Какие мотивы лирики Лермонтова я вижу в «Герое нашего времени»: сочинение

Какие мотивы лирики Лермонтова я вижу в «Герое нашего времени»

М.Ю.Лермонтов поэт поколения 30-х годов XIX века. “Очевидно, писал Белинский, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества”. Эпоха безвременья, политической реакции после восстания декабристов в 1825 году, разочарования в прежних идеалах породила такого поэта как М.Ю.Лермонтов, поэта, который своей главной темой избрал тему одиночества . И тема эта проходит через все творчество Лермонтова: с необычайной силой звучит в лирике, в поэмах, в бессмертном романе “Герой нашего времени”. Связь “Героя нашего времени” с образами лирических произведений Лермонтова несомненна. Ведь главная мысль романа была изложена поэтом в стихотворении “Дума”:

  • Печально я гляжу на наше поколенье,
  • Его грядущее иль пусто, иль темно,
  • Меж тем под бременем познанья иль сомненья
  • В бездействии состарится оно.

В этих строках уже высказаны мысли, которые найдут отражение и на страницах романа, ведь главный герой его Григорий Александрович Печорин и является типичным представителем целого поколения, в судьбе которого отражаются все пороки, недостатки, болезни общества той эпохи. Об этом сам автор напишет в предисловии ко 2-му изданию романа: “Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Какими чертами наделен герой времени 30-х годов: он разочарован в жизни, у него нет положительных идеалов, цели в жизни, он не верит ни в любовь, ни в дружбу, смеется над человеческими привязанностями, “жизнь его томит, как ровный путь, без цели, как пир на празднике чужом”. Григорий Печорин напоминает своими поступками лирического героя стихотворения “И скучно, и грустно. “. Он разочарован в любви. Так, увлечение черкешенкой Бэлой приводит к преждевременной нелепой ее смерти. Герой романа как бы восклицает:

  • Любить, но кого же?
  • На время не стоит труда,
  • А вечно любить невозможно.

Григорий Печорин относится и к жизни, как к игре, к глупой шутке(“А жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка”). Он не дорожит жизнью, не боится смерти, с радостью идет на испытание судьбы, рискуя быть убитым пьяным казаком или погибнуть в пучине моря(“Фаталист”, “Тамань”). Размышления Печорина в дневнике, который является беспощадным самоанализом и саморазоблачением, показывают степень одиночества героя. Это подтверждают и образы-символы, характерные для лирики поэта. Печорин в туманную ночь в “Тамани” видит вдалеке белеющий парус (“Парус”); вспоминает о высоком звездном небе, о связи людей, всего мироздания с богом (“Выхожу один я на дорогу”, “Когда волнуется желтеющая нива”). Только вечная величественная природа успокаивает героя романа, примиряет его с окружающей действительностью. Именно с этого момента Григорий Печорин мог бы воскликнуть:

  • И счастье я могу постигнуть на земле
  • И в небесах я вижу бога.

Роман “Герой нашего времени” стал продолжением темы “лишних людей”. Эта тема стала центральной в романе в стихах А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина. В предисловии к роману автор показывает отношение к своему герою. Так же как и Пушкин в “Евгении Онегине” (“Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной”) Лермонтов высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его главным героем. Лермонтов не считал Печорина положительным героем, с которого надо брать пример.

Автор подчеркнул, что в образе Печорина дан портрет не одного человек, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века. В романе Лермонтова “Герой нашего времени” показан молодой человек , страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей. Печорин офицер. Он служит, но не выслуживается. Печорин не занимается музыкой, не изучает философию или военное дело. Но мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки.

Он глубоко несимпатичен нам “жалкостью действий”, пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям. Но мы видим, что и сам он глубоко страдает. Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его. “. Каковы причины этой раздвоенности? “Я говорил правду мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни. ” признается Печорин. Он научился быть скрытным , злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой.

Читайте также:
Поэма М. Ю. Лермонтова Мцыри как романтическое произведение: сочинение

Печорин эгоист. Еще пушкинского Онегина Белинский называл “страдающим эгоистом” и “эгоистом поневоле”. То же самое можно сказать и о Печорине. Печорину присущи разочарование в жизни, пессимизм. Он находится в постоянной раздвоенности духа. В общественно-политических условиях 30-х годов 19 века Печорин не может найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения, подставляет лоб чеченским пулям, ищет забвения в любви. Но все это лишь поиск какого-то выхода, лишь попытка рассеяться. Его преследует скука и сознание, что не стоит жить такой жизнью. На всем протяжении романа Печорин показывает себя как человека, привыкшего смотреть “на страдания, радости других только в отношении к себе” как на “пищу”, поддерживающую его душевные силы, именно на этом пути ищет он утешения от преследующей его скуки, пытается заполнить пустоту своего существования.

И все же Печорин натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник не что иное, как саморазоблачение. Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Белы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. Равнодушие, черствость маска самозащиты. Печорин все-таки является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют “жизни силы”, он способен к действию.

Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. В этом Печорин сходен с героем поэмы “Демон”. И, правда, в его облике (особенно в начале романа) есть что-то демоническое, неразгаданное. Во всех новеллах, которые Лермонтов объединит в романе, Печорин предстает перед нами как разрушитель жизней и судеб других людей: из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бела, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают Мэри и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом “честные контрабандисты”, погибает молодой офицер Вулич. Белинский видел в характере Печорина “переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем”.

Мотивы лирики Лермонтова в романе “Герой нашего времени

Что такое лирическое стихотворение? По-моему, это душа того, кто пишет. Читая лирические произведения, узнаешь, о чем думает поэт, что тревожит его. Лирика – это дневник, хранящий в себе самые сокровенные мысли и желания. Говорят, что глаза человека – зеркало его души.

То же самое можно сказать и о лирических стихотворениях.

Поэт прощается с родиной, и на бумагу ложатся слова, говорящие о тоске расставания. Чудесная, бегущая музыка навевает строки, полные безотчетной и очень светлой грусти…

Но вот поэт обращается к прозе. Меняются

Конечно, нет. Поэтому и в романе “Герой нашего времени” мы слышим Лермонтова-поэта, и прежде всего поэта-лирика.

Роман “Герой нашего времени” является горьким раздумьем над историей души человеческой, души, погубленной блеском обманчивой столицы, ищущей и не находящей ни дружбы, ни любви, ни счастья…

Как часто и в лирике Лермонтова, и в раздумьях Печорина встречаем мы печальное признание, что представители их поколения – это тощие плоды, до времени созревшие, которые не радуют ни вкуса, ни глаз! Мы говорим, что

Как перекликаются слова Печорина о том, что он презирает жизнь, и лермонтовское: “Но судьбу я и мир презираю!” Печорин так дорожит своей свободой, что готов поставить на карту и честь свою, и жизнь. Он любит Веру, но как можно пожертвовать своей свободой?! Не Печорин ли говорит в Лермонтове:

Для заблужденья не отдам, И так пожертвовал я годы Твоей улыбке и глазам…

Когда читаешь слова Печорина: “Чего я жду от будущего? Право, ровно ничего”, – то в памяти тотчас возникает строка: “…Уж не жду от жизни ничего я…”

Читайте также:
Мцыри и ссыльный поэт: сочинение

Все это – центральная тема лирики Лермонтова. Он показывает человека в отношении к обществу. Закончить сочинение хочется словами Белинского: “Содержание, добытое со дна глубочайшей и могущественной натуры, исполинского взмаха, с небом гордая вражда – все это заставляет думать, что мы лишились в Лермонтове поэта, который по содержанию шагнул бы дальше Пушкина”.

Похожие сочинения:

Мотивы лирики Лермонтова и проблематика романа “Герой нашего времени” Мне кажется что главной темой в творчестве Лермонтова была тема одиночества. Она прошла через все его творчество и звучит практически во всех его произведениях. Роман “Герой нашего времени”, несомненно, связан.

ЛИРИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” М. Ю. Лермонтов – поэт поколения 30-х годов XIX века. “Очевидно, – писал Белинский, – что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в.

“ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ”; М. Ю. ЛЕРМОНТОВА Печорин как “портрет поколения” . Портрет героя времени создается как история одной человеческой души. Характер Печорина очень противоречив. Он приносит страдания всем, кто находится рядом с ним и осознает это.

Какие мотивы лирики М. Лермонтова я вижу в “Герое нашего времени” М. Ю. Лермонтов – поэт поколения 30-х годов XIX века. “Очевидно, – писал Белинский, – что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в.

Белинский о романе “Герой нашего времени” Лермонтова Белинский пишет, что во второй половине 30-х годов “на горизонте нашей поэзии взошло новое яркое светило и тотчас оказалось звездою первой величины. Мы говорим о Лермонтове…”. Роман “Герой нашего времени”.

Печорин как тип лишнего человека в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Печорин как тип лишнего человека в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Лермонтов писал, что история жизни человека бывает порой интересней истории целого народа. В романе “Герой нашего времени”.

РОМАН М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” Проблематика романа “Герой нашего времени”. Ведущая тема романа – судьба современника, в котором воплотились существенные черты значительного круга интеллигенции времени николаевской реакции. Проблематика определяется темой произведения. Основными являются проблемы жизненного.

Героини нашего времени. Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Нет ничего на свете прекраснее женщины. Тютчев Русской женщине посвящено множество стихов, романов, повестей. Ей дарят музыку, ради нее совершают подвиги, делают открытия, стреляются. Из-за нее сходят с ума. О.

Пейзаж в романе Лермонтова “Герой нашего времени” Познакомившись с композицией романа “Героя нашего времени”, которая необычна и сложна, мне хотелось бы отметить художественные достоинства романа. У лермонтовского пейзажа очень важная особенность: он тесно связан с переживаниями героев.

Женские образы в романе М. Лермонтова “Герой нашего времени” О женских образах XIX столетия принято говорить “пленительные”. И это правда. Женщина – источник радости, силы и вдохновения. Лермонтов писал: “И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя.

ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Появление романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” вызвало неоднозначную реакцию критики. Негативная оценка касалась, в первую.

Пейзаж в романе М. Лермонтова “Герой нашего времени Большую роль в романе “Герой нашего времени” играет пейзаж. Отметим очень важную его особенность: он тесно связан с переживаниями героев, выражает их чувства и настроения. Отсюда и рождается страстная эмоциональность.

Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Русская литература 1-й половины XIX века Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” явился читателям в качестве зеркального отражения эпохи.

Двойники Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Русская литература 1-й половины XIX века Двойники Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Образы персонажей М. Ю. Лермонтова, как и вся художественная структура романа “Герой нашего времени”.

“История души человеческой” в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” В предисловии к роману “Герой нашего времени” Лермонтов определяет свою писательскую задачу – нарисовать “современного человека”, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения”. Белинский назвал роман “грустной думой о нашем.

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” (вариант 1) Нет ничего на свете прекраснее женщины… Ф. И. Тютчев Основа творчества писателя – вдохновение, ниспосланное свыше. И это вдохновение имеет женское начало. Не случайно муза – женщина, К женским ногам.

Читайте также:
Характеристика образа Печорин Григорий Александрович: сочинение

Трагичность образа Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Главная тема романа “Герой нашего времени” – изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения декабристов. Основная мысль – осуждение этой личности и породившей ее социальной среды. Печорин – центральная фигура.

Печорин и контрастные образы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Русская литература 1-й половины XIX века Печорин и контрастные образы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” На мой взгляд, главного героя романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.

Связь идейной проблематики лирики Лермонтова и его романа “Герой нашего времени” По мнению Бердяева, философия – это искусство, которому нельзя научить, акт творчества. Неудивительно, что философские взгляды часто находят свое отражение в произведениях искусства. Художники выражают свое мировоззрение в полотнах, писатели.

Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Роман “Герой нашего времени”, написанный Лермонтовым в 1839-1840 годах, представляет собой первое реалистическое прозаическое социально-психологическое и философское произведение в русской литературе. Время написания романа пришлось на период реакции, наступившей в.

Женские образы в романе Михаила Лермонтова “Герой нашего времени” И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Эти лермонтовские строки как.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” Роман “Герой нашего времени” стал продолжением темы “лишних людей”. Эта тема впервые прозвучала в романе в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина. В предисловии.

Женские образы в романе “Герой нашего времени” Лермонтова Столько стихов, рассказов, романов, повестей посвящено русской женщине! Ей посвящали и посвящают музыку, во имя нее совершают подвиги, делают открытия, стреляются, сходят с ума. О ней поют. На ней держится.

Сцена захвата казака-убийцы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Когда-то В. Набоков говорил о том, что если бы вся жизнь была просто набором нелепых случайностей и не было бы в этом никакого связующего звена, то жить было бы слишком.

Печорин и горцы в романе М. Лермонтова “Герой нашего времени” Роман М. Лермонтова “Герой нашего времени” – это “история души человеческой”, как определил характер своего произведения сам автор. Роман состоит из пяти повестей: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мэри” и.

Нравственные проблемы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Молодость и пора становления личности Лермонтова пришлась на годы правительственной реакции после поражения восстания декабристов. В России царила тяжелая атмосфера доносов, тотальной слежки, ссылок в Сибирь по обвинению в неблагонадежности.

Вопросы и ответы к роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” 1. Почему М. Ю. Лермонтов рассказывает о событиях в романе “Герой нашего времени” не в хронологической последовательности? Какова должна быть эта последовательность? М. Ю. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность, чтобы полнее.

“Герой нашего времени” Лермонтова – социально-психологический роман Великого русского поэта М. Ю. Лермонтова есть все основания считать родоначальником отечественной прозы. Если А. С. Пушкина принято считать создателем первого реалистического стихотворного романа о современности, то, на мой взгляд.

ОБРАЗ ПЕЧОРИНА В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” Роман “Герой нашего времени”, выйдя в Свет, вызвал противоречивые суждения среди читателей. Образ Печорина был для них непривычен. В предисловии Лермонтов дает свое объяснение этому: “Отчего же этот характер… не.

Сочинение на тему: Проблемы личного счастья в романе Лермонтова “Герой нашего времени” Григорий Печорин. Кто он? Беспощадный циник или несчастный гуманист? Человек, который никак не мог найти своего счастья? Или, может, он знал, что поиски напрасны? Каждый читатель может проследить, как меняется.

Какие мотивы лирики Лермонтова я вижу в “Герое нашего времени”

М. Ю. Лермонтов – поэт поколения 30-х годов XIX века. “Очевидно,- писал Белинский,- что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества”. Эпоха безвременья, политической реакции после восстания декабристов в 1825 году, разочарования в прежних идеалах породила такого поэта как М. Ю. Лермонтов, поэта, который своей главной темой избрал тему одиночества. И тема эта проходит через все творчество Лермонтова: с необычайной силой звучит в лирике, в поэмах, в бессмертном романе “Герой нашего времени”. Связь “Героя нашего времени” с образами лирических произведений Лермонтова несомненна. Ведь главная мысль романа была изложена поэтом в стихотворении “Дума”:

Читайте также:
Что объединяет образы Онегина и Печорина: сочинение

Печально я гляжу на наше поколенье,

Его грядущее иль пусто, иль темно,

Меж тем под бременем познанья иль сомненья

В бездействии состарится оно.

В этих строках уже высказаны мысли, которые найдут отражение и на страницах романа, ведь главный герой его – Григорий Александрович Печорин – и является типичным представителем целого поколения, в судьбе которого отражаются все пороки, недостатки, болезни общества той эпохи. Об этом сам автор напишет в предисловии ко 2-му изданию романа: “Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.

Какими чертами наделен герой времени 30-х годов: он разочарован в жизни, у него нет положительных идеалов, цели в жизни, он не верит ни в любовь, ни в дружбу, смеется над человеческими привязанностями, “жизнь его томит, как ровный путь, без цели, как пир на празднике чужом”.

Григорий Печорин напоминает своими поступками лирического героя стихотворения “И скучно, и грустно. “. Он разочарован в любви. Так, увлечение черкешенкой Бэлой приводит к преждевременной нелепой ее смерти. Герой романа как бы восклицает:

Любить, но кого же?

На время – не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

Григорий Печорин относится и к жизни, как к игре, к глупой шутке (“А жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка”). Он не дорожит жизнью, не боится смерти, с радостью идет на испытание судьбы, рискуя быть убитым пьяным казаком или погибнуть в пучине моря (“Фаталист”, “Тамань”).

Размышления Печорина в дневнике, который является беспощадным самоанализом и саморазоблачением, показывают степень одиночества героя. Это подтверждают и образы-символы, характерные для лирики поэта. Печорин в туманную ночь в “Тамани” видит вдалеке белеющий парус (“Парус”); вспоминает о высоком звездном небе, о связи людей, всего мироздания с богом (“Выхожу один я на дорогу”, “Когда волнуется желтеющая нива”). Только вечная величественная природа успокаивает героя романа, примиряет его с окружающей действительностью. Именно с этого момента Григорий Печорин мог бы воскликнуть:

И счастье я могу постигнуть на земле

И в небесах я вижу бога.

В предисловии к роману автор показывает отношение к своему герою. Так же как и Пушкин в “Евгении Онегине” (“Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной”) Лермонтов высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его главным героем. Лермонтов не считал Печорина положительным героем, с которого надо брать пример. Автор подчеркнул, что в образе Печорина дан портрет не одного человек, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.

В романе Лермонтова “Герой нашего времени” показан молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей. Печорин – офицер. Он служит, но не выслуживается. Печорин не занимается музыкой, не изучает философию или военное дело. Но мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам “жалкостью действий”, пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям. Но мы видим, что и сам он глубоко страдает.

Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его. “. Каковы причины этой раздвоенности? “Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни. ” – признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой. Печорин – эгоист. Еще пушкинского Онегина Белинский называл “страдающим эгоистом” и “эгоистом поневоле”. То же самое можно сказать и о Печорине. Печорину присущи разочарование в жизни, пессимизм. Он находится в постоянной раздвоенности духа.

Читайте также:
Демон: сочинение

В общественно-политических условиях 30-х годов 19 века Печорин не может найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения, подставляет лоб чеченским пулям, ищет забвения в любви. Но все это лишь поиск какого-то выхода, лишь попытка рассеяться. Его преследует скука и сознание, что не стоит жить такой жизнью. На всем протяжении романа Печорин показывает себя как человека, привыкшего смотреть “на страдания, радости других только в отношении к себе” – как на “пищу”, поддерживающую его душевные силы, именно на этом пути ищет он утешения от преследующей его скуки, пытается заполнить пустоту своего существования.

И все же Печорин – натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник – не что иное, как саморазоблачение. Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Белы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. Равнодушие, черствость – маска самозащиты. Печорин все-таки является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют “жизни силы”, он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. В этом Печорин сходен с героем поэмы “Демон”. И, правда, в его облике (особенно в начале романа) есть что-то демоническое, неразгаданное.

Во всех новеллах, которые Лермонтов объединит в романе, Печорин предстает перед нами как разрушитель жизней и судеб других людей: из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бела, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают Мэри и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом “честные контрабандисты”, погибает молодой офицер Вулич.

Белинский видел в характере Печорина “переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем”.

Мотивы лирики. «Герой нашего времени»

Какие мотивы лирики Лермонтова в «Герое нашего времени.
М. Ю. Лермонтов – поэт поколения 30-х годов XIX века.
“Очевидно, – писал Белинский, – что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества”.
Эпоха безвременья, политической реакции после восстания декабристов в 1825 году, разочарования в прежних идеалах породила такого поэта как
М.Ю. Лермонтов, поэта, который своей главной темой избрал тему одиночества.
И тема эта проходит через все творчество Лермонтова: с необычайной силой звуча в лирике, в поэмах, в бессмертном романе “Герой нашего времени”.
Связь “Героя нашего времени” с образами лирических произведений Лермонтова несомненна.
Ведь главная мысль романа была изложена поэтом в стихотворении “Дума”:
Печально я гляжу на наше поколенье,
Его грядущее иль пусто, иль темно.
Меж тем под бременем познанья иль сомненья.
В бездействии состарится оно.

В этих строках уже высказаны мысли, которые найдут отражение и на страницах романа, ведь главный герой его -Григорий Александрович Печорин – и является типичным представителем целого поколения, в судьбе которого отражаются все пороки, недостатки, болезни общества той эпохи.
Об этом сам автор напишет в предисловии ко 2-му изданию романа: “Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.
Какими чертами наделен герой времени 30-х годов: он разочарован в жизни, у него нет положительных идеалов, цели в жизни, он не верит ни в любовь, ни в дружбу, смеется над человеческими привязанностями, “жизнь его томит, как ровный путь, без цели, как пир на празднике чужом”.
Григорий Печорин напоминает своими поступками лирического героя стихотворения
“И скучно, и грустно. ” Он разочарован в любви.
Так, увлечение черкешенкой Белой приводит к преждевременной нелепой ее смерти.
Герой романа как бы восклицает:
“Любить, но кого же?
На время – не стоит труда, а вечно любить невозможно. ”
Григорий Печорин относится и к жизни, как к игре, к глупой шутке (“А жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка”).
Он не дорожит жизнью, не боится смерти, с радостью идет на испытание судьбы, рискуя быть убитым пьяным казаком или погибнуть в пучине моря (“Фаталист”, “Тамань”).
Размышления Печорина в дневнике, который является беспощадным самоанализом и саморазоблачением, показывают степень одиночества героя.
Это подтверждают и образы-символы, характерные для лирики поэта – Печорин в туманную ночь в “Тамани” видит вдалеке белеющий парус (“Парус”); вспоминает о высоком звездном небе, о связи людей, всего мироздания с Богом (“Выхожу один я на дорогу”, “Когда волнуется желтеющая нива”).
Только вечная величественная природа успокаивает героя романа, примиряет его с окружающей действительностью.
Именно с этого момента Григории Печорин мог бы воскликнуть: “И счастье я могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу бога”.

Читайте также:
В чем своеобразие темы любви в лирике М.Ю.Лермонтова: сочинение

Мотивы лирики Лермонтова в романе «Герой нашего времени.
Что такое лирическое стихотворение? По-моему, это душа того, кто пишет.
Читая лирические произведения, узнаешь, о чем думает поэт, что тревожит его.
Лирика – это дневник, хранящий в себе самые сокровенные мысли и желания.
Говорят, что глаза человека – зеркало его души.
То же самое можно сказать и о лирических стихотворениях.

Поэт прощается с родиной, и на бумагу ложатся слова, говорящие о тоске расставания.
Чудесная, бегущая музыка навевает строки, полные безотчетной и очень светлой грусти.
Но вот поэт обращается к прозе.
Меняются ли его взгляды, убеждения? По-другому ли он оценивает поступки людей? Конечно, нет.
Поэтому и в романе “Герой нашего времени” мы слышим Лермонтова-поэта, и прежде всего поэта-лирика.

Роман “Герой нашего времени” является горьким раздумьем над историей души человеческой, души, погубленной блеском обманчивой столицы, ищущей и не находящей ни дружбы, ни любви, ни счастья.

Как часто и в лирике Лермонтова, и в раздумьях Печорина встречаем мы печальное признание, что представители их поколения – это тощие плоды, до времени созревшие, которые не радуют ни вкуса, ни глаз!
Мы говорим, что Печорин – типичный герой З0-х годов XIX века.
Значит, и в Лермонтове есть что-то от Печорина.
Как перекликаются слова Печорина о том, что он презирает жизнь, и лермонтовское: “Но судьбу я и мир презираю!”
Печорин так дорожит своей свободой, что готов поставить на карту и честь свою, и жизнь. Он любит Веру, но как можно пожертвовать своей свободой?!
Не Печорин ли говорит в Лермонтове:
. Я свободы
Для заблужденья не отдам,
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам.

Когда читаешь слова Печорина:
“Чего я жду от будущего?
Право, ровно ничего”,
– то в памяти тотчас возникает строка: “. Уж не жду от жизни ничего я. “
Все это – центральная тема лирики Лермонтова.
Он показывает человека в отношении к обществу.
Закончить сочинение хочется словами Белинского:
“Содержание, добытое со дна глубочайшей и могущественной натуры, исполинского взмаха, с небом гордая вражда – все это заставляет думать, что мы лишились в Лермонтове поэта, который по содержанию шагнул бы дальше Пушкина”.

Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова.

Русская литература – литература пророческая. И одним из самых известных ее пророков был М. Ю. Лермонтов, но сознание своего великого предназначения пришло к нему не сразу, поэтому его творчество делится на несколько периодов. С 1828 по 1832 годы Лермонтов очень увлекался романтическими стихами Байрона. Многие стихотворения этого периода – грустные, мрачные, в них он говорит о своих страданиях, о разочарованиях в жизни и в людях, скорбит о ничтожности мира и человека. Во всех этих чувствах была доля юношеской рисовки и следы влияния Байрона, который был “властителем дум” молодого поэта. Но Байрона Лермонтов не просто копирует. Он переводит его то предельно точно, то вольно, пишет подражания, сочиняет вариации. Байрон не только давал пищу романтическим мечтам юного Лермонтова, но и учил истинному языку страстей. Михаила Юрьевича привлекали герои английского поэта, гордые, независимые личности, жаждущие безграничной свободы, относящиеся с презрением ко всем окружающим, но вместе с тем страдающие от внутреннего разлада. На юного поэта начинают смотреть как на кандидата в “русские Байроны”. Но вскоре Лермонтов осознает свою индивидуальность и пишет стихотворение “Нет, я не Байрон, я другой…” (1832 год), которое завершает период увлечения творчеством поэтов-романтиков:

Читайте также:
Что же представляет собой роман «Герой нашего времени»: сочинение

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник…

С 1833 по 1836 год продолжается второй период развития поэта. В это время Лермонтов мучительно ищет свой неповторимый путь, осознает предназначение поэта и его задачи, поэтому в этот период поэтом было написано очень немного стихотворений, большинство из которых не пользовались популярностью у читателей. И с 1837 года до самой смерти поэта длится последний этап – его зрелость. Началом этого этапа можно считать стихотворение “Смерть поэта” (1837 год), с которым молодой Лермонтов вошел в литературу. Это стихотворение было написано после того, как он получил известие о смерти Пушкина, которая вызвала раскол среди дворянской интеллигенции. Одни защищали Пушкина и негодовали на Дантеса, другие, в основном в светских кругах, оправдывали убийцу. Ответом последним и стало стихотворение “Смерть поэта”, в котором Лермонтов обвинял представителей придворной аристократии, убивших поэта:

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

За последние шестнадцать строк Лермонтова обвинили в подстрекательстве к восстанию и сослали на Кавказ. Поэт без сожаления прощается с Родиной, надеясь “за хребтом Кавказа” творить, не опасаясь царя: Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ… На этом этапе Лермонтов полностью осознает свое предназначение и свою судьбу, связанную с ним. Об этом стихотворение “Пророк” (1841 год). В нем Лермонтов как бы продолжает пушкинского “Пророка”, который заканчивается тем, что пророк осознает свое предназначение “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтовский же пророк бежит от людей, не понимающих его:

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Пророк вынужден бежать в пустыню от людей:

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи…

Но люди не забывают смельчака, бросившего им вызов, и даже спустя годы, когда пророк вынужден пробираться через город, старцы указывают на него детям, говоря:

“Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами.

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!”

Таким образом, Лермонтов – поэт-пророк появился не сразу, долгое время “творческая дума” зрела на сердце у поэта, прежде чем появиться на свет в стихах зрелого периода.

47) Знамением переходной эпохи 1800—1810-х годов был спор карамзинистов и шишковистов о «старом» и «новом» слоге русского языка, спор, разделивший литературу на резко обозначенные лагери и оказавший существенное воздействие на последующую литературную жизнь. Во Введении уже отмечалось значение этой полемики. Теперь мы подробнее охарактеризуем ее направление и ход. Полемика шла о путях русского Просвещения в целом и о месте литературы в системе русской общественной жизни. Первым предвестием полемики была статья Карамзина «Отчего в России мало авторских талантов» (1802) — своеобразное резюме идей, высказанных и в других статьях писателя в «Вестнике Европы». Карамзин подчеркивал общественное значение литературы и литератора. Уровень развития словесности есть показатель уровня просвещенности общества в целом; вместе с тем литература есть один из двигателей просвещения. Между тем, продолжал Карамзин, язык литературы не образовался еще в России; он мало пригоден для передачи системы гражданских и нравственных понятий, равно как и для описания тонких душевных движений. Путь образования и «языка чувств», и философского языка — изучение классических образцов и сближение с языком света, образованной верхушки общества. Выступление Карамзина развязало спор. В 1803 г. в Петербурге анонимно появляется основной полемический трактат из противоположного лагеря — «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» адмирала А. С. Шишкова (1754—1841), главы консервативной общественно-литературной группы, открыто демонстрировавшей свое недовольство либеральными веяниями начала царствования Александра I. Шишков нападал на языковую политику карамзинистов, якобы отказывающихся от национальной традиции и пытающихся построить новый литературный язык «на правилах чуждого, не свойственного нам и бедного языка французского». Такое стремление, утверждал он, есть прямое следствие «иностранного» воспитания, сеющего безверие, пренебрежение к патриархальным добродетелям и развратные нравы. В своих глубинных основах выступление Шишкова было продолжением той борьбы, которая велась против Карамзина уже с середины 90-х годов XVIII в., однако в «Рассуждении. » впервые была сформулирована позитивная программа «архаистов»: возвращение к основам национального языка, сохраненного в церковных книгах. В соответствии с этой программой Шишков призывал очистить литературную речь от наносных галлицизмов, найдя соответствующие эквиваленты в словарном фонде церковнославянского языка; он предлагал и свои неологизмы, основанные на корневых значениях. Стиль «élégance», как иронически именует Шишков «новый слог», им отвергается и осмеивается, иногда не без проницательности; он пародирует его жеманство и метафорическую изысканность. Книга Шишкова была сигналом к открытой полемике, которая продолжалась более десятилетия, проясняя антагонистические позиции сторон. В течение долгого времени держалось мнение, что Шишков если и не победил в этом споре, то, во всяком случае, заставил Карамзина во многом уступить свои позиции. В действительности же критика Шишковым издержек «нового слога» молчаливо разделялась и Дмитриевым и Карамзиным — и собственная эволюция Карамзина-прозаика шла по пути освобождения от повышенной эмоциональности, метафоричности стиля и злоупотребления галлицизмами. Против засилья французского языка в обществе и иностранного воспитания Карамзин возражал сам; активизация национальных культурных ценностей прямо входила в его программу, и «История государства Российского» была ее непосредственным осуществлением. Вместе с тем антагонизм Шишкова и Карамзина имел достаточно глубокие корни. Требование Карамзина «писать так, как говорят», несколько заостренное в полемике (речь шла не о тождестве, а о сближении письменного и разговорного языка), опиралось на понятие языкового обычая, «общего употребления», выдвинутого карамзинистами. Это понятие было результатом осознания исторической изменчивости как языковых, так и литературных норм. Напротив, Шишков, призывавший к воскрешению исторической традиции, ссылавшийся на Ломоносова, выступал как сторонник нормативной поэтики, якобы искаженной и «забытой» невежественными писателями. Представление об исторически релятивной норме «общего употребления» легло и в основу выдвинутой карамзинистами категории «вкуса» — центральной в их эстетической системе. Много позднее Пушкин в «Отрывках из писем. » даст ее описание: «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности». «Вкус» поверяется «логикой», — апелляция к рационалистическому началу характерна для карамзинистов, — однако не может быть выведен путем логических спекуляций: он зиждется на чувстве языка, причем языка современного; на точном ощущении пределов сочетаемости «слов и оборотов». Именно «вкус» лежал в основе батюшковской (и пушкинской) поэзии «гармонической точности», с ее обостренным вниманием к тончайшим семантическим сдвигам. Спор, начатый книгой Шишкова, ускорил поляризацию литературных сил. Из области филологии и критики он перешел непосредственно в сферы художественного творчества. Литературоведение XIX — начала XX в. рассматривало его как борьбу «классиков» и «романтиков» или «шишковистов» и «карамзинистов». Ю. Н. Тынянов выдвинул понятие «архаисты» и «новаторы». Эти глубоко плодотворные представления имели, однако, один недостаток: вольно или невольно они рассматривали Карамзина (как правило, взятого статично, в виде некоей общей модели) и Шишкова в качестве некоих точек отсчета. Между тем мы имеем дело со сложным процессом, в котором позиции Карамзина и Шишкова были лишь наиболее офомленным выражением противоположных общественно-литературных тенденций. Между этими двумя полюсами располагались многочисленные «промежуточные» явления. «Полюс Карамзина» обладал наибольшей степенью литературной продуктивности: он обозначал ту тенденцию, которая уже фактически возобладала в литературной практике. Об этом едва ли не яснее всего свидетельствовала судьба традиционных больших жанров. Так, реформированный плутовской роман «Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова» (1814) В. Т. Нарежного (1780—1825) стал одним из самых заметных явлений русской прозы 10-х годов. Сохраняя очевидные связи с традицией сатирического просветительского бытописания, он в то же время подвергся сильному воздействию сентиментальной и преромантической эстетики. Самая субъективность повествования была необычной для просветительского романа и очень характерной для сентиментальной литературы. Юмор здесь сродни стернианской иронии, колеблющейся между лиризмом и прямой пародией. Предметом иронической игры становится поэтика авантюрного романа и романа тайн. Но самым значительным открытием Нарежного был сам тип «российского Жилблаза» — характер традиционного пикаро плутовского романа видоизменился при помощи иронического контраста: появился нищий князь, с мужицким именем и модусом существования, сам пашущий землю и наделенный этическим комплексом «естественного», «чувствительного» человека. «Чувствительные» герои у Нарежного — герои демократические, с позиций которых произносится суд над развращенной дворянской верхушкой, и этот присущий роману социальный критицизм послужил причиной его запрещения.

Читайте также:
Тема Родины в поэзии М. Ю. Лермонтова: сочинение

Доклад “Становление личности М.Ю. Лермонтова”

Доклады к урокам

Скачать:

Вложение Размер
safiullin_rashid_7b_klass._doklad.docx 21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Становление личности М.Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей 19-20 веков.

На формирование личности Лермонтова повлияло множество факторов: воспитание, круг общения, общественно-политическая обстановка, интересы. Когда мальчику было два года, его мать умерла. Смерть матери стала серьезной психологической травмой для будущего поэта, и углубили конфликтные отношения между отцом и бабушкой по материнской линии. Она забрала мальчика к себе в имение, в Пензенскую губернию, лишив общения с отцом. Детство будущего поэта прошло в селе Тарханы, в атмосфере бабушкиной любви и заботы. Однако, будучи ребенком эмоциональным, романтичным, болезненным, будущий поэт часто находился в грустном настроении, погружённым в себя.

Поэт получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Бабушка возила Лермонтова лечиться на Кавказские воды. Детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов отразились в его раннем и позднем творчестве (“Кавказ”, 1830; “Синие горы Кавказа, приветствую вас. “, 1832).

В Тарханах определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству и ориентация его на А.С. Пушкина и английского поэта – романтика Байрона. Байроническая поэма становится основой раннего творчества Лермонтова. В центре байронической поэмы – герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне с обществом и отрицающий его социальные и нравственные нормы.

В сентябре 1830 года М.Ю. Лермонтов становится студентом нравственно-политического, а затем словесного отделения Московского университета, где учится меньше двух лет, так как не выдерживает публичных экзаменов. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Екатериной Сушковой. С ней связан лирический цикл 1830 года («Нищий», “ Стансы”, “Взгляни, как мой спокоен взор. “, “Ночь”).

В 1830-1832 годы идет формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные увлечения являются попыткой личностного самоутверждения. Возникает жанр “отрывка” – лирического размышления, в центре которого определенный момент непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления.

Чувство к Варваре Лопухиной, сестре товарища Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным. Лопухиной были адресованы как ранние стихи, так и поздние произведения: “Валерик”, “Нет, не тебя так пылко я люблю”… В 1830-1831 годах раннее лирическое творчество поэта достигает вершины.

В 1832 году Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург, где надеется продолжить образование в Петербургском университете. Однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Родные советуют Лермонтову избрать военное поприще, и в ноябре 1832 года он сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении.

В 1835, когда Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк (сентябрь 1834), поэт снова начинает писать; в этом же году выходит поэма “Хаджи Абрек” – первое выступление Лермонтова в печати.

Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию драмы “Маскарад”, работает над поэмами “Сашка”, “Боярин Орша”, начинает роман “Княгиня Лиговская”. Известно о знакомстве Лермонтова с А. Н. Муравьёвым, И. И. Козловым, С. А. Раевским и А. А. Краевским.

Написанное в 1837 г. на смерть Пушкина стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» стало переломным моментом в его биографии. Лермонтов был арестован, началось политическое дело о “непозволительных стихах”. Под арестом Лермонтов пишет несколько стихотворений: “Сосед”, “Узник”, положивших начало блестящему “циклу” его “тюремной

Во 2-й половине января 1838 года Лермонтов возвращается в Петербург. 1838-1841 – годы его литературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, П.А. Плетнёвым, его принимают в семействе Карамзиных. В 1840 году в Петербурге отдельными изданиями выходят единственные прижизненный сборник “Стихотворения”, поэма «Мцыри» и роман “Герой нашего времени”.

В феврале 1840 года у Лермонтова состоялась дуэль с сыном французского посланника де Барантом, которая закончилась примирением с противником и ссылкой поэта на Кавказ. В январе 1841 г. на три месяца Лермонтов приезжает в Санкт-Петербург в отпуск. Он мечтает выйти в отставку, чтобы посвятить себя литературе. 14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: “Сон”, “Утес”, “Они любили друг друга. “, “Тамара”, “Свиданье”, “Листок”, “Выхожу один я на дорогу. “, “Морская царевна”, “Пророк”.

В Пятигорске Лермонтов вращался в кругу давних знакомых, молодежи. Среди них был отставной майор Мартынов, с которым Лермонтов учился в школе гвардейских юнкеров. Размолвка между ними закончилась дуэлью 27 июля 1841 года, в которой поэт, не придавший значения серьезности намерений своего противника, был убит наповал. Прах Михаила Юрьевича весною 1842 г. привезли в Тарханы и похоронили в фамильном склепе.

За короткие 13 лет творческой биографии поэт внес неоценимый вклад в русскую литературу как автор исключительной по разнообразию тем и мотивов лирики. Творчество Лермонтова завершило развитие национальной романтической поэмы, создало фундамент для реалистического романа XІX.

Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова

Русская литература – литература пророческая. И одним из самых известных ее пророков был М. Ю. Лермонтов, но сознание своего великого предназначения пришло к нему не сразу, поэтому его творчество делится на несколько периодов.

С 1828 по 1832 годы Лермонтов очень увлекался романтическими стихами Байрона. Многие стихотворения этого периода – грустные, мрачные, в них он говорит о своих страданиях, о разочарованиях в жизни и в людях, скорбит о ничтожности мира и человека. Во всех этих чувствах была доля юношеской рисовки и следы влияния Байрона, который был “властителем дум” молодого поэта. Но Байрона Лермонтов не просто копирует. Он переводит его то предельно точно, то вольно, пишет подражания, сочиняет вариации. Байрон не только давал пищу романтическим мечтам юного Лермонтова, но и учил истинному языку страстей. Михаила Юрьевича привлекали герои английского поэта, гордые, независимые личности, жаждущие безграничной свободы, относящиеся с презрением ко всем окружающим, но вместе с тем страдающие от внутреннего разлада. На юного поэта начинают смотреть как на кандидата в “русские Байроны”.

Но вскоре Лермонтов осознает свою индивидуальность и пишет стихотворение “Нет, я не Байрон, я другой…” (1832 год), которое завершает период увлечения творчеством поэтов-романтиков:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник…

С 1833 по 1836 год продолжается второй период развития поэта. В это время Лермонтов мучительно ищет свой неповторимый путь, осознает предназначение поэта и его задачи, поэтому в этот период поэтом было написано очень немного стихотворений, большинство из которых не пользовались популярностью у читателей. И с 1837 года до самой смерти поэта длится последний этап – его зрелость.

Началом этого этапа можно считать стихотворение “Смерть поэта” (1837 год), с которым молодой Лермонтов вошел в литературу. Это стихотворение было написано после того, как он получил известие о смерти Пушкина, которая вызвала раскол среди дворянской интеллигенции. Одни защищали Пушкина и негодовали на Дантеса, другие, в основном в светских кругах, оправдывали убийцу. Ответом последним и стало стихотворение “Смерть поэта”, в котором Лермонтов обвинял представителей придворной аристократии, убивших поэта:

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

За последние шестнадцать строк Лермонтова обвинили в подстрекательстве к восстанию и сослали на Кавказ. Поэт без сожаления прощается с Родиной, надеясь “за хребтом Кавказа” творить, не опасаясь царя: Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ… На этом этапе Лермонтов полностью осознает свое предназначение и свою судьбу, связанную с ним. Об этом стихотворение “Пророк” (1841 год). В нем Лермонтов как бы продолжает пушкинского “Пророка”, который заканчивается тем, что пророк осознает свое предназначение “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтовский же пророк бежит от людей, не понимающих его:

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Пророк вынужден бежать в пустыню от людей:

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи…

Но люди не забывают смельчака, бросившего им вызов, и даже спустя годы, когда пророк вынужден пробираться через город, старцы указывают на него детям, говоря:

“Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами.

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!”

Таким образом, Лермонтов – поэт-пророк появился не сразу, долгое время “творческая дума” зрела на сердце у поэта, прежде чем появиться на свет в стихах зрелого периода.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: