Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова: сочинение

Сочинение по произведению на тему: Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова

И скучно и грустно, и некому руку подать. М. Ю. Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов рано осознал себя «избранником» судьбы, «странной» и неминуемо трагичной личностью. Он был мятежным романтиком, мечтающим о гармоническом и прекрасном мире, где земное слито с небесным, духовное с природным, пластическое с музыкальным, без конфликтов и противоречий. Поэт жаждал света, простоты и сердечности, а в современном ему обществе его всюду подстерегали обман, клевета, порок. Его кумиром с детства был А. С. Пушкин, трагическая гибель которого потрясла Лермонтова. Он не мог не откликнуться на убийство гения, из кровоточащей души поэта вылилось стихотворение «Смерть Поэта». Погиб Поэт! невольник чести — Пал оклеветанный молвой. Удивительно, но молодой и никому еще не известный автор сумел точно определить причину гибели Пушкина и назвать истинных виновников трагедии. Об известно, что «Смерть Поэта» — отклик на трагическую Пушкина, но автор нигде не упоминает его имени. И пенно начинаешь понимать — это боль и за собственную просьбу которую Лермонтов гениально предвидел и предсказал в своем стихотворении. Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, раньше начал, кончу ране, Мой ум немного совершит; В моей душе, как в океане, Надежд разбитых груз лежит. . Кто Толпе мои расскажет думы? Я — или Бог — или никто! Вообще тема избранничества и одиночества в людском мире — самые популярные в творчестве Лермонтова. Но это не одиночество гордеца, презирающего толпу, а страдающей личности, не находящей близкой души. Поэт отмечен «печатью» судьбы, но в то же время человек, нуждающийся в понимании окружающих. Ему необходимы близкие и родные по духу люди. А Лермонтов не находил понимания ни в семье («Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть»), ни в любви и дружбе, ни в обществе. Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье: Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою. Сложно быть в этом мире одиноким, но это жребий поэта, и Лермонтов несет свой крест гордо и с достоинством. И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды. Желанья. что пользы напрасно и вечно желать. А годы проходят — все лучшие годы! Размышляя о России, поэт с горечью говорит, что слава и доблесть остались в прошлом, его же поколение не способно на подвиги: изнеженные и инфантильные, испуганные расправой над декабристами надеются как-то переждать тревожные времена, уцелеть 6ыми средствами. В окружающих его людях нет места творчеству, Ь1тдивому познанию мира, дружбе и любви, поэтому Михаил Юрьевич снова обращается к славным страницам истории государства, вспоминая победу над Наполеоном, одержанную «отцами». — Да, были люди в наше время, ‘ Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Горечь автора усугубляется: он тоже принадлежит к этому «Не мощному» поколению, не выделяя себя, говоря «мы», а не «они» Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Поэт ищет точки соприкосновения с прекрасной природой но и тут холодное безмолвие, тишина и непонимание. Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. Рассуждать о Лермонтове непросто, он сложный поэт, в его творчестве много загадочного, непознанного. Хочется проникнуть в суть авторской мысли, понять его послание не только современникам, но и потомкам. Лермонтовский стих, «облитый горечью и злостью», жжет и сейчас. В каждой авторской строфе слышится подлинное чувство боли поэта. Его желание не только существовать, жить, дышать, а приносить пользу стране. Вокруг него же — апатия и равнодушие. Лермонтов и тут не отделяет себя от общества, а с горечью причисляет себя к нему. Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. Видя и понимая не одно следствие происходящего, поэт бросает обвинение прямо в лицо народу — ведь его молчание рождает беззаконие, которым пользуются власть держащие. «Прощай, немытая Россия» — одно из самых загадочных творений поэта. С одной стороны, это обвинение народу, плоть от плоти которого был поэт, которым он восхищался в стихотворений «Бородино», и одновременно искренняя боль за все происходящее, бесправие и угнетение, покорность судьбе. Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Мне думается, о чем бы ни писал поэт, это было о его трагедии разлада с обществом и самим собой. Оттого нет в лермонлирике таких безмятежно счастливых и радостно испометных строк, как у Пушкина. Образ пленного рыцаря, узника, скованного цепями, то и дело зникает в лирике поэта. Как и они, автор — невольник, но иных пей: условностей, непонимания, вынужденного одиночества.
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня.
Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком.
Одинок я — нет отрады.

Мотивы одиночества, непонимания замыслов и чувств поэта, начатые в лирике, будут продолжены автором в драматическом произведении «Маскарад» и прозе — «Герой нашего времени», но приобретут более общий характер, чем в стихотворениях.

Читайте также:
О романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова

Сочинение на тему “Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова”

С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жесткое, лицемерное. И заглавие трагедии «Маскарад» заключает в себе смысл иронический, так как у этих людей были маски, а в маскараде неузнанные, они выступали без масок, в обнажении неизменных страстей и пороков. И Лермонтов имел смелость высказать им все, что думал о них. Он грозил им народной расправой и указал на их связь с императорским троном. Он неуклонно шел по избранному пути. И ненависть к «стране господ» только обостряла его любовь к «печальным деревням» и к «холодному молчанию» русских степей.

Одиночество характерно для всего творчества Лермонтова. Его лирический герой мучается от сознания невозможности что-либо изменить в этой жизни, и наступает разочарование: «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть». Мучительные

переживания одиночества, ощущение бесприютности, бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессмертная, «как пламень», печаль – вот основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова. Он чувствует себя бесконечно одиноким в этом мире.

«Один среди людского шума Возрос под сенью чуждой я»

В этих строках есть биографическая основа: мать Лермонтова умерла, когда мальчику было всего два года, отца он почти не видел. Затем была неразделенная любовь. И снова -одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Поэт постепенно свыкается с участью одинокого скитальца и уже не мыслит себя с близкими ему людьми.

Лермонтов не мог воспринимать происходящее вокруг него с легкостью и беспечностью. Поэтому часто в его стихотворениях сгущаются краски.

Лирика Лермонтова – это исповедь бесконечно одинокой, сосредоточенной в себе мужественной души, которая бунтует против окружающей действительности.

Мир отвергает героя, но и герой отвергает этот мир, уходит от него.

В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы. И даже если над ним тяготеет преступное прошлое, как над Арбениным («Маскарад»), он все равно возвышается над толпой и толпа не смеет судить его.

Таков Арбенин, таков Печорин. Но в отличие от прежних своих творений Лермонтов, создавая «героя нашего времени», уже не воображал жизнь, а рисовал такой, какая она есть на самом деле.

Огромную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества.

Особенно ярко проблема этих взаимоотношений выражена в стихотворении «Пророк». Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: «В меня все ближние мои бросали бешено камнями». «Шумный град» встречает лермонтовского героя насмешками «самолюбивой» пошлости, презрением.

Тема поэта и общества появляется и становится главной в таких произведениях Лермонтова, как «Смерть поэта», «Поэт», «Журналист, читатель, и писатель» и т. д.

Стихотворение «Смерть поэта» прославило Лермонтова и изменило его судьбу, за него он был сослан на Кавказ. В этом стихотворении он ругает тех, кто стоит на троне, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. И именно они – гонители таланта, сплетники, наушники, «свободы, гения и славы палачи» – стали причиной смерти поэта.

В стихотворении «Поэт» взаимоотношения поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрываются по-другому. Стихотворение можно раздробить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги забыты, толпа презирает его.

Тема поэта и поэзии, назначение поэта стала одной из значительных тем в русской литературе.

Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова

Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта — это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой. С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жесткое, лицемерное. И заглавие трагедии «Маскарад» заключает в себе смысл иронический, так как у этих людей были маски, а в маскараде неузнанные, они выступали без
масок, в обнажении неизменных страстей и пороков. И Лермонтов имел смелость высказать им все, что думал о них. Он грозил им народной расправой и указал на их связь с императорским троном. Он неуклонно шел по избранному пути. И ненависть к «стране господ» только обостряла его любовь к «печальным деревням» и к «холодному молчанию» русских степей. Одиночество характерно для всего творчества Лермонтова. Его лирический герой мучается от сознания невозможности что-либо изменить в этой жизни, и наступает разочарование: «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть». Мучительные переживания одиночества, ощущение бесприютности, бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессмертная, «как пламень», печаль — вот основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова. Он чувствует себя бесконечно одиноким в этом мире. «Один среди людского шума Возрос под сенью чуждой я». В этих строках есть биографическая основа: мать Лермонтова умерла, когда мальчику было всего два года, отца он почти не видел. Затем была неразделенная любовь. И снова — одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими. Поэт постепенно свыкается с участью одинокого скитальца и уже не мыслит себя с близкими ему людьми. Лермонтов не мог воспринимать происходящее вокруг него с легкостью и беспечностью. Поэтому часто в его стихотворениях сгущаются краски. Лирика Лермонтова — это исповедь бесконечно одинокой, сосредоточенной в себе мужественной души, которая бунтует против окружающей действительности. Мир отвергает героя, но и герой отвергает этот мир, уходит от него. В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы. И даже если над ним тяготеет преступное прошлое, как над Арбениным («Маскарад»), он все равно возвышается над толпой и толпа не смеет судить его. Таков Арбенин, таков Печорин. Но в отличие от прежних своих творений Лермонтов, создавая «героя нашего времени», уже не воображал жизнь, а рисовал такой, какая она есть на самом деле. Огромную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. Особенно ярко проблема этих взаимоотношений выражена в стихотворении «Пророк». Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: «В меня все ближние мои бросали бешено камнями». «Шумный град» встречает лермонтовского героя насмешками «самолюбивой» пошлости, презрением. Тема поэта и общества появляется и становится главной в таких произведениях Лермонтова, как «Смерть поэта», «Поэт», «Журналист, читатель, и писатель» и т. д. Стихотворение «Смерть поэта» прославило Лермонтова и изменило его судьбу, за него он был сослан на Кавказ. В этом стихотворении он ругает тех, кто стоит на троне, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. И именно они — гонители таланта, сплетники, наушники, «свободы, гения и славы палачи» — стали причиной смерти поэта. В стихотворении «Поэт» взаимоотношения поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрываются по-другому. Стихотворение можно раздробить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги забыты, толпа презирает его. Тема поэта и поэзии, назначение поэта стала одной из значительных тем в русской литературе.

Читайте также:
«Герой нашего времени». Центральная проблема романа: сочинение

Конфликт поэта и толпы в творчестве А. С. Пушкина

Писатели и поэты, творившие в разные эпохи, в своих произведениях отражали проблему взаимоотношений автора с разными группами читателей. И во всех этих произведениях отражались трудности взаимодействия, когда автору необходимо сохранить свою честь и достоинство. Например, суть такого конфликта между поэтом и толпой разносторонне отображается в лирике А. С. Пушкина. Поэт в юношеские годы мечтал о служении обществу и стране, о чем и писал в своем стихотворении «К Чаадаеву». Однако в скором времени он понял, что в условиях самодержавия и цензуры его ждут гонения. Цензора Пушкин считает гонителем, трусом и глупцом, который белое называет черным, а голос народа воспринимает как мятеж. Цензура противодействует публикации произведений литературы и тем самым мешает просвещению народа. Преследования со стороны власти и цензуры не могли не отразиться на отношении общества к поэту, а также на настроении самого поэта, который считал, что его талант и творчество загоняется в тесные рамки.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Конфликт поэта и толпы в русской поэзии 480 руб.
  • Реферат Конфликт поэта и толпы в русской поэзии 230 руб.
  • Контрольная работа Конфликт поэта и толпы в русской поэзии 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В своем стихотворении «Поэт и толпа» ту часть общества, которая не признает его свободолюбивую лирику и осуждает смысл и цель некоторых стихов, поэт называет «чернью тупой». Эта толпа требует от поэта, чтобы он служил исправлению общественных нравов. Однако, по мнению Пушкина, поэт рожден для вдохновения, ему нельзя приказать и требовать, чтобы он писал нравоучительные стихи или воспевал природу. Поэт пишет о том, что навеяно ему вдохновением, и подчинение толпе приведет к тому, что он перестанет быть творцом. Соответственно, нельзя жертвовать свободой выбора ради того, чтобы завоевать любовь народа.

Пушкин говорит о том, что ожидать каких-либо наград за свой нелегкий труд не стоит. Добиться того, чтобы современники искренне оценивали творчество, сложно, а угождение толпе и вовсе не соответствует принципам человека, имеющее чувство собственного достоинства. Поэт не может писать стихи по заказу толпы, угождая ей. А недовольство толпы не должно оказывать влияния на творчество. Поэт сам себе является судьей, а главной наградой будет удовлетворенность от результата своего труда. Тогда недовольство толпы не страшно для поэта. Истинные ценители искусства отметят заслуги поэта перед страной и обществом, отметят его ответственное отношение к своему творчеству.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Поэт и общество в лирике М. Лермонтова

Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В его произведениях это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой. Мне кажется, особенно ярко данная проблема выражена в стихотворении «Пророк». Нужно заметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остановился А. С. Пушкин в своем «Пророке»: «С тех пор, как вечный судия мне дал всеведенье пророка…» Можно отметить идею преемственности в этих двух произведениях: от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству лирического героя Лермонтова. И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка, то Лермонтов — уже результат деятельности пророка. Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: «В меня все ближние мои бросали бешено каменья». «Шумный град» встречает его насмешками «самолюбивой» пошлости, презрением. Различие трактовки пророков Пушкина и Лермонтова сказалось в самом их облике. Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов же вносит в описание своего героя чисто человеческие черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы: … Как он угрюм, и худ и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его! У Пушкина мы видим веру в свободу, в общество, оптимизм; у Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет надежды и веры. Его стихотворение глубоко пессимистично. Тема поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как «Смерть Поэта» и «Поэт», «Журналист, читатель и писатель» и др. Так, стихотворение «Смерть Поэта» стало не только тем произведением, которое прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу, — за него поэт был сослан на Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвященном смерти Пушкина, поэт клеймит тех, «кто жадною толпой» стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Именно они — гонители таланта, сплетники, наушники, «Свободы, Гения и Славы палачи» — стали причиной смерти Поэта. В другом стихотворении, названном Лермонтовым «Поэт», тема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрывается по-другому. Здесь Лермонтов применяет иной художественный прием — прием параллелизма образов. Стихотворение можно разбить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает нам о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги (когда голос его звучал, «как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных») забыты, толпа презирает его. Но в заключение пессимистический тон меняется на обнадеживающий: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья? Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ пророка, который является символом гражданской, Богом данной поэзии. Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значительных тем в русской литературе. Продолжателями ее можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов современности.

Читайте также:
Дополнительная глава к роману М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени: сочинение

Поэт и общество в лирике Лермонтова

Тридцатые годы XIX столетия в жизни русской интеллигенции — это время решения сложных социальных и финансовых проблем, время глубоких раздумий над смыслом человеческой жизни, над местом человека в мире и обществе.

Поэзия М. Ю. Лермонтова стала художественным отражением этих раздумий. Именно в это время определяются взгляды поэта на действительность, углубляются его представления о народности и одновременно появляется новое понимание роли поэта в обществе.

Русским поэтам вообще свойственно чувство высокой ответственности перед читателем.

Это чувство с особой силой было развито у Лермонтова.

Проблемы искусства, мысли о назначении поэта тревожили его еще в юношеские годы. Богато одаренный от природы, Лермонтов увлекался живописью и музыкой, но первенствующее место в его воображении всегда занимала поэзия и в связи с этим вопросы: «Какой должна быть поэзия?», «Каким должен быть поэт?» Даже в ранних стихотворениях Лермонтова тема творчества соединяется с резко выраженными общественными мотивами.

В стихотворении «К***» («О, полно извинять разврат!») Лермонтов создает образ поэта-гражданина, который «пел о вольности, когда тиран гремел,

грозили казни…» В те годы он выдвигает как основное мерило поэзии чувство правды: «Мой прекрасный дом для этого построен», пишет Лермонтов в стихотворении «Мой дом».

Начиная с 1836 года, тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно-художественную программу. Это «Смерть Поэта» (1837), «Кинжал» (1838), «Поэт» (1838), «Не верь себе» (1839), «Журнал, читатель и писатель» (1840) и, наконец, «Пророк» (1841).

В прошлом осталось романтическое противопоставление «мечты » и «действительности». Трагедия поэта объясняется теперь не только враждебностью света, но и рассматриваются связи с общественными условиями. В стихотворении «Смерть Поэта» явился реальный, обусловленный временем и обстоятельствами русской жизни образ поэта, нужного России и народу. Пушкин — «дивный гений», но и реальный русский поэт, со своей трагической судьбой. «Восстал он против мнений света… и убит».

Реальные обстоятельства жизни заставили его вступить в этот «свет завистливый и душный», который злобно гнал «Его свободный, смелый дар». Истинный современный поэт бросает вызов светскому обществу, один противостоит насилию, коварству, клевете. Его можно убить, но не сломить. Так в творчестве Лермонтова через образ самого Пушкина определилась по-новому понятая пушкинская тема поэта: поэт и общество противостоят друг другу, и это противостояние заканчивается трагически для поэта.

Читайте также:
Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова: сочинение

В стихотворении «Поэт» ставится вопрос, актуальный для 30—40-х годов XIX столетия, — это место поэта в жизни общества. Начинается стихотворение с образа кинжала, который впоследствии сравнивается с поэтом. Перед нами проходит развернутая история грозного оружия, служившего и орудием защиты от врагов, и орудием мщения. Ныне же, купленный в походной лавке армянина, Игрушкой золотой он блещет на стене, Увы, бесславный и безвредный.

С железной последовательностью развивает Лермонтов главную мысль стихотворения. В ней звучит мотив, с которым мы встречались еще в стихотворении «Бородино», — «Да, были люди в наше время», — но на этот раз уже в применении к творчеству.

Бывало, мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы.

Но это было раньше. А сейчас поэт вынужден констатировать

с большим сожалением:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье.

Поэзия должна служить людям. «Во дни торжеств» она пробуждает гордость за совершенные нами благородные дела. А в дни бед ее колокол говорит горькую правду и зовет к преодолению препятствий. И разве не на это надеялся поэт, когда восклицал в конце стихотворения:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!

«Пророк» — это последнее стихотворение о судьбе поэта. Его лирический протестующий герой наиболее трагичен. Здесь Лермонтов как бы отвечает своему кумиру Пушкину, утверждавшему в одноименном стихотворении великое общественное значение поэта и поэзии. Лермонтов же говорит о падении роли поэта в современном ему обществе. Различие позиций двух великих поэтов объясняется различными эпохами, в которых они формировались. Поколение Лермонтова от молчания, бездействия, равнодушия к добру и злу перешло к активному действию на стороне «толпы»: «В меня все ближние мои Бросали бешено каменья».

В такой ситуации лермонтовскому поэту-пророку ничего другого не остается, как скрыться от людей в пустыне. Наглость и агрессивность толпы раскрыта Лермонтовым с беспощадной правдивостью. Но эти стихи вызывают не только чувство гнева и возмущения толпой, а еще и гордость за пророка. Да, «толпа » ликует, что затравила и насмеялась над проповедником «любви и правды», но сломить ей его не удалось.

Поэт, «воспламененный звуком могучих слов для битвы», — это образ поэта-воина и гражданина, который создал Лермонтов вслед за Пушкиным и который прошел через всю русскую литературу.

А. Пушкин, «Поэт и толпа»: анализ стихотворения. В чём суть конфликта поэта и толпы в лирике А.С.Пушкина

Как в лирике М.Ю. Лермонтова отразился конфликт поэта и толпы?

Надо отдать должное, тема эта — одна из наиболее ярких в творчестве поэта. Собственно, именно с этого острого явления и началось литературное становление юного Лермонтова в широком кругу. Как известно, общественность узнала поэта в тот момент, когда он бесстрашно обвинил ее во всех смертных грехах, приведших к гибели А.С. Пушкина. В недвусмысленных выражениях досталось всем, включая высшие эшелоны власти. Слава Богу, политика 30-х гг. XIX века была относительно лояльной к подобным вспышкам, благодаря чему мы сегодня имеем возможность наслаждаться и другими произведениями вечно юного романтика-обличителя.

Поэт у Лермонтова всегда против. Против всего, по большому счету. Свет ему не мил, развлечения пошлы и скучны, общество в целом – главный враг героя. Это вечное противопоставление, причем порой довольно насмешливое и агрессивное, хотя, безусловно, в известной степени трагическое. Невольно напрашивается одно несколько циничное выражение, которое сейчас нередко употребляется в описании перипетий западных киношедевров: «Меня в детстве не любили, вот и вырос я плохой».

Лермонтовский поэт — и жертва, и палач одновременно. Все-таки и тут сквозит печоринское двуличие. Рассмотрим некоторые строки:

Души высокой не печалит;

Пускай шумит волна морей,

Утес гранитный не повалит.

Это из стихотворения «Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть»… Нескромно, да. Мол, что нам за дело до презренной толпы: собака лает – ветер носит.

Есть и другие пылкие выражения. Например, «пускай толпа растопчет мой венец…» Очевидно, что речь не только о конфликте лично Михаила Юрьевича с определенным кругом лиц, а подразумевается некоторое обобщение.

«Как часто, пестрою толпою окружен…» — снова противопоставление.

Но тепла-то хочется! «И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды…»

Из произведения «Журналист, читатель и писатель»:

Мне злость и ненависть навлечь,

Чтоб бранью назвали коварной

Мою пророческую речь?

Это слова писателя. В принципе, можно с чистой совестью распространить это высказывание и на поэта…

Скажи, что судит нас иной

И что прощать святое право

Страданьем куплено тобой.

Поэт явно не принадлежит к этому бренному миру. Да и к Всевышнему он, судя по всему, как-то ближе… Особенно четко это прослеживается в концовке стихотворения «Нет, я не Байрон…»

По совести сказать, вся эта юношеская пылкость на грани максимализма выглядела бы смешной, если бы за ней не стояла подлинная человеческая трагедия, история одинокой и отверженной души, которая столь часто озлобляется именно по причине непринятия миром. Кто тут виноват — та самая пресловутая толпа или все же и гордый поэт тоже — вопрос сложный. Это всегда палка о двух концах.

Читайте также:
Образ Максима Максимыча в романе М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени: сочинение

И Лермонтов-то прекрасно это понимает. Да, его Поэт почти всегда обличитель, а толпа — синоним праздной пустоты, но хуже от этого все же Поэту. Толпа переживет, ничего ей не сделается. А восставший против общественного мнения раздираем как чисто внешними проявлениями конфликта, так и в еще большей степени — терзаниями душевными. Никакая чернь его не растерзает, он с этим великолепно справляется сам.

Вообще если здесь уместно было бы проведение аналогий, можно было бы отметить очень похожие взаимоотношения того же Печорина (вот она, квинтэссенция лермонтовского мировосприятия) и так называемого «водяного» общества. Да, он язвит, наблюдает, констатирует, издевается над своим окружением, но над собой он склонен измываться еще хлеще. Колоссальная потребность в выражении взаимопонимания, любви, ласки… причем, любви безусловной, материнской (и снова — в детство поэта!). Но что лермонтовский Поэт, что Печорин — личности уже в значительной мере искалеченные. Они не могут принимать ту самую, столь необходимую им любовь, они не могут ни оценить, ни «ожить» от нее. Просто потому что уже поздно…

Образ поэта, как и многое у Лермонтова, трагичен. Временами — до нелепости, до абсурда. Но трудно всерьез упрекать в излишней романтизации героев автора, не дожившего даже до тридцати.

Конфликт поэта и толпы сложен тем, что сам Михаил Юрьевич не уверен на сто процентов, кто в нем подлинно виноват. Вернее, ясно, что оба виноваты. Ясно и то, что Лермонтову ближе позиция отверженного творца, нежели сытого скучающего читателя. Но он не был бы сам собой и уж явно не мог бы создать первого в русской литературе психологического романа, занимай он однозначно непримиримую позицию… Что было раньше: курица или яйцо? Общество породило злого (в прямом смысле) гения или он своим язвительным пером намеренно лишает себя права на взаимопонимание и поддержку. Вопрос открыт по сей день…

Поэт и общество в произведениях Лермонтова

Поэт и общество в лирике М.Ю. Лермонтова.

В траурные дни гибели Пушкина, когда толпы народа еще не отхлынули от особняка на Мойке, где только что закончилась жизнь поэта, когда Жуковский сказал России: “Солнце русской поэзии закатилось, обе столицы облетели строки гневные и трагические:

Погиб Поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой…

И Россия обрела нового великого поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова. Обрела, чтобы через четыре года оплакать его гибель.

Начало своей поэтической деятельности Лермонтов относит к 1828 году, отзываясь пренебрежительно: “Когда я начал марать стихи в 1828 году…”. Традиционно творческий путь Лермонтова делят на три периода. Первый – с 1828 по 1832 год – время ученичества, поиска себя: своего голоса, своего мира, осознание своего дарования. Замечательно, что этот период как бы завершается стихотворением:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник

Как он гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Неслучайно это сравнение с Байроном. И поэзия, и сама судьба великого английского романтика, которым безумно увлекался юный Лермонтов, определяют и принадлежность к одному литературному направлению – бунтарскому романтизму, и близкое мировосприятие. В лермонтовском стихотворении звучат уже главные мотивы его будущего творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире. Лермонтов описал состояние души и путь русского поэта “эпохи безвременья”.

Тема поэта и поэзии вообще занимает значительное место в лирике Лермонтова. Особо надо выделить уже упомянутое мною стихотворение “Смерть поэта”, написанное на смерть Пушкина. Автор гневно обличает общество, не сумевшее уберечь светоч русской поэзии. Последние строки направлены против царских палачей, которые также виновны в гибели Пушкина. Главное даже не в том, насколько удалось Лермонтову изобразить великого русского поэта, а в том, что он сумел постичь вечные проблемы. Ведь в “Смерти поэта” – трагическая судьба не только Пушкина, но и каждого гения с его ранимостью, непонятной для других душой. А появление убийцы и человека, который лишь смеялся над чужой культурой, — следствие существования любого бездуховного общества. А именно в таком обществе, презирающем человеческие ценности и законы морали, жил поэт:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда – все молчи.

Размышления о судьбе поэта, о его предназначении Лермонтов продолжает в стихотворении “Поэт”. Автор сравнивает поэта с кинжалом, утратившим свое истинное значение и функцию:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Лермонтов вспоминает былые годы, когда поэзия была могучим орудием в устах умелого “воина”. Он говорит о значении поэзии, как объединяющей силы (ведь она звучала “во дни побед и бед народных”.) Сейчас же поэзия утратила свое назначение и уже не играет такой роли, как раньше. Современники Лермонтова перестали понимать “простой и гордый” язык поэта. В стихотворении “Не верь себе” поэт подвергает сомнению возможность понимания его людьми, которые не желают знать его страданий, а сам поэт не может выразить свои чувства “стихом размеренным и словом ледяным”.

Важно также для понимания данной темы стихотворение “Пророк”. В нем поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения. Это предназначение очень трудно выполнить, потому что люди не верят ему, насмехаются и презирают его. Но поэт не отказывается от своей миссии, он возвращается в пустыню, где вещает звездам. И он продолжает свое дело. Стихотворение отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу:

Читайте также:
Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: сочинение

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Общество времени жизни Лермонтова – масса жестоких, эгоистичных, самовлюбленных людей. Лишь единицы были исключениями. Но жизни большинства из них длились недолго. Лермонтов прочувствовал свое время, писал об утрате поэзией своего высокого назначения, об обреченности поэта на презрение толпы. Лермонтов показывал в своих стихай судьбу поэта, живущего в государстве, где подавляется личность и правит невежество и бездуховность.

В чём свое­об­ра­зие кон­флик­та поэта и толпы в ли­ри­ке

В.В. Маяковский всегда считал себя особенным человеком и это было действительно так. Он мог чувствовать наш мир очень остро, он, в отличие от других людей, мог обнажить перед ним свою душу. Все свои чувства он излагал в довольно резких и местами грубых, но искренних стихотворениях. И как многие поэты он много рассуждал о конфликте поэта и толпы.

Но его своеобразие в том, что он рассуждает не столько со стороны поэта, сколько со стороны чувственного и искреннего человека, который хочет что-то сказать, но его никто не слушает.

Например, стихотворение «Скрипка и немножко нервно». Его Маяковский написал после ужина в одном из захудалых московских кабаков. В нем на разных инструментах играли музыканты и из этого ансамбля больше всего выбивалась скрипка. Она вопила, что-то хотела сказать, но в конце концов ее одернули. Маяковский хочет сказать нам, что скрипка не просто не попадала в ноты, она хотела добиться внимания других, хотела обратить взор на то, что другие не замечали. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Лирический герой пробирается через ноты, чтобы успокоить скрипку и говорит ей, что он очень похож на нее, герой тоже кричит, но ничего не может добиться. В этих строках видны переживания Маяковского на тему его взаимоотношений с толпой. Сколько бы он ни кричал, никто не хочет его слушать.

В стихотворении «Нате» Маяковский рассуждает на тему того, что большинству людей поэзия нужна только для развлечения. Но Маяковский далеко с этим не согласен, он считает, что поэт должен доносить новые мысли до народа, освещать проблемы. Он высмеивает людей, которым нужна не внутренность поэзии, а только оболочка.

Таким образом можно сделать вывод, что людям начала двадцатого века не было важно, что говорится в стихотворении, что чувствовал автор во время написания стихотворения. Им была важна только красивая оболочка. Маяковский же, будучи человеком, который ходил с душой нараспашку, был против такого расклада дел и посвятил множество стихотворений посвященных этой проблеме. Он был особенным, искренним человеком, которому было что сказать, но которого не слушали.

Полезный материал по теме:

  1. В каких произведениях русских поэтов раскрывается тема взаимоотношений поэта и толпы и в чем они близки стихотворению Маяковского “Нате”?
  2. В чем В.В. Маяковский видит предназначение поэта?
  3. Маяковский о назначении поэта
  4. Биография Маяковского. Смерть поэта
  5. Биография Маяковского. Революция поэта

Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова

Сочинения по литературе: Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова И скучно и грустно, и некому руку подать. М. Ю. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов рано осознал себя «избранником» судьбы, «странной» и неминуемо трагичной личностью. Он был мятежным романтиком, мечтающим о гармоническом и прекрасном мире, где земное слито с небесным, духовное с природным, пластическое с музыкальным, без конфликтов и противоречий. Поэт жаждал света, простоты и сердечности, а в современном ему обществе его всюду подстерегали обман, клевета, порок.

Его кумиром с детства был А. С. Пушкин, трагическая гибель которого потрясла Лермонтова. Он не мог не откликнуться на убийство гения, из кровоточащей души поэта вылилось стихотворение «Смерть Поэта». Погиб Поэт! невольник чести — Пал оклеветанный молвой. Удивительно, но молодой и никому еще не известный автор сумел точно определить причину гибели Пушкина и назвать истинных виновников трагедии. Об известно, что «Смерть Поэта» — отклик на трагическую Пушкина, но автор нигде не упоминает его имени. И пенно начинаешь понимать — это боль и за собственную просьбу которую Лермонтов гениально предвидел и предсказал в своем стихотворении.

Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, раньше начал, кончу ране, Мой ум немного совершит; В моей душе, как в океане, Надежд разбитых груз лежит. . Кто Толпе мои расскажет думы? Я — или Бог — или никто! Вообще тема избранничества и одиночества в людском мире — самые популярные в творчестве Лермонтова. Но это не одиночество гордеца, презирающего толпу, а страдающей личности, не находящей близкой души. Поэт отмечен «печатью» судьбы, но в то же время человек, нуждающийся в понимании окружающих. Ему необходимы близкие и родные по духу люди.

Читайте также:
Тема и идея сочинения по роману «Герой нашего времени»: сочинение

А Лермонтов не находил понимания ни в семье («Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть»), ни в любви и дружбе, ни в обществе. Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье: Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою. Сложно быть в этом мире одиноким, но это жребий поэта, и Лермонтов несет свой крест гордо и с достоинством. И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды. Желанья. что пользы напрасно и вечно желать. А годы проходят — все лучшие годы!

Размышляя о России, поэт с горечью говорит, что слава и доблесть остались в прошлом, его же поколение не способно на подвиги: изнеженные и инфантильные, испуганные расправой над декабристами надеются как-то переждать тревожные времена, уцелеть 6ыми средствами. В окружающих его людях нет места творчеству, Ь1тдивому познанию мира, дружбе и любви, поэтому Михаил Юрьевич снова обращается к славным страницам истории государства, вспоминая победу над Наполеоном, одержанную «отцами». — Да, были люди в наше время, ‘ Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Горечь автора усугубляется: он тоже принадлежит к этому «Не мощному» поколению, не выделяя себя, говоря «мы», а не «они» Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Поэт ищет точки соприкосновения с прекрасной природой но и тут холодное безмолвие, тишина и непонимание. Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. Рассуждать о Лермонтове непросто, он сложный поэт, в его творчестве много загадочного, непознанного.

Хочется проникнуть в суть авторской мысли, понять его послание не только современникам, но и потомкам. Лермонтовский стих, «облитый горечью и злостью», жжет и сейчас. В каждой авторской строфе слышится подлинное чувство боли поэта. Его желание не только существовать, жить, дышать, а приносить пользу стране. Вокруг него же — апатия и равнодушие.

Лермонтов и тут не отделяет себя от общества, а с горечью причисляет себя к нему. Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. Видя и понимая не одно следствие происходящего, поэт бросает обвинение прямо в лицо народу — ведь его молчание рождает беззаконие, которым пользуются власть держащие. «Прощай, немытая Россия» — одно из самых загадочных творений поэта. С одной стороны, это обвинение народу, плоть от плоти которого был поэт, которым он восхищался в стихотворений «Бородино», и одновременно искренняя боль за все происходящее, бесправие и угнетение, покорность судьбе. Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Мне думается, о чем бы ни писал поэт, это было о его трагедии разлада с обществом и самим собой.

Оттого нет в лермонлирике таких безмятежно счастливых и радостно испометных строк, как у Пушкина. Образ пленного рыцаря, узника, скованного цепями, то и дело зникает в лирике поэта. Как и они, автор — невольник, но иных пей: условностей, непонимания, вынужденного одиночества. Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня.

Но окно тюрьмы высоко, Дверь тяжелая с замком. Одинок я — нет отрады. Мотивы одиночества, непонимания замыслов и чувств поэта, начатые в лирике, будут продолжены автором в драматическом произведении «Маскарад» и прозе — «Герой нашего времени», но приобретут более общий характер, чем в стихотворениях.

Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 168.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 168.

С лирикой М. Ю. Лермонтова дети знакомятся ещё в младших классах, на уроках литературы в 6 классе изучается стихотворение “Тучи”. В нашей статье вы сможете найти полный и краткий анализ “Тучи” по плану и почерпнуть много полезной информации для более глубокого понимания произведения.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тучи.

История создания – написано в апреле 1840 года, в день отъезда на Кавказ (вторая ссылка).

Тема – одиночество и изгнание.

Композиция – три строфы в форме обращения лирического героя к природе.

Жанр – лирическое стихотворение-размышление, по духу близкое к элегии.

Стихотворный размер – четырёхстопный дактиль. Рифмовка – перекрёстная..

Эпитеты“лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”, “нивы бесплодные”.

Олицетворение – “тучи – вечные странники”.

Сравнение – “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”.

Риторические вопросы – Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? …(вся вторая строфа)

Антитеза“с милого севера – в сторону южную”

История создания

Стихотворение написано в апреле 1840 года, за несколько месяцев до смерти поэта. Это был день отъезда Лермонтова на Кавказ. Перед ссылкой друзья собрались на квартире у Карамзиных, чтобы увидеться и попрощаться с поэтом, что очень тронуло его. По воспоминаниям знакомых, он долго смотрел в окно на тучи над Невой и Летним садом, а потом прочёл прекрасное стихотворение.

Говорят, что уже в этот период Лермонтов предчувствовал свою смерть, ощущал “усталость от жизни”, тревогу. Его тяготило то, что человек не может управлять своей судьбой, вынужден повиноваться властям, находиться там, куда его отправляют. Невозможность пользоваться своей жизнью в соответствии со своими желаниями и стремлениями сыграла важную роль в написании произведения. Впервые опубликовано оно было в 1840 году в сборнике “Стихотворения М. Лермонтова”.

Читайте также:
Анализ романа Герой нашего времени: сочинение

Тема одиночества и изгнания, которые характерны для лирики Лермонтова. Изгнанник у поэта, будто тучи, вынужден проживать свой век без родины, не испытывая ни любви, ни привязанности. Грустное, глубокое стихотворение насыщено живыми образными определениями: “вечные странники, лазурная степь, жемчужная цепь, милый север, тайная зависть, ядовитая клевета”, “бесплодные нивы” .

Образы туч характеризуют образ самого автора и лирического героя: он не по своей воле покидает “милый север” . Обречённый во второй раз отправиться на Кавказ, поэт чувствует близкую развязку.

Главная мысль – человеку, у которого отбирают родину, нечего терять, он свободен, но несчастлив. Полноценной жизнью может жить только свободный во всех отношениях человек. Лирический герой в отчаянии от того, что его жизнь напоминает существование “тучек”, он тоже “вечный странник “, это больно ранит его. Тучки в стихотворении изображены холодными и равнодушными, а человек способен страдать и любить. В этом он противопоставлен тучам.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. Написанное дактилем, оно имеет неспешный ритм, так свойственный лермонтовскому зрелому стиху. В первой строфе лирический герой проводит параллель между “небесными тучками” и своей жизнью. Вторая строфа состоит из риторических вопросов-обращений, это попытка угадать мотив изгнания небесных странниц. Автор перебирает варианты, так свойственные современному обществу: зависть, злоба, преступления и клевета. Тут явная аналогия с его личностью, именно эти “явления” преследовали поэта всю его короткую жизнь.

Последняя строфа начинается восклицанием и отрицанием “Нет!” – лирическому герою известен ответ. “Нет у вас родины, нет вам изгнания” – заключительная мысль в стихотворении. У поэта есть родина, он искренне любит Россию, поэтому предстоящая разлука угнетает и печалит его.

Лирическое стихотворение (есть черты элегии). Относится к философской лирике, на что указывают размышления лирического героя о смысле жизни. Написано четырёхстопным дактилем с перекрёстной рифмовкой.

Средства выразительности

В стихотворении много ярких образов и выражений, созданных автором с помощью эпитетов: “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”, “бесплодные нивы”. Поэт использует олицетворение “вечные странники” по отношению к тучам, оно очень тонкое и очень точное.

Вторая строфа состоит из риторических вопросов, что придаёт речи лирического героя эмоциональный накал, выдаёт его отношение к событиям. В стихотворении есть открытое сравнение: лирический герой сравнивает себя и тучи с изгнанниками ( “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники” ). Антитеза “ с милого севера – в сторону южную ” показывает эмоциональное отношение лирического героя к будущим переменам.

Сочинение по стихотворению Лермонтова Тучи 6 класс

Михаил Юрьевич Лермонтов создал много не только прозаических и поэтических произведений. Он является действительно значимой фигурой всей русской литературы. Его стихи и по сей день изучаются в школе. Лермонтов написал много стихов, которые стали вечными.

Одним из известных стихотворений этого русского поэта девятнадцатого века является небольшое произведение «Тучи», состоящее из трех строф. Оно написано в далеком 1840 году перед отъездом автора из Петербурга на кавказскую землю. Лермонтов был в печали, что приходилось расставаться на долгое время с друзьями. Напечатано стихотворение было в сборнике с соответствующим названием «Стихотворения» в год написания.

Темой «Туч» можно выделить тему одиночества и неволи. В трехстрофном произведении можно обозначить только одну часть. Лирическим героем является сам автор, который ведет разговор с тучами, летящими куда-то далеко в неизведанные дали.

Стихотворение относится к жанру философской лирики. Особо четко чувствуется тема грусти, ведь автор смог гениально вложить в произведение всю тревогу и переживания своего сердца. Окружающий мрачный пейзаж по-особому помог это сделать. Вероятно, Михаил Юрьевич сравнивает себя с этими самыми тучками, называя их «вечными странниками». Тучки улетают от родных мест все дальше, дальше, как и поэт.

В какой-то степени Лермонтов завидует тучкам, у которых нет Родины, а, значит, не может быть и изгнания, и покаяния.

Автор ставит вопрос, почему улетают тучи. Может быть, они бегут от друзей-предателей, может, от зависти или же злобы? Таким образом, он показывает читателю, что вовсе не хочет оставлять друзей и покидать Родину.

Автор использовал такие средства выразительности, как антитеза и сравнение. Изначально он сравнивает, а потом ставит природу против человеческой души. Каждая строчка стихотворения пахнет любовью к Родине.

В стихотворении М.Ю. Лермонтова чувствует глубокая тоска, одиночество, обреченность, рвение обрести свободу. Несмотря на то, что это грустное стихотворение, оно очень красивое, как и многие другие стихи Михаила Юрьевича.

Вариант 2

У Лермонтова существует очень много хороших и прекрасных произведений. Кроме этого у него имеются и стихотворения, которые также нравятся многим читателям. Но больше всего мне нравится стихотворение «Тучи». Автору прекрасно и очень аккуратно удается рассказать и нежно обратиться к облакам. Он считает, что они такие же живые, как и люди, вот только почему-то они ему не хотят отвечать на его вопросы. Кроме этого частенько он называет их странниками, которые сегодня находятся здесь, а уже спустя некоторое время отправляются в другую страну или город.

Читайте также:
Лирическое содержание стихотворения «Парус»: сочинение

В этом произведении существует не только любовью, но и красотой. Кроме этого здесь прослеживается вся природа Кавказа и раскрывается с индивидуальной красотой. Лермонтов написал данное стихотворение на Кавказе, как раз он отправился туда второй раз. Кроме этого он никак не мог справиться с тем кризисом, который находился у него на душе. В это время он никак не мог согласиться с тем, что с ним происходит и что с ним будет дальше. Также ему не нравится и то, что происходит с миром, вот только ничего с этим он поделать не может. А его бессилие больше всего возбуждало в нем обиду и злость. Лермонтов даже со своей жизнью не знает, что делать, ведь решать проблемы он не может, да и за него все делают другие люди. Именно поэтому ему ничего не оставалось, как делать только то, что скажут или прикажут другие люди. И при этом его все убеждения и принципы ему пришлось спрятать и жить жизнью другого человека. Больше всего на свете ему хочется обрести свободу, но пока этого достичь не удается.

Но, не смотря на это данное стихотворение, имеет свою аллегорию, которую очень сильно видно. И это заключается в том, что автор сравнивает себя со странниками, которые живут на небесах. А ведь он также как и они покинул свое любимое место и был должен отправиться туда, где ему совсем не рады. Кроме этого он даже не понимал чего ждать от этой поездки. С одной стороны это может быть поворот судьбы в лучшую или худшую сторону, а с другой стороны это обычное решение побывать в другой стране и посмотреть, как они живут, и может быть даже обустроиться. Все больше он засматривается на облака и мечтает о них, больше всего на свете ему хочется стать таким же свободным, как и облака, они могут плыть туда, куда только им захочется, и никто запретить им не может. Еще Лермонтов понимает, избавиться от всего этого ему никак не удастся, а избавиться от всех проблем он сможет только после своей смерти.

По стихотворению Тучи

Популярные сочинения

Как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибки присуще каждому человеку, их не стоит бояться. Они нас учат, а эти уроки нам преподает жизнь.

Множество людей на сегодняшний день не соблюдают правила здорового образа жизни. Несоблюдение такого образа жизни пагубно влияет на здоровье человека. Для соблюдения здорового образа жизни не требуется особых усилий и знаний.

Картина, написанная одним из великих художников России, поражает своей естественностью, даже слегка пугающей реальностью. Да, и само название, этого произведения искусства, «На севере диком», выдаёт весь смысл, заложенный в нём.

Полный анализ стихотворения «Тучи» (М. Ю. Лермонтов)

Делая полный анализ стихотворения «Тучи», которое написал Михаил Юрьевич Лермонтов, чувствуется вся усталость поэта от жизни и этого мира. Команда Литеровед.ру поможет сделать полный анализ данного стихотворения, и разобраться с тем, что стало причиной написания данного произведения.

  1. История создания
  2. Тема произведения
  3. Образы и символы
  4. Композиция
  5. Жанр произведения
  6. Средства выразительности
  7. Основная мысль произведения

История создания

Стихотворение «Тучи» впервые вышло в печать в апреле 1840 года. Написал же его автор буквально незадолго до своей смерти – в день, когда он отправлялся на Кавказ. Близкие товарищи решили сделать приятное Михаилу Юрьевичу и собрались все вместе, чтобы попрощаться с ним перед ссылкой. Подобный поступок очень растрогал автора и приятно удивил. Как позже рассказывали его товарищи, Лермонтов очень долго любовался тучами за окном, которые и натолкнули его на написание данного творения. Впервые прочел он его тут же своим товарищам.

Поэт как будто предчувствовал свою смерть в скором времени. Все его поведение излучало усталость от жизни и какую-то тревогу. Главной причиной его подавленности было то, что человек не является творцом своей судьбы. Он вынужден подчинятся законам, и поступать совершенно не так, как требует его душа. Именно эта проблема и отобразилась в строках стихотворения. То, что автор не мог находиться там, где ему хочется – очень негативно сказывалось на его настроении.

В печать стихотворение «Тучи» попало в 1840 году и вошло в сборник «Стихотворения М. Лермонтова».

Тема произведения

Это очень серьезное стихотворение, которое наполнено грустью. Переживания очень глубокие, и касаются они тех людей, которые вынуждены находиться в постоянном странствии, ни к кому и ничему не привязываясь. На самом деле данная тема знакома практически каждому человеку на определенном этапе жизни. Но у некоторых с изменением обстоятельств она проходит, а других же она преследует всю жизнь.

Безумно глубокие строки наполнены очень большим смыслом. Они заставляют задуматься о тех вещах, которые мы порой начинаем ценить слишком поздно. Здесь показана цена родины, любви и привязанности. На первый взгляд, в этих вещах нет ничего не обычного, но Лермонтову удается донести всю их невероятную ценность и значимость в жизни человека.

Не просто так Лермонтов разместил это стихотворение последним в сборнике. Тем самым он дает понять, что он устал бороться и это конец. Конец его борьбы как внутренней, так и с непониманием этого мира.

Образы и символы

В образе туч автор показывает самого себя. То, что он не имеет никакого желания направляться туда, куда вынужден ехать по воле судьбы. Тучи тоже не могут делать то, что хочется именно им. Они вынуждены повиноваться воле ветра.

Читайте также:
«Чувство одиночества и тоски по Родине в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи»: сочинение

Композиция

Композиционно данное стихотворение делится на три строфы. По ритму оно характерно для всей лирики Лермонтова зрелого периода. Неспешное прочтение помогает лучше понять смысл стиха. Написано это произведение четырехстопным дактилем, рифмовка – перекрестная..

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

В первой строфе мы видим четкую параллель жизни автора и тучек, с которыми он сравнивает себя. Они точно так же вынуждены отправится в неродную сторону, покинув при этом свой дом.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Во второй строфе автор задет риторические вопросы, на которые так и не смог найти ответы в своей жизни. Он пытается узнать, почему тучки вынуждены покинуть свой родной край и мчаться в неизвестном направлении. Далее же следует перечисление всех тех причин, которые мешали жить автору в его собственной жизни. Зависть, злоба, преступление, клевета – это все то, с чем пришлось столкнуться самому Михаилу Юрьевичу в своей короткой жизни. И именно из-за этого он вынужден был покинуть родные края и уехать на Кавказ.

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В последней же строфе автор отвечает сам себе на заданный вопрос. Он завидует тучкам в том, что им неизвестно понятие Родина. Они свободны и независимы. Для них нет разницы где находиться, в отличии от него. Он очень любит свою прекрасную родину Россию, поэтому ему безумно тяжело расставаться с ней. Но он не в силах что-либо изменить. Он вынужден покинуть родной и любимый край. В последней строчке автор передает весь смысл произведения, показывая тем самым, что для него действительно является самым важным и главным.

Жанр произведения

Безусловно, это стихотворение является лирикой. Зрелой лирикой Лермонтова, которая воплотила в себе очень глубокий смысл и серьезные переживания. Здесь есть лирический герой, его вопросы и проблемы. Более того, это философская лирика, потому что смысл всего произведения автор не говорит прямо. Скрытый смысл стихотворения заставляет задуматься о смысле жизни. Данное стихотворение можно назвать одним из лучших произведений автора.

Средства выразительности

Эпитеты, олицетворения, сравнения – все это автор щедро использует в этом произведении. С помощью них он делает тест более ярким и живым, наполняет эмоциями, и лучше доносит смысл.

Так же Лермонтов прибегает к помощи риторических вопросов, в которых спрашивает именно то, что больше всего волнует поэта в его непростой жизни.

С помощью антитезы он передает свое отношение к сложившейся ситуации и вынужденному отъезду.

Умелое использование всех этих средств выразительности прибавляет тексту красоты и четкости. Приятнейшее прочтение, красивейшие сравнения и очень глубокий смысл – это все прекраснейшая лирика Михаила Юрьевича Лермонтова.

Основная мысль произведения

Михаил Юрьевич находился в очень непростой ситуации. Он вынужден был покинуть родной край и уехать на Кавказ. Где-то глубоко в душе он чувствовал приближающийся конец, поэтому в его произведении можно увидеть неимоверную усталость автора.

Он устал бороться и пытаться что-то доказать. Несправедливость мира, злые языки, клевета – это все очень больно ранило творца и приносило ему немало страданий.

Он безумно любил Россию, поэтому вынужденная ссылка на Кавказ причиняла ему много страданий.

Находясь в таком настроении, автор и написал это стихотворение.

Главной мыслью Лермонтов ставит то, что если лишить человека самого дорогого – родины, то тем самым его лишают всего. Он не боится что-то потерять – он уже все потерял, что было ему так дорого и ценно. Он свободен, но он не хочет такой свободы. Жить на чужбине совершенно не подходит автору.

Для него счастьем является то, когда человек свободен в своем выборе. Ему же выбора не оставляют. Он сравнивает себя с тучками, которые постоянно находятся в движении. У них нет родины и нет конечной цели. У них нет смысла жизни.

Вот и в своей жизни странника Михаил Юрьевич перестает видеть какой-то смысл. Ему очень больно от сложившихся так обстоятельств, но он понимает, что не в состоянии что-то изменить. Подобное решение ему дается очень непросто.

Он с завистью смотрит на небо и понимает, что в отличии от него, тучкам нечего терять. Их нигде никто не держит и не ждет. Они свободны и счастливы. Его же очень держит любовь к родине, друзья и близкие люди, разлука с которыми для него подобна смерти. Забрав родину у поэта – у него забрали и дальнейший смысл жизни.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: