Печорин как тип лишнего человека: сочинение

Почему Печорин «Лишний человек»? (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Выполнила ученица 10 класса МКОУ «Никольская СОШ» Новоусманского района Воронежской области Саяпина Ирина Павловна

Проверила учитель русского языка и литературы Гордиенко Оксана Владимировна

Почему Печорин «Лишний человек»?

(по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся поэт и прозаик XIX века. Несчастливое детство, ранняя смерть матери, бесконечные распри между отцом и бабушкой – все это отразилось на творчестве писателя,придавая ему настроения грусти , одиночества и глубокого самоанализа .

Не смотря на то что Лермонтов прожил всего 27 лет , он достиг больших успехов и смог встать на одном уровне со своим кумиром – Александром Пушкиным . Условно творчество Михаила Юрьевича можно поделить на 3 периода : ранний (1828-1832 г.) , переходный (1833-1836г.) и зрелый (1837-1841 г ); переломным моментом между которыми является смерть Пушкина , имеющего особое влияние, как на личность , так и творчество Лермонтова .

Под впечатлением первой ссылки на Кавказ Михаил Юрьевич в 1837 году начинает работать над первым психологическим романом «Герой нашего времени». В центре произведения сложная и противоречивая личность – Григорий Печорин. Автора интересуют не столько события, сколько внутренний мир героя . Изображению и раскрытию образа Григория способствует особая композиция романа , состоящего из 5 частей , каждая их которых имеет собственное заглавие и сюжет . Лермонтов намеренно нарушает хронологический порядок глав , следующих друг за другом по принципу более глубокого проникновения в мир Печорина . сперва оценка действиям главного героя дается самим автором , затем оценка извне , то каким его видят современники . Но настоящим Печорин предстает в главах «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист », в которых происходит самораскрытие героя , его самоанализ , проявление способности видеть насквозь других людей и в какой то степени умение манипулировать ими . В предисловии Михаил Юрьевич называет Печорина «безнравственным человеком », а позже и сам герой назовет себя «нравственным калекой » «Герой Нашего Времени – портрет не одного человека : это портрет из пороков всего нашего поколения в полном их развитии »- отмечает писатель.

Печорин по типу героев является «лишним человеком». Герой данного типа – не просто отвергнутый обществом человек , это люди , которые не могут найти себе места в мире . Эти герои всегда находятся в конфликте с современным для них обществом , они способны видеть пороки других людей , но не способны им противостоять .

Печорин молодой человек из дворянской семьи. Сперва юноша наслаждается тем, что можно купить за деньги , вскоре ему это надоедает. Григорий попадает в высший свет, любовь светских красавиц раскаляла в нем самолюбие и воображение, но сердце героя оставалось пустым . Печорин решает обучаться наукам , но и это для него становится скучным . Герой находится в постоянном движении ,надеясь хоть где-то найти себе место . Вскоре его переводят на Кавказ, в нем селится надежда , что «скука не живет под чеченскими пулями», но уже через месяц близость смерти становится привычкой и герой теряет последнюю надежду . Жизнь Григория Александровича становится пустее день ото дня и он старается убедить себя , что путешествия по Америке , Аравии , Индии наскучат ему не так скоро. В главе «Максим Максимыч» герои находят странности в Печорине: «в дождик , в холод целый день на охоте ;все зябнут ,устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет ,уверяет, что простудился ; бывало , по целым часам слова не добьешься , зато уж иногда как начнет рассказывать , так животики надорвешь со смеха». Также про него говорили : «Его холодный металлический взгляд. Глаза не смеялись – признак злого нрава или постоянной грусти»- одна из главных черт «лишнего человека», герой постоянно хандрит. «Его походка была небрежна и ленива, но он не размахивал руками при ходьбе »- верный признак того ,что он скрытен . Черты скрытности и эгоизма проявляются при встрече Печорина с бежавшим к нему после длительной разлуке штабс-капитаном . Максим Максимыч хотел кинуться на шею Григорию , но тот довольно холодно, но с приветливой улыбкой протянул ему руку. Сколько бы герои не просили Печорина остаться с ними , хотя бы еще часа на два, Печорин в спешке решил их покинуть . О себе герой говорит , что у него несчастный характер , сам несчастен и приносит его другим . Ведь по его вине была убита Бела , от его руки погибает Грушницкий, люди вокруг него не могут быть счастливы. Также Григорий Александрович говорит о двойственности своей натуры: «Во мне два человека, один делает ,другой мыслит и судит ».

Печорин не боится давать оценку обществу, при этом постоянно анализирует самого себя, он мыслитель и тонкий психолог . В своих пороках он винит общество, в котором он вырос . в главе «Княжна Мери », Григорий делится с героиней: «Все читали на моем лице признаки дурных чувств ,которых не было; но их предполагали и они родились ; моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом». Печорин чувствует себя выше других людей, в глубине сердца давно умерли чувства, в нем родилось отчаяние .

Читайте также:
Повесть Княжна Мери (Какая из повестей больше всего мне понравилась и почему?): сочинение

Именно все это и делает Печорина «лишним человеком», который появился раньше своего времени.

Почему Печорин «Лишний человек»? (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Причина индивидуальности

Григорий отличается эгоистичностью натуры. Печорин объясняет такое состояние внутренней пустотой. Почему юноша стал смотреть за людьми со стороны, как за актерами сценических представлений? Жизнь мальчишки была пустой и однообразной. Все поступки интерпретировались, по мнению Григория, неправильно, на свое усмотрение. Его анализировали такие же пустые люди, развращенные ленью и достатком. Мальчик хотел быть скромным, его пытались в чем-то изобличить, он стал скрывать свои чувства и мысли.

Не получая ласки и искренней заботы, он становится злым и жестоким. Юноша верил в любовь и ждал ее, но от непонимания стал ненавидеть женщин и мужчин. Постепенно Григорий отодвигается от дворянского общества, не находит настоящих друзей среди военных. Он начинает ощущать себя «лишним человеком». Наблюдая со стороны за происходящим, проводя постоянные эксперименты, где в центре стоят человеческие отношения, он становится проницательным циником, знающим наперед результат своих действий.

Разносторонние интересы

Печорина нельзя считать лишним по причине не умения найти свое предназначение из-за недостатка ума. Григорий умен и развит. Он мог быть дать обществу много полезного, но видя суть дворянского разобщения, интерес теряется ко всему. Печорин увлекается литературой, остывает к ней, становится завсегдатаем столичных вечеров, но и привычные развлечения молодежи ему становятся тяжелы и скучны. Печорин начинает странствовать по стране. Григорий везде пытается найти применение своим силам и интересам, но его «эгоистичная натура» причиняет горе людям, оказывающим у него на пути. Бэла, Ундина, Мери – женщины, страдающие от действий Печорина. Жалко слепого мальчика, оставшегося с нищей старухой без средств для существования. Тема лишних людей перекликается с развитием новой молодежи.

Рассуждение для 9 класса

Вообще, есть в литературе такая теория о «лишних» людях. И это не только Печорин! Онегин, например… Эти герои чувствуют себя вне общества, они не могут ощутить радости, любви, сделать что-то полезное, а для этого вдохновиться, загореться чем-то.

Действительно, Печорин видится лишним… Без него многим было бы лучше, он вносит только разрушение и раздор в жизни окружающих. Например, он точно разрушил жизнь Бэлы, внес ещё больший разлад в отношения между местным – горным населением и русскими. Пытался он внести разлад в жизнь контрабандистов, в отношения княжны и Грушницкого… Но и сам он не очень доволен этим – не счастлив. Если бы ему казалось всё это нормальным, то он стал бы злодеем, а он страдает. Говорит, что пытается найти себя, но ни в мирной жизни (в столице), ни на войне (на Кавказе), ему это не удаётся. Ему быстро всё надоедает! И все – тоже… Но он упрям и самолюбив, поэтому готов совершать назло, чтобы доказать самому себе.

Печорин сам отделяет себя от остального общества, не строит близких отношений. Даже в дружбе ведёт двойную игру! Он мог бы помочь Грушницкому и подружиться с княжной, а не влюблять её в себя (зачем-то). Мог бы оставить Бэлу в покое или, если уж вроде влюбился, то иметь совесть и силы продолжить их отношения. Григорий мог бы найти старшего друга и советчика в лице Максима Максимовича – мудрого и доброго, но отстранился от него. Сделал в итоге так, что стал этому человеку просто отвратителен!

Григорий Александрович видит, что не такой – без развитых чувств. Но вместо того, чтобы их развивать, он предпочитает осуждать себя. Ему бы остановиться! Прекратить следовать за своим эгоизмом! Печорин не находит себе цели – дела, всё ему кажется пустым, он ведь смеется над чувствами людей. Всем, что он делает, он издевается над людьми. Общество ещё не совсем его отвергло, но сделало бы это из-за его эгоистичных поступков.

Как и Онегин, он наблюдает за людьми, как будто они играют в театре. Никто не спорит, что наша жизнь – это игра, но ведь люди на самом деле испытывают чувства. Любят, страдают… А вот он сам не особенно понимает, как это – чувствовать. Опять же он знает этот свой «грех», но ничего не может сделать. Теперь бы его послали на курсы по развитию эмоционального интеллекта! Этому тоже можно научиться, было бы желание! И на тренинге нашли бы ему цель жизни, дело… Но в те времена он просто стал лишним! Тогда только появлялись такие люди.

Умение управлять и руководить

Печорин стремится найти в жизни острые ощущения, чтобы понять смысл и почувствовать новые яркие моменты. Он не боится чеченских пуль, идет на дуэль, зная о незаряженном пистолете, входит в дом убийцы Вулича. Пули перестают его пугать, дуэль он подводит к трагическому результату для Грушницкого, пьяный казак не справляется с Печориным. Григорий понимает, что сам руководить своей судьбой и способен играть судьбами других. Он признается, что «было мне высокое предназначение».

Читайте также:
Вернер: сочинение

Печорин чувствует «в себе силы необъятные», но не находит им применения. Герой своего времени, если исходить из названия повести «Герой нашего времени», становится лишним человеком. Как и почему такое возможно? Это признак времени. Люди, умные, деятельные и энергичные, уходят от общества, становятся нелюдимыми или жестокими, изменить собственные убеждения они не в силах, но и изменить окружающее не могут. Герой времени – «грустная душа» эпохи, по мнению В.Белинского, тип людей, отвернувшихся от общества.

Сочинение на тему печорин лишний человек и герой нашего времени

Печорин как представитель “лишних людей” (Сочинение-рассуждение по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)Печорин как представитель “лишних людей” (Сочинение-рассуждение по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Лермонтов М.Ю. >> Герой нашего времениПечорин как представитель “лишних людей” (Сочинение-рассуждение по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Скачать сочинение А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные.

М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени “Герой нашего времени” –.первый русский реалистический психологический роман в прозе. В романе поднимается злободневная проблема: почему умные и энергичные люди не находят применения своим недюжинным способностям и “вянут без борьбы” в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX в. В образе Печорина автор представил художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века. В предисловии к “Журналу Печорина” Лермонтов пишет: “История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…” Такая идейная задача автора обусловила и своеобразное построение романа. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий. Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Только основной герой объединяет все эти повести в нечто цельное, в единый роман. Особое место в романе занимают последние три повести — это история жизни Печорина, написанная им самим. Эта история представлена в виде дневника (“Княжна Мери”), а также и в форме записок, которые герой составил уже спустя некоторое время. Лермонтов подчеркивает, что исповедь Печорина вполне искренняя, что он (Печорин) был строгим судьей самому себе и “беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки”. Печорин — “лишний человек”. Поведение его непонятно ‘окружающим, потому что у них обычная, распространенная в дворянском обществе точка зрения на жизнь. При всей разнице внешнего облика и различия характеров и Онегин из романа А. С. Пушкина, и герой комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” — Чацкий, и лермонтовский Печорин принадлежат к типу “лишних людей”, то есть таких людей, для которых в окружающем их обществе не находилось ни места, ни дела. Белинский сказал о Печорине: “Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою”. Герцен тоже назвал Печорина “младшим братом Онегина”. В чем же сходство между Печориным и Онегиным? Оба они — представители высшего светского общества. Много общего в истории их молодости: вначале та же погоня за светскими удовольствиями, затем то же разочарование в них, та же попытка заняться наукой, чтением книг и охлаждение к ним, та же владеющая ими скука. Так же, как и Онегин, Печорин стоит по интеллектуальному уровню выше окружающей его дворянской среды. Оба они являются типичными представителями мыслящих людей своего времени, критически относящихся к жизни и людям. Но на этом сходство заканчивается. Печорин — иной, чем Онегин, человек по своему духовному складу, он живет в других социально-политических условиях. Онегин жил в 20-е годы, до восстания декабристов, в пору общественно-политического оживления. Печорин — человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристы были разгромлены, а революционные демократы как общественная сила еще не заявили о себе. Онегин мог уйти к декабристам (что и думал показать Пушкин в десятой главе романа), Печорин был лишен такой возможности. Вот почему Белинский сказал, что “Онегин скучает, Печорин глубоко страдает”. Положение Печорина тем трагичнее, что он по натуре своей одареннее и глубже Онегина. Эта одаренность проявляется в глубоком уме, сильных страстях и стальной воле Печорина. Острый ум Печорина позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться и к себе самому. Характеристики, даваемые им людям, точны и метки. Сердце Печорина способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно, ибо “полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов”. Печорин — сильная, волевая натура, жаждущая деятельности. Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по его собственному справедливому определению, — “нравственный калека”. Его характер и все его поведение отличаются крайней противоречивостью. Эта противоречивость отчетливо сказывается уже в его внешности, отражающей, как и у всех людей, внутренний облик человека. Рисуя портрет Печорина, автор настойчиво подчеркивает странности своего героя. Глаза Печорина “не смеялись, когда он смеялся”. Лермонтов говорит: “Это признак или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти…” ‘ “Взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно-спокоен”. Походка Печорина “была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера”. С одной стороны, у Печорина “крепкое сложение”, с другой — “нервическая слабость”. Печорину около тридцати лет, а “в его улыбке что-то детское”. Максим Максимыч тоже поражался странностям Печорина, противоречиям в его характере: “В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побелеет, а при мне ходил на кабана один на один…”. Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе со всей полнотой, обнаруживая, по определению Лермонтова, “болезнь” поколения того времени. “Целая моя жизнь, — указывает сам Печорин, — была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку”. В чем же они проявляются? Во-первых, в его отношении к жизни. С одной стороны, Печорин — скептик, разочарованный человек, который живет из любопытства, а с другой стороны, в нем огромная жажда жизни и деятельности. Во-вторых, в нем борется рассудочность с требованиями чувства: “Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия”. Но у Печорина горячее сердце, способное понимать и любить природу. От соприкосновения с ней, “какая бы горесть ни лежала на сердце, — говорит он, — сакое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко”. Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к женщи-1ам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, “есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, — говорит он далее, — подчинять моей воле все, что 1еня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?” Но Печорин не бессердечный эгоист. Он способен на глубокие чувства. Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, “как безумный, выскочил крыльцо, прыгнул на своего Черкеса… и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск… Одну минуту, еще одну минуту [ видеть ее, проститься, пожать ее руку… При возможности потерять ее навеки, — пишет он, — Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!” Оставшись без коня в степи, “он упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал”. Эта противоречивость не дает возможности Печорину жить полной жизнью. С горьким чувством он расценивает себя как “нравственного калеку”, у которого “высохла, испарилась, ; умерла” лучшая половина души. Чтобы ярче показать благородные чувства и стремления Чацкого, Грибоедов в свое время поставил рядом с ним подхалима Молчалина. Лермонтов же страдающему Печорину противопоставил Грушницкого, который заботится только о том, чтобы “сделаться героем романа”, старается “производить эффект”. Печорин одинок среди таких людей как Грушницкий, которые в молодости разыгрывают разочарованных, а под старость “делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, иногда — тем и другим”. Накануне дуэли, вспоминая всю свою прожитую жизнь, Печорин задумался над вопросом: зачем он жил, для какой цели родился? Отвечая, он пишет в своем дневнике: “А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные”. Но Печорин не нашел этого своего “высокого назначения”, не нашел деятельности, достойной его “необъятных сил”. Он тратит богатые силы свои на действия, его недостойные: разрушает жизнь “честных контрабандистов”, похищает Бэлу, добивается любви Мери, отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого. Всем, с кем он соприкасается, он приносит горе или даже гибель: погибли Бэла и Грушницкий, несчастны Вера и Мери, до глубины души огорчен Максим Максимыч: сухая встреча его с Печориным заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми. Вот оно, самое страшное противоречие: “необъятные силы души” и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится “любить весь мир” и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни и полная безнадежность, сознание своей обреченности. Кто же виноват в том, что Печорин превратился в “умную ненужность”, в лишнего человека? На этот вопрос отвечает сам Печорин: “Во мне душа испорчена светом”, то есть тем светским обществом, в котором он жил и уйти от которого не смог. “Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли”. Но дело здесь не только в дворянском обществе. В 20-е годы из этого общества вышли декабристы. Дело в том, что Печорин — человек 30-х годов, типичный представитель своего времени. Время это поставило его перед выбором: “или решительное бездействие, или пустая деятельность”. В нем кипит энергия, ему хочется активного действия, он понимает, что у него могло быть “предназначение высокое”. Но в том и трагедия Печорина, что он так и не нашел главной, достойной его цели в жизни, так как приложить свои силы к общественно-полезному делу в его время было невозможно.

Читайте также:
Гражданские мотивы в лирике М. Лермонтова: сочинение

Итог жизни лишних людей

Печорин погибает. Автор пытается донести до читателя несколько важных истин. Человек должен иметь цель. Бессмысленное прозябание приводит к гибели физической или моральной. Какая страшнее, непонятно. Часть людей живут, не принося пользы обществу, но их и не интересует это. Такие люди празднуют, веселятся, кажется, ведут яркую интересную жизнь. На деле это однообразие, завершающее разложение души. Печорин мог стать лидером движения молодежи к лучшему, но он принимает образ скучающего в буре. Нет сопротивления, нет и развития. Жизнь останавливается. Герои превращаются в никчемных наблюдателей, не желающих помочь, разрушающих и медленно умирающих.

«Лишние люди» появляются в любую эпоху. Одни рождаются раньше времени, другие живут прошлым веком. Написать сочинение «Печорин – «лишний человек» можно, взяв за основу предложенный рассуждения.

Печорин как тип «лишнего человека» и почему его так называют

Роман «Герой нашего времени» является продолжением популярной в XIX веке проблемы, связанной с понятием «лишнего человека». К моменту выхода произведения уже были написаны «Горе от ума» и «Евгений Онегин» с героями, аналогичными лермонтовскому, и похожей темой. Критики давно рассуждают над тем, почему Печорин лишний человек и что сделало его таким, каким он описан в романе.

  1. Особенность героя
  2. Интересы Печорина
  3. Черты характера
  4. Внешность персонажа
  5. Итог жизни Григория

Особенность героя

Чтобы понять, почему Печорин является «лишним человеком», нужно обратиться к его поступкам. Из них ясно, что он эгоист, и эта эгоистичность отталкивает его от людей, не дает сблизиться. Он будто стоит на театральных подмостках и наблюдает за происходящим на сцене со стороны, только эта сцена — жизнь, в которой он не хочет принимать участия.

Жизнь Григория не всегда была скучна и однообразна. Раньше он рвался к новым знаниям, однако окружение сделало из него расчетливого и циничного человека, отобрало смысл существования.

У него забирают его любовь — девушку Веру, и это очень сказывается на эмоциональном состоянии Печорина, ведь она единственная женщина, к которой он испытывал чувства. Они не могут быть вместе из-за социальных рамок, ее брак потрясает героя, и он разочаровывается в любви и отныне считает ее своей слабостью.

Читайте также:
Лирическое содержание стихотворения «Парус»: сочинение

Разочарование в дворянском обществе, чьи интересы становятся для Печорина безразличными, отдаляет его от прежних знакомых. Он решает искать новые ощущения в другом месте, отправляясь на Кавказ, воюя, воплощая себя нового и такого «лишнего» в знакомствах и общении с новыми людьми. Но ничего больше не может привести Григория в чувства, а любое спасение — временно.

Все эти факторы оказывают на него неизгладимое влияние. Сформированный дворянским обществом, он отрекается от него, становясь для них непонятым и чужим. Это и делает из него «лишнего человека» во всех отношениях.

Интересы Печорина

Печорин — достаточно умный человек, «герой нашего времени» не раз доказывает, что он не принимает обществу в силу своего разума, а не наоборот. Он мог бы сделать много полезных вещей для дворянства, но из-за разочарованности в его принципах существования, он отрекается от всего, что его с ним связывает.

Печорин начитан, он заинтересован в изучении литературы, но этот интерес остывает со временем. Затем Григорий увлекается светскими вечерами с присущими им беседами, но и это вскорости ему надоедает.

Его душа ищет занятия, где бы он мог быть полезным и нужным, показать все свои умения. Он понимает, что странный для окружающих, его путешествие на Кавказ — это попытка убежать не только от самого себя, но и от опостылевшего общества.

Его жизненная позиция открывается читателю в разговорах с доктором Вернером — единственным другом Печорина. Рядом с ним герой позволяет себе рассуждения: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера». Вернер в чем-то похож на Печорина — тоже замкнут и отстранен от мира. На этом фоне они сближаются.

Представитель новой эпохи молодых людей отчаянно пытается найти свое место хоть в чем-то: в любви, работе, дружбе. Это не удается ему, потому что он играет с женщинами, не может доверять окружение, манипулирует судьбой и испытывает ее. От рук Печорина страдают все вокруг, и он в глубине потерянной души это понимает.

Черты характера

В погоне за острыми ощущениями молодой человек часто пренебрегает чувства окружающих. Он делает все, чтобы добиться желаемого. На основе поступков можно кратко выделить главные черты его поведения:

Читайте также:
Стихотворение М. Ю. Лермонтова Листок (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

  1. Бесстрашие и желание идти до конца — фатализм (соглашается на дуэль, входит в дом убийцы Вулича и т. д. ).
  2. Потакание любым, даже мелочным желанием — он от скуки влюбляет в себя молодую княжну, а затем разбивает ей сердце.
  3. Неосведомленность в том, что ему действительно нужно от жизни, отсюда череда необдуманных поступков, повлекшая многие трагедии, например, смерть Бэлы.
  4. Недоверие, с которым он относится ко всем вокруг, включая людей, переживающих о его самочувствии — Вера, Максим Максимыч, Вернер.

На протяжении всего романа читатель видит перед собой измученную личность, истощенную в моральном плане. Печорин, несомненно, полон изнутри различными чувствами и переживаниями, но убежден, что они никому не нужны, и предпочитает прятать их от всех. Поэтому можно назвать Печорина лишним человеком. В сочинении Лермонтова герой демонстрирует окружающим внутреннюю пустоту и возводит вокруг своего сердца стены, которые никто не в силах пробить.

Можно предположить, что Печорин — «маленький человек». Однако это не так. Он знает, какую цену имеет его жизнь, может ею управлять и делать важные решения просто этого не хочет.

Внешность персонажа

Лермонтов уделяет в «Герое нашего времени» отдельные фрагменты, чтобы показать то, как выглядит его «лишний человек». Во внешности Григория сосредоточены черты типичного персонажа эпохи романтизма:

  1. В романе представлен юноша примерно двадцати пяти лет.
  2. Черты лица благородные, темные усы и брови. Единственное, что выбивается из образа — светлые, а не черные кудри.
  3. Глаза Печорина «никогда не улыбаются», отражают его душу.
  4. Пальцы на руках аристократически длинные и бледные, сам он хоть и невысок ростом, имеет среднее телосложение.
  5. Всегда хорошо и опрятно одет.
  6. Незаменимым атрибутом его образа является плащ.

В тексте несколько раз делается акцент, что Печорин непохож на остальных не только своей внешностью, но и поведением. Все в нем кричит о том, что герой является другим, поэтому он привлекает внимание всех вокруг.

Итог жизни Григория

Как и заведено, по традиции литературы 19 века такой тип персонажа обречен на гибель. Это происходит и с героем романа Лермонтова.

Печорин погибает в дороге, от болезни. Эта смерть не от пули неприятеля, она настигла Григория не бою. Кажется, что судьба посмеялась над ним — всю жизнь он промаялся в скуке, поэтому и смерть везде чужого и лишнего Печорина стала скучной, как будто под стать ему.

В гибели есть и символ. Всю жизнь он провел будто в пути, пытаясь отыскать среди всех дорог свою. Печорин наделся, что она приведет его к внутренней гармонии. Однако этого так и не случилось, он умирает в поиске, так и не найдя своего предназначения в этой жизни, из-за чего его можно называть странником, который не дошел до точки назначения. Проблема «лишнего человека» в обществе разрешается традиционным образом.

Григорий стал разрушителем своей жизни, постепенно отстраняясь от любого участия в ней. Он выбрал быть безмолвным наблюдателем и принял однообразие судьбы, хотя с его возможностями и амбициями мог бы сделать очень много для развития страны и молодежи. Еще один «лишний человек» в галерее предшественников трагически завершил свой путь, так и не поняв, зачем был рожден на свет.

Сочинение на тему: “Почему Печорин — лишний человек” – рассуждение о трагедии героя

История создания романа

«Герой нашего времени» — это глубоко психологический роман. Идея его написания появилась у Лермонтова во время ссылки на Кавказ. Шел 1838 год. В России царила николаевская реакция. После подавления восстания декабристов многие представители думающей молодежи подверглись апатии и разочарованию, но лучшие ее умы стали задумываться о смысле жизни, искали различные способы применения сил и способностей на пользу Родине. Так родился заголовок произведения.

Поскольку писатель в качестве офицера русской армии долгое время находился в боевых действиях и хорошо знал быт и жесткие законы местных жителей, он поселил своего неприкаянного героя именно здесь. По мнению современников, при создании образа Григория Печорина автор отталкивался от своего знаменитого учителя и его персонажа Онегина. Пушкин назвал своего героя по имени спокойной северной реки Онеги, а Лермонтов для этого выбрал непокорную Печору. Можно только догадываться, каким он мечтал вывести в романе главного персонажа, насколько дорог ему был Евгений.

С первыми главами сочинения русский читатель познакомился в журнале «Отечественные записки». Полностью роман вышел в двух томах в 1840 году. Произведение состоит из пяти повестей, у каждой из которых свое название. Вначале мы слышим о Печорине от его близкого приятеля Максима Максимыча, а далее через личные дневники героя знакомимся непосредственно с ним.

Образ Печорина

Название романа вовсе не говорит о том, что автор хотел выставить напоказ какой-то образец или, наоборот, высмеять молодежь за бездействие и инертность. Лермонтов хотел отобразить свое поколение, типичным представителем которого является один молодой человек. Если в «Думе» поэт обращается к молодым с осуждением и упреком («печально я гляжу на наше поколенье»), то в романе пытается вместе с читателем понять, почему Печорин стал лишним человеком для общества.

Читайте также:
«Песня про царя Ивана Васильевича» историческая поэма: сочинение

Образ Григория Печорина неоднозначен. Нельзя назвать плохим качеством умение понимать людей, но он часто применяет это не там, где нужно, поэтому все его игры с человеческими душами заканчивается трагически. Это доказывает эпизод кражи горской девушки Бэлы, которую он оставляет, как только добивается ее любви. Ей надо было помочь и защитить от Казбича, но, потеряв к ней интерес, он сделал девушку жертвой мщения.

Отношения с Мери тоже не сложились. Вмешавшись в её отношения с Грушницким, Печорин разбил княжне сердце и убил на дуэли соперника.

В главном герое нет тщеславия, но самолюбия хоть отбавляй. Его одна мысль, что девушка достанется другому, приводит в бешенство. Не находит положительного применения и его дар анализировать события. Печорин мог бы стать ученым и даже совершать открытия, но он разочарован, поскольку считает, что его знания никому не нужны. Он не силится показаться тем, чего от него ждут другие. При встрече с сослуживцем Максимычем молодой человек холоден, чем обижает старика. Он поступает в любых обстоятельствах так, как считает нужным, чье-либо мнение ему безразлично.

Не назовешь Печорина и трусом. Он решительный, алчущий, как сказал Белинский. Много раз он проявлял бесстрашие:

  • на охоте;
  • в дуэли;
  • в эпизоде усмирения пьяного мужика.

Печорин говорит: «…хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь». Даже военные действия вызывали в нем тоску, а к свисту пуль он привык. Видимо, служба в армии не была его призванием, способности ему не пригодились. Герой принимает решение путешествовать, надеясь в дороге найти средство от одолевавшей его скуки. Он не находит применения своим силам, почему Печорина и называют лишним человеком.

Сочинение-рассуждение на уроке

В 9 классе учащиеся пишут сочинение, рассуждая, можно ли назвать Печорина лишним человеком. Прежде чем дать это задание, нужно кратко воспроизвести все события, где проявляются лучшие и худшие черты характера героя, и составить план:

  • молодость, выпивка и кутеж;
  • кража Бэлы и все последствия;
  • вмешательство в жизнь честных контрабандистов;
  • отдых на лечебных водах и встреча с Верой;
  • Печорин разочарован в своих способностях и объявляет себя фаталистом.

В сочинении необходимо отобразить многое. Нужно понять, откуда этот эгоизм у героя: с рождения или так сложились условия. Вот что говорит сам Печорин: «…такова была моя участь с самого детства. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой».

Он должен был ломать себя, свой характер, чтобы быть принятым в обществе. Отсюда у него сгусток противоречий, которые отражаются даже на внешности: «смех при несмеющихся глазах, дерзкий и одновременно равнодушно-спокойный взгляд».

Он и сам понимает, что вызывает у окружающих двойственные чувства, но под влиянием обстоятельств и условий его личность настолько деформировалась, что отделить хорошее от плохого в нем просто невозможно.

Покончить жизнь самоубийством — это не для него. В бою получить смертельную пулю — это да, с этим он мог смириться, но самому пустить ее в себя… При всех своих страданиях и скучном житье он все же очень любил жить. Это уже не тот забитый маленький человек (Вырин, Башмачкин и др.), а сильная натура, цельная личность, в нем много душевных сил. Но он не может найти применение своим силам и таланту. Всем, с кем сталкивает его судьба, он приносит страдания, поэтому считается лишним человеком в галерее таких же героев русской литературы, как он сам.

Тема одиночества в лирике Лермонтова сочинение (Мотив одиночества)

Михаил Юрьевич Лермонтов довольно известный автор различных произведений, который считается поистине великим творцом. Многие произведения содержат грустные мысли и чувства, которые определили его прошлое. Оно было такое же одинокое и пустое, как и жизнь его героев. У автора не было родителей, воспитывала его бабушка. Конечно она дарила ему безграничную любовь и ласку, но она не может сравниться с родительской любовью. Одиночество это то через что каждый из нас когда либо проходил. Это состояние души.

Читайте также:
На что он руку поднимал: сочинение

Повествование в произведениях Лермонтова обычно начинается с приятных и романтических пейзажей. Эти красочные горы, темные и синие воды морей, тучи, которые кутаются в теплых лучах солнца. К примеру можно вспомнить как изображен парус, раскачивающийся на волнах. Он одинок в пучине синего моря. Туман полностью окутывает его и мы чувствуем, как ему грустно и он потерян в этой далекой стране. Всем героям трудно устроится в этом жестоком мире, он его тяготит. Читатель представляет, что в будущем возможно все наладится и агрессивность уйдет на второй план. Ведь волны такие теплые и манящие, а лучи солнца играющие в этой синеве завораживают. Но туман и эта буря, что мечет парус по волнам, несет очень мрачный окрас.

Одиночество по мнению Лермонтова это некий поиск счастья, а так же внутреннего умиротворения и спокойствия. Сам автор, как и лирический герой не мог найти своё равновесие и душевный покой. А в стихотворении Утёс эта тема представлена в разлуке могучего утеса великана и игривой тучки. Наш незыблемый герой тяжело переносит расставание и даже остается влажный след, символизирующий слезы. А сосна в стихотворении На севере диком так одинока и брошена, что создается впечатление мрачности и горечи. Холод от ветров пронизывает до костей читателя. Мы сочувствуем этой сосне как живому человеку.

В стихотворении Сон мы видим человека в горах получившего тяжелое ранение в грудину. Вокруг гроза и помощи ждать неоткуда, и читатель чувствует его боль и растерянность.

Как бы не было тяжело одиночество для окружающего мира, но для некоторых это отрада души. В творчестве можно найти себя, найти своего друга, который будет вести всю его жизнь. А иногда на смену этого чувства приходит колкость. Это защищает человека от внешнего жестокого мира. Ведь творчество это отражение дара и особенностей личности, а так же отражение взгляда на весь окружающий мир.

Вариант 2

Слово «одиночество» – не что иное, как лейтмотив всей жизни М. Лермонтова. Начиная с самого раннего детства, поэт был одинок. Он рано остался без родителей и воспитывался бабушкой, которая не смогла их заменить. Слабое здоровье мешало юному Лермонтову играть со сверстниками и шалить как обычному мальчишке. Вынужденная изоляция и отсутствие общения не могли не сказаться на его характере. «Один среди людского шума возрос под сенью чуждой я. » – писал поэт.

Печорин, Мцыри, Арбенин, поэтические образы паруса и «одинокого утеса» – это далеко не полный список примеров противостояния окружающему миру. Все герои находятся в постоянной борьбе сами с собой. Мцыри – пленник монастыря, чуждый всем вокруг. Григорий Печорин борется с противоречиями не только в окружающей действительности, но и внутри себя.

Лермонтов не испытал счастья любви, тем самым усилив свое личное одиночество. В одном из самых своих известных стихотворений «Парус» состояние лирического героя – вечное одиночество, потерянность и безысходность.

«Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит!»

Совпадение лирического героя и автора встречается в творчестве Лермонтова постоянно. Все его герои очень трагичны, как и его одинокая творческая жизнь.

Мрачными красками прописано стихотворение «Утес». Игривая и веселая золотая тучка покидает старый «утес – великан». Он остается грустить совершенно один. Переживания, страдания и одиночество – все, что выпадает на долю лирического героя.

Бесконечную печаль, и грусть вызывают строки из стихотворения «На севере диком. ». Казалось бы, простое описание природы России, но «одиноко», «на голой вершине» и даже в названии автор создает читателю мрачное настроение, тем самым усиливает картину одиночества. Сосне неуютно, холодно и печально. Она мечтает о теплых странах и солнце. Даже природа у поэта может грустить и плакать. Противостояние образов, это прием, который постоянно использует Лермонтов.

В стихотворениях, написанных в 30 – е годы жизни поэта, он много рассуждает о загробной жизни, слышит могильные звуки и видит гроб «уединенный». Лермонтов очень рано «постарел душой». Его дуэль и написание стихотворения «Смерть поэта» повлекли за собой ссылку на Кавказ. «Одинок я – нет отрады: Стены голые кругом» – пишет он в стихотворение «Узник». Практически в каждом третьем стихотворение Лермонтова легко встретить такие слова: гроб, смерть, могила, умереть. Читатель видит неудовлетворенность жизнью, иногда даже ожидание смерти: «Но я без страха жду довременный конец. Давно пора мне мир увидеть новый». Смерть и одиночество неразрывно связаны между собой и следуют из одного стихотворения в другое в последние годы жизни поэта. Он разочарован во всем: любви, дружбе, семье, государственном устройстве. Не находит поэт себе места и в небесном мире. Он обречен на одиночество и вечные блуждания.

Вся короткая жизнь поэта пронизана этими болезненными мотивами. Природа этого состояния автора важна для понимания всего творчества М. Лермонтова.

Мотив одиночества в лирике Лермонтова

Лермонтов Михаил Юрьевич – великолепный писатель, чьё мастерство невозможно не оценить. Он – главный романтик русской литературы, в чьём творчестве можно выделить несколько главных и вечных тем: тема смерти, любви свободы…Однако, главной темой, проходящей невидимой нитью через всю его лирику, является тема одиночества. Почему это так? Почему такой успешный и известный человек писал о таком явлении? Что он чувствовал и как жил с этим?

Читайте также:
Почему роман М. Ю. Лермонтова называется Герой нашего времени?: сочинение

Михаил Юрьевич всю свою жизнь был одиноким. Нет, конечно, у него были друзья, однако и они либо предавали поэта, либо быстро надоедали ему. Лермонтов был очень честным человеком и всегда выступал за справедливость, также он был остёр на язык, что тое сыграло роль в его одиночестве. Писатель смотрит на этот мир не через розовые очки, как это делают многие люди, именно поэтому он видит всю правду жизни, и, конечно, не рад многому. Он видит ненастоящих людей, видит их поддельные эмоции и раболепие. Невозможность и нежелание смириться с этим и толкает поэта на осознанное одиночество, которое отражается и на его творчестве. Стихотворение «Парус», которое Лермонтов написал в совсем молодом возрасте является началом одинокого пути поэта. Ему пришлось переехать в другой город, о чём и говорится в строках «Что ищет он в стране далёкой?»

Помимо жизненного пути, на творчество автора влияет и его любовь к произведениям Байрона, самого известного британского романтика. Зачитываясь его стихотворениями, Лермонтов перенимает некоторые вещи, адаптируя их под себя. Романтизм – течение, в котором главный герой как раз-таки является одиноким, непонятым и «чересчур справедливым», каким был и Лермонтов, и его герой Печорин, которого автор практически списал с себя.

Ещё один момент, который добавил в лирику Михаила Юрьевича мотив одиночества – любовь, причём любовь печальная и трагичная. Открыв любой сборник стихотворений Лермонтова о любви, будет сложно найти там счастливые нотки настоящей взаимной влюблённости, а вот невзаимной и жестокой любовью кровоточит каждый его шедевр. «Так чувства лучшие мои обмануты навек тобою!» – фраза, которая лучше всего описывает лирику Лермонтова о любви. К сожалению, поэт очень часто сталкивался с невозможною любовью и почти не испытал счастья в этом смысле, что не могло не отразиться в его творчестве.

Одиночество в лирике Михаила Юрьевича – главная тема, которую можно проследить почти в каждом его произведении. Романтические традиции, характер поэта, его нелюбовь к несовершенному миру, а также неудачи в любви – всё это повлияло на Лермонтова и на его стихотворения, читая которые ни один человек не сможет не посочувствовать или не найти в них себя.

Тема одиночества в лирике Лермонтова

Несколько интересных сочинений

Даже если жизнь несправедливо обошлась с вами, оставив вам в наследство кота, а не мельницу или осла, не надо унывать. Иной кот может оказаться во сто крат ценнее мешка с золотом. Особенно, если этот кот – в сапогах.

«Преступление и наказание» – является одним из лучших произведений мировой литературы, наполненное глубочайшим смыслом и трагизмом.

С этим высказыванием невозможно согласится на сто процентов и со спокойной душой оставить этот вопрос. В нем много противоречий, так что давайте их разберем.

Как свидетельствуют оставшиеся записки и воспоминания близких писателя, Чистый понедельник является лучшим рассказом Бунина. Он сам оставлял на полях и обрывках бумаги восторженные

Главный герой произведения Журден, вышедший из низших слоев общества, хочет, во что бы то ни стало стать дворянином. Для этого он нанимает людей, которые его учат, как правильно одеваться, говорить, учат музыке и фехтованию.

Тема одиночества в лирике Лермонтова 6 класс (кратко сочинение)

Лейтмотивом всего творчества Лермонтова является абсолютное одиночество лирического героя. Основываясь на произведениях поэта, его с трудом можно представить искренне улыбающимся и счастливым. Лермонтов является ярким представителем романтизма. Для этого течения характерны одиночество, меланхолия, болезненная привязанность к прошлому.

На творчество повлиял в большей степени характер и образ жизни поэта. С раннего возраста лишившийся родителей, окруженный лицемерным и холодным высшим обществом, за свою жизнь он так и не смог обрести настоящую любовь и верных друзей.

В своей лирике поэт всегда предстает отделенным от остальных людей. Он находится один среди лицемерной толпы, спрятавшей свои истинные лица и намерения под маской льстивой доброжелательности. Поэт резко осуждает высшее общество, спрятавшее себя из боязни попасть в немилость государю. С огромным негодованием он называет их потерянным поколением, скорбя об ушедших предках, имевших смелость бросать вызов несправедливости.

В стихотворении, посвященном гибели А.С. Пушкина, он напрямую обвиняет прогнивший высший свет в смерти великого поэта. При этом Лермонтов не отрицает своей причастности к данному поколению, хоть и держится особняком ото всех. Он находит в себе некоторые черты, присущие ненавистному ему поколению. Именно это позволяет поэту открыто критиковать общество и государство, ведь он как никто понимает всю степень проблемы.

С мотивом одиночества неразрывно связана тема поиска свободы. Герой задыхается в обществе, оно отравляет его своей лестью, показной дружбой, клеветой за спинами. В попытках освободиться от пут светскости он ищет вдохновения в природе. Стихия вызывает у него восхищение своей первозданностью. В ней нет места лжи, притворству.

Читайте также:
Характеристика Мцыри (по поэме М.Ю. Лермонтова Мцыри): сочинение

Лирический герой завидует тучкам, ветрам, ведь они могут свободно передвигаться, не завися от общественных условностей. Он сочувствует одинокому паруснику, бросившему вызов ненастью. В нем он находит свое отражение, аналогичным образом бросившего вызов обществу.

Одиночество проявляется и в творчестве, касающемся политической ситуации в стране. В итоге непринятый обществом, отвергавшим его идеи, поэт решает удалиться. Оставив попытки достучаться до кого-нибудь, он позволяет себе обрести свободу. Даже отправиться воевать на Кавказ для него лучше, чем остаться в столице.

Сочинение 2

В творчестве Лермонтова можно выделить несколько ключевых тем, как то: любовь, борьба, вольность, смерть и родина. Тем не менее, именно тему одиночества называют центральной, основополагающей. Именно ей автор уделил наибольшее внимание в своих произведениях прозы и поэзии.

Лейтмотив одиночества появился в творчестве Лермонтова, прежде всего благодаря традициям литературного романтизма. Писателя едва ли назовешь абсолютным романтиком: на страницах его книг романтическая стезя зачастую переплетается и с реализмом. Однако, многие литературоведы уверенно называют его произведения вершинами русского романтизма. Равно как и выделяют и особый «Лермонтовский» романтизм. Начиная с развития романтических традиций русских классиков (Жуковского, Пушкина), подражания Байроновскому романтизму, Лермонтов постепенно приходит к своему видению этой темы.

Творческая реализация темы одиночества

Лермонтовский герой противопоставляет себя обществу, и потому рассматривает его сквозь призму недоверия и скепсиса. Если он и приближается к людям, стремясь «с шумною быть толпою», то лишь с целью увидеть в каждом «глупого льстеца», «Иуду». Подобное общество подталкивает лирического героя к резкой критике. Потому и не вызывает удивления тот факт, что практически во всем творчестве Лермонтова, посвященном противостоянию толпы и лирического героя, звучит осознание абсолютного собственного одиночества и горькое разочарование в людях. Нигде поэт не видит равного себе, и оттого «печально» глядит на собственное поколение.

Даже такая светлая тема лирики как любовь посвящена у Лермонтова, в основном, неудачам и разочарованиям. Образ женщины в авторской любовной лирике характеризуется равнодушием, сердечной пустотой. При таком взгляде на объект любви, конечно же, и сами чувства не способны избавить от одиночества, лишь усугубляя его.

Мотив одиночества прозвучал опосредовано и во многих творческих описаниях природы. Любимые пейзажи Лермонтова – буйство морской стихии, пустыня, гроза. В более поздней лирике писателя природа изображается нежной и спокойной. Однако, за внешней гармонией природы, ясно просматривается смятенная душа одинокого героя.

Мотив одиночества наполняет творчество Лермонтова особым авторским звучанием и смыслом. Романтическое противостояние героя с окружающим миром служит основой для самых разных произведений автора, воплощенных в широком жанровом разнообразии.

Сочинение Тема одиночества

Наверное, каждый человек, который хоть раз читал лирические произведения замечал, что в них проявляется тема одиночества, которая очень сильно перекликается с жизнью и судьбой главных героев.

Михаил Юрьевич Лермонтов считается не только известным автором, но и настоящим специалистом в области лирических произведений, у которых большой подтекст и смысл. Лермонтов всегда старался наполнить свои произведения глобальным смыслом, сделав их более интересными и полноценными.

Отметим, что тема одиночества хорошо знакома каждому человеку. Причем, в различных его проявлениях. Нет ни одного человека в мире, который хоть как-то не соприкасался с темой одиночества. Одиночество бывает разным, поэтому все зависит от того, как себя ощущает человек в этот момент времени.

Лермонтов показывал в своих произведениях героев, которые радовались своему одиночеству, а также тех, кто действительно испытывал от этого депрессию и негатив. В любом случае нужно понимать, что одиночество — это не есть хорошо, но порой именно оно позволяет человеку встать на истинный путь и добиваться всех поставленных целей.

Интересным моментом является тот факт, что все произведения Лермонтова начинаются с положительных моментов, описания природных пейзажей, дружеских отношений и даже любовных линий. Вот только постепенно все это сводится именно к теме одиночества, которая беспокоит автора.

По словам опытных людей, которые занимаются литературными направлениями, проблема в том, что Лермонтов сам был очень одиноким человеком, который мучался от того, что ему приходилось быть в этом состоянии. Состояние одиночества хорошо знакомо поэту, поэтому он хотел поделится им с окружающими.

Безусловно, одиночество бывает разным, поэтому для Михаила Юрьевича нужно было выговориться. Все его произведения разные, как и тема одиночества, задействованная в них. Это понятно, потому что человек не может долго испытывать одни и те же чувства, все постепенно меняется даже в самых сложных ситуациях, когда кажется, что выхода просто нет.

На самом деле, человеку свойственно создавать для себя определенные рамки того или иного состояния и пытаться в них существовать. Это конечно не есть хорошо, но это смысл, так как в этот момент времени человек так чувствует себя комфортно, а значит должен прожить это состояние. Это, пожалуй, главная мысль автора, которую он хотел донести своим читателям.

Читайте также:
Стихотворение М. Ю. Лермонтова Листок (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Также читают:

Картинка к сочинению Тема одиночества в лирике Лермонтова

Популярные сегодня темы

Книга «Горе от ума», принадлежащая перу выдающегося русского писателя А.С. Грибоедова, увидела свет в полном варианте, без многочисленных цензурных сокращений, лишь в 1862 году

Разнообразие языков человечества удивляет и восхищает. Любой народ, идущий сквозь тысячелетия, говорит на языке своих предков. Он не является неизменной единицей: трансформируется, подчиняясь требованиям времени

Местная больница. Врач, ответственный за больницу, уехал на собственную свадьбу. Все больные остались на местного фельдшера по фамилии Курятин. Человек большой и имеющий хорошее положение

Счастья в этом рассказе не так много. Герой явно не счастлив. Алехин не находит счастья ни в труде, ни в дружбе, ни в любви.

«А зори здесь тихие ….» повесть, которая показывает, что война не только для мужчин. Беречь семейный очаг это конечно дело женщин, но на войне они также могут бить врага и совершать подвиги

Сочинение на тему: “Одиночество в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова”

Одним из самых волнующих вопросов в русской литературе является тема одиночества в лирике Лермонтова, сочинение по которой часто пишут школьники.

Но понимают ли они истинные мотивы грусти и тоски поэта, ведь даже самые известные критики и сам автор всегда искали и не находили ответ на этот вопрос.

Рассмотрим кратко данную тему на основе стихотворений автора.

Истоки мотива одиночества в поэзии Лермонтова

На протяжении всей жизни Михаила Лермонтова преследовали грусть и одиночество. Белинский называл его «поэтом совсем другой эпохи».

Возможно, это и являлось причиной грусти и тоски, он не чувствовал себя нужным этому времени и людям, живущим в нем. Всегда был «один среди людского шума».

Мотив одиночества в поэзии Михаила Юрьевича выражается в превосходстве его лирического героя на остальными. Он отличается от серой массы, автор намеренно делает его отличительным и возносит над остальными.

Герой полон гордого скептицизма и недоверия, в каждом видит «глупого лжеца», оттого не хочет «с шумной быть толпою».

Истоки одиночества кроются во взаимоотношениях поэта и толпы. Поэт разочаровался в обществе, поэтому абсолютно одинок среди толпы.

Сочинение «Одиночество в лирике Лермонтова»

После прочтения стихотворений Михаила Юрьевича, становится тяжело представить его радостным или улыбающимся. Кажется, будто чувство безысходности и одиночества постоянно преследовало его.

Анализ любого произведения Лермонтова рисует портрет угрюмого и уставшего от окружающих людей человека. Кажется, что он постоянно ведет невидимую борьбу в своей душе.

Самым известным стихотворением Михаила Юрьевича является «Узник», которое было написано в неволе, когда автора арестовали за написание другого стиха «Смерть поэта». В «Узнике» поэт делится с читателем: «одинок я – нет отрады; стены голые кругом». Окружающая обстановка уныния и безысходности давили на тонкую и ранимую душу поэта.

Дальше пишет: «тускло светит луч лампады умирающим огнем…». Даже свет в камере умирающий, автор не видит ничего, что могло бы заставить почувствовать себя немного счастливым.

Однако и в обычной жизни, среди знакомых людей и родных мест, Лермонтов чувствовал себя одиноким. Возможно именно красота, тишина и покой родины производили на Михаила Юрьевича неизгладимое впечатление и наводили тоску и печаль.

Например, в произведении «Пустыня внемлет Богу…» автор сначала восторгается красотой вокруг: «в небесах торжественно и чудно», а затем с тоской размышляет: «что же мне так больно и так трудно?». Затем приходит к трагическому выводу: «Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и уснуть!».

Анализируя стихотворение «Стансы», становится ясно, что Михаила Юрьевича чувствовал себя непонятым для окружающего общества, которое и сам не хотел понимать и принимать: «я к одиночеству привык, я б не умел ужиться с другом».

Его вполне устраивает одиночество, он как «оторванный листок» из своего стихотворения «Листок». Иногда поэту хочется иметь рядом с собой близкого человека, но в то же время, он твердит себе, что вполне доволен одинокой жизнью.

Тема одиночества проходит и через всю любовную лирику поэта. Лермонтов придерживался скептических взглядов в любовных делах и не имел счастливых отношений. Он много раз разочаровывался в женщинах: «Любить? – три раза я любил, любил три раза безнадежно».

Лирика Михаила Юрьевича Лермонтова пронизана темой тоски, одиночества и грусти. Он задает себе вопросы, которые мучают его, но не находит ответов. Возможно, причиной такого поведения было то, что он не мог разобраться в своих чувствах и желаниях.

В русской литературе много поэтов, «поющих» об одиночестве маленького человека в огромном мире, и Михаил Лермонтов является самым ярким его представителем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: