Образ и характеристика Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Характеристика и образ Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение 9 класс

Образ Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова — это образ уставшего от жизни человека, который ищет радость и счастье в издевательствах, и моральными пытками над людьми.

Конечно, как человек этот герой не полностью отрицательный. В нем есть очень много светлых и теплых черт личности, только в силу привычки, да и в силу времени он гасит их, подавляет их разными способами.

Показательно, что Лермонтов специально делает своего героя военным. Если бы, например, Печорин был или сыщиком, или почтальоном, буря в его душе смотрелась бы попросту смешно.

А так он всегда ходит по самому краю. Всегда на передовой, и даже в моменты, когда смерть уже вот-вот схватит офицера, он не печалится. Если выражаться современным языком – ему как бы и все равно.

Но это не значит, что ему не нравится жить. Просто жизнь для него нечто мимолетное, и, если вдруг она закончится, ну и пусть. Именно поэтому, как кажется мне, он многими воспринимается как аморальный герой. Захотелось ему соблазнить чью-то жену – он ее берет и соблазняет. Плохо это или хорошо – вопрос вторичный. Во-первых, плохо для кого и хорошо для кого. А во-вторых, он по-человечески просто так устроен.

И это некая новая стадия “брать от жизни все”. Для того времени, в котором и происходит действие романа “Герой нашего времени”, минутка забавной тавтологии, сам архетип, сам вид такого человека был в новинку. Значит ли это, что все, повально все были Печоринами и жили именно такой жизнью? Да нет, не значит.

Ведь это была не массовая социальная волна людей, которым все равно на будущее, прошлое. Для них было важно существование одного временного промежутка – настоящего. Бесспорно, это был фантастический феномен, объяснить которые можно только теперь, и то не полностью. Но как по мне, огромную роль сыграл и сам роман, ибо теперь каждый третий стал Печорином. Как говорится, идиотами вдруг стало быть модно.

Лермонтов безусловно герой. Написать роман, создать фабулу, развить ее, причем не старым добрым вот вам начало, а вот вам конец, а создать мозаику, и чтобы читатель собирал этот пазл, как ему хочется. Но Печорина придумал не он. Он просто явил его миру, сделав из героя модный социальный тренд.

Вариант 2

М.Ю.Лермонтов в своем романе “Герой нашего времени” создал немало образов, но одним из самых ярких и неоднозначных героев произведения является главный герой, Григорий Печорин.

Печорин служит на Кавказе, он красив, умен, умеет находить общий язык с людьми и вообще достаточно легко понимает людей, может с легкостью манипулировать ими, не зависит от мнения окружающих. Первое знакомство с Григорием идет от лица Максима Максимыча. Так, мы узнаем, что главный герой украл девушку из родного аула. Она была нужна ему, так как была во внимании всех, чтобы потешить свое самолюбие. Печорин пробудил в Беле чувства, но, как только получил взаимность, она стала ему не нужна и вскоре погибла. Это изменило и сломило душу Григория, хоть и со стороны казалось, что он равнодушен к гибели девушки.

В целом, во всем образе Печорина присутствует двойственность: в одежде- помарканность, но черты аристократа, во внешности- брови темные, волосы светлые, добился – теряет интерес, страдает, но не показывает этого.

Григорий равнодушен ко всему, легко отпускает прошлое, бежит от себя. У него нет того места, куда бы он мог вернуться, он одинок, так как ведет дневник своих переживаний, ему некому довериться и высказаться. Печорин недоверчивый, замкнутый, не делает выводов, не анализирует свои поступки. Он постепенно умирает морально, как личность. При встрече с контрабандистами он показывает, что его привлекает свобода, он не боится умереть. В то же время в них он пытается найти близких себе людей,но не находит места ни с одними, ни с другими, так как он чужой везде.

В главе “Княжна Мери” постепенно раскрывается внутренний мир героя. Он завистливый, все действия совершаются от скуки, уверен в себе, искренен, когда теряет кого-то. Печорин добивается Мери только ради того, чтобы насолить Грушницкому, ударить по его самолюбию. ВО время дуэли он хладнокровен и доводит дело до конца. С Мери Григорий впервые выясняет отношения и хочет, чтоб она его забыла и возненавидела. В это время он теряет дорогого ему человека, Веру, осознает, что не в силах что-то изменить.

После встречи с фаталистом Печорин меняется на своих ошибках, переставая бездействовать.

Автор хотел выразить в Печорине образ его поколения, героя своего времени.

Сочинение Образ и характеристика Печорина

Книга «Герой нашего времени» была написана в 40-х годах 19 столетия во времена жестокой политической репрессии. Главным героем романа является Григорий Печорин.

Григорий Печорин – интеллигентный человек с критическим складом ума. Герой был не удовлетворен жизнью, и не видел пути обретения счастья. По сравнению с Онегиным, Печорин не плыл по течению жизни, а старался найти свой путь. Героя нельзя назвать отрицательным или положительным человеком. По отношению к другому человеку он был высокомерен и холоден, при этом герой не обладал инфантильностью и безвольностью. В молодом возрасте Печорин наслаждался жизнью и получал все при помощи денег. Вскоре такая жизнь ему надоела, и он пустился в свет. Хотя на тот момент Печорина раздражало внимание светских девушек, разговоры друзей и само общество.

Скука заставила героя изучать и читать книги, особенно научную литературу. Вскоре книги не приносили ему радости, и он решил уехать на Кавказ. На кавказской земле он познакомился с Беллой, которая очаровала его красотой. Печорин принял Бэллу за ангела, который пришел ему помочь. Чуть позже он понял, что она никак не отличается от тех светских девушек, а ее простосердечие и невежество стали его раздражать.

Печорин обладал противоречивым характером. Он считал, что его жизнь состоит из неудачных и грустных противоречий рассудка и сердца. Противоречивость влияет на мысли и поступки Григория. Автор полностью подчеркивает все странности героя от внутреннего до внешнего облика. Несмотря на возраст, Печорин обладал детской улыбкой. Герой отличался небрежной и ленивой походкой. Он имел крепкое здоровье и слабые нервы. Печорин скептически относился к людям. Печорин как разочарованный человек жил только опираясь на свое любопытство. В некотором смысле герой приносил только несчастье и сам счастья не имел. Он отрицал семейное счастье и любовь. При знакомстве с женщинами он был честолюбивым и тщеславным.

Читайте также:
Сочинение по повести «Белеет парус одинокий»: сочинение

Глубокие чувства он испытывал к Вере и боялся ее потерять. Герой оценивал и называл себя «нравственным калекой», которая потеряла свою хорошую половину души. Его внешние противоречия и поведения не давали Печорину жить полноценной жизнью.

В предисловии автор написал, что Печорин является портретов с пороками всех людей 19 столетия. Трагедия заключается в том, что такой человек не способен к великим жертвам на благо общества и ради своего счастья

Сочинение 4

Литература и история ходят за руку. Роман «Герой нашего времени» и его персонажи стали отражением условий жизни в России именно в то время. Роман был написан, когда свобода мыслей, слов, действий жестоко подавлялась. Были видны только потери, а внутри страны велась огромная работа. Лермонтов старался показать трагическую сторону существования и выживания в России. Проведена параллель между героями романа и настоящими людьми, которые должны были жить как в казарме. Показана ничтожность существования людей как личностей, какими бы талантливыми они ни были.

Повествование о главном герое Печорине ведется от нескольких лиц: сначала это рассказ от лица Максима Максимыча, он показывает свое отношение к персонажу. После это рассказ от лица автора, то есть самого Лермонтова, отношение его к герою. А затем это рассказ изнутри, из записей в дневнике. И это не случайно. Лермонтов хочет показать многогранность и разносторонность Печорина, а вместе с ним и всего русского общества. В Печорине борются 2 противоречия, как во внешности, так и в душе. Он молод, но можно заметить морщины, когда он смеется, его глаза не смеются.

Печорин умный и образованный человек, с широкими взглядами, культурой. Он не может сидеть на одном месте, его отличает стремление к действию, смена окружения. Каждый раз, когда пора бы остановиться, ему прискучивает его жизнь, и он снова пытается изменить ее. Но Печорин расходует свои силы на те действия, которые его недостойны: он похищает Бэлу, а после она ему неинтересна. Пытается разрушить деятельность контрабандистов, но никакой цели или выгоды не преследует. Добивается Мери, а после бросает ее наедине с разочарованиями. Ему плевать на чувства других героев. Он эгоист, но пытается себя оправдать.

Возможно, в другие времена его жизни, он был бы не таким героем, но сейчас не только он сам стал нравственным калекой, ему помогло стать таким окружение. Он научился ненавидеть, скрывать свои чувства, стал лжецом, лицемером. Он ломает судьбы, разбивает любовь и веру в него, Печорин – жертва общества.

Однако Лермонтов показал и историю любви героя. Веру он полюбил по-настоящему. И хотя между ними была преграда, ее муж, Печорин всеми силами добивался своего. И добился, ведь Вера тоже полюбила его. Она полюбила его такого, каким он являлся на самом деле. А взамен получила только страдания –, как и все, кто близко сходился с ним.

Слово «герой» имеет несколько значений. Никаких героических подвигов Печорин не совершал, а значит, Лермонтов хотел показать, что это всего лишь один персонаж. И этот один персонаж отразил всю суть общества того времени, молодых людей, которые не смогли найти себе применения в мире.

Вариант 5

Григорий Печорин это главный герой произведения «Герой нашего времени». Автором этого произведения является Михаил Юрьевич Лермонтов. Многие критики признали Печорина одним из самых интересных героев творчества Лермонтова. Печорин разрушает жизни других людей, но в это же время окружен уважением и любовью. У него невозможно выделить положительные или отрицательные стороны характера. Можно сказать, что это нейтральный герой. Но в это же время можно сказать, что это не так, так как он стоит в центре сюжета и все произведение построено вокруг него. Можно сделать вывод, что в нем есть и белые и черные качества.

Печорину около тридцати лет. Он молодой, красивый и подтянутый человек. Читателей привлекает тем, что вызывает доверие. Он только за здоровый образ жизни. Автор не раз подчеркивал его выносливость и производительность труда. Он мог без труда охотиться в лесу, проходя при этом много километров, и не уставать. Охоту он предпочитал одинокую. Он ходил на охоту, чтобы побыть наедине с самим с собой. С другими охотниками он не ходил, так как не любил охотничьи общества.

В русской литературе много образов похожих на образ Печорина. За многое время существования литературы была создана целая династия таких образов. Характеры у этих героев двухсторонние, то есть делятся на врожденные и приобретенные черты характера. Возможно, это и хотел показать автор в своем герои.

Лермонтов не хотел сделать своего героя единообразным со всех сторон. Его можно рассмотреть с разных точек зрения. Одним читателям он не нравится, а других наоборот восхищает. Но все-таки автор пытался выделить его внутренние противоречия. У него нет никакого соединения между чувством и мыслью. Всю свою энергию он тратит в впустую, а сколько бы он мог сделать добрых дел. Он думает только о себе и все его поступки эгоистичны. Они приносит только вред окружающим людям. Вот например он дружил с Максим Максимычем, а когда он стал ему не нужен, то он прервал отношения. А вот Грушницкого он даже убил, и это не доставило ему не какого дискомфорта. Лермонтов делает акцент и на психологическое состояние героя. Он так же ставит вопрос сущности и мировоззрении героя, о его поступках.

По-моему мнению автор смог идеально предать характер своего героя. Также он смог сопоставить все черты характера с сюжетной линией произведения. За свою литературную жизнь Лермонтов смог очень мало создать героев такого рода.

Образец 6

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – шедевр русской письменности. Автор создал немало занимательных образов в произведении, но главным героем является молодой дворянин Григорий Печорин.

Читайте также:
Герой нашего времени. Нравственно-психологоческий роман( его художественные особенности ).: сочинение

Печорин – человек молодых лет, уже успевший разочароваться в жизни и устать от светских встреч, внимания девушек и от своего существования в целом. Он не хочет плыть по течению жизни, а напротив, отчаянно пытается найти свою дорогу и место в жизни. Героя нельзя назвать положительным или отрицательным. Во взаимоотношениях с окружающими он, бесспорно, открывается читателю как жестокий, эгоистичный, властный и самолюбивый молодой человек. Но если разобраться с его внутренним мироощущением, то мы можем понять, что Печорин сам страдает от того, как живет.

Скука побудила в герое желание потешаться над слабостями других людей, унижать их и ставить ниже себя. Уставший от внимания светских барышень, он хочет ощутить на себе любовь простой девушки, даже дикарки. Но разочаровывается и в ней. По безответственности Григория девушка погибает. Герой рушит жизни всех окружающих его людей, даже не стараясь это сделать.

Опять же из-за скуки он заигрывает с невестой своего друга, молодого поэта Ленского. Ленский же оскорбляется и вызывает Печорина на дуэль. И вместо того, чтобы попросить прощения у друга за свое безнравственное поведение, Григорий соглашается на вызов и убивает приятеля.

Герой ломает судьбы многих девушек. Княжну Мери он с усердием добивается, а после оставляет ее наедине со своим разочарованием. Лишь только одну девушку, Веру, он любит по-настоящему. Но даже ей он принес страдания, впрочем, как и всем, с кем Печорину приходилось связывать свою жизнь.

Григорий оправдывает свое поведение временем, в котором живет. Он говорит, что общество испортило его, а он – всего лишь его жертва. Он научился лицемерить, лгать и эгоистично поступать по отношению к другим. Григорий – яркий представитель нравственно искалеченной дворянской молодежи.

Несмотря на то, что Печорин обладает большой душевной силой, он растрачивает ее совсем не там, где нужно. Он бы мог направить свой потенциал в правильное русло, но не знает, где его дорога. Лермонтов вложил в этого героя образ всех молодых людей, не нашедших себя в этом мире.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Печорина в романе Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Быстрая смена событий, большой объем информации, и всеобщая усталость дают о себе знать. Человек устает, стремится расслабиться и пытается убежать от реальности. Возможно, ли убежать от реальности?

Это национальная сказка со множеством понятий, относящих к турецким традициям. К примеру: сааз (музыкальный инструмент), кофейный дом, белоснежные минареты… Лермонтов не стилизовал эту историю под русскую сказку

Левша является заглавным героем одноименной повести Николая Семеновича Лескова, написанной им в 1881 году. На примере жизни Левши автор раскрывает проблему судьбы по-настоящему талантливого человека в России в те времена

Главным положительным героем повести, является кузнец Вакула, который был влюблен в юную красивую украинскую девушку Оксану. Без нее он не представлял своей жизни, она для него была смыслом жизни.

Экологических проблем сейчас в мире достаточно. Кажется даже, что их становится всё больше и больше! Тут и проблемы с озоновым слоем, и загрязнения в почве, и в воде

Печорин («Герой нашего времени»)

Образ Печорина, главного героя романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» — это собирательный образ молодого русского дворянина, которому скучно и нелегко жить в эпоху 1830-х годов, который не знает, куда ему следует применить свои силы и какова цель его жизни. Характеристика образа Печорина показывает не только типичность, но и уникальность личности этого героя.

Происхождение, род занятий, описание внешности

Григорий Александрович Печорин — молодой дворянин. Служит он офицером в действующей армии на Кавказе. Точный возраст Печорина не называется, понятно только, что ему ещё нет тридцати лет. По своему мировоззрению и психологическому развитию, этот герой значительно опережает физический возраст.

Печорин среднего роста, крепкого сложения (широкие плечи, тонкий стан), у него вьющиеся белокурые волосы и нежная кожа. Взгляд его тяжёлый, проницательный, глаза «не смеялись, когда он смеялся». Походка ленивая, руками он не размахивает, что является признаком скрытности характера.

Психологический портрет Печорина

Этот персонаж Лермонтова сплошь соткан из противоречий. С одной стороны, он холоден и всегда предпочитает действовать по воле здравого рассудка, с другой — эмоции и чувства нередко берут над ним контроль, что иногда даже его пугает. Противоречивость личности героя видна в том, что в непогоду он мог целый день охотиться, а в комнате, если пахнёт ветер, мог простудиться; один на один не боялся идти на кабана, но вздрагивал от стука ставни. Иногда Печорин молчал целый день, а иногда становился разговорчив.

Интересно, как он сам поясняет свой выбор закрыться от других людей и вечно прятать своё истинное лицо: когда-то он пытался быть искренним с другими, но окружающие не смогли постичь всей глубины его души. Тяжело переживая разрыв с обществом, Печорин начинает презирать людей, можно сказать, срабатывает его защитный механизм.

Герой находится не только в состоянии конфликта с другими, но и с самим собой: он постоянно, но тщётно ищет цель и смысл своей жизни. Из дневника Печорина видно, что этот человек склонен к самоанализу.

Воспитанный в богатой дворянской семье, он быстро разочаровался в светской жизни, ему стало скучно проводить время в различных увеселениях. Он хотел, чтобы его жизнь была деятельной, но занимается не полезными, а какими-то мелочными делами. Участие в Кавказской войне не приносит покоя его мятежной душе. Чувство собственной ненужности в конце романа вынуждает его совершить ряд абсурдных поступков. Поэтому можно утверждать, что Печорин — «лишний человек» в жизни русского общества.

Отношение Печорина к любви, дружбе, обществу

Печорин прекрасно разбирается в женской психологии: ему достаточно пары слов, чтобы понять, какая девушка находится перед ним. Он с лёгкостью заводит романы, но, опять-таки, движимый не любовью, а просто из-за скуки. Один раз в жизни Григорий Александрович всё-таки влюбился по-настоящему, но счастье с избранницей было невозможно: Вера — замужняя женщина.

Других девушек герой Лермонтова уже не может полюбить, относится к ним как к лёгкому развлечению. Считая их скучными и пустыми, он ещё больше уверяется в бессмысленности бытия и человеческого общения.

Читайте также:
Что же представляет собой роман «Герой нашего времени»: сочинение

Отношение Печорина к дружбе скептическое, так как он полагает, что один из друзей всегда бывает рабом другого. Поэтому герой предпочитает поддерживать с некоторыми людьми (например, с Грушницким и Вернером) не дружеские, а приятельские отношения.

Общество (например «водяное общество» в главе «Княжна Мери») Печорин не уважает. Он считает окружающих неумными, ограниченными людьми, и с его мнением можно согласиться, если вспомнить, как вела себя на балу в Пятигорске компания драгунского капитана (глава «Княжна Мери»).

Характер

Печорин — сложная, многогранная личность. Ему свойственны такие черты характера как хладнокровие, сильная воля, решительность, смелость. Это проявилось, например, в том, что он смог обезвредить пьяного казака, зарубившего Вулича (глава «Фаталист»).

Эгоизм Печорина проявляется в том, что он любит манипулировать людьми, преследуя свои цели. Например, стараясь получить Бэлу, дочь черкесского князя, Печорин коварно играл на чувствах Азамата, её младшего брата, который страстно желал, чтобы конь Казбича стал его конём. В итоге Азамат помог Печорину выкрасть Бэлу, а тот помог ему украсть коня.

Герой иногда эгоистично играет на чувствах других людей (например, княжны Мери, Грушницкого) просто потому, что ему скучно и захотелось развлечься.

У Печорина тонкая натура: он чувствует и природу, и психологическое состояние человека. О первом свидетельствует запись в его дневнике в начале главы «Княжна Мери», а о втором — то, что он прочёл на лице Вулича какую-то печать его близкой смерти (глава «Фаталист»).

Заключение

Есть мнение, что образ Печорина — это литературный аналог самого Лермонтова, хотя автор никак не комментировал вопросы достоверности романа. Печорин не простой персонаж, он крайне противоречив. Стремясь найти своё место в мире, он тратит много времени на рассуждения и философствования, совершает ряд опрометчивых поступков. Печорин — пример того, как человек, потерявший жизненные ориентиры и подвергшийся унынию, уже не может самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Характеристика Печорина показывает расхождение между богатым внутренним миром этого героя и его реальной жизнью.

По мнению некоторых литературных критиков, образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является типичным для русских людей 30-х годов 19 века. Тогда в обществе иногда проявлялось разочарование в самодержавии, и многие люди не могли найти смысл своей жизни, поэтому считали себя «лишними людьми».

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени»

Печорин – неоднозначная личность

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – образ неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не является. Многие его поступки достойны осуждения, но важно также понять мотивы его поведения, прежде чем выносить оценку. Автор назвал Печорина героем своего времени не потому, что рекомендовал на него равняться, и не потому, что хотел его высмеять. Он просто показал портрет типичного представителя того поколения – «лишнего человека» – для того, чтобы каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство.

Качества Печорина

Знание людей

Разве можно назвать плохим такое качество Печорина, как понимание психологии людей, мотивов их поступков? Другое дело, что использует он его не по назначению. Вместо того, чтобы творить добро, помогать окружающим, он играет ими, и игры эти, как правило, заканчиваются трагически. Именно такой конец получила история с горянкой Бэлой, выкрасть которую Печорин подговорил её брата. Добившись любви свободолюбивой девушки, он потерял к ней интерес, а вскоре Бэла пала жертвой мстительного Казбича.

Игра с княжной Мери тоже не привела ни к чему хорошему. Вмешательство Печорина в её отношения с Грушницким имело результатом разбитое сердце княжны и смерть на дуэли Грушницкого.

Умение анализировать

Блестящее умение анализировать Печорин демонстрирует в разговоре с доктором Вернером (глава «Княжна Мери»). Он совершенно точно логически вычисляет, что его персоной интересовалась княгиня Лиговская, а не её дочь Мери. «У вас большой дар соображения», – отмечает Вернер. Однако этот дар опять-таки не находит достойного применения. Печорин, возможно, мог бы делать научные открытия, но в изучении наук он разочаровался, потому что увидел, что в его обществе знания никому не нужны.

Независимость от мнения окружающих

Описание Печорина в романе «Герой нашего времени» даёт многим повод обвинить его в душевной чёрствости. Нехорошо, казалось бы, поступил он по отношению к старому приятелю Максиму Максимычу. Узнав, что его сослуживец, с которым они вместе съели не один пуд соли, остановился в том же городе, Печорин не поспешил встретиться с ним. Максим Максимыч был очень расстроен и обижен на него. Однако виноват Печорин, по сути, только в том, что не оправдал ожиданий старика. «Неужели я не тот же?» – напомнил он, всё-таки дружески приобняв Максим Максимыча. Действительно, Печорин никогда не пытается изобразить из себя того, кем не является, лишь бы угодить другим. Он предпочитает быть, а не казаться, всегда честен в проявлении своих чувств, и с этой точки зрения его поведение заслуживает всяческого одобрения. Ему также безразлично, что скажут о нём другие, – Печорин всегда поступает так, как считает нужным. В современных условиях такие качества были бы неоценимы и помогли бы ему быстро достичь своей цели, в полной мере реализовать себя.

Храбрость

Храбрость и бесстрашие – это свойства характера, благодаря которым можно было бы сказать «Печорин – герой нашего времени» без какой-либо двусмысленности. Они проявляются и на охоте (Максим Максимыч был свидетелем, как Печорин «ходил на кабана один на один»), и на дуэли (он не побоялся стреляться с Грушницким на заведомо проигрышных для него условиях), и в ситуации, когда нужно было усмирить разбушевавшегося пьяного казака (глава «Фаталист»).

Самолюбие

Печорина нельзя назвать тщеславным, падким до похвал, но он достаточно самолюбив. Его очень сильно задевает, если женщина не считает его лучшим и отдаёт предпочтение другому. И он всеми силами, любыми способами стремится завоевать её внимание. Так произошло в ситуации с княжной Мери, которой сначала понравился Грушницкий. Из анализа Печорина, который он сам же делает в своём журнале, следует, что ему важно было не столько добиться любви этой девушки, сколько отбить её у конкурента. «Признаюсь ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть… вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, вряд ли, говорю, найдется такой молодой человек (разумеется, живший в большом свете и привыкший баловать своё самолюбие), который бы не был этим поражен неприятно».

Читайте также:
Бородино М. Ю. Лермонтова (Сочинение-раздумье): сочинение

Печорин любит во всём добиваться победы. Ему удалось переключить интерес Мери на собственную персону, сделать своей любовницей гордую Бэлу, добиться от Веры тайного свидания, переиграть Грушницкого на дуэли. Будь у него достойное дело, это стремление быть первым позволило бы ему достичь огромных успехов. Но ему приходится давать выход своим лидерским задаткам таким странным и разрушительным образом.

Эгоизм

В сочинении на тему «Печорин – герой нашего времени» нельзя не сказать и о такой черте его характера, как эгоизм. Он не очень печётся о чувствах и судьбах других людей, ставших заложниками его капризов, для него имеет значение лишь удовлетворение собственных потребностей. Печорин не пощадил даже Веру – единственную женщину, которую, как он считал, действительно любил. Он подставил её репутацию под удар, побывав у неё ночью в отсутствие мужа. Яркой иллюстрацией его пренебрежительного, эгоистичного отношения является загнанный им любимый конь, так и не сумевший догнать карету с уехавшей Верой. По дороге в Ессентуки Печорин увидел, что «вместо седла на спине его сидели два ворона». Более того, Печорин иногда наслаждается страданиями других. Он представляет, как Мери после его непонятного поведения «проведёт ночь без сна и будет плакать», и эта мысль доставляет ему «необъятное наслаждение». «Есть минуты, когда я понимаю Вампира…» – признаётся он.

Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств

Но можно ли назвать это дурное свойство характера врождённым? Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Вот что сам он поведал княжне Мери: «…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой».

Оказавшись в окружении, не соответствующем его внутренней сущности, Печорин вынужден ломать себя, становиться тем, кем не является на самом деле. Вот откуда эта внутренняя противоречивость, которая наложила отпечаток и на его внешность. Автор романа рисует портрет Печорина: смех при несмеющихся глазах, дерзкий и одновременно равнодушно-спокойный взгляд, прямой стан, обмякший, как у бальзаковской барышни, когда он сел на скамью, и другие «нестыковки».

Печорин и сам осознаёт, что производит неоднозначное впечатление: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». А правда в том, что под влиянием внешних обстоятельств его личность претерпела настолько сложные и уродливые деформации, что отделить в ней плохое от хорошего, настоящее от ложного уже невозможно.

В романе «Герой нашего времени» образ Печорина является нравственным, психологическим портретом целого поколения. Сколько его представителей, не найдя в окружающих отклика «души прекрасным порывам», были вынуждены приспособиться, стать такими же, как все вокруг, или – погибнуть. Автор романа Михаил Лермонтов, чья жизнь оборвалась трагически и преждевременно, был одним из них.

Печорин

Печорин – главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Один из самых известных персонажей русской классики, чье имя стало нарицательным. В статье приведена информация о персонаже из произведения, цитатная характеристика.

Полное имя

Григорий Александрович Печорин.

Его звали… Григорием Александровичем Печориным. Славный был малый

Возраст

На момент первой встречи с Максимом Максимычем около 25.

Раз, осенью, пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти

Отношение к другим персонажам

Печорин почти ко всем окружающим относился пренебрежительно. Исключение составляют только доктор Вернер, которого Печорин считал равным себе, и женские персонажи, которые вызывали в нем какие-нибудь чувства.

Внешность Печорина

Молодой человек лет двадцати пяти. Яркая особенность — никогда не смеющиеся глаза.

Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, – верный признак некоторой скрытности характера. Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. У него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском. То был блеск стали, ослепительный, но холодный; взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен. Вообще он был очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским.

Социальный статус

Офицер, сосланный на Кавказ за какую-то нехорошую историю, возможно дуэль.

Раз, осенью, пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер

Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казенной надобности

Читайте также:
Лирика М. Лермонтова в моем восприятии: сочинение

Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру

я сказал ваше имя… Оно было ей известно. Кажется, ваша история там наделала много шума…

При этом Печорин обеспеченный аристократ из Петербурга.

крепкое сложение … не побежденное ни развратом столичной жизни

да притом у меня есть лакеи и деньги!

они на меня посмотрели с нежным любопытством: петербургский покрой сюртука ввел их в заблуждение

Я ей заметил, что, верно, она вас встречала в Петербурге, где-нибудь в свете…

пустая дорожная коляска; ее легкий ход, удобное устройство и щегольской вид имели какой-то заграничный отпечаток.

Дальнейшая судьба

Умер, возвращаясь из Персии.

Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер.

Личность Печорина

Сказать, что Печорин — необычный человек — это ничего не сказать. В нем переплетаются ум, знание людей, предельная честность к себе и неумение найти цель в жизни и низкая нравственность. Из-за этих качеств он постоянно попадает в трагичные ситуации. Его дневник поражает искренностью оценки своих поступков и желаний.

Печорин о себе

Сам Печорин отзывается о себе как о несчастном человеке, который не может уйти от скуки.

у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, – но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто… Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно… Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою… Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, – только мне с нею скучно… Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь – только не в Европу, избави боже! – поеду в Америку, в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог».

О своем воспитании

Печорин винит своем поведении неправильное воспитание в детстве, непризнание его истинных добродетельных начал.

Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, – тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна – пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало.

О страсти и удовольствии

Печорин часто философствует, в частности, о мотивах поступков, страстях и истинных ценностях.

А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше неспособен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, – не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви. Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить ее к действительности: идеи – создания органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара. Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы; полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов; душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так должно; она знает, что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит; она проникается своей собственной жизнью, – лелеет и наказывает себя, как любимого ребенка. Только в этом высшем состоянии самопознания человек может оценить правосудие божие.

О роковом предназначении

Печорин знает, что приносит людям несчастья. Даже считает себя палачом:

Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья – и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся – мечта исчезает… остается удвоенный голод и отчаяние!

Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!

Читайте также:
Основной конфликт Песни про купца Калашникова М. Ю. Лермонтова: сочинение

О женщинах

Не обходит нелестной стороной Печорин и женщин, их логику и чувства. Становится ясно, что женщин с сильным характером он сторонится в угоду своим слабостям, ведь такие не способны простить ему равнодушие и душевную скупость, понять и полюбить его.

Как быть? у меня есть предчувствие… Знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить или нет….

Чего женщина не сделает, чтоб огорчить соперницу! Я помню, одна меня полюбила за то, что я любил другую. Нет ничего парадоксальнее женского ума; женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои предупреждения, очень оригинален; чтоб выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своем все школьные правила логики.

Надо признаться, что я точно не люблю женщин с характером: их ли это дело. Правда, теперь вспомнил: один раз, один только раз я любил женщину с твердой волей, которую никогда не мог победить… Мы расстались врагами, — и то, может быть, если б я ее встретил пятью годами позже, мы расстались бы иначе…

О страхе жениться

При этом Печорин честно признается себе, что боится жениться. Даже находит причину этого — в детстве гадалка предсказала ему смерть от злой жены

Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе. Другой бы на моем месте предложил княжне son coeur et sa fortune; но надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, – прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? что мне в ней. куда я себя готовлю? чего я жду от будущего. Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие… Ведь есть люди, которые безотчетно боятся пауков, тараканов, мышей… Признаться ли. Когда я был еще ребенком, одна старуха гадала про меня моей матери; она мне предсказала мне смерть от злой жены; это меня тогда глубоко поразило; в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе… Между тем что-то мне говорит, что ее предсказание сбудется; по крайней мере буду стараться, чтоб оно сбылось как можно позже.

О врагах

Врагов Печорин не боится и даже радуется, когда они есть.

Очень рад; я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание их хитростей и замыслов, – вот что я называю жизнью.

о дружбе

По признанию самого Печорина, дружить он не может:

я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!

О неполноценных людях

Плохо Печорин отзывается об инвалидах, видя в них неполноценность души.

Но что делать? я часто склонен к предубеждениям… Признаюсь, я имею сильное предубеждение против всех слепых, кривых, глухих, немых, безногих, безруких, горбатых и проч. Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое-нибудь чувство.

О фатализме

Сложно точно сказать, верит ли Печорин в судьбу. Скорее всего не верит и даже спорил об этом с Вуличем. Однако, в тот же вечер решил сам испытать судьбу и чуть не погиб. Печорин азартен и готов проститься с жизнью, он проверяет себя на прочность. Его решимость и непоколебимость даже перед лицом смертельной опасности поражают.

Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!

После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает наверное, убежден ли он в чем или нет. и как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка.

Читайте также:
Что же представляет собой роман «Герой нашего времени»: сочинение

В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу.

Выстрел раздался у меня над самым ухом, пуля сорвала эполет

О смерти

Печорин не боится смерти. По словам героя, все возможное в этой жизни он уже видел и испытывал в мечтах и грезах, а теперь скитается бесцельно, потратив на фантазии самые лучшие качества своей души.

Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова… прощайте.

И, может быть, я завтра умру. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!

У Печорина страсть к быстрой езде

Несмотря на все внутренние противоречия и странности характера, Печорин способен по-настоящему наслаждаться природой и силой стихии, он, как и М.Ю. Лермонтов влюблен в горные пейзажи и ищет в них спасения от своего беспокойного ума

Возвратясь домой, я сел верхом и поскакал в степь; я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве, против пустынного ветра; с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее. Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума. Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем, при виде голубого неба или внимая шуму потока, падающего с утеса на утес.

Статьи в тему:

  • Максим Максимыч
  • Бэла
  • Казбич
  • Азамат
  • княжна Мери
  • Вера
  • Грушницкий
  • Доктор Вернер
  • Вулич

Пожалуйста, поддержите этот проект, расказав о нем друзьям:

Зримость описаний в повести Катаева «Белеет парус одинокий»

Как же писатель достигает такой пластичности, вещественности и зримости описаний? Сразу же оговоримся: каждый писатель достигает их по-своему, своими, ему одному присущими средствами. Универсального рецепта нет и быть не может. Манеру Катаева не спутаешь, скажем, с манерой Юрия Олеши. В заинтересовавшем их предмете оба они открывают поистине неиссякаемые возможности для наблюдений. Стоит только повнимательней в предмет вглядеться. Но Олеша любит яркие, праздничные краски, причудливые эпитеты и метафоры. Его пластические, всегда поражающие своей точностью описания – сказочно-прекрасны. И не только в романе-сказке «Три Толстяка».

Он волшебно преображает все, к чему прикоснется. Букет душистой герани, очутившись в руках писателя, превращается в удивительную ношу; Сколько ассоциаций вызывают эти полурассыпавшиеся на ладони ветки с танцующими на них цветами. Даже не цветами, а хороводом девушек в развевающихся синих, красных, бледно-голубых, белых и почти что в горошинку юбках. Или вот еще пример. В книге «Ни дня без строчки», откуда позаимствована предыдущая цитата, в разделе, озаглавленном «Сказочный перекресток», есть страничка с описанием покупки земляничного торта. Не велико как будто бы событие! Но маленькая кондитерская в тихом, немноголюдном переулке и приобретенный здесь торт становятся как бы участниками прекрасной игры, персонажами волшебной сказки. А три девушки-продавщицы, хотя и носят вполне прозаические имена Зина, Нюра, Лиза, невольно заставляют вспомнить прелестных зеленых змеек из фантастической повести немецкого писателя Гофмана «Золотой горшок». В живописных картинах «Паруса» Валентин Катаев в не меньшей степени, чем Юрий Олеша, маг и сказочник. Но поэзия открывается для него не в сказочном, волшебном преображении вещей, а в самих этих вещах, в их пропорциях, в соразмерности частей, в сочетании красок. Для каждой вещи Катаев ищет такие определения, которые помогают сделать его описание наглядным, достоверным.

Читайте также:
Музыка сердца в лирике М. Ю. Лермонтова: сочинение

Итак, первое условие, хотя, быть может, и не самое главное: конкретность, доскональность.

В беседе с корреспондентом «Литературной газеты» Катаев сам однажды говорил, что писателю необходимо досконально знать то, о чем он пишет, уметь назвать каждую вещь. «Как, например, называется вот эта штучка? – Валентин Петрович подходит к двери и показывает на личинку, закрывающую замочную скважину.- Черт ее знает, как она называется! А ведь это пустяк по сравнению со всем тем, куда более значительным, названия чего мы, писатели, знать не знаем… Но, может быть,- иронически добавлял Катаев,- знать такие названия не обязательно и писать о них не стоит? Нехудожественно! И появляются на бумаге общие, стертые, зато всегда готовые к услугам слова: «Дверь со скрипом отворилась». Вот теперь художественно!»

Беда многих начинающих, но уже вполне самонадеянных литераторов в том-то как раз и состоит, что, не зная, не представляя себе досконально предмет, о котором им предстоит писать, не умея назвать каждую «штучку» по имени-отчеству, они тем не менее хватаются за перо. Однако изображение, которому недостает точности, не может быть впечатляющим. Это в равной мере относится и к описанию грозы и, скажем, машинного отделения парохода «Тургенев», на палубе которого из Аккермана в Одессу плывет Петя Бачей. Всего-то десяток строк заняло в «Парусе» описание работы машины, но для того, чтобы мы смогли почувствовать, почему эта устаревшая, никуда не годная машина (как и устарел, даже по тому времени, неуклюжий пароход «Тургенев») все же поражала Петю своей невероятной, сокрушительной силой, надо было назвать по имени не только каждую деталь механизма, но и показать, как внушительно взаимодействуют друг с другом стальные шатуны, облитые тугим зеленым маслом, и поршни

Раскройте наугад любую страницу повести Валентина Катаева, и вы без труда убедитесь, что писатель одинаково точен и в описании машинного отделения парохода «Тургенев»; и старого дилижанса, который, гремя подвязанным ведром, выезжает в открытую на много верст кругом бессарабскую степь; и кривой морды усатого шпика; и парусинового пылевика, путешествующего на пароходе бессарабского помещика; и всевозможных сортов винограда… Да мало ли что еще! Разве все перечислишь в этой книге, поражающей богатством подробностей и нас, читателей, приучающей видеть жизнь не плоскостно, не обедненно, а во всей красоте и интенсивности ее красок. Условимся, однако, что точность и доскональность – это много, очень много, но далеко не все. Верно, что плохой, небрежный писатель, как правило, небрежен и неточен в своих описаниях. Но вот другой вопрос: разве в книге хорошего писателя точно названная и верно описанная деталь стала бы художественной деталью, если бы писатель не одушевил ее, не окинул влюбленным и острым взглядом и, как говорит Катаев, не сумел открыть самую душу вещи или явления, добраться до чистой воды, почувствовать присутствие поэзии в самых простых вещах?

Задержимся на этом утверждении. Вот из окна дилижанса Петя любуется нескончаемыми виноградниками:

•«Крупный светло-зеленый «чаус» с мутными косточками, видневшимися сквозь толстую кожу, висел длинными пирамидальными гроздьями по два, по три фунта. Опытный глаз не спутал бы его, например, с «дамскими пальчиками», тоже светло-зелеными, но более продолговатыми и глянцевитыми.

Нежная лечебная «шашла» почти ничем не отличалась от «розового муската», но какая была между ними разница! Круглые ягодки «шашлы», сжатые в маленькую изящную кисть до того тесно, что теряли форму и делались почти кубиками, ярко отражали в своих мед-но-розовых пузырьках солнце, в то время как ягодки «розового муската» были покрыты мутной аметистовой пыльцой и солнца не отражали». Такое описание само по себе достаточно точно. Человек, не сведущий в сортах винограда, сможет теперь по светло-зеленой коже и мутным косточкам распознать и «чаус», и «дамские пальчики», у которых кожа нежнее, а ягоды более продолговатой формы, и т. д. Но, кроме того, это описание еще и пластическое, живописное, сделанное художником, который видит столько прекрасных и для равнодушного глаза неуловимых, недоступных различий в прозрачной, зрелой красоте разных сортов винограда.

Живописное слово Катаева внушает и нам, читателям, вкус к жизни, дает урок чистейшей поэзии. Я уверен, что, прочитав поэтические строчки «Паруса», вы теперь сами, беря в руки кисть винограда, заметите то, что, быть может, никогда раньше не замечали: как отражается в медно-розовых пузырьках «шашлы» солнце, и как просвечивают сквозь светло-зеленую кожу «чауса» мутные косточки, и как хороша в своей особой, неповторимой красоте иссиня-черная «изабелла» и в своей – розовый «мускат».

Здесь мы коснулись одной из самых привлекательных особенностей катаевского дарования. И в этой связи, наверное, пришло время сказать, что Катаев никогда не был живописцем природы, и только природы. Жанристом, и только жанристом. Щедрые эти наблюдения существуют в его книге не изолированно, не сами по себе, как красивые иллюстрации, которые, конечно, украшают повесть, но, по совести говоря, и без них тоже спокойно можно было обойтись. Нет, самым прямым и непосредственным образом и степь, и пляж, и море входят в повествование, становятся органичной частью сюжета.

Повесть “Белеет парус одинокий” главная мысль, чему учит, отзыв какие?

Катаев “Белеет парус одинокий” главная мысль?

Катаев “Белеет парус одинокий” основная мысль?

Валентин Катаев “Белеет парус одинокий” главная мысль?

Катаев “Белеет парус одинокий” тема идея?

Катаев “Белеет парус одинокий” чему учит?

Валентин Катаев “Белеет парус одинокий” чему учит книга?

Катаев “Белеет парус одинокий” отзывы?

Катаев “Белеет парус одинокий” отзыв для читательского дневника?

“Белеет парус одинокий” Катаев отзывы?

Катаев “Белеет парус одинокий” отзывы для читательского дневника?

“Белеет парус одинокий” – интересная и увлекательная повесть Валентина Катаева, которая написана, в первую очередь, для детей, хотя могут читать ее взрослые тоже.

Главные ее герои – это Петя Бачей, старший из сыновей одесского учителя, а также Гаврик, мальчик девяти лет, который живет с дедушкой-рыбаком на берегу моря в бедной хибакре. Несмотря на разную жизнь, ребята очень дружат. Беззаботно протекает детство Пети, который летом отдыхает на даче с отцом и братом. То ли дело Гаврик, вынужденный познать, что значит сводить концы с концами, по чем фунт лиха, который мыслит по-взрослому, помогает дедушке во всем, носит на базар рыбу продавать.

Читайте также:
Основной конфликт Песни про купца Калашникова М. Ю. Лермонтова: сочинение

Петя и Гаврик – счастливые дети.

Главная мысль в том, что надо быть самим собой, быть прямым и честным, правильно понимать жизнь, делать выводы. Когда становится трудно, то на подвиги способны даже дети. Так, Гаврик осознает, что от него зависит жизнь Родиона Жукова, поэтому идет к брату Терентию поговорить о судьбе этого человека, успевает предупредить, когда хибарка окружена, что надо “тикать”. Паренек ничего не рассказывает Пете, идя с приятелем на Ближние Мельницы, хотя ему очень хочется поговорить о приключившихся событиях и матросе, но Гаврик понимает, что от него зависит чья-то жизнь, он умеет промолчать, понять ответственность ситуации, не сказав лишнего даже самому близкому другу, потому что иногда лучше не знать никому больше, чем надо. Петя не менее бесстрашен, чем друг. Когда приятели пробираются по перекрытым полицейскими улицам Одессы, то Петя понимает, что в его ранце отнюдь не “ушки”, а патроны. Он все равно продолжает делать общее дело, помогает отстреливающимся рабочим с другом, не бросает его, хотя страшно.

Еще смысл в том, что нужно ценить дружбу, уметь уступать, не обижаться лишний раз, как Петя, который понимает своего друга и поэтому не обижается на него. Петя и Гаврик делят и радости, и грусть.

Главная мысль в том, что надо жить и радоваться, замечать вокруг себя все необыкновенные явления, как умеют радоваться главные герои повести, обожая море и его шум, пение сверчков, замечая красоту вокруг, прелесть солнца, гул, с которым капли падают в колодце, как красиво наливается виноград, какие разные бывают его сорта и много других вещей.

Также, смысл в том, чтобы видеть жизнь, какая она есть. Петя в определенный момент отдает отсчет, что жизнь это не только счастье и радости, а в ней есть события, которые омрачают трагически.

Повесть учит быть ответственным за себя и за других, чутким, преданным другом, ценить светлые моменты в жизни. Надо уметь остановиться, когда овладеет азарт, как это было с Петей. Мальчик совершает ряд нехороших поступков (берет деньги с комода и обвиняет работницу Дуню, крадет мелочь из копилки брата), но потом азарт проходит, на первый план выходят другие чувства. Уметь быть серьезным, когда речь идет об учебе. Сначала Петя умеет только двойки получать, но он наверняка исправится. Повесть учит быть внимательными по отношению к тем, кто вокруг, уметь помочь, сочувствовать.

Отзыв повесть “Белеет парус одинокий” легко читается. Это яркое, доброе произведение, в котором реалистично описывается жизнь одесских мальчиков Пети и Гаврика, их беззаботная жизнь, детство. Совершенно особенный образ моря, какое оно красивое, серебрящееся от солнечных лучей поблизости, такое темное вдалеке. Море – это источник вдохновения, радости, это источник жизни для рыбака и его семьи, источник, чтобы прокормиться. Море прекрасно, так и хочется представить на нем белый парусник, смелый и отважный, который ищет приключений. На этой ноте завершается повествование, как видится парусник вдалеке.

Катаев “Белеет парус одинокий” чем понравилось? Это необыкновенное произведение, оно учит мечтать, нравится своей простотой и искренностью.

Произведение написано одесским автором, Одесса занимает особенное место в повести Валентина Катаева. Это не просто город на побережье Черного моря и порт, место действия событий и фон, но это отдельный лирический герой со своим характером и настроением. Особенное место занимают картины с описанием природы, моря, прекрасных пейзажей, отношение к окружающему мальчиков.

Сайт учителя русского языка Гвоздиковой Елены Ивановны — Подготовка к сочинению «Петя и Гаврик (по книге В. Катаева «Белеет парус одинокий»)»

Подготовка к сочинению «Петя и Гаврик»

(по книге В. Катаева «Белеет парус одинокий»)

На уроке вы обобщите знания о повести Валентина Петровича Катаева «Белеет парус одинокий» и напишите сочинение.

Вспомните, что вам известно о Пете и о Гаврике из прочитанных глав. Вы составляли литературные портреты Пети и Гаврика в виде кластеров, в которых обращали внимание на то, как одеты герои; с кем живут; каково их социальное положение; какие книги читает Петя.

Мы проанализировали, чем различается восприятие моря глазами Пети и Гаврика.

Образ моря символизирует течение жизни. Для одного жизнь полна приключений и неразгаданных тайн, для другого – это забота о завтрашнем дне, тяжёлая работа, груз самостоятельных решений. Гаврик тоже видит загадочность в морских просторах, но более приземлённо.

Петя и Гаврик любуются Чёрным морем, их д уша тянется к прекрасному, доброму. Они оба выросли на море, оба прекрасные пловцы.

Давайте проследим жизненный путь детей, их участие во «взрослых» событиях. Обратите внимание, что оба мальчика проходят через одни и те же этапы, и хотя реагируют на события по-разному, главное в них – непосредственное отношение к людям, сопереживание, интуитивное понимание добра и зла – общее.

По повести “Белеет парус одинокий”

. книг, в которой правдиво воссозданы образы живых детей. Отношения Гаврика и Пети – это нормальные отношения двух ребят, примерно одинаковых по . характерную для поэтической натуры мальчика. При создании образа Гаврика автором избираются иные, более лаконичные средства художественной . все, что он видел. Поверив Гаврику, что матроса подобрала какая-то шаланда под парусом, “шпик” заторопился на поезд, .

Путь Пети

1. «Ах, какое это было блаженство – покупать фуражку!»

2. «Он слышал, что в участок забирают пьяниц, буянов, воров, босяков. Но дедушку Гаврика? Это было выше его понимания».

3. «Участок оказался просто тюрьмой»(1, 2, 3 – Петя в главе

4. «…было совершенно ясно, что жизнь вовсе не такая весёлая, приятная, беззаботная вещь, какой казалась ещё совсем-совсем недавно» (Петя в главах «Ящик на лафете» и «Туман»).

5. «Мальчик думал об ушках, и только об ушках» (Петя в главах «Туман» и «Ушки»).

6. «Долг чести» (Петя в главе «Долг чести»).

Читайте также:
Герой нашего времени. Нравственно-психологоческий роман( его художественные особенности ).: сочинение

7. «…Пете весьма улыбалась перспектива такого весёлого рабства: ему давно уже хотелось побродяжничать с Гавриком по городу».

8. «Таща на спине тяжёлый ранец, Петя покорно следовал за

Гавриком повсюду» (7, 8 – Петя в главе «Тяжёлый ранец»).

9. «Теперь мальчик, конечно, прекрасно понимал уже, какие это ушки».

10. «С неудобно раздутыми карманами Петя, почти ничего не сознавая от страха и волнения, подошёл к заставе» (9, 10 – Петя в главе «Бомба»).

11. «Не бейте его, это наш папа! – не своим голосом закричал Петя, обливаясь слезами. – Вы не имеете права! Дураки!» (Петя в главе «Погром»).

12. «Тикайте!» (Петя в главе «Ёлка»).

13. «Петя чуть не свалился с дерева. Он вырвал из кармана платок и стал отчаянно крутить им над головой».

14. «Пете показалось даже, что матрос подмигнул ему» (13, 14 – Петя в главе «Попутный ветер»).

1. «Тикайте!» (Гаврик в главе «Погоня»).

2. «Дядя, не бейте его, он – старик!» (Гаврик в главе «Дедушка»).

3. «Нашего деда вчерась забрали в участок. Надо нести передачу» (Гаврик в главе «Александровский участок»).

4. «Гаврик стоял на камнях, окружённый детьми, присевшими на корточки. Он обучал их модной игре в ушки» (Гаврик в главе «Туман»).

5. «В один прекрасный день Гаврик объявил, что ждать больше не желает. Это значило, что отныне Петя как несостоятельный должник поступает к Гаврику в рабство…»

6. «Чем в городе было беспокойнее и страшнее, тем упрямее лез Гаврик в самые глухие, опасные места. Иногда Пете даже начинало казаться, что между Гавриком и беспорядками существует какая-то необъяснимая связь» (5, 6 – Гаврик в главе «Тяжёлый ранец»).

7. «…Гаврик хорошо знал здесь все ходы и выходы».

8. «Их там всех перестреляют, очень просто… А я не могу идтить, потому что этот чёрт непременно за мной прилипнет!» (7, 8 – Гаврик в главе «Бомба»).

9. «Главное, мешочки хорошенько сховай» (Гаврик в главе «Ёлка»).

10. «Матроса нашего споймали. Чуешь?»

11. «Не пропадём как-нибудь» (10, 11 – Гаврик в главе «Попутный ветер»).

Валентин Петрович Катаев показывает, как взрослеют дети, как появляется у них чувство ответственности за чужие судьбы. Вспомните Гека Финна. Для него приключения так же рано перестали быть игрой и стали реальной жизнью, как для Гаврика, потому что он тоже с детства познал нужду и лишения. Их друзья: Том Сойер и Петя – фантазёры, искатели приключений для игры, читатели приключенческих романов – дольше остаются детьми. Однако сословные различия не мешают дружбе.

Напишите сочинение на тему «Петя и Гаврик» по плану:

I. Вступление. Для чего писателю нужны два героя?

II. Основная часть. Неразлучные друзья.

1. Разные семьи, но похожие характеры.

2. Мальчики и море.

3. Трудно становиться взрослыми.

III. Заключение. Чем интересны нам Петя и Гаврик?

Помните, что в сочинении вы должны использовать цитаты из произведения.

Домашнее задание: выучить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» наизусть.

Примеры похожих учебных работ

«Алые паруса» как культурно-зрелищная традиция Санкт-Петербурга

. Россия. Страна возможностей». Торжественность и общее настроение «Алых парусов» подчеркивают те надежды, которые город возлагает сегодня . на экраны вышел фильм под названием “Алые паруса”. Популярность фильма и произведений Александра Грина послужили .

По повести “Белеет парус одинокий”

. Повесть Катаева – одна из тех книг, в которой правдиво воссозданы образы живых . матроса подобрала какая-то шаланда под парусом, “шпик” заторопился на поезд, . ремарку: “и шарахнул усатого рейкой по морде”. Писатель сумел по-новому показать .

Концепция «нового человека» в романе м. Турнье «пятница» глава

. существующих порядков, которые свойственны произведениям Свифта и Филдинга, Дидро и Вольтера, Лессинга и Гете. Это сказалось и в развиваемой просветителями концепции человека. Кардинальный вопрос всего Просвещения – вопрос .

Петя ростов в романе война и мир (образ и характеристика) (2)

. Актер Кит Коннор сыграл Ростова в телесериале Тома Харпера, вышедшем на экраны в 2016 году. Образ и характеристика Пети Ростова в романе “Война и мир”: описание внешности и характера, гибель Пети Ростова , Меню статьи: В то время как большинство .

Образ и характеристика Пети Ростова в романе Война и мир Толстого 5 класс

. Остановимся и рассмотрим более подробно такой персонаж, как Петя Ростов в романе. Это самый младший брат Наташи Ростовой . француза внимания, но раздумывал, уместно ли дать ему денег. Сочинение про Петра Ростова Семейная идиллия — это подходящее .

  • Сочинение Система подготовки к сочинению по изучаемому произведению в старших классах. (На примере изучения творчества Н.А. Некрасова)
  • Сочинение Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана “Золотая осень” (урок развития речи в 5-м классе)
  • Сочинение Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу Юшка Платонова
  • Сочинение По русскому языку драгоценные книги
  • Домашняя работа Конспект русского языка : Подготовка к сочинению-описанию по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»
  • Сочинение Подготовка к сочинению-рассуждению Домский собор. Урок
  • Сочинение Конспект русского языка в 7 классе . по воображению “Я сижу на берегу. ” план-конспект по русскому языку (7 класс)
  • Сочинение Сочинение наш храм
  • Сочинение Глубокая зимняя ночь метель в доме ни огня
  • Сочинение Подготовка к классному сочинению «Книги, без которых я не могу обойтись» (9 класс)
  • Сочинение Образованность и воспитанность (по тексту В.Шукшина “На кладбище”)
  • Сочинение Урок «Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». 5-й класс
  • Сочинения
  • Литература
  • Искусство
  • Культурология
  • Актерское мастерство
  • Журналистика
  • Музыка
  • Театр
  • Художники
  • Изобразительное искусство
  • Издательское дело
  • Полиграфия
  • Творчество
  • Аттестационная работа
  • Бакалаврская работа
  • Бизнес план
  • Бизнес-план
  • Дипломная работа
  • Дневник по практике
  • Домашняя работа
  • Контрольная работа
  • Курсова робота
  • Курсовая работа
  • Курсовой проект
  • Магистерская работа
  • Маркетинговое исследование
  • Научно — исследовательская работа
  • Научный труд
  • Отчет по практике
  • Реферат
  • Семестровая работа
  • Сочинение
  • Творческая работа
  • Тезисный план
  • Часть диплома
  • Эссе

Писатели

  • О проекте
  • Политика конфиденциальности
  • Форма для контактов

Все документы на сайте представлены в ознакомительных и учебных целях.
Вы можете цитировать материалы с сайта с указанием ссылки на источник.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: