Мои размышления над поэмой «Мцыри»: сочинение

В чём смысл жизни Мцыри? (Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)

«Мцыри» — поэма Михаила Юрьевича Лермонтова, известного русского поэта и писателя 19 века. Относится к поэтическим произведениям романтического характера. В этой поэме Михаил Юрьевич сохранил традиции европейского и русского романтизма, как и во многих других произведениях своего авторства.

Поэт ярко изобразил в своем творчестве духовный мир людей-интеллектуалов начала 19 века. В нем показаны рассуждения о предназначении человека, его личности, ее отношениях с окружающим светом. А еще хорошо раскрыта национально-патриотическая тема и история декабристов.

Постигая этот жанр, Михаил Юрьевич Лермонтов научился показывать героя как внешне, таки изнутри, его полное развитие. Поэмы Михаила Лермонтова явились чем-то средним между прозой и стихотворениями.

Несомненно, одной из ряда значимых произведений Лермонтова является поэма «Мцыри», написанная в 1839 году. Основной герой поэмы представляет собой героя-борца, который восстает против личностного насилия.

Имя главного героя переводится с грузинского языка, как «послушник». Но есть и еще один перевод – «чужеземец». Таким иностранцем в мире изображен главный герой. Мцыри оторван с корнями, словно цветок, из родной земли и живет среди чужих. Казалось бы, горы, красота кавказской природы – все около Мцыри насыщенно какой-то динамикой и равновесием, умиротворением и спокойствием. Но внутренний мир юноши совсем иной: царящие там разлад с самим собой, желание вырваться из монастыря, жажда свободы и страсти. Герой стремится к свободной жизни, зная, что это не осуществится.

Самым главным событием за все действие поэмы является побег центрального героя из монастыря. Побег является классическим романтическим символом бегства от гнета. Примечательно то, что герой бежит не в мир, а попасть на родную землю. Побег Мцыри – ответ на позыв родной земли. Душа юноши смешивается с природой, которая перевоплощается из дружеской силы во враждебную. Природа, которая буквально недавно была добра, теперь кажется герою бессмысленным, лишним, молчащим миром.

А вот героизм юноши показан в сцене борьбы с барсом. Мцыри отважно показывает себя в схватке с диким зверем, как будто в схватке с самой матерью-природой.

Михаил Юрьевич Лермонтов создал поистине великое своей глубиной произведение, в котором раскрываются проблемы стремления к свободе.

Сочинение про произведение Мцыри

Мцыри, если перевести с грузинского языка, будет означать «послушник», «пришелец» или человек, по каким-то причинам не имеющий близких.

Поэма зародилась у Михаила Юрьевича Лермонтова во время своей Кавказской ссылки, произошедшей в 1837 году. Есть сведения, что подобную историю он услышал от монаха, встреченного им в Мцхете, когда-то плененного генералом Ермоловым и заточенного в монастыре, кроме того тяжело заболевшего, впоследствии одной из попыток к бегству в горы. Это пишет биограф Лермонтова, поэт П.А.Висковатов, но нельзя точно установить правда это или вымысел, поэтому остается только принять это на веру. Но даже и это не сглаживает того значения, имеющего для нас жизнь Мцыри, смысла открывающегося нам в течении недолгих трех дней, за которые он проживает много больше, ежели многие в течение всей своей жизни. В произведении Лермонтова четко отслеживаться нить, как Мцыри постигает три главные основы: делающих человека по-настоящему живым, придающих цвет жизни каждого.

И первым, что познает сбежавший из монастыря, будет упоение природой, свободой, которую она дает, ее красотой, свежестью и благозвучностью. Он смог услышать и понять природу, и лишь не смог он рассказать «те думы – им уж нет следа», что чувствовал он тогда.

Вторая основа – это влюбленность, впервые взволновавшая ему кровь и явившаяся ему в образе грузинки, держащей кувшин над головой и узкою тропой сходящей к берегу. Она, от которой веяло его родиной, две сакли… Возможно, это напомнило ему о молодых его сестрах, а может и о матери. Никто не знает: воспоминанье тех минут умерли вместе с ним.

Самое существенное, позволившее ему не пожалеть о жизни печально прошедшей, это сражение с барсом. Жестокая схватка, из которой он смог выйти торжествующим победителем, встречавшим смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу. Именно эта победа и делает Мцыри мужчиной и позволяет полностью восполнить ту пустоту, образовавшейся в течении долгих лет заточения под сводом монастыря.

Тот, кто не проходил через битву, любовь и не смог ощутить единение своей души с природой, под конец обязательно поймет, что жизнь его оказалось неполной, что в ней не хватает каких-то ценных элементов и именно потому жизнь Мцыри «без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней»

Поэма учит нас никогда не опускать руки и смело идти к своей мечте. Читатели считают юношу настоящим и смелым мужчиной. Он мужественно боролся за свою свободную жизнь. Несмотря на то, что у него не получилось добиться желаемого, он все равно герой. В произведении есть философский смысл. Многие люди, проживая в свободном обществе, могут чувствовать себя одиноко и скованно. Это своего рода душевное заточение. Поэтому поэма «Мцыри» учит нас быть уверенными и поступать, так как велит сердце.

Любимое произведение автора

Современники Лермонтова, его друзья и знакомые отмечали, что поэма “Мцыри” была одним из любимейших произведений автора. Он всегда с удовольствием читал её наизусть, выступал в кругу друзей, не отказывался продекламировать любимые сцены. Поэт-романтик был увлечён историей Кавказа, его традициями, культурой. Он питал глубокое уважение к горцам, их характеру, жизненному укладу и философии. Образ молодого свободолюбивого кавказца, обречённого на жизнь в заточении, тревожил воображение автора. Романтический конфликт, невозможность победить обстоятельства, безвыходность и печальная судьба – всё это слилось в прекрасное произведение, непохожее на другие.

sochinyai.ru

Оцените сочинение: Рейтинг 4.18 [216 Голоса (ов)]

Большое место в творчестве М. Ю. Лермонтова занимает такой жанр, как поэма. Одна из лучших, по мнению критиков – «Мцыри». Результат долгой и трудной деятельности М. Ю. Лермонтова.

Цепь событий проста: генерал забирает из плена ребенка с Кавказа, и, не успев доехать, тот подхватывает болезнь, что наталкивает генерала на мысль оставить ребенка в монастыре, там он и живет до конца своей жизни. Размышляя над названием поэмы, Лермонтов перебрал несколько вариантов, один из которых «Бэри», что означает «монах». Но задумка такова, что в центр произведения поставлен герой, который не против радостей обычного человека. Поэтому поэт выбрал другое название — «Мцыри», что в переводится как «неслужащий монах».

Читайте также:
ЗАЧЕМ Я ЖИЛ? ДЛЯ KАKОЙ ЦЕЛИ РОДИЛСЯ? Тpагедия судьбы Гpигоpия Печоpина.: сочинение

Со временем Мцыри не может вспомнить свое происхождение и свыкается с происходящим, но жажда свободы делает свое дело и герой сбегает из монастыря. В своей исповеди он рассуждает об отчаянии, что терзало его это время. Герой не видел ни отца, ни мать, но мечтает найти хотя бы близкого человека, чтобы было с кем разделить свое тепло. Он думает о движении жизни, поэтому решает сбежать из монастыря.

Патриотизм красной нитью проходит всю поэму, уже в эпиграфе говорится, что у каждого есть одна родина. Патриотизм перекликается с идеей свободы. Именно патриотизм и жажда свободы являются причинами побега из тюрьмы монастыря.

Мцыри встречается с красавицей-певицей. Девушка понравилась ему, но нужна свобода, поэтому он отказывается от любви.

Восторгает своими красотами пейзаж, описанный в произведении. С неимоверной любовью Мцыри рассуждает о куполообразных, красивых холмах, о деревьях, что растут кругом. Главный герой находится в гармонии с окружающим миром и чутко чувствует его.

Ключевой момент – это поединок с барсом. Не так страшна Мцыри смерть, как возвращение в свой монастырь. Когда он оказывается у стен монастыря, сила духа остается несломленной.

Сказать, что мне понравилось произведение «Мцыри», — это все равно, что ничего не сказать. Когда читаешь поэму, думаешь: «Что за удивительный дух, что за натура у Мцыри!». Когда ты ради цели готов бросить все, что у тебя есть – это дорогого стоит. Я считаю, что данная поэма — вершина творчества Лермонтова.

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

  • Сочинение на тему «Образ Мцыри в поэме Лермонтова»
  • Сочинение на тему «Мцыри как романтический герой»
  • Сочинение «Характеристика Мцыри»

Рассуждение 3

Главным героем поэмы является Мцыри — юноша, находящийся в плену. Когда герой был совсем маленьким его увёз русский генерал после сражения, ребёнок сильно болел, поэтому был оставлен в монастыре, вырос среди монахов. Мцыри — романтический герой, идеал свободного, вольного духа, он не желает смириться со своей судьбой, мечтает вернуться на Родину.

Лермонтов не даёт своему герою имени, а лишь называет его «Мцыри», что с перевода означает «монах, готовящихся принять острог». Когда Лермонтов только работал над своим произведением, он планировал назвать его «Бэри», то есть «монах». Но главный герой поэмы не простой монах, ведь он принял острог насильно. Даже название героя говорит о его характере. Молодому человеку чужда верач поэтому он не решается на принятие обета и убегает. Мцыри — воплощение высоконравственного, свободолюбивого человека. В его образе воплащена сила духа, стремление к свободе.

Лермонтов симпатичен Мцыри, поэтому он и изображает своего героя только с положительных сторон. Современники Михаила Юрьевича признааались, что он очень любил свою поэму и часто читал её наизусть на вечерах.

Автор изображает свободолюбивого героя, но невольно отражает в его образе самого себя. У Лермонтова и Мцыри действительно много общих черт. Например, и автор, и его герой — страстные натуры, стремящиеся к свободе, они с ранних лет были изолированы от родных (Лермонтова забрала бабушка у его отца). Они одиноки и непонятны обществом, но это не важно, горы Кавказа для них — символ вольности и свободы, вселяющий надежду и уверенность.

За свою жизнь Лермонтов так и не смог встретить человека, разделявшего его взгляды и идеи, поэтому он создал прекрасный возвышенный образ, которые до сих пор хранится на страницах его величайшего произведения.

Мцыри — авторский идеал личности. Герой — творческая личность, что подтверждает его связь с автором. Любовь Лермонтова к своему герою показывает также среда, где происходят все события — Кавказ, духовная родина поэта, его обитель и надежда. Только за Стеной Кавказа поэт мог скрыться «от всевидящего глаза и от всеслышащих ушей».

Мое отношение к Мцыри. (произведение Лермонтова Мцыри) 04.01.2013

Миихаил Юрьевич Лермонтов в поэме «Мцыри» рассказывает о человеке, который горячо любит свою Родину, народ, но тяжело страдает вдали от них, не имея возможности и надежды вновь вернуться в родные края. В мрачных стенах монастыря юноша весь иссох и измучился от тоски и печали. Внимая своим душевным терзаниям, Мцыри решает ценою риска собственной жизнью покинуть монастырь. Даже неминуемость смерти (в случае неудачи) не пугает его — так велика мечта вновь увидеть Родину. В первый день побега Мцыри наслаждается прекрасной природой родного Кавказа: «Крутом меня цвел божий сад». Он восхищается красотой виноградных лоз, пугливыми птицами, порхающими вокруг, он с благоговением отдается всем голосам природы, которые «как — будто речь свою вели о тайнах неба и земли». Любуясь потоками воды, Мцыри увидел очаровательную грузинку -и поток чувств оглушил его. Ему, монастырскому затворнику, открылось самое чарующее и манящее — красота юной девы. О, пыл страстей и жажда чувств! О, жизнь! Ты счастье наше! Но нет! Улягся, страсть, уймись, желанье. Не время отдаваться вам. Ведь Мцыри «цель одну — пройти в родимую страну — имел в душе». И потому юноше приходится превозмочь свои чувства к девушке и продолжить свой путь. А там еще одно испытание — встреча с барсом. Красив и могуч дикий барс. Страшна была схватка, но Мцыри вышел победителем из боя, т. к. сердце его «зажегся жаждою борьбы и крови.. . «. Борясь с могучим зверем, Мцыри понял, «что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Сильный, ловкий, полный неиссякаемого желания жить свободно и счастливо, Мцыри еще раз остро испытал непреодолимое желание вернуться в землю отцов и еще раз с ненавистью вспомнил свою тюрьму — монастырь, где рос и был несчастлив. Мцыри презирал людей, примирившихся с жизнью в тюрьме -монастыре. Страстно желая покинуть монастырь, он хотел «узнать, — прекрасна ли земля, узнать для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». Прожив всю жизнь на чужой земле, в заточении, среди ненавистных ему монахов, Мцыри горит сильным желанием увидеть свою родную землю, свои горы, свой дом. Но, к сожалению, не свершилась мечта пленника, не дошел он до дома родного. Изведав вкус свободы, Мцыри был готов еще раз заплатить столь высокую цену за те чудесные мгновенья, которые он прожил на воле.

Читайте также:
Портрет Героя нашего времени в романе М. Ю. Лермонтова: сочинение

Вариант 3

Среди всех русских поэтом Михаил Юрьевич Лермонтов занимает особое место в русской литературе. У поэта особенный, отвергающий всю мелочность человеческой повседневности и обыденности, творческий мир. Мрачность и чувство отчаяния из-за пустоты и обыденности земной жизни – особой элемент в поэзии Лермонтова. Подобный стиль писания относится к романтизированному художественному стилю. И поэма о Мцыри тоже можно отнести к этому стилю.

Главное что её делает романтической, это романтика кавказских гор и ущелий, любовь народа к свободе. Кавказ любим многими поэтами из русской литературы, во многом благодаря постоянным сражениям и войн. Один из примеров можно взять Александра Сергеевича Пушкина с его произведением « Кавказская пленница» или многие повести А. А. Бестужева-Марлинского. И задается вопрос, чем же Кавказ такой привлекательный для поэтов, почему не другие просторы России, как: Сибирь, Волга или дальний восток. На Кавказе человек всегда находился на грани смерти и жизни, там было такое понимание местного народа. И отец Мцыри, чей образ хорошо запомнился маленькому мальчику, не обладал обычными бытовыми чертами для русского человека.

Поэты-романтики способны видеть что-то за серым бытом. И Кавказ для них раскрывается по особенному. Пышная природа и величественная красота дает им вдохновения для особенного, невидимого для других, мира, который способен дать надежды и духовно обогатить читателя.

Но поэме «Мцыри» придает романтизм не только величественный Кавказ, но и главный герой. В основном в романтических произведениях главных герой не от мира всегда и противостоит всему миру, он сильно выделяется на фоне других. Так и Лермонтов наградил своего главного героя отчужденностью по отношению ко всем и особым складом ума, который не понятен для других героев.

Мужественность, сосредоточенность, воля и огромная страсть придет образу Мцыри не обычность. Тоска и любовь Мцыри по родине очень сильна, и для других она выходит за рамки обыденности. Персонаж Мцыри имеет необычно гордую и глубокую натуру. И как раз романтиков-писателей привлекают страсть таких личностей, которые не успокоены в жизни, находятся в постоянном поиске своего. Даже в произведении Л. Н. Толстого « Кавказский пленник» описываются тот же Кавказ, но воспоминания главных героев, воспринимаются гораздо трагичнее, чем печальная и обреченная на погибель судьба Мцыри. Мцыри обречен, потому что он – романтик. И он не сможет без любви Родины.

Другие сочинения: ← Дружба в жизни Печорина↑ ЛермонтовЛюбовная лирика Лермонтова →

Как относится Лермонтов к Мцыри?

Автор поэмы не дает имени своему герою. Мцыри – это грузинское церковное слово, означавшее послушника, готовящегося стать монахом. Да и сам образ юноши романтически обобщенный. О его прошлом говорится вскользь, обобщенно. Первоначально поэт назвал свое произведение “Бэри”, что значило «монах». Но, очевидно, Лермонтов сам понял некорректность этого названия.

Монахи принимали обет монашества добровольно, и побег сразу после принятия обета с точки зрения христианства было бы аморальным действием юноши. А Лермонтов стремился показать высоконравственную свободолюбивую натуру. Юноша сбегает до принятия обета, выражая, таким образом, свое несогласие с чуждой ему верой. Северокавказские горцы – убежденные мусульмане. И мальчик, молясь в христианском храме, никогда не забывал о вере своих отцов. В образе Мцыри Лермонтов воплощает силу человеческого духа, стремление к свободе.

Весь рассказ, за исключением первых двух строф ведется от лица Мцыри. По сути, это предсмертная исповедь.

Лермонтов симпатизирует юноше, стремившемуся любой ценой вырваться из монастырского плена. Юноша никогда не покидал монастыря, не видел людей, не общался с женщинами. Но стремление к свободе жило в нем на генетическом уровне.

Еще критик Белинский писал о Мцыри так:

Лермонтов любил свое произведение, знал его наизусть, и охотно, с воодушевлением читал своим друзьям.

Сочинения по поэме “Мцыри”

Самые удачные работы

Скачать:

Вложение Размер
sochineniya_po_mtsyri_8b.doc 30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспевание свободы в поэме Лермонтова «Мцыри».

В произведениях М.Ю.Лермонтова часто рассказывается о людях, в чьих судьбах большую роль играет свобода и отношение к ней. Одним из таких произведений является поэма «Мцыри».

В этом произведении Лермонтов описывает судьбу мальчика шести лет, попавшего в монастырь и оторванного от внешнего мира. Со временем его начинает переполнять жажда свободы, которую он утратил навсегда, и он не может смириться с этим. На протяжении долгих лет он несет тяжкое бремя разлуки с тем, что ему любимо и дорого – свободой, в этом состоит романтизм произведения Лермонтова.

Раннее детство Мцыри провел на Кавказе, в ту пору он знал своих родных, наслаждался свободой действий и сознания. Это и оставило в нем ту частичку жизни, которая вела его за собой и была его «пламенной страстью». Внутренний мир героя был соткан из отпечатков детства и его раздумий о невольной жизни в монастыре. Но то, что Мцыри пережил в детстве, оставило большой след в его сознании, он бы променял всю свою жизнь в неволе на несколько дней на свободе.

И Мцыри бежал, бежал навстречу тому, что ему было дорого и отрадно, что он страстно любил и чем дорожил больше всего. Красота окружающего мира, которую он увидел на свободе, не могла сравниться со всем тем, что он видел за свою жизнь в плену. Его жизнь на свободе была так желанна и долгожданна, что он не замечал ничего, кроме нее, упивался ею. Но вскоре Мцыри встретился с барсом, после честно погиб, но погиб свободным человеком.

То чувство, к которому мы стремимся всю жизнь, то, что является нашим желанием и страстью, непременно приведет нас к осуществлению мечты. И то мгновение, которое мы проведем с этим чувством, будет нам дороже всей жизни.

Мцыри как романтический герой.

В этом сочинении я бы хотел рассказать о том, что Мцыри является романтическим героем. Но для начала стоит рассказать о романтизме в целом.

Романтизм – это направление в литературе, появившееся в 18-19 веках во многих странах: России, Англии, Франции, Америке. Именно в этот период по всему миру вспыхнули революции, восстания и бунты. Даже некоторые политические деятели и мыслители были недовольны жизнью стран и народов. Люди мечтали о новом мире, и это отразилось в мировой литературе. В романтических произведениях воспевается лучший, идеальный мир или стремление к нему. Да и сам романтический герой борется за этот самый лучший мир и готов даже умереть за него.

И в произведении М.Ю.Лермонтова «Мцыри» в полной мере отражается эта особенность романтического направления. Сам Лермонтов мечтал об идеальном мире и уважал свободу и борющихся за нее людей. Мцыри в полной мере показывает главные черты романтического героя. Он силен, горд и свободолюбив. Он борется со злом внутри себя и стремится к свободе, несмотря на сложный путь. А неволя и есть это самое зло.

Для Мцыри стремление к свободе и независимости было смыслом жизни. Его тело и дух были сильны, так как он был уверен в себе и своих стремлениях. И даже тот факт, что он прожил на воле всего три дня, нисколько не омрачил его. После битвы с барсом он умирал гордо. Мцыри был рад, что умирает свободным. Хоть он и не успел сделать все, что хотел: посетить свой родной дом, увидеть родных, он знал, на что шел. И он ушел из этого мира, будучи свободным. Для него свобода была высшей наградой.

Не каждый из нас может отдать свою жизнь за свободу. И сказать, легко это или сложно, нельзя. Мцыри сделал свой выбор. Он стремился к свободе, к своему лучшему миру, и он отдал жизнь за эту идею. Я считаю, что Мцыри – романтический герой, и советую всем взять от него что-нибудь. Желаю вам быть свободными.

Воспевание свободы в поэме Лермонтова «Мцыри».

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» – история юноши, выросшего в монастыре, в неволе, юноше, который обрел свободу всего на три дня.

Он с шести лет жил в монастыре, не видя других людей, кроме монахов. Скучая по родине, он каждый день смотрел из окна башни на горы и поля Кавказа и мечтал оказаться среди них, на воле. И вот перед днем, когда Мцыри готовился «изречь монашеский обет», он исчез из монастыря.

Он убежал, вырвался на волю, в горы, туда, где он чувствовал себя свободно, блаженно, раскрепощено. Мцыри любил все вокруг: и быстрые реки меж возвышающихся в небеса гор, и темные леса, покрытые легким туманом. Даже когда он потерялся в лесу, ему было лучше, чем в монастыре. Превозмогая боль, голод и усталость, Мцыри шел вперед к родным местам. Он не повернул бы назад, не вернулся бы в «тюрьму». Даже схватка со снежным барсом не заставила его отступить, отказаться от своей цели. В этом эпизоде автор показывает, что свобода – это не только радость жизни, но и опасности, лишения, страх и борьба. Но оно того стоит.

Лермонтов в своей поэме показывает, что такое свобода, как она влияет на человека, какое счастье она дает: «Таких две жизни за одну, но только полную тревог я променял бы, если б мог». Свобода – это не то, что можно потрогать или увидеть, продать или купить. Это состояние, когда человек ощущает свою возможность действовать, как ему хочется, как он желает, находиться, где он хочет и с кем хочет. Когда страх не сковывает человека и даже смерть не остановит его. Вот это – свобода. И Лермонтов так ярко и выразительно описал, как человек, с детства приученный к подавлению своих эмоций и желаний, вдруг вырывается на волю, сбрасывает все узы плена и наслаждается этим чувством. Лермонтов так красиво, понятно и четко описывает свободную жизнь Мцыри, что мы понимаем: устами главного героя говорит сам автор.

Читая это произведение, познаешь цену свободы и воли, радость жизни. И в эти мгновения ты готов пережить все то, что пережил Мцыри, когда обрел свободу.

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс :)

  • Полезные статьи
  • Наша группа

Анализ поэмы «Мцыри» (М. Лермонтов)

Автор: Наталья Игоревна Иванова (учитель русского языка и литературы)

Дата публикации: 04.04.2020

В творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова Кавказ занимает особое место. В 10-летнем возрасте будущий поэт вместе с бабушкой впервые побывал в этом необыкновенном краю, отдыхая «на водах». Именно на Кавказе юный Лермонтов познакомился с девочкой, к которой испытал первое серьезное чувство. Воспоминания об этом увлечении поэт пронес через всю жизнь.

В следующий раз Лермонтов прибыл на Кавказ уже по долгу военной службы.

Впечатления от местного фольклора, жизни горцев, природы Кавказа легли в основу многих произведений поэта.

История создания

Замысел написания романтического произведения-исповеди, основанного на древних преданиях, созрел у Лермонтова еще в ранней юности.

Об этом поэт сделал запись в своем дневнике: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, ничего не читал».

Творческая идея воплотилась в жизнь спустя многие годы – в 1830 году, в поэме «Исповедь». Главный герой произведения – монах, приговоренный к казни из-за любви.

В поэме «Боярин Орша», написанной в 1835-1836 годах, центральным действующим лицом также является воспитанник монастыря.

Но Лермонтов не остановился на этих ранних творческих разработках.

В 1838 году поэт приступил к написанию поэмы «Мцыри».

По мнению историков и литературоведов в основу произведения были положены мотивы одновременно двух историй.

Первую, легенду о юноше и барсе, Лермонтов услышал в свой приезд на Кавказ, будучи еще совсем юным.

Вторая история – это рассказ пожилого монаха, встреченного поэтом в 1837 году на Военно-грузинской дороге. Именно из уст монастырского служки Михаил Юрьевич услышал повествование о непростой судьбе кавказского мальчика, оставленного русским генералом в монастыре в Мцхете.

События, описанные старым монахом и очень впечатлившие Лермонтова, действительно могли случиться в период Военных действий Русской императорской армии, преследовавших цель присоединить горные районы Северного Кавказа в Российской империи.

Талантливо переосмысленные Лермонтовым истории соединились в одно выдающееся романтическое произведение – поэму «Мцыри», опубликованное в 1940 году в единственном прижизненном издании автора «Стихотворения М. Лермонтова».

О чем произведение?

Действие поэмы разворачивается вблизи Мцхеты, древнейшей столицы и духовного центра Грузии. Над городом возвышается старинный монастырь Джвари.

Русский генерал, едущий в Тифлис, решает оставить монахам плененного шестилетнего мальчика, больного и слабого, опасаясь не довезти его до Тифлиса живым.

Чернецы принимают ребенка, окружают его заботой и воспитывают в истинно христианском духе. Мцыри – так теперь зовут мальчишку, не помнит своих родных, поначалу сторонится монахов, но постепенно свыкается с затворнической жизнью в монастыре.

Спустя годы, в один из дней накануне пострига в монахи, шестнадцатилетний юноша исчезает из монастыря.

Через три дня поисков беглеца, найденного неподалеку от Мцхеты, ослабленного и без чувств, приносят в обитель. Придя в себя, юноша не хочет отвечать на вопросы монахов и отказывается от еды. И только старому чернецу, который когда-то выходил его, Мцыри открывает истинную причину своего побега.

Юноша рассказывает о том, что стремился на свободу, в родной аул, в отчий дом.

На воле, в единении с первозданной природой он почувствовал себя счастливым, а дух воли воскресил в нем образы отца и сестер.

Мцыри рассказал старику о том, как прожил три дня вне стен древнего монастыря, который он считает местом своего заточения:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил — и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Мцыри поведал о своей победе в кровопролитном единоборстве с грозным барсом.

В поисках пути к родному краю юноша бежал, карабкался, полз… Но после трех дней блужданий по горам понял, что, сделав круг, обессилевший, снова выбрался на дорогу, ведущую к приютившему его монастырю.

Отчаяние одолело Мцыри, утратившего в монастырском заточенье инстинкт жизни и природное чутье, способные вывести его к родному дому.

Умирая, юноша просит старого чернеца похоронить его в монастырском саду, откуда виден Кавказ и куда из родного селения могут долететь родная речь и песня горцев.

Жанр и направление

«Мцыри» — образец классической русской романтической поэмы со всеми присущими данному жанру признаками.

В произведении реальный мир отступает перед миром мечты, во имя которой главный герой преодолевает невероятные трудности и препятствия.

Протест, неприятие существующего положения, борьба за свободу и возврат на родину — главная идея романтического героя-бунтаря, к внутреннему миру которого пристально обращено внимание автора.

Исповедальный характер повествования также является романтической особенностью произведения.

Очень важное место в поэме отводится природе, которая выполняет не просто роль живописного фона, а является действенной силой и позволяет Мцыри проявить свое свободолюбие и целеустремленность.

Одним из главных признаков романтического характера поэмы является и обращение поэта к фольклорным мотивам.

Главный герой и его характеристика

В черновике поэма М.Ю. Лермонтова называлась «Бэри». К этому названию поэт сделал уточнение «Бэри, по-грузински: монах». Но главный герой произведения еще не монах, он только готовится им стать, и в 1840 году произведение печатается под названием «Мцыри», что в грузинском языке означает «послушник».

В начале повествования главный герой предстает перед читателем шестилетним мальчиком, ослабленным болезнью, но с уже сильным характером:

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Оставленный русским генералом в монастыре мальчишка замыкается в себе. Мцыри ощущает себя пленником, вынужденным быть послушным и смиренным.

Образ юноши раскрывается после побега, в исповеди старому монаху.

Оказавшись на воле и почувствовав себя свободным, Мцыри преображается. Юноша приходит в восторг от всего, что встречает на своем пути. Он восхищается необыкновенны могуществом гор, красотой долин, прекрасных садов, прозрачностью ледяных ручьев, сравнивая три дня на свободе с жизнью в монастыре:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Мцыри бесстрашен в стремлении осуществить свою мечту. Он хочет вернуться в родной край, в отчий дом, и его не страшат невзгоды и препятствия.

Юноша не озлобляется после того, как понимает, что не может воплотить свою мечту в жизнь. Умирая, он не собирается никого проклинать.

Считая себя поверженным, Мцыри не раскаивается в совершенном побеге и верит в то, что обязательно станет свободным, вернется в край своего детства и услышит родную речь.

Темы и идея

Тематические линии произведения связаны между собой и образовывают единое художественное целое.

Стремление к свободе – это одна из двух ключевых тем произведения. Речь в поэме идет не столько о свободе физической, сколько о свободе духа и о возможности наслаждаться полнотой жизни:

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Любовь к родине, привязанность к родному дому и близким людям – вторая ключевая тема произведения. Маленький мальчик, с детства лишенный родительской любви и заботы, не имеющий возможности видеться со своим отцом и сестрами, всю недолгую жизнь мечтает вернуться в родительский дом. Он утверждает, что эта мечта заставила его бежать, покинуть монастырскую обитель, где к нему относятся с добром и вниманием:

И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул;

Мне слышался вечерний гул

Домой бегущих табунов…

Одиночество среди людей – еще одна тема произведения. Мцыри –свободолюбивый бунтарь. Ни хорошее отношение к нему чернецов, ни строгие порядки монашеской крепости не могут удержать его от побега на волю. То, к чему издревле привыкли окружающие и воспитывающие юношу монахи, неприемлемо для него, как неприемлемо для монахов стремление Мцыри к свободе и непреодолимая тяга к родному краю.

Война. О ней в произведении автор упоминает косвенно. Но именно в связи с военными действиями Мцыри в шесть лет оказался у русского генерала, воспитывался в монастыре, бежал…

Тема любви к женщине не слишком развита в произведении. О ней читателю напоминает лишь сцена, где Мцыри с восторгом и удивлением рассматривает молодую грузинку, набирающую воду из ручья.

Идея произведения основывается на мысли о том, что стремление к свободе, желание жить в родном краю, любить своих близких нельзя отнять у человека, даже пребывающего на краю гибели.

Проблематика

Основная проблема поэмы – обретение свободы, без которой невозможна жизнь и развитие личности. Отсутствие свободы может привести к гибели.

Одиночество и непонимание окружающими – также важная проблема произведения. Мцыри так и не стал своим среди монахов. И только одному из них он открыл свою душу.

Невозможность смириться с устоявшимся, размеренным порядком существования, свободолюбивые мечты и стремление изменить свою жизнь – еще одна проблема произведения.

Чему учит?

Недолгая жизнь главного героя поэмы учит читателей не отступать перед трудностями, быть верными своей мечте, никогда не сдаваться, верить в свои силы, любить родину и своих близких, с уважением относиться к людям, желающим добра.

Критика

Поэма «Мцыри» была с восторгом принята в кругу литературных критиков и современников Лермонтова, напомнив многим байроновских героев.

Особую оценку дал произведению выдающийся русский критик

В.Г. Белинский, сравнивая звучание стиха с ударами меча и восторгаясь главным героем: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!»

Поэма детально проанализирована многими советскими и русскими литературоведами.

Мои размышления над поэмой “Мцыри”

Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт, создавший необыкновенно много произведений за свою яркую, но короткую жизнь. Не было такого литературного жанра, в котором не работал Лермонтов.

Мне очень нравится его поэма “Мцыри” за необыкновенную мелодичность и напевность стиха.

Он был, казалось, лет шести;

Как серна гор, шутлив и дик,

И слаб и гибок, как тростник.

Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Наряду с романтическим характером героя Лермонтов дает реалистические, правдивые зарисовки жизни

И вспомнил я отцовский дом.

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул;

Мне слышался вечерний гул

Домой бегущих табунов

И дальний лай знакомых псов.

Очень привлекает меня образ Мцыри, отважного, решительного, целеустремленного юноши:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил – и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

А каким красивым языком все это описано!

Увы! теперь мечтанья те

Погибли в полной красоте,

И я, как жил, в земле чужой,

Умру рабом и сиротой.

Эту поэму можно

Меня могила не страшит:

Там, говорят, страданье спит

В холодной вечной тишине;

Но с жизнью жаль расстаться мне.

Я молод, молод… Знал ли ты

Разгульной юности мечты?

Или не знал, или забыл,

Как ненавидел и любил…

Гибель Мцыри не случайна, Лермонтов не видел в окружающей обстановке возможности для счастливой и спокойной жизни. Герой предпочитает смерть жизни в неволе.

Увы! – за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял.”

Эта небольшая поэма Лермонтова будет вечно звать читателей на подвиг во имя свободы и добра.

Похожие сочинения:

Мои размышления над поэмой М. Ю. Лермонтова “Мцыри” Прочитав один раз, поэму великого поэта М. Ю. Лермонтова “Мцыри” невозможно забыть. Мастерски, очень живописно Лермонтову удалось передать красоту и величие роскошной природы Кавказа: горные хребты, “причудливые как мечты”, “в.

Жанр “Мцыри” “Мцыри” – одно из самых известных и читаемых произведений Лермонтова, и при его изучении неизбежно возникает вопрос: а какому же жанру оно относится? Жанр “Мцыри” Лермонтова определяется как поэма. Жанр.

Идейно-художественное своеобразие поэмы МЦЫРИ МЦЫРИ Идейно-художественное своеобразие поэмы: Поэма “Мцыри” – типично романтическое произведение (единство человека с природой – сцена грозы и побег из монастыря; романтическая любовь – встреча с грузинкой; борьба – поединок.

В ЧЕМ МЦЫРИ ВИДИТ СЧАСТЬЕ? (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) “Мцыри” – романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального.

СВОБОДНЫЙ ДУХ МЦЫРИ Тема Кавказа встречалась в творчестве Лермонтова и раньше, до написания им поэмы “Мцыри”, она найдет отражение и в его более поздних произведениях. Поэта привлекали образы смелых, мужественных, свободолюбивых людей, близких.

Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) Поэма 1839 г. “Мцыри” – одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его.

Жизнь Мцыри на воле “Ты хочешь знать, что видел я на воле?” М. Ю. Лермонтов. “Мцыри” Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” была написана в 1839 году. Она стала результатом странствий поэта по Военно-Грузинской дороге.

Вопросы и ответы к поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри” Как возник у М. Ю. Лермонтова замысел написать поэму? В 1840 году, путешествуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов встретил одинокого монаха, последнего из упраздненного близлежащего монастыря. Монах рассказал Лермонтову свою историю.

Мцыри и ссыльный поэт Какое разнообразие картин, образов, чувств! В. Белинский В начале XIX века к России присоединилось Грузинское царство, а путь в Грузию лежал через земли Северного Кавказа и ущелья Главного Кавказского хребта.

Духовный мир Мцыри В 1837 году М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ. Проезжая по Военно-Грузинской дороге, он увидел остатки существовавшего когда-то монастыря. Там, среди развалин и могильных плит, он увидел дряхлого старика.

МЦЫРИ КАК ГЕРОИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) Творческая деятельность М. Ю. Лермонтова относится к сложному периоду в русской истории – эпохе, когда подавлялось всякое стремление к свободе, правде, – к так называемому “безвременью”. Это время наложило отпечаток.

Что значит жить для Мцыри – Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть, Ты жил, – я также мог бы жить! С этими пламенными словами обращается в начале своей исповеди Мцыри к слушающему.

Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” и ее главный герой Михаил Юрьевич Лермонтов в поэме “Мцыри” рассказывает о человеке, который горячо любит свою Родину, народ, но тяжело страдает вдали от них, не имея возможности и надежды вновь вернуться в родные.

Роль пейзажа в поэме Мцыри Поэма “Мцыри”, написанная Лермонтовым в 1839 г., является одним из наиболее совершенных образцов русского романтизма. В ее текст включены все значимые компоненты романтических поэм, как-то необычный герой в необычных обстоятельствах.

Белинский о поэме “Мцыри” Белинский о поэме “Мцыри”: “Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его.

Воспевание воли и свободы в поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри” На мой взгляд, поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – это произведение не о юном послушнике, а о молодом мятежнике, пожертвовавшем жизнью ради свободы. Я мало жил, и жил в плену.

Поэма “Мцыри” как романтическое произведение Рассматривая поэму Лермонтова “Мцыри” как романтическое произведение, имеет смысл вспомнить прежде всего основные черты, свойственные любому романическому произведению. Во-первых, это перенесение внимания на главного героя, его мысли, ощущения и переживания.

Сюжет и композиция поэмы “Мцыри” Поэма “Мцыри” Лермонтова, написанная в 1839 г., является вершиной развития классической русской романтической поэмы. При ее создании Лермонтов придерживался традиций байронической поэмы, но в тоже время сумел привнести в произведение.

Является ли рассказ Мцыри исповедью? А душу можно ль рассказать? М. Лермонтов. Мцыри Замечательная поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – о несостоявшемся монахе, но стойком, смелом, непокорном бойце. Лермонтов создал драматический образ юноши, который волей.

ПОЧЕМУ МЦЫРИ БЕЖАЛ ИЗ МОНАСТЫРЯ? “Мцыри” – пламенная поэма М. Ю. Лермонтова о грузинском мальчике, потерявшем свободу и родину. Почти всю свою юность Мцыри провел в монастыре. Им безраздельно овладела огромная тоска по родному дому.

Жизнь и подвиг Мцыри (по произведению М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) В романтическом образе Мцыри поэт воплотил свою мечту об “огненной душе”, “исполинской натуре”, свой идеал героя, видевшего смысл жизни в борьбе. Характерная для романтических произведений композиция поэмы ограничила рассказ о.

“Мцыри” как романтическая поэма Среди русских поэтов М. Ю. Лермонтов занимает особое место. Поэтический мир Лермонтова – стихия мощного человеческого духа, отвергающего пошлую мелочность повседневности. Особый, “лермонтовский”, элемент – чувство мрачного отчаяния из-за тесноты.

Анализ поэмы “Мцыри” В 1873 году Лермонтову М. Ю. пришлось покинуть родной город, так как его сослали на Кавказ. Проезжая по военной грузинской дороге мимо разрушенного монастыря. Среди обломков и руин монастыря Лермонтов.

Сочинение на тему: “Мои впечатления от произведения “Мцыри” Поэма “Мцыри” – это произведение авторства Михаила Лермонтова, главным героем которой является молодой человек по имени Мцыри. Данная поэма произвела на меня достаточно ощутимое впечатление, раскрыла передо мной некоторые интересные.

Цель побега Мцыри Поэма “Мцыри” повествует о судьбе грузинского юноши, совсем маленьким привезенного в монастырь и там выросшего. Монахи воспитали его, научили своей вере и языку, но не сумели заставить забыть родную землю.

Тема свободы в поэме “Мцыри” “На свете счастья нет, но есть покой и воля” – так напишет в 1834 г. великий русский поэт А. С. Пушкин. Его преемник, Лермонтов, вряд ли бы согласился с этими.

ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “МЦЫРИ” ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “МЦЫРИ” Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта.

Мцыри Михаила Юрьевича Лермонтова Каждый писатель ищет в жизни идеального героя, который воплотил бы лучшие черты людей своего времени. Каких же героев могла воплотить мрачная реальность 19 века? Реальность бездушных людей, которые уютно себя.

Анализ поэмы “Мцыри” Лермонтова Введение “…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во.

Тема и идея поэмы “Мцыри” Лермонтова Тема свободы в русской литературе поднимается очень часто. Писали о свободе и Пушкин, и Гоголь, и множество других выдающихся творцов. Обращался к теме свободы и Лермонтов, более того, он, как.

В чем трагедия Печорина? сочинение для 9 класса

«Герой нашего времени», написанный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, показывает нам один из новейших образов в литературе, ранее открытый Александром Сергеевичем Пушкиным в «Евгении Онегине». Это образ «лишнего человека», показанный через главного героя, офицера Григория Печорина. Читатель уже в первой части «Бэла» видит трагедию этого персонажа.

Григорий Печорин – типичный «лишний человек». Он молод, привлекателен внешне, талантлив и умен, однако сама жизнь кажется ему скучной. Новое занятие вскоре начинает ему надоедать, и герой пускается в новые поиски ярких впечатлений. Примером тому может быть та же поездка на Кавказ, где Печорин знакомится с Максимом Максимычем, а после – с Азаматом и его сестрой Бэлой, красавицей-черкешенкой.

Григорию Печорину мало охоты в горах и общения с жителями Кавказа, и он, влюбленный в Бэлу, похищает ее при помощи брата героини, своенравного и гордого Азамата. Юная и неокрепшая умом девушка влюбляется в русского офицера. Казалось бы, взаимная любовь – что еще нужно герою? Но вскоре ему и это становится скучно. Страдает Печорин, страдает Бэла, обиженная невниманием и холодностью возлюбленного, страдает и Максим Максимыч, наблюдающий все это. Немало бед пропажа Бэлы принесла и семье девушки, а также Казбичу, который хотел на ней жениться.

Эти события заканчиваются трагически. Бэла погибает почти на руках Печорина, и тому остается только покинуть те места. От его вечной скуки и поисков пострадали люди, которые никак не касаются героя. А «лишний человек» отправляется дальше.

Достаточно одного этого примера, чтобы понять, как Печорин из-за своей скуки способен вмешаться в чужие судьбы. Он не может зацепиться за что-то одно и держаться за это всю жизнь, ему нужна смена мест, смена общества, смена занятий. И все равно ему будет надоедать действительность, и все равно он отправится дальше. Если люди ищут что-то и, обретя цель, успокаиваются на этом, то Печорин не может определиться и найти свой «финиш». Если он остановится, он все равно будет страдать – от однообразия и скуки. Даже в случае с Бэлой, где у него была взаимная любовь с юной черкешенкой, верный друг в лице Максима Максимыча (ведь старик готов был помогать Печорину) и служба, Печорин все равно вернулся к своему состоянию скуки и апатии.

Но найти свое место в обществе и жизни герой не может не только потому, что ему быстро становится скучно любое занятие. Он равнодушен ко всем людям, что можно наблюдать в части «Максим Максимыч». Не видевшиеся пять лет люди не смогли даже поговорить, ведь Печорин с абсолютным безразличием к собеседнику старается поскорее закончить встречу с Максимом Максимычем, который, кстати, успел соскучиться по Григорию.

Можно с уверенностью сказать, что Печорин, как истинный герой нашего времени, способен найтись в каждом из современных людей. Равнодушие к людям и бесконечные поиски себя останутся вечными чертами общества любой эпохи и страны.

Вариант 2

Г. Печорин – центральный персонаж произведения «Герой нашего времени». Лермонтова обвиняли в том, что он изобразил нравственного урода, эгоиста. Однако фигура Печорина крайне неоднозначна и требует глубокого анализа.

Лермонтов не случайно назвал Печорина героем нашего времени. Его проблема в том, что он с самого детства попал в развращающий мир высшего света. В искреннем порыве он рассказывает княжне Мэри, как пытался действовать и поступать согласно правде и совести. Его не понимали и смеялись над ним. Постепенно это производило серьезный перелом в душе Печорина. Он начинает поступать вопреки нравственным идеалам и добивается расположения и благосклонности в дворянском обществе. При этом он действует строго в соответствии с собственными интересами и пользой и становится эгоистом.

Печорина постоянно гнетет тоска, ему скучно в окружающей обстановке. Переезд на Кавказ лишь на время оживляет героя. Скоро он привыкает к опасности и опять начинает скучать.

Печорину жизненно необходима постоянная смена впечатлений. Три женщины появляются в его жизни (Бэла, княжна Мэри, Вера). Все они становятся жертвами беспокойной натуры героя. Он сам не чувствует к ним особой жалости. Он уверен, что поступал всегда правильно. Если любовь прошла или даже не возникла, то он не виноват в этом. Виноват его характер.

Печорин при всех его недостатках – исключительно правдивый образ. Его трагедия заключается в ограниченности дворянского общества лермонтовской эпохи. Если большинство пытается скрыть свои недостатки и неблаговидные поступки, то честность Печорина не позволяет ему этого сделать.

Индивидуализм главного героя мог бы в других условиях помочь ему стать выдающейся личностью. Но он не находит применения своим силам и в результате представляется окружающим бездушным и странным человеком.

Сочинение 3

Михаил Юрьевич Лермонтов в своём произведении показал Печорина в образе «лишнего человека». Уже в первой части произведения «Бэла» читатель наблюдает трагизм этого героя.

Печорин – «лишний человек». Жизнь для него обыденна, ему скучно жить, хотя он молод. В любом новом занятии ему становится скучно, и персонаж ищет уже другие яркие впечатления, способные украсить его жизнь. Так, помним его поездку на Кавказ, где он встречает новых людей – Максима Максимыча, Азамата и его привлекательную сестру Бэлу. Печорин влюбляется в юную девушку и похищает её с помощью её брата Азамата. Бэла дарит свою любовь Печорину. Вроде бы, вот оно счастье, но и здесь ему становится тоскливо. Ему надоедает черкешенка. Печорин равнодушен к своей возлюбленной. Девушка обижается на холодность любимого и не понимает, что с ним. За этой картиной наблюдает Максим Максимыч. В итоге сюжет заканчивается драматично – Бэла умирает на руках любимого. И ему остается лишь покинуть те места, чтобы не напоминать об этом событии.

Трагедия Печорина заключается в его постоянно скуки, от которой страдают окружающие люди, его любя. Печорин что-то ищет в жизни, чего сам не знает. От его мимолетного увлечения страдают все, а он отправляется дальше, в поисках чего-то лучшего и неведомого. Печорин вмешивается в чужие судьбы и впоследствии ломает их. Он не способен задержаться на одном месте, ему необходимо менять места, менять лица, действия. Ему все быстро надоедает, что делает любое занятие скучным. И он отправляется дальше. Если кто-то ищет, обретя что-то ценное и стоящее, останавливается и держится за это, то Печорину это не дано. Он не может определить, где это окончательное место и где его занятие. Если что-то найдет ценное, все равно его не оценит, так как не умеет ничего ценить. Он будет страдать дальше от скуки и обыденности. Даже с Бэлой, где у них были взаимные отношения, верный друг и любимое занятие, Григория Печорина все равно одолела грусть, скука и апатия.

Его трагизм объясняется тем, что он относится равнодушно к окружающим людям. Он был безразличен к Максиму Максимычу, когда не стал с ним разговаривать после долгой разлуки. Его верный друг был рад встречи, соскучился по другу. Но Печорин был равнодушен к разговору с ним.

Григорий Печорин – истинный герой нашего времени, который не способен оценить людей по – достоинству, в бесконечных поисках себя и любимого дела. Эти люди так и останутся в любом обществе и в любой эпохе.

В чем трагедия Печорина?

Несколько интересных сочинений

Сказка В. П. Катаева «Цветик-Семицветик», изданная в далеком 1940 году, не потеряла интереса читателей и в настоящее время. Это история из жизни девочки по имени Женя, которая на собственном опыте обрела мудрость

Каждый человек в своей жизни сталкивался с плохим настроением. Еще никому не удавалось его избежать. Испортить его может как что-то серьезное, например, болезнь или сбои в работе аэропорта, так и что-то простое

Выпадет снег, превратится в белое покрывало. Я хочу рассказать вам одну сказку, где Снежная королева держала в руках страну Нарнию. Сто лет в ней была зима. Но в ней было много радости и счастья.

Современное общество невозможно без существования законов. Законы ограничивают преступность человека, ставят его в определенные морально-ценностные рамки. Ведь что было бы с нашим обществом, если бы вокруг процветало беззаконие и анархия

Это произведение Николая Васильевича Гоголя имела неоднозначный резонанс в обществе. В примечании к ней, автор обозначил, что основой для написания этого произведения являлись народные предания, переданные Николаем Васильевичем, практически дословно.

В чем состоит трагизм судьбы Печорина? (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)

Характер героя

Печорин является очень противоречивым персонажем. Он наделен массой положительных качеств. Все при нем: он красив и богат, воспитан и образован. Григорий тщательно следит за своей опрятностью, никому не грубит, не хамит. Казалось бы, все положительные качества воспитанного светского человека говорят о том, что он может быть счастлив. Он уверен в себе и не сомневается в своих действиях и поступках. Но самое страшное, что есть в этом персонаже – отсутствие умения чувствовать. Этот персонаж – циник и эгоист. Он не чувствует ответственности за судьбы и жизни других людей, способен ради собственной прихоти играть с судьбами тех, кто хорошо к нему относится.

Герой не способен любить. Сам он постоянно чувствует скуку, понимает силу своего эгоизма, называет себя «нравственным калекой». Но он не испытывает чувства вины по этому поводу. Зная, что душа его зачерствела, он не предпринимает ничего для того, чтобы исправить ситуацию. Он склонен к самоанализу, но и это не оправдывает его. Печорина нельзя назвать счастливым человеком. Он постоянно испытывает скуку. Ради удовлетворения этого ощущения, он пренебрегает чувствами других людей, а вот сам совсем не способен их испытывать. Наверное, трагедия всего поколения заключается в этом – неспособности испытывать настоящие чувства, ведь это настоящий дар, который присущ только человеку. Это можно назвать как личной трагедией, ведь такого человека просто жалко, так и трагедией для окружающих, ведь именно они страдают от цинизма и эгоизма таких людей, как Печорин.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Роман «Герой нашего времени» был написан М.Ю.Лермонтовым в 1840 году. Данное произведение является первым психологическим романом в русской литературе. Главная цель автора — разносторонне, детально показать неординарный характер главного героя — Григория Александровича Печорина. Сам Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Стремясь показать характер типичного представителя своего времени, Лермонтов нарисовал портрет достаточно противоречивой натуры с трагической судьбой.

Я считаю, что трагичность судьбы Печорина заключается в его сложном характере. Психологический портрет главного героя открывает читателю двойственность его натуры. Равнодушие, некая внутренняя «раздвоенность», холодность, расточительность, эгоизм, склонность к самоанализу — всё это было свойственно не только самому Печорину, но и типичным представителям ряда «лишних людей». Для Печорина характерны скука и тоска от бессмысленно сменяющих друг друга дней, от череды заранее предсказуемых событий. Он страдает от одиночества, не находит гармонии ни в любви, ни в дружбе. Главный герой не способен любить людей, более того, он приносит людям одни несчастья. Сам Печорин говорит: «Во мне два человека», — именно так он объясняет двойственность своего поведения. Так, например, из рассказа Максима Максимыча мы узнаем, что в непого

Трагедия поколения

Но проблема заключается не только в самом характере Печорина. Роман не зря носит такое название, ведь в нем отразилась трагедия целого поколения. Лермонтов отмечал, что он не раз встречал в жизни людей, похожих на Печорина, а возможно и сам к ним относится. Они имеют массу возможностей, но не чувствуют себя счастливыми. Они живут в период смены эпох, когда старое уже отжило, а новое еще не ясно. Именно поэтому проблемой поколения является глобальная скука, неприкаянность, черствость.

Вариант 2

Г. Печорин – центральный персонаж произведения «Герой нашего времени». Лермонтова обвиняли в том, что он изобразил нравственного урода, эгоиста. Однако фигура Печорина крайне неоднозначна и требует глубокого анализа.

Лермонтов не случайно назвал Печорина героем нашего времени. Его проблема в том, что он с самого детства попал в развращающий мир высшего света. В искреннем порыве он рассказывает княжне Мэри, как пытался действовать и поступать согласно правде и совести. Его не понимали и смеялись над ним. Постепенно это производило серьезный перелом в душе Печорина. Он начинает поступать вопреки нравственным идеалам и добивается расположения и благосклонности в дворянском обществе. При этом он действует строго в соответствии с собственными интересами и пользой и становится эгоистом.

Печорина постоянно гнетет тоска, ему скучно в окружающей обстановке. Переезд на Кавказ лишь на время оживляет героя. Скоро он привыкает к опасности и опять начинает скучать.

Печорину жизненно необходима постоянная смена впечатлений. Три женщины появляются в его жизни (Бэла, княжна Мэри, Вера). Все они становятся жертвами беспокойной натуры героя. Он сам не чувствует к ним особой жалости. Он уверен, что поступал всегда правильно. Если любовь прошла или даже не возникла, то он не виноват в этом. Виноват его характер.

Печорин при всех его недостатках – исключительно правдивый образ. Его трагедия заключается в ограниченности дворянского общества лермонтовской эпохи. Если большинство пытается скрыть свои недостатки и неблаговидные поступки, то честность Печорина не позволяет ему этого сделать.

Индивидуализм главного героя мог бы в других условиях помочь ему стать выдающейся личностью. Но он не находит применения своим силам и в результате представляется окружающим бездушным и странным человеком.

«Нравственный калека»

Когда Печорин заводит с кем-либо разговор о себе, он постоянно дает понять, что знает, насколько он бесчувственен и сам страдает от этого. При разговоре с Максимом Максимычем он упоминает, что испытывает большую скуку, и его можно пожалеть. Разговаривая с Мери, он говорит о том, что общество сделало его таким, не принимая добрых чувств, видя в нем только зло и негатив. Именно поэтому он сделался «нравственным калекой».

Но по его поведению нельзя сказать, что он жалеет об этом и хочет что-либо изменить. Он принимает себя таким, каким он стал, хоть и склонен к постоянному самоанализу. Чувство настоящей дружбы и любви чужды Печорину, он сознательно отвергает их. Именно в этом трагизм судьбы Печорина, ведь этот человек так и не познал чувств, ради которых по-настоящему стоит жить.

Данная статья поможет написать сочинение «В чем трагичность судьбы Печорина».

В чем заключается трагизм существования Печорина?

В чем заключается трагизм существования Печорина? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал образ своего современника, человека эпохи 30-х годов, образ сложный, противоречивый, глубоко трагический.

И необычным является уже сам портрет героя. «С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех, хотя после я готов был дать ему тридцать»,— замечает рассказчик. Он описывает крепкое телосложение Печорина и при этом тут же о его тела. Странный кон­траст представляют детская улыбка героя и его холодный, тя­желый взгляд. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеял­ся». «Это признак — или злого нрава, или глубокой постоян­ной грусти»,— замечает рассказчик.

Печорин — герой-романтик, человек исключительных способностей, натура незаурядная, сильный, волевой харак­тер. Он превосходит окружающих своим интеллектом, разно­сторонним образованием, познаниями в области литературы и философии. Он наделен глубоким аналитическим умом, критически оценивает все социальные явления. Так, о своем поколении он замечает: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Не удовлетворяет его и та жизнь, которую предлагает современное общество. Мери Лиговская замечает, что лучше попасться «в лесу под нож убийцы», чем стать объек­том злых шуток Печорина. Герой скучает в обществе пустых, мелких завистников, сплетников, интриганов, лишенных по­рядочности, благородства, чести. В душе его появляется от­вращение к этим людям, он чувствует себя чужим в этом мире. Но при том точно так же Печорин далек и от мира «простых людей».

Раскрывая противоречивость внутреннего облика Печори­на, писатель показывает, что он лишен непосредственности и целостности чувств, характерных для простых людей, для «де­тей природы». Вторгшись в мир горцев, он губит Бэлу, разоря­ет гнездо «честных контрабандистов». Он обижает Максима Максимыча. При этом Печорин не лишен добрых порывов. На вечере у Лиговских ему «стало жаль Веру». В последнее свидание с Мери сострадание охватило его с такой силой, что «еще минута» — и он бы «упал к ногам ее». Рискуя жизнью, он первый бросился в хату убийцы Вулич а. Герой симпатизирует сосланным на Кавказ декабристам.

Однако добрые порывы его так и остаются порывами. «Зло­действа» же свои Григорий Александрович всегда доводит до логического завершения. Он нарушает семейный покой Веры, оскорбляет достоинство Мери. На дуэли он убивает Грушниц­кого, специально выбрав для дуэли такое место, чтобы один из них не вернулся. Печорин проявляет себя по преимуществу как злая, эгоцентрическая сила, приносящая людям лишь одни страдания и несчастья. «Рожденный для высокой цели», он растрачивает свои силы на поступки, недостойные на­стоящего человека. Вместо активной, осмысленной деятель­ности Печорин ведет борьбу с отдельными лицами, встречаю­щимися на его пути. Эта борьба в основе своей мелочна, бес­цельна. Когда герой оценивает свои поступки, то сам прихо­дит к печальному выводу; «В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действи­тельной жизни». Страстно жаждущий идеала, но не нашед­ший его, он спрашивает: «Зачем я жил? Для какой цели я ро­дился?… А, верно, она существовала и, верно, мне было на­значение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал назначенья, я увлекся приманка­ми страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благород­ных стремлений, лучший цвет жизни».

Свои взгляды герой раскрывает в своем дневнике. Счастье для него — это «насыщенная гордость». Страдания и радости других он воспринимает «только в отношении к себе» как пищу, поддерживающую его душевные силы. Жить Печорину «скуч­но и гадко». Сомнения опустошили его до того, что у него ос­талось только два убеждения: рождение — несчастье, и смерть неизбежна. Чувство любви и потребность в дружбе в представ­лении Печорина давно уже потеряли свою ценность. «Из двух друзей один всегда раб другого», — считает он. Любовь для героя — удовлетворенное честолюбие, «сладкая пища.. гордо­сти». «Возбуждать к себе чувство любви, преданности и стра­ха — не есть ли первый признак и торжество власти?» — пи­шет Печорин.

Положение и судьба героя трагические. Он ни во что не верит, не может обрести жизненной цели, единства с людьми. Эгоизм, своеволие, отсутствие творческого начала в жизни — в этом подлинная трагедия Печорина. Но моральный облик героя сформирован современным ему обществом. Как и Оне­гин, это «лишний человек», «эгоист поневоле». Именно об этом говорит роман Лермонтова. «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, — и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви…», — писал В.Г. Белинский. Однако само «страдание» Печорина как раз и является невозможным для него. И в этом заключается не только парадоксальность данного образа, но и его трагизм.

Раскрывая внутренний облик героя, автор использует раз­личные художественные средства. Мы видим подробный пор­трет героя, читаем его дневник. Печорин изображен на фоне других персонажей (горцев, контрабандистов, «водяного об­щества»). Речь Печорина пестрит афоризмами: «Зло порож­дает зло», «Из двух друзей один раб другого», «Женщины лю­бят только тех, которых не знают». Поэтичность героя, его любовь к природе автор подчеркивает с помощью пейзажей (описание раннего утра в Пятигорске, описание утра перед дуэлью). Раскрывая своеобразие натуры Печорина, Лермон­тов использует характерные эпитеты: «силы необъятные», «во­ображение беспокойное», сердце «ненасытное», назначение «высокое».

Создавая образ Печорина, Лермонтов писал «портрет, со­ставленный из пороков целого поколения». Это был и упрек лучшим людям своей эпохи, и одновременно призыв к актив­ной деятельности. Такова авторская позиция в романе.

Сочинение на тему: «Трагедия Печорина в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)»

Предлагаем вам ознакомиться с сочинением о трагедии Печорина в романе Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Здесь представлены авторское видение судьбы и характера Печорина, ответ на вопрос, почему же образ «героя нашего времени» можно назвать трагическим.

Печорина вполне можно назвать типичным человеком XIX столетия. Его личностные качества и черты характера громко вещают об этом. Он также принадлежит к «лишним людям», ведь его образ многогранен и совсем не простой. Жизнь главного героя романа легко можно назвать трагической.

Печорин во многом отличается от людей, которые его окружают. Он вынужден жить в непонимании и быть не воспринятым другими. Помимо этого, внутри него происходит неравная борьба за его моральный облик. Находясь между двумя огнями, он выбирает модель поведения, которая позволяет относительно безболезненно существовать в этом мире.

Печорин – интересная и образованная личность. Он не вписывается в каноны общества. Здесь герою не хватает пространства для полной реализации своей личности. Из-за условий, в которых оказался «герой нашего времени», он не может быть собой, но прячет свою личность под эгоистичной и надменной маской. Эта роль вполне подходит для его окружения.

Печорину не нравится этот образ, он противоречит его природе. Но только так герой может защитить себя от общественного вмешательства. Его эгоизм также приносит страдания другим людям. Именно это и является его трагедией. Печорин не похож на людей из окружающего общества. Он не умеет лицемерить, говорит в глаза исключительно правду, какой бы неприятной она ни была. Молодой человек не разменивается на монеты.

Все мелочи, которые так интересны другим людям, он считает не существенными. Он не может, так как все, опустить руки, наклонить голову и плыть по течению. Печорин человек действия. Он смело принимает решения и берет на себя ответственность. Этот человек не станет прятаться за спинами других. Его устремления впечатляют. Если бы все они были направлены в нужное русло, он мог бы стать поистине великим человеком и принести пользу своей стране.

Но жизненные обстоятельства сложились таким образом, что этот молодой человек даже и не подумал о том, чтобы правильно использовать свои умственные способности. Он всего лишь эгоист, который уничтожает других, чтобы потешить свое эго и скрыть комплексы. Его разум покрывает доводы сердца и губит чистоту души.

Печорин не любит людей. Они для него, как подопытные кролики. Ему очень интересно изучать их психологию, ставить их в неловкое положение, наблюдать за реакцией в той или иной ситуации. Разбивая очередной даме ее нежное и хрупкое сердце, он вовсе не думает о боли, которую причиняет. Это его игра, азарт. Когда он добивается своего, к нему снова возвращается старая подруга скука. И тогда Печорин снова ищет очередные приключения и жертву, которая на время повеселит его.

В романе на роль таких людей подошли несчастная Бэла, прекрасная княжна Мери, любимая Вера, ни в чем не повинный Грушницкий, контрабандисты. Все эти люди были повинны лишь в том, что Печорину было скучно. Сам же он не понимает, что другие тоже имеют души, сердца, которые могут сокрушаться. Он даже и не думал об этом, ведь его мысли заняты собой.

Княжна Мери как-то сказала, что Печорин хуже, чем убийца. Корень проблемы молодого человека уходит глубоко в детство. Еще тогда он понимал свою незаурядность и особенность. Печорин видел себя на высшей ступеньке, а остальных – ниже. Толпе это пришлось не по душе. Общество всегда презирает тех, кто каким-то образом пытается выделиться, быть непохожим на всех. В результате борьбы ни Печорин, ни серая толпа не смогли подчинить себе друг друга. Но герой получил в наследие испорченную пороком эгоизма душу.

Он стал злобным и обиженным на весь мир. В итоге, по моему мнению, Печорин неосознанно мстил людям за то, что они в свое время не приняли его. Лермонтов хотел показать нам, что такие умные и неординарные люди, как Печорин всегда будут «лишними» в обществе. Их, конечно же, можно засудить за такие ничтожные поступки. А можно докопаться до причины подобных действий и только пожалеть «героя нашего времени».

Разве сам Печорин становится счастливым от того, что мучает других? Никак. Даже наоборот, он сам признался в том, что чем больше боли приносит людям, тем больше мучается сам.

Я думаю, что этот образ достоин сострадания. Живя в мире, населенном миллиардами, он совсем одинокий. Герой живет от случая к случаю, от интриги к интриге, имея прекрасно развитую интуицию и блестящие умственные способности. В одной из сцен мы видим плачущего Печорина, а это значит, что в молодого человека остались частички души и он заслуживает на сострадание.

Для меня образ Печорина – трагический. Лермонтов собрал в нем все пороки того общества. Как Христос взял на себя все грехи мира и понес Свой крест, так и Печорин собрал все человеческие пороки. Вот только Печорин не Бог и в нем нет любви, он ведет себя так, как это сделал бы любой другой человек на его месте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: