Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова (19 век): сочинение

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова

Пейзажная лирика М. Ю. Лермонтова

«Человек — часть природы, ее ребенок, рожденный и живущий по законам Вселенной…» Эта мысль стара, как мир. Художники всех эпох размышляли о связи человека и природы, учили этому, воспевали эту связь. Своеобразна и чрезвычайно интересна «пейзажная» лирика М.Ю. Лермонтова. В его, сугубо субъективных и индивидуалистических стихотворениях, «природная тема» получила «свое звучание» – в аспекте «человек и природа». Известно, что за свою жизнь Лермонтов побывал во многих местах: он видел скромную и, на первый взгляд, непритязательную красоту средней полосы, любовался яркой экзотической природой Кавказа, наблюдал Север и Юг России. Однако навсегда запал в его сердце «родной пейзаж» — природа села Тарханы Пензенской губернии. В сознании поэта она тесным образом переплелась с воспоминаниями его детства, когда он был юн, свободен и даже счастлив («Как часто, пестрою толпою окружен»): … памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; И вижу я себя ребенком, и кругом Родные всё места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей… «Спящий пруд», дымящееся туманом село, темные аллеи, усыпанные желтыми листьями, – все это пробуждает в душе лирического героя Лермонтова щемящие воспоминания. Он думает о настоящей жизни, полной искренних эмоций, чистых чувств: «И странная тоска теснит уж грудь мою; Я думаю об ней, я плачу и люблю…» Грусть героя усиливает сознание того, что сам он далек от себя прежнего и не способен на возрождение. А вот в стихотворении «Парус», одном из лучших юношеских стихотворений Лермонтова, через образ «паруса одинокого» отражены кардинально противоположные настроения. Здесь герой — мятежный «революционер», жаждущий перемен. Точно подобранные метафоры, описывающие движение паруса, раскрывают внутренний настрой поэта: Играют волны – ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит…. А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Важно, что уже здесь проявился ведущий мотив всей лирики поэта – мотив одиночества. Именно он определяет своеобразие всего творчества Лермонтова, в том числе, и его пейзажной лирики. Стихотворение «Тучи» продолжает и развивает тему одиночества лирического героя. Через образ «тучек» поэт передает состояние своей души, усилившееся перед ссылкой: «Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания». В 1841 году, незадолго до смерти, находясь в отпуске после участия в войне с горцами, поэт создает «На севере диком стоит одиноко…». И оно выражает глубокое одиночество поэта. Возможно, в слиянии с природой Лермонтов искал какой-то опоры, поддержки и участия, которой у него никогда не было среди людей? Это произведение — вольный перевод тридцать третьего стихотворения из «Книги песен» немецкого поэта Генриха Гейне. Лермонтов изменил его тему и одновременно придал ему более обобщенный и более трагический смысл. Тема любовной тоски превратилась у русского поэта в мотив безысходного одиночества: «одинокой сосне» снится, как на «утесе горючем прекрасная пальма растет». О том же повествует и стихотворение «Утес», где герой ассоциируется со старым утесом: … Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. Наверное, лишь одно «пейзажное» стихотворение Лермонтова запечатлевает умиротворенный образ лирического героя. Это знаменитое «Когда волнуется желтеющая нива…». Здесь поэт любуется родной природой, не приукрашивая ее, а принимая такой, какая она есть: Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка… Во многом итоговым стало для поэта философское «Выхожу один я на дорогу». Картины природы в нем — находящейся в гармонии со всей Вселенной, спокойной и наполненной смыслом — помогают понять душевное состояние лирического героя, стремящегося к такой же гармонии. Земля, дорога, туман, «кремнистый путь» выражают настоящую жизнь поэта, его одиночество и неопределенность, но он обращает свой взор и на небеса, где «торжественно и чудно». Эти строки выражают надежду Лермонтова на то, что когда-нибудь и его мятущаяся израненная душа успокоится и обретет свободу: Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы… Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы… Пейзажи в лирике Лермонтова глубоко одухотворены. Лирический герой будто сливается с природой, олицетворяет себя с какой-то ее частью, которая, по мнению поэта, способна более зримо передать его чувства, переживания. Лермонтов находит в природе образы и ассоциации, соответствующие всем состояниям его героя – из «прошлой», «настоящей» или «будущей» жизни; позитивные и негативные. Он будто ищет в ней какой-то опоры, способной хотя бы частично унять боль одиночества, помочь обрести смысл, удержать поэта на этой земле. Однако, как мы понимаем, старания поэта и его героя напрасны — слишком велика рана в душе, слишком огромен разрыв между ним и людьми, между жизнью души и духа.

Поэт, Бог, природа в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Отношения поэта с Богом и природой всегда волновали как Пушкина, так и Лермонтова, и находили выражение в их лирике. Это триединство воссоздано в стихотворениях, отра­жающих тему поэта и поэзии, и отчасти в пейзажной лирике. В решении этой темы, как и в некоторых других, Лермонтов выступает и как наследник пушкинской традиции, и как поле­мист.

II. Главная часть

1. Поэт-пророк в одноименных стихотворениях Пушкина и Лермонтова.

Пушкин и Лермонтов всегда считали поэзию божествен­ным даром, а поэта – боговдохновленным певцом. Эта идея получила свое воплощение в программных для обоих поэтов стихотворениях, не случайно имеющих одинаковое название «Пророк». Назвав свое стихотворение так же, как и Пушкин, Лермонтов тем самым подчеркнул как преемственность, так и полемичность по отношению к своему великому предшест­веннику.

Читайте также:
Демон: сочинение

– Пушкинский поэт отправляется по завету Бога отдать полученный пророческий дар людям, «глаголом жечь» их сердца. Тем самым поэт-пророк выполняет высокую граждан­скую миссию, возложенную на него Богом (см. план «Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина»).

– Лермонтов как поэт-романтик акцентирует трагический конфликт между поэтом и обществом, его не понимающим и отвергающим. Своим стихотворением он как бы отвечает на вопрос «Что же сталось с поэтом-пророком, отправившимся к людям по завету Бога провозглашать «любви и правды чистые ученья»?» – Он встретил лишь смех, презрение и был изгнан. В лирике Лермонтова поэт предстает «осмеянным пророком» (стих. «Поэт»).

2. Сложными являются отношения поэта-пророка и обще­ства и в лирике Пушкина. Он тоже испытывал скептическое отношение к тем, к кому поэт обращает свои «благие мысли и труды». В стихотворении «Свободы сеятель пустынный…» проводится идея о том, кто, собственно, достоин свободы, ко­торую утверждает поэт («К чему стадам дары свободы…»). Рождается горькая мысль о бесполезности собственного по­этического труда. В 1830-е годы в творчестве Пушкина нарас­тает мысль об одиночестве поэта среди толпы и усиливается идея неподсудности божественной поэзии мнению черни (стих. «Поэту»),

3. В лирике Лермонтова-романтика эти идеи позднего Пушкина были усилены и получили трагическое звучание. Лермонтовский поэт – это божественный избранник, которо­го толпа не только не хочет, но и не может понять. А значит, таким одиночеством можно гордиться. Более того, лермонтов­ский поэт платит толпе собственным презрением и даже нена­вистью (пафосом инвективы проникнута последняя часть сти­хотворения «Смерть поэта» и финал стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…»). Лермонтов признает над поэтом только «божий суд», перед лицом которого светская толпа не смоет своей «черной кровыо поэта праведную кровь».

4. Несмотря на божественную природу поэтического та­ланта, Пушкин считал, что сам по себе поэт как человек не­отделим от других людей. Как человек он может быть и слаб, и суетен, и «ничтожен», лишь божественное, снисхо­дящее на него от Творца вдохновение делает его великим. И это сразу возвышает его над обыденной жизнью (стихотво­рение «Поэт»).

Для Лермонтова-романтика образ поэта всегда соотнесен с областью идеального, даже божественного. Не случайно в стихотворении «Поэт» Лермонтов пишет: «Твой стих, как бо­жий дух, носился над толпой…» Поэтому, в отличие от Пуш­кина, лермонтовский поэт никогда, ни при каких условиях не может быть сопоставим с «детьми ничтожными мира», с обла­стью обыденной, пошлой реальности. Более того, поэт у Лер­монтова иногда становится равновелик Богу: «Я – или Бог – или никто!» (стих. «Нет, я не Байрон, я другой…»). Отсюда возникают и богоборческие настроения (стих. «1831-го июня 11 дня», поэма «Демон»), что отвечает романтическому миро­восприятию Лермонтова.

5. Как для Пушкина, так и для Лермонтова, единственным прибежищем поэта является природа. Во взаимоотношениях с нею поэта у Пушкина и Лермонтова прослеживаются как чер­ты сходства, так и различия.

– Пушкин уже в раннем стихотворении «Деревня» называ­ет сельскую природу «приютом спокойствия, трудов и вдох­новенья» и противопоставляет ее оковам межчеловеческих отношений. Для Пушкина природа – олицетворение идеала свободы, без которого немыслимо творчество (что находит свое объяснение в фактах биографии поэта). Поэтому в его произведениях возникают природные образы-символы, олице­творяющие идею личной свободы (стихотворения «К морю», «Узник»). Для исполнения Божьего завета поэт бежит от «су­етного света» «на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы», где только и возможно творчество.

В сознании Лермонтова природа – олицетворение об­ласти идеала, ведь она – «творенье Бога» («Демон»), поэтому живет по божественным законам, которые люди утратили. Та­ким образом, поэт и природа равно противостоят светскому обществу, цивилизации, что отвечает также романтическому мировосприятию (см. план «Человек и природа в творчестве М.Ю. Лермонтова»).

Лермонтов-романтик акцентирует трагизм судьбы поэта («Пророк», «Смерть поэта»). Для Пушкина, напротив, характе­рен философский оптимизм, который с особой силой сказался в итоговом стихотворении «Я памятник себе воздвиг…» К идеям боговдохновенности поэта, его творческой независимости, ко­торые вновь звучат в этом стихотворении, добавляется мысль о том, что власть поэта выше государственной власти. Сознание своей силы и величия порождает уверенность в большом исто­рическом будущем его поэзии. Поэзия, по мысли Пушкина, должна поднимать человека к Богу, только в этом и состоит ее общественное назначение, вложенное в нее Творцом.

Сочинение на тему: ЛЕРМОНТОВ И ПУШКИН

ЛЕРМОНТОВ И ПУШКИН

Наверное, трудно назвать писателя, который внес в развитие отечественной литературы боль­ший вклад, чем А. С. Пушкин и М. Ю. Лермон­тов. У каждого из этих великих поэтов, свой стиль, свое видение мира. Но поэзия их уже на протяжении долгого времени продолжает вызы­вать восхищение и преклонение перед неповто­римым поэтическим талантом, невероятным да­ром художественного слова, перед силой чувства и возвышенностью мыслей.

Главное, что объединяет двух великих гениев художественного слова, это сознание собственно­го высокого предназначения, своего долга перед человечеством.

Как для Пушкина, так и для Лермонтова по­эзия — это не просто способ выражения собствен­ных чувств и настроений. Это средство для про­буждения умов и душ народа, это оружие битвы за свободу, независимость и счастье, это факел, зажигающий огонь в благородных сердцах и выс­ветляющий пороки недостойных и пустых душ.

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок, — писал А. С. Пушкин. Он был готов всего себя по­святить делу свободы и до последней минуты слу­жил народу. Ради свободы народа М. Ю. Лермон­тов также готов был пожертвовать своим соб­ственным счастьем и даже жизнью:

Читайте также:
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А. С. ПУШКИНА И М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ПРОРОК”: сочинение

За дело общее, быть может, я паду Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу…

Поэт несет людям свое вещее, пророческое слово. Он является для народа путеводной звез­дой, освещающей путь, возрождает надежду и веру в будущее, поднимает на битву и сам, с по­мощью своего меткого слова разит врага:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей, — такова, по убеждению Пушкина, основная задача каждого поэта, который, подобно эху, должен чут­ко откликаться на все события жизни, пробуждать людей к действию, быть грозным оружием.

С оружием, с кинжалом сравнивает поэтиче­ское слово и Лермонтов. Твердым и несгибаемым, упорно стремящимся к высокой цели должен быть каждый поэт — эту уверенность оба автора пронес­ли через всю свою жизнь, через все свое творче­ство. «Но ты останься тверд, спокоен и уг­рюм», — обращался к поэту А. С. Пушкин. «Да, я не изменюсь, и буду тверд душой», — словно отве­чая великому предшественнику, обещал М. Ю. Лер­монтов. По мнению обоих авторов, творчеству чужда корысть. Поэт должен творить, «не требуя наград за подвиг благородный», убежден Пушкин. Голос поэта, продолжает мысль Лермонтов, должен зву­чать «как колокол на башне вечевой во дни тор­жеств и бед народных».

Наделенные пылким сердцем, охваченные по­стоянным стремлением к свободе, оба поэта были нетерпимы к пассивности, равнодушию народа. Пушкин обрушивался с гневными обвинениями на толпу, которая не умеет ценить красоту, посте­пенно утрачивает духовность, не умеет и не хочет жить настоящей полноценной жизнью.

Молчи, бессмысленный народ,

Поденщик, раб нужды, забот!

Несносен мне твой ропот дерзкий,

Ты червь земли, не сын небес…

Бездеятельность и бездуховность народа, жи­вущего без цели и без мечты, вызывали возмуще­ние и у Лермонтова. В своей «Думе» он упрекает современников за душевный холод, за отсутствие твердых убеждений, за неспособность к действию, за творческое бесплодие. Он сравнивает молодое поколение с «тощим плодом», «до времени созре­лым», который висит меж цветов, не радуя «ни вкуса», «ни глаз».

В их жизни нет ни радостей, ни стремлений, ни увлечений. Они проживают свою короткую жизнь, не оставив ни «шума», ни «следа».

Жизнь и творчество обоих поэтов пришлись на период великих преобразований в России. Оба они были свидетелями восстания декабристов и его трагических последствий. Крах декабрист­ских идеалов вызвал разочарование в душах мно­гих людей. Повлиял он и на лирику, в которой все чаще стали появляться мотивы одиночества и отверженности обществом. «Холодная толпа взирает на поэта, как на заезжего фигляра», — говорит Пушкин. Но если Александр Сергеевич приходит к такому разочарованию в понимании людьми назначения поэта только к концу своей жизни, то Михаил Юрьевич Лермонтов с самого начала сознавал себя «изгнанником».

Один среди людского шума Возрос под сенью чуждой я.

И гордо творческая дума На сердце зрела у меня, — писал он в 1830 году. Эти же мысли он пронес через все свое творчество, признавшись в конце пути:

Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья, — В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.

А. С. Пушкин видел несправедливость совре­менной ему жизни, косность и фальшивость ок­ружающего общества, пассивность и равнодушие масс. Но при всем при этом он сохранял светлую веру в народ и в его будущее. Он верил также в силу своего поэтического слова, утверждая, что при жизни возвел себе своими стихами «памят­ник нерукотворный». В лирике Лермонтова нет подобной уверенности. На смену жизнеутверж­дающей, светлой поэзии Пушкина приходят скорбь и одиночество лермонтовских стихов. Он глубоко страдал от невозможности быть понятым современниками. Не было у него уверенности и в том, что его по достоинству оценят потомки:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной…

Великий голос Пушкина трагически оборвал­ся в 1837 году. И его молодой соотечественник не мог остаться равнодушным к этой трагедии. Лер­монтов написал свое знаменитое стихотворение «Смерть поэта», в котором выразил любовь к ве­ликому поэту и ненависть к его подлым убийцам, глубокую скорбь и пламенный гнев, восхищение гением и презрение к палачам. Для него Пушкин — идеал поэта и человека, увенчанный при жиз­ни «торжественным венком» славы. Это «дивный гении» с «чудной силой» таланта и «чудесными песнями». Но, вступив «в этот свет завистливый и душный для сердца вольного и пламенных стра­стей», поэт, по мнению автора, сразу же обрек себя на гибель. «Свободный, смелый» поэтичес­кий дар Александра Сергеевича Пушкина восхи­щал Лермонтова. Он восторженно относится к поэту и глубоко скорбит в связи с его гибелью. При этом он бросает гневное обвинение в лицо «жадной толпы, стоящей у трона». Он бичует «свет завистливый и душный», «свободы пала­чей»:

А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — все молчи.

Но есть и Божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет…

Автор обещает, что смерть великого гения бу­дет отомщена:

И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!

Этим стихотворением М. Ю. Лермонтов зая­вил о себе не только как о поэтическом наследни­ке Пушкина, но и как о преемнике его вольнолю­бия. «Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова», — писал А. И. Гер­цен. С этого момента судьба Пушкина стала его судьбой. Продолжив лучшие традиции своего «творческого наставника» в вопросах понимания места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая пред­ставление о ней как об остром боевом оружии.

Читайте также:
«Герой нашего времени». Центральная проблема романа: сочинение

Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова (19 век): сочинение

I «Источник чистый вдохновенья». (Е.А. Баратынский)

II «Союз волшебных звуков, чувств и дум». (А.С. Пушкин)

1. Особое место пейзажной лирики в творчестве А.С.Пушкина.

2. Неразрывная связь социальной темы и природы в творчестве М.Ю. Лермонтова.

III «Умение вокруг увидеть красоту». (М.Н. Эпштейн)

Одним из аспектов, волновавших человечество многие века, является проблема взаимодействия человека и природы. Русская поэзия необычайно богата размышлениями на эту тему. В поэзии 18 века это направление трактовалось однозначно: человек и природа порождены одной Божьей силой, между ними не может быть никакого разлада, а в лирике 19 века все чаще природа выступает как сила то грозная, то умиротворяющая, способная помочь человеку понять себя.

Творчество Великого русского поэта 19 века А.С.Пушкина связано с природой: поэт тонко чувствовал прекрасное в природе. Л.Толстой отмечал, что чувство красоты у Пушкина развито до высшей степени. Благодаря этому чувству поэт создал свои лучшие произведения, в которых он искусно описал красоты пейзажа. Так, например, Пушкин рисует «торжественную красу» моря, которая его вдохновляет, в стихотворении «К морю» (1824). В произведении явно прослеживается влияние стихии на рассказчика:

Ты ждал, ты звал… я был окован;

Вотще рвалась душа моя:

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я…

Для поэта морская стихия – олицетворение свободы, которой противостоит «скучный, неподвижный брег», тем сложнее автору оставить море, его гул, скалы, «заливы, и блеск, и тень, и говор волн». В этом стихотворении автор требует действия, сравнивая себя со стихией. Но по мере творческого взросления поэта его отношение к природе проявляется с новой стороны. В стихотворении «Осень» (1833) поэт описывает все четыре времени года. Автор сопоставляет их, ища характерные черты, связанные с человеком и влияющие на него: весна – пора, когда «кровь бродит», когда чувства берут верх над разумом; лето – период, когда из-за зноя, пыли, комаров и мух человек не способен ни о чем думать, мыслит «лишь как бы напоить, да освежить себя»; зима вызывает у Пушкина более приятные чувства, автор упоминает о зимних праздниках и радостных моментов этого времени года, особенно подчеркивает, что русский человек не может жить без холода, ценит и любит мороз. Но главная любовь поэта – это осень, ей он отводит больше всего места в стихотворении. Автор описывает это время как наиболее умиротворяющее, когда у человека появляется время на обдумывание, осмысление впечатлений, накопленных за год. Для А.С.Пушкина осень – период пробуждения фантазии, период подъема душевных и поэтических сил:

И забываю мир – и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем…

Другим представителем поэзии «Золотого века», несомненно, является М.Ю.Лермонтов. Его творческий путь начинается со стихотворения «На смерть поэта» (1837), которое относится к социальной лирике. Оно определило направление творчества писателя. Все стихотворения Лермонтова, в той или иной степени, связаны с темой одиночества, трагизма, отверженности, социальной неустроенности, поэтому трудно назвать стихотворение, однозначно принадлежащие к пейзажной лирике. Пожалуй, одним из стихотворений, где прослеживается связь человека и природы является «Выхожу один я на дорогу» (1841). В нем автор рассказывает о прекрасном сне природы, признается, что сам бы «хотел забыться и заснуть». Поэт понимает, что его поиски свободы и покоя похожи на поиски смерти, поэтому Михаил Юрьевич пишет, что хочет заснуть:

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась грудь…

Этим стихотворением Лермонтов хочет сказать, что ему необходимо отдохнуть, перестать чувствовать потерянность, оторванность от людей, одиночество. Потерянность и одиночество показаны на фоне прекрасной природы:

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом…

Можно заметить, что герой стихотворения и природа находятся в явном диссонансе. Такой же диссонанс прослеживается и в более раннем стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» (1832). Первые две строки каждой строфы рассказывают о спокойном морском пейзаже:

Под ним [парусом] струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А остальные строки повествуют об одиноком парусе, который «просит бури». В этих строфах явно прослеживается сравнение человека с парусом – одиноким мятежником. Можно сказать, что в этом стихотворении объединены две темы: тема природы и тема одиночества, что в общем, типично для творчества Лермонтова.

Пейзажная лирика, несомненно, играла важную роль в творчестве русских поэтов 19 века. Такие поэты как Ф.И.Тютчев и А.А.Фет, М.Ю.Лермонтов и А.С.Пушкин писали о красоте родной природы, проводили параллели между явлениями природы и чувствовали человека, искали в родной природе вдохновения.. Описание природы помогает читателю понять психологическое состояние героев, прочувствовать трагизм их судьбы. Еще одной важной особенностью пейзажной лирики является ее острое социальное звучание.

Сочинение Лирика Пушкина и Лермонтова сравнение (сходство и различие)

Если сравнивать лирику этих великих русских поэтов, то нужно сказать, что лично мне более близок Лермонтов. Всё, что будет написано здесь – это моё личное мнение.

Михаил Юрьевич ближе современному поколению – просто он чуть моложе Пушкина. Во многом он стал продолжателем этого гения и, я бы сказала, «улучшателем». Стихи Лермонтова более мелодичны, на их основе создано больше романсов. Кроме того, эти стихи легче по стилю, по рифме. В пример можно привести то, что у Александра Сергеевича больше архаизмов, он точно чаще прибегает к разным мифологическим примерам, незнакомым нам богам, существам… У Лермонтова больше о чувствах, о природе. Он так любил Кавказ, женщин и войну. Может быть, в его творчестве чуть меньше философии, иронии…

Читайте также:
Вернер: сочинение

Я понимаю, что Пушкин стал для нас всех самым важным поэтом. Люди не забудут его имя и отчество, а вот Лермонтова не всегда назовут правильно. (Мне кажется, что это тоже важно.) Но для меня сравнение лирики Пушкина и Лермонтова, это как сравнение Державина и Пушкина. Ни у кого не возникнет ведь сомнений, что в этой паре произведения Пушкина более лёгкие, понятны, близкие нам. Но при этом никто не умаляет заслуг первого в паре поэта.

Для примера сравним два стихотворения обсуждаемых поэтов. Специально беру произведение с одним названием – «Узник». Строки Александра Сергеевича известны всем, расхвачены на цитаты. Здесь он сравнивает себя-узника с птицей, смотрит на орла за решеткой, призывает его улететь. Михаил Юрьевич говорит без сравнений – прямо, требуя у кого-то, мол, «отворите». По-моему, тут больше чувств. Он представляет и коня, который унесет его, и девицу, которую он поцелует. Но в итоге грустный финал, в котором узник всё ещё в тюрьме.

Или стихотворения «Пророк». Легко заметить, что у Пушкина оно проникнуто христианскими мыслями, что его герой идёт к людям, а вот у Лермонтова пророк, скорей, романтический герой, который бежит от общества. Вообще ,Михаил Юрьевич в своих стихах более романтичен.

У Пушкина ещё, как в его эпоху полагалось, больше од, философских произведений. Ему, вероятно, приходилось преодолевать большее сопротивление общества, ведь известно, что он вводил новые слова «просторечные». Вероятно, ему было сложней творить, но именно он подготовил русский язык для таких творцов как Лермонтов Михаил.

Могу лишь повторить, что лирика Лермонтова мне ближе. И теперь я разобралась, почему.

2 вариант

Выдающимися поэтами девятнадцатого века являются М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин. Они писали на лирические темы и описывали природу, родину, любовь, дружбу.

Все стихи Александра Сергеевича переполнены жизнерадостностью, верой в прекрасное на земле. А Михаил Юрьевич пишет про одиночество. Герой Лермонтова одинок и пытается что-то найти в чужих землях. Под впечатлением от поэзии Дж. Байрона он писал про противостояния между реальными вещами и мечтой.

В произведении Пушкина «Осень» показана многообразность картины: зимние гуляния, катание на коньках, помещиков, от которой все вокруг. Александр Сергеевич любил осени. Великолепными, яркими красками он рассказывает про пейзажи осени: «прекрасное природы увяданье», «в багрец и золото, одетые леса».

Природа в стихотворениях М. Ю. Лермонтова вольная, мечтательная сфера. В своих произведениях он как бы находит отражение в различных явлениях природы. Для него ветер это сильная и могучая стихия.

Лермонтовский герой вступал в равный бой с природой. Он любил Кавказ и поэтому его ранние поэзии были именно про этот край. Пейзаж Кавказа мы видим романтическим с описанием утрешних туманов и ночного звездного неба Кавказа.

Для Пушкина же природа была родным домом, в котором он может спрятаться то проблем и суеты окружающего мира. В произволении «Деревня» он пишет: «Я, здесь от суетных оков освобожденный, учусь в истине блаженство находить». Несмотря на то, что у Лермонтова природа всесокрушающее существо, в «Утро на Кавказ» мы видим романтическое изображение природы.

Пушкин особое внимание уделял дружбе и философии в своем творчестве. Он признавал божественное происхождение во всем, а также верил в судьбу человека. Лермонтов же тужил по несуществующему идеалу,и чувство неудовлетворённости преследовало его. Эта идея доминирует и в гражданской поэзии Лермонтова. В стихотворениях «Родина», «Как часто», «Прощай, немытая Россия», герой пытается уйти за пределы среды, возвыситься над повседневным восприятием своей среды. Пушкина своими гражданскими мотивами пытался улучшить человеческие чувства. Писал Пушкин и на интимные темы связанные с личными переживаниями, но без отрицания и обречённости, которой полна лирика Лермонтова.

Лирика этих двух поэтов отличается. Михаил Юрьевич Лермонтов продолжал пушкинские произведения, хоть они и творили в период разных идеалов. Стихи Лермонтова пронизаны разочарований в жизни, а наследие Александра Сергеевича учит добру и любви.

Также читают:

Картинка к сочинению Лирика Пушкина и Лермонтова

Популярные сегодня темы

Как известно, Чехов очень часто создаёт героев, которых довольно сложно представить. Примером подобной личности можно назвать героя рассказа «Человек в футляре», Беликова.

Одним из ключевых героев произведения является Валек, представленный писателем в образе девятилетнего мальчика, приемного сына бродяги Тыбурция, друга главного персонажа рассказа Васи.

Молчалин – молодой небогатый дворянин, не имеющий высокого чина. С учетом того, что персонажи пьесы поделены на два лагеря – одни поддерживают старый уклад жизни, вторые являются сторонниками реформ

Произведение по жанровой направленности относится с реалистичному рассказу, имеющему автобиографические черты и вошедшего в прозаический сборник русских писателей под названием «Складчина».

Произведение «Хорошо!» было создано в 1927 году, но любая его часть так реалистично относит читателей в передаваемое время, вошедшее в историю прогресса, что работа похожа скорее на стихотворный журнал

Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова (19 век)

План.
I «Источник чистый вдохновенья». (Е. А. Баратынский)
II «Союз волшебных звуков, чувств и дум». (А. С. Пушкин)
1. Особое место пейзажной лирики в творчестве А. С. Пушкина.
2. Неразрывная связь социальной темы и природы в творчестве М. Ю. Лермонтова.
III «Умение вокруг увидеть красоту». (М. Н. Эпштейн)
Одним из аспектов, волновавших человечество многие века, является проблема взаимодействия человека и природы. Русская поэзия необычайно богата размышлениями на эту тему. В поэзии 18 века это направление трактовалось однозначно: человек и природа порождены одной Божьей силой, между ними не может быть никакого разлада, а в лирике 19 века все чаще природа выступает как сила то грозная, то умиротворяющая, способная помочь человеку понять себя.
Творчество Великого русского поэта 19 века А. С. Пушкина связано с природой: поэт тонко чувствовал прекрасное в природе. Л. Толстой отмечал, что чувство красоты у Пушкина развито до высшей степени. Благодаря этому чувству поэт создал свои лучшие произведения, в которых он искусно описал красоты пейзажа. Так, например, Пушкин рисует «торжественную красу» моря, которая его вдохновляет, в стихотворении «К морю» (1824). В произведении явно прослеживается влияние стихии на рассказчика:
Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я…
Для поэта морская стихия — олицетворение свободы, которой противостоит «скучный, неподвижный брег», тем сложнее автору оставить море, его гул, скалы, «заливы, и блеск, и тень, и говор волн». В этом стихотворении автор требует действия, сравнивая себя со стихией. Но по мере творческого взросления поэта его отношение к природе проявляется с новой стороны. В стихотворении «Осень» (1833) поэт описывает все четыре времени года. Автор сопоставляет их, ища характерные черты, связанные с человеком и влияющие на него: весна — пора, когда «кровь бродит», когда чувства берут верх над разумом; лето — период, когда из-за зноя, пыли, комаров и мух человек не способен ни о чем думать, мыслит «лишь как бы напоить, да освежить себя»; зима вызывает у Пушкина более приятные чувства, автор упоминает о зимних праздниках и радостных моментов этого времени года, особенно подчеркивает, что русский человек не может жить без холода, ценит и любит мороз. Но главная любовь поэта — это осень, ей он отводит больше всего места в стихотворении. Автор описывает это время как наиболее умиротворяющее, когда у человека появляется время на обдумывание, осмысление впечатлений, накопленных за год. Для А. С. Пушкина осень — период пробуждения фантазии, период подъема душевных и поэтических сил:
И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем…
Другим представителем поэзии «Золотого века», несомненно, является М. Ю. Лермонтов. Его творческий путь начинается со стихотворения «На смерть поэта» (1837), которое относится к социальной лирике. Оно определило направление творчества писателя. Все стихотворения Лермонтова, в той или иной степени, связаны с темой одиночества, трагизма, отверженности, социальной неустроенности, поэтому трудно назвать стихотворение, однозначно принадлежащие к пейзажной лирике. Пожалуй, одним из стихотворений, где прослеживается связь человека и природы является «Выхожу один я на дорогу» (1841). В нем автор рассказывает о прекрасном сне природы, признается, что сам бы «хотел забыться и заснуть». Поэт понимает, что его поиски свободы и покоя похожи на поиски смерти, поэтому Михаил Юрьевич пишет, что хочет заснуть:
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась грудь…
Этим стихотворением Лермонтов хочет сказать, что ему необходимо отдохнуть, перестать чувствовать потерянность, оторванность от людей, одиночество. Потерянность и одиночество показаны на фоне прекрасной природы:
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Можно заметить, что герой стихотворения и природа находятся в явном диссонансе. Такой же диссонанс прослеживается и в более раннем стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» (1832). Первые две строки каждой строфы рассказывают о спокойном морском пейзаже:
Под ним [парусом] струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А остальные строки повествуют об одиноком парусе, который «просит бури». В этих строфах явно прослеживается сравнение человека с парусом — одиноким мятежником. Можно сказать, что в этом стихотворении объединены две темы: тема природы и тема одиночества, что в общем, типично для творчества Лермонтова.
Пейзажная лирика, несомненно, играла важную роль в творчестве русских поэтов 19 века. Такие поэты как Ф. И. Тютчев и А. А. Фет, М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин писали о красоте родной природы, проводили параллели между явлениями природы и чувствовали человека, искали в родной природе вдохновения.. Описание природы помогает читателю понять психологическое состояние героев, прочувствовать трагизм их судьбы. Еще одной важной особенностью пейзажной лирики является ее острое социальное звучание.

Читайте также:
Мастерство в построении сюжета. (По одному из произведений русской литературы XIX века.): сочинение

Похожие сочинения:

Пейзажная лирика Лермонтова Михаилу Юрьевичу Лермонтову в истории русской литературы принадлежит особое и значительное место. Будучи продолжателем традиций А. С. Пушкина, поэт не.

Пейзажная лирика М. Ю. Лермонтова Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова — одиночество. Обычно мы связываем это с мрачной эпохой, в которой ему.

Пейзажная лирика А. С. Пушкина По словам Белинского, «поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры…» Пейзажная лирика занимает.

Романтическая лирика в творчестве М. Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтов — это выдающийся поэт первой половины девятнадцатого века. В своих стихах поэт описывал много тем, например, тема.

Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался А.

Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина …В мой жестокий век восславил я свободу…» А. С. Пушкин Идея свободной России проходит через все творчество Пушкина. Уже в.

Темы Родины, поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова В стихотворении «Родина» Лермонтов заявляет о своей кровной связи с природой, с народом, с его радостями и горем. Он любит.

Пейзажная лирика в живописи и поэзии (по лирическому творчеству И. А. Бунина) Пейзаж — традиционный жанр искусства. Родная природа всегда была предметом гордости для русского человека, предметом его восхищения и любования. Много.

Мастерство писателя в изображении истории. (Тема истории в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.) Историческая тематика интересовала писателей во все времена. Не обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А. С.

Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов внесли значительный вклад в отечественную литературу, положили начало развитию новых традиций в русской.

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова Пушкин и Лермонтов — великие русские поэты. В своем творчестве каждый из них достиг вершин мастерства. Поэтому так интересны и.

Читайте также:
Решение нравственных проблем в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Патриотическая лирика М. Лермонтова Стихи Лермонтова — это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт.

Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Пророк» и М. Ю. Лермонтова «Пророк» Тема поэта и поэзии является классической для русской литературы. Так, два самых ярких представителя золотого века — Пушкин и Лермонтов.

Тема поэта и поэзии в лирике А. Пушкина и М. Лермонтова Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина и Лермонтова занимает одно из ведущих мест. В произведениях, посвященных этой теме, Пушкин.

Адресная лирика А. С. Пушкина А. С. Пушкин по праву считается гением отечественной литературы. Его творчество было новаторским, он сделал огромный вклад в русскую культуру.

Лирика дружбы у Пушкина Чувство дружбы, вынесенное из лицея, одушевляло поэта всю жизнь. Но с годами представление о дружбе менялось. Вот одно из лицейских.

Вольнолюбивая лирика А. Пушкина А. С. Пушкин принадлежал к поколению, воспитанному войной 1812 года. Освободительная война способствовала общественному подъему: люди 1810- 1820-х годов ощущали.

Образ поэта в творчестве М. Ю. Лермонтова Тема поэта и поэзии — одна из важнейших в творчестве многих поэтов. М. Ю. Лермонтов — не исключение. Довольно многие.

«Чувства добрые я лирой пробуждал» (лирика А. С. Пушкина) В исключительно богатом и разнообразном творчестве А. С. Пушкина большое и значительное место занимает лирика. Можно выделить несколько основных мотивов.

Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова Нежданный сын последних сил природы — Возник Поэт,- идет он и поет. Е. Баратынский С Пушкиным Лермонтов знаком не был.

Гражданская лирика А. С. Пушкина Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после поступления, в 1811 году, в Царскосельский лицей. Здесь под влиянием «лицейского духа».

Вольнолюбивая лирика Пушкина В одиннадцать Пушкин был отдан для продолжения учебы в Царскосельский лицей. Он оказался в тесном кругу своих товарищей, многие из.

Сравнительный анализ стихов А. С. Пушкина «Туча» и М. Ю. Лермонтова «Тучи» У двух величайших русских поэтов — Пушкина и Лермонтова — есть стихотворения с практически одинаковыми названиями. А 1835 году Пушкин.

Лирика Лермонтова Писать стихи Лермонтов начал еще в детстве. Не прекращал он литературных занятий ни в Благородном пансионе, ни в юнкерский период.

Лирика Пушкина О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый.

Лирика М. Лермонтова в моем восприятии «Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем.

Философская лирика А. С. Пушкина Поэзия Пушкина — неисчерпаемая сокровищница для всех, кто умеет наслаждаться не только, выразительностью художественных образов и красотой родной речи, но.

Тема природы в поэзии Пушкина и Лермонтова Тема природы — ведущая тема в мировой поэзии. Разрабатывали ее и такие классики русской литературы, как А. С. Пушкин и.

Любовная лирика А. С. Пушкина в период ссылки в Михайловском А. С. Пушкин-величайший поэт, который в 1824 году, по велению Александра I, попадает в ссылку в Михайловское. Пушкин проводит в.

Лирика Пушкина 1830х годов Поздний Пушкин достигает удивительной духовной просветленности не только в прозе, но и в лирическом творчестве. Исчезает упоение мятежной красотой чувственных.

Сочинение Мцыри как романтический герой в поэме Лермонтова 8 класс

На протяжении нескольких лет Лермонтов вынашивал идею создания произведения, в котором найдут отражение такие важные проблемы как: вопросы мужества, смелости, стремления к свободе. Вопрос поиска своего места в жизни и пути к нему. Вопрос выбора, стремления к мечте и любви к Родине. И совсем не удивительно, что спустя порядка десяти лет после первого своего путешествия на Кавказ, Лермонтов напишет «Мцыри» – романтическую поэму в стихах, так удачно соединившую в себе все проблемы, перечисленные выше. Проблематика произведения будет представлена через повествование об юноше, который находился против своей воли в монастыре, но несмотря на это он был полон желания жить и все же познать тот самый, недосягаемый для него, вкус свободы.

Главный герой поэмы – это романтический герой. Ему свойственны мятежные порывы, он одинок в своих стремлениях, и никакие обстоятельства не способны его сломить. Такие качества свойственны литературным героям Байрона – знаменитого английского поэта-романтика, творчество которого оказало большое влияние на развитие романтической поэзии Лермонтова.

В поэме «Мцыри» каждая деталь указывает на романтизацию атмосферы. Главный герой страдает в стенах монастыря, он словно задыхается, находясь в плену своей жизни. Его нрав противопоставлен спокойной обстановке обители ведь он – дитя гор, сильный, смелый и независимый, но трагическое одиночество, свойственное многим романтическим героям, закалило волю Мцыри. Этот молодой человек не боится опасностей, ставших на пути к свободе его духа, ведь он убежден, что мог бы быть “в краю отцов не из последних удальцов”, тем самым давая намек на скрытые под монастырским воспитанием, его настоящие, естественные качества характера, такие как: сила, стойкость, вольнолюбие.

Читайте также:
Авторское сочинение на тему произведения М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени: сочинение

Для романтического героя свобода дороже жизни. Мцыри погибает в финале поэмы, но смерть его – это не поражение. Ведь он не стал пленником законов, навязанных ему монахами, он обрел свободу и стал частью вечности, заплатив за это цену своей жизни.

Вариант 2

Мцыри – главный герой одноименной поэмы. Он сын горцев. В детстве Мцыри попал в плен к русскому генералу. Мальчик был очень ослаблен дорогой, и генерал оставил его в монастыре, который лежал у него на пути. Там монахи выходили ребенка, постепенно он начал забывать свое прошлое, свой язык. Его готовили к постригу.

Монастырь стал отождествляется для главного героя с тюрьмой. По ночам Мцыри снятся туманные сны из прошлой жизни, он понимает, что не свободен в своем выборе. Он жаждет вырваться на волю, испытать почувствовать жизнь за пределами стен монастыря.

И вот однажды Мцыри решается на побег, который заканчивается трагично для героя. Всего лишь день, проведенный на свободе, становится ценою в жизнь. Перед смертью Мцыри исповедуется и говорит, что этот день был лучшим днем его жизни. Жить для героя значит радоваться каждой травинке, солнечному лучу и дуновению ветра. Именно оказавшись за пределами своей «тюрьмы» Мцыри начинает вспоминать свое прошлое: жизнь в ауле, родной язык, память предков. Кровь горца закипает в нем с еще большей силой, когда он случайно встречает девушку-грузинку у ручья. Мцыри – патриот, он хочет вернуться к себе на родину. Но встреча с барсом не дает осуществиться его мечтам.

Как каждый романтический герой, Мцыри одинок. Он понимает, что жизнь в монастыре – это всего лишь существование тела без души, душа будет всегда рваться на волю. Но и в ауле, куда он так жаждет попасть, Мцыри был бы чужаком. Возможно, что единственным решением данного конфликта произведения, является смерть героя. Его поиски счастья, его борьба за свободу и вера в жизнь – это то, что действительно восхищает в нем. Оказавшись на свободе, одержав победу в схватке с опасным противником, он умирает в монастыре за решеткой. Но он просит о том, чтобы его похоронили за стенами монастыря, там, где всего лишь день счастья стал для него дороже всех лет проведенных в неволе.

В образ Мцыри Лермонтов вложил лучшие черты романтических героев своего времени. Противопоставил пассивности и апатии, внутреннюю свободу человека.

Мцыри как романтический герой

Главным героем поэмы Лермонтова Мцыри является молодой послушник монастыря, которому предстоит принять постриг. Юноша чувствует себя в обители одиноким и не понятым потому что его окружают люди, которые прожили большую часть жизни и доживают свой век будучи монахами. У каждого из них есть родственники, друзья, могилы близких с которыми можно поговорить стоя у могильной плиты. Главный герой лишен всего этого. В детские годы аул, где он жил, разрушили и увезли его в монастырь. С тех пор главной мечтой молодого жителя обители становится вернуться на родину к родным. Его мечта кажется не осуществимой, ведь его аул разрушен и скорее всего там никого не осталось.

Главному герою предстоит принять решение. Его жизнь может пойти по одному из двух путей. Он может принять монашество и забыть о своей мечте, либо убежать, несмотря на риск быть пойманным или застигнутым диким зверем в дороге. Он выбирает второй путь. В час вечерней молитвы юноша убегает. Его захватывает чувство радости и восторга от совершенного побега.

Мцыри с удовольствием живет этой полной переживаний жизнью, которая создана для него. Его охватывает чувство восторга и восхищения при наблюдении за девушкой, набирающей воду из ручья. Он следит за ее походкой и движениями отмечая, что в нем просыпается какое-то невероятное чувство, которого не было ранее. Этого переживания он бы никогда не испытал в мужском монастыре. Здесь можно увидеть сколь многого был лишен юный послушник в навязанной ему жизни. Жизнь в монастыре не подходила ему и не раскрывала всех его качеств.

Новая жизнь героя длится всего три дня. Он не продумывал побег. И в этом главная трагедия этого произведения. Он просто хотел жить по велению сердца. Причиной гибели героя становятся раны, которые он получает в схватке с барсом в лесу. Главный герой отважно сражался и победил барса, однако и сам был смертельно ранен. Юношу находят и приносят обратно в монастырь. Монахи ждут от него исповеди и раскаяния в содеянном. По их мнению, он неразумно распорядился своей жизнью сделав ее такой короткой. Мцыри не выражает раскаяния и говорит, что его прежняя жизнь была неполноценной, полной рамок и запретов. Только те три дня, во время которых он странствовал по горам, он считает жизнью. Мцыри пылко рассказывает о пережитом, стараясь донести до монахов в чем была их ошибка: «Я вырос в сумрачных стенах душой дитя, судьбой монах». Жизнь к которой старались приучить юношу была хороша для тех, кто уже жил и хотел отдохнуть от мирской суеты.

Читайте также:
Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы Княжна Мери романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени): сочинение

Романтизм этого произведения состоит в том, что главный герой, вступая на путь противоборства заранее обречён, ведь бежать ему некуда и представлений о внешнем мире он не имеет. Мцыри до самого конца следует выбранному пути. Он умирает, глядя в сторону Кавказа.

О поэме

При разговоре о главном герое поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» нельзя не упомянуть историю её создания, время, в которое она была написана и события оказавшие немаловажное влияние на автора, во многом вдохновивших его.

Поэма была опубликована в 1840 году, но предпосылки к созданию подобного рода произведения появились ещё в раннем детстве поэта. Будучи ребёнком, Лермонтов посетил Кавказ, и без сомнений, величие природы, многообразие новых знакомств, огромное количество местных сказок, легенд и преданий оставили в душе юного Михаила свой след. Затем, в чуть более старшем возрасте, поэт совершил еще не одно путешествие на Кавказ и детские воспоминания, волновавшие его душу, усилились.

Также читают:

Картинка к сочинению Мцыри как романтический герой

Популярные сегодня темы

В сказочной стране живут необычные жители – коротышки. Они ростом с небольшой огурец. Все коротышки в свою очередь делятся на малышей и малышек. Имена сказочных героев соответствуют их внешности, характеру или виду деятельности.

Человек, подобен цветку, который подвергается различным жизненным испытаниям. Один пустит свои побеги среди камней, ночью будет собирать росу, чтобы не умереть от жажды, другой

По мнению большинства критиков, произведение «Богатырь» является одной из сказок Салтыкова-Щедрина, которая наделена резкостью сатирического нападения на сложившуюся в стране ситуацию.

В мире существуют различные леса, которые отличаются по своей природе, по разнообразию животных и так далее. Экваториальный лес является одним из самых интересных, поэтому многие люди с удовольствием хотят его изучить

Одним из второстепенных персонажей произведения является Мокий Парменыч Кнуров, представляющий собой пожилого, состоятельного дельца с громадным состоянием.

Сочинение Мцыри как романтический герой 8 класс

Большая часть произведений Михаила Юрьевича Лермонтова относится к романтизму. К ним относится и поэма «Мцыри».

В этом произведении присутствуют все главные признаки романтического произведения. Самый яркий из них — это необычная экзотическая обстановка. Кавказ — это горы, которые непривычны для европейца. Здесь царят особые нравы и традиции. Мцыри, оказавшийся в этой обстановке в трагической ситуация, действительно становиться романтическим героем. Он был найден офицером на поле битвы во время войны. Его родители, предположительно, погибли. Трагичность, необычные и яркие социальные потрясения, связанные с героями — еще один признак романтизма.

Ребенок вырос и был воспитан в монастыре. Мцыри отличался внешним послушанием и покорностью, однако, о том, что творилось у него в душе никто не знал. В монастыре он не смог найти верного друга или того человека, которому мог бы довериться. Это непонимание окружающих и одиночество побудили героя размышлять о своей жизни. Его долгие размышления привели его к идее о поиске своей родины. Герой наивно полагал, что именно там он сможет обрести счастье и покой.

Настоящий романтический герой именно такой: одинокий, окутанный непониманием, переживающий серьезный внутренний конфликт.

Мцыри решается на рискованный поступок — он сбегает из монастыря и несколько дней живет дикарем. Необычные поступки, смелость и решительность присущи всем романтическим героям. На лоне природы ему пришлось непросто, но герой справился со всеми трудностями. За это время он понял, что сам один не сможет найти свою родину, так как это очень сложно и непросто. Мцыри сам засомневался в своей идее. Он переосмыслил понятие родины. Действительно ли далекое, неизвестное, таинственное место, где ты родился, но в котором никогда не был, может быть твоей родиной? Не будет ли ближе Мцыри монастырь, в котором он вырос, получил образование, воспитание? Конечно же, монастырь был реальной и единственной родиной для героя.

Мцыри был вынужден с печалью и разочарованием вернуться в монастырь, где его приняли без упреков и расспросов. Герой понял, что только здесь он сможет нормально существовать.

Мцыри — это один из самых ярких романтических героев русской литературы. Этот одинокий, печальный, задумчивый и решительный молодой человек ставил перед собой грандиозные цели, которых сложно добиться в одиночку. В этом и состоит трагедия его личности.

Вариант 2

Любовь Лермонтова к Кавказу появилась еще в детстве. Царственные горы, прозрачные и чистые реки, роскошная зелень и гордые, мужественные люди, настолько потрясли будущего поэта, что впоследствии в своем творчестве он показал нам человека, который так и рвался к свободе, переживая в душе свои сомнения. Так, в произведении «Исповедь» Михаил Юрьевич представил персонаж, который перед последним вздохом произносит обличительную речь перед монахом в возрасте и особо почитаемого в обители. Возможно, автор хотел сказать, что надо радоваться дням, данных Богом. И поэтому, мы видим, как Мцыри за несколько часов до смерти, исповедуясь, говорит о том, что хотел бы провести эти дни в счастливых мгновениях.

В данном произведении поэт продолжает тему мужества и протеста, которая была показана в его более ранних работах : в «Исповеди» и «Беглеце». Однако, в данной поэме Лермонтов опустил любовный мотив, который был отражен в «Исповеди». Главный персонаж во имя идеала свободы отрекается от счастья в личной жизни. Пребывание в обители герой сравнивает с темницей, кельи со страшными и мрачными пещерами, иноки представлены у него в образе грозных стражей, а сам он чувствовал себя заточенным узником. Время, проведенное вне монастыря, он считает самым счастливым. Вольнолюбивые мысли главного героя мало похожи на любовь к родным природным красотам, хотя он и вспоминает о них. Именно из-за своей любви к Отчизне Мцыри рвется за нее бороться. Лермонтов с особым расположением восхваляет героические мечты молодого человека. В произведении автор так и не раскрыл мотивы персонажа, но он отразил их в намеках.

Читайте также:
Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода): сочинение

Вспоминая своего отца и друзей, Мцыри говорит о них как о воинах. И он думает о том, что тоже может также сражаться. Юноша с детства отличался своей сдержанностью в поступках и эмоциях. А заплакал лишь в монастыре, и то только потому, что его слезы не видны окружающим. Мужественный характер и выносливость проявляется особенно четко в эпизоде схватки с барсом. Он даже не боялся смерти, так как понимал, что вернувшись в монастырь, он будет опять страдать.

В последние минуты своей жизни юноша был полон мечтами о воле, однако быть в гармонии с естественной жизнью он уже не мог. Природа помогла ощутить настоящую свободу, но наш персонаж не мог преодолеть телесную слабость. Увидев много на свободе и изведав новых ощущений, молодой человек так и не нашел свою жизнь, о которой мечтал, и поэтому погибает. Трагизм Мцыри, как и подобных ему молодых людей состоял в том, что места в такое суровое и мрачное время для них не было. Все мечты юноши – это были мечты самого Лермонтова, который задыхался от режима Николая I.

Мцыри как романтический герой

Популярные сочинения

29 июля 1817 году родился Иван Айвазовский. Его семья была бедна. Но, несмотря на это он смог поступить в гимназию. Позже он едет в Петербург и поступает в Академию художеств. После её окончания он едет в Европу

Образ так называемого маленького человека в русской литературе является весьма характерным. Условно традицию изображения такого характера принято отсчитывать от станционного смотрителя

Я думаю, что никто не является совершенным, поэтому странно говорить о том, что в других нас может раздражать совершенство. Его не существует совсем! Мастерство в каком-то деле, в спорте, музыке – ещё возможно

Мцыри как романтический герой поэмы М. Ю. Лермонтова

Характеристика главного героя

Мцыри — юноша, который с ранних лет осиротел и жил в монастыре. Казалось бы, что он должен был быть благодарен за своё спасение и не жаловаться на жизнь, но для него жизнь в монастыре была сравнима с заточением. Он мечтал о том, что однажды вырвется на волю, увидит мир, восхитится природой и доберётся до своей Родины, о которой часто вспоминал. Жизнь в монастырских стенах была для него губительна и безысходна, так как Мцыри не ощущал счастья и умиротворения.

Главными чертами характера Мцыри являются:

  • Свободолюбие.
  • Любовь к Родине и природе.
  • Гордость.
  • Непокорённость.

Он думал, что только жизнь на свободе среди бескрайних полей и лесов сможет поселить в его душу чувство спокойствия и радости, поэтому герой надеялся найти вдохновение и любовь за каменными стенами.

Читая поэму, можно заметить, что основой повествования являются мысли и поступки Мцыри, его внутренние переживания, особый взгляд на мир.

Жизненное искание Мцыри

Во время грозы юноша решается на отчаянный поступок ради осуществления своей мечты, убегая из монастырской крепости. Он боится того, что его ожидает после побега, но на душе становится легче и светлее, так как он смог сделать важный шаг ради осуществления своей цели. Прожитые три дня на свободе казались для него вечностью, когда он мог восхищаться пейзажами, наслаждаться звуками природы и чувствовать вязкую землю под ногами. Побег из плена помог ему вернуть память детства.

Он вспоминает о прошлом, о своих братьях и местах, об ауле и о детском счастье, когда его окружали родные люди. Величественные просторы и красоты природы делают из юноши настоящего поэта и философа, который рассуждает о жизни, как мученик и пленник, сбежавший на свободу. Он рассказывает историю жизни, указывая на то, что люди обязаны ценить и чем должны вдохновляться.

После кровожадной схватки со зверем Мцыри получил тяжёлую рану, люди из монастыря нашли его и вернули обратно. В исповеди перед чернецом юноша искренне повествует о том, что он пережил во время пребывания на воле, какие его посещали чувства и мысли. Лирический герой не сожалеет о том, что чуть не погиб в борьбе с животным, а наоборот гордится своим поступком, так как он показал свою храбрость и отвагу и победил врага.

Только один поступок тяготит его душу, ведь он еще в юности пообещал себе, что на свободе доберётся до родного края и вспомнит былые времена. К сожалению, ему не удалось этого сделать, так как он постоянно возвращался к дороге в монастырь.

Возможно, ему бы это удалось сделать, если бы юноша не сбился с пути и не встретился с Барсом, но все равно Мцыри был доволен тем, что несколько дней был на природе и ощутил все прелести свободы.

С одной стороны, юноша был разочарован тем, что умрёт в заточении, но с другой стороны, его душа была спокойна, ведь он ощутил настоящее счастье и нашёл истинный смысл жизни. Через романтический образ Мцыри автор хотел показать различие мечты и реальности и то, как ожидания могут не соответствовать действительности.

Мцыри обладает признаками романтического героя, благодаря которым поэму можно отнести к жанру романтизма в литературе:

  • Ярко выраженная индивидуальность.
  • Герой стремится найти идеал.
  • Вступает в конфликты с окружающими, с судьбой.
  • Бунтарское поведение.

У главного героя была заветная мечта, к которой он стремился всю жизнь, и она подарила ему счастье на мгновение, но он не достиг цели в связи с обстоятельствами. Мечта окрыляет человека, дарит радость, но иногда суровая реальность препятствует планам и желаниям.

Читайте также:
Характеристика образа Печорин Григорий Александрович: сочинение

На примере Мцыри Лермонтов хотел показать, как важно не сдаваться перед осуществлением своей мечты и какие жизненные ценности наиболее важны в жизни. Герой осознал, каково это, когда твои желания исполняются.

Проблематика поэмы

В этой поэме Лермонтов поднимает многие проблемы:

  • Свобода.
  • Любовь.
  • Одиночество.
  • Война.

Свобода выражается в глобальном смысле, как зависимость Грузии от России, а также стремлением юноши к освобождению от рамок и обретению счастья. Он чувствовал большее единение с природой, нежели со священниками, поэтому три дня проведённые на воле для него были сравнимы с раем.

Мцыри был одинок и не имел единомышленников, так как его окружали только священнослужители. Он должен был подчиняться правилам монастыря, и каждый день повторялось все одно и то же. Герой не мог больше жить в рутине печали и увядания, поэтому побег оказался для него спасением.

Юноша жаждал любви и наслаждения, вспоминая свою семью и родные места, надеясь на то, что он сможет вновь испытать это чувство. В воспоминаниях он находил отраду для души и смысл жизни, благодаря которым решился на отчаянный шаг.

Также в этом произведении прослеживается тема войны, ведь именно она разделила Мцыри с его семьёй и повлияла на судьбу. Именно ради нее он был рождён, и в этом было его предназначение, как мужчины. Борьба Грузии и России повлекла за собой неприятности для юноши.

Сюжет поэмы построен на контрасте свободы и плена, где автор показывает то, как важно иметь смысл жизни и воплощать мечты в реальность. Мцыри является идеалом человека, способного на подвиги и необдуманные решения. Во время побега он осознал то, ради чего прожил эту жизнь, показал значение свободы для человечества.

Писатель затронул в произведении многие политические и социальные аспекты общества, выразил свое отношение через мысли и чувства главного героя. Автор поднимает проблему угнетения личности, потому что Мцыри не хотел, чтобы его возвращали в монастырь, но реальность оказалась неприятнее, чем ожидание. Лермонтов показал, как войны влияют на судьбы людей, как они их разрушают изнутри.

Война всегда была самым жестоким уроком жизни для всех людей, поэтому многие писатели рассуждают на эту тему в своих произведениях. Обычно они показывают взаимоотношения между людьми в тяжёлые времена, их подвиги, поступки, чувства. В этих произведениях восхваляются храбрость и патриотизм, желание людей помочь Родине и добиться цели всеми средствами. В литературе повествуется обо всех ужасах войны, сквозь строки призывая их не повториться. Эта тема является основополагающей для поэмы Лермонтова, рассказывая о беспощадных беспорядках на Кавказе.

Легендарный русский критик В. Г. Белинский высказывался об этом произведении такими строчками: «Идеал — высшая цель стремлений, самый совершенный образец. Здесь: герой, воплощающий мечты и стремления поэта. Личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью…»

Критик восхищается образом юноши, обожествляя его, называя идеалом. Он вдохновляется его образом, поступками и желанием жить.

Многие не понимают, почему Мцыри совершил побег из монастыря и что побудило его к этому поступку. Он хотел обрести единомышленника на свободе и ощутить тепло понимающей души. Романтик не сдавался перед препятствиями, а верил, что когда-нибудь ему удастся их преодолеть и достичь своей цели.

Он устал быть одиноким и никому не нужным, постоянно молиться и не видеть другого мира, поэтому его характерный поступок можно назвать смелым. Несмотря на неудачу, Мцыри не жалуется на свою судьбу, а гордится тем, что ему удалось пережить, и он рад тому, что хотя бы три дня он бродил по земле, наслаждаясь пейзажами.

Романтизация природы

Образ природы играет большую роль в поэме Михаила Юрьевича. Можно посмотреть на красоты Кавказа через призму взгляда героя, которого удивляет каждая травинка на лугу. Красота окружающего мира здесь противопоставлена образу жизни героя.

При взгляде на горные хребты юноше вспоминаются детские годы, проведённые на Кавказе. Когда он совершает побег, то ощущает единение с природой, так как чувство свободы проглотило его душу. Даже когда Мцыри понимает, что сбился с пути, то не обращается за помощью к людям, а повинуется собственному чутью, которое его подвело.

Живописные картины, открывающиеся читателю, показывают то, как Лермонтов был чуток и внимателен к природе и её изменению. Также автор грандиозно изображает схватку Барса с юношей, подробно описывая движения каждого из них, придавая поэме драматизм.

Мцыри был морально и физически слаб из-за долгого пребывания в «тюрьме», и это стало главной причиной того, что он потерпел неудачу на пути к своей цели.

Образы романтических персонажей в произведениях

Для творчества Лермонтова характерно подробное описание природы, которое играет важную роль в сюжете произведений. Например, в поэме «Демон» связь героя и природы показана контрастно. Когда демон смотрит на природу, то у него возникает чувство бесприютности, неловкости. Он с завистью смотрит на пейзажи, созерцая божье творение.

В драме Шиллера «Разбойники» Карл Моор является романтическим героем, который ненавидит пороки общества и лицемерное отношение окружающих друг к другу.

После того как граф Моор не оставил ему наследства, он скрылся в Богемском лесу и стал разбойником, который грабил у богатых и раздавал их имущество бедным и обездоленным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: