Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова: сочинение

2919. Анализ поэмы Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова сочинение Русский язык

Сочинение — Анализ поэмы Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

История создания произведения

Лермонтов Михаил Юрьевич начал писать эту поэму тогда, когда закончил школу гвардейцев. К этому времени он узнал о власти достаточно для того, чтобы написать о их работе. Лермонтов понял, что русский народ – великие люди, но их действия нивелирует власть, которая несправедливо казнит и приговаривает к заключению людей. Некоторое время назад поэт и сам пострадал от царской несправедливости: его сослали за стихотворение «Смерть поэта».

Эту поэму поэт не сразу опубликовал под своим именем, поначалу он сделал это анонимно.

Направление и жанр

Жанр этого произведения – поэма. Поэт затрагивает в ней национальный вопрос, что помогает отнести его к национально-историческому произведению. Помимо этого, в произведении герой конфликтует с обществом, что указывает на направление романтизма также, как и фольклорные слова и сказания.

Смысл названия

Поэт хотел создать произведение, похожее на древние сказания, поэтому дал ему такое название. Раньше творцы не стремились интриговать читателей, поэтому писали длинные названия, указывающие на суть, показывающие содержание, и Лермонтов решил сделать также для того, чтобы полностью окунуться в старину.

Суть

Действие в поэме происходит во время правления Ивана Грозного. Царь пирует, все его бойцы веселы, а один, Кирибеевич, почему-то грустен. Царь спросил у него, что такое случилось, а тот рассказал о девушке, в которую он влюблён. Тогда царь дал ему украшения для той девушки и отправил к ней. Боец не сказал одного – она уже была повенчана. Муж, Калашников, придя домой, не увидел своей невесты, а потом она рассказала ему, что Кирибеевич к ней приставал. Калашников разозлился и вызвал бойца на битву, где его и убил, потому что был очень сильным. Царь разгневался, но Калашников достойно попросил у него наградить свою семью за его победу, а самого казнить. Так царь и сделал.

Главные герои и их характеристика

Калашников Степан – это образ истинного русского человека, богатого как силой, так и моралью. Он мстит за свою невесту не только из-за того, что его оскорбили, но и для защиты чести своей семьи. Калашников благороден, он даже умирает достойно – лишь просит, чтоб царь позаботился о его семье.

Иван Грозный в поэме является царём, который не разобравшись в проблеме, начинает отдавать приказы казнить человека, который лишь защищал честь своей невесты и свою от негодника, который был близок к царю. Это показывает его как деспотичную натуру.

Кирибеевич – это яркая личность, которая неспособна на хорошие поступки, так как одержима идеей любви к Алёне. Он позорит девушку и лжёт царю, не говоря ему о том, что она уже повенчана. Он благодаря службе стал настолько вольным, что позволяет себе играть чужими судьбами.

Темы и проблемы

Основные темы: чести, которой был полон купец, вседозволенности и любви, от которых пострадали все в этой поэме. Проблемы: несправедливости и нравственности.

Главная мысль

Основная мысль этого произведения – всегда отстаивать свою честь, пусть даже ценой жизни, не бояться ничего, выступать только на стороне справедливости, как это делал Калашников. Он знал, что молчать было нельзя, потому что это будет расцениваться как капитуляция, а жалобы ничем не помогут, поэтому решил биться за хорошую жизнь своей семьи.

Чему учит?

Поэма учит всегда отстаивать свою точку зрения, не бояться ничего. Помимо этого, автор призывает читателей любить очень сильно, всегда защищая то, что любишь.

Образец 2

В «Песне про царя, молодого опричника и купца» М.Ю. Лермонтову удалось с исторической точностью воссоздать быт и традиции русского народа времён правления Ивана Грозного. При этом не приукрашивает прошлое, что характерно для романтического художественного метода. Лермонтов использует приём стилизации под устное народное творчество, что видно уже из названия поэмы.

Центральными персонажами произведения являются царь Иван IV (Грозный), опричник Кирибеевич и представитель купечества Степан Калашников. Каждый образ раскрыт поэтом максимально полно. Царь представлен не как обезличенный правитель, а как человек, со своими страстями, заботами, размышлениями, сомнениями. При этом поэт не умаляет достоинств Ивана Грозного. В системе персонажей поэмы он находится как бы над остальными. Однако образ царя далеко не идеален: он эгоистичен, алчен и властолюбив. Заметив равнодушие опричника Кирибеевича к собственной персоне, Иван Грозный подозревает его в предательстве. Молодой опричник же испытывает мучительные любовные чувства к прекрасной Алёне Дмитриевне, жене Калашникова.

Придворному миру противостоит купеческий быт, где жизнь выстроена в соответствии с правилами Домостроя. Алёна Дмитриевна, с одной стороны, любит и уважает своего мужа, но с другой стороны, она боится его, поскольку Домострой лишает замужнюю женщину практически всех прав. Степан Калашников привык жить по строгим правилам, передающимся из поколения в поколение. Однако его сердце очень доброе. Заступившись за честь своей жены, он стремится отстоять чистоту своей фамилии.

Третья часть поэмы посвящена поединку опричника и купца на берегу Москвы-реки. Степану Парамоновичу отведена роль народного судьи над царским произволом. В этом смысле символично и то, что Кирибеевич одаривает своим поклоном лишь царя, а Калашников ещё и простой люд. Даже угроза смертью не заставляет купца признаться в том, что случилось на самом деле. Наблюдающий за поединком Иван Грозный придаёт происходящим событиям иной смысл. Это уже не поединок между обидчиком и защитником своей чести, это выступление простого человека против царского произвола и беззакония. Однако власть самодержца ещё крепка, поэтому Степан Калашников, борец за правду и справедливость, безвинно пал жертвой этого режима.

Анализ поэмы Песня про купца Калашникова 3

Часто Лермонтов любил писать именно о прошлом, а не о настоящем. Вот к таким произведениям и относится «Песня про Ивана Васильевича». Именно ему предстояло перенестись в прошлое и увидеть все своими глазами. Если быть точным, то это пятнадцатый век. В это время страной начал править Иван Васильевич. Он был всегда злым и гордым. И многие люди его очень сильно боялись и поэтому прозвали его Грозным.

Читайте также:
Вернер: сочинение

Кроме этого сразу же читатели встречаются с гуслярами, которые не только сочиняют песни, но еще и поют их разными голосами. В большинстве случаев они воспевают Калашникова, а также царя и опричников. А вот сам автор больше всего данное произведение относит к песне. Ведь именно им пришлось жить не только при царствовании Ивана Грозного, но и терпеть от него оскорбления и унижения.

Немного дальше мы встречаемся с царем, которого недавно пригласили на большой и великий пир. Кроме этого здесь присутствуют и все остальные люди, а те люди, которые сидят рядом с царем наливают ему вина и смотрят, чтобы у царя не был стакан пустым. Опричники постепенно начинают разговаривать и выдавать все свои тайны. И от одного из них мы узнаем о том, что он влюблен уже давно в девушку. Многие опричники уверены, что эта любовь неразделенная, ведь девушка за всю свою жизнь еще никого не полюбила. А вот царь уверен в обратном, он говорит, что может дать специальное кольцо. Вот только этот опричник влюблен в девушку, которая уже скреплена узами брака.

У Калашникова есть любимая девушка, в которую он уже давно влюблен. А поскольку она является очень красивой девушкой, то помимо него ее любят еще и другие мужчины и оказывают знаки внимания. И это очень сильно раздражает Калашникова. Но девушка сама оказывается оскорбленной и он встает на ее защиту, а также и на защиту ее семьи и уверяет всех, что все слухи про нее являются неправдой. И ради этого даже вызывает на кулачный бой виновника.

В этот поединок вступили сразу правда и несправедливость. Калашников находится на стороне правды и свое готов доказывать до последней капли крови. Он уверен, что его поддержит не только церковь, но и царь. И они также встанут на его защиту. И ему удалось доказать свое и своего врага он победил. Вот только теперь его ждет наказание, которого ему не избежать, ведь враг Калашникова был любимцем царя. Но перед тем как начать разбираться царь решил выяснить истинную причину их драки. Только Калашников ничего не стал объяснять и сказал только, что боролся за справедливость и он восторжествовала. При этом он ничего не стал говорить про свою жену и про то, что она изменила ему.

Песня про царя Ивана Васильевича — Анализ 4

Читая само название поэмы великого автора М.Ю.Лермонтова, сразу понимаешь, что речь идёт о времени правления Ивана Васильевича, который в народе был прозван Грозным и не зря.

Во время своего правления, он создал печально известную опричнину. Она была движущей силой, которой были даны неограниченные полномочия, но в свою очередь опричники должны были беспрекословно выполнять любые приказы царя и быть преданными ему. Так вот, одним из любимых опричников Ивана IV Грозного был молодой человек по фамилии Кирибеевич.

Кирибеевич, был влюблён в одну женщину, которую звали Алёна Дмитриевна, но она была замужем за купца Калашникова, который имел хороший доход, к тому же славился в народе как примерный семьянин. Эта любовь не могла принести ничего хорошего, но чувствуя безнаказанность, Кирибеевич начинает оказывать знаки внимания к девушке, каким-либо образом заставить её стать возлюбленной. Скажу так, Алёна Дмитриевна была верной и любящей женой, а также заботливой матерью, поэтому у Кирибеевича не было никаких шансов.

Надо сказать сразу, что Кирибеевич любил кулачные бои, что в те времена было излюбленной забавой народа и считался грозой среди калачников.

Однажды сидя за обеденным столом с другими опричниками и царём во главе, Кирибеевич нахмурился, начал думать о чужой жене, Иван Васильевич начал расспрашивать о наболевшем в душе. Кирибеевич начал рассказывать о том, что влюбился в одну девушку, но при всём при этом она даже не смотрит в его сторону. Иван Васильевич сказал, что поможет в его ситуации. Он даже не подозревал, что эта девушка была замужем, при таких обстоятельствах, царь был бы категорически против, ведь положить глаз на девушку при муже считалось грехом и преступлением. Наверняка, что Кирибеевич сделал это намеренно.

Теперь имея все права и согласие царя, Кирибеевич подстерегает ночью Алёну Дмитриевну, которая задержалась в церкви и уже спешила идти домой, начинает уже в открытую проявлять свою любовь, обещая девушке всё на свете, начинает целовать и обнимать. На такое бездумное и эгоистическое поведение Алёна Дмитриевна пытается вырваться из рук и это у неё получается, но к сожалению после такого события, она и её семья является обесчестенной. Всё это происходило на глазах у любопытных соседей.

В это же время взволнованный муж ждёт свою жену дома, которая буквально вламывается в дверь. Алёна Дмитриевна пришла домой с открытой косой, что считалось недопустимым для девушки замужем.

Узнав всю правду от своей жены, Калашников зовёт своих братьев и приходит к выводу, что он обязан восстановить честь своей семьи и решает выйти на следующий день против молодого опричника Кирибеевича в кулачном бою. Больше других выходов не было и скорей всего после этого боя Калашников умрёт, но он умрёт за правду и справедливость.

День расплаты пришёл. Он решит судьбу двух людей. Выйдя как всегда на публику, Кирибеевич вызывает к себе смельчака, с которым он будет биться на кулаках. Вышел купец Калашников. Весь этот бой был закончен победой Калашникова и смертью молодого опричника.

Несмотря на то, что победа была безоговорочной, Иван IV Грозный потребовал объяснений, если их нет, Калашникову придётся погибнуть бесчестной и низкой смертью через отсечение головы. Несмотря на то, что провинность опричника была велика, для спасения своей жизни Калашников мог бы рассказать всю правду и остаться живым, но он выбрал другой путь. Я думаю, что этот бой был личной расплатой перед обидчиком и знать подробности его поступка не зачем никому.

Читайте также:
Гражданские мотивы в лирике М. Лермонтова: сочинение

Калашникова похоронили между трёх дорог, как хоронили каких-то преступников, воров и прочих людей, которые провинились в тяжёлых и опасных для народа проступках. Так был похоронен купец Калашников, просто и без каких-либо почестей.

Несмотря на низкую кончину своей жизни, Калашников бился за волю и интересы народа, против жестоких и безнаказанных опричников.

Вариант 5

Данное произведение было написано одним из величайших поэтов в России, Лермонтовым М.Ю. в 1837 г. Поэма описывает не самые хорошие времена. На троне находится сам Иван Грозный. И поэт очень хорошо отобразил серость будней тех времен. Эта поэма является своего рода самородком в своем жанре на время написания поэмы.

Первое с чего хотелось начать свой анализ, это конечно основные герои произведения. Каждому главному герою, Лермонтов привил свои привычки и характер. Вся поэма закручена на трех основных героя. Начнем, пожалуй, с самого яркого персонажа, а именно с Ивана Грозного. В произведении он представлен как яркий персонаж, который во что бы то ни стало готов помогать своему войску. Понимая то что, первые кто его защитит от всех врагов, внутренних и внешних, будут именно бравые бойцы. И для этого в первую очередь он их угощает изобилием вина.

Вторым немало важным персонажем является опричник Кирибеевич. Безумно влюбленный в жену купца, и не скрывает этого факта. Именно эти эмоции служат катализатором не доверия Ивана Грозного в том, что опричник неверен и очень завистлив.

Основным героем, на котором закручен весь сюжет, является купец Калашников. Являясь примерным семьянином и трудягой. В это время он начинает ревновать свою жену к опричнику, и на фоне этого он прячет ее от посторонних взглядов общества. А вот жена, Алена Дмитриевна, безумно любит своего мужа, и при этом временами боится его. Именно такое отношение было нормой в те времена.

Финальная часть поэмы переносит все события в Москву. Именно там ревнивый муж и влюблённый опричник сразятся. Это не просто бой между ревнивцем и влюблённым, это противостояние двух крайностей. Калашников олицетворяет народ и правду. Кирибеевич же напротив, олицетворяет собой человека подлизу, который всем угождает.

Что этим произведением хотел сказать Лермонтов своим читателям? Калашников – это народ, который готов пойти против системы и добиться справедливости. Он готов идти до конца для достижения этой цели. Килибеевич – это в первую очередь власть того времени, которая несправедливо относится к своим гражданам. Отбирает последнее для того чтобы жить в свое удовольствие. И плевать что будет с народом.

Конец у поэмы очень грустный, Калашников погибает. Но погибнув он не забыт народом, который он олицетворял. И пусть никто не знает где он похоронен, зато он всегда жив сердцах людей.

Анализ поэмы Песня про купца Калашникова Лермонтова

Произведение создается в период пребывания поэта в Царском Селе, когда у него происходит формирование собственной позиции относительно общественной российской жизни в виде понимания неоспоримых народных достоинств несправедливого произвола власти.

Поэма является составной частью единственного сборника стихотворений поэта в виде первого произведения.

Жанровая направленность поэмы представляет собой романтическое национально-историческое сочинение, близкое к народному фольклору, стилизованное под русский эпос.

Композиционная структура произведения представляется классической схемой в виде экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки. При этом отличительной особенностью композиции является включение автором перед каждой частью фольклорных зарисовок, которые придают поэме народный колорит и исторические оттенки.

Стихотворным размером в поэме является форма тонического стиха, который представляется более близким к фольклорным сказовым произведениям.

Сюжетная линия поэмы разворачивается в период правления Ивана Грозного, когда главный герой, представленный в образе Степана Парамоновича Калашникова, совершает в честной кулачной битве убийство своего врага в лице Кирибеевича, являющегося царским опричником, который опозорил его жену Алену Дмитриевну.

Главный герой изображается в поэме в образе настоящего русского человека, отличающегося простотой, сердечностью, уважением к окружающим, благородством и порядочностью. Калашников совершает нравственный подвиг, жертвуя своей жизнью во имя сохранения семейной репутации.

Полной его противоположностью представляется Кирибеевич, описанный в качестве оригинальной, яркой и сильной личности, одержимой единственной физической страстью к жене Калашникова, отличающейся нравственной ущербностью, своеволием и лукавством.

Второстепенным персонажем поэмы автор представляет образ Иван Грозного, изображенный в качестве двойственной личности, отличающейся жестокостью, несправедливыми поступками и решениями, деспотичным характером, не желающим осознавать последствия своих приказов. Царь изображается в поэме как бессмысленный правитель, не проявляющий мудрости, действующий под влияниям собственных произвольных желаний, не думающий об интересах государства и народа.

Средствами художественной выразительности в поэме являются характерные для народного творчества приемы в виде разнообразных повторов, необычных сравнений, традиционно ярких эпитетов, многочисленных олицетворений, а также использование литературных методов в форме анафоры и эпифоры, подчеркивающих высокий и торжественный стиль произведения, прославляющего подвиг обычного русского человека, гибнущего во имя правды и справедливости.

Основная тема поэмы представляется в виде проблематики проявления человеком чести, в сочетании с которой раскрываются темы властной вседозволенности, любви, нравственности, свободы и человеческой несправедливости.

Ключевой идеей поэмы становится авторское размышление о необходимости защиты чести и достоинства в виде борьбы за свободу, выступления против деспотичности власти.

Смысловая нагрузка произведения заключается в проявлении любви и верности, в духовной и физической победе человека в борьбе против несправедливости и жестокости. Поэма демонстрирует авторскую позицию, заключающуюся в необходимости восстания личности против устоявшейся системы в целью выхода из замкнутого деспотичного круга власти тиранов.

Вариант 2

Лермонтов Михаил Юрьевич после окончания Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в 1835 году отправляется как корнет в лейб-гвардии гусарского полка в Царское Село под Санкт-Петербургом. В этот период молодого поэта начинает особенно интересовать история России. Поэтому и появляется поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В 1838 году поэму опубликовали, и это была первое произведение у Лермонтова, подлежащее публикации.

Сама по себе «Песня» повествуется в стиле русских народных песен, используется бытовой сюжет. И как никогда актуален этот сюжет, потому что как основное в поэме описана проблема людей с властью и деньгами, их вседозволенность и могущество, которое не подвластно простому человеку. Вообще в произведении описывается целый цикл нравственных проблем. Помимо властного человека, поднята проблема мести (как пример, отношения между Кирибеевича и Алены, а затем желание наказать бесчестного человека у самого купца Калашникова). Тут же раскрывается о человеческом достоинстве, когда Калашников не стал рассказывать царю, за что убил Кирибеевича.

Читайте также:
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова Молитва.: сочинение

Поэма очень расплывчато граничит с фольклорным произведением и историческим повествованием. Лермонтов использует и элементы действительно песенных произведений (пример, ох ты гой еси…»), и реальных трактатов. Например, описание пира в царском дворце. Описание одеяния Ивана Грозного, а затем и его личности, которую невозможно не сравнивать с личностью Петра Первого. К реализму «Песни» добавляется то, что поэт точно воссоздал колоритность той эпохи, а также показал социальное положение людей, разницу в слоях населения и их характеры в социальной обусловленности.

Вообще описание того века не могло не заинтересовать Лермонтова с его любовью к истории отечества. Ведь XVI век являлся одним из самых кровавых периодов для страны, период опричнины и правления Ивана Грозного. Величайший скачок в развитии страны, особенно в расширении территориальном, был оплачен кровавой платой народа.

Однако в поэме данный период описан более высоким и героическим, все ужасные деяния высших чинов спрятаны и не показаны читателю. На примере Кирибеевича показан образ раба царя, который следует только за своими желаниями и интересами, а нормы общества его совершенно не интересуют.

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Песня» является уникальнейшим произведением, поскольку является одним из единственных среди подобных вещей, в котором чутко отмечена яркая стилизация фольклора в крупной и эпической выраженной форме. Сам стиль поэмы очень сильно напоминает народную песню, в которой используются мотивы и гуслярной, и гусарской, и даже застольной песни с элементами романсов и всевозможными стилизациями.

Сочинение 3

Лермонтов написал огромное количество разных произведений и одним из них является «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Именно его и издал писатель еще до того как умер.

Все происходит в то время, когда всем правит Иван Грозный. Еще прямо во вступлении гусляры сочинили специальную песню, а теперь хотят, чтобы ее послушал сам Иван Грозный. Кроме этого данное произведение является уникальным, потому что до Лермонтова ничего подобного никогда не сочинял.

Каждый из героев наделен специальными чертами и способностями, которые готовы проявиться в любой момент. Иван Грозный сам выбирает, кому отдать свое предпочтение и кому уделить внимание. И если человек при этом остается равнодушным, то его это очень сильно раздражает. У него есть верный слуга, который во всем ему подчиняется. Кроме этого ему кажется, что этот самый слуга ненавидит его и завидует ему.

Кирибеевич появляется в первой сцене. Больше всего на свете он влюблен в Алену Дмитриевну, которая на данный момент была не свободна и находилась замужем.

Оказывается, муж Алены был богатым купцом. Он уже давно понимает и подозревает жену в измене и постоянно угрожает ей тюрьмой. Но когда он узнает о том, что Кирибеевич оскорбил, то наоборот становится добрым и во всем защищает ее. И просит братьев, если он умрет, то вызвать на поединок Кирибеевича и убить.

Алена Дмитриевна старается во всем слушаться мужа и всегда подчиняться и выполнять все, что он прикажет ей. Поскольку в это время настали суровые времена, то и отношения друг к другу стали такие же суровые. Именно поэтому когда жена вечером возвращается без фаты, то грозится наказать ее.

Здесь описывается поединок между Кирибеевичем и Калашниковым. Многие считают этот поединок правды с неправдой. Перед тем как выйти на бой Кирибеевич глубоко кланяется Ивану Грозному. А вот Калашников прежде, чем выйти на бой кланяется церкви, а потом еще и всему честному народу, который собрался здесь. Больше всего на свете ему хочется защитить честь и достоинство своей семьи, а потом уже правду, которая мало, кому известна.

В этом поединке побеждает Кирибеевич. А если быть честным, то он побеждает его не только морально, но и физически. Даже если его казнили прямо сейчас, он никогда бы не рассказал причину, по которой вышел на это сражение. А ведь все это он делал только ради своей семьи. За все это время он ни разу не сказал имя своей жены, ведь к ней прилип бы позор.

Калашников делает все для того чтобы отомстить своему самому злейшему врагу, за все что он натворил в этой жизни.

Никто не знает, где именно похоронен Калашников, ведь все считают, что он являлся преступником. Вот только у народа совсем другое мнение.

Сочинение Анализ произведения Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова

«Песня…» была опубликована Лермонтовым в 1838 году. Данное произведение знаменует начало нового творческого пути Лермонтова.

Разуверившись в современном обществе, Лермонтов обращается к XVI веку. В поэме поэт рассказывает о событиях, которые взяли свое начало во времена, когда правил Ивана Грозный. По мнению Михаила Юрьевича, в те далекие времена еще можно было найти благородных и честных людей, когда понятия о долге, высоконравстенности и чести были чем-то обыденным.

Данную поэму можно отнести к такому литературному направлению, как романтизм.

Герои поэмы четко поделены на две контрастные группы. В этом и заключается главный конфликт поэмы. Опричник Киребеевич и Царь представляют недобрую силу, большую беду и несправедливость. Им противопоставлен молодой купец Степан Парамонович со своими близкими. Они демонстрируют читателю моральные устои славянского населения, его мощь и отвагу.

Немаловажную роль в системе образов поэмы занимает Иван Васильевич. Этот образ сложился исходя из простонародных представлений, передаваемых фольклорным творчеством, в которых подчеркнуто объединение в характере царя черт справедливого отношения и вместе с тем тиранства. Лермонтов мастерски использует народную поэзию, беспрепятсвенно манипулируя ею и переделывая в соответствии со своими мыслями. Как ни странно в «Песне про купца Калашникова» нет простого и буквального подражания фольклорным текстам.

Читайте также:
ЗАЧЕМ Я ЖИЛ? ДЛЯ KАKОЙ ЦЕЛИ РОДИЛСЯ? Тpагедия судьбы Гpигоpия Печоpина.: сочинение

Следует отметить, что встретившись лицом к лицу с Иваном Грозным Калашников показывает себя, как человека с большим достоинством. Он понимает, что находится перед царем, чувствует почтение к нему, но не кланяется и не молит о пощаде. Калашников без страха говорит Ивану Грозному, что вина за убийство Киребеевича лежит на нем, но причину, по которой он так поступил, он скажет лишь Богу.

Следуя из этого, главный конфликт произведения — это противостояние плохого и хорошего, добра и зла. Как и свойственно произведению романтизма, на практике победу одерживает зло: Степан казнен за свою победу над опричником. Но, по сути, правда остается за юным купцом, ведь на его стороне моральная победа.

«Песня…» описывает трагичный для Руси период опричнины, кровавого правления Ивана Грозного. 16 век — один из самых запоминающихся и мрачных лет в истории России.

Образец 5

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Песня про купца Калашникова» является историческим лиро-эпическим произведением.

Действия поэмы разворачиваются во времена Опричнины. Опричники, по мнению Лермонтова, являются выражением абсолютной, сумасбродной, несправедливой власти царя. Они не следили за своим поведением и позволяли себе слишком многое.

Примером того служит Кирибеевич, опричник, которому понравилась Алена Дмитриевна, жена купца Калашникова. Он не посмотрел на то, что она замужняя женщина, стал за ней ухаживать. Опричник пытался всеми силами добиться ее силой. Алене его ухаживания были неприятны. Она была верной женой и любила мужа.

Купец Калашников является образом любящего, справедливого, благородного мужа, который готов на все ради своей семьи, ради счастья своей супруги. Он искренне ей интересуется, помогает.

Купец Калашников решил защитить честь своей жены в кулацком бое. Кирибеевич был сильным соперником, поэтому все считали, что купец погибнет.

Увы, сила оскорбленного мужа была сильнее силы опричника, поэтому тот погиб. Царь воспринял это как личное оскорбление.

Образ Ивана IV имеет много сходств с реально жившим прототипом. Царь восстает перед читателями импульсивным, несправедливым, эгоистичным, глупым самодуром. Кулацкий бой был для него лишь развлечением, в то время как он мог привести к гибели людей. Иван IV не думал о благополучии своего народа. Его волновало лишь собственное счастье и удовлетворение потребностей.

Жизнь подданных ничего не значила для государя, поэтому он совершенно свободно совершал казни. Смерть опричника он воспринял как личное оскорбление, поэтому должен был наказать купца. Как это сделать? Конечно же, царь принял решение убить его.

Тем самым Иван IV оставил Алену Дмитриевну без кормильца и без защитника. Бедная женщина была убита горем, так как искренне любила мужа и заботилась о нем, переживала. Что будет с вдовой? Бесспорно, ее ждет погибель.

Для написания поэмы Михаилу Лермонтову пришлось долго заниматься историей и изучать источники Московской Руси. В произведении используются характерные для того времени слова, правила грамматики, составления предложений. Писатель проделал колоссальный труд, результатом которого является данная поэма.

«Песнь про купца Калашникова» полностью отражает язык, традиции и обычаи времени, описанного в ней.

Анализ поэмы «Песня про купца Калашникова» (М. Ю. Лермонтов)

Автор: Guru · 02.08.2018

М. Ю. Лермонтов часто размышлял о справедливости, чести и верности в государственных масштабах. Но при царе существовала цензура, поэтому автор схитрил и выразил критику существующего строя в историческом повествовании. Так что «Песня про купца Калашникова» — новаторское произведение, в котором поэт искусно скрывает подлинный смысл за историческими подробностями. Но обо всем по порядку.

История создания

После окончания гвардейской Школы писатель отправляется в Царское Село. Там он начинает работу над поэмой. Именно тогда у Лермонтова формируется своя точка зрения насчет жизни в России. Он признает неоспоримые достоинства своего народа, а в его бедах винит власть, которая не в состоянии справедливо вершить суд. К тому времени поэт и сам пострадал от тяжелой руки царя: попал в ссылку за стихотворение, посвященное смерти Пушкина.

Изначально поэма «Песнь про купца Калашникова» была издана анонимно в 1838 году, в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду». В 1840 году произведение вошло в сборник «Стихотворения М. Лермонтова».

Жанр и направление

Книга относится к жанру романтической национально-исторической поэмы.

Близость произведения к фольклорным сказаниям («добрый молодец», «сыра земля» и проч.) указывает на то, что оно написано в направлении романтизма. Также очевидны и другие компоненты этого литературного движения: конфликт личности с обществом и трагический финал.

Смысл названия

Поэма стилизована под русский эпос, а точнее, под древний жанр «сказание». Автор погружает нас в атмосферу ушедшей древности с первой строки, придавая названию старинный колорит. В средние века было принято раскрывать содержание книги уже в заглавиях, никто и не думал интриговать читателя.

Лермонтов дал именно такое название произведению, чтобы публика сразу поняла намек на его суть и содержание, окунувшись в предание глубокой старины.

Действия протекают в эпоху царствования Ивана IV. Молодой купец по имени Степан Парамонович Калашников в честном кулачном бою убивает своего обидчика – царского опричника, Кирибеевича, который опозорил его семью. Основные события книги отражены в кратчайшем содержании.

Это романтическая поэма, где каждый герой является носителем какой-либо романтической страсти. Калашников – чести, Кирибеевич – страсти, Иван IV – властности и деспотизма правления. Все они находятся в противостоянии, и эта борьба может разрешиться только смертью кого-нибудь из них. Вот, о чем говорится в произведении.

Главные герои и их характеристика

  1. Купец Степан Калашников. Олицетворяет в поэме тип настоящего русского человека. Его личное достоинство – это проявление веками складывающихся нравственных устоев русского народа. В нем органично сочетаются простота, сердечность и уважение к другим, с истинно русским богатырством и благородством. Месть за Алену Дмитриевну – не только защита личной чести, но и отстаивание прав всего рода Калашниковых. Не случайно он созывает братьев и просит их мстить врагу после его смерти. Открытый вызов, который он бросает самому ближнему царскому опричнику, автоматически приговаривает его к гибели. Калашников осознает, какова будет царская награда, но не боится смерти. Единственная его просьба – позаботиться о семье. Калашников, несмотря на позорную участь, остается в памяти народа героем.
  2. Иван Грозный. Это двойственная фигура у Лермонтова. Его величие, широта натуры совмещают в себе жестокость и деспотичность. Иван IV убежден в том, что в его власти и души, и думы подчиненных. Он казнит Калашникова всего лишь из-за того, что тот отказался открыть царю настоящую причину убийства. Именно царь, чья память так кровава и страшна, становится виновником чудовищной несправедливости. Он, не подозревая, дает своему любимому слуге позволение домогаться к замужней даме. Все это он делает широким жестом руки, не подумав и не позаботившись о судьбе подданных. Он пренебрежительно дает волю своим цепным псам, не обращая внимания на возможные последствия.
  3. Кирибеевич. Личность оригинальная, яркая и сильная. Он одержим одной страстью – любовью к Алене Дмитриевне. Неспособный ни к каким компромиссам, он готов ради этой страсти на все. Нравственная ущербность Кирибеевича во многом обусловлена его службой. Особенность его социального положения приводит к тому, что воля его оборачивается в своеволие, а любовь – в произвол и насилие. Этот лукавый раб не только опозорил Алену Дмитриевну перед злыми соседушками, но и обманул своего царя, скрыв от него, что его возлюбленная в церкви повенчана.
Читайте также:
Анализ второй части поэмы Лермонтова «Демон»: сочинение

Темы и проблемы

  1. Основная тема — честь. Калашников знал, какая судьба ожидает его в последующем после боя, но защитить достоинство своей семьи он считал своим нравственным долгом. Жить в позоре и позволить царским слугам надругаться над его супругой он не мог и не хотел.
  2. Лермонтов также поднимает проблему вседозволенности власти. Кирибеевич был опричником при царе, поэтому за домогательство до чьей-либо жены ему ничего не будет, ведь царь поверит в его невиновность, да и какое ему дело до судьбы какой-то купчихи? Он предпочтет потешить своего воина и посмотреть на драку, развлекаясь кровавым зрелищем.
  3. Тема любви. Люди не видят границ, не видят никаких преград из-за влюбленности и страсти. Так и Кирибеевич, несмотря на то, что Алена Дмитриевна была замужней, начал оказывать ей знаки внимания, а в последующем и вовсе перешагнул черту. Другая сторона любви – поведение супруга, который заботится о репутации семьи. Он жертвует собой, но перед смертью обеспечивает жену всем необходимым для хорошей жизни. Да и сама героиня верна Степану, она любит его всей душой.
  4. Нравственная проблематика выражается и в поведении царя. Он правит не мудро, позволяя произвольным желаниям взять верх над интересами государства и народа. Зачем казнить силача, который одолел его лучшего бойца? Он явно пригодится, если русской земле будет угрожать серьезный противник. Такие люди – опора страны. Но правителю все равно, он ставит свои мелочные интересы выше человеческих судеб и даже самого отечества.
  5. Тема свободы. Степан Калашников – свободная личность, которая не сдается даже под царским гнетом. Несмотря на рабское положение людей на Руси, он открыто восстает против всех, решив отстоять свое право на неприкосновенность и честь семьи.
  6. Проблема несправедливости. Иван IV, объявляя о правилах боя, сам же их потом и не соблюдает, когда казнит Калашникова, ведь он владыка, и ему, видимо, так разрешено.

Главная мысль

Основная идея – необходимость защиты чести и достоинства в любой ситуации, и здесь не играет роли, ценой своей жизни или другим образом. Нужно бороться за свою свободу, иначе всегда найдется тот, кто сумеет ее отнять. Тирания всегда находит опору в рабстве, а если люди начнут восставать против деспотизма, то он падет под ударами независимости. Это воззвание напрямую относилось к эпохе самого Лермонтова: он призывает сограждан перестать терпеть произвол властей и выступить против самодержавия также бесстрашно, как главные герой поэмы.

Смысл поступка Калашникова понятен: он понимает, что его бездействие будет воспринято как капитуляция. Враг не отступит, а жалобы царю едва ли что-то изменят. Подвергать свою семью риску он не может и решает, что должен пойти на жертву, лишь бы выйти из положения с честью, обеспечив жену и детей. По сути, у него не было иного выбора. Но Лермонтов критически относился к своим современникам и думал, что они нуждаются в нравственном уроке из прошлого. Именно так, а не иначе, нужно реагировать на произвол – такова авторская позиция. Бунт личности против системы – вот выход из замкнутого круга тирании.

Чему учит?

Мораль поэмы такова: даже если в жизни все идет против тебя, нужно отстаивать свою точку зрения и добиваться справедливости, иначе тебя лишат всего, что дорого твоему сердцу.

Также писатель говорит о любви и верности своим близким и об их защите – неважно, какая она будет, духовная или физическая, нужно вовремя заслонить свою семью от беды.

Вывод прост: мир нуждается справедливости, но добиться ее могут лишь отдельные смельчаки, так что не стоит ждать всенародной справедливости, явившейся из неоткуда. Нужно брать правое дело в свои руки, без этого в нашем мире будет царить беспорядок.

Аттестационное сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Скачать:

Вложение Размер
attestatsionnoe_sochinenie.docx 16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Стеклов Ю. Н.

Согласны ли вы с мнением, что кулачный бой Кирибеевича и Калашникова является олицетворением борьбы между вседозволенностью «государственного» закона и нравственностью закона «частного» человека? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

I. Некоторые замечания по поводу формулировки темы сочинения:

1) толкование понятия «вседозволенность государственного закона»,

2) определение понятия «нравственность закона частного человека».

II. Борьба вседозволенности и православной нравственности.

1. Иван Грозный и его опричник как олицетворение вседозволенности:

а) Иван Грозный как олицетворение неограниченной власти,

б) Кирибеевич – средоточие неограниченной страсти.

2. Калашников как олицетворение православной нравственности

III. Кулачный бой купца и опричника – это олицетворение борьбы высокой нравственности и вседозволенности.

1. Поведение Кирибеевича

а) перед поединком,

б) во время поединка.

2. Поведение Калашникова

а) до начала кулачного боя,

б) во время поединка,

IV. Предопределённость победы Калашникова.

V. Распутье дорог как символ нравственного выбора.

В названии сочинения можно заметить некоторые противоречия, которые, может быть, допущены специально, чтобы заставить думать экзаменующихся.

Первое противоречие связано со словосочетанием «вседозволенность государственного закона». Само слово «закон», тем более «государственный», предполагает выверку и упорядочение всех его статей, чёткую регламентацию всех процедур, связанных с принятием законов и строгое исполнение их, поэтому там не может быть «вседозволенности».

Второе противоречие бросается в глаза в сочетании слов «нравственность закона частного человека», который может руководствоваться своим «законом», отличающимся от государственного. Казалось бы, здесь нет никаких противоречий, но речь идет о купце Калашникове, а он в поэме олицетворяет нравственность отнюдь не частного человека, а, наоборот, всего православного трудового народа.

Скорее всего, не закон, а Иван Грозный и Кирибеевич олицетворяют вседозволенность, но между ними есть и разница, не зря же автор включил имена трёх героев в название произведения. Иван IV – олицетворение неограниченной власти, а его любимый опричник – средоточие неограниченной страсти. Купец Калашников как носитель православной культуры, как представитель трудового народа, естественно, противопоставлен им. Между ними возникает конфликт, который в сцене кулачного боя достигает кульминационной точки.

Кулачные бои были широко распространены на Руси в XVI – XVII веках. В них участвовали все желающие независимо от сословной принадлежности. В бою ударом выше пояса сбивали с ног, но никогда не добивали лежащего человека.

Однако в «Песне…» происходит смертельный бой. Причиной трагического поединка послужила преступное поведение Кирибеевича, любимого опричника Ивана Грозного.

Молодой опричник обесчестил красавицу жену Степана Парамоновича, и купец решил отомстить, защищая и своё человеческое достоинство, и доброе имя Алёны Дмитриевны. Но почему же именно кулачный бой? Почему не удар ножом из-за угла? Да потому, что простой купец не мог требовать никакой сатисфакции от человека из знатного рода, а кулачный бой таких ограничений не знает. Удар ножом из-за угла был бы для удалого купца полным крахом, отказом от христианского мироощущения. Такая месть ему и в голову не приходит. Да и слово «месть» не упоминается в поэме ни разу. Купец выходит на кулачный бой «за святую правду-матушку».

Совсем другое на уме у Кирибеевича, и поступает он не по-христиански Он шаг за шагом приближается к преждевременной смерти, оскверняя свою бессмертную душу: пылает сильной… нет, не любовью, а страстью к чужой жене, что категорически возбраняется христианину; обманывает царя, скрыв от него факт замужества Алёны Дмитриевны; хочет сделать её соучастницей сексуального преступления и снять с себя грех прелюбодеяния («не дай мне умереть смертью грешною: полюби меня, обними меня»); кланяется царю перед боем, признавая над собой лишь его власть; даёт слово оставить в живых своего соперника и тут же нарушает его, обещая «по нём панихиду служить».

Иначе ведёт себя купец Калашников. Перед боем он кланяется и царю, и Богу, и «всему народу русскому». Первым не бьёт своего соперника… Стоит задуматься: на что, на кого рассчитывал Степан Парамонович, выходя на единоборство с опытным врагом? Он, настоящий православный человек, едва ли участвовал раньше в кулачных боях: церковь всячески запрещала их и преследовала кулачных бойцов вплоть до отлучения. А это значит лишь одно: у купца не было никаких шансов победить в честном бою такого сильного бойца, как Кирибеевич. Он же говорит правду, когда на вопрос царя «Или с ног тебя сбил на кулачном бою, На Москве-реке, сын купеческий?» отвечает: «Не родилась та рука заколдованная Ни в боярском роду, ни в купеческом». Недаром против него даже после «третьего клича» никто не посмел выйти.

… Первым бьёт Кирибеевич. В середину груди, а не в висок – самое уязвимое место. Кто направил его опытную руку? Конечно, Сам Господь Бог. Не только отвёл, но и принял на Себя этот страшный удар, подставив под него «медный крест со святыми мощами из Киева». Крест погнулся, и кровь закапала с груди Калашникова. А его неопытную руку Господь направляет прямо на левый висок Кирибеевича.

Победил удалой купец, но вместо обещанной царём награды от него получает лишь плаху. Вседозволенность позволяет и опричнику, и государю поступать так, как им заблагорассудится. И после этого едва ли можно поверить обещанию Ивана Грозного помочь осиротевшей семье Калашникова. Как не вспомнить в связи с этим аналогичный эпизод из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Императрица Екатерина II тоже обещает «устроить состояние» Маши Мироновой, но в конце повести мы узнаём, что семья Гринёвых владеет лишь долей села, принадлежащего десятерым помещикам.

В борьбе между вседозволенностью сильных мира сего и высокой нравственностью представителей православной веры, между злом и добром, естественно, должны выиграть последние, ибо этого направления придерживается весь трудовой народ. Жаль нам расставаться с удалым купцом, хочется, чтобы он рассказал царю всю правду и остался жив, но не может он поступить так: честь семьи, честь супруги ему дороже собственной жизни. По этой же причине Пётр Гринёв не смог рассказать суду о всех мытарствах своей возлюбленной. Действительно, «мирская молва что морская волна»: она сметёт на своём пути и виноватых, и безвинных.

Символично то, что Калашников как преступник похоронен не на кладбище, а «на чистом поле промеж трёх дорог», но не Кирибеевичу, а ему кланяются теперь, проходя мимо его могилы, добрые люди.

А три дороги на распутье – это три жизненных пути, которые может выбрать каждый из нас. Первые два пути, путь неограниченной власти и путь неограниченной страсти, ведут к вратам ада, лишь третий путь, путь удалого купца, путь высокой нравственности, исходящей из православной веры, ведёт к вечной любви и свету.

Анализ повести «Леди Макбет Мценского уезда» (Н.С. Лесков)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 16.02.2020 · Обновлено 16.02.2020

Леди Макбет – это не просто история, это печальная повесть о судьбе не только одной Катерины Львовны, как может показаться на первый взгляд, это история всех героев данной повести. До сих пор экранизации книги актуальны в театрах, фильмах и даже мюзиклах. Проблемы, поставленные автором в произведении, существуют и в современном мире, Лесков объясняет, чем чреваты эти проблемы и можно ли их как-то решить? Автор остается гениальным драматургом, именно потому, что пишет объективно и без прикрас. Реальность такую, какая она была, и имеет место быть в 21 веке. Многомудрый Литрекон представляет анализ повести «Леди Макбет Мценского уезда» по плану.

История создания

Лесков начинал писать повесть как очерк уже в 1864 году. Впервые очерк опубликовали в журнале «Эпоха» в 1865 г.. Тогда еще леди была не из Мценского уезда, заглавие было просто «Леди Макбет нашего уезда». Это был первый номер серии очерков исключительно типических женских образов нашей (окской и части волжской) местности. Заключительное название цикла представляло собой «Повести, очерки и рассказы М.Стебницкого». За Леди Макбет должны были последовать еще несколько женских образов, разных слоев общества и характеров в целом.

Нужно сказать, что «Леди Макбет Мценского уезда» стала своеобразным ответом в литературной дуэли А.Н. Островского и Н.С. Лескова. В 1859 году вышла пьеса А.Н. Островского «Гроза» (вот краткое содержание и анализ). В ней Катерина изменила мужу-купцу, но ее поступок был оправдан автором. Лескова, как консерватора и человека строгих моральных правил, возмутила такая постановка вопроса. Он решил изложить историю грехопадения по-своему: перед нами та же Катерина, та же купеческая среда, та же Кабаниха, только в мужском обличии. Но в повести Лескова измена была лишена прикрас: женщину ослепила похоть, и ради страсти она начала убивать людей и расчищать путь к самостоятельной обеспеченной жизни. Таким был его ответ на популяризацию безнравственности, ведь «Гроза» стала резонансным произведением.

У героев повести нет прототипов, зато есть четкое географическое расположение: Орловская область, город Мценск, улица Ленина, д.8. Однако известно, что история написания «Леди Макбет Мценского уезда» имеет документальную основу: автор работал в архивах и имел доступ к уголовным делам. В одном из них он нашел достаточно подробностей для своей книги.

Жанр и направление

Задумывалась повесть «Леди Макбет Мценского уезда» изначально как серия очерков о женских характерах, сильных и страстных натурах. Но потом очерк уступил место более художественному жанру — повести. В книге мы видим все ее признаки: одна сюжетная линия, средний объем между романом и рассказом, количество действующих лиц тоже не выходит за рамки повести.

Направление – реализм. Словосочетание «наш уезд» называлось не случайно, каждый мог узнать судьбу этой женщины в своей местности. Уж очень узнаваемы похожие судьбы, именно это так привлекало читателей.

Смысл названия

Нужно сказать, что само название – это аллюзия на рассказ И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда». Катерина Львовна названа Леди Макбет в честь героини одноименной пьесы У. Шекспира. Она подстрекала своего мужа к убийствам и подлостям ради власти, и в итоге обрекла его и себя на позор.

Смысл заглавия повести «Леди Макбет Мценского уезда» заключается в том сходстве, которое обнаруживается между героинями Шекспира и Лескова: они обе обуреваемы преступными страстями и беспринципны.

Эта история судьбы трех героев: Катерина Измайлова, Сергей, Сонетка.

Катерина, скучающая женщина в браке с нелюбимым и без какой-либо цели в жизни, заводит роман с приказчиком Сергеем на стороне. Роман страстный, и жажда любви и вседозволенности доводит Катерину до безумия. Сначала она убивает свекра, ставшего свидетелем измены, потом мужа, вставшего у нее на пути, затем племянника Федю, ради наследства. Сцену увидели проходившие жители местности, затем следует приговор и трагическая судьба двух людей. Во время суда Катерина рожает ребенка от Сергея, но не чувствует любви к нему и оставляет в больнице.

Сергей в каторге заводит роман с Сонеткой, Катерина ревнует и, не в силах сдержать себя, нападает на нее, вместе они погибают в воде во время этапа на каторгу. Краткое содержание по главам Вы найдете здесь.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в повести «Леди Макбет Мценского уезда» спрятались в таблице, которую Многомудрый Литрекон представил здесь для всеобщего обозрения (как доску позора, так как в списке нет ни одного положительного героя).

Катерина замужем за нелюбимым, более того, ее жизнь однообразна и скучна, но она в расцвете сил, и ее убивает этот образ жизни. Свекр и муж постоянно упрекают ее за бесплодие. Женщина, не реализовавшая себя как мать, находит свой путь в любви, ей нужно это спасение, и она отдается ему. Катерина раскрывает в этой порочной связи свой характер: она жестока и безнравственна. Она делает все, чтобы сохранить роман с Сергеем. Беспринципная, страстная и ограниченная в своей любви, женщина с характером — именно такой хотел видеть ее Лесков. Однако в ее характере есть и положительные стороны: она до безумия предана Сергею и жертвует своим комфортом ради него.
Приказчик Сергей такой же страстный, как Катерина, он знает, как вести себя с женским полом, и ловко хватается за этот шанс, пока рядом нет мужа у молодой красивой девушки. Зная, что Катерина у него на крючке, он управляет ею и алчно манипулирует с целью заполучить имение. Ему нужно быть с ней наравне, ведь такая женщина, как она, не должна встречаться с простым приказчиком. В то время, как они находятся в каторге, он винит во всем Катерину, продолжает ею манипулировать, и ему это доставляет удовольствие. Жадный, жестокий, эгоистичный, он заканчивает свою историю на каторге.
Зиновий Борисыч и Борис Тимофеевич (муж Катерины Львовны), Борис Тимофеевич (отец ЗБ) – оба типичные представители купечества, ведут однообразную жизнь, живут в комфортных условиях. Муж узнавший, что жена изменяет ему, смог только дать ей пощечину и проиграть схватку с любовниками. Сильному характеру роковой женщины не смог противостоять и отец. Отравился и умер.
Сонетка еще один образ инфернальной женщины. Лиса — хитрая, игривая каторжанка. Низкие качества — это сама ее суть, поэтому легкомысленный роман с Сергеем для нее обычное дело. Она использует то, что дает ему Катерина, и издевается над соперницей, пока та не набрасывается на нее.

Тематика повести «Леди Макбет Мценского уезда» отражена в данном списке, однако Многомудрый Литрекон может дополнить ее в случае необходимости.

  1. Любовь и страсть — основная тема повести. Но можно ли назвать любовью чувства и поступки Катерины Львовны? Любовь не должна вести к низким действиям, тем более заставлять прибегать к убийству. Страсть довела до безумия Катерину, Лесков показывает, что измена чревата преступлением. Истинное чувство возвышает человека, а страсть лишь губит его душу и унижает достоинство, ведь Катерина так и не обрела в Сергее родственную душу. Он лишь играл ею.
  2. Семья. Брак Катерины и Зиновия можно назвать «по расчету». Отдали Катерину замуж, и не спросив ее согласия. Никакого обоюдного стремления, цели, не говоря уж о любви. Лесков показывает, что такой союз ведет к печальному трагическому исходу и не имеет дальнейшего развития.
  3. Быт и нравы купечества. Среда купцов заражена алчностью, шовинизмом и предрассудками. Мужчины отдаются только работе, а жен и их мнение в грош не ставят. Женщины воспринимаются только в роли матерей, и если эта роль не реализуется, их унижают и винят в том, что они не властны изменить. Таким образом, отношения в семье строятся только на подавлении и страхе.
  4. Женский вопрос. Роль женщины в патриархальном мире очень ограничена: она не имеет права выбора супруга и обречена на рабское поклонение тому, кого выбрали за нее другие люди. К сожалению, супруга выбирали не по достоинствам, по размеру кошелька.

Проблемы

Основная проблематика повести «Леди Макбет Мценского уезда» тоже изложена по возможности в сокращенном виде:

  1. Мещанский образ жизни. У человека есть потребность самореализовываться и такая же потребность к саморазрушению. Катерина находилась в состоянии скуки ежедневно. Самовар, чай и смотреть в окно — привычное и единственное занятие для нее. Спасение в обстоятельствах скуки, нелюбви к мужу и отвращению своего образа жизни, она могла бы найти в ребенке. Но, как и у Островского, «ребеночка Бог не дал», она переключилась на страсть, заполонила весь свой мозг желанием только одного — обладать Сергеем. Но корень зла заключается именно в образе жизни, который обречена вести героиня.
  2. Измена. Лесков не оправдывает любовью предательство, совершенное Катериной. Такой поступок неизменно влечет за собой череду пороков, и человек становится жертвой преступной страсти, которая не дает счастья.
  3. Корысть. Сергей, не имеющий никакой опоры в своей жизни, увидел шанс в изменении ее. Заполучить имение благодаря роману с красивой Катериной — хороший исход. Пользуясь своими навыками в амурных делах, он легко манипулирует одинокой в своей любви Катей. Корысть и похоть — пороки, ведущие даже на убийство, они равноценны и ведут человека в бездны нравственного падения. Поэтому Сергей равнодушен к тому, что происходит с Катериной и что будет с матерью Феди.
  4. Безнравственность. Автор описывает полный хаос в головах Сергея, Катерины, ни о каких принципах, духовности нет и речи. Если нет высокого воспитания, заложившего нравственные основы личности, его тянет к греху. Измена, корыстность, преступления – они упали низко и поплатились за это.

Основная идея

Главная мысль произведения «Леди Макбет Мценского уезда», заложенная Лесковым, заключается в том, что страсть доводит до безумия и не дает счастья. Безнравственность нельзя оправдать любовью, ведь она уничтожает все высокие чувства и ведет человека к пропасти. Разврат двух людей превращается разврат общества: в мире, где супружеские узы ничего не значат, нет никакой морали, нет идеалов и ценностей. Главный принцип порочного союза любовников – скрыть все, что происходит между ними. Но Лесков доказывает, что скрыть грех невозможно, за все придется платить, и кара жестока.

Можно выявить не только нравственный смысл повести «Леди Макбет Мценского уезда», но и социальный. Причина формирования преступных наклонностей Катерины лежит в ее личной неустроенности: она не имеет возможности реализовать себя в браке, совершенном по расчету, даже без ее согласия. Пока общество одобряет и молчаливо взирает на такие союзы, проблему не искоренить.

Чему учит?

Мораль повести «Леди Макбет Мценского уезда» заключается в том, что мы не должны искать счастья в преступлении и обмане, безнравственности и подлости. Эти пороки могут только испортить нашу жизнь. Трагедия Катерины заключается в пренебрежении человеческой совестью, в отсутствии рефлексии. Убийство свекра, убийство мужа и даже его племянника — это поступки, которые обрекают героиню на вечную вину. На чужих костях нельзя построить благополучную жизнь, полную любви, которой ей так не хватало.

Лесков заставляет задуматься о том, что насилие порождает насилие. Один порок влечет за собой другой, и платить придется каждому. Но трагическая судьба Катерины – это проблема того времени, причина которой — одиночество и отсутствие честного способа выйти из него. Это и есть вывод, который мы можем сделать после прочтения.

Критика

Катерина Львовна — яркое противопоставление Катерины Островского из «Грозы». Хотя обе живут в семье, в которой тошно и «даже стены противны», Кабанова Катерина старалась найти хоть какой-то смысл в жизни и построить семью в браке. Однако ни муж, ни свекровь не позволили ей этого сделать. Единственное спасение она нашла в любви к Борису, а Катерина Измайлова — в греховной страсти. Обеих эта любовь привела к печальному исходу. Ни та, ни другая не реализовались в роли матери.

В.Гебель так описывал Измайлову «О Катерине Измайловой можно было бы сказать, что она не луч солнца, падающий в темноту, а молния, порождённая самим мраком и лишь ярче подчёркивающая непроглядную темень купеческого быта». А Добролюбов писал о Катерине Островского «луч света в темном царстве».

Анализ произведения «Леди Макбет Мценского уезда» (Н. С. Лесков)

Автор: Guru · 14.08.2018

Образ Леди Макбет хорошо известен в мировой литературе. На русскую почву шекспировский персонаж перенёс Н.С. Лесков. Его произведение «Леди Макбет Мценского уезда» пользуется популярностью по сей день и имеет множество инсценировок и экранизаций.

История создания

«Леди Макбет нашего уезда» — под таким названием произведение впервые появилось в печати в журнале «Эпоха». Работа над первой редакцией очерка длилась около года, с 1864 по 1865 гг. окончательное название сочинение получило в 1867 году после значительных авторских правок.

Предполагалось, что эта повесть откроет цикл произведений о характерах русских женщин: помещица, дворянка, повитуха, — но по ряду причин замысел не был воплощён. В основе «Леди Макбет» лежит сюжет широко распространенной лубочной картинки «О купеческой жене и приказчике».

Жанр, направление

Авторское определение жанра – очерк. Возможно, Лесков таким обозначением подчеркивает реалистичность, подлинность повествования, поскольку этот прозаический жанр, как правило, опирается на факты из реальной жизни, является документальным. Неслучайно первое название уезда — наш; ведь так каждый читатель мог представить эту картину именно в своём селении. Кроме того, именно очерк свойственен направлению реализма, что был популярен в русской литературе того времени.

С точки зрения литературоведения «Леди Макбет Мценского уезда» является повестью, на что указывает непростой, наполненный событиями, сюжет и композиция произведения.

Многое роднит очерк Лескова с драмой Островского «Гроза», написанной за 5 лет до «Леди …» Судьба купеческой жены волновала обоих авторов, и каждый из них предлагает свой вариант развития событий.

Основные события разворачиваются в купеческой семье. Катерина Измайлова, в то время как её муж уехал по делам, заводит роман с приказчиком Сергеем. Свёкр попытался пресечь разврат в собственном доме, но поплатился за это жизнью. Вернувшегося домой супруга также ждал «тёплый приём». Избавившись от помех, Сергей и Катерина наслаждаются своим счастьем. Вскоре к ним приезжает погостить племянник Федя. Он может претендовать на наследство Катерины, потому любовники решают убить мальчика. Сцену удушения видят прохожие, что шли из церкви.

Убийц приговаривают к каторге. Не на такой исход рассчитывал Сергей, его чувства к Катерине остывают, и он начинает отношения с другой каторжанкой Сонеткой. Катерина не в силах вынести измену возлюбленного: во время переправы на пароме она набрасывается на соперницу, «как сильная щука на мягкоперую плотицу», и погибает вместе с ней. Все то, о чем рассказывается в книге, вы можете узнать из краткого пересказа.

Главные герои и их характеристика

  1. Катерина Измайлова — весьма сложный образ. Несмотря на бессчетные преступления, её нельзя считать исключительно отрицательным персонажем. Анализируя характер главной героини, нельзя игнорировать несправедливые обвинения её в бесплодии, презрительное отношение свекра и мужа. Все злодеяния были совершены Катериной ради любви, лишь в ней она видела спасение от той кошмарной жизни, которую наполняли лишь малодушие и скука. Это страстная, сильная и одаренная натура, которая, к сожалению, раскрылась лишь в преступлении. В то же время мы можем отметить ведомость, жестокость и беспринципность женщины, которая подняла руку даже на ребенка.
  2. Приказчик Сергей, опытный «девичур», хитер и алчен. Он знает свои достоинства и знаком с женскими слабостями. Ему не составило труда соблазнить богатую хозяйку, а потом ловко манипулировать ею, лишь бы вступить в права владения имением. Он любит только себя, а дамским вниманием лишь пользуется. Даже на каторге он ищет амурные приключения и покупает их ценой жертвы своей любовницы, выпрашивая у нее то, что ценится в заключении.
  3. Муж (Зиновий Борисович) и свёкр Катерины (Борис Тимофеевич) – типичные представители купечества, черствые и грубые обыватели, которые заняты лишь обогащением. Их суровые моральные устои упираются лишь в нежелание делить свое добро, с кем бы то ни было. Супруг не дорожит женой, просто не хочет отдавать свою вещь. А его отец тоже равнодушен к семье, но ему не хочется, чтобы в округе ходили нелестные слухи.
  4. Сонетка. Хитрая, изворотливая и кокетливая каторжанка, которая не прочь повеселиться даже на каторге. С Сергеем ее роднит легкомыслие, ведь твердых и сильных привязанностей она никогда не имела.
  • Любовь – основная тема повести. Именно это чувство толкает Катерину на чудовищные убийства. В то же время любовь становится для неё смыслом жизни, тогда как для Сергея это лишь забава. Писатель показывает, как страсть может не возвысить, а унизить личность, ввергнуть ее в бездну порока. Люди часто идеализируют чувства, но нельзя игнорировать опасность этих иллюзий. Любовь далеко не всегда может быть оправданием для преступника, лжеца и убийцы.
  • Семья. Очевидно, не по любви Катерина вышла замуж за Зиновия Борисовича. Не возникло между супругами за годы семейной жизни должного взаимоуважения и согласия. Катерина слышала в свой адрес лишь упреки, её называли «неродицей». Закончился договорной брак трагически. Лесков показал, к чему ведет пренебрежение межличностными отношениями в рамках семьи.
  • Месть. Для порядков того времени, Борис Тимофеевич вполне справедливо наказывает похотливого приказчика, но какова реакция Катерины? В ответ на издевательства над возлюбленным Катерина травит свёкра смертельной дозой яда. Желание отомстить движет отвергнутой женщиной в эпизоде на переправе, когда нынешняя каторжанка набрасывается на разлучницу Сонетку.

Проблемы

  1. Скука. Это чувство возникает у героев по ряду причин. Одна из них – бездуховность. Катерина Измайлова не любила читать, да и книг в доме практически не было. Под предлогом, попросить книжечку, и Сергей проникает к хозяйке в первую ночь. Желание привнести некое разнообразие в монотонную жизнь становится одним из основных мотивов измены.
  2. Одиночество. Большинство дней Катерина Львовна проводила в полном одиночестве. У мужа были свои дела, лишь изредка он брал её с собой, отправляясь в гости к своим коллегам. О любви и взаимопонимании между Зиновием и Катериной тоже говорить не приходится. Усугублялась эта ситуация отсутствием детей, что печалило в том числе и главную героиню. Возможно, если бы ей в семье уделяли больше внимания, ласки, участия, то и она не ответила бы близким людям предательством.
  3. Корысть. Данная проблема ярко обозначена в образе Сергея. Свои корыстные цели он маскировал любовью, пытаясь вызвать к себе жалость и сочувствие у Катерины. Как мы узнаём из текста, у нерадивого приказчика уже был печальный опыт ухаживания за купеческой женой. Видимо, в случае с Катериной он уже знал, как себя вести и каких ошибок не допускать.
  4. Безнравственность. Несмотря на показную религиозность, герои не останавливаются ни перед чем в достижении целей. Измена, убийство, покушение на жизнь ребенка – все это укладывается в голове у обычной купчихи и ее подельника. Очевидно, что быт и нравы купеческой провинции развращают людей тайком, ведь они готовы пойти на грех, только бы никто не узнал об этом. Несмотря на строгие патриархальные устои, царящие в обществе, герои легко идут на преступления, и совесть их не мучает. Нравственная проблематика открывает перед нами бездну падения личности.

Главная мысль

Лесков своим произведением предупреждает, к какой трагедии может привести закостенелый патриархальный быт и отсутствие любви и духовности в семье. Почему автор избрал именно купеческую среду? В этом сословии наблюдался весьма большой процент неграмотности, купцы следовали вековым традициям, которые не могли вписаться в современный им мир. Основная идея произведения — указать на катастрофические последствия бескультурья и малодушия. Отсутствие внутренней морали позволяет героям совершать чудовищные преступления, искупить которые можно лишь собственной смертью.

У поступков героини есть свой смысл – она бунтует против условностей и границ, которые мешают ей жить. Чаша ее терпения переполнена, а как и чем ее вычерпать она не знает. Невежество усугубляется развратом. И вот сама идея протеста оказывается опошленной. Если вначале мы сопереживаем одинокой женщине, которую не уважают и оскорбляют в родной семье, то в конце мы видим полностью разложившуюся личность, у которой нет пути назад. Лесков призывает людей быть более избирательными в выборе средств, иначе цель теряется, а грех остается.

Чему учит?

«Леди Макбет Мценского уезда» учит одной главной народной мудрости: нельзя построить своё счастье на чужом несчастье. Тайны раскроются, а за содеянное придётся отвечать. Отношения, создававшиеся за счёт чужих жизней, заканчиваются изменой. Даже ребёнок, плод этой греховной любви, становится никому не нужен. Хотя раньше казалось, будь у Катерины дети, она могла бы быть вполне счастлива.

Произведение показывает, что безнравственная жизнь заканчивается трагедией. Главной героиней овладевает отчаяние: она вынуждена признать, что все совершенные преступления были напрасны. Перед смертью Катерина Львовна пытается молиться, но тщетно.

Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

Почему люди совершают преступления?

Здравствуйте, Екатерина. В своём сочинении вы достаточно полно раскрыли тему, хотя по некоторым критериям ещё предстоит поработать.
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1(соответствие теме) -+1 балл

К2(наличие литературного аргумента ) +1 балл

Вы привели два литературных аргумента, хотя достаточно и одного. Считаю, что анализ нельзя сводить только к пересказу произведения, надо искать причинно-следственные связи, отвечая на вопрос, вынесенный в название темы сочинения.

К3( логика и композиция)+1 балл
Нарушений в построении композиции нет, логических ошибок тоже. Рекомендация: в заключении можно использовать призыв к положительному( в зависимости от темы): к добру, справедливости и т.д. В вашем случае это мог быть призыв не совершать преступления.

Существует много причин, почему люди совершают преступления.

Лучше использовать ИЗ-ЗА КОТОРЫХ.

Прежде всего, к этому их могут подтолкнуть жизненные обстоятельства, такие как финансовые проблемы.

Выделенное мною можно вообще убрать, смысл предложения от этого ничего не потеряет.

героиня Катерина Измайлова совершает серию убийств из-за приказчика Сергея и чувств к нему.
У неё было несколько причин, почему она совершила такие ужасные преступления – любовь, ревность и наследство.

любовь, ревность и борьба за наследство -так правильно.

Главный герой Родион Раскольников создает теорию, в которой распределяет людей на две категории, и относит себя ко второй , которой , по его мнению, разрешено всё.
Также к убийству старухи его подтолкнуло материальное положение.
Однако иногда бывает, что злодеяния совершают не специально , а потому что так сложились обстоятельства.
и единственным выходом из этой ситуации они видят нарушение закона – кражу чужого имущества.

Здесь нужно использовать слово СЧИТАЮТ; можно и по-другому построить эту часть: и единственный выход из этой ситуации они видят в нарушении закона-в краже чужого имущества.

Четвертым и последним злодеянием было убийство Сонетки, в результате которого погибла сама Катерина.

. погибла И сама Катерина (нужен союз И).

Обращаю ваше внимание, что синим цветом выделены не ошибки речевые, а недочёты, но над ними тоже надо работать, чтобы их было как можно меньше.

К5(грамотность)+1 балл

Орфография

к этому их могут подтолкнуть жизненные обстоятельства , такие как финансовые проблемы.

Перед КАК нужна запятая.

Главный герой Родион Раскольников создает теорию, в которой распределяет людей на две категории, и относит себя ко второй , которой, по его мнению, разрешено всё.
Однако иногда бывает, что злодеяния совершают не специально, а потому что так сложились обстоятельства.

Союз ПОТОМУ ЧТО здесь требуется разделить для логического выделения причины: . совершают не специально(лучше намеренно), а потому, что так сложились обстоятельства.

Грамматика

Ошибок нет.
Итак, ваше сочинение оценивается на “зачёт”. Рекомендации: более тщательно продумывать конструкции предложений, чтобы избежать речевых недочётов. Удачи!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: