Портрет Героя нашего времени в романе М. Ю. Лермонтова: сочинение

Портрет и его роль в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

Разделы: Литература

Задача: Развивать у учащихся умение анализировать художественное произведение; анализ психологического портрета Печорина.

Знания, умения, навыки: Умение производить литературоведческий анализ, работать в группах.

Оборудование: Проектор, компьютер, интерактивная доска.

Технологии, методики, применяемые на уроке: Информационно-коммуникационные технологии. Проведение занятия сопровождается презентационными материалами в формате Power Point 97-2003.

История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…
Лермонтов М.Ю. «Журнал Печорина»

I. Актуализация знаний

Роман был написан в период 1837–1840 гг. Он состоит из пяти самостоятельных повестей, которые объединены общими героями и общим названием.

В «Герое нашего времени» мы видим целую галерею героев, описание которых зависит от жанра данной повести и той задачи, которую ставил перед собой автор в этой части романа. Например: «Тамань»– остросюжетная и в то же время лирическая повесть; «Княжна Мэри»– дневник; «Фаталист»– записки, сделанные героем по прошествии некоторого времени после описываемых событий.

II. Работа над темой (слово учителя)

Портрет как одно из средств художественной выразительности всегда занимал достаточно важное место в литературном произведении, так как изображение героя является частью его образа. Однако портрет – это не только описание его внешности, но и знакомство с его жизнью, это его чувства и поступки. Он способствует раскрытию внутреннего мира героя. Портрет – это то, что делает возможным представить читателю героя как личность. Для допушкинской эпохи характерен живописный портрет: краткий, с малым количеством деталей. В нем преобладали лишь детали, говорящие непосредственно только о личности героя. Пушкин в своих произведениях наряду с живописным портретом создает психологические портреты, которые получили широкое распространение в литературе XIX века. Он является основоположником новых портретных тенденций: комплексного, видимого, невидимого портретов. Одним из последователей пушкинской традиции является Лермонтов, что наиболее ярко и полно проявляется в его романе “Герой нашего времени”.

Значение портрета в произведениях

Портрет как одно из средств художественной выразительности всегда занимал достаточно важное место в литературном произведении, так как изображение героя является частью его образа.

Он способствует раскрытию внутреннего мира героя.

Портрет – это то, что делает возможным представить читателю героя как личность.

Лермонтов не описывает детально героев, но и такие портреты достаточно колоритны и многое могут сказать о герое, например, Бэла: «высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу» или Казбич: «рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий. А уж ловок-то, ловок-то, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре. А лошадь его славилась в целой Кабарде. »

В повести центральное место занимает психологический портрет Печорина, в котором подчеркивается противоречивость во внешнем и внутреннем мире героя. Очень важным для понимания внутреннего мира и раскрытия образа Печорина, является художественное описание природы в романе. Его мысли, чувства и настроение напрямую связаны с описанием пейзажа. Когда Печорин едет на место дуэли, его охватывает перед лицом грозящей опасности жажда жизни, любовь к природе. Он не может вдоволь насладиться красотой в час восхода солнца. Но вот он едет обратно. «У меня, – пишет он, – на сердце был камень. Солнце казалось мне тусклым, лучи его меня не грели». Такой представляется природа Печорину в его тяжёлом душевном состоянии. Пейзаж в романе нигде не даётся как самостоятельная картина, не связанная с действием. Он тесно связан с переживаниями героев, выражает их чувства и настроения. Отсюда и рождается страстная эмоциональность, взволнованность описаний природы, создающая ощущение музыкальности всего произведения.

Система рассказчиков в романе

(Предлагаемая форма таблицы заполняется при участии учеников.)

Смена рассказчиков в романе позволяет читателю увидеть портрет героя как бы с трех точек зрения:

Описание портрета Печорина в главе «Максим Максимыч» (ответ ученика, на основании домашней подготовки)

эти описания позволяют отчасти проникнуть во внутренний мир Печорина.

Портрет Максим Максимыча (ответ ученика, на основании домашней подготовки):

Портрет реалистический. Портрет Максима Максимыча – последний портрет, представленный рассказчиком, проезжим офицером, все остальные описания будут даны самим Печориным в его дневнике – «Журнале Печорина», где он уже сам будет являться рассказчиком.

«На нем был сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с кавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду».

Вопрос: В.Г. Белинский считает Максима Максимыча «типом чисто русским» и заканчивает характеристику этого образа таким обращением к читателю: «Не правда ли, Вы так свыклись с ним, так полюбили его, что никогда уже не забудете его и если встретите под грубой наружностью – горячее сердце, под простою, мещанскою речью – теплоту души, то «это Максим Максимыч»? И дай Вам бог поболее встретить на пути Вашей жизни Максим Максимычей!»

Ответ учащихся – Максим Максимычи в Вашей жизни.

Читайте также:
Решение нравственных проблем в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Портрет Грушницкого (слово учителя, описание водного общества на примере Грушницкого)

Портрет Грушницкого, скорее, пародия на романтический, так как сам герой антиромантический, а склонность к романтизму в нем доведена до карикатурности: «Он хорошо сложен, смугл и черноволос, ему едва ли 21 год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правой опирается на костыль». В его портрете много деталей: толстая солдатская шинель, костыль, хромота. Эти жизненные детали не вписываются в романтический портрет Грушницкого. Описание внешности этого героя – первое в череде встречающихся во второй части дневника Печорина, в «Княжне Мери».

Портрет княжны Мери романтический, таков и образ героини. Основной деталью ее портрета являются «бархатные глаза». Но ее описание не лишено черт реализма: она одета «по строгим правилам вкуса: ничего лишнего». Есть в повести еще один женский образ– образ Веры, портрет которой также тяготеет к романтическому: «На каменной скамейке сидела женщина в соломенной шляпке, окутанная черной шалью, опустив голову на грудь; шляпка закрывала ее лицо». А черная родинка еще больше добавляет романтизма в портрет героини.

Вопрос: Печорин глазами женщины? (Вера, княжна Мери, Бэла) – ответ учеников на основании прочитанного произведения

Образ Вернера сопоставляется с Печориным, а не противопоставляется, как другие персонажи. «Вернер был мал ростом и худ, и слаб, как ребенок; одна нога у него была короче другой, как у Байрона. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные. »

Вопрос: Вернер – друг Печорину или…?– ответ учеников на основании прочитанного произведения

III. Рефлексия урока:

Таким образом, можно сделать вывод, что в романе Лермонтова «Герой нашего времени» преобладают романтические портреты, что обусловлено творческим методом писателя. Портрет главного героя Печорина – психологический, что обусловлено жанром произведения. Именно он служит средством характеристики героя наряду с другими средствами психологического анализа.

Значение романа «Герой нашего времени» в последующем развитии русской литературы огромно. В это произведение Лермонтов впервые в «истории души человеческой» вскрыл такие глубинные пласты, которые не только уравнивали ее с «историей народа», но и показывали ее приобщенность к духовной истории человечества через ее личностно-родовую значимость. В отдельной личности высвечивались не только ее конкретно-временные социально-исторические признаки, но и всечеловеческие с помощью ярких художественных деталей.

IV. Домашнее задание: сочинение-эссе «Мой Печорин».

Печорин — портрет своего поколения (по роману «Герой нашего времени»). Печорин как представитель портрета поколения Печорин как представитель портрета поколения кратко

Смысл названия

М. Ю. Лермонтов хотел показать такого героя, которого можно было бы по праву назвать человеком эпохи. Писатель делает акцент на этом, поэтому называет роман «Герой нашего времени», чтобы читатель с самого начала чтения искал себя в лице главного героя. Столь оригинальное название произведения говорило о том, что в центре внимания находится представитель современного М. Ю. Лермонтову общества.

Писатель показывал, что умные и деятельные люди не могут найти место в жизни. Не случайно основное действие романа происходит на Кавказе, куда часто отправляли свободолюбивых людей того периода. Они были «лишними людьми», таким же был и Печорин.

Печорин не понят обществом, однако он является представителем поколения. Подчеркивается, что в современной М. Ю. Лермонтову эпохе таких людей было много.

Роль Предисловия

Так как роман М. Ю. Лермонтова оценивался неоднозначно, а особенно критике подвергался образ Григория Печорина, который, по мнению читателей, не мог походить на «героя времени», писателю пришлось написать Предисловие, в котором он рассказал подробнее о своем герое.

В Предисловии М. Ю. Лермонтов отмечал, что, несмотря на то что многие «обижались» тому, что им в пример ставят «безнравственного человека», некоторые видели в портрете Печорина себя или своих знакомых.

М. Ю. Лермонтов говорит, что Печорин – портрет поколения, причем портрет, «составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Для автора было важно не высмеять или осудить пороки Печорина, а показать их читателю, раскрыть душу героя.

«Портрет, составленный из пороков всего нашего поколения.»: Печорин — герой своего поколения»»

Печорин – герой своего времени

Роман «Герой нашего времени» — первый русский психологический и реалистический роман в прозе. В предисловии к журналу М.Ю.Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».

А Печорин, по утверждению автора, —
это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».
То есть Лермонтов указывает на типичность Печорина, на жизненную правду характера.

Душевная трагедия лермонтовского героя отражала трагическое состояние русского общества. Тем самым, по мнению В.Г.Белинского, решались важные проблемы времени: почему люди умные не находят применения своим недюжинным способностям, почему они становятся «лишними», «умными ненужностями».

Само название романа говорит о том, что М.Ю.Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века, сменившие время декабристов, — это годы николаевской реакции. Поэтому, главная проблема этого романа – судьба мыслящего, талантливого человека, который не мог найти себе применения в условиях общественного застоя.

Читайте также:
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А. С. ПУШКИНА И М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ПРОРОК”: сочинение

В.Г.Белинский назвал его «умной ненужностью», «нравственным калекой».

М.Ю.Лермонтов показывает Печорина как бы через историю «души человеческой», через его судьбу, раскрывая образ своего героя через взаимоотношения с другими персонажами, которые не похожи на него ни по характеру, ни по положению на него.

В этом смысле особое значение имеет смена лиц, ведущих повествование. Сначала о Печорине рассказывает Максим Максимыч, «проезжий офицер». Потом о нем говорит автор-рассказчик, а дальше Печорин раскрывается в своих дневниках. Уже сам портрет Печорина характеризует его как незаурядную личность: глаза у него «не смеялись, когда он смеялся». Он словно соткан из противоречий: то он смел, энергичен, настойчив, то тих и кроток, углублен в себя. Так же он неровен в отношениях с людьми, и эти отношения еще больше подчеркивают противоречивость натуры этого человека.

Есть в Печорине качества, привлекающие людей, с которыми ему приходится общаться. Бывают ситуации, когда он даже выгодно отличается от других. Печорин, с кем бы он ни общался, производит на всех впечатление, не прилагая к тому больших усилий. Грушницкому же надо сильно постараться, чтобы обратить на себя внимание. Поведение этого человека вызывает у Печорина чувство раздражения. Весь свой ум, энергию он употребляет ради мелкого, ничтожного удовольствия: «побесить» Грушницкого. Так же Печорин прилагает все усилия, чтобы Мери полюбила его. Пустота жизни заставляет его действовать ради ощущения этой жизни, что и приводит к дуэли с Грушницким.

Что касается следующего человека, Вернера, то из всех героев романа именно он по своему интеллектуальному уровню ближе всех к Печорину. Это умная, проницательная личность. Так же, как и у Печорина, у Вернера иронический склад ума. Это единственный человек, с которым Печорину легко и просто. Они понимают друг друга с полуслова, и Печорин дорожит мнением Вернера. На дуэли Печорина с Грушницким Вернер выступает в

роли секунданта, но исход дуэли пугает его, и Вернер решает проститься с Печориным.

Также странно ведет себя Печорин и с женщинами: он не испытывает ни глубокой любви, ни настоящей привязанности ни к кому из них. С Белой он обращается, как с надоевшей игрушкой. Смеясь над предрассудками и инстинктами горцев, Печорин тратит свой ум и энергию на цель, недостойную порядочного человека.

В своем отношении к княжне Мери Печорин выглядит еще более отталкивающе. Он добивается любви молодой княжны лишь только для того, чтобы досадить Грушницкому. Он даже не задумывается ом, что обрекает Мери на страдание.

Способен ли вообще Печорин любить?

Из отношения его к Вере мы понимаем, что он ее любит. Сильнее всего это чувство проявляется в тот момент, когда возникает опасность потерять Веру: «Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!…Вера стала для меня дороже всех на свете…». Но такое состояние длится у Печорина недолго. Его начинают одолевать вопросы: зачем это ему — «гнаться за погибшим счастьем», что ем даст последняя встреча. Но больше всего он боится, что его могут увидеть рыдающим. И Печорин возвращается домой. Из моих наблюдений я сделаю вывод, что в отношениях с людьми Печорин проявляется более чем
«пустой нежностью».
Это и о нем М.Ю.Лермонтов сказал в своей «Думе»:

«И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови».

Да и Печорин

сам говорит
о себе: «Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его».
Печорин – энергичный, умный человек, он не может найти применения своему уму, своим знаниям. Он – жестокий и равнодушный эгоист, потому что причиняет несчастья всем, с кем общается, и его совершенно не волнует состояние других людей. В.Г.Белинский говорил, что Печорин
«страдающийэгоист»,
потому что обвиняет себя за свои поступки, он осознает свои действия, и ничего не приносит ему удовлетворения. Виною всему то общество, в котором проявлялись талантливые люди, которые не смогли проявить свои способности, обратить свою энергию на добрые и нужные дела.

Интересно, что реакционная критика не смогла дать должной оценки образу Печорина. Ф.Булгарин оценил положительно в романе все, кроме образа главного героя, как бы отвергая тем самым тот беспощадный приговор условиям жизни русского общества, продуктом которого был Печорин. Оценка Ф.Булгарина совпала с оценкой Николая I, который поначалу решил, что главным героем будет старый служака Максим Максимыч. Когда роман был прочитан, царь пришел к мысли, что образ Печорина – дань западной моде. Именно так в письме к императрице оценил Николай I роман своего гениального современника, которого он ненавидел. И Печорин стал не только порождением русской действительности, не только героем, но и жертвой своего времени.

Да, мне совершенно очевидны недостатки героя М.Ю.Лермонтова, его эгоизм, равнодушие. Но судьба Печорина почему-то трогает и волнует меня. Я сочувствую его словам: «Зачем я жил? Для какой цели я родился. А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе силы необъятные».

Читайте также:
Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).: сочинение

Жаль, но для высокого назначения Печорина время еще не пришло: время декабристов уже прошло, эпоха демократов еще не наступила.

М.Ю.Лермонтов сделал образ Печорина собирательным не только для своего поколения, наделив его типичными чертами людей своего времени, но и для самого себя. И одним из первых, кто осознал непреходящее значение лермонтовского романа, был В.Г.Белинский. Он сказал: «Вот книга, которой суждено никогда не состариться… — Эта старая книга всегда будет нова».

Особенности образа

Печорин – вечно скучающий и вечно ищущий себя в жизни. Его судьба, его понимание собственной личности, его сомнения и рассуждения, его страдания – все это явилось признаком эпохи.

Печорин является представителем светского общества, который борется с этим обществом. Ему наскучило все то, что он видит вокруг себя. Ему наскучили все проявления жизни, включая и женщин, хотя только их он и любил в своей жизни.

Произведение построено так, что Печорин оказывается в совершенно разных ситуациях, помогая рассмотреть его характер с разных сторон. Все эти стороны Печорина и отражают особенности представителей той эпохи. Чтобы показать образ главного героя с разных сторон, писатель также вкладывает историю его жизни в уста других персонажей. Сначала читатель слышит про Печорина от Максима Максимыча, затем видит его глазами рассказчика, а после анализирует Печорина по его собственным выводам и умозаключениям, отраженных в его дневнике.

Разочаровавшись в жизни, Печорин ищет новых приключений, новых эмоций и чувств. Он понимает свою сущность, подчеркивая свое самолюбие и эгоизм. Главный герой уверен, что не способен никому принести счастья и не способен сам жить счастливо. Однако он пытается что-то сделать, найти себя, обрести истину жизни. От того, что у Печорина не получается найти собственное «я», не получается найти себе применения в обществе, он сильно страдает.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Печорин как представитель поколения», рассмотрит истинные цели М. Ю. Лермонтова, который дал своему роману название «Герой нашего времени», а также продемонстрирует особенности характера Печорина, которые подтверждают мысль о том, что он является портретом поколения.

Вариант 5

В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» одним из основных персонажей является Печорин Григорий Александрович. Изучая текст, мы узнаем, что он приехал из Петербурга. О его внешности известно лишь то, что у него карие глаза, белокурые волосы и темные усы и брови. Человек среднего роста, широкоплечий. Он привлекателен, нравится женщинам. Их Печорин знает особенно хорошо, что, пожалуй, уже наскучило. Лермонтов позволяет познакомиться своему герою с Бэлой и Княжной Мери. Его судьба оказывается довольно сложной. В своем журнале персонаж описывает события и чувства на момент пребывания на Кавказе.

Григорий Александрович имеет как положительные качества, так и отрицательные. Мы видим, что он образованный, но не очень любит читать книги.

В главе «Княжна Мери» он встречает свою старую возлюбленную. Он поддается чувствам, а также, ради забавы влюбляет княжну Лиговскую. Сначала он хотел это сделать лишь из-за своего самолюбия, а также, это вызвало бы ревность его «приятеля». Он сделал больно ни в чем не виноватой Мери. Наказанием за этот поступок стал уезд Веры из Пятигорска. Печорин уже не смог ее догнать. С другой стороны, на дуэли он дал шанс Грушницкому отказаться от своих слов. Мы видим, что герой осознает последствия.

После всех событий с Лиговскими и Грушницким в главе «Бэла» Григорий обменивает княжну на лошадь. Для него она словно вещь. Мало того, что он разрушает семью, так еще и оценивает ее жизнь в лошадь. Жизнь человека бесценна, а он делает такой шаг. Герой любил ее, хотя, возможно, это была лишь влюбленность, а вскоре это наскучило ему. Он понимает, что исправить уже ничего не возможно и все чаще оставляет ее одну. Итогом оказалась трагичная смерть Бэлы. К счастью, он дал последний стакан воды умирающей героине. Эта ситуация сильно потрясла его.

Григорий Александрович страдал от того, что приносил несчастье окружающим его людям. Он искал свою радость, но никак не смог ее обрести. С одной стороны, мы ругаем его за все произошедшее, но с другой, он и сам понимает это и мучается. На его примере можно увидеть человека, который не смог достичь своего счастья. Он путался, терзал себя мыслями. В одних ситуациях его характер слабый, в других — сильный. Однако Григорий старался любым способом достичь своего внутреннего удовлетворения. Жаль только, что из-за этого пострадали невинные девушки. Читателю остается лишь понять его и, возможно, простить.

Сочинение “Образ главного героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Образ главного героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

I . М. Ю. Лермонтов – поэт беспощадной мысли, истины.

Читайте также:
Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова (19 век): сочинение

II . Образ главного героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

  1. «Герой нашего времени» – «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения…» (М. Ю. Лермонтов).
  2. Черты характера Григория Печорина.
  3. Нравственные принципы героя.
  4. Печорин – сильная личность.
  5. В чём трагизм образа Печорина?

III . Моё восприятие романа и его героя.

«Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт беспощадной мысли, истины. Пафос его творений заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности», – говорил В. Г. Белинский. Я абсолютно согласна с мнением литературного критика. Лермонтов строго судит себя, своих героев, своё поколение, критически изображает современную действительность, пытаясь отыскать идеал, который соответствовал бы его моральным представлениям о человеке.

«Герой нашего времени» – «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», – так характеризует автор свой психологический роман. В центре его изображения – Григорий Александрович Печорин – молодой человек 30-х годов 19-го века, избранник судьбы, вечный странник. Печорин невольно становится разрушителем судеб всех, с кем пересекается его жизненный путь. Он словно притягивает несчастья своим непокорным нравом.

Безусловно, Григорий Печорин – личность исключительно одарённая и масштабная, обладающая ясным умом, сильной волей. Он настойчив, смел, решителен, целеустремлён, обаятелен, наделён способностью к критическому анализу. Но это анализ скептика, это достоинство героя и в то же время его мучение, наносящее ему «неизгладимые душевные раны».

Наблюдая за поступками Печорина, автор раскрывает читателю его внутренний мир, его нравственные принципы. Не имея способности к дружбе, Григорий Печорин считает, что «всегда из двух друзей один раб другого». Он не готов жертвовать частью своей свободы и поэтому всегда одинок. Тем не менее Печорин легко располагает к себе людей, умеет создавать о себе самое хорошее мнение. Молодой остроумный офицер становится желанным гостем во всех светских домах. Но, как известно, где успех, там зависть. У Печорина появляются недоброжелатели, враги, и это лишь разжигает его интерес, азарт. Он не видит в этом угрозы, потому что нет ничего хуже смерти, а она всё равно неизбежна.

Печорин – интересная личность, мыслящая, хотя и противоречивая, эгоистичная. Он заранее знает, что поступает подло, но идёт на этот поступок. Он получает удовольствие от того, что нарушает правила. Его счастье, по собственному признанию, «насыщенная гордость». Печорин видит удовольствие в том, чтобы «быть причиной страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права».

Всем женщинам, независимо от их социального положения, Печорин уготовил роль «неминуемых жертв», он ставит опасные эксперименты над чужими душами и выходит из них победителем. Любовь для него – подчинение себе. Свобода же, по мнению Печорина, высшая ценность.

Его жизнь должна постоянно кипеть, бурлить, меняться, иначе он просто затухает. Но, несмотря на всё сказанное выше, я считаю, что Печорин искренен и благороден больше, чем многие добряки или простодушная молодёжь. Умение терпеть и ждать делает его победителем в любой игре: будь то дуэль, игра чувств или карточная партия. Он возвышается над всеми остальными, потому что понимает каждую душу, знает её изнутри, в том числе и себя. Может, потому он так беспощаден к чужим слабостям.

Молодой человек не хочет тратить жизнь попусту, он стремится к чему-то высшему, но не может этого достичь. При этом он испытывает не только возможности окружающих, но и свои, часто рискуя и подвергаясь опасности. Целью жизненной активности Печорина становится познание смысла жизни и своей личности. Однако опыты каждый раз демонстрируют ему «бессмысленность бытия и роковую неопределённость цели его жизни». Печорин понимает свою слабость, но ещё отчётливее он угадывает беспомощность других, поэтому играет чувствами, девушками, врагами, друзьями… «Бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду; горько обвиняет себя в своих заблуждениях,» – говорит о герое Белинский. Печорин думает, что очередное приключение окажется новым и необычным, обогатит его ум и освежит чувства, однако его ждёт разочарование. Он понимает больше, чем другие, поэтому более несчастен. В ясном понимании им самим противоречий между «глубокостью натуры и жалкостью действий» и заключается весь трагизм личности Григория Александровича Печорина.

Сильная личность погибает без цели, без стремления совершенствовать мир; она затухает от бездействия, когда хочет совершать великое, не желая начинать с малого. В. Г. Белинский ставит Печорина в ряд «лишних людей», «эгоистов поневоле», для которых всё старое разрушено, а нового ещё нет.

По мере чтения романа я испытывала к главному герою разные чувства, от сочувствия до негодования, не сразу поняв, насколько несчастен и одинок Печорин. Но таких людей, которые, как наш герой, были настигнуты «болезнью века», немало и в наши дни. А причины такого состояния души – у каждого свои. Как же хочется, чтобы люди, подобные Печорину, обрели смысл жизни и направили свой ум, энергию, деятельность на благие дела!Однако, думаю, можно утверждать, что Григорий Печорин всё же сопротивляется негативному жизненному опыту, ищет в жизни положительное содержание, пытаясь доказать себе свою неправоту, основанную на безверии, индивидуализме, сомнении, равнодушии. В этом побудительном мотиве и состоит то духовное завещание, которое передано нам М. Ю. Лермонтовым.

Читайте также:
Композиция романа Герой нашего времени Лермонтова: сочинение

Сочинение на тему: Портрет «Героя нашего времени» в романе М.Ю.Лермонтова

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Портрет «Героя нашего времени» в романе М.Ю.Лермонтова

Конечно, я не буду оригинален, если скажу, что роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” является одним из шедевров русской литературы. Высказанные автором мысли и созданные им образы заинтересовали меня необыкновенно. На мой взгляд, роман Лермонтова продолжает быть современным и в наши дни, несмотря на то что со времени его написания прошло уже более ста пятидесяти лет. Но особенно велика роль романа была в лермонтовскую эпоху. Чтобы лучше понять это, необходимо хорошо представлять себе социально-политическую обстановку в России в 30-х годах XIX века. Это время традиционно связывают с усилением реакции со стороны царского правительства. Действительно, провалившееся восстание декабристов разделило Россию на “до” и “после”. Вместе с ним погибли и надежды большей части молодых людей на возможность каких-либо перемен, да и сама их необходимость представлялась уже не так отчетливо, как это было в 20-е годы. Именно поэтому вся лермонтовская эпоха — эпоха глубочайшего сомнения во всех нравственных ценностях. Безусловно, это не могло не отразиться на творчестве М. Ю. Лермонтова. Доказательством этому служит и написанное в 1838 году стихотворение “Дума”, которое можно назвать предисловием к роману. Это стихотворение дышит полным разочарованием в жизни, во всех духовных ценностях человека, и заканчивается оно страшными строками, ставшими фактически приговором всему поколению: Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. Итак, роман “Герой нашего времени” был закончен в 1841 году, то есть перед самой смертью Лермонтова. Заслуга и новаторство автора состоит в том, что его произведение было первым русским психологическим романом. Основная цель четко сформулирована в предисловии: показать современного человека таким, каким он является на самом деле, осветить все его пороки и недостатки. Намерение это может показаться на первый взгляд слишком дерзким. Действительно, рассуждать о чужих недостатках не является занятием, достойным великого художника, однако в том-то и дело, что автор причисляет и себя самого к числу тех, кого хочет подвергнуть беспощадному осуждению. Следовательно, он имеет полное право указывать на “болезнь” поколения, тем более что никто, кроме него, на это не решился. Сам автор определяет, что “герой нашего времени… это портрет, составленный из пороков всего… поколения, в полном их развитии”. Наиболее интересным показался мне главный герой романа — Печорин, и я хотел бы остановиться именно на нем. Что касается других персонажей романа, то все они, на мой взгляд, имеют совершенно определенное назначение — помочь полнее раскрыть характер главного героя. Для того же служит и композиция романа. Дело в том, что новеллы смещены во времени, то есть не соответствуют хронологии развития событий в жизни Печорина. Однако их порядок в романе способствует постепенному знакомству читателя с героем, а следовательно, лучшему осмыслению его личности. Печорин является типичным сыном своего времени. Как и на многих молодых людях 30-х годов, на нем лежит тяжелая печать рефлексии, ставшая основной чертой его натуры. Думаю, что ни у кого не возникнет сомнения в том, что именно Печорин — герой времени. На мой взгляд, это весьма почетное “звание”, ведь само по себе слово “герой” уже подразумевает необычность, исключительность. Действительно, Печорин — лучший представитель своей эпохи, но плата за это — его одиночество. Существует множество приемов для раскрытия литературного образа. Лермонтов прибегает к дневникам. Выгода этого приема в искренности героя, который раскрывает в дневниках самые потаенные уголки своей души. Именно об этом и говорится в предисловии к журналу Печорина. В романе раскрывается “история души человеческой”, которая, по мнению автора, “едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. В первой главе романа читатель видит Печорина глазами Максима Максимыча, то есть в несколько упрощенном виде. Сам Максим Максимыч — человек удивительно добрый и открытый, являющийся, по мнению В. Г. Белинского, типичным представителем русского народа. Однако он не в состоянии до конца понять сложный характер Печорина, которого, несмотря на это, он очень любит и считает своим другом. Роль Максима Максимыча значительна, ведь он концентрирует в себе те качества, которые полностью отсутствуют у Печорина. В “Бэле” проявляется основополагающая деталь личности Печорина — его противоречивость. Мне кажется, что это свидетельствует о необыкновенной широте натуры героя. Здесь же впервые заметен и его эгоизм, однако, на мой взгляд, он не похож на эгоизм маленьких детей. Печорин заставляет окружающих его людей поступать так, как он хочет, подавляя их своим превосходством. Именно этого превосходства часто не могут простить Печорину, именно поэтому он одинок. В следующих частях романа сложность образа Печорина возрастает, но я позволю себе анализировать подробно каждую из них, перейдя к более детальному рассмотрению характера главного героя в целом. Хотелось бы привести некоторые положительные черты Печорина, раскрывающие, на мой взгляд, в нем человека исключительного, обладающего острым и критическим умом. Сразу оговорюсь, выделение в характере героя как положительных, так и отрицательных сторон весьма условно, однако это может помочь более полному его выяснению. Итак, во-первых, Печорин — человек умный и образованный. Осуждая окружающих, он критически относится и к себе самому. В своих записках он признается в таких свойствах своей души, о которых не знает никто. Во-вторых, в пользу героя располагает и то, что он натура поэтическая, тонко чувствующая природу. Об этом свидетельствует замечательное описание пейзажа в начале новеллы “Княжна Мери”: “Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? зачем тут страсти, желания, сожаления. ” Не правда ли, на такое сравнение способен только человек, обладающий душой поэта? К положительным качествам Печорина можно отнести и замечательную его способность чувствовать людей. Он моментально отгадывает то, что происходит в душе каждого человека. Доказательство тому — его знакомство с Вернером, человеком также необыкновенно проницательным, во многом схожим с Печориным. Не вызывает сомнения и то, что Печорин — человек смелый, что проявилось во время дуэли. Может быть, его смелость отчасти объясняется отсутствием цели в жизни, но это уже другой разговор. То, что привлекло меня более всего, это честность и порядочность главного героя. Несмотря на малоприятную историю с княжной Мери, Печорин в самый решающий момент сказал правду, хотя это было и нелегко. Кстати, в этом же эпизоде необычайно проявилась и его сила воли. Для более рельефного изображения положительных качеств Печорина в роман введен такой персонаж, как Грушницкий. Своими явно непорядочными действиями он оттеняет наиболее привлекательные черты главного героя. Что касается отрицательных сторон в образе Печорина, то это прежде всего его индивидуализм, перерастающий в эгоцентризм. Конечно, можно обвинить в нем самого Печорина, но, если вдуматься, где кроются его истоки? На мой взгляд, причинами эгоизма Печорина являются и бесплодность образования, не направленного на полезные цели, и отсутствие реальных возможностей приложить к чему-нибудь огромные душевные силы. Однако, мне кажется, самая главная причина состоит в том сомнении, которое было отличительной чертой поколения 30-х годов. Сомневаться приходилось во всем, и единственным мерилом происходящих событий оставалось только собственное “я”. Именно поэтому абсолютно ко всему в жизни Печорин подходил только через свое “это”. На мой взгляд, Печорина нельзя упрекать в том, что он стал таким, каким мы видим его в романе. Я считаю, что он скорее достоин жалости и сострадания. Печорину недостает понимания и любви, а с его представлением о счастье, которое, кстати, сформировалось под влиянием света, он никогда не был бы счастлив. “Угасшая” половина его души проявляется лишь однажды в романе, когда Печорин, утратив Веру, понял, что последний луч света в его жизни погас. Но даже после этого Печорин не сломился. Он продолжал считать себя хозяином своей судьбы, он хотел взять ее в руки, и это заметно в заключительной новелле романа — “Фаталисте”.
В заключение хотел бы сказать, что В. Г. Белинский сравнивал душу Печорина с высушенной зноем землей, которая после “благодатных дождей” могла бы родить прекрасные цветы. Осмелюсь не согласиться с мнением великого критика. На мой взгляд, душа Печорина деформировалась окончательно и заставить его полюбить невозможно.
.

Читайте также:
Судьба России в поэзии М. Ю. Лермонтова: сочинение

Страшный ли человек этот Печорин — Сочинение по произведению М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

В нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. Причины этого раздвоения, этой ссоры с самим собой, очень глубоки, и в них заключается противоречие между натурой души и жалкостью действий одного и того же человека. Итак, «Герой нашего времени» — вот основная мысль романа. В самом деле, после этого весь роман может показаться злою ирониею, потому что большая часть читателей наверное воскликнет: «Хорош же герой!» — А чем он дурен? — смеем вас спросить. Зачем же так неблагосклонно Вы отзываетесь о нем? За то ль, что мы неугомонно Хлопочем, судим обо всем, Что пылких дум неосторожность Себялюбивую ничтожность Иль оскорбляет, иль смешит Вы говорите против него, что в нем нет веры. Прекрасно, но ведь это же самое, что обвинять нищего за то, что у него нет золота: он бы и рад. иметь его, да не дается оно ему. И притом разве Печорин рад своему безверию? Разве он гордится им? Разве он не страдал от него? Разве он не готов ценою жизни и счастия купить эту веру, для которой еще не настал час его? .. Вы говорите, что он эгоист? — Но разве он не презирает и не ненавидит себя за это? Разве сердце его не жаждет любви чистой и бескорыстной? .. Нет, это не эгоист: эгоист не страдает, не обвиняет себя, но доволен, собою, рад себе… Душа Печорина не каменистая почва, не засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь,- и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви… Этому человеку стало больно и грустно, что его все не любят,- кто же эти «все»? — Пустые, ничтожные люди, которые не могут простить ему его превосходства над ними. А его готовность задушить в себе ложный стыд, голос светской чести и оскорбленного самолюбия, когда он за признание в клевете готов был простить Грушницкому, человеку, сейчас только выстрелившему в него пулею и бесстыдно ожидающему от него холостого выстрела? А его слезы и рыдания в пустынной степи, у тела издохшего коня? — Нет, все это не эгоизм. Но его — скажете вы — холодная расчетливость, систематическая рассчитанность, с которою он обольщает бедную девушку, не любя ее, и только для того, чтобы посмеяться над нею и чем-нибудь занять свою праздность. Судя о человеке, должно брать в рассмотрение обстоятельства его развития и сферу жизни, в которую он поставлен судьбою. В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажение; но все это выкупается его богатою натурою… Автор разбираемого нами романа, описывая наружность Печорина, когда он с ним встречается на большой дороге, вот что говорит о его глазах: т «Они не смеялись, когда он смеялся. .. Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей? Это признак — или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если так можно выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения; то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно спокоен».- Согласитесь, что как эти глаза, так и вся сцена Печорина с Максимом Максимычем показывают, что есди это порок, то совсем не торжествующий, и надо быть рожденным для добра, чтобы так жестоко быть наказану за зло! А между тем этот роман совсем не злая ирония, хотя и очень легко может быть принят за иронию! это один из тех романов, В которых отразился век, И современный человек Изображен довольно верно С его безнравственной душой, Себялюбивой и сухой, Мечтанью преданной безмерно, С его озлобленным умом, Кипящем в действии пустом. Это Онегин нашего времени, герой нашего времени… Что такое Онегин. Он является в романе человеком, которого убили воспитание и светская жизнь, которому все пригляделось, все приелось, все прилюбилось и которого вся жизнь состояла в том, Что он равно зевал Средь модных и старинных зал. Не таков Печорин. Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою. Он сделал из себя самый любопытный предмет своих наблюдений и, стараясь быть как можно искреннее в св

Читайте также:
Анализ второй части поэмы Лермонтова «Демон»: сочинение

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени»: сочинение

Образ Печорина занимает особое место в литературе XIX века. Это сложный персонаж, который вызывает у читателя противоречивые эмоции. В школьную программу входит сочинение по «Герою нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Развернутая характеристика Печорина важна для того, чтобы понять и проанализировать это выдающееся произведение.

Образ Печорина: характеристика, цитаты

Действие романа происходит в 30-е годы XIX века. Это период политической реакции, которая наступила в России после подавления восстания декабристов. Создавая сочинение «Герой нашего времени», Михаил Юрьевич Лермонтов изобразил собирательный портрет молодых людей с общими чертами характера.

Эти «герои нашего времени» впоследствии не раз будут появляться в литературных произведениях. Им свойственно:

  1. Хорошее образование и положение в обществе.
  2. Склонность к критическому мышлению, скептицизм, отрицание традиционных ценностей.
  3. Ощущение потерянности, невозможности реализоваться в общественной и профессиональной деятельности.
  4. Чувство неудовлетворенности жизнью, склонность к эпатажному поведению.
  5. Пренебрежение общественными нормами и чувство собственного превосходства.

Ораторское искусство: книги по риторике и культуре речи

Для подобных персонажей в литературе подобрали термин «лишние люди». Они не вписываются в объективную реальность и прожигают жизнь, изнемогая то от скуки, то от тоски по несбыточному. При этом на ходу умудряются ломать судьбы окружающих в силу эгоизма и чрезмерной концентрации на собственной персоне.

Ярким представителем этого типажа является пушкинский Евгений Онегин, параллель с образом которого ощущаются в романе Лермонтова. Но если Онегин после всего содеянного явно терзается, вызывая долю сочувствия, то совсем иная реакция возникает при взгляде на образ Печорина. Сочинение Лермонтова по сей день вызывает неоднозначную оценку читателей и самые разные отзывы критиков.

Сравнивая Онегина и образ Печорина, кратко и емко высказался критик Николай Гаврилович Чернышевский:

«Премудрый пескарь» кратко: содержание и анализ

Печорин — человек совершенно другого характера и другой степени развития. У него душа действительно очень сильная, жаждущая страсти; воля у него действительно твердая, способная к энергической деятельности, но он заботился только лично о самом себе. Никакие общие вопросы его не занимали.

Фото: wikimedia.org: UGC

Читайте также:
Лирика Лермонтова: сочинение

«Герой нашего времени» — сочинение на злобу дня. Образ Печорина в романе, словно кривое зеркало, в утрированной форме отражает пороки, свойственные современникам писателя. Но для таких персонажей, как Печорин, характеристика не может быть однозначной.

Роман написан в необычной форме. Он состоит из нескольких частей, которые изложены с нарушением хронологической последовательности. Таким образом автор постепенно раскрывает многогранный и сложный образ Печорина. Кратко изложенная структура романа выглядит так:

«Герой нашего времени»: краткое содержание и анализ

  • «Бэла». Читатель узнает историю из жизни Печорина, рассказанную бывшим сослуживцем. Первое впечатление о персонаже складывается как о жестоком и эгоистичном человеке, из-за прихоти которого произошла трагедия.
  • «Максим Максимыч». В этой части герой появляется лично и своим поведением демонстрирует пренебрежительное отношение к окружающим. Он отказывается встретиться со старым другом-сослуживцем и уделить ему внимание, чем сильно расстраивает пожилого человека, умеющего видеть в нем доброе.
  • «Тамань». Показан небольшой эпизод, во время которого Печорин вновь рушит жизнь людей, рядом с которыми случайно оказался. Хотя речь идет о контрабандистах, в этот раз он искренне сожалеет о причиненных неприятностях.
  • «Княжна Мэри». Здесь в полной мере раскрывается темная сторона персонажа. В силу нездорового честолюбия Печорин играет чувствами других людей и создает конфликтную ситуацию. В итоге вновь кровавая развязка — на дуэли он убивает друга, параллельно разрушив семью бывшей возлюбленной.
  • «Фаталист». В финальной части краеугольным камнем становится философский вопрос о роли выбора и том, насколько человек в силах повлиять на свою судьбу.

«Шинель»: краткое содержание и анализ произведения

Если оценивать лишь внешнюю сторону, анализ Печорина и его поступков приведет к выводу о том, что это жестокий, беспринципный, лишенный чувств и совести человек. Но этот образ намного сложнее, что блестяще изобразил Лермонтов.

Фото: wikimedia.org: UGC

«Герой нашего времени» — первый в русской литературе лирико-психологический роман. В нем через призму рефлексий и самоанализа героя раскрываются черты, свойственные человеческой натуре вне зависимости от времени.

Портрет Печорина формируется постепенно, частично складываясь из того, что говорят другие герои:

Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; … Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц.

«Преступление и наказание»: краткое содержание и анализ

Я, знаете, больше для приличия хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и засмеялся… У меня мороз пробежал по коже от этого смеха…

Неоднозначную натуру хорошо описывают цитаты, в которых Печорин сам рассказывает о себе и своем прошлом:

Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть.

«Мертвые души»: краткое содержание и анализ произведения

Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать.

Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она, как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца, его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить по дороге: авось, кто-нибудь поднимет!

Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины.

«Собачье сердце»: краткое содержание повести по главам

Фото: wikimedia.org: UGC

Краски в описание Печорина привносят детали. Благодаря им становится ясно, что за нарочитым цинизмом и жестокостью скрываются истинные чувства, которые ранят героя. Он находит спасение от внутренней пустоты и боли в саморазрушении, при этом не оставляя камня на камне от жизни тех, кого встречает на пути.

Читайте также:
Тема Родины в поэзии М. Ю. Лермонтова: сочинение

Одним их первых положительные черты в этом сложном и поначалу отталкивающем образе разглядел критик Белинский. Проводя анализ Печорина, он нашел подтверждение внутреннего благородства героя и силы его характера. Неблаговидные поступки он объяснил особенностями эпохи и жизненными обстоятельствами.

Анализируя образ Печорина в романе «Герой нашего времени», важно уделить внимание внутренним мотивам героя и тому, как беспристрастно он сам себя оценивает. Его нарочитое безразличие к чувствам других отчасти является защитным барьером и попыткой сбежать от своих страхов и демонов, спрятавшись за ледяной маской сарказма.

«Шинель»: краткое содержание повести Гоголя

Сочинение на тему: «Образ Печорина»

Предлагаем изучить сочинение на тему «Образ Печорина», в основе которого характеристика главного героя:

«Герой нашего времени» — одно из главных произведений Михаила Юрьевича Лермонтова. В нем автор поднимает вопросы, актуальные для поколения мрачного десятилетия — периода после восстания декабристов. Это время породило так называемых «лишних людей», которые не нашли свое призвание и не смогли реализоваться в жизни.

Выстроив повествование в нелинейной структуре, автор постепенно раскрывает многогранную личность главного героя. Уделяя значительное внимание эмоциональной стороне и размышлениям персонажа, Лермонтов создал первый в русской прозе психологический роман.

Главный герой — Григорий Печорин — разочарованный в жизни, циничный молодой дворянин. Он живет одним днем, искушая судьбу и пробуя себя на прочность. Но ничто не приносит радости и не увлекает по-настоящему — жизнь протекает в хандре и тягостных мыслях.

Магжан Жумабаев: творчество и наследие

Фото: wikimedia.org: UGC

Печорин живет без любви и стремлений, ему наскучил мир. На все и всех он смотрит с презрением, а в первую очередь — на самого себя. Печорин уверен, что его жизнь не имеет смысла и ценности, а смерть ни для кого не станет утратой.

Состояние героя — результат разбитых надежд и неоправданных стремлений. О его прошлом практически ничего не известно, но в ходе романа картина постепенно вырисовывается. В юности Печорин, подобно многим молодым людям своего времени, был увлечен прогрессивными идеями и хотел бороться за свои идеалы.

Но, столкнувшись с действительностью и осознав, насколько наивны и бесполезны любые попытки изменить мировой порядок, он сломался. Хрупкий внутренний мир идеалиста не выдержал столкновения с реальностью, а болезненный конфликт породил апатию.

Солженицын: биография, интересные факты

Порой активная натура, не терпящая бездействия, прорывается наружу. Печорин словно пытается догнать жизнь и ухватить удачу за хвост в надежде вновь испытать сильные чувства и разнообразить существование. Но это каждый раз приводит к трагическим последствиям.

Будучи эгоистом, замкнувшимся в круге своих переживаний, он не берет в расчет окружающих и всем приносит беду. По его вине Бэла и Грушницкий погибают, контрабандисты бросают на произвол судьбы слепого мальчишку и старуху, княжна Мэри остается с разбитым сердцем, а у бывшей возлюбленной Веры рушится семейная жизнь.

Лермонтов показывает противоречивость образа Печорина через детали. Когда он смеется — глаза не улыбаются, в одиночку может бесстрашно охотится на кабана, но пугается звука хлопнувшей двери.

В отношениях с женщинами Печорин тоже непостоянен. С одной стороны, он добивается расположения дам, только чтобы потешить тщеславие. С другой стороны, когда осознает, насколько ему дорога Вера, мысль о разлуке с ней становится невыносимой.

Печорин не может жить в гармонии с собой и с миром, его метания ни к чему не приводят, он разрушает себя и тех, кто оказывается рядом. «Во мне душа испорчена светом», — объясняет Печорин, подчеркивая пагубное влияние общества и царящих в нем нравов на личность.

Об этом говорит и Михаил Лермонтов, с иронией называя своего персонажа «Героем нашего времени». Но, кроме явно негативных сторон, в образе Печорина показаны черты глубоко несчастного, одинокого человека, утратившего веру и потерявшего жизненные ориентиры.

Нельзя отрицать, что эпоха, общественное устройство и исторические обстоятельства влияют на формирование личности. Но базовые человеческие ценности, вечные вопросы и понятия добра и зла всегда актуальны и лежат в основе литературы и искусства с древних времен. В этом — главная сила и ценность талантливых произведений, к числу которых относится «Герой нашего времени» Лермонтова.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

«Страшный ли человек этот Печорин»

В нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. Причины этого раздвоения, этой ссоры с самим собой, очень глубоки, и в них заключается противоречие между натурой души и жалкостью действий одного и того же человека. Итак, «Герой нашего времени» – вот основная мысль романа. В самом деле, после этого весь роман может показаться злою ирониею, потому что большая часть читателей наверное воскликнет: «Хорош же герой!» – А чем он дурен? – смеем вас спросить.

Зачем же так неблагосклонно

* Вы отзываетесь о нем?
* За то ль, что мы неугомонно
* Хлопочем, судим обо всем,
* Что пылких дум неосторожность
* Себялюбивую ничтожность
* Иль оскорбляет, иль смешит

Читайте также:
«Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»): сочинение

Вы говорите против него, что в нем нет веры. Прекрасно, но ведь это же самое, что обвинять нищего за то, что у него нет золота: он бы и рад .иметь его, да не дается оно ему. И притом разве Печорин рад своему безверию? Разве он гордится им? Разве он не страдал от него? Разве он не готов ценою жизни и счастия купить эту веру, для которой еще не настал час его? .. Вы говорите, что он эгоист? – Но разве он не презирает и не ненавидит себя за это? Разве сердце его не жаждет любви чистой и бескорыстной? .. Нет, это не эгоист: эгоист не страдает, не обвиняет себя, но доволен, собою, рад себе… Душа Печорина не каменистая почва, не засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь,- и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви… Этому человеку стало больно и грустно, что его все не любят,- кто же эти «все»? – Пустые, ничтожные люди, которые не могут простить ему его превосходства над ними. А его готовность задушить в себе ложный стыд, голос светской чести и оскорбленного самолюбия, когда он за признание в клевете готов был простить Грушницкому, человеку, сейчас только выстрелившему в него пулею и бесстыдно ожидающему от него холостого выстрела? А его слезы и рыдания в пустынной степи, у тела издохшего коня? – Нет, все это не эгоизм. Но его – скажете вы – холодная расчетливость, систематическая рассчитанность, с которою он обольщает бедную девушку, не любя ее, и только для того, чтобы посмеяться над нею и чем-нибудь занять свою праздность. Судя о человеке, должно брать в рассмотрение обстоятельства его развития и сферу жизни, в которую он поставлен судьбою. В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажение; но все это выкупается его богатою натурою… Автор разбираемого нами романа, описывая наружность Печорина, когда он с ним встречается на большой дороге, вот что говорит о его глазах: т «Они не смеялись, когда он смеялся. .. Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей? Это признак – или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если так можно выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения; то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно спокоен».- Согласитесь, что как эти глаза, так и вся сцена Печорина с Максимом Максимычем показывают, что есди это порок, то совсем не торжествующий, и надо быть рожденным для добра, чтобы так жестоко быть наказану за зло!

А между тем этот роман совсем не злая ирония, хотя и очень легко может быть принят за иронию! это один из тех романов,

* В которых отразился век,
* И современный человек
* Изображен довольно верно
* С его безнравственной душой,

* Себялюбивой и сухой,
* Мечтанью преданной безмерно,
* С его озлобленным умом,
* Кипящем в действии пустом.

Это Онегин нашего времени, герой нашего времени… Что такое Онегин. Он является в романе человеком, которого убили воспитание и светская жизнь, которому все пригляделось, все приелось, все прилюбилось и которого вся жизнь состояла в том,

* Что он равно зевал
* Средь модных и старинных зал.

Не таков Печорин. Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою. Он сделал из себя самый любопытный предмет своих наблюдений и, стараясь быть как можно искреннее в своей исповеди, не только откровенно признается в своих истинных недостатках, но еще и выдумывает или ложно истолковывает самые естественные свои движения. Как в характеристике современного человека, сделанной Пушкиным, выражается весь Онегин, так Печорин весь в этих стихах Лермонтова:

* И ненавидим мы, и любим мы случайно,
* Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви

И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. «Герой нашего времени» – это грустная дума о нашем времени, как и та, которою так благородно, так энергически возобновил поэт свое поэтическое поприще и из которой мы взяли эти четыре стиха…»

Из статьи «Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: