Печорин и «водяное общество» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».: сочинение

Сочинение: Печорин и водяное общество в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени.

Печорин и “водяное общество” в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.

Автор: Лермонтов М.Ю.

До сих пор прослеживались попытки Печорина сблизиться с людьми, далекими от его круга. Безуспешность этих попыток, как видели, объясняется не узостью героя, а ограниченностью тех, с кем сводила его судьба. В «Княжне Мэри» мы видим Печорина в кругу, социально более ему близким. Однако столкновение героя с отдельными людьми сменяется здесь конфликтом с обществом в целом. Может быть, именно поэтому «Княжна Мэри» – самая большая по объему часть романа.

Для Печорина при его одиночестве дневник, «журнал», – единственный «достойный собеседник», с которыми он может быть в полнее искренним. И еще одна ценность журнала: Это – душевная память Печорина. Жизнь его, кажется, разменивается на пустяки, и поэтому ему особенно важно увидеть смысл происходящих событий, сохранить их след, чтобы не оказаться в положении человека, состояние которого передана в стихотворении «И скучно, и грустно…».

Самолюбиво не прощая Печорину его превосходства, Грушницкий, драгунский капитан и прочие члены «водяного общества» полагают, что Печорин гордится своей принадлежностью к петербургскому свету, к гостиным, куда их не пускают. Печорин же, хотя и не может не быть ироничным по отношению к «водяному обществу», не только не гордится своим превосходством, но болезненно воспринимает это расстояние между собой и другими, ведущая к враждебности: «Я вернулся домой, волнуемый двумя различными чувствами». Первое было – грусть. «За что они меня ненавидят? – думал я – За что? Обидел ли я кого-нибудь? Нет. Неужели я принадлежу к числу тех людей, которых один вид уже порождает недоброжелательность. И я чувствовал, что ядовитая злость мало помалу наполняла мою душу». Переход от иронии грусти, от нее – к ядовитой злости, побуждающей действовать, чтобы не оказаться посмешищем ничтожных людей, характерен для отношений Печорина к «водяному обществу» в целом, и в частности Грушницкому.

Печорин при всей его ироничности довольно добр, он не предполагает в Грушницком способности убивать (и даже не словом, а пулей), не предполагает низости, агрессивных проявлений самолюбия.

«Врожденная страсть противоречить» в Печорине – не только признак рефлексии, постоянной борьбы в его душе, но и следствие постоянного противоборства с обществом. Окружающие так ничтожны, что Печорин постоянно хочет быть непохожим на них, поступать вопреки им, делать наоборот. Причем сам Печорин иронизирует над этим упрямством: «Присутствие энтузиазма обдает меня крещенским холодом, и, я думаю, частые сношения с вялым флегматиком сделали бы из меня страстного мечтателя.» Грушницкий несносен своей фальшивостью, позерством, претензиями, на романтизм – и Печорин в его присутствии чувствует неодолимую потребность в прозаической трезвости слов и поведения.

Согласие Грушницкого участвовать в заговоре, предложенным драгунским капитаном, пробуждает в Печорине «холодную злость», но он еще готов простить «приятелю» его мстительность, распускаемые им в городе «разные дурные слухи» – за минуту честности «Я с трепетом ждал ответа Грушницкого, холодная злость овладела мною при мысли, что если б не случай, то я мог бы сделаться посмешищем этих дураков». Если б Грушницкий не согласился, я бросился б ему на шею. Но после некоторого молчания он встал с своего места, протянул руку капитану и сказал очень важно: «Хорошо, я согласен». Законы чести не для этих людей писаны, точно также, как и не для «мирного круга честных контрабандистов».

Готовность Печорина к благодарной человечности разрушена низостью Грушницкого, согласного на обман в дуэли. Однако Печорин, как шекспировский Гамлет. Не один раз должен убедиться в том, что подлость неискоренима в этом человеке, прежде чем решится на возмездие. Жестокость Печорина вызвана оскорблённостью не за себя только -за то, что на границе жизни и смерти в Грушницком мелкое самолюбие оказывается сильнее честности, благородства.

Сочинение: Печорин и «водяное» общество в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

(559 слов) Одним из самых популярных произведений Михаила Юрьевича Лермонтова является роман «Герой нашего времени». В нем писатель наглядно отобразил психологию главного героя Печорина, а также отразил основные проблемы своего времени. Не секрет, что идея создания романа «Герой нашего времени» пришла к Лермонтову после прочтения произведения Пушкина «Евгений Онегин». Создавая свой роман, Михаил Юрьевич поставил перед собой задачу — показать новые убеждения и взгляды своей эпохи. Чтобы достичь своей цели, автор сравнил главного героя и «водяное общество»

Печорин и «водяное общество» является частью главы «Княжна Мери». Рассмотрим поподробнее, что собой представляет «водяное общество». На популярном курорте с минеральными водами представители местного дворянства сливаются с гостями, которые прибыли из столицы. Благодаря подобной смеси вырисовывается забавная картина нравов. Оба общества не уступают друг другу в своей безнравственности, но одни люди более провинциальны и чванливы, а другие — более высокомерны и тщеславны. Это общество является «водяным», ведь основная его цель — оздоровление на водах Кисловодска. Но целебная вода и благоприятный климат не могут вылечить искалеченные души людей. Здесь читатель осознает, что болезнь персонажа и его поколения является неизлечимой. Все стремления Печорина изменить что-то в себе поглощаются эгоизмом, проистекающим из сравнения себя и окружающих. Водяное общество настолько примитивно и узколобо, что Григорий находит лишь один способ пребывания в нем — использование людей в развлекательных целях.

Читайте также:
«Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2): сочинение

В «водяное общество» входят не только приезжие господа, но и степные помещики. Они приезжают в Пятигорск для того, что укрепить свое материальное положение. Не секрет, что отцы семейств еще зачастую сюда приезжают с намерением найти выгодную партию для своих дочерей. Автор показывает, как следят за собой жены и дочери, они всегда выглядят с претензией на изысканность. Они видят возможность создания пары в каждом богатом мужчине. И в этой ярмарке невест проявляется одна из главных черт этого общества — безнравственность под покровом лицемерия. Любовь эти люди приравнивают к сделке.

К «водяному обществу» писатель относит и военных франтов. Все они на одно лицо, они лишены индивидуальности. Как утверждает главный герой, франты много пьют, и не только воду. Можно сказать, что они приехали на Кавказ не для того, чтобы укрепить здоровье, а чтобы поволочиться за дамами. Так делает и юнкер Грушницкий, который специально носит мундир солдата, чтобы привлечь к себе внимание красоток. Он обличает еще одну черту «водяного общества» — желание пустить пыль в глаза.

В главе «Княжна Мери» главный герой оказывается в обществе, которое несколько отличается от столичного, однако схоже с ним по основным характеристикам: праздность, тщеславие, ведомость, высокомерие и невежество. «Водяное общество» похоже на болото, несмотря на то, что оно собралось вблизи чистого источника. Люди получают удовольствие от унижения друг друга. Так, «добродетельные» местные дамы сговариваются о том, как бы проучить Мери. Почему? А потому что она молода и богата. Зависть порождает ненависть, скрытую лицемерием. Такое отвратительно зрелище не в силах терпеть и Печорин, поэтому он вступает в конфликт с местным обществом и выручает Мери.

«Водяное общество» оказывает сильное воздействие на персонажа. Он оказывается втянутым в его жизнь. Лермонтов подчёркивает тот факт, что человек не сможет быть вне общества. Печорин становится частью этого окружения и поступает по его законам: обманывает Мери и пользуется ее наивностью. Можно заметить, что представители «водяного общества» лгут, сплетничают, используют друг друга. Невольно Григорий перенимает эти черты. Схватка с Грушницким и объяснение с Мери продемонстрировали нам наиболее негативные аспекты влияния общества на личность.

В своем романе Михаил Юрьевич Лермонтов мастерски раскрыл законы общественных отношений. Читатель видит, что Печорин с пренебрежением относится к обществу, но является его частью и перенимает его самые скверные черты.

547. Сочинение Печорин и водяное общество Русский язык

Сочинение — Печорин и водяное общество. Русский язык

Лермонтов помещает своего героя Печорина в различные слои общества. В главе «Княжна Мери» показана жизнь и нравы дворян приехавших лечиться минеральными водами Кавказа. Изображение отдельных представителей может показать ту эпоху в которой жил сам автор. Несмотря на некоторые их различия у них имеются общие интересы.

Степные помещики

По внешнему виду мужчин Печорин догадывается об их принадлежности к помещикам . Одеты они в потертые старые сюртуки. Главная их цель выдать своих дочерей замуж за мужчин более высоких сословий. Жены и дочери одеты изысканно и нарядно. Несмотря на поиск зятя они стараются провернуть какую-либо сделку. Каждый новый прибывший на воды рассматривается ими как будущий муж. В числе таких оказался и Печорин. Но увидев его армейские эполеты они в нем разочаровываются. Такое обращение не удивляет героя, а вызывают лишь горькую усмешку.

Хозяйки вод

У женщин свои цели в отличие от мужчин. Выйти самим замуж или любовника. Печорин восторгается ими. Они способны сохранять свою миловидность независимо от возраста. Женщины обожают Печорина не известно чем привлекает он их. Может быть своим непостоянством. Знакомится он с новыми с княжной Мери, княгиней Лиговской и встречает свою старую любовь Веру. Сперва Княжна вызывает у него интерес из-за Грушницкого. Она мила хороша собой, пока плохо разбирается в людях. Но Печорин уверен и знает что через некоторое время это » чистое дитя» станет такой же, как окружающее ее общество. Пока она может сострадать к несчастным(чем пользуется Грушницкий) сцена с кружкой достойна умиления. Считает что создана для счастья со своим возлюбленным. Но Печорин разрушает ее иллюзии и разбивает ее душу. Вера это прошлое и как надеется в своих мечтах Печорин будущее. Но не настоящее. Их отношения непонятны для их самих. Когда Вера уезжает Печорин, догоняет ее не жалея себя ,но не достигнув ее минуту мучается, а потом вновь встает и продолжает вести себя как ни в чем не бывало.

Читайте также:
Характеристика образа Печорин Григорий Александрович: сочинение

Франты

Таких мужчин много. Целая толпа. Они ленивы, все время скучают, стоят в академической позе. Они с неохотой общаются с провинциальными девушками, желая встреч со столичным высшим светом. Представителем их является Грушницкий карикатура на самого Печорина. Армеец любитель внешних деталей. Часто он производит эффекты на окружающих. Изображает из себя страдальца. Чрезмерно самолюбив из-за этого он умирает на дуэли с Печориным.

Вариант 2

Григорий Печорин – основное действующее лицо романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Все произведение состоит из рассказов о приключениях молодого и избалованного дворянина. В каждой главе он взаимодействует с различными людьми и обществами. Эти отношения показывают истинный характер героя, проливая свет на его натуру в различных жизненных ситуациях.

Отношение главного героя с «водяным обществом» показано в главе «Княжна Мери». Такое необычное название обществу дано не случайно. Он отличается от светского, но и общие черты между ними есть.

Печорин прозвал водяным обществом людей, которые живут и приезжают в Кисловодск. Они, под предлогом оздоровления на целебных водах города, занимаются своими нечистыми, безнравственными делами. Каждый из них пытается превзойти всех в своих бесчестных поступках. Но живительная вода не способна исцелить грешные души людей. Именно тогда Печорин узнал о неизлечимости своего недуга и пытается проводить свое время иначе, но его полностью поглощает жажда авантюр и эгоизм.

Собрания общества проходят около чистого источника, но их разговоры затягивают хуже грязного болота, разрастающегося с невероятной скоростью. В общество входят различные люди, к которым относятся городские помещики, держатели местных домов, приезжие офицеры и дамы, степные мужья и франты.

Степные мужья и помещики приезжают в город, чтобы найти женихов для своих дочерей, но их цели не настолько благородны и чисты. Их основная цель – укрепление финансового положения. Любые действия этих людей направлены на получение собственной выгоды, в которых дочери являются лишь предлогом. Их одежды не отличаются шиком, но дети и жены одеты нарядно и изысканно. В каждом прохожем мужчине эти помещики видят объект для замужества. Когда Печорин попадал на глаза таким людям, то поначалу вызывал интерес. Но любопытство пропадало так же быстро, как и появлялось.

Жительницы города, имеющие в собственности дома, тоже относились к такому обществу. Их целью тоже было замужество или поиск любовников. Ими Григорий особенно восторгался, а точнее их миловидностью.

На источниках было много приезжих франтов и все ни были похожи друг на друга. Они приезжали туда, чтобы много пить, но не целебные воды. Они необычайно ленивы и ищут предметы сплетен, часто скучают от проблем, которые сами создают. Они не постоянны в отношениях к женщинам. В городах они скучают в обществах светских дам и желают общения с провинциалками, в деревнях же все наоборот.

Печорин не смог оказаться в стороне этого общества, и был полностью втянут в его жизнь. На фоне этих людей он не самый порочный, но такой же жестокий и распущенный.

Сочинение 3

К “ненужным людям” относят Печорина. Характер Печорина имеет личные проблемы в обществе. К оставшемуся обществу, Лермонтов ставит противоположность, и в различных вопросах, раскрывая героя индивидуальность.

“Водяным обществом” называется основное противоположность нрава. Умение, выбираемая роль и группа людей, дворянского представления входят в общество. Для того чтобы изменить личность, она активно воюет с окружением. В окружении характера героя, автор передаёт опыт охватывающей земли.

Действующее везде, всё это полностью отражает — “водяным обществом”.

Главному герою удаётся найти себе людей, близких по душе:

На Печорина похож Грушницкий, эффект на людей, поза — Грушницкого, а Печорин — суть нрава. Герой не романтик, Грушницкий. Оба молодые, романтики, видно внешний и внутренний вид Грушницкого создан с влиянием Ленского.

Образ сопоставляется с Печориным — Вернер, острота ума, отношения в обществе, является их подобием. Глубокая и сложная натура Вернер в отличие от Печорина. Противоречивая натура и внешний вид романтической черты в образе Вернера.

Читайте также:
Лермонтов в моей жизни: сочинение

Образ неясности, изображён неточно, а загадками — Вера. С Печориным, Вера соответствуют, чувствуется трагедия действия Веры и Печорина. Печорин не способен любить, нет истинного чувства.

У Пушкина и у Грибоедова уже есть романы, которые посвящённые герои стали схожими друг на друга. Любыми методами, герои идут к рангу. Кто-то готов на тусклый вечер и интриги, но их автор не упоминает, как в виде греха, либо не до понимания, а простое занятие в виде досуга.

Реалия романа состоит в том, что Лермонтов выдвигает множество других героев, подчинённые каждому типажу в обществе.

Военные и в статусе мужчины, составляют уникальный этап “водяного общества”. Драгунский, на примере в дуэли, напоминающего Зарецкого. “Водяное юношество” выделяют отдельно. Общественная стихийная жизнь присутствует, страсть к чинам, сплетни, пустота и всё это похоже на столичное общество. К тому же изображена вся атмосфера, а не именно одни образы.

В обычное дворянское время, М. Ю. Лермонтов показывает “водяное общество”. В романе “водяное общество”, необычная тема. Творчество Лермонтова, есть итоговая задача во взаимоотношениях с людьми и проблем индивидуума.

Не случайно возникла проблема между Печориным и “водяным обществом”. Все качества нрава и роль Печорина, спасибо “водяному обществу”, узнаёт читаемый.

Девятнадцатый век — продолжение традиции русской литературы.

Сочинение-рассуждение 4

Одним из выдающихся поэтов, был Михаил Лермонтов. Многие называли его гением творений. Он был очень молод, когда занимался одним из своих величайших творений «Герой нашего времени».

Печорин был одним из главных героев, который воплотил в себе все существующие пороки того времени. Произведение состояло из 5 частей, и в каждой из них появляется Григорий Александрович.

Читатель более близко знакомится с водяным обществом в третьей главе. Так называлось общество состоящее из местной знать. Печорин очень четко отмечал заинтересованность этих людей к сплетням и интригам. Двуличию этих людей можно было только удивиться. Лермонтов противопоставлял это общество, Печорину. Но были и персонажи которых автор сравнивал неоднократно с Печорины. Одним из них, которого Лермонтов выделил, был Вернер. Сходство в их поведении было заметно по их отношению к людям и сарказму. Многие критики уверяли что Вернер натура глубокая, даже где-то противоречивая.

Еще одним не менее интересным героем произведения был Грушницкий. Этот герой был полной пародией на Печорина. Лермонтов подчеркнул, что этот персонаж был жалок. Конечно же стоит отметить его романтичность. Складывается впечатление, что автор создал этого героя по стихам Пушкина. Грушницкий как и Ленский в произведении Пушкина идет на дуэль, в этом есть некоторое сходство двух произведений Лермонтова и Пушкина.

Но были и в произведении женские образы. К примеру Княжна Мэри, очень прелестная девушка. В ней читатель видит молодость и красоту. Печорин открыто заявляет о своих чувствах. Но Мэри не так идеальна как кажется. Она любит кокетничать и интриганка.

Одиночество и несчастливого Александра, показывает читателям Вера. Девушка старалась ради Александра, но он так и не полюбил ее. Конечно же по поведению и словам Печорина заметно как он нуждается в любви и нежности. Но к большому сожалению любить этот человек не умеет. Именно это приводит его к страданиям.

Автор не просто так сталкивает Печорина с водяным обществом, ведь именно благодаря этому читатель смог лучше узнать этого интересного героя поближе. Разглядеть его настоящий противоречивый характер и отношение к жизни.

Конспект урока литературы “М.Ю.Лермонтов “Герой нашего времени”«Княжна Мери». Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? Печорин и водяное общество. Картины природы» (урок 1).
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

В данной разработке представлен анализ повести “Княжна Мери” (первый урок) с применением проблемной технологии.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока литературы в 9 классе М.Ю.Лермонтов «Княжна Мери». Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? 29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Княжна Мери». Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? Печорин и водяное общество. Картины природы».

Цель: Проанализировать повесть «Княжна Мери», провести сопоставительный анализ Печорина и общества.

Создание проблемной ситуации.

  • Чьи это слова?

«К полноте бытия моего недостает ощущение опасности. Я так часто встречал смерть на охоте, в поединках, в сражениях, в борьбах политических, что опасность стала привычной, необходимостью для развития моих способностей».

(Предположение ребят, что это слова Печорина. Это его мироощущение, лексика. Ищут фразы в романе, но их нет. Но показалось это не случайно).

Дочитываю до конца:

«Здесь нет опасностей. В челноке переплываю Ангару, но волны ее спокойны. В лесах встречаю разбойников, они просят подаяния».

  • Уж не декабрист ли это? Да, это письмо из Сибири декабриста Лунина его сестре, письмо самого смелого декабриста.

Пушкин «Евгений Онегин» X глава (зашифрованные строки):

Друг Марса, Вакха и Венеры

Тут Лунин дерзко предлагал

Свои решительные меры.

  • Мы почувствовали, насколько близки слова Печорину. Как это объяснить? Как эта близость объясняет роман?

(Луначарский: «Творчество Лермонтова – последний отблеск декабризма».)

Мы все время считаем Печорина лишним человеком. Эта формулировка себя изжила. Эпоха, предшествующая декабристам, продолжается в его мироощущении, жажде бури .

  • Но тогда невольно напрашивается вопрос. Ждем его.
  • Разве видим мы в Печорине борьбу политическую?
  • Вспомним, чем занят Печорин, за какими опасностями он гонится: похищение Бэлы, в Тамани – вмешивается в дела контрабандистов, дуэль с Грушницким. Все это – житейские события, нет и намека на политическую борьбу. Чем объяснить? Может, все дело в безразличии Печорина к политическим проблемам? Тогда почему это герой времени Лермонтова? Подошли к самому трудному, интересному.

Ответы: эпоха 30 – 40 – ых годов необычна, обстоятельства, в которых оказывается герой Лермонтова, исключает политическую борьбу. Жизнь изменилась. Она лишена возможности направить Печорина в русло политической борьбы.

  • Какие возможности открываются у благородного, мыслящего человека эпохи Печорина?

Первая – жить, как все. Не делать подлости, но и не препятствовать им, ибо ты одинок. Не подчеркивать твоего неприятия аристократического мира, его устоев.

Вторая – сохранить идеалы, отстаивать их в поединке со светом, утверждать свои идеалы в борьбе со светом.

  • Что скажите об этом?

Печорин в романе абсолютно одинок, Доктор Вернер – единственный человек, равный Печорину. Но даже этот умница не понимает Печорина. Не понимает, зачем ему дуэль. Это Лермонтову важно, чтобы обострить одиночество Печорина.

  • Можно ли в одиночестве отстоять свои идеалы? Вот что мучает Лермонтова.
  • Много испытаний пришлось пережить Печорину, но самое суровое – впереди, на водах. Страницы, к которым переходим, кульминационные. Печорин и не предполагал, что ему уготовила судьба, автор.
  • В чем суть, тайна этих испытаний?

Только в повести «Княжна Мери» он в том обществе, которому принадлежит по происхождению, воспитанию. До сих пор был в мире инородном. Картина не менялась и в «Максим Максимыче». А здесь – его среда, его круг: Печорин на водах.

  • Чего же вы ожидали, когда приступили к чтению, какие сомнения мучили?

(Было интересно, примет ли Печорин законы общества, станет ли своим?)

  • Что привело на воды? (Желание отдохнуть).
  • И Печорину было с кем встречаться, говорить. Это люди его круга. И что же? Печорин – в «Княжне Мери». Как эти страницы объясняют сложного, неразгаданного лермонтовского героя?

(Оказавшись в окружении света, Печорин бросает ему перчатку нарочно открыто).

  • В чем тайна формы повести? (В форме дневника Печорина).
  • Какие уточнения, поправки должны сделать? (Вызов на страницах дневника).
  • Как относитесь к словам Печорина? Как воспринимаете страницы дневника?

(Печоринские слова – это поступки. Это предельно точное отражение его жизни, поведения).

  • Давайте вспомним, как отнеслось общество к приезду Печорина?

(Печорин –блистательный человек, богат, знатен, известен в Петербурге, образован, красив, умен. Во всех отношениях завидная партия. Вот почему так гостеприимно распахнуты перед ним двери Лиговских, эта исключительная благосклонность княгини (матери).

Здесь же встретился и с теми, кто может относиться к нему только враждебно. Ревность Грушницкого и его компании – им будет труднее быть в центре внимания рядом с Печориным.

  • И что же на фоне этого? Отношение Печорина к этому обществу? На одной из страниц журнала мы читаем: «Счастье – насыщенная гордость». Что это значит? Это честолюбие.
  • Что скажете?

(Печорин легко мог удовлетворить честолюбие, насытив гордость преклонением, став центральной фигурой, пользуясь благоговейным отношением к нему, безумной любовью к нему княжны Мери.)

  • Но Печорину этого не нужно! Его гордость иного склада. Со стремлением водяного общества блистать в свете его гордость ничего общего не имеет.
  • Тайна Печорина – быть самим собой, не променять свои идеалы ни на какие соблазны.
  • Печорин вступает в борьбу со светом с невиданной силой.
  • В чем это сказывается?

Кажется, что хочет сорвать маску с общества. Его дневник – меткая сатира на водяное общество. Большинство страниц носят негативный характер: читаем о водяном обществе; о Грушницком.

  • Белинский пишет: «Печорин отлично знает, чего ему не нужно». Неточность у Белинского по отношению к Печорину: Печорин не знает, что ему нужно.
  • Ваша позиция?

Страницы текста: хочет любви – мысли Печорина о себе,

Страницы текста– о противоречиях.

  • Чего он жаждет? Этого Печорин не проясняет, ему это не ясно в себе.

Но ясно одно – что он отрицает существующие формы отношений людей. Отрицание – форма утверждения. Его отрицание – не дух легкомыслия. Он, может быть, к идеалу устремляется с большей силой, чем к разрушению.

  • Важное слово об отношении Печорина к водяному обществу. Каким он его видит? Как о нем говорит? (прочитаем)

Ироничен, ехиден, желчен, это онегинский «огонь нежданных эпиграмм». Этим языком наполнены записи в дневнике.

Общество водяное. Это характеристика Печорина. Безжизненное, размытое, неопределенное. Мир, к которому нельзя отнестись серьёзно.

  1. Лицемерие. С одной стороны, петербургский покрой сюртука, с другой стороны, армейские эполеты. И от Печорина высокомерно отворачиваются. О нем судят не по его качесвам, а по покрою сюртука, эполетам. Если армейский служака – то не нашего круга!
  2. Праздность и пустота времяпровождения , капризы, притворство, откровенная низменность бытия. Печорин срывает маску, его слово точно бьет в цель: они пьют, но не воду. Это люди, бравирующие своими болезнями. Княгиня Лиговская потеет в ермоловской бане. – Лексический контраст – Княгиня – ермоловская ванна, названа именем генерала Ермолова. И простое слово потеет , неуважение к княгине.
  • Попробуйте сопоставить язык «Тамани» и «Княжны Мери».

Весь мир «Тамани» высоко поэтичен. Достаточно прочитать любую страницу. Мир «Тамани» овеян дыханием моря.

А в «Княжне Мери», особенно там, где водяное общество, нет поэзии. Доктор Вернер говорит о недугах. Вторжение чего – то медико – физиологического.

  • Задержались на общем портрете водяного общества. Но выпады Печорина – против конкретных лишений.
  • Произволен ли выбор Печорина? Кого он выбирает? (Грушницкого)
  • Почему? Справедлив ли Печорин?

Это самое заметное лицо на водах, вот – вот станет любимцем водяного общества. Умеет забывать симпатии. В нем все слабости водяного общества, все его пороки (по мнению Печорина, а по мнению водяного общества – достоинства).

  • Каким увидели Печорина в его отношении к Грушницкому? Вот что очень важно.

Печорину представляется смешной и нелепой страсть Грушницкого декламировать, стремление производить эффект, сделаться героем романа, не быть, а казаться. Его неумение и нежелание быть самим собой.

  • Но случайно ли это в Грушницком? (Как ему быть самим собой, если он ничтожен).
  • Понимает ли его Печорин? (Да, знает ему цену. Видит его позерство, понимает, для чего ему это надо).
  • Для Печорина лучше быть самим собой, обыкновенным, даже заурядным. Если делать вид, что ты героическая личность. Не будучи способным на бесстрашие, Грушницкий притворяется бесстрашным: махает шашкой – отступление от литературных норм.
  • Почему?

Через неправильность глагола чувствуем комичность показной храбрости Грушницкого. Ему мало быть юнкером, надо быть разжалованным, чтобы казаться загадочным.

  • Идеал Печорина – быть самим собой, простота, естественность, подлинность. Обозначим словами самого Печорина.

Грушницкий из тех людей, которые просто прекрасное не трогает.

  • Печорин же жаждет просто прекрасного. Вот откуда его страстный порыв к Бэле, ундине, Вере, в какой – то мере – Мери.
  • Печорин создает особенный прекрасный мир, который находится далеко от водяного общества.
  • Первые страницы повести. Прочитаем.

Посилился не в аристократическом центре, а на краю города у подошвы Машука.

  • К какому миру мы прикоснулись?

Его погружение в мир природы, то просто прекрасное, которое становится гармонией чистоты.

«Выхожу один я на дорогу» – мир не только лирического героя, но и мир романа.

  • Продолжите тему – как воплощена в повести?

Природа – воплощение печоринского идеала. Его дневник полон красок, запахов, звуков природы. Это его единственное надежное прибежище – природа.

  • Мы знаем, как много в его жизни значила любовь, но природа еще больше.

После свидания с Верой – мысли о любви и природе, которая сильнее любви к женщине.

  • Для Печорина природа – сама жизнь. Мы говорим о его бесстрашии. В чем тайна его дерзновенности? Что жизнь разлюбил?!

Глубочайшее заблуждение. Он очень жизнелюбивая натура. Жажда опасностей – с тем, чтобы выйти из столкновения с опасностью победителем.

Обостренное чувство природы – мера его жизнелюбия.

  • С этого мир начинается. Так было у Пушкина, так и сейчас. Пусть меня не будет, но живет природа. Это затем у Есенина и др. Человек – частица природы, продолжение природы.
  • Где печоринское погружение в природу достигает наибольшей силы.

Перед дуэлью. Читаем.

  • Что поразило? (Вглядывается в каждую мелочь, частицу природы. Замедленная съемка, крупный план).
  • Какая же может быть природа перед дуэлью?

(Его влюбленность в природу обостряется в минуту опасности).

  • Отчего это происходит?

Так как природа не умеет лгать, в отличие от людей. Ей незнакомо притворство, не знает моды. Она поразительно естественна, какой и должна быть жизнь человека.

  1. Ответить письменно на вопросы:
  • Мои впечатления о Печорине.
  • Отчего любят Печорина, если он приносит страдания?
  • Кто побеждает в поединке – Печорин или общество?
  1. Учебник «Печорин и «водяное общество», Печорин и Вернер.

Школьные сочинения

Тема сочинения: Преступление и наказание Печорина

Сочинение изложение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Тридцатые года девятнадцатого столетия. Именно в эти годы, годы реакции, жил и создавал свои величайшие произведения Михаил Юрьевич Лермонтов. Ярким представителем поколения этого времени является Григорий Александрович Печорин, в образе которого Лермонтов показал весь трагизм жизни молодого поколения, окружающей его действительности и частичку своей собственной судьбы. В тридцатые годы девятнадцатого века все лучшее, что могло бы произойти в обществе, все лучшие помыслы молодых людей жестоко пресекались, потому как были неугодны царскому режиму. Восстание декабристов было подавлено, многие передовые люди сосланы в Сибирь, а часть людей просто напугана возможными последствиями инакомыслия. Сам Лермонтов говорил, что его произведение «Герой нашего времени» вобрало в себя все пороки, которые были присущи целому поколению того времени.

Лермонтов, очень емко выразил свои мысли в предисловии, написанном к «Журналу Печорина»: «Хотя я переменил все собственные имена, но те, о которых в нем говорится, вероятно, себя узнают, и, может быть, они найдут оправдание поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека, уже не имеющего отныне ничего общего с здешним миром: мы почти всегда извиняем то, что понимаем». И это аксиома, так как большинство людей рассуждают о других людях, рассматривая их конкретные поступки, обсуждая их. Но, это же самое большинство практически никогда не пытается рассмотреть поступки других людей с их точки зрения, то есть поставить себя на место того, кто эти поступки совершает. Лермонтов в своем произведении умышленно написал выше обозначенные слова после повестей «Была» и «Максим Максимыч». Получается, что мы, читатели, судим о Печорине, не понимая его поступков. Печорин – гвардейский офицер, который был вынужден уехать из Петербурга на Кавказ. Печорин теряет свой чин, пребывает на Кавказке, путешествует в Персию и в итоге умирает. В процессе своей жизни, Печорин встречает множество людей и при этом разрушает их судьбы. Например, княжна Мэри, которая влюбилась в Печорина. И когда это произошло, Печорин просто, даже не задумываясь о томи, что причиняет этой женщине невыносимую боль, говорит о том. что никогда ее не любил. Еще одним примером «любви» является чувство Бэлы, которое Печорин в итоге отвергает, а Бэла гибнет. Вмешательство Печорина в дела «честных контрабандистов», в результате которого полностью разрушается их жизнь. Также жертвами Печорина являются Максим Максимыч, Грушницкий, Вера и многие другие люди. Страшно то, что Печорин, обладая умом, разбираясь в людях, в их психологии, очень легко привлекает к себе людей, завоевывает их доверие, влюбляет в себя женщин. Но, все эти люди Печорину безразличны, поскольку его собственная жизнь пуста. Для Печорина другие люди являются развлечением, игрой. Получается так, что Печорин ставит перед собой какую-либо цель, добивается ее и сразу же эта цель, становится ему просто неинтересна. Погубив судьбы множества людей, что можно назвать преступлением, Печорин и сам страдает. Ведь ему чужды и непонятны такие чувства, как любовь, сострадание, понимание. Он не умеет понимать и уважать чувства других людей. В этом проявляется острейший эгоизм Печорина. Но, принося боль другим людям, Печорин говорит: «Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь. ». И он сам дает ответ на этот вопрос: «…есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души… Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы». Получается, что Печорину чужды такие высокие идеалы, как нравственность, мораль. Он просто не знает что это такое: «Первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха. ». Такова жизненная позиция Печорина. «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого…». Эти слова, наверное, и являются главной трагедией жизни Печорина. Поэтому, Печорин одинок.

Он сам не понимает людей, а люди не понимают его. Перед дуэлью, возле Печорина нет ни одного человека, который бы поддержал его: «После этого стоит ли труда жить? – а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!». Единственный человек, который заставил Печорина хоть немного изменить свои взгляды на жизнь – это Вера. Получив письмо, Печорин «как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса… и пустился во весь дух». Но, он не смог догнать Веру. Быть может слова Веры о том, что Печорин не принес ей ничего, кроме страданий, и она должна его только ненавидеть, что-то перевернули в его душе? А может быть и нет. Скорее всего, люди так и остались для Печорина игрушками, вещами, которые подчинены лишь его капризам. Виноват ли в этом только Печорин? Наверное, нет. Ведь на его характер, поведение, поступки повлияло общество. И это влияние отразилось на тысячах таких Печориных.

Преступление и наказание Печорина: сочинение

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто иль темно,

Меж тем, под бременем познанья

В бездействии состарится оно.

В эпиграф вынесены строки из стихотворения «Дума». В них очень точно и прозорливо отражена судьба поколения 30-х годов XIX века. Именно в это время жил и писал Лермонтов. В это время живет и его герой — Печорин. Многие считают, что в творчестве Лермонтова много трагизма. Но истоки этого не только в его личной судьбе, трагизмом была наполнена окружающая действительность. Тридцатые годы — это годы реакции в России, время, когда все лучшее сгноили, разогнали, сослали в Сибирь и на каторгу.

Лермонтов сам признается, что «Герой нашего времени» — это портрет, составленный из пороков всего поколения в целом. В предисловии к «Журналу Печорина» он пишет: «Хотя я переменил все собственные имена, но те, о которых в нем говорится, вероятно, себя узнают, и, может быть, они найдут оправдание поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека, уже не имеющего отныне ничего общего с здешним миром: мы почти всегда извиняем то, что понимаем». Это справедливо. Мы часто судим о человеке на основании его поступков, но поступки эти рассматриваем со своей точки зрения, не умея или не желая взглянуть на них с точки зрения того, кто их совершает. Не случайно Лермонтов поместил эти слова после «Бэлы» и «Максима Максимыча» — прочитав эти повести, мы были уже готовы судить Печорина, еще не понимая его.

Кто же такой Печорин? Григорий Александрович Печорин — гвардейский офицер, судьба которого сложилась очень трагично. Из романа мы узнаем, что он был выслан из Петербурга за некую «историю» на Кавказ. По дороге с ним приключается еще несколько «историй», он лишается чина, потом снова отправляется на Кавказ, некоторое время путешествует и, возвращаясь из Персии, умирает. За это время он встречается с многими людьми, на которых оказывает влияние. Печорин разрушил много судеб. Он принудил княжну Мери влюбиться в него, подчинил ее своей воле, а потом с присущей ему прямотой признался, что не любит и никогда не любил ее. Печорин толкает на преступление Азамата и Казбича, добивается любви горянки Бэлы, но потом охладевает к ней. Бэла погибает.

В Тамани Печорин вмешивается в жизнь «честных контрабандистов», причем делает это совершенно бесцельно. Для него важно «найти ключ от тайны», а судьба этих людей ему безразлична.

Печорин очень обидел доброго штабс-капитана Максима Максимыча, который глубоко привязан к нему. Уезжая в Персию, Печорин совсем забыл о своем старом товарище, и, когда на станцию прибегает бедный старик, он лишь холодно подает ему руку. Этот перечень можно продолжить: Вера, Грушницкий — такие же жертвы Печорина. Но и сам Печорин тоже жертва. Он ищет острых ощущений, приключений. Он обладает острым умом и сильной волей, которые ему помогают преодолевать препятствия. Печорин хорошо разбирается в психологии людей, поэтому легко завоевывает внимание женщин. Только для чего, ради чего? Женщины его интересуют мало, а жизнь его, в сущности, пуста и бессмысленна.

Печорин погубил Бэлу, погубил от нечего делать. Для него она, как и остальные люди, лишь средство развлечения. Ему нравится добиваться поставленной цели, но, добившись ее, он тут же теряет к ней всякий интерес. Вспомним, что говорил Максим Максимыч: «Долго бился с ней (Бэлой) Григорий Александрович, между тем учился по-татарски, и она начала понимать по-нашему». Печорину надо было не только научить Бэлу говорить по-русски. Чтобы завоевать ее расположение, следовало войти в ее мир, проявить к нему уважение. Печорин это прекрасно понимал, более того, он знал, как это сделать.

С появлением в жизни Печорина Бэлы у него появляется какая-то цель, возможность отвлечься от приступов тоски, которая на него находит, а сопротивление девушки его раззадоривает. Осознает ли он в этот момент весь трагизм ситуации? Нет, он не обманывает девушку, когда говорит ей: «Если ты снова будешь грустить, то я умру». Или обманывает неосознанно. Печорин в этот момент верит, что Бэла и впрямь может составить его счастье.

Но любит ли Печорин Бэлу? Этого он и сам не знает. Печорин погубил девушку — в этом его «преступление», но наказан и он сам. Его беда и его трагедия в том, что он не умеет любить. Настоящая любовь — это и забота о человеке и тревога о нем, любящий человек живет тем, кого любит, думает о нем. А Печорин не умеет думать о ком бы то ни было, он занят самим собой. Ему грустно, скучно, одиноко, ему захотелось любви другого человека — он добивается ее. Добивается, а потом бросает, как ребенок бросает ставшую неинтересной игрушку. Так поступают эгоисты, и Печорин тоже эгоист. Он не сострадает людям. Совершив ошибку, продолжает жить по тем же принципам. И вот уже его жертвой оказывается княжна Мери. История повторяется.

Поступая нечестно с другими, Печорин честен с самим собой. Он пытается разобраться в себе, не оправдывая своих поступков. А ведь такая беспощадность к себе — редкое свойство. «Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь. » И сам же отвечает: «. есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души. Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

Этой «ненасытной жадностью» Печорин страдает на протяжении всего романа. Он непременно желает участвовать во всех событиях чужой жизни. Возможно, это было бы неплохой чертой характера, если бы такое вмешательство не доставляло другим страдания.

В мире существует кодекс морали, нравственности, установленный человечеством, где осуждается жестокость. Но Печорин не может, не умеет считаться с такими простыми истинами, он слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других: «Первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха. ». Печорин хочет быть лучше всех и могущественнее всех на свете. «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого. » — в этих словах Печорина трагедия его жизни. Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы люди поступали с тобой. А если наоборот? Тогда человек сам же будет несчастен и одинок. Наказание одиночеством и непониманием других — такова участь Печорина.

Одинок Печорин и в ночь перед дуэлью, «и не остается на земле ни одного существа, которое бы поняло его», если он будет убит. Он сам делает вывод; «После этого стоит ли труда жить? — а все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового. Смешно и досадно!»

Возможно, все же Печорин испытал любовь. Его чувства к Вере весьма неоднозначны. Но любовь ли это на самом деле? Ведь Печорин так любил добиваться своего любой ценой, что, возможно, это и притягивало его к Вере. Мы жалеем Печорина, когда он получает последнее письмо. Он «как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса. и пустился во весь дух» догонять ее. Печорин не догнал Веру: загнанная лошадь «грянулась о землю». Тогда Печорин упал на мокрую траву и заплакал. Вера — единственная женщина, которая любила Печорина таким, каков он есть. «Я бы тебя должна ненавидеть. Ты ничего не дал мне, кроме страданий», — говорит она Печорину. Страдает и Печорин, хотя у него все подчинено трезвому рассудку: «Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? — ее видеть? — зачем? — не все ли кончено между нами. » Его холодный ум не знает жалости и к себе. Все — люди, вещи — все должно существовать ради его капризов и желаний. А он не умеет, не может найти в себе хоть капельку человеческого тепла, чтобы отплатить людям за их любовь и страдания. Нет ли наказания хуже?

Но Печорина породило время, эпоха, в которую он жил. Это еще одна причина его трагедии. Все недостатки, присущие характеру Печорина, присущи и всему современному ему обществу.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ ПЕЧОРИНА (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто иль темно,

Меж тем, под бременем познанья

В бездействии состарится оно.

В эпиграф вынесены строки из стихотворения «Дума». В них очень точно и прозорливо отражена судьба поколения 30-х годов XIX века. Именно в это время жил и писал Лермонтов. В это время живет и его герой — Печорин. Многие считают, что в творчестве Лермонтова много трагизма. Но истоки этого не только в его личной судьбе, трагизмом была наполнена окружающая действительность. Тридцатые годы — это годы реакции в России, время, когда все лучшее сгноили, разогнали, сослали в Сибирь и на каторгу.

Лермонтов сам признается, что «Герой нашего времени» — это портрет, составленный из пороков всего поколения в целом. В предисловии к «Журналу Печорина» он пишет: «Хотя я переменил все собственные имена, но те, о которых в нем говорится, вероятно, себя узнают, и, может быть, они найдут оправдание поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека, уже не имеющего отныне ничего общего с здешним миром: мы почти всегда извиняем то, что понимаем». Это справедливо. Мы часто судим о человеке на основании его поступков, но поступки эти рассматриваем со своей точки зрения, не умея или не желая взглянуть на них с точки зрения того, кто их совершает. Не случайно Лермонтов поместил эти слова после «Бэлы» и «Максима Максимыча» — прочитав эти повести, мы были уже готовы судить Печорина, еще не понимая его.

Кто же такой Печорин? Григорий Александрович Печорин — гвардейский офицер, судьба которого сложилась очень трагично. Из романа мы узнаем, что он был выслан из Петербурга за некую «историю» на Кавказ. По дороге с ним приключается еще несколько «историй», он лишается чина, потом снова отправляется на Кавказ, некоторое время путешествует и, возвращаясь из Персии, умирает. За это время он встречается с многими людьми, на которых оказывает влияние. Печорин разрушил много судеб. Он принудил княжну Мери влюбиться в него, подчинил ее своей воле, а потом с присущей ему прямотой признался, что не любит и никогда не любил ее. Печорин толкает на преступление Азамата и Казбича, добивается любви горянки Бэлы, но потом охладевает к ней. Бэла погибает.

В Тамани Печорин вмешивается в жизнь «честных контрабандистов», причем делает это совершенно бесцельно. Для него важно «найти ключ от тайны», а судьба этих людей ему безразлична.

Печорин очень обидел доброго штабс-капитана Максима Максимыча, который глубоко привязан к нему. Уезжая в Персию, Печорин совсем забыл о своем старом товарище, и, когда на станцию прибегает бедный старик, он лишь холодно подает ему руку. Этот перечень можно продолжить: Вера, Грушницкий — такие же жертвы Печорина. Но и сам Печорин тоже жертва. Он ищет острых ощущений, приключений. Он обладает острым умом и сильной волей, которые ему помогают преодолевать препятствия. Печорин хорошо разбирается в психологии людей, поэтому легко завоевывает внимание женщин. Только для чего, ради чего? Женщины его интересуют мало, а жизнь его, в сущности, пуста и бессмысленна.

Печорин погубил Бэлу, погубил от нечего делать. Для него она, как и остальные люди, лишь средство развлечения. Ему нравится добиваться поставленной цели, но, добившись ее, он тут же теряет к ней всякий интерес. Вспомним, что говорил Максим Максимыч: «Долго бился с ней (Бэлой) Григорий Александрович, между тем учился по-татарски, и она начала понимать по-нашему». Печорину надо было не только научить Бэлу говорить по-русски. Чтобы завоевать ее расположение, следовало войти в ее мир, проявить к нему уважение. Печорин это прекрасно понимал, более того, он знал, как это сделать.

С появлением в жизни Печорина Бэлы у него появляется какая-то цель, возможность отвлечься от приступов тоски, которая на него находит, а сопротивление девушки его раззадоривает. Осознает ли он в этот момент весь трагизм ситуации? Нет, он не обманывает девушку, когда говорит ей: «Если ты снова будешь грустить, то я умру». Или обманывает неосознанно. Печорин в этот момент верит, что Бэла и впрямь может составить его счастье.

Но любит ли Печорин Бэлу? Этого он и сам не знает. Печорин погубил девушку — в этом его «преступление», но наказан и он сам. Его беда и его трагедия в том, что он не умеет любить. Настоящая любовь — это и забота о человеке и тревога о нем, любящий человек живет тем, кого любит, думает о нем. А Печорин не умеет думать о ком бы то ни было, он занят самим собой. Ему грустно, скучно, одиноко, ему захотелось любви другого человека — он добивается ее. Добивается, а потом бросает, как ребенок бросает ставшую неинтересной игрушку. Так поступают эгоисты, и Печорин тоже эгоист. Он не сострадает людям. Совершив ошибку, продолжает жить по тем же принципам. И вот уже его жертвой оказывается княжна Мери. История повторяется.

Поступая нечестно с другими, Печорин честен с самим собой. Он пытается разобраться в себе, не оправдывая своих поступков. А ведь такая беспощадность к себе — редкое свойство. «Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь. » И сам же отвечает: «. есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души. Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

Этой «ненасытной жадностью» Печорин страдает на протяжении всего романа. Он непременно желает участвовать во всех событиях чужой жизни. Возможно, это было бы неплохой чертой характера, если бы такое вмешательство не доставляло другим страдания.

В мире существует кодекс морали, нравственности, установленный человечеством, где осуждается жестокость. Но Печорин не может, не умеет считаться с такими простыми истинами, он слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других: «Первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха. ». Печорин хочет быть лучше всех и могущественнее всех на свете. «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого. » — в этих словах Печорина трагедия его жизни. Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы люди поступали с тобой. А если наоборот? Тогда человек сам же будет несчастен и одинок. Наказание одиночеством и непониманием других — такова участь Печорина.

Одинок Печорин и в ночь перед дуэлью, «и не остается на земле ни одного существа, которое бы поняло его», если он будет убит. Он сам делает вывод; «После этого стоит ли труда жить? — а все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового. Смешно и досадно!»

Возможно, все же Печорин испытал любовь. Его чувства к Вере весьма неоднозначны. Но любовь ли это на самом деле? Ведь Печорин так любил добиваться своего любой ценой, что, возможно, это и притягивало его к Вере. Мы жалеем Печорина, когда он получает последнее письмо. Он «как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса. и пустился во весь дух» догонять ее. Печорин не догнал Веру: загнанная лошадь «грянулась о землю». Тогда Печорин упал на мокрую траву и заплакал. Вера — единственная женщина, которая любила Печорина таким, каков он есть. «Я бы тебя должна ненавидеть. Ты ничего не дал мне, кроме страданий», — говорит она Печорину. Страдает и Печорин, хотя у него все подчинено трезвому рассудку: «Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? — ее видеть? — зачем? — не все ли кончено между нами. » Его холодный ум не знает жалости и к себе. Все — люди, вещи — все должно существовать ради его капризов и желаний. А он не умеет, не может найти в себе хоть капельку человеческого тепла, чтобы отплатить людям за их любовь и страдания. Нет ли наказания хуже?

Но Печорина породило время, эпоха, в которую он жил. Это еще одна причина его трагедии. Все недостатки, присущие характеру Печорина, присущи и всему современному ему обществу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: