Мцыри и ссыльный поэт: сочинение

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс :)

  • Полезные статьи
  • Наша группа

Анализ поэмы «Мцыри» (М. Лермонтов)

Автор: Наталья Игоревна Иванова (учитель русского языка и литературы)

Дата публикации: 04.04.2020

В творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова Кавказ занимает особое место. В 10-летнем возрасте будущий поэт вместе с бабушкой впервые побывал в этом необыкновенном краю, отдыхая «на водах». Именно на Кавказе юный Лермонтов познакомился с девочкой, к которой испытал первое серьезное чувство. Воспоминания об этом увлечении поэт пронес через всю жизнь.

В следующий раз Лермонтов прибыл на Кавказ уже по долгу военной службы.

Впечатления от местного фольклора, жизни горцев, природы Кавказа легли в основу многих произведений поэта.

История создания

Замысел написания романтического произведения-исповеди, основанного на древних преданиях, созрел у Лермонтова еще в ранней юности.

Об этом поэт сделал запись в своем дневнике: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, ничего не читал».

Творческая идея воплотилась в жизнь спустя многие годы – в 1830 году, в поэме «Исповедь». Главный герой произведения – монах, приговоренный к казни из-за любви.

В поэме «Боярин Орша», написанной в 1835-1836 годах, центральным действующим лицом также является воспитанник монастыря.

Но Лермонтов не остановился на этих ранних творческих разработках.

В 1838 году поэт приступил к написанию поэмы «Мцыри».

По мнению историков и литературоведов в основу произведения были положены мотивы одновременно двух историй.

Первую, легенду о юноше и барсе, Лермонтов услышал в свой приезд на Кавказ, будучи еще совсем юным.

Вторая история – это рассказ пожилого монаха, встреченного поэтом в 1837 году на Военно-грузинской дороге. Именно из уст монастырского служки Михаил Юрьевич услышал повествование о непростой судьбе кавказского мальчика, оставленного русским генералом в монастыре в Мцхете.

События, описанные старым монахом и очень впечатлившие Лермонтова, действительно могли случиться в период Военных действий Русской императорской армии, преследовавших цель присоединить горные районы Северного Кавказа в Российской империи.

Талантливо переосмысленные Лермонтовым истории соединились в одно выдающееся романтическое произведение – поэму «Мцыри», опубликованное в 1940 году в единственном прижизненном издании автора «Стихотворения М. Лермонтова».

О чем произведение?

Действие поэмы разворачивается вблизи Мцхеты, древнейшей столицы и духовного центра Грузии. Над городом возвышается старинный монастырь Джвари.

Русский генерал, едущий в Тифлис, решает оставить монахам плененного шестилетнего мальчика, больного и слабого, опасаясь не довезти его до Тифлиса живым.

Чернецы принимают ребенка, окружают его заботой и воспитывают в истинно христианском духе. Мцыри – так теперь зовут мальчишку, не помнит своих родных, поначалу сторонится монахов, но постепенно свыкается с затворнической жизнью в монастыре.

Спустя годы, в один из дней накануне пострига в монахи, шестнадцатилетний юноша исчезает из монастыря.

Через три дня поисков беглеца, найденного неподалеку от Мцхеты, ослабленного и без чувств, приносят в обитель. Придя в себя, юноша не хочет отвечать на вопросы монахов и отказывается от еды. И только старому чернецу, который когда-то выходил его, Мцыри открывает истинную причину своего побега.

Юноша рассказывает о том, что стремился на свободу, в родной аул, в отчий дом.

На воле, в единении с первозданной природой он почувствовал себя счастливым, а дух воли воскресил в нем образы отца и сестер.

Мцыри рассказал старику о том, как прожил три дня вне стен древнего монастыря, который он считает местом своего заточения:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил — и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Мцыри поведал о своей победе в кровопролитном единоборстве с грозным барсом.

В поисках пути к родному краю юноша бежал, карабкался, полз… Но после трех дней блужданий по горам понял, что, сделав круг, обессилевший, снова выбрался на дорогу, ведущую к приютившему его монастырю.

Отчаяние одолело Мцыри, утратившего в монастырском заточенье инстинкт жизни и природное чутье, способные вывести его к родному дому.

Умирая, юноша просит старого чернеца похоронить его в монастырском саду, откуда виден Кавказ и куда из родного селения могут долететь родная речь и песня горцев.

Жанр и направление

«Мцыри» — образец классической русской романтической поэмы со всеми присущими данному жанру признаками.

В произведении реальный мир отступает перед миром мечты, во имя которой главный герой преодолевает невероятные трудности и препятствия.

Протест, неприятие существующего положения, борьба за свободу и возврат на родину — главная идея романтического героя-бунтаря, к внутреннему миру которого пристально обращено внимание автора.

Исповедальный характер повествования также является романтической особенностью произведения.

Очень важное место в поэме отводится природе, которая выполняет не просто роль живописного фона, а является действенной силой и позволяет Мцыри проявить свое свободолюбие и целеустремленность.

Одним из главных признаков романтического характера поэмы является и обращение поэта к фольклорным мотивам.

Главный герой и его характеристика

В черновике поэма М.Ю. Лермонтова называлась «Бэри». К этому названию поэт сделал уточнение «Бэри, по-грузински: монах». Но главный герой произведения еще не монах, он только готовится им стать, и в 1840 году произведение печатается под названием «Мцыри», что в грузинском языке означает «послушник».

Читайте также:
Проблемно тематический анализ романа «Герой нашего времени»: сочинение

В начале повествования главный герой предстает перед читателем шестилетним мальчиком, ослабленным болезнью, но с уже сильным характером:

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Оставленный русским генералом в монастыре мальчишка замыкается в себе. Мцыри ощущает себя пленником, вынужденным быть послушным и смиренным.

Образ юноши раскрывается после побега, в исповеди старому монаху.

Оказавшись на воле и почувствовав себя свободным, Мцыри преображается. Юноша приходит в восторг от всего, что встречает на своем пути. Он восхищается необыкновенны могуществом гор, красотой долин, прекрасных садов, прозрачностью ледяных ручьев, сравнивая три дня на свободе с жизнью в монастыре:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Мцыри бесстрашен в стремлении осуществить свою мечту. Он хочет вернуться в родной край, в отчий дом, и его не страшат невзгоды и препятствия.

Юноша не озлобляется после того, как понимает, что не может воплотить свою мечту в жизнь. Умирая, он не собирается никого проклинать.

Считая себя поверженным, Мцыри не раскаивается в совершенном побеге и верит в то, что обязательно станет свободным, вернется в край своего детства и услышит родную речь.

Темы и идея

Тематические линии произведения связаны между собой и образовывают единое художественное целое.

Стремление к свободе – это одна из двух ключевых тем произведения. Речь в поэме идет не столько о свободе физической, сколько о свободе духа и о возможности наслаждаться полнотой жизни:

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Любовь к родине, привязанность к родному дому и близким людям – вторая ключевая тема произведения. Маленький мальчик, с детства лишенный родительской любви и заботы, не имеющий возможности видеться со своим отцом и сестрами, всю недолгую жизнь мечтает вернуться в родительский дом. Он утверждает, что эта мечта заставила его бежать, покинуть монастырскую обитель, где к нему относятся с добром и вниманием:

И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул;

Мне слышался вечерний гул

Домой бегущих табунов…

Одиночество среди людей – еще одна тема произведения. Мцыри –свободолюбивый бунтарь. Ни хорошее отношение к нему чернецов, ни строгие порядки монашеской крепости не могут удержать его от побега на волю. То, к чему издревле привыкли окружающие и воспитывающие юношу монахи, неприемлемо для него, как неприемлемо для монахов стремление Мцыри к свободе и непреодолимая тяга к родному краю.

Война. О ней в произведении автор упоминает косвенно. Но именно в связи с военными действиями Мцыри в шесть лет оказался у русского генерала, воспитывался в монастыре, бежал…

Тема любви к женщине не слишком развита в произведении. О ней читателю напоминает лишь сцена, где Мцыри с восторгом и удивлением рассматривает молодую грузинку, набирающую воду из ручья.

Идея произведения основывается на мысли о том, что стремление к свободе, желание жить в родном краю, любить своих близких нельзя отнять у человека, даже пребывающего на краю гибели.

Проблематика

Основная проблема поэмы – обретение свободы, без которой невозможна жизнь и развитие личности. Отсутствие свободы может привести к гибели.

Одиночество и непонимание окружающими – также важная проблема произведения. Мцыри так и не стал своим среди монахов. И только одному из них он открыл свою душу.

Невозможность смириться с устоявшимся, размеренным порядком существования, свободолюбивые мечты и стремление изменить свою жизнь – еще одна проблема произведения.

Чему учит?

Недолгая жизнь главного героя поэмы учит читателей не отступать перед трудностями, быть верными своей мечте, никогда не сдаваться, верить в свои силы, любить родину и своих близких, с уважением относиться к людям, желающим добра.

Критика

Поэма «Мцыри» была с восторгом принята в кругу литературных критиков и современников Лермонтова, напомнив многим байроновских героев.

Особую оценку дал произведению выдающийся русский критик

В.Г. Белинский, сравнивая звучание стиха с ударами меча и восторгаясь главным героем: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!»

Поэма детально проанализирована многими советскими и русскими литературоведами.

Сочинения по поэме “Мцыри”

Самые удачные работы

Скачать:

Вложение Размер
sochineniya_po_mtsyri_8b.doc 30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспевание свободы в поэме Лермонтова «Мцыри».

В произведениях М.Ю.Лермонтова часто рассказывается о людях, в чьих судьбах большую роль играет свобода и отношение к ней. Одним из таких произведений является поэма «Мцыри».

В этом произведении Лермонтов описывает судьбу мальчика шести лет, попавшего в монастырь и оторванного от внешнего мира. Со временем его начинает переполнять жажда свободы, которую он утратил навсегда, и он не может смириться с этим. На протяжении долгих лет он несет тяжкое бремя разлуки с тем, что ему любимо и дорого – свободой, в этом состоит романтизм произведения Лермонтова.

Раннее детство Мцыри провел на Кавказе, в ту пору он знал своих родных, наслаждался свободой действий и сознания. Это и оставило в нем ту частичку жизни, которая вела его за собой и была его «пламенной страстью». Внутренний мир героя был соткан из отпечатков детства и его раздумий о невольной жизни в монастыре. Но то, что Мцыри пережил в детстве, оставило большой след в его сознании, он бы променял всю свою жизнь в неволе на несколько дней на свободе.

И Мцыри бежал, бежал навстречу тому, что ему было дорого и отрадно, что он страстно любил и чем дорожил больше всего. Красота окружающего мира, которую он увидел на свободе, не могла сравниться со всем тем, что он видел за свою жизнь в плену. Его жизнь на свободе была так желанна и долгожданна, что он не замечал ничего, кроме нее, упивался ею. Но вскоре Мцыри встретился с барсом, после честно погиб, но погиб свободным человеком.

То чувство, к которому мы стремимся всю жизнь, то, что является нашим желанием и страстью, непременно приведет нас к осуществлению мечты. И то мгновение, которое мы проведем с этим чувством, будет нам дороже всей жизни.

Мцыри как романтический герой.

В этом сочинении я бы хотел рассказать о том, что Мцыри является романтическим героем. Но для начала стоит рассказать о романтизме в целом.

Романтизм – это направление в литературе, появившееся в 18-19 веках во многих странах: России, Англии, Франции, Америке. Именно в этот период по всему миру вспыхнули революции, восстания и бунты. Даже некоторые политические деятели и мыслители были недовольны жизнью стран и народов. Люди мечтали о новом мире, и это отразилось в мировой литературе. В романтических произведениях воспевается лучший, идеальный мир или стремление к нему. Да и сам романтический герой борется за этот самый лучший мир и готов даже умереть за него.

И в произведении М.Ю.Лермонтова «Мцыри» в полной мере отражается эта особенность романтического направления. Сам Лермонтов мечтал об идеальном мире и уважал свободу и борющихся за нее людей. Мцыри в полной мере показывает главные черты романтического героя. Он силен, горд и свободолюбив. Он борется со злом внутри себя и стремится к свободе, несмотря на сложный путь. А неволя и есть это самое зло.

Для Мцыри стремление к свободе и независимости было смыслом жизни. Его тело и дух были сильны, так как он был уверен в себе и своих стремлениях. И даже тот факт, что он прожил на воле всего три дня, нисколько не омрачил его. После битвы с барсом он умирал гордо. Мцыри был рад, что умирает свободным. Хоть он и не успел сделать все, что хотел: посетить свой родной дом, увидеть родных, он знал, на что шел. И он ушел из этого мира, будучи свободным. Для него свобода была высшей наградой.

Не каждый из нас может отдать свою жизнь за свободу. И сказать, легко это или сложно, нельзя. Мцыри сделал свой выбор. Он стремился к свободе, к своему лучшему миру, и он отдал жизнь за эту идею. Я считаю, что Мцыри – романтический герой, и советую всем взять от него что-нибудь. Желаю вам быть свободными.

Воспевание свободы в поэме Лермонтова «Мцыри».

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» – история юноши, выросшего в монастыре, в неволе, юноше, который обрел свободу всего на три дня.

Он с шести лет жил в монастыре, не видя других людей, кроме монахов. Скучая по родине, он каждый день смотрел из окна башни на горы и поля Кавказа и мечтал оказаться среди них, на воле. И вот перед днем, когда Мцыри готовился «изречь монашеский обет», он исчез из монастыря.

Он убежал, вырвался на волю, в горы, туда, где он чувствовал себя свободно, блаженно, раскрепощено. Мцыри любил все вокруг: и быстрые реки меж возвышающихся в небеса гор, и темные леса, покрытые легким туманом. Даже когда он потерялся в лесу, ему было лучше, чем в монастыре. Превозмогая боль, голод и усталость, Мцыри шел вперед к родным местам. Он не повернул бы назад, не вернулся бы в «тюрьму». Даже схватка со снежным барсом не заставила его отступить, отказаться от своей цели. В этом эпизоде автор показывает, что свобода – это не только радость жизни, но и опасности, лишения, страх и борьба. Но оно того стоит.

Лермонтов в своей поэме показывает, что такое свобода, как она влияет на человека, какое счастье она дает: «Таких две жизни за одну, но только полную тревог я променял бы, если б мог». Свобода – это не то, что можно потрогать или увидеть, продать или купить. Это состояние, когда человек ощущает свою возможность действовать, как ему хочется, как он желает, находиться, где он хочет и с кем хочет. Когда страх не сковывает человека и даже смерть не остановит его. Вот это – свобода. И Лермонтов так ярко и выразительно описал, как человек, с детства приученный к подавлению своих эмоций и желаний, вдруг вырывается на волю, сбрасывает все узы плена и наслаждается этим чувством. Лермонтов так красиво, понятно и четко описывает свободную жизнь Мцыри, что мы понимаем: устами главного героя говорит сам автор.

Читая это произведение, познаешь цену свободы и воли, радость жизни. И в эти мгновения ты готов пережить все то, что пережил Мцыри, когда обрел свободу.

Что значить жить для героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

  • Лермонтов
  • Мцыри — великое произведение Михаила Юрьевича Лермонтова. Настоящий вклад в отечественное наследие. В произведении главной особенностью является изображение романтических героев. Действие происходит на Кавказе.

    В основном поэма состоит из исповеди главного героя. Ему ненавистна вся жизнь. Грузинского мальчика сироту отдали на воспитание в монастырь. Русский генерал привез его туда. Все эти годы мальчик был несчастлив. Он ощущал себя как будто заключённым в тюрьме. У него не было близких друзей и он все копил в себе.

    Почему же он пытается оттуда сбежать? Его не пытали и не делали ничего плохого. Парню было одиноко и хотелось найти близкого по духу человека. Он был сиротой и никогда не чувствовал тепло и любовь. Юноша стремиться, быстрее освободиться и готов ради этого даже пожертвовать своей жизни. Лучшими днями в его жизни были те 3 дня на воле. Юноша смог почувствовать свою свободу в действиях, ему никто не говорил как и что нужно делать. Он не переживает что у него не получилось выбраться на волю. Он рад, что в его жизни были эти три дня свободы.

    Сначала молодой человек вспоминает свое детство и своего отца. Потом он встречает красивую грузинку. После этого у него случится встреча с барсом. Герой должен будет сражаться с ним, хотя в монастыре никто не научил его драться. Юноша сумел победить врага. Весь избитый и опустошённый бродя 3 дня, юноша смог прийти только к своему монастырю. Умирая, он просил похоронить его в саду.

    Поэма мотивирует нас никогда не сдаваться и всегда пробовать воплотить свою мечту. Читатель считает юношу настоящим героем, он мужественно сражался за свою свободу. Даже если у него не вышло, это не значит что он трус и неудачник. В каждом возрасте произведение можно понимать по-разному. При взрослении оно набирает все больше и больше философского смысла. Не обязательно тюрьма должна быть в прямом смысле. Многие люди чувствуют моральное заточение и не могут никуда от этого сбежать. Нужно чувствовать себя уверенно и делать только то, что нравится вам. Нельзя чувствовать моральное и физическое заточение. Такое насилие не приведет ни к чему хорошему. Мцыри познавательное произведение, которое позволяет о многом задуматься, в том числе и о жизни в целом.

    Сочинение про произведение Мцыри

    Мцыри, если перевести с грузинского языка, будет означать «послушник», «пришелец» или человек, по каким-то причинам не имеющий близких.

    Поэма зародилась у Михаила Юрьевича Лермонтова во время своей Кавказской ссылки, произошедшей в 1837 году. Есть сведения, что подобную историю он услышал от монаха, встреченного им в Мцхете, когда-то плененного генералом Ермоловым и заточенного в монастыре, кроме того тяжело заболевшего, впоследствии одной из попыток к бегству в горы. Это пишет биограф Лермонтова, поэт П.А.Висковатов, но нельзя точно установить правда это или вымысел, поэтому остается только принять это на веру. Но даже и это не сглаживает того значения, имеющего для нас жизнь Мцыри, смысла открывающегося нам в течении недолгих трех дней, за которые он проживает много больше, ежели многие в течение всей своей жизни. В произведении Лермонтова четко отслеживаться нить, как Мцыри постигает три главные основы: делающих человека по-настоящему живым, придающих цвет жизни каждого.

    И первым, что познает сбежавший из монастыря, будет упоение природой, свободой, которую она дает, ее красотой, свежестью и благозвучностью. Он смог услышать и понять природу, и лишь не смог он рассказать «те думы – им уж нет следа», что чувствовал он тогда.

    Вторая основа – это влюбленность, впервые взволновавшая ему кровь и явившаяся ему в образе грузинки, держащей кувшин над головой и узкою тропой сходящей к берегу. Она, от которой веяло его родиной, две сакли… Возможно, это напомнило ему о молодых его сестрах, а может и о матери. Никто не знает: воспоминанье тех минут умерли вместе с ним.

    Самое существенное, позволившее ему не пожалеть о жизни печально прошедшей, это сражение с барсом. Жестокая схватка, из которой он смог выйти торжествующим победителем, встречавшим смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу. Именно эта победа и делает Мцыри мужчиной и позволяет полностью восполнить ту пустоту, образовавшейся в течении долгих лет заточения под сводом монастыря.

    Тот, кто не проходил через битву, любовь и не смог ощутить единение своей души с природой, под конец обязательно поймет, что жизнь его оказалось неполной, что в ней не хватает каких-то ценных элементов и именно потому жизнь Мцыри «без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней»

    Поэма учит нас никогда не опускать руки и смело идти к своей мечте. Читатели считают юношу настоящим и смелым мужчиной. Он мужественно боролся за свою свободную жизнь. Несмотря на то, что у него не получилось добиться желаемого, он все равно герой. В произведении есть философский смысл. Многие люди, проживая в свободном обществе, могут чувствовать себя одиноко и скованно. Это своего рода душевное заточение. Поэтому поэма «Мцыри» учит нас быть уверенными и поступать, так как велит сердце.

    Сочинение 2

    Михаил Лермонтов был хорошим писателем, его поэма *Мцыри* была интересна и имела свой особенный сюжет. Написал он ее о мальчике-горце. Здесь отсутствует национальность. Мцыри оказался в плену у русского офицера. Ребенок оказался в клетке, в неволе. Мцыри-это образ человека свободного, кто желает независимости, человека легкого.

    Чувство свободы, свободное дыхание полной грудью вот что Лермонтов ценил превыше всего. Именно это он всегда пытался отразить в своих рассказах. И тут же в них возникает ощущения свободы и легкости, понимание что это такое. Новые размышления что такое свобода человека не только внутренне, но и внешне. Возможно Лермонтов считал что каждый в мире человек должен найти свою свободу и тогда он обретет покой и свое счастье.

    Был монах, который посочувствовал мальчику и оставил его в монастыре. Мальчик же прожив некоторое время там, сбежал из монастыря. Найден он был умирающим. Почему имея все для жизни он решил сбежать, в последней исповеди он рассказывает об этом монаху. Каждый держит свой путь в жизни, так и ему не суждено было стать монахом. Он рожден горцем, уклад быта монахов не его свобода.

    Юношу зовет свобода, именно поэтому он решился на такой побег. Он говорит монаху о том как тяжело его душе в монастыре, чего она требует он него самого. Он так и не смог найти близких людей для себя в монастыре. Там он чувствовал себя чужим и все что его окружало тоже было чужим, не близким его сердцу и душе. Он желал найти родного человека, близкого ему, что бы ощутить тепло и чувство свободы рядом с ним. Жажда его увидеть родные места влекла его на пути к этой цели, но к сожалению добраться туда была не судьба его. Несколько дней он бродил без еды и воды, рисковал своим телом, но не пожалел об этом. Он умер гордым свободолюбивым человеком, но мечте его так и не удалось осуществиться.

    Он рассказывает своему наставнику о том, что он видел, как живут вольные люди и даже когда он умирает не сожалеет о том времени проведённом на свободе. Молодой человек видел живописные пейзажи он видел картину гор и видел реки и озёра. Видел грозу, дождь, молнии. Он встретился с красивой и юной девчонкой к который он испытал тёплые чувства. Он даже вступил в схватку с хищным животным. Он победил, но был смертельно ранен.

    Лермонтов давно испытывал мечту написать произведение о человеке мечтающим о свободе и написал поэму о монахе-беглеце. Он хотел выразить чувства человека который хочет оказаться в родном доме который бы являлся для него признаком свободы.

    Смертью заканчивается это произведение юноша умирает. Но он остался непобедимым. Лермонтов показал нам что желание свободы ей, юноша не жалел ни секунды. Мцыри Лермонтов сравнивает с самим собой. Автор сам стремился всю жизнь к независимости. Лермонтов как и персонаж до конца жизни оставался самим собой.

    Сочинения по поэме «Мцыри»

    Воспевание свободы в поэме Лермонтова «Мцыри».

    В произведениях М.Ю.Лермонтова часто рассказывается о людях, в чьих судьбах большую роль играет свобода и отношение к ней. Одним из таких произведений является поэма «Мцыри».

    В этом произведении Лермонтов описывает судьбу мальчика шести лет, попавшего в монастырь и оторванного от внешнего мира. Со временем его начинает переполнять жажда свободы, которую он утратил навсегда, и он не может смириться с этим. На протяжении долгих лет он несет тяжкое бремя разлуки с тем, что ему любимо и дорого – свободой, в этом состоит романтизм произведения Лермонтова.

    Раннее детство Мцыри провел на Кавказе, в ту пору он знал своих родных, наслаждался свободой действий и сознания. Это и оставило в нем ту частичку жизни, которая вела его за собой и была его «пламенной страстью». Внутренний мир героя был соткан из отпечатков детства и его раздумий о невольной жизни в монастыре. Но то, что Мцыри пережил в детстве, оставило большой след в его сознании, он бы променял всю свою жизнь в неволе на несколько дней на свободе.

    И Мцыри бежал, бежал навстречу тому, что ему было дорого и отрадно, что он страстно любил и чем дорожил больше всего. Красота окружающего мира, которую он увидел на свободе, не могла сравниться со всем тем, что он видел за свою жизнь в плену. Его жизнь на свободе была так желанна и долгожданна, что он не замечал ничего, кроме нее, упивался ею. Но вскоре Мцыри встретился с барсом, после честно погиб, но погиб свободным человеком.

    То чувство, к которому мы стремимся всю жизнь, то, что является нашим желанием и страстью, непременно приведет нас к осуществлению мечты. И то мгновение, которое мы проведем с этим чувством, будет нам дороже всей жизни.

    Мцыри как романтический герой.

    В этом сочинении я бы хотел рассказать о том, что Мцыри является романтическим героем. Но для начала стоит рассказать о романтизме в целом.

    Романтизм – это направление в литературе, появившееся в 18-19 веках во многих странах: России, Англии, Франции, Америке. Именно в этот период по всему миру вспыхнули революции, восстания и бунты. Даже некоторые политические деятели и мыслители были недовольны жизнью стран и народов. Люди мечтали о новом мире, и это отразилось в мировой литературе. В романтических произведениях воспевается лучший, идеальный мир или стремление к нему. Да и сам романтический герой борется за этот самый лучший мир и готов даже умереть за него.

    И в произведении М.Ю.Лермонтова «Мцыри» в полной мере отражается эта особенность романтического направления. Сам Лермонтов мечтал об идеальном мире и уважал свободу и борющихся за нее людей. Мцыри в полной мере показывает главные черты романтического героя. Он силен, горд и свободолюбив. Он борется со злом внутри себя и стремится к свободе, несмотря на сложный путь. А неволя и есть это самое зло.

    Для Мцыри стремление к свободе и независимости было смыслом жизни. Его тело и дух были сильны, так как он был уверен в себе и своих стремлениях. И даже тот факт, что он прожил на воле всего три дня, нисколько не омрачил его. После битвы с барсом он умирал гордо. Мцыри был рад, что умирает свободным. Хоть он и не успел сделать все, что хотел: посетить свой родной дом, увидеть родных, он знал, на что шел. И он ушел из этого мира, будучи свободным. Для него свобода была высшей наградой.

    Не каждый из нас может отдать свою жизнь за свободу. И сказать, легко это или сложно, нельзя. Мцыри сделал свой выбор. Он стремился к свободе, к своему лучшему миру, и он отдал жизнь за эту идею. Я считаю, что Мцыри – романтический герой, и советую всем взять от него что-нибудь. Желаю вам быть свободными.

    Воспевание свободы в поэме Лермонтова «Мцыри».

    Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» — история юноши, выросшего в монастыре, в неволе, юноше, который обрел свободу всего на три дня.

    Он с шести лет жил в монастыре, не видя других людей, кроме монахов. Скучая по родине, он каждый день смотрел из окна башни на горы и поля Кавказа и мечтал оказаться среди них, на воле. И вот перед днем, когда Мцыри готовился «изречь монашеский обет», он исчез из монастыря.

    Он убежал, вырвался на волю, в горы, туда, где он чувствовал себя свободно, блаженно, раскрепощено. Мцыри любил все вокруг: и быстрые реки меж возвышающихся в небеса гор, и темные леса, покрытые легким туманом. Даже когда он потерялся в лесу, ему было лучше, чем в монастыре. Превозмогая боль, голод и усталость, Мцыри шел вперед к родным местам. Он не повернул бы назад, не вернулся бы в «тюрьму». Даже схватка со снежным барсом не заставила его отступить, отказаться от своей цели. В этом эпизоде автор показывает, что свобода – это не только радость жизни, но и опасности, лишения, страх и борьба. Но оно того стоит.

    Лермонтов в своей поэме показывает, что такое свобода, как она влияет на человека, какое счастье она дает: «Таких две жизни за одну, но только полную тревог я променял бы, если б мог». Свобода – это не то, что можно потрогать или увидеть, продать или купить. Это состояние, когда человек ощущает свою возможность действовать, как ему хочется, как он желает, находиться, где он хочет и с кем хочет. Когда страх не сковывает человека и даже смерть не остановит его. Вот это – свобода. И Лермонтов так ярко и выразительно описал, как человек, с детства приученный к подавлению своих эмоций и желаний, вдруг вырывается на волю, сбрасывает все узы плена и наслаждается этим чувством. Лермонтов так красиво, понятно и четко описывает свободную жизнь Мцыри, что мы понимаем: устами главного героя говорит сам автор.

    Читая это произведение, познаешь цену свободы и воли, радость жизни. И в эти мгновения ты готов пережить все то, что пережил Мцыри, когда обрел свободу.

    Популярные сочинения

    • Письмо учителю от ученика — сочинение
      Здравствуйте, уважаемая Галина Евгеньевна!
    • Королева в сказке 12 месяцев Маршака сочинение
      Самуил Яковлевич Маршак создал прекрасную новогоднюю историю «Двенадцать месяцев», она представляет собой поучительную сказку о добре и зле. В сказке много героев
    • Сочинение Прогулка на лыжах по зимнему лесу
      Зима замечательное время года. Вся земля покрывается белым одеялом, деревья укутываются в белую шубку. Обожаю волшебную зиму. Солнце светит иногда очень ярко и небо выглядит чистым и красивым

    «Мцыри» М. Ю. Лермонтова: вывод кратко для сочинения


    «Мцыри» М. Ю. Лермонтова
    Вывод важен для любого сочинения или презентации. Он должен быть обобщающим и красивым. Вот вывод кратко для сочинения по поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтова:

    Стремление к свободе свойственно многим. То же самое касается и мечты. Однако, далеко не все желания сбываются. Тем не менее, для некоторых (таких, как Мцыри) людей три дня, проведенные на свободе, наверняка дороже десятков лет, проведенных в заточении.

    Что же касается свободы – это высшее достояние, которое может быть у человека. На нее не должно быть никаких посягательств. А если они и наблюдаются, то личность должна бороться за свою жизнь и за свою свободу, как это делал юноша при схватке с барсом. Жалел ли персонаж о своем побеге? Скорее всего, нет. Ведь то время, которое он провел вдали от стен монастыря, принесло ему настоящее, неподдельное счастье.

    Мцыри и ссыльный поэт

    Какое разнообразие картин, образов, чувств! В. Белинский В начале XIX века к России присоединилось Грузинское царство, а путь в Грузию лежал через земли Северного Кавказа и ущелья Главного Кавказского хребта.

    Население горских народов, живших там, было малоцивилизованным и воинственным. В результате началась кавказская война, которая продолжается и сегодня. Лермонтов, как известно, был на Кавказ сослан. Он служил, как и подобает русскому офицеру, с честью, храбро.

    Но насильственность этой службы, острое ощущение несвободы томили^поэта. Так появились первые строки поэмы, герой которой испытывает те же чувства. Это еще не была в полном объеме известная нам поэма, это были подступы к ней. Лермонтов рассказывает о судьбе шестилетнего мальчика-горца, который попал в плен к русским. Ермолов взял его с собой в Тифлис, но по пути мальчик заболел.

    Генералу пришлось отдать ребенка на излечение монахам в монастырь, который находился: Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры. Когда Мцыри научился говорить по-русски, его окрестили и стали готовить к пострижению в монахи.

    Но он страстно мечтал о свободе, рвался на родину, тосковал. Монастырь стал для него тюрьмой. Однажды он убежал, но заблудился и снова попал в ненавистный монастырь.

    Он умирает. Он не может жить в тюрьме после того, как глотнул воздуха свободы и вынужден расстаться с мечтой о ней. Перед смертью Мцыри рассказывает старому монаху о своей единственной страсти:

    От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы… Где люди вольны, как орлы, – и о том, что у него в жизни была цель: …цель одну,

    Пройти в родимую страну. Имел в душе… В уста Мцыри Лермонтов вложил свои чувства и мысли.

    Как и Мцыри, ссыльный поэт рвался домой, подобно ему мечтал о свободе. В свое время по дороге к ссылке Лермонтов сделал остановку в древней грузинской столице Мцхете. Монах показал ему могилы грузинских царей, в том числе и Георгия XII, при котором произошло присоединение Грузии к России. Это впечатление в поэме превратилось в старика сторожа, сметающего пыль с могильных плит: Которых надпись говорит

    О славе прошлой – и о том, Как, удручен своим венцом, Такой-то царь в такой-то год Вручал России свой народ.

    На остроконечной горе, над самым слиянием Куры и Арагвы, виден старинный монастырь, который теперь часто называют монастырем Мцыри. Вот сколь велика сила произведения гениального поэта! Окончательно завершил Лермонтов поэму уже по возвращении из ссылки. На титульном листе рукописи было написано заглавие: “Бэри”.

    К этому слову Лермонтов сделал примечание: “Бэри по-грузински: монах”. Хотя герой поэмы еще не монах, его только готовят в монахи. И Лермонтов заменил название более точным – “Мцыри”. С грузинского это переводится как “человек, которого готовят к службе”, или по аналогии с русским – “пострижник”.

    Нынче, когда наше существование уже столько лет омрачено войной на Кавказе, “Мцыри” звучит пророчески. Как, впрочем, и большинство произведений не только Лермонтова, но и любого гения.

    Твір на тему: Мцыри и ссыльный поэт

    Related posts:

    “Я мало жил и жил в плену”. Образ Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) (План) Мцыри – романтический герой. Появление Мцыри в монастыре. (Пленного шестилетнего мальчика привез в монастырь русский генерал. Постепенно он стал понимать чужой язык, принял христианскую веру, готовился стать монахом.) Побег из.

    Что значит жить для Мцыри (Смысл жизни Мцыри) Для Мцыри (героя Лермонтова) вся жизнь, я думаю, что это – свобода. Для него она главная. С самого раннего детства он попал почти в плен – в монастырь. Там еще.

    Мцыри Где не погибло слово, Там и дело еще не погибло. А. И. Герцен Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья.

    Побег Мцыри из монастыря Действие поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” разворачивается на Кавказе. Поэма посвящена теме свободы и родины. Мцыри – главный герой, и его жизнь, проведенная на воле, заканчивается смертью. Его стремление –.

    В чем для Мцыри смысл жизни? (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) (Первый вариант) Тема поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – свобода и смысл человеческой жизни. Главный герой поэмы – Мцыри. Его история проста: шестилетним ребенком он попал в плен, был помещен в монастырь.

    Тема свободы в поэме Мцыри В поэме “Мцыри” М. Ю. Лермонтов написал про мальчика-горца. Автор не указал национальность героя. Мцыри попал в плен к русскому офицеру. Ребенок становится рабом поневоле. Мцыри − это образ героя.

    В чем для Мцыри смысл жизни? (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) (Второй вариант) Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. М. Лермонтов. Мцыри М. Ю. Лермонтов за все время своей творческой деятельности успел создать множество ярких и запоминающихся образов. Среди.

    Мцыри – любимый идеал Лермонтова (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) М. Ю. Лермонтов – современник А. С. Пушкина, его преемник в поэзии. Нравственный идеал Лермонтова – свобода, свет, Родина, жизнь. В. Г. Белинский, общаясь с поэтом, увидел в нем семена.

    Монах и Мцыри – два взгляда на жизнь Поэма Лермонтова произвела на меня огромное впечатление. Мне было жаль ребенка, которого увез из родных мест русский генерал. У Мцыри не было детства, он мало счастья изведал в своей короткой.

    В чем Мцыри видит счастье? “Мцыри” – романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального.

    Почему Мцыри бежал из монастыря? Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем и боярин Орша, и купец Калашников, и мятежный борец Мцыри. “Любимый идеал” поэта близок личности самого Лермонтова, лирическому герою его поэзии. Лермонтову.

    Поэма “Мцыри” – одно из самых поразительных поэтических созданий М. Ю. Лермонтова План 1. Поэма Лермонтова “Мцыри” – романтическое произведение. 2. “Мцыри” – история о трагическом побеге: 1) слияние героя с природой; 2) битва с барсом – кульминационный момент произведения; 3) напрасное.

    Мцыри – романтический герой (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) (Второй вариант) На мой взгляд, романтическая поэма “Мцыри” – одна из лучших в творчестве М. Ю. Лермонтова. Автору удалось создать яркий и живой образ главного героя поэмы – одинокого, но мятежного, ведомого.

    Жизнь Мцыри на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) “Ты хочешь знать, что видел я на воле?” М. Ю. Лермонтов. “Мцыри” Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” была написана в 1839 году. Она стала результатом странствий поэта по Военно-Грузинской дороге.

    Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри” ) Поэтический мир М. Ю. Лермонтова – это тревожный мир исканий, глубокой мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясен царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева.

    Смысл эпиграфа к поэме Мцыри Эпиграф к “Мцыри” взят Лермонтовым из Библии – “Первой книги Царств”. По библейской легенде во время одной из битв Саул строго-настрого запретил своим воинам прикасаться к еде, пока враг не.

    “Мцыри” – романтическая поэма М. Ю. Лермонтова Поэма Лермонтова “Мцыри” произвела на меня огромное впечатление, так как меня сильно поразило стремление главного героя к свободе, даже ценой своей жизни. В этой поэме, на мой взгляд, развивается идея.

    Вопросы и ответы к поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри” Как возник у М. Ю. Лермонтова замысел написать поэму? В 1840 году, путешествуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов встретил одинокого монаха, последнего из упраздненного близлежащего монастыря. Монах рассказал Лермонтову свою историю.

    М. Ю. Лермонтов “Мцыри” “Мцыри” – последняя романтическая поэма Михаила Юрьевича Лермонтова была написана в 1839 году, а напечатана в 1840 году в стихотворном сборнике. Действие поэмы развивается в Грузии, в ее древней столице.

    Жанр Мцыри Лермонтова. Какое это произведение? “Мцыри” относят к одной из удачных поэм Лермонтова, ее можно считать образцом русской романтической поэзии. Можно провести параллель жизни самого Михаила Юрьевича и героя произведения. Жанр “Мцыри” довольно-таки сложный. Здесь.

    Почему Мцыри сбежал из монастыря В поэме “Мцыри”, написанной в 1839 году, М. Ю. Лермонтов повествует о трагической судьбе мо­лодого послушника, о его побеге из монастырских стен и о его гибели. Перед смертью он исповедуется.

    Природа в понимании Мцыри Ты хочешь знать, что делал яна воле? Жил – и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. М. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов.

    Значение эпиграфа к поэме “Мцыри” В чем смысл эпиграфа к поэме “Мцыри”: “Вкушая, вкусих мало меду, и се аз умираю”? В начале поэмы “Мцыри” М. Ю. Лермонтов поставил выражение “Вкушая, вкусих мало меду, и се.

    Поэма “Мцыри” Поэтический мир Лермонтова – это тревожный мир исканий, напряженной мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясен царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева. Это мир.

    Характеристика и образ Мцыри 8 класс (главный герой) Мцыри является героем поэмы М. Ю. Лермонтова. Это молодой парень, который в детстве был пленен, а затем попал в монастырь, там его крестили. Юноша был одинок и безмолвен, он жил.

    Какое сходство между героями произведений М. Ю. Лермонтова: Печорин и Мцыри В своих произведениях М. Ю. Лермонтов часто для описания местности, используемой в работе, показывает читателю всю красоту Кавказа. Это любимое место писателя. Его поражает не только красота природы, но и.

    Мои размышления над поэмой “Мцыри” Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт, создавший необыкновенно много произведений за свою яркую, но короткую жизнь. Не было такого литературного жанра, в котором не работал Лермонтов. Мне очень нравится его поэма.

    Поэма “Мцыри” как романтическое произведение В 1837 году, во время своих поездок по Кавказу, М. Ю. Лермонтов встретил в одном из грузинских монастырей монаха и узнал от него, что родом он горец, плененный генералом Ермоловым.

    Образ Мцыри (по одноименной поэме М. Ю. Лермонтова) Поэтический мир М. Ю. Лермонтова – это тревожный мир испытаний, напряженной мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясен царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева.

    Краткое содержание поэмы “Мцыри” М. Ю. Лермонтова Неподалеку от монастыря в Грузии русский генерал везет с собой из гор пленного шестилетнего ребенка. В пути пленник заболел, ничего не ел и “тихо, гордо умирал”. Один монастырский монах оставляет.

    «Героический дух народа в стихотворении «Бородино»»

    Какие же стороны народного бытия и сознания Лермонтов считает отличительными, порождающими героический дух, обусловливающими эпическую широту и мощь характеров? В сознании старого солдата, как и в сознании Лермонтова, прежнее «племя» по сравнению с «нынешним» – «богатыри», «могучее, лихое племя». Не один солдат, не избранный круг, а все вместе отмечены, мощью, богатырством. Это единство поражает и потомков, оно закрепилось в памяти поколений («Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!»). Средоточием единства выступает в стихотворении Москва, символизирующая всю Россию. Недовольный цивилизацией, ее противоречивым и губительным ходом, Лермонтов связывает надежды на будущее России не с европейским и официальным Петербургом, а с коренным русским градом – Москвой,

    Контраст между цивилизованным поколением и «природным» есть и в «Бородине». Русские встречают врага в открытом бою. Французам противостоят не умственные ухищрения, а простая сила, ловкость, умение, естественные свойства личности, ее собственные достоинства. Не случайно старый солдат перед боем отвергает «хитрость» – порождение цивилизации:

    * Что тут хитрить, пожалуй к бою;
    * Уж мы пойдем ломить стеною…
    * Характерно и прославление рукопашного боя:
    * Изведал враг в тот день немало,
    * Что значит русский бой удалый,
    * Наш рукопашный бой.

    «Хитрости» военной науки – молчаливое отступление, двухдневная перестрелка – вызывают только досаду и недоумение. Здесь действует не сила против силы, не личность против личности, а непонятные солдатам посторонние соображения о стратегии и тактике. Русский солдат, по мысли Лермонтова, все свое умение и ловкость может показать в открытом, честном бою, когда ему противостоит такой же солдат, действующий против него не с помощью головных ухищрений, а непосредственно, лицом к лицу. Местом сражения становится «большое поле» – открытое пространство, которое сродни непосредственному проявлению духовных и физических сил – «Есть разгуляться где на воле!». Природная цельность выступает в своей общественной функции не в качестве контраста к исковерканной человеческой сущности, что характерно для раннего Лермонтова, а как естественная среда, соразмерная столь же прямому и открытому столкновению внутренне цельных, простых и исполненных личного достоинства людей. Испытание мужества, духа, энергии – всего, на что способна личность сама по себе, происходит поэтому на фоне природы, изначально содержащей в себе прямоту, открытость, непосредственность, которые не затуманены всевозможными социальными функциями.

    Бородинский бой стал памятен всей России вследствие того, что битва русских с французами обнажила коренные, природные черты и стороны русской национальности, независимые ни от успехов цивилизации, ни от социальных отношений, заметно их извративших. Именно природная основа русской нации чиста, непосредственна и могуча, она делала всех богатырями, благородными, мужественными людьми, обладавшими глубоким личным достоинством, не обессиленными и одряхлевшими, подобно «нынешнему племени», а способными на подвиг и отвагу, сознательное патриотическое, общественное действие. Каждый человек естественно исполнял свой долг, исходя из внутренней убежденности, не руководствуясь никакими корыстными мотивами. Не богатство, не мундир, не принадлежность к разным социальным группам определяют отношения между людьми, а личные достоинства. Социальный антагонизм как бы отступает перед способностями.
    * Полковник наш рожден был хватом:
    * Слуга царю, отец солдатам…
    * Да жаль его; сражен булатом,
    * Он спит в земле сырой,

    говорит старый солдат о своем командире. И дело здесь вовсе не в том, что Лермонтов забыл о социальных отношениях, что он идеализировал их. Достаточно вспомнить знаменитое стихотворение «Прощай, немытая Россия…», где социальное зло названо по имени и корни этого зла обнажены. Дело даже не в том, что перед лицом опасности забываются внутренние распри.

    У Лермонтова есть известная идеализация прошлого, но она коренится в иных причинах. Лермонтов разделял убеждение, что дворянство – срединный слой между царем, высшей властью и народом («Слуга царю, отец солдатам…»), но это почетное место дворянства раньше было обусловлено его личными достоинствами, а не богатством и знатностью, не внешними по отношению к личности причинами, а внутренним содержанием самой личности, ее исконно природными свойствами. Именно это определило единство духа всего русского народа в Бородинской битве, поскольку природные, личные достоинства выступили независимо от всяких других отношений, от каких бы то ни было корыстных соображений о личной выгоде. Вот почему каждый человек, командир или солдат, внутренне целен в своей природной, естественной сущности, как и подобает на его месте, добытом исключительно личной энергией, волей, умом, способностью. Полковник «рожден был хватом», а не добился воинского звания ценой интриг, лести, клеветы, коварства.

    Именно поэтому между солдатами и полковником существует единство. Оно проистекает из общих основ природной цельности, где каждый занимает место, соответствующее его изначальным духовным и физическим возможностям.

    В этом смысле природные свойства, столь ярко обнаженные в Бородинской битве, противостоят «нынешнему племени», где, по мысли Лермонтова, торжествуют не личные достоинства человека, а корыстные мотивы, где действуют непонятные для человека, чуждые его собственной природе, иррациональные отношения, извращающие души людей. Вместо богатырей теперь предстают некие обессиленные люди, неспособные к испытаниям личной воли, личной энергии, природных свойств. Нет сомнения, что взгляд, принятый теперь Лермонтовым и заключающийся в отличие от его ранних произведении в том, что зло заключено не в природе человека, а в социальных условиях, в объективном мире, способствовал более углубленному изучению жизни и более продуманной, зрелой критике современного общества.

    Теперь согласно такой точке зрения проблема добра и зла получала во многом новое решение: по природе человек прекрасен, но его природные свойства искажены социальными условиями. Так наметился выход за пределы чисто романтической поэтики. Это был первый шаг к признанию социального детерминизма. Конечно, и в таком взгляде еще сильны романтические моменты, проявившиеся в известной идеализации природной цельности человека XIX века или – в других произведениях Лермонтова – русского средневековья. Однако художественная значимость лермонтовских произведений далеко перекрывала эту романтическую идеализацию прошлого и служила более полному и обнаженному познанию истины.

    К тому же сама ситуация Бородинского сражения таила в себе нескончаемые художественные эффекты, при которых подобная идеализация была до известной степени оправдана. Лермонтов взял кризисную для всего народа ситуацию. Художественный ее смысл определяется тем, что перед лицом смерти отступают всякие иные отношения, кроме, отношений чистой природное в ее общественной функции, в ее непосредственной ценности для человека. Л. Толстой, любивший подобные чистые ситуации, где человек сталкивается один на один с природой или другим человеком, отметил великие художественные возможности, заключенные в «Бородине».

    Героический дух народа в стихотворении «Бородино»: сочинение

    Сочинения по произведениям :

    Сочинения по произведениям авторов:

    Сочинение 5 класс. Героический дух народа в стихотворении «Бородино»

    Какие же стороны народного бытия и сознания Лермонтов считает отличительными, порождающими героический дух, обусловливающими эпическую широту и мощь характеров? В сознании старого солдата, как и в сознании Лермонтова, прежнее «племя» по сравнению с «нынешним» – «богатыри», «могучее, лихое племя». Не один солдат, не избранный круг, а все вместе отмечены, мощью, богатырством. Это единство поражает и потомков, оно закрепилось в памяти поколений («Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!»). Средоточием единства выступает в стихотворении Москва, символизирующая всю Россию. Недовольный цивилизацией, ее противоречивым и губительным ходом, Лермонтов связывает надежды на будущее России не с европейским и официальным Петербургом, а с коренным русским градом – Москвой,

    Контраст между цивилизованным поколением и «природным» есть и в «Бородине». Русские встречают врага в открытом бою. Французам противостоят не умственные ухищрения, а простая сила, ловкость, умение, естественные свойства личности, ее собственные достоинства. Не случайно старый солдат перед боем отвергает «хитрость» – порождение цивилизации:

    * Что тут хитрить, пожалуй к бою;
    * Уж мы пойдем ломить стеною…
    * Характерно и прославление рукопашного боя:
    * Изведал враг в тот день немало,
    * Что значит русский бой удалый,
    * Наш рукопашный бой.

    «Хитрости» военной науки – молчаливое отступление, двухдневная перестрелка – вызывают только досаду и недоумение. Здесь действует не сила против силы, не личность против личности, а непонятные солдатам посторонние соображения о стратегии и тактике. Русский солдат, по мысли Лермонтова, все свое умение и ловкость может показать в открытом, честном бою, когда ему противостоит такой же солдат, действующий против него не с помощью головных ухищрений, а непосредственно, лицом к лицу. Местом сражения становится «большое поле» – открытое пространство, которое сродни непосредственному проявлению духовных и физических сил – «Есть разгуляться где на воле!». Природная цельность выступает в своей общественной функции не в качестве контраста к исковерканной человеческой сущности, что характерно для раннего Лермонтова, а как естественная среда, соразмерная столь же прямому и открытому столкновению внутренне цельных, простых и исполненных личного достоинства людей. Испытание мужества, духа, энергии – всего, на что способна личность сама по себе, происходит поэтому на фоне природы, изначально содержащей в себе прямоту, открытость, непосредственность, которые не затуманены всевозможными социальными функциями.

    Бородинский бой стал памятен всей России вследствие того, что битва русских с французами обнажила коренные, природные черты и стороны русской национальности, независимые ни от успехов цивилизации, ни от социальных отношений, заметно их извративших. Именно природная основа русской нации чиста, непосредственна и могуча, она делала всех богатырями, благородными, мужественными людьми, обладавшими глубоким личным достоинством, не обессиленными и одряхлевшими, подобно «нынешнему племени», а способными на подвиг и отвагу, сознательное патриотическое, общественное действие. Каждый человек естественно исполнял свой долг, исходя из внутренней убежденности, не руководствуясь никакими корыстными мотивами. Не богатство, не мундир, не принадлежность к разным социальным группам определяют отношения между людьми, а личные достоинства. Социальный антагонизм как бы отступает перед способностями.
    * Полковник наш рожден был хватом:
    * Слуга царю, отец солдатам…
    * Да жаль его; сражен булатом,
    * Он спит в земле сырой,

    говорит старый солдат о своем командире. И дело здесь вовсе не в том, что Лермонтов забыл о социальных отношениях, что он идеализировал их. Достаточно вспомнить знаменитое стихотворение «Прощай, немытая Россия…», где социальное зло названо по имени и корни этого зла обнажены. Дело даже не в том, что перед лицом опасности забываются внутренние распри.

    У Лермонтова есть известная идеализация прошлого, но она коренится в иных причинах. Лермонтов разделял убеждение, что дворянство – срединный слой между царем, высшей властью и народом («Слуга царю, отец солдатам…»), но это почетное место дворянства раньше было обусловлено его личными достоинствами, а не богатством и знатностью, не внешними по отношению к личности причинами, а внутренним содержанием самой личности, ее исконно природными свойствами. Именно это определило единство духа всего русского народа в Бородинской битве, поскольку природные, личные достоинства выступили независимо от всяких других отношений, от каких бы то ни было корыстных соображений о личной выгоде. Вот почему каждый человек, командир или солдат, внутренне целен в своей природной, естественной сущности, как и подобает на его месте, добытом исключительно личной энергией, волей, умом, способностью. Полковник «рожден был хватом», а не добился воинского звания ценой интриг, лести, клеветы, коварства.

    Именно поэтому между солдатами и полковником существует единство. Оно проистекает из общих основ природной цельности, где каждый занимает место, соответствующее его изначальным духовным и физическим возможностям.

    В этом смысле природные свойства, столь ярко обнаженные в Бородинской битве, противостоят «нынешнему племени», где, по мысли Лермонтова, торжествуют не личные достоинства человека, а корыстные мотивы, где действуют непонятные для человека, чуждые его собственной природе, иррациональные отношения, извращающие души людей. Вместо богатырей теперь предстают некие обессиленные люди, неспособные к испытаниям личной воли, личной энергии, природных свойств. Нет сомнения, что взгляд, принятый теперь Лермонтовым и заключающийся в отличие от его ранних произведении в том, что зло заключено не в природе человека, а в социальных условиях, в объективном мире, способствовал более углубленному изучению жизни и более продуманной, зрелой критике современного общества.

    Теперь согласно такой точке зрения проблема добра и зла получала во многом новое решение: по природе человек прекрасен, но его природные свойства искажены социальными условиями. Так наметился выход за пределы чисто романтической поэтики. Это был первый шаг к признанию социального детерминизма. Конечно, и в таком взгляде еще сильны романтические моменты, проявившиеся в известной идеализации природной цельности человека XIX века или – в других произведениях Лермонтова – русского средневековья. Однако художественная значимость лермонтовских произведений далеко перекрывала эту романтическую идеализацию прошлого и служила более полному и обнаженному познанию истины.

    К тому же сама ситуация Бородинского сражения таила в себе нескончаемые художественные эффекты, при которых подобная идеализация была до известной степени оправдана. Лермонтов взял кризисную для всего народа ситуацию. Художественный ее смысл определяется тем, что перед лицом смерти отступают всякие иные отношения, кроме, отношений чистой природное в ее общественной функции, в ее непосредственной ценности для человека. Л. Толстой, любивший подобные чистые ситуации, где человек сталкивается один на один с природой или другим человеком, отметил великие художественные возможности, заключенные в «Бородине».

    Героический дух народа в стихотворении «Бородино» — Сочинение по произведению М. Ю. Лермонтова «Бородино»

    Какие же стороны народного бытия и сознания Лермонтов считает отличительными, порождающими героический дух, обусловливающими эпическую широту и мощь характеров? В сознании старого солдата, как и в сознании Лермонтова, прежнее «племя» по сравнению с «нынешним» — «богатыри», «могучее, лихое племя». Не один солдат, не избранный круг, а все вместе отмечены, мощью, богатырством. Это единство поражает и потомков, оно закрепилось в памяти поколений («Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!»). Средоточием единства выступает в стихотворении Москва, символизирующая всю Россию. Недовольный цивилизацией, ее противоречивым и губительным ходом, Лермонтов связывает надежды на будущее России не с европейским и официальным Петербургом, а с коренным русским градом — Москвой, Контраст между цивилизованным поколением и «природным» есть и в «Бородине». Русские встречают врага в открытом бою. Французам противостоят не умственные ухищрения, а простая сила, ловкость, умение, естественные свойства личности, ее собственные достоинства. Не случайно старый солдат перед боем отвергает «хитрость» — порождение цивилизации: Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною… Характерно и прославление рукопашного боя: Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой. «Хитрости» военной науки — молчаливое отступление, двухдневная перестрелка — вызывают только досаду и недоумение. Здесь действует не сила против силы, не личность против личности, а непонятные солдатам посторонние соображения о стратегии и тактике. Русский солдат, по мысли Лермонтова, все свое умение и ловкость может показать в открытом, честном бою, когда ему противостоит такой же солдат, действующий против него не с помощью головных ухищрений, а непосредственно, лицом к лицу. Местом сражения становится «большое поле» — открытое пространство, которое сродни непосредственному проявлению духовных и физических сил — «Есть разгуляться где на воле!». Природная цельность выступает в своей общественной функции не в качестве контраста к исковерканной человеческой сущности, что характерно для раннего Лермонтова, а как естественная среда, соразмерная столь же прямому и открытому столкновению внутренне цельных, простых и исполненных личного достоинства людей. Испытание мужества, духа, энергии — всего, на что способна личность сама по себе, происходит поэтому на фоне природы, изначально содержащей в себе прямоту, открытость, непосредственность, которые не затуманены всевозможными социальными функциями. Бородинский бой стал памятен всей России вследствие того, что битва русских с французами обнажила коренные, природные черты и стороны русской национальности, независимые ни от успехов цивилизации, ни от социальных отношений, заметно их извративших. Именно природная основа русской нации чиста, непосредственна и могуча, она делала всех богатырями, благородными, мужественными людьми, обладавшими глубоким личным достоинством, не обессиленными и одряхлевшими, подобно «нынешнему племени», а способными на подвиг и отвагу, сознательное патриотическое, общественное действие. Каждый человек естественно исполнял свой долг, исходя из внутренней убежденности, не руководствуясь никакими корыстными мотивами. Не богатство, не мундир, не принадлежность к разным социальным группам определяют отношения между людьми, а личные достоинства. Социальный антагонизм как бы отступает перед способностями. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да жаль его; сражен булатом, Он спит в земле сырой, Говорит старый солдат о своем командире. И дело здесь вовсе не в том, что Лермонтов забыл о социальных отношениях, что он идеализировал их. Достаточно вспомнить знаменитое стихотворение «Прощай, немытая Россия…», где социальное зло названо по имени и корни этого зла обнажены. Дело даже не в том, что перед лицом опасности забываются внутренние распри. У Лермонтова есть известная идеализация прошлого, но она коренится в иных причинах. Лермонтов разделял убеждение, что дворянство — срединный слой между царем, высшей властью и народом («Слуга царю, отец солдатам…»), но это почетное место дворянства раньше было обусловлено его личными достоинствами, а не богатством и знатностью, не внешними по отношению к личности причинами, а внутренним содержанием самой личности, ее исконно природными свойствами. Именно это определило единство духа всего русского народа в Бородинской битве, поскольку природные, личные достоинства

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: