Пейзажная лирика Лермонтова: сочинение

Образы природы у М. Ю. Лермонтова (На примере нескольких стихотворений)

Максим Юрьевич Лермонтов невероятно сильно любил свою Родину, народ, с которым он проживал, он мог прочувствовать, насколько прекрасна природа родного края, при этом подчеркивал ее утонченность и насыщенность разнообразными цветами и красками. Пейзажи, которые он описывал в своих лирических произведениях, присутствуют во многих его работах и это логично, учитывая, что он был «гением пера».

С одной стороны, природа родных мест выступает как бы фоном в повествовании в произведениях, также они метафорично наполняют картину лирических работ, помогают раскрыть более детально характеры многих персонажей, которые показывают, какое настроение они испытывают в определенный момент времени. Например, в стихотворениях «Три пальмы», «Горные вершины» можно очень легко почувствовать этот момент, когда описание природы сравнивается с состоянием и настроением персонажей.

Но также этот мир самостоятелен, он выражает собственные ощущения и порой находится в дисгармонии, например, он разделен на землю и небо, на верх, низ. Земля показывает, что все заканчивается, а небо наоборот, воплощает в себе вечные порывы и мотивы.

В более поздних работах автора природа менее эмоциональна, там все логично верно и правильно. Например, в произведении «Мцыри» герой хотел приблизиться к природе, он хотел «обняться с бурей». Лермонтов показывает свою любовь к природе через ноту патриотизма, иллюстрируя то, что красота родных мест возделана людьми, которые любят свой край и следят за его красотами и видами.

Однако в некоторые моменты жизни, автор сознавал трагичность своего одинокого состояния души, и поэтому в полной мере не мог ощутить своей связи с природой. Он подчеркивал это тем, что «выходил один на дорогу..». Однако это не было депрессивным и отчаявшимся отношением автора к происходящему в его жизни, это было лишь временное трудное состояние души. В этот период автор восхваляет тишину и спокойствие природы.

Таким образом, природа в лирических творениях автора весьма разнообразна. Например критик Белинский В.Г. видел в произведениях Лермонтова «все элементы, в которых сочетаются жизнь и поэзия». Его жизнь была наполнена глубоким смыслом, автор был склонен к метафоричным сравнениям, и ему гениально удавалось сравнивать, невероятные на первый взгляд, вещи. Он противопоставлял существующий мир – миру природы, который тоже умел сигнализировать читателю то, что испытывает показанный персонаж, эпоха или что-то еще.

Вариант 2

Михаил Юрьевич Лермонтов является известнейшим во всем мире русским писателем и поэтом. С творчеством данного поэта знаком каждый из нас с самого раннего детства. Стихи Лермонтова читают даже сегодня как дети, так и взрослые. Потому что его творчество можно назвать разносторонним, а не однобоким. Прекрасный поэт прожил не много лет, но оставил нам богатейшее литературное наследие.

Одной из ключевых тем в творчестве любого поэта является тема природы. Михаил Юрьевич Лермонтов не является исключением из правил. Он создал много стихотворений о природе, ставших в дальнейшем известными и цитируемыми.

Очень любил Россию и родную природу Лермонтов. Это несомненно не могло не отразиться на его творчестве. Зарисовки пейзажей – это неотъемлемая часть каждого романа или повести данного автора. Как правило, описание природы представляет собой фон, на котором протекают действия. А иногда описание состояний природы оказывают большую помощь в раскрытии образов героев. Свои личные переживания автор тоже вкрапливает описаниями природы и пейзажей родного края.

При это мир природы можно назвать самостоятельным и без гармоничным. Земля является символом финала и конечной цели жизни человека и иного существа. Земля – это смерть и конец бытия. Небо представляется как что-то вечное и непоколебимое, бескрайнее и широкое, не имеющее конца. Гору у Лермонтова таковы, что их не представляется возможным сломить и разрушить. Притом находятся они между бескрайним небом и конечной землей. Именно такие ассоциации были у поэта на начальном этапе творчества.

Когда поэт стал более зрелым, то его лирика «очистилась» от излишеств, украшений, в которых растворялся основной посыл стихов. Теперь природа у поэта приобрела конкретность, точно и правдивость образов. Мир стал более сгруппирован и равновесен. Эмоции пропадают.

Особого внимания заслуживает поэма «Мцыри». В ней описана природа Кавказа в небывало красивых красках. Здесь безусловно акцентируется внимание на внутреннем мире и переживаниях главного героя – мятежного монаха. Природа тревожится и радуется вместе с героем поэмы.

Другие сочинения: ← Проблематика романа Герой нашего времени↑ ЛермонтовАнализ произведения Маскарад →

Стихи Лермонтова о природе

Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.

Когда волнуется желтеющая нива…

Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зелёного листка;

Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он:

Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога.

Осень

Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов. Зверь, отважный, поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит.

Утро на Кавказе

Светает — вьется дикой пеленой Вокруг лесистых гор туман ночной; Еще у ног Кавказа тишина; Молчит табун, река журчит одна. Вот на скале новорожденный луч Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч, И розовый по речке и шатрам Разлился блеск, и светит там и там: Так девушки, купаяся в тени, Когда увидят юношу они, Краснеют все, к земле склоняют взор: Но как бежать, коль близок милый вор.

Читайте также:
ЗАЧЕМ Я ЖИЛ? ДЛЯ KАKОЙ ЦЕЛИ РОДИЛСЯ? Тpагедия судьбы Гpигоpия Печоpина.: сочинение

Весна

Когда весной разбитый лед Рекой взволнованной идет, Когда среди лугов местами Чернеет голая земля, И мгла ложится облаками На полуюные поля, Мечтанье злое грусть лелеет В душе неопытной моей; Гляжу, природа молодеет, Не молодеть лишь только ей; Ланит спокойных пламень алый С собою время уведет, И тот, кто так страдал, бывало, Любви к ней в сердце не найдет.

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Все тихо — полная луна…

Все тихо — полная луна Блестит меж ветел над прудом, И возле берега волна С холодным резвится лучом.

Посреди небесных тел…

Посреди небесных тел Лик луны туманный, Как он кругл и как он бел, Точно блин с сметаной.

Кажду ночь она в лучах Путь проходит млечный. Видно, там на небесах Масленица вечно!

На севере диком стоит одиноко…

На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.

Вечер после дождя

Гляжу в окно: уж гаснет небосклон, Прощальный луч на вышине колонн, На куполах, на трубах и крестах Блестит, горит в обманутых очах; И мрачных туч огнистые края Рисуются на небе как змея, И ветерок, по саду пробежав, Волнует стебли омоченных трав… Один меж них приметил я цветок, Как будто перл, покинувший восток, На нем вода блистаючи дрожит, Главу свою склонивши, он стоит, Как девушка в печали роковой: Душа убита, радость над душой; Хоть слезы льет из пламенных очей, Но помнит все о красоте своей.

Кто в утро зимнее, когда валит…

Кто в утро зимнее, когда валит Пушистый снег, и красная заря На степь седую с трепетом глядит, Внимал колоколам монастыря; В борьбе с порывным ветром, этот звон Далеко им по небу унесён, И путникам он нравился не раз, Как весть кончины иль бессмертья глас.

И этот звон люблю я! — он цветок Могильного кургана, мавзолей, Который не изменится; ни рок, Ни мелкие несчастия людей Его не заглушат; всегда один, Высокой башни мрачный властелин, Он возвещает миру все, но сам Сам чужд всему, земле и небесам.

Гроза

Ревет гроза, дымятся тучи Над темной бездною морской, И хлещут пеною кипучей, Толпяся, волны меж собой.

Вкруг скал огнистой лентой вьется Печальной молнии змея, Стихий тревожный рой мятется — И здесь стою недвижим я.

Стою — ужель тому ужасно Стремленье всех надземных сил, Кто в жизни чувствовал напрасно И жизнию обманут был?

Вокруг кого, сей яд сердечный, Вились сужденья клеветы, Как вкруг скалы остроконечной, Губитель-пламень, вьешься ты?

О нет! — летай, огонь воздушный, Свистите, ветры, над главой; Я здесь, холодный, равнодушный, И трепет не знаком со мной.

Солнце осени

Люблю я солнце осени, когда, Меж тучек и туманов пробираясь, Оно кидает бледный мертвый луч На дерево, колеблемое ветром, И на сырую степь. Люблю я солнце, Есть что-то схожее в прощальном взгляде Великого светила с тайной грустью Обманутой любви; не холодней Оно само собою, но природа И все, что может чувствовать и видеть, Не могут быть согреты им; так точно И сердце: в нем все жив огонь, но люди Его понять однажды не умели, И он в глазах блеснуть не должен вновь И до ланит он вечно не коснется. Зачем вторично сердцу подвергать Себя насмешкам и словам сомненья?

Прекрасны вы, поля земли родной

Прекрасны вы, поля земли родной, Еще прекрасней ваши непогоды; Зима сходна в ней с первою зимой Как с первыми людьми ее народы. Туман здесь одевает неба своды! И степь раскинулась лиловой пеленой, И так она свежа, и так родня с душой, Как будто создана лишь для свободы…

Но эта степь любви моей чужда; Но этот снег летучий серебристый И для страны порочной — слишком чистый Не веселит мне сердца никогда. Его одеждой хладной, неизменной Сокрыта от очей могильная гряда И позабытый прах, но мне, но мне бесценный.

Ветка Палестины

Скажи мне, ветка Палестины: Где ты росла, где ты цвела, Каких холмов, какой долины Ты украшением была?

У вод ли чистых Иордана Востока луч тебя ласкал, Ночной ли ветр в горах Ливана Тебя сердито колыхал?

Молитву ль тихую читали, Иль пели песни старины, Когда листы твои сплетали Солима бедные сыны?

И пальма та жива ль поныне? Все так же ль манит в летний зной Она прохожего в пустыне Широколиственной главой?

Или в разлуке безотрадной Она увяла, как и ты, И дольний прах ложится жадно На пожелтевшие листы.

Поведай: набожной рукою Кто в этот край тебя занес? Грустил он часто над тобою? Хранишь ты след горючих слез?

Иль, божьей рати лучший воин, Он был с безоблачным челом, Как ты, всегда небес достоин Перед людьми и божеством.

Заботой тайною хранима Перед иконой золотой, Стоишь ты, ветвь Ерусалима, Святыни верный часовой!

Прозрачный сумрак, луч лампады, Кивот и крест, символ святой… Все полно мира и отрады Вокруг тебя и над тобой.

Общее представление

Природа является душой в лермонтовской поэзии. Именно в ней молодой поэт находит высшие ценности: совершенство и свободу. Поэтические размышления, а также живопись, полны именно природой. Поэма «Измаил-бей» начинается в первой части со строк: «Приветствую тебя, Кавказ седой!»

Читайте также:
Судьба России в поэзии М. Ю. Лермонтова: сочинение

Автор пишет о том, что лирический герой Кавказу не чужой человек, что горы его с младенчества носили, и к этим небесам он приучен с ранних лет. Он замечает красоту и суровость гор, сравнивает с привидениями облака и тени. Молодому дарованию, как поэту, помогает его талант художника.

Пейзажная лирика Лермонтова олицетворяет собой покой, любимые картины родины, а также вечно холодные облака. Кроме того, природа у поэта отражает внутреннее настроение лирического героя, его стремление к общему идеалу. Благодаря нашей статье школьники смогут написать сочинение «Пейзажная лирика Лермонтова».

Популярные сочинения

  • Тема любви в рассказе Легкое дыхание Бунина
    Иван Алексеевич Бунин в своем произведении «Легкое дыхание» раскрывает одну из основных тем своего творчества: тему любви и смерти. Он представляет перед читателями жизнь гимназистки Оли Мещерской
  • Сочинение Характеристика Лизы в комедии Горе от ума (образ героини)
    В данной замечательной комедии, написанной Грибоедовым, показана новаторская история автора, в которой он постарался показать все великолепие и новизну стиля, который появился после периода
  • Сочинение Отношение Чацкого к крепостному праву
    Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии Грибоедова. Это произведение написано почти двести лет назад, но до сих пор не утратило своей

Любимый и нелюбимый край

Тарханы – это то место, где рос маленький Миша. Он называл свой край милым сердцу уголком, который отражал образ деревенской и крестьянской России. Пейзажная лирика Лермонтова нашла свое отражение и в описании малой Родины, где есть простор полей, щемящая грусть затерянных деревень.

Поэт не любил официального и парадного Петербурга. Николаевская Россия и голубые мундиры всё время его преследовали. В мае 1840 года Лермонтов вновь отбывает в ссылку. Проводы состоялись в доме Карамзиных, а на улице уже ждал экипаж. Участник тех событий в своих мемуарах писал, что Лермонтов стоял у окна и с грустью смотрел в небо, по которому проплывали облака.

Так Михаил Юрьевич написал стихотворение «Тучи». В этом произведении автор сначала свою личность сравнивает с небесными тучками. Себя и их он называет изгнанниками с милого севера. Затем он спрашивает, кто же их гонит? Может, судьба, злоба или зависть врагов? Какое они совершили преступление? Или это предательство друзей? Но позже он приходит к выводу, что им надоели бесплодные поля, страсти и страдания. Они свободны. Ведь у них нет родины, а значит, им нет изгнания. Природа – не идеал, а человек, измученный страстями, выше нее. Удивительна пейзажная лирика. Лермонтов М.Ю. никогда не променял бы свои страдания и любовь на свободу холодных туч.

Сочинение: Пейзаж в лирике Лермонтова

Лермонтов являлся, с одной стороны, продолжателем традиций Пушкина, а с другой – находился в острой полемике с ним. Поскольку там, где Пушкин утверждал общечеловеческие ценности, которые наполняют жизнь смыслом, Лермонтов видел лишь повод для отчаяния и пессимизма. Для преодоления трагического мироощущения поэт искал и находил свои собственные темы. Одной из таких тем стала тема особого состояния лирического героя – между сном и явью. С этой темой, главным образом, связан пейзаж в лирике поэта.

Стихотворение “Выхожу один я на дорогу” открывается романтическим пейзажем. Для изображения гармонии в мире поэт прибегает к использованию такого литературного приема, как олицетворение:

…пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В этом стихотворении создан такой пейзаж, в котором герой Пушкина нашел бы радость и успокоение. Но лирический герой Лермонтова отталкивается от окружающей красоты. Мысленно он осознает ее: “В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом…”, но не может в этом пейзаже найти вдохновение, слиться с красотой. “Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем?”. Наблюдается внутренняя дисгармония у лирического героя (несмотря на красоту окружающего его мира), в которой воплощен принцип романтического двоемирия. Выход из этого романтического противоречия герой находит в реалистическом пейзаже: “Надо мной чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел”. Поэт пребывает в гармонии с реалистическим пейзажем в состоянии полусна-полуяви: “Я б желал навеки так заснуть, // Чтоб в груди дремали жизни силы, // Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь”.

Принцип романтического двоемирия также просматривается в стихотворении “Парус”. Для одинокого паруса “струя светлей лазури” и “луч солнца золотой” всегда будут находиться в оппозиции с его истинными желаниями, с тем, к чему он стремится. Именно в этой несоединимости с красотой, в невозможности упоения ею и заключается романтическая оппозиция.

В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива” лирический герой выходит из нравственного тупика и ощущает в душе светлое чувство: “И счастье я могу постигнуть на земле, // И в небесах я вижу бога” – также в ситуации “смутного сна”. В этом стихотворении в едином художественном пространстве поэт соединяет признаки различных времен года: “желтеющая нива”, “свежий лес”, “малиновая слива”, “зеленый листок”.

Также с помощью пейзажа Лермонтовым вводится философская проблематика. В стихотворении “Родина”, благодаря пейзажу, возможно осмысление любви к родине как проблемы. Лирический герой утверждает, что любит родину не навязанной ему кем-то любовью, а истинной любовью, доказывая это описанием пейзажа, в котором находит себя: “Проселочным путем люблю скакать в телеге…”, “люблю дымок спаленной жнивы…”. В стихотворении наблюдается изменение художественного пространства пейзажа. Сначала описываемое пространство дано предельно расширенно:

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям.

В следующей строчке пространство сужается, и лирический герой оказывается локализованным в этом пространстве:

…Люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Далее пространство повествования сужается практически до точки. Предметом описания становится “чета белеющих берез” и “с резными ставнями окно”. Обращение к такому новому способу создания пейзажа обусловлено потребностью Лермонтова изобразить новый образ России, а точнее, образ народной России: Я вижу полное гумно, // Избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно…”; поэт “смотреть до полночи готов // На пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков”. Подобные строки мы находим и у Пушкина в “Отрывках из путешествия Онегина”: “Люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор”, “перед гумном соломы кучи”, “теперь мила мне балалайка да пьяный топот трепака перед порогом кабака”. Лирический герой Пушкина также наслаждается реалистическим, неэкзотическим пейзажем, способен увидеть прекрасное в обыденном.

Читайте также:
«Журнал Печорина», как «роман в романе»: сочинение

Лермонтов развивает тему родины, мотив обращения к ее историческому прошлому и в стихотворении “Бородино”. Здесь автор создает батальный пейзаж. С помощью описаний природы устанавливаются временные рамки:

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

Благодаря батальному пейзажу мы сами становимся свидетелями происходящих событий и с легкостью мысленно представляем само сражение:

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И все на наш редут.

Наиболее ярко выраженное олицетворение пейзажа просматривается в стихотворениях “Утес” и “Ангел”. Лермонтов одушевляет неживые предметы и наделяет их способностями, присущими живым существам: “Ночевала тучка золотая // На груди утеса-великана, // Утром в путь она умчалась рано…”, “след в морщине старого утеса”, “задумался глубоко, и тихонько плачет он в пустыне”; “и месяц, и звезды, и тучи толпой // внимали той песне святой”, “и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли”. В стихотворении “Утес” пейзаж является способом показать трагизм героя, обреченного на одиночество и на страдания от неразделенной любви. В стихотворении “Ангел” смысл описания пейзажа тоже, в какой-то степени, заключается в изображении трагизма, причиной которого является обретение полной гармонии только в горнем мире и неспособность успокоения на земле:

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

Таким образом, мы видим, насколько разнообразными были функции пейзажа в лирике Лермонтова. Это создание и романтического, и реалистического, и батального пейзажей, и раскрытие особой ситуации пребывания лирического героя между сном и явью, и обращение к теме родины, к философской проблематике, и создание образа народной России для определения ее значимости для поэта, и подтверждение высказывания Канта о двух вещах, доказывающих существование бога: “Звездное небо надо мной и нравственный закон внутри меня”.

Доклад на тему «Природа в лирике М.Ю. Лермонтова»

Максим Юрьевич Лермонтов невероятно сильно любил свою Родину, народ, с которым он проживал, он мог прочувствовать, насколько прекрасна природа родного края, при этом подчеркивал ее утонченность и насыщенность разнообразными цветами и красками. Пейзажи, которые он описывал в своих лирических произведениях, присутствуют во многих его работах и это логично, учитывая, что он был «гением пера».

С одной стороны, природа родных мест выступает как бы фоном в повествовании в произведениях, также они метафорично наполняют картину лирических работ, помогают раскрыть более детально характеры многих персонажей, которые показывают, какое настроение они испытывают в определенный момент времени. Например, в стихотворениях «Три пальмы», «Горные вершины» можно очень легко почувствовать этот момент, когда описание природы сравнивается с состоянием и настроением персонажей.

Но также этот мир самостоятелен, он выражает собственные ощущения и порой находится в дисгармонии, например, он разделен на землю и небо, на верх, низ. Земля показывает, что все заканчивается, а небо наоборот, воплощает в себе вечные порывы и мотивы.

В более поздних работах автора природа менее эмоциональна, там все логично верно и правильно. Например, в произведении «Мцыри» герой хотел приблизиться к природе, он хотел «обняться с бурей». Лермонтов показывает свою любовь к природе через ноту патриотизма, иллюстрируя то, что красота родных мест возделана людьми, которые любят свой край и следят за его красотами и видами.

Однако в некоторые моменты жизни, автор сознавал трагичность своего одинокого состояния души, и поэтому в полной мере не мог ощутить своей связи с природой. Он подчеркивал это тем, что «выходил один на дорогу..». Однако это не было депрессивным и отчаявшимся отношением автора к происходящему в его жизни, это было лишь временное трудное состояние души. В этот период автор восхваляет тишину и спокойствие природы.

Таким образом, природа в лирических творениях автора весьма разнообразна. Например критик Белинский В.Г. видел в произведениях Лермонтова «все элементы, в которых сочетаются жизнь и поэзия». Его жизнь была наполнена глубоким смыслом, автор был склонен к метафоричным сравнениям, и ему гениально удавалось сравнивать, невероятные на первый взгляд, вещи. Он противопоставлял существующий мир – миру природы, который тоже умел сигнализировать читателю то, что испытывает показанный персонаж, эпоха или что-то еще.

Вариант 2

Михаил Юрьевич Лермонтов является известнейшим во всем мире русским писателем и поэтом. С творчеством данного поэта знаком каждый из нас с самого раннего детства. Стихи Лермонтова читают даже сегодня как дети, так и взрослые. Потому что его творчество можно назвать разносторонним, а не однобоким. Прекрасный поэт прожил не много лет, но оставил нам богатейшее литературное наследие.

Одной из ключевых тем в творчестве любого поэта является тема природы. Михаил Юрьевич Лермонтов не является исключением из правил. Он создал много стихотворений о природе, ставших в дальнейшем известными и цитируемыми.

Очень любил Россию и родную природу Лермонтов. Это несомненно не могло не отразиться на его творчестве. Зарисовки пейзажей – это неотъемлемая часть каждого романа или повести данного автора. Как правило, описание природы представляет собой фон, на котором протекают действия. А иногда описание состояний природы оказывают большую помощь в раскрытии образов героев. Свои личные переживания автор тоже вкрапливает описаниями природы и пейзажей родного края.

При это мир природы можно назвать самостоятельным и без гармоничным. Земля является символом финала и конечной цели жизни человека и иного существа. Земля – это смерть и конец бытия. Небо представляется как что-то вечное и непоколебимое, бескрайнее и широкое, не имеющее конца. Гору у Лермонтова таковы, что их не представляется возможным сломить и разрушить. Притом находятся они между бескрайним небом и конечной землей. Именно такие ассоциации были у поэта на начальном этапе творчества.

Читайте также:
Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова: сочинение

Когда поэт стал более зрелым, то его лирика «очистилась» от излишеств, украшений, в которых растворялся основной посыл стихов. Теперь природа у поэта приобрела конкретность, точно и правдивость образов. Мир стал более сгруппирован и равновесен. Эмоции пропадают.

Особого внимания заслуживает поэма «Мцыри». В ней описана природа Кавказа в небывало красивых красках. Здесь безусловно акцентируется внимание на внутреннем мире и переживаниях главного героя – мятежного монаха. Природа тревожится и радуется вместе с героем поэмы.

Другие сочинения: ← Проблематика романа Герой нашего времени↑ ЛермонтовАнализ произведения Маскарад →

Пейзажная лирика М. Ю. Лермонтова

Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова – одиночество. Обычно мы связываем это с мрачной эпохой, в которой ему довелось жить, со светской средой, в которой он вращался. Принято противопоставлять “образы бездушные людей”, принадлежащих к светскому обществу, светлому миру природы как вместилищу этических ценностей, олицетворению “естественного добра”, противостоящего “испорченному свету”. В стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен…”, построенном на контрасте – “приличьем стянутые маски” и

“родные места” поэта, – природа названа “царством дивным”:

Зеленой сенью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луг, и желтые листы

Шумят под робкими шагами. Эти картины оживляют душу поэта: “…я плачу и люблю…”

Казалось бы, вот она – гармония, которую так тщетно ищет Лермонтов в мире людей, гармония – в единении с природой. Но, перечитывая внимательно страницы лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова, невольно замечаешь, что у его лирического героя нет полного

слияния с природой, и чаще всего чувство мучительного одиночества охватывает его и наедине с ней. Это воплощено в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль.

В стихах возникает образ сосны, тоскующей о пальме, одинокого утеса, от которого умчалась “тучка золотая”, одинокого паруса, одинокого дубового листка, оторвавшегося от “ветки родимой” и нигде не находящего приюта.

Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань раздумий Лермонтова – природа в духовной жизни человека. В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…” лирический герой испытывает умиротворяющее воздействие “румяного вечера”, “златого утреннего часа”, когда “волнуется желтеющая нива”, кивают головками ландыши, играет по оврагу ключ, “свежий лес шумит при звуке ветерка”. Для создания картины идеальной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: сладостный листок, душистая роса, приветливое кивание ландыша, таинственная сага, мирный край.

Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, –

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…

Но каждый раз, когда я читаю это стихотворение, меня что-то смутно беспокоит, задевает, не дает наслаждаться идиллической картиной. Загадка кроется в несоответствии – цветущий ландыш и желтеющая нива. Возможно ли это в реальной жизни?

Что это? Ошибка поэта или намеренный намек на то, что гармония возможна лишь в мечтах?

По своему настроению стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива…” перекликается с описанием “природы голосов” в поэме “Мцыри”:

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев…

Природа в поэме Лермонтова полна одушевления, огромной и таинственной жизни.

“Волшебные, странные” голоса природы “речь свою вели о тайнах неба и земли”, все вокруг Мцыри сливалось воедино в хвалебных одах создателю, но не человеку:

В торжественный хваленья час

Лишь человека гордый глас.

Сознавая трагизм своего одиночества, поэт не может ощутить полного слияния с природой. С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении “Выхожу один я на дорогу…”, принадлежащем к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Блаженству умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, спокойному сну земли “в сиянье голубом” Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной. Перекличка вопросов и ответов:

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть… –

придает особую тональность стихотворению. Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, отказа от жизни. При всей тяжести существования , при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы.

Еще дремлют в груди его силы жизни, еще дорог ему сладкий голос песен. Сквозь торжественную и чудную тишину небес раздается голос поэта, протестующего против вечного сна, который ему словно предлагается засыпающей природой.

Эта мысль о разобщенности природы и человека остро выражена и в стихотворении “Три пальмы”, где она приобретает неожиданно современный оттенок. Все мы сегодня обеспокоены варварским отношением человека к природе. В стихотворении “Три пальмы” человек предстает как разрушитель, он вносит в мир страдание и гибель:

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

А завершается стихотворение и вовсе апокалипсической картиной:

И ныне все дико и пусто кругом…

Это закономерный итог вражды человека с природой. В этом противостоянии Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека, осуждая его:

Я думал: “Жалкий человек.

Чего он хочет. небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?

Так многообразно раскрывается в лирике Лермонтова мысль о взаимозависимости человека и природы. Готовых ответов нет, но задуматься поэт заставляет.

Стихи Лермонтова о природе


Стихи, посвященные природе – это картинки в словах, созданные русскими поэтами, и в частности, Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Лермонтов, в отличие от большинства поэтов, не пишет стихов о природе ради самой природы, у него почти нет пейзажной лирики. Природа в его произведениях олицетворяет собой события, лица. Стихи, в которых присутствуют картины природы, это

  • Лирика философская, как например, в стихотворении «Листок», «Утес», «Выхожу один я на дорогу»;
  • Лирика гражданская, как в стихотворении «Родина».
Читайте также:
«Что такое Родина»: сочинение

Стихотворение «Осень» было написано в 1828 году, когда Лермонтову было 14 лет. В этот период своей жизни он находился в имении бабушки в Тарханах, описал наступление осени в Пензенской губернии. Поэт тонко подметил, что лиственные деревья сбрасывают листву, в то время как хвойные продолжают зеленеть. Стихотворение небольшое, всего 12 строк, но в нем охвачены все сферы: и природа, и крестьянин, и зверь отважный, и состояние неба в котором тусклый месяц серебрит поле. В стихотворении «Весна» (Когда весной разбитый лед) Лермонтов описывает весеннее пробуждение природы. Но природа его не радует:

В 1831 году Лермонтов написал белым стихом произведение «Небо и звезды». Это произведение относится к философской лирике. Здесь он говорит о людской зависти, о том, что звездам подобное чувство не знакомо. Год спустя написано стихотворение «Парус», где главной темой произведения стало одиночество. Хотя поэт довольно живописно описал, как море играло бедным суденышком. В стихотворении «Родина» (Люблю отчизну я…), созданном незадолго до гибели. Поэт признается что любит Стихотворение «Родина» больше относится к гражданской лирике, хотя в ней присутствуют пейзажи: Можно предположить, что стихотворение было написано в последний приезд Лермонтова в Россию. Выразительная природа Кавказа очаровала Лермонтова, как только он увидел заснеженные цепи гор, аулы, разместившиеся на склонах и Терек.

Признанием в любви к Кавказу звучит стихотворение «Тебе, Кавказ, суровый царь земли…» Замечательные картины кавказской природы Лермонтов нарисовал в поэме Мцыри. Вот одна из них:

Стихотворение носит философский характер.

Стихотворение «Посреди небесных тел…» описывает полнолуние. В этом произведении чувствуются шутливые нотки. Поэт сравнивает Луну с блином, политым сметаной. Это произведение было написано в 1840 году. В том же 1840 году было создано стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива». Поэта упрекали в незнании природы, в смешении времен года. Но если прочитать стихотворение внимательно, становится понятно, что время года неважно для душевного состояния поэта. Важна природа, в ее великолепии. Она помогает постигнуть Бога.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» написанное незадолго до гибели, — великолепный пример описания ночи. Она навевает на поэта умиротворение, он хочет заснуть. Не смерти жаждет Лермонтов, он хочет покоя. Но такого, чтобы в теле ощущалась сила, чтобы он мог слышать пение птиц, шум деревьев. Поэт устал от коварства, интриг, обмана. Двадцать лет спустя это стихотворение было положено на музыку Елизаветой Шашиной, и родился невероятно проникновенный романс, который исполняется до сих пор. Совершенно контрастная картина описана в стихотворении «Гроза». Бушует море, темное небо пересекают ленты молний. Эта картина заставляет вспомнить о человеческом коварстве. Кто-то из критиков заметил, что Лермонтов исповедывался в поэзии. Эта исповедь тесно переплетается с природой, которую он так часто очеловечивал, наделял человеческими чертами.

Ревет гроза, дымятся тучи

В лирике зрелых лет картины природы как бы очищены от эмоциональных словесных украшений и преувеличений: в них все просто, правдиво и точно. Поэт реже употребляет метафоры, метафорические сравнения, отвлеченные эпитеты. По словам Белинского, в стихотворениях Лермонтова “говорит чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения: ему не нужно убранства, не нужно украшений”. Так же беспредельно любят природу и романтические герои произведений Лермонтова. Герой поэмы “Измаил-Бей”, “как невесту в час свиданья, душой природу обнимал”. Мцыри, “как брат, обняться с бурей был бы рад”. М. Ю. Лермонтов утверждает свою любовь к русской природе, к русской земле, возделанной народным трудом. Здесь можно проследить связь темы природы с темой Родины. Тема Родины проходит через все творчество Лермонтова. Воплощение этой темы в лермонтовских произведениях связано с художественным методом. Лермонтов — романтик, поэтому помимо конкретного образа России в его лирике появляется обобщенно-символический образ Родины. Лермонтов называет свою любовь к отчизне “странной”. “Странность” заключалась в двойственном отношении поэта к Родине. М. Ю. Лермонтов осуждает казенный официальный патриотизм, и в то же время “с отрадой, многим незнакомой”, поэт смотрит на безбрежные леса и нивы, на степи и реки:

28 стр., 13779 слов

Природа в творчестве русских поэтов

… края, он душой страдает, замечая на каждом шагу, как оторвался человек от природы, в каких неестественных и враждебных отношениях … Зачем?» — завершает книгу писатель. Он мучается тем, как сохранить в этой новой, цивилизованной, благополучной жизни те общечеловеческие, … бессмысленна и пуста жизнь без поэзии, красоты, радости. Именно все это писатель утверждает в своем романе. Другой важной …

Но я люблю — за что, не знаю сам —

Любовь к Родине означает у Лермонтова и любовь к природе. В стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен…” природа названа “царством дивным”:

Пейзажная лирика Лермонтова М.Ю: подробный анализ творчества

Максим Юрьевич Лермонтов невероятно сильно любил свою Родину, народ, с которым он проживал, он мог прочувствовать, насколько прекрасна природа родного края, при этом подчеркивал ее утонченность и насыщенность разнообразными цветами и красками. Пейзажи, которые он описывал в своих лирических произведениях, присутствуют во многих его работах и это логично, учитывая, что он был «гением пера».

С одной стороны, природа родных мест выступает как бы фоном в повествовании в произведениях, также они метафорично наполняют картину лирических работ, помогают раскрыть более детально характеры многих персонажей, которые показывают, какое настроение они испытывают в определенный момент времени. Например, в стихотворениях «Три пальмы», «Горные вершины» можно очень легко почувствовать этот момент, когда описание природы сравнивается с состоянием и настроением персонажей.

Но также этот мир самостоятелен, он выражает собственные ощущения и порой находится в дисгармонии, например, он разделен на землю и небо, на верх, низ. Земля показывает, что все заканчивается, а небо наоборот, воплощает в себе вечные порывы и мотивы.

Читайте также:
Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: сочинение

В более поздних работах автора природа менее эмоциональна, там все логично верно и правильно. Например, в произведении «Мцыри» герой хотел приблизиться к природе, он хотел «обняться с бурей». Лермонтов показывает свою любовь к природе через ноту патриотизма, иллюстрируя то, что красота родных мест возделана людьми, которые любят свой край и следят за его красотами и видами.

Однако в некоторые моменты жизни, автор сознавал трагичность своего одинокого состояния души, и поэтому в полной мере не мог ощутить своей связи с природой. Он подчеркивал это тем, что «выходил один на дорогу..». Однако это не было депрессивным и отчаявшимся отношением автора к происходящему в его жизни, это было лишь временное трудное состояние души. В этот период автор восхваляет тишину и спокойствие природы.

Таким образом, природа в лирических творениях автора весьма разнообразна. Например критик Белинский В.Г. видел в произведениях Лермонтова «все элементы, в которых сочетаются жизнь и поэзия». Его жизнь была наполнена глубоким смыслом, автор был склонен к метафоричным сравнениям, и ему гениально удавалось сравнивать, невероятные на первый взгляд, вещи. Он противопоставлял существующий мир – миру природы, который тоже умел сигнализировать читателю то, что испытывает показанный персонаж, эпоха или что-то еще.

Общее представление

Природа является душой в лермонтовской поэзии. Именно в ней молодой поэт находит высшие ценности: совершенство и свободу. Поэтические размышления, а также живопись, полны именно природой. Поэма «Измаил-бей» начинается в первой части со строк: «Приветствую тебя, Кавказ седой!»

Автор пишет о том, что лирический герой Кавказу не чужой человек, что горы его с младенчества носили, и к этим небесам он приучен с ранних лет. Он замечает красоту и суровость гор, сравнивает с привидениями облака и тени. Молодому дарованию, как поэту, помогает его талант художника.

Пейзажная лирика Лермонтова олицетворяет собой покой, любимые картины родины, а также вечно холодные облака. Кроме того, природа у поэта отражает внутреннее настроение лирического героя, его стремление к общему идеалу. Благодаря нашей статье школьники смогут написать сочинение «Пейзажная лирика Лермонтова».

Природа и Родина

Природа в лирике М. Ю. Лермонтова многогранна. Так, в стихе «1830 год. Июля 15-го» для него это дом детства, счастье родной семьи. В произведении 1840 г. «Как часто, пестрою толпою окружен» мы обнаруживаем эту же мысль. Находясь в конфликте с обществом, поэт лелеет в своей душе мечту снова оказаться там, где прошло его детство. Он жаждет окунуться в мир природы.

Однако неприятие России с ее «рабством» и «цепями» звучит уже в юношеской лирике. Поэт протестует против государства, в котором «царствует порок» и невозможно воплощать в жизнь идеалы справедливости и свободы. Эта тема с большой силой звучит в стихотворении Лермонтова «Прощай, немытая Россия».

Любимый и нелюбимый край

Тарханы – это то место, где рос маленький Миша. Он называл свой край милым сердцу уголком, который отражал образ деревенской и крестьянской России. Пейзажная лирика Лермонтова нашла свое отражение и в описании малой Родины, где есть простор полей, щемящая грусть затерянных деревень.

Поэт не любил официального и парадного Петербурга. Николаевская Россия и голубые мундиры всё время его преследовали. В мае 1840 года Лермонтов вновь отбывает в ссылку. Проводы состоялись в доме Карамзиных, а на улице уже ждал экипаж. Участник тех событий в своих мемуарах писал, что Лермонтов стоял у окна и с грустью смотрел в небо, по которому проплывали облака.

Так Михаил Юрьевич написал стихотворение «Тучи». В этом произведении автор сначала свою личность сравнивает с небесными тучками. Себя и их он называет изгнанниками с милого севера. Затем он спрашивает, кто же их гонит? Может, судьба, злоба или зависть врагов? Какое они совершили преступление? Или это предательство друзей? Но позже он приходит к выводу, что им надоели бесплодные поля, страсти и страдания. Они свободны. Ведь у них нет родины, а значит, им нет изгнания. Природа – не идеал, а человек, измученный страстями, выше нее. Удивительна пейзажная лирика. Лермонтов М.Ю. никогда не променял бы свои страдания и любовь на свободу холодных туч.

Философские и политические мотивы

Очень обширная тема — природа в лирике Лермонтова. Сочинение на эту тему нередко вызывает затруднения. Давайте вместе проследим, как этот мотив развивался в творчестве поэта. Стихотворения Лермонтова, посвященные природе, по мере возмужания его таланта становились все богаче в смысловом отношении. В них появляются не только патриотические или элегические, но и политические мотивы, философские размышления о самых важных проблемах. К примеру, в небольшой зарисовке Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» Михаил Юрьевич представил нам целую концепцию бытия. Пейзаж в этом произведении будто бы заслонил житейские дрязги. В душу лирического героя через него вливается успокоение и уверенность. Михаил Юрьевич изображает жизнь природы гармоничной. Эта гармония помогает человеку преодолеть противоречие своей духовной жизни. Природа в лирике Лермонтова — это источник прекрасного, который разлит повсюду вокруг, это воплощение целесообразного.

Пейзаж в поэме «Мцыри»

Монастырский послушник Мцыри стремится прочь из душных и тесных келий в чудный мир тревог, сражений и переживаний. В тот мир, где скалы прячутся в тучах, где человек свободен подобно орлу. Мцыри замечает вокруг пышные зеленые поля, туман и снега, в которых, как алмаз, сияет седовласый Кавказ.

Именно в этих местах лирический герой чувствует, что его сердцу легко. Гордый дух Мцыри – истина романтического героя, он созвучен природе. Это прослеживается в строках, где Мцыри говорит о том, что он, как брат стихи, готов обняться с бурей. Он следит за происходящим глазами тучи, а своими руками он может ловить молнии. Когда Мцыри побежден, у него нет возможности вернуться на Родину. В это время природа ему становится чужой и враждебной.

Природа в позднем творчестве Лермонтова

Лирика Михаила Юрьевича к 1841 году достигла своего высшего расцвета. Поэт в последний год жизни написал множество произведений, отличающихся удивительным мастерством. Особое место среди них принадлежит таким стихотворениям, как «Выхожу один я на дорогу», «Прощай, немытая Россия» и «Родина». В этих творениях тема природы в лирике Лермонтова получает дальнейшее развитие. Это теперь символ Родины, которая у Михаила Юрьевича является противоречивым и сложным образом. Предлагаем вам подробнее остановиться на этой теме.

Читайте также:
Лирика М. Лермонтова в моем восприятии: сочинение

О природе в «Герое нашего времени»

Северный Кавказ запомнил Лермонтова не только как романтика, но и как писателя-реалиста. В романе «Герой нашего времени» пейзаж конкретный и точный. Читатель ясно видит место действия. Описание природы в романе не просто фон, оно созвучно и переживаниям героев. Здесь рождаются мысли о прекрасном, высоком предназначении человека. Общение с природой открывает лучшие стороны души Печорина. Он замечает, как чист и свеж воздух Кавказа, сравнивает его с невинным детским поцелуем ребенка. Герой рассуждает о том, что на такой земле весело жить. Но от света и покоя природы Печорин все равно тянется к людским страстям.

Последние месяцы своей жизни Лермонтов провел в Пятигорске. При нём был альбом, подаренный когда-то поэтом Одоевским. Стихи, которые легли на страницы этой тетради, принадлежат вершинам литературы и поэзии. В них горечь и одиночество, а также предчувствие близкой гибели. В этих строках можно увидеть метания души поэта, где он ищет покоя и свободы в гармонии Вселенной.

Подведем итоги. Пейзажная лирика Лермонтова разнообразна. Описание природы в его произведениях выполняет разные функции, создает романтические или реалистические картины, а также раскрывает пребывание героя между явью и сном. Через пейзаж поэт обращается к родине, к различным философским проблематикам, а также создает образ России, который является очень значимым для поэта.

Если ученику в школе задали сочинение «Пейзажная лирика Лермонтова», то не стоит отчаиваться, наша статья — вам в помощь. Удачи!

Пейзажная лирика М. Ю. Лермонтова (1)

Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова – одиночество. Обычно мы связываем это с мрачной эпохой, в которой ему довелось жить, со светской средой, в которой он вращался. Принято противопоставлять “образы бездушные людей”, принадлежащих к светскому обществу, светлому миру природы как вместилищу этических ценностей, олицетворению “естественного добра”, противостоящего “испорченному свету”. В стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен… “, построенном на контрасте – “приличьем стянутые маски”
и “родные места” поэта, – природа названа “царством дивным”: Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится – и встают Вдали туманы над полями. В аллею темную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и желтые листы Шумят под робкими шагами. Эти картины оживляют душу поэта: “… я плачу и люблю… “. Казалось бы, вот она – гармония, которую так тщетно ищет Лермонтов в мире людей, гармония – в единении с природой. Но, перечитывая внимательно страницы лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова, невольно замечаешь, что у его лирического героя нет полного слияния с природой, и чаще всего чувство мучительного одиночества охватывает его и наедине с ней. Это воплощено в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль. В стихах возникает образ сосны, тоскующей о пальме, одинокого утеса, от которого умчалась “тучка золотая”, одинокого паруса, одинокого дубового листка, оторвавшегося от “ветки родимой” и нигде не находящего приюта. Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань раздумий Лермонтова – природа в духовной жизни человека. В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива… ” лирический герой испытывает умиротворяющее воздействие “румяного вечера”, “златого утреннего часа”, когда “волнуется желтеющая нива”, кивают головками ландыши, играет по оврагу ключ, “свежий лес шумит при звуке ветерка”. Для создания картины идеальной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: сладостный листок, душистая роса, приветливое кивание ландыша, таинственная сага, мирный край. Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека: Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога… Но каждый раз, когда я читаю это стихотворение, меня что-то смутно беспокоит, задевает, не дает наслаждаться идиллической картиной. Загадка кроется в несоответствии – цветущий ландыш и желтеющая нива. Возможно ли это в реальной жизни? Что это? Ошибка поэта или намеренный намек на то, что гармония возможна лишь в мечтах? По своему настроению стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива… ” перекликается с описанием “природы голосов” в поэме “Мцыри”: Кругом меня цвел божий сад; Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев… Природа в поэме Лермонтова полна одушевления, огромной и таинственной жизни. “Волшебные, странные” голоса природы “речь свою вели о тайнах неба и земли”, все вокруг Мцыри сливалось воедино в хвалебных одах создателю, но не человеку: … не раздался В торжественный хваленья час Лишь человека гордый глас. Сознавая трагизм своего одиночества, поэт не может ощутить полного слияния с природой. С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении “Выхожу один я на дорогу… “, принадлежащем к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Блаженству умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, спокойному сну земли “в сиянье голубом” Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной. Перекличка вопросов и ответов: Жду ль чего? Жалею ли о чем? Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть… – придает особую тональность стихотворению. Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, отказа от жизни. При всей тяжести существования (“Что же мне так больно и так трудно”), при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы. Еще дремлют в груди его силы жизни, еще дорог ему сладкий голос песен. Сквозь торжественную и чудную тишину небес раздается голос поэта, протестующего против вечного сна, который ему словно предлагается засыпающей природой. Эта мысль о разобщенности природы и человека остро выражена и в стихотворении “Три пальмы”, где она приобретает неожиданно современный оттенок. Все мы сегодня обеспокоены варварским отношением человека к природе. В стихотворении “Три пальмы” человек предстает как разрушитель, он вносит в мир страдание и гибель: По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! А завершается стихотворение и вовсе апокалиптической картиной: И ныне все дико и пусто кругом… Это закономерный итог вражды человека с природой. В этом противостоянии Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека, осуждая его: Я думал: “Жалкий человек. Чего он хочет. небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он – зачем? (“Балерик”> Так многообразно раскрывается в лирике Лермонтова мысль о взаимозависимости человека и природы. Готовых ответов нет, но задуматься поэт заставляет.

Читайте также:
Художественное своеобразие романа «Герой нашего времени»: сочинение

«Выхожу один я на дорогу…»

Давайте обратимся к стиху «Выхожу один я на дорогу…». Всего 5 из двадцати строк занимает в нем пейзаж. Однако тема природы в лирике Лермонтова очень хорошо раскрывается на примере этого произведения. Пейзаж здесь очень необычный, он обладает символическим значением. На космическом фоне предстает перед нами жизнь лирического героя. Из-за этого она становится сложным образом-символом, который напоминает нам о сложных вопросах, мучивших не только Лермонтова, но и многих других его современников.

Поэт пишет про «кремнистый путь», который блестит сквозь туман. Этот путь лирический герой проходит в ночной тишине, в пустыне, совершенно один. Мотив природы в лирике Лермонтова отражает внутренний мир поэта. Кремень напоминает о страданиях, ранах, крови. «Кремнистый путь» в этом стихотворении является образным воплощением жизненного пути Михаила Юрьевича Лермонтова. Он тщетно пытался вызвать отклик у своих современников. Поэт осознает свое полное одиночество среди людей, мир которых он сравнивает с пустыней. Михаил Юрьевич считает, что не должно быть такого непонимания и отчуждения. Ведь во вселенной, частью которой является каждый человек, все друг с другом связано. Даже звезда говорит с звездою.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Парус» по плану

1. История создания

Знаменитое стихотворение «Парус» было написано М. Ю. Лермонтовым в Петербурге в 1832 году.

Поэт считал родным городом Москву, всей душой стремился туда, к своим друзьям и прежним литературным увлечениям. Под влиянием бабушки ему пришлось оставить филологический факультет Московского университета и поступить в школу гвардейских прапорщиков в северной столице.

Размышляя о непредсказуемости жизни, поэт прогуливается вдоль Финского залива и видит на горизонте белый парус, в одиночестве которого находит сходство с собой. Эту деталь Лермонтов сообщает в письме своей знакомой М. Лопухиной.

Любопытно, что первая строка стихотворения позаимствована поэтом у А. Бестужева-Марлинского, автора поэмы «Андрей, князь Переяславский».

Лермонтов не относился к «Парусу» серьёзно и не включил его в сборник избранных произведений. Огромная популярность пришла к стихотворению позже, когда удачно найденный образ одинокого судёнышка слился в сознании миллионов читателей с образом самого Лермонтова – поэта, вечно гонимого жестокой игрой стихий.

2. Литературное направление

Стихотворение «Парус» – явление романтизма. Образы моря, бури, мотивы борьбы и одиночества весьма характерны для этого литературного направления.

Конфликт героя и среды также указывает нам на романтическую традицию.

3. Род

«Парус» — лирическое произведение. Оно описывает сокровенные переживания человеческой души, передавая их с помощью деталей пейзажа.

4. Жанр

«Парус» Лермонтова – лирическое стихотворение-зарисовка с острым, захватывающим внутренним сюжетом.

Произведение можно воспринимать и как сюжетную лирическую миниатюру.

5. Проблематика

Поэт касается проблемы жизненного выбора. Находясь между прошлым и будущим, корабль теряется в необъятном просторе. Ему не нужен покой, его душа мятежна. Она слишком порывиста и вольна, чтобы плыть по заданному маршруту.

6. Тематика

Основная тема произведения – одиночество. Белый крошечный парус пронзительно одинок на фоне моря. Ему кажется, что он свободен, но цена этой свободы – вечная неизвестность впереди.

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что есть люди, которым не мил покой. Поиск нового берега всегда труден. Земля и море, окружающие парус, покойны и светлы, лишь он один «мятежен».

В нём нет покоя, но покой и не нужен. Только буря может подарить парусу дыханье, а кораблю – способность плыть дальше.

8. Пафос

Пафос стихотворения – утверждение свободы, жажда воли, простора, ветра.

Вместе с тем стихотворение написано не от первого лица. Лермонтов словно смотрит на себя со стороны и немножко жалеет одинокий парус. Он сочувствует его одиночеству и печали.

9. Система образов

Образ паруса построен на контрастах. Его чистота и яркость резко выделяются на фоне тёмных волн. Выразительна цветопись: поэт упоминает такие оттенки, как белый, голубой, лазурный, золотой.

Светлому парусу неспокойно среди прозрачно-акварельной безмятежности природы. Ему словно хочется потемнеть, отразить своей белизной цвет бури, он ищет тёмной глубины моря и неба.

Обращает на себя внимание расположение паруса в пространстве: Лермонтов прописывает и вертикаль («Под ним струя светлей лазури, // Над ним луч солнца золотой»), и горизонталь («…в тумане моря голубом»).

10. Центральные персонажи

Парус – центральный образ-персонаж стихотворения. Ключевое слово в его определении – «одинокий». Он кажется крошечным среди бескрайнего моря.

Парус бороздит его не в поисках счастья, для него важнее – буря, порыв, движение.

11. Лирический герой

Лермонтов нередко использует приём отождествления. Говоря об утёсе, одинокой сосне, белеющем парусе, он имеет в виду себя, собственное одиночество и духовный поиск.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения слит с образом паруса. Поэт описывает его одиночество, скрип мачты, противящейся натиску ветра.

Счастье не привлекает его, так же, как светлые водные струи и золотые лучи солнца. Он не хочет скользить по поверхности жизни и жаждет глубины. Парус только кажется хрупким, на самом деле он рвётся навстречу волнам, «просит бури».

13. Композиция

Композиция произведения – линейная.

  • В первом четверостишии присутствует завязка – поэт сообщает о замеченном издали парусе.
  • Во втором – о том, какие испытания ждут его в открытом море.
  • В третьем четверостишии звучит кульминация, которая одновременно является выводом: «А он, мятежный, просит бури, // Как будто в бурях есть покой…»
Читайте также:
Романтическая фантастика в поэме Лермонтова «Демон»: сочинение

14. Художественные особенности

Язык стихотворения насыщен прилагательными, что помогает поэту изобразить парус в ярких красках и полутонах.

Автор усиливает впечатление от происходящего за счёт использования однородных сказуемых («гнётся» и «скрипит»), инверсии, анафоры.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с чередованием женской и мужской рифмы.

В произведении используется перекрестная рифмовка (АБАБ).

Строфа – классический катрен, или четверостишие.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «парус одинокий»; «в тумане голубом», «струя светлей лазури», «луч солнца золотой»;
  • олицетворения: «что ищет он», «что кинул он», «играют волны», «ветер свищет», «парус… просит бури»;
  • метафора: «в тумане моря голубом»;
  • антитезы: «ищет – кинул», «буря – покой».

С помощью аллитераций на «с», «т», «щ» поэт передаёт звуки ветра, раздирающего парус, его сопротивление стихии, его свободную волю.

Ассонансы с «о», «а», «и» создают мелодию движения по волнам с попеременным подъёмом на гребне и провалом в глубину.

17. Значение произведения

Стихотворение «Парус» – символ всего лермонтовского творчества, его квинтэссенция.

Образ человека, вынужденного обретать ответы на глубинные вопросы своей души и обречённого при этом на одиночество, предвосхитил всю философию и поэзию рубежа 19-20-го веков с их вниманием к внутреннему миру личности, поиску смысла жизни.

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова актуально и сейчас. Стоит оторваться от очевидных вещей, привычного круга ценностей, как мы попадаем в незнакомое пространство, подобное бурному морю. Нас обступают вопросы, которые, словно волны, накатывают один за другим.

Для творческой личности, решившей посвятить свою жизнь поиску ответов, не имеют значения счастье и покой. Их вдохновляют трудности, буря даёт им подлинную духовную свободу.

19. Моё отношение

Я понимаю взволнованное настроение поэта, отразившееся в стихотворении «Парус». Перед началом любого важного дела мы испытываем волнение, неизвестность пугает нас.

Образ паруса, который не боится перемен, а даже «просит» бури, вдохновляет меня. Не надо бояться глубины. Она всегда интереснее, чем мелководье!

20. Чему учит

Стихотворение «Парус» учит нас смелости. Выбирая жизненный маршрут, не стоит стараться быть как все. Даже если в самом начале нам будет одиноко и трудно, мы должны пройти череду испытаний самостоятельно. Только после этого мы найдём истинных единомышленников, станем настоящими людьми.

Сочинение Мое любимое стихотворение Лермонтова Парус 6 класс

М.Ю. Лермонтов слишком рано ушел из жизни и покинул поэтический небосвод. Его гибель стала невосполнимой для российской и мировой литературы. Но его творчество живо и не теряет своей актуальности и в наши дни. Одно из моих самых любимых стихотворений – «Парус». В трех коротких, но пронзительных четверостишиях, заключен глубокий смысл и большой спектр эмоций.

Стихотворение «Парус» увидело свет в 1832 году. В то время М.Ю. Лермонтов покинул Московский университет и предполагал продолжить обучение в Петербурге. Это был переломный момент в жизни поэта. К сожалению, об учебе в высших учебных заведениях уже не могло быть и речи. Студенты, исключенные из престижного Московского университета, даже самые талантливые, не могли быть приняты в другие учебные заведения. Это вызвало смятение, разочарование и большие сомнения в душе поэта. В это время юный Михаил Юрьевич много бродит возле Финского залива, вдыхает свежий и влажный воздух, размышляя о настоящем и будущем. В одну из таких прогулок и родилось стихотворение «Парус».

Когда читаешь стихотворение первый раз, кажется, что это мощное и красивое описание природы. Море, парус, буря и штиль – все это рисует воображение. И хочется отнести стихи к пейзажной лирике. После второго прочтения понимаешь, что Лермонтов снова пишет о людях, о переживаниях, о себе.

В стихотворение два образа – одинокий парус в море, которым любуется автор, о судьбе которого он размышляет. И лирический герой, которым становится сам поэт. Парус не ищет счастья и бежит не от него. Он холоден к людским эмоциям, пренебрегает ими. Герою хочется также быть независимым от людского, тленного. Волны бьют о борт, мачта гнется и скрипит, но парусник, превозмогая все, движется к поставленной цели. Не каждый человек на это способен.

Очень противоречива последняя строфа. Над парусом «луч солнца золотой», а под ним «струя светлей лазури». Но он «мятежный ищет бури». Наблюдателя это удивляет, ведь в буре нет места покою. Но покой парус и не ищет. Корабль счастлив лишь в шторм. Так и человек чахнет, когда в жизни нет места действию, движению вперед, когда нет препятствий. Без проблем и бурь жить скучно.

2 вариант

Михаил Юрьевич Лермонтов является известным деятелем русской литературы. Его перу принадлежит множество поэтических и прозаических произведений, которые несмотря на свою дату создания являются очень актуальными даже сегодня. Темы его стихов – человеческая душа, любовь к женщине, родине, а также одиночество и поиск смысла жизни, природа и красота Кавказа и родной стороны.

Стихи Михаила Юрьевича изучаются в школьной программе. Одним из них является стихотворение «Парус», строки которого знакомы любому человеку, знакомому с творчеством данного поэта. Кстати, именно это произведение является моим любимым из лермонтовских.

В центре внимания находится парус. Как описывает автор, то он «одинокий». Он плывет по морю и почти ничего ему не видно из-за тумана, который пронизывает воздух. Кораблик находится в непрерывном поиске чего-то. И почему-то тянется он в далекую страну. Вероятнее всего, автор ассоциирует с этим парусом именно себя. Ведь Лермонтов, как пишется в его биографии, был тем еще страдальцем. Творческая личность почти постоянно прибывала в угнетенном состоянии, извечном поиске себя, своего предназначения. Лермонтов был одинок, как и большая часть поэтов.

Стихотворение написано в тяжелый период жизни Лермонтова, а именно в 1832 году. Несмотря на то, что поэту было всего лишь семнадцать лет, он уже тогда смог создать поэтическое произведение, закрепившееся на века в шедеврах мировой литературы.

Читайте также:
Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: сочинение

Основной темой «Паруса» являются неопределенность, одиночество, поиск, загадочность человеческой сути. Кроме самого себя с парусом ассоциируется бытие Лермонтова. Фундаментальная мысль кроется в том, что любому человеку характерны колебания, страсть, стремление обрести самого себя, влечение к опасности.

В качестве идеи взяты восстание внутреннего «я» творческой личности. Парус ищет свое место в этом мире и потому стремится в неизвестном направлении. Когда люди отчаиваются, то это может толкнуть их на решительные действия.

Лирическая новелла – именно такой жанр определяют критика для данного творения Лермонтова.

Также читают:

Картинка к сочинению Мое любимое стихотворение Лермонтова Парус

Популярные сегодня темы

Взаимоотношения Печорина и Грушницкого описываются Лермонтовым в главе «Княжна Мери» романа Герой нашего времени.

Сказка «Маша и Медведь» раскрывает психологический характер 10 летней девочки, которая не послушалась наставлений родителей и отошла от подруг, в связи, с чем и заблудилась в лесу. Рассказ повествует воспитание

Роман «Чума» является одним из наиболее известнейших произведений французского писателя и философа-экзистенциалиста, лауреата нобелевской премии по литературе Альбера Камю.

Картина Баба Яга была написана как иллюстрация к сказке Василиса Прекрасная. На ней изображена героиня русских сказок, которая летит в ступе

Рассказ Бунина “Темные аллеи” повествует нам о встрече людей, которые не виделись много лет. Об их судьбе и несчастьях. Когда-то главный герой любил одну девушку Надежду, которая в молодости была

«Лирическое содержание стихотворения «Парус»»

«Парус» написан в 1832 году еще совсем юным Лермонтовым, и сам поэт, взыскательно отбиравший свои стихотворения для опубликования, не включил этот маленький шедевр в свой вышедший при жизни стихотворный сборник. Читатель познакомился с «Парусом» уже после смерти Лермонтова, но для многих поколений именно «Парус» стал символом всей его поэзии. И это не случайно. В двенадцати лаконичных строчках легко ощутить мятежный дух поэта, страстное отрицание им покоя, жажду борьбы и одновременно глубокую грусть от сознания своего одиночества. Некоторые исследователи (например, В. Будрин) обращают внимание на биографическую основу «Паруса», связывая настроение, выраженное в этом стихотворении, с переломным моментом в жизни поэта – переездом в Петербург и намерением поступить в школу гвардейских подпрапорщиков.

Надо иметь в виду, что «Парус» – стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нем своеобразно и сложно для детского восприятия. Оно идет в двух ритмично чередующихся планах: читатель все время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них; причем в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передается чувство, вызванное ею. Центральный образ так же двупланов: это и тот реальный парус, что «белеет в тумане моря голубом», и одновременно человек с определенной судьбой и характером, размышления о котором и составляют главный смысл стихотворения, то есть это образ символический.

В 1-й строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова-с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы, овеянные задумчивостью и легкой грустью: «Что ищет он в стране далекой, что кинул он в краю родном?» Стих звучит легко и плавно; инструментовка его (обилие сонорных и плавных звуков л, р, н, м) и ритм (пропуск одного и того же ударения в первых двух строках) как бы передают легкое колыханье морской волны во время штиля. Но вот море меняется; набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус («мачта гнется и скрипит»). Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой; преобладающими звуками становятся с, т, ч, щ. Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадежность от сознания, что для паруса нет и не было счастья и что счастье для него вообще невозможно:

* Увы! Он счастия не ищет
* И не от счастия бежит.

И снова стихает и голубеет море, светит солнце; однако эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго; сменяющая ее авторская мысль контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию и штилю:

* А он, мятежный, ищет бури,
* Как будто в бурях есть покой!

Природа в «Парусе» по-лермонтовски живописна, глазам открывается целая палитра ярких и радостных красок: голубых (туман), лазурных (море), золотых (лучи солнца), белых (парус). Поэтому все легко рисуют словесные «иллюстрации» к этому стихотворению. Труднее дается им понимание настроения поэта. Большинство улавливает грусть, сожаление о чем-то, но далеко не все чувствуют содержащийся в последних строчках гордый протест против покоя, отказ от него и жажду борьбы. Не пытаясь разъяснить глубину подтекста, можно все же привлечь внимание школьников к двум эпитетам, рисующим парус: он «одинокий» и «мятежный» (к слову «мятежный» надо подобрать синонимы, чтобы прояснить его смысл). Два этих слова-эпитета – как две различные тональности в симфонической картине.

Первое («одинокий») вызывает минорные ноты, так как для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья; второе («мятежный») рождает мужественные звуки финала, потому что если «мятежен» – значит, не боится бури, силен духом и непокорен судьбе. Можно сказать, что вид паруса натолкнул поэта на мысль о людях, тлких же одиноких и таких же мятежных, которым он сочувствует и которыми гордится. Когда все будут далее выразительно читать стихотворение, интересно предложить им подумать, какое слово (или какие слова) они хотели бы особенно выделить, : чтобы на них обратил внимание слушающий. Многие выделяют слово «мятежный», и тогда в чтении заметней мажорный тон стихотворения; некоторые предпочитают акцентировать эпитет «одинокий», тогда в стихотворении больше звучит минор; третьим кажется необходимым обратить внимание на две самых грустных строчки: «Увы! он счастия не ищет и не от счастия бежит».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: