На что он руку поднимал: сочинение

«На что он руку поднимал…» — сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

Пушкин и Лермонтов. Эти два имени стоят рядом в русской литературе. Они современники и вместе с тем — люди разных поколений. Пушкин — поэт эпохи расцвета передовой мысли, Лермонтов же сформировался как поэт в эпоху тирании и реакции, наступившей после восстания декабристов. И все же есть что-то, сближающее эти имена. Это люди, искренне тревожившиеся о судьбах Родины, люди-борцы, страстно любившие свободу и ненавидевшие рабство во всех его проявлениях, люди, ставшие гордостью и совестью своего народа.

Это люди похожей судьбы. Александр Сергеевич Пушкин. Это имя известно не только в нашей стране, но и во всем мире. Оно входит в нашу жизнь еще в детстве, входит, чтобы остаться навсегда. Стихотворения Пушкина обладают волшебством: нас волнуют образы и видения, слагаемые из слов, и мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.

Я в дальнем детстве речь России По книжке Пушкина учил. Мне в душу вольные, святые Мечты навеки он вселил. Пушкин — это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и мужество, простота и верность.

Читая Пушкина, мы учимся жить. 29 января 1837 года «;солнце нашей поэзии закатилось»;. Причиной смерти стала дуэль между ним и Дантесом. В Пушкина”стрелял и убил иностранец, явившийся «;к нам по воле рока»;. Дантес презирал наши нравы, язык, все русское. Для него не было ничего святого, основной целью жизни было получение чинов, наград, блистательный взлет карьеры. И разве мог он понять «;в сей миг кровавый, на что он руку поднимал»;? Стреляя в Пушкина, он стрелял в Поэзию, стрелял в Россию, стрелял в русский народ, стрелял во все живое и Прекрасное. Пушкин — гений поэтический, народный. Он был дан миру «;на то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт… «; С его именем связано развитие всей русской культуры XIX в. От Пушкина ведет отсчет современный русский литературный язык. Пушкин для России — это начало национального самосознания. Пушкин постоянно был с народом. Да почему был? Он и сейчас с нами. Он из тех, кто делает нас народом и возвышает нас как нацию. Ему не надо ни похвал, ни лести, Ему скучна тщеславья круговерть. Поэт во все века — невольник чести, За честь земли своей — идет на смерть. Исполнилось 164 года со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина. Но он не умер! Пушкин обрел бессмертие, в душе каждого из нас живут его удивительные строки, его безграничная любовь к Отчизне, вера в добро, красоту и справедливость. Мертвым оказался Дантес, а в его лице «;весь высший свет»;, который так жаждал смерти поэта. И все-таки есть нечто в этом мире, что несет возмездие за зло. Родная дочь Дантеса страдала душевной болезнью от сознания, что ее отец — убийца великого Пушкина. В суровые и скорбные дни прощания со своим национальным гением Россия услышала имя Лермонтова и запомнила его навсегда. Убийство на дуэли Пушкина глубоко потрясло и взволновало юного поэта: Погиб Поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой! Стихотворение «;Смерть Поэта»; написано пером острым, обличающим, оно наносит смертельные удары врагам великого поэта в лице консервативного круга вельмож, жадною толпой стоящих у трона. «;На что он руку поднимал!»; — негодует Лермонтов. Он, этот человек, который На ловлю счастья и чинов Заброшен к нам по воле рока. Мог ли он, «;подобный сотням беглецов»;, презиравший «;земли чужой язык и нравы»;, осмыслить, понять, на что он замахнулся? Гений России, ее свобода и слава оказались — в тот «;миг кровавый»; перед дулом пистолета. Но Лермонтов понимает, что Дантес явился лишь случайным исполнителем жестокого покушения на честь и совесть России. Он срывает маски лжи и лицемерия и называет всех виновных в смерти поэта: Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда — все молчи. Мятежные лермонтовские строки полны гнева и презрения не только к палачам гения, но и к мироустройству, их породившему. Чтобы написать такое стихотворение, нужно было иметь большую смелость. Лермонтов не побоялся последствий. Написав это стихотворение — обвинительный акт самодержавию, — он исполнил свой человеческий и гражданский долг. «;К несчастью слишком большой проницательности, — писал о нем Герцен, — он прибавил другое — смелость многое высказывать без прикрас и без пощады. Существа слабые, оскорбленные никогда не прощают такой искренности»;. Заключительные 16 строк стихотворения, где содержались слова «;И вы не смоете всей вашей черной кровью /Поэта праведную кровь!»;, были восприняты при дворе как «;призыв к революции»;. Лермонтов был арестован, началось политическое дело о «;непозволительных стихах»;. А в биографических записках о жизни и творческой деятельности Лермонтова обращает на себя внимание неприязненное отношение к нему царя Николая I. Известно, что поэт был неугоден государю, правителю, который несколько раз высылал его на Кавказ и который перед последней ссылкой Лермонтова с иронией пожелал ему «;счастливого пути»;. Предчувствовать и знать — эти понятия были для Лермонтова равнозначны. В стихотворении «;Не смейся над моей пророческой тоскою»;, которое во многом перекликается со «;Смертью Поэта»; — предчувствие, пророчество и собственной скорой гибели — в тех же условиях и по той же причине: …Я знал: удар судьбы меня не обойдет; Я знал, что голова, любимая тобою, С твоей груди на плаху перейдет; Я говорил тебе: ни счастия, ни славы Мне в мире не найти; настанет час кровавый, И я паду, и хитрая вражда С улыбкой очернит мой недоцветший гений; И я погибну без следа Моих надежд, моих мучений. Но я без страха жду довременный конец. Д

Читайте также:
Нравственные проблемы в романе М. Лермонтова Герой нашего времени: сочинение

На что он руку поднимал …

Пушкина и Лермонтов. Эти два имени стоят рядом в русской литературе. Они современники и вместе с тем — люди разных поколений. Пушкина — поэт эпохи расцвета передовой мысли, Лермонтов же сформировался как поэт в эпоху тирании и реакции, наступившей после восстания декабристов. И все же есть нечто, что сближает эти имена. Это люди, искренне тревожились о судьбе Родины, люди-борцы, страстно любили свободу и ненавидел рабство во всех его проявлениях, люди, ставшие гордостью и совестью своего народа. Это люди похожей судьбы. Александр Сергеевич Пушкин. Это имя известно не только в нашей стране, но и во всем мире. Оно входит в нашу жизнь еще в детстве, входит, чтобы остаться навсегда. Стихотворения Пушкина имеют волшебство: нас волнуют образы и видения, которые составляют из слов, и мы переживаем один из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.

Я в далеком детстве России По книжке Пушкина учил … Мне в душу вольные, святые Мечты навеки он вселил.

Пушкина — это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и мужество, простота и верность. Читая Пушкина, мы учимся жить 29 января 1837 “солнце нашей поэзии закатилось”. Причиной смерти стала дуэль между ним и Дантесом. У Пушкина стрелял и убил иностранец, появившийся “к нам по воле судьбы”. Дантес презирал наши нравы, язык, все русское. Для него не было ничего святого, основной целью жизни было получение чинов, наград, блестящий взлет карьеры. И разве мог он понять “в этот миг кровавый, на что он руку поднимал”? Стреляя в Пушкина, он стрелял в Поэзию, стрелял в Россию, стрелял в русский народ, стрелял во все живое и прекрасное.

Пушкина — гений поэтический, народный. Он был дан миру “на то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт …” С его именем связан развитие всей русской культуры XIX в. От Пушкина ведет отсчет современная русская литературная речь. Пушкина для России — это начало национального самосознания. Пушкина постоянно был с народом. Так почему был? Он и сейчас с нами. Он из тех, кто делает нас народом и поднимает нас как нации. Ему не надо ни похвал, ни лести, Ему скучна круговерть. Поэт во все века — невольник чести, За честь земли своей

Читайте также:
Лирика Лермонтова: сочинение

идет на смерть. Свершилось 164 года со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина. Но он не умер. Пушкина нашел бессмертие, в душе каждого из нас живут его удивительные строки, его безграничная любовь к Отчизне, добро, красоту и справедливость. Мертвым оказался Дантес, а в его лице “все выше свет”, так жаждал смерти поэта. И все же есть нечто в этом мире, что несет возмездие за зло. Родная дочь Дантеса страдала душевной болезнью от сознания, что ее отец — убийца великого Пушкина.

В суровые и скорбные дни прощания со своим национальным гением Роия услышала имя Лермонтова и запомнила его навсегда. Убийство на дуэли Пушкина глубоко потрясло и взволновало юного поэта:

? Погиб Поэт! — Невольник чести — пал, молва,? Со свинцом в груди и жаждой мести, поникнув гордой головой!

Стихотворение “Смерть Поэта” написано пером острым, оно наносит смертельные удары врагам великого поэта в лице консервативного круга вельмож, никакой толпой стоящих у трона.

“На что он руку поднимал!” — Возмущается Лермонтов. Он, этот человек, что

На ловлю счастья и чинов Запущенный к нам по воле судьбы. Мог ли он, “подобный сотен беглецов”, что пренебрегал “земли чужой язык и нравы”, осмыслить, понять, на что он замахнулся? Гений России, ее свобода и слава оказались в тот “момент кровавый” перед дулом пистолета. Но Лермонтов понимает, что Дантес явился лишь случайным исполнителем жестокого покушения на честь и совесть России. Он срывает маски лжи и лицемерия и называет всех виновных в смерти поэта: Вы, никакой толпой стоят у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитеся вы под закона, Пред вами суд и правда — все молчи! .. Мятежные строки полны гнева и презрения не только к палачам гения, но и к миру, их породивших. Чтобы написать такое стихотворение, нужно было иметь большую смелость. Лермонтов не побоялся последствий. Написав это стихотворение — обвинительный акт самодержавию, — он исполнил свой человеческий и гражданский долг. “К несчастью слишком большой проницательности, — писал о нем Герцен, — он добавил другое — смелость многое высказывать без прикрас и без пощады. Существа слабые, обиженные никогда не прощают такой искренности. Заключительные 16 строк стихотворения, где содержались слова “И вы не смоете всей вашей черной кровью / Поэта праведную кров1”, были восприняты при дворе как “призыв к революции”. Лермонтов был арестован, началась политическая дело о “непозволительная стихи”. А в биографических записках о жизни и творческой деятельности Лермонтова обращает на себя внимание неприязненное отношение к нему царя Николая I. Известно, что поэт был неугоден государю, правителю, что несколько раз высылал его на Кавказ и который перед последним ссылкой Лермонтова с иронией пожелал ему “счастливого пути”.

Предчувствовать и знать — эти понятия были для Лермонтова равнозначны. В стихотворении “Не смейся над моей пророческой то совершает”, что во многом перекликается с “Смертью Поэта” — предчувствие, пророчество и собственный скорой гибели — в тех же условиях и по той же причине:

.. Я знал: удар судьбы меня не обойдет;

Я знал, что голова, любимая тобою,

С твоей груди на плаху перейдет;

Я говорил тебе: ни счастья, ни славы

Мне в мире не найти; наступит час кровавый,

И я упаду, и хитрая вражда

С улыбкой очернят мой гений;

И я погибну без следа

Моих надежд, моих мучений.

Но я без страха жду конец.

Давно пора мне мир увидеть новый;

Пускай толпа растопчет мой венец:

Венец певца, венец терновый! ..

Пускай! Я им не дорожил.

15 июля 1841 поэт был убит на дуэли. Ему было неполных 27 лет. Смерть поэта — невосполнимая потеря для русской литературы. Современники Лермонтова восприняли ее как убийство. Поэт появился жертвами той общественной атмосферы, какой он был враждебен самим направлением и пафосом своего творчества. Творческая жизнь Лермонтова продолжалась всего 13 лет, но за это время он достиг вершин художественного мастерства и заняли одно из выдающихся мест в русской и мировой литературе.

Читайте также:
Моё отношение к личности М. Лермонтова: сочинение

И я погибну без следа

Моих надежд, моих мучений.

Но я без страха жду конец.

Давно пора мне мир увидеть новый;

Пускай толпа растопчет мой венец:

Венец певца, венец терновый! ..

Пускай! Я им не дорожил.

15 июля 1841 поэт был убит на дуэли. Ему было неполных 27 лет. Смерть поэта — невосполнимая потеря для русской литературы. Современники Лермонтова восприняли ее как убийство. Поэт появился жертвами той общественной атмосферы, какой он был враждебен самим направлением и пафосом своего творчества. Творческая жизнь Лермонтова продолжалась всего 13 лет, но за это время он достиг вершин художественного мастерства и заняли одно из выдающихся мест в русской и мировой литературе.

Сочинение: “На что он руку поднимал. “

Пушкин и Лермонтов. Эти два имени стоят рядом в русской литературе. Они современники и вместе с тем — люди разных поколений.

Пушкин — поэт эпохи расцвета передовой мысли, Лермонтов же сформировался как поэт в эпоху тирании и реакции, наступившей после восстания декабристов. И все же есть что-то, сближающее эти имена. Это люди, искренне тревожившиеся о судьбах Родины, люди-борцы, страстно любившие свободу и ненавидевшие рабство во всех его проявлениях, люди, ставшие гордостью и совестью своего народа. Это люди похожей судьбы. Александр Сергеевич Пушкин. Это имя известно не только в нашей стране, но и во всем мире. Оно входит в нашу жизнь еще в детстве, входит, чтобы остаться навсегда. Стихотворения Пушкина обладают волшебством: нас волнуют образы и видения, слагаемые из слов, и мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.

Я в дальнем детстве речь России

По книжке Пушкина учил.

Мне в душу вольные, святые

Мечты навеки он вселил.

Пушкин — это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и мужество, простота и верность. Читая Пушкина, мы учимся жить.

29 января 1837 года “солнце нашей поэзии закатилось”. Причиной смерти стала дуэль между ним и Дантесом. В Пушкина стрелял и убил иностранец, явившийся “к нам по воле рока”. Дантес презирал наши нравы, язык, все русское. Для него не было ничего святого, основной целью жизни было получение чинов, наград, блистательный взлет карьеры. И разве мог он понять “в сей миг кровавый, на что он руку поднимал”? Стреляя в Пушкина, он стрелял в Поэзию, стрелял в Россию, стрелял в русский народ, стрелял во все живое и прекрасное.

Пушкин — гений поэтический, народный. Он был дан миру “на то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт. ” С его именем связано развитие всей русской культуры XIX в. От Пушкина ведет отсчет современный русский литературный язык. Пушкин для России — это начало национального самосознания. Пушкин постоянно был с народом. Да почему был? Он и сейчас с нами. Он из тех, кто делает нас народом и возвышает нас как нацию.

Ему не надо ни похвал, ни лести,

Ему скучна тщеславья круговерть.

Поэт во все века — невольник чести,

За честь земли своей — идет на смерть.

Исполнилось 164 года со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина. Но он не умер! Пушкин обрел бессмертие, в душе каждого из нас живут его удивительные строки, его безграничная любовь к Отчизне, вера в добро, красоту и справедливость. Мертвым оказался Дантес, а в его лице “весь высший свет”, который так жаждал смерти поэта. И все-таки есть нечто в этом мире, что несет возмездие за зло. Родная дочь Дантеса страдала душевной болезнью от сознания, что ее отец — убийца великого Пушкина. В суровые и скорбные дни прощания со своим национальным гением Россия услышала имя Лермонтова и запомнила его навсегда.

Читайте также:
Поэт Лермонтова: сочинение

Убийство на дуэли Пушкина глубоко потрясло и взволновало юного поэта: Погиб Поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой! Стихотворение “Смерть Поэта” написано пером острым, обличающим, оно наносит смертельные удары врагам великого поэта в лице консервативного круга вельмож, жадною толпой стоящих у трона. “На что он руку поднимал!” — негодует Лермонтов. Он, этот человек, который На ловлю счастья и чинов Заброшен к нам по воле рока. Мог ли он, “подобный сотням беглецов”, презиравший “земли чужой язык и нравы”, осмыслить, понять, на что он замахнулся? Гений России, ее свобода и слава оказались в тот “миг кровавый” перед дулом пистолета.

Но Лермонтов понимает, что Дантес явился лишь случайным исполнителем жестокого покушения на честь и совесть России. Он срывает маски лжи и лицемерия и называет всех виновных в смерти поэта: Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда — все молчи.

Мятежные лермонтовские строки полны гнева и презрения не только к палачам гения, но и к мироустройству, их породившему. Чтобы написать такое стихотворение, нужно было иметь большую смелость. Лермонтов не побоялся последствий. Написав это стихотворение — обвинительный акт самодержавию, — он исполнил свой человеческий и гражданский долг. “К несчастью слишком большой проницательности, — писал о нем Герцен, — он прибавил другое — смелость многое высказывать без прикрас и без пощады. Существа слабые, оскорбленные никогда не прощают такой искренности”. Заключительные 16 строк стихотворения, где содержались слова “И вы не смоете всей вашей черной кровью /Поэта праведную кровь!”, были восприняты при дворе как “призыв к революции”. Лермонтов был арестован, началось политическое дело о “непозволительных стихах”.

А в биографических записках о жизни и творческой деятельности Лермонтова обращает на себя внимание неприязненное отношение к нему царя Николая I, Известно, что поэт был неугоден государю, правителю, который несколько раз высылал его на Кавказ и который перед последней ссылкой Лермонтова с иронией пожелал ему “счастливого пути”. Предчувствовать и знать — эти понятия были для Лермонтова равнозначны. В стихотворении “Не смейся над моей пророческой тоскою”, которое во многом перекликается со “Смертью Поэта” — предчувствие, пророчество и собственной скорой гибели — в тех же условиях и по той же причине:

. Я знал: удар судьбы меня не обойдет;

Я знал, что голова, любимая тобою,

С твоей груди на плаху перейдет;

Я говорил тебе: ни счастия, ни славы

Мне в мире не найти; настанет час кровавый,

Welcome

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ

“На что он руку поднимал. “

Пушкин и Лермонтов. Эти два имени стоят рядом в рус­ской литературе. Они современники и вместе с тем — люди разных поколений. Пушкин — поэт эпохи расцвета передо­вой мысли, Лермонтов же сформировался как поэт в эпоху тирании и реакции, наступившей после восстания декабри­стов. И все же есть что-то, сближающее эти имена. Это люди, искренне тревожившиеся о судьбах Родины, люди-борцы, стра­стно любившие свободу и ненавидевшие рабство во всех его проявлениях, люди, ставшие гордостью и совестью своего на­рода. Это люди похожей судьбы.

Александр Сергеевич Пушкин. Это имя известно не толь­ко в нашей стране, но и во всем мире. Оно входит в нашу жизнь еще в детстве, входит, чтобы остаться навсегда. Сти­хотворения Пушкина обладают волшебством: нас волнуют образы и видения, слагаемые из слов, и мы переживаем од­но из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.

Я в дальнем детстверечъ России По книжке Пушкина учил. Мне в душу вольные, святые Мечты навеки он вселил.

Пушкин — это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и мужество, простота и верность. Читая Пушкина, мы учимся жить.

Читайте также:
Герой нашего времени. Нравственно-психологоческий роман( его художественные особенности ).: сочинение

29 января 1837 года “солнце нашей поэзии закатилось”. Причиной смерти стала дуэль между ним и Дантесом. В Пушкина стрелял и убил иностранец, явившийся “к нам по воле рока”.

Дантес презирал наши нравы, язык, все русское. Для него не было ничего святого, основной целью жизни было полу­чение чинов, наград, блистательный взлет карьеры. И разве мог он понять “в сей миг кровавый, на что он руку подни­мал”? Стреляя в Пушкина, он стрелял в Поэзию, стрелял в Россию, стрелял в русский народ, стрелял во все живое и прекрасное.

Пушкин – гений поэтический, народный. Он был дан миру “на то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт. ” С его именем связано развитие всей русской культуры XIX в. От Пушкина ведет отсчет современный русский литературный язык.

Пушкин для России — это начало национального само­ сознания. Пушкин постоянно был с народом. Да почему был? Он и сейчас с нами. Он из тех, кто делает нас народом и возвышает нас как нацию.

Ему не надо ни похвал, ни лести, Ему скучна тщеславья круговерть.

Поэт во все века — невольник чести, За честь земли своей

Исполнилось 164 года со дня гибели Александра Сергее­вича Пушкина. Но он не умер! Пушкин обрел бессмертие, в душе каждого из нас живут его удивительные строки, его безграничная любовь к Отчизне, верав добро, красоту и спра­ ведливость. Мертвым оказался Дантес, а в его лице “весь высший свет”, который так жаждал смерти поэта. И все-таки есть нечто в этом мире, что несет возмездие за зло. Родная дочь Дантеса страдала душевной болезнью от сознания, что ее отец – убийца великого Пушкина.

В суровые и скорбные дни прощания со своим нацио­нальным гением Россия услышала имя Лермонтова и запом­нила его навсегда. Убийство на дуэли Пушкина глубоко по­трясло и взволновало юного поэта:

Погиб Поэт! – невольник чести -Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!

Стихотворение “Смерть Поэта” написано пером острым, обличающим, оно наносит смертельные удары врагам вели­ кого поэта в лице консервативного круга вельмож, жадною толпой стоящих у трона.

“На что он руку поднимал!” – негодует Лермонтов. Он, этот человек, который

На ловлю счастья и чинов Заброшен к нам по воле рока.

Мог ли он, “подобный сотням беглецов”, презиравший “земли чужой язык и нравы”, осмыслить, понять, на что он замахнулся?

Гений России, ее свобода и слава оказались в тот “миг кровавый” перед дулом пистолета. Но Лермонтов понимает, что Дантес явился лишь случайным исполнителем жестоко-

го покушения на честь и совесть России. Он срывает маски лжи и лицемерия и называет всех виновных в смерти поэта:

Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда — все молчи.

Мятежные лермонтовские строки полны гнева и презре­ния не только к палачам гения, но и к мироустройству, их породившему.

Чтобы написать такое стихотворение, нужно было иметь большую смелость. Лермонтов не побоялся последствий. На­писав это стихотворение – обвинительный акт самодержа­вию, – он исполнил свой человеческий и гражданский долг. “К несчастью слишком большой проницательности, — писал о нем Герцен, — он прибавил другое — смелость многое вы­сказывать без прикрас и без пощады. Существа слабые, ос­ корбленные никогда не прощают такой искренности”. За­ ключительные 16 строк стихотворения, где содержались сло­ва “И вы не смоете всей вашей черной кровью /Поэта правед­ную кровь1”, были восприняты при дворе как “призыв к рево­ люции”. Лермонтов был арестован, началось политическое дело о “непозволительных стихах”. А в биографических записках о жизни и творческой деятельности Лермонтова обращает на себя внимание неприязненное отношение к нему царя Нико­ лая I . Известно, что поэт был неугоден государю, правителю, который несколько раз высылал его на Кавказ и который перед последней ссылкой Лермонтова с иронией пожелал ему “счастливого пути”.

Читайте также:
Гражданские мотивы в лирике М. Лермонтова: сочинение

Предчувствовать и знать – эти понятия были для Лер­монтова равнозначны. В стихотворении “Не смейся над моей пророческой тоскою”, которое во многом перекликает­ ся со “Смертью Поэта” — предчувствие, пророчество и соб­ ственной скорой гибели – в тех же условиях и по той же причине:

..Я знал: удар судьбы меня не обойдет; Я знал, что голова, любимая тобою,

С твоей груди на плаху перейдет;

Я говорил тебе: ни счастия, ни славы

Мне в мире не найти; настанет час кровавый,

И я паду, и хитрая вражда

С улыбкой очернит мой недоцветший гений;

И я погибну без следа

Моих надежд, моих мучений.

Но я без страха жду довременный конец.

Давно пора мне мир увидеть новый;

Пускай толпа растопчет мой венец:

Венец певца, венец терновый.

Пускай! Я им не дорожил.

15 июля 1841 г. поэт был убит на дуэли. Ему было не­полных 27 лет. Смерть Лермонтова — невосполнимая утра­та для русской литературы. Современники Лермонтова вос­приняли ее как убийство. Поэт явился жертвой той обще­ ственной атмосферы, которой он был враждебен самим на­правлением и пафосом своего творчества. Творческая жизнь Лермонтова продолжалась всего 13 лет, но за это время он достиг вершин художественного мастерства и занял одно из выдающихся мест в русской и мировой литературе.

Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 110.

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 110.

Стихотворение Лермонтова “Молитва”, написанное в 1839 году, — это лирический монолог на христианскую тематику о силе молитвы. Полный и краткий анализ “Молитва” по плану поможет ознакомиться с идеей, проблемой и композицией произведения, что будет полезным при подготовке к уроку литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В минуту жизни трудную.

История создания – стихотворение написано в период знакомства Лермонтова с княгиней Щербатовой, которая оказала существенное влияние на его взгляды, литературные и духовные.

Тема – сила и роль молитвы в жизни человека.

Композиция – три строфы, объединённые лирическим монологом героя.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – трёх- и четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная, рифма мужская чередуется с дактилической.

Метафоры – “сила слов”, “теснится грусть”, “дышит святая прелесть”.

Эпитеты – “сила благодатная”, “слов живых”, “молитва чудная”, “святая прелесть”.

История создания

Стихотворение было написано в 1839 году, издано в 1842, после смерти поэта. В 1839–40 годах Лермонтов посещал салон Карамзиных, где, вероятнее всего, познакомился с молодой вдовой Марией Алексеевной Щербатовой. Княгиня была очень умна, образованна, красива. Восторженно относилась к творчеству поэта, была влюблена в него.

По словам друзей и родственников Лермонтова, он тоже любил княгиню, они были во многом похожи, могли бы составить чудесный союз. Однажды при встрече поэт посетовал на то, что его одолевает тоска, бывает тяжело на душе. На что молодая княгиня ответила, что в такие минуты нужно молиться, и уныние пройдёт. Поэт очень серьёзно относился к её словам, внял совету и написал чудесное стихотворение. Серьёзное влияние на его взгляды оказала эта удивительная женщина. Именно она отнесла в печать его стихотворение “Молитва” после смерти поэта.

Христианская тематика стихотворения дополнена душевными исканиями лирического героя. Это стихотворение о вере, о силе молитвы, о душевной гармонии и покое. Оно написано поэтом в зрелом возрасте, его принципы и жизненные позиции окончательно сформированы. В данном стихотворении лирический герой и сам автор представлены как одно лицо.

Поэт описал то самое блаженное состояние, которое известно только верующим людям. Это говорит о том, что на закате своей короткой жизни автор нашёл примирение с собой и с Богом. Чудесное стихотворение, написанное, как и молитва, простыми словами стало для автора своеобразной ступенькой в духовном становлении.

Идея: молитва обладает огромной силой, способной дать успокоение человеку в трудную минуту. Главная мысль: вера важна для человека, справиться с отчаянием, тревогой, тоской помогают простые слова молитвы, имеющие необыкновенную силу.

Читайте также:
Грушницкий: сочинение

Лирический герой делится своими душевными переживаниями, свойственными каждому человеку на определённом жизненном этапе. Его лекарство – искренняя молитва – спасает неизменно. Лермонтов вывел “золотой рецепт”, универсальное средство от душевной боли. Обращение к религиозной тематике в творчестве поэта нередко, однако на раннем этапе оно очень неоднозначно проявлялось в его стихах. В “Молитве” же чувствуется духовная зрелость и опыт самого автора.

Композиция

В первой строфе описано тяжёлое душевное состояние, знакомое каждому человеку: уныние, тоска, скорбь, тревога, отчаяние. Вторая строфа раскрывает сущность слов, обращённых к Богу, традиционно сложившиеся строки чудотворны и сильны. О какой именно молитве идёт речь в стихотворении, не указано. Но близость лирическому герою состояния покоя, чистоты, одухотворённости, наступающей после молитвы чувствуется в каждом стихе последней строфы: “И верится, и плачется, и так легко, легко…”.

Стихотворение написано в жанре лирического стихотворения. В нём самые сокровенные мысли и чувства лирического героя. Черты романтизма всё ещё присущи лермонтовскому стихотворению, однако он переосмысливает свой взгляд на религию, видит в ней спасение и покой. В первой строфе – мастерский ассонанс звука “у” придаёт звучанию оттенок церковного песнопения, лёгкости, тягучести.

Средства выразительности

Эпитеты – сила благодатная, слов живых, молитва чудная, святая прелесть делают звучание и восприятие стихотворения мягким, живым, образным. В небольшом по объёму стихотворении достаточно много тропов и других средств выразительности. Последние слова, описывающие состояние души, которая обрела радость и покой, звучат так загадочно благодаря повторению: “и так легко, легко…”

Метафоры: “ сила слов”, “теснится грусть”, “святая прелесть дышит… в них” . Последняя метафора особенно красива: автор наделяет слова молитвы душой, они живут и дышат, то есть это “живые” во всех смыслах слова.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» по плану

1. История создания

«Молитва» написана М.Ю. Лермонтовым в 1839 году.

Осень и зиму 1839-1840 гг. Лермонтов провёл в Петербурге. Он был уже популярен и его часто приглашали на вечера в светские салоны.

На одном из вечеров у Карамзиных он познакомился с Марией Алексеевной Щербатовой. Ему очень понравилась молодая и красивая вдова, поэт также произвёл на неё большое впечатление. Они часто и подолгу беседовали.

А.О. Смирнова-Россет вспоминала, как при ней Лермонтов пожаловался Щербатовой на тоску, которая охватывает его временами. В ответ Мария Алексеевна спросила, молится ли он в такие моменты, на что Лермонтов сказал, что забыл все молитвы. Щербатова тут же прочитала ему «Богородицу». Поэт отошёл, а к концу вечера преподнёс Марии Алексеевне стихотворение «Молитва».

Это произведение быстро обрело популярность, но опубликовано было уже после смерти автора. Белинский назвал его одним из наиболее значимых в творческом багаже поэта.

2. Литературное направление

Произведение романтического направления.

3. Род

По роду «Молитву» можно отнести к философской религиозной лирике.

4. Жанр

Жанровая принадлежность произведения – элегия.

Философское размышление представлено в форме монолога лирического героя.

5. Проблематика

Автор поднимает проблему одиночества человека в мире, непонимание личности окружающими людьми, в результате чего и возникает «минута жизни трудная», и не каждый в состоянии справиться с возникшими трудностями самостоятельно.

6. Тематика

Переживая состояние душевного кризиса, лирический герой обращается за помощью к Богу. Он молит о том, чтобы ему был ниспослан покой и утешение.

В стихотворении нет текста молитвы, но автор прекрасно описывает благотворное воздействие «созвучий слов живых» после которых ему «и верится, и плачется, и так легко, легко…».

У каждого человека случаются трудные периоды в жизни. Непонимание окружающих и одиночество усиливают отчаяние, печаль, смятение. Как справиться с этим тяжёлым грузом? В надежде обрести душевный покой лирический герой произведения обращается к молитве. В ней – «в созвучьи слов живых» – он обретает утешение.

7. Идея

Идея произведения – изображение сложного и противоречивого внутреннего мира лирического героя.

Современники отмечали, что у Лермонтова был нелёгкий характер. Он и сам признавал, что его характер позже служил причиной частых недопониманий в отношениях с другими людьми и приносил моральные страдания ему самому.

Читайте также:
Повесть Княжна Мери (Какая из повестей больше всего мне понравилась и почему?): сочинение

Тема одиночества, его размышления о жизни, желание найти понимание и облегчить своё душевное состояние нашли отражение и в других произведениях поэта.

8. Пафос

Эмоциональный фон произведения показывает широкий диапазон чувств лирического героя – от охватившей его тоскливой безысходности и трагического восприятия мира, до пробуждения в душе надежды и веры в лучшее в заключительных строчках.

9. Система образов

В произведении присутствует образ лирического героя, который в тяжёлый момент своей жизни обращается к образу высшей силы.

10. Центральные персонажи

В стихотворении всего одно действующее лицо – это лирический герой, который ведёт повествование от первого лица.

11. Лирический герой

Мы не знаем жизненных реалий лирического героя. Остаётся неизвестным, кто он, чем занимается, как живёт. Но, тем не менее, понимаем, что он может быть отождествлён с автором стихотворения и, в значительной степени, выражает его мысли.

Через своего лирического героя Лермонтов говорит читателям о своих жизненных трудностях.

12. Сюжет

В произведении нет выраженного сюжета и нет действия. Автор описывает лишь эмоциональное состояние своего героя, чья скорбь и печаль, вызванные неизвестными читателю обстоятельствами, побуждают его обратиться к Богу посредством молитвы.

13. Композиция

Стихотворение состоит их трёх строф.

В начале стихотворения лирический герой говорит о своей тоске и печальном состоянии духа. Вторая строфа дарит ему надежду, а в заключительной происходит метаморфоза – скорбь и тревога покидают лирического героя, печаль «с души как бремя скатится», ему становится легко.

14. Художественное своеобразие произведения

К особенностям этого произведения можно отнести то, что автор сумел передать суть молитвы, не называя её. Читатель не знает, какую именно молитву имел в виду автор, но в то же время ясно чувствуется торжественность момента обращения лирического героя к Богу. В частности этому способствует высокопарная лексика: «молитва чудная», «сила благодатная» и др.

Торжественность повествования усиливает также звукопись – в первой строфе множественное употребление слов со звуком «у» придаёт ей оттенок церковного звучания.

Произведение, являясь светским по написанию, – в нём не используется церковно-славянская лексика, – в то же время оно передаёт высокое религиозное чувство, охватившее лирического героя.

15. Размер, рифма, строфика

В стихотворении «Молитва» – двенадцать строк, три строфы.

Написано оно четырёх- и трёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой (АВАВ) с чередованием мужская – женская.

16. Средства художественной выразительности

Эпитеты: «сила благодатная», «слов живых», «молитва чудная», «святая прелесть».

Метафоры: «сила слов», «теснится грусть», «святая прелесть дышит… в них».

Удачно подобранная лексика позволяет следить за душевным настроением лирического героя – из состояния уныния «в минуту жизни трудную» он, посредством «слов живых», обретает состояние душевного покоя.

17. Значение произведения

Стихотворение «Молитва» можно назвать истоком религиозно-философской лирики. Эту традицию позже продолжили А. Блок и С. Есенин.

Написанное ясным и простым языком, «Молитва» стала поистине народным произведением. Почти на протяжении двух веков романс М. Глинки на слова Лермонтова пользовался огромной популярностью в самых разных слоях общества, он до сих пор находится в классическом репертуаре многих оперных певцов. Другие композиторы также писали свою музыку к этому произведению.

18. Актуальность

Стихотворение «Молитва» написано около двухсот лет назад, но по-прежнему актуально. Оно находит отклик в душе у многих людей, поскольку проблема преодоления тяжёлых жизненных ситуаций, состояния духовного и душевного кризиса – одна из основных во все времена.

19. Моё отношение

Мне нравится это стихотворение. Оно мелодично по звукописи и трогательно по содержанию, поскольку выражает настоящие, знакомые каждому чувства и написано прекрасным языком.

20. Чему учит

Произведение учит не замыкаться в себе в трудные минуты, когда «теснится в сердце грусть», а искать выход и уметь обращаться за помощью, искать «силу благодатную», которая поможет вернуть уверенность в себе и в своих силах.

“Молитва” – анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

Композиция и жанр стихотворения Лермонтова

Молитвой считается искреннее обращение верующего к Богу. Это веками закреплённая традиция православной церкви. Священные просьбы и покаяния сочинялись в древние времена христианскими подвижниками, признанными впоследствии святыми и отцами церкви. Молитвы зачитываются как в храме, так и в домашних условиях. Любой верующий человек в силах обратится к богу, отыскав у себя в сердце или душе необходимые слова.

Читайте также:
Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова: сочинение

Обращение к жанру молитвы

Молитвы никогда не читаются в присутствии других людей и тем более не обнародуются в печати. Однако в литературных произведениях существуют примеры того, как обращение к Богу становится определением необычного жанра поэзии, сохраняющего характерные черты молитвы. Зачастую такие стихи вышли из-под пера сильно верующих поэтов. К ним можно отнести список литературных деятелей:

  • И. С. Никитина.
  • А. К. Толстого.
  • Константина Романова.

В том, что М. Ю. Лермонтов обратился к этому жанру, наблюдается некая странность, учитывая то, что с его именем прочно связан дьявольский порыв в поэме «Демон». Этому произведению поэт посвятил практически всю свою творческую жизнь. Начал сочинять в 1829 г. и только в 1839 г. завершил последнюю восьмую версию. У Лермонтова существует множество стихотворений, посвящённых демоническому существу, или они частично сопряжены с этим образом.

Можно подумать, что великий поэт всю недолгую жизнь находился под дьявольским присмотром тёмного духа. В этом отношении русский лирик продолжает привычные традиции романтизма Западной Европы, в первую очередь Байрона, которому не были чужды демонические интонации.

Отречение от тёмных мыслей

Однако русская духовная тема тоже присутствует в поэзии Лермонтова. Его дебютное сочинение в форме молитвы появилось в одном году (1829 г.) с произведением «Мой демон». В его строках «И гордый демон не отстанет, пока живу я, от меня» явно отражены мысли юного поэта. В 1839 г. он написал ещё одну молитву и с демоном «разделался — стихами». Похоже, что в своих последних сочинениях М. Ю. Лермонтов как будто пытается при помощи лирики найти примирение с окружающим миром. Об этом говорит тот факт, что поэт дважды использовал жанр молитвы незадолго до своей кончины.

Ход мысли в стихотворении «Молитва» 1839 г. складывает его структуру как путь от чувства печали и сомнения через понимание «силы благодатной» священных фраз до примирения и глубокого душевного просветления. Скорее всего, структура этого произведения отражает порыв собственной души Лермонтова от скептицизма к уверованию и спокойствию, что явно характеризует последний период в жизни поэта.

Главные темы и замыслы

За пару лет до появления текста «Молитвы» 1839 г. было написано произведение «Когда волнуется желтеющая нива…», отражающее новизну идей в сочинениях поэта. В замысле покорности перед Господом выражен мотив примирения:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

«Молитва» (1839 г.) также содержит задумку отречения от бывших сомнений и скептицизма, приводящих Лермонтова к грустным мыслям. Если в стихах «Когда волнуется желтеющая нива…» это ощущение возникает при наблюдении за спокойной природой, то в «Молитве» внимание акцентируется на благотворной силе священного слова. Следовательно, в строках этого произведения тема веры и духовного озарения переплетена с вопросом слова. В этом и заключается основной подход поэта к творчеству, охарактеризованный в строках «из пламя и света рождённое слово».

Такая взаимосвязь зародилась неслучайно. Уже на ранних этапах творчества у Лермонтова появились две вдохновительницы: демоническая муза, приносящая сомнительность, скептицизм и приводящая к тоскливому состоянию, и духовная, хранящая в памяти «песни святые», о которых говорится в стихах «Ангел». В течение долгих лет шло противостояние добра и зла, но к моменту сотворения «Молитвы» развязка этой войны становится ясна.

Обращение к Богородице

Злой дух опасения отвергнут «С души как бремя катится, сомненье далеко…». Но на душе поэта не сразу стало светло. В начале стихотворения описывается особое расположение духа, проявленное во множестве других произведений. Это грусть, которая была больше похожа на отчаяние. Такое состояние являлось следствием отсутствия веры в возможность присутствия добра. В тот момент произносились иные слова. Например, в «Молитве» 1829 г.:

Читайте также:
«Песня про царя Ивана Васильевича» историческая поэма: сочинение

Не обвиняй меня, Всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя,

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен Я,

Боже, на тебе молюсь.

По сути, это были греховные песни, но у Лермонтова была возможность выразиться и по-другому. Например, обратиться к «тёплой заступнице мира холодного» в «Молитве» 1837 г. Такие строки пока не про Лермонтова. Он ещё побаивается молиться за свою пустую душу, обращаясь за советом к Богу, но он выступает с просьбой к Богоматери быть защитницей «девы невинной». А это уже напоминает веру постоянно находящегося в мольбах и страданиях народа.

Поэт довольно метко подчеркнул вечно живущую в душе русских людей идею, что защиту в нелёгкий час нужно искать у Божьей Матери, относящейся с пониманием ко всем людским невзгодам.

В строках «Молитвы» 1839 г. слышна интонация, характеризующая позднюю поэзию М. Ю. Лермонтова. Пронзающие сердце и в то же время приносящие умиротворение строки так похожи на истинную молитву простого народа. Слог этого произведения удивительным образом походит на церковное обращение к Богу. Слова льются искренне, прямо от сердца автора и воспринимаются как песня. Основная мысль стихотворения Лермонтова «Молитва» 1839 г. состоит в том, что при обращении к богу и очищается человеческая душа, трудные моменты в жизни переносятся намного легче.

Сила святого слова

Ключевский написал статью «Грусть», рассказывающую о творческой деятельности М. Ю. Лермонтова. Где автор старается доказать, что размер ритмичности и рисунок интонации поздних произведений поэта на самом деле стоит рядом с народной верой. Основную тональность стихов Ключевский определил словами «грусть-тоска» и рассматривал стихотворца в качестве первопроходца в новом ощущении мира, показанного в стихах поэта и соединяющего в себе основы романтики и православия.

Такие истинные основы национальной духовности также проявляются в обращении поэта к Божьей Матери наравне с народом. В стихотворении 1839 г. не показано, к кому именно обращается поэт, но его интонация больше походит на взывание к Святой Богородице. Основное внимание обращено на образ «созвучья слов живых», плавно переходящий в «молитву чудную».

В основном Лермонтов желает выразить замысловатое очарование и силу священных изречений. Как раз поэтому не столь важно, кому адресованы строки и о чём они. Намного важнее совсем иное — эффект, полученный после прочтения молитвы, которая исходит из недр груди страдальца. Поразительное внутреннее облегчение, освобождённое горестью раскаяния, стихотворец в итоге осознал только на закате своего существования.

Художественная специфика

Даже среди всех лермонтовских шедевров его третья по счёту «Молитва» удивляет поразительной гармонией и проникновенностью слога. Все творческие подходы использованы в стремлении отразить серьёзность человеческого чувства поклонения. При написании этих стихов Лермонтов прибегнул к:

  • словам для оценки эмоций (сомненье);
  • фразам («в минуту жизни трудную»);
  • философским эпитетам («сила благодатная»).

Также были использованы такие средства, как сравнение «С души как бремя скатится сомненье…» и метафора «И дышит непонятная, святая прелесть в них». При воплощении медлительного и напевного оттенка произведения автору помогли повторения («И так легко, легко. »), параллели («И верится, и плачется…») и рифмы на букву «у» («одну молитву чудную…»).

«Молитва» 1839 г. стала достойным произведением литературы, которое повествует о новом направлении в духовном состоянии Лермонтова. Она послужила ответом на все обвинения в демонизме и отсутствии веры. Наравне с другими подобными стихами «Молитва» показала обращение к народным истокам в поздней поэзии Лермонтова.

Отзывы

М. Ю. Лермонтов настоящий подражатель великого Байрона…

Михаил Юрьевич, несомненно, являлся человеком, который уже от рождения был близок к сверхчеловеку…

Нельзя подвергать сомнению то, что основной склад психики Лермонтова, причислял его к эгоцентричным натурам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: