Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине странной?: сочинение

Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине странной?: сочинение

Все большие русские поэты болели душой за Россию: Пушкин, Некрасов, Блок, Есенин. Немалое место тема Родины занимает и в творчестве М.Ю. Лермонтова.

В любви к родине поэт признается в стихотворении «Прекрасны вы, поля земли родной»:

Прекрасны вы, поля земли родной,

Еще прекрасней ваша непогода.

Мечты Лермонтова о гармонии, единении с природой привели к рождению строк стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива». Когда поэт наедине с родной природой, когда «свежий лес шумит при звуке ветерка», когда по оврагу играет «студеный ключ», когда приветливо из-под куста качает головой «ландыш серебристый» – тогда лирическому герою хорошо, спокойно, радостно. Забываются все тревоги, огорчения, а в небесах «он видит бога».

Новаторство произведений Лермонтова заключается в том, что впервые в русской литературе крупное историческое событие в жизни страны показано глазами простого человека, рядового участника событий войны 1812 года – солдата. Это стихотворение «Бородино», в котором звучит живая народная речь. «Дядя», рассказывающий о войне 1812 года, о великом бородинском сражении, – носитель народного начала. Поэт утверждает, что рядовые участники сражения – солдаты, крестьяне – внесли огромный вклад в победу русского народа над Наполеоном.

Не могут оставить равнодушным строки стихотворения «Родина». Оно родилось под впечатлением путешествия через Россию после неурожая 1839 года, когда в русских деревнях ели даже кровельную солому.

Россия в стихотворении Лермонтова – огромная, необъятная. Поэт любит

… степей холодное молчание,

Ее лесов безбрежных колыхание,

Разливы рек ее подобные морям…

Образ степи сразу вызывает представление о чем-то привольном, широком. Второй образ – лес… Трудно представить себе Россию-матушку без лесов, зеленых дубрав, белоствольных берез. Как и степь, лес напоминает о богатстве русской земли, ее необъятных просторах.

Третий замечательный образ – образ реки. Много их в России. Это, прежде всего, великие и могучие Волга и Дон. Автор прибегнул к сравнению – разливы рек ее подобны морям.

… дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

Он признается, что радуется, видя «полное гумно, избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно». А во время деревенского праздника, когда уставшие от работы крестьяне отдыхают, лирический герой любит смотреть «на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков».

Примечательно, что все это – атрибуты не помещичьей, обеспеченной, сытой России, а Руси крестьянской, народной. Важно обратить внимание на такие строки:

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно.

«С отрадой, многим незнакомой», – говорит поэт. Что же он имеет в виду? Не каждому помещику свойственно радоваться, глядя на следы достатка крестьянского быта: «полное гумно», «нарядное, резное окно».

Поэт называет свою любовь к родине странной любовью:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветное предание

Не шевелят во мне отрадного мечтания.

Мы видим, что поэт отрицает «славу, купленную кровью». Дело в том, что после победы русского народа над Наполеоном слава о России прогремела по всему миру, но все лавры достались царю, правительству, генералам, командирам. Эта слава была куплена кровью солдат, рядовых участников войны, а о них-то было забыто.

Почему же поэт называет странной свою любовь к отчизне? Надежда Лермонтова на счастливое будущее России была связана с народной Русью. В русском народе поэт видел потенциальные силы для возрождения России. И конечно, такая любовь казалась необычной, «странной» в те годы, когда был провозглашен казенный патриотизм с его требованием любви к самодержавию, когда большая часть дворянства была далека от народа. Любовь поэта к России ничего общего не имеет ни с казенным монархизмом, ни со славой империи, купленной кровью народа. Она искренняя, душевная, народная.

Эссе. Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

Любовь к родине в творчестве М. Ю. Лермонтова. «Люблю отчизну я…»

Лермонтов понимает любовь

к родине истинно, свято и разумно.

Н. А. Добролюбов

Поэт-гражданин, М. Ю. Лермонтов любил свою родину, ее народ, ее природу, он желал счастья своей стране. Любить отчизну, в представлении Лермонтова, значило бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к родине — тема многих стихотворений поэта («Жалоба турка», «Поле Боро­дина», «Бородино», «Два великана» и т. д.). Чувство родины, родной земли никогда не покидало его. Уже в 1830 году в стихотворении «Булевар» он противопоставляет народ светской черни. С того же времени начинается его увлечение русскими народ­ными песнями, в которых, по его словам, «верно, больше поэзии, чем во всей фран­цузской словесности».

В 1831 году в стихотворении «В избушке позднею порой…» Лермонтов прослав­ляет простую женщину, юную славянку, которая учит ребенка мстить поработителям страны. В стихотворении «Бородино» любовь к родине выражается через восторжен­ное восприятие одной из величайших побед русского народа. Поэт чувствует гордость за славное историческое прошлое своей страны, своего народа. Задыхаясь в тяжелой, мрачной атмосфере, он помнит о былом России, ее славе, о тех, кто принес победу. И он напоминает о ней своим современникам, которые превратились в «презренных рабов власти»:

Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!

Истинно высокая любовь к родине заставляла Лермонтова не только восхищать­ся ее героическим прошлым, не только грустить о ней, но и негодовать, возмущаться ее положением сумрачной «страны рабов». Почти одновременно были написаны два стихотворения, в которых выражены чувства поэта-изгнанника в момент отъезда в ссылку. Но если в стихотворении «Тучи» прощание с родиной вызывает тоску и боль разлуки, то в стихотворении «Прощай, немытая Россия» слышатся гнев, осуждение, боль. Конечно, «немытая Россия» — образ прежде всего эмоциональный. Он передает горечь поэта и за страну, отданную во власть «голубых мундиров», и за «послушный им народ», не проснувшийся от рабства. Это смелый вызов, обличающий самодержав­ную Россию. Вызов — в дерзости, с какой поэт говорит о своем отношении к правя­щей России, в откровенности обличения.

Читайте также:
Отношение Лермонтова к образу Печорина: сочинение

Самодержавие стремилось как можно дольше сохранить «темной старины завет­ные преданья», чтобы держать народ в кабале. Лермонтов против тех поэтов, которые в своих произведениях прославляли самодержавно-крепостническую Россию, счита­ли, что сила и величие страны в религиозности и «смирении» русского народа. Его любовь совсем иная.

В небольшом задушевном стихотворении «Родина» раскрывается высокий патрио­тизм поэта. Свою любовь к родине Лермонтов называет «странной» потому, что он лю­бит ее народ, ее природу, но ненавидит «страну господ». Равнодушен поэт к воинской славе, к величавому покою государства и даже к его прошлому. Светлый образ Рос­сии народной проходит перед нами: любит он «проселочным путем скакать в телеге», любит «дрожащие огни печальных деревень», любит «дымок спаленной жнивы, в степи кочующий обоз». Ему дороги и милы

Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям.

При виде редкого довольства и простого веселья трудолюбивых крестьян поэта охватывает чувство радости, незнакомое и непонятное «патриотам» из высшего обще­ства: Материал с сайта //iEssay.ru

С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно.

«Музыка и пляска» маскарадного бала («Как часто пестрою толпою окружен») вызывают в душе поэта «горечь и злость». Он видит, как во сне, «образы бездушные людей», слышит «шепот затверженных речей». Ему хочется смутить холодную весе­лость их «железным своим стихом».

Не «темная старина», не ее «заветные преданья» притягивали Лермонтова. «…Она вся в настоящем и будущем», — пишет он о России незадолго до своей гибели. Лер­монтов мечтал о будущем, о свободном и гордом человеке, который был бы тесно свя­зан со своей страной. Эта его «тайная дума», которая проходит через все творчество, помогает читателям всех поколений узнать и понять Лермонтова.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • тема родины в стихотворении лермонтова родина
  • любов до батьківщини тести
  • темы родины в творчестве лермонтова
  • чем выражается любовь поэтов к родине .
  • юбилей м.ю.лермонтова люблю отчизну я

Сочинение на тему странная любовь лермонтова к родине

Великий русский критик В. Г. Белинский назвал поэзию М. Ю. Лермонтова «совсем новым звеном в цепи исторического развития нашего общества». Связано это было, прежде всего, с тем, что М. Ю. Лермонтов создавал свои произведения в эпоху, когда поэтическое в жизни отходит на второй план, в эпоху политической реакции, наступившей после неудавшегося восстания декабристов. Те идеалы свободы, которыми жило пушкинское поколение, оказались поверженными. В русском обществе наступает период рефлексии, отказа от активной общественной деятельности, пора «безвременья». Лермонтов, безусловно, человек своего поколения, а потому он стремится к анализу действительности. Увы, то, что он видит, «иль пусто, иль темно». Лермонтова можно с полной уверенностью назвать патриотом своего отечества. Но поэту был глубоко чужд показной патриотизм, а потому он не прием лет официальную точку зрения, согласно которой современная ему Россия — почти идеальное государство. Россия Лермонтова предстает в другом виде, это: …немытая Россия, Страна рабов, страна господ… Именно о России говорит поэт в стихотворении «Жалобы турка», называя ее страной, где «стонет человек от рабства и цепей». Такая рабски покорная Россия ненавистна поэту, такая родина может вызывать только презрение. Тяжелы и безрадостны размышления поэта о судьбе поколения 30-х годов XIX века. Что же М. Ю. Лермонтов может противопоставить современности? Прежде всего славное прошлое России, в котором поэт видит сильных, мужественных людей, наделенных исключительными характерами, людей, которые не прием лют неволи. В своем творчестве М. Ю. Лермонтов делает попытку решить проблему положительного героя. И если среди современников Лермонтов искал и не находил такого героя, то в историческом прошлом России такие герои были. В истории отечества М. Ю. Лермонтова интересуют прежде всего переломные моменты, поскольку именно они выявляют самые сильные черты характера человека. Эпохе царствования Ивана Грозного посвящена историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», настоящим героем которой становится не царь Иван Грозный, а молодой русский купец, чей образ близок образам героев русского народного эпоса, былинным богатырям. Купец Калашников честен, благороден, смел. Он бьется с опричником Кирибеевичем смертным боем, пытаясь защитить свою жену, отстоять свое человеческое достоинство. Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном кулачном бою на Москве-реке, но и сам поплатился жизнью. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл купец Калашников истинной причины своего поступка, не склонил своей гордой головы. Герой поэмы воплощает честь и достоинство, изначально присущие русскому человеку. «Богатырским» назовет Лермонтов и поколение «детей двенадцатого года». В стихотворении «Бородино» поэт воспевает подвиг российских солдат, «богатырей», победивших в Отечественной войне. Участники сражения вызывают восхищение поэта: Да! Были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Это героическое поколение противопоставлено поколению 30-х годов, которое «толпой угрюмою и скоро позабытой» пройдет, «не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда». Главное отличие своих современников от людей прошлого Лермонтов видит в их бездеятельности. Неспособность, а чаще и нежелание найти применение своим силам в жизни — вот главная беда человека в России того времени. В стихотворении 1841 года «Родина» Лермонтов подводит итог своим размышлениям о том, что есть для него отчизна. «Странную любовь» поэта к России не может победить рассудок, потому что она идет от сердца. Поэт влюблен в красоту русской природы, «огни печальных деревень», простые избы, безудержную русскую «пляску с топаньем и свистом», пьяных мужичков — словом, все то, что не укладывается в рамки официального патриотизма. Русская природа приближает поэта к постижению великой мировой гармонии — единственного, что может быть отрадно сердцу поэта в жизни. В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» лирический герой Лермонтова рвется из мира «приличьем стянутых масок» на волю, к проникнутым покоем полям, аллеям. Родные просторы, природа излечивают израненную душу поэта, он чувствует свое единение с Богом: Тогда смиряются души моей тревоги, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога. «Свобода и покой» — вот к чему стремится М. Ю. Лермонтов, и только русская природа помогает ему примириться с жизнью. Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» знаменует собой победу в творчестве писателя реализма, точнее говоря, критического реализма. В пьесе ставятся самые жгучие вопросы тогдашней поры: положение русского народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и тому подобное. Но сила таланта А. С. Грибоедова сказалась и в том, что почти любой персонаж его гениальной пьесы — тип широкого масштаба и одновременно портрет. Иными словами, каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, является в то же время неповторимой личностью. Предшествующая Грибоедову драматургия уже создавала индивидуальные образы, но их индивидуальность раскрывалась преимущественно односторонне, однолинейно, схематично, в них чаще всего выражалась какая-либо одна ведущая черта характера. Развивая лучшие достижения своих предшественников, А. С. Грибоедов стремился изобразить своих героев столь же сложными, как сложны реальные люди. Драматург ломает законы комедии классицизма и вводит в пьесу действующих лиц, которые валуны не для развития любовной интриги, а для изображения избранной драматургом социальной среды, ее нравов (образы Репетилова, Загорецкого, Тугоуховских). П. А. Катенин упрекал А. С. Грибоедова в том, что в его пьесе «сцены связаны произвольно», но тот справедливо отвечал ему: «Так же как в натуре всяких событий, мелких и важных». Одним из наиболее сложных и противоречивых характеров в пьесе «Горе от ума» является Софья. На наш взгляд, наиболее тонко понял этот образ И. А. Гончаров. В статье «Мильон терзаний» он прежде всего обращает внимание на сложность ее характера. Он говорит о смеси в Софье «хороших инстинктов с ложью», «живого ума с отсутствием всякого намека на убеждения». «В собственной, личной ее физиономии, — писал Гончаров, — прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное». Гончаров увидел в ней «задатки недюжинной натуры». Его вывод достаточно красноречив: «Недаром ее любил и Чацкий». Чацкий в пьесе адресует свои речи прежде всего Софье. Именно Софью он считает своей единомышленницей. Он привык верить тому, что она разделяет его взгляды. Этой веры, по крайней мере в первом действии, не поколебали в нем «ни даль», «ни развлечения, ни перемена мест». Любовь Чацкого к Софье помогает нам понять одну истину: характер героини в чем-то немаловажном под стать герою. В свои семнадцать лет она не только «расцвела прелестно», как говорит о ней с любовью восхищенный Чацкий, но и проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалив или даже ее отец. Достаточно сопоставить фамусовское «что станет говорить княгиня Марья Алексеева!», молчалинское «ведь надобно ж зависеть от других» и реплику Софьи— «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Хотя во всем этом, возможно, немалую роль играет просто та непосредственность, неиспорченность ее натуры, которая позволила И. А. Гончарову сближать грибоедовскую героиню с пушкинской Татьяной Лариной: «…Она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой». Для отца Софьи в книгах — все зло. А Софья воспитывалась на них. Скорее всего, именно на тех, которые были доступны и «уездной барышне», пушкинской Татьяне — Ричардсон, Руссо, де Сталь. По ним-то, скорее всего, Софья и сконструировала тот идеальный образ, который ей видится в Молчалине. Героиня грибоедовской пьесы, по сути, получает лишь первый жесткий урок. Она изображена в начале тех испытаний, которые выпадают ей на долю. Поэтому Софья — характер, который может быть еще развит и раскрыт «до конца» только в будущем. Уже первые явления пьесы рисуют натуру живую, увлекающуюся, своевольную, обещающую своим поведением бурное развитие событий. Вспомним гончаровские слова о том, что в ее «физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное». Грибоедову было необходимо наметить эти качества героини уже в первых явлениях пьесы, до того как в действие включится главный герой. Это было важно именно потому, что в контактах с ним Софья все же замыкается в себе, ускользает, и для зрителей может остаться не до конца ясной внутренняя мотивировка ее поступков. Чрезвычайно важен для понимания образа героини пьесы ее сон. Сон, рассказанный Софьей, содержит как бы формулу ее души и своеобразную программу действия. Здесь впервые самой Софьей названы те черты ее личности, которые так высоко оценивал И. А. Гончаров. Сон Софьи так важен для постижения ее характера, как важен сон Татьяны Лариной для постижения характера пушкинской героини, хотя Татьяне ее сон снится на самом деле, а Софья свой сон сочиняет. Но сочиняет-то она его так, что в нем очень рельефно проглядывают и ее характер, и ее «тайные» намерения. «Исторически бесспорно, — справедливо констатировал Н. К. Пиксанов, — что драма, переживаемая Софьей Фамусовой в финале четвертого акта, является в русской литературе… первым и блестящим опытом художественного изображения душевной жизни женщины. Драма Татьяны Лариной создана позже». Сопоставляя Татьяну и Софью, И. А. Гончаров писал, что «громадная разница не между ею и Татьяной, а между Онегиным и Молчаливым. Выбор Софьи, конечно, не рекомендует ее…». В Молчалине она роковым образом ошибается. Вот что наносит ей жестокий удар. Так же как и главному герою, ей тоже выпадает на долю свое сердечное горе, свой «мильон терзаний». Постепенно втягиваясь в своеобразную борьбу с Чацким, она в какой-то момент утрачивает возможность ощущать грань, которая отделяет действия колкие, раздраженные от поступка явно бесчестного. Но может быть, именно поэтому ее можно считать одним из самых живых персонажей комедии. Софья — это не только определенный социальный тип, не только определенная нравственная модель, но и яркая индивидуальность.

Читайте также:
Что роднит Печорина с горцами? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»): сочинение

Почему Лермонтов называет свою любовь к Родине странной

Сочинение: Почему любовь к Родине у Лермонтова странная?

(419 слов) Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский прозаик и поэт, создавший знаковые для своего времени произведения. Он стал первым русским писателем, раскрывшим образ «потерянного поколения», к нему он относил и самого себя. С темой потерянного поколения связаны многие мотивы лирики Лермонтова, в частности, его «странная» любовь к Родине.

О своей особой любви к отчизне поэт говорит в стихотворении «Родина», написанном в 1841 году. Обратимся к нему. Именно с признания в своем «странном» чувстве начинается стихотворение:

Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой.

Однако лирический герой (который совпадает с автором стихотворения) удивлен тем, что, несмотря на его любовь, ни доблестные победы России, ни ее предания не касаются его сердца. Кажется, Лермонтов не умеет любить головой. Разум ослабевает перед горячностью чувства. И все, чем дорожит сердце поэта, подчиняет своей воле разум. Это и прелесть русской природы («лесов безбрежных колыханье», «разливы рек ее подобные морям»), и скромный русский народ с его осмысленным бытом:

И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков.

И все-таки любовь поэта оттого «странна», что неспокойна. В ней много разочарования и тоскливого сожаления. «Прощай, немытая Россия», — пишет он в одном из своих поздних стихотворений. В этом образе вся горечь поэта и его отчаяние. Лермонтов не верит, что сможет застать то время, когда закончится царский произвол, и народ станет свободным и богатым. Такова была судьба целого поколения благородных, романтичных молодых идеалистов, бессильных перед властью.

Писатель не хочет преклониться перед «голубыми мундирами» и закрыть глаза на множество проблем, ведущих Россию в бездну. Это еще одна причина, почему любовь его «странная». Она совсем не похожа на любовь царских чиновников и зажиточных консерваторов-дворян. Она не кричит и не смеется, а плачет. И все-таки даже в таком печальном порой чувстве Лермонтов находит «отраду, многим незнакомую».

Читайте также:
Литературные контрасты и антитезы в романе «Герой нашего времени»: сочинение

Он и сам не может понять, почему, несмотря на всю свою ярость и боль, он все так же беззаветно любит Россию. Кажется, она заменила ему мать, которую мальчик потерял слишком рано. И какой бы она ни была, он не может отказаться от нее. Он любит в ней не внешнее, не наносную роскошь и аристократическую красоту, но то, что живет в самом сердце России, в ее корнях – ее талантливый и терпеливый народ, живущий в гармонии с природой, чтящий историю своей страны и ее таланты.

Любовь к отчизне – это чувство, с которым поэт родился и прошел всю жизнь, и ни одна причина не будет достаточной, чтобы объяснить ее. Будучи сложным и чувствительным человеком, Лермонтов мог сомневаться во многом, но никогда – в своей глубокой привязанности и любви к родной России.

Автор: Екатерина Озаровская

«Странная любовь» к Родине в поэзии М.Ю. Лермонтова

Все большие русские поэты болели душой за Россию: Пушкин, Некрасов, Блок, Есенин. Немалое место тема Родины занимает и в творчестве М.Ю. Лермонтова. В любви к родине поэт признается в стихотворении «Прекрасны вы, поля земли родной»: Прекрасны вы, поля земли родной, Еще прекрасней ваша непогода. Мечты Лермонтова о гармонии, единении с природой привели к рождению строк стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива». Когда поэт наедине с родной природой, когда «свежий лес шумит при звуке ветерка», когда по оврагу играет «студеный ключ», когда приветливо из-под куста качает головой «ландыш серебристый» — тогда лирическому герою хорошо, спокойно, радостно. Забываются все тревоги, огорчения, а в небесах «он видит бога». Новаторство произведений Лермонтова заключается в том, что впервые в русской литературе крупное историческое событие в жизни страны показано глазами простого человека, рядового участника событий войны 1812 года – солдата. Это стихотворение «Бородино», в котором звучит живая народная речь. «Дядя», рассказывающий о войне 1812 года, о великом бородинском сражении, — носитель народного начала. Поэт утверждает, что рядовые участники сражения — солдаты, крестьяне — внесли огромный вклад в победу русского народа над Наполеоном. Не могут оставить равнодушным строки стихотворения «Родина». Оно родилось под впечатлением путешествия через Россию после неурожая 1839 года, когда в русских деревнях ели даже кровельную солому. Россия в стихотворении Лермонтова – огромная, необъятная. Поэт любит … степей холодное молчание, Ее лесов безбрежных колыхание, Разливы рек ее подобные морям… Образ степи сразу вызывает представление о чем-то привольном, широком. Второй образ – лес… Трудно представить себе Россию-матушку без лесов, зеленых дубрав, белоствольных берез. Как и степь, лес напоминает о богатстве русской земли, ее необъятных просторах. Третий замечательный образ – образ реки. Много их в России. Это, прежде всего, великие и могучие Волга и Дон. Автор прибегнул к сравнению — разливы рек ее подобны морям. Поэту дороги: … дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. Он признается, что радуется, видя «полное гумно, избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно». А во время деревенского праздника, когда уставшие от работы крестьяне отдыхают, лирический герой любит смотреть «на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков». Примечательно, что все это – атрибуты не помещичьей, обеспеченной, сытой России, а Руси крестьянской, народной. Важно обратить внимание на такие строки: С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно. «С отрадой, многим незнакомой», — говорит поэт. Что же он имеет в виду? Не каждому помещику свойственно радоваться, глядя на следы достатка крестьянского быта: «полное гумно», «нарядное, резное окно». Поэт называет свою любовь к родине странной любовью: Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветное предание Не шевелят во мне отрадного мечтания. Мы видим, что поэт отрицает «славу, купленную кровью». Дело в том, что после победы русского народа над Наполеоном слава о России прогремела по всему миру, но все лавры достались царю, правительству, генералам, командирам. Эта слава была куплена кровью солдат, рядовых участников войны, а о них-то было забыто. Почему же поэт называет странной свою любовь к отчизне? Надежда Лермонтова на счастливое будущее России была связана с народной Русью. В русском народе поэт видел потенциальные силы для возрождения России. И конечно, такая любовь казалась необычной, «странной» в те годы, когда был провозглашен казенный патриотизм с его требованием любви к самодержавию, когда большая часть дворянства была далека от народа. Любовь поэта к России ничего общего не имеет ни с казенным монархизмом, ни со славой империи, купленной кровью народа. Она искренняя, душевная, народная.

Читайте также:
«Любовь к природе и единение с ней в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая Нива...»(2): сочинение

«Люблю отчизну я, но странною любовью…» (М. Лермонтов)

Любовь к родине, чувство патриотизма… Как их объяснить? За что мать любит своего ребенка? А за что мы любим своих матерей? Ведь далеко не все дети, если посмотреть со стороны, достойны материнской любви. Но это — если со стороны.

Так и любовь к родине. Она есть, потому что есть страна, в которой родила тебя мама, где родились твои предки и покоятся с миром на погостах. Именно в этой стране, а не в другой. И невидимые нити связывают тебя с твоим родом, а значит, и с родиной. Поэтому ты и любишь ее той любовью, которую объяснить трудно: видишь все ее несовершенства и все-таки любишь. Есть родная речь, которую ты слышишь с детства, на которой ты произнес первые слова. И тебя поняли. Прочитал первую книжку на родном языке, и она тебе очень понравилась. Много книг еще прочтешь в будущем. Может, и на других языках. Но родным будет язык твоей мамы, язык, на котором говорят все вокруг в твоей стране. И родное слово, родная речь — это тоже часть твоей родины.

Есть мир твоего детства. Из него многое запало в душу. Вот любимый дедушка вышел из подъезда посмотреть, как я первый раз иду в школу. До конца нашей улицы я чувствовал его взгляд. А вот в воскресенье поехали на озеро. Я еще не умел плавать и очень боялся, что отец в воде выпустит меня из своих рук. Но рука отца была крепкой и надежной. Мне стало стыдно за свою трусость. Так я начал учиться плавать. А крепкая рука отца — это тоже моя родина.

Есть школа, где мы «слово «родина» впервые прочитали по слогам». Есть в школьном коридоре наше окно. Садясь на его подоконник, мы с ребятами строили планы на будущее и наблюдали за девчонками, любовались самой красивой из них — Зиной Филатовой, в которую мы были влюблены все по очереди. Эти воспоминания будут со мной всегда. Они мой школьный причал, моя родина.

Есть в нашем городе одно заветное место: любимый нами, моими одноклассниками, гидропарк. Весной и осенью он очень красив, но главное — не многолюден. Тогда нам кажется, что он только наш. Какие ивы купают свои ветки в воде! Какие лужайки! Как там весело играть в волейбол! После выпускного вечера мы пойдем туда встречать рассвет. Хоть это может кому-то показаться странным, но наши воскресные дни в этом парке — это мое родное, моя родина.

Совсем недавно мне стали понятнее чувства М. Ю. Лермонтова, описанные в стихотворении «Родина»:

С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно.

Достаток крестьян радовал поэта. Понятие о достатке сейчас иное, а чувства те же. Когда я вижу богатые дома с усадьбами, с иномарками около красивых ворот, у меня нет желания поворчать: «Откуда у людей такие деньги?» Нет никакой зависти, только незнакомая многим отрада. Потому что чем больше богатых и обеспеченных людей — тем лучше моей родине. А развалюхи, запущенность, нищета — это должно остаться в прошлом. Материал с сайта //iEssay.ru

Читайте также:
В чем своеобразие темы любви в лирике М.Ю.Лермонтова: сочинение

Я люблю свою страну, но любовь моя не слепа. Я вижу многое, что вызывает во мне боль и злость, досаду и негодование. Я слышу потоки лживых обещаний осчастливить народ. Но эту злость и негодование я не переношу на весь свой народ. Не надо обобщений вроде «Наш народ никогда не научится честно работать!». Да, хватает еще у нас лентяев, иждивенцев и просто нечистых на руку. Но не они олицетворяют наш народ. Мой народ — это мои любимые родители и учителя, старший брат, друзья, добрые соседи, спортивные наставники. Это мои любимые поэты и писатели, артисты и музыканты. Они — моя родина. Странными выглядят, наверное, мои рассуждения, за что я люблю родину. Но разве обязательно любить за что-то?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • сочинение люблб отчизну я
  • люблю отчизну странною любовью
  • сочинение люблюд отчизну я
  • сочинение люблю отчизну я но странною любовью
  • люблю отчизну я сочинение

Эссе. Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

Но я люблю – за что, не знаю сам…

Родина… То место, которое на земле самое тёплое, самое дорогое. Это твой дом, твоя Родина. Всё, что есть в человеке хорошего и чистого, отдаётся ей. И этим чувством наполнены многие произведения М. Ю. Лермонтова. Только мысли поэта звучат неоднозначно. Чувствуется, что сам автор мучается от этого и страдает. Открыто признаётся:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Где же кроются корни этой странности?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

На первом месте у поэта слово «люблю». Вот то, что движет авторской мыслью. А любить Родину Лермонтова было за что. За его народ, выстоявший и победивший нашествие Наполеона. В. Г. Белинский так сказал о поэте : «… он поэт русский в душе – в нём живёт прошедшее и настоящее русской жизни». Поэтому любовь Лермонтова уходит в прошлое. И размышления солдата – рассказчика в стихотворении «Бородино» – это размышления автора о том и современном ему времени: «Да, были люди в наше время». Время богатырей, время сильных духом. Ото всего сказанного солдатом веет чувством единения, твёрдости и стойкости «клятве верности». Во всём – любовь к Родине, за которую и умереть не страшно:

Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять…

И Лермонтов вместе с солдатом гордиться своей страной, его силой и мужеством:

Но улыбкой роковою

Русский витязь отвечал:

Посмотрел — тряхнул главою.

Ахнул дерзкий — и упал!

Эти строки из стихотворения «Два великана». Такой силой обладал тот , кто вёл свой бесстрашный народ, — Кутузов. Разве можно это забыть? И разве можно этим не гордиться? Но это в прошлом…

Какова же современная Лермонтову страна? Страна 30 – х годов 19 века? Тот народ – освободитель — крепостные крестьяне. Теперь это «страна рабов, страна господ». И здесь

И ты, им преданный народ.

Бесстрашие сменилось рабским положением человека. Смирение выработало в нём привычку покоряться « всевидящему глазу, всеслышащим ушам». Лермонтов воспел счастье быть свободным в «Бородино» и выразил свой гнев о закабалённом народе, о реакции, последовавшей после декабрьского восстания. Все его чувства в коротком произведении -«Прощай, немытая Россия»

Как теперь назвать своё чувство по отношению к Родине? «Люблю» остаётся. Это же твой дом. Но любовь уже «странная». Что – то сдвинулось в сознании автора. И нас он заставляет тоже об этом задуматься.

Почему Лермонтов называет свою любовь к Родине странной?

Лермонтов называет свою любовь к Родине странной, потому что ее не за что было любить.

В другом стихотворении Лермонтов пишет еще резче: “Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ.” Рассудок подсказывает Лермонтову, что такая страна не достойна любви. Но сердце не может не любить Россию. А сердцу не прикажешь.

Странная любовь Лермонтова, да и почти всякого русского человека, к своей Родине сродни любви сына к постаревшей матери, которая уже не выглядит красавицей, но за которую без раздумья отдашь свою жизнь.

Первая строчка стихотворения Михаила Лермонтова «Родина» сразу говорит:

Почему любовь странная у поэта к своей Отчизне. Любит он свою Родину не разумом, а сердцем, несмотря на то, что не все хорошо на его Родине. Высшее общество, к которому поэт принадлежит по рождению и воспитанию, далеко от чаяний простого народа, в общественной жизни застой. Общество жестокое, лживое и лицемерное. Поэту близка жизнь простого народа, у него было много знакомых и друзей из простого сословия. Его радуют картинки жизни и быта простых людей. С иронией он говорит о том :

Так же его радует искреннее веселье пьяных деревенских мужичков.

Это его любовь к Отчизне, это он своим сердцем поэта так чувствует, так видит этот мир с его красотой и печалью.

ЕГЭ, сочинение на тему “Почему М.Ю.Лермонтов называет свою любовь к Родине “странной”?”

  1. Вступление (о стихотворении “Родина”)
  2. Раскрытие темы (время, в которое жил Лермонтов, разочарование, нищета народа, другие стихи Лермонтова)
  3. Выводы

Тезисы к сочинению: Почему М.Ю.Лермонтов называет свою любовь к Родине “странной”?

В стихотворение М.Ю.Лермонтова “Родина” , есть такие строки:

Стихотворение было написано в 1841 году, незадолго до трагической гибели поэта.

Поэт в стихотворении описывает красоты родной природы, крестьянский быт. Там же он признается, что не может объяснить за что именно он любит Россию. Слава, великая история России, свет и общество, признание литературных талантов уже не так важно для разочарованного поэта, он находит вдохновение в мелочах крестьянского быта, в природе. Та же светлая печаль, пере кликается с любовью к родине и в другом стихотворении: “Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ. ” Противопоставление богатого общества и мнимого успеха в свете картинам русской природы в стихотворении говорит о внутреннем поиске поэта. Гражданский долг, романтизм уходят в этом стихотворении на второй план, а на первый план выходят простор, деревенская Россия. “Странная” любовь – потому что она не вписывалась в то представление о патриотизме, которое было у современников Лермонтова. В стихотворении нет высокопарных слов о царе, православии, роли России в мировой истории, спасении Европы – такой слог был популярен при дворе. Нет, не за это Лермонтов любит Родину, для него Россия представляется родной стороной, матерью, с полями, лесами, простыми людьми с их обычаями и традициями. Бедная, малообразованная рабская Россия вызывает у поэта искреннюю любовь, перемешанную с жалостью, печалью и чувством безысходности.

Читайте также:
Мое отношение к образу Печорина: сочинение

Сочинение: Лермонтов м. ю. – Своеобразие и уникальность песни про царя ивана васильевича. ..

Первой поэмой, которую Лермонтов решился опубликовать, явилась “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Поэма является стилизацией русского фольклора в большой эпической форме. По жанру и художественному своеобразию она оказалась единственной в своем роде и не получила продолжения ни в творчестве её автора, ни у других поэтов. Не было у “Песни. ” перекличек и с предыдущими произведениями Лермонтова. Правда в поэме “Боярин Орша” автор затрагивает семейную тему, но особенность “Песни. ” в том, что данная тема здесь представлена совершенно иначе, хотя речь идёт тоже о бесчестьи семьи. . _
Тема бесчестья была очень характерна для творчества Лермонтова этого периода, но надо сказать, что он разграничивал оскорбление и бесчестье. Оскорблённый дворянин получал удовлетворение на дуэли, независимо от её исхода, это был поединок равных. “Бесчестье в качестве разрешения ситуации предусматривало убийство, самоубийство или сумасшествие, то есть в любом/случае бесчестье необратимо, и обесчещенный не может далее оставаться в обществе чести”. Так писал сам Лермонтов.
В стихотворении “Смерть поэта” Лермонтов не случайно активно подчёркивает жажду мести “невольника чести”. Исследователь творчества поэта Б.М.Эйхенбаум предполагал, что “Песня. ”, возможно, написана во время мнимой болезни, заставившей поэта сидеть дома после смерти А.С.Пушкина. В таком случае правы те, кто считает, что толчком к созданию поэмы могла быть именно гибель Пушкина, защищавшего свою честь и честь семьи.
Опозорил он, осрамил меня
Меня честную, непорочную. –
говорит Алёна Дмитриевна мужу о Кирибеевиче. Хоть она и начинает свой рассказ, повалившись в ноги своему мужу, Степану Парамоновичу, просит она не прощения, потому что виниться ей не в чем, а заступничества.
Ты не дай меня свою верную жену
Злым охульникам в поругание!
Таким образом, мстя опричнику Кирибеевичу, купец Калашников прежде всего выполняет просьбу Алёны Дмитриевны и выступает защитником семьи и рода. Алёна Дмитриевна, обращаясь к мужу, вспоминает своих родственников, умерших и живых, доказывая, что ей больше не у кого просить помощи, как у родной семьи. Здесь Лермонтовым точно отражено средневековое сознание русского человека, хотя подобная ситуация не потеряла актуальности и в его время. Ведь Пушкин тоже защищал честь своей семьи, а не только свою личную.
Ещё одной жанровой особенностью поэмы является намерение автора снизить романтический ореол образов главных героев. Лермонтов придаёт им реалистические черты, христианские идеалы русского народа непосредственно отражаются в психологии главных героев поэмы. Так, “лукавый раб” Кирибеевич обманул царя, не сказав ему, что “. красавица В церкви божией перевенчана По закону нашему христианскому”. Этим он нарушает незыблемый закон, обезумев от любви. Сначала опричник просит царя отпустить его “. в степи Приволжские, чтобы там сложить буйную головушку”, но невольно становится жертвой собственного обмана. Царь жалует ему драгоценности, с помощью которых Кирибеевич пытается прельстить Алёну Дмитриевну. Иван Грозный сам толкает своего любимца на бесчестный поступок.
Как царицу я наряжу тебя,
Станут все тебе завидовать
Лишь не дай мне умереть смертью грешною,
Полюби меня, обними меня
Хоть единый раз на прощание.
Так упрашивает свою любовь Кирибеевич. Его претензии не безграничны, – он, подобно Мцыри, готов довольствоваться несколькими мгновениями счастья. Опричник всё же христианин, он боится умереть смертью грешною, то есть покончить с собой. Но в то же время он типично лермонтовский герой, ведь он действует, не считаясь с тем, что всё происходит на глазах “злых соседушек”.
И ласкал он меня, цаловал меня;
На щеках моих и теперь горят
Живым пламенем разливаются
Поцалуи его окаянные –
с отвращением рассказывает Алёна Дмитриевна. Своевольного героя постигает возмездие, осуществляемое не одним Калашниковым и “властью провидения”, а силой совести самого Кирибеевича. Он не может не принять смертельный бой. Но в то же время проявляет себя в нём настоящим “басурманским сыном”. Когда он ударил купца Калашникова, то погнул висевший на груди Степана Парамоновича крест со святыми мощами из Киева. Удар оказался так силён, что Калашников собирает все силы, чтобы выстоять.
При этом он ведет себя не как романтический герой, он не борется с судьбой и не противостоит ей, а просто защищает честь семьи. Дело его правое, однако с точки зрения существующего закона он вершит самосуд и готов за это принять казнь. Степан Парамонович принимает на себя судьбу преступника, чего никак не могло бы случиться в романтической поэме, где герой предпочтёт такой участи смерть и станет мучеником, о котором будут потом слагать песни.
Жанровое своеобразие поэмы состоит ещё и в том, “то кроме реалистических конфликтов “Кирибеевич – семья Калашникова”, “Калашников – Иван Грозный”, в поэме есть и романтический конфликт. Это конфликт достойного человека и толпы, принявший в данном случае форму исторической социальной психологии. Степан Парамонович не может сказать царю, что убил “нехотя”, не только из-за своей честности и прямоты. То, что он убил “вольной волею”, должно быть известно всем. Именно это смоет с семьи пятно позора. Нравственная независимость Калашникова, то, что он личность, а не “лукавый раб”, является в поэме причиной его трагической гибели. Личное достоинство в нём неразрывно связано с народными нравственными устоями. Поэтому несмотря на “позорную казнь” и на то, что похоронен он был не по христианскому обряду (не на кладбище), купец оставил о себе хорошую память в народе. Проходя мимо его безымянной могилки,
. стар человек – перекрестится
Пройдёт молодец – приосанится,
Пройдёт девица – пригорюнится,
А пройдут гусляры – споют песенку.
Мажорным, подлинно песенным аккордом заканчивается поэма.
Таким образом, идея поэмы, в отличие от классических канонов, не исчерпывается противопоставлением “безгеройной” современности и героического прошлого, века незаурядных людей. В поэме далеко не все герои заслуживают сочувствия и одобрения. Так, купец Калашников, верный народным нравственным устоям, оказывается морально выше самого царя.
Лермонтовский Грозный вовсе не по неведению подталкивает Кири-беевича к насилию и казнит Калашникова. В его характере отмечен чудовищный цинизм. Свой ответ на исполненные достоинства слова Степана Парамоновича “Я убил его вольной волею, А за что про что – не скажу тебе, Скажу только богу единому. ” царь начинает мрачной шуткой: “Хорошо тебе, детинушка, что ответ держал ты по совести”, – и перечисляет все будущие благодеяния родным, оставляя напоследок смертный приговор, и как бы обмолвившись, называет детей Калашникова сиротами.
Молодую жену и сирот твоих
Из казны моей я пожалую.
Обещая купцу торжественную казнь, царь на самом деле устраивает “глумление над осужденным”. Он произносит откровенно издевательскиен слова:

Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью.
“Песнь. ” со всей определенностью высвечивает процесс художественной эволюции Лермонтова. От лирической напряженности стиля, сосредоточенного вокруг авторского “я”, от прямых и открытых лирических формул, от жанра исповеди автор переходит к созданию психологических образов и сюжетов. Главный герой как бы предчувствует трагические события, когда еще ничего не предвещает беды. Так в тот самый злополучный день сидит молодой купец за прилавком, раскладывает товары,”
Речью ласковой гостей он заманивает,
Злато, серебро пересчитывает.
Да недобрый день задался ему:
Ходят мимо баре богатые,
В его лавочку не заглядывают.
В поэме между горячими событиями ее возникает удивительный образ Древней Руси и ее столицы Москвы:
Над Москвою великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучи серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Богатство исторических деталей и примет времени отличает поэму Лермонтова. Это не только описание одежды, утвари, вооружения, но также формы поведения главных героев, скажем, перед боем. К общим, исторически обусловленным чертам добавляются индивидуальные характеристики. Так, Кирибеевич, выходя на бой, “. царю в пояс молча кланяется”, затем он “на просторе . похаживает, Над плохими бойцами подсмеивает”. Калашников же, выйдя против опричника, “Поклонился прежде царю грозному, После белому Кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому”.
В поэме мы встречаем такие художественные приемы, как использование традиционных эпитетов (“вино сладкое, заморское”, “очи соколиные”), сравнений, синтаксических повторов, параллелизмов, инверсий, прямого отрицания (“Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце Сидит грозный царь Иван Васильевич”). Все эти приемы мастерски воспроизводят русский фольклорный поэтический стиль. В духе русской словесности даже синтаксическая конструкция с лишним союзом “и”:
Уж как завтра будет кулачный бой
На Москве-реке при самом царе,
И я выйду тогда на опричника.
Стилизованная “песенность” поэмы, эмоциональная напряженность ее содержания, динамика сюжета скрывают некоторые исторические погрешности и отдельные смысловые несообразности. Так, например, Кирибеевич описывает царю красоту Алены Дмитриевны и расхваливает ее “косы русые, золотистые”, которые видеть не мог, так как замужние женщины прятали свои волосы под платок.
Обращает на себя внимание еще одна особенность “Песни. ” – ее полифоничность. Песнь поют несколько гусляров, но в одном месте прорывается голос единственного автора, который говорит об Алене Дмитриевне: “Задрожала вся, моя голубушка. ”
К относительной несообразности, мне кажется, стоит отнести тройное повторение клича перед боем. “Трижды громкий клич прокликали – Ни один боец и не тронулся”. Это не значит, что Степан Парамонович проспал, как Онегин перед дуэлью. Затягивание действия в поэме усиливает напряженность атмосферы, к тому же соблюдается фольклорный принцип троич ности. Этот принцип просматривается и в композиции произведения: в “Песне. ” три главы, три припева.
Финал “Песни. “является по традиции “славой” боярину, боярыне и всему христианскому народу.
“Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” – уникальное произведение Лермонтова и всей русской литературы. Оно по праву считается шедевром русской национальной классики.

Читайте также:
Где Печорин вызывает у вас большее осуждение: в главе Бэла или Максим Максимыч? (по роману М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени): сочинение

Читать сочинение по всему другому: “Лермонтов м. ю. – Своеобразие и уникальность песни про царя ивана васильевича. ..” Страница 1

Первой поэмой, которую Лермонтов решился опубликовать, явилась “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Поэма является стилизацией русского фольклора в большой эпической форме. По жанру и художественному своеобразию она оказалась единственной в своем роде и не получила продолжения ни в творчестве её автора, ни у других поэтов. Не было у “Песни. ” перекличек и с предыдущими произведениями Лермонтова. Правда в поэме “Боярин Орша” автор затрагивает семейную тему, но особенность “Песни. ” в том, что данная тема здесь представлена совершенно иначе, хотя речь идёт тоже о бесчестьи семьи. . _ Тема бесчестья была очень характерна для творчества Лермонтова этого периода, но надо сказать, что он разграничивал оскорбление и бесчестье. Оскорблённый дворянин получал удовлетворение на дуэли, независимо от её исхода, это был поединок равных. “Бесчестье в качестве разрешения ситуации предусматривало убийство, самоубийство или сумасшествие, то есть в любом/случае бесчестье необратимо, и обесчещенный не может далее оставаться в обществе чести”. Так писал сам Лермонтов. В стихотворении “Смерть поэта” Лермонтов не случайно активно подчёркивает жажду мести “невольника чести”. Исследователь творчества поэта Б.М.Эйхенбаум предполагал, что “Песня. ”, возможно, написана во время мнимой болезни, заставившей поэта сидеть дома после смерти А.С.Пушкина. В таком случае правы те, кто считает, что толчком к созданию поэмы могла быть именно гибель Пушкина, защищавшего свою честь и честь семьи. Опозорил он, осрамил меня Меня честную, непорочную. – говорит Алёна Дмитриевна мужу о Кирибеевиче. Хоть она и начинает свой рассказ, повалившись в ноги своему мужу, Степану Парамоновичу, просит она не прощения, потому что виниться ей не в чем, а заступничества. Ты не дай меня свою верную жену Злым охульникам в поругание! Таким образом, мстя опричнику Кирибеевичу, купец Калашников прежде всего выполняет просьбу Алёны Дмитриевны и выступает защитником семьи и рода. Алёна Дмитриевна, обращаясь к мужу, вспоминает своих родственников, умерших и живых, доказывая, что ей больше не у кого просить помощи, как у родной семьи. Здесь Лермонтовым точно отражено средневековое сознание русского человека, хотя подобная ситуация не потеряла актуальности и в его время. Ведь Пушкин тоже защищал честь своей семьи, а не только свою личную. Ещё одной жанровой особенностью поэмы является намерение автора снизить романтический ореол образов главных героев. Лермонтов придаёт им реалистические черты, христианские идеалы русского народа непосредственно отражаются в психологии главных героев поэмы. Так, “лукавый раб” Кирибеевич обманул царя, не сказав ему, что “. красавица В церкви божией перевенчана По закону нашему христианскому”. Этим он нарушает незыблемый закон, обезумев от любви. Сначала опричник просит царя отпустить его “. в степи Приволжские, чтобы там сложить буйную головушку”, но невольно становится жертвой собственного обмана. Царь жалует ему драгоценности, с помощью которых Кирибеевич пытается прельстить Алёну Дмитриевну. Иван Грозный сам толкает своего любимца на бесчестный поступок. Как

Читайте также:
Стихотворение М. Ю. Лермонтова Листок (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Похожие работы

  • Интересные статьи
  • Рефераты
  • Курсовые работы
  • Дипломные работы
  • Контрольные работы
  • Практические задания
  • Отчеты по практике
  • Сочинения
  • Доклады
  • Ответы на вопросы
  • Книги / Учебники
  • Учебные пособия
  • Методички
  • Изложения
  • Лекции
  • Статьи
  • Другое

“РефератКо” – электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю

М.Ю. Лермонтов – «Песня про купца Калашникова» (краткий пересказ)

Поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Краткое изложение, содержание поэмы. Анализ «Песни о купце Калашникове». Что и как писать в сочинении? Герои произведения и их характеристика: Степан Парамонович Калашников – какой он? 7 класс. План поэмы.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – поэма М.Ю. Лермонтова, созданная в 1837 году. Более известна под сокращенным названием «Песня про купца Калашникова» или «Песня о купце Калашникове». Была опубликована без указания автора, но в итоге стала первым произведением, заставившим заговорить о Лермонтове как о выдающемся литераторе.

Кратчайшее изложение

Действие происходит в Москве во времена царя Ивана Грозного, в XVI веке.

Молодой опричник* Кирибеевич, полюбив жену купца Калашникова, пытается соблазнить ее на улице – целует и ласкает, обещая богатые подарки.

Узнавший об этом Калашников решает отомстить за опозоренную жену. Во время традиционных кулачных боев он выходит на поединок с Кирибеевичем и убивает его ударом в висок.

Объяснить царю, что толкнуло его на убийство, купец отказывается. Иван Грозный казнит купца, но обещает позаботиться о его семье.

* Опричникчеловек из опричного войска, «личной гвардии» Ивана Грозного, известной своими жестокостями.

Полный текст и аудиокнига

В формате аудиокниги или телеспектакля поэма доступна на YouTube.

Краткое содержание «Песни про купца Калашникова»

Поэма начинается с зачина – певцы обещают развлечь слушателя песней:

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова.

На царском пиру веселье. Грустит лишь один опричник Кирибеевич. Иван Грозный спрашивает, чем он расстроен. Опричник признается, что влюблен в красавицу Алену Дмитриевну из купеческой семьи. Царь смеется, дает опричнику перстень и ожерелье, велит свататься к возлюбленной с подарками: «Как полюбишьсяпразднуй свадебку, / Не полюбишьсяне прогневайся».

Но о главном не сказал царю Кирибеевич – Алена Дмитриевна уже замужем:
В церкви божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом
По закону нашему христианскому
.

Купец Степан Парамонович Калашников сидит у себя в лавке, но торговля идет плохо. Запирая вечером лавку, он возвращается домой, в Замоскворечье. Но молодой жены Алены Дмитриевны дома нет. Она приходит поздно, сама не своя:
Перед ним стоит молода жена,
Сама бледная, простоволосая,
Косы русые расплетенные
Снегом-инеем пересыпаны;
Смотрют очи мутные как безумные;
Уста шепчут речи непонятные.

Калашников рассержен: «Уж ты где, жена, жена, шаталася?». Алена Дмитриевна рассказывает мужу, что на улице ее опозорил при всем честном народе опричник Кирибеевич: признавался в любви, хватал за руки и целовал, требовал ответить взаимностью, обещая роскошные подарки.

Читайте также:
ТРАГЕДИЯ ПЕЧОРИНА: сочинение

И ласкал он меня, целовал меня;
На щеках моих и теперь горят,
Живым пламенем разливаются
Поцелуи его окаянные…
А смотрели в калитку соседушки,
Смеючись, на нас пальцем показывали…

Алена Дмитриевна просит мужа заступиться: «Опозорил он, осрамил меня, / Меня, честную, непорочную».

Иллюстрация Ильи Репина

Степан Парамонович знает, как наказать царского слугу и обелить честь жены. Он зовет младших братьев и говорит:
Уж как завтра будет кулачный бой
На Москве-реке при самом царе,
И я выду тогда на опричника,
Буду насмерть биться, до последних сил,
А побьет он меня — выходите вы
За святую правду-матушку.
Не сробейте, братцы любезные!

Вы моложе меня, свежéй силою,
На вас меньше грехов накопилося,
Так авось господь вас помилует!

Братья клянутся ему в верности.

Над Москвой поднимается заря, удалые бойцы собираются на Москву-реку, развлечься кулачным боем. Посмотреть на это приезжает сам царь Иван Васильевич.

Первым драться выходит Кирибеевич: он бахвалится, что может зашибить любого бойца. Трижды кидают клич, и никто не решается стать его соперником. Вдруг толпа раздается во все стороны – выходит Калашников. Кирибеевич просит его представиться, купец отвечает:

А зовут меня Степаном Калашниковым,
А родился я от честнова отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного…
И промолвил ты правду истинную:
Об одном из нас будут панихиду петь,
И не позже как завтра в час полуденный.

Услышав это, Кирибеевич бледнеет и не может сказать ни слова. Начинается бой.

Кирибеевич первым бьет соперника в грудь – от удара погнулся и вдавился в грудь купца медный крест «со святыми мощами из Киева». Калашников собирается с силами:

«Чему быть суждено, то и сбудется;
Постою за правду до последнева!»
Изловчился он, приготовился,
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.

Иллюстрация Виктора Васнецова

Опричник падает замертво. Увидев это, царь «прогневался гневом, топнул о землю / и нахмурил брови черные». Иван Васильевич велит схватить Калашникова и спрашивает: намеренно ли он убил Кирибеевича? Купец отвечает правду:

«Я скажу тебе, православный царь:
Я убил его вольной волею,
А за что, про что — не скажу тебе,
Скажу только богу единому.
Прикажи меня казнить — и на плаху несть
Мне головушку повинную;
Не оставь лишь малых детушек,
Не оставь молодую вдову
Да двух братьев моих своей милостью…»

Царь благодарит Калашникова за честный ответ. Он обещает пожаловать его вдову и детей деньгами, а братьев-купцов освободить от пошлин. Но вот самого Степана Парамоновича ждет казнь:

«Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью…»

Калашников прощается с братьями, велит передать поклон родителям и Алене Дмитриевне, просит молиться за его душу.
И казнили Степана Калашникова
Смертью лютою, позорною, —
И головушка бесталанная
Во крови на плаху покатилася.

Иллюстрация Виктора Васнецова

План поэмы

  1. Царский пир, разговор царя с Кирибеевичем
  2. Рассказ Алены Дмитриевны о том, как ее опозорил Кирибеевич
  3. Бой Калашникова с Кирибеевичем на Москве-реке
  4. Смерть купца Калашникова

История создания

Человек хорошо образованный, Михаил Юрьевич Лермонтов всегда интересовался народным творчеством, в том числе песнями и былинами, а также историей.

Сюжет «Песни про купца Калашникова» мог быть навеян историей Константина Мясоеда Вислого, казненного в годы опричного террора. О нем упоминал Николай Карамзин в «Истории Государства Российского»: белозерский городовой приказчик «имел прелестную жену: ее взяли, обесчестили… а ему отрубили голову».

Свое отражение в поэме могла найти и последняя дуэль Пушкина: как известно, поэт погиб, защищая на поединке честь жены, и Лермонтов тяжело переживал смерть своего литературного кумира.

Первоначально цензура не пропустила «Песню про купца Калашникова» в печать – сосланный на Кавказ Лермонтов считался неблагонадежным автором. Однако В.А. Жуковский сумел добиться, чтобы поэму напечатали – под личное поручительство министра просвещения графа Уварова и без указания реального автора.

М.Ю. Лермонтов в 1837 году. Портрет работы Петра Заболотского

Анализ поэмы. Как писать сочинение?

Работая над сочинением о «Песне про купца Калашникова», следует помнить, что это одновременно и характерное для Лермонтова, и уникальное произведение.

Лермонтов – главный и последний гений русского романтизма. Это литературное направление изображает исключительных героев в исключительных обстоятельствах. Не находя подлинных героев в своем времени и окружении, поэт искал их среди горцев Кавказа («Мцыри»), в легендах («Демон»), в истории родной страны («Бородино»).

«Песня о купце Калашникове» – произведение из этого ряда. Литературный критик Виссарион Белинский писал о поэме: «Поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства. »

Именно с этим погружением в легендарную старину и народное творчество связана уникальность «Песни про купца Калашникова». У нее неповторимый стиль, подражающий былинам: архаичная лексика, лексические повторы, устойчивые эпитеты. Лермонтов силой своего таланта создал собственную эпическую былину, по силе сравнимую с аутентичными произведениями народной культуры.

Читайте также:
Гражданские мотивы в лирике М. Лермонтова: сочинение

При этом «Песня. » значительно превосходит безыскусные народные произведения, отмечал Белинский. Это короткое произведение, и тем разительнее богатство содержания, роскошь красок, прелесть стиха: «Как ни пристально будете вы вглядываться в поэму Лермонтова, не найдете ни одного лишнего или недостающего слова, черты, стиха, образа; ни одного слабого места: все в ней необходимо, полно, сильно!»

Характеристика героев: купец Калашников и царь

В центре поэмы – образ богатыря-купца Калашникова, воплощающего романтический идеал храбрости, чести, борьбы за правду. Помимо него к главным героям относятся опричник Кирибеевич, Алена Дмитриевна и царь Иван Васильевич Грозный. Каждый из них играет свою роль в воплощении авторской идеи.

Степан Парамонович Калашников

Степан Калашников – средневековый герой, один из тех, о ком можно было бы сказать словами другой лермонтовской поэмы: «богатыри – не вы!»

Его идеалы – честный труд, семья, вера в Бога. Младшим братьям он как родной отец, для жены-сироты – единственный заступник.

Его главные качества – честь и отвага. Для Калашникова оказывается важнее сохранить честь семьи, чем собственную жизнь. Он выходит на поединок с Кирибеевичем, которого боятся все московские удальцы.

Перед лицом смерти Калашников с гордостью говорит о своей честной жизни:

А родился я от честнова отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного…

Совершив возмездие, он не пытается спастись, не оправдывается перед царем. Для него главное – сохранить честь жены, потому он умалчивает об обиде, нанесенной Кирибеевичем. Как все было, он расскажет «только богу единому».

В результате купец идет на плаху с сознанием собственной правоты и единственной просьбой – помочь его вдове и детям.

Так Степан Парамонович Калашников становится примером для «добрых людей» – у его могилы и старик, и парень, и девушка невольно задумываются о вечном.

Алена Дмитриевна

Жена Калашникова – символ непорочности и женской чести. Своей главной ценностью она называет любовь мужа:
Не боюся смерти лютыя,
Не боюся я людской молвы,
А боюсь твоей немилости.
Грубые ухаживания Кирибеевича оскорбляют ее до глубины души, она дорожит своим честным именем и хочет смыть позор:
Опозорил он, осрамил меня,
Меня, честную, непорочную, —
И что скажут злые соседушки,
И кому на глаза покажусь теперь?
Ты не дай меня, свою верную жену,
Злым охульникам в поругание!

Кирибеевич

Антагонист храброго Калашникова – лукавый Кирибеевич. Ему свойственны черты романтического злодея: яркая внешность, удаль и решительность, сильные чувства.

Как я сяду-поеду на лихом коне
За Москву-реку покататися,
Кушачком подтянуся шелковым,
Заломлю набочок шапку бархатную,
Черным соболем отороченную, —
У ворот стоят у тесовыих
Красны девушки да молодушки
И любуются, глядя, перешептываясь.

Он горячо влюблен в Алену Дмитриевну, но это запретная, греховная любовь к замужней женщине. Однако Кирибеевича не останавливает христианский закон. Он скрывает от царя, что его возлюбленная замужем, и верит, что любовь женщины можно получить, посулив дорогие подарки.

В столкновении с благородным Калашниковым подлый Кирибеевич обречен на поражение, как любой злодей в романтическом произведении. Храбрость изменяет опричнику, едва он узнает своего противника. И в этот момент его характер раскрывается, отмечал Белинский: происходит «ужасное торжество совести в глубокой натуре, которая никогда не отрешится от совести, как бы ни была искажена развратом, как бы ни страшно погрязла в пороке».

Тем не менее, Кирибеевич не хочет сдаваться. Он наносит купцу страшный удар в грудь, того спасает лишь святой крест. Бог, конечно же, на стороне правды. И опричник гибнет – его настигает заслуженное возмездие.

Царь Иван Васильевич

Иван IV Грозный – реальная историческая фигура, однако в поэме Иван Васильевич – персонаж почти сказочный. Он выступает как неотвратимая сила, способная и карать, и миловать.

«Его колоссальная фигура, с бледным лицом и впалыми, сверкающими очами, с головы до ног облита таким страшным величием, нестерпимым блеском такой ужасающей поэзии, – писал Белинский об Иване Грозном. – И таким точно является он в поэме Лермонтова: взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего, униженного, искаженного, но сильного и благородного по своей природе духа…»

Поэма начинается картиной царского пира и заканчивается казнью по приказу царя. В разговоре с Калашниковым «колоссальный образ Грозного высказывается во всем страшном величии», объяснял Белинский:

«Хорошо тебе, детинушка,
Удалой боец, сын купеческий,
Что ответ держал ты по совести.
Молодую жену и сирот твоих
Из казны моей я пожалую,
Твоим братьям велю от сего же дня
По всему царству русскому широкому
Торговать безданно, беспошлинно.
А ты сам ступай, детинушка,
На высокое место лобное,
Сложи свою буйную головушку.
Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью…»

Иван Васильевич представлен не как герой и злодей, а как воплощение судьбы. «И едва ли во всей истории человечества можно найти другой характер, который мог бы с большим правом представлять лицо судьбы, как Иоанн Грозный. » – констатировал Белинский.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: