» пиит говорит об ожидаемой им Революции в России: Настанет время, России черный год, Когда цепей Корона упадет. Глубокая третьесортность современной действительностью, Протест против самодержавия роднят Лермонтова с декабристами. Кантата «Парус» (1832 год) стало для многих символом Творчества поэта.

В нем даром чувствуется мятежный дух автора, Страстное отрицание им покоя и глубокая грусть-тоска от сознания своего Одиночества. Следуя лучшим традициям Пушкина и поэтов Декабристов, Лермонтов обращается к истории родненький земли. В Стихотворении «Бородино», которое принесло ему первую славу, Молодожен поэт изобразил Бородинскую битву, одно из главнейших Событий Отечественной войны 1812 возраст.

Были живы еще многие Участники этого героического сражения. Промеж них родственники Лермонтова и крестьян из Тархан, владенья его бабушки. Их рассказы Послужили основой произведения. Рассказ ведется от лица Старого солдатаартиллериста.

Впервые без- царь или полководцы, а Простой русский народ был представлен автором ровно истинный герой, Вынесший на своих плечах всю трудность войны. Стихотворение «Бородино» стало гимном русским богатырям, завсегда готовым «постоять Головою за Родину свою». Затем Лев Толстой скажет, что без этого Произведения безлюдный (=малолюдный) было бы «Войны и мира». В 30е годы Лермонтов был Одним изо немногих поэтов, которые не отказались от гражданской Темы. Гневное инкриминирование «высшему свету» он бросает в произведениях «Смерть поэта» и «1 января», а вот и все стихотворении «Как часто пестрою Толпою окружен».

После этого он показывает жестокое, бездушное и пустое Общество, которое обрекает человека нате страдание и одиночество. Поэту ненавистны светские развлечения, неиссякающий праздник толпы. Характеризуя великосветское общество, он употребляет гневные, Унизительные эпитеты: «пестрая толпа», «приличьем стянутые маски».

Лермонтов переносится в своих мечтах в дорогие его сердцу Лермонтово, и Эти воспоминания отраднее для него, чем нет слов и веселье бала. Но Грезы поэта грубо разбиваются шумом толпы. Автором овладевает немилость И боль: О, Как мне хочется смутить веселость их И отважно бросить им в Глаза железный стих, Облитый горечью и злостью! В стихотворении «И невыразительно и грустно» поэт размышляет о смысле Человеческого бытия. Чувствуя себя одиноким в мире, невыгодный веря ни в Дружбу, ни в любовь, он считает сказка (жизненная) «пустой и глупой штукой».

Тоска и одиночество слышны мала) во всех произведениях Лермонтова. Иногда поэт выражает сии чувства в иносказательной форме, сравнивая Себя с одиноким утесом то есть (т. е.) дубовым листком, оторванным от «ветки Родной». Лекист горячо любил свою Родину, свой народ, злость, и боль Звучит в стихотворении «Прощай, немытая Россия».

Дьявол пишет: «Прощай, немытая Россия, страна рабов, тыл господ, и вы, мундиры Голубые, и ты, им преданный народ». Не раз в стихах Лермонтова звучит Тема одиночества, внутренней тоски, отчаяния. Чембар когдато Писал о себе, что жизнь вне Разрешение от бремени для него невозможна. Те же Чувства, та но кровная любовь к Родине рождались и у Лермонтова.

Он Был истинным гражданином своей Разрешение от бремени, сделавшим все возможное Для того, чтобы ликвиднуть зло в своей стране, в мечтах он всегда Представлял ее свободной с рабства. В стихотворении «Дума» Лермонтов размышляет о настоящем и Будущем России. Дьявол говорит о том, что потомки не простят им Бездействия: «И кость нам, с гордостью судьи и гражданина, потомок Оскорбит презрительным стихом». Лермонтов понимает, в чем дело? Бездействовать нельзя.

Читайте также:
«Герой нашего времени». Центральная проблема романа: сочинение

Поэтому он всегда стремился к активной Деятельности. Следовать ним был установлен негласный надзор. Сам ладграф Бенкендорф внимательно следил за его деятельностью. «Не дождаться Ми, видно, свободы, а тюремные дни, будто годы, и время высоко над Землей, и у двери стоит часовой», сии строки писал Лермонтов словно Бы о самом себя. Поэт без конца находился в изгнании, у него была Родная сторонка, он любил ее всей страстью, однако его пытались вручить милой Сердцу России.

Высоко творчество Лермонтова оценил Франт. Он Восклицал: «Где же истинные люди сверху Руси? Как горька судьба Писателя и поэта, ополчившегося напротив зла». Добролюбов писал: «Лермонтов, обладая громадным талантом, сумев спозаранок постичь Недостатки современного общества, умел понять и в таком случае, что спасение от Этого ложного пути находится в народе». По (что стих Лермонтова Бередит душу, каждое слово красиво, как набатный звон в мертвой Тишине русского царства. Выпяливаться в защиту свободы в годы реакции, Когда всякая шаболда жизнь замерла, значило проявить большое Гражданское храбрость и смелость.

До конца своей жизни поэт был Верен выбранной теме, борьбе вслед за свободу своего народа, за процветание Родины.

Гражданские и патриотические мотивы в лирике Лермонтова

Творческая деятельность М. Ю. Лермонтова протекала в годы жесточайшей политической реакции, наступившей после восстания декабристов в 1825 году. Эта общественная обстановка наложила отпечаток на поколение, к которому принадлежал и Лермонтов, на его характер и творчество. По стихам поэта можно проследить судьбу поколения. Между поэтом и жестокой действительностью, которая извращала и уничтожала самые возвышенные чувства, сложились враждебные отношения, конфликт, который не мог закончиться примирением. Его разрешение неминуемо предполагало гибель одного из действующих лиц исторической драмы. Созданный реакцией общественный климат убил Лермонтова-человека, но Лермонтов-поэт, как бы предугадавший свою участь задолго до катастрофы у подножия горы Машук, нанес самодержавному режиму неотразимый нравственный удар. Права личности стали для Лермонтов единственным критерием оценки действительности.

В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига (“10 июля 1830”), возвеличение былого могущества России (“Новгород”, “Приветствую тебя, воинственных славян. ”). Социальные проблемы Лермонтов связывает с какими-то глубинными, историческими процессами. В стихотворении “Монолог” поэт приходит к неожиданному и трагическому выводу — сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель талантов:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Когда мы их употребить не можем?

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует.

Поэтому так силен в лирике Лермонтова мотив противопоставления современного, ущербного существования былому могуществу свободной России. Одно из высших проявлений силы русского духа Лермонтов находит в недавнем прошлом: в войне 1812 года. Победу России над Наполеоном Лермонтов воспринимает как символ торжества справедливости, огромной духовной силы нации. В стихотворении “Бородино” противопоставлены “нынешнее время” и время “былинных” богатырей:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Современное поколение неспособно на подвиги, утратило духовную связь с народом. От имени прошлого поколения в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Не случайно в стихотворении постоянно звучит местоимение “мы” — так Лермонтов передает важнейшее свойство русской национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими. Но это не обезличивает человека. Именно русские солдаты принесли России победу:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

Солдаты идут в бой за родину, повинуясь нравственному закону: “Как наши братья умирали!” Они с любовью вспоминают о погибшем командире: Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам…Эти естественные взаимоотношения противостоят тем безнравственным законам, по которым живет “нынешнее племя”.

В стихотворении “Родина” Лермонтов называет свое отношение к Родине “странной любовью”. Стихотворение построено на противопоставлении “казенного патриотизма” и естественного человеческого чувства. Картины истинной России ничуть не отрицают в сознании Лермонтова Россию как государство.

Сложное отношение Лермонтова к Родине, принятие ее душой, а не умом, отказ объяснить, за что человек любит свою отчизну, положили начало целой традиции в русской поэзии:

В зрелой лирике критика Лермонтова становится более социально острой и более конкретной. Протест и желание «дерзко бросить железный стих, облитый горечью и злостью», реализуются. Именно таким «железным стихом» стало стихотворение «Дума». В нем звучит упрек поколению в бесцельности и бесследности его существования, в бездушности и внутренней опустошенности:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

В стихотворении «Прощай, немытая Россия. » горький оттенок скорби и негодования сменяется презрением и ненавистью к «стране рабов, стране господ», «к мундирам голубым» и «преданному им народу». Но даже в обстановке жесточайшей реакции поэта не покидает желание бунта. В стихотворении «1 января 1840 года» он опять упрекает поколение в бездушности, внутренней опустошенности.

Читайте также:
Пейзажная лирика Лермонтова: сочинение

Сложное противоборство чувств, трагизм судьбы поэта в светском обществе открывается в стихотворении «Смерть Поэта», написанном Лермонтовым после трагической гибели А. С. Пушкина. Скорбь и горечь, грусть и восхищение, боль и негодование звучат в стихотворении. В стихотворении три героя: Пушкин — «невольник чести», светская толпа и поэт, ее клеймящий и оплакивающий Пушкина. Толпа не оценила истинного таланта, не поняла подлинного искусства. Поэт открыто указывает на истинных убийц — это бездушное светское общество, которое направляло руку убийцы: «Восстал он против мнений света Один, как прежде. и убит!»

Тема Родины занимает в творчестве М. Ю. Лермонтова одно из ведущих мест, но раскрывается им неоднозначно. Образ России и отношение к ней у поэта двояки.

Родина для Лермонтова — понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу. В поэзии Лермонтова сталкиваются два мира – мир России народной и мир Росси официальной. Контраст, неслиянность этих становиться основным композиционным принципом стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен». Россия официальная, Россия столичного высшего общества, предстает как мир маскарада, где все противоестественно и лживо. Дисгармоничны звуки – шум музыки и пляски, дикий шепот; невозможно определить краски, так как все сливается в вихре маскарада, поэтому Лермонтов использует только эпитет «пестрою». Это искусственный неживой мир – «бездушные люди», «затверженные речи», «приличьем стянутые маски», «бестрепетные руки». Созданные мечты героя гораздо живее тех, кто его окружает. Мир родных мест – это мир тишины, гармонии, благостного уединения. Это мир живых красок: «зеленой сетью трав», «желтые листы», «лазурный огонь глаз», «улыбка розовая» и др. Если мир маскарада рождает у героя чувство горечи, злости, сомнения, то воспоминания о родине и детстве заставляют сжаться сердце «странной тоской». Странная тоска в противовес веселости толпы – это особый знак духовности, сродной вдохновению.

Слово «странная» появляется для определения любви поэта и в стихотворении «Родина». В стихотворении «странен» и сам облик России Лермонтова: это не Россия славы, «купленной кровью», не Россия старины и даже не только Россия довольно привычного ожидания – разливы рек, «степей холодное молчание», «лесов безбрежных колыхание», это Россия довольно неожиданного – «дрожащие огни печальных деревень», «изба, покрытая соломой», «говор пьяных мужичков». Неожиданно и странно это потому, что стало неотъемлемыми сторонами того поэтического, одухотворенного облика России, который создан в стихотворении. У Лермонтова именно такая Россия пробуждает чувство любви. Любовь к этой России родилась вместе с поэтом и ограничена для него, поэтому объяснить ее причины невозможно: «за что, не знаю сам». Россия «четы белеющих берез» ближе, роднее, теплее поэту России «славы» и «преданий старины». И если Россия официальная гонит Лермонтова, заставляя его стать вечным странником («Прощай немытая Россия») то Россия народная может дать ночлег и человеческое тепло.

Необычность любви Лермонтова к Родине в том, что эта любовь контрастна — духовной жизни лирического героя противопоставлена общественная, и они не гармонируют друг с другом. И зрительные впечатления преобразуются в философские раздумья, где реальные образы становятся воплощением общих закономерностей бытия. Это такие стихотворения, как «Тучи», «На севере диком. », «Утес», «Три пальмы», «Парус» и другие. Здесь запечатлена не просто одухотворенная красота природы, а трагические явления в жизни человеческой души. В 1840 году перед отъездом на Кавказ Лермонтов пишет стихотворение «Тучи». Стихийное странничество туч сопоставлено с изгнанничеством поэта: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную».

В строках «Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ. » Лермонтов наиболее полно и глубоко раскрывает всю противоречивость, сложность своего отношения к Родине. В этом стихотворении впервые в русской литературе прозвучало осуждение не каких-либо отдельных сторон русской действительности, а всей николаевской России: «И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ». В стихотворении речь идет одновременно о беде и о вине России и ее народа. оно выражает чувство безнадежности: в этой стране покорности, жестокости и несвободы жить нельзя.

Сочинение на тему: ГРАЖДАНСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

ГРАЖДАНСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

«Надо было обладать безгра­ничной гордостью, чтобы с кан­далами на руках и ногах высоко держать голову».

Произведения ранней гражданской лирики Лермон­това основаны на традициях русской вольнолюбивой по­эзии. Поэт широко использует ее лексику («тиран», «раб­ство», «цепи», «отчизна», «сыны славян», «вольность»), сравнения, аналогии и ораторскую интонацию. Напри­мер, в стихотворении «Новгород» и в поэме «Последний сын вольности» Лермонтов представляет древний город как символ «народной вольности». Поэт осуждает рабст­во и угнетение и превозносит бескомпромиссное выпол­нение гражданского долга. Эта позиция наиболее ярко выражена в стихотворениях «Три ночи я провел без сна в тоске…», «О, полно извинять разврат. ».

Читайте также:
Образ Печерина: сочинение

Ты пел о вольности, когда

Тиран гремел, грозили казни;

Боясь лишь вечного суда

И чуждый на земле боязни,

Ты пел, и в этом есть краю

Один, кто понял песнь твою.

(«О, полно извинять разврат. »)

В стихотворении «30 июля. — (Париж). 1830 года» Лермонтов горячо приветствует июльскую революцию во Франции и свержение короля. Он предсказывает падение царской власти в России, сопряженное с необузданным народным мятежом в стихотворении «Предсказание».

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет…

К гражданской лирике Лермонтова относятся так­же патриотические стихотворения об Отечественной войне «Два великана», «Поле Бородина» и сатиричес­кие стихотворения «Булевар», «Пир Асмодея», «При­мите дивное посланье…».

Основным философским мотивом, лежащим в осно­ве гражданской лирики поэта, является конфликт его идеалов и реальности. Этот конфликт выражается в творчестве Лермонтова через критику современного поколения, которая отчетливо звучит в стихотворени­ях «Поэт», «Не верь себе», «Дума».

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно-малодушны,

И перед властию — презренные рабы.

В поэзии Лермонтова проявляется влияние Байро­на с его осуждением фальши светского общества и ли­цемерной дружбы-вражды. Трагически звучит в связи с этим тема «одиночества в толпе» в стихотворении «Русская мелодия».

Так перед праздною толпой

И с балалайкою народной

Сидит в тени певец простой,

И бескорыстный, и свободный.

Образ бала и маски, символизирующий светское общество с бездушными лицами кукол, подчеркивает трагизм одиночества героя. Этой же теме посвящены драма «Маскарад» и стихотворения «Как часто, пест­рою толпою окружен…», «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «И скучно и грустно…». В последнем стихотворении от­рицание светского образа жизни постепенно перерас­тает в разочарование жизнью вообще.

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем

вокруг, —

Такая пустая и глупая шутка…

В творчестве поэта противоборствуют скептицизм и вера в «золотое будущее» человечества. Лермонтов увлекался утопическими идеями Сен-Симона и меч­тал об идеальном устройстве общества, основанном на социальном равенстве — и свободе личности. В заклю­чительных строках стихотворения «На жизнь наде­яться страшась…» поэт рисует образы новой жизни, новых людей:

Не будут проклинать они;

Меж них ни злата, ни честей

Не будет. Станут течь их дни,

Невинные, как дни детей;

Меж них ни дружбу, ни любовь Приличья цепи не сожмут,

И братьев праведную кровь Они со смехом не прольют.

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова 9 класс сочинение

За короткий жизненный путь М.Ю. Лермонтов успел оставить нам неоценимое наследие. Творчество поэта разнообразно по тематике. В его лирике мы можем выделить несколько основных тем: Родины, одиночества, любви и природы.

Тема Родины проходит через все творчество Лермонтова. Отношение поэта к России было противоречивым. В своем произведении «Родина» автор пишет о «странной» любви к Отечеству. Поэт не любит государственных чиновников, потому что они не заботятся о простых людях, но он восторгается традициями и культурой Отчизны, Лермонтову нравится пляска “с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков”. В «Бородино» Лермонтов гордится своей страной и историей России.

Любовная лирика поэта видна в первых стихотворениях, причем любовь переплетена с печалью и одиночеством. Лермонтов не находит счастья в любви: «счастья без обмана нет», «вечно любить невозможно». В произведениях мы находим безнадежность героя, отчаяние, светлые чувства к нему не приходят, и он разочаровывается в любви: «не стоит труда», «все там ничтожно». Поэт не верит в идеальную любовь и понимает, что в жизни может влюбиться только раз, потому что мимолетные увлечения быстро проходят, оставляя в душе пустоту.

Пейзажные зарисовки родной страны являются неотделимой частью лирических произведений поэта. В этих стихотворениях картины природы просты, точны, красочны: «желтеющая нива», «серебристый ландыш», «студеный ключ», «белеющие березы». Очень точно Лермонтов употребляет прием одушевления, он первый, кто стал привлекать сравнения из природы применительно к человеку: «Он был похож на вечер ясный…». Также автор рассказывает нам, какие чувства у него вызывает природа: «люблю дымок», «смиряется души моей тревога», «весело жить». Часто лирический герой Лермонтова одинок, и именно природа помогает автору раскрыть душу этого героя. И природа помогает подчеркнуть это одиночество.

Тема одиночества проходит почти через всю лирику Лермонтова. Наиболее полно раскрыта эта тема в стихотворении «Узник». Поэт сам ощущает себя узником времени, ведь современники его не понимают. В «Пророке» лирический герой не нужен людям, они не желают его слушать, поэтому он вынужден удалиться в пустыню, там пророк обретет покой.

Лирика М.Ю. Лермонтова наполнена грустью, печалью и чувством одиночества, читая его поэзию, мы можем заглянуть в душу поэта и ближе узнать его как человека.

Сочинение Темы и мотивы творчества Лермонтова

Русскую литературу невозможно представить без такого писателя, как Михаила Юрьевича Лермонтова, который являлся романтической личностью, глубоко любящей собственную Родину.

Творил поэт как раз в то время, когда господствовал романтизм. Лермонтову удалось выявить на первый план лирическое «я», что неоднократно предстает центром мира всего. И тем, которыми руководствовался Михаил Юрьевич, было много. Основная – это тема, посвященная одиночеству.

Читайте также:
Жанр и композиция романа: сочинение

Такое состояние для Лермонтова воспринималось как нечто повседневное, обыденное. Поэт считал, что так оно и есть, и было. В его творениях лирический герой противопоставляется реальному миру, наполненному бездумной толпой, что не может никак понять человека талантливого. Появляется конфликт, который никаким образом не может разрешиться. Одиночество для персонажа Михаила Юрьевича представляется как плата за то, что искал, а затем и приблизился к внутреннему покою, душевному равновесию. Герой постоянно находится в поисках самого себя, своего внутреннего мира, своей души. И в концепции писателя в конце то концов трактуется то, что лирический персонаж так и не обрел покой, даже оставшись совершенно в полном одиночестве…

С другой стороны считается, что одиночество – это некий побег человека от окружающего сурового мира, который надоедает и раздражает своим шумом, в мир иной, иллюзионный. И сразу возникает наряду с этим отчужденность персонажа в сем мире, которое возрастает и неумолимо продолжает возрастать.

На смену первой теме приходит другая: тема воли, а также тема неволи. Для Михаила Юрьевича свобода – это самая главная ценность. И лирический герой то и делает, что отстаивает собственное право на то, чтобы являться свободным и независимым от всего мирского. Это, прежде всего, замечается в поэме «Мцыри». Связь проявляется и в стихотворении «Узник», что тоже полон мечтаниями о свободе, о том, чтобы вырваться из клетки.

Удивительно то, что мотивы лирики Михаила Юрьевича и темы неразрывно связаны друг с другом, потому как в произведениях Лермонтова прослеживается и мотив отчужденности лирического героя от пагубностей всего окружающего, и тема одиночества, которая проносится у поэта по всему его творчеству. И то, и то тесно связаны с темой природы, ибо персонаж, мечтая уйти от насущной действительности, обнаруживает утешение в прекрасной красоте природы, которая способна благоприятно воздействовать на человека, очищая и излечивая его душу.

Особое внимание в творчестве Лермонтова уделяется толпе, которую он старается ярко выразить, так как её влияние либо возвышает человека, либо принижает настолько, что дальше продолжать собственный путь гораздо тяжелее. Общество Михаил Юрьевич сурово критикует, вырисовывает образы таких людей праздным, ветреным, довольно мелочным, легкомысленным. Их главный недостаток в том, как считает поэт, что отсутствует духовность. Толпа достаточно безынициативна, тщеславна. Ей чужды переживания простого творца, поэтому персонаж Лермонтова и отходит все дальше и дальше от них, дабы не соприкасаться и не взаимодействовать с таким обществом «душевных калек».

Безусловно, Михаил Юрьевич не обошел такую тему, как тема Родины! В своих стихотворениях писатель показывает, насколько понятие «родина» далеко и не похоже на понятие «государство». Это две совершенно отличные друг от друга ветви. Одна, как утверждает поэт, воодушевляет, делает благороднее, возвышенным тебя человеком. Другая излучает лишь ханжество, легкомыслие, безучастность в судьбах людей.

И важная тема писателя – это тема любви, которая выражается у Лермонтова пессимистично. Взаимности наблюдать в творческих трудах Михаила Юрьевича бессмысленно, ибо лирический герой находит свое утешение лишь в одиночестве.

Таким образом, вклад Лермонтова в русскую литературу неоценим! Мысли витиевато располагаются на бумаге, поражая своим содержанием и великолепием!

3 вариант

Замечательный поэт и писатель в России М.Ю. Лермонтов. Он жил в эпоху романтизма, поэтому его произведения пронизаны трагическим настроением и чувствами. Его знаменитое стихотворение «Весна» стало прекрасным отражением событий того времени.

Давайте рассмотрим вопросы: Какой основной мотив есть в творчестве автора? В каких произведениях отражены основные черты лирики писателя? Какие мотивы были отражены в работах Лермонтова?

Природа – центральный мотив творчества Лермонтова. Он отражал природу в написании текстов и в красивых пейзажах. Самым популярным и красивым мотивом считали героизм. Замечательная воля, жертвенные подвиги и смелые выходки его героев. Все эти моменты остались в сердцах у людей. Самым популярным произведением у людей стал роман «Герой нашего времени».

Он отражает трудности, которые обозначены в обществе. Он оказался свидетелем социальных беспорядков. В поэме «Последний сын вольности» отражены все социальные проблемы в обществе.

В работах автора понятно отмечен мотив неволи. Такое положение вещей стало изменениями в государстве, которые он разделял. В результате «Мцыри» и «Узник», заняли центральное место в творчестве поэта. Трудности взаимопонимания в обществе были обозначены у великого писателя. Если он чувствовал одиночество и хотел перемен, но не получив поддержку народа, он не стал продолжать борьбу за свои идеалы.

В творческих работах «Пророк» и «Смерть поэта» были конкретными признаками предчувствия его смерти или отсутствия сил. Лермонтов – чувственная и замечательная натура, которая обращает свой взгляд на религию. Мотивы из Библии оказались в центре работ автора.

Сильно отмечены мотивы в работах «Молитва» и «Демон». Мотивы, отражённые в церкви обладали героическими поступками, нежели смиренный. Душа поэта не смирялась с поражениями и желала побед, поэтому она призывала народ. В результате Лермонтов отправился на Кавказ. Такая ситуация отражена в его работах. Такие следы отражены в работах автора «Синие горы Кавказа» и «Узник». Лермонтова считали настоящим героем, который совершил подвиг.

Читайте также:
Что заставляет Печорина проводить эксперименты над собой и окружающими? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»): сочинение

Гвардейский офицер, который прошёл войну. Он обладал чувствительной душой и доброе сердце, хотя был дерзкий снаружи.

Искренне рекомендую применять эту информацию для написания сочинения и обозначения центральных мотивов лирики Лермонтова, чтобы лучше понять смысл всех произведений конкретного автора.

Сочинение Основные темы лирики Лермонтова.

За короткую жизнь Лермонтов оставил уникальное наследие. Творческая жизнь поэта представляет огромное разнообразие. В его лирике отмечают такие темы: Родины, одиночества, любви и природы. Давайте посмотрим, что хотел сказать автор в своём творчестве.

Тема Родины проходит через творческий путь Лермонтова. Он испытывает смешанные чувства по отношению к России. В своём творении «Родина» автор отмечает «странную» привязанность к Отечеству. Поэт презирает чиновников, так как они не заботятся о населении, но он боготворит традиции и культуру Отчизны. Автор восхищается танцами с «топаньем и свистом под говор пьяных мужиков». В «Бородино» Лермонтов прославляет военных людей и историю страны.

Любовную лирику в творчестве поэта сопровождает печаль и одиночество. Поэт не обретает счастье: «счастье без обмана нет», «вечно любить невозможно». В произведениях отражена безнадёжность грея, отчаяние, светлые чувства его не посещают, поэтому он считает любовь таким чувством, которое посещает человека раз и на всю жизнь. Не забывая о мимолётных увлечениях, которые быстро проходят.

Различные пейзажи страны считаются частью конкретных произведений. В таких стихотворениях природа имеет простые краски: «желтеющая нива», «серебристый ландыш», «студёный ключ», «белеющие берёзы». Он стал внедрять в литературу приём одушевления и сравнения человека с природой: «Он был похож на ветер ясный…». Ещё автор отмечает, какие чувства у него вызывает природа: «люблю дымок», «смиряется души моей тревоги». В основном герой Лермонтова испытывает одиночество, поэтому природа помогает автору раскрыть душу этого героя. Природа помогает отразить душевные переживания.

Тема одиночества идёт фактически в каждой работе Лермонтова. В полном объёме тема раскрыта в стихотворении «Узник». Поэт чувствует, что заперт во времени, ведь с современниками у него не получается диалога. В «Пророке» автор подчёркивает, что его лирика не нужна людям, они не желают его слушать, поэтому он желает уйти в пустыню и получить покой.

В лирике Лермонтова отражены грусть, печаль, чувство одиночества, читая его поэзию, изучая его поэзию, люди могут заглянуть в душу поэта и узнать его человеческие качества.

Искренне рекомендую применять эту информацию для написания сочинения о лирике Лермонтова, чтобы понять и рассмотреть его произведения. Не забывая анализировать все мысли поэта.

Также читают:

Картинка к сочинению Основные темы и мотивы лирики Лермонтова

Популярные сегодня темы

Во времена прорывных технологий, определение слова герой значительно искажается. Часто мы и особенно младшее поколение путаем, кто герой, кто просто так.

Фёдор Александрович Абрамов, написал произведение «О чём плачут лошади?» в не таком далёком 1973 году. Автор был обыкновенным человеком из крестьянской семьи, но с большим талантом и желанием творить что-то новое

Пушкин интересовался историей государства российского, в частности, его очень интересовала неординарная личность Петра Первого. Вот и решил свои мысли облачить в литературную форму.

В повести «Не стреляйте в белых лебедей» затрагивается важнейшая тема отношения человека к природе, борьба добра и зла. Жизнь природы так прочно взаимодействует с человеком, что становится одним из главных действующих лиц.

Во время войны, люди которые просто не могли сидеть, сложа руки, начали партизанскую войну против армии Наполеона.

Особенности композиции романа Герой нашего времени М. Ю. Лермонтова

М.Ю. Лермонтов умело применил способ, с помощью которого на первый план выходят яркие события из жизни Печорина, оставившие след в его душе по разным причинам. Либо это полное неудовлетворение от своих жестоких действий (например, в отношении чувств Грушницкого к любимой девушке), либо ликование от проявленной беспощадности к окружающим. Как бы ни хотелось Максиму Максимычу в начале романа придать ему черты доброго, порядочного человека, повествование приводит к трагической развязке: потеря интереса к девушке доводит ее до отчаяния. Благодаря такому построению композиции романа, автор подводит читателя к тому, чтобы показать истинные черты его сущности с самого начала.

Смерть Печорина по дороге в Персию описана в части “Максим Максимыч”. Только после изложения общего представления о судьбе этого человека даются подробности некоторых эпизодов. Особое место занимает дневник, который дополняет портрет души главного героя. Внимание читателя благодаря подобному расположению частей романа приковано к чертам характера, к миру его души. Вмешательство Печорина в чужие судьбы, стремление экспериментировать чувствами близких людей – все это сопровождает кольцевую композицию произведения. Но она лишь подчеркивает горечь героя от безысходности. Он постоянно ищет ответ на вопрос о смысле существования, о том, как человек может самостоятельно изменить судьбу. Ни смерть Бэлы в начале романа, ни спор с Вуличем в конце не дают ему ответ. Исход каждого события будто замыкает круг его поисков. Все приключения Печорина – это испытания в момент эмоционального пика, в каждом из которых проявились пороки, в целом представляющие историю его души.

Читайте также:
Страшный ли человек этот Печорин: сочинение

В романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отводит особое место анализу поступков, через которые раскрываются чувства, мысли, присущие поколению того времени. Григорий Печорин представлен фигурой, воплотившей в себе замысел автора. Писатель показал, как отсутствие в жизни целей приводит к нежеланию тратить силы на благо родины. А неумение критично относиться к себе, лишает возможности подавить эгоизм. Благодаря своеобразному расположению пяти частей произведения, каждая из которых представляет собой отдельную сюжетную линию, создатель романа представил его тонкий психологический анализ, подчеркнув негативную сторону характера.

Преобладание внимания к духовному миру героя по сравнению с его внешней оболочкой достигается автором за счет определенного чередования повестей. Каждая из них – “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мэри”, “Фаталист” заключает в себе часть жизни Печорина, события, которые не могут оставаться не замеченными. Повествование о Григории от лица проезжего офицера, Максима Максимыча или из дневника сосредотачивает внимание на поведении, причинах поступков главного героя непоследовательно. Читателю представлена возможность самостоятельно выявить причины их совершения. Ближе к концу в роман вводится исповедь главного героя через личные записи – дневник, из которого все становится ясно.

Истинная череда событий, которая складывается из отдельных жизненных эпизодов Печорина, после прочтения романа выглядит следующим образом: встреча главного героя с бандитами на берегу моря, любовная связь с княжной Мэри, дуэль с Грушницким, описание событий, связанных со знакомством и расставанием с Бэлой, поездка в станицу и обратно, случайный разговор с Максимом Максимычем по дороге в Персию, смерть Печорина.

Необходимость расположить части в порядке, нарушающем действительную хронологию событий, связана с попыткой автора подробно раскрыть внутренний мир героя. Отсутствие последовательности изложения в соответствии с временными рамками, помогает создателю произведения. Оно отвлекает внимание читателя от ненужных картин, акцентируя на внутреннем мире главного героя в его сложных отношениях с окружающими.

Вариант 2

Роман «Герой нашего времени» уникален тем, что это единственный законченный роман М. Ю. Лермонтова о жизни светского общества. Поэт несколько раз обращался к теме трагедии незаурядного человека в условиях России 19-го века, но эти опыты остались незавершенными.

В романе Лермонтов поставил перед современниками «зеркало», в котором показал портрет поколения последекабристского времени, создал образ типичного представителя эпохи, и при этом попытался психологически достоверно объяснить особенности натуры главного героя. Именно поэтому композиция романа так отличается от произведений других романистов.

Роман состоит из четырех самостоятельных повестей и одного рассказа. «Бэла», «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» даже были напечатаны до выхода всего романа, и вызвали упреки читателей. Рассказ «Максим Максимыч» сюжетно понятным становится только при прочтении всего романа. Все произведения объединяются одним главным героем – «героем нашего времени» – Григорием Александровичем Печориным. Все части романа представлены в разных жанрах – путевые заметки, романтическая новелла, психологическая повесть, рассказ.

Интересно и то, что узнаем мы о центральном герое из разных источников: от лица автора – путешествующего офицера, от лица Максима Максимыча и от лица главного героя из его дневника. Необычным является и то, что нарушено хронологическое течение сюжета, не сразу становится ясен порядок событий в жизни героя. Но Лермонтов и не стремился описывать биографию, а хотел как можно ярче раскрыть противоречивый характер своего героя. Узнаем мы о нем впервые из рассказа скромного пожилого офицера Максима Максимыча, которому нравится Печорин, но он не способен понять сложную натуру своего подчиненного. Затем автор повествует нам о встрече с этим человеком, рисует его портрет и описывает свое впечатление от Печорина.

Натура главного героя становится понятнее, ведь автор близок Печорину по возрасту и воспитанию. Далее уже сам Печорин рассказывает читателям о себе, откровенно поверяет свои мысли, душевные метания. Мы узнаем о его страстной любви к Вере, о невозможности проявить свои способности. Он анализирует себя, выставляет напоказ свои пороки. Разочарование в жизни, равнодушие к своей судьбе приводят его к пренебрежению к чувствам других людей.

От главы к главе натура главного героя становится ярче, он как будто выступает из темноты, раскрывается навстречу читателю. Именно к этому и стремился Лермонтов – показать читателям представителя поколения – человека умного, яркого, наделенного и достоинствами и недостатками, но, к несчастью для себя и других, сумевшего реализовать только свои пороки.

Сочинение Особенности композиции романа Герой нашего времени

Первый роман, который можно назвать поистине лирико-психологическим произведением, появился в истории русской классической литературы в девятнадцатом веке. Его создателем был Михаил Юрьевич Лермонтов, а сам роман «Герой нашего времени», созданный в девятнадцатом веке, можно структурно разделить на пять частей. Все эпизоды романа являются полноценными художественными произведениями, которые объединяет между собой образ Григория Печорина, фигурирующего в каждом из них. Однако просто невозможно не почувствовать то, что «Герой нашего времени» – это не только лишь сборник из нескольких произведений, это завершённое целостное произведение, несмотря на его особенную композицию.

Читайте также:
Любовь и честь в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова»: сочинение

Очевидно, что Лермонтов в своём романе стремился осознанно нарушить хронологию повествования. Эта деталь является ещё одним очень важным моментом, на который невозможно не обратить внимания при анализе композиции произведения. Я полагаю, что подобный приём нарушения хронологии был использован для того, чтобы постепенно и наиболее полно открыть читателям образ Печорина. В самом начале романа, особенно в самых первых главах, мы можем видеть Григория Александровича Печорина как человека довольно легкомысленного и несерьёзного, у нас формируется не самое хорошее впечатление о нём, но, разумеется, это мнение создаётся лишь на основе рассказов Максима Максимыча о герое.

Однако с течением повествования нам открывается новая сторона Печорина – глубоко психологическая. На помощь приходят его дневники, в которых герой предстаёт перед читателями таким, какой он есть на самом деле – несколько неуверенным в себе, сомневающимся, вдохновляющимся и разочаровывающимся. Невозможно не заметить факт того, что Григорий Александрович очень умён и наблюдателен, он действительно чрезвычайно интересный человек, однако негативные черты его характера способны перечеркнуть всё положительное впечатление.

Я полагаю, что композиция романа Лермонтова «Герой нашего времени» несколько напоминает центральную фигуру произведения, Григория Печорина. Отсутствие строгого хронологического порядка повествования, пять повестей, объединённых в один роман – всё это неслучайно, ведь таким же неоднозначным и загадочным является и сам Печорин. Для того чтобы лучше понять образ и глубину главного героя, необходимо, прежде всего, очень глубоко понять само произведение «Герой нашего времени», а без детального анализа композиции романа это не является возможным.

Герой нашего времени – особенности композиции

Такое произведение считается первым современным романом в нашей литературе XIX века. Автор отметил, что он занимается анализом души. Отмечают конкретную структуру романа. В творчестве отражены повести с общим действующим лицом.

Лермонтов отдельно выпускал свои творения. Все повести считаются целыми произведениями, обладая сюжетной линией. Сначала появилась повесть «Тамань», потом – «Фаталист», не забывайте о создании ряда повестей, соединяя их в роман. Первостепенной целью автор отмечает душевные качества героя, конкретного человека начала XIX века. Автор произведения относился к поколению молодёжи, которая не проявила свои таланты для улучшения жизни в стране. Юность поэта проходила в обстановке ликвидации народных волнений. В результате разрушены стремления улучшить жизнь в стране. Следствие таких событий считают появление героя Печорина.

При создании произведения автор три раза совершенствовал работу, переставляя главы. После всех изменений главы находятся в такой последовательности: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». В главе «Тамань» начинаются мысли героя, а в повести «Фаталист» он завершается. Поэтому автор организовал свой замысел.

В романе отмечают два предисловия, содержащие мнения разных людей. Одно отмечено для романа, а другое адресовано дневнику Печорина. Дневник относится к определённым жанрам. Путевые заметки составляют структуру романа. Герои живут и демонстрируют свои душевные качества.

Отдельные творения обладают сюжетной линией. В романе автор употребляет своеобразная композиция. Начинает он с середины событий, но потом получаем смерть героя. После события отмечают от их начала к середине. Ещё следует отметить, что события произведения начинаются в крепости и в ней заканчиваются. Хотя Печорин покидает крепость, а потом отправляется в Персию, но он приходит в крепость. Лермонтов выстраивает части романа, которые находятся в противоречии. В первой части герой виден со стороны, а во второй части отмечают внутренне содержание героя. Внешность героя отличается конкретными чертами. Автор предоставляет героя, рассматривая его душевные качества. В «Бэле» о нём говорит Максим Максимыч – замечательный человек. Для него Печорин – тайна с несколькими замками. Дальнейшие повести раскрывают душевные качества героя. Записи Печорина – истина о герое.

Также читают:

Картинка к сочинению Особенности композиции романа Герой нашего времени Лермонтова

Популярные сегодня темы

В своем рассказе «О любви», который входит в знаменитую трилогию, Антон Павлович Чехов остро поднимает проблему «футлярных людей», показывая нам, что же происходит с человеком

С самого начала рассказа читатель чувствует оптимизм и жизнелюбие, которым наделен главный герой, с которым автор повествует о событиях. Сказочная история о неизвестном цветке, с трудом выживающем среди камней и глины

Собственное мнение и четкая жизненная позиция охарактеризуют развитую личность как нельзя лучше. Но как доступно выразить свою мысль так, чтобы собеседник не ощущал обиды или оскорбления?

Произведение, ключевой тематикой которого являются авторские размышления о жизненном предназначении, вере и патриотизме, создается писателем в течение одного года в результате полученных во время летнего путешествия автора по Валаамским островам

Рассказ «Ионыч» Антон Чехов написал в 1898 году. Его герои много говорят о жизни, о том, как прожить ее достойно, но в то же время живут очень скучно и однообразно. А показал ли писатель настоящую жизнь провинциального городка?

Сочинение: Сюжет и композиция в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени

Сюжет и композиция в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

Автор: Лермонтов М.Ю.

Читайте также:
Роман М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени в оценке В. Г. Белинского: сочинение

“Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтова – первый русский психологический роман. Как указывает сам автор в предисловии к «Журналу Печорина», цель этого произведения – изобразить «историю души человеческой». Лермонтов стремится наиболее полно раскрыть сложный и противоречивый образ Печорина, и этой задаче подчинены все художественные средства, используемые автором при написании романа.

Первое, на что обращает внимание читатель при чтении «героя нашего времени», – нарушение хронологической последовательности в ходе повествования. Роман состоит из описаний различных эпизодов в жизни Печорина внешне практически не связанных между собой. Начинает роман повесть «Бэла», далее следует «Максим Максимыч «, затем – «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист», тогда как в жизни главный герой сперва едет на Кавказ и встречает контрабандистов – «Тамань», потом приезжает в Пятигорск, где разворачивается действие «Княжны Мери»: за дуэль с Грушницким Печорина посылают в отдаленную крепость, где он похищает черкешенку – «Бэла»; после истории с Бэлой герой живет некоторое время в казачьей станице, где происходят события, описанные в «Фаталисте»; наконец, Максим Максимыч и рассказчик встречают Печорина по дороге в Персию, где он впоследствии умирает – «Максим Максимыч».

В романе Лермонтова композиция и стиль подчинены одной задаче: как можно глубже и всестороннее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни, ибо «…история души человеческой, – как заявляет автор в Предисловии к «Журналу Печорина», – хотя с самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно…когда она …писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

Образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего его самораскрытия. Вот почему роман Лермонтова четко делится на две части; каждая из этих частей обладает внутренним единством. Первая часть знакомит читателя с героем приемами внешней характеристики. Вторая часть подготавливается первой. В руки читателя попадает «Журнал Печорина», в котором он рассказывает о себе в предельно искренней исповеди.

Роман построен так, что Печорин и его история последовательно предстают перед читателем как бы с трех точек зрения. Предисловие от автора, написанное в ответ на разноречивые толки критики и включенное во второе издание книги, объясняет общий замысел, цель произведения. Затем идут путевые записки автора, повесть «Бэла». Эти путевые записки стилистически продолжают «Путешествие в Арзрум» Пушкина, опубликованное в1836 году в пушкинском «Современнике», как раз незадолго до высылки Лермонтова на Кавказ.

При всей своей кажущейся простоте, повесть «Бэла» сложна и по композиции, и по стилю. Традиционная романтическая тема приобретает здесь правдивый, реалистический характер.

Повесть «Бэла» начинается путевыми записками. Их автор – русский офицер странствующий «с подорожной по казенной надобности», смотрит на кавказскую природу и кавказский быт глазами русского человека: «…и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье почтовой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика».

Центральным в повести «Бэла» является рассказ Максима Максимыча, включенный в записки странствующего офицера. Однако это рассказ перебивается описанием Крестового перевала. Рассказ Максима Максимыча осложнен и тем, что в первую его часть включен рассказ Казбича том, как он спасался от казаков, во вторую – автохарактеристика Печорина. Этой композиции повести соответствует ее стилистическая сложность.

Повесть «Максим Максимыч» хронологически является последней в романе. Однако композиционно это связующее звено между новеллой «Бэла» и последующими повестями, так как в ней объяснение происхождения записок Печорина.

Повесть «Максим Максимыч» занимает в структуре романа как бы промежуточное положение: в отличие от других частей «Героя нашего времени», в ней нет увлекательного авантюрного сюжета, да и сам герой, Печорин, появляется в ней лишь на несколько мгновений. Однако именно в «Максиме Максимыче» герой в первый и последний раз предстает перед читателем живым. В «Бэле», первой повести лермонтовского романа, становится известно о Печорине из уст его старого приятеля Максима Максимыча, а в той части романа, которая озаглавлена автором «Журнал Печорина», действует герой, которого уже нет на свете: из авторского предисловия к «Журналу» читатель узнает, что Печорин умер, возвращаясь из Персии. Одним словом, «Максим Максимыч», самая короткая повесть «Героя нашего времени», для художественного целого романа оказывается чрезвычайно важной, несмотря на ее кажущуюся «промежуточность».

Роль новеллы «Максим Максимыч» в романе Лермонтова очень велика. Во-первых, происходит смена рассказчиков, повествование опять ведется от имени автора. Во-вторых, в этой главе дается полное описание портрета Печорина в его мельчайших подробностях. В-третьих, здесь нам наиболее полно раскрывается личность Максим Максимыча как человека и друга Печорина.

Композиция «Журнала Печорина» весьма своеобразна – это как бы «роман в романе».

В повести «Тамань» показаны взаимоотношения Печорина с «честными контрабандистами». Ворвавшись в их жизнь, он разбивает ее, но после жалеет об этом: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов… я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не прошел ко дну».

В этой главе романа противоречивость характера Печорина достаточно ярка. Лермонтов сразу сталкивает два конфликта в его жизни. Если в начале повести молодой человек впечатлителен, ищет приключений и острых ощущений, то уже через несколько страниц он признает: «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих?» Эта фраза свидетельствует об умерщвлении его чувств, о безразличии, которое побеждает в нем в дуэли между двумя началами, борьба внутри героя бесконечна. Это навсегда выводит его за круг обыкновенных людей с их бытовыми, порой мелочными интересами, обыденностью.

Читайте также:
Язык мысли и голос страстей: сочинение

Повесть «Тамань» – одно из самых романтических мест в романе. Герой в описанных им событиях раскрывается как человек, в котором осталось довольно много романтического. Печорина необыкновенно влечет та свобода, которую олицетворяет Янко, ундина, слепой мальчик. Они живут в единстве со стихией, морем, вне всякого закона. Это безусловно привлекает Печорина, и его поступки становятся тоже несколько безрассудными, например, поехать кататься на лодке, не умея плавать. Однако этот мир не для него.

В «Тамани» существует также другой мир – мир обыденной провинциальной жизни. К нему принадлежит урядник, десятник. Они являются воплощением старого несвободного мира, который вызывает у Печорина лишь отвращение своей убогостью. В результате герой оказывается чужим и в мире «честных контрабандистов», и в мире обычных людей.

Повесть «Тамань» не является кульминационным моментом в романе, но именно в ней начинает раскрываться внутренний мир героя. Печорин рассказывает о себе искренне, давая строгую оценку себе и своим поступкам.

Новелла «Княжна Мери» построена из дневниковых записей – это почти ежедневная летопись жизни Печорина, который не интересуется «общими вопросами». Он пишет о своих чувствах, мыслях, о своем поведении и о поступках. В «Княжне Мери» Печорин выступает перед читателями не только как мемуарист-рассказчик, но и как автор дневника, журнала, в котором точно фиксируются его размышления и впечатления. Именно в этой повести наиболее глубоко показаны безысходное отчаяние, трагическая безнадежность Печорина, умного и одаренного человека, искалеченного средой и воспитанием.

Вопрос предназначения, рока, единоборства человека с судьбой – основной философский аспект романа. Полностью этой проблеме посвящена завершающая глава «Фаталист», в которой Печорин пытается создать некоторую «модель судьбы». Существует ли предпочтение или нет и если «да», то каковы пределы самостоятельности личности, – все это волнует Печорина, ибо ответ на этот вопрос даст ключ к разгадке человеческой натуры и сможет, наконец, объяснить Печорину его собственную душу и судьбу. Это самая философская глава в романе.

Новелла «Фаталист» состоит из трех эпизодов, которые являются продолжением возникшего среди офицеров спора о существовании предопределения, предуготованной через судьбу.

Таким образом, особенность построения «Героя нашего времени» в том, что в произведении не совпадают сюжет и фабула. Лермонтов нарушает естественную хронологию событий с тем, чтобы постепенно ввести читателя во внутренний мир Печорина, героя своего времени, который в результате раскрывается именно в последних трех главах романа через дневник главного героя. Итогом философских рассуждений Печорина, а также и Лермонтова – его создателя, становится заключительная глава произведения – «Фаталист», которая несет в себе важные и многом итоговые умозаключения Печорина.

Сочинение Особенности композиции романа Герой нашего времени Лермонтова

Роман «Герой нашего времени» — это новаторское произведение по ряду признаков. Во-первых, само жанровое определение произведения — психологический роман — было создано писателем. М. Ю Лермонтов впервые в русской литературе сосредоточил свое внимание на характере и личности одного героя, создал как бы анализ его поступков, характера. Во-вторых, новаторством в произведении прежде всего является его композиция, которая позволяет наиболее удачно рассмотреть личность человека.

Действия в романе идут не последовательно, то есть, сюжет не отражает хронологическую последовательность событий. Действие произведения начинается с тех событий, которые произошли позже, а то, что происходило до них, перечисляется во второй части. Завершается роман отдельным эпизодом из жизни героя, который выражает отношение героя к жизни.

В первой части романа идет речь о Григории Печорине и Бэле. Герой увлекся необычной девушкой, похитил ее, но, когда она ответила ему взаимностью, его чувства угасли. Жизнь Бэлы закончилась трагично — она была убита своим первым женихом. Затем идет глава «Максим Максимыч» в которой читатель узнает, что с событий первой главы прошло несколько лет, а Печорин решил уехать, но погиб.

В первой части читатель узнает о Печорине от лица Максима Максимыча. Писатель описывает героя со стороны. Здесь еще сложно понять личность героя, так как не может человек наверняка знать, что происходит в душе другого. Вторая часть называется «Журнал Печорина», где речь идет от лица главного героя. Печорин сам анализирует свою личность, свои поступки. В этом выражен важный психологический прием — автор последовательно раскрывает личность главного героя, показывает его с разных сторон.

Во второй части Печорин оказывается в разных ситуациях. Он ведет себя авантюрно в «Тамани», когда встречается с контрабандистами. В главе «Княжна Мери» Печорин проводит время на Минеральных водах, влюбляет в себя Мери и устраивает дуэль с Грушницким. Герой в этих главах приходит к выводу, что не способен к любви и дружбе.

Читайте также:
Литературные контрасты и антитезы в романе «Герой нашего времени»: сочинение

В последней главе «Фаталист» Печорин становится свидетелем необычного случая. Он задумывается, может ли человек бросать вызов своей судьбе. Печорин решается на это, но его жизнь имеет трагическую концовку.

Автор использует прием кольцевой композиции. В первой главе герой появляется в той же крепости, что и в последней.

М. Ю Лермонтов в своем романе создал новую композицию, так как новый жанр требовал нового исполнения.

Особенности

М.Ю. Лермонтов, сочиняя роман «Герой нашего времени» (1838 – 1840 г. г.), облёк его в форму отдельных глав-новелл, объединённых главным героем – Григорием Печориным. При этом хронология жизни героя дана не в линейной последовательности, а фрагментарно.

Такой принцип стали позже использовать в кино. История героя предстаёт в нескольких временных планах. События то уходят в прошлое, то забегают вперёд от момента начала повествования.

У такого композиционного решения существовало много причин. Не на последнем месте был мотив занимательности чтения. Читатель с первой главы оказывался в плену интриги относительно личности героя, причин службы утончённого аристократа в захолустной крепости.

В то же время таким построением произведения автор отдал дань романтизму, усилив впечатление о загадочности, таинственности героя. Хотя в целом роман относится к реалистической прозе, которая с 30 – 40-ых годов 19 века уже заявила о себе, например, в повестях Пушкина, но элементы романтизма читательской публике были необходимы. Она ещё долго выбирала для досуга романы об исключительных благородных героях.

Их любовь-страсть описывалась на фоне экзотических пейзажей. Социальное неравенство влюблённых предвещало трагический финал. Именно так в первой главе «Бэла» сложились отношения Печорина с черкешенкой Бэлой. Дикая природа Кавказских гор, не менее дикие местные нравы и обычаи, любовь-борьба двух сильных личностей – всё это не могло не увлечь читателей.

Но не только соображения занимательности сюжета лежат в основе необычной композиции романа. Она служит главной цели – раскрытию характера центрального героя. Его жизненный финал, то есть смерть, по авторскому замыслу перенесён в середину повествования.

В предисловии к «Журналу Печорина» читатель узнаёт, что Григорий Александрович, возвращаясь из путешествия, умер. После этого следуют ещё три главы о его жизни. В целом, порядок глав в романе таков:

  1. «Бэла»
  2. «Максим Максимыч»
  3. «Предисловие» к «Журналу Печорина»
  4. «Тамань»
  5. «Княжна Мери»
  6. «Фаталист».

Лермонтов разделил роман на две части: I часть включает первые четыре главы; II часть объединяет две последние. Первая часть отражает черты характера героя, которые раскрываются в его отношениях с миром простых людей; вторая – с представителями дворянства, к которому он принадлежит.

Если следовать хронологии жизни героя, последовательная цепь событий его биографии требовала бы иного порядка глав:

1. «Тамань» – сосланный за какую-то провинность, герой едет на Кавказ с остановкой в Тамани, где в семье контрабандистов переживает опасное приключение;

2. «Княжна Мери» – на Кавказе Печорину разрешено обосноваться в Пятигорске. Здесь происходит его дуэль с Грушницким, за которую его отсылают в дальнюю крепость;

3. «Бэла» – в этой крепости он служит под началом Максима Максимыча, влюбляется в черкешенку Бэлу и невольно становится причиной её гибели;

4. «Фаталист» – во время двухнедельной командировки в соседнюю крепость Печорин стал участником офицерского карточного розыгрыша и последующей гибели Вулича;

5. «Максим Максимыч» – из черкесской крепости герой был переведён в Грузию, затем вышел в отставку и возвратился в Петербург. Путешествуя из столицы в Персию, во Владикавказе встретил Максима Максимыча и его попутчика;

6. «Предисловие» к «Журналу Печорина» – на обратном пути из Персии в Россию герой в дороге умер.

Размышляя над авторским решением исключить героя из жизни на 1/3 пути до финала романа, многие исследователи увидели в этом трагизм фигуры героя, предопределённость судьбы лишнего человека. В литературе последекабристского периода такой тип стал ключевым в литературе.

Политическая реакция, наступившая после восстания на Сенатской площади, не оставляла надежды на свободу личности в России. Не случайно в начале и в конце произведения Печорин изображён в крепости, которая является символом тюрьмы. Этот элемент кольцевой композиции подчёркивает обречённость героя на бесполезное существование, невостребованность его «необъятных сил», заложенных природой.

Особенности композиции романа Герой нашего времени

Популярные сочинения

Автор создал достаточно многогранный образ главного героя комедии. В силу этого, выразить свое отношение к данному персонажу однозначно нельзя.

Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», написанная в 1969 году, рассказывает о девушках, которые хотели жить, любить, иметь детей. А им пришлось стать солдатами, чтобы защитить себя и своих близких.

Пьеса «На дне» была написана М. Горьким в 1902 году. В этот период развиваются капиталистические отношения, что приводит к массовому разорению трудящихся. Тысячи людей остались без средств

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: