Лирическое содержание стихотворения «Парус»: сочинение

Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 168.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 168.

Знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова “Парус” было написано в самом начале творческого пути поэта. Это внутренний монолог, где образ паруса символизирует самого молодого поэта, отражает поиск своего места в жизни, стремление к неизвестности. Полный разбор и краткий анализ “Парус” по плану полезен при подготовке к уроку литературы в 6 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Парус.

История создания – стихотворение было написано в 1832 году на берегу Невы в Петербурге.

Тема – одиночество, неизвестность, душевный мятеж.

Композиция – три четверостишия, объединённых морскими пейзажами и душевными переживаниями лирического героя. “Действие” следует за философскими мыслями внутреннего монолога.

Жанр – лирическое стихотворение. Образец романтического стиля в поэзии.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры“ветер свищет”.

Эпитеты“мятежный парус”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий”.

Оксюморон“как будто в бурях есть покой”.

Олицетворения“парус бежит”, “волны играют”.

История создания

Стихотворение написано Лермонтовым в семнадцатилетнем возрасте в 1832 г. В 1828 году вышла поэма Александра Бестужева-Марлинского “Андрей, князь Переяславский”, оттуда взята поэтом первая строка стихотворения “белеет парус одинокий”. Это был сложный период в жизни поэта, студента Лермонтова: он покинул Московский университет и не поступил в Петербуржский университет.

В своём письме к М. А. Лопухиной 2 сентября 1828 года он посылает текст стихотворения, которое передаёт угнетённое состояние поэта. Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника – у него родилось легендарное стихотворение.

Полная неизвестность будущего, неоправданные надежды с поступлением – всё это нашло отражение в душе лирического героя стихотворения “Парус”. Сам поэт несерьёзно отнёсся к произведению, не включил его в свой сборник сочинений 1840 года. Интересен тот факт, что у Лермонтова есть акварельная работа, на которой изображено небольшое парусное судно в шторм, она также написана в период с 1828–1832 гг. Она является полноценной иллюстрацией, художественным комментарием к тексту.

Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души. Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир. Главная мысль – человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно.

Идея – автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой – образ паруса – человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность. В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности. Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что – нет.

Композиция

Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя. Каждое четверостишие построено таким образом, что в первых двух стихах идёт “картина”, в двух следующих – толкование внутреннего состояния лирического героя. Заканчивается “рассказ” риторическим восклицанием с привкусом осуждения и чувства “неправильности”, запутанности и неизвестности.
Стихотворный размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Лирическое стихотворение: в произведении даны мысли и чувства лирического героя, его мятущаяся душа. Это стихотворение – образец романтического стиля в русской литературе XIX века.

Средства выразительности

Метафора “ветер свищет” придаёт лирическому повествованию образность.

Эпитеты “мятежный”, “луч золотой”, “в тумане голубом”, “парус одинокий” делают описание ярким и красочным.

Оксюморон – сочетание несовместимого: “как будто в бурях есть покой” придаёт рассуждению трагизм и безысходность.

Анафора свойственна лирике Лермонтова, за счёт неё появляется эффект “элегичности”, песенности, своеобразного пафоса: “Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном. ”.

Антитеза: “страна далёкая – край родной”, “струя светлей лазури, луч солнца – буря”. Противопоставление в контексте описательного характера делает более выразительными образы, подчёркивает их различия, создаёт противостояние. Лермонтов покинул “край родной” – Москву, прибыл в неизвестный ему Петербург, где будущее кажется туманным и безрадостным.

Ассонанс в первой строфе играет звуком “о”, второе четверостишие насыщено звуком “э”, а в последней строфе явно чувствуется ассонанс со звуком “у”. Это придаёт лермонтовскому “Парусу” сходство со звучанием ветра, тревожной стихии, ропота волн.

Поэтический синтаксис представлен последней строкой стихотворения, где лирический герой восклицает “Как будто в бурях есть покой!” , что выдаёт недоумение, наводит на вывод, что человек никогда не успокаивается, всё время что-то ищет.

Лермонтов Парус: главные герои. Какова главная мысль рассказа?

История создания

Стихотворение «Парус» было создано Лермонтовым в возрасте семнадцати лет в Петербурге. Первая строка произведения взята из вышедшего 4 года назад произведения Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». Этот жизненный этап был довольно сложным для поэта в психологическом плане, он чувствовал в некотором роде отчаяние, ведь не сумел поступить в высшее учебное заведение в Петербурге, после того, как он вынужден был покинуть Московский университет. В сентябре, в тот же год, когда вышла поэма Бестужева-Марлинского, Лермонтов послал это стихотворение, выражающее его внутреннее состояние, Лопухиной. Во время написания «Паруса» поэт увидел одинокий белеющий парус на реке Неве. Именно этот образ-символ, о котором будет подробнее рассказано позже, и лег в основу стихотворения.

Однако в сборник, вышедший в 1840 году (за год до смерти поэта), Лермонтов стихотворение не включил, несмотря на то, что оно имело даже некий сопроводительный художественный текст – рисунок белого паруса, созданный Лермонтовым предположительно в промежуток между 1828 и 1832.

Анализ стихотворения Парус Лермонтова

Вариант 1

Знаменитое и многими любимое произведение “Парус” появилось на свет в 1832 году. Его автором стал великий русский писатель Михаил Юрьевич Лермонтов. Сразу же нужно отметить, что данное произведение является очень сильным и характеризует самого поэта.

Михаил Юрьевич был очень нежным, мягким и тонким человеком, все его произведения были наполнены именно этими особенностями. В каждое из них он вкладывал свою душу, и данное произведение, безусловно, не является исключением.

Читайте также:
Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова: сочинение

Парус он сравнивал с самим собой, как бы это странно не звучало. Он не зря упомянул, что парус выглядел одиноко и грустно на фоне моря. Он и сам чувствовал себя довольно таки одиноким и грустным в определенные периоды своей жизни.

Анализ данного произведения показывает тот факт, что поэт не совсем доволен своей жизнью, считая, что он мог бы прожить её намного лучше, однако различные обстоятельства помешали ему это сделать.

Многие критики и специалисты в области литературы, а также читатели удивляются тому, что само по себе легкое, воздушное и простое произведение несет в себе очень глубокий и пронзительный смысл.

Этому произведению очень характерна тонкость, изящество, красота, и в тоже время удивительная сила.

По своему строению произведение состоит всего из 12 строк. Однако в них поэт смог выразить все свои чувства, эмоции, переживания и так далее. Так же в данном произведение выражается надежда на то, что не все ещё потеряно, что все еще можно изменить.

В заключении хочется сказать, что данное произведение очень близко многим так как в течении жизни, абсолютно каждый человек пытается что-то менять, улучшать. Это совершенно естественно, ведь жизнь дается всего лишь один раз, и поэтому каждый человек достоин прожить её так, как ему хочется, а не так, как того требуют обстоятельства.

Вариант 2

Михаил Лермонтов переживал трудные для себя времена. Писатель был вынужден отправиться в Петербург, отказавшись от своей мечты стать филологом, в пользу другой, новой, неизвестной жизни. По просьбе своей бабушки, Лермонтов отказывается от учебы в университете Москвы, и поступает в юнкерскую школу Петербурга.

Именно в момент переезда юного писателя посещают мысли о своем прошлом и будущем. Гуляя по городу, и берегу залива, автор наблюдает за красотой, он решается отобразить свои чувства в произведении «Парус». В стихотворении Лермонтов отчетливо и тонко передает не только глубину чувств, но и зрелые мысли.

В стихотворении четко виднеются грани между лирическим героем и самим парусом. Морской пейзаж, который меняется под буйство волн, полностью отображает внутренние переживания, терзающие главного героя изнутри. Через образ моря писатель решает изобразить саму жизнь, а вот изображая парус, автор описывает душу человека.

Таким образом, возникающий конфликт между морем и парусом символизирует непосредственно конфликт между жизнью и человеком. Герой, словно парус, брошенный в море жизненных преград. Он словно выбран, бесконечно блуждать между такими же одинокими людьми как сам.

Стихотворение «Парус» написано в жанре новеллы. Его можно отнести к пейзажно-символическому произведению. В первую очередь «Парус» имеет в своем замысле философское начало, а вот описанный пейзаж олицетворяет внутренний мир героя. Для более точного описания главной темы писатель применяет метафоры, использует эпитеты, он даже пользуется антитезой.

В центре событий оказывается одинокий парус, плывущий по морю, которое не слишком спокойное на тот момент. Возникшая буря, становится сложной преградой для маленького паруса, но он должен преодолеть ее и выстоять, чтобы не сбиться с намеченного пути. Так вот и человек, намечая что-то в своей жизни, сталкивается с множеством проблем, кто-то с ними справляется, а кто-то, словно парус в бурю, уходит ко дну.

Произведение слишком тесно связано с личными переживаниями поэта. Ему очень тяжело было оставить родной город, прежнюю жизнь полностью изменив ее. Он уверен, что жизнь приготовила массу неизведанных приключений и загадок, которые он просто обязан решить.

Юный поэт Лермонтов придает своему произведению некую мелодичность и красоту. В нем полностью раскрываются чувства. Лермонтов убежден, что душа поэта, словно парус из стихотворения, ей суждено скитаться по земле в одиночестве. Только душа, жаждущая свободы будет искать, и ждать бурю, как толчок для чего-то нового на своем пути.

Таким образом, произведение «Парус» несет в себе философское размышление самого автора о жизни, и принятых им решениях. Как бы нам этого не хотелось, но судьба все равно распределится иначе, как решит сама. Несмотря на душевные терзания в момент написания стихотворения, Лермонтов все же в полной мере отобразил душевный настрой самого себя.

Вариант 3

Стихотворение «Парус» написано в 1832 году в Петербурге. 17-летний Лермонтов создал его во время одной из прогулок по берегу Финского залива. В первоначальном варианте первая строка звучала: «Белеет парус отдаленный». Окончательный вариант этой строки был заимствован из поэмы «Андрей, князь Переяславский» А. А. Бестужева-Марлинского.

В стихотворении нашли отражение личные переживания юноши. Незадолго до этого он покинул Московский университет, оставив мечту стать филологом. По настоянию любимой бабушки Лермонтов переехал в Петербург, намереваясь поступить в юнкерскую школу. Перед поступлением молодой человек много размышлял о своем прошлом и возможной будущей судьбе – эти мысли и чувства легли в основу произведения.

Стихотворение молодого поэта отличает не только яркая образность, мелодичность и поэтическая красота, но и отраженная в нем глубина переживаний и чувств, удивительная зрелость мысли.

Композиционно стихотворение состоит из трех строф. Композиция четко разделяет парус и лирического героя: в каждой строфе две первые строки рисуют меняющийся морской пейзаж, а две последующие строки отображают внутреннее состояние и чувства наблюдающего за парусом лирического героя. Лермонтов использует многоточие для разделения описания природы и строк, посвященных психологическому состоянию героя.

Образы стихотворения аллегоричны. Для обозначения жизни поэт использовал традиционный образ моря, символизирующий жизненные перипетии, а парус – символ самого человека, его души. Конфликт «парус – море» переходит в конфликт «человек – жизнь». Человек, брошенный в житейское море, бесконечно одинок среди таких же барахтающихся в нем людей.

В «Парусе» авторское «я» спрятано, но его легко угадать за местоимением «он»: в отличие от слова «парус», употребленного лишь в первой строке, оно встречается в тексте шесть раз.

Читайте также:
Анализ поемы Лермонтова «Мцыри»: сочинение

В первой строфе образы паруса и лирического героя объединены словом «одиночество». Одиночество героя вызвано разочарованием в жизни, горечью каких-то утрат; он задается мучительным вопросом: как достичь внутренней гармонии.

Во второй строфе герой ищет спасение от одиночества в борьбе со стихией, но, «увы», встреча с бурей не приносит счастья – счастье невозможно найти извне, оно заключено внутри человека.

В третьей строфе наперекор умиротворенной, гармоничной картине мира герой стремится обрести душевный покой в обновлении жизни, в очистительной буре.

Наряду с мотивом одиночества, Лермонтов поднимает в «Парусе» неизменно интересующую его тему – проблему цели и смысла человеческого бытия.

«Парус», являясь лирической новеллой по жанру, относится к пейзажно-символическим стихотворениям и имеет глубокий философский смысл. Пейзаж в произведении отображает внутренний мир поэта.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки (первая и третья строки каждой строфы оканчиваются женской рифмой, для второй и четвертой строк применена мужская рифма).

Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет в «Парусе» повторы, в том числе анафору (что ищет, что кинул), синтаксический параллелизм, инверсию (парус одинокой, стране далекой, в тумане моря голубом). Поэт широко использует олицетворения (ветер свищет, играют волны), метафоры (струя светлей лазури), эпитеты (луч солнца золотой). Насыщенность глаголами придает стихотворению динамизм. Для передачи контраста, на котором построена композиция стихотворения, Лермонтов прибегает к антитезе (стране далекой – краю родном, кинул – ищет).

Для изображения меняющейся картины морского пейзажа поэт использует звукоподражание: в первой строфе с помощью преобладания звуков «л», «н», «м», «р» создается эффект мерного покачивания волн во время штиля; изменение моря (шум волн и свист ветра) передается путем превалирования звуков «с», «т», «щ», «ч».

В стихотворении в образе паруса виден сам поэт, его душа. «Парус» — стихотворение Лермонтова о самом себе, ведь настоящий Поэт всегда остается «одиноким» и «мятежным», а его свободолюбивая душа, полная тревожной неуспокоенности, жаждет вечных поисков, жаждет бури.


Жанр, направление, размер

Это произведение по жанру можно классифицировать как лирическую новеллу. Оно относится к литературному направлению романтизма и является одним из ярчайших его примеров в XIX веке.

Черты романтизма в стихотворении «Парус» таковы:

  • Мотив одиночества и бунта против обстоятельств является смысловой доминантой стихотворения.
  • Грустное настроение произведения созвучно интонациям других поэтов-романтиков.
  • Пейзаж отражает мысли и чувства героя и играет важную роль в произведении.

Произведение «Парус» написано четырёхстопным ямбом. Рифмовку по типу можно классифицировать как перекрёстную.

Композиция

«Парус» представляет из себя три строфы, по 4 строки в каждом.

  1. Сначала даётся картина – «белеет парус одинокой», за ним следуют риторические вопросы: что же ищет сам парус?
  2. Во второй строфе эти вопросы, несмотря на их явную риторичность, получают ответы от лирического героя: парус не ищет счастья, но при этом и не бежит от счастья.
  3. В третьей строфе читатель так и не получает ответа, что же ищет парус, ведь он ищет бури, но при этом в завершающей строке автор явно намекает, что парус искал не беспокойства и мятежа, а скорее покоя: «Как будто в буре есть покой!».

Образы и символы

Безусловно, главным образом-символом является парус. В данном случае он означает одиночество, которое, возможно, чувствовал в тот момент и сам поэт. Он же отражает человеческую душу, зависимую от стихийности судьбы.

В произведении фигурирует и буря — знак беспокойства, символ мечущейся души. Море — это неопределенность и стихия жизни, в которой каждый человек одинок и несчастен. Парус бросает из стороны в сторону по воле рока, как и человеческую жизнь.

Образ лирического героя созвучен с самим парусом. Мысли о жизненном пути и стремлении паруса говорят о том, что самого наблюдателя волнуют те же переживания и те же вопросы. Он столь же одинок и несвободен, как парус, зависимый от игры стихий. Также он подчеркивает парадоксальность, свойственную человеческой природе, а вовсе не парусу: мятежник просит бури, но хочет покоя.

Смысл названия

Стихотворение имеет название «Парус» созвучно его центральному персонажу. Каждый волен по-своему трактовать его смысл и значение аллегории.

  1. Во-первых, можно соотнести парус с восемнадцатилетним Лермонтовым, который оставил Москву, приехал в столицу поступать в университет. Однако же его мечта — выучиться на филолога – рухнула, и он чувствовал себя одиноким среди бушующей жизни столицы.
  2. Во-вторых, представляется образ мыслящего человека, не желающего смиряться с окружающей его действительностью. Он жаждет перемен и готов бороться с волнами, подобно парусу, лишь бы они случились.

Темы, проблемы, настроение

  • Проблема одиночества
    часто поднимается в творчестве Лермонтова, и это произведение не стало исключением. Образ паруса — это человеческая душа, одинокая и брошенная в большое плавание жизни без поддержки и определенности, что она такое и зачем плывет.
  • Тема внутренних метаний
    и размышлений о поиске себя — основная тема «Паруса». Автор ставит вечные вопросы перед читателем: куда мы идем и зачем? Почему не можем обрести гармонию с миром и идем против него? Он не отвечает, но лишь подчеркивает, как широка и непостижима натура странника, который ищет покой в мятеже.
  • Тема счастья
    тоже занимает не последнее место в «Парусе». Наш образ-символ «счастия не ищет и не от счастия бежит». Это означает, что радости жизни он так никогда и не испытал. Его нет ни в прошлом, ни в будущем.
  • Бунт и мятеж
    — это состояние души типичного романтического героя, коим является парус. Он отправляется в море, чтобы испытать свои силы и столкнуться с бурей. В его душе нет мира, поэтому покой он ищет в битве с судьбой, заранее проигранной. Ветер еще не разгулялся, а мачта уже трещит.
  • Тема природы
    . Тревога в «Парусе» передается через состояние пейзажа. Пока мы видим солнечную лазурь и тихую гавань, но парус ищет бури и направляется в далекую страну, где его ждет неизвестность. Постепенно автор нагнетает обстановку, и за ясным днем уже виднеется шквал ветра, хотя в стихотворении об этом нет ни строчки.
  • Настроение легкой меланхолии
    , мечущейся внутри души пронизывает все три строфы «Паруса».
Читайте также:
Решение нравственных проблем в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Главные темы произведения

В анализе стихотворения Лермонтова «Парус» нужно выделить две темы, которые и определяют смысловую составляющую его творения — это темы одиночества и поиска смысла и места в жизни. Следует подчеркнуть, что они довольно часто будут встречаться и в других его произведениях. В стихотворении не только красочно описан морской пейзаж, но и передано настроение поэта, оказавшегося перед непростым выбором.

Михаил Лермонтов, переехав в Петербург, оставил все, что ему было дорого в Москве, и не только свою мечту о филологии, но и влюбленность. Но вместе с тем юноша понимает, что мысли о переживаниях не помогут ему найти место в жизни. Что для того, чтобы найти счастье, свою гавань нужно бороться и учиться принимать непростые решения.

Но в то же время поэт чувствует себя одиноким в этом холодном городе, в котором он ни с кем не может поделиться своими переживаниями. Но он все равно надеется, что подобно лучу над парусником, его жизнь тоже озарит луч света. Но поэт чувствует, что даже найдя тихую гавань, он все равно не сможет успокоить свою мятежную натуру. И поэтому одиночество и поиск смысла бытия являются основными темами стихотворений Лермонтова.

Основная идея

Парус является символом души молодого Лермонтова. Он сам пока не нашёл своего места в жизни: переезды, переходы, перемены — все это оставляет глубокие впечатления в юном сердце. Поэт не до конца понимает, чего именно он хочет. Поэтому главная мысль стихотворения «Парус» — это невозможность постижения своих внутренних противоречий. То мы мечемся в поисках чего-то, хотя все перед глазами, то ищем покоя в битве, не зная, принесёт ли он нам счастья. Во всех этих метаниях мы безмерно одиноки и зависимы от всех ветров, что создает у лирического героя ощущение безысходности и тоски. Его парус несчастен и бессилен повлиять на судьбу.

Смысл стихотворения «Парус» заключается и в том, что жизнь подобна морю — она испытывает судно, гнет и ломает мачту, обрушивает на корабль гнев стихии. А между тем счастье в этом пути настолько призрачно, что его никогда нет — ни в прошлом, ни в будущем: «Он счастия не ищет и не от счастия бежит». Читатель видит разочарование и тоску, свойственные поэтам-романтикам.

Главная мысль стихотворения — поиск своего предназначения. Одинокий парус не видит спасения в безмятежном покое и решается вступить в бой со стихией. Он не чувствует себя удовлетворённым в лазури и солнце и пытается найти себя в обратном.

Общие места поэзии романтизма, такие как одиночество, жажда приключений, образ моря, переосмысляются в «Парусе» и объединяются новым мотивом. В литературоведении его называют мотивом «лишнего человека». К таким героям относятся Онегин, Печорин, Рудин. Таким образом, роль и смысл «Паруса» трудно переоценить: с этого маленького стихотворения начала развиваться весьма значимая для русской литературы тема.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Парус» весьма многообразны.

  • В тексте присутствует целый ряд эпитетов: парус одинокой, луч солнца золотой. Эпитеты в данном случае помогают создать общую картину, некий пейзаж.
  • Также в тексте есть риторические восклицания и вопросы: «Что ищет он в стране далекой?», «Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит!».
  • Динамичность «Парусу» придают метафоры: парус бежит, волны играют.
  • Встречается даже оксюморон: «как будто в бурях есть покой».

Анализ стихотворения «Парус» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 06.11.2019 · Обновлено 06.11.2019

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус», написанное им в 1832 году, является одним из наиболее узнаваемых среди произведений поэта. Многомудрый Литрекон предоставляет свой разбор этого далеко не простого и во многом противоречивого произведения. Анализ осуществляется по плану.

История создания

Стихотворение «Парус» было создано Лермонтовым в возрасте семнадцати лет в Петербурге. Первая строка произведения взята из вышедшего 4 года назад произведения Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». Этот жизненный этап был довольно сложным для поэта в психологическом плане, он чувствовал в некотором роде отчаяние, ведь не сумел поступить в высшее учебное заведение в Петербурге, после того, как он вынужден был покинуть Московский университет. В сентябре, в тот же год, когда вышла поэма Бестужева-Марлинского, Лермонтов послал это стихотворение, выражающее его внутреннее состояние, Лопухиной. Во время написания «Паруса» поэт увидел одинокий белеющий парус на реке Неве. Именно этот образ-символ, о котором будет подробнее рассказано позже, и лег в основу стихотворения.

Однако в сборник, вышедший в 1840 году (за год до смерти поэта), Лермонтов стихотворение не включил, несмотря на то, что оно имело даже некий сопроводительный художественный текст – рисунок белого паруса, созданный Лермонтовым предположительно в промежуток между 1828 и 1832.

Жанр, направление, размер

Это произведение по жанру можно классифицировать как лирическую новеллу. Оно относится к литературному направлению романтизма и является одним из ярчайших его примеров в XIX веке.

Черты романтизма в стихотворении «Парус» таковы:

  • Мотив одиночества и бунта против обстоятельств является смысловой доминантой стихотворения.
  • Грустное настроение произведения созвучно интонациям других поэтов-романтиков.
  • Пейзаж отражает мысли и чувства героя и играет важную роль в произведении.

Произведение «Парус» написано четырёхстопным ямбом. Рифмовку по типу можно классифицировать как перекрёстную.

Композиция

«Парус» представляет из себя три строфы, по 4 строки в каждом.

  1. Сначала даётся картина – «белеет парус одинокой», за ним следуют риторические вопросы: что же ищет сам парус?
  2. Во второй строфе эти вопросы, несмотря на их явную риторичность, получают ответы от лирического героя: парус не ищет счастья, но при этом и не бежит от счастья.
  3. В третьей строфе читатель так и не получает ответа, что же ищет парус, ведь он ищет бури, но при этом в завершающей строке автор явно намекает, что парус искал не беспокойства и мятежа, а скорее покоя: «Как будто в буре есть покой!».
Читайте также:
Мое отношение к образу Печорина: сочинение

Образы и символы

Безусловно, главным образом-символом является парус. В данном случае он означает одиночество, которое, возможно, чувствовал в тот момент и сам поэт. Он же отражает человеческую душу, зависимую от стихийности судьбы.

В произведении фигурирует и буря — знак беспокойства, символ мечущейся души. Море — это неопределенность и стихия жизни, в которой каждый человек одинок и несчастен. Парус бросает из стороны в сторону по воле рока, как и человеческую жизнь.

Образ лирического героя созвучен с самим парусом. Мысли о жизненном пути и стремлении паруса говорят о том, что самого наблюдателя волнуют те же переживания и те же вопросы. Он столь же одинок и несвободен, как парус, зависимый от игры стихий. Также он подчеркивает парадоксальность, свойственную человеческой природе, а вовсе не парусу: мятежник просит бури, но хочет покоя.

Темы, проблемы, настроение

  • Проблема одиночества часто поднимается в творчестве Лермонтова, и это произведение не стало исключением. Образ паруса — это человеческая душа, одинокая и брошенная в большое плавание жизни без поддержки и определенности, что она такое и зачем плывет.
  • Тема внутренних метаний и размышлений о поиске себя — основная тема «Паруса». Автор ставит вечные вопросы перед читателем: куда мы идем и зачем? Почему не можем обрести гармонию с миром и идем против него? Он не отвечает, но лишь подчеркивает, как широка и непостижима натура странника, который ищет покой в мятеже.
  • Тема счастья тоже занимает не последнее место в «Парусе». Наш образ-символ «счастия не ищет и не от счастия бежит». Это означает, что радости жизни он так никогда и не испытал. Его нет ни в прошлом, ни в будущем.
  • Бунт и мятеж — это состояние души типичного романтического героя, коим является парус. Он отправляется в море, чтобы испытать свои силы и столкнуться с бурей. В его душе нет мира, поэтому покой он ищет в битве с судьбой, заранее проигранной. Ветер еще не разгулялся, а мачта уже трещит.
  • Тема природы. Тревога в «Парусе» передается через состояние пейзажа. Пока мы видим солнечную лазурь и тихую гавань, но парус ищет бури и направляется в далекую страну, где его ждет неизвестность. Постепенно автор нагнетает обстановку, и за ясным днем уже виднеется шквал ветра, хотя в стихотворении об этом нет ни строчки.
  • Настроение легкой меланхолии, мечущейся внутри души пронизывает все три строфы «Паруса».

Основная идея

Парус является символом души молодого Лермонтова. Он сам пока не нашёл своего места в жизни: переезды, переходы, перемены — все это оставляет глубокие впечатления в юном сердце. Поэт не до конца понимает, чего именно он хочет. Поэтому главная мысль стихотворения «Парус» — это невозможность постижения своих внутренних противоречий. То мы мечемся в поисках чего-то, хотя все перед глазами, то ищем покоя в битве, не зная, принесёт ли он нам счастья. Во всех этих метаниях мы безмерно одиноки и зависимы от всех ветров, что создает у лирического героя ощущение безысходности и тоски. Его парус несчастен и бессилен повлиять на судьбу.

Смысл стихотворения «Парус» заключается и в том, что жизнь подобна морю — она испытывает судно, гнет и ломает мачту, обрушивает на корабль гнев стихии. А между тем счастье в этом пути настолько призрачно, что его никогда нет — ни в прошлом, ни в будущем: «Он счастия не ищет и не от счастия бежит». Читатель видит разочарование и тоску, свойственные поэтам-романтикам.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Парус» весьма многообразны.

  • В тексте присутствует целый ряд эпитетов: парус одинокой, луч солнца золотой. Эпитеты в данном случае помогают создать общую картину, некий пейзаж.
  • Также в тексте есть риторические восклицания и вопросы: «Что ищет он в стране далекой?», «Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит!».
  • Динамичность «Парусу» придают метафоры: парус бежит, волны играют.
  • Встречается даже оксюморон: «как будто в бурях есть покой».

Парус – мое любимое стихотворение Лермонтова сочинение

Мне больше нравится поэзия Михаила Юрьевича Лермонтова. У него каждое произведение – это шедевр. И всё же среди многих строк, я больше всего люблю одно его стихотворение – «Парус».

Это стихотворение Лермонтов написал, когда ему было всего 18 лет. Это возраст, когда человек взрослеет. В то время совсем ещё молодой поэт был один в Петербурге, поэтому тема одиночества чувствуется в стихотворении. Думаю, именно одиночество и плывущие по Финскому заливу лодки с парусами сподвигли Лермонтова на создание бессмертного стихотворения. Состоит «Парус» всего из трёх четверостиший. Интересно и то, что в первой версии «Паруса» вместо слова «одинокий» было другое: «отдалённый». Необычно нашему уху и слово «скрыпит», хотя тогда оно, наверно, так и произносилось и казалось обычным.

Многие, да что многие, почти все помнят первое четверостишье стихотворения. Ведь по школьной программе «Парус» Лермонтова учится наизусть. И не зря! А вот два следующих четверостишья готовы процитировать лишь единицы. Эти начальные строки всегда вспоминаются первыми, когда на воде видно какой-нибудь белый парус. Иллюстрацией к стихотворению тоже всегда является картинка одинокого парусного корабля в бушующем море. А как иначе? Ведь парус – это главный герой произведения.

Аналитики говорят, что это стихотворение символизирует человеческую жизнь с её бурями и невзгодами. Я с ними абсолютна согласна. И мы понимаем, что за образом паруса часто скрывается человек. Наверно, этим произведением Лермонтов описывает себя и свои чувства на тот момент. Часто бывает, что человек вынужден куда-то уехать, не всегда эти поездки желанны и он «счастия не ищет и не от счастия бежит». И жизнь — это перемены: то буря и невзгоды, то «луч солнца золотой» и «струя светлей лазури». Да и «бури», как тот парус, некоторые сами себе ищут. А найдя, понимают, что покоя в них нет. Вот об этом моё любимое стихотворение «Парус».

Читайте также:
Язык мысли и голос страстей: сочинение

Почему любимое именно это? Потому что написано гениальным поэтом, в любимом многими городе, простым и понятным языком о том, что волнует почти всех, и в том числе меня. А уместил все эти мысли, чувства, грусть Лермонтов всего лишь в трёх четверостишьях. Думаю, что я не одна больше всего люблю Лермонтовский «Парус», ведь на эти стихи даже написана музыка и певцы исполняют романсы.

Сочинение 2

М.Ю. Лермонтов довольно рано покинул свою юную поэтическую жизнь. Его уход навсегда останется в памяти мировой литературы. А творения продолжают жить по сей день. Самым чувственным и трагичным стихотворением для меня стало «Парус». Оно восхищает своей лаконичностью и завораживает грустью. В нём каждый может увидеть себя, прочувствовав стихотворение сильнее.

Стихотворение «Парус» появилось на свет, когда поэту было всего семнадцать лет. Время вступления во взрослую жизнь, познание трудностей. С одной из них М.Ю. Лермонтов столкнулся, когда покинул университет в Москве. Он решил поступить в Петербургский университет, но ему отказали. Туда не смогли попасть даже самые талантливые студенты. Эта трагедия оставила неизлечимый след на сердце юного поэта. Подавленный и угнетенный, Лермонтов бродил по набережной Невы, и заметил вдали белый парусник. В этот момент на него нахлынуло вдохновение. Так родилось знаменитое стихотворение «Парус».

Почти все помнят первые строки стихотворения. Оно известно в школьной программе. «Парус» М.Ю. Лермонтова учат наизусть. А вот следующие четверостишья произнесут лишь единицы. Первые строки всегда вспоминают, когда заметен какой-нибудь белый парус. Ведь иллюстрация к стихотворению всегда будет содержать картинку паруса в бескрайнем море. Он – главный герой этого творения.

Понять настоящий смысл стихотворения не просто. При первом прочтении может показаться, что поэт описывает прелесть природы. Голубое море, белый парус, буря – все это намекает на лиричность пейзажа стихотворения. Но прочитав несколько раз, уже понимаешь, что речь идёт о внутренних переживаниях, о поиске себя. Главным элементом является – Парус. Он блуждает по морю, находится в постоянном поиске чего-то. Здесь автор скорее ассоциирует эту ситуацию с собой. Если верить биографии, Лермонтов был тем ещё бедолагой. Почти всегда прибывал в состоянии уныния, грусти, отрешенности. Он чувствовал себя одиноко, как большинство поэтов.

Смысл стихотворения состоит в неопределенности, тоске и отчаянии человеческой души. Это стихотворение создано в прекрасном и любимом многими городе. Написано простым и ясным слогом о том, что задевает практически всех, меня в том числе. Великий поэт всех времен М.Ю. Лермонтов смог уместить все чувства, грусть в таком маленьком стихотворении. Несмотря на свою миниатюрность, оно может научить ученого.

Парус – мое любимое стихотворение Лермонтова

Популярные сочинения

Красота повсюду вокруг нас и если у нас есть глаза, мы можем заметить это даже в самых незначительных вещах. Мы можем найти ее в восходе и закате солнца, можем видеть ее в улыбке людей

Хлеб является основной ценностью для человека. С самых давних времён хлеб представляет символ богатства, обеспеченности, изобилия. Конечно, стоимость обычной буханки хлеба не велика

Юбилей – это большое событие в жизни человека, юбилей школы – это грандиозное событие для огромного количества людей, причастных к школе: сегодняшних учеников, их родителей

Образ и характеристика Петра Гринева в повести Капитанска дочка Пушкина сочинение

Гринев – парень, лет семнадцати – восемнадцати. Именно от его лицо ведется повествование в повести Пушкина « Капитанская дочка». Петр Андреевич Гринев из знатного дворянского рода, его отец, Андрей Петрович, глубокий патриот с дворянской честью. Много времени он уделял воспитанию сына, развивая в нем качества дворянина, а именно патриотизм, отвагу, честность, великодушие.

Гринев младший получил домашнее образование, обучением которого занимался крепостной Савельич. Именно он обучил Петра грамоте. В душе юнца осталось множество военных историй, которые рассказывал его наставник и они отложили огромный отпечаток на будущем парня. Гринев отлично владел французским языком.

В семнадцатилетнем возрасте Петр отправила отдавать долг Отечеству, то есть, на службу. Но ожидания Гринева младшего рухнули, как стена, когда он узнал, что вместо пышной столичной жизни его ждет небольшой город Оренбург. Главной целью отца было не развлечение сына и удовлетворение его прихотей, а то, чтобы он стал настоящим офицером.

Образ Петра Гринева, созданный Пушкиным в «Капитанской дочке» — это не просто положительный персонаж. В повести показывается его взросление, закалка нравственных качеств и умение преодолевать трудности.

Гринев не был ветреным и беззаботным молодым человеком, но иногда совершал странные поступки. Как, например, выпивал с Зуриным и проигрался ему по полоний. Но это послужило хорошим уроком.

В Белогорской крепости, где он служил, сразу со всеми подружился и нашел общий язык. Он даже стал своим человеком в семействе Мироновых. Служба приносила сплошное удовольствие Петру.

Когда была дуэль, читатель видит Гринева как смелого юношу, который готов отстаивать честь и достоинство девушки, к которой не равнодушен. Смелость Петра проявляется еще в том случаи, когда отказывается от присяги на верность самозванцу.

За год жизни в Оренбурге он пережил множество испытаний и трудностей. За это время он вырос, повзрослел, стал настоящим мужчиной. В общем, стал тем, кем и хотел быть, кем хотела его видеть отец. Мужественным и стойким к трудностям, Офицером с большой буквы.

Читайте также:
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…» (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Вариант 2

Повесть «Капитанская дочка» описывает период восстания Пугачева, а повествование ведется от имени Петра Гринева, который вспоминает свою жизнь.

Сначала читатель видит молодого юношу, обладающего благородством и чувством достоинства, который сам способен принимать решения, он мужественный, отзывчивый и самостоятельный, он чист душой и верен своему классу, так как он дворянин, и конечно же верен государыне. Петр Гринев меняется на глазах читателя. Он из гвардейца, мечтающего лишь о столичных удовольствиях, из наивного юнца превращается в офицера, с умом и мудростью выходящего из затруднительных положений.

Пушкин не случайно выбрал Гринева повествователем, потому что он хотел, чтобы это был человек, который непосредственно участвовал в тех событиях и был знаком с Пугачевым. И Гринев как никто подходил для этого, потому что его отряд сражался против восставших отрядов Пугачева, когда они напали на крепость, но всё же отряд Петра проиграл. Когда произошла встреча Гринева и Пугачева, Гринев узнал в «лжецаре» провожатого, который провожал их с Савельичем во время пурги на постоялый двор. Пугачева расположили к молодому офицеру общие воспоминания, а так же он оценил его честность и отвагу. Пугачев по своей натуре был недоброжелателен к дворянам, но своей мудростью и смелостью Гринев заслужил его уважение и спас жизнь не только себе, но и своей невесте. Хотя Гринев и не разделял взгляды Пугачева, но он испытывал к нему сочувствие, потому что Пугачев проявлял к нему свое внимание и участие. Три раза Гринев был помилован Пугачевым, и сам Гринев рассказывает, что воспоминания о Пугачеве у него связаны с мыслями о пощаде.

Пушкин, выбирая рассказчиком Петра Гринева, не прячется за него, на протяжении всего повествования позиция автора четко прослеживается. Мысли и размышления Гринева заложены в него писателем, и ситуации подобраны так, что Гринев ведет себя именно так, как хочет Пушкин.

В повести как бы происходит слияние мирной жизни обычного, хоть и обладающего особенными личными качествами, человека Петра Гринева и исторических событий. Пушкин хотел показать, что жизнь обычных людей и составляет основу процессов, происходящих в истории.

Сочинение Характеристика и образ Петра Гринева

«Капитанская дочка» – одно из самых известных произведений А. С. Пушкина, наполненная глубоким психологизмом за счёт взаимодействия совершенно отличающих друг от друга героев. Историческое произведение у писателя приобрело форму романа, вскоре став известным и оценённым широким кругом читателей. Повествование ведётся от лица 18-три летнего Петра Гринева, главного героя, о котором и пойдёт речь.

Юноша родился в дворянской семье, чьё поместье располагается в Симбирской губернии. Отец его преданно служил Родине и считает это долгом каждого, поэтому сын, будучи даже не рождённым, был записан в Семёновский полк. Андрей Петрович воспитывал Петра как бесстрашного, великодушного и честолюбивого дворянина.

Образованием мальчика, а впоследствии и юноши занимался крепостной Гриневых. Савельчи обучил молодого дворянина некоторым наукам, но больше Петру запомнились истории о войне, сказки. После 12-тилетия образованием мальчика занимался Французский гувернёр, не утруждавший себя в работе, но все-таки обучивший младшего Гринева французскому языку.

В 17 лет юношу отправили на службу в Оренбург, что являлось не очень хорошей перспективой. Однако отец Петра считал службу в армии именно такой – суровой, в которой нет места бездельничеству.

Путешествие в столь отдаленный край действительно изменит жизнь и характер героя, закалит его. К примеру, встретившись в трактире и проиграв солидную сумму денег, главный герой осознаёт реалии мира, стараясь не поддаться влиянию общества и волнению со стороны Савельича, он стоит на своём, отдавая долг и не позволяя принизить своё достоинство, что говорит о просыпающемся честолюбии мальчишки.

Заячий тулуп, отданный, как мы узнаем впоследствии, Пугачеву, представлял большую ценность, но Пётр проявил великодушие и доброту, забыв о жадности.

В Белогорской крепости Гринев не скучал, нашёл новое увлечение и подружился с Мироновыми. Его поведение благоприятно сказалось на отношениях со многими, исключая Швабрина. Разногласия между героями стали предвестником конфликта, дуэли. На ней Пётр вновь показал решимость, желание постоять за себя и близкого человека.

Храбрость и честолюбие герой проявит во время захвата Пугачевым крепости. Пётр откажется служить самозванцу, сохранит честь и достоинство.

Особое место в душе героя занимает Маша Миронова. Безграничная любовь, искренность и желание бескорыстно помогать ей и её семье представляет нам Гринева как чувствительного, доброго и храброго человека, способного на подвиг ради любимых.

Поступки Петра возвышают его в глазах читателя. Он – пример нравственности и чести, присущей немногим людям.

Вариант 4

Повесть «Капитанская дочка» по жанру является историческим произведением. Но в ней речь идёт не только о пугачёвском восстании. Основой сюжета становится военная служба молодого дворянина Петра Гринёва, вовлечённого в эти события. Образ главного героя помогает раскрыть идею произведения – только нравственно сильные люди способны победить трудности. Эпиграфом произведения служит народная мудрость «Береги платье снову, а честь смолоду». Такой наказ юный Пётр получил от отца, и это стало главным принципом его жизни.

Детство Петруши, как у всех поместных дворянских детей, было беззаботным. Сначала его воспитателем был крепостной «дядька» Савельич, который брал мальчика на охоту и рыбалку, рассказывал ему народные сказки. Он привил Петру дух «простонародья», что и заложило в нём многие нравственные начала. А от гувернёра – француза было мало толка, и он был изгнан Гринёвым – старшим за «небрежение» к обязанностям. В становлении личности юноши, основная роль принадлежала родителям. Добрая и ласковая мать передала ему лучшие душевные качества. Отец – человек с сильным характером, отставной премьер – майор, мечтал воспитать сына настоящим офицером. Ещё до появления на свет Пётр был приписан к Семёновскому полку. Но, когда пришло время, отец вместо Петербурга решил отправить сына «понюхать пороха» под Оренбург и дал наказ – беречь честь смолоду. Так на семнадцатом году Гринёв отправился служить Отечеству.

Читайте также:
Проблемно тематический анализ романа «Герой нашего времени»: сочинение

По дороге в крепость Пётр знакомится с людьми, которые в дальнейшем сыграют важную роль в его судьбе. Проиграв в бильярд ротмистру Зурину, юноша выполняет договор и расплачивается с ним. Петр считает, что честь и совесть дороже ста рублей. А впоследствии, в трудную минуту ротмистр придёт ему на помощь. Пётр проявляет щедрость и дарит «заячий тулуп» крестьянину, который показал ему дорогу во время бурана. «Вожатым» оказался сам Пугачёв, и потом он не раз спасёт Гринева от гибели.

Служба в крепости, знакомство со Швабриным, с семьёй капитана Миронова и его дочерью ещё ярче раскрыли образ главного героя. Он стал не только хорошим офицером, но и проявил себя как, смелый, искренний и благородный человек. Он дерётся на дуэли за честь Маши, он романтик – пишет девушке стихи и признаётся ей в своих чувствах. Он незлопамятен и прощает Швабрина: «Я искренне простил ему нашу ссору». При захвате крепости бунтовщиками, Гринёв отказался целовать руку новому «царю» и остался верен присяге. За что и снискал уважение Пугачёва.

Все дальнейшие поступки Гринёва характеризуют его как решительного и мужественного человека. Он любит Машу, и готов отправиться в ссылку, лишь бы не запятнать имя девушки. Благодаря любви и смелости капитанской дочки, Пётр выходит на свободу, и они создают счастливую семью.

Образ Петра Гринёва раскрывает главный смысл повести – невозможно стать счастливым человеком, если потерять честь и достоинство. Важно сохранить нравственные принципы в любых обстоятельствах и пронести их через всю жизнь.

Сочинение про Гринева

Главный персонаж романа А.С.Пушкина – юный офицер, которого отец послал служить в крепость. Он порядочный и высоконравственный, молодой юноша.

Детские годы Гринёв провёл в отцовском доме, под наблюдением стремянного. Также его учил и француз, учитель Бопре, какой вскоре запил.

Отец Петра, Андрей Петрович, офицер в отставке, при служении графа Минихе, пристроил его служить в Петербург. А когда наследнику исполнилось семнадцать лет, переменил своё мнение и перевёл в Белогорскую крепость. Там Пётр встретил свою настоящую любовь, простую, стеснительную, привлекательную девушку Марию, которая была дочерью коменданта. Что Гринёв честный и ответственный человек, автор показывает в происшествии, которое произошло по пути замок. Когда Гринёв проиграл у Зурина сто рублей, Гринёв заставил Савельича вернуть долг.

Когда Швабрин обидел Машу, Гринёв не подумав, рискуя потерять свою жизнь, вызывает его на поединок. Под Оренбургом во время службы Петра вспыхнул бунт во главе с Емельяном Пугачевым. Бунтовщики берут крепость и у главного героя возникает выбор, либо оказаться на стороне мятежников, либо смерть. Выбрав сторону чести, Гринёв только случайно не был убит. По пути в замок, Петр от чистой души подарил незнакомому человеку заячий тулуп. Этим человеком оказывается, Пугачев. Но и после всего этого Гринёв не дал Емельяну присягу на верность. По своей милости Пугачёв освобождает Петра с обещанием, что он не пойдёт наперекор ему. Гринев, не захотев давать обещание ответил: ” не в моей воле идти против тебя, а когда прикажут делать нечего пойду”. Этот ответ мог заставить Емельяна Пугачева передумать, но он отпускает Петра.

В этом произведении Пушкин смог показать изменение Петра Гринева из ветреного, безответственного парнишки в очень стойкого, храброго, мягкосердечного, благородного мужчину, который может отвечать за свои слова и поступки. Во всех непростых и критических обстоятельствах Петр Гринев остаётся преданным своим убеждениям и сумел сберечь те черты, которые привили Пете ещё в детском возрасте. Недаром в конце произведения возникла поговорка ” Береги честь смолоду “.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Петра Гринёва в повести Капитанска дочка

Популярные сегодня темы

Сегодня, я увидела картину очень талантливого художника, Олега Владимировича Попович. Полотно называется «Не взяли на рыбалку».

Главным персонажем сказки Андерсена «Огниво» является обычный солдат. Он возвращается со службы домой. Впереди его ждёт новая жизнь.

В детстве Сталин травмировал руку, из-за чего до конца своих дней не мог её полностью разгибать.

Часто ли мы присматриваемся к тому, что нас окружает? Обращаем ли внимание на прелести, что дарит нам природа? Над этими вопросами необходимо поразмышлять.

Стихотворение-поэма великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина создавалось на протяжении 8 лет. Первые главы писались еще молодым автором, в то время как завершалось оно

Образ русского офицера в романах “Герой нашего времени” и “Капитанская дочка”

Тематика “Герой нашего времени” и “Капитанская дочка” очень широка. Здесь можно найти и исторические, и лирические оттенки повествования; мы видим красочное описание природы степей и гор. Читатель узнает о буднях служилых людей, удивляется новым для него особенностям жизни диких народов, размышляет о превратностях любви, плачет и смеется вместе с любимыми героями. “Герой нашего времени” и “Капитанская дочка” – одни из самых интересных произведений русской литературы, они открывают широчайшую панораму человеческих

Немаловажную роль в обоих произведениях играет описание быта и нравов русского офицерства. Лермонтов и Пушкин дали очень точные характеристики дворян, показали их жизнь как бы изнутри. Конечно, в этих описаниях есть очень много общего, например, мотив любовного треугольника, ссоры бывших друзей, дуэли.

Не менее красочны и многогранны образы офицеров. Внимательному читателю ничего не стоит провести параллели между, на первый взгляд, противоречивыми характерами.

Конечно, в первую очередь, обращают на себя внимание главные герои – Гринев и Печорин. Казалось бы, что может быть общего

Он нежно любит своих родителей, и расставание с ними вызывает у него рыдания. Печорина же тяжело заставить плакать, он никого и ничего не любит, лишь одна женщина в мире смогла вызвать такую скорбь о расставании с ней. И эти рыдания пугают, так не смог бы плакать Гринев, в потоке слез излилась душа демона, а не наивного мальчика.

Читайте также:
Стихотворение «Родина» и его место в лирике Лермонтова: сочинение

Испытания, выпавшие на долю Гринева, тяготят его. Он гораздо охотнее жил бы дома, его идеал – тихое семейное счастье. В итоге он его и достигает. Но не таков Печорин. Его жаждущая натура ищет испытаний, он бросается в любое приключение, подвернувшееся ему на пути.

Тишина и покой не для него, он ищет бури, и в финале мы узнаем, что он умирает.

Любовь двух героев настолько разная, что дает полное представление о разности характеров. Светлое чувство Гринева к Маше благородно, он хочет лишь одного: подарить любимой счастье. Печорин же часто спрашивает себя. зачем ему нужна любовь девушки, на которой он не хочет жениться.

В этом корень зла в душе Печорина: он живет и любит для себя, ему хочется доставить удовольствие себе, разбивая сердца других. В этом его основное отличие от Гринева.

Несомненно, в характерах Печорина и Гринева много разного, диаметрально противоположного. Но есть и общие положительные черты, которыми авторы наделяют все русское офицерство в их лице. Прежде всего – отношение к чести девушки. Гринев готов до последнего вздоха защищать Машу и ее честь. Это понятно, ведь он ее любит.

Но Печорин тоже вступается за княжну Мери. А этого поступка от него ожидать было бы странно, так как он, в общем, погубил ее. Здесь подчеркивается, что какие бы ни были духовные ценности у настоящего офицера, он всегда остается офицером с присущим ему чувством чести.

Не менее интересен и тот факт, что перед поединком и Гринев, и Печорин выражают желание помириться, с условием, что перед ними извиняться. Это происходит не от их малодушия, ситуация подчеркивает благородство офицеров, не желающих лишний раз зря проливать кровь.

Гораздо больше похожи другие русские офицеры, представленные в этих романах, – Максим Максимыч и капитан Миронов. Это старая гвардия, боевые, потрепанные жизнью офицеры. И в “Капитанской дочке”, и в “Герое нашего времени” показана их трагедия; они одинаково не понимают молодых. Их представления о дружбе отличаются от представлений молодых героев, они даже не догадываются о противоречиях, разрывающих их.

Конечно, молодым офицерам их жалко, но они пассивны, не хотят поддержать веру стариков.

Однако, есть и различия. Ведь капитан Миронов так и не понял молодежь, а Максим Максимыч увидел, как он ошибся в Печорине. Его трагедия гораздо глубже, читатель от души сочувствует старику, которому выпал жребий в конце жизни пережить крушение идеалов.

Необходимо заметить, что авторы не пытаются идеализировать русское офицерство. Помимо рассмотренных выше, в романах есть и такие герои, как Швабрин и Грушницкий.

“Герой нашего времени” и “Капитанская дочка” отличаются главным образом потому, что в первом, помимо реалистического, есть и романтическое. Это проявляется и в изображении отрицательных героев: если Швабрин абсолютно подл, то образ Грушницкого формируется из положительных и отрицательных качеств. Швабрин вызвал Гринева на дуэль без колебания, а Грушницкий попал под дурное влияние, и здесь его трагедия.

Даже стоя перед Печориным с пистолетом в руке он колеблется. Если бы он выдержал, смог бы преодолеть влияние драгунского капитана, то Печорин простил бы ему все. Но Грушницкий оказался слаб, за что и поплатился жизнью.

Вообще, произведения очень похожи. Они точно раскрывают душу русского офицера того времени, подчеркивают преимущества и недостатки. Их можно считать исторически точными описаниями благородного сословия России, ее гордости.

Похожие сочинения:

ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Появление романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” вызвало неоднозначную реакцию критики. Негативная оценка касалась, в первую.

“ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ”; М. Ю. ЛЕРМОНТОВА Печорин как “портрет поколения” . Портрет героя времени создается как история одной человеческой души. Характер Печорина очень противоречив. Он приносит страдания всем, кто находится рядом с ним и осознает это.

Автор, рассказчик и герой в повести Пушкина “Капитанская дочка” “Капитанская дочка” – исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин обращается к истории Пугачевского восстания? Дело в том, что эта.

Автор, рассказчик и герой в романе “Капитанская дочка” “Капитанская дочка” – исторический роман, написанный в форме мемуаров. В нем автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин обращается к истории восстания Пугачева? Дело в том, что эта тема.

АВТОР, РАССКАЗЧИК И ГЕРОЙ В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА” “Капитанская дочка” – историческая повесть, написанная в форме мемуаров. В этом произведении автор представил картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин обращается к истории Пугачевского восстания? Дело в том, что эта.

Образ Печорина в романе “Герой нашего времени” Образ Печорина в романе “Герой нашего времени” Лермонтова – образ неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не является. Многие его поступки достойны осуждения, но важно также понять.

ОБРАЗ ГРИНЕВА-МЕМУАРИСТА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА” Один из главных героев романа – Гринев-мемуарист, который по истечении многих лет после описываемых событий посчитал необходимым представить на суд читателя события двух лет его юношеской жизни. Эти два года.

Образ Бэлы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” “И точно она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу”. М. Ю. Лермонтов План 1. Пленительная юность Бэлы в оценке.

Читайте также:
Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине странной?: сочинение

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГЕРОЙ (по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Кажется, Пушкина знаешь наизусть с детских лет. И все же каждый раз, раскрывая как бы наудачу привычную, издавна любимую книгу, находишь в ней что-то новое, прежде не изведанное, сверкнувшее как.

А. С. ПУШКИН. “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА”;. СУДЬБЫ ГЕРОЕВ Повесть “Капитанская дочка” описывает события 18 века – крестьянскую войну под предводительством Емельяна Пугачева. Точно воссоздан быт эпохи, тщательно прорисованы характеры главных героев повести. Пугачев – лицо историческое, остальные герои.

Пугачев – исторический герой романа Пушкина “Капитанская дочка” 1 вариант Одним из главных героев романа А. С. Пушкина “Капитанская дочка” является донской казак Емельян Пугачев, предводитель народного восстания. Автор изображает исторического героя рядом с героями вымышленными и показывает.

ОБРАЗ ПЕЧОРИНА В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” Роман “Герой нашего времени”, выйдя в Свет, вызвал противоречивые суждения среди читателей. Образ Печорина был для них непривычен. В предисловии Лермонтов дает свое объяснение этому: “Отчего же этот характер… не.

Сочинение-вывод на тему: “Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Эпиграф: “Я давно уж живу не сердцем, а головою… Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”. Михаил Юрьевич Лермонтов в своих.

Героини нашего времени. Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Нет ничего на свете прекраснее женщины. Тютчев Русской женщине посвящено множество стихов, романов, повестей. Ей дарят музыку, ради нее совершают подвиги, делают открытия, стреляются. Из-за нее сходят с ума. О.

ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” Мне жизнь все как-то коротка. И все боюсь, что не успею я свершить чего-то. М. Ю. Лермонтов Именем М. Ю. Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Чтобы правильно понять творчество.

Емельян Пугачев? исторический герой романа Пушкина “Капитанская дочка” Фигура Емельяна Пугачева? предводителя крестьянского восстания 1773?1774 гг. ? стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека.

Вопросы и ответы к XIII главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Опишите вторую встречу Гринева с Иваном Ивановичем Зуриным. Сопоставьте ее со сценой знакомства Гринева и Зурина. Подумайте, изменились ли герои, как повлияли на них обстоятельства. Неожиданная встреча Гринева с Зуриным.

Автор – повествователь – герой в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” В повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкин использует свой излюбленный прием: сам он выступает в роли издателя, а автором как бы является Гринев. Также от лица вымышленного автора написаны, например.

Характеристика образа Григория Печорина по роману “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова Григорий Александрович Печорин – это сложный собирательный образ общества своего времени – тридцатых годов девятнадцатого века. Печорин одинок и не находит себе дела, занятия. Ему скучно, потому что никакие светские.

Емельян Пугачев – исторический герой романа А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Емельян Пугачев – исторический герой романа А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Фигура Емельяна Пугачева – предводителя крестьянского восстания 1773-1774 гг. – стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения.

Вопросы и ответы к IX главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Опишите выезд Пугачева из Белогорской крепости. Отъезд Пугачева из крепости выглядел торжественно. Били барабаны. Развевались знамена. Пугачев разбрасывал толпе деньги. При этом дал поручение Гриневу объявить губернатору и генералам, что.

Роман “Герой нашего времени” – шедевр русской литературы. Особенности стиля Лермонтова Безусловно, “Героя нашего времени” можно отнести к шедеврам русской литературы XIX века. Самой интересной и загадочной личностью, естественно, является главный герой повестей – Печорин. Характерный эпизод романа: “-Скажи мне, однако.

Образ Пугачева в повести Пушкина “Капитанская дочка” В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773 – 1774 годов во главе с Емельяном Пугачевым. В этой повести Пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского.

Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Русская литература 1-й половины XIX века Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Мы не так отличаемся от Феклуши, героини пьесы А. Н. Островского “Гроза” с ее рассказами.

Вопросы и ответы к XIV главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Какова причина ареста Петра Гринева? Сам Гринев думал, что приказ о его аресте вызван его самовольным переходом в часть Зурина. Но так как он отважно сражался под началом этого офицера.

Идейно-художественное своеобразие романа “Герой нашего времени” ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ Идейно-художественное своеобразие романа “Герой нашего времени” “Герой нашего времени” – первый русский психологический роман, то есть произведение, в котором логика повествования определяется не хронологией событий, но логикой.

Печорин как тип лишнего человека в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Печорин как тип лишнего человека в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Лермонтов писал, что история жизни человека бывает порой интересней истории целого народа. В романе “Герой нашего времени”.

Как раскрывается тема “русского бунта”в повести Пушкина “Капитанская дочка”? “Капитанская дочка”, созданная в 1836 году, – одно из самых значительных произведений последнего периода творчества Пушкина. Именно в этой повести с наибольшей полнотой и силой проявился интерес писателя к истории.

ОБРАЗ ПЕТРА ГРИНЕВА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА” Первоначально Пушкин, хотел написать роман, посвященный только пугачевскому движению, но цензура вряд ли пропустила бы его. Поэтому основной сюжетной линией повести становится служба молодого дворянина на благо отечества и любовь.

ОБРАЗ ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЕВА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА” В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773-1774гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой повести Пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать его.

Читайте также:
Литературный анализ «Одинок я, нет отрады»: сочинение

Your description goes here

Сибирский лицей узнал, почему «троечники» становятся успешными

Станислав Елисеев, директор и основатель компании «РосБизнесДизайн», поделился своим.

В IT-лицей девочек не взяли

Директора казанского лицея родители обвиняют в гендерном неравенстве Об IT-лицее.

Лицей № 6 в Красноярске «заминировали»?

Дети и весь персонал выскочили на улицу «Внимание, срочная информация. Всем необходимо.

Сибирский лицей узнал, почему «троечники» становятся успешными

В IT-лицей девочек не взяли

Лицей № 6 в Красноярске «заминировали»?

Образ русского офицера в романах”Герой нашего времени” и “Капитанская дочка”

Тематика “Герой нашего времени” и “Капитанская дочка” очень широка. Здесь можно найти и исторические, и лирические оттенки повествования; мы видим красочное описание природы степей и гор. Читатель узнает о буднях служилых людей, удивляется новым для него особенностям жизни диких народов, размышляет о превратностях любви, плачет и смеется вместе с любимыми героями. “Герой нашего времени” и “Капитанская дочка” – одни из самых интересных произведений русской литературы, они открывают широчайшую панораму человеческих страстей чувств.

Немаловажную роль в обоих произведениях играет описание быта и нравов русского офицерства. Лермонтов и Пушкин дали очень точные характеристики дворян, показали их жизнь как бы изнутри. Конечно, в этих описаниях есть очень много общего, например, мотив любовного треугольника, ссоры бывших друзей, дуэли.

Не менее красочны и многогранны образы офицеров. Внимательному читателю ничего не стоит провести параллели между, на первый взгляд, противоречивыми характерами.

Конечно, в первую очередь, обращают на себя внимание главные герои – Гринев и Печорин. Казалось бы, что может быть общего у героев романтического и реалистического произведений? И действительно, в глаза сразу бросается резкое различие их характеров. Гринев – чрезвычайно мягкий человек. Он нежно любит своих родителей, и расставание с ними вызывает у него рыдания. Печорина же тяжело заставить плакать, он никого и ничего не любит, лишь одна женщина в мире смогла вызвать такую скорбь о расставании с ней. И эти рыдания пугают, так не смог бы плакать Гринев, в потоке слез излилась душа демона, а не наивного мальчика.

Испытания, выпавшие на долю Гринева, тяготят его. Он гораздо охотнее жил бы дома, его идеал – тихое семейное счастье. В итоге он его и достигает. Но не таков Печорин. Его жаждущая натура ищет испытаний, он бросается в любое приключение, подвернувшееся ему на пути. Тишина и покой не для него, он ищет бури, и в финале мы узнаем, что он умирает.

Любовь двух героев настолько разная, что дает полное представление о разности характеров. Светлое чувство Гринева к Маше благородно, он хочет лишь одного: подарить любимой счастье. Печорин же часто спрашивает себя. зачем ему нужна любовь девушки, на которой он не хочет жениться. В этом корень зла в душе Печорина: он живет и любит для себя, ему хочется доставить удовольствие себе, разбивая сердца других. В этом его основное отличие от Гринева.

Несомненно, в характерах Печорина и Гринева много разного, диаметрально противоположного. Но есть и общие положительные черты, которыми авторы наделяют все русское офицерство в их лице. Прежде всего – отношение к чести девушки. Гринев готов до последнего вздоха защищать Машу и ее честь. Это понятно, ведь он ее любит. Но Печорин тоже вступается за княжну Мери. А этого поступка от него ожидать было бы странно, так как он, в общем, погубил ее. Здесь подчеркивается, что какие бы ни были духовные ценности у настоящего офицера, он всегда остается офицером с присущим ему чувством чести.

Не менее интересен и тот факт, что перед поединком и Гринев, и Печорин выражают желание помириться, с условием, что перед ними извиняться. Это происходит не от их малодушия, ситуация подчеркивает благородство офицеров, не желающих лишний раз зря проливать кровь.

Гораздо больше похожи другие русские офицеры, представленные в этих романах, – Максим Максимыч и капитан Миронов. Это старая гвардия, боевые, потрепанные жизнью офицеры. И в “Капитанской дочке”, и в “Герое нашего времени” показана их трагедия; они одинаково не понимают молодых. Их представления о дружбе отличаются от представлений молодых героев, они даже не догадываются о противоречиях, разрывающих их. Конечно, молодым офицерам их жалко, но они пассивны, не хотят поддержать веру стариков.

Однако, есть и различия. Ведь капитан Миронов так и не понял молодежь, а Максим Максимыч увидел, как он ошибся в Печорине. Его трагедия гораздо глубже, читатель от души сочувствует старику, которому выпал жребий в конце жизни пережить крушение идеалов.

Необходимо заметить, что авторы не пытаются идеализировать русское офицерство. Помимо рассмотренных выше, в романах есть и такие герои, как Швабрин и Грушницкий.

“Герой нашего времени” и “Капитанская дочка” отличаются главным образом потому, что в первом, помимо реалистического, есть и романтическое. Это проявляется и в изображении отрицательных героев: если Швабрин абсолютно подл, то образ Грушницкого формируется из положительных и отрицательных качеств. Швабрин вызвал Гринева на дуэль без колебания, а Грушницкий попал под дурное влияние, и здесь его трагедия. Даже стоя перед Печориным с пистолетом в руке он колеблется. Если бы он выдержал, смог бы преодолеть влияние драгунского капитана, то Печорин простил бы ему все. Но Грушницкий оказался слаб, за что и поплатился жизнью.

Вообще, произведения очень похожи. Они точно раскрывают душу русского офицера того времени, подчеркивают преимущества и недостатки. Их можно считать исторически точными описаниями благородного сословия России, ее гордости.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: