Моё отношение к личности М. Лермонтова: сочинение

Сочинение Мой любимый писатель и поэт Лермонтов

Мой любимый писатель Лермонтов Нет ни одного человека, у которого бы не было любимого поэта. В моем случае этим поэтом является – Михаил Юрьевич Лермонтов. Его произведения вошли в мою жизнь во время обучения в школе.

Михаил Лермонтов – один из удивительных поэтов в мире, такой же как Александр Пушкин и Александр Грибоедов. В своих стихах он воспевает природу во всех ее проявлениях.

Одной из основных тем в его творчестве – это любовь к родине, детям, женщине. Конечно, в его жизни было много женщин, которым он посвящал свои стихи, но каждая для него была прекрасной музой, мучительницей или обожательницей. Однако для некоторых, особенно любимых им женщин, он посвятил циклы стихов. Михаил Юрьевич Лермонтов – это такой поэт, стихи которого, помогают мне понять, то, что творится у меня в душе и вокруг, помогает преодолеть слабости в трудные минуты, подсказать, что делать дальше.

Книги Михаила Юрьевича Лермонтова – это другой мир, в который я погружаюсь, взяв в руки его книгу, потому что его стихи пробуждают даже те чувства, которые, я думала, не пробудятся никогда. Я бы хотела обладать теми качествами, какими обладают герои в его произведениях, такими качествами как сила, целеустремленность, сила воли, верность своим идеалам, для того, чтобы не чувствовать страха перед трудностями или новыми изменениями.

Его произведения, которые были посвящены природе, всегда различаются между собой. Он воспринимает природу как воплощение гармонии и красоты, наполняя свои произведения размышлениями о жизни и ее проблемах.

Мое любимое стихотворение Лермонтова – это “Смерть поэта”, в этом стихотворение он показывает, ту любовь, что испытывал к Пушкину. Он умер, сражаясь на дуэли, я думаю, что в последние моменты жизни, он был горд, что умер так же, как и его кумир. Невозможно передать чувства, которые испытываешь при чтении его произведений. Для каждого человека Лермонтов по-особенному близок и неповторим. Все его творчество – это размышления о жизни, о Родине, о смерти, о бесконечности.

Важнейшей чертой его лирики является изменчивое настроение то грусть, то радость, то есть постоянно меняется в своих произведениях и размышления.

Сочинение Лермонтов мой любимый поэт

Каждый человек, который любит стихи и прозу имеет своего любимого автора. Его произведения помогают пережить трудные моменты в жизни, переключиться на творчество и забыть о проблемах. Для меня таким автором является Михаил Юрьевич Лермонтов.

Автор прожил достаточно мало лет по современным меркам, но успел написать много произведений, которые впечатлили меня. Мне нравится Михаил Юрьевич, потому что в его персонажах я узнаю себя. Его герои целеустремленны, никогда не сдаются, всегда идут к своей цели и мечте. Именно такое качество мне нравится не только в литературных произведениях, но и в современных людях.

В основном произведения Лермонтова автобиографичные. Он описывал тех людей, которые проживали то непростое время вместе с ним. Он описывал события, которые трогают сердце и душу. Мне очень близко то время, в котором он жил, поэтому его прозаические произведения, его стихи для меня значат больше, чем просто хорошие романы и стихотворения.

Кроме того, мне нравится произведения Михаила Юрьевича еще и потому, что они очень поучительны. В современной литературе можно мало найти таких романов, которые бы правильно воспитывали подрастающее поколение. В романах Лермонтова есть не только яркие события, красивый сюжет, но и поучительный смысл, который актуален и на сегодняшний день. Например, самым лучшим произведением в литературе я считаю роман Лермонтова «герой нашего времени». Он учит нас товариществу и дружбе, а в образе Печорина я узнаю себя, потому что бываю так же одинок.

Таким образом, Михаил Юрьевич Лермонтов – один из самых известных поэтов и прозаиков русской литературы. Его произведения пронзают сердце и душу, заставляют переживать за героев его романов, дают пищу для размышлений. Современным авторам не хватает того стиля написания, той искренности, с которой писал свои произведения Лермонтов. Я надеюсь, что дети в младших классах полюбят Михаила Юрьевича так же, как полюбил его когда-то его я.

Также читают:

Картинка к сочинению Мой любимый писатель и поэт Лермонтов

Популярные сегодня темы

В комедии Ревизор образы чиновников уездного города карикатурны и уродливы, но они с точностью отображают жизнь общества в целом.

В романе «451 градус по Фаренгейту» повествуется об обществе, которое погрязло в антиутопии. Это произведение фантастично, представляет мир будущего. Люди получают информацию от экранов телевизоров, радиоприёмников

Произведение «Бедная Лиза» – это творение известного человека Николая Карамзина. Своим произведением о несчастной любви бедной девушки и богатого дворянина он открыл новое направление в русской культуре, названное сентиментализмом

Полотно Майи Кузьминичны Копытцевой «Летный день. Цветет сирень» было написано в конце ХХ столетия. Этот холст считается одним из лучших ее произведений. На этом полотне изображен один из летних дней.

В своем рассказе Солженицын поднимает тему праведников в России. Простые люди, готовые жертвовать своей жизнью для других, не ожидая благодарности – редкость. Именно такой автор видит свою героиню.

Моё отношение к личности М. Лермонтова: сочинение

Меню сайта

  • Сочинения
    • Русская литература
    • Русский язык
    • Свободная тема
    • Сочинение по картине
    • Сочинения по произведениям
      • Абрамов Ф.А.
      • Андерсен Г.Х.
      • Айтматов Ч.Т.
      • Андреев Л.Н.
      • Астафьев В.П.
      • Ахматова А.А.
      • Бабель И.Э
      • Бальмонт К.
      • Блок А.А.
      • Булгаков М.А.
      • Достоевский Ф.М.
      • Бунин И.А.
      • Гоголь Н.В.
      • Гончаров И.А.
      • Горький М.
      • Грибоедов А.С.
      • Куприн А.И.
      • Лермонтов М.Ю.
        • Герой нашего времени
        • Мцыри
      • Островский А.Н.
      • Пушкин А.С.
      • Солженицын А.И.
      • Тургенев И.С.
      • Фонвизин Д.И.
      • Толстой Л.Н.
      • Шолохов М.А.
      • Некрасов Н. А.
      • Тютчев Ф. И.
      • Фет А. А.
      • Маяковский В. В.
      • Есенин С.
      • Салтыков-Щедрин М. Е.
      • Карамзин Н. М.
      • Твардовский А. Т.
    • Сочинения-рассуждения
    • Сочинения на английском
    • Сочинение описание
    • Сочинения ЕГЭ
    • Сочинения 5-9 класс
    • Сочинения ОГЭ
  • Шпаргалки
  • Рефераты
  • Анализ произведения
  • Примеры решения задач
  • Биографии писателей
  • Краткие содержания
  • Твори з української мови
  • Твори з української літератури
  • Твори з зарубіжної літератури
  • Историческое сочинение
  • Литература и язык
  • История России
  • Тесты по литературе
  • Диктанты по русскому языку
Читайте также:
ЗАЧЕМ Я ЖИЛ? ДЛЯ KАKОЙ ЦЕЛИ РОДИЛСЯ? Тpагедия судьбы Гpигоpия Печоpина.: сочинение

Сочинение по литературе

Моё отношение к личности М. Лермонтова

По-моему, М.Ю.Лермонтов это один самых величайших поэтов России, который стал достойным преемником Пушкина. Его лирика – патриотическая, романтическая и просто красивая. Он начал очень рано писать стихи, в свои юные годы он написал много сильных произведений. Например, в семнадцать лет он уже написал такие произведения как “Парус” и “Два великана”. Он сделал огромный вклад в русскую литературу.

И только его трагическая гибель пятнадцатого июля тысяча восемьсот сорок первого года оставила ненаписанными большое число великолепных произведений. Возможно, самые замечательные и талантливые произведения могли бы быть ещё созданы великого поэта.
В отличие от поэзии, идеализировавшей прошлое, поэзия Лермонтова обращена в будущее. Вера в людей, в лучшую жизнь помогала ему преодолевать разочарование и чувство одиночества. Его страстная натура рвалась к деятельности, к героическому подвигу. Поэзии Лермонтова чужда пассивность, спокойная созерцательность. Он не только наблюдает события и явления жизни, но и оценивает их со своей “строгостью судьи и гражданина”. Лермонтов – поэт глубокой мысли и активных чувств. Он стремится познать жизнь во всех ее сложных проявлениях. Вот почему в его стихах личные переживания, субъективное отношение к действительности занимают такое важное место. Тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, мятежные мысли и чувства, жажда деятельности – все это сливается в единый бурный лирический поток. Образы часто гиперболизуются, чувства и страсти достигают предельного напряжения.
Отличные художественные средства обусловлены всем содержанием ранней лирики Лермонтова. Они раскрывают сложный духовный мир мятежного лирического героя. Ни личные невзгоды, ни сгустившаяся мгла николаевской реакции не сломили волю поэта, не убили в нем “веру гордую в людей” и жажду деятельности.
Лермонтов начал свой творческий путь как поэт романтического направления и, воплощал идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о социальном будущем, стал самым ярким творцом философско-психологического романтизма.
Лермонтов создал стиль предельно-энергического, ураганно-динамического стиха и максимально сжатой, прозрачно-ясной прозы. Его творчество вызывало страстные споры. Современная ему реакционная критика или резко отрицала, или грубо искажая, ограничивала достоинства его произведений. Реакционная и примыкающая к ней либеральная критика продолжала искажать творческий облик Лермонтова и в дальнейшем.
Лермонтов приобрел интернациональное и общечеловеческое значение. “Мцыри” и “Демон”, “Герой нашего времени” и многие другие его произведения – это высшие достижения не только отечественной, но и мировой литературы.
За двадцать семь неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого русского стихотворца – Пушкина, став с ним вровень. Какая трагедия, что так рано ушёл из жизни гений русской литературы.

Мой Лермонтов

Мой Лермонтов сочинение 7 класс, 9 класс, 10 класс

↑ Мой Лермонтов сочинение 7 класс

1. Творения Лермонтова разнообразны и многогранны.

2. «Ашик-Кериб» – южная история о любви.

3. Лермонтов – поэт с трагической судьбой.

Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт и писатель, проживший совсем небольшую жизнь, оставил значительный след в литературе в виде прекрасных произведений. Он стал известен в России после гибели Пушкина, благодаря быстро распространившемуся в литературных кругах рукописному стихотворению «Смерть поэта». А уже следующим произведением – «Бородино» автор заявил о себе как о талантливом поэте и начал систематически печататься в издательствах.

Одним из самых плодотворных творческих периодов в жизни поэта-писателя можно назвать время, проведенное на Кавказе. Юный Лермонтов, будучи сосланным на Кавказ за стихотворение, посвященное смерти Пушкина, написал турецкую сказку «Ашик-Кериб». Эта романтическая история любви молодых людей была навеяна местными легендами и кавказским фольклором. Красивую сказку о Магуль–Мегери и Ашик-Керибе, переведенную на разные языки и сегодня читают потомки, представляя колоритные пейзажи с хрустально-чистыми реками и седыми горными вершинами.

Изучая его поэзию и прозу, не перестаешь удивляться и восхищаться гением молодого человека. Сколько замечательных стихотворений и повестей было написано Лермонтовым! Ведь судьбой ему было отмерен совсем небольшой и промежуток, но зато яркий, мистический и творчески наполненный.

↑ Мой Лермонтов сочинение 9 класс

1.Лиризм поэзии Лермонтова

2.Лермонтов – мастер эпитета.

3.Захватывающая сила эмоций в стихах поэта о природе.

Михаил Юрьевич – автор-романтик, автор – драматург. Матушка природа наделила его страстями, его произведения наполнены романтизмом, музыкальностью и лиризмом: «…Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез…» («Ангел») Лермонтов относился к тем творческим счастливчикам, умеющим посредством рифмы и прозы передавать душевные переживания, живые разговоры.

Тончайшими художественными мазками поэт рисовал литературные портреты и образы. «Музыка сердца» руководила гениальным автором: «…Стихов неведомых задумчивое пенье, Тебя, забывчивый, но незабвенный друг…» («Демон») Во многих стихотворениях поэта богато описана природа, она прекрасна и гармонична, она свободна и вечна. Но Лермонтову жить «трудно», оттого, что ему нет «свободы и покоя» и он хотел бы соединиться с природой, с вечностью: «…Надо мной чтоб вечно зеленея Тёмный дуб склонялся и шумел».

Читайте также:
Музыка сердца в произведениях М. Ю. Лермонтова: сочинение

Природа у Лермонтова загадочна и переменчива, она живет и угасает, Читая его стихи о природе, окунаешься в «студеную воду», погружаешься в прохладную тень или идешь по земле, усыпанной золотыми листьями, грустишь и радуешься вместе с автором.

↑ Мой Лермонтов сочинение 10 класс

1.План Одиночество – удел гения.

2.Душевные терзания поэта.

3.Произведения Лермонтова бессмертны.

У каждого автора, будь он поэтом или писателем, композитором или художником есть произведения, отражающие его мировоззрение. Читая Лермонтова, особенно позднего, складывается впечатление, что его произведения пронизаны чувством одиночества. Это отражено в лирических стихах о природе: «пальма – одна», «утес одиноко стоит», «белеет парус одинокий»; и в прозе: Печорин – одиночка-индивидуалист, презирающий и невоспринимающий внешний мир.

Рисуя своего « Героя», автор уже не романтически настроенный юноша, он изображает жизнь такой, какой она является в действительности. «Выхожу один я на дорогу…» – одно из последних произведений Лермонтова. Оно пронизано усталостью, размышлениями о смерти – « я хотел навеки так заснуть». Это стихотворение – своеобразный и по случайности – своевременный итог жизни и творчества гения-одиночки. Поэт не удовлетворен, ничего его не радует: « уж не жду от жизни ничего я». Почему двадцатишестилетний человек так рассуждает?

Лермонтов – умнейшая личность, получившая прекрасное образование и наделенная страстями. Он и литературный автор, и художник, неплохо пишущий лица и пейзажи с натуры и по памяти. Также Лермонтов чрезвычайно музыкален: он владел несколькими инструментами: умел играть на фортепьяно, скрипке и флейте, сочинял музыку и пел. Но он не мог найти родственную душу, его терзали душевные переживания, тревоги. Такой человек, как М.Ю. Лермонтов, отличавшийся незаурядным умом и независимыми суждениями зачастую одинок в жизни.

Мир для него – пустыня, а он в ней – одинокий странник. Ему тесно в рамках общества, где он не может быть до конца понят и принят. Возможно, он намеренно держал дистанцию между собой и внешним миром, мистически предвидя свой скорый трагический конец. Лермонтову было дано судьбой величайшее драматическое дарование. Его бессмертные произведения полны поэтической силой и мастерски написанными образами покоряют поколения за поколениями, которые не перестают восхищаться блестящим талантом вечно молодого гения.

Русские писатели о Лермонтове: воспоминания и мнения

Михаил Юрьевич Лермонтов вспыхнул на поэтическом небосводе России яркой и неповторимой звездой, но, к сожалению, сгорел рано, оставив огненный след в творчестве множества писателей и поэтов. Какие воспоминания о Лермонтове сохранились в письмах и дневниках его современников? Что о творчестве Лермонтова думали Белинский, Достоевский, Брюсов — писатели и публицисты разных эпох и направлений?

Наша подборка поможет пролить свет на жизнь и творчество Лермонтова, а также будет полезной при написании сочинений о произведениях Лермонтова, подготовке к урокам, посвященным жизни и наследию поэта.

Виссарион Белинский о Лермонтове: «в нем все дышит самобытною и творческою мыслию»

Тут была и оригинальность, которая в простоте и естественности открывает собою новые, дотоле невиданные миры и которая есть достояние одних гениев; тут было много чего-то столь индивидуального, столь тесно соединенного с личностью творца, — много такого, что мы не можем иначе охарактеризовать, как назвавши «лермонтовским элементом». Какой избыток силы, какое разнообразие идей и образов, чувств и картин! Какое сильное слияние энергии и грации, глубины и легкости, возвышенности и простоты!

Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь взором за потрясенными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою. Тут, кажется, соприсутствуешь духом таинству мысли, рождающейся из ощущения, как рождается бабочка из некрасивой личинки. Тут нет лишнего слова, не только лишней страницы: все на месте, все необходимо, потому что все перечувствовано прежде, чем сказано, все видено прежде, чем положено на картину. Нет ложных чувств, ошибочных образов, натянутого восторга: все свободно, без усилия, то бурным потоком, то светлым ручьем, излилось на бумагу.

Быстрота и разнообразие ощущений покорены единству мысли; волнение и борьба противоположных элементов послушно сливаются в одну гармонию, как разнообразие музыкальных инструментов в оркестре, послушных волшебному жезлу капельмейстера. Но, главное — все это блещет своими, незаимствованными красками, все дышит самобытною и творческою мыслию, все образует новый, дотоле невиданный мир. »

Из статьи «Герой нашего времени» (1841 г.).

Александр Герцен о Лермонтове: «его стихотворения — самая полная его биография»

«Рядом с Пушкиным стоит другой поэт — его младший современник. Как и большинство русских дворян, он с юных лет служил в гвардии. Стихотворение, написанное им насмерть Пушкина, повлекло за собою ссылку на Кавказ: Лермонтов так глубоко полюбил тот край, что в известном смысле его можно считать певцом Кавказа. Жизнь Лермонтова, хотя он обладал полной материальной независимостью — этим редким для поэтов даром судьбы, — была тем не менее сплошной цепью страданий, о чем достаточно красноречиво говорят его стихотворения.

С душою, горевшей любовью к прекрасному и свободному, он был вынужден жить в обществе, которое прикрывало свое раболепие и разврат фальшивым блеском показного великолепия. Первая же попытка открыто выразить бурлившее в его душе яростное возмущение — ода на смерть Пушкина — навлекла на него изгнание. Путь активной борьбы для него был закрыт, единственное, чего у него не могли отнять, был его поэтический гений, и теперь, когда душа его переполнялась, он обращался к поэзии, вызывая к жизни полные мучительной боли звуки, патетические мелодии, язвительную сатиру или любовную песнь. Его произведения — это всегда правдивое выражение глубоко пережитого и до конца прочувствованного, всегда внутренняя необходимость, порожденная какой-то особой ситуацией, особым импульсом, что, как заметил Гете, всегда служило отличительным признаком истинной поэзии.

Читайте также:
«Журнал Печорина», как «роман в романе»: сочинение

Лермонтов находился под сильнейшим влиянием гения Пушкина, с чьим именем, как мы уже сказали, связано начало его литературной известности. Но Лермонтов никогда не был подражателем Пушкина. В отличие от Пушкина Лермонтов никогда не искал мира с обществом, в котором ему приходилось жить: он смертельно враждовал с ним — вплоть до дня своей гибели. День 14 декабря 1825 г., который завершил собою период относительно мягкого царствования Александра, допускавшего некоторые ростки либерализма, и кровавым террором возвестил становление деспотического режима Николая, стал переломным днем в жизни России, в русской литературе. Пушкин в то время находился в зените славы; Лермонтов только вступал в литературу.

Лермонтов принадлежит к числу поэтов, которых принято называть «субъективными». Его произведения отражают прежде всего его собственный внутренний мир — его радости и печали, его надежды и разочарования. Герои Лермонтова — часть его самого; его стихотворения — самая полная его биография. Все это отнюдь не следует понимать в том смысле, что он был лишен качеств объективного поэта. Ничего подобного. Многие его произведения — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», например, -доказывают, что он в полной мере обладал умением создавать характеры, никак не подсказанные его собственным. Но он принадлежал к тем натурам, в чьих сердцах все струны, связывающие их с эпохой, звучат с такой неистовой силой, что их творческий гений никогда не может полностью освободиться отличных переживаний, впечатлений, раздумий».

Из статьи «Русская литература: Михаил Лермонтов» (1860 г.).

Иван Тургенев о Лермонтове: «глаза его не смеялись, когда он смеялся»

«Лермонтова я тоже видел всего два раза: в доме одной знатной петербургской дамы, княгини Шаховской, и несколько дней спустя на маскараде в Благородном собрании, под новый 1840 год. У княгини Шаховской я, весьма редкий и непривычный посетитель светских вечеров, лишь издали, из уголка, куда я забился, наблюдал за быстро вошедшим в славу поэтом.

Из «Литературных и житейских воспоминаний» (1852 г.).

Федор Достоевский о Лермонтове: «он нигде и ни с кем не мог ужиться»

«Сколько он написал нам превосходных стихов. Он проклинал и мучился, и вправду мучился. Он мстил и прощал, он писал и хохотал — был великодушен и смешон. Он любил нашептывать странные сказки заснувшей молодой девочке и смущал ее девственную кровь, и рисовал перед ней странные видения, о которых еще ей не следовало бы грезить, особенно при таком высоко нравственном воспитании, которое она получила.

Из книги «Записки о русской литературе» (1861 г.).

Владимир Соллогуб о Лермонтове: «безотрадная, жаждавшая горя фантазия»

«Смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта — Лермонтова. С Лермонтовым я сблизился у Карамзиных и был в одно время с ним сотрудником „Отечественных записок“. Я всегда считал и считаю себя не литератором ех ргоfesso, а любителем, прикомандированным к русской литературе по поводу дружеских сношений. Впрочем, и Лермонтов, несмотря на громадное его дарование, почитал себя не чем иным, как любителем, и, так сказать, шалил литературой.

„Однако ж, — сказал он мне, — я чувствую, что во мне действительно есть талант. Я думаю серьезно посвятить себя литературе. Вернусь с Кавказа, выйду в отставку, и тогда давай вместе издавать журнал“. Он уехал в ночь. Вскоре он был убит. Настоящим художникам нет еще места, нет еще обширной сферы в русской жизни. И Пушкин, и Гоголь, и Лермонтов, и Глинка, и Брюллов были жертвами этой горькой истины. Лермонтов, с которым я находился сыздавна в самых товарищеских отношениях. как все люди, живущие воображением, и в особенности в то время, жаждал ссылки, притеснений, страданий, что, впрочем, не мешало ему веселиться и танцевать до упаду на всех балах. Лермонтов, одаренный большими самородными способностями к живописи, как и к поэзии, любил чертить пером и даже кистью вид разъяренного моря, из-за которого подымалась оконечность Александровской колонны с венчающим ее ангелом. В таком изображении отзывалась его безотрадная, жаждавшая горя фантазия».

Из книги «Воспоминания» (1887 г.).

Владимир Ходасевич о Лермонтове: «чтобы страдать так, как страдает Демон, надо быть Демоном. »

«Лермонтовские герои, истерзанные собственными страстями, ищущие бурь и самому раскаянию предающиеся, как новой страсти, упорно не хотят быть только людьми. Они „хотят их превзойти в добре и зле“ — и, уж во всяком случае, превосходят в страдании. Чтобы страдать так, как страдает Демон, надо быть Демоном.

Поэзия Лермонтова — поэзия страдающей совести. Его спор с небом — попытка переложить ответственность с себя, соблазненного миром, на Того, кто этот соблазнительный мир создал, кто „изобрел“ его мучения.

Лермонтов первый открыто подошел к вопросу о добре и зле не только как художник, но и как человек, первый потребовал разрешения этого вопроса как неотложной для каждого и насущной необходимости жизненной — сделал дело поэзии делом совести. Может быть, он предчувствовал, какой пламенный отклик найдет впоследствии его зов, когда говорил о себе, что он, Лермонтов, дал первый толчок тому движению, которое впоследствии благодаря Гоголю, Достоевскому и Толстому сделало русскую литературу литературой исповеди, вознесло на высоту недосягаемую, сделало искусством подлинно религиозным.

Читайте также:
Биография М.Ю. Лермонтова: сочинение

Но и еще в одном отношении литература русская глубоко перед ним обязана: он жизнью своей создал для нас великий образец художника. Уходя от суда людского и не допуская людей присутствовать при последнем суде, Божьем, — как человек он, быть может, был прав, быть может, — нет. Этот вопрос разрешен тем же приговором, которого мы не знаем. Но как художник он был несомненно прав. Неизбежная спутница художественного творчества — тайна».

Из статьи «Фрагменты о Лермонтове» (1914г.).

Алексей Толстой о Лермонтове: «глубоко и человечно»

«..Лермонтов-прозаик — это чудо, это то, к чему мы сейчас, через сто лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы.

Читаешь и чувствуешь: здесь все — не больше и не меньше того, что нужно и как можно сказать. Это глубоко и человечно. Эту прозу мог создать только русский язык, вызванный гением к высшему творчеству. Из этой прозы — и Тургенев, и Гончаров, и Достоевский, и Лев Толстой, и Чехов. Вся великая река русского романа растекается из этого прозрачного источника, зачатого на снежных вершинах Кавказа».

Речь на торжественном заседании памяти М. Ю. Лермонтова (15 октября 1939 г.).

Анна Ахматова о Лермонтове: «слово слушается его, как змея заклинателя»

«Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют «сотой интонацией».

Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой из поэзии мира.

До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта: «Здесь Пушкина изгнанье началось и Лермонтова кончилось изгнанье. ».

Из очерка «Все было подвластно ему» (1964 г.).

Методические советы

Первичное закрепление. Рефлексия

Проведите фронтальную беседу: ответы на вопросы по биографии М. Ю. Лермонтова с опорой на выполнение интерактивных заданий.

1. Попросите ребят перечитать стихотворение «Нет, я не Байрон: я другой. ».
2. Задайте вопросы:

  • Какие черты личности английского поэта-романтика находит лирический герой М. Ю. Лермонтова в своём характере, что противопоставляет ему?
  • Как вы думаете, какую роль играет образ океана?

1. Предложите ученикам прочитать воспоминания современников о М. Ю. Лермонтове.
2. Поинтересуйтесь:

  • В чём причина столь разноречивых оценок его характера?
  • Каким представляется поэт вам?

Закрепление изученного. Рефлексия деятельности на уроке

Во второй части занятия порассуждайте с ребятами на следующие темы или, если времени на занятии не осталось, предложите им написать мини-эссе к следующему уроку:

    Стихотворение «Смерть поэта» написано на смерть А. С. Пушкина. Чем название «Смерть поэта» отличается от возможного, скажем «Смерть Пушкина»?

Критик А. В. Дружинин назвал стихотворение «Смерть поэта» поэтическим подвигом, который стоил М. Ю. Лермонтову жизни. В чём заключалось мужество поэта?

В стихотворении «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтов использовал образы пушкинских произведений. Например, «невольник чести» из поэмы «Кавказский пленник», «певец неведомый, но милый» — это Владимир Ленский, герой романа «Евгений Онегин», также погибший на дуэли. Как вы думаете, какую цель преследовал Лермонтов, используя эти, выражаясь языком литературоведов, «стилистические сигналы»?

Исследователи творчества М. Ю. Лермонтова отмечают удивительное сочетание лиризма и «энергической» тональности его стихов. То, что ранее было принадлежностью различных жанров, теперь соединилось в одном. В частности, в стихотворении «Смерть поэта» объединены «энергическая ода», элегия и политическая сатира. Обратившись к языку стихотворения, докажите справедливость этого утверждения. Обратите внимание на смену четырёхстопного ямба шестистопным, риторические вопросы и восклицания. Понаблюдайте, с какими образами связана та или иная жанровая тональность.

  • Перечитайте стихотворение «Пророк» А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Чем различается их лексика, особенно — употребление старославянизмов? Как вы думаете, с чем это связано?
  • Домашнее задание

    Разбейте класс на мини-группы, предложите ученикам поработать сообща. Пусть каждая группа выберет свою тему для представления на следующем занятии.

      Пользуясь материалами статьи о поэте и материалами тематических сайтов, подготовьте работу «Современники о М. Ю. Лермонтове».

  • Вспомните книгу М. Цветаевой «Мой Пушкин», в которой она рассказывает о первой встрече с творчеством поэта, о своих любимых стихах. Попробуйте подготовить эссе «Мой Лермонтов», в котором вы можете рассказать о своём личном отношении к поэту и о своих любимых стихотворениях.
  • Работы можно представить в виде докладов с презентациями, мини-сочинений и других форматов, которые органично впишутся в план следующего занятия.

    Еще мы рекомендуем:

    1. Скачать план урока, чтобы успеть затронуть самые важные темы на занятии.

    Распечатать и раздать ребятам карточки с цитатами из произведений. Ученики, которые смогли определить, откуда цитата, поднимают руку и отвечают. Остальным ребятам пусть помогает класс. Можно создать презентацию и вывести карточку на экран, чтобы все видели цитату.

    Читайте также:
    Центральная проблема романа: сочинение

    Черты романтизма в романе Герой нашего времени Лермонтова

    Роман «Герои нашего времени» написан М.Ю.Лермонтовым в реалистическом стиле. Но временами там проявляется и романтизм, который показывает главного героя как разностороннюю личность.

    Главным образом романтизм проявляется в описании природы, рассказывая о красотах и опасностях гор Кавказа. В действиях каждого героя понимание красоты окружающего мира меняется, в зависимости от персонажа. Например, страстные герои, как Максим Максимович и Бэла, видят природу иначе, и при их описании она играет яркими красками. Для других же, персонажей с нищей душой, все происходящее вокруг лишь фон, не представляющий ничего необычного.

    В природе вдохновение черпает и главный герой романа – Григорий Александрович Печорин. Несмотря на образ одинокого, загадочного и скучающего человека, в некоторых главах произведения четко видны его романтические черты. В части «Тамань» он предстает, как романтический юноша, склонный к предрассудкам. Его встреча с контрабандистами, нарушившая их планы, наполнена реализмом. Но то, как описывается море и паруса, является полноправными чертами романтизма.

    Также реализм и романтизм переплетаются в главе «Максим Максимович». Здесь Печорин выступает как реалистический персонаж, переживая одиночество и разочарование в жизни. Но ему противостоит полный романтических качеств Максим Максимович – друг главного героя.

    В главе «Бэла» полностью преобладает романтизм. В ней главного героя переполняет восхищение горами Кавказа. Такая романтическая атмосфера способствовала влюбленности Печорина в экзотическую Бэлу. Но вскоре он разочаровался в ней, не найдя в отношениях с дикаркой никакого отличия от любви знатной особы.

    Кульминационной главой, наполненной романтизмом, становится «Фаталист». В ней главный герой ставит на кон собственную жизнь, проявляя такие романтические черты, как жертвенность и игры со смертью.

    Наиболее ярко романтизм прослеживается в записях, которые Печорин делает в своем дневнике. Там он открыто и честно излагает свои мысли, наполненные искренними чувствами, без приукрашивания и притворства. Там он рассказывает о чувствах к княжне, которые считает лишь пустым звуком, признается, что играет с любовью девушки. Пустыми и лишними чувствами он называет и дружбу. Эти мысли создают вокруг персонажа атмосферу романтики, мятежности и грусти.

    В других моментах романа Печорин поступает как настоящий реалист, разрушая романтические представления других героев. В одной его личности уживаются как романтические позывы, так и пороки общества, бессердечность к окружающим и безжалостный эгоизм. Романтизм является преградой для трезвого и четкого восприятия действительности.

    2 вариант

    Яркое выражение в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» получило одно из самых сложных направлений в художественной литературе – романтизм.

    Центральное место занимает в романе образ Печорина. Автор представляет его сильной личностью, который во всем пытается противостоять законам общества, в котором он пребывает. Это одна из особенностей направления. Именно вокруг него, в первую очередь, определяются черты романтизма. Несмотря на постоянный контакт героя с окружающими его людьми, он остается в душе одиноким и несчастным. С одной стороны, Печориным управляют некоторые эмоции, которые иногда даже напоминают страсти. Однако восхищение женщинами, общение с товарищами – это лишь ложная видимая оболочка, которая его угнетает. Его разочарование жизнь неискоренимо, поэтому Печорин отдается течению жизни, продолжая гневаться, скучать и презирать остальных. Героя в обществе ждет только разлад, это приводит его к постоянным мучениям. Создается ощущение, что он постоянно играет с судьбой, безбоязненно относится к ее переменам.

    Произведение наполнено эмоциональными состояниями героев, которые стремятся к счастью по-разному. Читатель не может не обратить внимание, что чувства в тексте занимают главное место. Они управляют героями, делая их несчастными или помогают приблизиться к мечте.

    Внутренний мир каждого героя в романе имеет первостепенное значение. Их переживания, связанные с пробой своих чувств в разных ситуациях, являются показателем становления на протяжении определенного этапа души, формирования характеров. Стремление героев к идеалам присутствует на страницах романа с разной степенью проявления. Одни проявляют меньше эмоций, стараясь оставаться больше в тени, скрывая свои чувства. Другие идут к цели, идеалу через страдания других.

    Детальное описание пейзажа в романе является чертой, характерной для романтизма. Созвучие с душевным состоянием героев становится обязательной особенностью направления. Освобождение мыслей от тревог происходит с Печориным в тот момент, когда он «с жадностью глотает благовонный воздух». Он непрестанно отмечает ароматы в воздухе, синеву небес. Каждая зарисовка будто вторит желаниям, мыслям героев, сопровождая их душевное состояние.

    Сочинение Романтизм романа “Герой нашего времени”

    В реалистическом романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно обнаружить немало романтических черт. Прежде всего, одной из них является образ главного героя.

    Григорий Печорин – личность с романтическим воображением, человек страстей. На протяжении произведении читатель следит за последовательным разрушением романтических иллюзий героя. Молодой человек будто сошёл со страниц европейских романтических книг – одинокий, загадочный, страдающий, создающий впечатление изгнанника, что так притягивает светских барышень.

    Каждая глава романа знакомит нас с определённой гранью характера молодого человека. В хронологически первой части, «Тамани», Печорин предстаёт юным романтиком, верящим в тайные знаки судьбы и склонным к предрассудкам. Ситуация со слепым мальчик манит его своей таинственностью, девушка-контрабандистка кажется ундиной из немецких баллад, а в возможности ввязаться в историю с преступниками герой слышит зов к приключениям. Романтический фон усиливает экзотический морской пейзаж. Правда оказывается прозаичной: бандиты хотят убрать Печорина как ненужного свидетеля.

    Читайте также:
    В чем своеобразие темы любви в лирике М. Ю. Лермонтова?: сочинение

    В главе «Бэла» Печорин снова оказывается в центре романтической атмосферы. Окружающие горы, бесстрашные горцы – неудивительно, что в такой среде офицер влюбился в экзотичную Бэлу. Однако чувства дикарки ничем не отличаются от любви знатной барышни, и Печорин опять впадает в хандру.

    Кульминационной становится глава «Фаталист», где Григорий Александрович вступает в схватку с судьбой. Герой ставит эксперимент над собой и Вуличем, проверяя существование рока. Однако ни та, ни другая ситуация не может подтвердить или опровергнуть его сомнения. Удачный захват пьяного казака можно трактовать и как благосклонность судьбы, и как хорошо продуманные действия.

    В других эпизодах Печорин разрушает чужие романтические иллюзии – веру Максима Максимыча в дружбу, наивное представление княжны Мери о любви и браке. В романтичной личности героя рядом с благородными порывами соседствуют пороки общества, холодный эгоизм и бессердечное отношение к окружающим. Романтизм становится препятствием для здравого восприятия реальности, «розовый флёр», который нужно отдёрнуть. Это те самые «сласти», которыми так долго кормят людей, в то время как им нужны «горькие лекарства, едкие истины». Но автор только указывает на болезнь, а как её лечить – дело за читателем.

    Также читают:

    Картинка к сочинению Черты романтизма в романе Герой нашего времени

    Популярные сегодня темы

    В наше время к величайшему сожалению пришло ГМО. Что собственно говоря мы представляем слыша данную аббревиатуру?

    Любовь – это чувство, которое является вдохновляющим для любого поэта. Переживания, эмоции, разочарование, разлука – это струны, используемые поэтом в творчестве.

    На полотне Алексея Саврасова изображен простой, непримечательный пейзаж русской природы, показанный во время распутицы. В нижней части картины находится фрагмент проселочной дороги размытой дождем

    Пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского написана в 1959 году. Основным посылом произведения считается отражение тогдашнего застоя общества, однако проблематика пьесы намного шире

    Сказка «Петушок и бобовое зернышко» является старинным русско-народным произведением. Она отличается небольшим объемом, поэтому ее легко запомнить.

    Тропы в языке романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

    Творческий путь Лермонтова – это движение от романтизма к реализму, что с особенной силой сказалось в последние годы жизни, когда поэт сознательно становится на позиции реалистического искусства. Однако романтическая поэтика, характерная для Лермонтова в юношеские годы (исключительные образы, пышно-риторический язык и т.п.), не исчезла совершенно и в период его творческой зрелости, когда на первый план выступает новая поэтика – реалистическая, с сравнительной простотой и точностью образов, в которых автор стремится дать объективную характеристику явлений действительности.

    Содержимое разработки

    Билаонова Роза (уч-ся 10 кл. СОШ №7 г.Беслана)

    Научный руководитель: Пагиева Людмила Борисовна, к.п.н.

    Тропы в языке романа М.Ю. Лермонтова

    Герой нашего времени”

    Творческий путь Лермонтова – это движение от романтизма к реализму, что с особенной силой сказалось в последние годы жизни, когда поэт сознательно становится на позиции реалистического искусства. Однако романтическая поэтика, характерная для Лермонтова в юношеские годы (исключительные образы, пышно-риторический язык и т.п.), не исчезла совершенно и в период его творческой зрелости, когда на первый план выступает новая поэтика – реалистическая, с сравнительной простотой и точностью образов, в которых автор стремится дать объективную характеристику явлений действительности. Особенности старой манеры, которые сохранились в этот период, теперь стали художественно утонченными и искусно применяемыми, с соблюдением высокого вкуса и чувства меры. Так, в «Герое нашего времени» (произведении подлинно реалистическом) есть некоторые отражения романтизма. Реализм Лермонтова не сменил собою механически его романтизма, а вырос органически из последнего, путем творческого преобразования его существенных элементов (4, с. 252-253).

    Романтическая литературная традиция дала начинающему поэту много готовых образцов для его стиля. Лермонтов широко использовал этот накопленный словесно-поэтический фонд, заимствуя у других писателей нужные ему для разработки той или другой темы образы и изобразительные средства – метафоры, сравнения и эпитеты, а также отдельные выражения. Позднее, в период творческой зрелости, он повторял некоторые из этих образов и выразительных средств. Однако теперь эффектные, пышно-декоративные словесные построения уступают место более простым, естественным, порой непринужденно-разговорным выражениям. Постепенно вырабатывается реалистический стиль, который характеризуется стремлением поэта к простоте и точности образов, к их конкретности и определенности. Но и теперь в его произведениях присутствуют отражения прежнего романтического метода. Так, Лермонтов прибегает к разным гиперболическим определениям и характеристикам, смелым сравнениям, эффектным метафорам и изысканным эпитетам. Эти отзвуки романтической поэтики присутствуют и в его романе «Герой нашего времени».

    Таким образом, язык «Героя нашего времени» представляет собой единство общей реалистической установки и некоторых элементов романтического стиля.

    Проведенный нами анализ языка романа «Герой нашего времени» показал, что постепенное переключение Лермонтова на реалистический стиль ясно отразилось на характере тропов (метафор, олицетворений, сравнений, эпитетов), использованных в романе.

    Метафоры, встречающиеся в романе, отличаются простотой и ясностью. В основном Лермонтов стремится к метафорам реалистического типа, т. е. основанным на действительном сходстве между соединяемыми в одно целое предметами: «Ночью она начала бредить; голова ее горела …» (1, с. 486). «То не было отражение жара душевного или играющего воображения…» (1, с. 494). «К счастию, Печорин был погружен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа…» (1, с. 494). «Поневоле сердце очерствеет и душа закроется…» (1, с. 498).

    Прием олицетворения природы – ее оживления (анимизации) или очеловечения (антропоморфизации) – проходит через все творчество Лермонтова. Не является исключением в этом смысле и роман «Герой нашего времени». Олицетворение здесь – подлинное, глубоко прочувствованное одушевление природы. Природа живет настоящей жизнью: действуют, думают, чувствуют, радуются или страдают и волны, и солнце, и облака, и горы, и скалы, и месяц, и звезды: «Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину» (1, с. 456.) «Ночь уж ложилась на горы, и туман начинал бродить по ущельям» (1, с. 464). «Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты» (1, с. 501). «Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман…» (1, с. 501). «Он (слепой) шел так близко от воды, что казалось, сейчас волна его схватит и унесет…» (1, с. 501).

    Читайте также:
    Стихотворение Дума: сочинение

    Нередко олицетворение явлений природы вводится в роман как фактор, вызывающий в герое известные настроения, желания, мысли, которые в свою очередь переносятся в какой-то мере обратно в природу – она рисуется в преломлении психики героя (4, с. 291): «Лишь изредка умирающий ветер шумел вершинами тополей» (1, с. 559). «Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась; там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи» (1, с. 570). «Метель гудела сильнее и сильнее, — точно наша родимая, северная, только ее дикие напевы были печальнее, заунывнее» (1, с. 478).

    Наряду с метафорами в языке романа представлены сравнения. Переключение Лермонтова на реалистический стиль не могло не отразиться и на характере его сравнений. Сравнения становятся более простыми, точными, конкретными и мотивированными. Однако сохраняется их эмоционально-экспрессивный, субъективно-оценочный характер. Так, в «Герое нашего времени», произведении подлинно реалистического искусства, нашли отражение черты романтического стиля: «Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы…» (1, с. 475) (психологическое сравнение). «Что за глаза! Они так и сверкали, будто два угля» (о глазах Бэлы) (1, с. 472) (гиперболическое сравнение).

    Немало в романе бытовых сравнений, которые обращаются не только к условно-поэтическим предметам (кинжал), но и к реальным вещам дворянско-интеллигентского и даже народно-трудового обихода: «Мысль не застать ее уже в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце!» (1, с. 576). Особенно бытовыми сравнениями насыщена речь Максима Максимыча: «Видал я-с иных в деле, например: ведь весь исколот, как решето, штыками, а все махает шашкой» (1, с. 467). «Все горы видны были как на блюдечке» (1, с. 480). Сравнения, которые даются в повествовании Максима Максимыча, в основном отличаются также разговорным характером, обычны в разговорной речи: «А уж ловок-то, ловок-то был (Казбич), как бес!» (1, с. 464). «…ведь нельзя же ему век сидеть здесь, как пришитому к твоей юбке…» (1, с. 480). «Ну, право, вспомнить смешно: я бегал за нею, точно какая-нибудь нянька» (1, с. 480).

    Богатым источником, откуда черпался материал для сравнения, служила для Лермонтова природа. С нею Лермонтовым сопоставлялся чаще всего человек (его действия, душевные переживания). В «Герое нашего времени» Лермонтовым используются для сравнения образы животных, птиц и растений, как правило, таких, которые по литературной традиции считались особенно поэтическими, это – лань, серна, птица (птичка), цветок и листок. Так, образ серны применяется автором к поэтической дикарке Бэле: «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу» (1, с. 463). «…сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит: пуглива, как дикая серна» (1, с. 471).

    С образом птички у Лермонтова соединяется представление легкости и быстроты движений, беспечности и вольности. О коне Казбича говорится: «Как птица нырнул он между ветвями…» (1, с. 465). Также о княжне Мери рассказывается: «Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан…» (1, с. 515).

    Довольно частые у Лермонтова образы цветка и листка ассоциируются обычно с представлениями увяданья, недолговечности, слабости, нежности, беспомощности, бесприютности, одиночества. Про Бэлу говорится: «Она дрожала, как лист, и глаза ее сверкали» (1, с. 481). В размышлениях Печорина: «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!» (1, с. 539).

    Образы зверя и змеи используются Лермонтовым в романе с противоположной целью (осудить героя, вызвать к нему антипатию). Так, о не пользующемся симпатией автора Грушницком рассказывается: «Грушницкий следил за нею, как хищный зверь…» (1, с. 522). О девушке-контрабандистке в «Тамани» говорится: «…она, как змея, скользнула между моими руками…» (1, с. 506). Вместе с тем образ змеи нередко имеет и прямое значение – вид змеи и ее движения: «…а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею» (1, с. 457). «Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня» (1, с. 474).

    Неоднократно Лермонтов обращается к сравнениям в своей пейзажной живописи. Подобные сравнения стремятся представить природу живою, одушевленною: «…казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу …» (1, с. 475). «…ветер, врываясь в ущелья, ревел, свистал, как Соловей-разбойник…» (1, с. 477). «… голова Машука дымилась, как загашенный факел; кругом его вились и ползали, как змеи, серые клочки облаков, задержанные в своем стремлении и будто зацепившиеся за колючий его кустарник» (1, с. 525). Здесь нельзя не согласиться с С.В. Шуваловым в том, что «такого рода сравнения одновременно увеличивают изобразительность и повышают эмоциональный тон картины» (4, с. 298).

    Читайте также:
    Печорин — лишний человек, младший брат Онегина: сочинение

    Исследователи творчества М.Ю. Лермонтова (Перльмуттер Л.Б., Шувалов С.В. и др.) не раз отмечали, что пейзажи романа характеризуются реалистической точностью словоупотребления. Реалистическую точность языка пейзажа в «Герое нашего времени» отмечал еще С. Шевырев, который писал: «с особенным удовольствием можем мы заметить в похвалу нового кавказского живописца, что он не увлекся пестротою и яркостью красок, а, верный вкусу изящного, покорил трезвую кисть свою картинам природы и списывал их без всякого преувеличения и приторной выисканности. » (2, с. 352). Вместе с тем некоторые черты романтизма (в слабой степени) все же присутствуют в пейзажах. Например, широкое употребление эпитетов со значением цвета, обычное у романтиков, но у Лермонтова приобретающее реалистический характер: «Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею» (1, с. 456-457). «Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохранявшем последний отблеск зари» (1, с. 458).

    Вообще эпитеты в пейзажах романа представлены довольно широко. Изображая природу Кавказа, автор обращает преимущественное внимание на яркое, блестящее и цветное, однако, в соответствии с общим реалистическим стилем, стремится к правдивому воспроизведению действительности и избегает гиперболизма и нарочитости в своих световых эффектах: «…вдали те же горы, но хоть бы две скалы похожие одна на другую, – и все эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко, что кажется, тут бы и остался жить навеки…» (1, с. 476). Эпитеты при этом являются органической частью всей стилистической ткани произведения.

    Таким образом, можно констатировать, что в романе «Герой нашего времени» Лермонтов сумел во многих из использованных им тропов (метафор, олицетворений, сравнений, эпитетов) органически сочетать глубокую эмоциональную экспрессивность с живой и конкретной образностью.

    Список литературы:

    1. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени / Сочинения в двух томах. – М.: Правда, 1990. – Т. 2. – 704 с.

    2. Перльмуттер Л. Б. Язык прозы М. Ю. Лермонтова / Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. — М.: ОГИЗ; Гос. изд-во худож. лит., 1941. — С. 310—355.

    3. Чехов в воспоминаниях современников. – М., 1954.

    4. Шувалов С. В. Мастерство Лермонтова / Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. — М.: ОГИЗ; Гос. изд-во худож. лит., 1941. — С. 251—309.

    Анализ романа «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

    Личность и творчество М. Ю. Лермонтова стали знаковыми для всей русской литературы. Вклад поэта не только в русскую, но во всю мировую культуру трудно переоценить. Многие смело ставят его в один ряд с легендарным А. С. Пушкиным. «Герой нашего времени» Лермонтова считается образцовым произведением литературы первой половины девятнадцатого века, открывшим новую творческую нишу для писателей.

    История создания

    История романа покрыта тайной. До сих пор неизвестно, что именно вдохновило Лермонтова на создание книги. Однако доподлинно известно, что у многих персонажей и ситуаций в произведении имели свои реальные прототипы:

    • Так, Лермонтову самому пришлось испытать то, что произошло сего героем в главе «Тамань».
    • Образ доктора Вернера был вдохновлён доктором Н. В. Майером, имевшим дружбу с сосланными на Кавказ декабристами.
    • А юнкер Грушницкий стал отражением никого иного, как Николая Мартынова, которому было суждено стать убийцей Лермонтова.

    Замысел «Героя нашего времени» во многом перекликается с «Евгением Онегиным» Пушкина. Даже фамилию главного героя Лермонтов выбрал по подобию пушкинского героя — Онегин от названия реки «Онега», а Печорин от названия реки «Печора». Так, задумка Лермонтова продолжает творческие поиски Пушкина. Перед нами новая версия Онегина — более циничный и глубокий лишний человек, раскрытый со всех сторон.

    Направление, жанр, композиция

    Несмотря на наличие некоторых романтических черт, вроде южной экзотики и яркого индивида, противопоставляемого остальному обществу, «Герой нашего времени» принято относить к направлению реализма. Лермонтов стремится к натуральному изображению всех аспектов жизни, а персонажи полностью соответствуют окружающей среде и живут по соответствующим ей закономерностям. Черты романтизма и реализма в романе «Герой нашего времени» кратко обозначены тут.

    «Герой нашего времени» стал первым лирико-психологическим романом в русской литературе. Поэт сочетает глубокий психологизм с чёткой сюжетной канвой и активными действиями персонажа.

    При работе над романом писатель использовал нелинейную композицию. События в романе расположены не в хронологическом порядке, а в соответствии с авторской задумкой раскрытия образа главного героя. Смысл расположения глав, хронология и особенности композиции отражены в кратком сочинении.

    Читайте также:
    Тема и идея сочинения по роману «Герой нашего времени»: сочинение

    Смысл названия

    Многие литературоведы выдвигали различные теории происхождения названия. Краеугольный камень всех дискуссий заключается в отношении самого Лермонтова к своему персонажу.

    1. Одни полагают, что слово «герой» подразумевается в своём прямом значении, и главный герой, для Лермонтова, является настоящим образцом для подражания в дворянском обществе девятнадцатого века. В подтверждение этой теории Многомудрый Литрекон написал эссе, где доказал ее состоятельность.
    2. Другие высказывают мысли о том, что слово «герой» используется в значении литературного персонажа, что подчёркивает типичность происходящего в романе.

    В предисловии лирический герой автора, путешествуя по Кавказу, встречается со старым офицером Максимом Максимовичем. В разговоре офицер вспоминает о том, как он служил вместе с молодым дворянином Григорием Печориным, и том, как тот стал причиной несчастья знатной грузинской семьи.

    Чуть позже лирический герой и Максим Максимович встречаются с самим Печориным, который уезжает в путешествие на Восток.

    Потом мы узнаём о смерти Печорина, и том, что его дневник попал в руки героя лирического героя.

    В последующих главах раскрывается внутренний конфликт Печорина. Поднимаются проблемы его одиночества и его потребности в вечном антагонизме. Если в начале романа Печорин воспринимается как бездушное чудовище, ближе к концу образ героя становится более неоднозначным и человечным. Вот подробное краткое содержание романа по главам для более глубокого погружения в сюжет.

    Главные герои и их характеристика

    Кратко о системе образов и каждом значимом персонаже Многомудрый Литрекон написал в эссе.

    1. Григорий Печорин — молодой дворянин и офицер. Красив внешне, но опустошён внутренне. Не имеет перед собой никакой цели. Не видит смысла в своей жизни. Он циничен, эгоистичен, высокомерен, но при этом умен, по-своему благороден и даже способен на любовь. На протяжении всего романа пытается заполнить пустоту внутри себя, принося окружающим одни лишь страдания. Умирает, так и не найдя себя. Образ Печорина раскрыт в этом сочинении.
    2. Мери — молодая княжна. Образованная светская красавица, еще сохранившая естественность и живость манер. Наивно поддаётся чарам окружающих мужчин. Становится жертвой жестокого эксперимента Печорина, который разбил ей сердце.
    3. Бэла — красивая и гордая грузинская княжна. Была похищена Печориным. Поддалась на его манипуляции и влюбилась в него. После того, как Печорин охладел к ней, замкнулась в себе, грустила, а потом стала жертвой мести горца Казбича её семье. Подробнее о женских образах Многомудрый Литрекон написал здесь.
    4. Грушницкий — молодой юнкер. Выполняет роль кривого зеркала Григория. Пытается подать себя таким же отверженным жизнью страдальцем, как и Печорин, вызывая у того раздражение. На деле же прагматичен, мелочен и подл. Проигрывает схватку за сердце Мери и погибает на дуэли от руки Григория.
    5. Вернер — пожилой доктор. Двойник Печорина. Циничен и умён, но в то же время сострадателен и человечен. Так же, как и главный герой, презирает человеческое общество, но чувствует себя неспособным противостоять ему, что становится причиной их взаимного отдаления. Вот сочинение на эту тему, посвященное двойникам «Героя нашего времени».
    6. Вера — давняя любовь Печорина. Духовно богатая личность. Несмотря на уже второе замужество, любит только Григория, прекрасно осознавая, какие страдание он ей принёс. В конце концов, она также оставляет Печорина, повергая его в отчаяние.
    7. Максим Максимович — дослужившийся до офицера простой крестьянин. Опытный военный. Исполнителен и трудолюбив. Обладает высокой нравственностью. Осуждает поведение Печорина, но не может не испытывать симпатии к нему.

    Тематика романа «Герой нашего времени» весьма богата различными вопросами, которыми мы задаемся довольно часто.

    • Любовь в романе Лермонтова приносит одни несчастья. Печорин пытается искренне полюбить, но только лишь вредит окружающим и себе. Любовь сделала несчастной Веру. Она же разбила сердце Мери и разрушила жизнь Бэлы. Любовь — не благо, а труднейшее испытание.
    • Дружба. Скептически Лермонтов относится и к такому понятию, как дружба. Максим Максимыч считал себя другом Печорина, но так и не смог понять его. Тёплые отношения с Вернером также были разрушены. По мнению Лермонтова, человек всегда одинок в этом мире.
    • Судьба. Лермонтов верит в то, что все предопределено. Печорин обречён прожить несчастную жизнь, страдая и заставляя страдать других. Однако Лермонтов призывает не смиряться с судьбой, а бороться с ней, ведь именно это и делает человека человеком.
    • Пейзаж. Окружающая природа очень важна для повествования. Она отражает развитие отношений между персонажами и показывает нам внутренний мир героя. Подробнее (с примерами из текста) пейзаж и его роль в романе «Герой нашего времени» раскрываются в мини-сочинении.
    • Кавказ. Кавказ предстаёт перед нами экзотическим и прекрасным краем с цветущей первобытной природой, населённым благородными дикарями со своими особенными традициями.

    Проблемы

    Проблематика романа тоже заслуживает отдельного внимания:

    1. Общество. Лермонтов осуждает легкомысленное и лицемерное дворянское общество, которое порождает таких людей, как Печорин или Грушницкий. От него исходят все остальные проблемы и пороки, упомянутые в произведении «Герой нашего времени». Сам Печорин в исповеди княжне говорит, что он стал эгоистом и циником лишь потому, что ступал на тропу, навязанную окружением. В нем видели того, кем он ни был, и он стал им, удовлетворяя спрос.
    2. Лишние люди. Лермонтов поднимает проблему молодого поколения дворянского общества. Поэт видел, как эти лишённые забот и уставшие от жизни люди могут стать страшной проблемой для страны в будущем. Они только слоняются по гостиным и проживают деньги, нажитые крестьянским трудом. Такие граждане не способствовали процветанию страны, а губили ее. Кроме того, автор затронул личный аспект общественной проблемы: какого самому «лишнему человеку» осознавать свою неприкаянность? В этом и заключается смысл трагедии Печорина, и о ней Многомудрый Литрекон подробно написал в кратком сочинении.
    Читайте также:
    Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы Княжна Мери романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени): сочинение

    Основная идея

    Лермонтов показал непростую судьбу «лишнего» человека, указав на болезнь, которая разъедала дворянское общество девятнадцатого века. Он метко подметил симптомы и признаки диагноза, и смысл его романа состоит именно в диагностике и изучении общественного феномена — инфантильного, циничного и надломленного поколения после декабристов.

    Главная мысль автора состоит в том, что герой нашего времени — следствие политических и социальных проблем, которые многие люди предпочитали замалчивать. Так, бессмысленность жизни молодого и богатого дворянина объясняется лишь одним обстоятельством — он не видит достойного применения для своих сил. Он умен и видит, что за стоящую инициативу (декабристское восстание) государство отвечает дворянам каторгой, поэтому разочаровывается в своей роли опоры государства и прожигает жизнь впустую. Он не нужен своей стране, безнадежно далек от других сословий и подсознательно винит себя в удручающем неравенстве между трудовым народом и аристократией. Михаил Юрьевич Лермонтов, будучи оппозиционером, винил свое поколение в инфантильности и обличал разъедающий душу цинизм. В укор ему и себе (как его части) он изобразил трагический путь Печорина.

    Вывод

    Чему учит роман «Герой нашего времени»? Наверное, тому, что жизнь несправедлива и жестока. Человек ничтожен, слаб и может лишь повиноваться судьбе. Однако в то же время Лермонтов призывает нас продолжать жить и пытаться бороться с несправедливостью жизни, несмотря даже на то, что борьба эта обречена на поражение.

    Мораль Лермонтова свойственна романтическому мировоззрению: бунт не имеет практического смысла, но он красив и приближает нас к идеалу. Этого достаточно, чтобы, подобно Печорину, играть с судьбой.

    Но более приземленному читателю будут понятнее и ближе нравственные уроки произведения: необходимость труда и моральных основ в жизни человека. Праздность и леность развращают нас, и, какими бы умными мы ни были, все дарование пропадет зря, если его не применять. Также нельзя жить только ради себя, ведь такое существование действительно не имеет смысла и проходит напрасно.

    Критика

    Разумеется, критики не могли обойти стороной это произведение. Так, именно Белинский сформировал ныне господствующий взгляд на роман. Он выделил особенности книги «Герой нашего времени» — дуализм натуры Печорина, подчеркнув его рефлексирующую и глубокую натуру, которая, однако творит зло, страдая от этого.

    «…Вот книга, которой суждено никогда не стариться, потому что при самом рождении ее она была вспрыснута живою водою поэзии! Эта старая книга всегда будет нова…»

    Кое-кто из читателей и писателей ставил прозаическое мастерство Лермонтова выше его стихотворных заслуг, подчеркнув своеобразие его «поэтической» прозы:

    «…Я прочел Лермонтова «Героя нашего времени» в связи и нахожу в нем большое достоинство. Живо помню слова Ваши, что Лермонтов-прозаик будет выше Лермонтова-стихотворца…» (из письма С. Т. Аксакова к Н. В. Гоголю, 1840 г.)

    «…Никто еще не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозою. Тут видно больше углубленья в действительность жизни — готовился будущий великий живописец русского быта…» (Н. В. Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями», 1846 г.)

    «…Может быть, я и не прав, но лермонтовская «Тамань» и пушкинская «Капитанская дочка», не говоря уж о прозе других поэтов, прямо доказывают тесное родство сочного русского стиха с изящной прозой…» (Письмо А. П. Чехова к Я. П. Полонскому от 18 января 1888 г.)

    Не остался в стороне даже император Николай I, который увидел в романе человеконенавистнический посыл и резко осудил его, назвав автора испорченным человеком. Хотя, образ Максима Максимыча император оценил очень высоко, посчитав именно его главным героем романа.

    Некоторые рецензенты и вовсе опровергли причастность Печорина к русским и заявили, что его проблема для России чужда. Впрочем, так говорили и о «Ревизоре», и об «Истории одного города»…

    «Где причина того, что Печорин переживает томительную скуку и непомерную грусть духа, где причина его апатии?… в западном воспитании, чуждом чувству веры. …Печорин не герой нашего времени… если явления, подобные Печорину, типичны для Западной Европы и выражены в произведениях Гете и Байрона, то в России этой болезни нет. Печорин только герой фантазии Лермонтова, в нем нет ничего русского…» (С. П. Шевырев, журнал «Москвитянин», 1841, № 2. «О герое нашего времени»)

    И.А. Гончаров (автор «Обломова») горячо упрекал Печорина в глупости и дон-жуанстве. В пример ему он ставил Чацкого («Горе от ума»), который был деятельным и активным гражданином, а не «паразитом».

    В советской критике к творчеству Лермонтова отнеслись благосклонно, ведь в его романе сквозило недовольство монархическим строем. А.Н. Толстой писал:

    «…Лермонтов-прозаик — это чудо, это то, к чему мы сейчас, через сто лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы…

    Значение романа «Герой нашего времени» лучше всего подчеркнул А. Чехов. По воспоминаниям И. Бунина, он говорил, что можно было написать одну главу «Тамань» и умереть, ведь для литературы и так сделано очень много. Он очень высоко ценил прозу Лермонтова и восхищался ею.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: