По мотивам романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Сочинение: Главные герои романа «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» описывается жизнь молодого офицера Печорина.

Образ Печорина олицетворяет собой особенности молодого поколения, жившего в 30-х годах 19 века.

Выходец из аристократического общества, Печорин стоит на ступень выше представителей своего класса того времени. Это умный и образованный молодой человек, но чересчур самовлюблённый и самоуверенный в себе.

Он очень точно и ярко даёт оценку окружающим его людям, но делает это со злой иронией и сарказмом, подчёркивая недостатки и слабые стороны человека. Ему ничего не стоит унизить и оскорбить, использовать в своих корыстных целях и даже убить.

Ко всем событиям, происходящим в его жизни, Печорин относится с чувством пресыщения и разочарования избалованного человека.

Своим мировоззрением и поведением Печорин противопоставляет себя всему обществу, которое его отрицает, он является «лишней» фигурой в этом мире.

У Печорина нет верных и преданных друзей, так жертвы как он не способен вникать в чувства и мысли другого человека.

Хотя он с долей критики относится к себе, беспристрастно оценивая свои нелицеприятные поступки, Печорин слишком горд и доволен собой.

Печорин – рассудительный человек, все его поступки подвластны разуму, но не велению сердца.

Он разочарован жизнью, у него нет никаких целей, он сам себя сравнивает с «нравственным калекой», человеком, в котором атрофирована лучшая часть души.

Отношение Печорина к женщинам – это ещё один способ удовлетворить своё честолюбие. Ему доставляет огромное удовольствие подчинить человека своей воле, внушить ему чувство страха и преклонения, влюбить в себя, а добившись этого – унизить и наслаждаться страданиями своей жертвы с чувством собственного превосходства.

В своём стремлении «любить весь мир», Печорин всем приносит только боль и страдания.

В натуре Печорина борются противоречивые чувства: стремясь к великому, он совершает низкие подлые поступки, и винит в этом общество, в котором он живёт.

Вся трагическая сущность Печорина в том, что он не смог найти своего предназначения в жизни, не сумел использовать свои благородные порывы души на благо окружающего общества.

Вариант 2

В произведении “Герой нашего времени” писатель раскрывает множество тем и идей, связанных непосредственно с людской жизнью и бытом. В произведение также есть тема взаимонепонимания в отношениях и проблема не взаимной любви.

Из повествования мы знакомимся с Максим Максимычем, человеком, пережившим немало. Он рассказывает офицеру, приехавшему на Кавказ историю про Печорина и его покойную возлюбленную Бэлу. Живя на Кавказе, Печорин очень скучал, ведь делать там было практически нечего. Но в один день он влюбляется в девушку по имени Бэла и вот уже через некоторое время он увозит её жить к себе в дом. Но спустя время его любовь ослабевает, что очень обижает Бэлу, ведь она всем сердцем любит Печорина. И вот спустя некое время происходит переломный момент, Бэлу похищает бандит Казбич, ранит её, и бросает её по дороге, а спустя два дня Бэла умирает. Это очень ранит Печорина, несмотря на его холодность к ней и он уезжает жить в Грузию. Рассказав эту печальную историю, Печорин прощается с рассказчиком, молодым офицером.

В этой главе ключевой проблемой автор старался выделить проблему людского эгоизма. Как бы показывая нам, насколько Печорин эгоистичен по отношению к своей бывшей возлюбленной Бэле. Открывшись ему, она начинает ему быстро наскучивать, из-за отсутствия трудностей ему попросту перестаёт быть интересно. В этом и раскрывается эгоизм Печорина.

Скоро по прибытию в город Владикавказ герой снова встречается со старым другом, Максим Максимычем, прогуливаясь по улицам они встречают того же Печорина, но он быстро отрекается от своего старого друга и уезжает в Персию. Оскорблённый и обиженный данным фактом Максим Максимыч принимает решение отдать дневники Печорина, которые находятся у него дома, и отдаёт их рассказчику.

Вскоре рассказчик узнает, что Печорин умирает по пути из Персии в Россию, вследствие чего рассказчик публикует его дневники как литературное произведение, назвав его “Дневники Печорина”. “Дневники” состоят из трёх глав, в которых описываются события, происходившие с Печориным до встречи с Бэлой.

В них описывается и удивительная поездка Печорина в Тамань, где его чуть не убивают, его знакомство с княжной Мери, также его поединок со старым другом из которого он выходит победителем, после чего его и отправляют в наказание на Кавказ в крепость N, где он знакомится с Бэлой.

Я считаю, что главной проблемой обсуждаемой в произведении, является самые гнусные стороны человеческой личности, такие как эгоизм, безосновательная злость, зависть и т.д. Автор старательно и детально описывает эти проблемы через характеры персонажей данного произведения, чтобы лучше донести его смысл и посыл.

Популярные сочинения

  • Сочинения по картинам Репина
    Известный русский художник конца XIX века И. Е. Репин. Он соединил в себе все достижения в живописи передвижников, которые хотели искусство донести до народа, и сделать его ближе к народу
  • Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско сочинение
    Иван Алексеевич Бунин – писатель, в творчестве которого чётко прослеживается стремление к широки художественным обобщениям, к осмыслению и переосмыслению устоявшихся ценностей
  • Сочинение-описание картины Снегурочка Васнецова (3, 5 класс)
    Очень часто в прошлом люди объясняли любое явление природы как чудесные силы каких-либо существ, покровительствующих данному явление.

Сочинение рассуждение Герой нашего времени Лермонтова

Что тут рассуждать? Я думаю, что этот самый герой времени так «неглубоко» чувствует, так быстро «остывает и переключается», что сам страдает. А как страдают окружающие люди?

Вот, например, Бэла. Почти случайно оказавшись у местного князя в гостях на балу, точней, на пиру, Печорин увидел её – красавицу. Женщины света ему наскучили, а тут такая яркая, юная… И он хочет её заполучить в «собственность». Обманом, воровством он добивается цели. Тут уж, если ему чего-то захотелось, ничто не важно – ни мораль, ни правила… И он её украл. Пока ему интересно, Печорин пытается пленницу «приручить». А она ведь горянка, плюс – княжна! Она гордая, понимает свой позор, плачет… Но он потихоньку, полегоньку очаровывает её. И когда она влюбилась, то ему стало скучно. Он начал пропадать на охоте и ещё где-то. Ему самому вроде бы стыдно! Сам ей жизнь сломал, сам столько вложил сил в их отношениях, но вот – надоело. И он опять идёт на поводу у своих изменчивых чувств, настроений, не пытается узнать её получше, понять… Тут, наверное, дело в том, что его чувства слишком легко меняются. Но это ещё не беда, он очень уж идёт за ними. Например, когда есть курс, ловим ветер, а чуть ветер подул в другую сторону, так мы и курс меняем! Нет бы подождать чуть… А сесть на вёсла, попробовать изменить ситуацию. Вообще, поведение этого «героя» кажется мне каким-то женским – в плохом смысле слова, «стрекозиным». Кажется, люблю одну, а вот, кажется, другую… Так и с домашним животным не делают! Завёл кота, а после подумал, что вот тот с черными ушками был бы лучше… И что отнёс того обратно? А если он тебе в тапки нагадит?!

Читайте также:
Музыка сердца в произведениях М. Ю. Лермонтова: сочинение

В общем, явно не читал Печорин «Маленького принца». Или читал, поэтому ему стыдно, но не принял.

Да, меня больше всего поразила эта первая история о Бэле. Как она умирала, бедняжка… Даже Максим Максимович, насмотревшийся войн, плакал, а этот «герой», мало того, что не плакал, он ещё и не хотел на умирающую смотреть… А она жила лишь им. И он понимает, что в его сердце ни любви, ни жалости.

А дальше – что? То же самое. И княжна, та самая, Мери, и контрабандисты… Всюду он оставался таким же эгоистичным. Единственное, что в нём оставалась – совесть. Она не влияла на его поступки! Он лишь писал дневник, пытаясь себя понять. Но в то же время он боится всмотреться в себя, осознать, сколько натворил.

Вот на курорте ему, видите ли, скучно. И от нечего делать он заводит роман с девушкой, в которую влюблён его приятель. (Немного похоже на «Онегина».) И опять губит всех… Ради шутки, от которой и ему самому не смешно. Он так носится со своими чувствами, а на чувства других ему плевать. Отбирают у человека разум, как говорится, чтобы наказать, но и чувства тоже отбирают ради этого.

Думаю, что этот герой создан Лермонтовым, чтобы показать, как ужасно быть таким «героем».

Главный герой

Печорин — герой неоднозначный. Это дворянин, образованный молодой человек последекабристской эпохи. Его личность поражена безверием, равнодушием, скукой, он ни во что не верит, не несет добра. Понятие дворянской чести ассоциируется у него с эгоизмом, а не с честью. Темы сочинений по роману «Герой нашего времени» о Печорине:

  1. Противоречивость и двойственность характера Григория. Обсуждаются вечные темы любви, чести, жизни, фатализма.
  2. Чем стало убийство Грушницкого для Печорина? Нужно раскрыть сложное понятие о мужской дружбе, перешедшей в ненависть и дуэль. Рассуждение о том, можно ли было этого избежать, кто должен был уступить.
  3. Трагичность судьбы главного героя. Изначально ему многое дано: аристократизм, красота, обаяние, богатство, образование. Но все это не принесло счастья. Причины трагедии заключаются в неспособности любить, в эгоизме, черствости души и т. д.
  4. Описание внешности Печорина. Автор ярко показывает внешность, в сочинении это можно сделать с помощью цитат.
  5. Печорин и Онегин: сходство характера и отличия героев.
  6. Герой и злодей Печорин. Причиняя боль другим, он сам глубоко несчастен.
  7. Психологический портрет. Следует описать отношение к обществу, женщинам, жизни, ненависть и презрение к себе, сожаление о своей «испорченной душе».
  8. Был ли Григорий фаталистом? Отношение к смерти и судьбе через общение с Вуличем.
  9. Несостоявшаяся дружба Печорина и Вулича. При всем сходстве персонажей главный герой признает, что дружить не умеет.
  10. Раскрытие характера в главе «Тамань». В 3 главе повествование ведется от имени главного героя. Теперь он сам описывает свои поступки и объясняет их.

Печорин — образ собирательный. Это типичный представитель своего времени. Его характер стал результатом воспитания общества, таким его сделало окружение. Григорий вынужден «ломать» себя, характер, становиться тем, кем не был изначально.

Образец 4

Михаил Юрьевич Лермонтов написал за свою короткую жизнь много произведений, каждое из которых имеет свою уникальную историю создания и потаенные смыслы. Роман, который состоит из нескольких повестей, каждая из которых является индивидуальной главой, носит название «Герой нашего времени». Это прекрасное произведение я прочитал недавно в школе и в голове возникло не мало интересных вопросов, поднялись глобальные темы. Что есть любовь? Каков смысл жизни и предназначение человека? Какого человека можно назвать эгоистичным и самовлюбленным?

Главным героем роман является молодой военный по фамилии Печорин. Он приехал служить на Кавказ, где с ним произошло не мало забавных историй. Каждая из них имеет свой смысл и посыл.

Некоторые поступки Георгия не поддаются моральному объяснению и тогда ставится вопрос: все ли можно объяснить с точки зрения морали? Действия главного героя – не всегда.

Первой главой по списку стоит глава «Бэла». Здесь главный герой поступает очень плохо, украв девушку из родного дома. Мало того, можно сказать, что он даже безнравственный. Как можно было предложить сделку: украсть коня – украсть Бэлу. Печорина можно назвать человеком холодным, пассивно жестоким, но никак не глупым. Это тот человек, которого искалечило непосредственно время. Это основная мысль и сама цель написания рома Михаила Юрьевича Лермонтова. Страшная идея заключена в том, что от нечего делать гибнет и вянет большая часть молодежи. Лермонтов поднял эту тему не зря. Он желал всем сердцем донести мысль, что молодые, энергичные, славные умы из-за общественных запретов превращаются в унылых, жестоких людей. Все потому, что им некуда девать энергию. Прав ли Михаил Юрьевич Лермонтов? Определенно. Надо расходовать куда-то запас, эмоций, чувств, сил, иначе это превратится в пустоту.

Читайте также:
Особенности характера Печорина, проявляющиеся в его взаимоотношениях с другими действующими лицами романа «Герой нашего времени» (Печорин и Максим Максимыч, Печорин и Грушницкий и т. д.).: сочинение

Но каков смысл жизни для главного героя данного лермонтовского произведения? Весьма не легко дать точный и верный ответ на этот вопрос. Жизнь однозначно искалечила этого человека, потому он и стал таким жестоким, черствым. Мне кажется, что автор хочет донести основную мысль такую, что отсутствие любви искалечит любого.

Замечательное произведение Лермонтова заставляет задуматься о многих вещах, порассуждать и найти для себя лично ответы на волнующие сердечко вопросы.

Общие темы

Свою книгу Лермонтов закончил в 1840 г. после приезда с Кавказа. Первые главы были изданы в том же году. В дальнейшем, видя популярность рассказов, автор дополнил и объединил их в единый роман.

В 1840 г. для объяснения своей позиции Михаил Юрьевич вставил предисловие. Здесь в ответ на упреки читателей в циничности Печорина автор говорит, что именно пороки и негативные черты присущи главным героям того времени, поэтому-то он и современен. Список общих тем по произведению:

  1. Анализ романа «Герой нашего времени». Сочинение необходимо начать с названия, автора и года написания. Далее кратко описывают историю создания, тему, композицию, жанр, направление, главных и второстепенных героев.
  2. Анализ книги по главам «Бэла», «Княжна Мери», «Максим Максимыч», «Тамань», «Фаталист».
  3. Жанр «Героя нашего времени». Изначально роман создавался в виде отдельных рассказов, и лишь позднее они были объединены в одно произведение. По этой причине книга оказалась лишена хронологичности. С помощью необычного писательского приема появился новый для русской литературы жанр социально-психологического романа.
  4. Женские образы: Вера (светская замужняя женщина), Мери Лиговская (влюбившаяся в героя исключительно по его прихоти), Бэла (отданная Печорину в наложницы), Ундина (подруга контрабандиста).
  5. История человеческой души. Рассуждение на эту тему можно построить с помощью анализа образа Печорина или на основании сравнительной характеристики героев, с которыми он сталкивается.
  6. История создания романа. Здесь нужно раскрыть процесс написания и издания, сюжет, замысел и идейное содержание, действующих лиц и возможных прототипов.
  7. Герой нашего времени: кто он? Рассуждение на тему, существуют ли печорины в нынешней действительности.
  8. Любовь в произведении «Герой нашего времени»: Печорин и Бэла, Казбич и Бэла, Печорин и Мери, Грушницкий и Мери, Печорин и Вера, Ундина и Янко.
  9. Любимые места в книге. Нужно раскрыть собственное мнение.
  10. Печорин как герой своей эпохи. В своем предисловии автор настаивает, что образ скучающего и пересыщенного Печорина является отражением лучших людей своего поколения.

Критика романа во времена Лермонтова была неоднозначна. С одной стороны, некоторые читатели ставили роман выше поэтических работ автора. Многие были согласны с Белинским, говорившим, что книга «никогда не состарится». С другой стороны, отдельные критики утверждали, что эта проблема чужда для России, поэтому печориных не существует.

«По мотивам романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»»

Для меня «Герой нашего времени» – роман, не относящийся к поучительной и назидательной литературе. Он меня и заинтересовал именно тем, что автор задает философские вопросы, но на них не отвечает, предоставляя читателю возможность самому решить, что верно, а что нет. Главный герой романа, с одной стороны, – скопище «пороков всего поколения в полном их развитии». А с другой – личность, стоящая на ступеньку выше на лестнице развития над всем поколением того времени. Потому и одинок Печорин. Он ищет человека, который мог бы в чем-то противостоять ему, понять его. Печорин пытается ставить людей наравне с собой. Но они не выдерживают таких перемен: поколение просто не готово, неспособно к таким изменениям, и люди открывают все свои темные стороны. Испытывая людей, герой видит всю их низость, неспособность к благородным поступкам.

Это его угнетает и разрушает его душу. Печорин, в глубине души верящий в людей, изучает их и, не находя поддержки своей вере, страдает. Он человек, не нашедший для себя высокой цели. Именно высокой, потому что таких сильных, волевых личностей обычные житейские цели не притягивают. Единственное, что он приобрел – знание людей, способность видеть их насквозь. И он хочет изменить этот мир, общество, поколение. Путь к совершенству Печорин видит в «приобщении к страданиям». Все встречающиеся с ним подвергаются суровому бескомпромиссному испытанию. Печорин не только заставляет людей подниматься выше в духовном развитии, но еще и пытается понять себя самого. Он ищет идеал чистоты, благородства, душевной красоты. Возможно, этот идеал воплотится в Бэле? Увы. Вновь разочарование. Девушка не смогла подняться выше раболепствующей любви к Печорину. Здесь мы видим Печорина-эгоиста, думающего только о своих чувствах (Бэла ему быстро наскучила, любовь иссякла). Все же гибель девушки глубоко ранила героя, изменила его жизнь. Наверное, он уже не вел своих записей и вряд ли влюблялся в кого-нибудь еще.

Постепенно мы начинаем понимать поступки Печорина, видим насколько отличается он от остальных героев, насколько глубже их чувствует. Образ Печорина предстает все шире через восприятие других людей: Максима Максимовича, княжны Мери и других. У Печорина и Максима Максимовича не возникает взаимопонимания. Между ними нет и не может быть истинного чувства привязанности. Дружбу исключает ограниченность одного и обреченность на одиночество другого. «Для Максима Максимыча все прошедшее мило, для Печорина – мучительно». Печорин уезжает, понимая, что беседа не сблизит их, а наоборот, усилит еще не утихшую горечь.

Читайте также:
Нужно встретить на пути вашей жизни Максима Максимыча: сочинение

Но не все люди утратили способность чувствовать, не все стали серыми и безнравственными. Печорин разбудил душу княжны Мери, чувства которой могли заглохнуть от безликости Грушницкого. Девушка полюбила Печорина, но он не принимает ее чувств, не желая обманывать. Он не может и не хочет жить мирно, спокойно, довольствуясь тихим радостями. Это в чем-то эгоистично (Печорин оставил Мери один на один с бездушным обществом). Но эта девушка уже никогда не полюбит рисующегося самодовольного франта.

В социально близком кругу Печорина не любят, а кое-кто и ненавидит. Они чувствуют его превосходство и свою неспособность противостоять ему. Общество скрывает свою порочность, лживость и ничтожность. Но все уловки тщетны перед Печориным. Насквозь видна фальшь того же Грушницкого, человека пустого и бесчестного. Печорин испытывает и его, надеясь, что там, в глубине души, осталась хоть капля честности и благородства. Но Грушницкий не смог побороть свое мелочное самолюбие. Поэтому так жесток Печорин на дуэли. Неприятие общества болезненно ранит Печорина. Он не стремится к вражде, пытается войти в круг людей, близких ему по социальному положению. Но они не могут понять героя, так же, как и другие, не его круга люди. Те,

кто все-таки оказался ближе к Печорину, уходят из его жизни. Из них Вернер слишком наивен, хотя эгоцентризм Печорина, не признающего дружбы, сыграл немаловажную роль в их отношениях. Друзьями они не стали. Волею судьбы он остается и без Веры. Единственным понимающим и «достойным собеседником» Печорина оказывается его дневник. С ним он может быть совершенно откровенным, таким, как есть, не скрывая своих пороков и достоинств. В конце книги герой вступает в борьбу не с людьми, а с самой судьбой. И выходит победителем, благодаря смелости, воле и жажде неизвестного.

Мое отношение к Печорину неоднозначно. Я не считаю его в полном смысле «героем времени». Сегодня другой мир, другие обычаи и проблемы. Но меня влечет к нему некая тайна. Печорина нельзя повторить, предсказать или постигнуть. Его отличает то, что, видя ничтожность мира, в котором он живет, герой не смиряется, он борется, ищет. Один всю жизнь, он не становится таким же бесцветным, как остальные. В нем много отрицательных черт. Иногда он жесток, эгоистичен.

Он слишком строг и немилосерден к людям. Но что немаловажно Печорин их не судит. Он дает им возможность открыть свои хорошие качества, если они есть. Но если искомого не находится, то он беспощаден. Печорины встречаются редко. Не все могут трезво смотреть на мир, оценить его и… не принять его таким, каким он есть. Не принять все зло, жестокость, бессердечие и все другие пороки человечества. Не многие могут восстать, бороться и искать. Не всем это дано. Но мы должны стараться не закрывать глаза, а искать цель в жизни и, найдя, стремиться к ней. Трагедия Печорина в том, что он не смог реализовать свои духовные и физические силы, потратив впустую жизнь. Отчасти в том виновато и само общество, Потому что надо не только стараться развивать себя, но и замечать чувства, стремления других людей, пытаться понять этих людей и помочь им.

Любимые страницы в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

Вариант 1

Мои любимые страницы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» повествуют о любви в жизни Печорина. Читая повести «Бэла» и «Княжна Мери», испытываешь множество противоречивых эмоций: переживания за судьбу Бэлы, восхищение смелостью и отвагой Печорина, уважение к Максиму Максимычу, сочувствие молодой княжне Мери. Каждая часть романа раскрывает личность главного героя с новой стороны, у писателя получилось перенести на бумагу все его душевные переживания и испытываемые чувства.

В главе «Бэла» действие происходит на Кавказе. Именно здесь мы знакомимся с главным героем – умным и смелым офицером, который привык добиваться желаемого любым путем. Печорин приехал на Кавказ по долгу службы, оказавшись на свадьбе в доме местного князя, он познакомился с его младшей дочерью Бэлой. Юная красавица не выходила у него из головы, а её неприступность только распаляла огонь страсти. Совсем обезумев от безответной любви, молодой офицер похитил её, понимая, что добровольно девушка с ним не пойдёт. Долго пришлось Печорину добиваться взаимности гордой черкесской княжны, но в итоге она сдалась и решила остаться с ним по собственному желанию. Они были вместе всего четыре месяца, но за это время Бэла успела ему надоесть. Главного героя прельщала недосягаемость девушки, а приручив её, он потерял интерес. Стал реже появляться дома и совсем перестал уделять должное внимание бывшей возлюбленной. В один из таких его отъездов, Бэлу увёз Казбич. Печорин бросился вдогонку, и отчаянный горец, понимая, что ему не уйти от погони, смертельно ранил девушку и оставил её на дороге. Черкесская княжна умерла на руках главного героя. Эту утрату он пережил спокойно и больше о Бэле никогда не говорил, вскоре после произошедшей трагедии его перевели в другую часть.

В этой главе становится понятно, что Печорин не умеет любить по-настоящему, он не задумывается о последствиях своих действий. Ради развлечения он способен сломать судьбу человека, думая только о собственном благополучии. Если бы Бэла была действительно ему дорога, он бы сделал всё ради того, чтобы обеспечить её защиту и безопасность. Ещё одним доказательством чёрствого сердца Печорина является его отношение к смерти возлюбленной, недолго длилась его скорбь, ему это быстро наскучило. Печорин просто не способен кого-либо сделать счастливым.

Читайте также:
«Чувство одиночества и тоски по Родине в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи»: сочинение

В главе «Княжна Мери» в главном герое раскрываются такие качества как самовлюблённость и равнодушие. Ради того, чтобы потешить собственное самолюбие, он способен играть чужими чувствами, не испытывая при этом мук совести. Ему нет оправдания, даже если предположить, что он решил проучить Грушницкого, используя для этого наивность княжны.

В этой части романа Григорий Печорин, повстречав давнего знакомого, задался целью поставить его на место. Ему наскучило хвастовство Грушницкого и его наигранное поведение человека, повидавшего в жизни много горя, ради создания романтического образа, вызывающего сострадание у женщин. Бывший товарищ Печорина пытается понравиться всем окружающим, в особенности княжне Мери, используя для этого солдатскую шинель, возвышенные фразы, придуманные трагические истории и печальный взгляд. Он скрывает то, что входит в число разжалованных офицеров и представляется неопытным юнкером.

Печорин, взбешённый манерой поведения Грушницкого, решает привлечь интерес юной княжны к себе ему назло. У главного героя получается это сделать без особых усилий, он выбирает другую тактику, противоположную ухаживаниям своего сослуживца. Девушку привлекает недоступность и холодность Печорина, она начинает думать только о нём одном. Чем больше он её игнорировал, тем больше она в него влюблялась. Общество Грушницкого стало обременять Мери, его пылкие чувства были совершенно ей неинтересны, а страстные речи лишь утомляли. Это сильно задело бывшего офицера и он, узнав о романе Мери с Печориным, начинает вынашивать план мести. Собственная трусость, упрямство и желание опозорить другого, привело Грушницкого к гибели. Печорин дал ему шанс признаться в обмане и попросить прощения, но для бывшего товарища смерть оказалась лучшим выходом.

Догадавшись об участии Печорина в поединке, начальство отправляет его на Кавказ. Перед отъездом главный герой признался Мери в том, что не любил её, наконец, поступив честно. Печорин играл с чувствами юной девушки, пока ему это было удобно, а она в силу неопытности доверилась незнакомцу.

В этой главе развиваются параллельно две сюжетных линии, во время истории с Грушницким и Мери, Печорин встретил свою бывшую возлюбленную Веру. Отношение главного героя к ней ни на что не похоже, это единственная женщина, которую он действительно любил. Только она была способна понять его истинную сущность, видела его таким, каким он был на самом деле. Но осознал всю глубину своих чувств Печорин слишком поздно, и ему не удалось догнать Веру, которая скоропостижно уехала из города по приказу мужа, узнавшего про её любовь к другому мужчине. После этого расставания, главный герой понял, что упустил навсегда своё единственно возможное счастье. Печорин был чужим для всего мира, поэтому не смог построить отношения даже там, где были взаимные чувства.

В этих эпизодах с новой стороны раскрывается сложная и многогранная натура главного героя. Затрагивая тему любви и ненависти, автор показывает насколько может ранить человеческое безразличие, и как губительны безответные чувства. А главная идея этих глав заключается в том, что в любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком, сохранив свою честь, достоинство и благородство.

Вариант 2

Любимые страницы романа «Герой нашего времени» можно перечитывать много раз. Каждый поклонник романтического произведения М. Ю. Лермонтова после прочтения любимого романа возвращается к определенным эпизодам или описаниям. Образ Григория Александровича Печорина, главного героя романа, привлекает своей сложностью и глубиной. Лермонтовское произведение обладает глубоким психологизмом: внутренний мир главного героя раскрывается через поступки, внешность, отношение к другим людям, пейзажные зарисовки. Автору удалось блестяще передать многие моменты, которые заставляют возвращаться к их прочтению снова и снова. Одним из таких моментов является монолог Печорина, адресованный молодой княжне в главе «Княжна Мери».

Этот эпизод является ключом к разгадке характера главного героя. C Печориным мы знакомимся еще в первой главе. Штабс-капитан Максим Максимыч рассказывает историю, произошедшую на Кавказе во время пребывания там молодого офицера Печорина, направленного в кавказские земли за участие в дуэли. Несмотря на то что Максим Максимыч тепло отзывался о своем новом приятеле, у нас складывается неоднозначное впечатление о Печорине. С первых строк мы видим его жестоким, эгоистичным, самовлюбленным, не ценящим дружбу, привыкшим добиваться своего несмотря ни на что. Мы осуждаем Печорина за то, что он вторгся в мир горцев, так холодно отнесся к Максиму Максимычу, смеялся над несчастным и влюбленным Грушницким. Мы удивляемся его холодности и безразличию к окружающим. Испытывая настоящую любовь к Вере, Григорий Александрович не может сделать ее счастливой, не хочет брать на себя ответственность. В чьей бы жизни Печорин не появился, он несет с собой страдания и боль. При этом он сам не испытывает угрызений совести. Но монолог во время прогулки с княжной Мери вносит ясность в поступки героя. В глубине души у нас просыпается чувство жалости и сострадания к Печорину.

Печорин открывает душу юной княжне, которая сказала ему в глаза о том, что он хуже убийцы. Понимал ли он это сам раньше, когда причинял людям боль, страдание, игнорировал тех, кто тянулся к нему, вмешивался в жизнь мелких контрабандистов, высмеивал открыто и без зазрения совести любого? Или же он задумался об этом только сейчас, когда Мери в лицо сказала ему такие слова? Скорее всего, именно упрек княжны заставил Печорина заглянуть в себя, чего он не делал очень давно. Григорий, задумавшись, начинает свой рассказ: «Да, такова была моя участь с самого детства…» Эти страницы являются самыми трогательными, самыми волнующими. Мы видим Печорина другим, нам становится жаль его. Мы понимаем, что в глубине души он очень хороший человек. Или же мог стать таким, если бы судьба его повернулась иначе. Что же повлияло на формирование характера Григория Александровича? Ответ на этот вопрос находим в его монологе.

Читайте также:
Мое отношение к образу Печорина: сочинение

С детства Печорин столкнулся с несправедливостью и жестокостью жизни. Открыв свою душу для добра и света, он встретил агрессию и недоброжелательность. Бесконечная борьба превратила героя в нравственного калеку, которому уже недоступны были проявления добра, сострадания, отзывчивости. Герой говорит о том, что лучшие качества его души умерли, и он похоронил их глубоко внутри. Печорин признается, что княжна пробудила в нем воспоминания о лучшей стороне его души, умершей когда-то, и эти слова являются ее эпитафией. Он даже готов к тому, что княжна отреагирует на его откровения смехом: ему безразлична реакция Мери. Кроме того сам Печорин увидел княжну другой, настоящей. До этого она казалась ему глупой кокеткой, которой не свойственны высокие идеалы. Но слезы на глазах красавицы показали Печорину ее внутренний мир, в котором есть место простым человеческим чувствам. Тем чувствам, о существовании которых Печорин даже не подозревал.

Что же могло заставить Печорина открыться женщине, которая была лишь игрушкой в его руках? Возможно, на героя повлиял пейзаж: в тот вечер во время прогулки они с княжной направились к провалу, находящемуся на отлогости Машука. По мнению общественности, этот провал является кратером угасшего давно вулкана. Может быть, Печорин почувствовал себя таким же вулканом, отпылавшим и истратившим свою энергию и силу. Его душа так же опустошена, как и жерло этого великана, когда-то пугавшего людей своим могуществом. И ей так же нельзя воскреснуть и пылать, как раньше. Княжна же могла стать случайным собеседником, одной из многих, оказавшихся в определенный момент рядом с Печориным.

Лермонтову удалось нарисовать удивительный психологический портрет человека, искалеченного жизнью. Монолог, которому посвящены эти рассуждения, можно назвать гимном всех несчастных молодых людей нашего времени. Людей, которые могли быть счастливы, но так и не испытали это чувство. И, безусловно, Печорин теперь вызывает лишь сочувствие в сердце читателя, желание помочь ему воскресить ту светлую сторону души, которая пострадала от общества. Того самого общества, которое теперь обвиняет Печорина в бессердечности и эгоизме.

Сочинение: Образы героев в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

Многомудрый Литрекон объединил основных героев романа «Герой нашего времени» под одним заголовком, чтобы читатель смог самостоятельно и оперативно разобраться в системе персонажей Лермонтова. Каждому действующему лицу посвящено краткое сочинение-рассуждение (с цитатами). Приятного просвещения!

Ундина

(361 слово) «Герой нашего времени» — произведение неповторимое, загадочное, захватывающее. Столь же таинственны его герои. Пожалуй, самой интригующей героиней является Ундина (русалка), как ласково называет ее Печорин.

Главный герой встречает девушку в Тамани. Настоящего имени он так и не узнал. На вопрос Печорина об имени девушка изворотливо ответила: «Кто крестил – тот знает». Точного возраста тоже не обозначено — автор говорит, что ей не больше 18 лет. В сущности, Печорин не знает о ней ничего, своих догадках он ориентируется лишь на ее внешность – легкий полосатый наряд, молодое лицо с озорным выражением и распущенные длинные волосы. Своей таинственностью девушка сразу вызвала у любившего приключения Печорина интерес. Она привлекла его неоднозначными и двусмысленными ответами, умением напевать старинные песни, частыми отлучками и свободой жизни, незнакомой Григорию. У героини проницательные глаза, правильный нос, длинные русые волосы, и, несмотря на то, что она далеко не красавица, в ней «много породы».

Однако, оказалось, таинственное поведение Русалки связано с ее деятельностью: причудливая девушка оказалась контрабандисткой. Узнал о ее промысле Печорин, проследив за ней — она встречалась с сообщником, молодым человеком по имени Янко, а еще им помогал слепой мальчик. Но главный герой не остался незамеченным: узнав о слежке, Ундина попыталась соблазнить офицера и пригласила его ночью на лодку. Там она набросилась на него, желая утопить свидетеля. В борьбе с Ундиной Печорин победил, сбросив ее в море. Позже герой увидел, как она вышла из воды. Она сказала Янко о том, что их обнаружили. Без сожалений они оставили слепого мальчика и старуху, спасая себя и товары. После этой истории Печорин недоумевал, почему судьба закинула его к ним:

Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!

На примере Ундины автор показывает читателю, каким неоднозначным может быть человек, как много может быть у него в арсенале масок, чтобы скрыть свое желание жить в угоду лишь себе. Ундина в каком-то смысле является двойником главного героя: она эгоистична и безнравственна, умна и хитра, любит приключения и свободу, не боится риска. Но ее от Григория отличает определенность: она точно знает, как жить и что делать. Роль этого образа столь же понятна — он помогает раскрыть характер Печорина в исключительных обстоятельствах наедине с исключительным человеком (Ундиной), что является важным элементом романтизма.

(328 слов) В романе «Герой нашего времени» главный герой Печорин ассоциируется, прежде всего, с легкомыслием и авантюризмом. Но в характере Григория присутствует не только жажда к приключениям, есть в нем и нравственное начало. Читатель понимает это, оценивая давнюю любовь Печорина – Веру, девушку, которую он встречает в Кисловодске в главе «Княжна Мэри».

Читайте также:
Нравственные проблемы в романе М. Лермонтова Герой нашего времени: сочинение

О приезде Веры рассказывает Печорину доктор Вернер, еще даже не зная, что они знакомы. Вера на отдыхе не одна, он приехала с мужем. Вот как доктор рассказывает о даме, которая является родственницей княгини Лиговской:

Очень хорошенькая, блондинка, среднего роста, с правильными чертами лица, на правой щеке у нее – черная родинка, а цвет лица чахоточный.

Лицо Веры поражает Вернера своей выразительностью, которая говорит о богатстве внутреннего мира девушки. Вера мудра, великодушна, способна тонко чувствовать, но в то же время ей присущи хитрость, роковая страстность, эгоизм. Ради вновь вспыхнувшей любви к Григорию она предает мужа и дозволяет любовнику играть чувствами родственницы, чтобы чаще видеться. Из их разговора на водах мы узнаем, что она замужем уже во второй раз, замужество для нее лишь – дань обществу, возможность поставить на ноги сына. Она по-прежнему хранила в сердце чувство к Печорину, хоть и пыталась его забыть. При всей своей прозорливости эта женщина лишалась всякой воли, когда вновь оказывалась под властью любви. Страсть к Григорию делала ее игрушкой в его руках, поэтому герой поздно осознал, как сильно привязался к ней. Отличительные черты героини, которые так притягивали Григория, заключались в ее способности не осуждать и принимать его таким, каков он есть. Вера одна понимала его, и он осознавал, но не ценил этого.

То, что Печорин полюбил именно эту женщину, говорит о том, что он нашёл в ней близкие ему качества. Она также манипулировала людьми и использовала их в своих целях, но с Григорием Вера сбрасывала маску фальши, становилась собой — слабой и несчастной женщиной, которая лишена любви и возможности говорить о чувствах открыто. Поэтому только с ней герой чувствовал себя настоящим, ему не нужно было лицемерить, ведь он обрел по-настоящему родственную душу. Но Печорин осознал, как ему повезло с Верой, когда уже потерял ее.

Максим Максимыч

(320 слов) Образ Максима Максимыча имеет огромное значение для всего романа «Герой нашего времени». Именно этот герой встречался с Печориным лично и рассказал автору многое и о нем, и об остальных героях, а также о той эпохе, буйной и неспокойной.

Роль главы «Максим Максимыч» заключается в том, что именно там мы получаем полное видение Печорина со стороны. Максим Максимыч неумело, по-солдатски пытается объяснить причину поступков главного героя, но не может в полной мере понять его сложный характер. По его рассказам читателям становится понятно, что одна из самых главных черт Максима Максимыча — это сострадание. Он заботится как о Печорине, так и об украденной им Бэле. Он относится к ней как к родной дочери. Добрый и эмоциональный старик сильно привязался к ним, поэтому очень переживал, когда почувствовал холодность Печорина по отношению к себе.

Максиму Максимычу около пятидесяти лет, но своей семьи он не имел. Герой был беден, вышел из низов, дослужился до штабс-капитана, много лет служил на Кавказе. Он всегда оставался верен своему призванию – службе, побывал в Чечне, и даже выучил татарский язык, на его долю выпало много испытаний, но, несмотря на это, он оставался понимающим, великодушным и благородным человеком. Печорин часто называл его «мой старик» или просто старик, что немного не соответствовало его бодрому виду, твердой походке и загорелому цвету лица, хотя поседевшие усы и волосы говорили об огромном опыте Максима Максимыча. Иногда он критиковал молодежь за излишнюю «горячность», но лишь потому, что имел право на это. При всей своей ворчливости он был более молод душой, чем Печорин и его поколение. Он все еще умел радоваться простым вещам и любить свое дело и тех, кто находится рядом.

Максим Максимыч — один из важнейших героев романе, его образ по принципу антитезы соотносится с Печориным: старый офицер чувствовал и думал «моложе», чем тот, кто годился ему в сыновья. Лермонтов столкнул два разных поколения и сделал сравнение не в пользу своего. По его мнению, старики были более сердечными, эмоциональными и благородными людьми, чем их потомки.

Грушницкий

(333 слова) Грушницкий – это герой, к которому не возникает симпатии ни у автора, ни у читающей публики. Возможно, поэтому полное имя Грушницкого так и не прозвучало в романе. М. Ю. Лермонтов сознательно не придал много индивидуальных черт этому персонажу, подчеркивая в его образе только общие пороки военного класса того времени.

Грушницкий привлекателен внешне: это высокий, статный молодой человек с черными кудрями, он молод и красив, ему 20 лет, но выглядит он на 5 лет старше, однако состоит на службе всего год. Грушницкий всегда в форме, таким образом, он пытается очаровывать дам. Он образован, знает французский язык, но речь его быстрая и вычурная, а эмоции фальшивы. Главная мечта юноши – стать героем романа, центром внимания. Его воспитали простые люди, родители его жили в деревенской усадьбе, видимо, поэтому он так хотел выделиться в светском обществе и произвести впечатление. Грушницкий из всех сил демонстрировал свою индивидуальность, содранную со страниц модных книг, но при этом был глуп, самовлюблен, и не отличался храбростью (во время боя он даже зажмуривает глаза).

Юный Грушницкий совершенно не разбирается в людях и своих чувствах. Его дружба с Печориным тоже не настоящая. Молодые люди кажутся друг другу милейшими созданиями, но под масками улыбок скрывались предательство и месть. Даже чувство к Мэри не такое глубокое, как ему хочется, это просто влюбленность. Отвергнутый княжной, юнкер начинает распускать слухи о Мэри, которые приводят к дуэли с Печориным. Перед началом поединка Грушницкий портит оружие противника, и только волею случая Григорий обнаруживает неисправность. Финалом дуэли становится смерть юнкера, который так и не смог признать свою подлость. Мнение общества для него дороже самой жизни.

Читайте также:
Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова: сочинение

Описывая Грушницкого, автор обращает внимание читателей на те черты героя, которые угадываются и в образе Печорина: он также пытается уйти от вечной скуки, играя чувствами других, что, зачастую, приводит к трагедиям. Внешне поведение юнкера очень похоже на то, как держит себя Григорий, но для него хандра, цинизм и скрытность — всего лишь красивая поза, а вот для Печорина это личная драма. Таким образом, Грушницкий — это отражение главного героя в кривом зеркале, которое увеличило недостатки персонажа и исказило его достоинства.

Княжна Мери

(333 слова) Княжну Мери можно назвать самым главным женским образом романа «Герой нашего времени». Именно ее образ автор подробно и ярко раскрывает на страницах своего произведения. Он является собирательным и демонстрирует основные черты всех светских барышень, которые так надоели Печорину.

Княжна Мери появляется в одноименной главе. Она — дочь княгини Лиговской, скромная, образованная, но донельзя типичная дворянка, пропитанная духом водяного общества. Мери со своей матерью приехали в Пятигорск на воды из Москвы. Легкая походка девушки, утонченный внешний вид, длинные ресницы и темные волосы не могли не привлечь внимание молодых офицеров. Мать княжны мечтала найти для дочери хорошую партию, но барышню это не интересовало. Главными увлечениями Мери были французские любовные романы, фортепьяно и пение: она обладала потрясающим голосом.

Героиня знала себе цену, иногда смотрела на людей свысока, у некоторых складывалось о ней мнение, что она высокомерна, но Мери могла себе это позволить – она была умна, богата и хороша собой. Печорин особенно отмечал «бархатные глаза», которые как будто гладили собеседника. Героиня была остра на язык, но без маски светскости она оставалась романтичной, наивной и мечтательной молодой особой. Поэтому она принимала ухаживания Грушницкого, в нем она хотела видеть героя одного из своих романов. Но когда появился более таинственный и интересный собеседник, она легко отстранилась от юнкера. Однако девушка не обладала прозорливостью и достаточным жизненным опытом, чтобы разгадать тонкую игру Григория. Печорин стал ухаживать за княжной из-за скуки и возможности скрывать свои отношения с Верой. Мери же надеялась на искреннее чувство, на скорое замужество. Узнав о том, что Григорий не любил ее, она искренне расстроилась и разозлилась. Светлое общество еще не отняло у нее способность переживать и чувствовать. У княжны случился нервный срыв и развилась душевная болезнь. Она стала очередной жертвой Печорина.

Образ Княжны Мери очень важен, он показывает, как легко можно растворится в своих романтических мечтах и обмануться ими. Также автор с помощью Мери поднимает проблему истинности и ложности любви. Героиня полюбила не Григория, а того, кого он сыграл для нее, видя слабости и предпочтения «жертвы». И, конечно же, образ княжны помогает читателю лучше узнать героя своего времени.

(316 слов) Бэла – шестнадцатилетняя черкесская княжна, тоненькая и изящная девушка. Печорина привлекла в ней азиатская красота, черные волосы и глаза как у горной серны. Обманным образом, с помощью брата Бэлы – Азамата, Григорий крадет ее, обменяв на лошадь. Так юная черкешенка попадает в крепость к Печорину.

Первые несколько дней своего пребывания у Печорина Бэла была напугана. Она любила свой дом и хотела туда вернутся, поэтому только сидела в углу и пела грустные песни. Бэла, воспитанная традициями горного народа, была горда и независима, поэтому дорогие подарки Печорина и его деликатное обхождение не могли вызвать в ней любовь. Но как только он сдался, и даровал девушке свободу, она добровольно начала жить с ним. За это время дикарка искренне полюбила его и приняла свою судьбу. Покорность сильному и властному мужчине-победителю тоже была заложена в ее воспитании, поэтому гордость уступила место привязанности и смирению. Верность и честь – для нее самое главное. Даже недолгую разлуку с Печориным Бэла переносила тяжело, ведь ее любовь была сильной и настоящей. Но, приручив дикарку, сам похититель остыл к ней.

Со временем чувства Печорина к Бэле проходят, девушка чувствует это, замыкается в себе, красота ее меркнет. Она продолжает любить Григория, а для него это лишь вчерашняя забава. Хотя Лермонтов не говорит о чувствах Печорина к Бэле, ее образ помогает многое понять о главном герое и его характере: он неосторожно и эгоистично ведет себя, что приводит к трагедии. Бэла погибает от рук Казбича, но Максим Максимыч говорит, что смерть для нее единственный выход, и с ним трудно спорить: счастье героини было во взаимности, которой она уже не смогла бы добиться. Не будь истории с похищением, Бэла, возможно, была бы счастлива.

Образ Бэлы не только способствует раскрытию характера главного героя, но и демонстрирует особый горный колорит произведения, который позволяет читателю проникнуться атмосферой экзотического края, где царят свои законы, отличные от западного мира. Лермонтов очень любил свободный и естественный Кавказ, поэтому в очередной раз воспел его дикую красу, загубленную пресыщенным иноверцем.

Печорин

(358 слов) Образ Печорина — собирательный портрет всего поколения Лермонтова. В нем угадываются черты и самого писателя, который не льстил себе, а напротив, бичевал себя, обнажая цинизм и равнодушие людей своего времени, неспособных на созидательную деятельность.

Печорин – молодой военный двадцати пяти лет, привлекательный, крепкий мужчина. Противоречивость его характера находит отражение во внешности: белокурые волосы с темными бровями и усами, детская улыбка и широкие плечи. Григорий любит пользоваться духами, у него аристократичные руки. Все эти внешние данные очень нравятся женщинам, и Печорина можно даже назвать сердцеедом.

Читайте также:
Бородино М. Ю. Лермонтова (Сочинение-раздумье): сочинение

Характер Григория Печорина в произведении «Герой нашего времени» неоднозначен. Печорин — не положительный герой, но его и отрицательным назвать трудно. Многие его действия достойны осуждения, однако важно понимать мотивы его поведения: в них не было корысти или похоти, они были продиктованы лишь тоской и неприкаянностью героя. Его нужно не судить, а жалеть, ведь он — лишний человек, и отлично осознает это. Автор показал типичный образ своего поколения, таковы были многие люди, развращенные праздностью и неоправданной высотой своего социального статуса. Дворянин рождался с серебряной ложкой во рту, ему ничего не нужно было добиваться, все и так появлялось само собой, без усилий: деньги, развлечения, любовницы. В такой ситуации заурядные представители элиты прожигали жизнь или плодили бесчисленных наследников, а незаурядные тяготились безответственностью и бессмысленностью такой обеспеченной, но бестолковой жизни.

Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Он объяснял княжне Мери:

…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой.

Оказавшись в таком лживом и пошлом мире, Печорин ломает себя, он пытается подстроиться, надевая различные маски – смех его неискренний, улыбка ненастоящая.

Образ Печорина очень трагичен: он независим, но одинок. Герой пытается, но не может найти родственную душу, совершает много фатальных ошибок, устает от жизни, ищет счастье в чужих трагедиях забавы ради. Григорий неспроста пошел на военную службу: он всегда рискует, ходит по краю, не дорожит собой. Значит, он лишний не столько в обществе, сколько сам для себя.

Философские проблемы добра и зла жизни и смерти в поэме «Маскарад»

Герой романтической драмы и не пострадавший без вины, т. е. не всецело зависимый от века, и не ординарный преступник по натуре. Трагическая вина героя равномерно распределена между веком и самим героем. Отсюда двойная задача романтического художника – слить объективную виновность героя с его субъективной виновностью и одновременно представить трагическую вину не зависимой ни от объективного мира только, ни от самого героя. В трагедии выдвигалась либо одна, либо другая сторона, либо объективный мотив, либо субъективный. Романтическая драма осознала сложность трагической вины героя, противоборство и сочетание взаимоисключающих мотивов, приводящих героя к крушению.

Противоборство личного и социального в Арбенине приводит его к преступлению и помешательству, а в баронессе Штраль торжествует личное, человеческое начало, приводящее к размежеванию со светом, с близкой ей социальной средой. Эти герои оказываются и преступниками, и судьями, они бросают вызов социальному миру и выступают его орудиями. В двойственной роли романтического героя заключена его сложность: он то углубляется в личный мир, то выходит на арену большой жизни. Вернее, он сразу находится в двух несовместимых, но пересекающихся мирах – личном и социальном. Отсюда понятно, что каждый персонаж выступает одновременно и как оригинальная, конкретная личность с достаточно развитым, хотя не всегда глубоким внутренним содержанием, и как символ определенных сторон внешнего мира. Каждый персонаж отдельными чертами напоминает другого, но вместе с тем является и его антиподом. Казарин, к примеру, двойник Арбенина по части философского скептицизма, но контрастен ему абсолютной выхолощенностью доброго, природного начала. В нем отсутствует высокая, гуманистическая страсть, с какой Арбенин осуждает свет. Казарин, в отличие от Арбенина, безыдеален. Казалось бы, между Шприхом и Арбениным нет ничего общего, но реплика Казарина («Пусть ангелом и притворится, Да черт-то все в душе сидит. И ты, мой друг… хоть перед ним ребенок, А и в тебе сидит чертенок») опровергает это поверхностное предположение. Все герои так или иначе просматриваются друг сквозь друга.

Глубина конфликтов, их разветвленность, следовательно, далеко перерастает простую противоположность между личностью и обществом. Романтик в принципе пишет социально-философскую драму о жизни вообще, о трагической сущности жизни, открывшейся ему в определенный исторический момент. С этой точки зрения каждая романтическая драма – символ. «Маскарад» не составляет исключения. Каждый персонаж и каждая ситуация символичны, поскольку в них заключена не только характеристика определенного лица или дано изображение поступков отдельных лиц, но и намек на нечто более

С целью прояснения философского смысла жизни в романтической драме развертывается поэтика символа.

Уже само название лермонтовской драмы глубоко символично. Маскарад означает и костюмированный бал, на котором произошли решающие события и завязался трагический конфликт, и всю человеческую жизнь с ее трагическими превращениями («жизнь как бал»). В лермонтовской драме персонажи постоянно обманываются и заблуждаются. Маскарад означает и взаимное непонимание, непроницаемую стену, вставшую между героями и мешающую их естественному и прямому общению. В маскараде все неожиданно и все привычно, в нем ничего не сбывается и все готово совершиться. Трагичность маскарадной ситуации развертывается на всем протяжении драмы. Здесь господствует поэтика пророчеств и тайн, намеков и свершений. Маскарад входит в души героев, надевающих чуждые личины на сокровенный внутренний мир или боящихся приоткрыть лицо. Человеческая жизнь в принципе маскарадна. Уподобление жизни игре, маскараду бросает яркий свет на социальную действительность, непрерывно изнутри рождающую трагедию, которая грозит человеку неожиданными и губительными превращениями .

Читайте также:
«Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»): сочинение

«Маскарад» начинается сценой карточной игры. Но ставка здесь не только деньги, но и честь, достоинство, человеческая жизнь. Звездич в один и тот же день, за одним и тем же столом проигрывает все и восстанавливает свою репутацию. В другой сцене он навеки теряет честь и спокойствие, превращаясь в отверженного обществом офицера, вынужденного бежать на Кавказ. Превращения в «Маскараде» становятся поэтическим воплощением философского смысла жизни. Нина вдруг занимает место баронессы Штраль. Мнимый любовник Нины в глазах Арбенина принимает облик князя Звездича. Недавно благодарный Арбенину, он стал его злейшим врагом. Арбенин, спасший князя, повергает его во прах, нанося оскорбление. Все находятся в заблуждении относительно друг друга. Над всеми тяготеет рок, все скованы светскими приличиями и моралью. Баронесса Штраль может объясниться Звездичу в маскараде, открывая свои истинные к нему чувства, но таит их в своем доме. Между естественной натурой человека и его общественным лицом зияющая пропасть. Несовпадение личного и социального порождает полное и абсолютное непонимание одного человека другим. Все естественное, откровенное, непосредственное подвергается сомнению.

«Философские проблемы добра и зла жизни и смерти в поэме «Маскарад»»

Герой романтической драмы и не пострадавший без вины, т. е. не всецело зависимый от века, и не ординарный преступник по натуре. Трагическая вина героя равномерно распределена между веком и самим героем. Отсюда двойная задача романтического художника – слить объективную виновность героя с его субъективной виновностью и одновременно представить трагическую вину не зависимой ни от объективного мира только, ни от самого героя. В трагедии выдвигалась либо одна, либо другая сторона, либо объективный мотив, либо субъективный. Романтическая драма осознала сложность трагической вины героя, противоборство и сочетание взаимоисключающих мотивов, приводящих героя к крушению.

Противоборство личного и социального в Арбенине приводит его к преступлению и помешательству, а в баронессе Штраль торжествует личное, человеческое начало, приводящее к размежеванию со светом, с близкой ей социальной средой. Эти герои оказываются и преступниками, и судьями, они бросают вызов социальному миру и выступают его орудиями. В двойственной роли романтического героя заключена его сложность: он то углубляется в личный мир, то выходит на арену большой жизни. Вернее, он сразу находится в двух несовместимых, но пересекающихся мирах – личном и социальном. Отсюда понятно, что каждый персонаж выступает одновременно и как оригинальная, конкретная личность с достаточно развитым, хотя не всегда глубоким внутренним содержанием, и как символ определенных сторон внешнего мира. Каждый персонаж отдельными чертами напоминает другого, но вместе с тем является и его антиподом. Казарин, к примеру, двойник Арбенина по части философского скептицизма, но контрастен ему абсолютной выхолощенностью доброго, природного начала. В нем отсутствует высокая, гуманистическая страсть, с какой Арбенин осуждает свет. Казарин, в отличие от Арбенина, безыдеален. Казалось бы, между Шприхом и Арбениным нет ничего общего, но реплика Казарина («Пусть ангелом и притворится, Да черт-то все в душе сидит. И ты, мой друг… хоть перед ним ребенок, А и в тебе сидит чертенок») опровергает это поверхностное предположение. Все герои так или иначе просматриваются друг сквозь друга.

Глубина конфликтов, их разветвленность, следовательно, далеко перерастает простую противоположность между личностью и обществом. Романтик в принципе пишет социально-философскую драму о жизни вообще, о трагической сущности жизни, открывшейся ему в определенный исторический момент. С этой точки зрения каждая романтическая драма – символ. «Маскарад» не составляет исключения. Каждый персонаж и каждая ситуация символичны, поскольку в них заключена не только характеристика определенного лица или дано изображение поступков отдельных лиц, но и намек на нечто более общее. В каждом персонаже и в каждой ситуации – философское обобщение определенных сторон жизни, которые составляют ее общий философский смысл. Романтическая драма символична от начала до конца. В ней господствует поэтика символа, реальным же инструментом для его поэтического воплощения избран контраст, антитеза, внутренне слитные и вне этой слитности не существующие.

С целью прояснения философского смысла жизни в романтической драме развертывается поэтика символа.

Уже само название лермонтовской драмы глубоко символично. Маскарад означает и костюмированный бал, на котором произошли решающие события и завязался трагический конфликт, и всю человеческую жизнь с ее трагическими превращениями («жизнь как бал»). В лермонтовской драме персонажи постоянно обманываются и заблуждаются. Маскарад означает и взаимное непонимание, непроницаемую стену, вставшую между героями и мешающую их естественному и прямому общению. В маскараде все неожиданно и все привычно, в нем ничего не сбывается и все готово совершиться. Трагичность маскарадной ситуации развертывается на всем протяжении драмы. Здесь господствует поэтика пророчеств и тайн, намеков и свершений. Маскарад входит в души героев, надевающих чуждые личины на сокровенный внутренний мир или боящихся приоткрыть лицо. Человеческая жизнь в принципе маскарадна. Уподобление жизни игре, маскараду бросает яркий свет на социальную действительность, непрерывно изнутри рождающую трагедию, которая грозит человеку неожиданными и губительными превращениями .

«Маскарад» начинается сценой карточной игры. Но ставка здесь не только деньги, но и честь, достоинство, человеческая жизнь. Звездич в один и тот же день, за одним и тем же столом проигрывает все и восстанавливает свою репутацию. В другой сцене он навеки теряет честь и спокойствие, превращаясь в отверженного обществом офицера, вынужденного бежать на Кавказ. Превращения в «Маскараде» становятся поэтическим воплощением философского смысла жизни. Нина вдруг занимает место баронессы Штраль. Мнимый любовник Нины в глазах Арбенина принимает облик князя Звездича. Недавно благодарный Арбенину, он стал его злейшим врагом. Арбенин, спасший князя, повергает его во прах, нанося оскорбление. Все находятся в заблуждении относительно друг друга. Над всеми тяготеет рок, все скованы светскими приличиями и моралью. Баронесса Штраль может объясниться Звездичу в маскараде, открывая свои истинные к нему чувства, но таит их в своем доме. Между естественной натурой человека и его общественным лицом зияющая пропасть. Несовпадение личного и социального порождает полное и абсолютное непонимание одного человека другим. Все естественное, откровенное, непосредственное подвергается сомнению.

Читайте также:
Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода): сочинение

Философские проблемы добра и зла, жизни и смерти в поэме «Маскарад»

Противоборство личного и социального в Арбенине приводит его к преступлению и помешательству, а в баронессе Штраль торжествует личное, человеческое начало, приводящее к размежеванию со светом, с близкой ей социальной средой. Эти герои оказываются и преступниками, и судьями, они бросают вызов социальному миру и выступают его орудиями. В двойственной роли романтического героя заключена его сложность: он то углубляется в личный мир, то выходит на арену большой жизни. Вернее, он сразу находится в двух несовместимых, но пересекающихся мирах — личном и социальном. Отсюда понятно, что каждый персонаж выступает одновременно и как оригинальная, конкретная личность с достаточно развитым, хотя не всегда глубоким внутренним содержанием, и как символ определенных сторон внешнего мира. Каждый персонаж отдельными чертами напоминает другого, но вместе с тем является и его антиподом. Казарин, к примеру, двойник Арбенина по части философского скептицизма, но контрастен ему абсолютной выхолощенностью доброго, природного начала. В нем отсутствует высокая, гуманистическая страсть, с какой Арбенин осуждает свет. Казарин, в отличие от Арбенина, безыдеален. Казалось бы, между Шприхом и Арбениным нет ничего общего, но реплика Казарина («Пусть ангелом и притворится, Да черт-то все в душе сидит. И ты, мой друг… хоть перед ним ребенок, А и в тебе сидит чертенок») опровергает это поверхностное предположение. Все герои так или иначе просматриваются друг сквозь друга.

Герой романтической драмы и не пострадавший без вины, т. е. не всецело зависимый от века, и не ординарный преступник по натуре. Трагическая вина героя равномерно распределена между веком и самим героем. Отсюда двойная задача романтического художника — слить объективную виновность героя с его субъективной виновностью и одновременно представить трагическую вину не зависимой ни от объективного мира только, ни от самого героя. В трагедии выдвигалась либо одна, либо другая сторона, либо объективный мотив, либо субъективный. Романтическая драма осознала сложность трагической вины героя, противоборство и сочетание взаимоисключающих мотивов, приводящих героя к крушению.

Глубина конфликтов, их разветвленность, следовательно, далеко перерастает простую противоположность между личностью и обществом. Романтик в принципе пишет социально-философскую драму о жизни вообще, о трагической сущности жизни, открывшейся ему в определенный исторический момент. С этой точки зрения каждая романтическая драма — символ. «Маскарад» не составляет исключения. Каждый персонаж и каждая ситуация символичны, поскольку в них заключена не только характеристика определенного лица или дано изображение поступков отдельных лиц, но и намек на нечто более общее. В каждом персонаже и в каждой ситуации — философское обобщение определенных сторон жизни, которые составляют ее общий философский смысл. Романтическая драма символична от начала до конца. В ней господствует поэтика символа, реальным же инструментом для его поэтического воплощения избран контраст, антитеза, внутренне слитные и вне этой слитности не существующие.

Уже само название лермонтовской драмы глубоко символично. Маскарад означает и костюмированный бал, на котором произошли решающие события и завязался трагический конфликт, и всю человеческую жизнь с ее трагическими превращениями («жизнь как бал»). В лермонтовской драме персонажи постоянно обманываются и заблуждаются. Маскарад означает и взаимное непонимание, непроницаемую стену, вставшую между героями и мешающую их естественному и прямому общению. В маскараде все неожиданно и все привычно, в нем ничего не сбывается и все готово совершиться. Трагичность маскарадной ситуации развертывается на всем протяжении драмы. Здесь господствует поэтика пророчеств и тайн, намеков и свершений. Маскарад входит в души героев, надевающих чуждые личины на сокровенный внутренний мир или боящихся приоткрыть лицо. Человеческая жизнь в принципе маскарадна. Уподобление жизни игре, маскараду бросает яркий свет на социальную действительность, непрерывно изнутри рождающую трагедию, которая грозит человеку неожиданными и губительными превращениями .

«Маскарад» начинается сценой карточной игры. Но ставка здесь не только деньги, но и честь, достоинство, человеческая жизнь. Звездич в один и тот же день, за одним и тем же столом проигрывает все и восстанавливает свою репутацию. В другой сцене он навеки теряет честь и спокойствие, превращаясь в отверженного обществом офицера, вынужденного бежать на Кавказ. Превращения в «Маскараде» становятся поэтическим воплощением философского смысла жизни. Нина вдруг занимает место баронессы Штраль. Мнимый любовник Нины в глазах Арбенина принимает облик князя Звездича. Недавно благодарный Арбенину, он стал его злейшим врагом. Арбенин, спасший князя, повергает его во прах, нанося оскорбление. Все находятся в заблуждении относительно друг друга. Над всеми тяготеет рок, все скованы светскими приличиями и моралью. Баронесса Штраль может объясниться Звездичу в маскараде, открывая свои истинные к нему чувства, но таит их в своем доме. Между естественной натурой человека и его общественным лицом зияющая пропасть. Несовпадение личного и социального порождает полное и абсолютное непонимание одного человека другим. Все естественное, откровенное, непосредственное подвергается сомнению.

С целью прояснения философского смысла жизни в романтической драме развертывается поэтика символа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: