«Песня про царя Ивана Васильевича» историческая поэма: сочинение

Анализ поэмы Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова сочинение

В былые времена честь дамы ценилась куда больше, нежели сейчас. Мало того, мужчины были готовы отдать жизнь за репутацию своей избранницы не только, если имела место реальная измена, но и тогда, когда в ее сторону был замечен даже косой взгляд. Подобная ситуация наблюдается в произведении.

Однако это не только конфликт купца Калашникова и царского опричника за доброе имя жены первого, Анны Дмитриевны, но и куда более серьезный спор, в котором схлестнулись самодержавие и простой люд, который, к слову, побеждает.

Представитель самодержавия моложе, более высокомерен. Таким закон не писан. С одной стороны, нет ничего плохого в том, что он полюбил женщину. С другой, он нагнетает конфликт и даже царю не сказал о том, что его избранница замужем. Именно поэтому уважение к Кирембеевичу теряется практически сразу.

Куда интереснее Калашников, который не только стремится отстоять доброе имя своей жены, но и олицетворяет весь простой русский люд. Поэтому поединок кажется фигуральным, его можно трактовать как классовую борьбу. А вот если в переносном смысле рассматривать Анну Дмитриевну, то вполне возможно, на ее месте может быть то, что социальные слои не могут поделить. Что же это? Безусловно, власть в стране.

Можно сказать, что данном поединке борются монархия с демократией. Относительно характеров, Кирембеевич – подлый, Калашников – добрый, открытый, человек чести. Он невольно располагает к себе. Что же касается Анны Дмитриевны, видно, что она очень чтит своего мужа. Однако, быть может, она уважает его больше, чем любит. Так или иначе, в те времена на уважении и почтении к супругу все и базировалось. Ну, и на привычке, естественно.

Тем не менее, безумной любви к Кирембеевичу также не наблюдается. Невооруженным глазом видно, что он переоценил себя. И, как и все люди подобного класса, подумал, что он может добиться всего, на что только укажет его перст. Еще бы! Ведь за ним поддержка самого царя. Так или иначе, Калашников не лыком шит. Он одерживает победу.

Мне очень понравилось произведение. С одной стороны, у него довольно простой сюжет. С другой – он может быть воспринят иносказательно, тогда обретет куда больший смысл. Есть и некая изюминка (возможно, свойственная описываемой эпохе), которая заставляет перечитывать на первый взгляд, незамысловатые строки снова и снова, всякий раз получая все большее удовольствие от прочтения.

Сочинение 3

Данная поэма насквозь пропитана протестным духом. Автор обращается к прошлому, он будто недоволен минувшими вехами истории, а также имевшими место несправедливыми событиями. Лермонтов пытается найти своеобразных героев – людей с сильным характером, стальной волей, которые могли бы быть примерами для потомков.

Главный герой данного произведения – молодой, заносчивый и высокомерный (но верный) опричник Ивана Грозного, который полюбил жену купца Калашникова. Конечно же, это было непозволительно. Особенно в те времена. Соответственно, на репутацию порядочной женщины была брошена тень. Естественно, муж Анны Дмитриевны не смог остаться в стороне.

В более широком понимании, в творении сталкиваются два лагеря – правда народа (Калашников) и самодержавие, граничащее с бесчестием (Киребеевич, и, возможно, даже сам царь).

В целом, героический характер Калашникова испокон веков свойственен русскому люду. Сколько бесстрашных богатырей повидала земля русская, сколько подвигов было совершено россиянами – всех не счесть. Можно сказать, что купец Калашников – это вопиющий образец истинной правды, человек чести, который чтит достоинство. Он является верным супругом, хорошим отцом. Идеальный человек своего века.

Алена Дмитриевна, жена, представляется покорной женщиной того времени. Она уважает мужа и любит его. Он для нее защитник и верный друг. Так, что можно сказать, это поединок простого человека против зарвавшегося знатного. Против царского любимца.

* Опозорил семью нашу честную

* Злой опричник царский Кирибеевич;

* А такой обиды не стерпеть душе

* Да не вынести сердцу молодецкому.

Государь является с боярами, оцепляет место. Кстати, купец одерживает победу над молодым опричником. Однако автор не скрывает присутствия у него положительных качеств. Это преданный правителю воин, смелый, однако самовлюбленный, бесстрашный, но чванливый. Кстати, Кирибеевич поведал царю о том, что любит Алену Дмитриевну, однако не сказал, что она уже замужем за купцом Калашниковым.

Последний представляется невероятно сильным человеком, который верен своим убеждениям, никогда не пойдет на компромисс с совестью. Честь семьи для него дороже поклонения царю. В этом и проявляется народное сознание.

Примечательно, что герой надолго остается в народной памяти — люди посещают его «безымянную могилку», поминают добрым словом.

Вариант 4

Произведение М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» — это взаимодействие, с одной стороны, двух людей, которым чужды и радость, и горе, подвластны и жизнь, и смерть. С другой, автор представил в представителе народа и подданном царя целую систему образов, характеристику строя, уклада, существовавших в те времена. Их взаимоотношения стали показателем того, что добросовестный человек, преданный семье и родине гордо выдержит противодействие самодовольного, горделивого и высокомерного представителя самодержавного строя.

Обманутый своим слугой — Кирибеевичем, царь велит казнить человека, который, вызвав на смертный бой злодея, тем самым защитил честь своей супруги. Сюжет прост, понятен. Но за ним стоят не простые отношения тех, кто чувствует защиту государя, самонадеянно совершают подлые поступки, также тех, кто живет по чести, но иногда вынужден почувствовать на себе несправедливость существующего строя.

Законный муж Алены Дмитриевны (Калашников) не испугался злого умысла, позора приближенного царя. Вызвал он смело злодея на бой, несмотря на последствия. За правду он готов пойти на смерть, защищая честь семьи, жену. Степан Парамонович не оттягивает с решением, считая своим долгом отомстить Кирибеевичу. Характер простого русского человека проявился в полной мере тогда, когда напал злодей на жену купца. Считая самым дорогим на свете честь семьи, он не принял во внимание и то, что бессовестным оказался слуга царя Грозного.

Читайте также:
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…» (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Преклонение перед государем во все времена имело особое важное значение. Царь решал судьбы людей. Те, кто во всем становился на его сторону, чувствовали себя как за каменной стеной. Тем более, когда речь идет о великом царе Грозном. В каждом его взгляде, в действиях просматривается сила характера, о котором ходили легенды во все времена. Однако не все готовы были пойти против правды, долга и уважения своей семье.

Прочитав до конца произведение, читатель задумывается не только о судьбе одного человека, а жизни целого поколения. Несмотря на трагический исход того, на чьей стороне правда, честь и слава занимают достойное место всегда, Подобные поступки бессмертны, так как за ними стоят преданность, любовь, совесть и сила характера.

klassreferat.ru

«Песня про купца Калашникова» переносит нас в еще более глубокую старину, чем «Капитанская дочка» Пушкина. Но вместе с тем в этой поэме о XVI веке — как ни парадоксально — сильнее просвечивают связи с лермонтовской современностью, может быть потому, что это не эпическое, а лиро-эпическое произведение (если придерживаться той классификации жанров, которую намечает Л. И. Тимофеев ). Отрывок из книги Ольги Берггольц «Дневные звезды», включенный в хрестоматию, Читатели читают самостоятельно: он создает определенный эмоциональный настрой перед изучением темы и ориентирует школьников па восприятие поэзии Лермонтова как живого, действенного явления. На картине В. М. Васнецова царь «дан именно таким, каким он запечатлен в былинах, песнях и сказках, каким он сохранился в свидетельствах современников… В картине, вытянутой по вертикали, фигура Грозного занимает значительную часть полотна. Зритель смотрит на Грозного как бы снизу. Все это создает впечатление величественности царя. Иван Грозный выступает на полотне Васнецова как человек суровый, подозрительный, решительный, непреклонный в достижении своих целей. Но вместе с тем перед нами человек большого ума, государственный деятель, полный силы и величия». В первой картине (пир у Ивана Грозного) обратим внимание на сложность характеров являющихся в ней лиц. Прямолинейные оценки героев поэмы, особенно Кирибеевича, встречающиеся в практике школы, связаны как раз с неглубоким прочтением первой части поэмы. Иван Грозный изображен в ореоле величия: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. «Взгляд очей его — молния, звук речей его — гром небесный, порыв гнева его — смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего, униженного, искаженного, но сильного и благородного по своей природе духа…»2. Царь улыбается, он как будто весел, как будто даже благодушен. Кажется, непринужденным весельем охвачены его приближенные. Но присмотримся внимательнее: не слишком ли часто «тучки синие» набегают на «солнце красное» (если использовать сравнение, употребленное поэтом)? Не слишком ли эфемерна, кратковременна радость пирующих? Не слишком ли изменчиво настроение государя? Свой золоченый ковш с вином царь повелевает поднести не князьям и боярам, а только опричникам. И стоит одному из них— Кирибеевичу — остаться равнодушным к царскому угощению, как мгновенно государь закипает неудержимым гневом. Своего верного опричника он подозревает в измене, в черной зависти и грозит ему жестокой карой. Человеку грубому и развращенному властью, ему чуждо Представление о всепоглощающих любовных переживаниях. О чем, по его мнению, может горевать добрый молодец? Конечно, о том, что парчевой кафтан истерся, что шапка соболиная* измялась, что казна поистратилась, что сабля закаленная зазубрилась, что конь захромал, худо кованный, что — и это самое большое бесчестье— сбил его с ног на кулачном бою сын купеческий. И когда Кирибеевич рассказывает о своей несчастной любви, царь, смеясь, сулит ему перстенек яхонтовый да ожерелье жемчужное: перед такими дарами, как он думает, вряд ли устоит хоть одна красавица. Еще более сложным в этой сцене предстает перед читателем характер Кирибеевича. Молодой опричник охвачен страстью: Сердца жаркого не залить вином, Думу черную — не запотчевать! В его душе живет подлинная поэтичность. С каким проникновением говорит он о полюбившейся ему женщине: Ходит плавно — будто лебедушка; Смотрит сладко — как голубушка; Молвит слово — соловей прет; Горят щеки ее румяные, Как заря на небе божием; Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные, По плечам бегут, извиваются, С грудью белою цалуются. Сила страсти, глубокое чувство внушают уважение гуслярам, которые поют о герое как об «удалом бойце, добром молодце» и сравнивают его в момент гнева Ивана Грозного с «младым голубем сизокрылым». Эту сторону поэмы следует иметь в виду потому, что Читатели VII класса, более всего ценя в человеке мужество, смелость, отвагу, вовсе не склонны видеть положительные качества в силе и искренности любовного чувства. Впрочем, храбростью и отвагой Кирибеевич тоже не обделен: он готов умереть на чужбине, в смертном бою с врагами сложить голову/ И в то же время что-то настораживает в его поведении — может быть, больше всего наивное хвастовство своей красотой и удалью? Предчувствия оправдываются, когда вдруг выясняется, что Кирибеевич не только «добрый молодец», но и «лукавый раб», утаивший от царя, что полюбил замужнюю женщину. Ложь Кирибеевича освещает с неожиданной стороны и фигуру Ивана IV: опричник скрыл правду потому, что боялся осуждения царя,— против семейных устоев, против норм народной жизни бессилен сам грозный монарх; есть какие-то пределы и его власти; очевидно, и в его беспокойной и грешной душе живет какое-то чувство справедливости. В преступной попытке Кирибеевича разрушить семейное счастье Калашникова нет непосредственной вины царя. Но царь повинен в том, что сделал возможными преступления таких, как Кирибеевич, возвысив их, оградив от народного гнева и создав в стране атмосферу неправды и произвола. Во второй части поэмы Кирибеевич не действует,— мы узнаем о нем из рассказа Алены Дмитриевны. И то, что о встрече с Кирибеевичем повествует сама оскорбленная женщина, заставляет читателя глубоко отозваться на ее горе и ее глазами посмотреть на виновника бесчестья. Чувство Кирибеевича эгоистично, не просветлено разумом. Ослепленный страстью, он меньше всего думает о любимой женщине, он готов на все даже ценою ее позора. Тяжелая страсть, перед которой отступают доводы рассудка, своеволие, не считающееся с благополучием и счастьем другого человека, роднят опричника с его государем. Калашников «защищает не красоту своей жены. Им руководит не чувство ревности, столь же бурное и слепое, как любовь Кирибеевича. Калашников защищает честь. И не только свою и жены. Он защищает честь имени, семьи, рода». Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич» говорит он, обращаясь к меньшим братьям. И те, понимая ответственность, которую берет на себя старший брат, их «второй отец», в полном согласии с народной традицией, готовы поддержать его в трудную минуту и, если будет нужно, даже пожертвовать своей жизнью. Калашников выступает как носитель народной правды. Окончательная и верная оценка разыгравшейся трагедии принадлежит народу. Могила молодого купца, затерявшаяся «промеж трех дорог» (как «преступник», Калашников не был похоронен на кладбище), не забыта народом: И проходят мимо люди добрые: Пройдет стар человек — перекрестится, Пройдет молодец — приосанится, Пройдет девица — пригорюнится, А пройдут гусляры — споют песенку.

  • Чем поэма «песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова» близка устному народному творчеству?
  • Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова
  • Своеобразие и уникальность «Песня про царя Ивана Васильевича…»
  • Основной конфликт «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова
  • Образ царя Ивана Грозного в «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова
  • Над чем меня заставило задуматься произведение Лермонтова?
  • Моё любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
  • Киребеевич и Калашников (по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»)
  • Каким я представляю себе купца Калашникова? (по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца …
  • За что гусляры прославляют купца Калашникова в произведении М.Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца …
Читайте также:
Лермонтов в моей жизни: сочинение

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс :)

  • Полезные статьи
  • Наша группа

Анализ поэмы «Песня про купца Калашникова» (М. Ю. Лермонтов)

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 05.03.2020

Русское фольклорное творчество и древняя история Руси вызывали у М.Ю. Лермонтова большой интерес с ранней юности. А проблемы государственной власти, политики, законности, прав человека и нравственных устоев общества являлись ключевыми вопросами русской литературы XIX века.

«Песня про купца Калашникова» – уникальное по своей форме и сути эпическое произведение, вошедшее с список самых известных и популярных произведений поэта.

История создания

Возможно, идея написания исторической поэмы «Песня про купца Калашникова» возникла у Лермонтова под воздействием общения с близким другом С.А. Раевским, сторонником славянофильства, а сюжет произведения поэту подсказал Н.М. Карамзин.

М.Ю. Лермонтов был хорошо знаком с «Историей Государства Российского», в IX томе которого упоминается некий чиновник Мясоед Вислый, чью красавицу-жену обесчестили, а ему самому отрубили голову. Герои этой истории и могли стать прототипами «Песни про купца Калашникова». Известны М.Ю. Лермонтову и сюжеты из сборника древних российских стихотворений, составленного и изданного в 1818 году русским сказителем и музыкантом Киршой Даниловым («Мастрюк Темрюкович», «Иван Годинович»).

Выдающийся русский литературовед Б.М. Эйхенбаум склонялся к мнению, что это произведение написано Лермонтовым под впечатлением об известии о дуэли А.С. Пушкина.

«Песня про купца Калашникова» написана поэтом на Кавказе в 1837 году. Напечатать сразу произведение ссыльного автора не разрешили. А в 1838 году при содействии В.А. Жуковского «Песня…» напечатана в «Литературных прибавлениях» к военной газете «Русский инвалид» без указания имени поэта. Позже, в 1840 году, поэма была размещена в единственном издании «Стихотворения М. Лермонтова», вышедшем при жизни автора.

Жанр и направление

Жанр произведения – романтическая национально-историческая поэма.

Написана «Песня…» в форме народного сказания о событиях непростых времен царствования Ивана Грозного. Произведение является стилизацией фольклора эпической формы.

В поэме не просто отражены политические и нравственные проблемы государства времен правления Ивана Грозного. Поэма – рассуждения автора о проблемах современности, о власти, о роли сильной личности в обществе.

Смысл названия

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – полное название произведения.

Сходство с народной песней, старинным сказанием, былиной русского средневековья придают произведению размеренный, повествовательный характер, зачины, эпитеты, повторы, историзмы (устаревшая лексика).

Не интригуя читателя, поэт уже в названии упоминает имена главных персонажей поэмы, указывает на время описанных в ней событий.

Сюжет поэмы характерен для романтического произведения и на первый взгляд незамысловат.

Опричник Ивана Грозного Кирибеевич делится с государем сокровенной тайной о том, что влюблен в красавицу Алену Дмитриевну. При этом он скрывает от царя, что его возлюбленная замужем. Великий государь Иван Васильевич не видит причины для печали молодца и советует тому одарить девушку богатыми подарками и жениться на ней.

Читайте также:
Характеристика Мцыри (по поэме М.Ю. Лермонтова Мцыри): сочинение

Кирибеевич подстерегает Алену после вечерней службы в церкви и набрасывается на нее с объятиями и поцелуями, уверяя девушку в своей любви. Взволнованная, простоволосая Алена поздно возвращается домой, где ее ждут муж, молодой купец Степан Парамонович Калашников, и дети. Она рассказывает супругу о том, как ее обесчестил Кирибеевич, как насмехались над ней соседи, ставшие свидетелями их встречи с опричником. Алена просит у мужа прощения и защиты ее честного имени.

Степан Парамонович обещает отомстить наглецу Кирибеевичу и в честном бою на глазах у Ивана Грозного убивает наглого опричника. Царь в ярости расспрашивает Калашникова о причинах его ненависти к Кирибеевичу и грозит казнить купца, отрубив ему голову. Но Степан не открывает тайну, лишь просит не оставить без царской поддержки жену, детей и младших братьев. Иван Грозный обещает выполнить просьбу и отправляет Калашникова на плаху.

В.Г. Белинский в своей статье «Стихотворения М. Лермонтова» так определил выбор Лермонтовым для описания событий давней исторической эпохи.

«Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа… и вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории».

Главные герои и их характеристика

Сокращенное название произведения звучит так: «Песня про купца Калашникова».

Именно молодой купец Степан Калашников, а не царь Иван Грозный, упомянутый в полной версии названия первым, является главным героем поэмы.

Калашников олицетворяет собой истинного русского человека широкой души, благородного, уверенного в своих силах, с чувством собственного достоинства. Степан воспитан в духе моральных устоев и принципов своего народа, он сочетает в себе простоту, доброту и уважительно относится к другим.

Степан не в силах простить Кирибеевичу поруганную честь любимой жены Алены Дмитриевны. Ведь в лице Алены недругом попрана честь всего рода Калашниковых. Не зря Степан Парамонович после случившегося зовет на помощь своих младших братьев и просит их наказать врага. Калашников знает, что вызов брошенный им лучшему царскому опричнику, грозит смертью, но от решения своего не отступает. Казненного царем молодого купца почитают в народе и считают героем.

Алена Дмитриевна, жена Степана Парамоновича Калашникова, появляется перед читателями совсем ненадолго, но успевает вызвать к себе и чувство восхищения (она очень красива), и жалости, и чувство глубоко уважения за любовь и преданность своему мужу, честный рассказ и покаяние в случившемся.

Иван Грозный. Великий государь, хоть и назван грозным в самом начале произведения, предстает перед читателями радушным, улыбающимся и повелевающим поднести чаши с вином своим воинам. Но уже через несколько строк характер царя меняется. Иван Васильевич хмурит брови и выказывает своему самому близкому опричнику Кирибеевичу подозрение в нехорошем замысле. После объяснений воина царь снова улыбается и будто бы совсем по-дружески дает опричнику советы. Но в финале произведения государь являет народу свою деспотичную, своевольную и жестокую сущность, посылая без закона и суда на плаху купца Калашникова, убившего в честном бою лучшего царского опричника.

Кирибеевич. Отрицательный герой поэмы. Лучший опричник царя, бесстрашный и удалой, оказался человеком способным соврать самому государю, лукавым, одержимым любовной страстью и беспринципным.

Темы и проблемы

Несмотря на то, что события, описываемые в поэме, происходят в эпоху Ивана Грозного, темы, затронутые в произведении, оказались современным и актуальными. Сам Лермонтов, да и все русское сообщество еще находились под влиянием известия о кончине А.С. Пушкина, вышедшего на дуэль с целью защитить честь своей жены и свое благородное имя. Тема чести, поруганной, но отмщенной, пусть и ценой жизни – главная тема произведения.

Тема вседозволенности власти, актуально звучащая в разные времена, также упомянута в произведении. Легко и безнаказанно Иван Грозный распоряжается людскими судьбами, потешаясь смертоубийственными драками, нарушая правила, самим собою и установленные, посылая на плаху невиновных. Его слуга, Кирибеевич, чувствует свою безнаказанность, домогаясь чужую жену.

Очень важны в поэме исторические параллели. Произвол самодержавия при Николае I с его жандармскими порядками мало чем отличался от вседозволенности власти при Иване Грозном.

Тема любви. В коротком произведении Лермонтов сумел показать две грани этого чувства: с одной стороны – темную, преступную, чувственную страсть Кирибеевича, с другой – чистую, преданную, всепрощающую любовь благородного Степана Калашникова и прекрасной Алены Дмитриевны.

Тема свободы. Степан Калашников, понимая, чем грозит ему конфликт с государевым слугой, осознанно делает свой выбор и решает отомстить Кирибеевичу. Это его свободный выбор. Свободный от влияния других людей, даже царя. Но несвободным оказывается Степан в границах своих нравственных принципов и чести. И эта несвобода определяет его поступок и объясняет хладнокровное убийство Кирибеевича в честном бою: «Я убил его вольною волею…».

Главная мысль

Необходимость защиты чести и достоинства– главная мысль произведения.

Даже если для этого потребуется пожертвовать своей жизнью, нельзя сдаваться и преклонять колени перед посягнувшим на них.

Моральное превосходство нравственно чистых, пусть и более слабых по социальной иерархии людей, над всемогущими, но беспринципными.

Лермонтов предлагает читателю поразмышлять над судьбой человека в обществе, где закон «не писан», о необходимости вести борьбу за свою свободу и честь.

Поэт своей поэмой бросает вызов самодержавию, воспевая смелость и благородство купца Калашникова, выступившего против произвола царского любимца.

Чему учит?

Поэма учит читателей не изменять своим нравственным принципам, бороться за свою правоту, честь, достоинство, не отступать перед проявлениями беззакония.

Отношения между молодым купцом Калашниковым и его супругой Аленой Дмитриевной – прекрасный, поучающий образец взаимоотношений между любящими, уважающими и оберегающими друг друга людьми, честными и преданными своему чувству.

Читайте также:
Взаимосвязь образа Печорина и других персонажей романа: сочинение

Смерть Кирибеевича служит подтверждением того, что зло будет всегда наказано.

А мужество, смелость, готовность защитить семью даже перед лицом смерти и гибель самого Калашникова делают его героем в памяти народа.

Анализ поэмы М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича. “

«Песня про царя Ивана Васильевича. » — историчес­кая поэма, написанная М.Ю.Лермонтовым в 1837 году. Белинский писал: Лермонтов в «Песне. » «как будто совре­менник этой эпохи, принял условия ее грубой и дикой общественности, со всеми ее оттенками, как будто бы никогда и не знавал о других. »

В этом произведении нет идеализации прошлого. В «Песне. » торжествует правда, правда истории удивительно подобранных лиц, из которых каждое — тип и вместе с тем неповторимая человеческая индивидуальность. Но не толь­ко это. История в «Песне. » проходит перед нами в богат­стве и роскоши щедро разбросанных подробностей жизни и быта, которые в сочетании с героями образуют целостную историческую картину.

В каждом герое поэмы поражает прежде всего сила и цельность характера. Грозный, Калашников, Кирибеевич — это люди, представленные поэтом крупным планом. Но их цельность и полнота не однолинейны: в каждом бушует, затухает и возгорается с новой силой пожар страс­тей. Горе, печаль, подозрение, радость, надежда и отчая­ние, уверенность, бахвальство и страх — все это может пройти в герое целым циклом за минуту.

Образ лермонтовского Грозного отличается от обра­зов, созданных другими писателями русской литературы. Его Грозный суров, остроумен, грозен, величествен, гневен, весел, спокоен, радостен, доверчив и подозрителен, наконец, жесток, но в своей жестокости справедлив, а в справедливости опять-таки жесток. До и после Лермонтова никто так Грозного не писал. Великий художник вводит нас в самую «механику» чувств Грозного, не только изо­бражает «диалектику» его души, но и показывает обстоя­тельства, которые сделали его Грозным. С каким художе­ственным тактом поэт описывает пир Грозного, рассказывая, кто где сидит за столом!

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его все бояре да князья,

По бокам его все опричники.

Так искусно ввел нас автор в самую суть политической борьбы времен Грозного, которая много объясняет в его характере и поведении. И слово «грозный» теряет свою самодовлеющую психологическую окраску, становясь чер­той характера, исторически значимой и обусловленной и поэтому введенной в определенные исторические границы. Это и дает художнику право, не греша против истины, развернуть другие возможности характера Грозного, про­тивоборствующие первой. Он отстаивает свободу чувства любви, он не хочет и не может порабощать любовь чело­века, любовь женшины. Это и продиктовало его знамени­тые слова:

Как полюбишься — празднуй свадебку,

Не полюбишьсяне прогневайся.

Таков Грозный Лермонтова. Это сложная, богатая, противоречивая и объясненная в своей сложности лич­ность. Здесь нет ничего наперед заданного, предвзятого, здесь все в естественном развитии действия объясняет самое себя. Здесь все дышит историей, все живет историей. Лермонтовский историзм и его художественный гений торжествуют здесь полную победу. В обрисовке Грозного и в объяснении его эпохи Лермонтов как автор «Песни. » выше всех своих современников — историков и писателей.

Говоря о героях «Песни. », нужно заметить, что они отличаются не только богатством содержания, но и тем, что каждый из них несет в себе себя другого, свое продол­жение как некое свое отрицание. Поэтому каждый лермонтовский образ есть противоречие, борение: развитие есть не одна, а ряд возможностей дальнейшего формирования личности в сфере определенных обстоятельств. У Лермон­това в «Песне. » герои не делятся на положительных и отрицательных. Кирибеевич нагл, преступен, дерзок, но он ласков, нежен, готов на самоотверженность и самопожер­твование. Грозный — неисчерпаем.

Алена Дмитриевна послушна, покорна, верна обрядам и обычаям старины.

Сочувствие автора отдано Степану Калашникову, за­щитнику законов патриархальной эпохи, по которым жил в то время народ. В поединке с Кирибеевичем купец отстаивает не только свое достоинство, свою честь, свои личные права, но и общенародные моральные нормы. Своеволие Кирибеевича вступило в противоречие с народ­ными представлениями о чести, а воля Калашникова («Я убил его вольной волею. ») с ними совпала.

«Песня про царя Ивана Васильевича. » и в наши дни остается непревзойденным образцом проникновения поэта в тайны и народной психологии, и поэтического склада народной речи. Белинский так писал о поэме: «Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение ее пульса, проник в сокровеннейшие и глубочай­шие тайники ее духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, освоил себе его старинную речь, простодушную суровость его нравов, бо­гатырскую силу и широкий размет его чувства. — и вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории».

Литература

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

История создания поэмы «Песня про купца Калашникова»

Историческая основа поэмы

Михаил Лермонтов очень рано стал испытывать интерес к истории и фольклорному творчеству. Детство и юность поэта прошли в имении его бабушки – Тарханах. Там началось познание народного творчества, подростком он стал записывать услышанные от крестьян песни. В 16 лет поэт записал, что если он захочет «вдаться в поэзию народную», то искать ее будет в «русских песнях».

Поэма с исторической основой, стилизованная под старинную народную песню, была начата Лермонтовым в Царском Селе, где он служил после окончания Школы гвардейских юнкеров. Поэт завершил работу над поэмой в 1837 г. К тому времени Лермонтов уже служил в Пятигорске, куда был сослан за стихотворение «Смерть поэта», написанное после дуэли и гибели Пушкина. Название лироэпическая поэма получила объемное: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Подобные длинные названия были свойственны русским средневековым книгам, в них давалось указание на суть содержания. Произведение ссыльного поэта, присланное с Кавказа журналисту А. Краевскому, цензурой было запрещено печатать. Поэтому первая публикация без упоминания имени автора появилась в 1838 г. в литературном приложении к военной газете «Русский инвалид» и имела огромный успех. Критик В. Белинский дал высокую оценку произведению неизвестного автора, которого назвал «сильным и самобытным дарованием». В 1840 г. поэма вышла в небольшом сборнике «Стихотворения М. Лермонтова».

Читайте также:
Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова Герой на-шего времени.): сочинение

В «Песне про купца Калашникова» отражены события XVI в., эпохи царствования Ивана Грозного. Одним из самых трагических явлений того времени была учрежденная царем опричнина. Это понятие произошло от слова «опричь», что означало «кроме». Опасаясь измены бояр, ИванIV выделил особые владения – опричнину, создал опричное войско. В него набирались выходцы из бояр и дворян, которые беспрекословно подчинялись царю. К седлам опричники привязывали головы собак и метлы, символы преданности государю, олицетворяющие готовность загрызть и вымести всех изменников царя. Возглавлял опричников приближенный к царю Григорий Скуратов, получивший прозвище Малюта. Иван Грозный верил в преданность опричников, которые по царским указам творили кровавые бесчинства, грабили и казнили неугодных власти людей. Особые полномочия опричников, беззаконие и безнаказанность открывали им путь к вседозволенности.Опричники держали в страхе людей всех сословий, их боялись и ненавидели. В «Песне про купца Калашникова» Лермонтов показал страшную участь человека, выступившего против произвола приближенного к царю опричника.

Краткое содержание поэмы «Песня про купца Калашникова»

Фольклорные традиции в поэме Лермонтова, жанровое своеобразие и повествовательная манера народного сказа

В зачине поэмы, как в былине, гусляры объясняют, о чем они сложили свою песню. Иван Грозный замечает во время пира, что дорогой ему опричник пригорюнился. Он стал расспрашивать, отчего тот приуныл. Кирибеевич открылся царю, что ни слава, ни богатство не радуют его. Он просит у царя позволения покинуть государеву службу, чтобы в вольных степях искать погибели в сражениях с басурманами [1] . А причина его страданий в неразделенной любви. Царь советует послать сваху с подарками к избраннице. Но умолчал Кирибеевич, что обвенчана эта женщина с другим по христианскому обычаю.

Пир Ивана Грозного

Подкараулил Кирибеевич у церкви после вечерней службы Алену Дмитриевну, стал ее силой удерживать, сулить богатые подарки и положение знатное, хвастаясь, что он из известной семьи Скуратовых. Вокруг зло шептались соседки, глядя на них. Удалось женщине освободиться и убежать.

Калашников, воротившись из лавки, почувствовал дома неладное: жена не встречает, на столе нет ужина, свеча догорела у образов. Работница сказала, что хозяюшка не возвращалась, а детки никак не заснут без матери и плачут. Вид появившейся Алены Дмитриевны изумил купца: бледная, с безумными глазами, с непокрытой головой, одежда растрепана. Калашников разгневался, а она кинулась к мужу и обо всем поведала. Калашников, призвав к себе младших братьев, сообщил о решении покарать обидчика завтра на потешном кулачном бою.

Перед потешным боем Кирибеевич хвалится своей удалью, надсмехаясь над оробевшими противниками. Он всегда побеждал, не было ему равных в искусстве кулачного боя.Но, услышав имя бойца, принявшего его вызов, поразительно меняется, теряет самообладание. Он первым ударил в грудь соперника, но Калашникова защитил от удара нательный медный крест, который врезался в грудь так, что кровь потекла. Калашников ответил ударом в висок, Кирибеевич рухнул замертво. Царь повелел Калашникова казнить, пообещав перед казнью выполнить последнюю просьбу: оказать милость его вдове, детям и братьям. На лобном месте «смертью лютою, позорную» казнили Калашникова, схоронили не на погосте [2] , а как преступника в чистом поле.

Романтическая поэма Лермонтовым написана в манере старинного русского народного сказа, исторической народной песни. Существовала в народе традиция слагать песни о легендарных, необыкновенных людях. Поэтому создается впечатление, что события переданы в «Песне про купца Калашникова» устами народа, выражающего свое отношение к героям. Оттого каждая глава начинается и завершается упоминанием о народных певцах – гуслярах, которые были выразителями народного мнения. В языке поэмы сохранены фольклорные традиции, при помощи которых передан исторический колорит эпохи правления Ивана Грозного. В тексте много устаревших слов и оборотов, характерных для древнерусского языка. Поэтому представляет собой «Песня про купца Калашникова» стилизацию фольклорных текстов настолько талантливую, что многие литературоведы и историки отмечают удивительное сходство стиля и языка поэмы с оригинальными памятниками русского фольклора.

Картины исторических бытописаний жизни народа Руси XVI в

Образы купца Степана Калашникова и опричника Кирибеевича. Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича. Судьба Алены Дмитриевны

Лермонтов, используя исторические и фольклорные источники, достоверно передал картины быта Руси XVI в. и психологию нравов русского средневековья. Из описания пира Ивана Грозного мы узнаем, как проводили свободное от службы время опричники. В рассказе про купца Калашникова дается представление о нравах и быте купеческого сословия, живущего по законам «Домостроя». В сцене царского суда и расправы над Калашниковым передана атмосфера взаимоотношений простого человека и царской власти.

В характеристиках главных героев «Песни про купца Калашникова» можно найти схожие внешние черты. Они молоды, статны, наделены сильным характером, богатырской силой, молодецкой удалью. Но купец Калашников и опричник Кирибеевич – антиподы по чертам характера, образу жизни, нравственным качествам.

Кирибеевич состоит на царской службе, он любимый боец царя, один из преданных «государевых псов» – опричников.Он принадлежит к семье Скуратовых, один из которых, прозванный Малютой, славился своей беспощадностью и лютостью. Молодой боец, благодаря царскому покровительству и особым привилегиям государевой службы, пользуется своей вседозволенностью, не живет «по закону господнему», творит беззаконие и насилие, ему неведомы понятия совести и чести.

Читайте также:
«Любовь к природе и единение с ней в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая Нива...»(2): сочинение

Он одержим страстью, ради которой готов преследовать женщину, обвенчанную с другим. Он предлагает Алене Дмитриевне богатство и положение, но сам неосознанно губит жизнь той, которую любит. Он опорочил прилюдно честное имя женщины, о которой будут теперь злословить. Он пренебрегает людской молвой, которая для нее может стать приговором.Белинский писал, что в образе Кирибеевича представлена «сильная, могучая натура», для которой любовь – это «тяжелая и трудная» страсть. Для такого эгоистичного «человека нет середины»: он должен или заполучить желаемое, или погибнуть.Ему тягостно жить без того, чем он не может обладать.

Кирибеевич и Алёна Дмитриевна

Зазывая на кулачный бой, самоуверенный Кирибеевич, не зная себе равных по силе, посмеивается над оробевшими бойцами, не сомневаясь ни на минуту в своей победе. Он обещает смельчаку сохранить жизнь ради праздника, у принявшего вызов бойца с издевкой спрашивает имя, чтобы по нему панихиду заказать после. Опричник дал слово сохранить противнику жизнь, но собирался его убить. Жизнь баловня судьбы меняется в один миг, когда он узнает имя бойца: им овладевает неподдельный ужас, пропадает бойцовское хвастовство, молодецкая удаль. Уверенного в своей непобедимости опричника словно оставляют силы, он понимает, что обречен, что этот бой станет первым, который он проиграет, и последним в его жизни. Он погибает от праведного удара Калашникова, падая замертво, словно «под корень подрубленная» сосенка. Этот буйный и удалой молодец погубил свою и чужие жизни из-за собственной смертоносной страсти, поплатившись за обиду, нанесенную Калашникову.

В образе Калашникова показан представитель более близкого к народу сословия – купечества. Калашников ведет успешную торговлю, продает в собственной лавке дорогие заморские ткани. Он живет в большом доме, у него крепкая семья, живущая по патриархальным традициям. Степан Парамонович – человек простой и честный, благородный, с чувством личного достоинства. Молодой купец пользуется уважением людей, его величают по имени-отчеству. Наречен он именем Степан, что означает «венец», его отчество от имени Парамон, в переводе с греческого означающего «твердый, верный».

Перед боем опричник кланяется царю, боярам и опричникам, показывая, что готов их потешить. Калашникову потешный бой нужен не для забавы. Не раздумывая, он осознанно решается на поединок с опричником, чтобы наказать обидчика, который попрал то, то для него дорого: народные идеалы веры, чести и правды.Перед поединком он поклонился не только царю, но и Кремлю, всему честному русскому народу и святым храмам, показывая, что он готов встать на защиту общей народной чести. Готовность постоять «за святую правду-матушку» придает купцу уверенности в силах, твердости в решениях, решительности в действиях.

Калашников осознает, что вызовом, который он бросает царскому любимцу, приговаривает себя к казни. Для него честь рода Калашниковых превыше смерти, ведь опричник опорочил прилюдно его жену, мать его детей. Калашников просит братьев, чтобы они продолжили драться с обидчиком, защищая честь рода, если он погибнет, не сумев отомстить. Калашников в бою решителен и бесстрашен. Он наделен физической силой равной силе опричника, но по силе духа Калашников превосходит соперника, которого считает «лукавым рабом», «басурманским сыном». Он не просит у царя пощады,честно сознался, что убил «по вольной воле», а не случайно, отказался назвать причину своего поступка, чтобы не называть прилюдно имя своей жены. Возможно, если бы он слукавил, царь его помиловал. Но Калашников не побоялся царского гнева, показал свой сильный характер: не стал валяться в ногах у царя. Он не признает царского суда над своей совестью, отвечает, что ответ будет держать не перед царем, а перед Богом. Единственная его просьба – не оставить семью без помощи. Калашников стойкий и независимый человек, неподвластный царской воле. Белинский отметил, что такие «железные натуры», как Калашников, «тихи и кротки» только до времени, но они «обиду не стерпят и сдачи дадут».

Образ Алены Дмитриевны, молодой красивой женщины, близок народному идеалу женщины, жены, матери. Она родилась и выросла в патриархальной купеческой семье, но родители ее уже умерли. Она с любовью и уважением относится к мужу, главе семьи и кормильцу, называет его ясным солнышком, государем.Для нее семейные ценности основаны на христианских законах, чести и верности.Она набожна, посещает церковные службы. После нанесенной опричником обиды, она к мужу обращается, как к своему заступнику. Ей не страшна худая молва и смерть, боится она только гнева и немилости мужа. После казни Калашникова Алена Дмитриевна стала вдовой с осиротевшими без отца детьми. Она вынесет с достоинством эту участь, как вынес бой и мучительную казнь ее муж, лишь бы их детям не довелось расти в опороченной семье.

Образ Ивана Грозного

Авторская позиция, народная оценка поведения и морали героев

Лермонтов изобразил Ивана Грозного, как в старинных русских песнях, без похвалы или порицания, таким, каким он был на самом деле. Поэт показал двойственность образа Грозного, противоречия в его характере. Широта его натуры и великодушие совмещаются с деспотизмом, жестокостью, мстительностью и коварством. Это развращенная властью личность, царь казнит и милует не по закону, а по собственному желанию. Грозный нарушает даже собственное царское слово. Он велит казнить победившего в честном бою Калашникова, хотя обещал награду победителю. Но своей милостью обещал одарить родных казненного купца. Царский суд притворно милостивый, преступный и лживый. Звучит горькая авторская ирония в описании веселого и нарядного палача, готовящегося на плахе к страшному представлению для потехи царя.

Хотя Лермонтов изобразил эпоху Ивана Грозного, вопросы, затронутые в поэме, были актуальны во многие времена:беззаконие и произвол власти, вседозволенность и безнаказанность приближенных к властителям, несправедливые расправы над неугодными, жестокое подавление инакомыслия. В эпоху реакционной тирании Николая I довелось жить самому Лермонтову. Он считал, что люди его поколения «к добру и злу постыдно равнодушны», «перед властью – презренные рабы». Своим современникам поэт в поэме показал нравственный урок из прошлого. Авторская позиция выражена в осознанном протесте личности против деспотичной системы.

Читайте также:
Сюжет романа «Герой нашего времени»: сочинение

В образе купца Калашникова Лермонтовым переданы лучшие национальные черты характера русского человека. Он является выразителем богатой духовной народной культуры, в которой больше жизни ценятся честное имя, долг, честь. Не случайно купца величают гусляры полным именем,имя его врага не упоминается ни разу, а только прозвище. Он лишен честного имени, а прозвище имеет татарские корни, слово «кирибей» означало «непокорный князь». Вызов опричнику – это выражение народного протеста. Оттого сохранилась память в народной песне о смелом поступке Калашникова, не забыта в чистом поле у трех дорог его могила, у которой каждый прохожий то перекрестится, то пригорюнится.

Значение поэмы в истории русской литературы

Поэма Лермонтова занимает особое место не только в его творчестве. В русской литературе еще не было произведений, подобных «Песне про купца Калашникова», да и после не было создано ничего подобного.Обратившись к русской истории, Лермонтов создал уникальную поэму в манере народных русских сказаний, глубоко проникнув в стиль повествования и склад старинной речи эпических преданий. Белинский писал, что Лермонтову в «Песне про купца Калашникова» удалось проникнуть в «глубочайшие тайники духа народа», создать произведение «мужественное, зрелое», «столько же художественное, сколько и народное».

Словарь

1. Басурман – представитель иной, не православной веры, иноверец

Основные мотивы лирики Лермонтова

Лермонтов Михаил Юрьевич – известный русский романтик, чьи произведения навсегда останутся не только в школьной программе, но и в умах людей, в истории человечества. Это грустный человек, чьи стихотворения были пропитаны печалью и бунтарским духом, всё в стиле романтизма. В лирике Лермонтова несколько главных вечных мотивов, которые поэт раскрыл по-своему.

Главный мотив творчества Михаила Юрьевича – это, конечно, одиночество. Это чувство сопровождало поэта на протяжении всей его жизни. Мало кто понимал этого сложного человека, мало кто мог с ним дружить. Об одиночестве он пишет в одноимённом стихотворении и приходит к выводу, что люди будут радоваться его смерти больше, чем рождению. Поэт всегда чувствовал себя одиноким, и это отражалось на его творчестве, видимой нитью проходя через все его этапы.

Как и большинство одиноких людей, Лермонтов был индивидуалистом и умеющим говорить правду в лицо. Михаил Юрьевич ненавидел лицемерие и притворство, и, оказываясь в месте, где концентрация людей с этими чертами зашкаливало, он стремился им об этом сказать, а потом и «бросить в лицо железный стих», за что и имел множество ссор и дуэлей. Лермонтов, как и любой другой романтик, остро переживает несправедливость во всех аспектах жизни, он пытается бороться с этим.

Ещё один мотив лирики поэта – мотив любви. Однако, в отличие от Пушкина, в его стихотворениях любовь была показана с иной стороны. Лермонтов уважал только любовь недостижимую, ту, на которую можно смотреть, от которой можно только страдать. Однако, сам поэт любил очень страстной любовью, как и многие деятели искусства. В его стихотворениях очень часто проскальзывает мотив неразделённой любви. И снова, – печаль, страдания и надежды.

Мотив природы также характерен для лирики Лермонтова. Он обращается к пейзажной миниатюре, плавно переходя в философские размышления о жизни. Этот мотив часто сопоставляется и с мотивом Родины. Родина для Лермонтова в начале его жизни было местом, которое дало жизнь и вместе с тем страдание, а позже стало обителью рабства и ужасов, он стал воспринимать родину как государство.

Мотив поэта и поэзии тоже характерен для Лермонтова. Он считает, что стихотворения – это то, что может изменить не только человека и его внутренний мир, но и то, что находится вне его, то есть всю неидеальную окружающую действительность.

Итак, в лирике Лермонтова множество мотивов, все они знакомы каждому человеку, многие понимают Лермонтова и его бесконечную грусть, именно поэтому творчество этого поэта вечно, как и он сам.

Рассуждение 2

Михаил Юрьевич Лермонтов творил в непростой период. 1830-е годы характеризуются строжайшей цензурой и политическим гнётом. Не все события общественной жизни изображались в литературе и искусстве. Михаил Юрьевич Лермонтов не принимал эти условия и выражал в своём творчестве несогласие с существующим порядком. Это обстоятельство повлияло на темы в творчестве писателя.

Одна из самых главных тем в его творчестве — это тема свободы. С ней связаны образы неволи, узника. Примерами таких стихотворений служат «Желание» и «Узник». Они характеризуются образом человека, который стремится выйти на волю из заключения. С этим связаны образы тюрьмы, которые создаёт автор для передачи своих чувств и переживаний. Все стихотворения о свободе и неволе проникнуты грустью и тоской.

Тема свободы неразрывно связана с темой одиночества, которая часто возникает в произведениях автора. Многие герои Лермонтова одиноки. Да и сам писатель не мог найти единомышленников. Тема одиночества прослеживается в стихотворениях «Утёс», «На севере диком», «Парус». Лирический герой этих произведений остаётся один на с собой, поэтому погружается в глубокий самоанализ. Это отражает специфичность души самого писателя.

Важное место в творчестве занимает и тема судьбы поколения Лермонтова. Писатель разочарован в своих современниках, которые не развиваются, не придумывают что-то новое, а развлекаются. В стихотворении «Дума» он предполагает, что будущие поколения будут смеяться над поколением 1830-х годов, которое так и не смогло развить свои таланты. Эта тема связана с темой одиночества, ведь писатель не смог найти себе друзей из-за разных взглядов на жизнь.

Михаил Юрьевич Лермонтов уделяет внимание и исторической теме. Он пишет «Бородино» и «Песню про купца Калашникова». Первое произведение обращено к 1812 году, а второе — к эпохе опричнины. В прошлом писатель искал честных, смелых и храбрых людей, которых не мог найти в своём времени. Таким примером стала русская армия в войне 1812 года и купец Калашников, который не побоялся опричника и защитил честь своей жены на кулачном бою.

Читайте также:
Страшный ли человек этот Печорин: сочинение

Михаил Лермонтов размышлял и о судьбе поэта, об его важной социальной роли, об взаимоотношениях творца с народом. В стихотворении «Смерть поэта» писатель размышляет о смерти Пушкина. Литератор убеждён, что умершего погубила власть, общественное мнение. Тема антитезы поэта и общественности по-своему раскрывается и в стихотворениях «Пророк», «Поэт». Писатель убеждён, что они никогда не могут понять друг друга.

В творчестве Михаила Лермонтова выделяется множество тем, взаимосвязанных друг с другом.

Основные мотивы лирики Лермонтова

Популярные сочинения

Бубнов – второстепенный персонаж пьесы «На дне». Это бездомный сорока пяти лет, проживающий в ночлежке вместе с другими ее обитателями. Читатель обнаруживает его в самом начале повествования

Природа заложила в человека инстинкт самосохранения. Благодаря ему мы испытываем страх, который заставляет нас избегать опасностей. Но если изначально все было просто – человек боялся хищников, сильных собратьев, сил природы

Когда мы говорим о творчестве, то не всегда понимаем, что считается настоящим искусством. Важно уметь различать его с творчеством и ремеслом. Настоящее искусство исходит искреннее и исходит от души человека

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова 9 класс сочинение

За короткий жизненный путь М.Ю. Лермонтов успел оставить нам неоценимое наследие. Творчество поэта разнообразно по тематике. В его лирике мы можем выделить несколько основных тем: Родины, одиночества, любви и природы.

Тема Родины проходит через все творчество Лермонтова. Отношение поэта к России было противоречивым. В своем произведении «Родина» автор пишет о «странной» любви к Отечеству. Поэт не любит государственных чиновников, потому что они не заботятся о простых людях, но он восторгается традициями и культурой Отчизны, Лермонтову нравится пляска “с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков”. В «Бородино» Лермонтов гордится своей страной и историей России.

Любовная лирика поэта видна в первых стихотворениях, причем любовь переплетена с печалью и одиночеством. Лермонтов не находит счастья в любви: «счастья без обмана нет», «вечно любить невозможно». В произведениях мы находим безнадежность героя, отчаяние, светлые чувства к нему не приходят, и он разочаровывается в любви: «не стоит труда», «все там ничтожно». Поэт не верит в идеальную любовь и понимает, что в жизни может влюбиться только раз, потому что мимолетные увлечения быстро проходят, оставляя в душе пустоту.

Пейзажные зарисовки родной страны являются неотделимой частью лирических произведений поэта. В этих стихотворениях картины природы просты, точны, красочны: «желтеющая нива», «серебристый ландыш», «студеный ключ», «белеющие березы». Очень точно Лермонтов употребляет прием одушевления, он первый, кто стал привлекать сравнения из природы применительно к человеку: «Он был похож на вечер ясный…». Также автор рассказывает нам, какие чувства у него вызывает природа: «люблю дымок», «смиряется души моей тревога», «весело жить». Часто лирический герой Лермонтова одинок, и именно природа помогает автору раскрыть душу этого героя. И природа помогает подчеркнуть это одиночество.

Тема одиночества проходит почти через всю лирику Лермонтова. Наиболее полно раскрыта эта тема в стихотворении «Узник». Поэт сам ощущает себя узником времени, ведь современники его не понимают. В «Пророке» лирический герой не нужен людям, они не желают его слушать, поэтому он вынужден удалиться в пустыню, там пророк обретет покой.

Лирика М.Ю. Лермонтова наполнена грустью, печалью и чувством одиночества, читая его поэзию, мы можем заглянуть в душу поэта и ближе узнать его как человека.

Сочинение Темы и мотивы творчества Лермонтова

Русскую литературу невозможно представить без такого писателя, как Михаила Юрьевича Лермонтова, который являлся романтической личностью, глубоко любящей собственную Родину.

Творил поэт как раз в то время, когда господствовал романтизм. Лермонтову удалось выявить на первый план лирическое «я», что неоднократно предстает центром мира всего. И тем, которыми руководствовался Михаил Юрьевич, было много. Основная – это тема, посвященная одиночеству.

Такое состояние для Лермонтова воспринималось как нечто повседневное, обыденное. Поэт считал, что так оно и есть, и было. В его творениях лирический герой противопоставляется реальному миру, наполненному бездумной толпой, что не может никак понять человека талантливого. Появляется конфликт, который никаким образом не может разрешиться. Одиночество для персонажа Михаила Юрьевича представляется как плата за то, что искал, а затем и приблизился к внутреннему покою, душевному равновесию. Герой постоянно находится в поисках самого себя, своего внутреннего мира, своей души. И в концепции писателя в конце то концов трактуется то, что лирический персонаж так и не обрел покой, даже оставшись совершенно в полном одиночестве…

С другой стороны считается, что одиночество – это некий побег человека от окружающего сурового мира, который надоедает и раздражает своим шумом, в мир иной, иллюзионный. И сразу возникает наряду с этим отчужденность персонажа в сем мире, которое возрастает и неумолимо продолжает возрастать.

На смену первой теме приходит другая: тема воли, а также тема неволи. Для Михаила Юрьевича свобода – это самая главная ценность. И лирический герой то и делает, что отстаивает собственное право на то, чтобы являться свободным и независимым от всего мирского. Это, прежде всего, замечается в поэме «Мцыри». Связь проявляется и в стихотворении «Узник», что тоже полон мечтаниями о свободе, о том, чтобы вырваться из клетки.

Удивительно то, что мотивы лирики Михаила Юрьевича и темы неразрывно связаны друг с другом, потому как в произведениях Лермонтова прослеживается и мотив отчужденности лирического героя от пагубностей всего окружающего, и тема одиночества, которая проносится у поэта по всему его творчеству. И то, и то тесно связаны с темой природы, ибо персонаж, мечтая уйти от насущной действительности, обнаруживает утешение в прекрасной красоте природы, которая способна благоприятно воздействовать на человека, очищая и излечивая его душу.

Читайте также:
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова Молитва.: сочинение

Особое внимание в творчестве Лермонтова уделяется толпе, которую он старается ярко выразить, так как её влияние либо возвышает человека, либо принижает настолько, что дальше продолжать собственный путь гораздо тяжелее. Общество Михаил Юрьевич сурово критикует, вырисовывает образы таких людей праздным, ветреным, довольно мелочным, легкомысленным. Их главный недостаток в том, как считает поэт, что отсутствует духовность. Толпа достаточно безынициативна, тщеславна. Ей чужды переживания простого творца, поэтому персонаж Лермонтова и отходит все дальше и дальше от них, дабы не соприкасаться и не взаимодействовать с таким обществом «душевных калек».

Безусловно, Михаил Юрьевич не обошел такую тему, как тема Родины! В своих стихотворениях писатель показывает, насколько понятие «родина» далеко и не похоже на понятие «государство». Это две совершенно отличные друг от друга ветви. Одна, как утверждает поэт, воодушевляет, делает благороднее, возвышенным тебя человеком. Другая излучает лишь ханжество, легкомыслие, безучастность в судьбах людей.

И важная тема писателя – это тема любви, которая выражается у Лермонтова пессимистично. Взаимности наблюдать в творческих трудах Михаила Юрьевича бессмысленно, ибо лирический герой находит свое утешение лишь в одиночестве.

Таким образом, вклад Лермонтова в русскую литературу неоценим! Мысли витиевато располагаются на бумаге, поражая своим содержанием и великолепием!

3 вариант

Замечательный поэт и писатель в России М.Ю. Лермонтов. Он жил в эпоху романтизма, поэтому его произведения пронизаны трагическим настроением и чувствами. Его знаменитое стихотворение «Весна» стало прекрасным отражением событий того времени.

Давайте рассмотрим вопросы: Какой основной мотив есть в творчестве автора? В каких произведениях отражены основные черты лирики писателя? Какие мотивы были отражены в работах Лермонтова?

Природа – центральный мотив творчества Лермонтова. Он отражал природу в написании текстов и в красивых пейзажах. Самым популярным и красивым мотивом считали героизм. Замечательная воля, жертвенные подвиги и смелые выходки его героев. Все эти моменты остались в сердцах у людей. Самым популярным произведением у людей стал роман «Герой нашего времени».

Он отражает трудности, которые обозначены в обществе. Он оказался свидетелем социальных беспорядков. В поэме «Последний сын вольности» отражены все социальные проблемы в обществе.

В работах автора понятно отмечен мотив неволи. Такое положение вещей стало изменениями в государстве, которые он разделял. В результате «Мцыри» и «Узник», заняли центральное место в творчестве поэта. Трудности взаимопонимания в обществе были обозначены у великого писателя. Если он чувствовал одиночество и хотел перемен, но не получив поддержку народа, он не стал продолжать борьбу за свои идеалы.

В творческих работах «Пророк» и «Смерть поэта» были конкретными признаками предчувствия его смерти или отсутствия сил. Лермонтов – чувственная и замечательная натура, которая обращает свой взгляд на религию. Мотивы из Библии оказались в центре работ автора.

Сильно отмечены мотивы в работах «Молитва» и «Демон». Мотивы, отражённые в церкви обладали героическими поступками, нежели смиренный. Душа поэта не смирялась с поражениями и желала побед, поэтому она призывала народ. В результате Лермонтов отправился на Кавказ. Такая ситуация отражена в его работах. Такие следы отражены в работах автора «Синие горы Кавказа» и «Узник». Лермонтова считали настоящим героем, который совершил подвиг.

Гвардейский офицер, который прошёл войну. Он обладал чувствительной душой и доброе сердце, хотя был дерзкий снаружи.

Искренне рекомендую применять эту информацию для написания сочинения и обозначения центральных мотивов лирики Лермонтова, чтобы лучше понять смысл всех произведений конкретного автора.

Сочинение Основные темы лирики Лермонтова.

За короткую жизнь Лермонтов оставил уникальное наследие. Творческая жизнь поэта представляет огромное разнообразие. В его лирике отмечают такие темы: Родины, одиночества, любви и природы. Давайте посмотрим, что хотел сказать автор в своём творчестве.

Тема Родины проходит через творческий путь Лермонтова. Он испытывает смешанные чувства по отношению к России. В своём творении «Родина» автор отмечает «странную» привязанность к Отечеству. Поэт презирает чиновников, так как они не заботятся о населении, но он боготворит традиции и культуру Отчизны. Автор восхищается танцами с «топаньем и свистом под говор пьяных мужиков». В «Бородино» Лермонтов прославляет военных людей и историю страны.

Любовную лирику в творчестве поэта сопровождает печаль и одиночество. Поэт не обретает счастье: «счастье без обмана нет», «вечно любить невозможно». В произведениях отражена безнадёжность грея, отчаяние, светлые чувства его не посещают, поэтому он считает любовь таким чувством, которое посещает человека раз и на всю жизнь. Не забывая о мимолётных увлечениях, которые быстро проходят.

Различные пейзажи страны считаются частью конкретных произведений. В таких стихотворениях природа имеет простые краски: «желтеющая нива», «серебристый ландыш», «студёный ключ», «белеющие берёзы». Он стал внедрять в литературу приём одушевления и сравнения человека с природой: «Он был похож на ветер ясный…». Ещё автор отмечает, какие чувства у него вызывает природа: «люблю дымок», «смиряется души моей тревоги». В основном герой Лермонтова испытывает одиночество, поэтому природа помогает автору раскрыть душу этого героя. Природа помогает отразить душевные переживания.

Тема одиночества идёт фактически в каждой работе Лермонтова. В полном объёме тема раскрыта в стихотворении «Узник». Поэт чувствует, что заперт во времени, ведь с современниками у него не получается диалога. В «Пророке» автор подчёркивает, что его лирика не нужна людям, они не желают его слушать, поэтому он желает уйти в пустыню и получить покой.

В лирике Лермонтова отражены грусть, печаль, чувство одиночества, читая его поэзию, изучая его поэзию, люди могут заглянуть в душу поэта и узнать его человеческие качества.

Искренне рекомендую применять эту информацию для написания сочинения о лирике Лермонтова, чтобы понять и рассмотреть его произведения. Не забывая анализировать все мысли поэта.

Читайте также:
Характеристика Мцыри (по поэме М.Ю. Лермонтова Мцыри): сочинение

Также читают:

Картинка к сочинению Основные темы и мотивы лирики Лермонтова

Популярные сегодня темы

Во времена прорывных технологий, определение слова герой значительно искажается. Часто мы и особенно младшее поколение путаем, кто герой, кто просто так.

Фёдор Александрович Абрамов, написал произведение «О чём плачут лошади?» в не таком далёком 1973 году. Автор был обыкновенным человеком из крестьянской семьи, но с большим талантом и желанием творить что-то новое

Пушкин интересовался историей государства российского, в частности, его очень интересовала неординарная личность Петра Первого. Вот и решил свои мысли облачить в литературную форму.

В повести «Не стреляйте в белых лебедей» затрагивается важнейшая тема отношения человека к природе, борьба добра и зла. Жизнь природы так прочно взаимодействует с человеком, что становится одним из главных действующих лиц.

Во время войны, люди которые просто не могли сидеть, сложа руки, начали партизанскую войну против армии Наполеона.

Сочинение на тему: Основные мотивы лирики М.Лермонтова

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Основные мотивы лирики М.Лермонтова

М. Ю. Лермонтов — духовный преемник Пушкина. Он отразил в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались “из пламя и света”, то есть из бури чувств и напряженно бьющейся мысли. Так как большинство произведений Лермонтова написано в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом пишет Лермонтов в стихотворении “Дума”. Говоря, что будущее его поколения “иль пусто, иль темно”, Лермонтов уточняет: “Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом”. Этот вывод тяжел для поэта, потому что отцы — декабристы. И отказ от их идеалов, отсутствие всяких стремлений позорны. Люди, которые “в начале поприща… вянут без борьбы”, не могут быть полезны. Для Лермонтова такие люди — “толпа угрюмая”. Поэт сожалеет, что гибнут лучшие силы современников. Он осуждает их бездействие, предрекает им бесславную кончину и презрение потомков. Но Лермонтов видит и других людей. Он понимает, что борющегося, честного человека ждут трудности и лишения. Трагедия передовой мыслящей личности отражена в стихотворении “Смерть поэта”. Это стихотворение обличительно, это страстный протест, негодование, бушующий гнев, обращенный против убийц, медленно и хладнокровно травящих “свободный, смелый дар”. Здесь и безутешная горечь друзей, не сумевших защитить “сердца вольного”, вовремя разглядеть опасность, и страстная угроза, и приговор “свободы, гения и славы палачам”. В этом стихотворении перед нами встает во весь рост Лермонтов-бунтарь, преемник традиций Пушкина. Стихотворению “Смерть поэта” очень близко по теме и настроению другое — “Как часто, пестрою толпою окружен…”. Беспощадно и презрительно характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов, их лица — это “приличьем стянутые маски”. Поэт чувствует себя одиноким среди них. Возвращаясь мыслями к детству, он как бы отдыхает душой. Но тем страшнее его пробуждение, тем яростнее и непримиримее становится его бунт против фальши и духовной нищеты, царящих в окружающем мире. Поэт находится в постоянном конфликте с обществом. Эта борьба и рождает стихотворения-отповеди (“Безумец я! Вы правы. ”), размышления о смысле жизни (“И скучно и грустно”), о назначении поэта (“Поэт”). Волнуют Лермонтова и мысли о войне. Лирический герой стихотворения “Я к вам пишу: случайно, право…” размышляет над ненужностью, нелепостью жертв на земле, где “под небом места много всем”. Это раздумья образованного, честного человека о несправедливости захватнической войны. Но к войне освободительной у Лермонтова иное отношение. Недаром в стихотворении “Бородино” повествование ведется от лица простого солдата. С какой любовью изображены обыкновенные артиллеристы, объединенные единым чувством патриотизма! Глубокий, мыслящий человек, Лермонтов не мог не увидеть решающей роли простого народа в победе над французами. И поэтому “Бородино” — памятник русским солдатам. Много стихотворений посвятил Лермонтов теме Родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни восславляли победы над врагами, другие — родную природу. Лермонтов, продолжая развивать идеи Радищева, Пушкина, мечтает увидеть страну цветущей и свободной, народ — сильным. Особенно остро размышляет Лермонтов о судьбе Родины в дни гонений. Он бесконечно любит ее и ненавидит одновременно. В стихотворении “Тучи” Лермонтов сначала сопоставляет себя с тучками (“мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”), а потом противопоставляет себя им (“чужды вам страсти и чужды страдания”). У тучек нет Родины, а поэту очень жаль расставаться с “милым севером”, с местами, где остаются его друзья и единомышленники. Но в стихотворении “Прощай, немытая Россия…” совершенно иное настроение. Лермонтов, свободный и гордый человек, не может жить в “стране рабов, стране господ”, быть под постоянным надзором властей. И поэт ненавидит Россию безропотную, покорную, в которой царят беззаконие и произвол. Итогом многолетних раздумий является стихотворение “Родина”. Взгляд поэта точный, искренний, демократичный. Понятие Родины связано у Лермонтова прежде всего с понятием народа, труда, с родной природой. Лирический герой Лермонтова счастлив видеть “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “разливы рек ее, подобные морям”, “И на холме средь желтой нивы /Чету белеющих берез”. Он рад показать нам “полное гумно” — признак крестьянского благополучия, простые предметы быта, “избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно”, — складывающиеся в образ родного края.
Таковы основные мотивы лирики Лермонтова. Стихи поэта будили мысль в передовых людях его поколения, воспитывали истинных патриотов.
.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: