Лирика Лермонтова: сочинение

Сочинение на тему: «Любовная лирика Лермонтова»

Тема любви затрагивается всеми русскими поэтами. Она очень часто затрагивалась в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова, но отличалась от других потов. Например, сравним любовную лирику Лермонтова и Пушкина.
Александр Сергеевич Пушкин восхваляет любовь, пишет о ней как о высшем чувстве человека. В лирике Лермонтова, любовь описывается, как что-то грустное и неразделенное. В его лирике любовь неразлучна с печалью. Если задуматься, то на самом деле это не удивительно, достаточно лишь вспомнить о времени, в которое он жил — период восстания декабристов. Пушкин писал еще до восстания, когда еще оставалась надежда на лучшую жизнь: «Но в нас еще горит желанье, под гнетом власти роковой», — написал он в стихотворении «К Чаадаеву». В стихотворениях Лермонтова все тусклое, пессимистичное, потому что надежды на то что всё будет хорошо уже не было. Это во многом повлияло на его лирику. Для примера возьмем одно из его произведений — поэма «Демон».
В поэме » Демон» затрагивается множество тем, но одна из самых главных это тема любви, которая занимает особое место. Любовь — чудесная сила, которая побуждает человека к хорошему, раскрывает все его добрые качества, дает надежды, а иногда губит человека, сопровождая всю жизнь горькими мучениями.
В поэме раскрыты обе стороны силы любви. Жених Тамары, главной героини произведения, погибает из-за ревнивой спешки. Демон, ненавидящий и презирающий все вокруг, погружается в одиночество, его преследует чувство неполноценности, опустошенности. Тут он встречает свой идеал — Тамару. Он полностью пленился своим идеалом и всеми силами пытается устремиться к нему. Так любовь раскрывает положительные черты Демона, он борется за светлую жизнь, пытаясь стать «как все». Но в поэме Демон преподнесен как образ «лишнего» героя, непонятого, «Я тот, кого никто не любит», — так отзывался о себе сам герой. Лишний герой не может стать частью общества, он ищет свой идеальный мир, но найти не может. Демон остается верен своей любви, хотя это и приносит ему страдания, а Тамара же изменяет своей любви, становясь счастливой.
Таким образом, в поэме » Демон» любовь осталась безответной, она принесла герою грусть и боль, как и в других произведениях Михаила Юрьевича Лермонтова.

Еще больше сочинений на тему: «Любовная лирика Лермонтова»

  • Сочинение №2
  • Сочинение №3
  • Сочинение №4

Причины отличия любовной лирики М. Ю. Лермонтова от творчества его современников следует искать в его юности, в периоде формирования личности поэта. Он рано повзрослел, уже в юные годы осознав жестокость мира. Все его творчество проникнуто мрачностью и трагизмом. Большое влияние на мировоззрение поэта и на его лирику оказала любовь к В. А. Лопухиной, волею судьбы – или его собственной нерешительности – оставшаяся безответной.
С одной стороны, любовь для Лермонтова – высочайшее, «небесное» чувство, осеняющее человека ангельским крылом. С другой стороны — испытываемые поэтом отвращение и неприязнь к повседневной жизни, неприятие грубой и жестокой реальности заставляли его разрываться в душе, словно объекты его чувств живут в ином, светлом и чистом мире, в котором когда-то суждена – или не суждена? – встреча. Как правило, стихи Лермонтова – о любви, утраченной по вине женщины, неверной, коварной или просто легкомысленной. Либо же – о любви возвышенной и непостижимой, оттого недоступной и невозможной, о любви неразделенной и безнадежной. Поэт вроде бы жаждет любви – и в то же время страшится открыть свое сердце, боится обмана и предательства, подозревая всех и вся, обвиняя людей в несоответствии его идеалам.
Нельзя не отметить, что стихи, посвященные конкретным женщинам, всегда описывают их очень точно. «Светский блеск» одной – в противовес «чудной простоте» другой. Но что характерно для всей лирики поэта – это неизменная и несгибаемая гордость его лирического героя. Неспособен он в угоду даже самому пламенному чувству переступить через себя.
Любовная лирика Лермонтова настолько трагична, что даже самые светлые стихи сопровождаются тенью несчастий.
Источник: http://sdam-na5.ru

Тема любви является одной из самых актуальных. Множество писателей и поэтов воспевали ее в своих произведениях, возносили ее и укоряли. Михаил Юрьевич Лермонтов открыл новую страницу любовной лирики. Его работы дали толчок для новых размышлений, показали не только лучшие, но и худшие стороны этого возвышенного чувства. Творчество Лермонтова пропитано трагизмом.
И причина этого кроется не только в личных переживаниях, но и в окружающем мире. Благодаря умению видеть глубже, чем остальные, поэт открывает перед нами все тайны и особенности мира влюбленного человека.
Анализируя творчество Лермонтова, необходимо обратить внимание на то, как развивались его взгляды. Начнем с 30-х годов. Это время без каких-либо сомнений можно назвать жутким. Большое количество интеллигенции, думающих людей сослали в Сибирь, репрессировали, расстреляли. Сам же Лермонтов старался сравнить идеальное и реальное. Благодаря сложившейся ситуации, контраст был очень ярким. Поэт старался передать читателю свои мечты о лучшем будущем, где любовь стоит на первом месте. Меня поражает то, как он превозносит любовь, верит в идеальное блаженство. Ему мало частичного улучшения. Он осознает, что времени у него не так много.
Много работ Лермонтова передают его самое сильное, настоящее и неразделенное чувство любви к Варе Лопухиной. О его грусти свидетельствуют следующие строки: Душа моя должна прожить в земной неволе Не долго. Может быть, я не увижу боле Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других. Автор видит в любви нечто вечное и великое. Это говорит о его желании любить только одного человека и отдавать ему всего себя. И даже если на его пути и были увлечения, то они являлись лишь возможность на мгновение заглушить боль от неразделенной любви: У ног других не забывал я взор твоих очей. Любя других, я лишь страдал Любовью прежних дней. Я думаю, что суть любовной лирики Лермонтова в том, чтобы создавать идеальные мечты и образы, которые смогли бы перекрыть существующую реальность. Он не пишет о любви нежной и радостной. В его творчестве можно наблюдать лишь за неразделенными и печальными чувствами. Мы не можем судить его взглядов, так как не пережили его жизненного пути. Лично я считаю, что это очень сильные стихотворения, которые дают нам возможность пережить не только счастье, но и печаль.
Источник: http://www.kritika24.ru

Огромное место в лирике М. Ю. Лермонтова занимает любовная тема. Более трети его стихотворений посвящено именно ей. Перелистывая томик Лермонтова, читатель с замиранием сердца натыкается на то или иное стихотворение, в котором соединены все веяния и чаяния великого русского поэта.
Традиции русской любовной поэзии, которые имели место быть до появления «звезды» Лермонтова, были многогранны и разнообразны. Но в 20 годах 19 века поэты воспевали любовь, которая имела абстрактную форму, но, не привязывая это чувство к реальности и существовавшим на Земле людям: знакомым и возлюбленным. Таким образом, сам персонаж возлюбленной был несколько идеален, не отожествлен ни с чем, разве только с божественным началом. Совершенно очевидно, что он не имел под собой ничего реального. Впервые индивидуальность женщины, как возлюбленной, так и не получившей своей доли страсти, была воспета Пушкиным. Почти каждая
его женщина, которой он посвятил свои стихи — это личность, не говоря уже об иных достоинствах дам. Лермонтов, в этом смысле поддержал тенденцию великого поэта и тоже наделил образы женщин индивидуальностью.
Любовная лирика молодого Лермонтова посвящена конкретной особе. Это Анна Столыпина. Кроме того, самый обширный цикл был ориентирован на Наталью Иванову и Варвару Лопухину. Можно было — бы назвать еще несколько фамилий, но дело в другом: очевидно, что Лермонтов был влюбчив, юн и безудержен в своих пылких чувствах!
По аналогии с Пушкиным, можно сказать, что любовная лирика Лермонтова автобиографичная. По ней можно проследить не только переживания поэта, но и характер его отношений с той особой, которой он посвятил свое произведение. Кстати сказать, Лермонтов не избегает стандартов при описании женской красоты, но от этого его поэзия никак не теряет своей изысканности и уникальности, а также превосходства. Какие же штаммы использует в своих стихотворениях поэт? Возьмем, хотя бы такие, как («прелестный взор», «чудные глаза» и т.п.).
В произведениях, которые адресованы Е. Сушковой, автор прямо говорит об обиде девушке за ее поведение: притворное внимание», «остроту речей», насмешливое обращение с героем, бездушие. Историю этих отношений можно прочесть в стихотворении «Благодарю».
Более зрелая тема, относящаяся к любовной лирике, адресована Н. Ивановой. В произведениях Лермонтова ожидание любви пронизано испытанием, а главное — ощущением трагической развязки. Самое удивительное состоит т в том, что это свойство лирики поэта контрастирует с тем светлым, что есть в лирике Пушкина. Отличие Лермонтова от лирики Пушкина состоит в том, что герой Лермонтова — всегда несчастен в любви. В нем, пожалуй, нет той удали, которая свойственна пушкинским героям. Каждый раз герои Лермонтова — это мужчины, которые жестоко обманываются в своих чувствах!
Но не стоит думать, что герои Лермонтова никогда не ощущают на себе счастье! Редкие минутки этого светлого чувства все-таки бывают. И об этом пишет поэт: «С души как бремя скатится Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко… » Лермонтов анализирует чувства возлюбленного и непонимание своих отношений с той женщиной, которая любит его. Кроме того, поэт пытается понять сущность отношений между мужчиной и женщиной. Он, как тонкий психолог, ввергается в очень сложную сферу взаимоотношений. Кроме того, в любовную лирику поэта вплетается постепенно и гражданская тема. Он винит своих дам в том, что общество, которое кишит сплетнями, им дороже. При этом Лермонтов прекрасно понимает, что в интимную сферу любого человека вплетается социум, вернее, его влияние.
По-особенному поэт относился к В. А. Лопухиной. В ней он сразу почувствовал родственную себе душу. Это называется простым словом — духовная близость. Обращаясь к Лопухиной, он назвал ее «товарищем» и «лучом путеводителем». Вполне естественно, что стихотворения поэта, адресованные Лопухиной, были полны просветленной любви и грусти, которая существует при расхождении реальности и мечты. Кроме того, произведения к Лопухиной дышали трагизмом души поэта из-за неразделенной любви и невозможности совместного счастья! Поэт чувствует, что его век недолог. Удивительно, но об этом он пишет в своих стихотворениях:
«Душа моя должна прожить в земной неволе Не долго. Может быть, я не увижу боле Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других»

Читайте также:
Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова.: сочинение

Сочинение на тему: «Любовная лирика Лермонтова»

Все великие поэты и писатели без чувства возвышенной любви к женщине не смогли бы ни жить, ни дышать, ни творить. Она же играла в их жизни трагическую, а зачастую и роковую роль. В творчестве поэта Лермонтова много романтической лирики, но если Пушкин писал о любви почти всегда восторженно и вдохновенно, то Лермонтов, в предощущении разочарования и несбыточности, писал о ней с грустью и тоской. Но все же и у него бывали редкие минуты счастья. Любовная лирика Лермонтова получала вдохновение благодаря многим женщинам. Остановимся на самых ярких его романах.

Лирический герой

Он желает любить жертвенно и самозабвенно, искренне и преданно. Но властвующая дисгармония жизни всегда нарушала красоту и идеалы, которые, проходя сквозь призму интриг и сплетен светского общества, становились пошлыми и оскверненными, очерненными и растоптанными. Поэтому в своем стихотворении «Отчего», посвященном Наталье Ивановой, любовная лирика М. Лермонтова в тот период выразится в строках:

«Мне грустно, потому что я тебя люблю… ».

У него любовь всегда неразлучна с печалью.

Наталья Иванова

Любовная лирика Лермонтова включала в себя так называемый «Ивановский цикл» (1830-1832 гг.), насчитывавший около 40 стихов. Наталья Федоровна Иванова – адресат юношеских лермонтовских стихотворений. Она была дочерью московского литератора Ф. Ф. Иванова. В свои семнадцать она стала предметом вожделения шестнадцатилетнего Лермонтова. Среди стихотворений можно выделить «Я не унижусь пред тобою», «Время сердцу быть в покое», «Когда одни воспоминанья» и другие. Их отношения были сложными. Сначала Лермонтов встретил приязнь и внимание, но потом они резко сменились на холодность и непонимание. Их отношения были тотчас разорваны. В эти минуты Лермонтов ощущал себя оскорбленным и униженным и даже желал для себя смерти. Позже он назовет ее «бесчувственным холодным божеством».

Варенька Лопухина

В студенческие годы, в 1832 году, Лермонтов был представлен русской дворянке Варваре Александровне Лопухиной. Молодые люди полюбили друг друга, причем Лермонтов бережно хранил в сердце образ девушки до самой смерти. Их чувства на тот момент были взаимны, но родители девицы в 1935 году решили выдать ее замуж, подыскав выгодную партию — богатого помещика Н. Ф. Бахметева, который был намного старше ее. Возможно, на брак повлияли слухи об ухаживаниях Мишеля за Екатериной Сушковой.

Любовная лирика Лермонтова принимает новый поворот. Современные литературоведы уверены, что Вареньке Лермонтов посвятил немало своих произведений, стихов и поэму «Демон». Она же, Лопухина, стала прототипом Веры в повести «Герой нашего времени», которую любил Печорин, похожий на самого автора. В драме «Два брата» гений тоже высказывается о неравных браках по расчету, намекая на семью Варвары.

Может быть, и была Варенька верной и покорной женой, но счастливой ей стать не довелось — муж был ревнив и не разрешал даже вспоминать о Лермонтове. Но она так и не смогла забыть поэта.

Читайте также:
Любовь в жизни Печорина: сочинение

Ей Лермонтов посвятил стихотворение «Она не гордой красотою».

После ссылки на Кавказ, в 1838 году, Лермонтов виделся с Лопухиной-Бахметевой. К тому времени она уже была больна, и вид ее немного удручал.

Лермонтов посвятил ей стихотворение «Ребенку». В этот период была красива и нежна любовная лирика Лермонтова. Стихотворения трогают до глубины души.

В 1841 году, когда не стало Лермонтова, нервы Варвары совсем сдали, восстанавливать силы она не хотела ни в Москве, ни за границей, потом она сильно ослабла и в 1851 году, когда ей исполнилось всего 36 лет, скончалась. История этой любви запечатлена в романе Лермонтова «Сказки Золотого века».

Вдохновляющие женщины

Если кратко, то любовная лирика Лермонтова всегда была связана с печалью. Среди его вдохновительниц можно выделить такие женские образы:

  • Екатерина Сушкова — первая влюблённость поэта. Девушка сразу привлекла внимание. Она была светской кокеткой старше на несколько лет и не испытывала к нему пылких чувств. Всю обиду от неразделенной любви писатель передал в «Сушковском цикле», а именно в произведениях «Благодарю!», «К Сушковой…». Екатерина не рассматривала молодого человека в роли супруга, а их отношения продлились с 1830 по 1831 год. Спустя пять лет молодые люди встретились. Лермонтов стал бравым гусаром. Узнав, что Екатерина планирует выйти замуж за Лопухина, повёл себя хитро и искусно, скомпрометировав девушку перед окружающими. Напоследок сообщает, что её не любил, а лишь отомстил за насмешки. Эта краткая история стала основой незаконченного интимного романа «Княгиня Лиговская».
  • Варвара Лопухина — главная любовь в жизни Лермонтова. Чувства молодых людей были взаимными, но родители девушки решили отдать её замуж за помещика Н. Ф. Бахметьева. В связи с этим любовная лирика кардинально изменилась. Вареньке поэт посвятил немало произведений. Так, она является прототипом Веры в повести «Герой нашего времени», а в драме «Два брата» автор раскрывает тему неравных браков. Брак Лопухиной был несчастливым, муж был очень ревнивым, а она никак не могла забыть Лермонтова. Лирика поэта в этот период привлекает нежностью и красотой, а произведения трогают до глубины души. Автор осознаёт, что влюблённым не суждено быть вместе, поэтому стремится уйти от мира, любви, окружая себя мученичеством: «Душа моя должна прожить в земной неволе недолго…». После смерти Лермонтова женщина окончательно ослабла, не хотела восстанавливать силы и в 36-летнем возрасте умерла. Лермонтов увековечил историю их любви в романе «Сказки Золотого века».
  • Екатерина Быховец — это дальняя родственница Лермонтова, с которой он познакомился у тётки. Женщина напоминала ему Лопухину — это видно по его творению: «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Любовная лирика утрачивает былую силу, стихи наполнены грустью об утраченных чувствах, драматизмом. Только с Быховец Лермонтов был настоящим, но постоянно грустил, скорее всего, ожидая надвигающуюся беду. Женщина была вместе с ним в момент дуэли.

Любовная лирика является центральной темой в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. На её развитие повлияли его романтические отношения с женщинами. Главный герой его произведений страдает от чувств, но не теряет надежды, что девушка избавит его от одиночества.

Екатерина Сушкова

Еще одни любовные отношения связывают Лермонтова уже со взрослой светской дамой Екатериной Александровной Сушковой. В 1830 году ей он посвящает целый цикл своих стихотворений. Любовная лирика Лермонтова оказалась в новой страдальческой фазе. Но Сушкова поначалу не воспринимала влюбленного в нее Лермонтова и, благосклонно слушая стихи-посвящения, не скрывала насмешливого отношения к их автору. А Лермонтов мог часами спорить с ней до слез, дабы доказать свою правоту.

Одно из стихотворений — «Нищий», другое — «К Сушковой», или «Зови надежду сновиденьем…» и т. д. Везде он признается ей в любви и просто зачарован ею. Ровно год длился их роман, с 1830 по 1831 год. Сушкова была его московской знакомой, с которой часто виделся в подмосковной усадьбе у своих родственников Столыпиных. Как жениха она его не рассматривала, но прошло пять лет, и Лермонтов появился возле нее уже бравым гусаром. Прознав, что она собирается выйти замуж за его друга Лопухина, он ведет себя так искусно и хитро, что пленяет сердце красавицы и тем самым компрометирует ее в глазах окружающих. А потом признается ей в том, что никогда не любил. В итоге они прощаются. Лермонтов рад тому, что отомстил за свою любовь и насмешки. Скорее всего, эта самая темная страница его биографии появилась из-за юнкерского воспитания и желания всегда быть на пьедестале.

История их отношений хорошо отображена в незаконченном романе «Княгиня Лиговская» (1935 г.), там прототипом Сушковой выступает Елизавета Негурова.

Стихотворения Лермонтова о любви и их особенности

У Лермонтова тема любви прослеживается в ранних и поздних произведениях. Если говорить кратко, то отыскать это чувство можно во многих стихотворениях поэта.

Естественно, что в юношеском возрасте чувство не приносит Лермонтову радости, о чем он говорит в одном из своих произведений:

«Любовь не красит жизнь мою.

Она как чумное пятно

На сердце, жжёт, хотя темно».

Эти строки Михаил Юрьевич написал, когда ему ещё не было и 17 лет. Но видно, что переживания автора глубоки.

Тема любви переплетается с разлукой, неверностью дамы, разочарованием, итогом является отказ автора от всего:

«Ты знаешь, мира и забвенья

Не надо мне!».

Проблема заключается в том, что лирический герой не ищет пути к сердцу возлюбленной. Он не рыцарь и не готов завоевывать даму:

«И я бы мог быть счастлив; но зачем

Искать условий счастья в былом!».

Екатерина Быховец

Быховец Екатерина Григорьевна была дальней родственницей Лермонтова. Скорее всего, он познакомился с ней в доме у тетки, М. Е. Быховец, в период с 1838 по 1841 год. По мнению Екатерины Григорьевны, она напоминала Лермонтову Лопухину, видимо, поэтому он посвящает ей стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Так постепенно утрачивает свою силу любовная лирика Лермонтова, стихи еще сильнее наводят тоску об утраченных чувствах, жизнь великого гения подходит к концу.

Быховец имела много поклонников, причем из окружения поэта. Он имела смуглый цвет лица и карие очи. Она говорила, что Лермонтов не любил танцевать, но был очень веселым. Однако с ней он был настоящим и почти всегда грустил. Скорее всего, это было предчувствием надвигающейся беды. С ним Екатерина Григорьевна была и в день дуэли, у нее на глазах прошли последние минуты великого поэта. Потом Быховец писала в своих воспоминаниях, что утром они беседовали, а потом ездили с Лермонтовым и общими друзьями на пикник.

Читайте также:
О романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Любовная лирика Лермонтова

Статья для подготовки к сочинению на тему: Любовная лирика М. Ю. Лермонтова.

В любовной лирике Лермонтова почти всегда прослеживаются автобиографические мотивы, в этом отношении она более субъективна, чем лирика Пушкина. Исследователи выделяют циклы стихов, посвященных Наталье Ивановой, Екатерине Сушковой, Варваре Лопухиной и др. Характер любовного чувства, воплощенный в стихах Лермонтова, также отличается от «лелеющей душу гуманности» пушкинских стихотворений. Если у Пушкина любовь – это светлое чувство, то у Лермонтова с самой ранней юности оно окрашено в мрачные тона.

Лирический герой его любовных стихотворений – это одинокая личность, противостоящая всему миру. Он ни в чем не может найти себе утешения, даже в любви его преследуют измена и предательство. В стихотворении 1832 года «Я не унижусь пред тобою…», относящемся к Ивановскому циклу, поэт упрекает свою возлюбленную, которую он боготворил и ради которой он «был готов на смерть и муку», в коварной измене. Ему горько оттого, что она не оценила его любовь, что «не была сначала, какою стала наконец».

В связи с мотивом одиночества и обмана в стихах Лермонтова появляется образ нищего, отверженного и презираемого всеми. В стихотворении «Нищий» 1830 года, которое принадлежит Сушковскому циклу, жаждущий ответной любви лирический герой сравнивает себя с бедняком, просящим подаяния, чтобы не умереть с голода. Но его надежда на помощь и сострадание людей не оправдалась: кто-то в насмешку положил камень в его протянутую руку. Так, лучшие чувства героя стихотворения были обмануты. Любовь, о которой он молил, оказалась ему недоступной, а сам он отвергнут своей возлюбленной.

Из юношеских увлечений наиболее глубокий след в сердце Лермонтова оставила Варвара Лопухина, в замужестве Бахметева. Ей посвящен ряд стихотворений, в том числе «Молитва», написанная в 1837 году. Лирический герой, представляющий себя «странником в свете безродным», тоже нуждающимся в заступничестве, молится о счастье дорогой ему женщины. Он хочет вручить ее Божьей Матери, «теплой заступнице мира холодного». Герой просит «окружить счастием душу достойную», дать ей «сопутников, полных внимания», «молодость светлую, старость покойную». Однако этому не суждено сбыться: Варенька Бахметева умерла в возрасте тридцати шести лет, через десять лет после Лермонтова.

В последние дни жизни Лермонтов встречался на Кавказе со своей родственницей Екатериной Быховец, напоминавшей ему Вареньку. С ней он охотнее всего разговаривал о «подруге юных дней». Оттого посвященное Быховец стихотворение 1841 года начинается словами: «Нет, не тебя так пылко я люблю…» Здесь не говорится, что поэт все еще любит другую, он любит «прошлое страданье» «и молодость погибшую» свою. В отличие от «Молитвы», в этом стихотворении, как обычно у Лермонтова, речь идет прежде всего о нем самом, о его собственных чувствах и переживаниях. Прошлое для него не умерло и образ любимой еще жив в памяти, хотя о «подруге юных дней», навсегда потерянной, лирический герой думает как об умершей. Он, глядя на присутствующую девушку, видит «в устах живых уста давно немые», а «в глазах огонь угаснувших очей». Разлука для его ранней возлюбленной оказалась подобной смерти: продолжающаяся жизнь проходит в печальном молчании, ее «очи» угасли и потеряли блеск.

За несколько месяцев до смерти, в 1841 году на Кавказе, Лермонтов написал пророческий «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»). Лирический герой этого стихотворения рассказывает свой сон, в котором он видит себя убитым, лежащим в долине Дагестана. Однако и в «мертвом сне» он видит «вечерний пир в родимой стороне», вероятно в Петербурге, хотя для сосланного на Кавказ «родимая сторона» – это уже вся Россия. На сияющем огнями вечернем балу, по контрасту с тем, что случилось в Дагестане, между юными женами идет веселый разговор о герое. Однако одна из них не вступает в этот разговор, она тоже видит сон, в котором ей снится долина Дагестана, «знакомый труп», вернее труп знакомого, и рана, дымящаяся в его груди. Разделенные пространством, герой и одна из юных жен оказались близки внутренне в роковой час его кончины. Однако эта близость не приносит им счастья, она лишь усугубляет трагизм происшедшего. «Он теряет вместе с жизнью ее, она теряет его, и оба в грезах видят друг друга: мертвый – живую, живая – мертвого».

В 1840 году написано «Завещание» – стихотворение также об умирающем от раны в грудь офицере, дающем последние поручения боевому товарищу. Однако этот персонаж явно не из светской среды, он скорее близок к Максиму Максимычу из «Героя нашего времени», но моложе его. Герой ничуть не идеализирован, он даже не знает, живы ли его родители, потому что «писать ленив». «Если кто из них и жив», ему было бы жаль опечалить их известием о своей смерти. Не жаль лишь соседку, которая о нем и не спросит. Он хочет, чтобы его товарищ рассказал ей всю правду, «пустого сердца» жалеть не нужно: «Пускай она поплачет… / Ей ничего не значит!» Герой этого стихотворения – человек, чьей судьбой никто особенно не озабочен. Однако он не окончательно огрубел на войне, вдалеке от дома. Характерно и его обращение к другу («брат»), и то, что он не забыл своей давней личной драмы, хотя любимая оказалась недостойной его. Любовь и смерть у Лермонтова и здесь оказываются рядом. Однако внимание поэта к простому, бесхитростному человеку другого социального круга свидетельствует о его гуманности, и это нечто новое в творчестве Лермонтова. Теперь он не только сам страдает оттого, что не видит рядом родной души, но и сострадает другому, также обреченному на одиночество.

Любовь для Лермонтова всегда оставалась прекрасным романтическим идеалом, недосягаемым и противоречащим действительности. В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» 1840 года лирический герой, находясь на новогоднем балу, который не приносит ему радости, вспоминает о своем прошлом, мечтает о любви. Бегство в память и в мечту – любимый романтический мотив Лермонтова-поэта. Не имея возможности полюбить ни одну из надменных и холодных светских красавиц, присутствующих на балу, он создает в своем воображении портрет прекрасной возлюбленной: «С глазами, полными лазурного огня…» Этот вымышленный образ, создание его мечты, целиком овладевает сердцем героя, он любит ее, думает только о ней и плачет. Но мечта – это не реальность, опомнившись, лирический герой узнает обман, и ему хочется бросить в лицо светскому обществу «железный стих, облитый горечью и злостью».

Читайте также:
Герои нашего времени социально-психологический роман: сочинение

Тоска по родной душе, сопровождавшая Лермонтова на протяжении всей его жизни, осталась неудовлетворенной. Об этом говорится в стихотворении «И скучно и грустно…» 1840 года. Обреченному на полное одиночество даже «в минуту душевной невзгоды» лирическому герою некому подать руку, рядом с ним нет близкого, любящего человека, способного выразить сочувствие и понимание, оказать поддержку. Любовь как временное чувство не приносит ему удовлетворения, а вечная любовь невозможна. Оттого вся жизнь кажется ему «пустой и глупой шуткой».

Любовная лирика Лермонтова свидетельствует о полном разочаровании поэта в любви, которая оказалась недосягаемым романтическим идеалом. Он переживает свою отверженность и одиночество, остро чувствует роковое неустройство его собственной и всеобщей жизни. Эта всеобщая разобщенность, трагическая безысходность осознаются им как непреложный закон бытия.

Роковая любовная лирика М. Ю. Лермонтова

В одесской газете потом напишут, что «15 июля 1841 года, в 5 часов вечера, разразилась сильнейшая буря с громом и молниею». Именно в это время между горами Бештау и Машуком будет убит Лермонтов. Пуля из револьвера Мартынова пройдет сквозь сердце поэта. Одна из версий причин дуэли — насмешки Лермонтова над свои другом Мартыновым и его сестрой Натальей Соломоновной, которую поэт якобы карикатурно изобразил в знаменитом произведении «Герой нашего времени». А она была сильно увлечена им и думала, что это взаимно. В этой повести он как будто предрек свою судьбу.

Лирика Лермонтова

Эпоха романтизма привнесла в мировую и русскую литературу множество новых способов раскрытия персонажа. Сентименталисты открыли «человека в человеке», показали внутренний мир эмоций и переживаний. Романтики, взяв за основу достижения предшественников, сумели открыть в человеке личность, тонко чувствующую не только любовь, но и всю несправедливость этого мира. Качественно новым было противопоставление общественного и частного, чего не было в сентиментализме. Безусловно, каждый писатель наделял своего лирического героя уникальными чертами. Например, герои Жуковского не противостоят реальности, а принимают её; Батюшков в своём творчестве создал условную модель идеального мира, в котором поэты всех времён выступают неком неделимым соединением. У Рылеева герои сталкиваются со всепоглощающим одиночеством. Лермонтов же, в чьих произведениях воплотились идеалы как первой, так и второй волны романтизма, создал «хрестоматийный» образ героя романтизма. Несмотря на то, что писатель работал во многих жанрах (роман, поэма, пьеса), наиболее полно идеалы романтизма воплощены в лирике Лермонтова. Стоит отметить, что от других поэтов того времени его отличал внутренний пафос произведений, скептическое отношение к жизни и отсутствие веры в возможность изменить мир.

Раннее творчество

Лирика в творчестве Лермонтова занимала особое место – Михаил Юрьевич начинает свой творческий путь именно со стихотворений. 1828 год принято считать отправной точкой писательского пути. С 1828 по 1836 год Лермонтов написал около 300 стихотворений. На этом этапе отчётливо видны попытки исследовать литературу в целом: художественные средства, приёмы и методы. Молодой поэт использовал чужое творчество как материал. Например, написанная в юнкерские годы «Ода к нужнику» перекликается с сатирическими одами XVIII века, когда классицизм исчерпал себя как творческий метод. В оде Лермонтова обыгрывается не только форма, но и стиль написания:

«Клерон уж совершил дозор обычный свой,
Давно у фортепьян не распевает ФеĬля…
Последняя свеча на койке Беливеля
Угасла…»
«Ода к нужнику», 1828

Используются устаревшие, книжные словоформы (например, «фортепьян»), а общий пафос снижается благодаря просторечным элементам (словосочетание «койка Беливеля»). В 1830-х годах Лермонтов пишет несколько баллад. Так, в балладе «Над морем красавица-дева сидит» угадываются мотивы из баллад Жуковского. Но Лермонтов обыгрывает культ служения прекрасной даме, наполняя новыми смыслами. Здесь юноша, с присущим ему оптимизмом, энергией и боевым духом, совершает ради возлюбленной различные подвиги, идёт на верную гибель, а возлюбленная лишь играет с ним, забавляется, глядя, как старается герой.

Стихотворение «К друзьям», написанное в 1829 году, тематически перекликается с пушкинским «Пирующие студенты» (1814). Гедонизм и лёгкость сочетаются с поэтическим и реальным отношением к жизни. В элегиях 1829-1830-х годов заметны мотивы, характерные для творчества Батюшкова. Например, мотив бури, непогоды, кораблекрушения («Дробись, дробись, волна ночная» – Лермонтова и «Источник» у Батюшкова); мотивы памяти, скоротечности жизни.

На ученическом этапе уже начинают появляться темы и мотивы, которые будут в дальнейшем переосмыслены или дополнены более зрелым поэтом. Так, в эпитафии «Простосердечный сын свободы» можно увидеть несколько смысловых узлов:

«Он верил темным предсказаньям,
И талисманам, и любви,
И неестественным желаньям
Он отдал в жертву дни свои. –

И в нем душа запас хранила
Блаженства, муки и страстей.
Он умер. Здесь его могила.
Он не был создан для людей».

Во-первых, говорится о лирическом герое, который потратил свою жизнь вовсе не на то, что должен был. Именно отсюда эта тема трансформируется в тему «потерянного поколения» – поколения тех, кто растратил свою молодость и силы на увеселение своей души, интриги и мнимые чувства. Во-вторых, подчёркивается, что лирический герой изначально принадлежал к некому иному миру, реалиям высшего порядка. Мотивы отчуждённости и непонятости были одними из ключевых во всём творчестве поэта.

Лермонтов и Байрон

Известно, что романтические тенденции появились в русской литературе в основном из-за творчества Байрона. В 1830 году появляется стихотворение «подражание Байрону» – именно подражание. Лермонтов выступает в качестве ученика, Байрон – в качестве учителя. Мотивы узничества, обречённости, одинокого существования, прошедшие красной нитью через всё творчество шотландского писателя, звучат и в стихотворении Лермонтова. Любовь показана как наивысшая ценность:

«Кто жил одной любовью, погубил
Все в жизни для нее, а все любил…
Что время не могло унесть любовь!»
«Подражание Байрону», 1830.

М. Лермонтов неоднократно переводил стихотворения самого Байрона (например, «Farewell»). Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой» является своеобразным признанием в форме монолога.

«Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник».

Лермонтов чувствует родство его души и души Байрона, они оба высоко ценят свободу, оба обречены на одиночество, но именно «русская душа» отличает Лермонтова от шотландского поэта. Однако судьба его не менее трагична: «Я раньше начал, кончу ране,/ Мой ум не много совершит». Лирический герой сам себе предрекает недолгую жизнь. Его душа, словно «угрюмый океан», полна мыслей и страданий, и никто не может облегчить их. Герой остаётся непонятым. Только лишь Бог и сам лирический герой могут выразить, насколько сильны и глубоки чувства. В последствие эти мотивы станут одними из главных в цикле Лермонтова о поэте и поэзии.

Кавказские мотивы

При анализе лирики Лермонтова сложно не заметить особое отношение автора к Кавказу. Природа и ментальность Кавказского края, однажды очаровав поэта, были в его мыслях и мечтаниях. И в стихотворениях 1830-х годов, и в произведениях 1840-х автор говорит о Кавказе с нежной грустью.

«Светает – вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна.
Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч…»
«Утро на Кавказе», 1829.

Посмотрите, как тонко прописано каждое движение, как атмосферно показана природа. Будто читатель переносится туда, где тишина, слышит только журчание рек, и вот, через мгновение, появляется луч солнца, спешащий поскорее развеять тучи.

«Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я снова посвящаю стих небрежный…
И мысль моя, свободна и легка,
Бродила по утесам, где, блистая
Лучом зари, сбирались облака,
Туманные вершины омрачая,
Косматые, как перья шишака».

А это стихотворение датируется 1837 годом. Природа Кавказа остаётся такой же, меняется только лирический герой – теперь он стал мудрее. Ему свободно и легко лишь на горных хребтах. Можно сказать, что именно здесь лирический герой наиболее близок к умиротворению и покою, чего априори никогда не сможет достичь. Благодаря этому осознанию, одиночество и ненужность лирического героя становится ещё драматичнее.

Читайте также:
В чем состоит трагизм судьбы Печорина: сочинение

Уже в ранней лирике заметно, что Лермонтов – вовсе не писатель одной темы. В его произведениях переплетаются и соединятся философская, гражданская и любовная лирика. Примечательно, что любовь никогда не изображалась поэтом как светлое взаимное чувство. Лирический герой стихотворений Лермонтова, отчаявшись найти смысл жизни в других сферах, ищет его в любви. Но и здесь его ожидает фиаско:

«Поцелуями прежде считал
Я счастливую жизнь свою
Но теперь я от счастья устал,
Но теперь никого не люблю».
«Поцелуями прежде считал»,1832.

Здесь важна не только любовная тема, но и философская составляющая. Лермонтов неоднократно повторяет: лирический герой его стихотворений (а в романтизме дистанция между лирическим героем и автором минимальна) устал от пустой жизни. Ничто не способно противостоять абсолютному одиночеству, которое терзает душу героя, нет практически ни одной возможности наполнить жизнь смыслом, не стать «мусором истории» (Б. Пастернак).

«Что толку жить!… Без приключений
И с приключеньями – тоска».
«Что толку жить…», 1832

Есть только один способ – творить. Но и на этой стезе лирический герой не найдёт счастья. Поэт, с точки зрения Лермонтова, навсегда останется непонятым. Поэт либо растратит свой талант в угоду толпе, либо откажется от дара, который на самом деле никому не нужен. Поэт всегда противопоставлен обществу, и конфликт этот не разрешим.

«Безумец я ! вы правы, правы!
Смешно бессмертье на земли.
Как смел желать я громкой славы,
Когда вы счастливы в пыли!

Нет… мне ли властвовать умами,
Всю жизнь на то употребя? –
Пускай возвышусь я над вами,
Но удалюсь ли от себя?
«Безумец я! Вы правы, правы…», 1833.

В стихотворении «Поэт (отделкой золотой блистает мой кинжал)» отчётливо видны эти мотивы: общества, которому нужно веселье, растраченного таланта и пророческой миссии поэта:

«В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, котрой свет
Внимал в немом благоговенье?

Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блестки и обманы;

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!», 1838.

Будущее и прошлое

Тема будущего появляется в нескольких произведениях. Лирический герой будто находится на краю пропасти: брошенный и забытый. Он вновь пытается найти родственную душу, но поиски тщетны. Неизвестность и страх перед будущим вырастают до космических, всебытийных масштабов, заставляя более глобально задуматься о том, что нас ждёт.

«Моё грядущее в тумане…
К чему творец меня готовил,
Зачем так грозно прекословил
Надеждам юности моей?»
«Моё грядущее в тумане» 1836 или 1837.
«Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И как преступник перед казнью
Ищу кругом души родной;

Душа усталая моя;
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия».
«Гляжу на будущность с боязнью», 1837.

Тема смерти также волновала поэта. Можно предположить, что смерть с точки зрения Лермонтова должна мыслиться как освобождение от оков бренной жизни, но это не совсем так. Лирический герой прекрасно знает, что именно ждёт его дальше, но радуется не самому факту смерти, а, скорее, факту отсутствия жизни:

«Пора туда, где будущего нет,
Ни прошлого, ни вечности, ни лет;
Где нет ни ожиданий, ни страстей,
Ни горьких слез, ни славы, ни честей.

Пускай меня обхватит целый ад,
Пусть буду мучиться, я рад, я рад,
Хотя бы вдвое против прошлых дней,
Но только дальше, дальше от людей».
Смерть (“Оборвана цепь жизни молодой”), 1830-1831.

На втором этапе творчества писателя усиливается мотив тоски по родственному духовному общению; отрицание жизни выходит на новый уровень. Толпа, которая в ранней лирике просто не могла понять лирического героя, теперь изображается всё более бездушной и лицемерной. Одним из центральных стихотворений является «Дума», где современное Лермонтову общество показано как духовно опустошённое, постоянно требующее новых и новых лёгких развлечений. Заметно стирание характерных романтических черт. Лирический герой, ощущая конфликт между полнотой жизни и собственным внутренним миром, стремится найти высшую свободу без какого-либо протеста.

Попытки лирического героя найти покой или более комфортное душевное состояние оборачиваются крахом, а трагедия вечной неуспокоенности достигает апогея. Покой у Лермонтова связан с достижением цели, отказом от быта и приобщением к народной жизни. Например, в стихотворении «Родина» (1841) показаны идиллические пейзажи и картины народной жизни, в которых душа лирического героя приближается к спокойствию.
Подводя итоги, лирику Лермонтова кратко можно охарактеризовать следующим образом. Первые поэтические опыты и поэмы были написаны под влиянием романтической традиции и стихотворений Пушкина. В дальнейшем образ лирического героя, круг тем и мотивов конкретизируются, чувство одиночества и обречённости становится острее. Отрицание постепенно сменяется утверждением. В сферу внимания лирического героя включается быт, у него появляются новые ценности, связанные с демократической народной точкой зрения.

Философская проблематика в лирике Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт. Несмотря на недолгую жизнь, творческое наследие Лермонтова является неоценимым вкладом в литературу. Основная тема лирика поэта – философские рассуждения о смысле жизни, о предназначении человека, о вечном противостоянии зла и добра, темного и светлого в личности каждого.

Философскую лирику Лермонтова можно разделить на три основных темы: библейская, тема борьбы противоположностей и поиск себя, гармонии жизни. Для каждой представленной темы характерны свои особенности и черты.

Образ Бога, богоборческие мотивы, проблема неверия – все это присуще библейской лирике поэта. Так, в стихотворении «Благодарность» лирический герой насмешливо благодарит Всевышнего за подаренную жизнь, которая кажется ему мучительной, тяжелой и горькой. Герой обвиняет Бога «за горечь слез, за мучение страстей, за месть врагов и клевету друзей». Таким образом, Бог представлен в стихотворении Лермонтова всесильным, но несправедливым. По мнению поэта, Господь повинен в человеческом несовершенстве. Такое суждение ярко противоречит библейскому вероучению. Такие мотивы слышны и в других стихотворениях Лермонтова: «Мой демон», «Я не ангелов и рая», «Земля и небо».

Читайте также:
Философские проблемы добра и зла жизни и смерти в поэме «Маскарад»: сочинение

Однако не всегда лирический герой находится под властью неверия. Наступает время, когда он становится на путь, идущий к Богу. Его сердце снова наполняется верой. Лирический герой просит Всевышнего не обвинять его за то, что он так любит жизнь, наполненную страстями. И не карать его за заблуждения, которых он «бродит… далеко» от Бога (стихотворение «Молитва»). Таким образом, библейская лирика поэта наполнена тревожными исканиями души истиной верой.

Тема борьбы противоположностей, светлого и темного, добра и зла присуща философским стихотворениям поэта. Ярким примером такого противостояния является знаменитый «Парус». Лирический герой – белый одинокий парус, мечется средь волн и «просит бури», словно человек находящийся в плену земных страстей. Он одновременно жаждет новых потрясений – бурь, и в тоже время пытается обрести счастье. Так как эти понятия несовместимы, то душа продолжает метаться, искать и не находить выхода.

Как многие писатели и поэты, Лермонтов искал в себе гармонию с окружающим миром. И такая призрачная, хрустальная гармония показана поэтом в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…». Стихотворение наполнено возвышенными, нежными чувствами. Душа, природа и Бог сливаются воедино. Такие минуты способны преобразить жизнь лирического героя:

И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога.

Философская лирика Лермонтова — неоценимое достояние русской литературы. Поэт отвечает на вечные вопросы жизни и смерти, веры и неверия, поисков себя и постижения счастья. На основе рассуждений поэта можно сделать личные выводы о неповторимой красоте бытия.

Вопросы о смысле жизни, о назначении человека, размышления о жизни и смерти, о космосе и хаосе присутствуют в творчестве почти каждого поэта. Но у М. Ю. Лермонтова они приобретают особый, своеобразный, невероятно личный характер. В его произведениях, особенно раннего периода, часто можно встретить философские мысли предшественников: Пушкина, Жуковского, Рылеева, некоторых зарубежных поэтов, таких как Байрон, Шиллер, Гете. Однако эти мысли художественно переосмыслены с учетом жизненных позиций и убеждений самого автора и потому представлены в совершенно новом виде. Ранняя лирика Лермонтова, содержащая немало философских размышлений и поисков своего места и предназначения, во многом напоминает поэтический дневник. В ней раскрывается интенсивная духовная жизнь, работа мысли, сопровождаемая глубоким чувством, стремление к познанию окружающего мира и своего места в нем. Жажда познания и активного действия приводит Лермонтова к необычайно ранней постановке серьезных философских проблем. Об этом наиболее красноречиво свидетельствуют такие стихотворения, как «Молитва» (1829), «Монолог» (1829), «Мой демон» (1831) и многие другие.

В философской лирике М. Ю. Лермонтова, как и во всем его творчестве, преобладают трагические мотивы. Но это не вина поэта — такой же трагической он видит саму окружающую жизнь, полную несправедливости и страданий. И потому, обращаясь к Всевышнему в «Молитве», он просит: Не обвиняй меня, Всесильный, И не карай меня, молю, За то, что мрак земли могильный С ее страстями я люблю; За то, что редко в душу входит Живых речей твоих струя, За то, что в заблужденье бродит Мой ум далеко от тебя. «Мир земной мне тесен», — заявляет Лермонтов. Он ищет, но не находит в нем гармонии, не находит выхода своим страстям. Его пылающее, бунтующее сердце чувствует себя заточенным в темницу. Но оно не перестает стремиться на волю. «Демон» лермонтовской души «любит бури роковые», «пену рек», «шум дубров». Этот демон не оставляет его ни на минуту. Он озаряет его ум «лучом чудесного огня». Показав поэту «образ совершенства», он заставляет его снова и снова отправляться на поиски этого совершенства. Но, получив однажды «предчувствие блаженства», Лермонтов не может быть счастлив, потому что не видит этого блаженства в окружающем его мире. В этом мире уживаются только зло, равнодушие, бездеятельность, приспособленчество. «Ничтожество есть благо в здешнем свете», — к такому неутешительному выводу приходит поэт. В стихотворении «Монолог» мы слышим его тяжелые, горькие раздумья о собственной судьбе, о собственном предназначении, о смысле собственной жизни и горения души: К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы, их употребить не можем? Мы, дети севера, как здешние растенья, Цветем недолго, быстро увядаем… Как солнце зимнее на сером небосклоне, Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье… И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует… Не зная ни любви, ни дружбы сладкой, Средь бурь пустых томится юность наша, И быстро злобы яд ее мрачит, И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит. «Что толку жить!» — в отчаянии восклицает поэт. В этой жизни он не видит ни свободы, ни искренних чувств, ни настоящих бурь, к которым так стремится его душа. Размышляя о собственной жизни, в которой только пустота и тоска, Лермонтов стремится уподобиться «синей волне», которая шумно катит свои воды «под серебряной луной» или вместе с белым парусом хочет умчаться вдаль в поисках чего-то нового, настоящего, в поисках бурь, страстей. Но он не находит этой настоящей деятельной жизни ни на родине, ни в чужих краях. Поэт осознает трагическую и неотвратимую быстротечность земной жизни. Человек живет в поисках счастья и умирает, так и не найдя его. «Все веселее умереть», — говорит его лирический герой. Но Лермонтов не верит и в «веселье» после смерти. Поэтому в его лирике все чаще появляются скептические и иронические строки: Конец! Как звучно это слово, Как много — мало мыслей в нем; Последний стон — и все готово, Без дальних справок — а потом? Потом вас чинно в гроб положат, И черви ваш скелет обгложут, А там наследник в добрый час Придавит монументом вас… В стихотворении «Что толку жить! Без приключений …» заметно разочарование поэта не только в жизни, в смерти, но и в религии, в церкви: …По доброте души своей, Для пользы вашей ( и церквей ) Отслужит, верно, панихиду, Которой (я боюсь сказать ) Не суждено вам услыхать… Живя в окружении зла, несправедливости, фальши, задыхаясь в удушливой атмосфере, лирический герой сожалеет, что вынужден жить в это тяжелое, мучительное время, когда «грядущее в тумане», «былое полно мук и зла», настоящее представляется тюрьмой, темницей, в которой невозможно вдохнуть полной грудью, свободно поднять голову. Лермонтов глубоко и искренне грустит о том, что в жизни «и радость, и муки, и все так ничтожно». А сама жизнь — «пустая и глупая шутка». Его герой очень одинок в этом мире. Он ищет и не может найти ответы на волнующие его вопросы: «Желанья. Что пользы напрасно и вечно желать?», «Любить — но кого же. », «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?» Преодолеть это чувство разочарования и одиночества поэту помогает лишь вера «гордая в людей» и в поэзию. Теме предназначения поэта и поэзии посвящены многие стихотворения М. Ю. Лермонтова. Причем его отношение к этому вопросу постоянно менялось. Если в начале творческого пути он смотрит на поэта как на одинокого избранника «с гордою душой», который живет своими мечтами и страданиями, песнь которого «свободно мчится» сквозь время и пространства, то в более поздние годы поэзия Лермонтова становится все ближе к народу. Автор уже не отделяет себя от толпы. «Как смел желать я громкой славы, когда вы счастливы в пыли?» — восклицает поэт. Его все больше начинает волновать судьба поколения, народа и родины. Его мысли все чаще начинают занимать не отвлеченные рассуждения о вечном, а конкретные проблемы и реальные люди. Словно подводя итог пройденному романтическому этапу жизни, поэт видит в творчестве некое зеркало, в котором должна отразиться вся полнота человеческой жизни: Любил и я в былые годы, В невинности души моей, И бури шумные природы, И бури тайные страстей. Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг, И мне наскучил их несвязный И оглушающий язык. Люблю я больше год от году, Желаньям мирным дав простор, Поутру ясную погоду, Под вечер тихий разговор. Поэт искал смысл жизни, искал свое место в ней. И все время приходил к сознанию одной истины: жизнь — это постоянная борьба, постоянное противоборство двух начал, стремление к добру и свету. Знаменитый «Парус» стал поэтическим воплощением его концепции мира и человека. Здесь отражена сама Вселенная, которая живет в необъятных пространственно-временных измерениях — с бескрайними далями, с неизмеримой высотой и глубиной, с неотвратимо бегущим временем. Парус — это и отражение авторского «я», и олицетворение бесконечно развивающегося человеческого духа, его вечной неуспокоенности и неудовлетворенности настоящим, его устремленности к будущему. Этому образу, этой концепции смысла жизни М. Ю. Лермонтов не изменит до последнего дня.

Читайте также:
Образ русского офицера в романахГерой нашего времени и Капитанская дочка: сочинение
Похожие материалы:
  • ПЕЧОРИН И КОНТРАБАНДИСТЫ (анализ повести М. Ю. Лермонтова «Тамань») — —
  • ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») — —
  • ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ РОМАНА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» — —
  • СТИХОТВОРЕНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «КАК ЧАСТО, ПЕСТРОЮ ТОЛПОЮ ОКРУЖЕН…» (восприятие, истолкование, оценка) — —
  • ТЕМА СУДЬБЫ ПОКОЛЕНИЯ В ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА — —

Философская лирика Лермонтова

Многие поэты посвящали свои произведения рассуждениям над вечными вопросами о смысле жизни и мироздания, о роли человека и о своем предназначении и месте в этой жизни. Немного отличается своеобразием лирика Михаила Юрьевича.

Присутствующие в его произведениях философские мотивы посвящены поиску себя в этом мире, подмечанию того, что зачастую руководит людьми и на чем основывается жизнь общества. С сожалением и горечью излагает поэт свои наблюдения. Оказывается, что праздность, леность и низость в этом мире считается благом.

Трагизм бытия проскальзывает в очень многих стихах, а лирические персонажи Лермонтова говорят, очень часто, за него. Подчеркивая ничтожность общественной жизни, поэт не отделяет и своего причастия к этому. Даже не находя себе места в мире, он все же живет обычной жизнью.

Так, в «Молитве» обращается он к Всевышнему с просьбой простить ему то, что он так редко всуе вспоминает Господа. Осознание поэтом греховной действительности и своего участия в ней только добавляют его рассуждениям грусти.

Для Лермонтова становится тесным этот мир, в котором негде разгуляться свободолюбивой душе, где все ограничивается нормами и рамками поведения. Мысли о смерти звучат так, что она есть освобождение. В одном из произведений так и говорит поэт, что веселее умереть, нежели жить.

Подмечает он и отсутствие гармонии в мире.

В «Монологе» ведутся рассуждения поэта о судьбе человека и о предназначении его. Здесь и подмечает он ничтожность и бессмысленность бытия. Подчеркивает поэт, что очень быстро душа человеческая поддается дурным влияниям и что нет в этом мире ни любви, ни дружбы настоящей.

И во многих своих стихотворения ставит он эти вопросы и рассуждает на философские темы с присущими поэту грустью и трагизмом. И так и не нашел Лермонтов своего места в суетном мире, но нашел для себя выход своих эмоций — творчество. В лирике своей он полностью изливает душу.

Сочинение Философская лирика Лермонтова 10 класс

Лермонтов Михаил — это поэт плеяды «золотого» века русской литературы, который в своем творчестве большое место уделял вопросам человеческого бытия, поиска истины….

Михаил Юрьевич рано остался без матери, и эта потеря наложила «философичный» отпечаток на все его последующее творчество.

Практически все литературное наследие Михаила Лермонтова — это ответы, на так называемые «вечные вопросы».

Все стихотворения поэта на философскую тематику условно можно разделить на несколько категорий.

К первой можно отнести произведения, в которых на первое место выходят отношения между Господом и людьми, которые не стараются внимать его голосу.

Например, в лирическом произведении «Благодарность» герой текста благодарит Создателя за жизнь, но в язвительной форме. Он не рад, что ему дарована жизнь….

Нередко Бог в произведениях русского классика несет ответственность за несовершенство людей, населяющих Землю. Следовательно, что персонаж лирического текста не верит в Создателя, что порождает его страшный антипод. В текст врываются темные мотивы, как, например, в стихотворении «Мой демон».

И подобных произведений в наследии Михаила Лермонтова очень большое количество.

Часто лирический герой стихотворений Михаила Лермонтова преклоняет свои колени перед Богом. Он благодарит Всевышнего за счастье бытия. Как, например, в стихотворении «Молитва».

Итак, стихотворения, составляющие эту группу, определяют последующие темы в других его перу принадлежащих текстах на философскую тематику.

Вторая группа стихотворений — это тексты, в которых сталкиваются противоположности. Лермонтов использует излюбленный прием антитезы. Классическим в этом отношении является программное стихотворение «Парус».

Третья группа стихотворений на философскую тематику написана на тему вечных поисков гармонии жизни. Это, преимущественно, тексты, в которых происходит слияние Бога и человека. Например, стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»

Читайте также:
Характеристика образа Печорин Григорий Александрович: сочинение

Таким образом, можно сделать вывод, что произведения Лермонтова Михаила Юрьевича на философскую тематику составляют истинную копилку мудрости русской культуры. Читатель, внимательно проживая тексты, находит в них ответы на «вечные» вопросы.

Сочинение Женские образы в романе Герой нашего времени Лермонтова 9 класс

Каждая героиня произведения Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени” имеет тонкую связь с главным героем – Печориным. Они зависимы от него по-своему. Также сам мужчина неравнодушен к ним. Женщины совершенно разные. Но в определенный момент они проявляют свою силу, энергию. Они требовательные, красивые, целеустремленные. Григорий Александрович Печорин – тот человек, который стал причиной их слез и разочарований.

Бэла

Знакомство с Бэлой становится очередным развлечением для мужчины, но имеет для черкешенки печальный конец. Печорин хладнокровно наблюдал за настоящими чувствами Бэлы. Он видел ее мечты, понимал и чувствовал желания, но ничего не мог сделать с собой. Сначала девушка оказывается по желанию Печорина в его доме. Она понимает, что похищена собственным братом Азаматом. Это предательство угнетает ее. Однако такое разочарование забывается благодаря влюбленности в Печорина. Позже подобное состояние сменяется настоящим чувством – страстью в сопровождении любовью. Характером и внешним видом девушки восхищались все: и Максим Максимум, и Григорий. Однако не любовь со временем становится мучительным испытанием. Пленница понимает, что Печорина наступило ее присутствие. Он не находит себе места, так как между ним и Бэлой больше нет взаимности. Девушку в повести отличает неземная преданность любимому человеку, терпение, высокий нравственный уровень. Для Печорина Бэла была надеждой на то, что он смог бы оживить свою потерянную душу. Но даже эта невинная девушка не пробудить в нем человеческие чувства.

Вера

В светском обществе , без которого главный герой не представлял себя, ярким пятном выделяется образ Веры. Давние ее взаимоотношения ее с Печориным возобновляются в Кислозаводске после нескольких лет. Оба старались отдаться целиком во время таких встреч. Сердце Григория также трепещет при одном только воспоминании о ней. Внутренний мир Григория, в котором имели место ненасытность и эгоизм, был прозрачен для Веры. Лишь она могла управлять им. Однако из-за своего признания мужу в любовной связи семья покидает край, где остается Печорин.

Ундина

Встреча на Тамани Печорина с Ундиной раскрыла подробнее сущность главного героя.

Оказалось, что он может испытывать страх, когда остался наедине со спутницей, пытавшейся неожиданно его утопить. Образ русалки в произведении яркий. Девушка имеет необыкновенную привлекательность, она решительная и непредсказуемая. Ее любовь к контрабандисту оказалась страстью, сметающей все на своем пути, не имеющей границ.

Мери

Знакомство Григория Печорина книжной Мери подняло еще больше самооценку главного героя. Девушка от любви потеряла голову, признавшись ему в этом. Подобное поведение считалось неуместным. Это замечали все вокруг. Окружающие были удивлены ее поведением, так как считали княгиню Лиговскую умной и достойной лучшего девушкой. Однако она находилась в подчинении у Печорина, страдала, испытывая непонимание и неуверенность от этого мужчины. Мэри также как и другие девушки, приближенные к Григорию, оказались игрушками в руках этого героя. Княгиня использовала любое средство, чтобы заинтересовать своего возлюбленного. От кокетства она перешла к откровенным признаниям в любви к Печорину, видя в этом смысл. Однако в конце завоевания его сердца девушку ожидало глубокое разочарование.

За несчастьем каждой из героинь скрывается бесчувственность, жестокость и эгоизм Печорина, который видит их достоинства, но в силу усталости от жизни не может по достоинству оценить влюбленную в себя женщину. Интуиция, свойственная каждой женщине в отношениях мужчиной, подвела их, оставив несчастным.

2 вариант

В обществе много писателей и поэтов, воспевающих женщину, которая испокон веков считается прекрасной половиной человечества. В произведениях русской литературы создано множество женских образов, привлекающих читателей своей поэтичностью, нежностью и душевным спокойствием. Это всеми нами известная Татьяна в поэме «Евгений Онегин» и тургеневская Ася и сильные духом жены декабристов у Некрасова.

В произведении «Герой нашего времени» Лермонтов показал также несколько образов, совсем непохожих друг на друга. Но одна сторона у них общая – это любовь к главному герою Печорину, с которым наше знакомство происходит в начале повести «Бэла». Здесь Григорий знакомится с очаровательной девушкой по имени Бэла. Она влюбляется в молодого человека с первого взгляда всем сердцем. Печорин для нее стал всем на этом свете. Однако Печорину девушка быстро надоела. Она не принесла ему той новизны, которую он ждал. Страдания Бэлы глубоки, и смерть ее неизбежна. Ее погибель становится избавлением для покинутой души.

Другая героиня-контрабандистка немного схожа с Бэлой. Дело в том, что обе девушки принадлежат не к высшему обществу. Но в контрабандистке есть что-то неизведанное и таинственное, к которому стремится Печорин. Золотистый отлив волос, завораживающий взгляд притягивали нашего героя. Но опять же девушка эта для него была лишь очередной забавой.

Совершенно непохожа на этих героинь княжна Мери. Она принадлежит к светскому обществу. Хотя она и кокетничает с молодыми людьми, но по своей неопытности и неразборчивости в людях допускает ошибки. Мери предстает перед нами мечтательной и обворожительной красавицей. Девушка создает свой образ мужчины, совершенно отличавшийся от книжных героев, и ищет его в первом встречном. Вначале ей нравится Грушницкий, затем ее внимание переходит на Печорина. Его ухаживания она воспринимает по-настоящему. Увидев настойчивость Григория, она видит в нем того единственного, о котором мечтала. Мери влюбляется в него и думает, что Печорин ее полюбил от всего сердца. Но настоящего Григория она так и не увидела и не стремилась понять. Для нашего героя княжна была всего лишь очередным развлечением. Мы искренне жалеем девушку и осуждаем Печорина за то, что он заставлял ее страдать.

И последняя женщина, которая сумела, как говорит Печорин, его понять- это Вера. Она смогла принять его со всеми его достоинствами и недостатками. Но их отношения очень сложные. Вера –замужняя дама, а нашему герою было интересно добиться ее расположения. В конце концов он ее теряет, и от этого страдает.

Все женщины, которые имели особые чувства по отношению к Печорину были глубоко несчастны. Но и сам герой одинок и полон страданиями от этой любви.

Сочинение 3

В данном произведении М. Ю Лермонтова встречаются абсолютно разные женские характеры и поступки, и каждый из них несёт что-то важное для Печорина. Все героини романа абсолютно не похожи друг на друга, у них различные интересы, мировоззрение и социальное положение. Гордая красавица Бэла любит так же горячо, как и ненавидит, у нее свои принципы, которыми она не может поступиться. Когда Бэла понимает, что интерес Печорина к ней пропал она не видит дальнейшего смысла жизни. Единственным сочувствующим ей становиться Максим Максимыч, но и он не может ей помочь. Бэла обречена на трагическую гибель.

Читайте также:
В чем состоит трагизм судьбы Печорина: сочинение

Ундина олицетворяет образ свободной и сильной любви, можно сказать, «контрабандистской романтики». Печорин описывает «русалку»далеко не красавицей, но ее голос, гибкий стан и длинные русые волосы не дают ему покоя. Как оказалось, свидание с ундиной не принесёт ничего хорошего главному герою. Девушка-русалка попытается обольстить, а затем утопить Печорина , чтобы спасти своего любимого Янко.

Княжна Мери и Вера близки Григорию по духу и подходят по положению в обществе, но и тут его ожидает неудача. Княжна Мери приятная и образованная девушка, но Печорин не проявлял к ней чувств и не стремился, как другие, часто бывать в доме княгини Лиговской. Именно своей холодностью он заинтересовал Мери, и Григорий понимая это, продолжает играть чувствами девушки. В один момент княжна признается в любви Печорину, и отвергает ухаживания Грушницкого. Но в ответ Мери не слышит признания, а потом и вовсе, Григорий признается, что она не нужна ему. Мери ничего не остается, кроме как возненавидеть главного героя за его поступок.

Вера – замужняя дама, давняя знакомая главного героя. Печорин узнает, что она гостит у княгини Лиговской и чувства к Вере появляются у него снова. Как оказалось, Вера одна из немногих кто понимает Григория и чувствует его бесконечные метания. Но в силу сложившихся обстоятельств, Вера снова ускользает от Печорина и он чувствует себя совершенно растерянным, ведь оказалось что любил он только ее.

Каждый женский образ в романе по-своему яркий и значимый для произведения. Независимая «русалка»-готовая пойти на преступление ради своей любви. Гордая и красивая Бэла, которую обрекли на гибель. Вера любящая, но несчастная от своей любви к Печорину. Искренняя и скромная Мери, которая слишком поздно понимает, что над ней посмеялись. Их всех обьединяет только то, что все они испытывали чувства, но остались несчастными.

Также читают:

Картинка к сочинению Женские образы в произведении Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Софья Васильевна Ковалевская — первая женщина профессор и математик. С самого детства отличалась гибким умом и особой тягой к уравнениям и различным формулам. Является выдающимся ученым того времени

Автор романа «Что делать?» Чернышевский, был истинным борцом за справедливость и верил в счастливое будущее нашей страны.

Многие говорят о жестокости мира. И это вполне объективное утверждение, поскольку в жизни каждого человека накапливается множество проблем, которые он бывает трудно решить самостоятельно.

Если выбирать погоду и сезон для прогулки в парке, то я точно выберу золотую осень. Я считаю, что это самое красивое время года! Летом всё зеленое – одинаковое, а ещё и жарко, – зимой – белое и холодное, а весной, в основном, грязь

Главным героем произведения выступает Андрюша Рыженький – трусливый, неуверенный и хрупкий мальчик. Однажды назидания матери о необходимости мужской храбрости вынудили его попрактиковаться.

Бэла и Мери (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно назвать первым в русской психологической прозе. Повествование определяется не хронологией событий, а логикой развития характера главного героя. По мнению В.Г. Белинского, «его беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни… В этом человеке есть сила духа и могущество воли».
Главный характер в романе – Григорий Александрович Печорин. Женские образы используются автором для раскрытия образа своего главного героя. Но это не помешало Лермонтову передать характеры яркие и интересные. Личность «героя нашего времени» не прячет в тень личности женщин, окружавших его. Неслучайно их имена вынесены в название глав. Если говорить о жанровой природе романа, то следует отметить, что произведение состоит из отдельных самостоятельных повестей. Таким образом, роль женских образов существенно возрастает. Особенно важны в романе образы Бэлы и Мери.

С первой героиней мы знакомимся уже в самом начале произведения. Вопрос о национальности Бэлы не вполне ясен. Максим Максимыч называет князя, отца Бэлы, татарином. В те времена под татарами подразумевались все кавказцы мусульманского вероисповедания.

Главными достоинствами девушки на Кавказе считались красота, умение хорошо работать, плясать, петь. Автор пишет, что Бэла была хороша: высокая, тонкая, глаза черные, как у горной серны. Что касается умения хорошо работать, то сюжет позволяет автору коснуться этого один раз. Азамат, выпрашивая у Казбича коня, сказал, что Бэла прекрасно вышивает золотом. «А уж как плясала!» – вспоминает Максим Максимыч. В других местах романа упоминается, что Бэла поет песни, пляшет лезгинку, танцует с бубном, двигается лучше московских губернских барышень.

После похищения, находясь у Печорина, Бэла довольно быстро начала «понимать по-нашему». Характерно, что одно из первых слов, которому она научилась, было «поджалуста» (пожалуйста).

Бэла не считает себя рабыней Печорина. Она полюбила его как княжеская дочь: «А если это так будет продолжаться, то я сама уйду! Я не раба его – я княжеская дочь. ».

Бэла покоряет читателя своей цельностью, душевной чистотой, беззащитностью, страстностью своей любви к Печорину. Отдавшись Григорию Александровичу, Бэла обесчестила свой род. Отец должен был ее убить или отречься от нее. Девушка осталась верна Печорину, умирая, обняла его. По замечанию Белинского, Бэла «одна из глубоких женских натур, которые полюбят мужчину тотчас, как увидят его, но признаются ему в любви не тотчас, отдадутся не скоро, а, отдавшись, уже не могут больше принадлежать никому другому, ни самому себе».

О княжне Мэри, единственной дочери княгини Лиговской, Лермонтов рассказывает подробнее. Она богата. Но в придворных петербургских кругах Лиговские влияния не имели.

Мэри читала Байрона по-английски, изучила алгебру.

Из текста романа мы узнаем, что героиня «прехорошенькая», с бархатными глазами, длинными ресницами. У нее «благородная походка», от нее веет «неизъяснимым ароматом». Одета она по правилам лучшего вкуса. Вот впечатления Печорина от бала и танцев с Мэри: «Я не знаю талии более сладострастной и гибкой… Она вальсирует удивительно хорошо… Она шутила очень мило; ее разговор был остер, без притязания на остроту, жив и свободен; ее замечания иногда глубоки…».

В обычной спокойной обстановке Мэри хорошо владеет собой. Когда девушка поняла, что любит Печорина, она первая призналась ему в своих чувствах. Она обещает Печорину всем пожертвовать для него. Ее мать говорит Печорину, что Мэри воспитана так, что составит счастье мужа.

Но она не нужна Печорину! Несчастная девушка очень тяжело это переживает. При последнем объяснении с героем, дойдя до середины комнаты, Мери пошатнулась, губы «напрасно старались улыбнуться». Но она сохранила достоинство, сказав Печорину, что ненавидит его.

Читайте также:
Герои нашего времени социально-психологический роман: сочинение

О Мэри Белинский замечает, что «эта девушка неглупая… Ее направление несколько идеально: ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходить в толстой серой солдатской шинели».

Роль женских персонажей в романе выявляется с позиции того, какую роль они играют в жизни Печорина. Ситуация с Бэлой банальна: роман русского офицера с черкешенкой. И только финальная катастрофа бросает трагический свет на это приключение. Именно этим, возможно, объясняется холодная встреча Печорина с Максимом Максимычем как свидетелем тех событий.

По мере того, как в Мэри начинает проступать душа, как в ней растет искреннее и глубокое чувство к Печорину, отношение его к княжне смягчается. Но не настолько, что он смог полюбить ее. Страх перед обыденным жребием заставляет Печорина отвергнуть чувство Мэри. Перед последним объяснением с княжной Печорин холоден и спокоен. Но страдание молодой девушки не оставляет его равнодушным, он жестоко осуждает себя.

Таким образом, женские образы подчеркивают противоречивый характер героя, выявляют скрытые мотивы его поступков.

«Светская барышня и дикарка. Образы Бэлы и Мери в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»»

Светская барышня и дикарка. Образы Бэлы и Мери в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
1.Образ Бэлы. 2.Образ Мери. 3.Образы Мери и Бэлы как отражение импульсов души Печорина.

М. Ю. Лермонтов — один из немногих великих поэтов и прозаиков, в своих произведениях очень точно и искусно связывающих вещи, которые порой кажутся несопоставимыми. Подтверждением тому является роман «Герой нашего времени», в котором описаны два на первый взгляд абсолютно противоположных характера — светской барышни Мери и «дикарки» Бэлы. Но Лермонтов проводит параллель между двумя этими образами и ненавязчиво доводит до читателя мысль о том, что эти две девушки, несмотря на различные условия воспитания и разницу в мировоззрении, весьма схожи между собой. Внимательный читатель без труда найдет определенное сходство в мыслях, чувствах и даже судьбах Мери и Бэлы.

Бэла —дитя гор, «дикарка», «восточная красавица»: «высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывают к вам в душу». Бэле не известно, что такое флирт, кокетство, она далека от разного рода интриг, не искушена в искусстве обольщения. Она воспитана в духе «гор» — такая же гордая и неприступная. И эта гордость не позволяет ей сразу открыть свои чувства к Печорину. .Поэтому она первое время ведет себя с ним настороженно: «сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит, пуглива, как дикая серна». Однако Печорину удается добиться ее расположения, и тут открывается вся сила ее любви. И этой любви она отдает себя всю, без остатка. В. Г. Белинский писал об образе Бэлы: «Одна из тех глубоких женских натур, которые полюбят мужчину тотчас, как увидят его, но признаются ему в любви не тотчас, отдадутся не скоро, а отдавшись, уже не могут больше принадлежать ни другому, ни самим себе». И оценка Белинского вполне справедлива.

Но как только Печорин понимает, что Бэла его любит, девушка становится ему не интересна. Цель достигнута, и Печорину становится скучно. Финал этой любви для Бэлы трагичен — она погибает.

В отличие от Бэлы в воспитании Мери сказывается вся ее принадлежность к высшему свету. Это красивая девушка: у нее «бархатные глаза», «томный взгляд», «благородная походка». У Мери манеры светской барышни того периода: она кокетлива, не прочь пофлиртовать. Белинский писал об образе Мери: «Эта девушка неглупая, но и не пустая. Ее направление несколько идеально: ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой серой шинели». Она также не искушена в делах любовных, как и Бэла. Сама того не замечая, Мери позволяет втянуть себя в любовную интригу Печорина, которая для нее оборачивается безнадежным чувством, а Печорин приобретает еще одну марионетку. Она, как и Бэла, оказалась вначале заинтересована Печориным, затем влюбилась в него, а потом он ее бросил. И Мери, можно сказать, тоже «погибла».

Анализируя эти два образа, можно найти определенное сходство между двумя героинями. Несмотря на противоположность условий воспитания и образа жизни, обе молодые девушки оказываются бессильны перед чарами Печорина, полюбив его, они оказываются в полной зависимости от него. И обе они способны на глубокое, всепоглощающее чувство.

Роман «Герой нашего времени» представляет типичных представителей общества того времени. Мери — образ девушки высшего света, а Бэла — обычная девушка-горянка. Печорина же принято относить к «лишним людям», которые не несут ничего хорошего ни себе, ни тем, с кем они соприкасаются. На фоне этого героя обе девушки выглядят воплощением всего самого лучшего, что может быть в женщине.

Женские образы Мери и Бэлы есть отражение импульсов души Печорина. Григорий Александрович сам признается: «Любовь дикарки не многим лучше любви знатной барышни; невежество и простосердечие одной надоедают, как и кокетство другой».

На фоне женских образов в романе автор показывает противоречивый душевный мир главного героя, выявляет тайные мотивы поступков и побуждений Печорина. Не случайно в этом относительно небольшом по объему романе столько женских образов и любовных историй.

Печорин пытается постичь собственную природу. Он размышляет о том, насколько он верит в существование любви. Кажется, что он признает силу любви, но сам этой силе не подвластен. Разбивая надежды Мери, он как бы выносит ей приговор: «Я все это знаю наизусть — вот что скучно!» Печорин неискренен по отношению к ней, когда разыгрывает роль «романтического героя» — мечту любой девушки. Свою исповедь перед Мери он заканчивает, внимательно наблюдая за тем, что испытывает она в эту минуту: «В эту минуту я встретил ее глаза, в них бегали слезы, рука ее, опираясь на мою, дрожала, щеки пылали, ей было жаль меня! Сострадание — чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило когти в ее неопытное сердце. ».

Образ Мери и образ Бэлы имеют очень важную функцию в романе — они служат для детализации психологического портрета главного героя — современника Лермонтова. Печорин, по существу, первый в русской литературе реалистически достоверный психологический портрет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: