Основные мотивы в лирике Лермонтова: сочинение

Лирика Лермонтова: основные темы и мотивы

Лермонтов был великим поэтом девятнадцатого века. Он оставил после себя огромное наследие, где особое место можно отвести лирике. В целом писатель творил в эпоху романтизма, что не могло не отразиться на его произведениях. Однако поэту удавалось каждое стихотворение дополнить своим видением, что делало его стихи особенными. В своем творчестве Лермонтов охватывал разнообразные темы, многие из которых актуальны и в настоящее время.

Темы и мотивы лирики Лермонтова

Лирика Лермонтова, основные ее темы и мотивы писатель направлял на поиски духовности, на борьбу против общества, что было настроено против него. Он пытался философствовать, размышляя не тему смысла жизни, взаимоотношений природы и человека, затрагивал и тему одиночества. Если о лирике Лермонтова сказать очень кратко, то писал он на разные темы, и его стихи отличались по настроению. Однако все их можно мысленно разделить на категории, где характерными будут несколько направлений.

Ранняя лирика Лермонтова

Свои силы на литературном поприще поэт стал пробовать в раннем возрасте. Несмотря на разнообразие жанров его произведений, основой его работ была лирика. Здесь стоит отметить именно раннюю лирику Лермонтова, которая сначала имела подражательный характер. И это понятно, писатель только учится, и глядя на предшественников, берет с них пример. Но вместе с этим, он не следует установленным традициям, а пытается все переосмыслить и выдать читателю свое видение, затрагивая важные темы и мотивы в своей лирике.

В ранней лирике Лермонтов виден как романтическая личность, где его творческие работы представляли собой некий дневник человека, что пытается познать себя. В своем раннем творчестве Лермонтов затрагивает проблемы социально-исторического характера, и в его работах мы видим патриотическое начало, которое только начинает закладываться в поэте. Примером того может быть стих Я видел тень блаженства. К тому же на начальном этапе писательской деятельности поэт затрагивает тему любви, где выделяется лермонтовский Нищий. Завершается этап ранней лирики поэта его стихотворением Нет, я не Байрон.

Любовная лирика Лермонтова

Среди раскрытых тем в лирике Лермонтова можно выделить и тему любви. Однако, читая произведения поэта, возникает грусть. Ведь вся его любовная лирика наполнена пессимистическими нотами. У Лермонтова очень много стихотворений о любви, но эта любовь не взаимная, да и для героев его стихотворений о любви сама любовь и понятие люби разное. Если для лирического героя все серьезно и он готов отдаться прекрасному чувству, то для героини это всего лишь очередная интрижка. Тому примером может быть стих Заблужденье купидона. А вообще, лермонтовские стихотворения о любви перечислять можно долго. Все они составляют любовную лирику писателя и все они противоречивы. С одной стороны мы видим надежду, но в итоге она сменяется мотивами одиночества и разочарованием.

Философская лирика Лермонтова

Какую бы тему поэт не затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления. Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое. Философская лирика Лермонтова направлена на борьбу двух начал, на поиск гармонии, на раскрытие тем и мотивов веры и неверия.

Родина в лирике Лермонтова

В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели. В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ. Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью. Эта любовь чувствуется и в стихотворении Родина или Русская мелодия.

Читайте также:
Сравнительная характеристика стихотворения М. Ю. Лермонтова Бородино и эпизода бородинского сражения из романа Л. Н. Толстого Война и мир.: сочинение
Одиночество в лирике Лермонтова

На уроке, посвященному лирике Лермонтова, мы познакомились с основными темами и мотивами его стихотворений. Как раз тема одиночества является одной из важных тематик писателя и поэта. При этом мы видим, что чувство одиночества для Лермонтова естественно, ведь в душе писатель чувствовал себя чужим среди людей. Как говорил Белинский, Лермонтов был поэтом другой эпохи. Вот и его лирический герой постоянно ищет покой для души, бежит от толпы, подобно изгнаннику. Тему одиночества мы видим, например, в стихотворении Узник. Лермонтов пишет, что одинок его герой и нет отрады. Также видим тему одиночества в его стихотворении Пленный рыцарь и во многих других работах.

Основные мотивы лирики Лермонтова

Лирика первой половины 19-го века пронизана романтическим пафосом, в связи с этим основные мотивы лирики Лермонтова во многом созвучны с настроениями романтиков, которые были склонны воспевать свободу и волю, героические поступки и подвиги, восхищались созерцанием природы, страдали от непринятия и непонимания фелистерским обществом, из-за чего уходили на войну, уезжали в экзотические страны (путешествия и ссылки Лермонтова на Кавказ). Все это не чуждо и лирике русского поэта, однако в ней есть и свои особенности.

Следует отметить, что мотив часто отождествляется с темой, смысловой доминантой, которая является ключевой в произведениях, отличается частотностью. Мотив может также выражать общий смысл ряда произведений/стихотворений или же представлять цельный образ, символ. Так, говоря о мотивах в творчестве Лермонтова, следует учитывать, что под мотивом можно понимать и тему, и общий образ/символ или ведущее настроение.

За свою короткую жизнь Михаил Юрьевич успел многое повидать, узнать, а также оставить после себя. Он возглавил русскую поэзию после Пушкина, а это сделать мог далеко не каждый. Так, если рассматривать основные темы лирики Лермонтова, можно выделить целый ряд серьезных проблем человечества, русского народа, а также современного поэту поколения.

Одиночество – ведущий мотив большей части стихотворений. Так, им раскрываются и тема одиночества личности во враждебном и несправедливом мире, одиночество поэта среди равнодушной толпы, одиночество разочарованного в любви юноши… Лирический герой, который часто отождествляется с автором, страдает от невозможности найти единомышленника, «родную душу» («Сосед», «Парус», «Листок»), безысходности существования («И скучно и грустно»), предчувствия собственной трагической гибели («Не смейся над моей пророческой тоской…»).

Лирический герой Лермонтова с одной стороны становится на путь деятельный, «пророческий», стремится повлиять на толпу, что-то изменить в государственном строе, политической системе, а с другой – разочаровывается из-за тщетности своих усилий, замыкаясь в своей вселенной далекой от земной жизни. В этой связи часть стихотворений посвящена общественно-исторической проблематике. В них герой борется за свободу, проявляя свой мятежный характер («Жалобы турка», «Песнь барда», «Баллада» («В избушке позднею порою)», «Плачь! Плачь! Израиля народ», «Новгород», «Приветствую тебя, воинственный славян», поэма «Последний сын вольности», «Парус»). Все эти стихи написаны под влиянием декабристской поэзии. Важно отметить, что у Лермонтова речь идет об абсолютной свободе, то есть носит романтический характер. Личная свобода становится ступенью к свободе, провозглашаемой как для себя, так и для всего человечества:

«Кто силится купить страданием своим
И гордою победой над земным
Божественной души безбрежную свободу».
(«Унылый колокола звон»)

Тема воли присутствует в стихотворениях «Воля», «Желание». Воля – нечто естественное, данное человеку при рождении, но часто недоступное: либо оставленное в прошлом («Новгород»), либо находящееся в «диких» краях («Кинжал»). Кавказ становится символом «вольности простой» («Люблю я цепи синих гор», «Синие горы Кавказа, приветствую вас»).

Поэт приходит к выводу о том, что в современном обществе свободолюбивой, вольной душе нет места («Смерть поэта», «Дума», «Прощай, немытая Россия»). В борьбе лирического героя со светом, толпой, судьбой, страстями также проявляется стремление к свободе. Тема непринятия поэтом современного ему общества звучит в стихотворении «Дума», поэме «Маскарад»:

«Напрасно я ищу повсюду развлеченья.
Пестреет и жужжит толпа передо мной…
Но сердце холодно, и спит воображенье:
Они все чужды мне, и я им всем чужой!»

Поэтом показано губительное влияние «света» на «души людей». С неприятием бездушного дворянства созвучен мотив противопоставления холодного и враждебного человеку общества миру природы («Как часто пестрою толпою окружен», «Валерик»).

Читайте также:
Образ Максима Максимыча в романе М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени: сочинение

Вполне естественно появляется в лирике поэта и мотив неволи («Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь»). Иногда местом плена может быть монастырь («Исповедь», «Боярин Орга», «Мцыри»), в чем можно усмотреть антиклерикальные настроения, однако это больше связано с социально-политической позицией Лермонтова.
В стихотворениях просматривается движение от жажды абсолютной индивидуальной свободы, свойственной романтикам, к ее ради приобщения к миру людей («Демон»), так как последняя не приносит герою счастья (такая же ситуация наблюдается в истории Печорина). Так, свобода и воля становятся центральными мотивами лирики Лермонтова.
Жажда действия и подвига во имя чести, славы и памяти также занимает видное место в лирике поэта:

«Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя…»
(«1831-го июня 11 дня»).

Лермонтов часто вспоминает героические подвиги прошлого России («Последний сын вольности», «Измаил-Бей», «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»). Такие стихотворения затрагивают также тему Родины («Прощай, немытая Россия», «Родина»).

Но действие лирического героя часто сталкивается с непониманием, отвержением, безответностью или обманом, вследствие чего он становится на путь мести:

«Под ношей бытия не устает
И не хладеет гордая душа;
Судьба ее так скоро не убьет,
А лишь взбунтует; мщением дыша
Против непобедимой, много зла
Она свершить готова…»
(«1831-го июня 11 дня»).

Или выбирает одиночество, бездействие и разочарование во всем земном. Отдаляясь от людей, герой хранит внутренний гений и свободу духа, периодически уходя в созерцание («Желанье», «Кто в утро зимнее, когда валит», «Небо и звезды») и покой («Выхожу один я на дорогу»).

Жажда свободы, стремление к идеалу, попытки изменить что-то в мире отражают основной конфликт романтизма – противоречие между идеалом и действительностью – в поэзии Лермонтова он достигает крайнего напряжения. Это ведет к тому, что земное бытие часто расценивается как напрасное, бесцельное, ведь заложенные в гении таланты не могут здесь воплотиться в жизнь, напрасность активной деятельности и самоотдачи наблюдаем в стихотворении «Пророк».

Поэт, его назначение и судьба еще одна важная тема в лирике Лермонтова («Памяти А.И. Одоевского», «Не верь себе», «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт»). Поэт призван влиять на народную толпу. Избранничество и сила поэта, влекут за собой появление «метафизической» тревоги, необъяснимых душевных терзаний, мысли о скоротечности и незаметности человеческой жизни перед лицом вечного бытия.
Автор сопоставляет поэта не только с пророком, но и с самим Творцом: «Твой стих как божий дух носился над толпою» («Поэт»). Нередко речь идет о споре, диалоге между поэтом и божеством. Ропщущий поэт все время требует отчета от Бога: «И начал громко я роптать…» («Азраил»). Его речи, обращенные к божеству, окрашены личной интонацией и звучат как претензии к равному. Поэт также упрекает Бога в невмешательстве, когда льется «Кровь стариков, растоптанных детей» в «беспрестанной» и «напрасной» вражде людей.

Необходимо отметить, что имя Христа практически не встречается в произведениях Лермонтова, что свидетельствует об определенном восприятии божества. Бог предстает у него как создатель мира и творец природы («Кладбище»). Лирический герой Лермонтова, хотя и верит в существование Бога («Верь, что есть на небе Бог и только», «Испанцы»), но сомневается в большинстве принципов библейской веры (в благости провидения, в божием милосердии, в загробном существовании).

Читайте также:
Лермонтов в моей жизни: сочинение

Бог и природа противостоят у него мятежному, «вечному ропоту» человеческого «Я» («Демон», «Мцыри»). Причем равнодушие Бога переносится и на созданную им природу, безучастной к человеку в своей красоте:

«Час разлуки, час свиданья,
Им не радость ни печаль;
Им в грядущем нет желанья,
И прошедшего не жаль…
Будь к земному без участья
И беспечна, как они!».
(«Демон»)

Однако весь ценностный мир Лермонтова организован вокруг библейской символики, построен на антитезах райского сада и адской бездны, блаженства и проклятия, невинности и грехопадения. Библейские темы вызывают у Лермонтова лично-психологический отклик. В его поэзии появляется тема чудесной сверхчеловеческой мощи, которой наделен поэт. Так, мы наблюдаем причудливое сочетание богоборческих мотивов с традиционной народной христианской этикой и моралью, осквернение которых недопустимо.

Тему любви раскрывают многие стихотворения поэта, который, увы, не познал счастья в этой области («В полдневный жар в долине Дагестана», «Расстались мы, но твой портрет», «Молитва» («Я, матерь, Божия, ныне с молитвою»), «На светские цепи»). Практически всегда светлые, полные надежды настроения сменяются появлением мотивов одиночества, мести жестокой возлюбленной, разочарования и недоступности чистой, взаимной любви. Любовная лирика представляет собой емкое жанрово-тематическое наполнение: богатство содержания не укладывается в рамки только любовной лирики. Так, стихотворение «Нищий», адресованное Е.А. Сушковой представляет нам не только обманутого влюбленного, но и затрагивает социально-политические проблемы, содержит философские, богоборческие мотивы.
Таким образом, в творчестве Лермонтова органично сочетаются романтические мотивы свободы, героизма, избранничества с философскими размышлениями на тему Бога, бытия, судьбы, предназначения и являются весьма актуальными для современного поэту общества.

Сочинение на тему: Основные мотивы лирики М.Лермонтова

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Основные мотивы лирики М.Лермонтова

М. Ю. Лермонтов — духовный преемник Пушкина. Он отразил в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались “из пламя и света”, то есть из бури чувств и напряженно бьющейся мысли. Так как большинство произведений Лермонтова написано в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом пишет Лермонтов в стихотворении “Дума”. Говоря, что будущее его поколения “иль пусто, иль темно”, Лермонтов уточняет: “Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом”. Этот вывод тяжел для поэта, потому что отцы — декабристы. И отказ от их идеалов, отсутствие всяких стремлений позорны. Люди, которые “в начале поприща… вянут без борьбы”, не могут быть полезны. Для Лермонтова такие люди — “толпа угрюмая”. Поэт сожалеет, что гибнут лучшие силы современников. Он осуждает их бездействие, предрекает им бесславную кончину и презрение потомков. Но Лермонтов видит и других людей. Он понимает, что борющегося, честного человека ждут трудности и лишения. Трагедия передовой мыслящей личности отражена в стихотворении “Смерть поэта”. Это стихотворение обличительно, это страстный протест, негодование, бушующий гнев, обращенный против убийц, медленно и хладнокровно травящих “свободный, смелый дар”. Здесь и безутешная горечь друзей, не сумевших защитить “сердца вольного”, вовремя разглядеть опасность, и страстная угроза, и приговор “свободы, гения и славы палачам”. В этом стихотворении перед нами встает во весь рост Лермонтов-бунтарь, преемник традиций Пушкина. Стихотворению “Смерть поэта” очень близко по теме и настроению другое — “Как часто, пестрою толпою окружен…”. Беспощадно и презрительно характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов, их лица — это “приличьем стянутые маски”. Поэт чувствует себя одиноким среди них. Возвращаясь мыслями к детству, он как бы отдыхает душой. Но тем страшнее его пробуждение, тем яростнее и непримиримее становится его бунт против фальши и духовной нищеты, царящих в окружающем мире. Поэт находится в постоянном конфликте с обществом. Эта борьба и рождает стихотворения-отповеди (“Безумец я! Вы правы. ”), размышления о смысле жизни (“И скучно и грустно”), о назначении поэта (“Поэт”). Волнуют Лермонтова и мысли о войне. Лирический герой стихотворения “Я к вам пишу: случайно, право…” размышляет над ненужностью, нелепостью жертв на земле, где “под небом места много всем”. Это раздумья образованного, честного человека о несправедливости захватнической войны. Но к войне освободительной у Лермонтова иное отношение. Недаром в стихотворении “Бородино” повествование ведется от лица простого солдата. С какой любовью изображены обыкновенные артиллеристы, объединенные единым чувством патриотизма! Глубокий, мыслящий человек, Лермонтов не мог не увидеть решающей роли простого народа в победе над французами. И поэтому “Бородино” — памятник русским солдатам. Много стихотворений посвятил Лермонтов теме Родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни восславляли победы над врагами, другие — родную природу. Лермонтов, продолжая развивать идеи Радищева, Пушкина, мечтает увидеть страну цветущей и свободной, народ — сильным. Особенно остро размышляет Лермонтов о судьбе Родины в дни гонений. Он бесконечно любит ее и ненавидит одновременно. В стихотворении “Тучи” Лермонтов сначала сопоставляет себя с тучками (“мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”), а потом противопоставляет себя им (“чужды вам страсти и чужды страдания”). У тучек нет Родины, а поэту очень жаль расставаться с “милым севером”, с местами, где остаются его друзья и единомышленники. Но в стихотворении “Прощай, немытая Россия…” совершенно иное настроение. Лермонтов, свободный и гордый человек, не может жить в “стране рабов, стране господ”, быть под постоянным надзором властей. И поэт ненавидит Россию безропотную, покорную, в которой царят беззаконие и произвол. Итогом многолетних раздумий является стихотворение “Родина”. Взгляд поэта точный, искренний, демократичный. Понятие Родины связано у Лермонтова прежде всего с понятием народа, труда, с родной природой. Лирический герой Лермонтова счастлив видеть “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “разливы рек ее, подобные морям”, “И на холме средь желтой нивы /Чету белеющих берез”. Он рад показать нам “полное гумно” — признак крестьянского благополучия, простые предметы быта, “избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно”, — складывающиеся в образ родного края.
Таковы основные мотивы лирики Лермонтова. Стихи поэта будили мысль в передовых людях его поколения, воспитывали истинных патриотов.
.

Читайте также:
Героический дух народа в стихотворении «Бородино»: сочинение

Основные мотивы лирики Лермонтова

Творчество Лермонтова многогранно и многопланово. Будучи ограниченным в общении, Лермонтов свои мысли и чувства посвящал бумаге. Он рано начал писать стихи. В отличие от Пушкина, который уже в отрочестве начал печататься, и стал публичным, Лермонтов писал, как говорят литераторы, « в стол».

Свою первую порцию настоящей славы и опалы он получил, написав стихотворение «На смерть поэта». Возможно, об этом произведении долго бы еще ничего не знали, если бы Лермонтов не показал его Раевскому. Печататься он начал, скорее, под давлением друзей, истинных ценителей литературного таланта.

Тема одиночества

Основным мотивом творчества Лермонтова остается одиночество. Эта тема проскальзывает в большинстве его лирических произведений, даже тех, которые посвящены природе, Родине, любви.

Природа и природные явления служат поэту декорацией его любимой теме одиночества. Таковы стихотворения «Утес», «Листок», «Парус», «Тучи».

У Лермонтова особое место занимает философская лирика, где он задается вопросами бытия. В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью», слышится растерянность поэта перед дальнейшей жизнью. Стихотворение написано в 1838 году, а у поэта возникает вопрос: зачем он живет? Философским смыслом наполнено стихотворение «Выхожу один я на дорогу».

Гражданская лирика

Мотив борьбы с самодержавием в лирике Лермонтова проскальзывает, но таких стихотворений немного. Вершиной гражданской лирики можно назвать стихотворение «На смерть поэта».

До этого было написано незавершенное стихотворение «Опять вы, гордые, восстали». Это стихотворение, скорее всего, явилось эмоциональным всплеском поэта. Оно осталось незавершенным и потому оставляет больше вопросов, чем дает ответов:

После поражения декабрьского восстания по стране поползли слухи о казненных вождях, о том, что царь после восстания декабристов дал волю крестьянам, а родные помещики скрывают их, чтобы заставлять крестьян работать на себя. Крестьяне возвели казненных в ранг мучеников, боготворили их. В ряде губерний то здесь, то там, вспыхивали волнения, которые подавлялись силами полиции и армии.

В 1830-31 годах в России вспыхивали так называемые «холерные бунты». Крестьяне, недовольные запретами на передвижение, возмущались и отвечали бунтами. Суворов в свое время подавил восстание Пугачева, поэтому Лермонтов называет Суворова врагом вольности и славы.

Читайте также:
ТРАГЕДИЯ ОДИНОЧЕСТВА (По произведениям М. Ю. Лермонтова): сочинение

В шестнадцатилетнем возрасте Лермонтов написал стихотворение «Предсказание», где предрек падение самодержавия. Некоторые исследователи видят в этом предсказании некое мистическое предчувствие. Но если вспомнить, что стихотворение написано в злополучном 1830 году, когда революции буквально сотрясали Европу, то это предсказание станет вполне логическим выводом из происходящих событий.

Гражданская тема неизменно перекликается с темой Родины. Таковы у Лермонтова стихотворения «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива», « Монолог», «Печально я гляжу на наше поколенье». В двух последних стихотворениях слышится тревога поэта в том, что его поколение бездействует, не находит точки приложения своих сил.

Любовная лирика

Любовная лирика в творчестве Лермонтова занимает немного места. В основном, стихотворения о любви приходятся на период взросления. Но в любви он был разочарован. Сначала ветреная Сушкова, потом – таинственная Н.Ф.И – Наталья Федоровна Иванова заставили юного поэта разочароваться в любви. Этим барышням Лермонтов посвятил циклы стихотворений.

Варвара Лопухина была, наверное, самой большой привязанностью поэта. Правда, она вышла замуж за Бахметьева, но это не мешало им сохранять теплые, дружеские отношения до самой смерти Лермонтова. Варваре Лопухиной Лермонтов посвятил следующие стихотворения:

  • «Она не гордой красотою…»,
  • «Мы случайно сведены судьбою…»,
  • «Оставь напрасные заботы…».

Смешанные мотивы

У Лермонтова немало таких многоплановых произведений, перед которыми встаешь в тупик:о чем оно? к какой теме причислить? Например, стихотворение «Спеша на север издалека…». Первая строка вроде о Родине. Путник стремится скорее попасть в родную сторону, на север. Описание Казбека и Кавказа и обращение к нему напоминает о любви Лермонтова к Кавказу. Затем поэт говорит о своем беспокойстве, в том, что его забыли или помнят. Это – тема дружбы, взаимоотношений между людьми. Последние строки стиха – одиночество.

Анализ главы «Тамань» (из романа «Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 23.07.2020 · Обновлено 23.07.2020

С этой главы начинаются для нас приключения Печорина, написанные от его лица. Здесь мы знакомимся с дневником Григория, который помогает нам углубиться в его внутренний мир. Данный анализ главы «Тамань» по плану от Многомудрого Литрекона призван помочь понять мотивацию поступков героя и авторский замысел. Кстати, вот полный анализ романа «Герой нашего времени».

О чем глава?

В Тамань Печорина приводят его дела по службе: он должен был последовать дальше, но накладки с транспортом его подвели. Город он нашел неприятным. Григорий вынужден искать место, где можно переночевать, и находит он его у людей, которые ведут себя крайне странно. Мальчик, живущий в доме – слепой, хозяйка — нелюдимая и молчаливая, а ее дочь — загадочная девушка, живущая весьма свободно и независимо. Григорий с самого начала относит их действия к категории необычного характера и решает проследить за ними. В ходе его наблюдения выясняется, что они связаны с контрабандистами. Девушка и слепец помогают татарину выгружать контрабанду на берег.

Узнав их тайну, герой чуть не лишился жизни: девушка приглашает его на тайное свидание, планируя утопить, выбросив из лодки. К счастью, её коварному плану не суждено было сбыться. Григорий превзошел ее силой и выбросил коварную девушку за борт. Она не утонула, а прибыла на берег и предупредила подельника. Печорин увидел, как татарин и его спутница навсегда уплыли из Тамани, а слепой мальчик остался в одиночестве на берегу. Они бросили его, и во всем этом был виноват Григорий. Он из одного любопытства разрушил жизнь этих людей. Вот более подробное краткое содержание главы «Тамань».

Читайте также:
Поэт Лермонтова: сочинение

Главные герои и их характеристика

Кроме главного героя, с которым мы будем переходить от одной главы к другой, в «Тамани» есть ещё два образа, которые передаются через романтичные описания пейзажа и крайне реалистичные описания быта.

  1. Первый – Янко, контрабандист. Лермонтов не склонен преувеличивать его сильные стороны, изображает его довольно рационально. Это видно по деталям: нож за поясом, татарская шапка, под которой казацкая стрижка. Его смелость и сила не в описании внешности, она вписана в фон – море, волны и ветер. Слепой мальчик верит в Янко, ведь «… он не боится бури». От того и так страшен момент, когда контрабандист бросает ему монету. Эта скупость подтверждает, что на риск тот идет только ради выгоды. Он держим алчностью и жестокостью, а смелость его характера вовсе не означала благородства.
  2. Второй образ – ундина, как любая женщина, она обладает достаточно острым умом, чтобы разглядеть в Печорине опасного врага. Её обаяние отвлекает, оставляет безоружным, что дает эффект неожиданности. И вот, она уже умный и изворотливый противник. Девушка отличалась не красотой, а «породой». У нее были длинные русые волосы, безупречной формы нос, стройная фигура. Она хорошо поет, ловко двигается и обладает силой и смелостью.
  3. Если же говорить о нашем главном герое, то в нем уже в первой главе из дневника высвечивается потребность в ярких впечатлениях. Ведь никто не вынуждал его следить за приютившими его людьми, но возможность раскопать что-то интересное заставила Печорина действовать. Григорий не утруждает себя мыслями о других, ломая судьбы окружающих. Его заботят только лишь свои собственные увеселения, но сам он оценивает результаты своего вмешательства: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?» После обнажения тайны бедных людей, стала ясна вся бессмысленность предпринятого Печориным. И снова до него добрались досадные, скучные мысли: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобностью!». Он не чувствует укора совести от того, что вмешался в чужие дела и погубил слепого мальчика, лишив его дохода. Он лишь отмечает, что должен был бы это почувствовать. Значит, перед нами умный, но бесчувственный герой, который знает нравственные законы, но не ощущает потребности в морали. Он отчаянно жаждет приключений, но его душа недолго держит их жар. Он быстро охладевает и разочаровывается в том, что приносило ему радость еще недавно. Вот более подробное сочинение об образе Печорина.

Темы и проблемы

Проблематика и тематика «Тамани» представлены в списке:

  1. Основная тема — столкновение Печорина с контрабандистами, явление романтического персонажа в нетипичных условиях и экзотических декорациях. Такая тема характерная для творчества писателей-романтиков, которые хотели раскрыть необыкновенный по глубине внутренний мир своих исключительных персонажей. То же самое сделал Лермонтов, описав необычное поведение Печорина в столкновении с особенными людьми. Он повел себя эксцентрично: рисковал жизнью, следил за незнакомцами, шантажировал их.
  2. Внутренний мир Печорина — еще одна тема для размышления автора. Герой изливает дневнику свои чувства и мысли. Видя их, мы убеждаемся в том, что Григорий проводит мысль в размышлениях, но не в чувствах. Он почему-то совершенно не испытает чувств, присущих большинству других людей. Он не дорожит своей жизнью и как будто даже тяготится ею, сетуя на скуку. Григорий любит манипулировать людьми и сталкивать их друг с другом, вмешиваясь в их судьбу. Этим он хоть как-то развлекает себя. Но других отрад в его жизни нет, и это странно.
  3. Основная проблема «Тамани» заключается в диагнозе главного героя и рассказчика. Он совершенно не чувствует вины и ответственности за содеянное, а лишь создает себе опасные приключения. Анемия чувства делает его незаурядным, сильным, волевым, но несчастным человеком, которому не дано вкусить подлинных радостей жизни и ее полноты. Людьми он пользуется, но не дорожит, поэтому ведет беседы только с дневником. Одиночество Григория — это еще одна проблема, поставленная в тексте и проходящая через все главы романа.
  4. Еще одна проблема — тяжелая жизнь глубинки России, где люди ожесточаются и сходят на кривую дорожку, пытаясь выжить. Автор показывает, что бедные жители Тамани чуждаются офицеров и при случае стараются им навредить. Эти акты неповиновения наталкивают на мысль о тяжелой доле и отчаянном положении местных обитателей. Даже юные девушки в таких условиях становятся убийцами и воровками.
Читайте также:
Проблемно тематический анализ романа «Герой нашего времени»: сочинение

Основная идея

Смысл главы «Тамань» заключается в том, чтобы показать характер Печорина и его эпохи через испытание риском. Автор помещает героя в нестандартные и опасные обстоятельства, в водоворот интриги, как будто Григорий на время переселился в приключенческий роман Джеймса Купера или Джека Лондона. Но в этих условиях он ведет себя не как типичный реалистический герой. Он раскрывает другие стороны души — болезненные и аномальные. Мы видим, что он разрушает жизни людей из интереса: а что же будет дальше? Он не борется с обстоятельствами, а нарочно накаляет ситуацию, чтобы развлечь себя, обогатить свой опыт. Именно поэтому читателю интересно дальше следить за диалектикой души Печорина: он ведет себя не так, как должен был бы вести себя.

В выводе самого героя заключена главная мысль главы «Тамань». Он равнодушен к исходу трагедии, в которой сыграл главную роль. Григорий болен своим безразличием и неумением чувствовать то, что ощущают и чем живут большинство людей. Он эгоистичен в свое стремлении развлечься за счет реальных жизненных драм и страданий. Но таков герой того поколения, и Лермонтов показывает его без жалости и оправдания, надеясь, что читатель сам поймет его и, быть может, простит.

Значение главы в контексте романа

«Тамань» демонстрирует нам терзания души Печорина. Читатель приоткрывает для себя занавес, за которым находятся скрытые черты его характера. Повесть предоставляет нам возможность самостоятельно оценить его поступки и вынести вердикт. Как обычно, писатель начинает с плохого, оставив положительные черты и жизненную драму Григория напоследок — для главы «Мери». Изначально мы видим отрицательные качества Печорина, зато потом узнаем, почему он стал таким бесчувственным и холодным. Это необходимо для последовательного раскрытия характера героя: чем дальше, тем глубже.

Только после такого путешествия Михаил Юрьевич возвращает Григория в знакомые ему воды, где он знаком с каждой рыбой и с каждым поворотом. Уже там все будут плясать под выбранный им мотив, а не наоборот, как случилось в Тамани.

Анализ главы Тамань (Герой нашего времени) сочинение 9 класс

Глава «Тамань» — это отправная точка приключений Печорина на Кавказ. В этой повести показывается дневник Печорина, который знакомит читателей с душевный мир главного героя. Главный герой описывает Тамань, как аховый прибережный городишко России, где властвовала голодовка, и где его чуть не утопили.

Также “Тамань»— это самая загадочная и лиричная глава произведения. Конструкция этой главы проявляется не с первых строк, так как читателя завораживают таинственные явления, атмосфера, где они случаются. Также выделяются изобразительные средства, которые используются в этой главе: Лермонтов не только использует слова, но и разрисовывает пейзаж, персонажей, события. Также автор прекрасно описывает звуки: можно услышать шум моря, песни девушки-ундины, а также рыдания слепого мальчика.

Читайте также:
Основные мотивы лирики Лермонтова: сочинение

Необыкновенность «Тамани» показывается в том, что в этой повести Печорин сам оценивает свои поступки. Он считает, что все происходящее с ним не случайно.

«Тамань» – самая первая повесть произведения. С этой повести начинает виднеться внутренний мир Печорина. Сюжет этой главы довольно прост. Печорин прибывает в городишко Тамань по работе и поселяется у необыкновенных людей: мальчик, который ничего не может увидеть, а также таинственная девушка. Печорин видит в их поведении какую-то тайну, и старается ее разгадать. Он стал следить за персонажами, в итоге он узнает, что они оба связаны с морскими разбойниками. Узнав этот секрет, Печорин чуть не погиб, так как девушка пыталась его отправить на дно моря. В этой повести показывается его необходимость в опасных ситуациях и авантюрах, так как он сам захотел проследить за мальчиком и девушкой, возможность интересного явления заставило его пойти на этот шаг.

Печорин участвует в этой опасной ситуации только для того, чтобы разгадать эту загадку. В результате чего в нем пробудились его силы, воля, собранность, смелость, решимость. Однако эти качества он использует не там, где они нужны. Ему важны лишь свои интересы, его не интересуют другие люди совсем. Поэтому он часто рушит судьбы других, вмешиваясь в них из-за любопытства. И когда секрет этих людей был раскрыт, он понимает бесцельность своих действий.

“Тамань” отличается своей точностью и лаконичностью языка. В этой главе духовные переживания, тяжелые психические ситуации описываются простым и понятным языком. Эта глава очень объемная по содержанию, но коротка по длине. Повесть “Тамань” очень важная часть в романе, она показывает раскрытие внутреннего мира не только Печорина, а также всех молодых дворян в начале 19 столетия.

Сочинение 2

Из-под пера Лермонтова вышел роман под названием «Герой нашего времени», который получил мировую известность. Композиция является привлекательной для читателя. Лермонтов ткет канву повествования из различных повестей, которые, несмотря на то, что расположены не в хронологическом порядке, полностью раскрывают личность и внутренний мир главного героя. Некоторые из них написаны от первого лица, другие повествуют о жизни героя со стороны, что помогает полностью объяснить его поступки и внутренние течения души человека.

Несмотря на отсутствие единого сюжета в произведении, ведь в каждой главе появляются новые герои, которые оказываются в различных ситуациях, связующим звеном в повествовании становится Печорин. Читатель узнает, что молодой человек, то путешествует по работе, то отправляется отдыхать. Он не может жить тихой и спокойной жизнью, поэтому всегда попадает в различные ситуации, которые полностью меняют склад его жизни.

Глава «Тамань» становится первой в той части, которая написана от лица главного героя в форме дневника. Из повествования читатель узнает, что Печорин приезжает в небольшой городок, где он вынужден находиться по работе. Его он считает достаточно скучным и грустным, поэтому он старается отыскать способ развлечься самостоятельно. Как только он выполняет поставленную задачу, ему опять становится скучно.

Он вынужден разделять жилье с загадочной девушкой и ее слепым братом. Мужчина понимает, что за ними стоит определенная загадка, которую он всеми силами старается разгадать, но попытки заканчиваются провалом. Он узнает ответ на вопрос, но при этом чуть не лишается собственной жизни. Девушка намерена утопить его в небольшой реке, но герой при счастливом стечении обстоятельств избегает гибели.

В данной главе, читатель еще не понимает, какие качества в целом будет проявлять главный герой, но при этом мы понимаем главную концепцию произведения. Во все проблемы Печорин будет попадать самостоятельно, он постоянно находится в поисках проблем. Поэтому он часто отправляется в путешествия и попадает в разные ситуации, которые часто приводят к конфликтам с окружающими людьми.

Читайте также:
Что заставляет Печорина проводить эксперименты над собой и окружающими? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»): сочинение

Его любопытство позволяет ему вмешиваться в жизни окружающих людей, он совершенно не задумывается о том, как его вмешательство отразиться на других. Поэтому он совершает поступки, действуя импульсивно и не задумываясь об окружающих.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ главы Тамань

Популярные сегодня темы

В своем произведении Н.В. Гоголь постарался большинство персонажей сделать яркими и уникальными, наделить их специфической внешностью и индивидуальными особенностями.

Одна их интереснейших пьес Антона Чехова «Вишневый сад» увидела свет в 1904 году, а в двадцатом веке она заняла достойное место в репертуаре многих театров мира, а принципы, положенные в ее основу

Евгений Онегин – ключевой персонаж одноимённого романа Александра Сергеевича Пушкина. Не смотря на это, автор мало внимания уделяет описанию его внешнего облика, тем самым давая читателю права самому додумать образ персонажа.

Из моего окна осенью вид очень приятный. В смысле, когда осень ещё золотая, не когда дождь целый день – тогда, понятно, в окне всё просто размыто, только капли видны. Но когда это золотая осень – вид шикарный!

Поэзия Николая Алексеевича Некрасова занимает почетное и достойное место в русской литературе. Он писал в стиле «натуральной школы». По его идейным соображениям стихи должны отражать реальную обстановку окружающей среды

Анализ главы Тамань (Герой нашего времени – роман Лермонтова)

В «Герое нашего времени» присутствует необычная концепция изложения и донесения информации до читателя. Присутствует разложение романа по частям, что является достаточно интересной задумкой автора, а также данные части разложены не хронологически, то есть не по тому, как должны идти действа в произведении с временной точки зрения. Общее разделение можно отметить как достаточно уникальный элемент в данной работе, ведь автор специально применил данный способ донесения смысла, чтобы наиболее ярко описать как главных, так и второстепенных персонажей, показать их со всех сторон и дать читателю возможность оценивать их поведение в различных ситуациях.

Цельного сюжета в романе не наблюдается, однако все части связывает главный участник произведения – герой Печорин, которого мы можем заметить как на Кавказе, так и в Тамани, Пятигорске и других местах. Он не является обыденным и скучным персонажем, поэтому и обычная жизнь не подходит для него. Обладая огромными способностями и ярким и запоминающимся образом, он сталкивается с разнообразными ситуациями, где читатель и может дать оценку его поведению.

В первой главе из дневника Григория Печорина «Тамани» мы и начинаем изучать внутреннее строение души героя. Вначале мы узнаем об отношении персонажа к данному месту пребывания, он отзывается о нем не очень лестно, говоря о том, что ему приходилось голодать, его чуть было не утопили, да и саму Тамань он называет «скверным городишком». Сюжетом данной главы является то, что Печорин прибывает в Тамань по службе, останавливаясь на проживание у странноватых людей – у необычной девушки и слепого мальчика. Поведение хозяев ему кажется странным, и он начинает тайно наблюдать за их делами и жизнью. Поняв в ходе слежки за ними, что они связаны с криминальными личностями, Григорий чуть сам не становится жертвой хозяйки, которая пыталась его утопить.

Именно в этой главе мы знакомимся с основными чертами характера героя, такие как любопытство, кратковременный, но очень сильный интерес, волю, настойчивость и решимость в делах. Он начинает следить за персонажами не с конкретной целью, а лишь для того, чтобы узнать их тайну, решить эту задачу всеми возможными ему способами. Он не задумывается о судьбах людей, в жизни которых он вмешивается, заботится лишь о своих интересах и потребностях. Лишь из любопытства он врывается в судьбы других персонажей, ненадолго пуская их в свою жизнь. Очень часто он сожалеет о содеянном. Например, после того, как он спасся от печальной участи утопленника, герой говорит о том, что не понимает для чего начал следить за этими людьми, которые не причиняли ему никакого вреда.

Читайте также:
Поэт Лермонтова: сочинение

Анализ для 9 класса

“Герой нашего времени” – роман, повествующей о печальной участи человека, ещё в молодости пресытившегося жизнью. Главный герой произведения, Григорий Александрович Печорин, превосходно разбирался в психологии людей, а потому ему так рано наскучило их общество. В главе “Тамань” автор иллюстрирует то, как герой впервые почувствовал себя “лишним” человеком.

По делам службы оказавшись в Тамани, Печорин сразу отмечает своё неблагоприятное впечатление об этом приморском городке. После встречи с хозяевами дома, где ему предстоит остановиться в Тамани, наполовину глухой старухой и слепым мальчиком, производящим жуткое впечатление, на героя находит непреодолимое желание как можно скорее покинуть скверный город. Однако этому не суждено сбыться: Печорин остаётся в Тамани ещё на несколько дней и волей-неволей становится свидетелем происшествий, виновники которых вовсе не хотели попадаться ему на глаза.

Девушка, зачаровавшая Печорина необыкновенным пением и своеобразной, “породистой” красотой, которую герой так ценил в женщинах, является контрабандисткой. Она оказывается той, чей замысел герою, вопреки обыкновению, не удаётся разгадать сразу же. Он слепо следует приглашению своей ундины, отправляясь с этой необыкновенной девушкой в открытое море, не умея плавать. Она оказалась невероятно ловка и сильна для девушки восемнадцати лет, что позволяет ей практически одержать победу над офицером, однако волею случая именно Печорин выбрасывает её за борт.

В этом герое М.Ю.Лермонтов раскрывает образ отчаянного храбреца, всегда готового на опасные приключения. Его решимость пуститься в плавание в шторм, везя при этом в лодке тяжелый груз, производит впечатление на Печорина, который понимает, что перед ним поистине смелый человек.

Несмотря на то, что главный герой подвергается обману и воровству со стороны убогого мальчишки, помимо отвращения он испытывает и жалость к одиночеству ребёнка, покинутого на произвол судьбы. Слепой не поднимает монеты, протянутой им Янко и упавшей в песок – отъезд дорогих ему людей становится трагедией для мальчика, он ничего не замечает вокруг себя, а Печорин ощущает себя невольным виновником произошедшего.

Таким образом, глава “Тамань” примечательна и важна тем, что в ней Печорин впервые осознаёт то, какой вред наносит окружающим, сам того не желая. Им движут любопытство и желание быть любимым, но он всегда оказывается причиной чьих-то страданий. Поэтому Печорин впоследствии замыкается в себе и теряет веру в мир.

Анализ главы Тамань

Популярные сочинения

Достоевского Фёдора Михайловича по праву можно назвать одним из главных страдальцев русской литературы. Он страдал как сам, так и страдал из-за страданий других людей, пропускал беды человечества через себя

Здравствуй, моя драгоценная мамочка! В этот яркий и солнечный день я решила написать тебе письмо. И таким способом передать свои искренние и теплые чувства к тебе.

Гордость это одно из свойств характера, которое может проявляться как в положительном направлении, так и в отрицательном. Гордость в положительном смысле, это проявление радости или удовлетворения за свои или чужие успехи

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: