Поэт Лермонтова: сочинение

Сочинение на тему Мой Лермонтов (любимый поэт 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Мой любимый писатель Лермонтов Нет ни одного человека, у которого бы не было любимого поэта. В моем случае этим поэтом является – Михаил Юрьевич Лермонтов. Его произведения вошли в мою жизнь во время обучения в школе.

Михаил Лермонтов – один из удивительных поэтов в мире, такой же как Александр Пушкин и Александр Грибоедов. В своих стихах он воспевает природу во всех ее проявлениях.

Одной из основных тем в его творчестве – это любовь к родине, детям, женщине. Конечно, в его жизни было много женщин, которым он посвящал свои стихи, но каждая для него была прекрасной музой, мучительницей или обожательницей. Однако для некоторых, особенно любимых им женщин, он посвятил циклы стихов. Михаил Юрьевич Лермонтов – это такой поэт, стихи которого, помогают мне понять, то, что творится у меня в душе и вокруг, помогает преодолеть слабости в трудные минуты, подсказать, что делать дальше.

Книги Михаила Юрьевича Лермонтова – это другой мир, в который я погружаюсь, взяв в руки его книгу, потому что его стихи пробуждают даже те чувства, которые, я думала, не пробудятся никогда. Я бы хотела обладать теми качествами, какими обладают герои в его произведениях, такими качествами как сила, целеустремленность, сила воли, верность своим идеалам, для того, чтобы не чувствовать страха перед трудностями или новыми изменениями.

Его произведения, которые были посвящены природе, всегда различаются между собой. Он воспринимает природу как воплощение гармонии и красоты, наполняя свои произведения размышлениями о жизни и ее проблемах.

Мое любимое стихотворение Лермонтова — это «Смерть поэта», в этом стихотворение он показывает, ту любовь, что испытывал к Пушкину. Он умер, сражаясь на дуэли, я думаю, что в последние моменты жизни, он был горд, что умер так же, как и его кумир. Невозможно передать чувства, которые испытываешь при чтении его произведений. Для каждого человека Лермонтов по-особенному близок и неповторим. Все его творчество – это размышления о жизни, о Родине, о смерти, о бесконечности.

Важнейшей чертой его лирики является изменчивое настроение то грусть, то радость, то есть постоянно меняется в своих произведениях и размышления.

Сочинение Лермонтов мой любимый поэт

Каждый человек, который любит стихи и прозу имеет своего любимого автора. Его произведения помогают пережить трудные моменты в жизни, переключиться на творчество и забыть о проблемах. Для меня таким автором является Михаил Юрьевич Лермонтов.

Автор прожил достаточно мало лет по современным меркам, но успел написать много произведений, которые впечатлили меня. Мне нравится Михаил Юрьевич, потому что в его персонажах я узнаю себя. Его герои целеустремленны, никогда не сдаются, всегда идут к своей цели и мечте. Именно такое качество мне нравится не только в литературных произведениях, но и в современных людях.

В основном произведения Лермонтова автобиографичные. Он описывал тех людей, которые проживали то непростое время вместе с ним. Он описывал события, которые трогают сердце и душу. Мне очень близко то время, в котором он жил, поэтому его прозаические произведения, его стихи для меня значат больше, чем просто хорошие романы и стихотворения.

Кроме того, мне нравится произведения Михаила Юрьевича еще и потому, что они очень поучительны. В современной литературе можно мало найти таких романов, которые бы правильно воспитывали подрастающее поколение. В романах Лермонтова есть не только яркие события, красивый сюжет, но и поучительный смысл, который актуален и на сегодняшний день. Например, самым лучшим произведением в литературе я считаю роман Лермонтова «герой нашего времени». Он учит нас товариществу и дружбе, а в образе Печорина я узнаю себя, потому что бываю так же одинок.

Таким образом, Михаил Юрьевич Лермонтов – один из самых известных поэтов и прозаиков русской литературы. Его произведения пронзают сердце и душу, заставляют переживать за героев его романов, дают пищу для размышлений. Современным авторам не хватает того стиля написания, той искренности, с которой писал свои произведения Лермонтов. Я надеюсь, что дети в младших классах полюбят Михаила Юрьевича так же, как полюбил его когда-то его я.

Первую половину девятнадцатого века называют «золотым веком» русской культуры. В этот период творили многие поэты и писатели, относимые сегодня к разряду классиков. Но Пушкин и Лермонтов занимают среди них особое место.

Михаила Юрьевича Лермонтова принято называть преемником Пушкина. Однако не верно считать, что их идеи, взгляд на мир, отношение к нему полностью совпадают. Пушкин, даже подмечая несовершенства окружающей действительности, не отделял себя от неё, он пребывал в некой гармонии с ней. В творчестве Лермонтова преобладающим мотивом является мотив одиночества, тоски и изгнанничества. Только в общении с природой он находит успокоение. Ярким примером тому служит стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…».

Тема одиночества, разлада с миром людей проходит сквозной нитью через все творчество поэта. Впервые появившись в ранних стихах («Один среди людского шума», 1830 г.), она остается ведущей и в позднем творчестве («Выхожу один я на дорогу…», 1841 г.).

Своеобразным продолжением темы одиночества является тема смерти. Устав от своих душевных терзаний, лирический герой Лермонтова начинает искать смерти, порой даже бросая вызов Создателю. Как, например, в стихотворении «Благодарность», 1840 года. Лирический герой обращается к Богу, но его слова вместо заявленной благодарности полны едкой иронии. В финальных же строках звучит прямой вызов.

Отказываясь от Бога, Лермонтов фокусирует свое внимание на образе Демона, который становится центральным и в лирических стихотворениях, и в одной из романтических поэм.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о значении творчества Лермонтова для русской литературы. Он был во многом новатором. Так, мотив вызова, брошенного Богу, впоследствии использовал Достоевский при создании образа Ивана Карамазова. А после него многие писатели двадцатого века. Изображение войны глазами простого солдата (прием, использованный в «Бородино») стало обычным явлением в литературе более позднего периода, в частности, в романе Толстого «Война и мир» и произведениях о Великой Отечественной войне. А что стоит его психологизм, положенный в основу создания образа Печорина?! Вся литература второй половины ХIХ буквально училась на примере творчества Лермонтова.

Читайте также:
Что же представляет собой роман «Герой нашего времени»: сочинение

Читаемое в разделе:

  • Система образов в романе «Герой нашего времени»
  • Печорин и Лермонтов
  • Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова
  • Особенности композиции романа «Герой нашего времени»
  • Сочинение на тему: «Мцыри и природа»
  • Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
  • Роль портретных описаний в прозе Лермонтова

Ранее опубликованные в разделе:

  • Сочинение на тему: «Мцыри и природа»
  • Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
  • Роль портретных описаний в прозе Лермонтова
  • Крупные поэтические формы в творчестве М.Ю.Лермонтова
  • Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова
  • Печорин и Лермонтов

Новые материалы раздела:

  • Анализ стихотворения Лермонтова «Родина»
  • Встреча Печорина с Максимом Максимычем
  • Сочинение по роману «Герой нашего времени» на тему: Печорин глазами Бэлы
  • Фатализм в судьбе и жизни Печорина. Сочинение

Творчество

Образ Лермонтова в лирике

Образ поэта в лирике носит трагичный характер. Он утратил веру в осуществимость своей мечты об идеале. Михаил Юрьевич в своих стихах будто пытается пробить стену непонимания между собой и миром.

Его лирический герой – бунтующий и недооцененный человек. Женщинам он чаще всего жалуется, ведь и в жизни мужчине не хватало их внимания. Себя он ассоциирует с нищим, отшельником, скитальцем и т.д. В каждом главном герое лермонтовских произведений мы видим черты самого автора. Несчастное детство Мцыри перекликается с участью самого Михаила Юрьевича, разлученного с отцом. В характере Печорина мы видим ту же неопределенность целей и задач, то же пренебрежение к женщинам, то же роковое остроумие, что и у самого литератора.

Основные темы

Поэт в творчестве затрагивает разные темы: одиночество, родина, взаимоотношения толпы и поэта, любовь и т.д. Первые две темы встречаются часто. Тему одиночества поэт поднимает в стихотворениях: «Парус», «Узник», «Одиночество», «И скучно, и грустно» и во многих других. Лермонтов всегда считал себя чужим в любой компании. Его не понимало и не принимало общество.

Тема родины встречается в произведениях: «Прощай, немытая Россия», «Бородино», «Я пробегал страны России». Эту тему поэт раскрывал через борьбу за свободу с рабскими цепями самодержавия или же через противостояние с реальным захватчиком родной земли.

Происхождение и становление

Рождение и детство

Поэт происходил из состоятельного рода. Дед, по матери, Михаил Васильевич Арсеньев, отставной поручик гвардии, женился на Елизавете из могущественной и богатой семьи Столыпиных. В браке они приобрели село Тарханы. Отец Елизаветы Столыпиной несколько лет избирался Пензенским губернским предводителем дворянства.

А вот отец известного поэта, Юрий Петрович Лермонтов, не мог похвастаться происхождением, денег и влияния в обществе у него толком не было. Он вышел в отставку в чине пехотного капитана. Мария Михайловна Арсеньева, мать писателя, вышла замуж против воли родителей, по любви. Но супруг ожиданий не оправдал, пил и расходовал приданое на женщин легкого поведения, так что совместная жизнь пары не задалась. Писатель родился в Москве в 1814 году. Его рождение не поправило напряженного положения в семье. Уже в четыре года мальчик пережил большое горе. У него умерла мама. Воспитанием Михаила занялась бабушка, Елизавета Арсеньева. Всё детство ребёнок провёл в Пензенской губернии в селе Тарханы. Отец получил щедрые отступные и не вмешивался в воспитание ребенка по требованию тёщи. Мальчик был очень болезненным и хилым, так что пожилая женщина постоянно занималась его здоровьем, ограничивая активность внука и бдительно надзирая за ним.

Юность и образование

Юноша в 1828 году поступил в Благородный пансионат при Московском университете. Позже обучался в нём на нравственно-политическом факультете, но не окончил его. У Михаила Юрьевича было желание уехать учиться в Петербургский университет. Но он не смог поступить.

В итоге поэт учился в школе гвардейских юнкеров и прапорщиков, где жизнь познакомила его со своим будущим палачом – Николаем Мартыновым. В 1834 году Михаила отправили служить в Гусарский полк.

Личная жизнь

Варвара Лопухина

Всю жизнь поэта сопровождала несчастная любовь к Варваре Лопухиной. Варя происходила из старинного рода. Писатель познакомился с девушкой в дороге к Симонову монастырю на всенощную. Лопухина была сестрой его друга Алексея. Лермонтов влюбился в её характер. Варвара была жизнерадостной, общительной и улыбчивой девушкой, прекрасной музой. Взаимное чувство давало юному поэту вдохновение, но, к сожалению, дороги влюблённых не соединились в одну.

Слухи разбили хрустальную и чистую любовь молодых. В 1832 году Михаил уехал в Петербург учиться в школу юнкеров. Новая жизнь затмила образ дорогой сердцу Варвары. До девушки дошли рассказы о бурном и страстном романе Лермонтова с Сушковой. Лопухина решилась на отчаянный шаг – вышла замуж по просьбе родителей за не молодого, но богатого Бехметова. Родители были уверены, что дочь вытянула лотерейный билет в жизнь – счастливый брак. Но они ошиблись. Их дочь так и не узнала что такое семейное счастье, о котором мечтают все дамы. Ревность Бехметова не знала границ, поэтому Лопухина была, словно синица в клетке.

Поэт свадьбу любимой расценивал, как предательство. Михаил ревновал Варвару, а сделать ничего не мог. Страдал, но время назад нельзя было вернуть. Боль души осталась только на бумаге. Жизненная трагедия изменила нрав юноши. На Кавказе он посвящал Лопухиной-Бехметовой стихи, рисовал её портреты. Со временем ревностная эгоистическая любовь Лермонтова сменилась на милосердную. Поэт был счастлив, что знаком с такой прекрасной девушкой. Он не обвинял её, а желал только добра.

Екатерина Сушкова

Сердце автора принадлежало Лопухиной, но другие женщины в его жизни тоже были. Михаилу действительно нравилась Сушкова. Она была сиротой, поэтому её воспитанием занималась тётя. У Екатерины была подруга, Александра Верещагина. У неё в доме барышня и познакомилась с писателем.

Лермонтов посвятил возлюбленной «сушковский цикл» из одиннадцати стихотворений. Екатерина насмешливо относилась к светлым юношеским чувствам. Спустя четыре года их пути пересеклись в Петербурге. Уже тогда Михаил стал офицером лейб-гвардии Гусарского полка. А красавица Екатерина кокетничала с мужчинами, но собиралась выйти замуж за Алексея Лопухина. Любовь к Сушковой у поэта переросла в обиду и желание мести. Поэт влюбил в себя почти замужнюю даму, сорвал её свадьбу. Он внушил ей надежду на счастливое совместное будущее, а после расстался с ней.

Читайте также:
Сюжет романа «Герой нашего времени»: сочинение

Другие женщины Лермонтова оставили не такой глубокий след в его жизни и творчестве, поэтому мы лишь скажем, что его история любви не закончилась счастливым финалом: он не был женат, погиб молодым. У него не было детей.

Душа хулигана

Закончив учебу, поэт остался в Петербурге. Он стал ярок и харизматичен, но душа его стала холодна и уродлива. Встретив в 1834 Екатерину Сушникову, Михаил влюбил ее в себя, расстроил помолвку Кати и опозорил ее перед обществом. Но с другой своей юношеской страстью он не был столь холоднокровен. Известие о предстоящей свадьбе Варвары Лапухиной Лермонтов пережил крайне тяжело. По некоторым сведеньям знаменитая сцена из Героя Нашего Времени с загнанным конем была совершенно реальным событием. Лермонтов торопился увидеть Варю до свадьбы, чтобы попрощаться с ней, но так и не успел.

Аристотель — биография великого философа

В 1827 году Петербург всколыхнуло известие о смерти Пушкина. Для Лермонтова это стало личной трагедией, ведь Александр Сергеевич был его кумиром. Михаил Юрьевич написал знаменитое Стихотворение – Смерть поэта. Через несколько дней его строки знал весь Петербург.

Содержание этого произведения не понравилось царю и Михаила вызвали на допрос.

Благодаря усилием друзей Пушкина и Елизаветы Андреевны Лермонтов получил достаточно мягкое наказание. Он был отправлен в ссылку в драгунский Нижегородский полк. Находясь там, Михаил в основном гулял по горам, погружаясь в меланхоличные раздумья.

Вернувшись из первой ссылки Лермонтов поучаствовал в дуэли и отправился во вторую ссылку. На этот раз наказание было более жёстким, и Михаил Юрьевич был отправлен на передовую.

Лермонтов был отчаянным военном и даже заработал несколько наград, которые по воле царя выданы ему небыли.

В 1841 году Михаил Лермонтов добился недолгого отпуска. Возвращаться из которого ему совершенно не хотелось. Поэт решил задержаться в Пятигорске и уже оттуда отправиться на фронт.

Людвиг Бетховен — величайший композитор

Сочинение на тему: Лермонтов Михаил Юрьевич

Сочинение.
Лермонтов Михаил Юрьевич

Поэт, писатель, драматург. Родился Лермонтов в Москве, в семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери и постоянной тяжбой между бабушкой и отцом. Тяжелые впечатления детства наложили отпечаток на характер юноши, способствовали формированию натуры с повышенными эмоциональными реакциями.
Уже в детские годы у Лермонтова проявилась такая черта его характера, как мечтательность, склонность к фантазии. Предметом его пристального внимания становится природа. В образах природы будущий поэт ищет и находит соответствия своим душевным переживаниям. Особую роль в развитии Лермонтова — поэта сыграли поездки на Кавказ, пробуждавшие его поэтическое вдохновение.
«Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Вы взлелеяли детство мое,
Вы носили меня на своих одичалых хребтах;
Облаками меня одевали;
Вы к небу меня приучили,
И я с той поры все мечтаю о вaс да о небе…»
— писал 16-летний Лермонтов.
Одна из ранних поэм Лермонтова — «Кавказский пленник» (1828). Она написана под сильным влиянием А.С.Пушкина. Вместе с тем эта поэма -своеобразный этап в овладении молодым поэтом основами мастерства. Лермонтов переделывает сюжет пушкинского «Кавказского пленника», иную функцию выполняет в поэме образ природы. Отличительным свойством лермонтовского пейзажа становится его слитность с миром чувств лирического героя. Природа наделяется теми же, что и герои, качествами и приметами. В романтическом мире раннего Лермонтова человек и природа равновелики. Этот мотив будет впоследствии плодотворно развит в позднем творчестве Лермонтова и, прежде всего, в его поэме «Мцыри». Лермонтов не подражал, не копировал, а усваивал в опыте Пушкина и других поэтов, своих предшественников, то что могло способствовать выражению его собственной творческой индивидуальности.
В 1828 г. Лермонтов поступает в пансион при Московском университете, а в 1830 г. становится студентом отделения словесности. В 1832 г. из-за столкновения с преподавателями университета Лермонтов вынужден был покинуть университет. Выйдя из Московского университета, он в этом же году поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков. Его натура, жаждущая бурь и сильных ощущений, не могла удовлетвориться гражданской службой. Лермонтова влекли приключения, военная карьера. Два года, проведенные им в школе, пагубно отразились на духовном развитии поэта. Лермонтов в эти годы почти не занимался творчеством. Откликом на этот период жизни становится стихотворение «Белеет парус одинокий».
В Петербурге Лермонтов знакомится с текстом комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», которая оказала большое влияние на впечатлительного поэта. Тогда и было задумано им драматическое произведение, содержащее резкую критику современных нравов. В 1835 г. Лермонтов пишет драму «Маскарад», которой так и не суждено было появиться на сцене при его жизни. Во время пребывания в Петербурге Лермонтов проявляет интерес к истории России, увлекается чтением сб. «Древние Российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым». Его увлекает характер и лад русской былины, у него зарождается замысел произведения из русской национальной жизни, осуществленный позднее, в 1837 г. («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).
В январе 1837 г. роковая весть о смертельной ране, полученной Пушкиным на дуэли, потрясла Лермонтова. Он пишет стихи «На смерть поэта». Первоначально стихотворение было написано без последних 16 строк и удостоено высочайшей похвалы великого князя Михаила Павловича. В день смерти Пушкина Лермонтов пишет последние 16 строк, которые сыграли роковую роль в его собственной судьбе. Согласно высочайшему повелению Лермонтов весной 1837 г. должен был покинуть Петербург и ехать на Кавказ.
Впечатления, полученные Лермонтовым в экспедиции на восточном берегу Черного моря, участие в перестрелках с чеченцами обогатили Лермонтова разнообразными наблюдениями. Особенно поразила его старая Военно-Грузинская дорога своими красотами и многочисленными легендами и преданиями, ей посвященными. Предания эти были известны ему с детства. Теперь они восстановились в памяти и соединились с впечатлениями от роскошной природы Кавказа. Так зародилась мысль поэта перенести действие поэмы «Демон» на Кавказ.
Встреча на Кавказе с членами декабристского общества оказала большое влияние на Лермонтова. Он возвращается в Петербург другим человеком. Его юношеская веселость уступает место тоске и даже отчаянию. Поэт сравнивает свободолюбивых людей, встреченных им на Кавказе, с людьми своего круга, грядущее которых «иль пусто иль темно». Поколение 30-х гг. изображает Лермонтов в «Думе», единственном лирическом произведении, написанном им по возвращении с Кавказа.
Кавказские впечатления нашли отражение и в окончательном варианте поэмы «Демон» (1838) и в романе «Герой нашего времени». В конце 30-х гг. Лермонтов начинает сотрудничество с «Отечественными записками», журналом, где печатает повести «Бэла» и «Фаталист», впоследствии вошедшие в роман «Герой нашего времени».
Известность, пришедшая к Лермонтову в кон. 30-х гг., не радует его. Поэта раздражает то, что он «входит в моду». Его положение во многом напоминает положение Пушкина в придворных кругах. Свет недолюбливал Лермонтова за его дерзость, острую наблюдательность и независимость. Лермонтов осознавал это и предчувствовал, что настанет время, когда его «будут преследовать клеветами».
Образ «героя времени», получивший воплощение в лирической стихии лермонтовской поэзии, в романе «Герой нашего времени» (1839) раскрывается не только психологически. Роман Лермонтова — это его попытка дать анализ состояния современного общества, исследовать ту нравственную атмосферу, в которой зреют ростки новой жизни. Печорин -, герой своего времени — тем и отличается от всех других персонажей романа, что он — единственный, кто умеет взять на себя всю тяжесть ответственности судить не только окружающее его общество, но и быть критичным по отношению к себе. Лермонтов представляет читателю возможность изучить различные стороны жизни в их соотношении с судьбой отдельного человека, а судьбу человека рассмотреть на фоне общественно-исторических обстоятельств.
Лермонтов — психолог исследует процессы духовного искажения личности средой, обращая внимание на определяющие, переломные в жизни героев события. Это касается и образов простых, естественных людей — Казбича, Бэлы, Максима Максимыча, и «честных контрабандистов», и людей печоринского круга — Грушницкого, Вернера, Мери. Создавая психологический портрет Печорина, рисуя процесс внутреннего ожесточения героя, Лермонтов одновременно создает образ «простого человека» — Максима Максимыча — доброго, искреннего, преданного Печорину всей душой. Перед читателем развертывается трагедия человека, своим поведением оправдывающего безнравственные поступки Печорина. Исследование личности Печорина в «дневниковых» главах романа построено по принципу взаимохарактеристики персонажей. Грушницкий и Вернер не только герои, имеющие свою собственную судьбу и характер, но и своеобразные «зеркальные» отражения личности Печорина. Лермонтовский Печорин познает самого себя, изучая и познавая личность других людей.
Образ Печорина раскрывается не только в действии, поступках, но и в характеристике внешности героя. Лермонтов создает удивительно богатый психологическим рисунком портрет внешности Печорина. Портрет героя создается не только выразительными, но и изобразительными средствами. В описании пластики движений Печорина, его фигуры, выражения глаз чувствуется взгляд Лермонтова — художника, прекрасно владевшего кистью живописца.

Читайте также:
«Песня про царя Ивана Васильевича» историческая поэма: сочинение

Сочинение на тему «Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова»

Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта — это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.

С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жесткое, лицемерное. И заглавие трагедии «Маскарад» заключает в себе смысл иронический, так как у этих людей были маски, а в маскараде неузнанные, они выступали без масок, в обнажении неизменных страстей и пороков. И Лермонтов имел смелость высказать им все, что думал о них. Он грозил им народной расправой и указал на их связь с императорским троном. Он неуклонно шел по избранному пути. И ненависть к «стране господ» только обостряла его любовь к «печальным деревням» и к «холодному молчанию» русских степей.

Одиночество характерно для всего творчества Лермонтова. Его лирический герой мучается от сознания невозможности что-либо изменить в этой жизни, и наступает разочарование: «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть». Мучительные

переживания одиночества, ощущение бесприютности, бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессмертная, «как пламень», печаль — вот основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова. Он чувствует себя бесконечно одиноким в этом мире.

«Один среди людского шума Возрос под сенью чуждой я»

В этих строках есть биографическая основа: мать Лермонтова умерла, когда мальчику было всего два года, отца он почти не видел. Затем была неразделенная любовь. И снова -одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими.

Поэт постепенно свыкается с участью одинокого скитальца и уже не мыслит себя с близкими ему людьми.

Лермонтов не мог воспринимать происходящее вокруг него с легкостью и беспечностью. Поэтому часто в его стихотворениях сгущаются краски.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Лирика Лермонтова — это исповедь бесконечно одинокой, сосредоточенной в себе мужественной души, которая бунтует против окружающей действительности.

Мир отвергает героя, но и герой отвергает этот мир, уходит от него.

В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы. И даже если над ним тяготеет преступное прошлое, как над Арбениным («Маскарад»), он все равно возвышается над толпой и толпа не смеет судить его.

Таков Арбенин, таков Печорин. Но в отличие от прежних своих творений Лермонтов, создавая «героя нашего времени», уже не воображал жизнь, а рисовал такой, какая она есть на самом деле.

Огромную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества.

Особенно ярко проблема этих взаимоотношений выражена в стихотворении «Пророк». Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: «В меня все ближние мои бросали бешено камнями». «Шумный град» встречает лермонтовского героя насмешками «самолюбивой» пошлости, презрением.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Читайте также:
Развязка сюжета поэмы Лермонтова «Демон»: сочинение

Тема поэта и общества появляется и становится главной в таких произведениях Лермонтова, как «Смерть поэта», «Поэт», «Журналист, читатель, и писатель» и т. д.

Стихотворение «Смерть поэта» прославило Лермонтова и изменило его судьбу, за него он был сослан на Кавказ. В этом стихотворении он ругает тех, кто стоит на троне, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. И именно они — гонители таланта, сплетники, наушники, «свободы, гения и славы палачи» — стали причиной смерти поэта.

В стихотворении «Поэт» взаимоотношения поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрываются по-другому. Стихотворение можно раздробить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги забыты, толпа презирает его.

Тема поэта и поэзии, назначение поэта стала одной из значительных тем в русской литературе.

Судьба поколения 1830-х в лирике М.Ю. Лермонтова

Первый период творчества

Творчество поэта литературоведы разделяют на 2 части. Первая из них называется ранней, а вторая — поздней. Рубеж проходит приблизительно по 1837 году, когда были написаны такие стихотворения, как «Смерть поэта» и «Бородино». Нужно отметить, что судьба поэта Лермонтова, как и его стихи, тесно связана с жизнью современного ему общества, с великими историческими событиями.

Первая часть творчества относится ко времени, когда русская литература характеризовалась романтизмом, который был связан с идеями Великой Французской революцией (1789−1790) царствованием и победами Александра I. Тогда в России с приходом либерального императора наблюдался небывалый эмоциональный подъём.

Вторая половина, обличительная

Далее стихи великого поэта отражают обстановку, которая была в обществе в связи с событиями, происходившими после 1825 года. К власти пришёл новый царь, Николай I, который был врагом либеральных идей.

Он:

  • жестоко подавлял вольнодумство;
  • казнил декабристов;
  • усилил цензуру;
  • учредил Третье отделение;
  • поощрял доносы.

Будучи напуганным восстанием декабристов 1925 года, царь вёл политику «закручивания гаек», как сказали бы сегодня. Таким образом, настроение в обществе кардинально изменилось, люди были растеряны и напуганы. Т

ретье отделение, являвшееся органом политического сыска, созданное царём в 1826 году, сыграло колоссальную роль в том ощущении духоты, стеснённости в действиях и в мыслях, неприкаянности и никчёмности, которое воцарилось в стране. Всё это нашло отражение в следующем этапе творчества Михаила Юрьевича.

Эпоха безвременья

В сочинениях Лермонтова судьба поколения 30-х годов XIX века выходит на первый план. В них противопоставляются предшествующее и нынешнее поколения. Первое — отцы-декабристы, а второе — современники поэта. Декабристам были присущи великие идеи, стремление к светлым идеалам, к переменам в обществе. Однако их деятельность имела печальный конец: иллюзии рассеялись, предводители восстания были казнены, а участники его сосланы на каторгу.

Как следствие, современники Лермонтова уже лишены веры в лучшее, печальный опыт декабристов уничтожил в них какие-либо желания к общественной деятельности, к попыткам хоть как-то проявить себя на пользу Отчизне.

Таким образом, в тридцатые годы наступила так называемая эпоха безвременья, когда одни идеи в обществе уже ушли, а другие ещё не успели прийти им на смену. Как поэт и патриот Лермонтов не мог равнодушно взирать на такое печальное положение вещей, он принимал его близко к сердцу и выражал своё отношение в стихах.

«Дума» о судьбе поколения

Одним из ярких примеров осмысления темы является стихотворение «Дума», относящееся к 1838 году. В нём поэт не отделяет себя от тех молодых людей, чьих судеб касаются его раздумья. Об этом говорят местоимения «мы» и «наше», которые часто употребляются в произведении. Речь идёт о русской дворянской интеллигенции того времени. Стихотворение Михаил Юрьевич начинает грустными словами, что печально глядит на свое поколение.

Далее он выражает пессимизм по поводу будущих дней своих современников, говоря, что их грядущее или темно, или пусто.

Свой пессимизм поэт объясняет негативными качествами детей богатых родителей, которых с ранних лет уже томит жизнь, их путь ровен и лишен цели. Далее в этом сочинении поэта Лермонтова о судьбе его поколения говорится, что русские дворянские интеллигенты постыдно равнодушны и к добру, и к злу. Они вянут без борьбы уже в начале своей деятельности. Михаил Юрьевич с горечью отмечает, что молодые люди позорно малодушны перед всякой опасностью, а перед властью они склоняются, словно презренные рабы.

О презрении потомков

Что же интересует сверстников поэта? Это:

  • балы;
  • дуэли;
  • шумное веселье;
  • сплошные развлечения.

Они не собираются тратить силы на серьёзные дела, их жизнь сводится к погоне за сиюминутными наслаждениями, но и это их в итоге не радует. Им скучны «роскошные забавы» их предков.

Всё, что остаётся нынешнему поколению — спокойствие, благопристойность, сытая и невозмутимая самоуверенность.

Продолжая свои пророчества о печальной участи современников, поэт предрекает, что они пройдут над миром угрюмою толпой, которая будет вскоре позабыта. От неё не останется ни шума, ни следа, ни плодовитых мыслей, «ни гением начатого труда».

Свои печальные размышления Лермонтов заканчивает словами, что потомки оскорбят своих «промотавшихся отцов» «презрительным стихом» и «насмешкой горькою».

Таким образом, поэт считает, что жизнь этих людей прожита зря, без высоких дум и стремлений, без страстей, без идеалов. Потомкам они не оставят никаких духовных ценностей и тем останется только презирать их.

Сомнения и отрицание

Отчаяние и скепсис, выраженные Михаилом Юрьевичем, обусловлены общественной трусостью и бездеятельностью, оторванностью от политической борьбы. Эти чувства возникают в те эпохи, когда возвышенное индивидуальное сознание мечется в процессе поисков достойной жизни, но найти её не может. В такие периоды мысли становятся мучительными, они представляют собой единственную реальную силу, которая способна возвратить живого человека к деятельной борьбе.

В эти времена общественное сознание выливается в негативную форму и выступает в виде сомнений и отрицания. Через них мыслящее общество училось трезво смотреть на жизнь, преодолевая противоречия в собственном сознании. Самоанализ и рефлексия были особой, специфичной формой неприятия жестокой реакции, формой общественного протеста.

Читайте также:
В чем состоит трагизм судьбы Печорина: сочинение

Подлинность и истинность слов поэта

Отрицание беспощадное и открытое, как в стихотворении «Дума», направлено и на внешнюю сторону жизни дворянской интеллигенции, и на внутренний душевный мир. Оно обращено против тяжёлого духовного пресса официальной идеологии.

Пессимистичный тон лермонтовской «Думы» отражает эмоцию так называемого социального отчаяния, которая охватила его соотечественников. Глубокие личные переживания поэта потрясли современников. Герцен, Белинский, Майков обращали внимание на вопль и стон души, на трагичность его произведения, на суровый и мрачный лиризм.

И действительно, стихотворение производит довольно мрачное впечатление. В нём печаль сливается с негодованием, обличением, горьким осуждением, жалобой, тоской и иронией. Поэт выплёскивает свою обнажённую душу, обуреваемую чувствами. Он вскрывает сознание своего поколения изнутри. И это придаёт его словам подлинность и истинность.

«Как часто пёстрою толпою…»

Тему судьбы поколения 1830-х в лирике Лермонтова продолжает стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружён», написанное в 1840 году. Многие критики оценивают его как одно из самых значительных в творчестве поэта. Проникнутое пафосом, оно, как свидетельствуют современники, было написано после посещения маскарада 1840 года в ночь с 1 на 2 января. После его опубликования на Лермонтова обрушились новые гонения.

Тема маскарада является символичной. В стихотворении слышится насмешка над фальшью светского общества. В воображаемом прошлом поэта присутствуют светлые мечты, которые в его сознании приходят в противоречие с призрачной реальностью. Она пропитана враньём и прячется под маской. И эта грязь, сопровождающая действительность, в душе Лермонтова вызывает презрение. Поэт пишет, что перед ним мелькают образы бездушных людей.

Тем самым, как и в «Думе», Михаил Юрьевич говорит о бездушии и чёрствости окружающих его людей. Лирическому герою ненавистно общество, ему здесь тесно и душно. В заключение он говорит о своём желании смутить весёлость и с дерзостью бросить «в глаза железный стих» и маски, стянутые приличием.

Такая позиция ещё раз свидетельствует о неравнодушии поэта, о его стремлении изменить окружающую действительность.

Другие произведения

Раздумья о своём поколении Лермонтов продолжает и во множестве других произведений. Среди них можно назвать:

  1. «И скучно, и грустно».
  2. «Поэт».
  3. «Бородино».
  4. «1831-го июня 11 дня».
  5. «Журналист, читатель и писатель».

В стихотворении «И скучно, и грустно» Лермонтов пишет, что жизнь, если посмотреть на неё внимательно, является пустой и глупой шуткой.

В стихотворении «Поэт», где рассматривается место поэта в обществе, Лермонтов с большой горечью отмечает, что стихотворец власть над толпой променял «на злато», поэзия превратилась в продажную. Те же мотивы просматриваются и в «Журналисте, читателе и писателе». Здесь Михаил Юрьевич спрашивает: о чём же должно писать поэту? Обязан он быть пророком, обличать общественные пороки, тем самым избавляя от них людей? Эти вопросы являются риторическими.

Стихотворение «Бородино»

В стихотворении «Бородино» рассказ ведётся от лица солдата, участника событий, что придаёт описанию особую достоверность. Передавая нравственное и психологическое состояние русских воинов, Лермонтов подчёркивает непримиримый антагонизм, присущий двум культурно-историческим планам — минувшему и современному. Об этом говорит и рефрен, который актуализирует взгляд поэта и является ключевым в понимании произведения. В нем автор отмечает, что в его время люди были богатырями, лихим, могучим племенем.

Таким образом, Лермонтов с большой гордостью и отрадой вспоминает о событиях 1812 года. И сравнение с нынешним поколением говорит, что смельчаки остались в прошлом, а им на смену пришли малодушные, слабые люди, которые ищут безопасности и покоя.

В заключение хочется сказать, чем дороги сочинения Лермонтова моему поколению. Их написал зрелый человек, страстный патриот, который знал жизнь, и хотел сделать её лучше. И, обличая пороки потерянного поколения, призывал его к деятельной борьбе за высокие идеалы.

Сочинение Женские образы в романе Герой нашего времени Лермонтова 9 класс

Каждая героиня произведения Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени” имеет тонкую связь с главным героем – Печориным. Они зависимы от него по-своему. Также сам мужчина неравнодушен к ним. Женщины совершенно разные. Но в определенный момент они проявляют свою силу, энергию. Они требовательные, красивые, целеустремленные. Григорий Александрович Печорин – тот человек, который стал причиной их слез и разочарований.

Бэла

Знакомство с Бэлой становится очередным развлечением для мужчины, но имеет для черкешенки печальный конец. Печорин хладнокровно наблюдал за настоящими чувствами Бэлы. Он видел ее мечты, понимал и чувствовал желания, но ничего не мог сделать с собой. Сначала девушка оказывается по желанию Печорина в его доме. Она понимает, что похищена собственным братом Азаматом. Это предательство угнетает ее. Однако такое разочарование забывается благодаря влюбленности в Печорина. Позже подобное состояние сменяется настоящим чувством – страстью в сопровождении любовью. Характером и внешним видом девушки восхищались все: и Максим Максимум, и Григорий. Однако не любовь со временем становится мучительным испытанием. Пленница понимает, что Печорина наступило ее присутствие. Он не находит себе места, так как между ним и Бэлой больше нет взаимности. Девушку в повести отличает неземная преданность любимому человеку, терпение, высокий нравственный уровень. Для Печорина Бэла была надеждой на то, что он смог бы оживить свою потерянную душу. Но даже эта невинная девушка не пробудить в нем человеческие чувства.

Вера

В светском обществе , без которого главный герой не представлял себя, ярким пятном выделяется образ Веры. Давние ее взаимоотношения ее с Печориным возобновляются в Кислозаводске после нескольких лет. Оба старались отдаться целиком во время таких встреч. Сердце Григория также трепещет при одном только воспоминании о ней. Внутренний мир Григория, в котором имели место ненасытность и эгоизм, был прозрачен для Веры. Лишь она могла управлять им. Однако из-за своего признания мужу в любовной связи семья покидает край, где остается Печорин.

Ундина

Встреча на Тамани Печорина с Ундиной раскрыла подробнее сущность главного героя.

Оказалось, что он может испытывать страх, когда остался наедине со спутницей, пытавшейся неожиданно его утопить. Образ русалки в произведении яркий. Девушка имеет необыкновенную привлекательность, она решительная и непредсказуемая. Ее любовь к контрабандисту оказалась страстью, сметающей все на своем пути, не имеющей границ.

Читайте также:
Образ Максима Максимыча в романе М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени: сочинение

Мери

Знакомство Григория Печорина книжной Мери подняло еще больше самооценку главного героя. Девушка от любви потеряла голову, признавшись ему в этом. Подобное поведение считалось неуместным. Это замечали все вокруг. Окружающие были удивлены ее поведением, так как считали княгиню Лиговскую умной и достойной лучшего девушкой. Однако она находилась в подчинении у Печорина, страдала, испытывая непонимание и неуверенность от этого мужчины. Мэри также как и другие девушки, приближенные к Григорию, оказались игрушками в руках этого героя. Княгиня использовала любое средство, чтобы заинтересовать своего возлюбленного. От кокетства она перешла к откровенным признаниям в любви к Печорину, видя в этом смысл. Однако в конце завоевания его сердца девушку ожидало глубокое разочарование.

За несчастьем каждой из героинь скрывается бесчувственность, жестокость и эгоизм Печорина, который видит их достоинства, но в силу усталости от жизни не может по достоинству оценить влюбленную в себя женщину. Интуиция, свойственная каждой женщине в отношениях мужчиной, подвела их, оставив несчастным.

2 вариант

В обществе много писателей и поэтов, воспевающих женщину, которая испокон веков считается прекрасной половиной человечества. В произведениях русской литературы создано множество женских образов, привлекающих читателей своей поэтичностью, нежностью и душевным спокойствием. Это всеми нами известная Татьяна в поэме «Евгений Онегин» и тургеневская Ася и сильные духом жены декабристов у Некрасова.

В произведении «Герой нашего времени» Лермонтов показал также несколько образов, совсем непохожих друг на друга. Но одна сторона у них общая – это любовь к главному герою Печорину, с которым наше знакомство происходит в начале повести «Бэла». Здесь Григорий знакомится с очаровательной девушкой по имени Бэла. Она влюбляется в молодого человека с первого взгляда всем сердцем. Печорин для нее стал всем на этом свете. Однако Печорину девушка быстро надоела. Она не принесла ему той новизны, которую он ждал. Страдания Бэлы глубоки, и смерть ее неизбежна. Ее погибель становится избавлением для покинутой души.

Другая героиня-контрабандистка немного схожа с Бэлой. Дело в том, что обе девушки принадлежат не к высшему обществу. Но в контрабандистке есть что-то неизведанное и таинственное, к которому стремится Печорин. Золотистый отлив волос, завораживающий взгляд притягивали нашего героя. Но опять же девушка эта для него была лишь очередной забавой.

Совершенно непохожа на этих героинь княжна Мери. Она принадлежит к светскому обществу. Хотя она и кокетничает с молодыми людьми, но по своей неопытности и неразборчивости в людях допускает ошибки. Мери предстает перед нами мечтательной и обворожительной красавицей. Девушка создает свой образ мужчины, совершенно отличавшийся от книжных героев, и ищет его в первом встречном. Вначале ей нравится Грушницкий, затем ее внимание переходит на Печорина. Его ухаживания она воспринимает по-настоящему. Увидев настойчивость Григория, она видит в нем того единственного, о котором мечтала. Мери влюбляется в него и думает, что Печорин ее полюбил от всего сердца. Но настоящего Григория она так и не увидела и не стремилась понять. Для нашего героя княжна была всего лишь очередным развлечением. Мы искренне жалеем девушку и осуждаем Печорина за то, что он заставлял ее страдать.

И последняя женщина, которая сумела, как говорит Печорин, его понять- это Вера. Она смогла принять его со всеми его достоинствами и недостатками. Но их отношения очень сложные. Вера –замужняя дама, а нашему герою было интересно добиться ее расположения. В конце концов он ее теряет, и от этого страдает.

Все женщины, которые имели особые чувства по отношению к Печорину были глубоко несчастны. Но и сам герой одинок и полон страданиями от этой любви.

Сочинение 3

В данном произведении М. Ю Лермонтова встречаются абсолютно разные женские характеры и поступки, и каждый из них несёт что-то важное для Печорина. Все героини романа абсолютно не похожи друг на друга, у них различные интересы, мировоззрение и социальное положение. Гордая красавица Бэла любит так же горячо, как и ненавидит, у нее свои принципы, которыми она не может поступиться. Когда Бэла понимает, что интерес Печорина к ней пропал она не видит дальнейшего смысла жизни. Единственным сочувствующим ей становиться Максим Максимыч, но и он не может ей помочь. Бэла обречена на трагическую гибель.

Ундина олицетворяет образ свободной и сильной любви, можно сказать, «контрабандистской романтики». Печорин описывает «русалку»далеко не красавицей, но ее голос, гибкий стан и длинные русые волосы не дают ему покоя. Как оказалось, свидание с ундиной не принесёт ничего хорошего главному герою. Девушка-русалка попытается обольстить, а затем утопить Печорина , чтобы спасти своего любимого Янко.

Княжна Мери и Вера близки Григорию по духу и подходят по положению в обществе, но и тут его ожидает неудача. Княжна Мери приятная и образованная девушка, но Печорин не проявлял к ней чувств и не стремился, как другие, часто бывать в доме княгини Лиговской. Именно своей холодностью он заинтересовал Мери, и Григорий понимая это, продолжает играть чувствами девушки. В один момент княжна признается в любви Печорину, и отвергает ухаживания Грушницкого. Но в ответ Мери не слышит признания, а потом и вовсе, Григорий признается, что она не нужна ему. Мери ничего не остается, кроме как возненавидеть главного героя за его поступок.

Вера – замужняя дама, давняя знакомая главного героя. Печорин узнает, что она гостит у княгини Лиговской и чувства к Вере появляются у него снова. Как оказалось, Вера одна из немногих кто понимает Григория и чувствует его бесконечные метания. Но в силу сложившихся обстоятельств, Вера снова ускользает от Печорина и он чувствует себя совершенно растерянным, ведь оказалось что любил он только ее.

Каждый женский образ в романе по-своему яркий и значимый для произведения. Независимая «русалка»-готовая пойти на преступление ради своей любви. Гордая и красивая Бэла, которую обрекли на гибель. Вера любящая, но несчастная от своей любви к Печорину. Искренняя и скромная Мери, которая слишком поздно понимает, что над ней посмеялись. Их всех обьединяет только то, что все они испытывали чувства, но остались несчастными.

Читайте также:
Анализ второй части поэмы Лермонтова «Демон»: сочинение

Также читают:

Картинка к сочинению Женские образы в произведении Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Софья Васильевна Ковалевская — первая женщина профессор и математик. С самого детства отличалась гибким умом и особой тягой к уравнениям и различным формулам. Является выдающимся ученым того времени

Автор романа «Что делать?» Чернышевский, был истинным борцом за справедливость и верил в счастливое будущее нашей страны.

Многие говорят о жестокости мира. И это вполне объективное утверждение, поскольку в жизни каждого человека накапливается множество проблем, которые он бывает трудно решить самостоятельно.

Если выбирать погоду и сезон для прогулки в парке, то я точно выберу золотую осень. Я считаю, что это самое красивое время года! Летом всё зеленое – одинаковое, а ещё и жарко, – зимой – белое и холодное, а весной, в основном, грязь

Главным героем произведения выступает Андрюша Рыженький – трусливый, неуверенный и хрупкий мальчик. Однажды назидания матери о необходимости мужской храбрости вынудили его попрактиковаться.

Женские образы в романе «Герой нашего времени»

Введение

Женские образы в романе «Герой нашего времени» удались Лермонтову на славу. Так охарактеризовал эту особенность романа писателя знаменитый критик того времени В.Г. Белинский.

Белинский отмечал, что автор создал такие монументальные образы девушек и женщин, что они могли бы соперничать только с героинями романов и повестей А.С. Пушкина. Эти женщины умны, способны, прекрасны душой и телом, они обладают сильной волей, стремятся к реализации себя в обществе. Однако все героини романа по-своему несчастны, хотя, следует признать, что их несчастье является производным от несчастья главного героя – Григория Александровича Печорина.

Именно образ Печорина сюжетно объединяет между собой все женские образы романа.

В произведении представлено несколько центральных женских образов. Это Вера – светская замужняя дама, которую связывает с Печориным любовная история еще во времена, когда молодой герой жил в Петербурге. Это княжна Мери Лиговская – родственница Веры, с которой Печорин знакомится в Пятигорске и из-за скуки влюбляет ее в себя. Это дочь черкесского князя Бэла, похищенная родным братом и отданная Печорину в качестве наложницы. И, наконец, это девушка, которую сам Печорин назвал Ундиной («русалкой») – возлюбленная контрабандиста Янко, случайная знакомая главного героя романа.

Охарактеризуем кратко главных героинь-женщин из этого произведения.

Образ гордой черкешенки Бэлы, которую Печорин с помощью ее родного брата похитил и из родительского дома, вызвал горячее участие читающей публики еще при первой публикации романа.
В ряду женских образов в «Герой нашего времени» образ Бэлы является одним из самых трогательных. Бэла была не виновата в случившемся с ней, и, тем не менее, она принимала все удары судьбы мужественно. Ее предал родной брат, отдав ее за коня Казбича, ее предал похититель Печорин, которого она полюбила всем сердцем, но не нашла в его душе взаимности. В итоге ее убил человек, который тоже был в нее тайно влюблен.

Тонкую и чуткую душу Бэлы понимал только Максим Максимович, однако и он не знал, чем ей помочь и тайно радовался ее смерти, понимая, что эту девушку в жизни уже ничего хорошего не ждало.
Любовь Бэлы не смогла пробудить душу Печорина к жизни от самолюбивого эгоизма. Главный герой романа скоро охладел к молодой черкешенке, и героиня, ни в чем не упрекая своего возлюбленного, покорно последовала в могилу, жалея перед смертью лишь о том, что они с Григорием Александровичем относятся к разным верам, поэтому не смогут встретиться в раю.

Следует признать, что образ Бэлы удался Лермонтову в полной мере, позже Л.Н. Толстой в своем рассказе «Кавказский пленник» представит на суд читающей публики образ молодой чеченской девушки Дины, и в этом образе будут черты и Бэлы – такие как преданность и нравственная чистота.

Княжна Лиговская

Образ женщин в романе «Герой нашего времени» значительно дополняет образ княжны Мери – гордой и прекрасной русской дворянки, которая влюбилась в Печорина и призналась ему в своих чувствах, что в те времена считалось недопустимым поведением со стороны девушки из знатной семьи.

Печорин почувствовал, что Мери являлась необычной девушкой из тех, которых он знал. Он увидел в ней ум, характер и душевную силу. И хотя Печорин заявлял Грушницкому, что Мери представляет собой классический образец русской девушки, которая при всей своей гордости и уме в итоге пойдет замуж за человека ничтожного, следуя воле своей маменьки, тем не менее, сам Григорий Александрович решил поиграть с чувствами этой гордой красавицы.

Трудно сказать, насколько искреннее Печорин ухаживал за Мери, однако, следует отметить, что унижал он ее не из чувства злобы, а скорее, повинуясь какому-то грубому внутреннему инстинкту.
Печорин чувствовал душевную силу и чистоту Мери, поэтому стремился ее себе подчинить, хотя не находил в этом подчинении особого для себя смысла.

В итоге Мери также (как и впоследствии Бэла) глубоко переживала историю с Печориным и испытывала страдания от его поступков и его душевной холодности по отношению к ней.

Роль женских образов в «Герое нашего времени» достаточно велика. Фактически, личность Печорина раскрывается перед нами через призму его взаимоотношений с женщинами, которые представлены в романе.
Большое значение в этом играет образ Веры – светской замужней дамы, с который Печорин был знаком еще в Петербурге. В Кисловодске, где происходит действие повести «Княжна Мери», Печорин снова встретился с Верой. Григорий Александрович помнил о своих чувствах к этой женщине, кажется, что и Вера не забыла своего прежнего возлюбленного.

Многие читатели романа замечали, что образ Веры – один из самых противоречивых в романе. С одной стороны, героиня стремилась к Печорину и лучше всех понимала его душу, полную противоречий, самолюбия и эгоизма, но с другой стороны, именно Вера стала «злым гением» Печорина, фактически, толкнув его на дуэль с Грушницким. В ту ночь, когда Грушницкий, полный ревности, караулил Печорина у дома Мери, он увидел, как Печорин шел на свидание к Вере, однако юный герой решал, что Григорий Александрович пытался соблазнить Мери Лиговскую, в которую сам был влюблен.

Читайте также:
Что объединяет образы Онегина и Печорина: сочинение

Роковая дуэль Печорина и Грушницкого привела к тому, что Вера рассказала мужу правду о своих отношениях с Печориным, муж навсегда увез ее из Кисловодска. Печорин бросился вдогонку, но уже ничего не смог сделать.

«Ундина»

Характеристика женских образов в «Герой нашего времени» была бы неполный, если бы мы не упомянули имя еще одной героини, с которой Печорин встретился на Тамани.

Сам Печорин называл ее «Ундиной», то есть русалкой. Образ этой девушки загадочен. Она была любовницей контрабандиста Янко, которого Печорин фактически застал врасплох. Опасаясь, что Печорин может донести на Янко властям, Ундина заманила Печорина на лодку, пригласив покататься с ней, а потом попыталась утопить своего спутника. Последнее ей, однако, не удалось: Печорин выбросил Ундину за борт.

Поступок Ундины сам герой объяснил ее чувством любви к молодому контрабандисту, однако такая страшная любовь показалась неприятной даже самому Печорину, привыкшему приносить несчастья тем, кого он любил.

Все женщины в романе «Герой нашего времени» являются неповторимыми и яркими личностями. Фактически, они во многом предвосхищают знаменитые женские образы романов Тургенева. Эти женщины красивы, умны, сильны духом, они обладают волею и чуткими и добрыми сердцами. Однако никто из них не смог удержать Печорина от падения в нравственную пропасть, вероятнее всего, потому что сам герой, ища женской любви, не мог до конца понять сердца тех женщин, которых он любил.

Сочинение: Образы героев в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

Многомудрый Литрекон объединил основных героев романа «Герой нашего времени» под одним заголовком, чтобы читатель смог самостоятельно и оперативно разобраться в системе персонажей Лермонтова. Каждому действующему лицу посвящено краткое сочинение-рассуждение (с цитатами). Приятного просвещения!

Ундина

(361 слово) «Герой нашего времени» — произведение неповторимое, загадочное, захватывающее. Столь же таинственны его герои. Пожалуй, самой интригующей героиней является Ундина (русалка), как ласково называет ее Печорин.

Главный герой встречает девушку в Тамани. Настоящего имени он так и не узнал. На вопрос Печорина об имени девушка изворотливо ответила: «Кто крестил – тот знает». Точного возраста тоже не обозначено — автор говорит, что ей не больше 18 лет. В сущности, Печорин не знает о ней ничего, своих догадках он ориентируется лишь на ее внешность – легкий полосатый наряд, молодое лицо с озорным выражением и распущенные длинные волосы. Своей таинственностью девушка сразу вызвала у любившего приключения Печорина интерес. Она привлекла его неоднозначными и двусмысленными ответами, умением напевать старинные песни, частыми отлучками и свободой жизни, незнакомой Григорию. У героини проницательные глаза, правильный нос, длинные русые волосы, и, несмотря на то, что она далеко не красавица, в ней «много породы».

Однако, оказалось, таинственное поведение Русалки связано с ее деятельностью: причудливая девушка оказалась контрабандисткой. Узнал о ее промысле Печорин, проследив за ней — она встречалась с сообщником, молодым человеком по имени Янко, а еще им помогал слепой мальчик. Но главный герой не остался незамеченным: узнав о слежке, Ундина попыталась соблазнить офицера и пригласила его ночью на лодку. Там она набросилась на него, желая утопить свидетеля. В борьбе с Ундиной Печорин победил, сбросив ее в море. Позже герой увидел, как она вышла из воды. Она сказала Янко о том, что их обнаружили. Без сожалений они оставили слепого мальчика и старуху, спасая себя и товары. После этой истории Печорин недоумевал, почему судьба закинула его к ним:

Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!

На примере Ундины автор показывает читателю, каким неоднозначным может быть человек, как много может быть у него в арсенале масок, чтобы скрыть свое желание жить в угоду лишь себе. Ундина в каком-то смысле является двойником главного героя: она эгоистична и безнравственна, умна и хитра, любит приключения и свободу, не боится риска. Но ее от Григория отличает определенность: она точно знает, как жить и что делать. Роль этого образа столь же понятна — он помогает раскрыть характер Печорина в исключительных обстоятельствах наедине с исключительным человеком (Ундиной), что является важным элементом романтизма.

(328 слов) В романе «Герой нашего времени» главный герой Печорин ассоциируется, прежде всего, с легкомыслием и авантюризмом. Но в характере Григория присутствует не только жажда к приключениям, есть в нем и нравственное начало. Читатель понимает это, оценивая давнюю любовь Печорина – Веру, девушку, которую он встречает в Кисловодске в главе «Княжна Мэри».

О приезде Веры рассказывает Печорину доктор Вернер, еще даже не зная, что они знакомы. Вера на отдыхе не одна, он приехала с мужем. Вот как доктор рассказывает о даме, которая является родственницей княгини Лиговской:

Очень хорошенькая, блондинка, среднего роста, с правильными чертами лица, на правой щеке у нее – черная родинка, а цвет лица чахоточный.

Лицо Веры поражает Вернера своей выразительностью, которая говорит о богатстве внутреннего мира девушки. Вера мудра, великодушна, способна тонко чувствовать, но в то же время ей присущи хитрость, роковая страстность, эгоизм. Ради вновь вспыхнувшей любви к Григорию она предает мужа и дозволяет любовнику играть чувствами родственницы, чтобы чаще видеться. Из их разговора на водах мы узнаем, что она замужем уже во второй раз, замужество для нее лишь – дань обществу, возможность поставить на ноги сына. Она по-прежнему хранила в сердце чувство к Печорину, хоть и пыталась его забыть. При всей своей прозорливости эта женщина лишалась всякой воли, когда вновь оказывалась под властью любви. Страсть к Григорию делала ее игрушкой в его руках, поэтому герой поздно осознал, как сильно привязался к ней. Отличительные черты героини, которые так притягивали Григория, заключались в ее способности не осуждать и принимать его таким, каков он есть. Вера одна понимала его, и он осознавал, но не ценил этого.

Читайте также:
Гражданские мотивы в лирике М. Лермонтова: сочинение

То, что Печорин полюбил именно эту женщину, говорит о том, что он нашёл в ней близкие ему качества. Она также манипулировала людьми и использовала их в своих целях, но с Григорием Вера сбрасывала маску фальши, становилась собой — слабой и несчастной женщиной, которая лишена любви и возможности говорить о чувствах открыто. Поэтому только с ней герой чувствовал себя настоящим, ему не нужно было лицемерить, ведь он обрел по-настоящему родственную душу. Но Печорин осознал, как ему повезло с Верой, когда уже потерял ее.

Максим Максимыч

(320 слов) Образ Максима Максимыча имеет огромное значение для всего романа «Герой нашего времени». Именно этот герой встречался с Печориным лично и рассказал автору многое и о нем, и об остальных героях, а также о той эпохе, буйной и неспокойной.

Роль главы «Максим Максимыч» заключается в том, что именно там мы получаем полное видение Печорина со стороны. Максим Максимыч неумело, по-солдатски пытается объяснить причину поступков главного героя, но не может в полной мере понять его сложный характер. По его рассказам читателям становится понятно, что одна из самых главных черт Максима Максимыча — это сострадание. Он заботится как о Печорине, так и об украденной им Бэле. Он относится к ней как к родной дочери. Добрый и эмоциональный старик сильно привязался к ним, поэтому очень переживал, когда почувствовал холодность Печорина по отношению к себе.

Максиму Максимычу около пятидесяти лет, но своей семьи он не имел. Герой был беден, вышел из низов, дослужился до штабс-капитана, много лет служил на Кавказе. Он всегда оставался верен своему призванию – службе, побывал в Чечне, и даже выучил татарский язык, на его долю выпало много испытаний, но, несмотря на это, он оставался понимающим, великодушным и благородным человеком. Печорин часто называл его «мой старик» или просто старик, что немного не соответствовало его бодрому виду, твердой походке и загорелому цвету лица, хотя поседевшие усы и волосы говорили об огромном опыте Максима Максимыча. Иногда он критиковал молодежь за излишнюю «горячность», но лишь потому, что имел право на это. При всей своей ворчливости он был более молод душой, чем Печорин и его поколение. Он все еще умел радоваться простым вещам и любить свое дело и тех, кто находится рядом.

Максим Максимыч — один из важнейших героев романе, его образ по принципу антитезы соотносится с Печориным: старый офицер чувствовал и думал «моложе», чем тот, кто годился ему в сыновья. Лермонтов столкнул два разных поколения и сделал сравнение не в пользу своего. По его мнению, старики были более сердечными, эмоциональными и благородными людьми, чем их потомки.

Грушницкий

(333 слова) Грушницкий – это герой, к которому не возникает симпатии ни у автора, ни у читающей публики. Возможно, поэтому полное имя Грушницкого так и не прозвучало в романе. М. Ю. Лермонтов сознательно не придал много индивидуальных черт этому персонажу, подчеркивая в его образе только общие пороки военного класса того времени.

Грушницкий привлекателен внешне: это высокий, статный молодой человек с черными кудрями, он молод и красив, ему 20 лет, но выглядит он на 5 лет старше, однако состоит на службе всего год. Грушницкий всегда в форме, таким образом, он пытается очаровывать дам. Он образован, знает французский язык, но речь его быстрая и вычурная, а эмоции фальшивы. Главная мечта юноши – стать героем романа, центром внимания. Его воспитали простые люди, родители его жили в деревенской усадьбе, видимо, поэтому он так хотел выделиться в светском обществе и произвести впечатление. Грушницкий из всех сил демонстрировал свою индивидуальность, содранную со страниц модных книг, но при этом был глуп, самовлюблен, и не отличался храбростью (во время боя он даже зажмуривает глаза).

Юный Грушницкий совершенно не разбирается в людях и своих чувствах. Его дружба с Печориным тоже не настоящая. Молодые люди кажутся друг другу милейшими созданиями, но под масками улыбок скрывались предательство и месть. Даже чувство к Мэри не такое глубокое, как ему хочется, это просто влюбленность. Отвергнутый княжной, юнкер начинает распускать слухи о Мэри, которые приводят к дуэли с Печориным. Перед началом поединка Грушницкий портит оружие противника, и только волею случая Григорий обнаруживает неисправность. Финалом дуэли становится смерть юнкера, который так и не смог признать свою подлость. Мнение общества для него дороже самой жизни.

Описывая Грушницкого, автор обращает внимание читателей на те черты героя, которые угадываются и в образе Печорина: он также пытается уйти от вечной скуки, играя чувствами других, что, зачастую, приводит к трагедиям. Внешне поведение юнкера очень похоже на то, как держит себя Григорий, но для него хандра, цинизм и скрытность — всего лишь красивая поза, а вот для Печорина это личная драма. Таким образом, Грушницкий — это отражение главного героя в кривом зеркале, которое увеличило недостатки персонажа и исказило его достоинства.

Княжна Мери

(333 слова) Княжну Мери можно назвать самым главным женским образом романа «Герой нашего времени». Именно ее образ автор подробно и ярко раскрывает на страницах своего произведения. Он является собирательным и демонстрирует основные черты всех светских барышень, которые так надоели Печорину.

Княжна Мери появляется в одноименной главе. Она — дочь княгини Лиговской, скромная, образованная, но донельзя типичная дворянка, пропитанная духом водяного общества. Мери со своей матерью приехали в Пятигорск на воды из Москвы. Легкая походка девушки, утонченный внешний вид, длинные ресницы и темные волосы не могли не привлечь внимание молодых офицеров. Мать княжны мечтала найти для дочери хорошую партию, но барышню это не интересовало. Главными увлечениями Мери были французские любовные романы, фортепьяно и пение: она обладала потрясающим голосом.

Героиня знала себе цену, иногда смотрела на людей свысока, у некоторых складывалось о ней мнение, что она высокомерна, но Мери могла себе это позволить – она была умна, богата и хороша собой. Печорин особенно отмечал «бархатные глаза», которые как будто гладили собеседника. Героиня была остра на язык, но без маски светскости она оставалась романтичной, наивной и мечтательной молодой особой. Поэтому она принимала ухаживания Грушницкого, в нем она хотела видеть героя одного из своих романов. Но когда появился более таинственный и интересный собеседник, она легко отстранилась от юнкера. Однако девушка не обладала прозорливостью и достаточным жизненным опытом, чтобы разгадать тонкую игру Григория. Печорин стал ухаживать за княжной из-за скуки и возможности скрывать свои отношения с Верой. Мери же надеялась на искреннее чувство, на скорое замужество. Узнав о том, что Григорий не любил ее, она искренне расстроилась и разозлилась. Светлое общество еще не отняло у нее способность переживать и чувствовать. У княжны случился нервный срыв и развилась душевная болезнь. Она стала очередной жертвой Печорина.

Читайте также:
Художественное своеобразие Песни про царя Ивана Васильевича…: сочинение

Образ Княжны Мери очень важен, он показывает, как легко можно растворится в своих романтических мечтах и обмануться ими. Также автор с помощью Мери поднимает проблему истинности и ложности любви. Героиня полюбила не Григория, а того, кого он сыграл для нее, видя слабости и предпочтения «жертвы». И, конечно же, образ княжны помогает читателю лучше узнать героя своего времени.

(316 слов) Бэла – шестнадцатилетняя черкесская княжна, тоненькая и изящная девушка. Печорина привлекла в ней азиатская красота, черные волосы и глаза как у горной серны. Обманным образом, с помощью брата Бэлы – Азамата, Григорий крадет ее, обменяв на лошадь. Так юная черкешенка попадает в крепость к Печорину.

Первые несколько дней своего пребывания у Печорина Бэла была напугана. Она любила свой дом и хотела туда вернутся, поэтому только сидела в углу и пела грустные песни. Бэла, воспитанная традициями горного народа, была горда и независима, поэтому дорогие подарки Печорина и его деликатное обхождение не могли вызвать в ней любовь. Но как только он сдался, и даровал девушке свободу, она добровольно начала жить с ним. За это время дикарка искренне полюбила его и приняла свою судьбу. Покорность сильному и властному мужчине-победителю тоже была заложена в ее воспитании, поэтому гордость уступила место привязанности и смирению. Верность и честь – для нее самое главное. Даже недолгую разлуку с Печориным Бэла переносила тяжело, ведь ее любовь была сильной и настоящей. Но, приручив дикарку, сам похититель остыл к ней.

Со временем чувства Печорина к Бэле проходят, девушка чувствует это, замыкается в себе, красота ее меркнет. Она продолжает любить Григория, а для него это лишь вчерашняя забава. Хотя Лермонтов не говорит о чувствах Печорина к Бэле, ее образ помогает многое понять о главном герое и его характере: он неосторожно и эгоистично ведет себя, что приводит к трагедии. Бэла погибает от рук Казбича, но Максим Максимыч говорит, что смерть для нее единственный выход, и с ним трудно спорить: счастье героини было во взаимности, которой она уже не смогла бы добиться. Не будь истории с похищением, Бэла, возможно, была бы счастлива.

Образ Бэлы не только способствует раскрытию характера главного героя, но и демонстрирует особый горный колорит произведения, который позволяет читателю проникнуться атмосферой экзотического края, где царят свои законы, отличные от западного мира. Лермонтов очень любил свободный и естественный Кавказ, поэтому в очередной раз воспел его дикую красу, загубленную пресыщенным иноверцем.

Печорин

(358 слов) Образ Печорина — собирательный портрет всего поколения Лермонтова. В нем угадываются черты и самого писателя, который не льстил себе, а напротив, бичевал себя, обнажая цинизм и равнодушие людей своего времени, неспособных на созидательную деятельность.

Печорин – молодой военный двадцати пяти лет, привлекательный, крепкий мужчина. Противоречивость его характера находит отражение во внешности: белокурые волосы с темными бровями и усами, детская улыбка и широкие плечи. Григорий любит пользоваться духами, у него аристократичные руки. Все эти внешние данные очень нравятся женщинам, и Печорина можно даже назвать сердцеедом.

Характер Григория Печорина в произведении «Герой нашего времени» неоднозначен. Печорин — не положительный герой, но его и отрицательным назвать трудно. Многие его действия достойны осуждения, однако важно понимать мотивы его поведения: в них не было корысти или похоти, они были продиктованы лишь тоской и неприкаянностью героя. Его нужно не судить, а жалеть, ведь он — лишний человек, и отлично осознает это. Автор показал типичный образ своего поколения, таковы были многие люди, развращенные праздностью и неоправданной высотой своего социального статуса. Дворянин рождался с серебряной ложкой во рту, ему ничего не нужно было добиваться, все и так появлялось само собой, без усилий: деньги, развлечения, любовницы. В такой ситуации заурядные представители элиты прожигали жизнь или плодили бесчисленных наследников, а незаурядные тяготились безответственностью и бессмысленностью такой обеспеченной, но бестолковой жизни.

Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Он объяснял княжне Мери:

…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой.

Оказавшись в таком лживом и пошлом мире, Печорин ломает себя, он пытается подстроиться, надевая различные маски – смех его неискренний, улыбка ненастоящая.

Образ Печорина очень трагичен: он независим, но одинок. Герой пытается, но не может найти родственную душу, совершает много фатальных ошибок, устает от жизни, ищет счастье в чужих трагедиях забавы ради. Григорий неспроста пошел на военную службу: он всегда рискует, ходит по краю, не дорожит собой. Значит, он лишний не столько в обществе, сколько сам для себя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: