«Люблю я Кавказ!» (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова «Люблю я цепи синих гор», «Кавказ»): сочинение

Материалы к сочинению. Лермонтов и Кавказ
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему

Материалы к сочинению. Лермонтов и Кавказ

Скачать:

Вложение Размер
lermontov_kavkaz.docx 18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Лермонтов и Кавказ

Лермонтов и его поэзия-это до конца неизведанная страна, где все огромно, беспредельно и необозримо в своей неповторимости и величии. Читаю снова и снова его произведения. Что влечет меня к ним? Красота языка или мудрость мысли, отчаяние мятущейся души или поэзия силы и действия? Скорее всего-все вместе. В жизни и творчестве Лермонтова Кавказ сыграл не просто значительную роль, а стал основополагающей темой проходящей видимо или невидимо через всю его судьбу.

Еще в детстве М. Ю. Лермонтов побывал на Кавказе, затем он там служил, будучи офицером. Лермонтов прекрасно знал Кавказ и горячо его любил. В лучших его стихах и поэмах, а также в романе «Герой нашего времени» предстает перед нами суровая красота Кавказа, которая с детства покорила Михаила Юрьевича. Этому замечательному краю посвящено стихотворение «Кавказ». Шестнадцатилетний Лермонтов отразил в нем свои воспоминания десятилетнего мальчик, когда он ребенком неоднократно бывал на Кавказе:

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Лермонтов вспоминает потерянную в раннем возрасте мать и глаза девочки, которую он встретил на Кавказе и впервые в жизни полюбил: «Там видел я пару божественных глаз. »

Каждая строка стихотворения заканчивается, как заклинание, словами: «Люблю я Кавказ!»

О Кавказе, о его удивительной природе и о чувствах человека, наблюдающего ее, другое стихотворение юного Лермонтова— «Люблю я цепи синих гор».

В нем поэт рисует удивительные картины ночи в горах. Здесь и цепи синих гор, и луна, которая «ярка без света и красна». Здесь «на западе вечерний луч еще горит на ребрах туч». Лермонтов показывает наступление волшебной и волнующей ночи и рассказывает о том, как:

Однажды при такой луне

Я мчался на лихом коне

В пространстве голубых долин,

Как ветер, волен и один.

В серебристом блеске месяца он пребывает «в чудесном забытьи». Он желает слить себя с конем, чтобы еще более ускорить его движение, наслаждается этой скачкой.

Природа Кавказа таинственна и полна волшебства, она величественна и прекрасна, но человек никак не может обрести покой в этом божественно красивом крае. И в мире не так много поэтов, которые могли бы сказать об этом столь красочно и выразительно, как Михаил Юрьевич Лермонтов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ. Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению – рассуждению по тексту Е. Винокурова “Сергей Есенин”.

Перед изучением поэмы “Мцыри”, несомненно, нужно вспомнить факты, связанные с жизнью Лермонтова М. Ю. на Кавказе. 1-й урок посвящается этой теме. См. урок, разаработанный по этой теме.

Урок в 8 классе “Лермонтов и Кавказ” перед изучением поэмы “Мцыри”. К уроку прилагается Презентация.

Подготовительные вопросы к сочинению:1. Какую теорию разработал Раскольников?2. Как Достоевский рисует в романе “Преступление и наказание” мир униженных иоскорбленных?3. Какая роль отводится в романе .

Такие уроки способствуют воспитанию нравственных ориентиров учащихся, развитию творческого мышления, образного воображения, умению выразительно читать, любви к историческому прошлому своей Родин.

Материалы к сочинению.Лермонтов «печально я гляжу на наше поколенье…».

Кавказский край занимает исключительное место в жизни Лермонтова. За свою короткую жизнь он неоднократно приезжал на Кавказ. Будучи маленьким он часто ездил туда со своей бабушкой (Елизаветой Арс.

Хубиев М. А.: Природа Кавказа в поэзии М. Ю. Лермонтова и в карачаево-балкарском устном поэтическом творчестве

Природа Кавказа в поэзии М. Ю. Лермонтова и в карачаево-балкарском устном поэтическом творчестве

То, что Лермонтов был влюблен в горы Кавказа и воспевал их в своих прекрасных произведениях, известно всем; то, что Кавказ никто так не воспевал, как Лермонтов, – это тоже известно всем. А вот как сами горцы говорили о своих горах, о природе Кавказа в первой половине XIX века и в наши дни, известно далеко не всем.

Во времена Лермонтова у горцев Северного Кавказа не было письменной литературы, поэтому и приходится говорить об устном народном поэтическом творчестве. Следует сказать несколько слов и о том, какое место занимает природа Кавказа в поэзии современных карачаево-балкарских поэтов. Карачаевцы и балкарцы – один народ, имеющий один язык, но балкарцы живут в Кабардино-Балкарии, а карачаевцы – Карачаево-Черкесии.

Кавказ для Лермонтова с раннего детства – не просто живописный край, далекий от Тархан, Москвы и Петербурга, а совершенно новый мир. Хотя А. С. Пушкин восклицает: «Смирись, Кавказ: идет Ермолов!», – Лермонтов, покоренный Кавказом, воспевая его природу Кавказа, в жизни горцев стал более известным, чем «известный русский генерал».

До приезда на Кавказ Лермонтов не видел такой разнообразной, богатой природы, но, глядя на все это, он не говорит: «Какая сказка!», как в наше время говорят восторженно приезжие туристы. Он тоже восхищается горами, но говорит совершенно по-другому: «Как сладкую песню Отчизны моей, люблю я Кавказ!»

Лермонтов не ограничивается тем, что говорит о красоте кавказской природы, а создает картинные изображения. Привожу несколько примеров:

Светает – вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна.
Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск, и светит там и там.

(«Утро на Кавказе»)

Кто был в горах, тот знает, что именно так и наступает утро.

Поэма «Черкесы» начинается так:

Уж в горах солнце исчезает,
В долинах всюду мертвый сон.

Человек, живущий в степях, может недоумевать: на вершинах солнце только исчезает, а внизу, в долинах уже темно. Но на самом деле так и получается. В глубоком ущелье солнце может закатиться на два-три, даже на четыре часа раньше, чем на вершинах. Когда солнце начнет исчезать с вершин, в долинах уже будет вечерний мрак.

Или из «Кавказского пленника»:

Последний солнца луч златой

И Эльборус своей главой
Его, как туча, закрывает.

Действительно, первый луч солнца утром рано появляется на Эльбрусе и вечером в последнюю очередь покидает его вершину.

Описание заката или восхода солнца несколько раз встречается в кавказских произведениях Лермонтова. Конечно, такого описания в народной поэзии XIX века карачаевцев, балкарцев нет. Но горцы свои горы, природу Кавказа любили и знали не меньше Лермонтова, а, пожалуй, гораздо больше и лучше. Но сумели ли они все это отразить в своей устной поэзии?

Здесь следует сразу же сказать, что в карачаево-балкарской народной поэзии нет ни одной старинной песни, где воспевалась бы природа Кавказа, красота гор, голубые озера, водопады, причудливые скалы, бурные реки, хвойные леса. Кавказские горы всегда были красивы, но жизнь в горах далеко не всегда была легкой, поэтому горцы почти не замечали этой красоты. Наоборот, они на свою горькую жизнь жаловались, глядя на горы, на плывущие облака, как бы вызывая у них сочувствие. А Лермонтов пишет: «Все, все в этом крае прекрасно».

Горцы свои горы знали очень хорошо, так как жили в горах, никуда не выезжая, и, так как занимались только скотоводством, свое время проводили круглогодично на лоне природы. Но, как уже было отмечено, нет ни одной старинной народной песни, посвященной какой-то горной вершине, бурной речке, озеру и т. д. Больше того, ни в одной старинной песне нет специальных строк, где воспевается природа. Но реки, озера, скалы, поляны, леса, перевалы, звери, птицы, дождь, снег, град, туман, облака, тучи, молния, гром, голубые и белые вершины и сам Эльбрус – всё это есть в старинных песнях, но все они перечисляются в жалобе, в тоске героя песни. Можно говорить лишь об отдельных сравнениях, которые встречаются и в поэзии Лермонтова, и в карачаево-балкарском устном поэтическом творчестве.

Одно из стихотворений Лермонтова начинается так: «Люблю я цепи синих гор. ». В народной поэзии горцев часто встречаются «цепи гор» («сын- джыр таула»).

В стихотворении «Спеша на север издалека» о Казбеке говорится так:

Чалмою белою от века
Твой лоб наморщенный увит.

Во многих народных песнях белые вершины называются «белыми башлыками». Белой чалмой горцы называли вершины гор по той причине, что чалму разрешалось носить только тому человеку, кто совершил паломничество в Мекку – мусульманский центр Каабу: чалма считалась более святой, чем родные горы.

В этом же стихотворении поэт говорит: если он на родине забыт, то

. своей метелью,
Казбек, засыпь меня скорей.

В любовной лирике XIX века говорится: если горянку разлучают с возлюбленным, то «пусть проваливаются эти горы».

В стихотворении «Дары Терека» Терек говорит морю Каспию, что принес ему «дар бесценный» – «труп казачки молодой». И Каспий «набе-гающие волны принял с ропотом любви». Есть карачаево-балкарская народная песня «Зарият». Чтобы не выходить замуж за нелюбимого, героиня бросается в волны Кубани. Но здесь от начала до конца слышится жалоба горянки на свою горькую судьбу.

Вершины гор Лермонтов часто называет «зубцами», «зубчатыми». Например, в поэме «Кавказский пленник»:

Хребта Кавказского вершины
Пронзали синеву небес,
И оперял дремучий лес
Его зубчатые стремнины.

В народной поэзии вершины гор очень часто называют именно зубчатыми, зубцами.

И Шат подъемлется за ними
С двумя главами снеговыми.

В карачаево-балкарской народной поэзии, если как-то упоминается Эльбрус, то обычно говорится не о снеговых вершинах, а о ледниках, а когда речь идет о других горах, то упоминается снег.

В «Измаил-Бее» есть строка – «На берегу кипучих вод». В карачаево-балкарской народной поэзии очень часто говорится именно о кипучих водах, которые бьют из-под земли, например, в песне «Солтан-хаджи».

Можно привести многочисленные карачаево-балкарские народные песни, но ни в одной из них природа не радует глаз человека. Например, песни «Татаркъан», «Джандар», «Илияс», «Батыр Басханукъ», «Чёпеллеу», «Отара Кубановых», «Заурбек», «Баракъ», «Къанамат», «Майыл», «Абрек уланла», «Песня Хасана» и многие другие. В исто-рических и героических песнях не воспевается красота гор. Природа присутствует в народных песнях как неотъемлемая часть жизни горцев, но она выступает как свидетель их мрачной жизни, горестной судьбы.

Спрашивается, неужели о красоте гор совсем не говорится в народных песнях карачаевцев, балкарцев? Немного об этом говорится в любовной лирике. Однако любовная лирика, сложенная в первой половине XIX века, почти не сохранилась. Сохранилась любовная лирика конца XIX – начала XX века. В ней говорится о красоте гор, о голубом небе, солнечных лучах на вершинах, белых туманах, быстрых речках, полянах, цветах, ласточках, причудливых скалах, о бесконечных изменениях погоды и т. д. Так, например, в песне «Кемисхан» поется, что герой песни встает утром рано и с любовью смотрит не вершины тебердинских гор. Возлюбленная сравнивается с голубкой, серной на отвесной скале, а в песне «Гокка» – с природой.

А вот слова песни «Кулина»: «Утром в горах восходит солнце, // Соревнуясь с твоей красотой. // Я свои ночи провожу напролет, // Мысленно беседуя с тобой».

Таких примеров можно привести много. Но описание природы, любование природой Кавказа по-настоящему начинается только после Октябрьской революции, когда уже появилась письменная литература и происходит перелом в жизни горцев.

«Кавказ», написанное в 1928 году, то есть ровно через сто лет после написания Лермонтовым поэмы «Черкесы», где впервые воспевается природа Кавказа.

Вот отрывок из стихотворения Иссы Каракотова:

Гордый Кавказ, говорю я тебе салам,
Разным высоким красивым горам,
Из дальних мест плывущим в гости к тебе

Журавлиноглазые красивые горы стоят,
Не открывая длинные ресницы свои,
От злого глаза спрятавшись в белые шали.

«Горянка» в 1930-х годах героиня о своей прежней жизни говорит так:

Я была горянкой,
Померкшей звездой,
Жила в снежных и крутых горах,

Словно луна, окутанная туманом.

В 1930-х годах появляется и знаменитая песня Исмаила Семенова «Эльбрус», ставшая гимном Кавказа.

Эльбрус-красавец смотрит сквозь тучи

Этой вершиной – снежной, могучей –
Налюбоваться не могу.

Если мы сегодня возьмем любого поэта – карачаевца или балкарца, – обязательно найдем в его творчестве любование природой Кавказа. Природу лермонтовского Кавказа мы вновь увидели в поэзии балкарца Кайсы- на Кулиева, у которого очень много произведений, посвященных природе. У него более ста стихотворений, названия которых связаны с горами.

Молний и грома полон простор

Что ж! Пусть опасны дороги гор,
Мужеству здесь учись, душа!

Читая некоторые его стихи, легко отождествляешь поэта с лермонтовскими героями: «Да, я люблю косматой бурки взлёт, // И белый треугольник башлыка, // И стук копыт в горах, когда вперед // Уносит конь лихого седока» («Всегда гордился тем, что горец я. »).

«Горы», «В горах», «Старое дерево», «Поют о чем-то все ручьи на свете» и многие другие. Ее поэзия неотделима от природы Кавказа.

У карачаевского поэта Азамата Суюнчева в стихотворениях «Озеро Кара-кёль», «Белая лебедь на синей волне», «Домбай» и многих других воспевается природа Кавказа.

В стихотворении «Облака» карачаевский поэт Назир Хубиев в 44 строках описывает их, фиксируя многочисленные изменения. То они, как отары, ложатся на вершины гор, то, вспыхивая яркой позолотой, небо укрывают собою, то спускаются в ущелья голубые, то лицо горянки укрывают от зноя, то целый день втихомолку глядят в ее лицо, как утро, молодое, то, развернув неслышным взмахом крылья, парят над сказочным Эльбрусом, то с любовью глядят на целый мир. Но из дальнего похода спешат они на родину вернуться.

Или вот другое стихотворение «Ночная гроза» того же автора:

Горы древние седые, горы снеговые,

Громким ропотом органа водопады льются,

Не волна с волною спорит – громовые хоры,
Всё сильней органу вторят – всё прекрасней горы.

Тучи черные взметают огненные стрелы.
Громким ропотом органа водопады льются,

Будто в небе над горами буйволы дерутся.

Нет необходимости приводить всех поэтов, в творчестве которых воспевается природа Кавказа. О том, как все поэты в наше время воспевают природу Кавказа, карачаевская поэтесса Халимат Байрамукова, написавшая на эту тему много стихотворений, пишет так:

К горам не представлено сторожа.
О горы! О вашей красе
И песен написаны горы же.

Конечно, права была Наталья Владимировна Капиева, которая сказала, что Лермонтов открыл для горцев их же Кавказ и воспел природу Кавказа в то время, когда горцы сами не в силах были этого сделать.

«Твоим горам я путник не чужой», «Как я любил, Кавказ мой величавый!», «Прекрасен ты, суровый край свободы!», «Как сына, ты его благослови», «На севере, в стране тебе чужой, // Я сердцем твой – всегда и всюду твой». Не случайно же горцы называют Лермонтова приемным сыном Кавказа. На одной из лермонтовских конференций в Пятигорске Ираклий Андроников как-то сказал: «Пушкина мы любим, а в Лермонтова влюбляемся». Вполне можно добавить, что мы, горцы, читая произведения Лермонтова, и сегодня все больше и больше влюбляемся в свои родные горы. Странно получается: русский ссыльный поэт в первой половине XIX века жил немного на Кавказе и воспел природу Кавказа. Теперь мы, живя постоянно на Кавказе, сами воспеваем природу Кавказа и, чтобы утолить жажду любви к своим родным местам, прибегаем к Лермонтову. Это вполне объяснимо. Для выражения богатых чувств к природе Кавказа просто недостаточно обычных слов. Сердце чувствует это. Прежде всего, не хватает музыкального лермонтовского языка.

Собственные слова на родном языке не устраивают нас самих. Нам дорог Лермонтов. Об этом я старался сказать в своем небольшом стихотворении, посвященном Лермонтову:

Я родился в горах и влюблен в высоту,
Лучше гор ничего я не знаю,
Но чтоб глубже понять родных гор красоту,

Когда радостно мне, сердцу хочется петь,
На вершине я счастья бываю.
Чтобы с горных вершин на просторы глядеть,
Лермонтова стихи я читаю.

Из родного гнезда уезжаю,
Чтобы горы Кавказа всюду были со мной,
Лермонтова стихи я читаю.

«Люблю я Кавказ!» (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова «Люблю я цепи синих гор», «Кавказ»): сочинение

Люблю я цепи синих гор (Лермонтов и Кавказ)

Сценарий литературного путешествия

(В читальном зале оформлена выставка «Прикосновение к Лермонтову, на экране показан портрет М.Ю. Лермонтова)

1-й ведущий: В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, чьё творчество – одна из самых великих вершин русской и мировой литературы. Как воскликнул на одном поэтическом вечере дагестанский поэт Расул Гамзатов: «Две вершины украшают Кавказ: Эльбрус и Казбек. Но главная вершина – Лермонтов!»

Родился Михаил Юрьевич 3 (15) октября 1814 года в Москве в семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери и постоянной тяжбой между бабушкой и отцом. Тяжелые впечатления детства наложили отпечаток на характер юноши, способствовали формированию его натуры.

2-й ведущий: Уже в детские годы у Лермонтова появилась такая черта его характера, как мечтательность, склонность к фантазии. Предметом его пристального внимания становится природа. В образах природы будущий поэт ищет и находит соответствия своим душевным переживаниям. Особую роль в развитии Лермонтова – поэта сыграли поездки на Кавказ, пробуждавшие его поэтическое вдохновение.

До тринадцати лет Михаил Юрьевич Лермонтов жил в Тарханах – пензенском имении своей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Она так любила своего внука, что для него не жалела ничего, ни в чем ему не отказывала. Все ходило кругом да около Миши. Все должны были угождать ему, забавлять его.

  • Далее: (Демонстрация видеорепортажа ГТРК «Дон ТР»-Почему Лермонтову некогда было скучать в Новочеркасске)

Рожденный от слабой матери, ребенок был не из крепких. Маленький Лермонтов часто болел, и бабушка, желая поправить здоровье внука, трижды возила его на Кавказские минеральные воды лечиться. Уже первая поездка Миши Лермонтова, которому не исполнилось и четырех лет, из далекого пензенского имения Тарханы, несомненно, оставила отпечаток в детском сознании. Но особенно большое значение в жизни Лермонтова имело посещение Кавказа в 1825 году, когда ему было около 11 лет. Елизавета Алексеевна была небогата и бережлива. Но, зная, что Мишу скоро придется отдать в учение в Москву или Петербург, решила сделать ему подарок, очень щедрый, – поездку на Горячие воды на целое лето.

Путь на Кавказ лежал через всю Россию, на лошадях – к Кислым Водам для лечения его ослабленного здоровья. Вместе с бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой Лермонтов проехал через казачью столицу на Кавказ и через некоторое время – назад, по дороге с Кавказа.

История сохранила данные о том, что великий русский поэт останавливался в нашем городе. Михаил Юрьевич бывал в Новочеркасске 11 раз, а в 12-й раз через год после гибели, его тело провезут через казачью столицу для перезахоронения из Пятигорска в село Тарханы, имение бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.

«Через Новочеркасскую триумфальную арку карета с Лермонтовым проезжала несколько раз. Этот казачий город как раз стоит на пути следования на Кавказ. И миновать его было просто не возможно. Часто Михаил Юрьевич просил ямщика остановиться, чтобы полюбоваться барельефами. В прогулку по лермонтовским местам, а их в Новочеркасске совсем не много, мы отправимся с местным краеведом и писателем Иваном Кравченко. Он написал книгу, в которой рассказывает о ста известных людях, посетивших Новочеркасск, в их числе и Лермонтов.

Самый большой срок, на который поэт задержался в Новочеркасске, это три дня. Гостил у хлебосольного Михаила Хомутова, будущего донского атамана. Тогда генерал Хомутов был командиром в гусарском полку, в котором и служил Лермонтов. У них завязались приятельские отношения. Остались воспоминания, что Лермонтов даже купил у него лошадь. Напротив – сквер, историки утверждают, в нём по утрам прогуливался Михаил Лермонтов, потом заходил в церковь, она стояла здесь, только была деревянной. Днём поэту в столице донского казачества также некогда было скучать.

“Что три дня они делали, я не знаю точно, он хотел глубже познакомиться с казачьими традициями”, – говорит автор книги “Глазами души” Иван Кравченко. Для этого лучшего места, чем столица донского казачества – Новочеркасск, и не найти было. Вечера у Михаила Юрьевича были заняты. Он трижды посещал новочеркасский театр. Еще одна мемориальная доска в Новочеркасске – на здании бывшей почтовой станции.”Здесь ни Пушкин, ни Лермонтов до 1843 года не останавливались. Почтовая станция была в другом месте, значит, это историческая ошибка”, – говорит Иван Кравченко. Эту почтовую станцию построили только через пять лет после приезда Лермонтова. А на почтовой станции в соседнем городе – Аксае, поэт действительно останавливался. Летом 1840-го года, сразу после посещения Новочеркасска. “Ехал на Кавказ, его встречали донские казаки, именно благодаря тому, что он проехал по нашим степям, он написал стихи, которые стали песнями. На чём именно он ездил, неизвестно, мы можем только догадываться, хотя бабушка Лермонтова могла снабдить любимого внука очень богатым фаэтоном”. Сейчас в здании почтовой станции, где помимо Лермонтова бывал и Пушкин, сделали музей.

В начале мая 1841 года Лермонтов снова побывает в Новочеркасске. Поэт едет на Кавказ, чтобы заслужить отставку, после которой он смог бы всецело посвятить себя литературному творчеству. Но планы не сбылись».

1-й ведущий: (фоном демонстрируются слайды: виды Кавказа) Еще, в десятилетнем возрасте, побывав в Пятигорске и на Тереке в имении родных – в местах, где кипела война с кавказскими горцами, мальчик полюбил эти удивительные горы, незабываемую природу Кавказа. На Кавказе все нравилось Лермонтову: и снеговая цепь высоких гор с величавым Эльбрусом, и Машук, и Бештау, и Казбек, и бурные горные речки, и темные ночи с яркими звездами, и необычные облака, которые опускались так низко, что приводили будущего поэта в восторг, и песни горцев, приезжавших верхом из соседних аулов. Об этом времени Лермонтов позже писал: «Синие горы Кавказа. »

Чтец: «Синие горы Кавказа, приветствую вас!

вы взлелеяли детство моё;

вы носили меня на своих одичалых хребтах;

облаками меня одевали;

вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас

  • (Читает наизусть подготовленный ученик или демонстрируется на экране фрагмент со стихотворением из Х/ф «Лермонтов»-1986г.)

Так одухотворённо поэт выразил своё отношение к Кавказу. В этом стихотворении отразились воспоминания о пребывании на Кавказе в годы детства. Кавказские впечатления ранних лет надолго остались в душе поэта.

2-й ведущий: Вышедший из-под опеки бабушки, уже взрослый, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, всегда не по своей воле – это было место его службы, а точнее, ссылки.

За стихотворение “Смерть поэта”, посвященное трагической гибели А.С. Пушкина на дуэли, Лермонтов впервые был сослан в 1837 году. Когда стихотворение дошло до царя, он наложил на нем такую резолюцию: “Приятные стихи, нечего сказать. Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону”.

  • Далее: (На экране демонстрируется фрагмент Худ. фильма «Лермонтов», 1986- дуэль Пушкина, стихотворение «Смерть поэта», ссылка на Кавказ)(13мин).

2-й ведущий: В жизни и творчестве Лермонтова Кавказ сыграл не просто значительную роль, а стал основополагающей темой проходящей через всю судьбу поэта. Этот интерес был обусловлен несколькими причинами. Поэт бывал в этих краях неоднократно, начиная с детских лет. Он провел здесь в ссылке почти три года в первую 1837 г. и вторую 1840–1841 гг.

Лермонтов оказался участником значительных общественно-политических событий, которые происходили и в центральной России, в столице и на окраине государства, на Кавказе. Он не оказался сторонним наблюдателем, он не был безразличным человеком. Все что происходило в стране, отпечатывалось в сознании поэта, многие события нашли, пусть даже косвенное, но отражение в его творчестве

Кавказский край занимает исключительное место в жизни Лермонтова. «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов» – писал критик Белинский. Михаилу Юрьевичу Лермонтову в истории русской литературы принадлежит особое и значительное место. Будучи продолжателем традиций А. С. Пушкина, поэт не стал его подражателем. Он нашел свои темы, мысли и настроения, которые в полной мере отразились в его прекрасной лирике.

Кавказ – стал одной из главных тем в творчестве поэта.

1-й ведущий: На Кавказе Лермонтовым были созданы и с ним связаны многие его шедевры: «Мцыри», «Демон», «Герой нашего времени», «Утес», «Валерик» и другие.

Кавказ нашел свое отражение не только в литературных произведениях Лермонтова, но и в его живописи. В пушкинское время все поэты неплохо рисовали, а многие получали (при домашнем образовании) почти профессиональную подготовку. Лермонтова обучали искусству живописи всерьез. Эта страсть к рисованию осталась у поэта на всю его короткую жизнь. Он писал маслом, главным образом пейзажи, писал акварелью, рисовал карандашом. Лермонтова увлекал сам процесс рисования, готовые работы он не хранил – посылал их бабушке, раздаривал знакомым, просто терял, поэтому до нашего времени дошли не так много рисунков поэта. И среди них не последнее место занимают его работы посвященные Кавказу.

  • (На экране демонстрируется презентация «Горные вершины в картинах Лермонтова», за кадром звучит романс на стихи Лермонтова «Горные вершины» в исполнении Олега Погудина).

Едва ли к чему-либо так пристрастилось сердце Лермонтова, как к Кавказу. На него он излил всю свою любовь, им он дышал. Кавказ открыл ему свои объятья, величественные, как душа поэта, и объятья эти заменили ему ласки рано умершей матери, а позднее – любовь родной души, дружбу близких, далекую родину.

Чтец: Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Я счастлив был с вами, ущелия гор;

Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Здесь на Кавказе в городе Пятигорске произошла ссора, а затем судьбоносная дуэль Лермонтова с его приятелем и однокашником по юнкерскому училищу Мартыновым. Громкий выстрел дуэльного пистолета, который 15 (27) июля 1841 года предательски прогремел в предгрозовом небе у подножия живописной горы Машук, оборвал в неполных 27 лет жизнь гениального юноши.

2-й ведущий: Наверное, нет человека, который, приехав на Кавказские Минеральные Воды, не захотел бы открыть томик Лермонтова и еще раз перечитать страницы романа «Герой нашего времени», посвященные этому чудесному краю: «Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бештау синеет, «как последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, – а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебристая цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом… Весело жить в такой земле!»

Это – о Пятигорске

Столь же поэтично и описание Лермонтовым Кисловодска: «…здесь все таинственно – и густые сени липовых аллей, склоняющихся над потоком, который с шумом и пеною, падая с плиты на плиту, прорезывает себе путь между зеленеющими горами, и ущелья, полные мглою и молчанием, которых ветви разбегаются отсюда во все стороны, и свежесть ароматического воздуха, отягощенного испарениями высоких южных трав и белой акации, и постоянный, сладостно-усыпительный шум студеных ручьев, которые, встретясь в конце долины, бегут дружно взапуски и, наконец, кидаются в Подкумок».

  • (На экране демонстрируются достопримечательности г. Пятигорска: памятник Лермонтову, домик Лермонтова и обелиск на месте дуэли).

Особую благодарность поэта получили Кавказские Минеральные Воды. Нет во всей России другого уголка, столь тесно связанного с жизнью и творчеством ее великого сына, Михаила Лермонтова, как этот уголок Северного Кавказа. Здесь все дышит им, все напоминает о нем.

Поэт встречает нас в самом центре Пятигорска, в небольшом скверике, приподнятом над окружающими улицами. Это памятник, сооруженный на народные деньги, был первым в России памятником Лермонтову – его поставили в 1889 году.

Пятигорск уже давно не тот маленький уютный городок, каким его описывал когда-то Михаил Юрьевич Лермонтов. Сегодня это вполне современный город с большими домами, оживленными улицами, по которым мчатся потоки автомобилей. И все же есть в его курортном районе у подножия Машука незримая черта, переступив которую, мы забываем о шумящем за спиной XXI веке, погружаясь в мир далекого XIX столетия.

Заповедный лермонтовский квартал… Здесь время словно застыло, сохраняя атмосферу прошлых лет. Старинные особнячки. Простенькие флигеля. Дорожки, вымощенные камнем. Скромные палисадники, огороженные плетнем. Деревянная бочка, в каких возили тогда воду из Подкумка. И тишина, тишина…

Центр этого уникального уголка – маленький домик под камышовой крышей, который снимал поэт со своим другом и родственником Алексеем Аркадьевичем Столыпиным, возвращаясь из отпуска в действующий отряд, где провел последние недели своей жизни. Выглядит он странно и непривычно даже среди окружающих его старинных особнячков, не говоря уже о соседствующих с заповедным кварталом многоэтажных громадах современных санаториев. Но у тех, кто приходит сюда, он вызывает не удивление, а трепетное чувство прикосновения к прошлому, связанному с именем великого сына России, замечательного поэта, ради которого и сохраняется старательно в сегодняшнем городе романтический кусочек прошлого. Камышовая крыша, маленькие окна со ставнями. У входа мемориальная доска – дань памяти поэту от драматурга А.Н. Островского, побывавшего в Пятигорске. Четыре небольшие комнаты. Старинная мебель, предметы быта, одежда, оружие. Есть среди них и подлинные, принадлежавшие Лермонтову, вещи. Входящим сюда кажется, что поэт только что вышел из комнаты, встав из-за стола, и что лежащее на зеленом сукне гусиное перо еще хранит тепло его руки.

1-й ведущий: А те, кто отправится на прогулку по дороге ведущей вокруг горы Машук, через несколько сот метров дорога выводит к месту, где лес расступается, открывая взору просторную поляну. В глубине ее на фоне темных печальных елей стоит светлый обелиск, окруженный оградой с фигурами грифов по углам. Он поставлен в память о событии, до сих пор отдающемся болью в сердце каждого, кому не безразличны судьбы российской культуры, о том, что в грозовой вечер на лесной опушке у подножия Машука оборвалась жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова.

Место дуэли отмечено очень приблизительно, ибо искать его взялись лишь сорок лет спустя. Живых свидетелей дуэли к тому времени уже не осталось, не были известны и некоторые документы, в частности, протокол допроса секундантов. Публикация и внимательное его изучение, сличение старых планов Пятигорска с местностью позволили энтузиастам-исследователям прийти к выводу, что место поединка нужно искать в нескольких сотнях метров восточнее и несколько ниже по склону от обелиска, неподалеку от так называемой Перкальской салы. Однако среди лермонтоведов и поклонников творчества Михаила Юрьевича до сих пор не утихают споры по этому поводу.

Между тем к обелиску на поляне круглый год «не зарастает народная тропа». Приезжают многочисленные экскурсанты и свадебные процессии, приходят школьники, краеведы и просто те, кому дорого имя Лермонтова. Особенно многолюдно бывает здесь в июльские дни, когда отмечается годовщина гибели поэта. В скорбном молчании стоят многочисленные посетители у этого места, священного для всех, кому дорога память о великом сыне России.

1. Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов / П.А.Висковатов. – М.: «Современник», 1987.

2. Марченко Н.А. Наша портретная галерея Михаил Юрьевич Лермонтов / Н.А.Марченко // Уроки литературы. – 2004. – № 5. – С. 1- 4.

3. По лермонтовским местам. – М.: Профиздат, 1985 г.

4. Салякина С.Т. Кавказ в творчестве М.Ю. Лермонтова / С.Т.Салякина //Лит. в шк. – 2009. – №7. – С. 26-28.

5. Шишкина Е.А. «Выхожу один я на дорогу…»: Вечер поэзии М.Ю. Лермонтова / Е.А.Шишкина // Уроки литературы. – 2014. – №9. – С. 3-8.

6. Хачиков В. Лермонтовские места на Кавказских Минеральных Водах / В.Хачиков. – Минеральные Воды: «Кавказская здравница», 2008.

  1. Видеорепортаж ГТРК «Дон ТР» – Почему Лермонтову некогда было скучать в Новочеркасске.
  2. Х/ф «Лермонтов», Мосфильм, 1986.
  3. Презентация «Горные вершины в картинах Лермонтова»,за кадром звучит романс на стихи Лермонтова «Горные вершины» в исполнении Олега Погудина.

“Люблю я Кавказ!”

С синими горами Кавказа у М. Ю. Лермонтова была связана целая глава жизни – лучшая глава. Свобода и поэзия, героизм и храбрость, опасность и истинный патриотизм – вот что этот скалистый край будил в сердце вольнолюбивого поэта.

Необыкновенная, мужественная красота природы Кавказа вызывала у Лермонтова чувство гордости и восхищения. Даже обычная луна здесь –

Царица лучших дум певца

И лучший перл того венца,

Которым свод небес порой

Гордится, будто царь земной.

Горы делают человека, живущего рядом с ними и беззаветно

Я чувствовал, как конь дышал,

Как он, ударивши ногой,

Отбрасываем был землей;

И я в чудесном забытьи

Движенья сковывал свои,

И с ним себя желал я слить…

Кавказ Лермонтов называет “сладкой песней отчизны моей” краем чести и свободы, миром подвигов, благородных и возвышенных стремлений. С горами для поэта было связано многое, даже память о матери.

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный

За это люблю я вершины тех скал,

Казалось бы, все должно было быть совсем наоборот: ведь Кавказ для Лермонтова стал местом ссылки. Но так считать могли только те, кто не знал поэта – его мятежной, свободолюбивой, рвущейся в бой души.

Я счастлив был с вами, ущелия гор:

Пять лет пронеслось: все тоскую по вас…

Многие произведения написаны М. Ю. Лермонтовым о горах. Своими пламенными словами поэт не только будит воображение читателя, но и щедро делится с ним своими чувствами и впечатлениями.

Похожие сочинения:

ВОСХИЩЕНИЕ КАВКАЗОМ В СТИХОТВОРЕНИЯХ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ЛЮБЛЮ Я ЦЕПИ СИНИХ ГОР…”, “КАВКАЗ” ВОСХИЩЕНИЕ КАВКАЗОМ В СТИХОТВОРЕНИЯХ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ЛЮБЛЮ Я ЦЕПИ СИНИХ ГОР…”, “КАВКАЗ” Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ… М. Ю. Лермонтов В русской литературе Михаил Юрьевич Лермонтов.

Кавказ в стихотворениях М. Ю. Лермонтова Еще в детстве М. Ю. Лермонтов побывал на Кавказе, затем он там служил, будучи офицером. Лермонтов прекрасно знал Кавказ и горячо его любил. В лучших его стихах и поэмах, а.

Кавказ в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, “где люди вольны, как орлы”. Кавказ называли “Теплой Сибирью”; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде.

“Тебе, Кавказ… я снова посвящаю стих небрежный!” Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое, Вы носили меня на своих одичалых хребтах; Облаками меня одевали; Вы к небу меня приучили, И я с той поры все.

“Люблю я цепи синих гор…” Среди многообразия тем, которых касался в своем творчестве М. Ю. Лермонтов, немаловажная роль отведена стихотворениям о природе. Пейзаж является неотъемлемой частью лирических произведений поэта. Беспредельно любя русский народ, свою родину.

Стихотворение А. С. Пушкина “Кавказ” После возвращения из ссылки А. С. Пушкин жил под постоянным наблюдением царя и начальника жандармов. Тема свободы для поэта, пережившего шесть лет изгнания и преследований на Юге и в Михайловском.

Анализ стихотворения Лермонтова “Кавказ Судьба Михаила Лермонтова тесно связана с Кавказом. Будущий поэт рос очень слабым и болезненным ребенком, он рано потерял мать и, оставшись на попечении бабушки, каждое лето ездил на лечение в.

Стихи на смерть Пушкина и первая ссылка М. Ю. Лермонтова на Кавказ. 1837 год В январе, 27 числа, на Черной речке в окрестностях Петербурга состоялся поединок Пушкина с Дантесом. В тот же вечер по городу распространился слух о смерти Пушкина. На следующий же день.

Анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина “Кавказ” На написание стихотворения Пушкина вдохновила поездка на Кавказ в 1829 году. Прогулка в горах вызвала у него восторг и даже не примечательные утесы, и тощий мох вызывают у него восхищение.

ВОЛЬНОЛЮБИВЫЙ ХАРАКТЕР СТИХОТВОРЕНИЙ А. С. ПУШКИНА “УЗНИК” И “КАВКАЗ” ВОЛЬНОЛЮБИВЫЙ ХАРАКТЕР СТИХОТВОРЕНИЙ А. С. ПУШКИНА “УЗНИК” И “КАВКАЗ” 1 вариант Пушкин – великий русский национальный поэт. Он стоит в ряду таких гениальных художников слова, как Шекспир, Гете, Лев Толстой.

КАВКАЗ А. С. ПУШКИН КАВКАЗ Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины; Орел, с отдаленной поднявшись вершины, Парит неподвижно со мной наравне. Отселе я вижу потоков.

“Нет, не тебя так пылко я люблю…” М. Ю. Лермонтов. Стихотворения “Нет, не тебя так пылко я люблю…” Стихотворение было написано в 1841 году. Его центральная тема – тема любви. Для русской романтической поэзии в целом и.

М. Ю. Лермонтов в Москве, вторая ссыпка на Кавказ. 1840 год В Москве М. Ю. Лермонтов задерживается. Он часто встречается с Ю. Ф. Самариным, бывал в кружке славянофилов, где больше других ему понравился А. С. Хомяков. 9 мая присутствовал на именинном.

“Люблю Отчизну я, но странною любовью” Пожалуй, тема родины является главной в творчестве всех великих русских писателей. Своеобразное преломление находит она в лирике М. Ю. Лермонтова. В чем-то его задушевные мысли о России совпадают с пушкинскими.

Что я люблю делать и почему? Что я люблю делать и почему? Я люблю помогать маме. Это, конечно, несовременно. Мои подружки любят танцевать и болтать по телефону. А мне нравится вместе с мамой хозяйничать на кухне.

Воспевание свободы в стихотворениях А. С. Пушкина “Узник” и “Кавказ” Наверное, нет в мире человека, который бы не слышал и не читал бессмертных произведений Александра Сергеевича Пушкина. Вольнолюбивая лирика занимает особое место в творчестве этого замечательного поэта, который в любых.

Кавказ в судьбе Лермонтова За написание “непозволительных стихов” Лермонтова перевели в Нижегородский драгунский полк, который стоял недалеко от Тифлиса и участвовал в войне с горцами. На Кавказе Лермонтов “находился… в беспрерывном странствовании, то на.

Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я люблю” Подберите самостоятельно для анализа несколько стихотворений из любовной лирики Лермонтова. Возьмем, к примеру, стихотворения “Расстались мы, но твой портрет…” и “Нет, не тебя так пылко я люблю…”. В первом стихотворении.

Гармония природы в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Люблю я цепи синих гор…” М. Ю. Лермонтов великолепно чувствовал природу и точно мог передать свои ощущения. В стихотворении “Люблю я цепи синих гор…” он описывает красочный закат в горах: Ярка без света и красна.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я люблю…” На фоне глубокой внутренней борьбы между двумя противоположными стихиями – небом и землей, переход от безусловного признания приоритета первого над вторым через осмысление их равноправности, к радостному ощущению возможности их.

КРАСОТА И ВЕЛИЧИЕ ПРИРОДЫ КАВКАЗА (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова) КРАСОТА И ВЕЛИЧИЕ ПРИРОДЫ КАВКАЗА (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова) Красота и величие самобытной природы Кавказских гор покорили сердце поэта еще в пору его детства. Лермонтов лишился матери, когда ему.

“ЛЮБЛЮ ОТЧИЗНУ Я, НО СТРАННОЮ ЛЮБОВЬЮ” (образ родины в поэзии Лермонтова) “ЛЮБЛЮ ОТЧИЗНУ Я, НО СТРАННОЮ ЛЮБОВЬЮ” (образ родины в поэзии Лермонтова) Все творчество М. Ю. Лермонтова пронизывает любовь к свободе и родине. Эта тема звучит не только в стихах, прославляющих.

Почему я люблю ходить за грибами Почему я люблю ходить за грибами Летом и ранней осенью я люблю ходить в лес за грибами. От нашего дома до ближайшего леса довольно далеко, поэтому мы с мамой добираемся.

Я очень люблю цветы Я очень люблю цветы! Я очень люблю цветы. Люблю настолько, что одно время даже мечтала работать продавцом в цветочном магазине. Я представляла, как хожу между огромными вазами с разными красивыми.

Что я люблю делать и почему? вариат 1 Что я люблю делать и почему? Больше всего на свете я люблю играть с друзьями. Играем мы в самые разные игры. Во дворе это прятки и футбол. В прятках мне.

“Я РОДИНУ ЛЮБЛЮ…” (тема Родины в лирике М. Ю. Лермонтова) Москва, Москва Люблю тебя как сын! Как русский, – сильно, пламенно И нежно. М. Ю. Лермонтов С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Жизнь и творчество этого замечательного поэта.

Трагедия любви в рассказе Бунина “Кавказ” Теме любви посвящены многие рассказы И. А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая.

Анализ стихотворения Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я люблю Не секрет, что в последние годы жизни Михаил Лермонтов очень сильно привязался к Варваре Лопухиной, которую буквально боготворил. Однако поэт понимал, что возможный союз двух любящих сердец принесет его избраннице.

Анализ стихотворения Рождественского “Я жизнь люблю безбожно Стихотворение “Я жизнь люблю безбожно” Рождественского начинается с парадоксальной на первый взгляд фразы: “Я жизнь люблю безбожно!” Но в данном случае имеется ввиду не натуральное безбожие поэта, а сильную любовь.

Чем я больше всего люблю заниматься и почему? Чем я больше всего люблю заниматься и почему? В свободное время я люблю играть в компьютерные игры. Это не только интересно, но и полезно. Хотя мои родители со мной не.

Сочинение Демон в поэме Демон Лермонтова

Демон – главный герой поэмы. Он предстает перед читателем не тем чудовищным и бесчувственным существом, которое изображено в библейских текстах. Демон Лермонтова – совершенно другой, он способен на более глубокие чувства, он чувствует и ощущает мир подобно человеку. В этом, отчасти, и состоит загадочность и многогранность поемы.

Этому персонажу не чуждо чувство одиночества, об этом Лермонтов пишет в начале поемы, описывая душевные терзания, гнетущее бессмертие и презрение к окружающему миру которые испытывает Демон в начале поемы. Далее глубокие переживания главного героя поемы дополняются чувством влюбленности, которое Демон испытывает к молодой грузинке Тамаре. Но им не суждено встретиться, так как она человек, и прикосновение демона ее убьет. К тому же, она влюблена и выходит замуж.

Испытывая отвращение к заведенному Богом порядку, демон убивает жениха Тамары руками разбойников. Верша судьбы людей, герой Лермонтова показывает желание стать таким же как они, прикоснуться к человеческой сущности и оправдать все свои поступки человеческими сомнениями.

Далее Демон пытается совратить Тамару, представляясь ей красивым юношей, разговаривая с ней по ночам, но Тамара не поддается. Тамара – воплощение божественного женского начала, она отвергает все демоническое и борется за чистоту своих помыслов (По иронии судьбы именно в такую девушку суждено влюбиться Демону). Тамара уговаривает отца отправить ее в монастырь, думая, что Бог и молитвы помогут ей избавиться от искушения и губительной любви Демона. Ангел встает на защиту девушки, но сомнения, одолевающие душу девушки, не дают ему за нее заступиться. Тамара дает Демону себя поцеловать и умирает.

Демон в отчаянии, потеряв любимую, хочет забрать ее душу, но ангел не дает ему этого сделать. Демон остается наедине с собственной болью, отчаянием, одиночеством и чувством безответной любви к прекрасному и чистому созданию, грузинской девушке Тамаре.

Образ Демона

Образ Демона в знаменитой поэме Лермонтова – является брошенным героем, который посмел переступить правила добра. Он презирает ограничение человеческого проживания. Данный портрет взят автором из библейской легенды про изгнанного из рая. Михаил Юрьевич на свой манер переделал содержание. Наказание главного лица исходит из того, что он обречен до скончания веков блуждать абсолютно одиноким.

Образ демона это причина зла, уничтожающего всё на пути перед собой. Но несмотря на это, он оказывается в сближенном взаимодействии с противоположным началом. Поскольку нечистый это обращённый ангел, то ему прекрасно вспоминаются прошедшие события. Герой словно выливает свою накопившуюся месть на весь мир. Стоит выделить тот факт, что данный образ демона очень сильно отличается от Сатаны или же Люцифера. Такое вот личное выражение российского поэта к образу.

Основной смысл поэмы состоит в том, что герой стремится найти способ перевоплотиться. Он весьма рассержен тем обстоятельством, что ему отведена участь рассеивать зло по всему людскому миру. По нежданному стечению событий он влюбляется в прекрасную девушку грузинку, которую зовут Тамара. Данным способом герой во что бы то ни стало желает победить Божью кару.

Образ героя в этом произведении выражается двумя главными особенностями. Это притягательность небес и таинственная загадочность. Поэтому женщина Земли не способна из-за своей слабости устоять перед искусителем. Он не итог человеческого воображения. Тамара может его почувствовать и осязать. Постепенно он начинает посещать её во сне. Демон походить на воздух и может вдохновляться чрез внутренний голос и дыхание. В поэме мы не найдём описания внешнего вида героя. В чувствах девушки он как светлый вечер, светится неслышно, подобно звезде, ускользает неслышно и бесследно. Грузинку заманивает зачаровывающий голос, притягивает её. После совершения убийства суженого Тамары, он приходит к ней, напускает золотые сны, избавляет ото всех земных беспокойств. Портрет перевоплощается с помощью колыбельную песенку. В этой песне присутствует воспевание мира в ночи, который столь характерен для романтической особенности.

Воспевания, которые воспроизводит Демон с течением времени отравляют сердце бедной девушки по миру, которого нет. Земные события и вещи её не привлекают. Доверяясь своему совратителю, грузинка покидает этот мир. Это происшествие приводит Демона к ещё большему отчаянию и сознанию в своей несостоятельности.

Также читают:

Картинка к сочинению Демон в поэме Демон Лермонтова

Популярные сегодня темы

Что значит жить по совести? Все очень просто. Совесть – это наш внутренний голос, судья и защитник одновременно. Ведь именно совесть позволяет или не позволяет нам совершить тот или другой поступок.

11 декабря 1918 гг. — день рождения Александра Исаевича Солженицына

В рассказе Верую Шукшин предлагает довольно простое и оригинальное решение проблемы тоски и уныния. Главным героем выступает взрослый мужчина по имени Максим, семейный и вполне состоявшийся

Кошка – самое мое любимое животное. Она не только мой лучший четвероногий друг, но и член нашей семьи. Зовут мою любимицу Маруся. У нее очень красивый окрас. Лапки черные,

Главным положительным героем повести, является кузнец Вакула, который был влюблен в юную красивую украинскую девушку Оксану. Без нее он не представлял своей жизни, она для него была смыслом жизни.

Анализ поэмы «Демон» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 30.01.2020 · Обновлено 30.01.2020

Многомудрый Литрекон поможет Вам растолковать поэму М.Ю. Лермонтова «Демон». Вы можете использовать анализ произведения по плану для написания сочинений и проверочных работ. Кроме того, разбор поэмы – отличный способ подробнее разобраться в творчестве Лермонтова, а эти знания пригодятся Вам на решающих экзаменах в старших классах.

История создания

История написания поэмы «Демон» наталкивает на мысль, что произведение играло особую роль в жизни автора. Он начал работу над произведением в 14 лет, продолжал вносить корректировки в течение всей жизни, так и не опубликовав его самостоятельно. Несмотря на многочисленные исправления и доработки, первая строка осталась без изменения с 1829 года. («Печальный Демон, дух изгнанья»). Об этой работе автора сохранились весьма интересные факты:

  1. Любопытно узнать, кому посвящена поэма «Демон»? Автор подарил рукопись своей избраннице — Варваре Лопухиной. Это произошло в 1838 году. Он подписал ее: «Я кончил — и в груди невольное сомненье!». Он не был уверен в успехе произведения, поэтому постоянно дорабатывал его на протяжении всей жизни.
  2. Цензура жестоко обошлась в творением поэта-романтика. Синод (орган, заведующий церковными делами) запретил публикацию при жизни автора, ведь содержание произведения противоречило религиозным канонам и было признано опасным. После смерти М.Ю. Лермонтова отрывки из поэмы были напечатаны впервые в 1842 году в журнале «Отечественные записки». Целиком она вышла в 1856 году в Германии. Тираж составлял 28 экземпляров, но важно отметить, что диалог главных героев был вырезан. И только в 1857 году вышло второе издание поэмы «Демон», в котором диалог был опубликован.
  3. История создания «Демона» тесно связана с его распространением. Вопреки цензуре и запретам, посвящённые дворяне переписывали поэму друг у друга и передавали знакомым. Такая форма распространения окружила произведением еще большим ажиотажем со стороны публики.
  4. «Демон» имеет и свою мистическую историю. Многие художники-иллюстраторы и литературоведы, которые взялись за подробное изучение текста, замечали странности в своем поведении или даже сходили с ума от навязчивых видений. Самым известным примером является художник Врубель, который нарисовал иллюстрации к книге, но не завершил труд, так как его психическое здоровье пошатнулось. Он жаловался на навязчивые галлюцинации, где неизменно присутствовал нечистый дух.

Жанр, направление, размер

Жанр произведения — поэма, литературное направление — романтизм. Отверженный и одинокий герой-бунтарь, готовый идти наперекор судьбе, присущ романтическим поэмам, к которым можно отнести «Демон». Тексту присущи и другие романтические черты:

  1. Главный герой поэмы – изгнанник, который не может справиться с внутренней борьбой, Падший Ангел, который расплачивается за свое неповиновение. Более того, одним из главных признаков романтизма в поэме, который невозможно оставить без внимания — идея борьбы. Борьба между двумя героями заключается в противостоянии Демона и Бога. Также мы замечаем менее очевидный и уловимый внутренний конфликт Демона с самим собой: его земными желаниями и инфернальной сущностью.
  2. Место действия — экзотическая страна — Грузия. Такой выбор локации тоже указывает на романтизм, ведь авторы хотели сделать свое повествование максимально нетипичным.
  3. Отсылки к религиозным и мифологическим источникам — еще одно свойство романтизма. Поэты и писатели часто ссылались на исторические и мифологические сюжеты прошлого.
  4. Кроме того, читатель замечает традиционные романтические мотивы в «Демоне»: одиночество, злой рок, фатализм, бунт, несчастная любовь, свобода.

Размер «Демона» — четырехстопный ямб.

Действия, описанные в поэме, происходят в Грузии. Демон пролетает над вершинами Кавказа и замечает прекрасную Тамару, дочь Гудала. Она готовится к своей свадьбе и ждет жениха, который направляется к ней с богатым караваном верблюдов. Но по пути их настегают и убивают разбойники. Демон, который пленился красотой девушки, является и желает завладеть ею.

Испуганная Тамара просит родных отдать ее в монастырь, чтобы спастись от злых чар. Там она находит защиту, но в одну из ночей Демону удается пробраться к ней. Он соблазняет Тамару, и девушка погибает. Но ее душа все равно не остается с Демоном, Ангел спасает девушку и переносит в Рай.

Образы и символы

Образ юной и прекрасной девушки, которая верит в Бога, скромна и чиста, сталкивается с образом Демона. Он очень сложный и неоднозначный персонаж, обреченный на вечную тоску и одиночество. Главные образы в поэме «Демон» Многомудрый Литрекон расположил в таблице.

Демон Падший Ангел блуждает и властвует над землей, но наскучившее зло не доставляет ему никакого наслаждения (Он не встречал сопротивленья – и зло наскучило ему). Все меняется, как только он замечает Тамару. Демон хочет обрести спасение через любовь к ней, он готов сеять добро. Впоследствии он раскрывается как дерзкий, настойчивый, страстный герой. Он не в состоянии совладать со своей гордыней и является ее жертвой, поэтому автор сочувствует ему, постоянно награждая его характеристикой «грустный». Злой дух — заложник судьбы, и бунт против нее для него оканчивается поражением. Образ Демона наделен типичными романтическими чертами: он одинок, горд и отрешен от мира.
Тамара Тамара скромна и благочестива, хотя именно она является самой прекрасной девушкой на земле. Она честна и до конца сопротивляется злой силе. Спасение героиня находит в монастыре, то есть она готова отречься от всего, чтобы сохранить чистоту своей души. В борьбе за нее она пала, но раскаялась, и за ее старания ангел не позволил пропасть ее душе в объятиях сатаны.

Тематика поэмы «Демон» выходит за рамки типичной русской литературы, и Многомудрый Литрекон посвятит ей больше времени, если читатель напишет в комментариях, чего не хватает. Автор затрагивает такие темы, как любовь, вера, одиночество, борьба добра и зла.

  • Любовь способна излечить даже самую израненную и уставшую душу, она является ключом к спасению от вечного одиночества Демона. Однако его судьба отверженного духа противостоит намерению Демона найти спасение. Он уже сделал свой выбор, когда пошел против Бога, и с тех пор его дорога определилась. Ее не изменить даже самым отчаянным порывом. Поэты-романтики часто изображали любовь как недоступный на Земле идеал, и Лермонтов продолжил данную традицию. Счастливой любви в тексте нет.
  • Вера спасает Тамару от вечных мук в Аду, она не поддается уговорам Демона и продолжает верить, что Бог ее спасет. Ее сопротивление страсти и самоотречение во имя религии в стенах монастыря — все это говорит в ее пользу, и Ангел спускается на выручку.
  • И основная тема, которая затрагивается во многих произведениях – борьба добра со злом. Ангел и Демон — это две стороны одной человеческой души. Они борются в каждом из нас, и очень важно осознавать, что не существует деления на отрицательных и положительных персонажей. Автор аллегорически описал две стороны человеческой сущности. Возможно, реально существующая героиня в тексте одна — это Тамара, душа которой разрывается от противоречий.
  • Мистика является одним из любимых приемов романтиков. Автор прибегают к ней, когда хотят оторваться от земных забот и показать идеал, недоступный действительности. Лермонтов создал свое двоемирие, показав жизнь духов и бытие людей.
  • Природа. Грузинские пейзажи подходят для описанных событий и подчеркивают страстную, гнетущую атмосферу произведения. Они олицетворяют непреклонный и знойный нрав злого духа.

Проблемы

Проблематика произведения «Демон» может быть описана объемнее, если читатели напишут Многомудрому Литрекону то, то нужно добавить в список.

  1. Гордыня. Для автора любовь – это святое неземное чувство, которое отзывается в нас чем-то мистическим и духовным. Она не может быть совместима с пороком и злом, она заставляет нас творить добро и отказываться от гордыни. Демон не мог выйти из своей гордой и надменной сущности, поэтому его страсть окрасилась в мрачные тона и убила Тамару. Чувства не победили в нем, а оказались побежденными более сильными порывами его души.
  2. Одиночество. Демон трагически одинок и тяжело переживает низвержение. Автор открыто сочувствует ему, понимая, что природу злого духа не изменить. Он таков, его таким создали, поэтому он обречен на одинокие скитания. В характере Демона прослеживается схожесть с нравом самого автора, которого современники считали желчным, замкнутым и неприветливым человеком, обреченным на уединение и нелюбовь.
  3. Бунт против своей природы — это тоже проблема, поднятая в произведении «Демон». Герой ненавидит свой путь и хочет перемениться, но метаморфоза невозможна. Ты — тот, кем тебе суждено быть, ты не делаешь себя сам — вот посыл, который пропагандировали многие поэты-романтики, поэтому все попытки Демона тщетны.
  4. Судьба. По мнению многих поэтов-романтиков, злой рок неумолим. Если что-то начертано на роду, то от этого не уйдешь. Так и Демон не смог уйти от себя, не сумел свернуть со своей дороги, как ни пытался.

Основная идея

Смысл поэмы «Демон» заключается в том, что герой объявляет войну самому себе, своему пути и характеру. Он решает все изменить и начать сначала. Для него любовь — яд, лишающий демона злых сил, которыми он так гордится. Она же лишает его независимости — того, ради чего персонаж променял рай на ад. Для него связь с Тамарой могла стать капитуляцией, признанием правоты отвергнутого Творца, но все же природа взяла свое: Демон убил не себя, а человека, которым завладел. Это говорит о его обреченности — конечной точке развития образа. Злой дух всегда останется таким: одиноким, грустным и мрачным напоминанием о том, какая кара ждет гордецов, осмелившихся уйти от Бога. Трагедия Демона — это невозможность изменить свою природу, даже пройдя через испытание любовью.

Главная мысль же заключается в том, что каждый из героев стоит перед нравственным выбором. Демон опять выбирает бунт вместо смирения, как и тогда, когда он пошел против Бога — своего создателя. Как и тогда, его мятеж не увенчался победой: он был напрасен, как и любое сопротивление судьбе. Но такова природа Демона: он не может смириться и избавиться от гордыни, поэтому он, вопреки запретам, идет за Тамарой в монастырь, бросает вызов Ангелу. Он хотел исцелиться любовью, но не заметил, как опять совершил одну и ту же ошибку, как опять стал заложником высокомерия. Его любовь оказалась такой же химерой, как и свобода от Бога. Ничто не может изменить его, потому что попытка измениться, противоречащая воле Творца и его законам, — это и есть его истинная сущность, против которой он выступает. А вот Тамаре удается противостоять искусителю с помощью веры, потому что она смиряется и уповает на волю Господа. Поэтому в конце произведения ее душа обретает смирение в Раю.

Средства выразительности

Для создания образов М. Ю. Лермонтов использует разнообразные тропы в поэме «Демон», это помогает проследить отношение автора и чувства героев.

  1. В первой части поэмы в описании Кавказской природы присутствуют сравнения: «как трещина жилище змея», «Терек, прыгая, как львица».
  2. В описании Демона используются эпитеты «дух изгнания», «злой дух», «давно отверженный».
  3. Также автор не скупится на олицетворения: «лучших дней воспоминанья пред ним теснилися толпой; Когда бегущая комета улыбкой ласковой привета любила поменяться с ним; И Терек, прыгая, как львица с косматой гривой на хребте, ревел».
  4. Один из главных средств выразительности является антитеза: Демон противопоставляется Богу, вера Тамары — безверию Демона, чистота души — пороку, невинность — страсти. Даже природа Грузии контрастна: на вершинах гор лежит снег, а на земле цветут яркие краски лета.

В поэме «Демон» еще очень много средств художественной выразительности, которые Многомудрый Литрекон добавит в текст, если в этом есть надобность, о которой стоит сообщить ему в комментариях.

Сочинение на тему «Образ Демона в одноименной поэме Лермонтова»

Поэму «Демон» Михаил Юрьевич написал в 1832 году, она по праву считается одной из жемчужин его творчества и романтической поэзии в целом. Поэт и писатель работал над этим произведением целых десять лет и вложил в него всю суть своих тираноборческих амбиций. Не зря главный герой поэмы предстает могущественным противником ужаснейшего из тиранов — творца. Именно поэтому образ демона передает суть авторской мысли гораздо больше, чем собственно сюжет.

Судьба демона, его чувства и мысли, отношение к Тамаре — все это создает трагичность и возвышенность персонажа, облагораживает его роль борца за свободу, несправедливо осужденного тираном. Такая интерпретация образа демона была для литературы крайне редкой, даже можно сказать, что пришлась современникам Лермонтова в новинку.
Демон вовсе не отрицательный персонаж, хотя он и носит клеймо «позора преступленья», читатель невольно ему симпатизирует, жалеет, гневается на несправедливость бога. Каждая строчка застрагивает струну в душе:

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

«Я тот, чей взор надежду губит,
Едва надежда расцветет,
Я тот, кого никто не любит,
И все живущее клянет.
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы,
И, видишь,— я у ног твоих!»

Эти строки, несмотря на свое внешне отрицательное содержание, невероятным образом наполняются невыносимым страданием демона, который их произносит. Вместе с тем поэт раскрывает всю глубину и возвышенность натуры персонажа.

В начале поэмы демон предстает отрешенным, опустевшим от вечно творимого зла и бесконечной власти над грешными людьми:

«Он сеял зло без наслажденья.
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья —
И зло наскучило ему»

Кажется, будто из этого замкнутого круга ему не выбраться. Он и сам уверен, что вынужден вечно скитаться, все больше полнясь глубоким страданием из-за собственного всесилия. Но однажды герой узнает о Тамаре, святой женщине, монахине. Эта мимолетная, исключительно земная, но чистая красота пленяет его, побуждает к жизни. С этого момента перед читателем предстает новый демон, такой, каким он был когда-то, будучи во власти страстей. Только теперь он раскрывается в полной мере, во всех гранях своей натуры.

Безумная страсть демона похожа на помешательство, чтобы соблазнить Тамару, он клянется в потрясающих масштабами вещах, вызывая некий трепет перед собой:

«Пучину гордого познанья
Взамен открою я тебе.
Толпу духов моих служебных
Я приведу к твоим стопам;

Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе все, все земное —
Люби меня. »

Выражая свои чувства, демон пугает и восхищает не меньше, чем его обещания:

«С моей преступной головы
Я гордо снял венец терновый,
Я все былое бросил в прах:
Мой рай, мой ад в твоих очах.
Люблю тебя нездешней страстью,
Как полюбить не можешь ты:
Всем упоением, всей властью
Бессмертной мысли и мечты»

Это открывает в персонаже безумного авантюриста, способного бросить к ногам своей страсти самые великие и сокровенные плоды мироздания. При чем становится понятно, что это касается не только любви к женщине, но и любви к идее, к желанию. Демон буквально охвачен попыткой возродить себя самого, он поднимает в себе все то, что так старался заглушить, мучимый великим страданием.

Когда Тамара умирает, ей прощаются все грехи и даруется право отправиться на небеса. Демон вновь, как когда-то, вступает в неравный бой с тираном, силясь отвоевать свое право на счастье, но терпит ожидаемое поражение. Он вновь становится на путь одиночества, отчаяния и опустошения. Это настоящая трагедия бессмертного существа, которое вынуждено угасать в вечности, не имея возможности наконец потухнуть, как бы ни было сильно желание.
Интересно отношение демона к человечеству:

«Что повесть тягостных лишений,
Трудов и бед толпы людской
Грядущих, прошлых поколений,
Перед минутою одной
Моих непризнанных мучений?
Что люди? что их жизнь и труд?
Они прошли, они пройдут…»

Удивительно, что демона сумела покорить земная женщина, которая никогда не стремилась к его идеалам, а напротив — чтила бога. Это только подтверждает вольность натуры героя, истинно свободного даже от навязанных мирозданием порядков.

Читайте также:
Человек и природа в поэзии Лермонтова: сочинение
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: