Каким я представляю себе купца Калашникова? (по произведению М. Ю. Лермонтова Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова): сочинение

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс :)

  • Полезные статьи
  • Наша группа

Анализ поэмы «Песня про купца Калашникова» (М. Ю. Лермонтов)

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 05.03.2020

Русское фольклорное творчество и древняя история Руси вызывали у М.Ю. Лермонтова большой интерес с ранней юности. А проблемы государственной власти, политики, законности, прав человека и нравственных устоев общества являлись ключевыми вопросами русской литературы XIX века.

«Песня про купца Калашникова» – уникальное по своей форме и сути эпическое произведение, вошедшее с список самых известных и популярных произведений поэта.

История создания

Возможно, идея написания исторической поэмы «Песня про купца Калашникова» возникла у Лермонтова под воздействием общения с близким другом С.А. Раевским, сторонником славянофильства, а сюжет произведения поэту подсказал Н.М. Карамзин.

М.Ю. Лермонтов был хорошо знаком с «Историей Государства Российского», в IX томе которого упоминается некий чиновник Мясоед Вислый, чью красавицу-жену обесчестили, а ему самому отрубили голову. Герои этой истории и могли стать прототипами «Песни про купца Калашникова». Известны М.Ю. Лермонтову и сюжеты из сборника древних российских стихотворений, составленного и изданного в 1818 году русским сказителем и музыкантом Киршой Даниловым («Мастрюк Темрюкович», «Иван Годинович»).

Выдающийся русский литературовед Б.М. Эйхенбаум склонялся к мнению, что это произведение написано Лермонтовым под впечатлением об известии о дуэли А.С. Пушкина.

«Песня про купца Калашникова» написана поэтом на Кавказе в 1837 году. Напечатать сразу произведение ссыльного автора не разрешили. А в 1838 году при содействии В.А. Жуковского «Песня…» напечатана в «Литературных прибавлениях» к военной газете «Русский инвалид» без указания имени поэта. Позже, в 1840 году, поэма была размещена в единственном издании «Стихотворения М. Лермонтова», вышедшем при жизни автора.

Жанр и направление

Жанр произведения – романтическая национально-историческая поэма.

Написана «Песня…» в форме народного сказания о событиях непростых времен царствования Ивана Грозного. Произведение является стилизацией фольклора эпической формы.

В поэме не просто отражены политические и нравственные проблемы государства времен правления Ивана Грозного. Поэма – рассуждения автора о проблемах современности, о власти, о роли сильной личности в обществе.

Смысл названия

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – полное название произведения.

Сходство с народной песней, старинным сказанием, былиной русского средневековья придают произведению размеренный, повествовательный характер, зачины, эпитеты, повторы, историзмы (устаревшая лексика).

Не интригуя читателя, поэт уже в названии упоминает имена главных персонажей поэмы, указывает на время описанных в ней событий.

Сюжет поэмы характерен для романтического произведения и на первый взгляд незамысловат.

Опричник Ивана Грозного Кирибеевич делится с государем сокровенной тайной о том, что влюблен в красавицу Алену Дмитриевну. При этом он скрывает от царя, что его возлюбленная замужем. Великий государь Иван Васильевич не видит причины для печали молодца и советует тому одарить девушку богатыми подарками и жениться на ней.

Кирибеевич подстерегает Алену после вечерней службы в церкви и набрасывается на нее с объятиями и поцелуями, уверяя девушку в своей любви. Взволнованная, простоволосая Алена поздно возвращается домой, где ее ждут муж, молодой купец Степан Парамонович Калашников, и дети. Она рассказывает супругу о том, как ее обесчестил Кирибеевич, как насмехались над ней соседи, ставшие свидетелями их встречи с опричником. Алена просит у мужа прощения и защиты ее честного имени.

Степан Парамонович обещает отомстить наглецу Кирибеевичу и в честном бою на глазах у Ивана Грозного убивает наглого опричника. Царь в ярости расспрашивает Калашникова о причинах его ненависти к Кирибеевичу и грозит казнить купца, отрубив ему голову. Но Степан не открывает тайну, лишь просит не оставить без царской поддержки жену, детей и младших братьев. Иван Грозный обещает выполнить просьбу и отправляет Калашникова на плаху.

В.Г. Белинский в своей статье «Стихотворения М. Лермонтова» так определил выбор Лермонтовым для описания событий давней исторической эпохи.

«Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа… и вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории».

Главные герои и их характеристика

Сокращенное название произведения звучит так: «Песня про купца Калашникова».

Именно молодой купец Степан Калашников, а не царь Иван Грозный, упомянутый в полной версии названия первым, является главным героем поэмы.

Калашников олицетворяет собой истинного русского человека широкой души, благородного, уверенного в своих силах, с чувством собственного достоинства. Степан воспитан в духе моральных устоев и принципов своего народа, он сочетает в себе простоту, доброту и уважительно относится к другим.

Степан не в силах простить Кирибеевичу поруганную честь любимой жены Алены Дмитриевны. Ведь в лице Алены недругом попрана честь всего рода Калашниковых. Не зря Степан Парамонович после случившегося зовет на помощь своих младших братьев и просит их наказать врага. Калашников знает, что вызов брошенный им лучшему царскому опричнику, грозит смертью, но от решения своего не отступает. Казненного царем молодого купца почитают в народе и считают героем.

Алена Дмитриевна, жена Степана Парамоновича Калашникова, появляется перед читателями совсем ненадолго, но успевает вызвать к себе и чувство восхищения (она очень красива), и жалости, и чувство глубоко уважения за любовь и преданность своему мужу, честный рассказ и покаяние в случившемся.

Иван Грозный. Великий государь, хоть и назван грозным в самом начале произведения, предстает перед читателями радушным, улыбающимся и повелевающим поднести чаши с вином своим воинам. Но уже через несколько строк характер царя меняется. Иван Васильевич хмурит брови и выказывает своему самому близкому опричнику Кирибеевичу подозрение в нехорошем замысле. После объяснений воина царь снова улыбается и будто бы совсем по-дружески дает опричнику советы. Но в финале произведения государь являет народу свою деспотичную, своевольную и жестокую сущность, посылая без закона и суда на плаху купца Калашникова, убившего в честном бою лучшего царского опричника.

Читайте также:
Печорин и «водяное общество» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».: сочинение

Кирибеевич. Отрицательный герой поэмы. Лучший опричник царя, бесстрашный и удалой, оказался человеком способным соврать самому государю, лукавым, одержимым любовной страстью и беспринципным.

Темы и проблемы

Несмотря на то, что события, описываемые в поэме, происходят в эпоху Ивана Грозного, темы, затронутые в произведении, оказались современным и актуальными. Сам Лермонтов, да и все русское сообщество еще находились под влиянием известия о кончине А.С. Пушкина, вышедшего на дуэль с целью защитить честь своей жены и свое благородное имя. Тема чести, поруганной, но отмщенной, пусть и ценой жизни – главная тема произведения.

Тема вседозволенности власти, актуально звучащая в разные времена, также упомянута в произведении. Легко и безнаказанно Иван Грозный распоряжается людскими судьбами, потешаясь смертоубийственными драками, нарушая правила, самим собою и установленные, посылая на плаху невиновных. Его слуга, Кирибеевич, чувствует свою безнаказанность, домогаясь чужую жену.

Очень важны в поэме исторические параллели. Произвол самодержавия при Николае I с его жандармскими порядками мало чем отличался от вседозволенности власти при Иване Грозном.

Тема любви. В коротком произведении Лермонтов сумел показать две грани этого чувства: с одной стороны – темную, преступную, чувственную страсть Кирибеевича, с другой – чистую, преданную, всепрощающую любовь благородного Степана Калашникова и прекрасной Алены Дмитриевны.

Тема свободы. Степан Калашников, понимая, чем грозит ему конфликт с государевым слугой, осознанно делает свой выбор и решает отомстить Кирибеевичу. Это его свободный выбор. Свободный от влияния других людей, даже царя. Но несвободным оказывается Степан в границах своих нравственных принципов и чести. И эта несвобода определяет его поступок и объясняет хладнокровное убийство Кирибеевича в честном бою: «Я убил его вольною волею…».

Главная мысль

Необходимость защиты чести и достоинства– главная мысль произведения.

Даже если для этого потребуется пожертвовать своей жизнью, нельзя сдаваться и преклонять колени перед посягнувшим на них.

Моральное превосходство нравственно чистых, пусть и более слабых по социальной иерархии людей, над всемогущими, но беспринципными.

Лермонтов предлагает читателю поразмышлять над судьбой человека в обществе, где закон «не писан», о необходимости вести борьбу за свою свободу и честь.

Поэт своей поэмой бросает вызов самодержавию, воспевая смелость и благородство купца Калашникова, выступившего против произвола царского любимца.

Чему учит?

Поэма учит читателей не изменять своим нравственным принципам, бороться за свою правоту, честь, достоинство, не отступать перед проявлениями беззакония.

Отношения между молодым купцом Калашниковым и его супругой Аленой Дмитриевной – прекрасный, поучающий образец взаимоотношений между любящими, уважающими и оберегающими друг друга людьми, честными и преданными своему чувству.

Смерть Кирибеевича служит подтверждением того, что зло будет всегда наказано.

А мужество, смелость, готовность защитить семью даже перед лицом смерти и гибель самого Калашникова делают его героем в памяти народа.

Краткий и полный анализ поэмы М.Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова”

Лермонтов создал яркую историческую поэму в народном стиле. Мы видим, что для поэта важны темы, связанные со свободой человека. Он не хочет видеть в своем народе покорного раба, потакающего произволу властей. Тема защиты от грубой насильственной силы, чести, справедливости волнует поэта. В результате его размышлений появляется «Песня о купце Калашникове», вдохновляющая людей, вселяющая в них веру в то, что человек свободен в любой жизненной ситуации.

Год написания – написана поэма в 1837 году, а опубликована она была в 1838 году.
История создания – Поэт был дружен с родственником С.А. Раевским – славянофилом, собирателем народного фольклора. Есть предположение, что сюжет взят из произведения Карамзина, в котором описана похожая ситуация. Возможно, история о Калашникове появилась после дуэли Пушкина, защищавшего честь своей жены.
Жанр – историческая поэма.
Направление – романтизм, поскольку в поэме есть такие выражения, как «сыра земля», «добрый молодец» и др.
Основная идея – честь человека это самое драгоценное, что у него есть. Защищая честь, выступая за правду и справедливость, человек может отдать самое дорогое – собственную жизнь. Если не уметь защитить себя, то всегда найдется тиран, желающий отнять то, что дорого.
Тема – несмотря на вседозволенность власти, невозможно подавить свободный дух человека.
Проблема – конфликт, возникший в результате произвола опричника, поддерживаемого властью царя и решимости купца, защищающего свою честь и честь своей жены.
Композиция – поэма описывает события из жизни главных героев, произошедшие в течение несколько дней, после чего последовала трагическая развязка.

  1. п.1. Тематика и проблематика
  2. п.2. Основные герои (их место в образной системе)
  3. п.3. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
  4. п.4. Литературные приёмы
  5. п.5. Конфликт произведения

п.1. Тематика и проблематика

Тема: честь и достоинство – важнейшие ценности для человека.

Проблема: защитить свою честь и достоинство можно при любых обстоятельствах, но иногда это заканчивается трагически.

Несмотря на то, что Калашников выступил против силы, значительно превышающей его собственную, он сумел отстоять свою честь и достоинство. Человек свободен, и он имеет возможность выражать свою свободу при любой ситуации. Даже если кажется, что это невозможно. Своим примером купец доказал, что это возможно! Думаю, что поэтому о нем и слагают песни.

Тема: семья и женщина – важнейшая ценность для мужчины.

Проблема: поруганная чести семьи.

Мне нравится, что Калашников вышел сражаться с обидчиком, защищая свою жену. Он сумел убить опричника, сила и боевое умение которого в разы превышали его собственную. Он не позволил злым языкам позорить его жену, а опричник за слезы Алены Дмитриевны заплатил ценой своей жизни. Купец даже не выдал царю причину своего поступка, чтобы не обсуждать ситуацию, в которую попала его супруга.

Тема: люди разных сословий имеют разные возможности.

Проблема: люди разных сословий не равны перед законом.

Царский опричник может вести себя свободно и безнаказанно. Его защищает сам царь. Калашников же платит за свой поступок самую высокую цену – его казнят.

Читайте также:
Музыка сердца в лирике М. Ю. Лермонтова: сочинение

Хоть и многое для властей дозволено, но иногда находит «коса на камень», как в случае с опричником и царем. И тогда приходится расплачиваться за свое злодеяние. Кирибеевич убит, а царь лишился лучшего воина. Когда в жизни есть примеры такого противодействия властям, то и власти ведут себя и скромнее, и тише. Вот почему поступок Калашникова так важен для народа.

Тема: любовь бывает разной.

Проблема: проявление любви различно у людей с разным характером и различным социальным статусом. Иногда это чувство больше похоже на ненависть, чем на любовь.

Интересно, что Алену Дмитриевну любят два человека – и опричник, и ее муж. Любовь этих двух ярких и сильных людей выражается по-разному.

Для опричника любовь – это страсть, затмевающая рассудок, которая приведет к необратимым последствиям. Для купца – это совершенно другое. Алена – красавица, у них большой дом, есть детки, у мужа есть собственное дело. Такое чувство, что семья их живет счастливо. После оскорбления Алены ее муж отдает в защиту своей жены все свои силы и собственную жизнь.

п.2. Основные герои (их место в образной системе)

Главные герои поэмы – это царь, опричник Кирибеевич и купец Калашников. Все они и перечислены в названии произведения. Это смелые и яркие люди, но сила каждого из них проявляется по-разному. В сокращенном варианте названия поэмы есть только имя Калашникова – именно об этом человеке, о его поступке пишут поэмы, слагают песни.

В произведении присутствуют две основных силы – Иван Грозный и его опричник, отражающую собой зло, горе, несправедливость, а с другой – семья Калашникова, выражающая силу и нравственные устои русского народа.

Образ купца противопоставлен образам царя и опричника.

Калашников выходит на бой за правду и справедливость.

Образ купца находится в единстве со своей женой. Он выступает на защиту ее чести.

Образ опричника находится в единстве с образом царя. Для Ивана Грозного его опричник – это символ его же власти, царская поддержка и опора. Хотя нельзя сказать, что это единство ощущается полностью. Кирибеевич в плохом настроении, и уже этот факт злит царя. Опричник не договаривает царю важную деталь, что его избранница замужем.

Образ народа выведен двояко. Есть и такие люди, которые смеются и тычут пальцем, глядя на опричника и Алену. Есть же люди, которые слагают о купце песни.

п.3. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Основа пафоса героики – борьба человека за сохранение своих идеалов, которые воспринимаются как возвышенные. Идя на риск, подвергая себя опасности, Калашников понимает, что заплатит за свою «дерзость» собственной жизнью. Несмотря на это, он все равно встает на защиту своей чести и чести своей семьи, встает всей своей силой, подключая и своих братьев. И возникает чувство, что Кирибеевичу не выжить в этом серьезном столкновении. Купец делает это по воле своего сердца, показав народу, что человек свободен. И поработить его можно только в том случае, когда он сам позволяет это делать. Здесь показано величие подвига Калашникова, открывшего народу путь свободного проявления собственной воли.

п.4. Литературные приёмы

Поэма написана красивым языком, с использованием эпитетов ( («удалой», «лихой», «кудрява борода», «могучий» и др.) и метафор ( «косы русые по плечам бегут», «горят очи», «кровавая долина побоища» и др.). В произведении много слов и словосочетаний взято из народного фольклора, поэтому оно интересно звучит и отражает дух того времени. Мы, как будто, видим перед собой Ивана Грозного, палача в красной рубахе, топор, слышим, как звучит колокол – символы той жестокой и суровой эпохи.

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт – столкновение власти и человека. Царь имеет неограниченную власть, но он не властен над человеческой душой, хотя и человек, идущий против вседозволенности властей, обречен.

2919. Анализ поэмы Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова сочинение Русский язык

Сочинение — Анализ поэмы Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

История создания произведения

Лермонтов Михаил Юрьевич начал писать эту поэму тогда, когда закончил школу гвардейцев. К этому времени он узнал о власти достаточно для того, чтобы написать о их работе. Лермонтов понял, что русский народ – великие люди, но их действия нивелирует власть, которая несправедливо казнит и приговаривает к заключению людей. Некоторое время назад поэт и сам пострадал от царской несправедливости: его сослали за стихотворение «Смерть поэта».

Эту поэму поэт не сразу опубликовал под своим именем, поначалу он сделал это анонимно.

Направление и жанр

Жанр этого произведения – поэма. Поэт затрагивает в ней национальный вопрос, что помогает отнести его к национально-историческому произведению. Помимо этого, в произведении герой конфликтует с обществом, что указывает на направление романтизма также, как и фольклорные слова и сказания.

Смысл названия

Поэт хотел создать произведение, похожее на древние сказания, поэтому дал ему такое название. Раньше творцы не стремились интриговать читателей, поэтому писали длинные названия, указывающие на суть, показывающие содержание, и Лермонтов решил сделать также для того, чтобы полностью окунуться в старину.

Суть

Действие в поэме происходит во время правления Ивана Грозного. Царь пирует, все его бойцы веселы, а один, Кирибеевич, почему-то грустен. Царь спросил у него, что такое случилось, а тот рассказал о девушке, в которую он влюблён. Тогда царь дал ему украшения для той девушки и отправил к ней. Боец не сказал одного – она уже была повенчана. Муж, Калашников, придя домой, не увидел своей невесты, а потом она рассказала ему, что Кирибеевич к ней приставал. Калашников разозлился и вызвал бойца на битву, где его и убил, потому что был очень сильным. Царь разгневался, но Калашников достойно попросил у него наградить свою семью за его победу, а самого казнить. Так царь и сделал.

Главные герои и их характеристика

Калашников Степан – это образ истинного русского человека, богатого как силой, так и моралью. Он мстит за свою невесту не только из-за того, что его оскорбили, но и для защиты чести своей семьи. Калашников благороден, он даже умирает достойно – лишь просит, чтоб царь позаботился о его семье.

Читайте также:
«Песня про царя Ивана Васильевича» историческая поэма: сочинение

Иван Грозный в поэме является царём, который не разобравшись в проблеме, начинает отдавать приказы казнить человека, который лишь защищал честь своей невесты и свою от негодника, который был близок к царю. Это показывает его как деспотичную натуру.

Кирибеевич – это яркая личность, которая неспособна на хорошие поступки, так как одержима идеей любви к Алёне. Он позорит девушку и лжёт царю, не говоря ему о том, что она уже повенчана. Он благодаря службе стал настолько вольным, что позволяет себе играть чужими судьбами.

Темы и проблемы

Основные темы: чести, которой был полон купец, вседозволенности и любви, от которых пострадали все в этой поэме. Проблемы: несправедливости и нравственности.

Главная мысль

Основная мысль этого произведения – всегда отстаивать свою честь, пусть даже ценой жизни, не бояться ничего, выступать только на стороне справедливости, как это делал Калашников. Он знал, что молчать было нельзя, потому что это будет расцениваться как капитуляция, а жалобы ничем не помогут, поэтому решил биться за хорошую жизнь своей семьи.

Чему учит?

Поэма учит всегда отстаивать свою точку зрения, не бояться ничего. Помимо этого, автор призывает читателей любить очень сильно, всегда защищая то, что любишь.

Образец 2

В «Песне про царя, молодого опричника и купца» М.Ю. Лермонтову удалось с исторической точностью воссоздать быт и традиции русского народа времён правления Ивана Грозного. При этом не приукрашивает прошлое, что характерно для романтического художественного метода. Лермонтов использует приём стилизации под устное народное творчество, что видно уже из названия поэмы.

Центральными персонажами произведения являются царь Иван IV (Грозный), опричник Кирибеевич и представитель купечества Степан Калашников. Каждый образ раскрыт поэтом максимально полно. Царь представлен не как обезличенный правитель, а как человек, со своими страстями, заботами, размышлениями, сомнениями. При этом поэт не умаляет достоинств Ивана Грозного. В системе персонажей поэмы он находится как бы над остальными. Однако образ царя далеко не идеален: он эгоистичен, алчен и властолюбив. Заметив равнодушие опричника Кирибеевича к собственной персоне, Иван Грозный подозревает его в предательстве. Молодой опричник же испытывает мучительные любовные чувства к прекрасной Алёне Дмитриевне, жене Калашникова.

Придворному миру противостоит купеческий быт, где жизнь выстроена в соответствии с правилами Домостроя. Алёна Дмитриевна, с одной стороны, любит и уважает своего мужа, но с другой стороны, она боится его, поскольку Домострой лишает замужнюю женщину практически всех прав. Степан Калашников привык жить по строгим правилам, передающимся из поколения в поколение. Однако его сердце очень доброе. Заступившись за честь своей жены, он стремится отстоять чистоту своей фамилии.

Третья часть поэмы посвящена поединку опричника и купца на берегу Москвы-реки. Степану Парамоновичу отведена роль народного судьи над царским произволом. В этом смысле символично и то, что Кирибеевич одаривает своим поклоном лишь царя, а Калашников ещё и простой люд. Даже угроза смертью не заставляет купца признаться в том, что случилось на самом деле. Наблюдающий за поединком Иван Грозный придаёт происходящим событиям иной смысл. Это уже не поединок между обидчиком и защитником своей чести, это выступление простого человека против царского произвола и беззакония. Однако власть самодержца ещё крепка, поэтому Степан Калашников, борец за правду и справедливость, безвинно пал жертвой этого режима.

Анализ поэмы Песня про купца Калашникова 3

Часто Лермонтов любил писать именно о прошлом, а не о настоящем. Вот к таким произведениям и относится «Песня про Ивана Васильевича». Именно ему предстояло перенестись в прошлое и увидеть все своими глазами. Если быть точным, то это пятнадцатый век. В это время страной начал править Иван Васильевич. Он был всегда злым и гордым. И многие люди его очень сильно боялись и поэтому прозвали его Грозным.

Кроме этого сразу же читатели встречаются с гуслярами, которые не только сочиняют песни, но еще и поют их разными голосами. В большинстве случаев они воспевают Калашникова, а также царя и опричников. А вот сам автор больше всего данное произведение относит к песне. Ведь именно им пришлось жить не только при царствовании Ивана Грозного, но и терпеть от него оскорбления и унижения.

Немного дальше мы встречаемся с царем, которого недавно пригласили на большой и великий пир. Кроме этого здесь присутствуют и все остальные люди, а те люди, которые сидят рядом с царем наливают ему вина и смотрят, чтобы у царя не был стакан пустым. Опричники постепенно начинают разговаривать и выдавать все свои тайны. И от одного из них мы узнаем о том, что он влюблен уже давно в девушку. Многие опричники уверены, что эта любовь неразделенная, ведь девушка за всю свою жизнь еще никого не полюбила. А вот царь уверен в обратном, он говорит, что может дать специальное кольцо. Вот только этот опричник влюблен в девушку, которая уже скреплена узами брака.

У Калашникова есть любимая девушка, в которую он уже давно влюблен. А поскольку она является очень красивой девушкой, то помимо него ее любят еще и другие мужчины и оказывают знаки внимания. И это очень сильно раздражает Калашникова. Но девушка сама оказывается оскорбленной и он встает на ее защиту, а также и на защиту ее семьи и уверяет всех, что все слухи про нее являются неправдой. И ради этого даже вызывает на кулачный бой виновника.

В этот поединок вступили сразу правда и несправедливость. Калашников находится на стороне правды и свое готов доказывать до последней капли крови. Он уверен, что его поддержит не только церковь, но и царь. И они также встанут на его защиту. И ему удалось доказать свое и своего врага он победил. Вот только теперь его ждет наказание, которого ему не избежать, ведь враг Калашникова был любимцем царя. Но перед тем как начать разбираться царь решил выяснить истинную причину их драки. Только Калашников ничего не стал объяснять и сказал только, что боролся за справедливость и он восторжествовала. При этом он ничего не стал говорить про свою жену и про то, что она изменила ему.

Читайте также:
Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине странной?: сочинение

Песня про царя Ивана Васильевича — Анализ 4

Читая само название поэмы великого автора М.Ю.Лермонтова, сразу понимаешь, что речь идёт о времени правления Ивана Васильевича, который в народе был прозван Грозным и не зря.

Во время своего правления, он создал печально известную опричнину. Она была движущей силой, которой были даны неограниченные полномочия, но в свою очередь опричники должны были беспрекословно выполнять любые приказы царя и быть преданными ему. Так вот, одним из любимых опричников Ивана IV Грозного был молодой человек по фамилии Кирибеевич.

Кирибеевич, был влюблён в одну женщину, которую звали Алёна Дмитриевна, но она была замужем за купца Калашникова, который имел хороший доход, к тому же славился в народе как примерный семьянин. Эта любовь не могла принести ничего хорошего, но чувствуя безнаказанность, Кирибеевич начинает оказывать знаки внимания к девушке, каким-либо образом заставить её стать возлюбленной. Скажу так, Алёна Дмитриевна была верной и любящей женой, а также заботливой матерью, поэтому у Кирибеевича не было никаких шансов.

Надо сказать сразу, что Кирибеевич любил кулачные бои, что в те времена было излюбленной забавой народа и считался грозой среди калачников.

Однажды сидя за обеденным столом с другими опричниками и царём во главе, Кирибеевич нахмурился, начал думать о чужой жене, Иван Васильевич начал расспрашивать о наболевшем в душе. Кирибеевич начал рассказывать о том, что влюбился в одну девушку, но при всём при этом она даже не смотрит в его сторону. Иван Васильевич сказал, что поможет в его ситуации. Он даже не подозревал, что эта девушка была замужем, при таких обстоятельствах, царь был бы категорически против, ведь положить глаз на девушку при муже считалось грехом и преступлением. Наверняка, что Кирибеевич сделал это намеренно.

Теперь имея все права и согласие царя, Кирибеевич подстерегает ночью Алёну Дмитриевну, которая задержалась в церкви и уже спешила идти домой, начинает уже в открытую проявлять свою любовь, обещая девушке всё на свете, начинает целовать и обнимать. На такое бездумное и эгоистическое поведение Алёна Дмитриевна пытается вырваться из рук и это у неё получается, но к сожалению после такого события, она и её семья является обесчестенной. Всё это происходило на глазах у любопытных соседей.

В это же время взволнованный муж ждёт свою жену дома, которая буквально вламывается в дверь. Алёна Дмитриевна пришла домой с открытой косой, что считалось недопустимым для девушки замужем.

Узнав всю правду от своей жены, Калашников зовёт своих братьев и приходит к выводу, что он обязан восстановить честь своей семьи и решает выйти на следующий день против молодого опричника Кирибеевича в кулачном бою. Больше других выходов не было и скорей всего после этого боя Калашников умрёт, но он умрёт за правду и справедливость.

День расплаты пришёл. Он решит судьбу двух людей. Выйдя как всегда на публику, Кирибеевич вызывает к себе смельчака, с которым он будет биться на кулаках. Вышел купец Калашников. Весь этот бой был закончен победой Калашникова и смертью молодого опричника.

Несмотря на то, что победа была безоговорочной, Иван IV Грозный потребовал объяснений, если их нет, Калашникову придётся погибнуть бесчестной и низкой смертью через отсечение головы. Несмотря на то, что провинность опричника была велика, для спасения своей жизни Калашников мог бы рассказать всю правду и остаться живым, но он выбрал другой путь. Я думаю, что этот бой был личной расплатой перед обидчиком и знать подробности его поступка не зачем никому.

Калашникова похоронили между трёх дорог, как хоронили каких-то преступников, воров и прочих людей, которые провинились в тяжёлых и опасных для народа проступках. Так был похоронен купец Калашников, просто и без каких-либо почестей.

Несмотря на низкую кончину своей жизни, Калашников бился за волю и интересы народа, против жестоких и безнаказанных опричников.

Вариант 5

Данное произведение было написано одним из величайших поэтов в России, Лермонтовым М.Ю. в 1837 г. Поэма описывает не самые хорошие времена. На троне находится сам Иван Грозный. И поэт очень хорошо отобразил серость будней тех времен. Эта поэма является своего рода самородком в своем жанре на время написания поэмы.

Первое с чего хотелось начать свой анализ, это конечно основные герои произведения. Каждому главному герою, Лермонтов привил свои привычки и характер. Вся поэма закручена на трех основных героя. Начнем, пожалуй, с самого яркого персонажа, а именно с Ивана Грозного. В произведении он представлен как яркий персонаж, который во что бы то ни стало готов помогать своему войску. Понимая то что, первые кто его защитит от всех врагов, внутренних и внешних, будут именно бравые бойцы. И для этого в первую очередь он их угощает изобилием вина.

Вторым немало важным персонажем является опричник Кирибеевич. Безумно влюбленный в жену купца, и не скрывает этого факта. Именно эти эмоции служат катализатором не доверия Ивана Грозного в том, что опричник неверен и очень завистлив.

Основным героем, на котором закручен весь сюжет, является купец Калашников. Являясь примерным семьянином и трудягой. В это время он начинает ревновать свою жену к опричнику, и на фоне этого он прячет ее от посторонних взглядов общества. А вот жена, Алена Дмитриевна, безумно любит своего мужа, и при этом временами боится его. Именно такое отношение было нормой в те времена.

Финальная часть поэмы переносит все события в Москву. Именно там ревнивый муж и влюблённый опричник сразятся. Это не просто бой между ревнивцем и влюблённым, это противостояние двух крайностей. Калашников олицетворяет народ и правду. Кирибеевич же напротив, олицетворяет собой человека подлизу, который всем угождает.

Что этим произведением хотел сказать Лермонтов своим читателям? Калашников – это народ, который готов пойти против системы и добиться справедливости. Он готов идти до конца для достижения этой цели. Килибеевич – это в первую очередь власть того времени, которая несправедливо относится к своим гражданам. Отбирает последнее для того чтобы жить в свое удовольствие. И плевать что будет с народом.

Читайте также:
Что роднит Печорина с горцами? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»): сочинение

Конец у поэмы очень грустный, Калашников погибает. Но погибнув он не забыт народом, который он олицетворял. И пусть никто не знает где он похоронен, зато он всегда жив сердцах людей.

Лермонтов Михаил поэма «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Читательский дневник по поэме «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Лермонтова

Автор: Михаил Лермонтов.

Название произведения: «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Число страниц: 20.

Жанр произведения: поэма.

Главные герои: царь Иван Васильевич, опричник Кирибеевич, Степан Калашников, Алёна Дмитриевна.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Царь Иван Васильевич — мудрый, грозный, но справедливый.

Кирибеевич — опричник, хитрый, беспардонный, наглый.

Считал себя сильнее и хитрее всех.

Был наказан за своё поведение.

Купец Калашников — доверчивый, правильный и совестливый.

Хотел очистить свою семью от позора.

Алёна Дмитриевна — верная жена купца.

Честная и благонравная.

Краткое содержание поэмы

Царь устраивает пир. Гости веселятся и лишь опричник Кирибеевич грустит.

Царь спрашивает опричника о причине грусти, и тот признаётся, что дело в женщине.

Царь посоветовал опричнику подкупить женщину.

Но женщина та была женой купца Калашникова.

В тот день купец возвратился домой поздно, но жены не было.

А когда она вернулась, то оказалось, что к ней по дороге пристал опричник.

Алёна попросила купца заступиться за её честь.

Купец объявил братьям, что намерен вызвать опричника на кулачный бой.

На следующий день состоялся кулачный бой, на котором был царь Иван Васильевич.

Никто не решался выйти против могучего Кирибеевича, а тот посмеивался над народом.

Но тут в круг вступил Калашников.

Опричник стал было издеваться над ним, но купец назвал своё имя, и опричник стушевался.

Начался бой, и Калашников убил Кирибеевича могучим ударом.

Разгневался царь, стал спрашивать у купца причину, но Калашников отказался отвечать.

Лишь попросил позаботиться о своей семье.

Иван Васильевич выполняет обещание и супруге купца с детьми выдаёт достойное содержание, а братьям право торговать по всей Руси и не платить пошлину.

План поэмы:

  1. Царский пир.
  2. Печаль опричника.
  3. Совет царя.
  4. Ожидание супруги.
  5. Рассказ Алёны.
  6. Решение купца.
  7. Начало боя.
  8. Смерть опричника.
  9. Гнев царя.
  10. Просьба Калашникова.
  11. Похороны.

Основная мысль поэмы «Песнь про купца Калашникова»

Главная мысль поэмы заключается в том, что честь дороже смерти.

Основная идея произведения в том, что никто не имеет права бесчестить человека.

И любой вправе наказать такого обидчика, неважно, какое тот занимает положение.

Есть высшая справедливость, божий суд, отменить который не может никакой правитель.

Чему учит произведение

Поэма учит беречь своё честное имя.

Учит защищать свою семью, близких любыми способами.

Учит не бояться гнева правителей, поступать по совести.

Учит не пользоваться своим положением, вести себя как порядочный человек.

Учит тому, что зло всегда будет наказано.

Краткий отзыв о поэме «Песнь про купца Калашникова» для читательского дневника

Прочитав эту поэму, я поняла, что мои симпатии на стороне купца.

Он был честным человеком, который больше всего дорожил своим именем.

Калашников решил выступить против царского любимца, не боясь гнева грозного правителя.

И он победил, хоть был старше и менее опытным в кулачных боях.

Но на стороне купца была правда, а русская пословица говорит, что в ней и есть сила.

Это произведение написано очень красивым, народным языком и поэтому названо автором песней.

В ней Лермонтов использовал многие приёмы, характерные именно для устного народного творчества.

Автору удалось создать настоящий шедевр, сродни богатырским былинам.

Его герой и кажется читателю богатырём, вставшим за правое дело.

И пусть он погиб, но не поступился своими принципами.

Мне очень нравится купец Калашников, честный, прямой, неуступчивый человек.

Он знал на что идёт, но не боялся смерти.

Ведь долг мужа защищать жену. И купец поступил как порядочный человек.

Я всем советую прочитать эту поэму и восхититься твёрдостью духа главного героя, его высокими моральными принципами, верой в высшую справедливость.

Пословицы к произведению:

  • Справедливое слово слушать приятно.
  • Благородно мстить лишь равному себе.
  • Гроша не стоит, а глядит рублём.
  • Выше головы носа не поднимай.
  • Где смелость — там победа.
  • Всякому своя честь дорога.

Словарь неизвестных слов:

  • Трапеза — обед, приём пищи.
  • Супротив — напротив.
  • Стремглав — стремительно.
  • Запотчевать — утомить.
  • Кручиниться — грустить, горевать.
  • Охульники — хулиганы.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

На каком подворье, на площади,

Что растрёпаны твои волосы,

Что одежда твоя вся изорвана?

Уж гуляла ты, пировала ты,

Чай, с сынком боярским!.

Не на то пред святыми иконами

Мы с тобой, жена, обручалися,

Золотыми кольцами менялися.

Как запру я тебя за железный замок,

За дубовою дверь окованную,

Чтобы свету божьего ты не видела,

Моя имя честное не порочила…»

Ещё читательские дневники по произведениям Михаила Лермонтова:

  • «Ашик-Кериб»
  • «Бородино»
  • Краткая биография Михаила Лермонтова и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

Сочинение по роману Герой нашего времени Лермонтова 9 класс рассуждение

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» описывается жизнь молодого офицера Печорина.

Образ Печорина олицетворяет собой особенности молодого поколения, жившего в 30-х годах 19 века.

Выходец из аристократического общества, Печорин стоит на ступень выше представителей своего класса того времени. Это умный и образованный молодой человек, но чересчур самовлюблённый и самоуверенный в себе.

Он очень точно и ярко даёт оценку окружающим его людям, но делает это со злой иронией и сарказмом, подчёркивая недостатки и слабые стороны человека. Ему ничего не стоит унизить и оскорбить, использовать в своих корыстных целях и даже убить.

Ко всем событиям, происходящим в его жизни, Печорин относится с чувством пресыщения и разочарования избалованного человека.

Своим мировоззрением и поведением Печорин противопоставляет себя всему обществу, которое его отрицает, он является «лишней» фигурой в этом мире.

Читайте также:
«Эгоизм умерщвляет великодушие…» (По роману Лермонтова «Герой нашего времени»): сочинение

У Печорина нет верных и преданных друзей, так жертвы как он не способен вникать в чувства и мысли другого человека.

Хотя он с долей критики относится к себе, беспристрастно оценивая свои нелицеприятные поступки, Печорин слишком горд и доволен собой.

Печорин – рассудительный человек, все его поступки подвластны разуму, но не велению сердца.

Он разочарован жизнью, у него нет никаких целей, он сам себя сравнивает с «нравственным калекой», человеком, в котором атрофирована лучшая часть души.

Отношение Печорина к женщинам – это ещё один способ удовлетворить своё честолюбие. Ему доставляет огромное удовольствие подчинить человека своей воле, внушить ему чувство страха и преклонения, влюбить в себя, а добившись этого – унизить и наслаждаться страданиями своей жертвы с чувством собственного превосходства.

В своём стремлении «любить весь мир», Печорин всем приносит только боль и страдания.

В натуре Печорина борются противоречивые чувства: стремясь к великому, он совершает низкие подлые поступки, и винит в этом общество, в котором он живёт.

Вся трагическая сущность Печорина в том, что он не смог найти своего предназначения в жизни, не сумел использовать свои благородные порывы души на благо окружающего общества.

Вариант 2

В произведении “Герой нашего времени” писатель раскрывает множество тем и идей, связанных непосредственно с людской жизнью и бытом. В произведение также есть тема взаимонепонимания в отношениях и проблема не взаимной любви.

Из повествования мы знакомимся с Максим Максимычем, человеком, пережившим немало. Он рассказывает офицеру, приехавшему на Кавказ историю про Печорина и его покойную возлюбленную Бэлу. Живя на Кавказе, Печорин очень скучал, ведь делать там было практически нечего. Но в один день он влюбляется в девушку по имени Бэла и вот уже через некоторое время он увозит её жить к себе в дом. Но спустя время его любовь ослабевает, что очень обижает Бэлу, ведь она всем сердцем любит Печорина. И вот спустя некое время происходит переломный момент, Бэлу похищает бандит Казбич, ранит её, и бросает её по дороге, а спустя два дня Бэла умирает. Это очень ранит Печорина, несмотря на его холодность к ней и он уезжает жить в Грузию. Рассказав эту печальную историю, Печорин прощается с рассказчиком, молодым офицером.

В этой главе ключевой проблемой автор старался выделить проблему людского эгоизма. Как бы показывая нам, насколько Печорин эгоистичен по отношению к своей бывшей возлюбленной Бэле. Открывшись ему, она начинает ему быстро наскучивать, из-за отсутствия трудностей ему попросту перестаёт быть интересно. В этом и раскрывается эгоизм Печорина.

Скоро по прибытию в город Владикавказ герой снова встречается со старым другом, Максим Максимычем, прогуливаясь по улицам они встречают того же Печорина, но он быстро отрекается от своего старого друга и уезжает в Персию. Оскорблённый и обиженный данным фактом Максим Максимыч принимает решение отдать дневники Печорина, которые находятся у него дома, и отдаёт их рассказчику.

Вскоре рассказчик узнает, что Печорин умирает по пути из Персии в Россию, вследствие чего рассказчик публикует его дневники как литературное произведение, назвав его “Дневники Печорина”. “Дневники” состоят из трёх глав, в которых описываются события, происходившие с Печориным до встречи с Бэлой.

В них описывается и удивительная поездка Печорина в Тамань, где его чуть не убивают, его знакомство с княжной Мери, также его поединок со старым другом из которого он выходит победителем, после чего его и отправляют в наказание на Кавказ в крепость N, где он знакомится с Бэлой.

Я считаю, что главной проблемой обсуждаемой в произведении, является самые гнусные стороны человеческой личности, такие как эгоизм, безосновательная злость, зависть и т.д. Автор старательно и детально описывает эти проблемы через характеры персонажей данного произведения, чтобы лучше донести его смысл и посыл.

Сочинение рассуждение Герой нашего времени Лермонтова

Что тут рассуждать? Я думаю, что этот самый герой времени так «неглубоко» чувствует, так быстро «остывает и переключается», что сам страдает. А как страдают окружающие люди?

Вот, например, Бэла. Почти случайно оказавшись у местного князя в гостях на балу, точней, на пиру, Печорин увидел её – красавицу. Женщины света ему наскучили, а тут такая яркая, юная. И он хочет её заполучить в «собственность». Обманом, воровством он добивается цели. Тут уж, если ему чего-то захотелось, ничто не важно – ни мораль, ни правила… И он её украл. Пока ему интересно, Печорин пытается пленницу «приручить». А она ведь горянка, плюс – княжна! Она гордая, понимает свой позор, плачет… Но он потихоньку, полегоньку очаровывает её. И когда она влюбилась, то ему стало скучно. Он начал пропадать на охоте и ещё где-то. Ему самому вроде бы стыдно! Сам ей жизнь сломал, сам столько вложил сил в их отношениях, но вот – надоело. И он опять идёт на поводу у своих изменчивых чувств, настроений, не пытается узнать её получше, понять… Тут, наверное, дело в том, что его чувства слишком легко меняются. Но это ещё не беда, он очень уж идёт за ними. Например, когда есть курс, ловим ветер, а чуть ветер подул в другую сторону, так мы и курс меняем! Нет бы подождать чуть… А сесть на вёсла, попробовать изменить ситуацию. Вообще, поведение этого «героя» кажется мне каким-то женским – в плохом смысле слова, «стрекозиным». Кажется, люблю одну, а вот, кажется, другую… Так и с домашним животным не делают! Завёл кота, а после подумал, что вот тот с черными ушками был бы лучше… И что отнёс того обратно? А если он тебе в тапки нагадит?!

В общем, явно не читал Печорин «Маленького принца». Или читал, поэтому ему стыдно, но не принял.

Да, меня больше всего поразила эта первая история о Бэле. Как она умирала, бедняжка… Даже Максим Максимович, насмотревшийся войн, плакал, а этот «герой», мало того, что не плакал, он ещё и не хотел на умирающую смотреть… А она жила лишь им. И он понимает, что в его сердце ни любви, ни жалости.

Читайте также:
«Люблю я Кавказ!» (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова «Люблю я цепи синих гор», «Кавказ»): сочинение

А дальше – что? То же самое. И княжна, та самая, Мери, и контрабандисты… Всюду он оставался таким же эгоистичным. Единственное, что в нём оставалась – совесть. Она не влияла на его поступки! Он лишь писал дневник, пытаясь себя понять. Но в то же время он боится всмотреться в себя, осознать, сколько натворил.

Вот на курорте ему, видите ли, скучно. И от нечего делать он заводит роман с девушкой, в которую влюблён его приятель. (Немного похоже на «Онегина».) И опять губит всех… Ради шутки, от которой и ему самому не смешно. Он так носится со своими чувствами, а на чувства других ему плевать. Отбирают у человека разум, как говорится, чтобы наказать, но и чувства тоже отбирают ради этого.

Думаю, что этот герой создан Лермонтовым, чтобы показать, как ужасно быть таким «героем».

Образец 4

Михаил Юрьевич Лермонтов написал за свою короткую жизнь много произведений, каждое из которых имеет свою уникальную историю создания и потаенные смыслы. Роман, который состоит из нескольких повестей, каждая из которых является индивидуальной главой, носит название «Герой нашего времени». Это прекрасное произведение я прочитал недавно в школе и в голове возникло не мало интересных вопросов, поднялись глобальные темы. Что есть любовь? Каков смысл жизни и предназначение человека? Какого человека можно назвать эгоистичным и самовлюбленным?

Главным героем роман является молодой военный по фамилии Печорин. Он приехал служить на Кавказ, где с ним произошло не мало забавных историй. Каждая из них имеет свой смысл и посыл.

Некоторые поступки Георгия не поддаются моральному объяснению и тогда ставится вопрос: все ли можно объяснить с точки зрения морали? Действия главного героя – не всегда.

Первой главой по списку стоит глава «Бэла». Здесь главный герой поступает очень плохо, украв девушку из родного дома. Мало того, можно сказать, что он даже безнравственный. Как можно было предложить сделку: украсть коня – украсть Бэлу. Печорина можно назвать человеком холодным, пассивно жестоким, но никак не глупым. Это тот человек, которого искалечило непосредственно время. Это основная мысль и сама цель написания рома Михаила Юрьевича Лермонтова. Страшная идея заключена в том, что от нечего делать гибнет и вянет большая часть молодежи. Лермонтов поднял эту тему не зря. Он желал всем сердцем донести мысль, что молодые, энергичные, славные умы из-за общественных запретов превращаются в унылых, жестоких людей. Все потому, что им некуда девать энергию. Прав ли Михаил Юрьевич Лермонтов? Определенно. Надо расходовать куда-то запас, эмоций, чувств, сил, иначе это превратится в пустоту.

Но каков смысл жизни для главного героя данного лермонтовского произведения? Весьма не легко дать точный и верный ответ на этот вопрос. Жизнь однозначно искалечила этого человека, потому он и стал таким жестоким, черствым. Мне кажется, что автор хочет донести основную мысль такую, что отсутствие любви искалечит любого.

Замечательное произведение Лермонтова заставляет задуматься о многих вещах, порассуждать и найти для себя лично ответы на волнующие сердечко вопросы.

Также читают:

Картинка к сочинению Сочинение по роману Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Повесть Детство стала самым первым произведением Льва Толстого, которое принесло ему славу. Он совершил, своего рода, переворот в литературе, углубившись в изучение тайн человеческой души.

В работах Николая Васильевича Гоголя особое место занимает цикл «Петербургские повести». Этот цикл, конечно же, не будет полным без повести «Невский проспект»

Дилемма о том стоит ли использовать ложь в ситуациях морального выбора, известна людям давно. Наверное, с самого того времени когда появилась ложь, люди стали задумываться об использовании этого инструмента в речи.

Повествование начинается с того, как «маленький, чрезвычайно тощий мужичонок в пестрядинной рубахе и латаных портах» предстает перед судьей. Имя обвиняемого и, соответственно, главного героя рассказа – Денис Григорьев

Рассказ «О любви» обладает, по-моему, интересной композицией – достаточно сложной. Получается, что состоит это произведение из нескольких рассказов, главный из которых – об Анне и Дмитрии.

Дополнительная глава к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Случай с Вуличем окончательно убедил меня в тщетности собственного существования. Почему? Зачем? Где смысл жалких дней, которые я переживаю один за другим? В чем найти мне отраду? Ни любовь, ни дружба мне недоступны. Да я и не верю в их существование. Тщеславие, праздность, страсть уже давно не греют мою душу. Да и есть ли она у меня, бессмертная и божественная? Однако и покончить со всем этим разом я не могу… Не хватает смелости? Однако я никогда не считал себя трусом. Да это и не страх. Не знаю, но что-то держит мою руку, когда я подношу курок к виску, что-то не дает мне совершить этот «самый страшный грех».
Может, я еще на что-то надеюсь? Вряд ли… Это проклятый инстинкт, воля к жизни, которая есть и у самого ничтожного и пустого существа на этой земле, не дает мне убить себя! Что ж, буду более «гуманен» к себе – буду искать завершения всего иным способом.
***
Беседа с одним раненым офицером в трактире, куда мы зашли с Максимом Максимычем перекусить, натолкнула меня на интересную мысль. Я давно чувствовал, что Кавказ надоел мне. Кажется, что и тут я не нашел того, чего искал. Скучно – думается, все видел, все знаю. Все та же пустота в душе, все то же желчное томление…
Персия! Дорога займет не так уж много времени и, надеюсь, развлечет меня. К тому же – опасность! Пока Россия воюет с Персией, возможно, я смогу принести какую-нибудь пользу отечеству. Звучит высокопарно и смешно… А главное, я в это сам не верю…
Но все же Персия – это занятно. Стоит попробовать…
***
Вторую неделю в пути – все же отправился в дорогу, несмотря на протесты командующего и жалобные взгляды старика штабс-офицера, с которым я служил. Дорога отвратительная, впрочем, как и погода, – дожди, грязь, слякоть. Лошади за день едва проходят то, что в хорошую погоду одолевают за три часа. Приходится делать много остановок – кажется, я теперь знаю все трактиры и постоялые дворы, что «скрашивают» дорогу в Персию.
***
На втором дне пути у меня появился спутник – молодой совсем офицеришка Михайлов, тоже направляется в Персию – служить переводчиком. Забавный такой мальчишка… Несколько высокомерен, но иногда интересно поболтать с ним – развеять романтические мечты и сбить спесь. Удивительно, чем резче я говорю с ним, тем, кажется, более он ко мне привязывается… Все-таки как странна и ничтожна человеческая природа! Кажется, за всю свою жизнь я не встречал еще ни одного достойного человека… Боюсь, что и не встречу.
Одно достоинство у погоды, провожающей меня в Персию, – трудности в пути отвлекают от гнетущих мыслей.
***
А все-таки любопытный мальчишка этот Михайлов! В Персии его ожидает невеста, какая-то таинственная Насреди, которую он иногда, забывшись, называет Сашенькой. Очень любопытно, когда и где они успели познакомиться… Вот мне, кажется, и развлечение появилось в пути. Не считая, конечно, отвратительной дороги…
***
Скоро будет месяц, как я добираюсь до Персии. Погода улучшилась, так же, как и картины природы вокруг. Чем больше мы приближаемся к древнему иранскому царству, тем колоритнее пейзажи нас окружают. Постепенно густая зелень сменяется на более низкорослую и суровую растительность, горные пейзажи Кавказа уже давно остались позади. Теперь каждый день я любуюсь равнинными, коричнево-желтыми далями Востока.
***
Еще немного – и мы прибудем в Тегеран. Именно туда едет Михайлов. Я напросился в гости к нему на несколько дней, под предлогом первоначального устройства. На самом деле, мне интересно посмотреть на невесту этого молодчика и на его родных – оказывается, в Тегеране при русском посольстве служит его отец, женатый вторым браком.
***
Чем ближе мы к столице Персии, тем неспокойнее обстановка. Присутствие войны или, по крайней мере, отсутствие мира, ощущается на каждом шагу. Вчера, не доезжая какой-то деревни, попали в перестрелку. Почти в каждом населенном пункте встречаем отрезанные головы, нанизанные на стены домов, враждебные взгляды, неприязненные слова.
Думается мне, что персы – очень фанатичный народ. Первостепенную роль в их жизни играет вера. И во имя нее они готовы на все… Во многом поведение этого народа сродни поведению кавказцев…
Зато у этих людей есть смысл жизни. Вера дает смысл…Отчего же я ни во что не верю?
***
До Тегерана несколько дней пути. Как ни странно, Персия очаровывает меня все больше и больше. Восточный колорит, непривычный нашему глазу быт, совершенно другие нравы… И необычная красота женщин, в сочетании в прелестным, но, к сожалению, совершенно незнакомым мне языком. Выручает Михайлов, который лепечет на персидском довольно сносно.
***
Рано утром прибыли в Тегеран. Михайлов звал меня отдохнуть с дороги, но я решил сначала доложиться командованию. Чтобы потом развлечься знакомством с его семейством.
Генерал, командующий нашими войсками, принял меня довольно радушно. Его румяное лицо расплылось в широкую улыбку, но глаза почему-то настойчиво не желали взглянуть на меня. Этот старик все стремился узнать, что же привело меня в красивую, но опасную Персию. Мои патриотические объяснения не удовлетворили генерала Амосова. Как, впрочем, и меня самого.
Но, черт побери, не раскрывать же перед ним душу! Тем более, что я и сам себя не вполне понимаю. Хотя сейчас, кажется, немного лучше разбираюсь в своей черствости и тоске, чем раньше.
Иногда мне чертовски не хватает доктора Вернера! Хоть с кем-то поговорить на равных, хоть с кем-то немного облегчить душу…
Что-то я стал слишком часто произносить это слово – «душа». Смешно себя слушать – как старая барышня…Старею, черт побери…
***
Если бы я был восторженным юнцом, то признался бы себе, что очарован семейством Михайловых. Положительные со всех сторон люди: чрезвычайно образованный и умный отец, немногословная жена, из немок или голландок. Отец чем-то напоминает мне Вернера. При случае хочу испытать его – завести разговор на какую-нибудь компрометирующую тему. Посмотрим, как поведет себя этот образцовый дипломат…Тем более, что в доме наверняка полно шпионов, у меня уже есть две-три персоны на примете на эту роль.
Интересно, интересно, кажется, на несколько дней жизнь может перестать быть такой уж «скучной штукой».
***
Положительно, Михайлов не дурак. Его невеста достойна всяческих похвал. Одно плохо – стара. Выяснилось, что загадочная Сашенька-Насреди – дочь второй жены дипломата. От первого брака. И сама уже успела замужем побывать за местным чиновником. Запутанный клубок.
Глаза этой вдовствующей дамы выдают в ней ум. В сочетании с опытностию они делают эту женщину довольно привлекательной. У меня даже мелькнула мысль приударить немного за ней – позлить Михайлова и, может быть, испытать новые ощущения, ведь я никогда не увлекался дамами бальзаковского возраста. Что-то в этой Сашеньке есть… притягательное.
Ее нельзя назвать красивой – слишком смуглое лицо, довольно тщедушное тело, тихий невыразительный голос. Лишь глаза – небольшие, черные, по-персидски удлиненные… Они как будто пронизывают насквозь. Неудивительно, что Михайлов не отходит от своей Насреди ни на шаг. Хотя назвать ее невестой он поторопился. Сашенька смотрит на своего сводного брата, как на маленького полусумасшедшего щенка. Не думаю, что она стремится сейчас выйти замуж. Но какая-то тайная мысль, какая-то роковая тайна в ней все же есть.
***
Боже мой! эта тихоня оказывается что-то вроде эмансипе. Посещает какие-то собрания, куда не пускают мужчин. Михайлов утверждает, что у нее ораторский дар, как у Цицерона. Любопытно было бы ее послушать. Права женщин…Вероятно, замужество у этой дамы было крайне неудачным.
***
Вчера, «прекрасным, наполненным пряными ароматами вечером», как пишут в женских романах, встретил у ворот дома госпожу Насреди. Смелая дама – ходит одна, в европейском наряде… Неужели она ничего не боится? Предложил проводить ее, но в ответ получил лишь холодный, обжигающий взгляд. Не лезьте, мол, сударь, не в свое дело. Хорошо же, лезть не буду. Начну свое дело.
***
В доме Михайловых пропал секретный доклад, который дипломат получил в срочной депеше. Перерыли весь дом, начиная от комнат членов семьи и заканчивая жильем прислуги. Исчез! Отец Михайлова ходит бледный, ночью был сердечный приступ, жена прячет от него оружие.
***
Своим визитом осчастливил полковник Аносов. О потере документа знают, кажется, все русские в Тегеране. Дипломату грозит тюрьма или сумасшедший дом. По крайней мере, с постели он не встает, около него постоянно дежурит доктор и жена. Все домашние хлопоты на себя взяла госпожа Несреди.
***
Удары судьбы смягчают людей. Заставляют их искать поддержки у своих ближних. Или строить коварные планы, которые могут осуществиться при помощи ближних. Только такое объяснение я могу дать поведению Сашеньки, которая, необъяснимым образом, изменила свое ко мне отношение – мило улыбается, ведет светскую беседу ни о чем, интересуется, что мне подать на завтрак. Странная дама… Иногда она кажется такой беззащитной и хрупкой, что даже во мне на мгновение просыпается человечность. А иногда она замыкается в себе, и мы снова и снова обмениваемся с ней колкостями и едкими выпадами. Хотя и в них есть польза – я тренирую на Сашеньке свое остроумие и язвительность. Несмотря на то, что она женщина, госпожа Насреди оказалась достойным противником. Эдакий Вернер в юбке. Я даже уважаю ее за это.
***
Сегодня объяснялся с Михайловым. Этот Ромео ревнует меня к своей богоподобной Саше. Только из уважения к гостеприимству его дома я объяснил этому молодчику, что не имею на вдовствующую госпожу никаких видов. Я вижу в ней кого угодно, только не женщину. Уж слишком умна, язвительна и самостоятельна.
***
Говорят, что пути господни неисповедимы. Вот и мне пришлось испытать на себе верность этих слов. Никогда в жизни меня самого не добивалась женщина. А теперь, кажется, это происходит. Сегодня ночью Госпожа Насреди прислала мне записку, в которой признавалась в любви: «Я вижу в вас неординарного, но бессмысленно проживающего свою жизнь человека. Ваш скучающий взгляд, ваша обессиленная фигура говорят о пустоте вашей души… Сначала я думала, что вы, как и я, скрываете в своем сердце какую-то тайну, иссушающую вас. Но вскоре поняла, что причина вашей тоски – в другом…
Вы не нашли счастья в своей стране, быть может, вы сможете обрести покой на другом конце света? Я не предлагаю вам себя ни в качестве жены, ни в качестве любовницы, хотя я люблю вас. Я предлагаю вам бежать, уплыть со мной в Америку. Я буду вашей спутницей, вашей компаньонкой, вашим другом.
Я уже не стремлюсь иметь детей, стать хорошей женой и матерью. Я хочу работать на благо женщин, помогать страждущим. Думаю, именно в этом мое призвание. Оставаться более в кругу своей семьи не могу – они ждут от меня замужества или монастыря. Уехать же в Америку мать никогда мне не позволит.
У вас есть время подумать. Если вы решитесь, жду вас послезавтра вечером у центральной мечети».
***
Уехать в Америку? Со странной, почти незнакомой мне женщиной? Думаю, это было бы еще одно испытание судьбы. Но нет, и это уже кажется мне скучным …
***
Почти не удивил даже юный Михайлов, который оказался предателем, укравшим секретный документ и сведший в могилу своего отца. Еще одно подтверждение никчемности и пустоты нашего, да и будущего, как я убеждаюсь, поколения. Женщины не могут быть женщинами, а мужчины – мужчинами. Независимо от того места, где они находятся.
События в семье Михайловых еще больше опустошили меня. Теперь мне и вовсе ничего не интересно. Все одно и то же – все пресно, тоскливо и ужасающе тягостно.
Скоро возвращаюсь в Россию. »

Читайте также:
Лермонтов в моей жизни: сочинение

На этом дневник Печорина обрывается. По дороге из Персии он погиб от случайной пули ребенка, укравшего у своего отца оружие. Тело Печорина было отправлено на родину и похоронено в фамильном склепе, рядом с предками и современниками. Этот факт – еще одно подтверждение того неразрешимого противоречия прошлого и настоящего, которое угнетало и, в конце концов, убило героя своего времени.

Сочинение Герой нашего времени по произведению Лермонтова 9, 10 класс

В одном из произведений Лермонтова «Герой нашего времени» рассказывается про жизнь молодого и красивого офицера Печорина. Как раз его образ был построен на молодом поколении, которое жило в девятнадцатом веке.

Он вышел из аристократического общества, именно поэтому он считает, что является намного выше, чем все остальные люди. Хотя сам Печорин умный и образованный человек, вот только у него имеются и отрицательные стороны, которые также очень сильно видно. Он очень сильно любит себя и порой ему неважно ничье мнение, а свое мнение он считает выше остальных. Кроме этого частенько бывает, что он уверенный в себе, хотя другие понимают, что он не прав, но спорить с ним не решаются.

Он может любому человеку дать характеристику, даже тому, кого видит впервые. Вот только делает он это со злостью и у людей на него всегда имеется большой зуб. Он открыто заявляет про все отрицательные стороны каждого человека, хотя сам человек делал до этого все, чтобы они не проявились. Также он может обозвать или унизить любого человека и считает это вполне нормальным. И за это не считает нужным просить прощения, ведь он сделал все правильно и люди должны быть ему благодарны за это.

Все что происходит с ним он считает ненормальным и старается сделать все для того чтобы его жизнь поменялась в лучшую сторону и ему совсем неважно, что от этого могут пострадать другие люди.

Ему не нравится общество, в котором ему приходится жить и поэтому он считает, что на других людей он совершенно не похож.

Читайте также:
Образ и характеристика Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

У него нет лучших друзей, которые бы смогли не только подсказать ему что и как лучше сделать, но и поддержать в трудную минуту. Ему даже некому дать совет, да в принципе он не нуждается в этом. Многие люди старались поделиться с ним тайнами и секретами, а также спросить его мнение по всему этому вопросу. Но взамен они получали только унижения и оскорбления, а потом об этих тайнах и секретах узнавали еще и другие люди, которым об этом знать не нужно было.

Конечно, бывают моменты, когда он себя контролирует и даже старается в чем-то ограничить, но это очень быстро проходит и все становится на круги своя.

Жизнь его совсем не радует, и поэтому у него нет даже мыслей на будущее и планов. Он живет одним днем. Он считает себя калекой, у которого нет самых лучших органов, при помощи которых можно полноценно и радостно жить.

Ему нравится, когда женщины бегают за ним и унижаются, а он своим видом показывает, что она недостойна его и что ей еще нужно хорошенько постараться чтобы он хотя бы взглянул на нее.

Сочинение 2

Лермонтов Михаил Юрьевич – величайший писатель своего времени, умеющий очень точно раскрывать характеры своих героев. О жизни одного из них, Печорина, как раз рассказывается в произведении «Герой нашего времени». Печорин – весьма умный и умеющий держать себя в обществе человек, однако в нём есть огромный минус – самовлюблённость и чрезмерная самоуверенность. Обладая даром точно оценивать людей, раскрывать их отрицательные черты, Печорин делает это чересчур уж открыто, не стесняясь кого-то обидеть, он часто пользуется сарказмом и злыми шутками, чем напоминает читателю самого Лермонтова, ведь он также, как и его герой, очень резко высказывался о людях, в которых видел что-то дурное, из-за чего даже был убит.

Печорин – разочаровавшийся в жизни молодой человек, который пресытился всем, что в ней есть, ему всё надоело, но так как нужно как-то жить, он сам придумывает себе «развлечения». Во-первых, Печорин старается ещё больше отдалиться от мира, становится особняком, критикует общество, во-вторых, он ломает судьбы, что помогает ему чувствовать себя живым, но, к сожалению, и это ненадолго, поэтому он находит всё новые и новые приключения. С женщинами Григорий Александрович относится совершенно не как добрый человек. Он влюбляет в себя даже тех, кто изначально относится к нему негативно, заставляет их страдать, мучиться и даже быть готовыми «бежать на край света» с ним, но всегда бросает девушек, оставляя им разбитые сердца. Так было, например, с Бэлой. Он не способен любить, он, кажется, вообще не может испытывать чувств, но таким его сделало общество, жизнь.

Читайте также:
Виноват ли Печорин или виновата эпоха: сочинение

Даже со своими друзьями Печорин поступает не по-человечески. Ситуация с Максимом Максимычем, когда тот вновь встретил Печорина, очень показательна. Григорий уже остыл, ему не захотелось радушно встречать бывшего товарища. Печорину всё быстро надоедает.

В произведении затронуто много тем, однако главной, на мой взгляд, является тема дурных человеческих черств, особенно таких, как огромное самолюбие и злость. Печорин является таким, но всё это неспроста. Время и общество – факторы, сделавшие его таким. Он не может найти своего жизненного предназначения, из-за чего становится таким и рушит жизни и другим, и себе.

Рассуждение

Любой литературный герой-это творение автора, потому что каждый писатель, создавая определенный образ, вкладывает в него свои мысли и взгляду, частичку самого себя. Герой каждого произведения, живя в своей эпохе, пытается выделиться каким-то образом. Так, например, у Пушкина Евгений Онегин, юноша 20-х годов, живет интересной бурной жизнью, но в то же время, не доволен своим бесцельным существованием. Как только он появляется в обществе, возникает масса споров и противоречий по поводу обсуждения юноши.

И как только начинают утихомириваться эти страсти, как появляется Печорин у Лермонтова, натура противоречивая. У этого героя та же трагическая судьба. Он, как и Онегин, пытается понять смысл жизни, познать ее истину. Но в то же время бездействует и бесцельно проводит свое время. Происходит раздор между мечтами и действительностью. Вслед за ним в литературе появляются и другие герои, но споры об этом образе актуальны и до сих пор. Возможно потому, что значение человеческого существования волнует всех и каждого.

Особенно ярко показана эта проблема в «Дневнике Печорина», где показаны переживания героя, которые анализируются строго. Мы видим, что все отношения Печорина с людьми приобретают опыт общения чисто с психологической точки зрения, и в то же время становятся для него игрой. Вспомним историю с Бэлой и Мэри, вызов Грушницкому. Отчетливо заметно, что автор создал социально-психологический роман, где показал слабые и сильные стороны нового поколения своего времени. Лермонтов в произведении больше показывает нам внутренний мир героев, отодвигая на задний план их быт. Автор подробно раскрывает мотивы их поступков. Так, Печорин не может жить спокойно. Его натура жаждет приключений, она богата страстями и мыслями.

Если же посмотреть на других героев, то можно заметить, что чисто-психологический портрет каждого из них определяет их речь. Например ,выражения Вернера, Веры и самого Печорина наполнены афоризмами. Речь штабс-капитана бесхитростна, что говорит о его простой натуре.

Эмоциональное состояние и переживания героев четко показано в изображении природы. При этом Михаил Юрьевич использует много эпитетов и метафор, чтобы показать образ доходчиво. Анализируя произведение, мы с точностью можем сказать, что представляя читателю Печорина, Лермонтов хотел показать не только характер и душу этого героя, но и всей эпохи.

Герой нашего времени по произведению

Популярные сочинения

Образ Калиныча противопоставлен в рассказе рассудительному и хозяйственному Хорю. Калиныч олицетворяет поэтическую сторону русского национального характера

Рассказы И. С. Тургенева – это видение мира и его изображение с позиции человека, хорошо осведомленного в вопросах крестьянского быта, традиций, жизни детей простого народа.

Детство моей мамы прошло в Советском Союзе. Она успела побыть и пионеркой, и комсомолкой, но это уже позже. Это очень интересно, по-моему! И она с удовольствием вспоминает то время!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: