Отношение Лермонтова к образу Печорина: сочинение

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени»

Печорин – неоднозначная личность

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – образ неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не является. Многие его поступки достойны осуждения, но важно также понять мотивы его поведения, прежде чем выносить оценку. Автор назвал Печорина героем своего времени не потому, что рекомендовал на него равняться, и не потому, что хотел его высмеять. Он просто показал портрет типичного представителя того поколения – «лишнего человека» – для того, чтобы каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство.

Качества Печорина

Знание людей

Разве можно назвать плохим такое качество Печорина, как понимание психологии людей, мотивов их поступков? Другое дело, что использует он его не по назначению. Вместо того, чтобы творить добро, помогать окружающим, он играет ими, и игры эти, как правило, заканчиваются трагически. Именно такой конец получила история с горянкой Бэлой, выкрасть которую Печорин подговорил её брата. Добившись любви свободолюбивой девушки, он потерял к ней интерес, а вскоре Бэла пала жертвой мстительного Казбича.

Игра с княжной Мери тоже не привела ни к чему хорошему. Вмешательство Печорина в её отношения с Грушницким имело результатом разбитое сердце княжны и смерть на дуэли Грушницкого.

Умение анализировать

Блестящее умение анализировать Печорин демонстрирует в разговоре с доктором Вернером (глава «Княжна Мери»). Он совершенно точно логически вычисляет, что его персоной интересовалась княгиня Лиговская, а не её дочь Мери. «У вас большой дар соображения», – отмечает Вернер. Однако этот дар опять-таки не находит достойного применения. Печорин, возможно, мог бы делать научные открытия, но в изучении наук он разочаровался, потому что увидел, что в его обществе знания никому не нужны.

Независимость от мнения окружающих

Описание Печорина в романе «Герой нашего времени» даёт многим повод обвинить его в душевной чёрствости. Нехорошо, казалось бы, поступил он по отношению к старому приятелю Максиму Максимычу. Узнав, что его сослуживец, с которым они вместе съели не один пуд соли, остановился в том же городе, Печорин не поспешил встретиться с ним. Максим Максимыч был очень расстроен и обижен на него. Однако виноват Печорин, по сути, только в том, что не оправдал ожиданий старика. «Неужели я не тот же?» – напомнил он, всё-таки дружески приобняв Максим Максимыча. Действительно, Печорин никогда не пытается изобразить из себя того, кем не является, лишь бы угодить другим. Он предпочитает быть, а не казаться, всегда честен в проявлении своих чувств, и с этой точки зрения его поведение заслуживает всяческого одобрения. Ему также безразлично, что скажут о нём другие, – Печорин всегда поступает так, как считает нужным. В современных условиях такие качества были бы неоценимы и помогли бы ему быстро достичь своей цели, в полной мере реализовать себя.

Храбрость

Храбрость и бесстрашие – это свойства характера, благодаря которым можно было бы сказать «Печорин – герой нашего времени» без какой-либо двусмысленности. Они проявляются и на охоте (Максим Максимыч был свидетелем, как Печорин «ходил на кабана один на один»), и на дуэли (он не побоялся стреляться с Грушницким на заведомо проигрышных для него условиях), и в ситуации, когда нужно было усмирить разбушевавшегося пьяного казака (глава «Фаталист»).

Самолюбие

Печорина нельзя назвать тщеславным, падким до похвал, но он достаточно самолюбив. Его очень сильно задевает, если женщина не считает его лучшим и отдаёт предпочтение другому. И он всеми силами, любыми способами стремится завоевать её внимание. Так произошло в ситуации с княжной Мери, которой сначала понравился Грушницкий. Из анализа Печорина, который он сам же делает в своём журнале, следует, что ему важно было не столько добиться любви этой девушки, сколько отбить её у конкурента. «Признаюсь ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть… вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, вряд ли, говорю, найдется такой молодой человек (разумеется, живший в большом свете и привыкший баловать своё самолюбие), который бы не был этим поражен неприятно».

Печорин любит во всём добиваться победы. Ему удалось переключить интерес Мери на собственную персону, сделать своей любовницей гордую Бэлу, добиться от Веры тайного свидания, переиграть Грушницкого на дуэли. Будь у него достойное дело, это стремление быть первым позволило бы ему достичь огромных успехов. Но ему приходится давать выход своим лидерским задаткам таким странным и разрушительным образом.

Эгоизм

В сочинении на тему «Печорин – герой нашего времени» нельзя не сказать и о такой черте его характера, как эгоизм. Он не очень печётся о чувствах и судьбах других людей, ставших заложниками его капризов, для него имеет значение лишь удовлетворение собственных потребностей. Печорин не пощадил даже Веру – единственную женщину, которую, как он считал, действительно любил. Он подставил её репутацию под удар, побывав у неё ночью в отсутствие мужа. Яркой иллюстрацией его пренебрежительного, эгоистичного отношения является загнанный им любимый конь, так и не сумевший догнать карету с уехавшей Верой. По дороге в Ессентуки Печорин увидел, что «вместо седла на спине его сидели два ворона». Более того, Печорин иногда наслаждается страданиями других. Он представляет, как Мери после его непонятного поведения «проведёт ночь без сна и будет плакать», и эта мысль доставляет ему «необъятное наслаждение». «Есть минуты, когда я понимаю Вампира…» – признаётся он.

Читайте также:
Стихотворение Дума: сочинение

Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств

Но можно ли назвать это дурное свойство характера врождённым? Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Вот что сам он поведал княжне Мери: «…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой».

Оказавшись в окружении, не соответствующем его внутренней сущности, Печорин вынужден ломать себя, становиться тем, кем не является на самом деле. Вот откуда эта внутренняя противоречивость, которая наложила отпечаток и на его внешность. Автор романа рисует портрет Печорина: смех при несмеющихся глазах, дерзкий и одновременно равнодушно-спокойный взгляд, прямой стан, обмякший, как у бальзаковской барышни, когда он сел на скамью, и другие «нестыковки».

Печорин и сам осознаёт, что производит неоднозначное впечатление: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». А правда в том, что под влиянием внешних обстоятельств его личность претерпела настолько сложные и уродливые деформации, что отделить в ней плохое от хорошего, настоящее от ложного уже невозможно.

В романе «Герой нашего времени» образ Печорина является нравственным, психологическим портретом целого поколения. Сколько его представителей, не найдя в окружающих отклика «души прекрасным порывам», были вынуждены приспособиться, стать такими же, как все вокруг, или – погибнуть. Автор романа Михаил Лермонтов, чья жизнь оборвалась трагически и преждевременно, был одним из них.

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

Среди персонажей русской литературы 19 века объективным самоанализом выделяется образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

«Герой нашего времени» — самое крупное произведение Лермонтова. Он печатался отдельными повестями по мере написания. Затем Лермонтов объединил произведения, имеющие одного главного героя, в самостоятельное произведение, добавив автора-рассказчика. Отдельной книгой произведение вышло в 1840 году.

Роман Лермонтова вызывает интерес по нескольким причинам, он привлекателен как историческое, философское, но в первую очередь психологическое произведение. Сам автор задумывал его как исследование типического характера, «историю души человеческой».

Главный герой романа Григорий Александрович Печорин – личность неординарная и противоречивая. У него аристократическое происхождение, он получил прекрасное светское воспитание. Как и многие дворяне, выйдя в свет, он стал наслаждаться всеми удовольствиями жизни. Вскоре настало пресыщение, он заскучал. Попав в неприятную историю, Печорин изгнан на Кавказ. Такова биография героя в двух словах. Она мало чем отличается от жизни многих его современников. Лермонтов то же самое мог бы рассказать и о себе. Не случайно после первой публикации романа читатели, знавшие поэта, сказали, что он написал роман о себе и своих знакомых.

Противоречивость – основное качество героя. Оно проявляется, начиная с портрета. На первый взгляд ему было около 23 лет, позже он производил впечатление тридцатилетнего. Волосы у него светлые, а усы и брови черные. Рассказчик определяет это как признак породы. Глаза выдают движения души человека, так и глаза Печорина не смеялись, когда смеялся он сам. Смех был маской, скрывающей душевное состояние.

Печорин обаятелен, пользуется популярностью в обществе, но не особенно любит людей. Они для него скорее материал для наблюдений, выводы из которых он делает печальные. Печорин отмечает фальшь, неискренность чувств, неспособность к благородным поступкам, подлость. Он не желает с этим мириться. Ему нравится забавляться, выставляя на свет божий человеческие пороки. Благодаря этому качеству, он наживает себе врагов.

В то же время он всегда честен с собой, и свои пороки он тоже замечает. Он «привык себе во всем признаваться», будь то зависть, ложь, желание побесить кого-то. Он понимает, что его поступки разрушают жизнь других людей, но угрызения совести не свойственны ему. Этому он предпочитает холодный анализ. Я думаю, что Печорин просто боится быть добрым, отзывчивым. Таких людей часто обманывают, причиняют им боль, именно этого хочет избежать герой Лермонтова. Только без боли не бывает счастья, любви, дружбы. В этом причина несчастья и одиночества Печорина. И снова противоречие: он не страшится смерти, но боится жить.

Взаимоотношения Печорина с другими персонажами помогают лучше понять его характер. У него нет друзей, хотя есть люди, которые ему симпатичны, с ними он может позволить себе быть искренним. Это Максим Максимыч и доктор Вернер.

С Максимом Максимычем они абсолютно разные люди. Они относятся к разным социальным слоям. Отличаются и по характеру: Максим Максимыч – цельная натура, Печорин – клубок противоречий. Старый офицер не так образован, но он выше нравственно. Он прост, открыт, добродушен. Печорин во всем пытается разобраться, все усложнить. Максим Максимыч расположен к нему, Печорин это знает, но не проявляет дружеских чувств. Только, когда умирала Бэла, потрясенный, он открывает свою душу. Максима Максимыча можно считать антиподом Печорина.

Читайте также:
Мцыри и ссыльный поэт: сочинение

С доктором Вернером у Печорина много общего. Они умны, обладают чувством собственного достоинства, противоречивы, пытаются постичь суть вещей. У них много тем для разговоров, они прекрасно понимают друг друга, им нравится проводить вместе время. Самолюбивые и эгоистичные, они не считают себя друзьями, да и не нуждаются они в друзьях. Друзья – это чувства, ответственность, а этого им как раз и не нужно. Вернер – своеобразный двойник Печорина.

В отношении любви у Печорина сложилось такое мнение, что он уже вышел из того возраста, чтобы влюбляться. Он теперь хочет, чтобы любили его. Так как герой человек противоречивый, то он сам и опровергает свои суждения. Княжну Мэри и Бэлу он действительно заставляет себя полюбить, для последней эта любовь закончилась трагически. Веру Печорин любит по-настоящему. Любовь к Вере показывает, что он способен на сильные чувства, но он их боится. Он не желает, чтобы что-то нарушило его покой, его скуку, к которым он так привык, с которыми сжился. После безуспешной погони за Верой, он упал на землю и долго плакал. Успокоившись, он понял, что «гнаться за погибшим счастьем бесполезно». Печорин с удовольствием отметил, что еще способен плакать. Женщинам, встретившимся на его пути, Печорин подарил только разочарование. Никого он не сделал счастливым, не согрел душевным теплом.

Скука толкает Печорина на безнравственные поступки, природные задатки остаются невостребованными. Внутренний конфликт героя, его желание жить и боязнь жизни, приводят его к выгодному для него убеждению: рождение – несчастье, смерть неизбежна. Таким Лермонтов увидел героя своего времени и показал читателям.

Сочинение Печорин (Образ и характеристика) в романе Герой нашего времени 9 класс

Главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – Григорий Печорин. Чтобы лучше понять сложный и противоречивый характер своего героя, Лермонтов постепенно раскрывает его образ.

Автор знакомит читателей с Печориным, рассказывая историю с Бэлой. Об этом повествует Максим Максимыч странствующему офицеру. Мы узнаем, что Печорин – офицер, по долгу службы попавший на Кавказ. Ему приглянулась красивая черкешенка Бэла, и он ее похищает с помощью брата Бэлы. А когда она ему наскучила, признается, что простота и прямодушие дикарки так же быстро надоедают, как и кокетство знатной барыни. Правда, Печорин страдает после ее гибели. Далее образ Печорина получает не только развитие, но и оценку, и психологическое обоснование его поступков. Автор дает нам описание портрета Печорина, обращая внимание на его глаза, которые никогда не смеются, когда он смеется.

Следующий шаг в глубину души Печорина мы делаем при помощи его дневника. В «Тамани» повествуется о приключениях героя, где он, пытаясь разгадать тайну, чуть не погибает от рук контрабандистов. Все закончилось благополучно, но Печорин сожалеет, что вмешался в чужую жизнь. А далее из его дневниковой записи узнаем, что до «бедствий и радостей человеческих» ему нет никаких дел. Эта фраза говорит об эгоистической сущности героя.

В «Княжне Мери» происходит столкновение Печорина с водяным обществом. Печориным заинтересовалась Мери Лиговская, и он влюбляет ее в себя, а затем отвергает. Позер Грушницкий, подлый и низкий человек, распространяет сплетни о Печорине и Мери. Грушницкий убит на дуэли, Мери нанесена душевная рана, несчастна Вера. Всем Печорин приносит горе, отчего и сам страдает. Мы видим явное противоречие: с одной стороны, благородные, высокие стремления, а с другой – мелкие чувства; жажда полноты жизни – и сознание собственной обреченности.

В «Фаталисте» Печорин ставит философский эксперимент, пытаясь определить, что управляет человеком: его воля или обстоятельства. Ставкой становится жизнь человека. Печорин бросает вызов судьбе. Это поиск какого-то выхода. Печорина преследует скука. Устав от такой жизни, он отправляется в Персию, чтобы там погибнуть.

Лермонтов в своем романе показал человека трагической судьбы, стоящего вне общества, обладающего многими достоинствами, но являющегося, по его собственному определению, «нравственным калекой».

Сочинение 2

Процесс анализа произведения «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова является очень увлекательным, так как в центре внимания всех событий оказывается главный герой романа – Григорий Александрович Печорин.

Молодой офицер воспринимается читателем и его приближенными настолько неоднозначно, что его образ для некоторых становится ненавистным, но в то же время притягательным.

Внешность Григория Печорина вызывает симпатию у окружающих людей («недурен»), имел одну из физиономий, которые нравятся женщинам. Привлекательной была и другая сторона его образа – принадлежность к богатому роду. О характере героя читатель начинает узнавать тогда, когда он переезжает с одного места на другое из-за дуэли. В этом проявляется его смелость в действиях и мыслях, дух. Подобные детали подчеркивают, что человек нередко находится в центре внимания, там, где много шума.

Со слов других героев, очевидно, что он хорошо воспитан, образован. Однако его поведение порой не соответствует этой характеристике. Он является тонким психологом, знатоком души людей любого сословия, характера, пола. В какой-то момент Григорий устает от всего: от окружающих людей, различных занятий (даже чтения), от мыслей. Изменилось и его отношение к женщинам. Теперь они стали его раздражать, выработалась иная привычка и в отношении удовольствий, связанных с деньгами, «науки также надоели».

В сердце Печорина поселилась скука, даже смерть он перестал воспринимать как все, мужчина просто перестал ее бояться. Равнодушие и безразличие со временем стали его преданными спутниками. Он свободен от влияния мнения окружающих людей, независим. Стремление к победе – не единственная цель. Получить от жизни удовольствие важнее всего. Однако потеря интереса к жизни, эгоистическое начало стали препятствием во всем. Отсюда и наслаждение от страданий окружающих людей, которые стали жертвами его деяний. Ни разбитые сердца девушек, ни ранения на дуэлях не оказали влияния на его совесть. Лишь один раз настоящее чувство затронуло его сердце, однако оно прошло мимо него, тем не менее растопив его холод в душе.

Читайте также:
Романтическая фантастика в поэме Лермонтова «Демон»: сочинение

Таким образом, цель автора произведения в изображении Печорина состоит не в осмеянии или вознесении его качеств, а в представлении на суд читателя образа молодого человека – умного, интересного, привлекательного, но потерянного, изображающего представителя целого поколения.

Характеристика Печорина

Григорий Печорин – персонаж нейтральный, его трудно назвать положительным или отрицательным героем. Григория легко осуждать не понимая мотивов определённого действия. Михаил Лермонтов придумал неоднозначный образ Печорина, не для высмеивания и не для примера “правильного поведения”. М.Ю. Лермонтов отобразил в юноше образ представителей того поколения, чтобы смог ответить на вопрос: Что сделало общественное устройство с личностями той эпохи?

Читая роман, складывается мнение что душа героя состоит из противоречий. Перед нами, молодой юноша двадцати с лишним лет, офицер русской императорской армии, первое что бросается в глаза это внешность – подтянутый, симпатичный и довольно аккуратный человек, производит приятное впечатление на окружающих и располагает к доверию. Григорий Александрович обладал хорошей физической подготовкой, он не уставал охотиться целый день. Ещё Григорий ценил одиночество, частенько любил побыть один.

Давая оценку моральным качествам и характера героя, нельзя не удивиться тому, как контрасты и противоположные взгляды сливаются в едино. По одну сторону характера находятся: рациональность, рассудительность, мудрость не по годам. А по другую, эгоизм и склонность к самолюбию, нежелание развивать хорошие качества. Перед нами предстал человек умеющий отстаивать свою позицию, принимать сложные решения. Что касается любви, то не способный к высокому чувству и самопожертвованию персонаж, он берет от жизни то, что хочет и когда хочет. Ни на каплю не задумываясь о последствиях. Давайте вспомним холодное, даже бездушное отношение молодого офицера к Максиму Максимовичу, который так к нему привязался.

Образ Григория Печорина является собирательным, отражая в себе взгляды целой эпохи сломанных человеческих судеб. Эти люди были вынуждены подчиняться прихотям, взглядам, устоям принятым в обществе того времени, все эти личности будто разделены на два лагеря – какими их создала природа, и какими их сделало общество. В этом кроется причина противоречий в душе самого Григория.

Я считаю, что М.Ю.Лермонтов хотел показать своим читателям, как страшно быть искалеченным нравственно человеком. У Григория, как в современном мире бы назвали, раздвоение личности, с которым не справиться в одиночку.

Герой романа “лишний человек”. Доказательство этих слов кроется в повести “Княжна Мэри”, в которой юноша дает объективную оценку всем своим поступкам: “Во мне душа испорчена светом”. Огромную роль в жизни героя играют женщины, вспомните его трепетное отношение. Как он рыдал от своей беспомощности, что не может оказать помощи Вере, а искренность в отношении к княжне Мэри: он позволил проникнуть в свою душу, объяснив причину и суть своих деяний. Правда в этот состоял его хитрый план, дабы разбудить в ней сострадание, а через сострадание любовь. Только вот сам Григорий её не полюбил, возможно он это придумал от скуки. Печорин принес всем героям романа несчастье, но и сам счастливым не стал.

Подведем итог жизни героя романа. Человеку похожему характером на персонажа, очень сложно ужиться в обществе. Нужно уметь договориться с собой. Трагическая судьба Григория Печорина, служит отличным примером того, каким не нужно быть.

Образец 4

«Герой нашего времени» – роман М. Лермонтова, наиболее ярко описывающий как саму эпоху 1830-х годов, так и сборный образ молодого юноши ей присущий. Центральный герой романа – Григорий Печорин – полностью характеризует типаж русского романтического байронического героя. Такой юноша, как и в поэме «Паломничество Чайльд -Гарольда» Дж. Байрона, постоянно стремится к активному поиску своего предназначения, неудовлетворённо смотрит на жизнь и желает перемен. Чаще всего его не принимает общество, так как он не разделяет его взгляды и по-своему понимает жизненные истины.

М. Лермонтов практически ничего не рассказывается о детских годах и родных Печорина. Известно лишь, что Григорий Александрович был рожден в Санкт-Петербурге. Впоследствии, из его дневника мы узнаем, что будучи ребенком, он говорил только правду, но взрослые не верили в слова мальчика. Соблюдая установленные правила, родители юноши старались дать ему достойное образование, однако героя совсем не привлекали никакие науки. Постепенно Григорий разочаровывается в жизни и своих идеалах. Приятная внешность и достойные манеры легко покоряли женщин. В какой-то момент он решает посвятить себя военному делу, однако и мундир не принес ему никакого удовлетворения и радости.

Первое знакомство с главным героем происходит во время его пребывания на Кавказе, куда молодой офицер был сослан за участие в дуэли. Рассказ о Печорине звучит из уст коменданта его крепости, Максима Максимыча. Основная характеристика Григория в это время – «он-то грустил непонятною тоской, то отрывался на полную катушку, не жалея себя». Именно здесь, в горах, разворачивается любовная история красавицы-черкешенки Бэлы. Печорин вначале выкрал девушку из родного дома, постепенно влюбил в себя, но как только добился взаимности, вновь пресыщенный скукой и неудовлетворенностью, сразу же потерял к ней интерес. В конце концов, девушка трагически умирает, однако Печорин, хоть и вспоминает о Бэле с жалостью, но ни в чем не раскаивается.

Читайте также:
Где Печорин вызывает у вас большее осуждение: в главе Бэла или Максим Максимыч? (по роману М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени): сочинение

Можно сказать, что скука решает многое в жизни героя. Она толкает его на психологические эксперименты с чувствами людей. Например, он для забавы влюбляет в себя аристократку – княжну Мэри. Но делает это ничуть не злобно, скорее ища удовлетворения в жизни и любви. Добившись признания о своих чувствах от девушки, Григорий рассказывает ей правду и покидает, разбив сердце княжны. При этом, он убивает на дуэли друга, защищавшего честь Мэри. Единственной любовью в жизни были отношения Печорина с Верой, которые тянулись очень давно. Однако её статус замужней женщины и его невозможность приспособиться к миру сыграли против их отношений, заставив навсегда разорвать связь.

Из дневника главного героя, которой тот начал писать, в надежде понять себя, можно узнать еще о некоторых случаях его жизни. Само себе герой говорил, что в жизни подчиняется не желаниям сердца, а приказам головы. Именно поэтому в его характере проявляются и любопытство, и в тоже время фатальность. Опасное приключение с контрабандистами в Тамани могло завершиться трагично, однако находчивость героя спасла ему жизнь. При этом сам любопытный поступок героя не приносит хороших результатов и другим участникам, лишь оставляя слепого парня и старушку на грани нищеты. Испытывает судьбу герой и в последней главе романа – «Фаталист». Он буквально ищет риска, испытывает судьбу в разных случаях.

Таким образом, Печорин Григорий Александрович – очень противоречивый персонаж. В нем образованность, внешняя красота и душевное богатство сочетаются с неудовлетворенностью жизнью и невозможностью быть счастливым. Именно этот комплекс качеств и показ воплощения их в жизнь делает героя глубоко психологическим образом.

5 вариант

Роман «Герой нашего времени» был написан М.Ю. Лермонтовым в 1838-1840 годах, во время политической нестабильности и неопределенности в стране, причиной чему послужили восстания декабристов. Молодое образованное поколение Российской Империи потеряло цель в жизни, не имея представления в какое русло направить свои силы, вынужденное мириться с устоями общества того времени. Главным героем романа М.Ю. Лермонтова является Григорий Печорин, молодой офицер русской армии, послуживший собирательным образом молодого поколения николаевской эпохи Российской Империи. Многие литературоведы полагают, что автор дал имя своему герою в честь реки Печора, бурно несущейся среди гор. Словно эта горная река, Печорин стремительно несется по жизни, по дороге бесконечно расплескивая свои силы. Кроме того, в образе главного героя четко прослеживается биография самого автора, считавшим себя лишним человеком.

С главным героем автор произведения знакомит нас не сразу, давая взглянуть на него глазами Максима Максимыча и повествователя. Из слов Максима Максимыча мы сразу же узнаем, что Печорин для него был «славным малым», но в то же время и «немножко странен». В дальнейшем читатель не раз заметит двойственность в характере и в суждениях главного героя. В повествователе и в его мнении о Печорине четко прослеживается точка зрения самого Лермонтова, испытывающего жалость к молодому человеку, потерявшему надежду и мечты.

Являясь от природы человеком интересующимся, энергичным и награжденным благородными чертами характера, главный герой вынужден становиться таким, каким его хочет видеть общество, уничтожающее в нем все хорошее. Именно общество сделало его таким, какой он есть. Потеряв настоящего себя, Печорин пытается почувствовать вкус жизни, играя чужими жизнями и пользуясь слабостями людей. Подобно тонущему человеку, который старается спастись и ухватиться за других, он тянет их за собой в пучину погибели. Но мы не беремся судить нравственно искалеченного человека, который не может помочь людям, которых он увлекает за собой. Он сам страстно пытается найти того, кто поможет ему, но, потеряв всякую надежду, он оставляет свое прошлое и отправляется в новое путешествие. Дорога здесь выступает как символ поиска самого себя, именно поэтому Печорин погибает, находясь в пути, не добравшись до пункта назначения, так и не найдя свое место в обществе.

Подводя итог, стоит сказать, что Михаил Юрьевич Лермонтов создал образ человека неоднозначного, сочетающего в себе мудрость не по годам, храбрость и любовь к природе с непреодолимым эгоизмом и скукой. Сам герой описывает свой характер как «врожденная страсть противоречить», говорит о том, что от мечтателя в нем осталась лишь усталость. Стоит задаться вопросом, что сделали общественные устои с личностями той эпохи?

Образ Печорина

Популярные сочинения

Александр Андреевич Чацкий — ключевой и самый важный персонаж комедии Грибоедова «Горе от ума». Максималист по своей сути, человек недюжинного ума и харизмы

Мокий Парменыч Кнуров — это третий жених Ларисы Огудаловой, героини пьесы Островского «Бесприданница».

Николай Петрович Кирсанов – герой романа «Отцы и дети» (1860 г.), написанного И.С. Тургеневым в предреформенное время

Сочинение на тему: Образ Печорина в романе «Герой нашего времени»

Сочинение.
Образ Печорина в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

М. Ю. Лермонтов жил и творил в период жесточайшей реакции, на ступившей в России после разгрома декабрьского восстания. Лермонтов написал роман о человеке, постоянно ищущем себя. “Герой нашего времени” — первый психологический роман в русской литературе, произведение, в котором повествование определяется не хронологией развития событий, а логикой развития характера главного героя — Григория Александровича Печорина. Роман состоит из пяти повестей, каждая из которых представляет собой этап в раскрытии образа главного героя. Лермонтовский Печорин имеет сходство с пушкинским Онегиным. Они оба устали от пустоты светской жизни. Но Печорин, в отличие от Онегина, не плывет по течению, а ищет свой путь в жизни, он “бешено гоняется за жизнью” и постоянно спорит с судьбой. Всю историю жизни Печорина мы не знаем. Лермонтов повествует лишь о событиях, произошедших с ним на Кавказе. Как он попал туда, мы тоже не знаем. Но известно, что Кавказ во времена Лермонтова был местом ссылок, а также там проходили военные действия. Скорее всего, Печорин, уехав на Кавказ, надеялся найти в постоянных опасностях и риске тот смысл жизни, отсутствие которого вынудило его покинуть высший свет. На протяжении всего повествования мы видим человека, который окунается в жизнь, что называется, с головой. Но в то же время эта жизнь не представляет для него особого интереса. Решая завести новую любовную интрижку или ввязываясь в какое-нибудь приключение, он заранее знает, чем все кончится. Но он все равно не сидит на месте, потому что ужаснее всего для Печорина бездействие. Он часто причиняет боль окружающим. Будучи сосланным в крепость за дуэль с Грушницким, он знакомится там с дочерью местного князька Бэлой. Печорин уговаривает ее брата похитить сестру в обмен на краденого коня. Добившись любви девушки, герой романа охладевает к ней и вновь начинает скучать. Примерно такая же ситуация и с княжной Мери. Он ради развлечения влюбляет ее в себя, заранее зная, что она ему не нужна. Максим Максимыч также обижен на него за то, что он был холоден при встрече с ним после долгой разлуки. Он далек по своему духовному развитию от Печорина. Для него последний просто “странный человек”. Максим Максимыч представляет собой тип добросовестного служаки, которому не дано понять ненасытную душу Печорина. Лермонтов постоянно помещает своего героя в разные среды: в крепость, где он знакомится с Максим Максимычем и Бэлой, в пеструю среду “водяного общества”, в лачугу контрабандистов. Даже смерть настигает Печорина в пути. Главный герой романа неустанно искал себя, свое место в жизни, но ему не суждено было ее найти. Из исповеди Печорина мы узнаем, что его “душа испорчена светом”, что ему с детства не верили и он научился скрывать свои чувства, в нем видели несуществующие пороки, которые поэтому и появились. Печорин — это человек, которому интересна жизнь, его привлекают горцы и их обычаи, привлекает мир “честных контрабандистов”, он рад иметь приятеля доктора Вернера. Герой тянется к людям, но он не находит у них понимания. Эти люди были далеки в своем духовном развитии от него, они не искали в жизни того, чего искал он. Печорин — энергичная натура, но свою энергию он направляет не в то русло. Среда, в которой он жил, не давала возможности проявить себя. По своей сути Печорин не был плохим человеком,, хотя его поступки часто приносили людям несчастья. Читая роман, надо глубже заглянуть в душу главного героя, чтобы понять, насколько Печорин заслуживает упрека или достоин сочувствия. У него немало хороших качеств. Он храбрый и мужественный человек, умеет по-настоящему любить: к Вере он испытывает вполне искренние чувства, хотя прослеживается странность в его поведении. В “Герое нашего времени” Лермонтов проводит ту мысль, что отсутствие полноценной общественной жизни приводит личность к нравственному опустошению.
Итак, в романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов показал нам человека, представляющего тип “лишних людей”, который в своих поисках смысла жизни так ни к чему и не пришел.

Читайте также:
Образ и характеристика Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Эпоха безвременья в творчестве М.Ю.Лермонтова.
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Презентация к уроку литературы в 9 классе по программе под. редакцией Г.И.Беленького. Включает в себя характеристику эпохи, в которую жил Лермонтов и анализ стихотворений “Дума” и “Родина”.

Скачать:

Вложение Размер
epoha_bezvremenya_v_lirike_lermontova.pptx 858.33 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МОУ Радужненская СОШ Коломенского муниципального Московской области района Урок литературы в 9 классе по программе под редакцией Г.И. Беленького Презентацию подготовила: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Привезенцева Елена Николаевна

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума». Тема России. «Родина»

Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования – а между тем наши страдания – почка, из которой разовьется их счастье. Поймут ли они, отчего мы лентяи, отчего руки не подымаются на большой труд? Отчего в минуты восторга не забываем тоски? А.И.Герцен “Былое и думы” А.И.Герцен

Выхожу один я на дорогу…

«Что же мне так больно и так трудно?» Больно… Боль… Болезнь… Болезнь целого поколения.

Характеристика 30-х годов XIX века

Анализ стихотворения Каково эмоциональное пространство стихотворения? Назовите ключевые слова, выражающие эмоции поэта. Каково художественное пространство стихотворения? Как бы вы назвали такое восприятие мира? Что происходит в душе поэта?

Да, действительно, человек сам анализирует собственные качества, осмысливает собственные действия, его сознание сосредоточено на самом себе, это было своеобразной формой общественного протеста. Но обратите внимание, как местоимение “я” переходит в “мы”. Процитируйте эти строки. Да, действительно, субъективное перерастает в объективное. Весь тон лермонтовской “Думы” воспроизводит эмоцию социального отчаяния, охватившего современников поэта и его самого. Эта эмоция ключ к разгадке смысла и поэтики стихотворения.

Представьте себе, что начало “Думы” звучит так: “Печально я гляжу на ваше поколение”. Существенно ли меняется смысл строки? Если да, то в чем? Сочувствие, сопереживание, сострадание…Что выражает приставка со- ? Каково художественное время стихотворения? Выпишите глаголы, стоящие в прошедшем, настоящем, будущем времени. Обратимся к композиции. Из скольких строк состоит предложение?

Выполните письменную самостоятельную работу. Выпишите строки, которыми завершается каждое четверостишье. О чем говорят эти поэтические концовки? Назовите стилистическую фигуру, которая предполагает усиление противопоставления от одного компонента к другому. Эмоциональность “Думы” связана с высокой романтической традицией. Стихотворение насыщено романтическими метафорами. Найдите их в тексте. Какие еще тропы и стилистические фигуры привлекли ваше внимание? Какие языковые средства доминируют? Исследуйте текст. Каковы особенности лермонтовской лирики? Какой цели хотел достичь автор, используя эти художественные средства? .)

Вспомните пушкинское: “Здравствуй, племя, младое, незнакомое!” Совсем другой настрой у Лермонтова, который осмыслил поколение как обреченное, впитавшее мертвый, а не живой сок прошлого. По его словам, поколение ждет справедливое историческое наказание. Подберите более жесткий синоним к этому слову. Найдите в стихотворении строки, подтверждающие эту мысль. К какому жанру тяготеет это стихотворение Но можно ли сказать, что это элегия в чистом виде?

Вокруг жанра “Думы” разгорелись жаркие споры: литературные критики давали разноречивые оценки “Думе”. К какой точке зрения присоединитесь вы? Швырев : “Ужасная эпитафия молодому поколению”. Белинский: “Дума” есть сатира”. Фохт: “Дума” – социальная элегия”.

Мы проанализировали стихотворение “Дума”. Я думаю, что вы почувствовали, что оно, действительно, по словам Белинского, “Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти”. В центре внимания поэта – судьба передовой дворянской интеллигенции, ее настроения, мысли, чувства. Печально, что даже лучшие из этого поколения не знали, как в условиях жесточайшей тирании, преследований применить свои дарования. Это поколение, действительно, можно назвать “потерянным поколением”. Много было сказано о тех молодых людях, изображенных в “Думе”. А в чем актуальность этого стихотворения для вас?

Тема России в творчестве Лермонтова Есть в творчестве поэта стихотворение, в котором он “понимает любовь к отечеству истинно свято и разумно”. Оно написано в 1841 году. – Что это за год? (год смерти поэта) – Оно одно из итоговых, это обобщенное отношение поэта к родине, России. Ещё за десять лет до этого Лермонтов писал: “ Я родину люблю, и больше многих…”. Он и теперь начинает стихотворение с утверждения, в котором возражение тем, кто сомневается в его любви к Родине: “Люблю отчизну я, но странною любовью…”. Давайте послушаем это стихотворение

Анализ стихотворения. Прочитайте первую строчку. Как вы думаете, почему странною любовью? Наша задача – разобраться, каково отношение Лермонтова к родине, в чем странность его любви. А какие ещё стихотворения вы знаете про родину у Лермонтова? Это более ранние произведения, и они совсем другие, в них есть поэтика, торжественное прославление истории России, подвиги русских людей. А стихотворение “Родина” отличается, оно совсем другое. Это уникальный образец чистого, не осложненного ничем произведения. Здесь все просто, все понятно, а вместе с тем глубоко поэтично. Такое стихотворение мог написать только зрелый мастер. Давайте попробуем это стихотворение проанализировать, посмотрим, что получится.

Работа в группах. 1 группа – определить тему, идею, композицию. 2 группа – определить размер и рифму. 3 группа – художественные особенности. 4 группа – сопоставить стихотворения “Родина” и “Прощай, немытая Россия”.

Тема стихотворения – родина, идея – показать странную любовь. – Какая строчка, на ваш взгляд, содержит идею? – Сколько раз употребил поэт слово “люблю”? – Какова композиция?) – Каков размер? Какой это ямб? Сколько стоп? – Как вы думаете, почему меняется размер?

Какая самая короткая строчка? Это важный момент для поэта. Он и раньше писал обличительные стихи. Здесь все сжато, но ёмко. Со слов “люблю…” – четырехстопный ямб. Этим размером он показал разделение. Какая рифма? Почему рифма меняется? Какие художественные средства использует поэт? Стихотворение выстроено от образов, от поэтики, от деталей переходит к конкретным вещам, предметам В этом ясность и простота, именно поэтому Белинский писал Боткину 13 марта 1841 года: “Если будет напечатана его “Родина”, – то, аллах-керим , -что за вещь пушкинская, т.е. одна из лучших пушкинских”. Вот она ясность и простота. Давайте вернемся. Какую задачу мы ставили? Доказать, что любовь странная. А выполнили мы эту задачу? Где же странность?

Сопоставить стихотворения “Прощай, немытая Россия”. Когда оно было написано? Какая Россия в этом стихотворении, каков её образ? Какие чувства вызывает такой облик? Что значит немытая? Обратите внимание на самое главное. Какое первое слово? Страна рабов, страна господ – что это за приём? О чем говорит поэт? Мундиры голубые – о чем идет речь? Что это за прием? Стихотворение можно разделить на две части: Россия, изгнание. Но ему приятней быть в изгнании, чем в такой России.

Выводы Это стихотворение доказывает странность чувств Лермонтова. Так же, как и в стихотворении «Дума», поэт считает себя ответственным за свое поколение, за то, что происходит в стране. Он первым показал Россию народную, мужицкую. Но для него это Родина, это Россия, в которой живем мы с вами. Это Россия, которую признал, понял и которой поклонился Лермонтов. В её милых сердцу неброских приметах Лермонтов угадал тайный и всемогущий смысл: родина врачует и ведет, родина собирает нас в единый организм, который не умирает вместе с нами и, значит, может давать нам силу, тепло, как мать, опору, как отец. Любить Родину – значит любить истину. Сильнее и дороже истины нет ничего на свете, оттого, любящий истину, приобретает силу, которая идет от Бога и Отчизны

Домашнее задание Выучить стихотворение «Родина» наизусть. Письменный анализ одного из стихотворений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту.

Урок (11 класс), посвященный творчеству М.И. Цветаевой, рассчитанный на 2 академических часа.

Урок литературы в 9 классе.

Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ.

Этапы отношения М.Ю. Лермонтова к Родине, ко времени, в котором он жил, к поколению, к государственности; выявить противоречия лирического героя.Формирование любви к русской литературе, русской природ.

Данную игру я рекомендую проводить в 10 классе после изучения творчества М.Ю.Лермонтова Цель: обобщить знания по изу.

“Художественный талант М.Ю. Лермонтова в изобразительном искусстве”.Вашему вниманию предлагается внеклассное мероприятие, приуроченное к юбилейной дате М.Ю. Лермонтова (практиче.

«Эпоха безвременья» в лирике М. Ю. Лермонтова

«ЭПОХА БЕЗВРЕМЕНЬЯ» В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

«эпохи безвременья», представитель «потерянного поколения», Лермонтов – поэт тоски и отчаяния. Живущий в период николаевской реакции, во время запретов, казней, ссылок, время крушения надежд и разочарований, «неведомый избранник» отвергал окружающий его мир: мир ненавистных ему «духовных холопов», «жалких, струсивших, подобострастных», и деспотичной власти, лишающей человека свободы, права мыслить, права иметь высокие гуманистические идеалы. Этот мир «рабов и господ» был глубоко отвратителен Лермонтову, а потому поэт был обречен на отверженное одиночество.

«как страшно жизни сей оковы. в одиночестве влачить», уже осознает себя одиноким, «как царь воздушный». Темой одиночества проникнуто почти каждое лермонтовское стихотворение, оно является главенствующей в его творчестве. Эпитет «одинокий», конечно, наиболее употребим поэтом, наиболее часто встречается в его произведениях. Все темы лермонтовской лирики, будь то темы поэзии или темы родины, так или иначе сопряжены с мотивами одиночества, отверженности, непонятности.

«не рожден для света», «не умеет жить среди людей», что не имеет ни времени, ни охоты «делить их шум, их мелкие заботы». Лермонтов чувствовал себя страшно одиноким, чужим среди светских людей, «малодушных, презренных рабов власти», и мир, и души которых – «приличьем стянутые маски». В их обществе «и скучно, и грустно, и некому руки подать в минуту душевной невзгоды. ». Глядя на будущность с боязнью, а «на прошлое с тоской», поэт ищет «души родной», хочет «тень страстей, которые кипят в его груди, перелить в другую грудь», но, чуждый окружающим его людям света, он остается один, «никому своей тоски поверить Не желая».

«Листок»: «. один и без цели по свету ношуся давно я, засох я без тени, увял я без сна и покоя. » Лермонтов осознает себя «гонимым миром странником»’, и подобное гуманничество становится не столько несчастьем, клеймом проклятия поэта, сколько. знаком превосходства. Общество отвергает поэта, не принимая его духовный мир, его убеждение, но и сам поэт отвергает общество, без сожаления покидая его, даря ему «железный стих, облитый горечью и злостью»: «. изгнанным из страны родной гордись повсюду, как свободой». С мотивом изгнанничества связан и мотив бездомья, также характерный для Лермонтова: «Мой дом везде, где есть небесный свод».

«Узник», лирический герой которого «одинок, нет ему отрады, стены голы кругом, тихо светит луч лампады умирающим огнем. ». Лермонтов повествует, конечно же, не столько о физической несвободе, заточении в темнице, а о состоянии духовной неволи, порождающем одиночество. Свобода же, которую символизируют «вольные птицы, играющие в синем небе», вызывает боль и стыд от невозможности ее достичь. Мотив заточения звучит и в поэме «Мцыри», герой которой «мало жил и жил в плену , угрюм и одинок , он вырос в сумрачных стенах. ».

Итак, одиночество, воплощенное в поэме Лермонтова в различных формах, составляет суть духовного бытия поэта, основу его внутреннего мира, поэтому тема эта носит для него глобальный характер, приобретает в лермонтовских произведениях космические, вселенские масштабы, нередко реализуется с помощью излюбленного Лермонтовым образа Демона, гонимого, отверженного Богом ангела, который «остался , надменный один, как прежде, во вселенной без упованья, без любви. ». Для поэта образ одинокого властелина, изгнанного с небес, с которым Лермонтов и себя отождествляет в некоторой степени, является апофеозом одиночества: «царства дивного всесильный господин» «. давно в пустыне без приюта отверженный блуждал , ничтожной властвуя землей. »

«Выхожу один я на дорогу. », о котором Добролюбов сказал: «Шедевр, написанный кровью». В стихотворении этом звучит мотив усталости от горечи и разочарований, от того, что «так больно и так трудно». Поэт чувствует себя одиноким в пределах мироздания, вселенной. Не сумев обрести «свободу и покой», достичь гармонии в этом мире, он хотел бы «забыться и уснуть», но «не холодным сном могилы», а так, чтобы «в груди дремали жизни силы». Поэт мечтает погружаться в вечно безоблачный мир, где нет ни боли и одиночества, но есть гармония и полнота бытия, желает слиться с природой, чтоб над ним, «вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел».

«Судьба поколения 30-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова». презентация к уроку литературы (9 класс) по теме

В своих произведениях Лермонтов неизменно показывает себя как человека, активно интересующегося судьбами родной страны и своего поколения: «Грядущее тревожит грудь мою» («1831-го июня 11 дня»). Вопрос «Что же будет дальше, и как посмотрят на нас потомки?» не дает поэту покоя, поскольку он ощущает свою ответственность за будущее. Оттого судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова имеет особое значение. Можно выделить ряд стихотворений, напрямую этой темы касающийся, как-то «Дума», «Бородино», «Как часто, пестрою толпою окружен», «И скучно, и грустно», «Не верь себе».

Эпоха безвременья

В сочинениях Лермонтова судьба поколения 30-х годов XIX века выходит на первый план. В них противопоставляются предшествующее и нынешнее поколения. Первое — отцы-декабристы, а второе — современники поэта. Декабристам были присущи великие идеи, стремление к светлым идеалам, к переменам в обществе. Однако их деятельность имела печальный конец: иллюзии рассеялись, предводители восстания были казнены, а участники его сосланы на каторгу.

Как следствие, современники Лермонтова уже лишены веры в лучшее, печальный опыт декабристов уничтожил в них какие-либо желания к общественной деятельности, к попыткам хоть как-то проявить себя на пользу Отчизне.

Таким образом, в тридцатые годы наступила так называемая эпоха безвременья, когда одни идеи в обществе уже ушли, а другие ещё не успели прийти им на смену. Как поэт и патриот Лермонтов не мог равнодушно взирать на такое печальное положение вещей, он принимал его близко к сердцу и выражал своё отношение в стихах.

Первый период творчества

Творчество поэта литературоведы разделяют на 2 части. Первая из них называется ранней, а вторая — поздней. Рубеж проходит приблизительно по 1837 году, когда были написаны такие стихотворения, как «Смерть поэта» и «Бородино». Нужно отметить, что судьба поэта Лермонтова, как и его стихи, тесно связана с жизнью современного ему общества, с великими историческими событиями.

Первая часть творчества относится ко времени, когда русская литература характеризовалась романтизмом, который был связан с идеями Великой Французской революцией (1789−1790) царствованием и победами Александра I. Тогда в России с приходом либерального императора наблюдался небывалый эмоциональный подъём.

  1. Изображение своего поколения: разочарование и пренебрежение
  2. Судьба поэта в период поколения 1830х
  3. 1812-1830: сравнение поколений

В своих произведениях Лермонтов неизменно показывает себя как человека, активно интересующегося судьбами родной страны и своего поколения: «Грядущее тревожит грудь мою» («1831-го июня 11 дня»). Вопрос «Что же будет дальше, и как посмотрят на нас потомки?» не дает поэту покоя, поскольку он ощущает свою ответственность за будущее. Оттого судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова имеет особое значение. Можно выделить ряд стихотворений, напрямую этой темы касающийся, как-то «Дума», «Бородино», «Как часто, пестрою толпою окружен», «И скучно, и грустно», «Не верь себе».

Сомнения и отрицание

Отчаяние и скепсис, выраженные Михаилом Юрьевичем, обусловлены общественной трусостью и бездеятельностью, оторванностью от политической борьбы. Эти чувства возникают в те эпохи, когда возвышенное индивидуальное сознание мечется в процессе поисков достойной жизни, но найти её не может. В такие периоды мысли становятся мучительными, они представляют собой единственную реальную силу, которая способна возвратить живого человека к деятельной борьбе.

В эти времена общественное сознание выливается в негативную форму и выступает в виде сомнений и отрицания. Через них мыслящее общество училось трезво смотреть на жизнь, преодолевая противоречия в собственном сознании. Самоанализ и рефлексия были особой, специфичной формой неприятия жестокой реакции, формой общественного протеста.

Многогранный и талантливый поэт и прозаик

Михаил Юрьевич был очень одаренным человеком. Сохранилось много его картин и замечательных рисунков. Он был одарен и музыкально. Блестяще играл на фортепьяно, скрипке, флейте, пел восхитительные романсы и даже сам сочинял музыку. И многие мотивы лирики Лермонтова зачастую отражают его таланты художника и музыканта.

Рассматривая причудливую сеть набросков, сделанную пером поэта на страницах рукописи, можно увидеть преследующие его образы. Эти рисунки, как и все темы и мотивы лирики Лермонтова, показывают, как сталкивается земное и небесное, ангельское и демоническое, священное и порочное. В этом мире потрясенная душа творца ищет гармонию счастья, но не находит ее. И по-человечески Михаил Юрьевич был глубоко несчастен.

Смена эпох и основные мотивы лирики Лермонтова

Времена тысяча восемьсот тридцатого года были связаны с отходом от романтизма. Такая поэзия уходит в прошлое, и Михаил Юрьевич, как творец, появился в неподходящую эпоху. Романтические направления лирики Лермонтова воспринимались как нечто отжившее. На смену одной эпохе шла другая.

В это сложное время и узнали читатели о творчестве этого поэта. Его стихи были восприняты по-разному. Для этого были свои причины. Михаил Юрьевич не только в жизни, но в произведениях человек, который придерживается крайних, радикальных убеждений. Взять, например, «Смерть поэта». Образ мученика, нарисованный в нем, принадлежит герою, у которого нет шансов выжить на этой земле. Поэт, который призван к бескомпромиссной борьбе с целым миром.

Но это не так. К середине своего творчества Александр Сергеевич пытается уделить внимание не крайностям, а найти золотую середину. Темы лирики Лермонтова выражают недовольство собой и миром, безысходную скорбь, бегство, борьбу и невозможность гармонии. А основная тональность произведений Пушкина — «светлая печаль».

«Дума» о судьбе поколения

Одним из ярких примеров осмысления темы является стихотворение «Дума», относящееся к 1838 году. В нём поэт не отделяет себя от тех молодых людей, чьих судеб касаются его раздумья. Об этом говорят местоимения «мы» и «наше», которые часто употребляются в произведении. Речь идёт о русской дворянской интеллигенции того времени. Стихотворение Михаил Юрьевич начинает грустными словами, что печально глядит на свое поколение.

Далее он выражает пессимизм по поводу будущих дней своих современников, говоря, что их грядущее или темно, или пусто.

Свой пессимизм поэт объясняет негативными качествами детей богатых родителей, которых с ранних лет уже томит жизнь, их путь ровен и лишен цели. Далее в этом сочинении поэта Лермонтова о судьбе его поколения говорится, что русские дворянские интеллигенты постыдно равнодушны и к добру, и к злу. Они вянут без борьбы уже в начале своей деятельности. Михаил Юрьевич с горечью отмечает, что молодые люди позорно малодушны перед всякой опасностью, а перед властью они склоняются, словно презренные рабы.

Судьба поэта в период поколения 1830х

Тема судьбы в лирике Лермонтова звучит так печально еще и оттого, что он, с одной стороны осознавая свой долг как поэта расшевелить свое поколение: «О, как мне хочется смутить веселость их,/ И дерзко бросить им в глаза железный стих» с другой стороны понимает, что и самое святое, поэзия, их уже не трогает: «Мечты поэзии, создания искусства / Восторгом сладостным наш ум не шевелят» («Дума»). Незавидна участь поэта (а Лермонтов рассматривает судьбу поэта в его высшем, пророческом значении), который непонятен своим современникам и не услышан ими. Эта тема отчетливо звучит в стихотворении «Журналист, читатель и писатель», где поэт, рисующий «картины хладные разврата», «приличьем скрашенный порок» в итоге не решается выносить все это на публику. Он знает: он будет осмеян и не услышан, навлечет «злость и ненависть» «толпы неблагодарной» и задается горьким вопросом: «Скажите ж мне, о чем писать. »

Вторая половина, обличительная

Далее стихи великого поэта отражают обстановку, которая была в обществе в связи с событиями, происходившими после 1825 года. К власти пришёл новый царь, Николай I, который был врагом либеральных идей.

Он:

  • жестоко подавлял вольнодумство;
  • казнил декабристов;
  • усилил цензуру;
  • учредил Третье отделение;
  • поощрял доносы.

Будучи напуганным восстанием декабристов 1925 года, царь вёл политику «закручивания гаек», как сказали бы сегодня. Таким образом, настроение в обществе кардинально изменилось, люди были растеряны и напуганы. Т

ретье отделение, являвшееся органом политического сыска, созданное царём в 1826 году, сыграло колоссальную роль в том ощущении духоты, стеснённости в действиях и в мыслях, неприкаянности и никчёмности, которое воцарилось в стране. Всё это нашло отражение в следующем этапе творчества Михаила Юрьевича.

Судьба поколения 30-х в лирике Лермонтова

«Дума» — одно из таких стихотворений, в которых скептическая и сомневающаяся мысль дворянского интеллигента выливается непосредственно и открыто, минуя сюжетные и изобразительные формы. Скепсис и отчаяние связаны с бездеятельностью и общественной трусостью, с оторванностью от конкретной борьбы. Они появляются в эпохи, когда высокое индивидуальное сознание мечется в поисках достойной жизни, но не находит ее. В такие эпохи мысль становится мученьем и единственной реальной силой, способной возвратить живого челочка к деятельности и борьбе. Ее противоречивый характер в 30-е годы очевиден: в ней заключалась действительная внутренняя жизнь поколения Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать Я знал одной лишь думы власть, Одну — но пламенную страсть» и в то же время таилось подтачивающее эту жизнь дыхание смерти На грудь мне дума роковая Гробовой насыпью легла Общественное сознание в это время принимает негативную форму, выступая как сомнение и отрицание. Историческую обусловленность и закономерность такой формы отметил Белинский. «Говорят, — писал он, — что сомнение подрывает истину: ложная и безбожная мысль! Если истина так слаба и бессильна, что может держаться не сама собою, но охранительными кордонами и карантинами против сомнения, — то почему же она истина, и чем же она лучше и выше лжи, и кто же станет ей верить? Говорят: отрицание убивает верование. Нет, не убивает, а очищает его» . Через сомнение и отрицание мыслящее общество научилось трезво глядеть на жизнь и преодолевать противоречия своего сознания. Рефлексия, самоанализ, сомнение и отрицание были особой, специфической формой неприятия процветавшей реакции, являлись одной из форм общественного протеста. Открытое и беспощадное отрицание обращено и на внешний по отношению к дворянскому интеллигенту мир, и во внутренний мир души. Своим острием отрицающая мысль направлена против невыносимого духовного пресса официальной идеологии. Но разрушительные идеи очень скоро обнаружили внутреннюю противоречивость. Лишенное возможности действовать, поколение осталось в сфере абстрактного умозрения, было обречено на бездействие. Общественное действие, понуждаемое отвлеченной мыслью, граничит либо с анархическим своеволием, либо с «высоким» преступлением, либо, наконец, оборачивается эгоизмом. Героями Лермонтова становятся люди, преступающие не только законы данного общества, но и общечеловеческие нормы (Вадим, Арбенин), или несущие такое разрушительное начало, которое причиняет безмерные страдания окружающим и самому герою (Печорин). Герой тем самым выступает носителем и проводником не только гуманистических, но и антигуманистических идей. Все это вызывает недовольство дворянского интеллигента самим собой и заставляет его пристально вглядеться в собственную душу, чтобы найти в ней разгадку обуревающих его противоречивых дум и настроений. У Лермонтова вражда к абстрактному умозрению столь же велика, как и к «бездействию»: Меж тем под бременем познанья и сомненья В бездействии состарится оно. Мы иссушили ум наукою бесплодной… Столь же «бесполезно» «чувство», если оно замкнуто в душе, не окрашивает общественный поступок. В сознании поколения 30-х годов все оказалось перевернутым и переосмысленным: «лучшие надежды», «голос благородный… страстей», «остаток чувства» стали призраками. Идеи же отрицательные — безочарование, безверие, ирония, сомнение — явились подлинными социальными чувствами поколения. Весь тон лермонтовской «Думы» воспроизводит эмоцию «социального отчаяния», охватившую и современников поэта, и его самого. Эта эмоция — ключ к разгадке смысла и поэтики стихотворения. Современники были потрясены глубоко личным тоном стихотворения. Белинский, Герцен, В. Майков писали о вопле, стоне души, о трагичности «Думы», обличении в ней «черной стороны нашего века», о суровом и мрачном лиризме. Стихотворение действительно производит мрачное впечатление. Печаль слилась в нем с обличением и негодованием, с горьким осуждением и жалобой, с иронией и тоской. Обнаженная душа выплескивается всеми обуревающими ее чувствами. Уместно напомнить, что подобная форма «разговора» современниками свойственна в 30-е годы Баратынскому, Белинскому, Герцену, Чаадаеву. Сознание поколения вскрывалось изнутри. Это придавало словам ту истинность, подлинность, какую способен сообщить человек, испытывающий те же чувства, что и его современники. Мысль о поколении неотделима для поэта от страсти, по трезвое раздумье как бы приглушает ее голос. За твердой и мужественной мыслью бьются и клокочут чувства. Открытое проявление чувств, свойственное другим стихотворениям Лермонтова, сменяется в «Думе» сдержанной сосредоточенностью. Внутри единой и цельной поэтической мысли живет напряженный конфликт между «логикой» и эмоцией, между холодным рационализмом рассудка и страстной взволнованностью, конфликт, о котором сказано в лермонтовских же стихах: И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Высота нравственного чувства в «Думе» затаена и непосредственно не высказана, тогда как трезвая отрицающая мысль выражена ясно и прямо. На фоне противоречивого единства мысли и чувства отдельное слово выступает в оттенках ведущего значения, которые несут основную смысловую нагрузку. Например, слово «состарится» («В бездействии состарится оно») означает не столько; наступление реальной старости (физической), сколько старости духовной. Точно так же «ровный путь без цели» — не ровная, гладкая дорога, а эмоциональный знак равнодушия, апатии, отсутствия жизненных тревог, взлетов и падений. Слово «случайно» в контексте «Думы» почти лишено прямого смысла. «Случайно» означает здесь («И ненавидим мы, и любим мы случайно…») «общественно не обусловлено». «Случайность», т. е. общественная необязательность, «любви» и «ненависти» символизирует утрату идеалов, жизненных и нравственных критериев.

Похожие материалы:
  • С какой целью Печорин затевает любовную интригу с княжной Мери? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») — —
  • Как вы понимаете слова В.Г. Белинского: «Части этого романа расположены сообразно с внутреннею необходимостью»? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») — —
  • Почему история бегства Мцыри из монастыря завершается трагически? (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)? — —
  • Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»? (по лирике М.Ю. Лермонтова) — —
  • В чем смысл пушкинского определения: «Цель поэзии— поэзия»? (по лирике А.С. Пушкина) — —
  • В чем проявляется избранничество поэта? (по лирике А.С. Пушкина) — —
  • Согласны ли вы с утверждением, что тема свободы — главная в лирике Пушкина? — —
  • Как в лирике А.С. Пушкина соотносятся темы жизни и смерти? — —
  • Диалог Андрея Соколова с Мюллером как один из кульминационных эпизодов рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» — —

Подлинность и истинность слов поэта

Отрицание беспощадное и открытое, как в стихотворении «Дума», направлено и на внешнюю сторону жизни дворянской интеллигенции, и на внутренний душевный мир. Оно обращено против тяжёлого духовного пресса официальной идеологии.

Пессимистичный тон лермонтовской «Думы» отражает эмоцию так называемого социального отчаяния, которая охватила его соотечественников. Глубокие личные переживания поэта потрясли современников. Герцен, Белинский, Майков обращали внимание на вопль и стон души, на трагичность его произведения, на суровый и мрачный лиризм.

И действительно, стихотворение производит довольно мрачное впечатление. В нём печаль сливается с негодованием, обличением, горьким осуждением, жалобой, тоской и иронией. Поэт выплёскивает свою обнажённую душу, обуреваемую чувствами. Он вскрывает сознание своего поколения изнутри. И это придаёт его словам подлинность и истинность.

Стихотворение «Бородино»

В стихотворении «Бородино» рассказ ведётся от лица солдата, участника событий, что придаёт описанию особую достоверность. Передавая нравственное и психологическое состояние русских воинов, Лермонтов подчёркивает непримиримый антагонизм, присущий двум культурно-историческим планам — минувшему и современному. Об этом говорит и рефрен, который актуализирует взгляд поэта и является ключевым в понимании произведения. В нем автор отмечает, что в его время люди были богатырями, лихим, могучим племенем.

Таким образом, Лермонтов с большой гордостью и отрадой вспоминает о событиях 1812 года. И сравнение с нынешним поколением говорит, что смельчаки остались в прошлом, а им на смену пришли малодушные, слабые люди, которые ищут безопасности и покоя.

В заключение хочется сказать, чем дороги сочинения Лермонтова моему поколению. Их написал зрелый человек, страстный патриот, который знал жизнь, и хотел сделать её лучше. И, обличая пороки потерянного поколения, призывал его к деятельной борьбе за высокие идеалы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: