Печорин тип лишнего человека: сочинение

Почему Печорин «Лишний человек»? (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Выполнила ученица 10 класса МКОУ «Никольская СОШ» Новоусманского района Воронежской области Саяпина Ирина Павловна

Проверила учитель русского языка и литературы Гордиенко Оксана Владимировна

Почему Печорин «Лишний человек»?

(по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся поэт и прозаик XIX века. Несчастливое детство, ранняя смерть матери, бесконечные распри между отцом и бабушкой – все это отразилось на творчестве писателя,придавая ему настроения грусти , одиночества и глубокого самоанализа .

Не смотря на то что Лермонтов прожил всего 27 лет , он достиг больших успехов и смог встать на одном уровне со своим кумиром – Александром Пушкиным . Условно творчество Михаила Юрьевича можно поделить на 3 периода : ранний (1828-1832 г.) , переходный (1833-1836г.) и зрелый (1837-1841 г ); переломным моментом между которыми является смерть Пушкина , имеющего особое влияние, как на личность , так и творчество Лермонтова .

Под впечатлением первой ссылки на Кавказ Михаил Юрьевич в 1837 году начинает работать над первым психологическим романом «Герой нашего времени». В центре произведения сложная и противоречивая личность – Григорий Печорин. Автора интересуют не столько события, сколько внутренний мир героя . Изображению и раскрытию образа Григория способствует особая композиция романа , состоящего из 5 частей , каждая их которых имеет собственное заглавие и сюжет . Лермонтов намеренно нарушает хронологический порядок глав , следующих друг за другом по принципу более глубокого проникновения в мир Печорина . сперва оценка действиям главного героя дается самим автором , затем оценка извне , то каким его видят современники . Но настоящим Печорин предстает в главах «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист », в которых происходит самораскрытие героя , его самоанализ , проявление способности видеть насквозь других людей и в какой то степени умение манипулировать ими . В предисловии Михаил Юрьевич называет Печорина «безнравственным человеком », а позже и сам герой назовет себя «нравственным калекой » «Герой Нашего Времени – портрет не одного человека : это портрет из пороков всего нашего поколения в полном их развитии »- отмечает писатель.

Печорин по типу героев является «лишним человеком». Герой данного типа – не просто отвергнутый обществом человек , это люди , которые не могут найти себе места в мире . Эти герои всегда находятся в конфликте с современным для них обществом , они способны видеть пороки других людей , но не способны им противостоять .

Печорин молодой человек из дворянской семьи. Сперва юноша наслаждается тем, что можно купить за деньги , вскоре ему это надоедает. Григорий попадает в высший свет, любовь светских красавиц раскаляла в нем самолюбие и воображение, но сердце героя оставалось пустым . Печорин решает обучаться наукам , но и это для него становится скучным . Герой находится в постоянном движении ,надеясь хоть где-то найти себе место . Вскоре его переводят на Кавказ, в нем селится надежда , что «скука не живет под чеченскими пулями», но уже через месяц близость смерти становится привычкой и герой теряет последнюю надежду . Жизнь Григория Александровича становится пустее день ото дня и он старается убедить себя , что путешествия по Америке , Аравии , Индии наскучат ему не так скоро. В главе «Максим Максимыч» герои находят странности в Печорине: «в дождик , в холод целый день на охоте ;все зябнут ,устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет ,уверяет, что простудился ; бывало , по целым часам слова не добьешься , зато уж иногда как начнет рассказывать , так животики надорвешь со смеха». Также про него говорили : «Его холодный металлический взгляд. Глаза не смеялись – признак злого нрава или постоянной грусти»- одна из главных черт «лишнего человека», герой постоянно хандрит. «Его походка была небрежна и ленива, но он не размахивал руками при ходьбе »- верный признак того ,что он скрытен . Черты скрытности и эгоизма проявляются при встрече Печорина с бежавшим к нему после длительной разлуке штабс-капитаном . Максим Максимыч хотел кинуться на шею Григорию , но тот довольно холодно, но с приветливой улыбкой протянул ему руку. Сколько бы герои не просили Печорина остаться с ними , хотя бы еще часа на два, Печорин в спешке решил их покинуть . О себе герой говорит , что у него несчастный характер , сам несчастен и приносит его другим . Ведь по его вине была убита Бела , от его руки погибает Грушницкий, люди вокруг него не могут быть счастливы. Также Григорий Александрович говорит о двойственности своей натуры: «Во мне два человека, один делает ,другой мыслит и судит ».

Печорин не боится давать оценку обществу, при этом постоянно анализирует самого себя, он мыслитель и тонкий психолог . В своих пороках он винит общество, в котором он вырос . в главе «Княжна Мери », Григорий делится с героиней: «Все читали на моем лице признаки дурных чувств ,которых не было; но их предполагали и они родились ; моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом». Печорин чувствует себя выше других людей, в глубине сердца давно умерли чувства, в нем родилось отчаяние .

Именно все это и делает Печорина «лишним человеком», который появился раньше своего времени.

Печорин как тип «лишнего человека» и почему его так называют

Роман «Герой нашего времени» является продолжением популярной в XIX веке проблемы, связанной с понятием «лишнего человека». К моменту выхода произведения уже были написаны «Горе от ума» и «Евгений Онегин» с героями, аналогичными лермонтовскому, и похожей темой. Критики давно рассуждают над тем, почему Печорин лишний человек и что сделало его таким, каким он описан в романе.

  1. Особенность героя
  2. Интересы Печорина
  3. Черты характера
  4. Внешность персонажа
  5. Итог жизни Григория
Читайте также:
Образ русского офицера в романахГерой нашего времени и Капитанская дочка: сочинение

Особенность героя

Чтобы понять, почему Печорин является «лишним человеком», нужно обратиться к его поступкам. Из них ясно, что он эгоист, и эта эгоистичность отталкивает его от людей, не дает сблизиться. Он будто стоит на театральных подмостках и наблюдает за происходящим на сцене со стороны, только эта сцена — жизнь, в которой он не хочет принимать участия.

Жизнь Григория не всегда была скучна и однообразна. Раньше он рвался к новым знаниям, однако окружение сделало из него расчетливого и циничного человека, отобрало смысл существования.

У него забирают его любовь — девушку Веру, и это очень сказывается на эмоциональном состоянии Печорина, ведь она единственная женщина, к которой он испытывал чувства. Они не могут быть вместе из-за социальных рамок, ее брак потрясает героя, и он разочаровывается в любви и отныне считает ее своей слабостью.

Разочарование в дворянском обществе, чьи интересы становятся для Печорина безразличными, отдаляет его от прежних знакомых. Он решает искать новые ощущения в другом месте, отправляясь на Кавказ, воюя, воплощая себя нового и такого «лишнего» в знакомствах и общении с новыми людьми. Но ничего больше не может привести Григория в чувства, а любое спасение — временно.

Все эти факторы оказывают на него неизгладимое влияние. Сформированный дворянским обществом, он отрекается от него, становясь для них непонятым и чужим. Это и делает из него «лишнего человека» во всех отношениях.

Интересы Печорина

Печорин — достаточно умный человек, «герой нашего времени» не раз доказывает, что он не принимает обществу в силу своего разума, а не наоборот. Он мог бы сделать много полезных вещей для дворянства, но из-за разочарованности в его принципах существования, он отрекается от всего, что его с ним связывает.

Печорин начитан, он заинтересован в изучении литературы, но этот интерес остывает со временем. Затем Григорий увлекается светскими вечерами с присущими им беседами, но и это вскорости ему надоедает.

Его душа ищет занятия, где бы он мог быть полезным и нужным, показать все свои умения. Он понимает, что странный для окружающих, его путешествие на Кавказ — это попытка убежать не только от самого себя, но и от опостылевшего общества.

Его жизненная позиция открывается читателю в разговорах с доктором Вернером — единственным другом Печорина. Рядом с ним герой позволяет себе рассуждения: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера». Вернер в чем-то похож на Печорина — тоже замкнут и отстранен от мира. На этом фоне они сближаются.

Представитель новой эпохи молодых людей отчаянно пытается найти свое место хоть в чем-то: в любви, работе, дружбе. Это не удается ему, потому что он играет с женщинами, не может доверять окружение, манипулирует судьбой и испытывает ее. От рук Печорина страдают все вокруг, и он в глубине потерянной души это понимает.

Черты характера

В погоне за острыми ощущениями молодой человек часто пренебрегает чувства окружающих. Он делает все, чтобы добиться желаемого. На основе поступков можно кратко выделить главные черты его поведения:

  1. Бесстрашие и желание идти до конца — фатализм (соглашается на дуэль, входит в дом убийцы Вулича и т. д. ).
  2. Потакание любым, даже мелочным желанием — он от скуки влюбляет в себя молодую княжну, а затем разбивает ей сердце.
  3. Неосведомленность в том, что ему действительно нужно от жизни, отсюда череда необдуманных поступков, повлекшая многие трагедии, например, смерть Бэлы.
  4. Недоверие, с которым он относится ко всем вокруг, включая людей, переживающих о его самочувствии — Вера, Максим Максимыч, Вернер.

На протяжении всего романа читатель видит перед собой измученную личность, истощенную в моральном плане. Печорин, несомненно, полон изнутри различными чувствами и переживаниями, но убежден, что они никому не нужны, и предпочитает прятать их от всех. Поэтому можно назвать Печорина лишним человеком. В сочинении Лермонтова герой демонстрирует окружающим внутреннюю пустоту и возводит вокруг своего сердца стены, которые никто не в силах пробить.

Можно предположить, что Печорин — «маленький человек». Однако это не так. Он знает, какую цену имеет его жизнь, может ею управлять и делать важные решения просто этого не хочет.

Внешность персонажа

Лермонтов уделяет в «Герое нашего времени» отдельные фрагменты, чтобы показать то, как выглядит его «лишний человек». Во внешности Григория сосредоточены черты типичного персонажа эпохи романтизма:

  1. В романе представлен юноша примерно двадцати пяти лет.
  2. Черты лица благородные, темные усы и брови. Единственное, что выбивается из образа — светлые, а не черные кудри.
  3. Глаза Печорина «никогда не улыбаются», отражают его душу.
  4. Пальцы на руках аристократически длинные и бледные, сам он хоть и невысок ростом, имеет среднее телосложение.
  5. Всегда хорошо и опрятно одет.
  6. Незаменимым атрибутом его образа является плащ.

В тексте несколько раз делается акцент, что Печорин непохож на остальных не только своей внешностью, но и поведением. Все в нем кричит о том, что герой является другим, поэтому он привлекает внимание всех вокруг.

Итог жизни Григория

Как и заведено, по традиции литературы 19 века такой тип персонажа обречен на гибель. Это происходит и с героем романа Лермонтова.

Печорин погибает в дороге, от болезни. Эта смерть не от пули неприятеля, она настигла Григория не бою. Кажется, что судьба посмеялась над ним — всю жизнь он промаялся в скуке, поэтому и смерть везде чужого и лишнего Печорина стала скучной, как будто под стать ему.

Читайте также:
Демон: сочинение

В гибели есть и символ. Всю жизнь он провел будто в пути, пытаясь отыскать среди всех дорог свою. Печорин наделся, что она приведет его к внутренней гармонии. Однако этого так и не случилось, он умирает в поиске, так и не найдя своего предназначения в этой жизни, из-за чего его можно называть странником, который не дошел до точки назначения. Проблема «лишнего человека» в обществе разрешается традиционным образом.

Григорий стал разрушителем своей жизни, постепенно отстраняясь от любого участия в ней. Он выбрал быть безмолвным наблюдателем и принял однообразие судьбы, хотя с его возможностями и амбициями мог бы сделать очень много для развития страны и молодежи. Еще один «лишний человек» в галерее предшественников трагически завершил свой путь, так и не поняв, зачем был рожден на свет.

Сочинение: Лермонтов м. ю. – печорин – Тип лишнего человека

“Герой нашего времени” – первый реалистический социально-психологический роман в русской литературе, в котором внимание автора сосредоточено на раскрытии внутреннего мира героя, на диалектике его души, на углубленном психологическом анализе его чувств и переживаний, на “истории души человеческой”.
Роман М. Ю. Лермонтова состоит из пяти повестей, каждая из которых имеет свое название, свой законченный сюжет, но все они объединены образом главного героя – Печорина.
Главный герой романа живет в тридцатые годы XIX века, в период жесточайшей политической реакции, наступившей в стране после разгрома декабрьского выступления 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам. Неверие, сомнение, отрицание стали особенностями сознания молодого поколения. Черты характера этого поколения Лермонтов обобщил в образе Григория Александровича Печорина, пояснив, что “Герой нашего времени” – это портрет, составленный из пороков всего. поколения, в полном их развитии”, поколения тридцатых годов XIX века.
Печорин – дворянин-интеллигент николаевской эпохи, ее продукт и жертва в одном лице. Он получил типичное для тогдашней молодежи образование и воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он стал бешено гоняться за наслаждениями и удовольствиями, которые можно было достать за деньги. Автор прибегает к любимой форме повествования – исповеди. Из журнала Печорина читатель узнает о его жизни в большом свете, о том, как он влюблялся в светских красавиц и был любим. О внешности героя мы можем судить из рассказа проезжего офицера в главе “Максим Максимыч”. По своему культурному уровню рассказчик близок Печорину, что сказалось на его восприятии характера героя романа. Особое внимание в своем описании он уделяет глазам Печорина: “. они не смеялись, когда он смеялся. Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный. ”
Возникает образ человека, много пережившего и опустошенного. Этим портретом были намечены противоречия как во внешнем, так и во внутреннем мире Печорина. Им частично приоткрылась завеса тайны характера героя, намеченная в главе “Бэла”, в которой портрет героя дан глазами Максима Максимыча, для которого Печорин – загадка. Впервые в русской литературе автор дает глубокий психологический портрет своего героя. Он представлен в повести “Княжна Мери”. Характер главного героя раскрывается через систему персонажей этой повести.
Однако в композиции романа отразилось стремление автора раскрыть внутренний мир героя. Кульминацией всего произведения является понимание Печориным своего предназначения в жизни за несколько часов до возможной смерти, перед дуэлью: “. зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе силы необъятные. ” Но герой не может найти своего места в жизни.
Главное противоречие натуры Печорина – в способности действовать и в ничтожности действий. В этом и заключается его трагедия.
Характер героя крайне противоречив. Одной из главных его черт является, по мысли В. Г. Белинского, “рефлексия”. Печорин сделал из себя объект для наблюдений, он постоянно анализирует каждый свой поступок, мысль, чувство (“Если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив”). В нем как бы живут два человека: “один действует, а другой судит его поступки”.
Автор помещает героя в различные среды, но везде он оказывается одинок, не в силах применить свои силы, оказаться нужным кому-нибудь, найти цель в жизни.
Ему быстро наскучила светская жизнь. Он уже все испытал, все познал, всем пресытился и разочаровался. Печорин осознает, что “счастливы невежды, а слава’- удача”. В этом смысле понимание жизни Печориным сродни мировоззрению лирического героя стихотворения “Дума” (1838):

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь горит в крови.

Герой пытается заняться наукой, читает книги, но ему вскоре все надоедает и становится скучно:

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным нам ум не шевелят.

Он отдает себе отчет в том, что в обществе, где он находится, он никогда не обретет себе друзей, что он так и останется непонятым:

Читайте также:
Образ Печорина в романе Лермонтова Герой нашего времени: сочинение

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.

Герой романа признается: “Во мне душа испорчена светом”. Попав на Кавказ, он надеется, что “скука не живет под чеченскими пулями”. Но к свисту пуль он очень быстро привыкает. Он остается непонятым и в водяном обществе Пятигорска. А ведь герой стремится “любить весь мир”, но оказывается одинок.
Положение Печорина трагично. Он действительно “лишний человек”. Таковым он становится, потому что в своем развитии идет дальше большинства, развиваясь в личность, обреченную жить в “стране рабов, стране господ”.
Создав образ Печорина, Лермонтов разрушил романтический идеал современника, однако поступки героя не являются показателями ни его достоинств, ни недостатков. Автор попытался объяснить читателю те причины, которые повлияли на становление характера Печорина. Всем людям, с кем сталкивает судьба героя, он приносит несчастья, нарушая нравственные законы общества. Он нигде не может найти себе места, применения своим недюжинным силам и способностям, поэтому Печорин – лишний везде, куда бы его ни бросала судьба.

Сочинение на тему: “Почему Печорин — лишний человек” – рассуждение о трагедии героя

История создания романа

«Герой нашего времени» — это глубоко психологический роман. Идея его написания появилась у Лермонтова во время ссылки на Кавказ. Шел 1838 год. В России царила николаевская реакция. После подавления восстания декабристов многие представители думающей молодежи подверглись апатии и разочарованию, но лучшие ее умы стали задумываться о смысле жизни, искали различные способы применения сил и способностей на пользу Родине. Так родился заголовок произведения.

Поскольку писатель в качестве офицера русской армии долгое время находился в боевых действиях и хорошо знал быт и жесткие законы местных жителей, он поселил своего неприкаянного героя именно здесь. По мнению современников, при создании образа Григория Печорина автор отталкивался от своего знаменитого учителя и его персонажа Онегина. Пушкин назвал своего героя по имени спокойной северной реки Онеги, а Лермонтов для этого выбрал непокорную Печору. Можно только догадываться, каким он мечтал вывести в романе главного персонажа, насколько дорог ему был Евгений.

С первыми главами сочинения русский читатель познакомился в журнале «Отечественные записки». Полностью роман вышел в двух томах в 1840 году. Произведение состоит из пяти повестей, у каждой из которых свое название. Вначале мы слышим о Печорине от его близкого приятеля Максима Максимыча, а далее через личные дневники героя знакомимся непосредственно с ним.

Образ Печорина

Название романа вовсе не говорит о том, что автор хотел выставить напоказ какой-то образец или, наоборот, высмеять молодежь за бездействие и инертность. Лермонтов хотел отобразить свое поколение, типичным представителем которого является один молодой человек. Если в «Думе» поэт обращается к молодым с осуждением и упреком («печально я гляжу на наше поколенье»), то в романе пытается вместе с читателем понять, почему Печорин стал лишним человеком для общества.

Образ Григория Печорина неоднозначен. Нельзя назвать плохим качеством умение понимать людей, но он часто применяет это не там, где нужно, поэтому все его игры с человеческими душами заканчивается трагически. Это доказывает эпизод кражи горской девушки Бэлы, которую он оставляет, как только добивается ее любви. Ей надо было помочь и защитить от Казбича, но, потеряв к ней интерес, он сделал девушку жертвой мщения.

Отношения с Мери тоже не сложились. Вмешавшись в её отношения с Грушницким, Печорин разбил княжне сердце и убил на дуэли соперника.

В главном герое нет тщеславия, но самолюбия хоть отбавляй. Его одна мысль, что девушка достанется другому, приводит в бешенство. Не находит положительного применения и его дар анализировать события. Печорин мог бы стать ученым и даже совершать открытия, но он разочарован, поскольку считает, что его знания никому не нужны. Он не силится показаться тем, чего от него ждут другие. При встрече с сослуживцем Максимычем молодой человек холоден, чем обижает старика. Он поступает в любых обстоятельствах так, как считает нужным, чье-либо мнение ему безразлично.

Не назовешь Печорина и трусом. Он решительный, алчущий, как сказал Белинский. Много раз он проявлял бесстрашие:

  • на охоте;
  • в дуэли;
  • в эпизоде усмирения пьяного мужика.

Печорин говорит: «…хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь». Даже военные действия вызывали в нем тоску, а к свисту пуль он привык. Видимо, служба в армии не была его призванием, способности ему не пригодились. Герой принимает решение путешествовать, надеясь в дороге найти средство от одолевавшей его скуки. Он не находит применения своим силам, почему Печорина и называют лишним человеком.

Сочинение-рассуждение на уроке

В 9 классе учащиеся пишут сочинение, рассуждая, можно ли назвать Печорина лишним человеком. Прежде чем дать это задание, нужно кратко воспроизвести все события, где проявляются лучшие и худшие черты характера героя, и составить план:

  • молодость, выпивка и кутеж;
  • кража Бэлы и все последствия;
  • вмешательство в жизнь честных контрабандистов;
  • отдых на лечебных водах и встреча с Верой;
  • Печорин разочарован в своих способностях и объявляет себя фаталистом.

В сочинении необходимо отобразить многое. Нужно понять, откуда этот эгоизм у героя: с рождения или так сложились условия. Вот что говорит сам Печорин: «…такова была моя участь с самого детства. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой».

Читайте также:
Центральная проблема романа: сочинение

Он должен был ломать себя, свой характер, чтобы быть принятым в обществе. Отсюда у него сгусток противоречий, которые отражаются даже на внешности: «смех при несмеющихся глазах, дерзкий и одновременно равнодушно-спокойный взгляд».

Он и сам понимает, что вызывает у окружающих двойственные чувства, но под влиянием обстоятельств и условий его личность настолько деформировалась, что отделить хорошее от плохого в нем просто невозможно.

Покончить жизнь самоубийством — это не для него. В бою получить смертельную пулю — это да, с этим он мог смириться, но самому пустить ее в себя… При всех своих страданиях и скучном житье он все же очень любил жить. Это уже не тот забитый маленький человек (Вырин, Башмачкин и др.), а сильная натура, цельная личность, в нем много душевных сил. Но он не может найти применение своим силам и таланту. Всем, с кем сталкивает его судьба, он приносит страдания, поэтому считается лишним человеком в галерее таких же героев русской литературы, как он сам.

Сочинение Внутренний голос

С самого маленького возраста до самого большого мы ведем постоянный внутренний монолог. Обычно он строится из анализа происходящих событий, построения предложений, вспоминания слов и другой информации. Но иногда, этот монолог словно становится разговором с другим человеком. Человека этого, живущего в каждом из нас, называют внутренним голосом. В отличие от простого анализа данных и их внутренней обработки, наш голос может и поспорить с нами, и поддержать, и помочь найти выход из сложных ситуаций.

Наш внутренний голос – это наша индивидуальность, наше эго и лучший советчик. К большому сожалению, многие люди игнорируют его, полагаясь на слова и действия других, и со временем их внутренний голос пропадает. Нечем даже заполнить нагнетающую в тяжелые моменты ночную тишину. Становится грустно, страшно и одиноко. А самое главное – во время сильного стресса, человек не может найти отдушину. «Потерявшийся» человек вынужден все оставшееся ему время проводить в тяжелых раздумьях, ждать отклика от своих привычек и схем поведения, от других людей, пытаясь заполнить глубокую яму в самом себе. Внутренний голос спасает людей, пророча счастливую жизнь.

Таким образом, главный герой поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова сбегает, прислушавшись к своему внутреннему голосу – надежде, которую хранил он в глубине души. Однако это решение не показалось правильным другим, в конце концов, герой сбежал с монастыря, сразился с барсом, из-за чего он и погибает. Мцыри прислушался к своим истинным желаниям и потребностям и благодаря этому обрел свободу. И те дни, что он провел на воле, оказались самыми лучшими из всех, что когда-либо он проживал.

В подтверждению к вышесказанному, могу привести еще один пример: главная героиня пьесы Тануниной Ирины «Я вас всех люблю» – Нина, сбежав из детского дома, встречает себя маленькую, и эта встреча ничто более, как разговор с самим собой, своим внутренним голосом. Разговор с маленькой Ниной подталкивает героиню сделать первый шаг к примирению и любви.

Обоих персонажей внутренний голос спровоцировал на изменение жизни в лучшую сторону. К сожалению, в современных реалиях нельзя сказать, что многие люди слушают самих себя. Мы привыкли идти за кем-то, но это далеко не всегда является верным решением проблемы. Умение сохранять свою персону и слушать внутренний голос является одним из самых важных, что только можно освоить.

2 вариант

Эдуарду Севрусу принадлежит мысль: «Самым непримиримым оппонентом часто оказывается внутренний голос». Эта фраза не вызывает сомнений. Бывает, что люди делают шаг, не соответствующий внутренним убеждениям, это называется внутренним конфликтом. Бывает, что человеку кажется, что он живет чужой жизнью. Тогда его постоянно терзают внутренние противоречия. Этот конфликт является трудноразрешимым.

Верность мысли, высказанной Э. Севрусом, доказывают многие мастера искусства в своих творениях.

В своем произведении «Гроза» А. Н. Островский продемонстрировал борьбу Катерины с личными убеждениями. Очутившись в семье Кабановых после свадьбы с Тихоном, девушка старается адаптироваться к поведению Кабанихи и жителей Калинова. Катерина не может поступать вопреки голосу своего сердца, который отторгает образ мыслей жителей города Калинова и дома Кабановых. В памяти девушки постоянно всплывает отчий дом, в котором царило истинное счастье, потому что там обитали свободные люди, в отличие от дома Кабановых. Писатель много внимания уделяет душевным стенаниям девушки, так как она не может вычеркнуть из памяти прежний образ жизни, ей чужды «жестокие нравы» «темного царства» и отказывается жить так, как Кабановы. Спор со своей совестью происходит и при возможности встретиться ранее возлюбленным Борисом. Ей очень хотелось встретиться с любимым, но останавливало наличие нынешнего супруга. Именно голос совести заставил Катерину сознаться Тихону в измене с Борисом. Осознавая, что прошлая жизнь не вернется, а нынешняя невыносима, она решается на самоубийство, чем доказывает невозможность благополучного исхода борьбы с собой.

В произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети» также звучит мысль о внутреннем голосе. Евгений Базаров был скептикам, который отрицал все общепризнанные порядки. Он не был подвержен влиянию внутреннего голоса до тех пор, пока не влюбился в Анну Одинцову. Он влюбился, несмотря на то, что считал нежные чувства ерундой. Он долго не хотел признаваться себе в любви к Анне, потому находился в постоянном конфликте со своим внутренним голосом. Умом он понимал, что любовь невозможна, но у сердца на этот счет было свое мнение. Писатель изобличает скептическую идеологию Базарова двумя методами. Происходит внешний конфликт в виде пари Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым. Также развивается внутренний конфликт, когда герой вступает в спор с собой, осознает невозможность существования нигилизма в реальности, но ему сложно это признать.

Читайте также:
Страшный ли человек этот Печорин: сочинение

Следует заметить, что не каждый конфликт с собой может закончиться разрешением.

Сочинение «Мы любим, чтобы наш внутренний голос доносился к нам снаружи» – Станислав Ежи Лец

Я считаю, что тут речь идёт как раз о любви к себе. То есть нам нравится слышать наши мысли от других людей, значит, мы считаем именно наши мысли такими классными, что других нам не хочется. Как в разговоре – каждый хочет рассказать своё, а слушать других сложно, только ждёшь начать свою историю.

Наверное, поэтому люди ищут себе в товарищи похожих по интересам. Например, приходят на какие-то форумы и сайты, в чаты и группы. Ищут тех, у кого похожие мысли, с кем можно поделиться важным. Не о погоде и моде говорить, о политике и знаменитостях, а именно о своем. Интересы ведь разные! Так мы выбираем книги и фильмы по интересам.

Кстати, люди могут этим пользоваться. Вот они станут вам говорить то, что вы хотите услышать. Поддакивать! Повторять ваши слова. И с плохой целью завоюют ваше доверие! Вполне себе способ, поэтому нужно быть внимательным.

Но всё-таки нельзя слышать только свои мысли. Мы постоянно сталкиваемся с противоположным мнением. Так это хорошо! Только со своим мнением закиснешь, а тут надо иногда спорить, иногда что-то принять новое, расширить свой кругозор. Не говорю о том, что надо от своих идей отказываться! Просто нужно мыслить! В сказках бывает такой момент, когда принц или принцесса не может больше находиться во дворце, где все из страха и уважения не могут возразить и своё настоящее мнение выразить, сбегает. И в новом окружении он или она узнает множество новых идей, вещей, людей! Вот это развитие! Даже говорят, что нужно пробовать те книги и фильмы, которые ты бы сам не взял в руки. А вот начнешь и не пожалеешь! Откроешь что-то принципиально новое! Тут кстати, как раз и о зоне комфорта речь!

Главное, чтобы этот внутренний голос звучал хорошо, позитивно! Мне кажется, что у некоторых он звучит тоскливо, критично и пессимистично. Человеку самому не нравится! Вот тогда он осознанно может искать себе друга-оптимиста, а то негатива у самого хватает. Или человек мечтатель, а ему хочется больше реализма, или наоборот! Но тут именно осознанное решение. А то может и пессимист искать таких же пессимистов и совсем уходить в депрессию! Закапываться… Или вот слишком веселая компания из таких же веселых людей.

Вообще, этот автор – большой юморист. У него много забавных выражений! Именно это мне не особенно нравится, всё-таки, я не полностью его понимаю… Хотя, в принципе, в ней всё правдиво. Есть лучше выражения у него, но не стану уж цитировать!

Также читают:

Картинка к сочинению Внутренний голос

Популярные сегодня темы

Однажды Бенедикт Спиноза сказал такую фразу: «Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре». И можно смело утверждать, что это выражение отражает всю суть устройства нашего характера и внутреннего мира.

Произведение под названием «Коляска» написано известнейшим писателем Золотого века русской литературы Николаем Васильевичем Гоголем. Анализ данного произведения представлен в этой статье.

Творчество гениального русского поэта А.С.Пушкина – это уникальное явление мировой художественной литературы. Его произведения многогранны и наполнены философскими размышлениями

Мцыри привлекает меня своими жизненными ценностями. Я думаю, что Мцыри-романтический герой, в жизни которого показаны конфликты действительности с мечтой.

Если рассматривать практически любую духовную традицию, то практически везде используется институт ученической преемственности, то есть передачи опыта от старшего наставника к младшим ученикам.

Язык – душа народа

В мире насчитывается свыше 6000 языков. И все они являются для кого-то родными. Родной язык – это язык, идущий от сердца. Это своеобразное восприятие и интерпретация мира. Это канал связи с Высшими силами. Родной язык – это душа народа и его украшение.
Мы, русские люди, говорим на языке, корни которого уходят в глубокую древность. Много веков назад восточные славяне начали создавать свой языковой мир, и этот мир мы зовём сегодня русским языком. Киевская Русь говорила на древнерусском, он же стал основой церковнославянского литературного языка, а в семнадцатом веке начал формироваться русский национальный язык. А.С. Пушкин, нашедший путь органического слияния трех языковых стилей – вдохнул новую жизнь в язык русского народа, стал основателем современного русского языка. Народ создавал свой язык, а язык влиял на становление характера самого народа.
Язык – это одна из главных ценностей человечества. Он помогает людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом и знаниями. Наши предки уважали и ценили родной язык. Язык – удивительный дар человека, самое совершенное средство общения. С помощью языка мы понимаем и чувствуем такие слова, как любовь, добро, горе, обида и счастье. В языке хранится всё богатство мыслей, чувств, переживаний, любовь и ненависть, добро и зло.
Можно потерять все – землю, волю, имущество, рассеяться по земле, но оставаться живым народом, пока сохранен язык, душа народа. Хочешь сохранить народ – береги язык. Однако некоторые люди считают, что беречь – значит спрятать куда и ни в коем случае не пользоваться сокровищем. Поэтому в повседневной жизни они общаются с помощью странного жаргона, большая часть которого – это иностранные или «интернациональные» слова. Сейчас наблюдается засилье английских слов. Заменяются даже существующие «родные» соответствия. Беречь не означает сторониться чужих слов и выражений, если они уже существуют. Надо только знать, когда, почему, зачем и где их применять.
Мы начинаем забывать, что мир сотворён словом, и что все части его – это воплощения отдельных слов. Современные языки сейчас материализовались, просто отпечатывая понятие об объективном мире. И нельзя забывать, что слова, составляющие любой язык – это формулы, духовное произнесение которых вызывает к действию психическую энергию, помогающую воплощению её в жизнь.
Гражданин любого государства – это, прежде всего, человек неравнодушный, знающий, любящий и ценящий культурное наследие своих предков. Именно язык и является культурным наследием каждой нации. Язык – это целый мир, у которого своя судьба. Язык – живая душа народа, его боль, его память, его сокровище. Если мы забудем свой родной язык – мы утратим своё национальное достоинство. Человек с первых дней своего рождения (а, скорее всего, – ещё находясь в утробе) входит в контакт с этим миром, «вдыхает» через язык всё необходимое для развития человеческого сознания. Не случайно слова «душа», «дышать» берут начало от одного корня.
С изменением сознания меняется до определённой степени и язык – в первую очередь лексикон, словарный запас, происходит переосмысление существующих слов, могут произойти изменения в фразеологии и даже грамматике языка. Но не только сознание влияет на язык, но и наоборот. Язык и сознание – факторы, которые взаимно обусловлены. Заметим также, что каждый национальный язык отображает определённый тип мышления и сам, в свою очередь, формирует в представителях этого народа определённый характер, тип мышления, который распространяется со временем и на иностранцев, длительный период пользующихся этим языком.
Язык – не только средство общения, но и духовная сущность. Это этническая категория, присущая каждому народу. Любой создаётся веками, тысячелетиями непрерывно, постоянно. Он , как и человечество, очень стар. Никто в этом мире не может сказать сколько лет языку. Язык – похож на большую реку, в которой каждая капелька – слово. Истоки языка возвращают нас в былые времена, когда славяне только начинали селиться по берегам Днепра, Волги. Вещий, зеница, око, лик, десница – всё это слова, которые давно вышли из употребления, но всякий истинно русский человек, услышав их, поймёт значение каждого. Они помогают уловить зов наших предков, кровь которых течёт по нашим венам прямо в сердце. У людей, которые любят свою Родину, свой родной язык, оно горячее, живое. У равнодушных к своим корням сердце остывшее, окаменевшее.
За последние двадцать лет в русский язык вошло более десяти тысяч иностранных слов. Конечно, никто не спорит о том, что язык любой страны должен обновляться и получать хорошие неологизмы, но во всём должна существовать разумная мера. В современной России эта мера не соблюдается, наш прекрасный язык необоснованно засоряется не только непонятными иностранными словечками, но и уродуется тюремной лексикой и матерщиной, привычно вошедшей в российские телесериалы. Телевидение, радио, кино, печать, даже театр представляют нам вульгарную пародию на русскую речь. Русский язык, оказавшись в плену невежества, нещадно уродуется, превращается в речевую попсу (смесь американизмов с блатным жаргоном). Русский язык становится подневольным и используется для рекламы порока. С неимоверной быстротой расплодились журналы и журнальчики бульварно-порнографического типа, предлагающие читателю VIP-апартаменты, где его ждёт «водопад наслаждений», желанные девушки, эротический массаж, стриптиз и т.п. Шоу-бизнес формирует и насаждает молодёжный сленг, в котором русские слова уже являются промежуточными: «пипл всё схавает».
Ещё одной бедой последних лет стало сквернословие, захлестнувшее нашу повседневную разговорную речь, художественную литературу, телевидение, подмостки театров. На вопрос «Что такое сквернословие?» отвечают по-разному. Одни утверждают, что это порок, недостаток, позорящее свойство. Другие считают, что это болезнь, как алкоголизм или курение. Думается, что оба ответа верны, так как одно вытекает из другого. Алкоголизм, курение, сквернословие сначала, когда можно еще не закурить, не выпить, не сказать, не произнести, – порок. Но незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова.
В Писании говорится: « В гневе сомкните уста ваши». По утверждению Святых Отцов, человек после смерти проходит через 20 мытарств, первое из которых – ответ за свое празднословие. А еще за грубость, оскорбления, нецензурную брань, произнося которую мы смертельно оскорбляем Богородицу (нашу Мать, которая любит каждого из нас), родную мать (по плоти), мать – Родину и мать – родную Землю. Помните – за каждое слово нам придется держать ответ. Те, кто с такой легкостью разбрасывают мат и проклятия, совершают страшный грех, за который их ждет суровая кара. Такие люди чахнут, тают на глазах, переживают депрессию, страхи, с ними случаются несчастья. А причина – легкомысленное проклятие другого человека.
Сквернословие – это молитва, призывающая бесов, это – антимолитва. Слова человека несут в себе определенную энергию. Они соединяют человека с силами добра и зла, с ангелами или демонами. Но как часто мы слышим не только добрые, но и неприличные, скверные, злые слова. Недаром в старину говаривали:
«От тех, кто сквернословит, Божья Матерь отворачивается».
И ещё говорят: «Кто бранится – Бога не боится».
Скверные слова несут в себе невидимую грязь, которая оседает на стенах жилища, въедается в вещи, пропитывает своим зловонием одежду. Брань – это отказ от Бога и молитва к сатане.
В шестидесятых годах прошлого века доктором биологических наук П. П. Горяевым было совершено важное открытие, описанное им под названием «Волновой генетический код». В ходе его экспериментов было доказано, что бранные слова не просто так пролетают мимо нас, а наносят нам колоссальный вред. Воздействие брани равносильно радиационному излучению и от них рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы.
А недавние опыты с обычной водой. В два стакана наливалась вода. Над одной читалась молитва, говорились такие слова, как «спасибо», «здоровья вам», «будьте счастливы». Над другим стаканом с водой говорились бранные слова, произносились проклятия. Когда под микроскопом учёные посмотрели на молекулы воды из обоих стаканов – они были поражены. Молекулы воды из первого стакана представляли собой красивые симметричные рисунки с различными узорами, напоминающими узор снежинок. Молекулы из другого стакана представлялись безобразными однобокими уродцами без всякой формы и рисунка. Тут стоит призадуматься. Ведь наш организм на 86 процентов состоит из воды!
По мнению преподавателей и ученых, грязный, матерный язык калечит неустойчивую психику детей и подростков, которые говорить без мата уже не могут. Если вам доведётся пройти мимо любой гимназии или школы вы всегда можете услышать тарабарский язык современных мальчишек и девчонок. У них музыка «крутая», «телка клевая», у них «ништяк», «писец», «нормуль», «шик», «креатив», «башли», «о’кей» и тому подобные слова и выражения. Ну, а зачем русскому человеку такие слова, как «оверхед», «флаер», «секонд-хэнд» (а как насчет «хенде-хох»?) Теперь и в печати, и на телевидении мы слышим уже не фабрика, а «холдинг», не автостоянка, а «паркинг». Надоедливая реклама предлагают нам «чипсы», «марсы», «хот-доги». На вывесках мы видим не русские названия, а какую-то белиберду: «Бутик», «шопы», «фазенда», «Супермаркет»…
А бизнес и политику захлестнули такие перлы, как, «риэлтор», «презентация», «кастинг», «менеджмент», «истэблишмент».
Опытные педагоги считают, что в человеке должны быть заложены семьей, а затем школой три идеи: культ родного языка, культ предков, культ Родины. Наукой доказано, что ребенок рождается с готовностью мыслить и говорить на языке своих родителей. Непростительная ошибка – лишать его возможности наслаждаться богат¬ством и красотой родного языка. Наши предки не имели возможно¬сти получать специальное образование, учиться в вузах, но были намного выше своих потомков по этическим, нравственным нормам: пьянство, табакокурение, наркомания оставались для них чуждым явлением.
Родной язык, является не только ключом к становлению и развитию человека как личности и гражданина, но также является эффективным инструментом для изучения остальных школьных и научных дисциплин. Россияне всегда категорически выступали против сравнения разных языков по мотивам выбора одного из них в качестве государственного по таким критериям как лексический объем, грамматическое совершенство, художественная выразительность и т.д. У каждого языка своя неповторимая прелесть народного пафоса, юмора, философии, исторической, духовной и этической нагрузки, фонетики, стилистических и лексических особенностей. Самобытность языка есть отражение самобытности и неповторимости народа, уникальности его исторического пути, содержания его духа и культуры
Людей, говорящих на разных языках, объединит в единую человеческую семью универсальный язык любви и взаимопомощи. Этот язык любви, понятный всем, поможет людям приподняться над своим эгоизмом – источником всех войн и разрушений в мире.
Как уже говорилось, от уровня сознания зависит и лексикон данного индивида, и значения употребляемых им слов. Человек выбирает слова, подбирает их для более точного выражения своей мысли, создавая тем самым свой микромир, свою вселенную. И чем выше уровень сознания человека, тем ответственней он подходит к выбору слов. Поэтому, если мы хотим быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком мы всегда должны обращать свой язык. Говорить нужно правильно, точно и экономно.
Язык народа — это неувядаемый и бессмертный цвет всей его духовной жизни, показатель сознания. В языке, воплощена творческая сила духа народного. Здесь небо отчизны, ее поле и горы, долины и леса. И оживает полный мысли и чувств голос родной природы, и летит в родных мелодиях по всей стране. Однако в глубинах народного языка отражается не только природа родного края, а и история духовной жизни народа. Изменяются поколения, но плоды их творческой работы остаются в языке как наследство потомкам. Благодаря языку мы получаем основательные знания об истории своего народа, вероисповедании, взглядах, заботливо сохраненных нашими дедами и прадедами.
Любой язык – это нить, которая объединяет настоящее и прошлое, отжившие и будущие поколения в единое целое. Если исчезает язык – исчезает и народ. Народная мудрость говорит: отберёте у народа все – он все может возвратить, а отберёте язык – и он никогда уже не создаст его. Народ даже может создать новую родину, но язык никто и никогда больше не создаст.
И как жаль тех неразборчивых, слеповатых и глуховатых, кто пачкает свою речь ошибками орфографическими, грамматическими и речевыми. Как жаль нищих духом людей, которые даже не подозревая, какими сокровищами владеет русский народ, барахтаются в грязи бранных слов, жаргона, ненормативной лексики. Русский язык отдан ими на поругание и унижение неграмотными политиками, шоуменами и разного рода полуграмотными дельцами от науки. Иностранные, жаргонные и даже матерные слова часто можно услышать даже в средствах массово информации.
Многие лингвисты считают, что когда-то на земле существовал единый праязык – корень всех современных языков. Известная всем библейская легенда о строителях Вавилонской башни рассказывает нам в аллегорической форме, что в те времена люди говорили на одном языке, то есть понимали друг друга. Но затем в них взыграла гордыня, и люди захотели быть выше Бога, за что были Им жестоко наказаны. Он смешал все языки, и общечеловеческий язык был разбит на множество национальных. И люди перестали понимать друг друга.
Заканчивая разговор о национальном языке, вспомним общеизвестные свидетельства мировой истории о том, что если начать его уничтожать, то и народ, носитель данного языка, начнёт вырождаться, вымирать: представители этого народа начнут становиться со временем частью того народа, чьим языком они начнут пользоваться.
А ведь только на родном языке сказав слово “соль” мы можем ощутить вкус соли.

Читайте также:
Что объединяет образы Онегина и Печорина: сочинение

ИЗВЕСТНЫЕ ПИСАТЕЛИ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса. Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.
И.С. Тургенев

Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.
А. Н. Толстой

Слово есть поступок.
Л.Н. Толстой

Язык — это наследие, получаемое от предков и оставляемое потомкам наследие, к которому нужно относиться со страхом и уважением, как к чему-то священному, неоценимому и недоступному для оскорбления.
Ф. Ницше

Новые слова иностранного происхождения вводятся в русскую печать беспрестанно и часто совсем без надобности, и – что всего обиднее – эти вредные упражнения практикуются в тех самых органах, где всего горячее стоят за русскую национальность и ее особенности.
Н. С. Лесков

Народ выражает себя всего полнее в языке своём. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может.
И. И. Срезневский

Где не погибло слово, там и дело ещё не погибло.
А. И. Герцен

Бессмертие народа – в его языке»
Ч. Айтматов

Язык мысли и голос страстей: сочинение

О Лермонтов, презрением могучим

К бездушным людям, к мелким их страстям,

Ты был подобен молниям и тучам,

Бегущим по нетронутым путям,

Где только гром гремит псалмом певучим.

Михаила Юрьевича Лермонтова по праву ставят в ряд величайших поэтов, составивших гордость национальной русской культуры. Его творчество стало также достоянием культуры мировой. Не только гениальный поэтический дар, но и великая устремленность, могуча творческая воля, непрестанное горение помогли ему наполнить творчеством каждый миг его краткой жизни.

Лермонтов был человек безудержной отваги и пылкого темперамента. Его сильный характер впервые проявился в дни опалы за стихи на смерть Пушкина. Немилость и изгнание он “вынес так, как переносятся житейские невзгоды людьми железного характера, предназначенными на борьбу и владычество”, — писал о нем современник. Эти слова свидетельствуют о том, что Лермонтов более чем кто-либо другой при его жизни, исключая разве В.Г.Белинского, понимал собственное значение и роль, которую ему было предназначено сыграть в русской литературе и русской жизни.

Читайте также:
Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова: сочинение

Смерть великого русского поэта потрясла молодого Лермонтова. В день гибели Пушкина он впервые заявил о себе, обличая светское общество, с которым был связан рождением и воспитанием и которое в то же время презирал всем своим существом за лживость, бесчувственность, лицемерие.

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — все молчи.

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегните к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

За четыре с небольшим года после гибели Пушкина молодой поэт совершает творческий подвиг: он создает романтические поэмы “Демон” и “Мцыри”, эпическую поэму “Песнь про царя Ивана Васильевича. ”, гениальный роман “Герой нашего времени”, положивший начало русской психологической прозе, из-под его пера выходят сборники стихов, означившие новый период в истории русской лирики,

Еще будучи юношей, Лермонтов на страницах своих поэтических тетрадей размышляет о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о смысле бытия, о любви, о будущем и о прошлом:

Редеют бледные туманы

Над бездной смерти роковой,

И вновь стоят передо мной

Веков протекших великаны..

Историю, литературу, философию, живопись, музыку Лермонтов усваивал во время обучения в Пансионе при Московском университете, а затем в годы студенчества. Он владеет французским, немецким, английским, читает по-латыни, на Кавказе примется изучать азербайджанский язык, в Грузии будет записывать грузинские слова и своей поэме даст грузинское название — “Мцыри”. Он помнит тысячи строк из произведений разных поэтов всех времен и народов, но более всего любит Байрона и Пушкина.

У Лермонтова живое богатое воображение. Оно уносит его не только на Кавказ, где он побывал в детстве, но и в страны, которых он никогда не видел, — в Литву, Финляндию, Испанию, Италию, Шотландию, Грецию, в будущее и прошлое, даже в мировое пространство:

Читайте также:
Судьба России в поэзии М. Ю. Лермонтова: сочинение

Как часто силой мысли в краткий час

Я жил века и жизнию иной.

И о земле позабывал.

Его мысль в непрестанном горении. Недаром Белинский сразу же отметил у Лермонтова “резко ощутительное присутствие мысли”. И действительно, необычная яркая мысль придает силу лучшим его произведениям — “Не верь себе”, “Сказки для детей”, “Демон”, “Дума”.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Природа наделила его страстями. Когда ему было всего три года, он плакал на коленях у матери от песни, которую она спела ему. Именно в память о рано ушедшей матери и о песне он написал потом своего “Ангела”:

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

Остался без слов, но живой.

Добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться — таким он был и на^егда остался в памяти друзей. Например, он так писал ушедшему из жизни поэту Александру Одоевскому, похороненному на Кавказе:

Мир сердцу твоему, мой милый Саша!

Покрытое землей чужих полей,

Пусть тихо спит оно, как дружба наша

В немом кладбище памяти моей!

Свою поэму “Демон” он посвятил любимой женщине, которая не дождалась его. И вот он обращается к ней с горьким упреком:

Я кончил, и в груди невольное сомненье:

Займет ли вновь тебя давно знакомый звук,

Стихов неведомых задумчивое пенье,

Тебя, забывчивый, но незабвенный друг?

Поэт всегда был доверчив и неосторожен. Поэтому больше, чем открытая злоба врагов, его ранила ядовитая клевета друзей, в которых он ошибался. Чувство одиночества было для него неизбежным и делало его поэзию трагической. Жизнь его омрачалась памятью о декабрьских событиях 1825 года, о судьбах лучших людей России. Состоянию общественной жизни отвечала его собственная трагическая судьба: ранняя гибель матери, жизнь вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, мучения неразделенной любви в ранней юности, а потом разлука с Варварой Лопухиной, разобщенные судьбы, политические преследования и жизнь игнанника в последние годы.

Читайте также:
Проблемно тематический анализ романа «Герой нашего времени»: сочинение

Но Лермонтов не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о Родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, подвигу. Мир романтической мечты воплотился в образе Мцыри.

“Мцыри” — поэма, в которой очень хорошо видны мотивы, характерные для лермонтовского романтизма. Это тема свободы и воли, тема одиночества и изгнания, проблема человека и природы, тема бунта и борьбы. “Мцыри” продолжает традицию пушкинских кавказских поэм, однако в основе сюжета поэмы Лермонтова лежит не ситуация бегства человека от цивилизации на лоно природы, как это было у Пушкина в “Кавказском пленнике”, а ситуация бегства к людям, на родину.

Тема бегства из монастыря-тюрьмы часто звучит в произведениях Лермонтова (“Мцыри”, “Исповедь”, “Боярин Орша”). Но монастырь Лермонтова не связан с религией, и бегство юноши из монашеской кельи не связано с безверием. Монастырь символизирует “темницу” земного бытия в духе романтизма. В Мцыри воплощен порыв к свободной, полноценной, подлинно человеческой жизни.

Определяющая черта образа Мцыри — духовная связь с родиной, жажда хоть недолго побывать на родной земле, на Кавказе. Кавказ становится для Мцыри романтическим идеалом, к которому он стремится, ради которого он жертвует жизнью:

Увы! — за несколько минут .

Между крутых и темных скал,

Где я в младенчестве играл,

Я б рай и вечность променял.

Действие поэмы разворачивается среди вольной южной природы, которая у Лермонтова является символом романтической свободы. Мцыри ценит свободу превыше всего. Время, проведенное в монастыре, было для него лишь существованием, а три дня на воле стали истинной жизнью:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил — и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Романтические черты в образе Мцыри усиливают трагедию несостоявшейся жизни героя. Мцыри погибает, “вкусив” свободы. И здесь перед нами вырастает тема судьбы, рока, часто звучащая в произведениях Лермонтова. Смерть оказывается для юноши блаженным забвением на лоне природы, потому что после смерти он с природой соединяется:

Когда я стану умирать,

Ты перенесть меня вели

В наш сад, в то место, где цвели

Акаций белых два куста..

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет.

Мир романтизма постепенно уступает место изображению реальной действительности в творчестве Лермонтова. Все чаще в его поэзию вторгается повседневная жизнь и конкретное время — эпоха 30-40-х годов с ее противоречиями: идейными интересами и мертвящим застоем общественной жизни. Теперь Лермонтов все больше размышляет о судьбе поколения, о назначении поэта.

Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось, пройдет по жизни, не оставив следа в истории, вытесняет юношескую мечут о романтическом подвиге. Лермонтов чувствует необходимость сказать современному человеку правду о “плачевном состоянии” его духа и совести. Малодушие, безволие, жизнь без надежды на будущее были характерны для людей того времени.

Не только враги, но даже и те, ради кого поэт говорил правду, обвиняли его в клевете на современное общество. И надо было обладать прозорливостью Белинского, чтобы увидеть в “охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь” веру Лермонтова в достоинство жизни и человека. В юности поэт рисовал в своем воображении свободных и гордых, героев, верных клятве, гибнущих за родину, за идею. В окружающей жизни их не было.

Читайте также:
Судьба России в поэзии М. Ю. Лермонтова: сочинение

В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, — ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы. Таков Арбенин, таков Печорин. Таков и сам Лермонтов. Своим героям он придавал свои собственные черты, наделял своими мыслями, своим характером, своей волей.

Ненависть к “стране господ”, отрицание славы, купленной кровью, еще больше обостряли любовь Лермонтова к “печальным деревням” и к “холодному молчанию русских степей”. Чувство Родины пронизывает лермонтовскую лирику. Патриотическое чувство поэта достигает высокой ясности, осознанности.

Это ярко проявляется в стихотворении “Родина”. Поэт не просто утверждает, что любит, а как бы анализирует свое отношение к России. В первых строках автор подчеркивает не только странность своей любви, а ее исключительность. Ведь как иначе можно расценить строчку: “С отрадой, многим незнакомой”. Это чувство не придуманное, не заимствованное ни у кого. Пейзаж в “Родине” — это поначалу картины монументальные, величественные. Это большой мир России, ее степи, леса, реки. Взор поэта охватывает огромные географические пространства. Душе Лермонтова близок этот размах: “. лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям. ”. От монументальности, от величавой неподвижности через мотивы дороги поэт приходит к России, полной движения и жизни. От огромного пространства он переходит к изображению “малой родины”, показанной конкретно, с нежностью и теплотой. Читатель видит “с резными ставнями окно”, “полное гумно”, “чету белеющих берез” и постепенно входит в мир народной, крестьянской жизни.

Лермонтовская Россия населена бодрым, мужественным и храбрым народом, в котором поэт готов видеть вершителей истории. В “Родине” поэт полемизирует с воззрениями тех, кто стремится к новым завоеваниям. При этом вспоминаются стихотворения “Валерик” и “Завещание”, где поэт изображает горькие подробности войны и ее прозаическую изнанку. Россия, ко торой поэт отдает свою любовь, — это Россия крестьянская, солдатская, народная.

Пристальный взгляд поэта отмечает конкретных людей из народа, он присматривается к ним внимательно и сочувственно.

На берегу, под тенью дуба,

Пройдя завалов первый ряд,

Стоял кружок. Один солдат

Был на коленях; мрачно, грубо

Казалось выраженье лиц,

Но слезы капали с ресниц,

Покрытых пылью. на шинели,

Спиною к дереву, лежал Их капитан.

“Во всех своих стихах он мрачен и капризен, но чуть лишь коснется народа, тут он светел и ясен”, — писал о Лермонтове Федор Михайлович Достоевский. И это действительно так.

Для понимания народного характера в его первозданном, неискаженном виде поэт обращается к прошлому. В стихотворении “Бородино” воплощено представление о сильных и отважных героях. Герои Отечественной войны 1812 года проявили самоотверженность и мужество, могучую духовную силу русского человека. “Могучее, лихое племя, богатыри”, готовые “постоять головою за Родину свою”, — вот портрет этих людей. Поэт доверяет солдату-повествователю суд над современным поколением и верит в справедливость этого суда:

Да, были люди в наше время.

Не то что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Впервые в поэзии с большой художественной силой и убедительностью был показан образ простого солдата, зазвучала народная речь, выразилось народное мировоззрение.

При жизни поэту удалось выпустить сборник своих произведений, который он собирал и редактировал сам. Только две поэмы и два с половиной десятка стихотворений отобрал он из сотен стихов и трех десятков поэм. Такова была его взыскательность по отношению к себе и своему творчеству. Все совместилось в той маленькой книжке — старинный сказ “Песни про царя Ивана Васильевича. ” и простая речь бородинского ветерана; тихая молитва о счастье любимой женщины, которая принадлежит другому, и горечь разлуки с родиной; холодное отчаяние в строках “И скучно, и грустно. ” и нежный разговор с ребенком; трагическая мысль “Думы” и страстный разговор Терека с Каспием; память о погибшем изгнаннике и угроза великосветской черни; жажда свободы Мцыри и песня влюбленной рыбки; пустыни Востока, скалы Кавказа, желтеющие нивы России. Все было в этом первом и последнем сборнике, который вышел при жизни поэта.

Таким и был Лермонтов, только натура и личность его были еще богаче, потому что в эту книжку не вошли ни “Демон”, ни “Маскарад”, ни “Герой нашего времени”, ни стихотворения последнего года его жизни.

Поэзия Лермонтова полна контрастов. Но смена душевных переживаний сочетается у него с верностью излюбленным идеям и образам, что придает его поэзии удивительное своеобразие, неповторимость. Недаром любимым поэтическим средством поэта является антитеза — столкновение противоположных понятий. Это “день первый” — “день после дний”, “позор” — “торжество”, “паденье” — “победа”, “свиданье” — “разлука”, “демоны” — “ангелы”, “небо” — “ад”, “блаженство” — “страданье”.

Другой излюбленный прием поэта — анафора, то есть настойчивое повторение в начале строки одного и того же слова:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

Сам стих много говорит о личности его творца, о его характере, о его страсти! Великая человечность Лермонтова, реалистичность его образов, соединение простоты и возвышенности делают его произведения бессмертными. Через всю жизнь мы проносим в душе образ поэта, наделенного могучими страстями и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: