Литературный анализ «Одинок я, нет отрады»: сочинение

“Одинок я – нет отрады” (мотив одиночества в лирике Лермонтова).

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

“Солнцем нашей поэзии” называют Пушкина. В таком случае, Лермонтова по праву можно назвать нашим месяцем, или, вернее, падающей звездой. Ибо, как и у падающей звезды, жизнь его была коротка, но она навеки озарила литературный небосвод гениальными произведениями.

Отзывы о Лермонтове у современников были самые разные, весьма противоречивые. Одни утверждали, что добрее, отзывчивее человека не было, и очень дорожили дружбой с ним. Другие, напротив, считали поэта угрюмым и желчным, язвительным и насмешливым. Так или иначе, узнать истинного Лермонтова мы можем лишь по его произведениям. Как всякий настоящий, а тем более великий, поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии. И, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.

Страницы юношеских тетрадей Лермонтова напоминают стихотворный дневник, полный размышлений о жизни и смерти, о вечности, о смысле бытия. И уже тогда мы отмечаем один из ведущих мотивов его поэзии, мотив, который впоследствии будет отражаться практически во всех произведениях, – мотив одиночества. Вспомним ранние стихотворения Лермонтова, такие, как “Монолог”, “Одиночество”:

Один я здесь, как царь воздушный,

Страданья в сердце стеснены.

И вижу, как судьбе послушно,

Года уходят, будто сны.

Поэт словно предчувствовал, что ему предстоит нелегкая судьба. Он был несчастлив с детства: ранняя гибель матери, жизнь вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, мучения неразделенной любви в ранней юности, а потом разлука с Варварой Лопухиной, разобщенные судьбы, а впоследствии политические преследования и жизнь изгнанника. Все это свершалось словно затем, чтобы усилить трагический характер поэзии этого художника.

Чём старше Лермонтов становился, тем все чаще соотносил субъективные переживания и ощущения с опытом и судьбой целого поколения. Но при этом поэт не вычленял себя из него, он видел закономерность своих несчастий в несчастьях общества:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Грустью и сожалением о потерянном навеки времени пронизано стихотворение “И скучно, и грустно. “. Лирический герой видит в этом мире только пустоту, он осознает никчемность своего существования, свое бессилие и одиночество:

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,

Такая пустая и глупая шутка.

В этом стихотворении, кроме уже известного мотива бесконечного одиночества и усталости, сквозит, как мы бы теперь сказали, и суицидальность. В самом деле, разве художник так уж не прав? Если жизнь действительно такова, какой он видит ее, то жить просто не стоит. Но Лермонтов оказывается сильнее этого, и этот порыв, возможно, был лишь сиюминутным.

Хотя уже в другом стихотворении мы видим все тот же мотив одиночества, правда, уже не меланхолического, а желчного – “Как часто пестрою толпою окружен. “.

Лирический герой остается наедине с самим собой в самой гуще толпы. Он не сливается с ней, а стоит как бы вне ее. Его мечты уносятся в самое лучшее время – в детство, в пору первой любви, юношеского трепета. Но, увы, сознание героя вскоре возвращается в этот мир, “шум толпы людской” спугивает его мечту. И тут он понимает, насколько одинок в обществе. И дерзость, с которой герой Лермонтова хочет выплеснуть им в лицо “железный стих, облитый горечью и злостью”, возможно, не что иное, как попытка отыграться за свое одиночество.

Одиночество преследовало поэта всю жизнь. Но ведь человек изначально одинок. Он рождается один и умирает один. Даже в минуты любви, когда рядом находится близкий человек, он все равно остается один. Возможно, Лермонтов как никто другой понимал это. Но сильная воля и стальной характер поэта не позволили ему полностью погрузиться на дно мрачного пессимизма.

Последние стихи поэта полны уже не скептического отношения к миру, не стремления покинуть этот свет, в котором нет отрады, а желания покоя. Уединение – вот его мечта – “Выхожу один я на дорогу. “

Читайте также:
Своеобразие жанра и композиции романа Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Здесь уже мотив одиночества рассмотрен с абсолютно новой позиции. Лирический герой восхищается красотой тихой ночи:

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом.

Его по-прежнему гнетет какое-то невыразимое чувство, но оно отличается от глухой, безысходной тоски прошлых лет. Желание лирического героя “забыться и заснуть” не пассивное бегство от проблем. Это мечта об отдыхе, покое, восстанавливающем силы. И, возможно, этот отдых позволит когда-нибудь поэту пробудиться для новых дел.

К сожалению, мечтам Лермонтова суждено было сбыться скорее, чем он думал, и в совершенно ином виде. Трагическая гибель оборвала его жизнь в самом расцвете творческих сил. Кто знает, может быть он наконец-то обрел долгожданный покой и больше не чувствует себя одиноким. Хотелось бы верить. Но так или иначе, Лермонтов навсегда останется в нашей памяти как гениальный поэт.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / “Одинок я – нет отрады” (мотив одиночества в лирике Лермонтова).

Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

Сочинение на тему: “Одиночество в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова”

Одним из самых волнующих вопросов в русской литературе является тема одиночества в лирике Лермонтова, сочинение по которой часто пишут школьники.

Но понимают ли они истинные мотивы грусти и тоски поэта, ведь даже самые известные критики и сам автор всегда искали и не находили ответ на этот вопрос.

Рассмотрим кратко данную тему на основе стихотворений автора.

Истоки мотива одиночества в поэзии Лермонтова

На протяжении всей жизни Михаила Лермонтова преследовали грусть и одиночество. Белинский называл его «поэтом совсем другой эпохи».

Возможно, это и являлось причиной грусти и тоски, он не чувствовал себя нужным этому времени и людям, живущим в нем. Всегда был «один среди людского шума».

Мотив одиночества в поэзии Михаила Юрьевича выражается в превосходстве его лирического героя на остальными. Он отличается от серой массы, автор намеренно делает его отличительным и возносит над остальными.

Герой полон гордого скептицизма и недоверия, в каждом видит «глупого лжеца», оттого не хочет «с шумной быть толпою».

Истоки одиночества кроются во взаимоотношениях поэта и толпы. Поэт разочаровался в обществе, поэтому абсолютно одинок среди толпы.

Сочинение «Одиночество в лирике Лермонтова»

После прочтения стихотворений Михаила Юрьевича, становится тяжело представить его радостным или улыбающимся. Кажется, будто чувство безысходности и одиночества постоянно преследовало его.

Анализ любого произведения Лермонтова рисует портрет угрюмого и уставшего от окружающих людей человека. Кажется, что он постоянно ведет невидимую борьбу в своей душе.

Самым известным стихотворением Михаила Юрьевича является «Узник», которое было написано в неволе, когда автора арестовали за написание другого стиха «Смерть поэта». В «Узнике» поэт делится с читателем: «одинок я – нет отрады; стены голые кругом». Окружающая обстановка уныния и безысходности давили на тонкую и ранимую душу поэта.

Дальше пишет: «тускло светит луч лампады умирающим огнем…». Даже свет в камере умирающий, автор не видит ничего, что могло бы заставить почувствовать себя немного счастливым.

Однако и в обычной жизни, среди знакомых людей и родных мест, Лермонтов чувствовал себя одиноким. Возможно именно красота, тишина и покой родины производили на Михаила Юрьевича неизгладимое впечатление и наводили тоску и печаль.

Например, в произведении «Пустыня внемлет Богу…» автор сначала восторгается красотой вокруг: «в небесах торжественно и чудно», а затем с тоской размышляет: «что же мне так больно и так трудно?». Затем приходит к трагическому выводу: «Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и уснуть!».

Анализируя стихотворение «Стансы», становится ясно, что Михаила Юрьевича чувствовал себя непонятым для окружающего общества, которое и сам не хотел понимать и принимать: «я к одиночеству привык, я б не умел ужиться с другом».

Его вполне устраивает одиночество, он как «оторванный листок» из своего стихотворения «Листок». Иногда поэту хочется иметь рядом с собой близкого человека, но в то же время, он твердит себе, что вполне доволен одинокой жизнью.

Читайте также:
Жанр и композиция романа: сочинение

Тема одиночества проходит и через всю любовную лирику поэта. Лермонтов придерживался скептических взглядов в любовных делах и не имел счастливых отношений. Он много раз разочаровывался в женщинах: «Любить? – три раза я любил, любил три раза безнадежно».

Лирика Михаила Юрьевича Лермонтова пронизана темой тоски, одиночества и грусти. Он задает себе вопросы, которые мучают его, но не находит ответов. Возможно, причиной такого поведения было то, что он не мог разобраться в своих чувствах и желаниях.

В русской литературе много поэтов, «поющих» об одиночестве маленького человека в огромном мире, и Михаил Лермонтов является самым ярким его представителем.

Литературный анализ “Одинок я, нет отрады”

Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества обрекающее поэта на непонятность окружающих и одиночество. В раннем творчестве Лермонтова тема одиночества раскрывается в традициях романтизма. Позже в стихотворении “Стансы” появляется новое осмысление этой Я к одиночеству привык, Я б не умел ужиться с другом,

Ни с кем в Отчизне не прощусь Никто о мне не пожалеет! Одиночество лирического героя принято им самим добровольно как естественное состояние души Тема одиночества приобретает у Лермонтова своеобразный оттенок – изгнания, странничества.

Мир отвергает героя, но и герой уходит от мирз; ни дом ни отчизна не дают ему успокоения: Изгнаньем из страны родной Хвалюсь повсюду, как свободой. Тема изгнанничества является центральной в стихотворении “Тучи”. Образы тучки, облака или волны у Лермонтова – символы свободы и беспечности.

Лирический герои стихотворения несвободен и подавлен. Он сравнивает себя с тучками: они “вечные странники”, а не изгнанники Поэт иронично называет их тоже –

изгнанниками”. Обращение к тучам нежное – “тучки”, а название всего стихотворения обобщеннее и символичнее – “Тучи”.

Тучкам “наскучили нивы бесплодные”, а для лирического героя это “милый север – Стихотворение очень динамично благодаря резкому переходу от сопоставления к противопоставлению Большое количество риторических вопросов выражают сомнения тоску лирического героя, его бесконечное одиночество В лермонтовском творчестве объединяются темы одиночества и свободы. В стихотворении “Желанье” лирический герой просит сначала как будто только временной свободы: Дайте раз на жизнь и мне волю,

Как на чуждую мне долю. Посмотреть поближе мне А в стихотворении “Узник” мечты героя ограничены желаниями сладко поцеловать “красавицу младую” и улететь на коне “в степь, как ветер”. Свобода теперь представляется единственной ценностью в жизни. Но смысл стихотворения в непреодолимости судьбы, а невозможности обрести свободу:

Одинок я – нет отрады стены голые кругом. Эта тема развивается в балладе “Пленный рыцарь”. Побежденный рыцарь томится в неволе. Понимая, что он не может сам выйти на свободу, рыцарь даже не ждет сверхъестественной помощи:

Нет на устах моих грешной молитвы. Нету ми песен во славу любезной. У рыцаря теперь каменные панцирь и шлем, который ему “голову давит”, “шлема забрало – решетка бойницы”, щит – дубовые двери темницы”.

Заканчивается стихотворение появлением образа смерти – трагической развязки. Смерть, как приедем, подержит мне стремя: Слезу и сдерну с лица я забрало! Смерть выступает в роли оруженосца, слуги.

Лирический герой одерживает хоть и горестную, но моральную победу. Период “безвременья” 40-х годов XIX века, особенности личности самого поэта, наложили отпечаток на содержание и настроение лирики Лермонтова, в которой, по словам В. Г Белинского, “.нет пушкинского разгула на пиру жизни”. Таким образом, мы видим, что мотивы одиночества преобладают в творчестве М. Ю. Лермонтова. Несмотря на то, что поэт был одним из образованнейших людей эпохи, он не находил понимания у представителей своего сословного круга.

Лермонтов отличался независимостью в суждениях, с негодованием высказывался о власти. Все это нашло отражение в его творчестве.

Похожие топики по английскому:

Анализ стихотворения Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива.” М. Ю. Лермонтов и по широте охвата жизненных явлений, и по совершенству их художественного выражения – гениальный преемник А. С. Пушкина. В. Г. Белинский писал.

Читайте также:
Герои нашего времени социально-психологический роман: сочинение

Литературный анализ стихотворения Лермонтова “Смерть поэта” Стихотворение “Смерть поэта” состоит из двух частей. Первая часть – элегия, а вторая – сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет в смерти Пушкина не только.

“Нет не тебя так пылко я люблю”. Анализ стихотворения В первой строфе стихотворения мы встречаем отрицание: “Нет, не тебя так пылко я люблю…” Но это отрицание одно­временно содержит утверждение: “я люблю”. Вчитавшись в строфу.

Анализ стихотворения Есенина “Береза” Великий русский поэт Есенин Сергей Александрович написал огромное количество различных прекрасных произведений. Но с раннего детства я больше всего люблю его стихотворение “Береза”. Это произведение.

Анализ стихотворения “Выхожу один я на дорогу” 15 июля 1841 Михаил Юрьевич Лермонтов погиб. Одним из последних произведений великого поэта и писателя является стихотворение “Выхожу один я на дорогу”. Лирический герой этого.

Анализ стихотворения “Березы” Рубцова Н. М Стихотворение “Березы” – грустный рассказ лирического героя о себе и о своей родной земле. Центральным мотивом в нем является мотив сиротства. Тем дороже стала для.

Анализ стихотворения “Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя” Заболоцкого Н. А. Заболоцкий был сторонником натурфилософии. Согласно этому направлению философской мысли природа не разделяется на живую и неживую. В этой связи одинаково значимыми в ней.

Литературный анализ стихотворения Лермонтова “Как небеса, твой взор блистает” Уже с самого начала, без всякого вступления, автор начинает описывать главное в стихотворении, что говорит о том, что он не хотел ждать, чтобы выразить все.

Литературный анализ стихотворения Лермонтова “Дума” Главная тема стихотворения – это общественное поведение человека. Тема раскрывается в данной здесь Лермонтовым Характеристике поколения 30-х годов. Это поколение, выросшее в условиях мрачной реакции.

Анализ стихотворения “Во всем мне хочется дойти” Пастернака Б. Л В стихотворении “Во всем мне хочется дойти…” (1956), открывающем книгу стихов “Когда разгуляется”, поэт продолжает традиции русской классики (вспомните “Элегию” А. С. Пушкина; “Я жить.

Анализ стихотворения Рубцова “Березы” Стихотворение “Березы” – грустный рассказ лирического героя о себе и о своей родной земле. Центральным мотивом в нем является мотив сиротства. Тем дороже стала для.

Анализ стихотворения “Гроза идет” Заболоцкого Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого всегда философична но сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворению “Гроза идет”. В образе грозы выражается мотив жизненных.

Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. “Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя” Н. А. Заболоцкий был сторонником натурфилософии. Согласно этому направлению философской мысли природа не разделяется на живую и неживую. В этой связи одинако­во значимыми в ней.

Анализ стихотворения Лермонтова “Смерть Поэта” Стихотворение “Смерть Поэта” написано в том же 1837 г. Оно занимает особое место в истории русской литературы. Это самый ранний и самый сильный отклик на.

Анализ стихотворения “Звезда полей” Рубцова Стихотворение “Звезда полей” – одно из самых известных в творчестве Н. М. Рубцова. Оно посвящено родной Вологодчине. В нем контрастно противопоставлены образы родной земли и.

Анализ стихотворения “Ива” А. А. Фета В стихотворении “Ива” А. Фет изображает трепетную кар­тину любовного свидания. Характерной особенностью сюжета произведения является ориентация на настоящий момент: ка­жется, что описываемые в стихотворении события.

Анализ стихотворения А. Блока “О, я хочу безумно жить…” Свободная тема “Анализ стихотворения” – сочинение “Стихотворение А. Блока “О, я хочу безумно жить…”” Это стихотворение открывает цикл “Ямбы” (1907 – 1914), который автор причислил.

Анализ стихотворение А. А Фета “Ель рукавом мне тропинку завесила” Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – “чистая поэзия”, в ней нет социальных.

Анализ стихотворения “Первый лед” Вознесенского Стихотворение Вознесенского “Первый лед” – небольшая элегическая зарисовка из жизни обычной молодой девушки. Влюбленная девочка мерзнет в автомате. Через все произведение проходит тема холода. Ее.

Анализ стихотворения “Какая грусть! Конец аллеи” А. А. Фета Стихотворение А. А. Фета “Какая грусть! Конец аллеи…” рисует зимний пейзаж. Он метафоричен (“Опять серебряные змеи Через сугробы поползли”), овеян авторской фантазией. Взгляд лирического героя.

Читайте также:
Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова: сочинение

Анализ стихотворения «Одиночество» (М.Ю. Лермонтов)

«Одинок я, нет отрады» (Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова)

«Поэт совсем другой эпохи, — так говорил о Лермонтове Белинский, сравнивая его с Пушкиным. Трагизм судьбы М Ю Лермонтова в светском обществе представлен в стихотворениях «Смерть поэта», «Как часто пестрою толпою окружен..», «Свет». Светское общество в них не просто скучно а преступно, оно убивает поэтов. Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества обрекающее поэта на непонятность окружающих и одиночество. В раннем творчестве Лермонтова тема одиночества раскрывается в традициях романтизма. Позже в стихотворении «Стансы» появляется новое осмысление этой Я к одиночеству привык, Я б не умел ужиться с другом, Ни с кем в Отчизне не прощусь — Никто о мне не пожалеет!. Одиночество лирического героя принято им самим добровольно как естественное состояние души Тема одиночества приобретает у Лермонтова своеобразный оттенок — изгнания, странничества. Мир отвергает героя, но и герой уходит от мира; ни дом ни отчизна не дают ему успокоения: Изгнаньем из страны родной Хвалюсь повсюду, как свободой. Тема изгнанничества является центральной в стихотворении «Тучи». Образы тучки, облака или волны у Лермонтова — символы свободы и беспечности. Лирический герои стихотворения несвободен и подавлен. Он сравнивает себя с тучками: они «вечные странники», а не изгнанники Поэт иронично называет их тоже -изгнанниками». Обращение к тучам нежное — «тучки», а название всего стихотворения обобщеннее и символичнее — «Тучи». Тучкам «наскучили нивы бесплодные», а для лирического героя это «милый север- Стихотворение очень динамично благодаря резкому переходу от сопоставления к противопоставлению Большое количество риторических вопросов выражают сомнения тоску лирического героя, его бесконечное одиночество В лермонтовском творчестве объединяются темы одиночества и свободы. В стихотворении «Желанье» лирический герой просит сначала как будто только временной свободы: Дайте раз на жизнь и мне волю, Как на чуждую мне долю. Посмотреть поближе мне А в стихотворении «Узник» мечты героя ограничены желаниями сладко поцеловать «красавицу младую» и улететь на коне «в степь, как ветер». Свобода теперь представляется единственной ценностью в жизни. Но смысл стихотворения в непреодолимости судьбы, а невозможности обрести свободу: Одинок я — нет отрады стены голые кругом… Эта тема развивается в балладе «Пленный рыцарь». Побежденный рыцарь томится в неволе. Понимая, что он не может сам выйти на свободу, рыцарь даже не ждет сверхъестественной помощи: Нет на устах моих грешной молитвы. Нету ми песен во славу любезной… У рыцаря теперь каменные панцирь и шлем, который ему «голову давит», «шлема забрало — решетка бойницы», щит — дубовые двери темницы». Заканчивается стихотворение появлением образа смерти — трагической развязки. Смерть, как приедем, подержит мне стремя: Слезу и сдерну с лица я забрало! Смерть выступает в роли оруженосца, слуги. Лирический герой одерживает хоть и горестную, но моральную победу. Период «безвременья» 40-х годов XIX века, особенности личности самого поэта, наложили отпечаток на содержание и настроение лирики Лермонтова, в которой, по словам В.Г Белинского, «…нет пушкинского разгула на пиру жизни». Таким образом, мы видим, что мотивы одиночества преобладают в творчестве М.Ю. Лермонтова. Несмотря на то, что поэт был одним из образованнейших людей эпохи, он не находил понимания у представителей своего сословного круга. Лермонтов отличался независимостью в суждениях, с негодованием высказывался о власти. Все это нашло отражение в его творчестве.

Композиция и конфликт

Стихотворение «Одиночество» можно разделить на 4 смысловые части в соответствии со строфами.

  1. Так, в первой строфе произведения лирический герой говорит о том, как мучительно для человека одинокое существование, и тут же даёт причину его неизбежности – окружающие кажутся герою столь поверхностными, что могут разделить лишь радость, но не печаль.
  2. В следующей строфе герой обращается к собственным переживаниям, к тому, как лично он ощущает состояние одиночества. Герой видит себя покинутым мечтателем, проводящим дни в мире фантазий, в которых, будто во сне, и проходят годы его жизни.
  3. Третья строфа наследует предыдущей мотив уходящих лет – герой осознаёт, что годы проходят, а его мечтам об искреннем понимании так и не суждено исполниться, и потому не видит больше смысла «медлить над землёй».
  4. В заключительной строфе лирический герой в очередной раз подчёркивает чёрствое безразличие окружающего мира к его персоне, утверждая, что его кончина будет встречена гораздо радушнее, нежели появление на свет.
Читайте также:
Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях М. Ю. Лермонтова? (по произведениям Песня про купца Калашникова и Бородино): сочинение

Поскольку стихотворение Лермонтова «Одиночество» принадлежит романтическому направлению, в нём выражен основной конфликт романтических произведений – конфликт человека с миром. Личность лирического героя, его переживания, встают во главе угла. Он ощущает себя изгнанником, противопоставляя своё «я» всему свету, бунтуя против его порядков.

klassreferat.ru

«Все мы родом из детства», — был уверен французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Действительно, подчас от того, как прошло детство человека, зависит его мировосприятие и мироощущение. Например, Саша Пушкин, выросший в семье, где дядя был поэтом и куда был вхож Василий Андреевич Жуковский, не мог не стать великим поэтом. Дальнейшее обучение в Царскосельском Лицее только огранило алмаз. И теперь «Пушкин — наше все», как уверял Аполлон Григорьев. Детство Михаила Юрьевича Лермонтова нельзя назвать счастливым. Его, потерявшего в три года мать, взяла на воспитание бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, принадлежавшая к богатому и влиятельному роду Столыпиных. Твердая и властная бабушка выражала свою привязанность к внуку, прежде всего, тем, что дала ему самое лучшее домашнее образование. У него была бонна-немка, гувернер-француз, а позднее преподаватель-англичанин. Поэтому Миша уже с детства в совершенстве владел многими европейскими языками, но впоследствии сожалел о том, что у него не было такой русской няни, какой была Арина Родионовна для маленького Саши Пушкина. Однако потом начинающего поэта привлекло именно творчество Пушкина и «байроническая поэма». Так как Михаил познакомился с поэмами английского поэта Джорджа Гордона Байрона в подлиннике, он даже пробовал подражать, написав несколько своих поэм. Байронический герой — изгой, нарушающий законы общественной морали, этакая жертва общества. Очевидно, во много благодаря творчеству Байрона, ранние стихи Лермонтова наполнены чувством одиночества и безысходности. С 1830 года в лирике «русского Байрона» появляется жанр лирического размышления, напоминающего отрывок из дневника. Стихотворение «Одиночество», которому и будет посвящен анализ, написано как раз в 1830 году и носит абсолютно исповедальный характер. Уже с первых строк заявлена тема одиночества: Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Герой как бы ставит себя в центр мира, который он сам создал. Но этот мир предстает как чужой и враждебный ему и обрекает его мыслящую и чувствующую личность на бесконечное одиночество. Недаром он сравнивает себя с «царем воздушным» (самим Богом?), с которым «никто не хочет грусть делить». Страшнее всего для героя, что «года уходят, будто сны», послушные судьбе, ведь время необратимо. Разве не удивительно, что шестнадцатилетний человек, по сути, еще подросток, только начинающий жизнь, не просто считает уходящие года, но уже имеет старую (. ) мечту о смерти. Более того, герой уже видит «гроб уединенный», который его якобы ждет, а значит, для него правомерен вопрос: «Что ж медлить над землей?» Первоначально, в подражание творчеству Байрона, Лермонтов противопоставляет своего героя бездушной и безликой толпе. Но позже этот мотив изменяется: уже в стихотворениях 30-х годов герой избирает одиночество как единственно возможный способ взаимодействия с миром. Изгнанник становится странником. Он сам, добровольно, уходит из мира, а непонимание его миром воспринимается уже не как знак проклятия, а как знак высокой избранной судьбы. Ярче всего это проявится в «Пророке», но гораздо позже. А сейчас в финале «Одиночества» герой со свойственным юношам максимализмом уверяет, что «никто не покрушится» о его раннем уходе, наоборот, будут О смерти больше веселится, Чем о рождении моем… Конечно, многим подросткам знакомо такое ощущение, когда их не понимают окружающие, близкие, друзья, что вызывает у них глубочайшую депрессию. Тогда каждый ищет свое спасение: кто-то пишет музыку, кто-то стихи, кто-то ведет дневник. Но есть и такие, кто ищет смерти. Многие современники утверждали, что Лермонтов принадлежал именно к числу таких людей. Он много раз дрался на различных дуэлях, как будто искал возможности побыстрее уйти из жизни, что, в итоге, и осуществилось 15 июля 1841 года на дуэли с Мартыновым.

Читайте также:
Как я понимаю трагедию Печорина: сочинение

Сочинение Печорин – герой своего времени

Главным героем романа, состоящего из нескольких повестей, авторства Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», является достаточно молодой человек по фамилии Печорин. Писатель назвал так персонажа по аналогии с пушкинским Онегиным, фамилия которого произошла от названия реки Онега. Печорин – Печора.

Печорин – это человек с неповторимой и оригинальной природой. Он циничен, умен и холоден к людям. Лермонтов ставит своего героя в такие обстоятельства, что иногда читателю становится жаль того, а временем хочется покарать жестоким способом.

Главный герой представлен человеком, который хорошо знаком с чувствами, слабостями, бессердечностью людей общества, в котором живет. Поэтому он и холоден к ним. Конечно, кто-то может обвинить Печорина в эгоизме и самолюбии, ведь так он себя и ведет: не думает о чувствах других людей. Взять, к примеру, Бэлу, Веру, Мэри, с которыми Григорий поступил достаточно подло, как эти девушки не заслужили. Он очаровал их собой, влюбил их в себя, но сам не дал им любви, поэтому девушки оказались в итоге несчастными. Хотя читатель может иметь право пожалеть Печорина, испытать к нему чувство глубокой жалости и желания помочь. Своим эгоизмом, цинизмом Григорий сделал несчастным самого себя. А человек несчастен бывает тогда, когда его сердце не знает любви и заботы со стороны любимого человека. Такого человека рядом с Печориным не оказалось. Отчего так вышло? – потому, что он сам от себя всех отталкивал и не подпускал.

Такие люди, как Печорин, существовали во времена Михаила Юрьевича Лермонтова, поэтому Григория можно назвать «героем своего времени».

Основной проблемой романа является судьба умного человека, не нашедшего применения своим талантам в обществе. Лермонтов поставил вопрос, что же будет с такими, как Печорин и блестяще ответил на него. Автор изобразил Григория через его судьбу. А как «героя своего времени» показал через его взаимоотношения с другими людьми.

Несмотря на то, что Печорина определяют к плохим людям, с точки зрения нравственности, он владеет такими качествами, которые помогают ему без особых усилий производить шикарное первое впечатление. В то время как Грушницкому для этого требуется совершить гораздо больше действий и времени.

Печорина раздражает поведение Грушницкого, потому он использует свой острый ум только для того, чтобы вывести из себя Грушницкого.

Григорий говорил, что он терпел сильные унижения и несчастья в детстве, поэтому теперь ему безразлично на чувства других людей. Мир не ответил на любовь Печорина, потому он и возненавидел его.

Кто он, этот Печорин? Герой или злодей? В своем произведении Лермонтов четко дает ответ на этот вопрос.

Образец 2

В этом романе Лермонтов повествует о жизни в 19 веке страны, жизнь которой в это время была нелегкой. Николай первый только восстание декабристов и теперь хотел сделать из страны казарму, думать о свободе было уже нельзя.

Как говорил Лермонтов о своем романе – «герой нашего времени» сумел собрать в себя все пороки человечества в этот период жизни. Он говорил о бездействии людей.

Обычный молодой человек – Печорин, именно о нем рассказывал автор в романе. Каков же этот герой? Трагичная судьба. Из-за неприятной истории его ссылают на Кавказ из такого родного Петербурга, по приезду обратно он узнает, что разжалован и едет обратно на Кавказ. Вот и все его путешествия закончились и его потянуло на родину, но по приезду из Персии практически сразу умирает.

Еще в начале романа становится понятно, что Печорин чудак как внешне так и внутренне, так же это подчёркивают и некоторые герои романа. Скорее всего это и привлекает к нему противоположный пол. О таком мечтает каждая – красивый, добрый с хорошем чувством юмора и даже богатый. Чего же заслуживает такой герой? Упрека или сочувствия? Как мне кажется у Печорина полно положительных качеств.

Читайте также:
Своеобразие реализма в романе Герой нашего времени: сочинение

Во-первых главный герой не мало образованный, умный человек. Он хоть и критически относится к людям, но и не менее строг к себе.

Во-вторых Печорин хоть и кажется эгоистом, но безумно любил Веру и боялся ее потери. Все же потеряв ее, утратив последний лучик света, даже тогда герой не сломился и убедил себя, что он сам хозяин своей судьбы.

Так же герой тянется и хочет быть ближе к людям, но находит в них только не понимание в свою сторону, так как Печорин искал в своей жизни, то чего далеко не понимали люди. Печорину хочется испытывать острые ощущения, но в поисках их он только страдает потому, что не где их не может найти и ради собственной прихоти рискует всем.

Печорин – личность которая может вызвать симпатию, отвращение, неприязнь, все это вместе и ещё кучу разных эмоций. Эго поступки собрали в себя одновременно и энергичность и крайнюю жестокость, а действия лишь пустоту. А как он поступал с девушками это было ужасно, например Белла и Мери он влюблял их в себя, играл чувствами, а наигравшись бросал. А Грушинского он убивал так, как будто делал это тысячу раз прежде.

Особенно хорошо Лермонтов подметил психологический образ героя. Вел повествование о его чести, нравственности. По моему мнению до Лермонтова не кто больше так не проработал на столько образ хотя бы одного своего героя в произведение.

Печорин – герой своего времени

Несколько интересных сочинений

Все люди так или иначе стремятся к своей мечте. Кто-то мечтает жить в роскошном доме, кто-то проехать по городу на красном мерседесе, для кого-то вкусный ужин – это уже воплощение всех желаний. Однако есть другая сторона жизни

Тарас Бульба Тарас – старый опытный казак, которого уважают и в семье и в Сечи. Всю свою жизнь он провел на войне или на гульбищах

Сказка о потерянном времени имеет очень поучительный смысл, ведь она рассказывает о школьниках, которые не ценили своё время и тратили его попросту.

Нужно уметь быть милосердным и уметь сохранять равновесие в трудные моменты жизни.

Александр Андреевич Чацкий – молодой мужчина дворянин, который придерживается новых, более современных взглядов и понятий. Он идет против старого и всех столетних традиций

Печорин – герой своего времени – сочинение для 9 класса (по Лермонтову)

Известно, что современники восприняли название романа с удивлением. Лермонтову даже приходили письма, где его спрашивали, почему его странный персонаж – герой времени. Некоторые возмущались! Можно и обидеться за свою эпоху, современников… Но Михаил Юрьевич объяснял, что использовал это название несколько иронично. Вот такой «герой». Наверняка, Печорин сам о себе бы так с удовольствием подумал.

И всё-таки я думаю, что верно сказано – в каждой шутке только доля… Какое время, такой и герой! Как раз в эту эпоху многие молодые люди чувствуют себя разочарованными во всём. Их не радует светская жизнь с интригами и балами, построение карьеры на службе, спокойная жизнь. Они, в принципе, эгоисты. Как и Печорин, они иногда надеются забыться на войне, но и там им становится скучно. Им ничто не интересно, они не могут влюбиться без памяти, слишком в них силён ум и безразличие.

Раньше герой всегда делал что-то для общества, кого-нибудь спасал, например. Между своими интересами и общественными он выбирал общие. Но потихоньку общество становится более слабым, как я понимаю, побеждает человек с его мнением. И вот уже борцы с системой появляются. Вот только один в поле, как известно, не воин. На смену Чацкому приходит Онегин. Евгений тоже разочарован, но ещё старается никому не делать зла – не играть людьми. А вот Печорин затевает свои игры намеренно, с наслаждением. Не сразу, конечно… Пленницу свою ему сначала жалко, но удовлетворив свою гордыню, завоевав княжну, он понимает, что не любит её. (И не любил!) А вот дальше он уже соблазняет девушек на спор, из вредности…

Вообще, тоска будет всё больше свойственна людям той эпохи, особенно интеллигенции. Риторические вопросы, безделье или деятельность без цели… И на всё это уходили силы. А после к власти пришли те, кто имел силы и не мучился лишними вопросами. Наверное, это просто свойство системы – потихоньку ослабевать. Так и сильное вначале государство может терять силы, земли, жителей.

Читайте также:
Композиционные особенности романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.: сочинение

Думаю, сами современники сочли бы какого-нибудь наивного и восторженного героя дураком. Но и безучастный Печорин им не нравится. Но нельзя не отметить, что он был во всем странный. Ему даже летом было холодно, а зимой – жарко. Сейчас герой времени тоже будет, наверняка, не ангелом. И нам, может, станет не очень приятно на него смотреть, узнавать себя в нём.

Мне тоже Печорин не нравится. Но думаю, что современника «героя» нужно было опомниться, исправить что-то.

2 вариант

Произведение «Герой нашего времени» остается уникальным в любое время года. Лермонтов считает, что именно Печорин является воплощением зла сегодняшней молодежи. После того как произведение появилось читатели по-разному отнеслись к нему. Одним оно очень даже понравилось, а вот другие были против него, и им хотелось, чтобы оно поскорее исчезло. Кроме этого высшему обществу он также не понравился. И есть даже те, кто считал, что автор и является главным героем. Но уже во второй части данного романа он убедил всех в том, что это совсем не так. Сначала об этом рассказывает Максим Максимыч, а потом про нашего главного героя рассказывает сам Лермонтов. Больше всего на свете автору хочется как можно шире и точнее раскрыть внутреннее состояние героя и чтобы о нем узнали как можно больше. Именно поэтому практически в каждой отдельной главе наш главный герой попадает в различные ситуации, а потом ищет способы, как выбраться отсюда.

Больше всего на свете ему хотелось отдыхать и наслаждаться жизнью. Вот только все это ему уже давно надоело, но ничего менять ему не хочется. Но не этого он боится, еще он боится того, что все это совсем скоро закончится и тогда настанут скучные и тяжелые времена. Именно так и вся молодежь гуляла по городу и ничем не занималась, да и заниматься им было просто нечем.

Кроме этого Печорин был, не был похож ни на одного из других героев. Он мог легко и просто найти общий язык практически с каждым человеком и оставить после себя хорошее впечатление. А вот Грушницкий всегда старался сделать так, чтобы обращали как можно больше внимания. Он очень сильно был влюблен в Марию, но Печорин сделал так, чтобы она переключилась на него. И когда все это получилось, то Грушницкий был очень даже разочарован.

Также Печорин считает себя ненужным человеком, который никому не приносит радости, а только вокруг него одни разочарования. Кроме этого ему нравится делать только то, что нравится ему, а не кому-то другому и от этого он получает большое удовольствие. Вот только когда он остается совсем один, то понимает, что в действительности никогда и никому не был нужен. У него имеются не только возможности, но и способности, вот только как правильно их применить он не знает и так и не решил за всю свою жизнь.

Сочинение 3

Произведение Лермонтова «Герой нашего времени» состоит из нескольких частей. В нем и находится главный герой по имени Печорин. Он хотя и очень умный и хитрый, но вместе с этим он еще и циничный и не любит людей. Иногда он оказывается в такой ситуации, что читателям становится жаль его, а вот иногда наоборот они ненавидят его за действия или поступки.

Автор описывает главного героя, который очень хорошо знаком со всеми чувствами, которые только может испытывать человек. Кроме этого он видит еще и то, что окружающие его люди являются бессердечными людьми. Они видят и замечают только свои проблемы, а вот до проблем других людей им нет никакого дела. Конечно, Печорин был бы рад измениться, но когда он видит других людей и видит их отношение друг к другу, то и сам постепенно становится таким же, как и они.

Читайте также:
Какое сходство между героями произведений М. Ю. Лермонтова: Печорин и Мцыри.: сочинение

А поскольку он был очень красивым мужчиной, то девушки легко и просто влюблялись в него. Сначала он ухаживал за ними, а потом когда ему они надоедали, то легко и просто бросал их. И ему совершенно было наплевать, что им от этого было больно.

Среди читателей нашлись и те люди, которым все равно было его жаль. А все, потому что он не умеет даже порадовать самого себя, а чего тогда ждать другим людям от него. В его сердце ни разу не постучала любовь и от этого он несчастный человек. Именно таких людей и видел автор как раз в свое время, и он считает, что Печорин является героем своего времени.

Если внимательно читать произведение, то можно понять, что проблема здесь заключается в том, что Печорин является умным человеком, вот только кроме него его талант было некому оценить.

Многим может показаться, что Печорин на сто процентов является отрицательным героем, но вместе с тем многие считают его наоборот положительным героем. Ведь, несмотря на все это он прекрасно справляется со всеми проблемами, которые сваливаются на него. Кроме этого с первого момента показывает себя с хорошей стороны, а вот Грушницкому для этого требуется намного больше времени.

Печорина очень сильно раздражает Грушницким своим поведением, а для того чтобы вывести его из себя он старается посильнее разозлить его.

В детстве практически все издевались над главным героем, и поэтому сейчас он ни перед чем не остановиться и будет действовать до конца. Кроме этого на чувства других людей ему наплевать. А поскольку никто даже не попытался ему в свое время помочь, то теперь и он никому ни в чем помогать не собирается и будет делать только то, что считает важным и нужным для него.

Также читают:

Картинка к сочинению Печорин – герой своего времени

Популярные сегодня темы

Сказка П. Бажова « Каменный цветок» – одна из серии сказок под общим названием «Малахитовая шкатулка», написанная в 1938 году.

Особенностью юмористического рассказ А.П.Чехова «Хамелеон» является отсутствие описания автором своих героев. Характеристику героям можно дать лишь по их фамилиям и поступкам. Рассказ не большой по размеру

Прекрасный русский писатель Иван Алексеевич Бунин прославился, написав большое количество глубокомысленных произведений. К таким произведениям относится рассказ «Танька». Анализ данного произведения представлен в этой статье.

«Церковь Вознесения на улице Неждановой» — это известная картина русской художницы, нашей современницы — Татьяны Назаренко. Центральное место в картине занимает церковь, освященная в честь Вознесения Господня

Вишнёвый сад – играет главную роль в этой пьесе. А. Чайковский придал ему символического значения. Имение Раневской, символизирует замену старого образа жизни, на новый

Печорин – герой своего времени – сочинение-рассуждение 9 класс

В данном произведении автор изобразил типичного представителя высшего класса. Через историю жизни главного героя хорошо показано общество того времени.

Главная проблема Печорина – это невозможность самореализации. Лермонтов изобразил его действительно неординарным человеком. Печорин умен, образован и смел. Однако что даже ему – представителю верхов общества, может предложить тогдашнее общество?

У Печорина хорошие стартовые возможности: он состоятельный человек, иначе бы не смог начать службу в столице (откуда был переведен на Кавказ за дуэль), так как служить в привилегированных частях было весьма дорогим удовольствием. У него есть некоторые связи, что естественно для небедного человека из дворян.

Печорин не стал просто предаваться праздной жизни, растрачивая свое состояние. Как и многие другие, герой Лермонтова поступил на более престижную и отвечающую его характера военную службу. Однако какие перспективы и возможности открыла она Печорину в тогдашней Российской империи? Пустое и бесполезное времяпровождение на светских вечерах в столице и делание карьеры на смотрах и парадах противоречили его духу.

Затем Печорин попадает на войну, на Кавказ. Однако это всего лишь серия постоянных отражений набегов горцев и мелкие карательные экспедиции против них. Печорину не нужно никому доказывать свою храбрость и н не может, при всем желании, совершить что-то существенное, например, захватить одного из князьков или укрепленный пункт, что внесет существенные изменения в ход этой вялой бесконечной войны.

Читайте также:
Демон: сочинение

Каким-то развлечением для него, как и многих дворян того времени, служат дуэли и женщины. Однако действие адреналина даже после такой опасной игры, как у Печорина с Грушницким быстро проходит.

Романы с женщинами, описанные в произведении, для Печорина – это просто некая разновидность спорта. С княжной Мэри он просто «набирает очки», ему не нужна девушка, а лишь осознание, что он выиграл, чтобы только избавиться от вечной скуки. Контрабандистка и Бэла – это уже попытки погрузиться через них в какую-то новую, неизвестную дворянину-офицеру жизнь, сломать тот окружающий его мир, который ему смертельно надоел.

Не нашедший себя неординарный герой произведения Лермонтова неосознанно стремится к смерти, не видя настоящих целей, ради которых стоит жить, как и многие реальные люди, черты характера которых были воплощены в нем.

Сочинение 2

Автор в своем предисловии говорит о том, что в образе Печорина он собрал все пороки молодого поколения того времени. Это один из самых неоднозначных литературных героев.

Печорин – представитель знатного общества, офицер. Это красивый молодой человек. Он всегда безупречно выглядит, образован и умен; обладает харизмой, притягивает к себе внимание окружающих.

Сам Печорин, напротив, ни к кому не испытывает привязанности, не дорожит дружбой и, даже, способен на предательство. По сути, он человек одиночка. Его настроение переменчиво, а характер противоречив. Печорин может быть смелым, энергичным, настойчивым и наоборот – тихим, кротким, задумчивым.

Он прекрасный психолог, хорошо понимает человеческую натуру. Печорину нравится управлять судьбами окружающих, ощущать своё превосходство над ними. Он смеётся над слабостями, чувствами и недостатками людей, его не волнует их душевное состояние.

Печорин – жестокий и равнодушный эгоист. Он приносит всем окружающим его людям одни несчастья. Печорин виноват в смерти Бэллы и гибели Грушницкого. Он разрушил жизни княжны Мэри и любимой им женщины Веры. Из-за Печорина поплатилась семья контрабандистов из Тамани.

Белинский назвал его “страдающим эгоистом”, потому что от своих неоднозначных поступков он и сам страдает. Печорин считает, что в нём два человека. Один – живет, в настоящем понимании этого слова, а другой – как бы наблюдает со стороны и осуждает поступки первого. Печорин прекрасно осознаёт, кто он на самом деле, называя себя «нравственным калекой». Тем не менее, герой обвиняет в своем падении не себя, а близких. Родные в детстве его не любили; не ласкали, а оскорбляли. Скромный, добрый, честный мальчик вырос в злого, равнодушного, завистливого взрослого человека, закрытого от всех.

Печорина не устраивает его жизнь. Герой постоянно находится в поиске ярких ощущений, в смене событий. Ему быстро всё надоедает, хочется чего-то нового.

Судьба Печорина заканчивается трагически. Он умирает молодым, возвращаясь из Персии, куда ездил в поисках приключений.

Печорин – вовсе не «герой» своего времени, а типичный его представитель. Он один из молодых людей потерянного поколения, не нашедший применения свои талантам, энергии, знаниям, уму в условиях общественного строя той эпохи. В то же время, нельзя оправдывать бездействие героя. Многое в жизни человека зависит и от самого себя.

Печорин – герой своего времени

Популярные сочинения

Произведение поднимает тему воспитания и нравственного упадка. Автор знакомит читателя с нездоровой семьёй, в которой главой является женщина. Мужчина не проявляет силу и власть

Мечты сопровождают нас всю жизнь. Что же это такое? Какое-то заветное желание, некая ценность, ради обретения которой человек способен сделать многое, даже очень сильно изменить свою жизнь

В нашем городе много парков, цветов и деревьев. Я здесь родилась и люблю этот город. Мне нравится гулять по городу, особенно летом после дождя. Я скучаю по нему, уезжая надолго.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: