Литературные контрасты и антитезы в романе «Герой нашего времени»: сочинение

Романтизм и реализм в романе «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов)

Сочинение по литературе на тему «Романтизм и реализм в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» размышляет о том, какие черты литературных направлений отражаются в произведении.

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» явился новаторским сразу в нескольких смыслах. Это был первый социально-психологический роман. Он состоял из отдельных повестей, объединенных героями, идеей. Хронология внутри произведения намеренно нарушена. В реалистическом романе присутствуют элементы романтизма, с которого начинал Лермонтов свой путь в литературу.

Предметом изображения в произведении является объективная действительность в ее типических чертах. Главный герой Григорий Александрович Печорин является офицером русской армии. Он проходит службу на Кавказе, куда приехал, как и многие его современники, в поисках новых впечатлений. Романтический метод проявляется в экзотичности ситуаций, в которых оказываются герои произведения. Главы «Тамань» и «Фаталист» используют романтические сюжеты, сочетая их с реальными подробностями жизни людей. В первой повести речь идет о «честных» контрабандистах, род занятий которых овеян романтикой. Во второй повести раскрывается тема судьбы.

В главе «Бэла» мы встречаемся с бывалым военным Максимом Максимычем. Он вспоминает историю прошлых лет, героем которой был Печорин. В его рассказе мы встречаем приметы времени и особенности жизни черкесов. В частности, он рассказывает о черкесской свадьбе. К элементам романтизма относится сама обстановка. Дикий, далекий от цивилизации край. Народ, живущий по обычаям предков. На свадьбе Печорину понравилась княжеская дочь, и он решил взять ее себе. Григорий Александрович был человек, склонный к приключениям. Бэла, так звали девушку, была его очередным приключением. Любовь светских красавиц давно наскучила герою, он надеялся, что черкесская княжна сделает его счастливым. Его ожидания не оправдались. Бэла скоро наскучила Печорину, он стал тяготиться ею. Если бы девушка не погибла, Печорин бы, в конце концов, оставил ее. Она не смогла бы этого пережить, гибель стала для нее избавлением.

Образ главного героя построен в соответствии с требованиями романтизма. Одиночество героя является еще одной чертой, сближающей произведение с романтическими историями. Герой находится в разладе с обществом, поэтому он сбежал на Кавказ. Печорин – личность исключительная, сложная и противоречивая, в нем соединяется злодей и страдалец, что также характерно для произведений романтизма. Эти особенности его характера вызывают интерес.

Герой умный, образованный, одаренный человек. По своим способностям он стоит на голову выше окружающих его людей. Он может быть добрым и благородным, но может проявлять жестокость и эгоизм. В главе «Максим Максимыч» подчеркивается эгоизм и равнодушие героя, которое он проявил по отношению к своему старому приятелю. Мы видим смертельно уставшего человека, который ищет случая свести счеты с жизнью. Он покидает Кавказ и едет в Персию, где заканчивается его жизнь.

Дневниковые записи Печорина много говорят о его характере. Автор наделяет героя аналитическим складом ума. Дневник героя представляет собой самоисследование. Печорин, рассказывая о своих чувствах и поступках, не пытается лукавить, казаться лучше, чем он есть на самом деле. Если он испытывает чувство зависти, то он честно признается в этом. Если он хочет посмеяться над кем-то, чтобы развлечься от скуки, то он не придумывает для этого какие-то оправдания. Так случилось в ситуации с Грушницким, который казался герою смешным. Печорин встретился с ним на водах в Птигорске. Он сразу понял игру Грушницкого. Тот хотел произвести впечатление на дам, поэтому ходил в солдатской шинели, будучи офицером. Потом он сменил ее на черкесский наряд, Печорин не преминул сострить по этому поводу, чем вызвал неудовольствие Грушницкого. Развлечение героя зашло слишком далеко. Он убил Грушницкого на дуэли, разбил сердце княжны Мери. Печорин вступил в конфликт со всем светом, но его это не очень волновало. Он слишком хорошо знал людей, чтобы огорчаться из-за этого.

В образе Печорина Лермонтов собрал все черты современного ему поколения, о котором он говорил в стихотворении «Дума»: «Печально я гляжу на наше поколенье!». В романе писатель отразил пороки своего времени. Произведение можно считать своеобразным протестом против существующего положения дел, против состояния общества. Умные и образованные люди, подобные Печорину, не приносили пользы обществу, не находили приложения своим недюжинным силам. Лермонтов нарисовал портрет современного ему человека без прикрас, без осуждения, просто констатируя реальные факты так, как он их видел.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что роман «Герой нашего времени» относится к произведениям реализма. Элементы романтизма придают ему приключенческий характер, обостряют конфликт. В. Г. Белинский признавал реалистический характер произведения, говоря, что роман «является образцом реалистической прозы».

Портретные и пейзажные описания в романе Лермонтова Герой нашего времени

Портретные и пейзажные описания в романе Лермонтова Герой нашего времени

М.Ю. Лермонтова называют преемником Пушкина, наследником «могучей его лиры». Кроме того, в произведениях поэта, особенно ранних, четко прослеживаются традиции и Жуковского, и Рылеева, и западноевропейской литературы. Но все же Лермонтов, как любой выдающийся писатель, обладает своим особым стилем, который к моменту создания романа «Герой нашего времени» был уже полностью сформирован.

Читайте также:
Почему роман М. Ю. Лермонтова называется Герой нашего времени?: сочинение

Портретные и пейзажные описания имеют ряд особенностей и по другой причине. Роман «Герой нашего времени» составлен из отдельных частей, объединенных общим героем и местом действия, Кавказом; каждая из них представляет собой образец какого-либо малого жанра русской прозы 30-х годов ХIХ века. И это предполагает, с одной стороны, широкий диапазон художественных средств, а с другой – накладывает на произведение ряд условностей (например, связанных с особенностями каждого из жанров).

Так, портрет у Лермонтова психологичен, что позволяет в небольшом «объеме» текста дать герою точную и глубокую характеристику. К примеру, Максим Максимыч описывает Казбича так: «… рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий … А уж ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре». Упоминает старый офицер также и его глаза – «неподвижные, огненные». И эта характеристика дает портрет человека бесстрашного, хитрого, своенравного и объясняет, почему впоследствии Казбич так отчаянно берег своего коня.

Особую роль в портретном описании у Лермонтова играют особенности его построения и то, как оно меняется – что остается постоянным, а что постепенно исчезает. Так, выражение лица княжны Мери часто меняется – это выдает внутреннюю работу, но рефреном повторяется в тексте одна черта – «бархатные глаза»: «Они так мягки, они будто бы тебя гладят», – говорит Печорин. И сначала эти глаза то кокетничают, то выражают равнодушие, но впоследствии княжне Мери все меньше и меньше удается скрывать свои чувства, а взгляд то становится решительным и страшным, то полным неизъяснимой грусти.

Портрет же Печорина строится на антитезах и оксюморонах. «Крепкое сложение» и «женская нежность» бледной кожи, «пыльный бархатный сюртучок» и «ослепительно чистое белье» под ним, светлые волосы и черные брови – такие черты указывают на всю сложность и противоречивость натуры этого героя.

Особенности композиции романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

. о композиции романа Михаила Юрьевича Лермонтова « Герой нашего времени»? Что автор хотел . более сложные компоненты (цельная зарисовка портрета, психического состояния, воспроизведение разговора и . каждая сцена “изображается” непременно чьими-то глазами. Именно сочетание форм изложения и . герой показывает себя с абсолютно разных сторон. Он помещен в разные жизненные ситуации, события, меняется .

Кроме того, описание портрета характеризует и самого лирического героя, от имени которого ведется повествование. К примеру, Максим Максимыч дает весьма незатейливые характеристики действующим лицам своего рассказа и отмечает в них такие качества, как смелость или трусость, знание кавказских обычаев, силу натуры, красоту – словом, то, что бросается в глаза доброму старому человеку, давно служащему в тех местах. А странствующий офицер, ведущий путевые заметки и только с год находящийся на Кавказе, обращает внимание на одежду, походку, цвет лица, но при первой встрече не делает никаких психологических выводов о Максиме Максимыче.

Таковы общие черты, характерные для всех портретных зарисовок в романе. Что же касается пейзажа, то особенности его описания связаны прежде всего с жанром каждой из частей.

«Бэла» представляет собой путевые заметки, и поэтому природа в этой части описывается с большой документальной точностью, лишенной романтической интонации: «На темном небе начинали мелькать звезды, и странно, мне показалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, черные камни; кой-где из-под снега выглядывал кустарник, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и нервное побрякивание русского колокольчика».

По той же причине и портрет Максима Максимыча – скорее зарисовка, просто передающая его внешний вид, ведь он лишь временный попутчик странствующего офицера. «На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывает, что оно давно знакомо с закавказским солнцем…» и так далее – вот каков его «фотографический» портрет.

«Максим Максимыч» – это психологический рассказ. Поэтому внимание автора обращено на лица героев, а пейзажных описаний почти нет. В подробностях описан сам Печорин, странствующий офицер стремится связать его внешность с особенностями характера, например, проводит параллель между «стройным, тонким станом» и стабильностью, целостностью личности, которая не была уничтожена «ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными».

Но одновременно сам автор подчеркивает, что делает подобные выводы, может быть, только потому, что знает «некоторые подробности его жизни». Таким образом, этот рассказ так же остается верен жанру путевых заметок, как и «Бэла».

Печальная встреча Максима Максимыча и Печорина – главное событие этой части, поэтому их разговор выписан с огромной психологической точностью. Маленькими ремарками автор передает почти каждое движение души героев. Так, старый офицер восклицает: «А помните наше житье-бытье в крепости? Славная страна для охоты. Ведь вы были страстный охотник стрелять… А Бэла. » – Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся… – «Да, помню! – сказал он, почти тотчас принужденно зевнув…»

Читайте также:
Человек и природа в поэзии Лермонтова: сочинение

В «Тамани», которая представляет собой авантюрно-приключенческий рассказ и открывает дневник Печорина, портрет и пейзаж играют совсем другую роль – они призваны интриговать читателя и окружать таинственным ореолом героев. Оттого автор так заостряет внимание на слепых глазах мальчика, открывшего ему дверь: «Я замечал, что есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерей члена душа теряет какое-нибудь чувство», – так пишет он в своем дневнике, но это подозрение ничем впоследствии не оправдывается, а только создает напряженную атмосферу.

Имя и безымянность героя как средство психологической характеристики .

. от целого. Через акцентирование внимания на этом автор показывает, что авторитет героя . героя –Топорище. С одной стороны, оно подчеркивает признание Коли у сверстников, преувеличение его роли. С другой стороны, слово «топорище» означает лишь рукоятку топора, то есть часть . Следовательно, герои, обладающие .

Героя, глазами которого показаны другие персонажи, не интересуют сами люди, он просто хочет «достать ключ этой загадки». Поэтому в описании «ундины» больше изображения ее красоты: «правильный нос», «необыкновенная гибкость ее стана», «золотистый отлив ее слегка загорелой кожи». И все психологические замечания, основанные на выражении ее лица, обладают лишь долей вероятности (за счет глагола «казаться») – настолько загадочна героиня.

Что же касается пейзажных зарисовок, то они наряду с созданием таинственно-мистической атмосферы выполняют еще одну задачу: автор, противопоставляя дикость, неукротимость стихии и бесстрашие героев, подчеркивает, что для них бушующая стихия – естественная среда.

В одном из эпизодов нарисована пугающая картина: «… и вот показалась между горами волн черная точка; она то увеличивалась, то уменьшалась. Медленно поднимаясь на гребни волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. … Она, как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди берегов пены. ». Но слепой об этом «пловце» говорит: «Янко не боится бури».

Подобную характеристику автор дает каждому из контрабандистов: «ундина» с легкостью ходит по отвесу берега и плавает в открытом море, слепой так же непринужденно бродит по кромке бушующей воды.

«Княжна Мери» представляет собой светскую повесть с элементами психологического жанра, поэтому в тексте этой части обилие портретных зарисовок, передающих, как правило, именно изменение душевного состояния героев. Так, когда Печорин, иронизируя над Грушницким, льстит ему уверением, что княжна, верно уж влюблена в него, несчастный юнкер «краснеет до ушей». «О самолюбие! Рычаг, которым Архимед хотел поднять земной шар. » – так комментирует герой его реакцию.

Весьма примечателен в этой части романа пейзаж. Он психологичен, но не в художественном смысле. Здесь природа влияет на людей, располагая их к определенному настроению. Так, в Кисловодске « … бывают развязки всех романов, которые когда-либо начинались у подошвы Машука», так как «здесь все дышит уединением». А крутой обрыв в сцене дуэли Печорина и Грушницкого, выполнивший сначала роль выразительного антуража, в итоге становится причиной нарастания напряженности героев: тот, в кого попадут, будет убит и найдет свое пристанище на дне жуткой пропасти. Такая функция пейзажа – следствие реалистичности литературного метода Лермонтова.

Иную роль, роль символа, играет описание природы (оно там всего одно!) в философской повести «Фаталист». Здесь спокойно сияющие звезды на темно-голубом небе наводят героя на размышления о силе веры в то, что твои усилия и деяния нужны кому-нибудь, и то, что «…светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах». Здесь звездное небо символизирует гармонию мировосприятия и ясность цели человеческого существования, которых как раз и не хватает Печорину в жизни. Портретные характеристики в данной части романа тоже есть, но они не обладают никакими особыми свойствами, за исключением общих для лермонтовского стиля вообще.

Повесть “Фаталист” и ее идейно-композиционная роль в романе М.Ю. .

. с Печориным. В этой повести Лермонтов создает психологический портрет Печорина, который сыграл важную роль в композиции романа. Лермонтов сравнивает внешность и внутренний мир героя. Так, . них. Такое расположение частей романа, нарушающее фабулу, усиливает напряжение, дает возможность заинтересовать читателя Печориным и его судьбой. 1.2 Жанровая специфика романа Жанровая специфика произведения .

Портреты и пейзажи, меняющие свою роль и построение от одной части романа к другой, объединены не только «техническими» особенностями, но и рядом мотивов, проходящих через весь роман. Один из них связан с отношением героя к природе, которое выступает мерилом глубины и странности натуры героя.

Так, Печорин в своем дневнике неоднократно дает почти поэтические описания окружающего пейзажа: «Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками». Максим Максимыч же видит в природе Кавказа практическую сторону: по облакам на горизонте и темным тучам у снежных пик он судит о погоде. Вернер, во внешности которого хоть и есть «отпечаток души испытанной и высокой», равнодушен к красоте пейзажа, очаровавшего Печорина, и думает о завещании последнего перед дуэлью. И, что интересно, «приятельские отношения» между ними после этого случая практически угасают, а последняя записка доктора дышит холодностью и отстраненностью; он ужаснулся игре Печорина и не понял его.

Читайте также:
Природа в лирике М.Ю. Лермонтова: сочинение

Другая «ниточка», пронизывающая роман, – мотив лица человека как карты его судьбы и отпечатка характера. Особенно ясно эта тема прозвучала в «Фаталисте». Герой, пристально рассматривающий лицо Вулича, видит на нем знак скорой смерти, появляющийся «часто на лице человека, который должен умереть через несколько часов», что и подтверждается потом в ходе развития сюжета этой части.

Противоречивое же описание портрета Печорина созвучно с историей его жизни, переданной им самим в разговоре с княжной Мери: «Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже…» и так далее.

С идеей соотношения внешности и характера связано также и пристрастие Печорина к правильным чертам лиц, и убеждение, что «с потерей члена душа теряет какое-нибудь чувство»; это не художественный прием, но действительное мировосприятие героя и, по-видимому, самого автора.

В романе «Герой нашего времени» порой очень сложно отделить мысли героев от мыслей самого писателя, но такой «избыток внутреннего, субъективного элемента» составляет особенность именно Лермонтова. И с этим связана во многом самобытность его таланта, которая видна даже на примере его портретных и пейзажных характеристик. Недаром на будущие поколения писателей художественные открытия этого поэта оказали весьма значимое влияние.

Примеры похожих учебных работ

Особенности композиции романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

. Печорин умирает (Предисловие к «Журналу Печорина»). Что же мы можем сказать о композиции романа Михаила Юрьевича Лермонтова « Герой . из ряда форм изображения (описание, повествование, монолог); в неё могут войти портрет, пейзаж, интерьер; но на всём .

Реферат на тему « Реалистические и романтические начала в романе м.Ю.Лермонтова «Герой .

. Герое нашего времени», великий критик В.Г.Белинский утверждал: «Вот книга, которой суждено никогда не стереться. ». Роман Лермонтова «Герой . Романтической чертой является создание образа главного героя. Печорин – романтик по своему мироощущению и .

Особенности композиции в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

. Герой нашего времени» М. Лермонтова. “Постепенное проникновение во внутренний мир героя. Во всех повестях одна мысль, и эта мысль выражена в одном лице, которое есть герой . начале и конце. А описание первого приезда Печорина на Кавказ следует сразу .

Особенности трактовки образа героя времени в романе Лермонтова Герой нашего времени

. позиции по отношению к герою, в чем роман Лермонтова имеет сходство с пушкинским «Евгением Онегиным». Очевидно, что Печорин и Лермонтов не одно и то же лицо, хотя они и .

Система образов в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени

. В повести «Максим Максимыч» единственный раз автор романа сталкивается с Печориным лицом к лицу. Появлению Печорина предшествует описание его щегольской коляски и избалованного столичного лакея. Надменность слуги резко контрастирует .

Повесть «Фаталист» и ее идейно-композиционная роль в романе М.Ю. Лермонтова .

. автор-повествователь лично знакомится с Печориным. В этой повести Лермонтов создает психологический портрет Печорина, который сыграл важную роль в композиции романа. Лермонтов сравнивает внешность и внутренний мир героя. Так, например, он пишет .

Художественное своеобразие романа «Герой нашего времени»

Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над самым знаменитым своим романом «Героем нашего времени» в 1838 году, и первоначально публиковал части этого произведения в виде отдельных повестей. Только в 1840 году «Герой нашего времени» был опубликован как полноценный роман.

И именно этот роман можно назвать первым полноценным социально-психологическим произведением для русской литературы. Это обусловлено не только стремлением писателя отобразить трагическую сторону 30-х годов XIX века, но и теми художественными, новаторскими особенностями, которыми богат роман Лермонтова и сложностью композиции.

Особенности романа

Отличительной особенностью «Героя нашего времени» называют необычную композицию, которой представляется роман читателям. (Роль композиции в раскрытии характера Печорина). Рассказчики на протяжении всего произведения меняются, и мы видим сложную и удивительную натуру главного героя разными глазами.

Это позволяет на высоком психологическом уровне понять характер и личность Печорина, и разгадать его мысли и содержание его внутреннего мира. Эта художественная особенность делает роман не только поучительным и глубоким, но интересным и захватывающим.

Также в «Герое нашего времени» нарушена хронологическая последовательность событий, что нельзя не назвать особенным художественным приемом Лермонтова. Сначала автор показывает нам более поздний период жизни Печорина, затем – читатель узнает о его смерти, и после Лермонтов предоставляет слова самому Печорину.

Читайте также:
Образ Печорина в романе Лермонтова Герой нашего времени: сочинение

Название произведения говорит само за себя, оно полностью раскрывает замысел талантливого писателя. (Смысл названия романа «Герой нашего времени»). Лермонтов желал создать полноценный и развернутый образ героя того времени, в историю одной человеческой души он вместил все типичные черты, особенности характеров и пороки, что были присущи людям последекабристской эпохи.

По этой причине личность Печорина настолько сложная и противоречивая, он бывает эгоистичным, холодным и жестоким, но нет для него самого более строгого судьи, чем он сам.

Сложная и немного запутанная композиция романа позволяет все глубже и глубже вникать в жизнь главного героя и понимать его душевное состояние. А смена рассказчиков позволяет видеть его психологический портрет ярче и шире.

Ведь созданная Лермонтовым сложность композиции и художественного повествования полностью отвечает сложности характера его героя, который является ключевым лицом всего романа.

То, как художественно строится произведение, олицетворяет логику Печорина, это – тоже ключ к пониманию его судьбы и личности.

Художественные особенности романа «Герой нашего времени»

Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над самым знаменитым своим романом «Героем нашего времени» в 1838 году, и первоначально публиковал части этого произведения в виде отдельных повестей. Только в 1840 году «Герой нашего времени» был опубликован как полноценный роман.

И именно этот роман можно назвать первым полноценным социально-психологическим произведением для русской литературы. Это обусловлено не только стремлением писателя отобразить трагическую сторону 30-х годов XIX века, но и теми художественными, новаторскими особенностями,

которыми богат роман Лермонтова и сложностью композиции.

Отличительной особенностью «Героя нашего времени» называют необычную композицию, которой представляется роман читателям. (Роль композиции в раскрытии характера Печорина ). Рассказчики на протяжении всего произведения меняются, и мы видим сложную и удивительную натуру главного героя разными глазами.

Это позволяет на высоком психологическом уровне понять характер и личность Печорина. и разгадать его мысли и содержание его внутреннего мира. Эта художественная особенность делает роман не только поучительным и глубоким, но интересным и захватывающим.

в «Герое нашего времени» нарушена хронологическая последовательность событий, что нельзя не назвать особенным художественным приемом Лермонтова. Сначала автор показывает нам более поздний период жизни Печорина, затем — читатель узнает о его смерти, и после Лермонтов предоставляет слова самому Печорину.

Название произведения говорит само за себя, оно полностью раскрывает замысел талантливого писателя. (Смысл названия романа «Герой нашего времени» ). Лермонтов желал создать полноценный и развернутый образ героя того времени, в историю одной человеческой души он вместил все типичные черты, особенности характеров и пороки, что были присущи людям последекабристской эпохи.

По этой причине личность Печорина настолько сложная и противоречивая, он бывает эгоистичным, холодным и жестоким, но нет для него самого более строгого судьи, чем он сам.

Сложная и немного запутанная композиция романа позволяет все глубже и глубже вникать в жизнь главного героя и понимать его душевное состояние. А смена рассказчиков позволяет видеть его психологический портрет ярче и шире.

Ведь созданная Лермонтовым сложность композиции и художественного повествования полностью отвечает сложности характера его героя, который является ключевым лицом всего романа.

То, как художественно строится произведение, олицетворяет логику Печорина, это — тоже ключ к пониманию его судьбы и личности.

Многоплановость «Героя нашего времени»

Многоплановость «Героя нашего времени» заключается в том, что на примере противоречивой и своеобразной личности Печорина, автор раскрывает множество жизнеутверждающих тем.

Жизнь Печорина, сделанные им выборы, его поступки и поведение – это насыщенная самыми различными красками картина жизни многих людей того времени.

И мастерство Лермонтова состоит в том, что он не просто обрисовывает действительность, он психологически раскрывает причины и следствия особенностей характера Печорина, он поднимает важные и актуальные проблемы социума через личность такого своеобразного героя.

Тема свободы личности неустанно звучит в размышлениях Печорина, и его примером автор утверждает, что борьба за свободу должна продолжаться независимо от обстоятельств.

Но противоречие Печорина состоит в том, что он продолжает эту жесткую борьбу без каких-либо гуманистических идеалов, которые смогли бы успокоить и порадовать его сердце.

Художественное своеобразие романа «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» — первый прозаический социально-психологический и философский роман в русской литературе. Каждая отдельная повесть, входящая в роман, связана с существовавшей уже жанровой традицией: путевой очерк, кавказская повесть, светская повесть. Но в целом «Герой нашего времени» — качественно новое явление, роман, отличающийся остротой в постановке важнейших проблем социального, нравственного, философского плана. Социальность романа выражена в том, что действия его героев в конечном счете детерминированы, обусловлены историческим временем и средой. Многие поступки и свойства Печорина раскрыты и объяснены через его столкновения с «простым человеком» Максимом Максимычем, с «естественными людьми» — горцами, контрабандистами, которые, в свою очередь, получают объективную оценку, будучи вовлеченными в систему новых отношений «цивилизованного» общества.

Глубина лермонтовского замысла как раз и проявляется в том, что в романе последовательно подвергается объективному изучению: герой и время, человек и эпоха; устанавливается их взаимная зависимость. Такой подход к изображению человека и среды предопределил возможность нового подхода к «истории души человеческой», позволяющей проникнуть в самые глубины внутреннего мира личности. Новаторство Лермонтова заключалось в том, что «самораскрытие» героя сочетается и корректируется взглядом на него «со стороны», а это позволяло более объемно воспринимать сложность и противоречивость человеческого характера. Тем самым открывалась возможность для постановки важнейших проблем уже философского характера: человек и судьба, цель и смысл жизни, столкновение добра и зла в душе человека, свобода воли и необходимости и т. д. Наиболее отчетливо философская проблематика романа проявилась в заключительной повести «Фаталист». Печорин, впервые в жизни решившийся пожертвовать собой ради других людей, задумывается над вопросами о роли судьбы в жизни человека.

Читайте также:
«Люблю я Кавказ!» (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова «Люблю я цепи синих гор», «Кавказ»): сочинение

Он не приходит ни к каким четким логическим формулировкам, но само направление его размышлений знаменательно: слепую веру в судьбу он решительно отвергает: «Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает». Необычна композиция «Героя нашего времени».

Роман состоит из пяти повестей, каждая из которых имеет самостоятельное значение; но в своей совокупности они образуют единое произведение, в котором, по словам Белинского, «один герой и одна основная идея, художественно развитая». Расположены повести не в хронологической последовательности событий. Композиция подчинена задаче постепенно раскрыть характер Печорина. Сначала дается его объективное изображение («Бэла», «МаксимМаксимыч»), потшм — субъективное («Журнал Печорина», являющийся, по существу, его исповедью). Таким образом, кроме внешнего сюжета в романе есть еще и внутренний, психологический сюжет.

С этим же связано и своеобразие стиля романа, сочетающее простоту и непринужденность рассказа Максима Максимыча («Бэла»), точность в наблюдениях и описаниях рассказчика («Максим Максимыч») и сложную психологическую и философскую прозу в «Журнале Печорина». Спорным является вопрос о художественном методе романа. Единства взглядов здесь нет. Лермонтов, создавая роман, учитывал уже имеющиеся достижения реалистического искусства. Целый ряд типично романтических образов и ситуаций он изобразил с позиций реалиста. Однако в «Герое нашего времени» явственно ощущаются и романтические тенденции.

Характер главного героя, резко противопоставленного другим действующим лицам, показан уже сформировавшимся. Социальные истоки формирования такого характера не выявлены. Ореол исключительности, некоторая загадочность, близость героя к авторскому сознанию — все это не дает возможности говорить о победе реализма в романе Лермонтова. Речь идет не о недостатках, а о художественном своеобразии произведения, в котором сочетаются различные подходы к изображению действительности.

»crosslinked«

Художественное своеобразие романа «Герой нашего времени» (1840)

Наиболее зрелое, законченное произведение Лермонтова в прозе — роман «Герой нашего времени» (1840). В нем с исключительной глубиной и художественной силой нашла отражение тогдашняя русская действительность, что сохранило неувядающую жизнеспособность этого произведения, и сегодня помогающая нам в осознании жизни. По выходе романа критика обвиняла его автора в неправдивости и несамостоятельности. Одни считали, что центральный образ романа противоречит русской действительности. Реакционный критик Шевырев писал: «Печорин… принадлежит миру мечтательному, производимому в нас ложным отражением Запада. Это призрак, только в мире нашей фантазии имеющий существенность».

Другие критики упрекали Лермонтова в субъективности, в узкой автобиографичности и, главное, в отсутствии моралистического подхода к Печорину. Отвечая подобным критикам, Лермонтов в предисловии ко второму изданию романа (1841) отстаивал объективность образа Печорина. Он писал: «Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения… Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Лермонтов в «Герое нашего времени» реалистически рисует характеры, прямо указывая на обстоятельства, определившие их облик и судьбы. Несколько раз отмечается принадлежность Печорина к столичному светскому обществу, которое он вынужден был покинуть, по всей видимости, из-за участия в дуэли, но с которым он вновь сталкивается на водах («Княжна Мери»). Характеры «простых людей» («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань») также поставлены в тесную связь с формировавшими их условиями.

Главный объект художественного внимания Лермонтова — это внутренний мир героя времени, его психология. Позиция автора высказана словами рассказчика в предисловии к журналу Печорина: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…»

Внимание к внутреннему миру человека было унаследовано Пушкиным, Гоголем и Лермонтовым от романтизма. Однако психологизм Пушкина, Гоголя, Лермонтова отличался от романтического тем, что он стал не формой самовыражения писателей, а объектом художественного изучения и изображения.

Своеобразие раскрытия внутреннего мира «Героя нашего времени» заключается прежде всего в том, что «история души» Печорина дается последовательно аналитически. Если Пушкин давал «очертания характеров» (Чернышевский), обнаруживая их прежде всего в поступках, показывая таким образом сложность и противоречивость характеров, то в «Герое нашего времени» Лермонтов целиком сосредоточился на аналитическом изображении своего героя. В такой манере рисуется уже и внешний облик Печорина: отдельные черты его портрета оказываются «признаками», «по долгом наблюдении» обнаруживающими черты характера, вполне раскрывающиеся при других условиях. Подобным же образом очерчен Печорин в письме Веры, напоминающей ему о былых встречах. Так же даны Вулич, два портрета контрабандистки. Этот путь проникновения во внутренний мир человека формулируется и обобщенно: «Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душой…» («Тамань»). Анализу постоянно подвергаются не только внешний облик героя, но и его поступки и переживания. Особенно развернут самоанализ Печорина в его «журнале».

Читайте также:
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А. С. ПУШКИНА И М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ПРОРОК”: сочинение

Пристальный интерес к психологии героя приводит и к такой особенности лермонтовского изображения характера, как внимание к оттенкам, нюансам душевного склада героя, к «ускользающему от определения, но понятному взору» («Княжна Мери»). Лермонтов стремится передать эти «ускользающие» черты. В Печорине свтор замечает «какую-то нервическую слабость», «в его улыбке… что-то детское», в его коже «какую-то женскую нежность», в глазах какой-то «фосфорический блеск». Стремление через внешний облик обрисовать тончайшие оттенки характера героя обусловливало использование эпитетов и сравнений, невозможных в прозе Пушкина, вызывало распространенность предложений, так непохожих на краткую пушкинскую фразу. Но, как отметил это один из исследователей языка Лермонтова: «Вне круга описаний, рассуждений и психологических медитаций Лермонтов чаще всего остается верен пушкинскому принципу быстрого повествования, основанного на смене коротких, глагольных синтагм (не больше 15- 18 слогов)».

Самоанализ — определяющая черта Печорина. Он отмечает в своем дневнике: «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека, один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…»

Сочинение: Особенности композиции романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени»

Автор: Guru · Опубликовано 27.05.2021 · Обновлено 30.05.2021

(572 слова) Рассмотрим новаторское творчество Михаила Лермонтова на примере написанного им романа «Герой нашего времени». Этот роман – произведение психологическое, в нем много нового, например, новая структура композиции, которую одобрило большинство литературных критиков той поры. Попытаемся разобраться, по какой причине Лермонтов не стал использовать в своем романе традиционное расположение повестей.

По словам самого писателя, он тщательно продумывал каждую сточку романа, ведь он хотел показать настоящего обыденного человека со всеми его как положительными, так и отрицательными сторонами. Так, Печорин обладает множеством различных талантов и имеет много добродетелей. Но из-за своего высокомерия и себялюбия он реализовал в реальном мире лишь свои порочные помыслы, а достойные мысли так и остались лишь мыслями.

В его образе показан финал поколения тех, кто был связан с декабристами. Ведь попытка декабристов реализовать себя окончилась провалом. Одной из важных причин, по словам писателя, по которой он отказался от традиционного расположения повестей в романе, было его желание показать жизнь главного героя так, чтобы им заинтересовались, чтобы его образ интриговал читателей.

Толкование положительных и отрицательных черт автор решил провести попозже, чтобы увеличить накал страстей у читающего этот роман человека. Например, сначала Печорин крадет девушку Бэлу, которая потом стала для него любовницей. К ней он позже охладел и больше не проявлял интереса. И в первой же главе читатель узнает о гибели Бэлы от руки человека, который ее любил. Исходя из имеющегося, начинает складываться негативное мнение о Печорине – ведь он играл с девушкой. А разрушил сразу две судьбы – Бэлы и смертельно ранившего ее Казбича.

Однако, это хитрый литературный ход, ведь такие персонажи, как Печорин, вызывают большой интерес у публики, а сам процесс похищения девушки и охладевания чувств главного героя к ней сам по себе делает Печорина в наших глазах негодяем. Однако он же нас и интригует своей смелостью и горделивостью, он романтичен, легко влюбляется – а влюбчивые люди, как известно, непостоянны.

Действия второй главы разворачиваются по прошествии нескольких лет после убийства Бэлы Казбичем. В ней мы узнаем, что главный герой погиб, путешествуя по миру и направляясь в Персию. И во второй же главе нам представляется личный дневник Печорина, и он отсылает нас к той поре, которая предшествовала первой главе, в ней рассказано о многом, что было задолго до Бэлы. Главы дневника представляют наибольший интерес, ведь мы начинаем знакомиться с внутренним миром Печорина, и нас это увлекает. Жизнь его помотала, ему довелось познакомиться с контрабандистами под Таманью. Сюжет полнится авантюрами и интригами, но настраивает на раздумья насчет того, что Печорин считает себя оружием судьбы, которое слепо и глухо.

И мы понимаем, что герой страдал от хандры. Так, в главе о княжне Мери запись из дневника выглядит уже как откровение больного человека. В Кисловодске он встретил Мери Лиговскую и сыграл на ее к нему чувствах специально. И в том же городе он серьезно полюбил замужнюю женщину, Веру. Кроме того, он рассказывает о гибели Грушницкого от его руки на дуэли.

Читайте также:
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…» (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

В этом романе Печорин по достоинству оценивает сам себя. А мы, исходя из его проблем и истории его жизни, понимаем, что Печорин олицетворяет собой проблемы поколения дворянства. В последней главе автор поднимает философскую тему – вопросы о смысле жизни человека. Он хочет узнать, может ли человек жить независимо от фатума. В этой главе Печорин показан, как борец, но он умирает как раз в этой борьбе.

Композиция в произведении кольцевая, начинается роман и кончается в крепости. Композиция очень важна в романе, с ее помощью тщательнее раскрывается образ героя, который символизирует целое поколение людей той поры. И, кроме того, на примере его жизни автор показывает, что человеку не дано подчинить свою судьбу.

Сочинение: Лермонтов м. ю. – Музыка сердца в произведениях м. ю. лермонтова

Страницы юношеских тетрадей Лермонтова напоминают стихотворный дневник, полный размышлений о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о смысле бытия, о любви, о будущем и о прошлом.
Редеют бледные туманы
Над бездной смерти роковой,
И вновь стоят передо мной
Веков протекших великаны.
Историю протекших веков и все лучшее, накопленное русской и европейской культурой – поэзию, прозу, драматическую литературу, музыку, живопись, исторические и философские труды, – Лермонтов усваивал систематически, начиная с первого дня пребывания в пансионе при Московском университете и затем в годы студенчества.
Он владел французским, немецким, английским, читал по-латыни, впоследствии, на Кавказе, принялся изучать “татарский”, то есть азербайджанский, язык, в Грузии записывал слова грузинские и одной из своих поэм дал грузинское заглавие “Мцыри”. Он помнил тысячи строк из произведений поэтов великих и малых, иностранных и русских, но из обширного круга чтения двух авторов нужно выделить Байрона и – особенно – Пушкина. Еще ребенком Лермонтов постигал законы поэзии, переписывал в альбом их поэмы. Перед Пушкиным он благоговел всю свою жизнь. И больше всего любил “Евгения Онегина”. Об этом он сам говорил Белинскому. Он не просто читал – каждая книга для него становилась ступенью к самостоятельному пониманию назначения поэзии, каждая воспринималась критически.
Воображение уносило его на Кавказ, где он побывал в детстве, и в страны, где он никогда не бывал,- в Литву, Финляндию, Испанию, Италию, Шотландию, Грецию, в будущее и в прошлое и даже в мировое пространство, где летает печальный Демон:
Как часто силой мысли в краткий час
Я жил века и жизнию иной,
И о земле позабывал.
Его мысль находилась в непрестанном горении. Недаром Белинский сразу же отметил у Лермонтова “резко ощутительное присутствие мысли”, и не одни пластические изображения, заключающие в себе мысли поэта, но самая мысль, обретшая художественную форму, составляет силу множества его лучших вешей – “Не верь себе”, “Сказки для детей”, “Демон”, “Дума”:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Природа наделила его страстями. Трех лет он плакал на коленях у матери от песни, которую она напевала ему. И в память о рано угасшей матери и о песне он написал потом своего “Ангела”:
Он думу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
Лермонтов был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепьяно, пел, сочинял музыку на собственные стихи. В последний год жизни он положил на музыку свою “Казачью колыбельную песню”. Были даже и ноты, но пропали и до нас не дошли. Однако, если бы мы даже не знали об этом, мы догадались бы о его музыкальности, читая его стихи и прозу. Не много было в мире поэтов, умевших передавать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор посредством стиха и прозаической фразы, звучание которых составляет неизъяснимую прелесть, заключенную в музыкальности каждого слова и в самой поэтической интонации. Не много рождалось поэтов, которые бы так “слышали” мир и видели бы его так – динамично, объемно, красочно. В этом Лермонтову-поэту помогал его глаз художника. Не только с натуры, но и на память он мог воспроизводить на полотне, на бумаге фигуры, лица, пейзажи, кипение боя, скачку, преследование. И, обдумывая стихотворные строки, любил рисовать грозные профили и горячих, нетерпеливых коней. Если бы он профессионально занимался живописью, он мог бы стать настоящим художником.
Изображая в “Герое нашего времени” ночной Пятигорск, он сначала описывает то, что замечает в темноте глаз, а затем – слышит ухо: “Город спал, только в некоторых окнах мелькали огни. С трех сторон чернели гребни утесов, отроги Машука, на вершине которого лежало зловещее облачко; месяц поднимался на востоке; вдали серебряной бахромой сверкали снеговые горы. Отклики часовых перемежались с шумом горячих ключей, спущенных на ночь. Порою топот коня раздавался по улице, сопровождаемый скрипом нагайской арбы и заунывным татарским припевом”.
Эти описания Лермонтова так пластичны, что становится понятно, почему современники называли его русским Гете: в изображении природы великий немецкий поэт считался непревзойденным. “На воздушном океане”, строки, не уступающие пантеистической лирике Гете, Лермонтов написал в двадцать четыре года. При всем том он умел одухотворять, оживлять природу: утес, тучи, дубовый листок, пальма, сосна, дружные волны наделены у него человеческими страстями – им ведомы радости встреч, горечь разлук, и свобода, и одиночество, и глубокая, неутолимая грусть.

Читайте также:
Музыка сердца в произведениях М. Ю. Лермонтова: сочинение

2938. Тема любви в произведениях Лермонтова Русский язык

Сочинение — Тема любви в творчестве Лермонтова. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Каждая эпоха привносит в понимание любви что-то новое. Тема любви у М.Ю. Лермонтова звучит трагично, он пытается рассуждать о ней философски. Повествования о любви Лермонтов помещает в цепочку размышлений о жизни и смерти, о страстях и заурядной мелочной суете. В своем творчестве автор выразил всю гамму тяжелых личных переживаний – ему было одиноко, он страдал от неразделенной любви. Большую часть стихов Лермонтов посвятил своей возлюбленной Варваре Лопухиной. Эти стихи, искренне рассказывают о том, как автор восхищается любимой, благодарит ее, ревнует, и пребывает в отчаянии. Варвара не разделяла его чувств, и поэтому герой Лермонтова ощущает отчаяние и горечь, он не может ничего поделать с этим. Герой признается читателю в том, что возлюбленная завоевала его сердце «не гордою красотою». Тем не менее, он смог разглядеть в ней нечто особенное, то, что находит отклик в глубинах его души.

Любовь Лермонтова абсолютно чиста, он видит ее как своеобразное божественное начало. Даже красоту женщины он сравнивает с небесами, обожествляет ее образ, а свою душу называет храмом. У Лермонтова наблюдается некий максимализм – если любить, то до конца жизни, как в стихотворении «Любовь мертвеца». А чтобы любить еще сильнее нужно даже «целый мир возненавидеть».

Неудачи в любви заставляют лирического героя сожалеть о потраченном времени и о том, что так бездумно предавался искренним чувствам, ведь отклика в сердце любимой он не нашел. Герой в какой-то момент с горечью осознает, что его возлюбленная совсем не такая, какую он себе нарисовал в фантазиях. С этого момента в любовных произведениях Лермонтова звучит мотив неверной женщины, недостойной высоких чувств. Любовь, в конце концов, становится «памятью», «увядшими мечтами» и «виденьем прежних лет». Воспоминания помогают герою уйти от неприятной реальности в идеальный выдуманный мир, где он «как неба властелин, в прекрасном мире – но один». Со временем герой перестает даже поддаваться обычным для молодого человека земным страстям, для того, чтобы отдать это время вдохновению.

Герой Лермонтова редко говорит о самом себе, он стесняется своих чувств, боится общественного мнения. В стихотворении «Нищий» ярко описано состояние героя, и его образ. Но при этом он требователен, он твердо настаивает на том, чтобы женщина была ему верна при любых обстоятельствах. Он эгоистичен и не желает видеть женщину счастливой без него. К сожалению, реальность жестока и слишком далека от идеала, нарисованного писателем, поэтому ему не остается ничего кроме страдания. Лермонтов воспринимает любовные чувства как противоречие между совершенством и суровой действительностью.

Сочинение 2

Любовь — это вечная тема, ее представление в произведениях М.Ю. Лермонтова

Лермонтов является первооткрывателем новой страницы в русской литературе. Ему досталась нелегкая можно сказать трагическая судьба, как поэта, так и человека. Огромный отпечаток в жизнь М.Ю.Лермонтова внесли тридцатые годы. В этот период в России лучших людей отправили в ссылки, самое хорошее было уничтожено. Поэта волновало все – трагизм окружающей среды больше всего. Он был несчастлив сам. В своем творчестве он совсем не хочет маскировать и скрывать свои мысли. Он все равно оставался доверчивым и неосторожным. В его творчестве показано противоречие окружающего мира, а именно между действительностью и идеалом.

В произведениях того времени виден полет мечты достаточно могучий.

Лермонтов твердо убежден в том, что на самом деле существует «иная жизнь», призвание человека излучать счастье и любовь. Любовь в поэзии Лермонтова занимает огромное место. Это хорошо видно из произведений, в которых он мастерски описывает любовь к Родине, женщине.

Еще в свои пятнадцать лет парень в своих произведениях повествует о любви и тайне человеческого бытия. Сам он пишет о том, что жизнь коротка, и он боится не успеть что-то совершить очень важное. Молодой человек просто жаждет произвести в жизни кардинальные изменения.

Любовь – это трагедия в жизни М.Ю. Лермонтова. В юности он страстно любил Вареньку Лопухину, пожалуй, это была его единственная и неразделенная любовь к другу детства. Юноша понимает, что эта любовь невозможна и поэтому его окружает мученический ореол. Он сам говорит о том, что его душа просто обязана жить в земной неволе. Он говорит о том, что не увидит больше взор девушки, ее взор очень милый, но он будет радовать других. В этих строках он совсем отдаляется от бренного мира, но даже в этой ситуации он не становится рабом.

Читайте также:
Виноват ли Печорин или виновата эпоха: сочинение

В понятиях Михаила Юрьевича любовь не должна быть скоротечным чувством, это вечное чувство, которое не удовлетворяет скоротечные страсти. Нельзя сказать, что поэт не увлекался, но каждый раз после таких увлечений парень не забывал милый взор и страдал любовью, которая была гораздо раньше.

Любовь в лирике Лермонтова представлена довольно трагически. Этим очень отличается любовь в творениях Лермонтова от стихотворений А.С. Пушкина.

Знаменитое стихотворение «Валерик» показывает очень горькое чувство, которое возникает после утраты связи с возлюбленной. Поэт пишет о том, что не надо ждать заочной любви, в наше время чувства мимолетны. Не смотря на то, что жизнь Лермонтова не удалась: неразделенная любовь, разобщенные судьбы, политические преследования, жизнь изгнанника в последние годы, из-за всего этого он все-таки не стал мрачным отрицателем жизни.

Очень часто в поэзии Лермонтова показан разлад между мечтой и реальной жизнью. Молодому поэту такое чувство как любовь приносит только страдание и грусть. Ему жизнь становится ненавистна, но и умирать не хочется.

Все неурядицы в любовных делах он переживает глубоко в душе. Он просто убежден в том, что мир несовершенен относительно человека. Человек постоянно страдает и совсем не получает того, что хочет.

Сочинение Тема любви в лирике Лермонтова

Любовь. Как много в этом слове для любого человека! Каждый понимает её по-своему, кому-то она несёт безграничное счастье, кого-то окрыляет, а кого-то заставляет грустить. К последним часто относятся поэты. Что из чего вытекает сказать сложно, но, как писала Лилия Брик, любовь Маяковского, о поэте: «он помучается и напишет хорошие стихи». Это применимо, наверное, к любому творцу, ведь печали и невзаимная любовь вдохновляют. Лермонтов Михаил Юрьевич – лучшее тому доказательство. Среди его любовных стихотворений нет того, которое было бы пронизано чувством счастья от взаимности, в них всё наоборот.

В лирике Лермонтова это возвышенное чувство описывается как грустное, заставляющее переживать и страдать. Однако, если смотреть на исторические рамки, в которых он жил и его отношение к людям, можно понять, почему всё сложилось именно так. Восстание декабристов, убийства и нежелание власти слушать народ – всё это не предвещало ничего хорошего, никаких надежд. Внутри Лермонтова также бушевали ураганы, ведь он был человеком справедливым, ищущим настоящего счастья, свободы и любви. В обществе, в котором он жил всё было как будто поддельным, а девушки, которых он любил почти всегда не отвечали ему взаимностью. Стихотворение «Нищий» — отличный тому пример. Где же тут взяться радости от любви?

Стоит отметить, что Лермонтов не презирал любовь, он наоборот, считал это чувство небесным и волшебным. Он любил сам, но из-за своей неуверенности, из-за своего одинокого характера не мог показать свои чувства дамам.

В своих стихотворениях поэт ищет не любви, а «иное в любви». Он отрицает любовь взаимную, возможно, даже боится её, одновременно вдохновляясь её. Владимир Соловьёв отмечал, что любовной лирике Лермонтова характерна «миражность», идеализация чувства. «И целый мир возненавидел, чтобы тебя любить сильней» — пишет поэт. Действительно, он готов на всё ради любви, но сам же и отталкивает приближение этого чувство. Ему нравится его эфемерность, и это отражается в его произведениях.

Тема любви в лирике Лермонтова показана с необычной стороны. Для него любовь – это самое благородное чувство, которое не может быть иным. Если же она предстаёт в другом свете, то это и не любовь вовсе. Очень мало настоящей, «лермонтовской» любви, поэтому поэт предпочитает лишь мечтать о ней, писать как о чём-то нереальном, недостижимом. В этом и противоречие, и отличие от других классиков Лермонтова.

Лермонтов в музыке

Продолжая разговор о Лермонтове, хочется сказать добрые слова о Благородном пансионе, где много внимания уделялось эстетическому воспитанию. Музыка, литература, живопись. Поражает многообразие интересов Лермонтова. Он увлекался музыкой, философией, участвовал в рукописных журналах »Арион», «Пчёлка», «Маяк». С детства мальчик учился играть на фортепиано, скрипке, флейте, очень любил петь, сочинял музыку. В 5лет(!) Миша слушал оперу «Князь – Невидимка», когда подрос, стал участвовать в домашних спектаклях. В 14 лет юноша слушал оперу Верстовского «Пан Твардовский». Высоко ценил он манеру игры актёра Мочалова, видел в нём «искру божию».

В 1828г. начинается его поэтическая деятельность. Он пишет стихи «Осень», поэму «Кавказский пленник». Главное он видит в передаче психологического переживания. Дали плоды старания преподавателей Благородного пансиона в привитии воспитанникам навыков самостоятельного творчества: шкаф Лермонтова был забит книгами, на столе всегда стоял глобус. Особое место занимало творчество Пушкина.

Читайте также:
По мотивам романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Лермонтов гениально выступает в поэзии, прозе, драматургии. Стихи его очень музыкальны. При всём многообразии интересов поэта главной его страстью была музыка. Интересна история создания стихотворения «Нищий». Летом 1830г. Лермонтов с бабушкой, Сушковой и Верещагиной побывал в Троице – Сергиевой лавре.К ним подошёл нищий старик, которого они щедро наградили. Видя их доброту, старик пожаловался на «шалунов – молодых господ», обидевших его и насыпавших ему камешков. Потрясённый юноша, вернувшись домой, написал:

У врат обители святой
Стоял просящий подаянье
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Кусок лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто – то камень положил
В его протянутую руку….

Стихотворение «Нищий» стало романсом. Музыку к нему написали Г.И.Кузьминский (1856г.), Э.Ф.Направник (1879г.)Ц.А.Кюи(1884),Н.К Метнер и другие. Вы заметили, дорогой читатель, что музыка написана не при жизни Лермонтова. Композиторы – современники писали музыку на его произведения, но уже после 1841г. Семь баллад поэта стали романсами, но при жизни его только пять. В наше время пишут о 2,5 тысячах вокальных произведений на стихи Лермонтова. Свыше тысячи композиторов создавали их. На его «Молитвы» писали и при жизни его и позже: в 1844г. А.С.Даргомыжский, в 1855 –Глинка, в 1856 – Пётр Булахов. После Жуковского Лермонтов считается одним из самых романсных поэтов. Первым вокальным произведением на стихи поэта были любимые «Горные вершины». Написал их «дедушка русского романса» Николай Титов. При жизни поэта была написана и «Еврейская мелодия».

Жизнь лермонтовской поэзии в музыке продолжается. Романсы на стихи «Парус» (Белеет парус одинокий) написали А.Е.Варламов (1848г.),А.Г.Рубинштейн, вокальный квартет (1849г.) и др.В январе 1840г. Лермонтов пишет грустные стихи «И скучно и грустно». Они стали романсами Н.И.Макарова в 1844г., А.С.Даргомыжского в 1845г, А.Л.Гурилёва – в 1852г.

А как прекрасен романс А.С.Даргомыжского “Отчего”! Как легко он поётся у замечательного композитора – вокалиста! Помнится, нам легко было его исполнять и слушать музыку в родном педучилище. Стихи вдохновили и М.А.Балакирева (1857), Н.А.Римского – Корсакова (1897) и других композиторов.

Мне грустно,потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно. потому что весело тебе.

Кто не испытывал восторга, слушая дуэт «Горные вершины» А.Е.Варламова(1840)! Вдохновили лермонтовские строки и М.М.Ипполитова – Иванова (1896, есть дуэт
у С.И.Танеева (1902). Мне посчастливилось прикоснуться к поэзии М.Ю.Лермонтова исполнением романса – объяснения через другую на музыку замечательного вокалиста Петра П.Булахова, написанного им в 1869г.”Нет,не тебя так пылко я люблю”.Доставим себе наслаждение чтением стихов Лермонтова!

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье;
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.

Более 80 композиторов создали свои мелодии на это прекрасное объяснение:
в 1848г -А.Ф.Львов, в 1850 – А.Л.Гурилёв, в 1869 – Пётр П. Булахов, 1871 – Елизавета Шашина и другие.

Многие композиторы написали музыку к стихам Лермонтова «На севере диком стоит одиноко».Среди них А.С.Даргомыжский(1850) Н.А.Римский-Корсаков(1876),С.В.Рахманинов (1895)… Более десятка композиторов. И благодарная память вновь высветила: родное Педагогическое училище. В аудиторию входит Иван Михайлович Морозов со скрипкой, и мы поём:

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.

В 1841г. Лермонтов написал «Выхожу один я на дорогу». Грустные, полные раздумья стихи о красоте земли и с вопросом:

Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?

И грустный ответ:

«Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть. “

В 1845г. Александр Даргомыжский пишет романс “И скучно и грустно”. И здесь стихи Лермонтова пронзительно- грустные:

И скучно и грустно, и некому руку
подать
В минуту душевной невзгоды.
Желанья. что пользы напрасно и
вечно желать.
А годы проходят – все лучшие
годы!

И в 1854г. Пётр П.Булахов создаёт свой знаменитый романс “Выхожу один я на дорогу”, о котором в Пензенской обл. будут говорить, что это написал сам Лермонтов и пел его перед дуэлью. Вдохновили стихи К.П.Вильбоа (1857), Елизавету Шашину(1861) и других. Жизнь поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова в музыке не менее прекрасна, как и его стихи, такие музыкальные!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: