Мое знакомство с Лермонтовым: сочинение

Срочно нужно сочинение на тему Мой Лермонтов! В школу нужно сочинение очень

В мою жизнь лермонтовские стихи вошли с детства. Свободно и легко я подчинился волнистому ритму «Русалки» , тихим строкам «Ангела» , манящей тревожности «Паруса» . Повторяя стихи наизусть, я испытывал то странное чувство, которое приходит на грани бодрствования и сна. Реальное смешивалось с нереальным, четкое с зыбким, и все это вместе было поэзией. Об руку с Лермонтовым входил в меня Врубель, вернее, его ощущение лермонтовской поэзии. «Демон» , «Еврейская мелодия» , «Русалка» – рисунки в кушнеровском издании – неразрывны в моей памяти со стихами поэта. Позже, в часы раздумчивого горя, выпадающего в той или иной мере на долю каждого человека, я повторял либо строки «Сна» , либо «Благодарности» , либо… бог знает из каких еще стихов, все они мне близки. Так, в годы войны с неожиданной яркостью вспомнилось не только «Бородино» , но и горькая исповедь умирающего офицера («Завещание») :

Через всю мою жизнь прошло стихотворение «Парус» , слитое с судьбами всего поколения. Лермонтов – ближайший наследник и восприемник Пушкина, как и он, получил дар различать «в шуме и звоне» жизни то, что недоступно слуху обыкновенного человека. В сочетании огромного мастерства и величайшей безыскусственности встает перед нами поэзия Лермонтова.

Лермонтов – то явление в поэзии, которое принято называть чудом. Но, вглядываясь в истоки этого чуда, мальчик, наделенный действительно необыкновенными способностями, не остановился на полдороге, а сознательно и настойчиво совершенствовал свой талант. Поставив перед собой великую цель, он сам создал себя и вызвал к жизни то чудо, которому мы не перестаем удивляться. И когда молодой поэт впервые вышел на суд читателей, он уже никак не мог оказаться в положении дебютанта, разыгрывающего перед публикой трудную симфонию и терпящего неизбежный провал. Нет, действительный автор «Песни про… купца Калашникова» , «Бородина» , «Русалки» и других произведений, в первый раз прочитанных людьми 30-х годов, был к тому времени уже сложившимся поэтом, поэтом с очень сложным миропониманием, с контрастной сменой настроений, душевного состояния.

Но Лермонтов не стал бы великим поэтом, если бы он свой могучий, почти неестественный дар замкнул в самом себе. Он очень рано, еще в отроческие годы, проникся мыслью о гражданственном назначении поэзии. Свидетельство тому его стихи об июльских днях в Париже, которые даже в наше время выглядят революционными. Появление стихотворения «Смерть Поэта» не было случайным, оно было подготовлено в процессе духовною созревания поэта-гражданина. В дальнейшем его мятежная муза доставляла много беспокойства всесильным «пашам» и «голубым мундирам» , объявившим ему войну не на жизнь, а на смерть. Он страстно любил Россию, но он не мог не видеть кровоточащие язвы «страны рабов, страны господ» . И свое творчество он хотел уподобить не безобидной игрушке, но отточенному кинжалу, с которым он вступал в неравную борьбу против общественной несправедливости. Его стихи, посвященные поэзии, являются подлинным манифестом боевого искусства, не потерявшего значения до сих пор.

Лермонтов живет среди нас. Это действительно так, и оттого, что эти слова тысячи раз были повторены, они не перестают оставаться верными. Сам я физически ощущаю, что Лермонтов жив и я живу рядом с ним. Каждый заново для себя открывает Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца. Однако океан лермонтовской поэзии трудно расстается с тайнами, запрятанными в его глубинах. И настоящие открытия лермонтовского мира приходят тогда, когда они подготовлены знанием его поэзии, одухотворены любовью и ин

Многие из нас ведут дневники, в которых можно найти массу интересных вещей: стихотворения, афоризмы, понравившиеся строки из произведения, статьи. Да мало ли что! Листая до урока свою пухленькую старенькую тетрадь в поисках притчи про гвозди, я увидела запись, которая меня и натолкнула на написание данного сочинения: «Почему-то вспомнилась мало кому известная строчка начатого, так и не продолженного стихотворения Лермонтова «Свеча горит, забыта на столе»… Вот уж кто ничего не имел, ничего не нажил. Погиб, как свеча на ветру». Как-то зацепила меня эта фраза и выстроила течение мыслей.

«Свеча, свет, светоч» – слова одного корня. Но почему-то когда я думаю о Лермонтове, для меня это действительно свеча, а вот имя Пушкина для меня ассоциируется с солнцем. Некоторые скептически могут подумать, что это сравнение не в пользу Лермонтова, и будут неправы.

Мой Лермонтов… Моим он стал в самые счастливые годы моего ученичества. Думаю, что практически многие из нас встретились с этим именем, увы, только в пятом классе, когда мы первый раз услышали стихотворение «Бородино» из уст учителя. Моя учительница словесности Екатерина Григорьевна Ребро читала его наизусть. С первых строк она увела меня в «могучее, лихое племя» начала девятнадцатого столетия. Мои чувства были там, на Бородинском поле, я не понимала многих слов, которыми автор рисовал картину боя (лафет, картечь, бивак), но мне это вовсе не мешало, потому что я представляла, что это именно я беседовала со старым солдатом, и в голове звучал один и тот же вопрос: «Почему оставили Москву?!» Это был даже не вопрос, а возмущение. Это сейчас я понимаю, что если бы император подписал договор о перемирии на тот самый момент, когда Наполеон ждал ключи от столицы, то Кутузов с той самой минуты стал бы виновником поражения. Но это, к счастью, не случилось в отличие от русско-японской войны 1904-1905 г. г. Но речь сейчас не об этом, а о моем самом ярком впечатлении и знакомстве с поэтом, у которого необычная фамилия. Так, через «Бородино», в мое сердце, где царит любовь к литературе, пришел Лермонтов. Пришел с пытливыми для меня вопросами, на которые очень хотелось найти ответ.

Читайте также:
Тема Родины в поэзии М. Ю. Лермонтова: сочинение

Каждому человеку нравится какой-нибудь поэт или писатель. Его произведения поддерживают в трудные минуты, помогают бороться со своими слабостями и недостатками. Для меня таким творцом стал Михаил Юрьевич Лермонтов. Именно он смог найти нужные слова, которые помогли, наконец, понять, что творится в моей душе.

Грусть накатывает часто от мысли, что рядом нет никого, кто смог бы тебя понять и принять таким, какой ты есть. Но, погружаясь в поэзию Лермонтова, чувствуешь, как будто вас уже двое, и все не так уж плохо.

Когда ко мне в руки попадает книга стихотворений Лермонтова, я окунаюсь в совершенно иной, волнующий и зовущий мир. Произведения этого поэта призваны не поучать или успокаивать, а пробуждать все чувства. Герои его произведений целеустремленные, сильные, волевые и верные своим идеалам. Я бы тоже в некоторой степени хотел быть на них похожим – выработать эти качества в себе, не бояться трудностей, бороться и идти к своей цели.

Лермонтов по праву занимает место среди великих русских поэтов. Созданные им образы не тускнеют от времени, они продолжают будоражить сердца людей, невзирая на возраст.

Однако каждому Лермонтов близок по-своему. Кто-то любит его за то, что поэт воспевает родину, кто-то за образ юноши, задумчиво и печально смотрящего вдаль, а некоторым близок Лермонтов как мятежный автор бессмертного «Паруса», просящий бури и рвущийся без страха навстречу стихии. Конечно, все они правы. Стихотворения Михаила Юрьевича несут в себе грусть и мужество, жажду недостижимой свободы, предчувствие потерь, безмерную любовь к родной земле. Произведения Лермонтова многогранны и разнообразны. Но всех их объединяют особый голос, мелодика и интонация, выделяющая Лермонтова, его авторский стиль. Он будто бы вовлекает тебя в свои размышления, раскрывая заветные тайны, хранящиеся в глубинах души.

Каждому человеку нравится какой-нибудь поэт или писатель. Его произведения поддерживают в трудные минуты, помогают бороться со своими слабостями и недостатками. Для меня таким творцом стал Михаил Юрьевич Лермонтов. Именно он смог найти нужные слова, которые помогли, наконец, понять, что творится в моей душе.

Грусть накатывает часто от мысли, что рядом нет никого, кто смог бы тебя понять и принять таким, какой ты есть. Но, погружаясь в поэзию Лермонтова, чувствуешь, как будто вас уже двое, и все не так уж плохо.

Когда ко мне в руки попадает книга стихотворений Лермонтова, я окунаюсь в совершенно иной, волнующий и зовущий мир. Произведения этого поэта призваны не поучать или успокаивать, а пробуждать все чувства. Герои его произведений целеустремленные, сильные, волевые и верные своим идеалам. Я бы тоже в некоторой степени хотел быть на них похожим – выработать эти качества в себе, не бояться трудностей, бороться и идти к своей цели.

Лермонтов по праву занимает место среди великих русских поэтов. Созданные им образы не тускнеют от времени, они продолжают будоражить сердца людей, невзирая на возраст.

Однако каждому Лермонтов близок по-своему. Кто-то любит его за то, что поэт воспевает родину, кто-то за образ юноши, задумчиво и печально смотрящего вдаль, а некоторым близок Лермонтов как мятежный автор бессмертного «Паруса», просящий бури и рвущийся без страха навстречу стихии. Конечно, все они правы. Стихотворения Михаила Юрьевича несут в себе грусть и мужество, жажду недостижимой свободы, предчувствие потерь, безмерную любовь к родной земле. Произведения Лермонтова многогранны и разнообразны. Но всех их объединяют особый голос, мелодика и интонация, выделяющая Лермонтова, его авторский стиль. Он будто бы вовлекает тебя в свои размышления, раскрывая заветные тайны, хранящиеся в глубинах души.

Сочинение «Жизнь и творчество Лермонтова»

Сочинение на тему: «Мой Лермонтов»

Можно с уверенностью заявить, что Михаил Лермонтов — это один из величайших русских поэтов. Все то, о чем писал Лермонтов в свое время, до настоящего времени не теряет своей актуальности и продолжает насыщать мудростью все новых и новых представителей современного поколения. Это удивительно, ведь времена, в которые жил Лермонтов, и современность — это две разных эпохи. Впрочем, великие произведения остаются великими навсегда.

Читайте также:
Что роднит Печорина с горцами? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»): сочинение

В то же время, все любители Лермонтова и его творчества смотрят на все его творчество несколько по-разному,

обращая внимание на разные детали, что и делает Лермонтова идеальным поэтом для них. Стоит отметить, что этому способствует то, что Лермонтов — это разносторонний творец, которому свойственны противоположные характеристики в различных обстоятельствах. Кроме того, стоит отметить, что произведения Лермонтова имеют разные жанры, настроение и даже тематику. Из-за всего этого Лермонтова воспринимают абсолютно по-разному, выделяя то те, то иные черты его творчества в целом.

Что касается лично меня и причин, почему я воспринимаю Лермонтова как своего поэта, заключается в том, что этот русский писатель

очень интересно описывал природу и все то, что с этим связано. Автор интересно описывал как осень, наполненную грустью, так и лето, которое он описывал как чрезвычайно яркое и переполненное радостями и добром время. Лермонтов описывает природу различных географических регионов, в частности, всем нравится то, как он описывает Кавказ и Аравию. Я, конечно, тоже не остался полностью равнодушным к прекрасным описаниям тех удивительных явлений, которые вдохновляли писателя и заставляли его творить в этом направлении. При этом достаточно важно заметить, что описания природы по удивительной причине сочетаются с сильными эмоциями, которые переживались героями произведений Лермонтова.

Думается, что все вышеперечисленное и является главной ценностью творчества Михаила Юрьевича Лермонтова лично для меня. Я был попросту поражен тем, как удивительно он описывает природные явления. Мне казалось, что он умудряется наделять природу собственным характером, особенностями, которые в большей мере характерны не каким-то явлениям, а скорее людям. Именно по этой причине я настолько ценю творчество Лермонтова и всегда рекомендую знакомиться с ним всем тем, кто хочет обогатиться духовно и интеллектуально.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Лермонтов Михаил Юрьевич родился в ночь на 3(15).10.1814 в Москве, умер 15(27).7.1841 у подножия горы Машук, в 4 верстах от Пятигорска; в апреле 1842 его прах был перевезен в фамильный склеп в Тарханы. Сын армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы значительного состояния пензенской помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (1773-1845), принадлежавшей к богатому и влиятельному роду Столыпиных. По линии Столыпиных Лермонтов был в родстве или свойстве с Шах-Гиреями, Хастатовыми, Мещериновыми, Евреиновыми, Философовыми и одним из своих ближайших друзей Алексеем Аркадьевичем Столыпиным, по прозвищу Монго. Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий.

После ранней смерти матери поэта бабушка, женщина умная, властная и твердая, перенесшая всю свою любовь на внука, сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца. Детские впечатления от семейной драмы отразились в творчестве Лермонтова [драмы «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти», 1830) и «Странный человек» (1831), а также посвященные памяти отца стихотворения «Ужасная судьба отца и сына» (1831) и «Эпитафия» (1832)], прямо или косвенно отразились в нем и родовые предания. Род Лермонтовых — основатель шотландский офицер Георг (Юрий) Лермонт, 17 в.

, — согласно этим преданиям, восходит к полулегендарному шотландскому поэту и прорицателю Томасу Рифмачу (13 в.), прозванному «Learmonth» («шотландские мотивы в «Желании» — «Зачем я не птица, не ворон степной», 1831). Детство поэта проходило в имении Арсеньевой Тарханы Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование (гувернер — француз, бонна — немка, позднее преподаватель — англичанин), с детства свободно владел французским и немецким языками.

Уже ребенком Лермонтов хорошо знал быт (в том числе и социальный) помещичьей усадьбы, запечатленный в его автобиографических драмах. Летом 1825 бабушка повезла мальчика на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве («Кавказ», 1830; «Синие горы Кавказа, приветствую вас. », 1832). В 1827 семья переезжает в Москву, и 1 сент. 1828 Л.

зачисляется полупансионером в 4-ый класс Московского университетского благородного пансиона, где получает систематическое гуманитарное образование, которое пополняет систематическим чтением. Уже в Тарханах определился острый интерес мальчика к литературе и поэтическому творчеству; в Москве его наставниками становятся А. З.

Зиновьев, А. Ф. Мерзляков (у которого он берет домашние уроки) и С. Е.

Раич, руководивший пансионским литературным кружком. В стихах Л. 1828-30 есть следы воздействия «итальянской школы» Раича и воспринятой через нее поэзии К. Н.Батюшкого, однако уже в пансионе определяется преимущественная ориентация Лермонтова на А. С. Пушкина, байроническую поэму (первоначально — в интерпретации Пушкина), а также на литературно-философскую программу любомудров в «Московском вестнике». В ближайшие годы байроническая поэма становится доминантой раннего творчества поэта. В 1828-29 он пишет поэмы «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата». В марте 1830 вольные порядки Московского пансиона вызвали недовольство Николая I (посетившего пансион весной), и по указу Сената он был преобразован в гимназию. В 1830 Лермонтов уклоняется «по прошению» и проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково (апрель — начало мая — июль 1830); в том же году после сдачи экзаменов зачислен на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение поэта — Екатериной Александровной Сушковой (1812-1868), с которой он познакомился у своей приятельницы А. М.Верещагиной. С Сушковой связан лирический «цикл» 1830 [«К Сушковой», «Нищий», «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор… «), «Ночь», «Подражание Байрону» («У ног твоих не забывал…»), «Я не люблю тебя: страстей…» и др. ]. По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и кратковременное чувство к Наталье Федоровне Ивановой (1813-1875), дочери драматурга Ф. Ф.Иванова; стихи т. н. ивановского цикла [«Н. Ф.И…вой», «Н. Ф.И. «, «Романс к И… «, «К*» («Я не унижусь пред тобою…») и др. ] отличаются повышенной драматичностью, включая мотивы любовной измены, гибели и т. п.; общие контуры романа с Ивановой отразились в драме «Странный человек». Третьим по времени адресатом лирических стихов Лермонтова начала 1830-х гг. была Варвара Александровна Лопухина (1815-1851), в замужестве Бахметева, сестра его товарища по университету. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным; по мнению близкого к поэту А. П.Шан-Гирея, Лермонтов «едва ли не сохранил… его до самой смерти своей». Лопухина была адресатом или прототипом как в ранних стихах [«К. Л.» («У ног других не забывал… «, 1831), «Она негордой красотою… «, 1832, и др. ], так и поздних произведений: «Валерик», посвящение к VI редакции «Демона»; образе проходит в стихотворениях «Нет, не тебя так пылко я люблю», в «Княгине Лиговской» (Вера) и др. В 1832, разочарованный казенной рутиной преподавания, Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург (июль-начало августа), надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, поэт не без колебаний принимает совет родных избрать военное поприще; в ноябре 1832 сдает экзамены в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два «страшных года» в закрытом военном учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности (быт школы в грубо натуралистическом виде отразился в обсценных т. е. юнкерских поэмах — «Петергофский праздник», «Уланша», «Гошпиталь» — все 1834). Она оживляется в 1835, когда Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардейский Гусарский полк (сентябрь 1834); в этом же году выходит поэма «Хаджи Абрек» [не считая раннего стихотворения «Весна»], поэт отдает в цензуру первую редакцию драмы «Маскарад», работает над поэмами «Сашка», «Боярин Орша», начинает роман «Княгиня Лиговская». Он получает возможность общения с литературными кругами Петербурга. Сведения об этих контактах скудны; известно о знакомстве Лермонтова с А. Н.Муравьевым, И. И.Козловым и близким к формирующихся славянофильским кружкам С. А. Раевским, что способствовало укреплению уже определившегося интереса поэта к проблемам национальной истории и культуры. Раевский, один из близких друзей Лермонтова (в 1837 пострадавший за распространение «Смерти Поэта»), был полностью посвящен в процесс работы над романом «Княгиня Лиговская» (1836; не окончен; опубликован в 1882), одна из сюжетных линий которого опирается на историю возобновившегося романа поэта с Сушковой. В 1835-1836 Лермонтов еще не входит в ближайший пушкинский круг; с Пушкиным он также не знаком. Тем более принципиальный характер получает его стихотворение «Смерть Поэта» (1837; опубликовано в 1858), написанное сразу же после гибели Пушкина. Лермонтов говорил от лица целого поколения, одушевляемого скорбью о гибели национального гения и негодованием проти в его врагов. Стихотворение мгновенно распространилось в списках и принесло Лермонтову широкую известность. Основную тяжесть вины Лермонтов перенес на общество и его верхушку — «новую аристократию» («надменные потомки/ Известной подлостью прославленных отцов»), не имеющую за собой опоры в национальной исторической и культурной традиции и составлявшую в столице ядро антипушкинской партии, сохранившей к поэту и посмертную ненависть. Заключительные 16 строк стихотворения (написанные позднее, 7 февраля) были истолкованы при дворе как «воззвание к революции». 18 февраля 1837 Лермонтов был арестован; началось политическое дело о «непозволительных стихах». Под арестом поэт пишет несколько стихотворений: «Сосед» («Кто б ни был ты, печальный мой сосед»), «Узник», положивших начало блестящему «циклу» его «тюремной лирики»: «Соседка», «Пленный рыцарь» (оба — 1840) и др. В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он выехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске, апрель-начало мая — 1-ая половина сентября 1837); по пути следования в полк он «изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, В Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов… » (письмо Раевскому, 2-я половина ноября — начало декабря 1837), в ноябре был в Тифлисе, где, по-видимому, возникли связи с культурной средой, группировавшейся вокруг А. Чавчавадзе (тестя Грибоедова), одного из наиболее значительных представителей грузинского романтизма. Лермонтов близко соприкасается с народной жизнью, видит быт казачьих станиц, русских солдат, многочисленных народностей Кавказа. Все это проецируется в его творчество, в частности, утвердив в нем фольклористические интересы; в 1837 он записывает сказку об Ашик-Керибе («Ашик-Кериб»), стремится передать колорит восточной речи и психологию «турецкого» (тюркского, по-видимому, азербайджанского) сказителя; в «Дарах Терека», «Казачьей колыбельной песне», «Беглеце» из фольклорной стихии вырастает народный характер, с чертами этнической определенности. В Пятигорске и Ставрополе он встречается с Н. М.Сатиным, знакомым ему по Московскому пансиону, Белинским, доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в «Княжне Мери»); знакомится с ссыльными декабристами (В. М.Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А. И.Одоевским, памяти которого посвятил прочувственное стихотворение («Памяти А. И.Одоевского»). Люди «поколения 1820-х», в частности декабристы (Назимов, позднее Лорер), ощущали в Лермонтове представителя иного поколения, зараженного скептицизмом и социальным пессимизмом и скрывающего от окружающих свой внутренний мир под маской иронии и общественного индифферизма. Внешне это нередко выражалось у Лермонтова в стремлении уклониться от разговора на серьезные темы, в ироническом отношении к восторженности и исповедальности; такая манера держать себя оттолкнула в 1837 Белинского, привыкшего к философским спорам в дружеских кружках. Между тем для самого Лермонтова эти встречи и разговоры стали творческим материалом: он получал возможность, по контрасту, осмыслить социально-психологические признаки своего поколения. Результаты этих наблюдений будут обобщены в образе Печорина и в «Думе». Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки — пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры; лучшие из них связаны с кавказской темой. Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки через А. Х.Бенкендорфа. В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардейский Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Во второй половине января 1838 Лермонтов возвращается, а с середины мая 1838 обосновывается в Петербурге. 1838-1841 — годы его литературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с Жуковским, П. А.Вяземским, П. А. Плетневым, В. А.Сологубом, ближе с В. Ф. Одоевским, принят в семействе Карамзиных, которое становится наиболее близкой ему культурной средой: он принимает участие в домашних спектаклях и развлечениях, устанавливает дружеские отношения с постоянными посетителями салона: Смирновой-Россет, И. П.Мятлевым (с которым обменивается шуточными макаронич. посланиями) Ростопчиной; у Карамзиных Лермонтов

Читайте также:
Григорий Печорин — герой своего времени: сочинение

Сочинение: Тема родины в лирике М. Ю. Лермонтова

(438 слов) Михаил Юрьевич Лермонтов – гениальный русский поэт, проживший непростую, но удивительно ценную жизнь. Его творческое наследие стало одним из символов России. Стихотворения поэта знают и любят во всем мире. Многие из них посвящены теме Родины.

Невозможно спорить с тем, что Лермонтов любил Россию, но любовь его была сложна и противоречива. Поэт пишет: «Но я люблю – за что, не знаю сам». Конечно, поэт восхищался удивительной красотой русской природы, ее скромным очарованием:

Прекрасны вы, поля земли родной, Еще прекрасней ваши непогоды… (Прекрасны вы, поля земли родной)

Для романтика Лермонтова особым местом становится и Кавказ, где грустная красота родной земли соседствует с величием свободных и вечных гор:

Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ. (Кавказ)

С Кавказом связана огромная часть жизни Лермонтова. Ему он посвящает свою бессмертную поэму «Мцыри», в которой переплелись одни из главных мотивов лирики поэта: жажда свободы и любовь к Родине. Поэт также восхищается доблестными военными победами России, ее отважными героями:

Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы. (Бородино)

Лермонтов чувствует непоколебимое величие родной страны, ее огромную силу. Он любит ее народ, ее яркие таланты. В стихотворении «Два великана», также посвященном Отечественной войне 1812 года, поэт использует образ «русского витязя», чье могущество так велико, что одним движением головы он способен поразить своего врага. Этот витязь – не только великий русский военный гений Кутузов, но и вся славная Россия.

Любя Родину, поэт не смог смириться с наступлением николаевской эпохи. Он яростно выступал против реакционной политики нового императора и ненавидел произвол царской власти. Так, в 1830 году после прокатившихся по стране крестьянских бунтов, Лермонтов пишет свое «Предсказание», называя его «мечтой»:

Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь… (Предсказание)

Поэт не верит в возможность законного и добровольного ограничения самодержавия, политика которого привела Россию к бедности и рабству. Лермонтов признает право народа на бунт, но он видит и его жестокую, несправедливую сторону: кровь, разруху и беззаконие. В любви писателя к родной земле много боли и тоски. В 1840 году, уже незадолго до своей смерти, он пишет знаменитые строки:

Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. (Прощай, немытая Россия)

На просторах родной страны поэт обречен на одиночество и изгнание. Лермонтову не посчастливилось увидеть другую Россию, свободную, богатую и счастливую. И все-таки он не может жить вдали от своей грустной Родины. Лермонтов выбирает «странную любовь» к России, имеющую множество причин и все-таки загадочную, глубокую, живущую в его сердце с рождения. Это удивительная верность собственному чувству лучше всего отразилась в стихотворении «Родина», в одном из лучших признаний поэта:

Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. (Родина)

Автор: Екатерина Озаровская

Читайте также:
Стихотворение М.Ю.Лермонтова И скучно и грустно. (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Детство и образование

Будущий писатель родился в 1814 году в Москве. Его отец был пехотным капитаном, но после женитьбы на матери Михаила, Марии Михайловне, ушёл в отставку.

Слабое здоровье

Воспитанием Миши занималась его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Жили они в её поместье в селе Тарханы. Мальчик не отличался здоровым духом и часто болел. Бабушка усиленно лечила его и в 1825 году повезла на Кавказ. Впоследствии это место стало для Лермонтова священным. Ему он посвятил множество стихов, а действие романа «Герой нашего времени» как раз происходило в Пятигорске.

Бабушка очень опекала внука, всегда старалась быть рядом с ним. В 1830 году Миша поступил в Московский университет. Изначально учился на нравственно-политическом отделении, позже перешёл на словесное.

Юноша не отличался дружелюбностью и не старался участвовать в жизни университета. После окончания учёбы он переехал в Петербург.

Юношество писателя

Лермонтов поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Именно тогда он написал стихотворение «Парус». В своих произведениях он отражал дух юнкеров, их забавы и развлечения, а также и свой неугомонный дух.

В это же время он пишет исторический роман «Вадим» на тему пугачёвщины, драму «Маскарад», поэму «Боярин Орша». Именно поэтому за время учёбы в Школе писатель создал не так много стихотворений.

Поэт окончил Школу в чине корнета. Затем его арестовали из-за стихотворения «Смерть поэта», в котором он пылко высказывается о Дантесе. За судебным процессом наблюдал сам император. За Лермонтова вступились друзья Пушкина и, конечно же, его бабушка, имевшая важные связи в светском обществе. Поэта сослали на Кавказ.

Сочинение на тему: Лермонтов Михаил Юрьевич

Сочинение.
Лермонтов Михаил Юрьевич

Поэт, писатель, драматург. Родился Лермонтов в Москве, в семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери и постоянной тяжбой между бабушкой и отцом. Тяжелые впечатления детства наложили отпечаток на характер юноши, способствовали формированию натуры с повышенными эмоциональными реакциями.
Уже в детские годы у Лермонтова проявилась такая черта его характера, как мечтательность, склонность к фантазии. Предметом его пристального внимания становится природа. В образах природы будущий поэт ищет и находит соответствия своим душевным переживаниям. Особую роль в развитии Лермонтова — поэта сыграли поездки на Кавказ, пробуждавшие его поэтическое вдохновение.
«Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Вы взлелеяли детство мое,
Вы носили меня на своих одичалых хребтах;
Облаками меня одевали;
Вы к небу меня приучили,
И я с той поры все мечтаю о вaс да о небе…»
— писал 16-летний Лермонтов.
Одна из ранних поэм Лермонтова — «Кавказский пленник» (1828). Она написана под сильным влиянием А.С.Пушкина. Вместе с тем эта поэма -своеобразный этап в овладении молодым поэтом основами мастерства. Лермонтов переделывает сюжет пушкинского «Кавказского пленника», иную функцию выполняет в поэме образ природы. Отличительным свойством лермонтовского пейзажа становится его слитность с миром чувств лирического героя. Природа наделяется теми же, что и герои, качествами и приметами. В романтическом мире раннего Лермонтова человек и природа равновелики. Этот мотив будет впоследствии плодотворно развит в позднем творчестве Лермонтова и, прежде всего, в его поэме «Мцыри». Лермонтов не подражал, не копировал, а усваивал в опыте Пушкина и других поэтов, своих предшественников, то что могло способствовать выражению его собственной творческой индивидуальности.
В 1828 г. Лермонтов поступает в пансион при Московском университете, а в 1830 г. становится студентом отделения словесности. В 1832 г. из-за столкновения с преподавателями университета Лермонтов вынужден был покинуть университет. Выйдя из Московского университета, он в этом же году поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков. Его натура, жаждущая бурь и сильных ощущений, не могла удовлетвориться гражданской службой. Лермонтова влекли приключения, военная карьера. Два года, проведенные им в школе, пагубно отразились на духовном развитии поэта. Лермонтов в эти годы почти не занимался творчеством. Откликом на этот период жизни становится стихотворение «Белеет парус одинокий».
В Петербурге Лермонтов знакомится с текстом комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», которая оказала большое влияние на впечатлительного поэта. Тогда и было задумано им драматическое произведение, содержащее резкую критику современных нравов. В 1835 г. Лермонтов пишет драму «Маскарад», которой так и не суждено было появиться на сцене при его жизни. Во время пребывания в Петербурге Лермонтов проявляет интерес к истории России, увлекается чтением сб. «Древние Российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым». Его увлекает характер и лад русской былины, у него зарождается замысел произведения из русской национальной жизни, осуществленный позднее, в 1837 г. («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).
В январе 1837 г. роковая весть о смертельной ране, полученной Пушкиным на дуэли, потрясла Лермонтова. Он пишет стихи «На смерть поэта». Первоначально стихотворение было написано без последних 16 строк и удостоено высочайшей похвалы великого князя Михаила Павловича. В день смерти Пушкина Лермонтов пишет последние 16 строк, которые сыграли роковую роль в его собственной судьбе. Согласно высочайшему повелению Лермонтов весной 1837 г. должен был покинуть Петербург и ехать на Кавказ.
Впечатления, полученные Лермонтовым в экспедиции на восточном берегу Черного моря, участие в перестрелках с чеченцами обогатили Лермонтова разнообразными наблюдениями. Особенно поразила его старая Военно-Грузинская дорога своими красотами и многочисленными легендами и преданиями, ей посвященными. Предания эти были известны ему с детства. Теперь они восстановились в памяти и соединились с впечатлениями от роскошной природы Кавказа. Так зародилась мысль поэта перенести действие поэмы «Демон» на Кавказ.
Встреча на Кавказе с членами декабристского общества оказала большое влияние на Лермонтова. Он возвращается в Петербург другим человеком. Его юношеская веселость уступает место тоске и даже отчаянию. Поэт сравнивает свободолюбивых людей, встреченных им на Кавказе, с людьми своего круга, грядущее которых «иль пусто иль темно». Поколение 30-х гг. изображает Лермонтов в «Думе», единственном лирическом произведении, написанном им по возвращении с Кавказа.
Кавказские впечатления нашли отражение и в окончательном варианте поэмы «Демон» (1838) и в романе «Герой нашего времени». В конце 30-х гг. Лермонтов начинает сотрудничество с «Отечественными записками», журналом, где печатает повести «Бэла» и «Фаталист», впоследствии вошедшие в роман «Герой нашего времени».
Известность, пришедшая к Лермонтову в кон. 30-х гг., не радует его. Поэта раздражает то, что он «входит в моду». Его положение во многом напоминает положение Пушкина в придворных кругах. Свет недолюбливал Лермонтова за его дерзость, острую наблюдательность и независимость. Лермонтов осознавал это и предчувствовал, что настанет время, когда его «будут преследовать клеветами».
Образ «героя времени», получивший воплощение в лирической стихии лермонтовской поэзии, в романе «Герой нашего времени» (1839) раскрывается не только психологически. Роман Лермонтова — это его попытка дать анализ состояния современного общества, исследовать ту нравственную атмосферу, в которой зреют ростки новой жизни. Печорин -, герой своего времени — тем и отличается от всех других персонажей романа, что он — единственный, кто умеет взять на себя всю тяжесть ответственности судить не только окружающее его общество, но и быть критичным по отношению к себе. Лермонтов представляет читателю возможность изучить различные стороны жизни в их соотношении с судьбой отдельного человека, а судьбу человека рассмотреть на фоне общественно-исторических обстоятельств.
Лермонтов — психолог исследует процессы духовного искажения личности средой, обращая внимание на определяющие, переломные в жизни героев события. Это касается и образов простых, естественных людей — Казбича, Бэлы, Максима Максимыча, и «честных контрабандистов», и людей печоринского круга — Грушницкого, Вернера, Мери. Создавая психологический портрет Печорина, рисуя процесс внутреннего ожесточения героя, Лермонтов одновременно создает образ «простого человека» — Максима Максимыча — доброго, искреннего, преданного Печорину всей душой. Перед читателем развертывается трагедия человека, своим поведением оправдывающего безнравственные поступки Печорина. Исследование личности Печорина в «дневниковых» главах романа построено по принципу взаимохарактеристики персонажей. Грушницкий и Вернер не только герои, имеющие свою собственную судьбу и характер, но и своеобразные «зеркальные» отражения личности Печорина. Лермонтовский Печорин познает самого себя, изучая и познавая личность других людей.
Образ Печорина раскрывается не только в действии, поступках, но и в характеристике внешности героя. Лермонтов создает удивительно богатый психологическим рисунком портрет внешности Печорина. Портрет героя создается не только выразительными, но и изобразительными средствами. В описании пластики движений Печорина, его фигуры, выражения глаз чувствуется взгляд Лермонтова — художника, прекрасно владевшего кистью живописца.

Читайте также:
Авторское отношение к персонажам в поэме «Песня про купца Калашникова»: сочинение

Мое знакомство с Лермонтовым: сочинение

Меню сайта

  • Сочинения
    • Русская литература
    • Русский язык
    • Свободная тема
    • Сочинение по картине
    • Сочинения по произведениям
      • Абрамов Ф.А.
      • Андерсен Г.Х.
      • Айтматов Ч.Т.
      • Андреев Л.Н.
      • Астафьев В.П.
      • Ахматова А.А.
      • Бабель И.Э
      • Бальмонт К.
      • Блок А.А.
      • Булгаков М.А.
      • Достоевский Ф.М.
      • Бунин И.А.
      • Гоголь Н.В.
      • Гончаров И.А.
      • Горький М.
      • Грибоедов А.С.
      • Куприн А.И.
      • Лермонтов М.Ю.
        • Герой нашего времени
        • Мцыри
      • Островский А.Н.
      • Пушкин А.С.
      • Солженицын А.И.
      • Тургенев И.С.
      • Фонвизин Д.И.
      • Толстой Л.Н.
      • Шолохов М.А.
      • Некрасов Н. А.
      • Тютчев Ф. И.
      • Фет А. А.
      • Маяковский В. В.
      • Есенин С.
      • Салтыков-Щедрин М. Е.
      • Карамзин Н. М.
      • Твардовский А. Т.
    • Сочинения-рассуждения
    • Сочинения на английском
    • Сочинение описание
    • Сочинения ЕГЭ
    • Сочинения 5-9 класс
    • Сочинения ОГЭ
  • Шпаргалки
  • Рефераты
  • Анализ произведения
  • Примеры решения задач
  • Биографии писателей
  • Краткие содержания
  • Твори з української мови
  • Твори з української літератури
  • Твори з зарубіжної літератури
  • Историческое сочинение
  • Литература и язык
  • История России
  • Тесты по литературе
  • Диктанты по русскому языку

Сочинение по литературе

Мое знакомство с Лермонтовым

Однажды вечером, несколько лет назад, было мне тогда лет семь, от нечего делать стала я читать сборник стихов Лермонтова. Там я нашла стихотворение, которое до этого ни разу не слышала, это была «Баллада»: «В избушке темную порою, славянка юная сидит…». Сказать, что это стихотворение поразило меня, значит, не сказать ничего.

Я явственно представила себе эту юную, русоволосую красавицу, баюкающую младенца, вероятно, своего первого ребенка. Услышала ее нежный голос, успокаивающий малыша, но поющий, отнюдь, не колыбельную, а песнь полную тревог и переживаний за мужа, за Родину, за будущее… «Не плачь, не плачь! иль сердцем чуешь, дитя, ты близкую беду. О, полно, рано ты тоскуешь: я от тебя не отойду. Скорее мужа я утрачу. Дитя, не плачь! и я заплачу!» Женщина готова плакать, она очень любит мужа и боится его потерять, боится будущего, но все же старается собраться с силами. Она поет и размышляет о войне, о битве, которая вероятно сейчас идет. Она радуется, что малыш еще ничего не понимает, радуется и завидует ему. И тут: «Вдруг шум — и в двери входит воин». И я вижу его, этого высокого, сильного, но раненого мужчину: «Брада в крови, избиты латы», и слышу, как усталым, готовым затихнуть навсегда, но все же еще громыхающим басом он произносит: «Свершилось! торжествуй, проклятый!… Наш милый край порабощен, татар мечи не удержали — орда взяла, и наши пали». Перед моим взором встает картина, как он падает « и умирает кровавой смертию бойца». А его юная, прекрасная жена поднимает ребенка «над бледной головой отца» и произносит своим вдруг ставшим страшным голосом ужасную фразу: «Смотри, как умирают люди, и мстить учись у женской груди. »
Я сидела и не могла пошевелиться. Невероятное стихотворение, стихотворение полное трагизма, кошмара и правды. Правды нашей жизни, нашей истории. История России печальна, горька и страшна. Наша Родина многое пережила за тысячу лет своего существования. И было это именно так, как у Лермонтова в «Балладе», герои росли на женских руках, видя, как умирают их отцы. Еще дети, а в будущем герои… Герои, которые пусть не сейчас, пусть через века, но освободят Россию и отомстят за всех погибших порабощенных на войне…
Я сидела, смотря в одну точку, и в глазах у меня стояли слезы…
Я открыла для себя великого русского поэта М. Ю. Лермонтова. Конечно, я и до этого о нем слышала, читала его стихи, но это были просто хорошие стихи хорошего поэта.… А теперь он для меня не просто поэт, а поэт, написавший мое любимое стихотворение. Стихотворение, читая которое, через семь лет у меня точно также, как в первый раз, бегут по телу мурашки, а в глазах встают слезы…

Читайте также:
Основные мотивы лирики Лермонтова: сочинение

Сочинение Человек и природа в лирике Лермонтова 9 класс

Связь природы и человека у М.Ю. Лермонтова проскальзывает в каждом стихотворении. Красота природы проходит через все его творчество. В стихах с ее помощью, он раскрывает связь окружающей среды с духовным миром своего героя. Поэтический персонаж Лермонтова, пытается с помощью природы избавиться от одиночества. Но в своей меланхолии не потерял способность к правильной оценке ее красоты. Сосна, тоскующая по пальме. Утес в одиночестве, от которого убежала «тучка золотая». Парус одинокий «в тумане моря голубом». Лист дуба, который оторвался от «ветки родимой», ищет приюта и нигде его не находит.

Красота природы во многих стихотворениях Лермонтова, лишь оттеняет одиночество лирического героя. Гражданское общество – «образы бездушных людей», а светлый мир природы как источник нравственных ценностей. Олицетворение «естественного добра», которое противостоит «испорченному свету».

С взросление автора меняется и его описание природы. Если в начале своего творческого пути он писал, свои стихи как ученик, стихотворение «Осень», то с возрастом начинает прослеживаться связь природы и человеческой духовной жизни. Прекрасный стих «Когда волнуется желтеющая нива…», показывает, как лирический персонаж воспринимает умиротворение природы и как она на него воздействует. Где ландыши кивают головками, где шумит ручей и присутствует румяный вечер. Весь стих пропитан эмоциональными определениями. И вся красота природы, ее безмятежность благостно действуют на героя. «Тогда смиряется души моей, тревога». Но что интересно, желтеющая нива и цветущий ландыш, разве может это происходить в один период. Возможно это ошибка поэта, или он сделал такой оригинальный намек на гармонию, которая может существовать лишь в мечтах. Умиротворяющее действие природы в этом стихе перекликается с природой в произведении «Мцыри», очень похожей цитатой «Кругом меня цвел божий сад».

Но даже при всем благодушии природы, герой осознает свое трагическое одиночество. Особенно показательно это в стихе «Выхожу один я на дорогу…». Наиболее прочувствованное стихотворение в лирике М.Ю.Лермонтова. Спокойствию природы, красивым звездам, которые ведут тихую беседу. Отдыхающей земле он в противоположность показывает бешеные человеческие чувства, массу вопросов, которые идут в разрез вселенской гармонии.

Читайте также:
Анализ романа Герой нашего времени: сочинение

Пусть в стихах Лермонтова, постоянно показано противоборство чувств человека и природы, но они очень трогательные. На них положена музыка, и сейчас романсы на его стихи очень популярны и востребованы.

2 вариант

Тема природы очень важна, конечно, в творчестве Лермонтова. Почему? Просто все поэты – очень восприимчивые к красоте природы люди, таким был и Михаил Юрьевич. Но важно, что в его стихах природа полна страстей. Также всё в природе он сравнивает с людьми, очеловечивает.

Прямое сравнение есть в стихотворении «Волны и люди»: автор показывает, как они похожи, а дальше – отличия… Различия, которые опять приходят к сходству. Люди не хотят быть холодными, как волны, не хотят, но у них всё равно так получается…

А например, в известном стихотворении «Тучи» поэт спрашивает, почему они бегут, как и сам поэт, с «милого» Севера на жестокий Юг. Перечисляются причины: клевета, преступления… Но тут, соединяя описание природы с философией и психологией, Лермонтов говорит, что тучи просто холодны, им наскучили просторные поля, они ищут страстей, которые их тоже обманут.

В стихотворении «Русалка» появляется, собственно, волшебный герой – часть природы. Здесь русалка не понимает, почему утопленный витязь не отвечает на её поцелуи. Похожий мотив и в «Дарах Терека», где «молодая» река несёт «дяде-утёсу» в подарок прекрасную утопленницу. И утёс влюбляется! Ещё один утес мы встречаем в одноименном стихотворении, где известная всем тучка «ночует». Тучка улетает, но оставляет на груди «старика» след любви – приятные воспоминания.

Иногда поэт предстаёт перед лицом могучей природы. Вот в стихотворении «Гроза» Михаил Юрьевич будто стоит на обрывистом берегу над бушующей водой. И поэт говорит, что после интриг и страстей общества ему уже не страшна даже реальная буря.

Все темы в творчестве Лермонтова очень тесно переплетены, но, действительно, много описаний природы в них, и, больше всего, гор. В очень часто цитируемом стихотворении «Родина» Лермонтов признаётся, что в России он любит не её историю, славу и блеск, а именно природу, хотя она иногда и «печальна».

Читайте также:
Неизвестный: сочинение

Просто «описательных» стихов мало, но, по-моему, одно из них – «Осень». Здесь стихами рисуется картина того, как приходит осень. Хотя и тут деревья словно одушевлены – ещё «хранят зелень».

Нужно сказать, что почему-то на стихи Лермонтова я нашел намного больше песен (романсов), чем на стихи, например, Пушкина. Можно предположить, что слог Лермонтова немного мелодичней и настроения в его стихах о природе, возможно, более трогательные.

Человек у Лермонтова то противопоставляется природе, то часть её, но герой всегда ищет в ней ответ, хотя бы своё отражение.

Также читают:

Картинка к сочинению Человек и природа в лирике Лермонтова

Популярные сегодня темы

Охотник возвращался с охоты. Его собака побежала немного вперед. Вдруг она остановилась, и начала потихоньку красться. Так ведут себя охотничьи псы, почувствовав дичь.

Карл Брюллов – один из самых знаменитых художников XIX века. На его счету множество прекрасных портретов. Он умел отлично сочетать простоту и прекрасное владенье кистью, таким образом, он творил шедевры

Роман М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени» был выпущен окончательно в 1840 году, за год до смерти автора. Он состоит из 5 глав, разбросанных поэтом в произвольном порядке. Самой последней из них была глава

Литературный стиль в форме классицизма представляет собой изображение идеально-прекрасных событий, способствующих совершенствованию человеческой духовной жизни

Лес в разное время года имеет свои привлекательные черты, но особенный шарм у него появляется в зимний период. Потом деревья наряжаются в белоснежные шубы. На ветках расположились красногрудые снегири

Человек и природа в лирике М.Ю. Лермонтова

Михаилу Юрьевичу Лермонтову в истории русской литературы принадлежит особое и значительное место. Будучи продолжателем традиций А. С. Пушкина, поэт не стал его подражателем. Он нашел свои темы, мысли и настроения, которые в полной мере отразились в его прекрасной лирике.
Особое место в творчестве поэта занимает описание родной природы и дорогих сердцу пейзажей. Эта «природная тема» получает у поэта «свое» звучание – она преобразуется в тему «человек и природа». Художник видит здесь два равноправных субъекта, которые тесным образом связаны, сильно влияют друг на друга.
За свою жизнь Лермонтов побывал во многих местах: он видел суровую, но неповторимую и душевную красоту средней полосы, «утесы-великаны» величественных гор Кавказа. Но в каждом стихотворении, где есть описание природы, слова, описывающие пейзаж, передают духовное состояние поэта.
Например, в стихотворении «Парус», одном из лучших юношеских стихотворений Лермонтова, через образ «паруса одинокого» отражены мятежные настроения поэта, которые были характерны для передовой русской дворянской интеллигенции 30-х годов 19 века. Очень точно подобранные фразы, описывающие движение паруса, раскрывают душевный настрой поэта:
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит….
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Это стихотворение было написано в 1832 году, когда Лермонтов был исключен из университета за «вольномыслие», то есть за поддержку идей декабристов. В это же время он переезжает в из Москвы в Петербург. Именно эти события и переданы поэтом в стихе «Парус», который, подобно его автору, «счастия не ищет/ и не от счастия бежит».
Иная, более спокойная и умиротворяющая природа изображена поэтом в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…». Лирический герой здесь любуется родной природой, не приукрашивая ее, а принимая такой, какая она есть. В стихотворении изображены пейзажи позднего лета или ранней осени («желтеющая нива», «малиновая слива») и весны («ландыш серебристый»).
Природные явления, всплывающие в сознании героя, объединены не календарным временем, а значительностью их эмоционального воздействия на поэта. Через яркие эпитеты художник передает свое восхищение красотами типичных русских пейзажей: «прячется в саду малиновая слива», «ландыш серебристый / приветливо кивает головой», «студеный ключ… лепечет мне таинственную сагу».
Недаром В.Г. Белинский включил это стихотворение Лермонтова в число тех, в которых «гармонически и благоуханно высказывается душа поэта».
Еще один яркое изображение природы – в стихотворении «Тучи», написанном поэтом в 1840 году, перед отъездом в ссылку на Кавказ. Об обстоятельствах создания стихотворения сохранился рассказ В.О.Соллогуба: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных и … поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые появились над Летним садом и Невою, написал стихотворение: «Тучки небесные, вечные странники. ».
Воспоминания Соллогуба ярко передают настроение этого стихотворения. Через образ «тучек» поэт передает состояние своей души перед ссылкой:
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
В очередной раз Лермонтов как бы сливается с природой, становится даже не её частью, а ею самой.
В 1841 году, незадолго до смерти, находясь в отпуске после участия в войне с горцами, поэт создал стихотворение «На севере диком стоит одиноко. ». Оно выражает глубокое одиночество поэта. Это творение представляет собой вольные перевод тридцать третьего стихотворения из «Книги песен» немецкого поэта Генриха Гейне. Лермонтов изменил тему и одновременно придал ему более обобщенный и более трагический смысл. Тема любовной тоски превратилась с легкой руки поэта в мотив безысходного одиночества: «одинокой сосне» снится, как на «утесе горючем / прекрасная пальма растет».
К этому же году относится и стихотворение «Утес». И снова творение поэта буквально «пропитано» нотами одиночества и сожаления. Тоскливое несчастье своего героя Лермонтов выражает в образе «старого утеса».
Вновь грустит поэт и в стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Картины природы в этом стихотворении помогают читателю лучше понять душевное состояние поэта. Земля, дорога, туман, «кремнистый путь» выражают его реальную жизнь, его одиночество и неопределенность, но поэт обращает свой взор на небеса, где «торжественно и чудно!». Эти строки выражают его надежду на светлое будущее, «свободу и покой».
Пейзажи в поэзии Лермонтова выполняют двойную роль. Во-первых, через них поэт выражает свою любовь к Родине и к родной природе. Во-вторых, во многих стихах с помощью природы он передает свои чувства и состояние души. Мы видим героя Лермонтова и «утесом-великаном», и сосной, и «одиноким парусом», и вечно свободной тучкой. Но одно объединяет все эти образы – мотив вечного одиночества.
Таким образом, трагедия жизни поэта находит отражение и в его стихах. Мы до сих пор восхищаемся этими строками и, любуясь картинами русской природы, невольно вспоминаем слова Лермонтова:
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

Читайте также:
Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа: сочинение

  • А. С. Пушкин
  • А. С. Грибоедов
  • А. Н. Островский
  • А. А. Ахматова
  • А. А. Блок
  • А. А. Фет
  • А. П. Чехов
  • Б. Л. Пастернак
  • В. В. Маяковский
  • Г. Р. Державин
  • Д. И. Фонвизин
  • И. А. Бунин
  • И. А. Гончаров
  • И. А. Крылов
  • И. С. Тургенев
  • К. Д. Бальмонт
  • Л. Н. Толстой
  • М. А. Булгаков
  • М. А. Шолохов
  • М. В. Ломоносов
  • М. Горький
  • М. Е. Салтыков-Щедрин
  • М. И. Цветаева
  • М. Ю. Лермонтов
  • Н. А. Некрасов
  • Н. В. Гоголь
  • Н. С. Гумилев
  • Н. С. Лесков
  • С. А. Есенин
  • Свободная тема
  • Сочинения по картинам
  • Ф. И. Тютчев
  • Ф. М. Достоевский
  • Автор: М. Ю. Лермонтов
  • Произведение: Лирика Лермонтова
  • Это сочинение списано 52 302 раз

Лирика Лермонтова поражает и восхищает нас своей музыкальностью. Он умел передать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор в своей лирике. Музыкальность ощущается в каждом слове и в интонации. Не каждому лирику дано так тонко видеть и слышать мир, как это дано Лермонтову.

Описания природы у Лермонтова пластичны и понятны. Он умел одухотворять и оживлять природу: утес, тучи, сосна, волны наделены у него человеческими страстями, им ведомы радости встреч, горечь разлук, свобода, одиночество, грусть. Одна из ведущих тем творчества поэта — тема одиночества. Она воплощена в пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль. Сосна тоскует о пальме, от утеса улетела золотая тучка, одинокий парус качается на волнах голубого моря, дубовый лист сорвался с ветки и нигде не может найти приюта. Эти зарисовки заставляют нас задуматься о том, что даже в единении с природой лирический герой не может найти покоя, его охватывает чувство одиночества и тоски.
В изображении картин природы у Лермонтова раскрываются размышления поэта о значении природы в духовной жизни человека. В стихотворении «Из Гете» поэт показывает, как спокойствие и умиротворение природы благотворно воздействует на душевное состояние человека, наполняет его душу покоем и радостью.

Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы: Подожди немного, Отдохнешь и ты.

Читайте также:
Григорий Печорин — герой своего времени: сочинение

Стихотворение читается как бы нараспев и создает особенное настроение. Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать успокоительное воздействие природы на человека.

В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» также показаны лирические картины природы: «румяный вечер», «златойутренний час», «желтеющая нива» и кивающий головкой ландыш, однако мы видим несоответствие, которое мешает в полной мере насладиться идиллической картиной природы. Когда цветет ландыш, то желтеющей нивы быть не может. Что это означает? Возможно, это просто собирательный образ природы, либо поэт хотел этим показать, что идеальной картины быть не может. Тем более, что Лермонтов говорит следующее:
Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога Поневоле, есть над чем задуматься, ведь к богу обычно обращаются в самые тяжелые и безысходные минуты своей жизни. Тема одиночества звучит во многих стихах поэта, и, говоря об этом чувстве, Лермонтов неизменно обращается к картинам природы, будто пытается найти исцеление в ней.

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» мы видим, что спокойствию и блаженству, царящему в природе, противопоставлено душевное состояние героя, испытывающего муки и волнения.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно ?
Жду ль чего ? жалею ли о чем ?

На свои вопросы поэт сам дает ответ, и это придает стихотворению особенную тональность и остроту.

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Однако эти слова не означают желание расстаться с жизнью, а призывают к пробуждению дремлющей «жизни силы».
В стихотворении «Три пальмы» Лермонтов поднимает вопрос о разобщенности природы и человека. Здесь человек предстает как разрушитель, приносит в мир природы страдание и гибель

По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем.

И в результате человеческих деяний стало «все дико и пусто кругом». Это закономерный итог варварского воздействия человека на природу.

Читая лирику Лермонтова, мы поражаемся разнообразию образов природы, которые создал поэт. Природа и помогает человеку, и исцеляет и воодушевляет лирического героя. С другой стороны, изображаемые картины природы нередко созвучны смятенному и тоскливому состоянию души человека.

Все это звучит в стихах. Думаю, что каждый человек может одно и то же стихотворение Лермонтова воспринимать по-своему и в зависимости от своего душевного состояния. Каждый может слышать и видеть в стихах свое, близкое именно ему.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: