Особенности характера Печорина, проявляющиеся в его взаимоотношениях с другими действующими лицами романа «Герой нашего времени» (Печорин и Максим Максимыч, Печорин и Грушницкий и т. д.).: сочинение

Печорин и его окружение в романе Герой нашего времени Лермонтова

Главным персонажем произведения «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова является Григорий Печорин. Он эгоистичен. Конечно же, люди, которые окружают главного героя тоже помогают раскрыть его характер и личные качества. Этакий авторский прием.

Рассмотрим Бэлу. Она гордая и независимая личность. Ее главный герой замечает, когда гуляет на свадьбе ее сестры. Она привлекла его внимание сразу. Девушка имеет за плечами всего лишь 16 годиков. Но ее чувства к главному герою были подлинными, они были похожи на любовь женщины, которая полностью поглощена ею. Но из-за своей скромности и характерности она не показала сразу все. Невзначай Григорий узнает о том, что брат Азамат готов продать сестрицу за коня. Он договаривается с ним на кражу.

Печорин увозит Бэлу. Там он пытается с нею жить, но при этом его любовь к ней испаряется. Она ему теперь надоела. При этом девушка продолжает его любить. Этот персонаж помогает раскрыть такие качества главного героя, как непостоянство и эгоизм.

Максим Максимович фигурирует сразу в нескольких повестях «Героя нашего времени». он является обратным прототипом Печорина. Является старшим товарищем главного героя, но при этом общался с ним, как со своим ровесником. Он по-настоящему хорошо относится к главному герою и имеет к нему какие-то отеческие чувства. Но вот Григорий однажды ранит его сердце. С большой надеждой Максим Максимович ожидает героя на гостевой визит. Тот отказывается при встрече и старик обижается.

Княжна Мэри и Вера – это девушки, которые обе замечательны. Они страдают от отношений главного героя. Вера любит героя по-настоящему и заботится о нем, но не может быть вместе с ним из-за того, что уже замужем. Мери начинает ненавидеть героя после того, как тот убил Грушницкого. Обе девушки хорошо образованны и начитанны, как это было принято в то время. Григорий ранит их обеих своим поведением. Веру – встречей, а Мэри – равнодушием. На образах этих героинь Лермонтов показал холодность и равнодушие Печорина. Но еще Михаил Юрьевич показал, что герой еще не до конца потерян. Так как он тоже любит Веру, как когда-то любил.

В очередной поездке на Кавказ Печорин познакомился с Грушницким, но считал его намного глупее и неинтереснее себя. Печорин не понимал, зачем он пытается выслужиться.

Вернер – это друг Печорина, к которому он очень хорошо относится. Они понимали друг друга очень хорошо.

2 вариант

В романе «Герой нашего времени» Лермонтова М.Ю., Печорин играет главную роль. Другие действующие лица романа обрамляют его характер, но все же их роль отнюдь не второстепенна, поскольку каждый из них оказывает огромное влияние на судьбу Печорина, как и он на их.

Автор и пытается уделить особое место этим персонажам, их судьбе, отношениям к миру, к другим людям и, в особенности к Григорию Александровичу.

Он по своей натуре романтик, поскольку отправляется на Кавказ лишь от скуки. Остальные образы в романе делятся на два типа, на два разных общества, в которых Печорин является разрушителем этих групп.

Одной из таких героев является Бэла – девушка, обладающая необычайной гордостью и независимостью. Она юна, но ее влюбленность к Григорию отнюдь не юношеская. Она отнеслась к этому чувству как взрослая женщина, способной отдаться ему целиком. Но из-за своего характера не открывает этого.

Познакомившись с ней на свадьбе, Печорин поражен ее красотой и всячески пытается ее ублажить, даже учит ее язык.

Но вскоре интерес героя к девушке быстро угасает. И она становится одной из многих жертв циничности и эгоизма Григория, продолжая его любить по-прежнему.

Максим Максимович – штабс-капитан, сослуживец Печорина. По возрасту, он вдвое старше главного героя, но относится к нему на равных. Всегда его привечает, ждет в гости с нетерпением и искренне любит.

В ответ же Григорий Александрович не удостаивает старика своим драгоценным вниманием. Добрый, любящий и умеющий дружить с окружающими, Максим Максимович очень критичен к себе, считая себя необразованным.

Автор показывает в этом герое благородного и духовно развитого человека, который просто живет, работает и принимает людей такими, какие они есть. Но даже ему не удается расположить к себе Григория.

Княжна Мэри Лиговская – еще одна из жертв эгоизма главного героя. Как обычно Печорин влюбляется в хорошенькую девушку, когда проходит курс лечения. И не просто влюбляется, а решает ее в себя влюбить, благо опыта ему в этом не занимать. Но самое страшное он решает совершить этот поступок лишь для того, чтобы не вызвать лишних подозрений. Более того он наслаждается той болью, которую испытывает девушка когда тот признается ей в нелюбви.

Во время отдыха Печорин тут же встречает другую женщину Веру – свою давнюю знакомую, в которую был когда-то влюблен. И она та самая единственная женщина, к которой Печорин испытывает чувства любви. Лишь она его понимает и принимает со всеми присущими ему недостатками.

Читайте также:
Портрет Героя нашего времени в романе М. Ю. Лермонтова: сочинение

Но она недосягаема для него, ведь она теперь замужняя дама, и муж увозит ее далеко от этого места.

Этот треугольник разбавляет другой герой Грушницкий – разжалованный офицер, страстно влюбленный в княжну Мэри. Его чувства нисколько не затрагивают черствую душу Печорина, который относится к этому как игре, кто сильней и удачливей.

Также в романе интересны отношения Печорина и поручика Вулича. Главный герой относился со скептицизмом к верованиям в судьбу и предопределениям. Заключив между собой смертельное пари на 20 червонцев, Вулич стал стрелять себе в висок, но произошла осечка. Печорину оставалось лишь поверить в предопределение.

Сочинение Окружение Печорина

Михаил Лермонтов написал первый социально-психологический роман «Герой нашего времени», который включает в себя цикл повестей. Каждую часть произведения объединяет главный герой, при этом каждая повесть имеет свою жанровую специфику и особенность.

Как и любая романтическая книга «Герой нашего времени» сконцентрирована на описании образа главного героя – Печорина. Все остальные персонажи помогают раскрыть его характер. Второстепенных героев условно можно разделить на две группы: рассказчики и остальные. Повествование в главах ведется от лица безымянного офицера, Максима Максимыча и самого Печорина.

В главе «Белла» ключевым звеном является описание традиции восточной свадьбы. Автор вносит в жизнь Печорина судьбоносное знакомство с местной девушкой. Главный герой меняет Беллу на породистую лошадь. Закон природы – каждый мужчина добытчик не только пищи, но и счастья. И до тех пор, пока Белла остается для Печорина загадкой, он искренне верил, что она ангел, посланный сострадательной судьбой. Но после того как девушка покорилась ему, Печорин понимает, что любовь дикарки не лучше любви светской барышни.

В главе «Тамань» главный герой из благих намерений рушит жизнь мирных контрабандистов, лишает их смысла жизни и средств к существованию. Но эти контрабандисты запомнились главному герою тем, что Печорин провел параллель между их и своей жизнью.

Новый женский образ появляется в главе «Княжна Мэри». Но в этой части Печорин оказывается положительным героем. Он «открывает» Мэри глаза на пустого, никчемного человека Грушницкого. Печорин прекрасный психолог, именно в этой главе автор знакомит читателя с единственной любовью главного героя – Верой. Но любовь эта не могла иметь счастливого конца. Вера стала единственной девушкой, которая заставила Печорина плакать.

«Красной нитью» в романе проложена тема судьбы и судьбоносных решений. Глава «Фаталист» доказывает эту тематическую составляющую. Печорин встречает поручика Вулича и предсказывает его смерть. Главный герой, не верящий в любовь и дружбу, убедился в наличии судьбы. Не случаен и тот факт, что Печорин умирает в дороге, так и не сумев найти смысл человеческого существования.

Для того чтобы разгрузить произведение, автор нагружает внутренний мир главного героя переживаниями и окружает его большим количеством персонажей. Но Печорин, подобно судьбе, приходит в жизни героев романа и невольно рушит их.

Также читают:

Картинка к сочинению Печорин и его окружение в романе Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Педагоги, психологи и социологи доказали, что мировоззрение личности формируется в процессе обучения и усвоению ею культурных ценностей. Ведущая роль в этом процессе принадлежит семье и образовательным учреждениям.

Хамелеонство – способность человека подстраиваться, маскироваться под ситуацию словно хамелеон, меняющий окрас в зависимости от окружающей среды. Такое качество человека вызывает у других неприятные чувства

Как известно, сюжет «Пиковой дамы» взят из реальной жизни. Так Пушкин рассказал своему другу Нащекину о курьезном случае, который произошел с князем Голицыным. Однажды молодой человек сильно проигрался в карты

Наверное, нет такого человека, который бы не читал произведение Грибоедова «Горе от ума». И узнать, а главное понять с первого взгляда кем является герой невозможно, да и мнения людей могут разделиться.

В каждом веке есть свои гении, свои творцы. Но не каждый такой гений, тем более гений художественного творчества становится идеалом для современников и последователей

Особенности характера Печорина, проявляющиеся в его взаимоотношениях с другими действующими лицами романа «Герой нашего времени» (Печорин и Максим Максимыч, Печорин и Грушницкий и т. д.).: сочинение

1. Как в исповеди Мцыри проявляются его представления об истинных ценностях жизни? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».)
2. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» раскрывается тема жизни и смерти?
3. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» проявляются важнейшие черты романтизма?
4. Как смысл эпиграфа к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» связан с образом главного героя?

1. Как в произведениях М.Ю. Лермонтова раскрывается тема русской истории? (На примере стихотворения «Бородино» и поэмы «Песня… про купца Калашникова».)
2. Каково отношение автора поэмы к Калашникову и Кирибеевичу? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).
3. Образ Кирибеевича в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня… про купца Калашникова».

1. За какую правду готовится «постоять до последнева» купец Калашников?
2. Как автор относится к Кирибеевичу? Свой ответ обоснуйте.

И сказал ему Кирибеевич:
“А поведай мне, добрый молодец,
Ты какого-роду племени,
Каким именем прозываешься?
Чтоб знать, по ком панихиду служить,
Чтобы было чем похвастаться”.
Отвечает Степан Парамонович:
“А зовут меня Степаном Калашниковым,
А родился я от честного отца,
И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного.
И промолвил ты правду истинную:
По одном из нас будут панихиду петь,
И не позже как завтра в час полуденный;
И один из нас будет хвастаться,
С удалыми друзьями пируючи.
Не шутку шутить, не людей смешить
К тебе вышел я, басурманский сын, –
Вышел я на страшный бой, на последний бой!”
И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег;
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло.
Вот молча оба расходятся, –
Богатырский бой начинается.
Размахнулся тогда Кирибеевич
И ударил в первой купца Калашникова,
И ударил его посередь груди –
Затрещала грудь молодецкая,
Пошатнулся Степан Парамонович;
На груди его широкой висел медный крест
Со святыми мощами из Киева, –
И погнулся крест и вдавился в грудь;
Как роса, из-под него кровь закапала;
И подумал Степан Парамонович:
“Чему быть суждено, то и сбудется;
Постою за правду до последнева!”
Изловчился он, изготовился,
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.
И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная,
И, увидев то, царь Иван Васильевич
Прогневался гневом, топнул о землю
И нахмурил брови черные;
Повелел он схватить удалова купца
И привесть его пред лицо свое.
(М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Читайте также:
В чем своеобразие темы любви в лирике М.Ю.Лермонтова: сочинение

Сопоставьте рассматриваемый выше фрагмент поэмы М.Ю. Лермонтова с приведённым ниже фрагментом поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин».
К каким выводам привело вас это сопоставление?

Бьётся насмерть парень бравый –
Так, как бьются на войне.
И уже рукою правой
Он владеет не вполне.

Кость гудит от раны старой,
И ему, чтоб крепче бить,
Чтобы слева класть удары,
Хорошо б левшою быть.

Бьется Теркин,
В драке зоркий,
Утирает кровь и пот.
Изнемог, убился Теркин,
Но и враг уже не тот.

Далеко не та заправка,
И побита морда вся,
Словно яблоко-полявка,
Что иначе есть нельзя.

Кровь – сосульками. Однако
В самый жар вступает драка.

Немец горд.
И Теркин горд.
– Раз ты пес, так я – собака,
Раз ты черт,
Так сам я – черт!

Ты не знал мою натуру,
А натура – первый сорт.
В клочья шкуру –
Теркин чуру
Не попросит. Вот где черт!

Кто одной боится смерти –
Кто плевал на сто смертей.
Пусть ты черт. Да наши черти
Всех чертей
В сто раз чертей.

Бей, не милуй. Зубы стисну,
А убьешь, так и потом
На тебе, как клещ, повисну,
Мертвый буду на живом.

Отоспись на мне, будь ласков,
Да свали меня вперед.

Ах, ты вон как! Драться каской?
Ну не подлый ли народ!

Хорошо же! –
И тогда-то,
Злость и боль забрав в кулак,
Незаряженной гранатой
Теркин немца – с левой – шмяк!

Немец охнул и обмяк.

Теркин ворот нараспашку,
Теркин сел, глотает снег,
Смотрит грустно, дышит тяжко, –
Поработал человек.

1.Доказывает ли Печорин своей жизнью мысль о счастье как о «насыщенной гордости»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
2. Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Мери? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
3. Какие черты личности Печорина проявляются в истории его отношений с Верой? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
4. Какой смысл вкладывает М.Ю. Лермонтов в название своего романа «Герой нашего времени»?
5. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют женские образы?
6. Кого можно назвать фаталистом в главе «Фаталист»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
7. Почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
8. Почему Печорин одинок и несчастлив? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
9. Своеобразие характера Печорина. (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
10. Тема дружбы и особенности её звучания в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1. Каковы особенности личности Максима Максимыча, проявившиеся в приведённом эпизоде?
2. Какими художественными средствами передано отношение Максима Максимыча к Бэле?

Четверть часа спустя Печорин вернулся с охоты; Бэла бросилась ему на шею, и ни одной жалобы, ни одного упрёка за долгое отсутствие. Даже я уж на него рассердился.
– Помилуйте, – говорил я, – ведь вот сейчас тут был за речкою Казбич, и мы по нём стреляли; ну, долго ли вам на него наткнуться? Эти горцы народ мстительный: вы думаете, что он не догадывается, что вы частию помогли Азамату? А я бьюсь об заклад, что нынче он узнал Бэлу. Я знаю, что год тому назад она ему больно нравилась, – он мне сам говорил, – и если б надеялся собрать порядочный калым, то, верно, бы посватался.
Тут Печорин задумался. «Да, – отвечал он, – надо быть осторожнее. Бэла, с нынешнего дня ты не должна более ходить на крепостной вал».
Вечером я имел с ним длинное объяснение: мне было досадно, что он переменился к этой бедной девочке; кроме того, что он половину дня проводил на охоте, его обращение стало холодно, ласкал он её редко, и она заметно начинала сохнуть, личико её вытянулось, большие глаза потускнели. Бывало, спросишь её: «О чем ты вздохнула, Бэла? ты печальна?» – «Нет!» – «Тебе чего-нибудь хочется?» – «Нет!» – «Ты тоскуешь по родным?» – «У меня нет родных». Случалось, по целым дням, кроме «да» да «нет», от неё ничего больше не добьёшься.
Вот об этом-то я и стал ему говорить. «Послушайте, Максим Максимыч, – отвечал он, – у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, – но их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто. Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться её, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно. Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями, – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа её на коленях, целовал её черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою. Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я её ещё люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за неё отдам жизнь, – только мне с нею скучно. Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь – только не в Европу, избави Боже! – поеду в Америку, в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере, я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог». Так он говорил долго, и его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека, и, Бог даст, в последний. Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, – продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне, – вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?
Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду; что, впрочем, разочарование, как все моды, начав с высших слоев общества, спустилось к низшим, которые его донашивают, и что нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок. Штабс-капитан не понял этих тонкостей, покачал головою и улыбнулся лукаво:
– А все, чай, французы ввели моду скучать?
– Нет, англичане.
– А-га, вот что. – отвечал он, – да ведь они всегда были отъявленные пьяницы!
Я невольно вспомнил об одной московской барыне, которая утверждала, что Байрон был больше ничего, как пьяница. Впрочем, замечание штабс-капитана было извинительнее: чтоб воздерживаться от вина, он, конечно, старался уверять себя, что все в мире несчастия происходят от пьянства.
(М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)

Читайте также:
ТРАГЕДИЯ ОДИНОЧЕСТВА (По произведениям М. Ю. Лермонтова): сочинение

Сопоставьте представленный выше фрагмент романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» со строфами из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
В чём близки натуры Печорина и Онегина?

Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели,
Затем, что не всегда же мог
Beef-stеаks* и страсбургский пирог
Шампанской обливать бутылкой
И сыпать острые слова,
Когда болела голова;
И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.

Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава Богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
Как Child-Harold**, угрюмый, томный
В гостиных появлялся он;
Ни сплетни света, ни бостон,
Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего.

Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлаждённый ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны*** и людей
На самом утре наших дней.

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней:
Тому уж нет очарований,
Того змия воспоминаний,
Того раскаянье грызёт.
Всё это часто придает
Большую прелесть разговору.
Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.
(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

* beef-steak – бифштекс. (вернуться)
** Child-Harold – герой поэмы Байрона «Странствования Чайльд-Гарольда». (вернуться)
***Фортуна – в древнеримской мифологии богиня счастья, случая, удачи; изображалась с повязкой на глазах; в переносном смысле Фортуна – слепой случай. (вернуться)

1. В чём заключается своеобразие патриотизма М.Ю. Лермонтова? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося.)
2. В чём своеобразие лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
3. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется отношение поэта к Богу? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося.)
4. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема поэта и поэзии? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
5. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема предназначения поэта и его трагической судьбы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
6. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется трагизм его мировоззрения? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
7. Как в лирике М.Ю. Лермонтова связаны тема любви и мотив одиночества? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
8. Как связаны в поэзии М.Ю. Лермонтова размышления о творчестве и тема одиночества? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

Читайте также:
Зримость описаний в повести Катаева «Белеет парус одинокий»: сочинение

Сочинение на тему: «Жизнь Печорина в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)»

Позиция Печорина

Герой позиционирует себя как циничной человек. Он гордится своими взглядами на жизнь, не чувствует угрызений совести, причиняя боль другим людям. Он превратился в нравственного калеку и полностью отдает себе в этом отечет. Печорин демонстративно отвергает любовь и дружбу. Он утверждает, что презирает женщин, чтобы не любить, он боится, что иначе его жизнь превратится в мелодраму. Он не понимает и не принимает дружбу, считая, что при настоящей дружбе один обязательно становится рабом второго.

В редкие минуты, когда Печорин слегка приоткрывает свою душу людям, он намекает на то, что его нужно жалеть. Герой видит, что причиняет боль другим людям, что из-за его прихотей ломаются судьбы, рушатся и заканчиваются жизнью. Окружающим он показывает безразличность к этому. Но так ли это на самом деле? Об этом читателю остается только догадываться.

Выбор Печорина

В любой ситуации человек способен самостоятельно выбирать как себя вести. Есть люди, которые долго сомневаются в своем решении. Но Печорин всегда тверд в своих взглядах. Его не смущает и не останавливает ничто, если он решил добиться какой-либо цели. Но его единственная цель – убить скуку. Любыми способами он пытается развлечься, не обращая внимания на сломанные судьбы. Но развлечения его носят жестокий и эгоистичный характер.

Любовь для него лишь пустой звук, и даже если он испытывает к девушке искреннюю симпатию (например, к Бэле), то она быстро надоедает ему. В некоторых же случаях он играет судьбами людей только из спортивного интереса (Мери и Грушницкий стали жертвами не его чувств, а его скуки).

И Печорин сам выбирает этот путь. Несмотря на то, что он вежлив и образован, умеет тактично держаться в общении с людьми, привлекает внимание девушек, в его душе живет бесчувственное чудовище. Именно это не дает герою почувствовать себя счастливым.

Неужели зло так привлекательно? Почему любят Печорина, если он приносит горе

Григорий Печорин — главный герой известного на весь мир психологического романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Его образ сложен и неоднозначен, таких литературных героев, как Григорий, принято анализировать, сравнивать и характеризовать не только в рамках литературных произведений, но и в историческом контексте.

Читайте также:
Единство человека и природы в поэме «Мцыри»: сочинение

Григорий Печорин стал своеобразным воплощением целого поколения людей 19 века, вокруг него было множество споров и обсуждений. Сам император и реакционные журналисты негативно отзывались и о произведении Лермонтова в целом, и о главном герое, предчувствуя в нем проявление тех самых революционных ноток, которых было так важно избежать. У широкой же публики появление еще одного героя из категории «лишних людей» вызвало неоднозначную реакцию. Кому-то Печорин был понятен, у кого-то вызывал отторжение как человек эгоистичный, злой и самодовольный.

Но почему для окружения самого Григория было так важно поддерживать с ним связь и находить общий язык? Что такого привлекательного в его образе? Для ответа на вопрос стоит обратиться к сюжету произведения «Герой нашего времени» и для начала вспомнить самые «плохие» поступки Печорина и охарактеризовать их.

Уже в главе «Бэла» Григорий Александрович проявляет свою натуру: он похищает девушку, насильно поселяет у себя, а ради самой авантюры крадет коня у Казбича и подставляет под удар еще совсем юного глупого Азамата, брата Бэлы. Даже смерть княжеской дочери не может разрушить ледяное спокойствие и апатию Печорина. На водах свою скуку Григорий пытается развеять соперничеством с Грушницким за сердце юной княжны Мери. Героя не волнуют последствия его поступков, он готов даже стать виновником любовной трагедии и психического расстройства Мери на фоне ее неразделенной любви к Печорину и смерти Грушницкого. Для Григория важны только его собственные интересы, что он вновь демонстрирует во взаимоотношениях с Верой. Он знает, что женщина по-прежнему любит его так сильно, что не может забыть даже несмотря на все страдания, который причинил ей Печорин. Но вместо того, чтобы перестать мучить ее, герой лишь усиливает страдания, вновь пытаясь возобновить с ней отношения.

Несомненно, Григорий Александрович понимает весь ужас своих действий, осознает, что заставляет людей страдать и сам изнемогает от своей душевной неполноценности и эгоизма (вспомним, что критик Г.В. Белинский охарактеризовал его как «страдающего эгоиста»). При этом герой ничего не может сделать со своей ущербностью, он сам задается вопросом что же притягивает к нему людей, хотя в глубине души осознает причины. Эти причины понимает и Вера, на что указывает в своем прощальном письме:

«Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин, не потому, чтоб ты был лучше их, о нет! Но в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно, ничей взор не обещает столько блаженства, никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном.»

Несмотря на то, что героиня дает объяснение только притягательности Григория для женского общества, частично ее слова верны и по отношению к приятелям Печорина: «никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами». Григорий умен, образован, смел, он является интересным собеседником, он азартен, а значит способен стать отличным сообщником и помощником для своих сотоварищей. Печорин умеет слушать и говорить, он способен быть независимым от общественного мнения, что привлекает к себе внимание и вызывает уважение к Григорию у людей, так или иначе похож на него.

Несомненно, Григория любят, но вся эта любовь обладает нездоровыми причинами и проявлениями, ранит тех, кто ее испытывает и либо стремительно гаснет после более близкого знакомства, либо перерастает в нечто пугающее и травмирующее, как в случае чувств Веры и Мери. Можно сказать, что Печорин действительно привлекателен для людей, но таким его делает вовсе не внутреннее зло, а те положительные качества, которые отчасти заглушают его.

Одиночество Печорина

Герой всячески старается показать окружающим, что он самодостаточен, что ему не нужны другие люди. Но в душе Печорин очень одинок. Он сам закрывает вход в свою душу, отвергая и любовь и друзей. Невероятная скука в его жизни, которую он пытается убить любыми способами, рождена именно тем, что герой закрылся от людей, оставив в кругу своих интересов только собственную персону. Печорин, возможно, мог бы любить людей, найти настоящую дружбу, искренне полюбить девушку. Но он сознательно отказывается от этих великих человеческих благ, выбирая одиночество.

Таким Печорина сделало общество. Он сам говорит об этом, беседую с Максимом Максимычем или Мери. Но в итоге Печорин стал личностью, закрывшей свою душу от всего доброго и хорошего, что могло бы в ней поселиться. Таких людей можно только пожалеть, ведь достичь счастья, имея такую циничную натуру просто невозможно. Каждый человек – хозяин своей жизни. Отказываясь от человеческих добродетелей, разучившись испытывать чувства искренне и длительно, Печорин самостоятельно обрекает себя на вечную скуку, одиночество и несчастье.

Читайте также:
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова Молитва.: сочинение

Данная статья поможет грамотно написать сочинение «Почему Печорин несчастлив», описать причины его цинизма, одиночества и непрерывной, съедающей душу скуки.

Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин

Роман «Герой нашего времени» был написан в 1840 году, во времена политической и общественной реакции, которая привела к появлению так называемого образа «лишнего человека». В. Г. Белинский утверждал, что главный герой произведения — Печорин — это Онегин своего времени. Печорин чувствует свое жизненное назначение, считая себя «необходимым действующим лицом всякого пятого акта». Он, как личность думающая и во многом талантливая, старается найти свое место в обществе, но все же обречен исторической действительностью на вечное

одиночество. Кроме того, одним из наиболее ярких качеств характера Григория Александровича является эгоцентризм, который также заставляет героя чувствовать себя одиноким.

Сталкивая Печорина сначала с «дикаркой» Бэлой, затем с «добрым» Максимом Максимычем, с «честными контрабандистами, Лермонтов неизменно показывает, что Печорин превосходит их, способен подчинить их своей воле или оказывается нравственно их благороднее. В «Фаталисте» Печорин сражается уже не с людьми, а с самой идеей судьбы, бросая ей вызов. Но все эти победы Печорина не приносят ему ни общественной чести, ни нравственного удовлетворения,

более того, разрушают его, каждый раз лишь усиливая одиночество героя.

Характер Печорина сложен и противоречив. Главный герой говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит себя в душе стариком». По мнению Белинского, Печорин, «бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду». Но нигде герой не находит ни счастья, ни покоя. Причина подобного отношения к жизни — в самом обществе, которое построено на лицемерии и неискренности. «Узнав хорошо свет и пружины общества», Печорин «стал искусен в науке жизни», то есть научился скрывать истинные порывы своей души, лицемерить, перестал верить в искренность, любовь, дружбу. В итоге он превратился в одинокого и несчастного человека, несмотря на всю «внешнюю оживленность» его существования.

Печорин не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Этот герой не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, боится ответственности. Что ему остается? Только цинизм, критика и скука. В итоге Печорин погибает.

В своем романе Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.

Таким образом, Лермонтов утверждает, что причина одиночества героя лежит в обществе, которое сформировало Печорина таким, каким он был. Но, кроме того, в этом «повинны» и внутренние качества героя, который позволил среде сделать из него холодного и равнодушного игрока на поле жизни.

Многие писатели в своем творчестве ставили вопрос о цели существования, и доверяли своим литературным героям найти ответ на этот вопрос. Так, М. Ю. Лермонтов впервые в русской литературе вывел на страницы своего романа «Герой нашего времени» героя, который прямо ставил перед собой самые главные вопросы сознательного человеческого бытия — о цели и смысле жизни человека, о его назначении. Реакционные критики так же, как и Николай I, не нашли в романе ничего русского и говорили, что роман порочен и списан у западно-европейских романистов. После выхода романа в свет подобные критики создали легенду о том, что в Печорине Лермонтов изобразил самого себя. Познакомившись с этими критическими отзывами, Лермонтов нашел нужным написать предисловие ко второму изданию романа, в котором язвительно высмеял поп

Ытки поставить знак равенства между им и его героем. Он заявил, что «Герой нашего времени» — это портрет, составленный из пороков нашего поколения. Создавая этот портрет, Лермонтов высказал «едкие истины» о его эгоизме, бездействии, растрате сил на пустые занятия, о равнодушии к общественной жизни.

В повести «Княжна Мэри» Печорин рассказывает о само себе, раскрывает свою душу. Недаром, в предисловии сказано, что здесь перед нашими глазами предстанет история души человеческой. И здесь сильнее всего проявились особенности «Героя нашего времени» как психологического романа. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки. Здесь даны и разгадка его характера, и объяснение его поступков.

Печорин — жертва своего тяжелого времени. Но оправдывает ли Лермонтов его поступки? То, что мы узнаем о Печорине из его дневника, из рассказов других героев о нем, вызывает к нему двойственное чувство. Мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей. Нас отталкивает его равнодушие к людям, его неспособность к настоящей любви, дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Мы видим, что и сам он глубоко страдает. Характер Печорина сложен и противоречив. Он сам говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» Печорин принадлежит к тому типу лишних людей, для которых в окружающем их обществе нет ни места, ни дела.

Читайте также:
Литературный анализ «Одинок я, нет отрады»: сочинение

Лермонтов ясно указывает на главную причину сделавшую Печорина и других мыслящих людей его времени несчастными. Причину он видел в «ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права…». Портрет Печорина свидетельствует о его усталости и холодности. Он равнодушен к своей судьбе, к своему прошлому. Его улыбку, прямо противоположную смыслу слов, не стоит воспринимать как иронию по отношению к Максим Максимычу. Печорин скорее иронизирует над собой, над безнадежностью своего положения, когда все его попытки вторжения в жизнь заканчиваются горьким итогом. Для Максим Максимыча все прошедшее мило, а для Печорина мучительно.

Печорин не знает другого способа пробуждения души, чем приобщение к страданиям, так его любовь никому не принесла счастья. Орудием казни он также и в отношениях с Верой, которую единственную любит, хоть и разлучен с нею. Отношения с ней подчеркивают, что Печорин, вопреки своему утверждению, способен «безумствовать под влиянием страсти». Перед нами человек, наделенный незаурядными качествами, человек огромной воли, и все же человек этот не нашел в своей жизни достойной нравственной цели, которая вела бы сквозь испытания по верному пути. Вместо этого незаурядность натуры Печорина несет только страдания окружающим, одновременно создавая еще большую пустоту в душе героя, не знающего, для какой цели он живет.

Добавим при этом, что таковы были молодые люди современного Лермонтову поколения, и обобщенный образ этого поколения, воплощенный в Печорине дает пищу для ума, заставляя задуматься об актуальности проблемы бесцельно проживаемых жизней. Подобно тому, как канул в Лету Печорин, чья смерть в дороге стала символом так и не обретенного жизненного пути, его конечного пункта, твердой цели, так каждый из нас может исчезнуть с лица земли, не оставив хоть сколько-нибудь значимого следа.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Герой нашего времени»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Герой нашего времени»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Герой нашего времени»
  • для самых любопытных — Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов
  • для самых крутых — Читать «Герой нашего времени» полностью

Сочинение: Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова Герой нашего времени.

Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова “Герой нашего времени”.

Автор: Лермонтов М.Ю.

Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова Герой нашего времени».

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» создан как бы «на стыке» двух художественных методов: романтизм и реализма.

Согласно романтическим канонам, образ главного героя разработан максимально глубоко и полно и противопоставлен всем персонажам. То есть вся система образов романа построена так, чтобы под различными углами зрения осветить центральный персонаж. Но это вовсе не означает, что второстепенные герои не имеют самостоятельного значения. Каждый герой наделен сложным характером, обусловленным и его психологией, и национальностью, и социальной принадлежностью, и возрастом, и судьбой. Это уже вполне реалистические образы, и их столкновение с Печориным необходимо для характеристики главного героя.

Первая глава – «Бэла» – строится в строгом соответствии с канонами романтизма. Это значит, что главный герой противостоит окружающему миру; он загадочен, непонятен остальным персонажам; он ищет неземной любви и не приемлет привычку взамен всесожигающей страсти; его мятущаяся душа, родственная стихиям, внутренне статична: единожды сложившись как романтический герой, он уже не меняется. Недостижимая для серой массы обывателей глубина и трагичность мироощущения героя дает ему право переступать обычные человеческие установления – и для романтика это оправданно; нельзя требовать от романтика подчинения общей усредненной норме.

В известной мере «Бэла» строится так, что читатель подготовлен к появлению романтического героя, нарушающего все условности, и ждет от Печорина именно бунта. Он, Печорин, – в центре повествования, он – объект читательского интереса. И не только читательского. Максим Максимыч до сих пор без слез не может вспоминать о несчастной участи Бэлы, он искренне полюбил эту девочку – а прощает Печорину ее гибель! Почему? «Что прикажете делать? Есть люди, с которыми непременно надо соглашаться». То есть добрый, порядочный штабс-капитан судит себя и себе подобных по одним законам, а Печорина – по другим, гораздо менее жестким. И его слушатель – путешествующий офицер – с ним как будто согласен, и мы – читатели – принимаем его систему двойной моральной нормы. Попробуем представить себе, что не Печорин, а сам Максим Максимыч вдруг вздумал бы похищать Бэлу. Мы бы автору не поверили! А от Печорина – таинственного, загадочного – читатель ждет подобных поступков – и еще более безумных. Ждет нарушения общепринятых норм, дерзкого посягательства на тихое, мирное, скучное течение обыденности.

Читайте также:
Печорин и «водяное общество» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».: сочинение

Но с главы «Максим Максимыч» в романе активизируется взаимодействие романтического и реалистического планов. Печорин мыслит и действует как романтический герой, но взгляд автора на него реалистичен. Лермонтов последовательно выявляет в образе Печорина признаки духовного надлома, подчеркивает алогизм его моральных оценок.

В «Бэле» Печорин ради обретения нового духовного опыта, не задумываясь, жертвуя и князем, и Азаматом, и Казбичем, и самой Бэлой: «Да когда она мне нравится!»

В «Тамани» он позволит себе из любопытства вмешаться в жизнь «честных контрабандистов» – и заставит их бежать, бросив дом, а заодно о слепого мальчика со старухой.

В «Княжне Мери» вмешается в завязавшийся роман Грушницкого и Мери, вихрем ворвется в наладившуюся жизнь Веры. Ему тяжко, ему пусто, ему скучно. Он пишет о своей тоске и о притягательности «обладания душой» другого человека, но ни разу не задумывается, откуда взялось его право на это обладание! И то, что не вызывало сомнений в романтической «Бэле», то, что насторожило в «Тамани», с предельной ясностью предстает в «Княжне Мери».

С каждым героем романа у Печорина устанавливаются свои, особые отношения. Отношения с ним не похожи на взаимоотношения героев между собой, потому что Печорин стремится любыми средствами прорваться за внешнюю маску героев, увидеть их истинные лица, понять, на что каждый из них способен. В стремлении добраться до сути Печорин ведет себя не всегда гуманно. И это усиливает напряженность сферы его влияния, заставляет окружающих реагировать на него резко и остро.

И перед читателем «портрет поколения» раскрывается не только в образе Печорина, составленного, как сказано в предисловии, из пороков его времени. Каждый персонаж романа в своем взаимодействии с главным героем проявляет себя представителем «нашего времени».

Сочинение на тему «Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова»

Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта — это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.

С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жесткое, лицемерное. И заглавие трагедии «Маскарад» заключает в себе смысл иронический, так как у этих людей были маски, а в маскараде неузнанные, они выступали без масок, в обнажении неизменных страстей и пороков. И Лермонтов имел смелость высказать им все, что думал о них. Он грозил им народной расправой и указал на их связь с императорским троном. Он неуклонно шел по избранному пути. И ненависть к «стране господ» только обостряла его любовь к «печальным деревням» и к «холодному молчанию» русских степей.

Одиночество характерно для всего творчества Лермонтова. Его лирический герой мучается от сознания невозможности что-либо изменить в этой жизни, и наступает разочарование: «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть». Мучительные

переживания одиночества, ощущение бесприютности, бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессмертная, «как пламень», печаль — вот основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова. Он чувствует себя бесконечно одиноким в этом мире.

«Один среди людского шума Возрос под сенью чуждой я»

В этих строках есть биографическая основа: мать Лермонтова умерла, когда мальчику было всего два года, отца он почти не видел. Затем была неразделенная любовь. И снова -одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими.

Поэт постепенно свыкается с участью одинокого скитальца и уже не мыслит себя с близкими ему людьми.

Лермонтов не мог воспринимать происходящее вокруг него с легкостью и беспечностью. Поэтому часто в его стихотворениях сгущаются краски.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Лирика Лермонтова — это исповедь бесконечно одинокой, сосредоточенной в себе мужественной души, которая бунтует против окружающей действительности.

Мир отвергает героя, но и герой отвергает этот мир, уходит от него.

В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы. И даже если над ним тяготеет преступное прошлое, как над Арбениным («Маскарад»), он все равно возвышается над толпой и толпа не смеет судить его.

Таков Арбенин, таков Печорин. Но в отличие от прежних своих творений Лермонтов, создавая «героя нашего времени», уже не воображал жизнь, а рисовал такой, какая она есть на самом деле.

Огромную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества.

Особенно ярко проблема этих взаимоотношений выражена в стихотворении «Пророк». Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: «В меня все ближние мои бросали бешено камнями». «Шумный град» встречает лермонтовского героя насмешками «самолюбивой» пошлости, презрением.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Читайте также:
Сюжет романа «Герой нашего времени»: сочинение

Тема поэта и общества появляется и становится главной в таких произведениях Лермонтова, как «Смерть поэта», «Поэт», «Журналист, читатель, и писатель» и т. д.

Стихотворение «Смерть поэта» прославило Лермонтова и изменило его судьбу, за него он был сослан на Кавказ. В этом стихотворении он ругает тех, кто стоит на троне, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. И именно они — гонители таланта, сплетники, наушники, «свободы, гения и славы палачи» — стали причиной смерти поэта.

В стихотворении «Поэт» взаимоотношения поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрываются по-другому. Стихотворение можно раздробить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги забыты, толпа презирает его.

Тема поэта и поэзии, назначение поэта стала одной из значительных тем в русской литературе.

Сочинение: М. Ю. ЛЕРМОНТОВ “Поэт и общество”

М. Ю. Лермонтов прожил недолгую жизнь, но его бога­тое творческое наследие волнует сердца читателей до сих пор. Еще в ранней молодости поэт задумывался о назначе­нии искусства, о месте поэта в обществе. В ранний период своего творчества Лермонтов считал, что цель поэта — оформить словами те чувства, которые правят его душой, и в этом поэт должен быть честен прежде всего перед собой, правдив: “Мой прекрасный дом для этого построен”, — пишет Лермонтов в стихотворении “Мой дом”.

Однако после поражения восстания декабристов (время наступления реакции) по мере развития взглядов на мир образ поэта в творчестве Лермонтова изменяется, посколь­ку творец жаждал сердечного отклика, простоты, света, а мир отвечал ему обманом, злобой, пороком. И Лермонтов начинает понимать свое коренное отличие от предшествен­ников:

Нет, я не Байрон, я другой,

И теперь, создавая образ современного поэта, Лермонтов лишает его того высокого ореола, которым его окружали раньше. Лермонтовский образ певца-пророка-граждани­на — это образ народного трибуна, который своим “про­стым и гордым” языком “воспламенял бойца для битвы”, который пытался противостоять фальши и бесхарактер­ности современного мира.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой;

Во дни торжеств и бед народных.

Однако в сложившихся условиях поэт уже не может подняться до этого идеала и поэтому переживает глубокий кризис (стихотворения “Поэт”, “Журналист, читатель и писатель”):

Но скучен нам простой и гордый твой язык, —

Нас тешат блестки и обманы.

Поэт, полный сил и энергии, но не знающий, куда их приложить, по мнению Лермонтова, уподобляется кинжа­лу, который раньше был серьезным оружием, но теперь превратился в ценное украшение:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Внимал в немом благоговенье?

Но как же тогда быть поэту, чье творчество призвано служить обществу? И стихи Лермонтова наполняются стра­данием, болью, чувством непреодолимого одиночества. Твор­цу, как воздух, необходимы близкие и родные по духу люди, но одинаковость людей и их безмыслие, холодность дела­ют общение с ними невозможным:

Гляжу на будущность с боязнью,

Ищу кругом души родной.

Налицо конфликт между творцом, готовым к дерзким преобразованиям во имя человечества, и обществом, видя­щим в нем эгоиста, обращенного только к своим пережи­ваниям. И это сложное противоборство чувств, трагизм судьбы поэта в светском обществе открываются нам в стихотворениях Лермонтова “Смерть Поэта” и “Как часто пестрою толпою окружен. “. Представленный здесь “выс­ший свет” не просто глуп и скучен, но и преступен: он убивает настоящих поэтов.

В своих размышлениях об обществе Лермонтов с горечью и тоской смотрит на современное ему поколение, изне­женное и малодушное, не способное ни дружить, ни любить, не умеющее ни творить, ни воспринимать чужое творчество.

Печально я гляжу на наше поколенье!

В бездействии состарится оно.

О судьбе поэта Лермонтов говорит и в своем стихотво­рении “Пророк”, лирический герой которого наиболее тра­гичен. Печальна судьба пророка — отчужденность, непризнанность, одиночество, а иногда и неприкрытая травля. Если любимый и глубоко ценимый Лермонтовым Пушкин в своем “Пророке” утверждал великое общественное зна­чение поэта и поэзии, то Лермонтов говорит о падении, непризнанности роли поэта среди своих современников. Мало того, “ближние” творца активно противодействуют ему, доставляя страдания и муки:

С тех пор, как вечный судия

Бросали бешено каменья.

Величие поэзии Лермонтова в том, что в свой страшный век, гасящий разум и волю, он обладал гордым сердцем, мужеством борьбы, пылкостью чувств. Не зря Белинский писал, что “Пушкин умер не без наследника”.[/sms]

М. Ю. Лермонтов о поэте, поэзии и толпе

В чем трагизм звучания темы поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова?

Как в его лирике отразился конфликт поэта и толпы?

Попробуем найти ответы на эти вопросы в произведениях Лермонтова. Он, как и все поэты, размышляет о своём предназначении и о своём творчестве.
В стихотворении «Дума» поэт сообщил, что с печалью смотрит на молодое поколение, у которого «грядущее иль пусто, иль темно»; он беспокоился о том, чтобы и его не причислили к тем «позорно малодушным», «презренным рабам», чья жизнь пройдёт «без шума и следа».

Читайте также:
Лирика Лермонтова: сочинение

Проблемы противостояния с властью начались в связи с политической направленностью стихотворения «Смерть поэта». Ссылка, участь изгнанника – всё это способствовало формированию личности, конфликтующей с обществом. В стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружён» Лермонтов отразил чувства человека, испытывающего желание уединиться, уйти от шумной, праздной толпы и «забыться» хотя бы в мечтах:

Так, царства дивного всесильный господин –
Я долгие часы просиживал один.

В последних строчках этого стихотворения содержится такой вызов, который не мог способствовать сближению поэта со светским обществом:

О, как мне хочется смутить весёлость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!

Отсюда такие последствия: «и скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды. ». В исследованиях биографов М.Ю.Лермонтова нет сведений о его близких друзьях, которые могли бы помочь поэту в трудные времена. Видимо, отвлечь его от страданий и одиночества действительно было некому, и это приводило к разочарованиям, к мыслям о бесполезности желаний:

Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят – всё лучшие годы!

Если человек разочарован в любви, в страстях, в мечтах, тогда возникает такой ужасный для молодого человека вывод:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –
Такая пустая и глупая шутка.

Тема страданий одинокого человека, отвергнутого обществом, своеобразно звучит в стихотворении «Листок». Здесь под образом листка, используя приём аллегории, поэт подразумевает человека, гонимого «жестокою бурей», оторванного «от ветки родимой». О нелёгкой его доле сообщается в словах «засох и увял он от холода, зноя и горя». Но надежда жива, и есть желание найти приют в новом мире, обрести покой, тепло и дружбу. Однако для общества «чинары» и её «сыновей» листок остаётся чужим, ненужным. Казалось бы, судьба бедного странника и его мольбы должны были затронуть любое сердце, вызвать жалость и сострадание.

Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я.

Но чинара жестока и надменна, она лишает странника последней надежды, напоминая своим высокомерием представителей высшего света. Листок, как и человек-пришелец, если он «сынам. свежим не пара», может оказаться непризнанным в обществе.

В стихотворении «Тучи» тема изгнанника, лишённого свободы в выборе места проживания, также передана в форме иносказания и соединена здесь с темой бесправия человека в государстве. Человек завидует тучкам, которые «изгнать» невозможно, потому, что у них нет родины.

А в произведении «Поэт» раскрывается проблема, связанная с зависимостью «собратьев по перу» от денег и власти, когда творец утрачивает свободу и «своё назначенье», как кинжал, служивший некогда в качестве оружия и ставший впоследствии «игрушкой золотой», украшением на стене в доме хозяина. Очень важно, считает Лермонтов, чтобы поэт не променял на золото силу таланта, имеющего власть над сердцами и умами современников, чтобы «мерный звук. могучих слов воспламенял бойца для битвы».

Огромное значение придаёт Лермонтов влиянию поэтического слова на человека, сравнивая стихи с «чашей для пиров» или «фимиамом в часы молитвы». Если произведение творца несёт в себе «отзыв мыслей благородных», витает над толпой, «как божий дух», то оно играет роль «вечевого колокола», то есть тревожит сердца, заставляет людей мыслить, принимать решения, действовать. И главное – поэтические произведения должны нести в себе истинные ценности. Лермонтов советует не бояться быть осмеянным, чтобы избежать большего зла и не покрыться «ржавчиной презренья».

Настоящий поэт, несмотря на трудности своего призвания, остаётся верным своему предназначенью, не способен отступать, трусливо подчиняться толпе в угоду мелким страстям. В стихотворении «Пророк» Лермонтов нарисовал судьбу поэта-пророка в обществе. Нелегка, чаще всего, участь человека с высоким чувством долга, который осознаёт ответственность за своё творчество, понимает, что писателю и поэту важно предвидеть, «как слово наше отзовётся». Поэт с активной жизненной позицией должен быть готов к непризнанию и, возможно, к осуждению:

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Побег в целях уединения от общества или вынужденное одиночество в результате изгнания проблемы не решают, и от поэта-пророка требуется мужество, готовность к самопожертвованию. Жизнь в нищете и без поклонников творчества, когда стихи только «звёзды слушают», выдержит далеко не всякий творец. Носить гордое имя Поэта, помнить которого будут в веках, стихи которого высоко оценят потомки (в редком случае и современники), сможет тот, кто выдержит гонения, травлю, непризнание толпы и, возможно, бедность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: