Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова Герой на-шего времени.): сочинение

«Княжна Мери»: краткое содержание и анализ

Портрет поэта Михаила Юрьевича Лермонтова: Wikipedia/П. Е. Заболотский

«Княжна Мери» — одна из частей романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Эта глава дает читателю возможность заглянуть в глубины души главного героя Григория Печорина. Каков он на самом деле и способен ли на искреннюю любовь? Узнаете из краткого пересказа повести «Княжна Мери».

«Княжна Мери»: краткое содержание

Одна из последних глав романа о Печорине, написанная в форме личного дневника главного героя, называется «Княжна Мери». «Герой нашего времени» без этой части не раскрыл бы полностью видение автором главной проблемы: она раскрывает читателю истинную сущность главного героя.

Чтобы понять замыслы, которыми руководствовался Лермонтов, «Княжна Мери» обязательна для подробного изучения. Ее краткий пересказ читайте далее.

«Княжна Мери» кратко: завязка истории

Григорий Печорин — молодой образованный офицер, которого отправили служить на Кавказ. После ранения приезжает к лечебным источникам в Пятигорск, где встречает давнего сослуживца Грушницкого — злопамятного и лукавого юнкера.

В Пятигорске отдыхают Лиговские — княгиня и ее дочь Мери. Девушка сразу очаровывает Грушницкого, и тот ищет возможность познакомиться с ней. Но молодая княжна не спешит заводить дружбу с юнкером.

Печорин же, наоборот, открыто избегает встречи с Лиговскими, чем вызывает их интерес. Об этом говорит его новый пятигорский приятель — доктор Вернер.

Печорину скучно. Чтобы добавить немного интриги в свою провинциальную жизнь, он решает покорить сердце княжны. Тот факт, что влюбленный Грушницкий начнет ревновать, лишь добавляет интерес. Печорин узнает от Вернера, что в доме Лиговских гостит больная родственница. В ее описании он узнает свою давнюю любовницу Веру — замужнюю даму, которая искренне его любила.

Встретившись с Верой, Печорин вспоминает давно забытые чувства. Влюбленные хотят видеться чаще, для этого придумывают план. Чтобы не вызывать подозрений, Печорину нужно начать ухаживать за Мери, и тогда он сможет чаще бывать в доме Лиговских.

Краткое содержание: княжна Мери влюбляется в Печорина

Однажды на балу Печорин защищает княжну от ухаживаний подвыпившего офицера. В благодарность Мери приглашает его на прием. Печорин держится с девушкой очень холодно — таков его план по завоеванию ее сердца. И он срабатывает: Мери злится и не может перестать думать о молодом офицере.

Печорин и княжна Мери, иллюстрация к «Герою нашего времени»: Wikipedia/В. А. Поляков

Увлечение княжны замечает Грушницкий, от которого Мери отстраняется. В юнкере взыграла ревность, он открыто избегает Печорина. Ревнует и Вера: она берет с возлюбленного обещание не жениться на княжне.

Во время прогулки Мери признается Печорину в любви, но не видит взаимности. Увидев равнодушие офицера, княжна убегает к себе, а Печорин гордится победой.

Возвращаясь с прогулки, в окне одного из домов Григорий видит гуляющих офицеров и Грушницкого. Они нелестно отзываются о Печорине и предлагают ради шутки свести их на дуэли, подсунув незаряженное оружие. По замыслу офицеров, Печорин струсит и откажется. Григорий уходит домой, не понимая, за что его так ненавидят.

Тем временем по городу понеслись слухи, что Печорин хочет взять Мери в жены. Офицер их опровергает, продолжает видеться с Верой. Однажды, когда весь город пошел на выступление фокусника, она приглашает возлюбленного к себе. Спускаясь ночью с балкона, Печорин замечает в окне Мери, которая тоже не пошла на представление.

Спустившись, Григорий пересекается с офицерами и Грушницким. Они делают вид, что не узнали Печорина. Однако на следующий день Грушницкий рассказывает всем, что ночью тот побывал в спальне Мери.

«Княжна Мери» в сокращении: дуэль

Оскорбленный Григорий вызывает Грушницкого на дуэль. Зная об уловке с пистолетами, просит Вернера быть его секундантом. Во время дуэли Печорин предлагает стреляться на краю обрыва, чтобы любое ранение было фатальным. Сделать первый выстрел выпало Грушницкому, и он ранит Григория в ногу.

Наступает черед Печорина. Он говорит, что его пистолет забыли зарядить, но второй секундант это отрицает. Грушницкий настроен раз и навсегда разрешить конфликт. Григорий стреляет и убивает соперника.

Узнав о дуэли, Вера признается мужу в чувствах к другому, и тот увозит ее из Пятигорска. Григорий получает от нее прощальную записку и понимает, что дорожит только ею, пытается догнать ее, но безуспешно.

Печорина снова переводят на службу на Кавказ, в этот раз в крепость. Перед отъездом он заходит к Лиговским. Княгиня благодарит его за спасенную репутацию дочери. Григорий просит о личном разговоре с Мери и признается, что никогда ее не любил и лишь смеялся над ней. «Я вас ненавижу», — отвечает княжна, после чего Печорин покидает город.

«Дуэль Печорина с Грушницким»: Wikipedia/М. А. Врубель

«Княжна Мери»: анализ произведения

«Княжна Мери» могла бы быть типичной светской повестью. В центре внимания автора — аристократия, их жизнь и ценности. Вот только Лермонтов затронул куда более глубокие темы в повести, и понять их поможет детальный анализ. «Княжна Мери» — часть романа «Герой нашего времени», ее разбор невозможен без анализа произведения целиком.

«Герой нашего времени»: история написания, композиция, жанр

Идею для романа Лермонтов вынашивал долго. Известно, что на написание автора вдохновил «Евгений Онегин» Пушкина. После прочтения Лермонтов находился под таким впечатлением, что захотел создать нечто похожее — роман, который поразит современников и утвердит его как писателя:

«Герой нашего времени»: жанр, композиция

Побывав в ссылке на Кавказе и увидев жизнь горцев, Лермонтов определил сюжет и замысел романа. Композиционно «Герой нашего времени» — череда хронологически не связанных повестей. Кроме предисловия, в роман вошли такие главы:

  • «Бэла»;
  • «Максим Максимыч»;
  • «Тамань»;
  • «Княжна Мери»;
  • «Фаталист».

Некоторые повести опубликованы еще до издания романа целиком. Но глава «Княжна Мери» впервые вышла уже во время публикации всего романа — в 1840 году.

«Герой нашего времени» — социально-психологический роман. Автор глубоко раскрыл внутренний мир главных героев, в особенности Печорина. Лермонтов не зря расставил повести не в хронологическом порядке: повествование следует так, чтобы читатель постепенно открывал разные грани души Печорина.

Читайте также:
Музыка сердца в лирике М. Ю. Лермонтова: сочинение

В то же время каждая глава романа уникальна по своему жанру. В частности, «Княжна Мери» — это повесть в форме дневника.

Титульная страница первого издания «Героя нашего времени», 1840: Wikipedia/Типография Ильи Глазунова

Проблематика и герои повести «Княжна Мери»

«Герой нашего времени», как и «Евгений Онегин», относится к эпохе романтизма. Поэтому нет ничего удивительного в том, что затронутые Лермонтовым и Пушкиным проблемы во многом совпадают:

Любовь и равнодушие, искренность и лицемерие

Сюжет анализируемой повести повествует о любовной драме, а образ княжны Мери помогает почувствовать ее глубже:

  • Лермонтов представил героиню неглупой, но тонкой натурой, это почти идеальный женский персонаж.
  • Однако Мери с ее искренними чувствами становится жертвой светской игры Печорина, неспособного на глубокую любовь.

Автор нарочно не показывает, как сложилась дальнейшая судьба девушки. Возможно, она, как и Татьяна Ларина, навсегда останется с разбитым сердцем. Или, наоборот, извлечет ценный урок и будет дарить любовь тем, кто действительно этого заслуживает.

Природу любви Лермонтов раскрывает через другого персонажа — Веру. Только она видела все достоинства и недостатки Печорина, принимала его таким, каков он есть. Главный герой поздно понимает это, хотя именно Вера могла изменить его и сделать счастливым.

Проблема «лишнего человека»

Как и Онегин, Печорин — человек умный и дальновидный, выделяющийся из своего общества. Эти черты приводят к тому, что оба героя разочаровываются в окружающих и жизни в целом. Они не видят смысла в стремлениях или живых чувствах, да и попросту не способны на них. Это и делает их «лишними людьми».

Здесь Лермонтов копнул глубже, чем Пушкин, и создал персонажа, который стал олицетворением своего времени. Тогда на смену деятельным декабристам, боровшимся за страну и свои идеалы, пришло апатичное поколение, которое больше не видело смысла в борьбе и своем существовании.

В итоге Печорин, как типичный лишний человек, остается несчастным. Автор намекает читателю: обрести счастье можно, только если найти смысл жизни.

Как видите, в повести «Княжна Мери» Лермонтов раскрывает читателю настоящего Печорина, а с ним и свои основные идеи, важные и в наше время.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Сочинение: Последнее объяснение Печорина и Мери. Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова Герой нашего време

Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.)

Автор: Лермонтов М.Ю.

Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек разных эпох? Пушкин в романе “Евгений Онегин” запечатлел молодого человека 20-х годов: умного, неудовлетворенного существующей действительностью, жизнь которого так и прошла без пользы. Не успели отгреметь страсти вокруг Онегина, как вслед за ним появился другой герой — Григорий Печорин, молодой человек, представляющий поколение 30-х годов XIX века, из романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. И опять та же судьба, трагическая, неординарная. Страстное стремление героев понять смысл жизни, поиски истины, с одной стороны, и бесцельное, паразитическое существование, с другой стороны, — это трагический разлад мечты и действительности.

Сам М.Ю. Лермонтов определил цель романа “Герой нашего времени” как изображение всего поколения. Он подчеркивал, что “история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. Но душа Григория Александровича Печорина отнюдь не мелкая, ведь, как мы понимаем, читая роман, он человек необыкновенный. Именно поэтому для Лермонтова важно как можно глубже раскрыть характер Печорина. Поэтому он и прибегает к весьма необычному построению романа.

В повести “Княжна Мери” намечены основные мотивы всего романа: стремление Печорина к активным действиям, любопытство, толкающее его к экспериментированию над окружающими и над собой, его безрассудная храбрость и стремление понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, постичь их психологию.

“Княжна Мери” построена на дневниковых записях, это почти ежедневная летопись жизни Печорина. При этом главный герой описывает не столько сами события (похоже, они вообще его не интересуют), сколько свои мнения, чувства, словно он тщательно исследует, анализирует свою душу и тех людей, с которыми сталкивает его жизнь.

Дневник Печорина не раз напоминает “Думу” Лермонтова: читая роман, убеждаешься в правильности строк:

К добру и злу постыдно равнодушны. .

..И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

Это равнодушие никому не мешает, пока все идет гладко. Но что делать, когда приходит буря? А ведь Печорин не может жить без бурь, он сам их создает (на ум приходят строчки из лермонтовского “Паруса”, прекрасно характеризующие молодого человека: “А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой”). Так вот, в подобной ситуации холодное равнодушие Печорина может обернуться и оборачивается злом.

От доктора Вернера молодой человек узнает о приезде на Кавказ Веры. Когда он встречается с ней, то мы понимаем, что ее-то он любит, однако же любит лишь “для себя”, не думает о ней, о том, что мучит ее. Налицо явное противоречие: если он любит Веру, то зачем ухаживать за Мери? Так как же обстоят дела с Мери?

16 мая молодой человек делает в своем журнале следующую запись: “В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись”. Что же это за дела? Он занят тем, что влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить Грушницкому или бог знает из какого другого. Ведь он даже сам не понимает, зачем это делает: Мери, считает Печорин, он не любит. Главный герой верен себе: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека.

“Из чего же я хлопочу?” — спрашивает он себя и отвечает: “Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой!” Это же чистейший эгоизм! И кроме страданий, он ничего не может принести ни Печорину, ни окружающим.

Читайте также:
Гармония природы в стихотворении М. Ю. Лермонтова Люблю я цепи синих гор...: сочинение

Комедия, задуманная Печориным, превращается в трагедию. Защищая честь оклеветанной Мери, он вызывает Грушницкого на дуэль. И здесь, на дуэли, он проводит такой эксперимент над юнкером, на который решится далеко не каждый. Он стоит под дулом пистолета, желая проверить, насколько Грушницкий подчинен злу, хватит ли у него сил и подлости убить безоружного (мы ведь знаем, что пистолет молодого человека не был заряжен). Чудом он остается в живых. Однако оказывается вынужденным убить юнкера. Грушницкий погибает.

“Княжна Мери” показывает нам истинную трагедию Григория Печорина. Ведь такую недюжинную натуру, огромную энергию он тратит на пустяки, на мелкие интриги. Это ли не трагично?! Особенно это заметно в последнем эпизоде, когда Печорин перед отъездом зашел в дом Литовских, где княгиня предложила ему жениться на ее дочери. Печорин поговорил с Мери наедине, признался, что смеялся над ней: “Как я не искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны”.

Итак, в “Княжне Мери” нам раскрывается душа человеческая. Мы видим, что Григорий Александрович Печорин — человек противоречивый, неоднозначный. Сам он перед дуэлью говорит: “Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно”. И действительно, эта повесть показывает и хорошие качества молодого человека (поэтичность натуры, незаурядный ум, проницательность), и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм). Действительно, настоящий человек не бывает исключительно плохим или хорошим.

Эта глава играет главнейшую, центральную роль в романе, так как позволяет читателю самостоятельно проследить развитие характера главного героя, узнать о формировании его натуры, “себялюбивой и сухой”, как сказал бы А.С. Пушкин. А вот его слова из исповеди Мери: молодой человек признается ей, что такое вот общество Грушницких сделало из него “нравственного калеку”. Видно, что эта “болезнь” прогрессирует: изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества все больше овладевает главным героем. В конце повести, находясь в крепос ти, он уже не видит тех ярких красок, которые так радовали его на Кавказе. “Скучно”, — заключает он.

Все основные вопросы романа — социальные, психологические и философские — поднимаются именно в этой повести (вот почему она занимает центральное положение в романе) и плавно переходят в завершающую новеллу “Фаталист”, где герой снова пытается решить важную загадку: в чем истинное предназначение человека, каков смысл бытия, какую роль в жизни человека играет свобода, судьба, вера? Становится понятно, что своим поведением Печорин во многом обязан отсутствию нравственных заповедей, выработанных верой в какую-то высшую идею.

Читая роман, мы понимаем, что Григорий Александрович Печорин как бы поднес зеркало ко всему своему поколению. Честно говоря, неплохо бы и нам посмотреться в это зеркало, тем более что и мы ведь живем в то время, когда, разрушив старые принципы, еще не выработали новые, когда царят разочарование и безверие. Не теряем ли мы человеческого облика? Не становимся ли “нравственными калеками”? Не стоит ли поискать ответ в романе “Герой нашего времени”, а особенно в главе “Княжна Мери”.

klassreferat.ru

Меню сайта

  • Сочинения
  • Сочинения по литературе
  • Сочинения на свободную тему
  • Анализ стихотворения
  • Полные произведения
  • Сочинения по картинам
  • Краткое содержание произведений
  • Твори з української мови
  • Твори з української літератури
  • Сочинения ЕГЭ, ОГЭ
  • Краткие биографии
  • Исторические портреты
  • Справочник по русскому языку

Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.)

Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек разных эпох? Пушкин в романе “Евгений Онегин” запечатлел молодого человека 20-х годов: умного, неудовлетворенного существующей действительностью, жизнь которого так и прошла без пользы. Не успели отгреметь страсти вокруг Онегина, как вслед за ним появился другой герой — Григорий Печорин, молодой человек, представляющий поколение 30-х годов XIX века, из романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. И опять та же судьба, трагическая, неординарная. Страстное стремление героев понять смысл жизни, поиски истины, с одной стороны, и бесцельное, паразитическое существование, с другой стороны, — это трагический разлад мечты и действительности.
Сам М.Ю. Лермонтов определил цель романа “Герой нашего времени” как изображение всего поколения. Он подчеркивал, что “история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. Но душа Григория Александровича Печорина отнюдь не мелкая, ведь, как мы понимаем, читая роман, он человек необыкновенный. Именно поэтому для Лермонтова важно как можно глубже раскрыть характер Печорина. Поэтому он и прибегает к весьма необычному построению романа.
В повести “Княжна Мери” намечены основные мотивы всего романа: стремление Печорина к активным действиям, любопытство, толкающее его к экспериментированию над окружающими и над собой, его безрассудная храбрость и стремление понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, постичь их психологию.
“Княжна Мери” построена на дневниковых записях, это почти ежедневная летопись жизни Печорина. При этом главный герой описывает не столько сами события (похоже, они вообще его не интересуют), сколько свои мнения, чувства, словно он тщательно исследует, анализирует свою душу и тех людей, с которыми сталкивает его жизнь.
Дневник Печорина не раз напоминает “Думу” Лермонтова: читая роман, убеждаешься в правильности строк:

К добру и злу постыдно равнодушны. .
..И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

Это равнодушие никому не мешает, пока все идет гладко. Но что делать, когда приходит буря? А ведь Печорин не может жить без бурь, он сам их создает (на ум приходят строчки из лермонтовского “Паруса”, прекрасно характеризующие молодого человека: “А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой”). Так вот, в подобной ситуации холодное равнодушие Печорина может обернуться и оборачивается злом.
От доктора Вернера молодой человек узнает о приезде на Кавказ Веры. Когда он встречается с ней, то мы понимаем, что ее-то он любит, однако же любит лишь “для себя”, не думает о ней, о том, что мучит ее. Налицо явное противоречие: если он любит Веру, то зачем ухаживать за Мери? Так как же обстоят дела с Мери?
16 мая молодой человек делает в своем журнале следующую запись: “В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись”. Что же это за дела? Он занят тем, что влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить Грушницкому или бог знает из какого другого. Ведь он даже сам не понимает, зачем это делает: Мери, считает Печорин, он не любит. Главный герой верен себе: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека.
“Из чего же я хлопочу?” — спрашивает он себя и отвечает: “Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой!” Это же чистейший эгоизм! И кроме страданий, он ничего не может принести ни Печорину, ни окружающим.
Комедия, задуманная Печориным, превращается в трагедию. Защищая честь оклеветанной Мери, он вызывает Грушницкого на дуэль. И здесь, на дуэли, он проводит такой эксперимент над юнкером, на который решится далеко не каждый. Он стоит под дулом пистолета, желая проверить, насколько Грушницкий подчинен злу, хватит ли у него сил и подлости убить безоружного (мы ведь знаем, что пистолет молодого человека не был заряжен). Чудом он остается в живых. Однако оказывается вынужденным убить юнкера. Грушницкий погибает.
“Княжна Мери” показывает нам истинную трагедию Григория Печорина. Ведь такую недюжинную натуру, огромную энергию он тратит на пустяки, на мелкие интриги. Это ли не трагично?! Особенно это заметно в последнем эпизоде, когда Печорин перед отъездом зашел в дом Литовских, где княгиня предложила ему жениться на ее дочери. Печорин поговорил с Мери наедине, признался, что смеялся над ней: “Как я не искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны”.
Итак, в “Княжне Мери” нам раскрывается душа человеческая. Мы видим, что Григорий Александрович Печорин — человек противоречивый, неоднозначный. Сам он перед дуэлью говорит: “Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно”. И действительно, эта повесть показывает и хорошие качества молодого человека (поэтичность натуры, незаурядный ум, проницательность), и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм). Действительно, настоящий человек не бывает исключительно плохим или хорошим.
Эта глава играет главнейшую, центральную роль в романе, так как позволяет читателю самостоятельно проследить развитие характера главного героя, узнать о формировании его натуры, “себялюбивой и сухой”, как сказал бы А.С. Пушкин. А вот его слова из исповеди Мери: молодой человек признается ей, что такое вот общество Грушницких сделало из него “нравственного калеку”. Видно, что эта “болезнь” прогрессирует: изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества все больше овладевает главным героем. В конце повести, находясь в крепос ти, он уже не видит тех ярких красок, которые так радовали его на Кавказе. “Скучно”, — заключает он.
Все основные вопросы романа — социальные, психологические и философские — поднимаются именно в этой повести (вот почему она занимает центральное положение в романе) и плавно переходят в завершающую новеллу “Фаталист”, где герой снова пытается решить важную загадку: в чем истинное предназначение человека, каков смысл бытия, какую роль в жизни человека играет свобода, судьба, вера? Становится понятно, что своим поведением Печорин во многом обязан отсутствию нравственных заповедей, выработанных верой в какую-то высшую идею.
Читая роман, мы понимаем, что Григорий Александрович Печорин как бы поднес зеркало ко всему своему поколению. Честно говоря, неплохо бы и нам посмотреться в это зеркало, тем более что и мы ведь живем в то время, когда, разрушив старые принципы, еще не выработали новые, когда царят разочарование и безверие. Не теряем ли мы человеческого облика? Не становимся ли “нравственными калеками”? Не стоит ли поискать ответ в романе “Герой нашего времени”, а особенно в главе “Княжна Мери”.

Читайте также:
Характеристика Мцыри (по поэме М.Ю. Лермонтова Мцыри): сочинение

Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.)

Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек разных эпох? Пушкин в романе “Евгений Онегин” запечатлел молодого человека 20-х годов: умного, неудовлетворенного существующей действительностью, жизнь которого так и прошла без пользы.

Не успели отгреметь страсти вокруг Онегина, как вслед за ним появился другой герой – Григорий Печорин, молодой человек, представляющий поколение 30-х годов XIX века, из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. И опять та же судьба, трагическая, неординарная. Страстное стремление героев понять смысл жизни, поиски истины, с одной стороны, и бесцельное, паразитическое существование, с другой стороны, – это трагический разлад мечты и действительности. Сам М. Ю. Лермонтов определил цель романа “Герой нашего времени” как изображение всего поколения. Он подчеркивал, что “история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”.

Но душа Григория Александровича Печорина отнюдь не мелкая, ведь, как мы понимаем, читая роман, он человек необыкновенный. Именно поэтому для Лермонтова важно как можно глубже раскрыть характер Печорина. Поэтому он и прибегает к весьма необычному построению романа.

В повести “Княжна Мери” намечены основные мотивы всего романа: стремление Печорина к активным действиям, любопытство, толкающее его к экспериментированию над окружающими и над собой, его безрассудная храбрость и стремление понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, постичь их психологию. “Княжна Мери” построена на дневниковых записях, это почти ежедневная летопись жизни Печорина. При этом главный герой описывает не столько сами события (похоже, они вообще его не интересуют), сколько свои мнения, чувства, словно он тщательно исследует, анализирует свою душу и тех людей, с которыми сталкивает его жизнь.

Дневник Печорина не раз напоминает “Думу” Лермонтова: читая роман, убеждаешься в правильности строк: К добру и злу постыдно равнодушны… . ..И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви… Это равнодушие никому не мешает, пока все идет гладко. Но что делать, когда приходит буря? А ведь Печорин не может жить без бурь, он сам их создает (на ум приходят строчки из лермонтовского “Паруса”, прекрасно характеризующие молодого человека: “А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой”).

Читайте также:
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова Дума.: сочинение

Так вот, в подобной ситуации холодное равнодушие Печорина может обернуться и оборачивается злом. От доктора Вернера молодой человек узнает о приезде на Кавказ Веры. Когда он встречается с ней, то мы понимаем, что ее-то он любит, однако же любит лишь “для себя”, не думает о ней, о том, что мучит ее.

Налицо явное противоречие: если он любит Веру, то зачем ухаживать за Мери? Так как же обстоят дела с Мери? 16 мая молодой человек делает в своем журнале следующую запись: “В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись”.

Что же это за дела? Он занят тем, что влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить Грушницкому или бог знает из какого другого. Ведь он даже сам не понимает, зачем это делает: Мери, считает Печорин, он не любит.

Главный герой верен себе: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека. “Из чего же я хлопочу?” – спрашивает он себя и отвечает: “Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой!” Это же чистейший эгоизм! И кроме страданий, он ничего не может принести ни Печорину, ни окружающим.

Комедия, задуманная Печориным, превращается в трагедию. Защищая честь оклеветанной Мери, он вызывает Грушницкого на дуэль. И здесь, на дуэли, он проводит такой эксперимент над юнкером, на который решится далеко не каждый. Он стоит под дулом пистолета, желая проверить, насколько Грушницкий подчинен злу, хватит ли у него сил и подлости убить безоружного (мы ведь знаем, что пистолет молодого человека не был заряжен).

Чудом он остается в живых. Однако оказывается вынужденным убить юнкера. Грушницкий погибает. “Княжна Мери” показывает нам истинную трагедию Григория Печорина. Ведь такую недюжинную натуру, огромную энергию он тратит на пустяки, на мелкие интриги.

Это ли не трагично?! Особенно это заметно в последнем эпизоде, когда Печорин перед отъездом зашел в дом Литовских, где княгиня предложила ему жениться на ее дочери. Печорин поговорил с Мери наедине, признался, что смеялся над ней: “Как я не искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны”.

Итак, в “Княжне Мери” нам раскрывается душа человеческая. Мы видим, что Григорий Александрович Печорин – человек противоречивый, неоднозначный. Сам он перед дуэлью говорит: “Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно”.

И действительно, эта повесть показывает и хорошие качества молодого человека (поэтичность натуры, незаурядный ум, проницательность), и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм). Действительно, настоящий человек не бывает исключительно плохим или хорошим. Эта глава играет главнейшую, центральную роль в романе, так как позволяет читателю самостоятельно проследить развитие характера главного героя, узнать о формировании его натуры, “себялюбивой и сухой”, как сказал бы А. С. Пушкин. А вот его слова из исповеди Мери: молодой человек признается ей, что такое вот общество Грушницких сделало из него “нравственного калеку”. Видно, что эта “болезнь” прогрессирует: изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества все больше овладевает главным героем.

В конце повести, находясь в крепос ти, он уже не видит тех ярких красок, которые так радовали его на Кавказе. “Скучно”, – заключает он. Все основные вопросы романа – социальные, психологические и философские – поднимаются именно в этой повести (вот почему она занимает центральное положение в романе) и плавно переходят в завершающую новеллу “Фаталист”, где герой снова пытается решить важную загадку: в чем истинное предназначение человека, каков смысл бытия, какую роль в жизни человека играет свобода, судьба, вера? Становится понятно, что своим поведением Печорин во многом обязан отсутствию нравственных заповедей, выработанных верой в какую-то высшую идею. Читая роман, мы понимаем, что Григорий Александрович Печорин как бы поднес зеркало ко всему своему поколению.

Честно говоря, неплохо бы и нам посмотреться в это зеркало, тем более что и мы ведь живем в то время, когда, разрушив старые принципы, еще не выработали новые, когда царят разочарование и безверие. Не теряем ли мы человеческого облика? Не становимся ли “нравственными калеками”?

Не стоит ли поискать ответ в романе “Герой нашего времени”, а особенно в главе “Княжна Мери”.

Твір на тему: Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.)

Related posts:

Последний разговор Печорина с княжной Мери (анализ эпизода из главы “Княжна Мери” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Михаила Юрьевича Лермонтова можно по праву назвать великой личностью, гениальным поэтом и прозаиком. Несмотря на раннюю смерть, он оставил потомкам огромное литературное наследие. Роман Лермонтова “Герой нашего времени” называют новаторским.

Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы “Княжна Мери” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Центром романа Лермонтова “Герой нашего времени” является повесть “Княжна Мери”. Эта повесть захватывает самый большой временной отрезок жизни Печорина. Дуэль помогает читателю лучше понять главного героя. Изначально в романе существует.

Встреча Печорина с Максимом Максимычем (анализ эпизода из главы “Максим Максимыч” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Роман Лермонтова “Герой нашего времени” – произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе неординарно. Во-вторых, они расположены не по.

Читайте также:
Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова.: сочинение

Анализ сцены свидания Печорина и княжны Мери (по роману “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова) “Я два раза пожал ее руку… во второй раз она ее выдернула, ни говоря ни слова. Я дурно буду спать эту ночь, – сказала она мне, когда мазурка кончилась. Этому.

Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) В романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” эпизод последней встречи Печорина и Максима Максимыча, на первый взгляд, не самый значимый и даже, можно сказать, совсем не значимый для тех.

Анализ дуэли Печорина с Грушницким в романе Герой нашего времени Лермонтова После написания романа “Герой нашего времени”, Михаил Лермонтов говорил, что большое значение он уделил именно дуэли между прапорщиком Печориным и юнкером Грушницким. Печорин и Грушницкий – трудно их назвать друзьями.

Почему Печорин поступает жестоко с княжной Мери? (по роману “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова) Почему Печорин поступает жестоко с княжной Мери? На первый взгляд это кажется странным. Но присмотримся внимательнее к тому, как Лермонтов изображает княжну Лиговскую, кратко проследим ее взаимоотношения с Печориным. Мери.

Письмо Веры Печорину (анализ фрагмента главы “Княжна Мери” из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Михаил Юрьевич Лермонтов – один из немногих писателей в мировой литературе, чьи проза и лирические произведения одинаково совершенны. В последние годы жизни Лермонтов создает свой удивительно глубокий роман “Герой нашего.

Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова “Герой нашего времени” Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова Герой нашего времени”. Роман Лермонтова “Герой нашего времени” создан как бы “на стыке” двух художественных методов: романтизм и реализма. Согласно романтическим канонам, образ.

Пари Печорина с Вуличем (анализ главы “Фаталист” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Глава “Фаталист” завершает роман Лермонтова “Герой нашего времени”. Вместе с тем, она является последней и в “Журнале Печорина”. Хронологически события этой главы происходят уже после того, как Печорин побывал в.

Анализ сцены дуэли Печорина с Грушницким (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Михаил Юрьевич Лермонтов – один из немногих писателей в мировой литературе, чьи проза и стихотворения одинаково совершенны. В последние годы жизни Лермонтов создает свой удивительно глубокий роман “Герой нашего времени”.

Печорин в отношениях с Вернером, Верой, Мери в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Печорин раскрывается в отношениях с людьми с враждебной стороны. Рассмотрим отношения Печорина и Вернера. Доктор Вернер, не уступая Печорину в уме и наблюдательности, отличается от него тем, “что не когда.

Композиция романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” и ее роль в раскрытии личности Печорина Лермонтов-художник сформировался после поражения дворянской революции, в период, который был воспринят многими его современниками как крушение истории. Крах идей декабризма вызвал глубокую переоценку ценностей. В литературе появляется новый герой, герой.

Отношение Печорина к миру и собственной личности (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) В предисловии к роману Лермонтов так охарактеризовал главного героя: ” Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии “. Автор хотел показать ” современного человека, каким.

Почему автор называет Печорина “героем времени”? (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Вершиной творчества Лермонтова является роман “Герой нашего времени”. В своих романтических произведениях писатель поднимает проблему сильной личности, столь не похожей на дворянское общество 30-х годов и противопоставленной ему. Основная задача.

Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Образ Печорина – главного героя романа “Герой нашего времени” – одно из главных открытий М. Ю. Лермонтова. Печорин в своем журнале неоднократно говорит о своей противоречивой двойственности. Обычно эта двойственность.

Бэла и Мери (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” можно назвать первым в русской психологической прозе. Повествование определяется не хронологией событий, а логикой развития характера главного героя. По мнению В. Г. Белинского.

Печорин и Грушницкий – герои романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (Второй вариант) (План) Конфликт Печорина и Грушницкого – один из главных в романе. (Личность Печорина вырисовывается во взаимоотношениях с окружающими, и в частности с Грушницким. Противопоставление Печорина и Грушницкого – это противопоставление истинного.

Анализ эпизода “Бал в ресторации” из главы “Княжна Мэри” (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Повесть “Княжна Мэри” можно назвать одной из главных частей романа Лермонтова “Герой нашего времени”. Именно здесь в наибольшей степени, на мой взгляд, раскрывается внутренний мир основного героя романа – молодого.

Честь в представлении Печорина и Грушницкого (по роману М. Ю. Лермонтова “герой нашего времени”) “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова, как “Евгений Онегин” Пушкина и “Мертвые души” Гоголя, являют собой начало русского реалистического романа. Образ Печорина, передового русского человека 30-х годов 19 века, явился.

Сцена захвата казака-убийцы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. (Анализ эпизода из главы “Фаталист”.) Когда-то В. Набоков говорил о том, что если бы вся жизнь была просто набором нелепых случайностей и не было бы в этом никакого связующего звена, то жить было бы слишком.

Образ Печорина в романе Лермонтова “Герой нашего времени” Лермонтов описывает лишь некоторые эпизоды из взрослой жизни героя, когда его характер был уже сформирован. Первое впечатление – Григорий сильная личность. Он офицер, физически здоровый мужчина привлекательной внешности, активен, целеустремлен.

“В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажения; но все это выкупается его богатой натурой” (В. Г. Белинский) (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, на мой взгляд, является вершиной творческой мысли поэта. Своей основной задачей Лермонтов считал создание романа, главным героем которого был бы современный ему молодой.

Читайте также:
Центральная проблема романа: сочинение

Любовь в жизни Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) План I. Печорин – герой своего времени. II. Любовь в жизни Печорина. 1. Бэла. 2. Княжна Мэри. 3. Вера. 4. Эгоизм, цинизм Печорина в отношении к женщинам. III. Трагизм образа.

Печорин и другие герои романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Мы изучили роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Посмотрим же в прошлое, в те времена, события которых описываются в романе. Это 30-е годы XIX века, время, когда правительство торжествовало.

Композиция романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” – первый русский психологический роман. Поэтому в нем не столько важно развитие сюжета, сколько развитие характера главного героя. Хочется отметить, что сюжетно-композиционное построение.

Образ Печорина в романе “Герой нашего времени” Главным героем является Григорий Александрович Печорин, молодой человек лет двадцати пяти. В нескольких местах романа автор дает описание внешности героя, указывая некоторые ее признаки с характером. Впервые Печорин предстает в.

Идейный замысел романа “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова Лермонтов начал писать Роман в 1838 году. Через два года “Герой нашего времени” вышел отдельным изданием. В романе решается та же злободневная проблема, которая поставлена в “Думе”: почему люди умные.

Печорин – герой своего времени (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) (Первый вариант) Роман (бессмертное произведение) “Герой нашего времени” – вершина творчества Лермонтова. Работа над этим произведением (современники называли его собранием повестей) продолжалась с 1837 по 1840 год. В 1841 году второе издание.

Характеры и судьбы Печорина и Онегина (о романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова) В. Г. Белинский видит сходство между Онегиным и Печориным в очень многих качествах. Он прямо заявляет о Печорине: “Это Онегин нашего времени, Герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо.

Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.)

Гармония природы в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Люблю я цепи синих гор…”

Михаил Юрьевич Лермонтов испытывал глубокую и неизменную любовь к природе, чудесно чувствовал ее и мог правильно изобразить свои ощущения. В своем знаменитом стихотворении “Люблю я цепи синих гор…” Лермонтов изображает яркий и красочный закат в горах:
Ярка без света и красна Всплывает из-за них луна, Царица лучших дум певца И лучший перл того венца, Которым свод небес порой Гордится, будто царь земной.
Или:
На западе вечерний луч Еще горит на ребрах туч И уступить все медлит он Луне – угрюмый небосклон…
Всякое слово

Related posts:

“Люблю я цепи синих гор” (по поэзии М. Ю. Лермонтова)Среди многообразия тем, которых касался в своем творчестве М. Ю. Лермонтов, немаловажная роль отведена стихотворениям о природе. Пейзаж является неотъемлемой частью лирических произведений поэта. Беспредельно любя русский народ, свою родину, он тонко чувствовал неповторимость родного края. Природа в его поэзии – свободная, романтическая стихия. Именно в ней – гармония и красота, справедливость и счастье. В […].

ВОСХИЩЕНИЕ КАВКАЗОМ В СТИХОТВОРЕНИЯХ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ЛЮБЛЮ Я ЦЕПИ СИНИХ ГОР…”, “КАВКАЗ”ВОСХИЩЕНИЕ КАВКАЗОМ В СТИХОТВОРЕНИЯХ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ЛЮБЛЮ Я ЦЕПИ СИНИХ ГОР…”, “КАВКАЗ” Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ… М. Ю. Лермонтов В русской литературе Михаил Юрьевич Лермонтов оставил неизгладимый след. Он внес огромный вклад в национальную культуру русского народа и по праву вошел в число великих русских поэтов. Художественное наследие Лермонтова велико […].

“Люблю я цепи синих гор…”(по поэзии М. Ю. Лермонтова) (1) Среди многообразия тем, которых касался в своем творчестве М. Ю. Лермонтов, немаловажная роль отведена стихотворениям о природе. Пейзаж является неотъемлемой частью лирических произведений поэта. Беспредельно любя русский народ, свою родину, он тонко чувствовал неповторимость родного края. Природа в его поэзии – свободная, романтическая стихия. Именно в ней – гармония […].

“Люблю я Кавказ!” (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова “Люблю я цепи синих гор”, “Кавказ”)С синими горами Кавказа у М. Ю. Лермонтова была связана целая глава жизни – лучшая глава. Свобода и поэзия, героизм и храбрость, опасность и истинный патриотизм – вот что этот скалистый край будил в сердце вольнолюбивого поэта. Необыкновенная, мужественная красота природы Кавказа вызывала у Лермонтова чувство гордости и восхищения. Даже обычная луна здесь – Царица […].

КРАСОТА ПРИРОДЫ И ГАРМОНИЯ В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА…”КРАСОТА ПРИРОДЫ И ГАРМОНИЯ В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА…” 1 вариант Я очень люблю лирику М. Ю. Лермонтова. Когда я открываю книгу с его произведениями, стихи льются со страниц сами, и не хочется останавливаться. Стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива…” относится к философской лирике Лермонтова, в нем он размышляет о роли природы […].

ГАРМОНИЯ И КРАСОТА ПРИРОДЫ (по стихотворению М. Ю. Лермонтова “Три пальмы”)ГАРМОНИЯ И КРАСОТА ПРИРОДЫ (по стихотворению М. Ю. Лермонтова “Три пальмы”) 1 вариант М. Ю. Лермонтов – выдающийся поэт-лирик, посвятивший множество своих произведений воспеванию гармонии и красоты природы. Одним из них является стихотворение “Три пальмы”. В голой, бесплодной, жаркой пустыне пальмы олицетворяют собой надежду. Щедро и великодушно дарят они усталым путникам прохладу и живительную влагу […].

Анализ стихотворения Лермонтова Я не люблю тебя; страстейЛермонтов – автор произведения, в жанре стихотворения “Я не люблю тебя…”. Михаил Юрьевич Лермонтов в 1830 году встретился однажды с Екатериной Сушковой. Эта девушка была очень красива, молода и очень кокетлива. Она флиртовала и кокетничал с многими, недаром у нее было много поклонников, и нет ничего необычного в том, что и Лермонтов, когда ему было […].

Анализ стихотворения Лермонтова Нет, не тебя так пылко я люблюМихаил Лермонтов – человек, который испытывал в своей жизни любовь, столь сильную, что он не смог просто сделать любимого человека – несчастным, только из-за того, что любит ее. Именно потому он решил сообщить Варваре Лопухиной, что не будет жениться на ней, так как не видит смысла, хоть он и любит ее. Ведь он – несчастный, […].

Читайте также:
Герой и героини. По роману М. Лермонтова “Герой нашего времени”: сочинение

Поэтические картины природы в стихотворении А. С. Пушкина “Зимнее утро”Приятно проснуться морозным солнечным утром и услышать веселый треск затопленной печи. “Вся комната янтарным блеском озарена” и это создает ощущение праздника. Трудно поверить, что еще “вечор… вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась”, а “луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела”. Такая погода наполняла душу смутной тревогой и печалью. “А нынче… Погляди в окно:” […].

Личность и общество: возможна ли гармония? (По одному или нескольким произведениям М. Ю Лермонтова)Творчество Лермонтова посвящено истории 30-х годов XIX столетия. Современники гениального творца жили в эпоху “безвременья”: еще не забылось восстание декабристов, интеллигенция постепенно отрекалась от идеалов прошлого, но не могла найти применения собственным силам в обществе. В своих произведениях Лермонтов раскрывал присущие обществу проблемы, которые существуют вне зависимости от времени. В исследованиях вопросов взаимоотношения личности с […].

Сочинение Гармония человека и природыЧто такое гармония? Это установленное взаимопонимание между двумя или более составляющими. Они не вредят друг другу, не препятствуют развитию, а, наоборот, дополняют и совершенствуются вместе. Это, немного лирическое, вступление подводит нас к раскрытию данной темы. Природа – матушка, кормилица, без нее человеческое существование будет под угрозой. Она вбирает в себя миллионы живых существ, все экосистемы […].

Гармония природы и несовершенство человекаПрирода дает нам пример гармонии и совершенства. Все в ней разумно взаимосвязано. Но горделивый человек не желает подчиняться единым законам в силу присущих пороков: жадности, жестокости, эгоизма. Темная сторона человеческой натуры болезненно отражается на окружающем мире. Проблема взаимоотношений природы и человека издавна волнует мудрых людей. Но в ХХI веке угроза от антропогенного воздействия на экологию […].

Анализ стихотворения Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я люблю… “. (Лермонтов М. Ю.)Стихотворение было опубликовано в 1841 году. В это время Лермонтов имел любовные отношения с Екатериной Быховец, однако стихотворение посвящено Варваре Лопухиной, которую Лермонтов так и не смог забыть. Тема стихотворения – любовь. Однако любовь не к настоящему, а к прошлому:” Люблю в тебе я прошлое страданье” Основная мысль – поэт хочет сказать, что прошлая любовь […].

Анализ стихотворения Лермонтова “Пусть я кого-нибудь люблюВ 1830 году 16-летний Михаил Лермонтов гостил у своих родственников в подмосковном имении, где познакомился с очаровательной Екатериной Сушковой. Девушка произвела на юного поэта неизгладимое впечатление и очень скоро догадалась о том, какие чувства испытывает к ней Лермонтов. Но, обладая весьма своевольным характером, эта кокетка решила поиграть в любовь с молодым человеком, не подозревая, что […].

Гармония поэтического текста М. Ю. ЛермонтоваК сожалению, М. Ю. Лермонтов очень мало писал о проблемах творчества, но в письмах мы несколько раз встречаемся с упоминанием такой поэтической фигуры, как контраст. Как известно, способы создания контраста могут быть самыми разными. Контраст выражается с помощью антитезы, может доходить в выражении до антиномии. Так, в письме М. А. Шан-Гирей 1830 года М. Ю. […].

Анализ стихотворения “Нет, не тебя так пылко я люблю” Лермонтова“Нет, не тебя так пылко я люблю” (1841). Стихотворение обращено к молодой девушке, дальней родственнице Лермонто­ва Екатерине Быховец, которая напомнила поэту Варвару Алек­сандровну Лопухину. С помощью данного лирического произве­дения Лермонтов стремится передать собственные философские переживания, свое отношение к миру, вызванное любовью. В стихотворении не создается образ любимой женщины, нет признания ей в любви. По словам […].

Картины родной природы в стихотворении А. С. Пушкина “Зимняя дорога”Стихотворение “Зимняя дорога” А. С. Пушкин написал в 1826 году. Но когда я читаю эти стихи, мне кажется, что я тоже ехала с Пушкиным по “дороге зимней, скучной”, куталась в шубу от холода, слушала песни ямщика и поглядывала в окошко кареты. А за окном луна и снег, укрывший всю землю. Пустынно и одиноко вокруг. “Ни […].

КРАСОТА И ВЕЛИЧИЕ ПРИРОДЫ КАВКАЗА (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова)КРАСОТА И ВЕЛИЧИЕ ПРИРОДЫ КАВКАЗА (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова) Красота и величие самобытной природы Кавказских гор покорили сердце поэта еще в пору его детства. Лермонтов лишился матери, когда ему не было еще и трех лет, и с тех пор его воспитанием занималась бабушка Елизавета Алексеевна. Заботливо следя за состоянием здоровья внука, она несколько раз […].

Пейзажные образы в стихотворении Лермонтова “Тучи”В марте 1840 г. за дуэль с Э. де Варантом, сыном французского посла, Лермонтов был переведен из Тенгинского полка и должен был выехать на Кавказ. Друзья и приятели собрались на квартире Кармазиных, чтобы проститься со своим юным товарищем. Растроганный вниманием к себе, поэт, стоял возле окна и глядя на тучи, которые ползли над садом и […].

“Нет, не тебя так пылко я люблю… ” анализ стихотворения ЛермонтоваНе каждый мужчина способен признаться в любви: он может просто не найти нужных слов. Гораздо легче сделать это с помощью стихов – Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Но нельзя забывать, что и поэты тоже любили, а их знаменитые любовные признания подчас были адресованы тем, кто не ответил взаимностью. Не избежал подобной участи и молодой поэт Михаил Юрьевич […].

Описание природы в стихотворении “Осень”Красота осени показана Пушкиным в сравнении ее с другими временами года. Внутренняя структура стихотворения необычайно сложна, так как она основана на смысловых “контрфорсах” – иронии и скрытой патетике. Авторская ирония как бы снимает всякую условность, поэтизацию, оттеняя в то же время подлинно поэтическое. “Прозаизм” здесь не только словарный элемент, а и тот аспект зрения, который […].

Читайте также:
Стихотворение «Родина» и его место в лирике Лермонтова: сочинение

Сочинение на тему: КРАСОТА И ВЕЛИЧИЕ ПРИРОДЫ КАВКАЗА (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова)Пребывание на Кавказе наполняло М. Ю. Лер­монтова удивительными замыслами. Кавказ ока­зался для него не только источником вдохнове­ния, но и темой многих его произведений. “Лю­бимой темой”, – подчеркнул великий грузин­ский поэт Илья Чавчавадзе, писавший, что в “своих мощных стихах, преисполненных поэзии, Лермонтов изобразил весь Кавказ…”. Почему же так манили поэта красота и вели­чие природы Кавказа? Отчасти […].

ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ТУЧИ”ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ТУЧИ” 1 вариант Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и его победы над врагами своей отчизны, другие восхищались ее природой. Лермонтов, продолжая развивать идеи Радищева и Пушкина, мечтал увидеть свою страну цветущей и свободной, народ […].

Значение некоторых слов и словосочетаний в стихотворении “Смерть поэта” М. Ю. ЛермонтоваОклеветанный молвой – униженный в глазах общественного мнения. Невольник чести – заложник правил “комильфо”, диктующих определенное поведение. Не вынесла душа поэта – слишком велик стал разрыв между духовной реальностью гения и физической реальностью его жизни среди обычных людей. Жалкий лепет – искусственные лицемерные оправдания. Злобно гнали – издевались, не давали прохода. Дивный гений – удивительный, […].

Сочинение на тему: “Чувство природы в поэзии Лермонтова и Пушкина”На поэтическом языке каждого писателя лежит печать его личности, выражения в той или иной мере ярко. Помимо воли самого автора в творениях отражаются его индивидуальные черты. Восприятие природы, как и восприятие действительности в целом, также глубоко индивидуально. Мне хотелось бы остановиться на теме природы в творчестве двух великих поэтом – А. С. ПушкинА и М. […].

Любовь к родине в творчестве М. Ю. Лермонтова. “Люблю отчизну я…”Лермонтов понимает любовь К родине истинно, свято и разумно. Н. А. Добролюбов Поэт-гражданин, М. Ю. Лермонтов любил свою родину, ее народ, ее природу, он желал счастья своей стране. Любить отчизну, в представлении Лермонтова, значило бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к родине – тема многих стихотворений поэта […].

Как в стихотворении “Сосны” Б. Л. Пастернака отразилась мысль автора о единстве человека и природы?В стихотворении “Сосны” Б. П. Пастернак отражает неразрывную связь между человеком и природой. Поэт рисует прекрасный пейзаж: ромашки, дикие бальзамины, сосновая просека, “густая синева” .С картинами живого мира сливаются образы героев стихотворения, которые отдыхают на лоне природы. За могучими стволами лирическому герою мерещится море с шумными, высокими волнами, белой пеной и “черной магией воды”: И […].

Картины русской природы в лирике М. Ю. ЛермонтоваПрекрасна и загадочна поэзия Михаила Юрьевича Лермонтова. До сих пор она завораживает нас своей таинственной мелодичностью, красотой, глубинной печалью. Лермонтова заслуженно считают продолжателем традиций Пушкина, поскольку он пришел в литературу со своими темами, по-своему и неповторимо отражал в произведениях мысли и настроения современного ему мира. Достаточно своеобразен взгляд поэта и на природу. С детства потрясенный […].

“Я РОДИНУ ЛЮБЛЮ…” (тема Родины в лирике М. Ю. Лермонтова)Москва, Москва/ Люблю тебя как сын! Как русский, – сильно, пламенно и нежно. М. Ю. Лермонтов С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Жизнь и твор- чество этого замечательного поэта протекали в самое тяжелое и мрачное для России время, время засилья “голубых мундиров” и жесто- чайшей реакции. Поэтому его стремление к прекрасному связано с […].

О стихотворении М. Ю. Лермонтова “Дума”“Эти стихи писаны кровью”, – так сказал о лермонтовской “Думе” В. Г. Белинский. Даже не верится, что автору такого глубокого и трагического стихотворения было только 24 года. Возможно, он предчувствовал, что должен торопиться высказаться, так как жить оставалось только три года. Это стихотворение достаточно редкого жанра, название которого – дума – вынесено в заголовок. Произведение […].

Кавказ в стихотворениях М. Ю. ЛермонтоваЕще в детстве М. Ю. Лермонтов побывал на Кавказе, затем он там служил, будучи офицером. Лермонтов прекрасно знал Кавказ и горячо его любил. В лучших его стихах и поэмах, а также в романе “Герой нашего времени” предстает перед нами суровая красота Кавказа, которая с детства покорила Михаила Юрьевича. Этому замечательному краю посвящено и написанное в […].

Сочинение на тему: “ЛЮБЛЮ ОТЧИЗНУ Я, НО СТРАННОЮ ЛЮБОВЬЮ” (образ родины в поэзии М. Лермонтова)Родина и народ… Какие короткие слова. Но какой огромный в них заложен смысл. Для каж­дого человека понятие родины связано с различ­ными аспектами и сторонами жизни. Для М. Ю. Лермонтова оно – сама жизнь, оно – часть его пламенной, страстной, искренней души. Лермонтов не мыслил себя без родины, без России. А Россию не мыслил без русского […].

Описание природы и роль пейзажа в поэме Мцыри ЛермонтоваКолоссальное и неописуемо большое значение в понятие и осознании образа одинокого, печально, но одновременно свободного и непоколебимого Мцыри играет романтический и нежный пейзаж, описанный в данном произведении. Каждый читатель не только проникается самим произведением, но и той природой которая описана автором в данном произведении. Сама по себе природа и весь пейзаж однозначно являются одним из […].

Тема родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова1. Противоречивое отношение поэта к родине. 2. Прославление поэтом героического прошлого России. 3. Воспевание красоты русской природы и интерес к жизни простого народа. Лермонтов – поэт русский в душе, в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни. В. Г. Белинский Творчество М. Ю. Лермонтова многогранно и широко. Помимо того, что писатель внес большой вклад в […].

Стихотворение М. Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я люблю…” (Восприятие, истолкование, оценка)На фоне глубокой внутренней борьбы между двумя противоположными стихиями – небом и землею, переход от безусловного признания примата первого над вторым через признание их равноправности к радостному ощущению возможности их примирения, их слияния, синтеза между ними, – таков был тяжелый путь жизни и творчества Лермонтова. Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня […].

Читайте также:
Каким я представляю себе купца Калашникова? (по произведению М. Ю. Лермонтова Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова): сочинение

Звуки неведомого в стихотворении Лермонтова “Ангел”Для человека 30-х годов религия воплощала не только и не столько идеалистическое мировосприятие, сколько служила опорой для некоей внешней веры в великое предназначение человека и в конечное торжество разума и добра. Отсюда романтики, в том числе и Лермонтов, делали, как известно, отнюдь не религиозные выводы. Человек обязан стремиться к совершенству, полному и вечному, Максимализм этих […].

Сочинение: Тема человека и природы в стихотворении А. А. Фета “Заря прощается с землею…”Стихи Афанасия Афанасьевича Фета принадлежат к наи­высшим достижениям русской поэтической культуры девят­надцатого века. Главными темами поэтического творчества Фета были природа и любовь, а назначение поэзии он понимал как слу­жение красоте. Именно красоту он считал важнейшей целью художника и всем своим творчеством стремился к достиже­нию этой цели. Но ведь природу и любовь воспевали многие поэты и […].

Образ природы в стихотворении АхматовойКакова роль природных образов, используемых в стихотворениях А. Ахматовой? Формируя развернутое суждение на заданную тему, вспомните, како­вы композиционные особенности данного произведения. Проанализи­руйте строение стихотворения от начала к финалу и выясните наличие двух тем и двух объектов изображения. Покажите, что тема природы, представленная в стихотворении, выпол­няет особую текстовую функцию. Она способствует развертыванию второй темы – описания душевного […].

Образы природы у М. Ю. Лермонтова (На примере нескольких стихотворений)1. Одинокие природные образы. 2. Лучезарные и радостные пейзажи. 3. Целебная сила природы. В природе ничто не пропадает, кроме самой природы. А. Крыжановский Картины природы, возникающие под пером М. Ю. Лермонтова, обладают особым свойством, которое можно назвать душой. Весь этот органический и неорганический мир становится очень близкими не только самому поэту, но и нам. Кажется, […].

Картины природы в лирике М. Ю. Лермонтова1. Природные объекты в лирике Лермонтова. 2. Умиротворение и приближение к богу, которым способствует красота природы. 3. Философские раздумья лирического героя 4. Ландшафт России в стихотворении “Родина”. Люди друг к другу Зависть питают; Я же, напротив, Только завидую звездам прекрасным, Только их место занять бы желал. М. Ю. Лермонтов Картины природы занимают значительное место в […].

Сочинение: Лермонтов м. ю. – люблю я цепи синих гор. ..

(по поэзии М. Ю. Лермонтова) (1)

Среди многообразия тем, которых касался в своем творчестве М. Ю. Лермонтов, немаловажная роль отведена стихотворениям о природе. Пейзаж является неотъемлемой частью лирических произведений поэта. Беспредельно любя русский народ, свою родину, он тонко чувствовал неповторимость родного края. Природа в его поэзии – свободная, романтическая стихия. Именно в ней – гармония и красота, справедливость и счастье. В своих стихах Лермонтов как бы перекликается с разными природными явлениями, растворяется в их жизни. «С отрадой, многим не знакомой» смотрит автор на бескрайние леса и нивы, реки и степи, «серебристый ландыш», «желтеющая нива», «студеный ключ» вносят успокоение в душу поэта. Следует отметить, что особое место в пейзажной лирике занимает образ Кавказа – его любимого края.

Лермонтов изображает природу Кавказа правдиво, без преувеличений. В стихотворении «Утро на Кавказе» он любовно описывает звезды, луну, облака; «дикой пеленой» вьется туман вокруг лесистых гор.

Вот на скале новорожденный луч

Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,

И розовый по речке и шатрам

Разлился блеск, и светит там и там.

Мы чувствуем, какое глубокое чувство, какую искреннюю нежность и любовь вызывают у поэта «цепи синих гор», «вершины». Они, как и вся русская природа, явились для поэта воплощением его родины. Побывав там хотя бы один раз, уже не сможешь никогда забыть эти края, уверен Лермонтов. «Как сладкую песню отчизны» полюбил он Кавказ. Однако его пейзажи не простые картины природы, они отражают мысли и чувства, которыми наполняется сердце поэта. Луна, «царица лучших дум певца» восхищает поэта, он находится в «чудесном забытьи», когда любуется, как «туманный месяц» осыпает «серебристым блеском» гриву его коня. Автор стремится слиться с этим волшебством природы, раствориться в ней. В то же время он возвеличивает природу: она вправе укорять человека, рискнувшего оспаривать ее владычество. И все же: присущая Лермонтову тревога звучит и в его пейзажной лирике. Он стремится «за стеной Кавказа» укрыться от «всевидящего глаза» и «всеслышащих ушей» голубых мундиров, найти покой и справедливость. Но, к огромному своему сожалению, в ущельях и скалах он видит все те же несчастья, которые встречал по всей стране:

Кавказ! далекая страна!

Жилище вольности простой!

И ты несчастьями полна

И окровавлена войной.
(по поэзии М. Ю. Лермонтова) (2)

Михаил Лермонтов – великий русский поэт, преемник и продолжатель пушкинских традиций. Его творчество ознаменовало новый этап в развитии русской литературы. Имя Лермонтова, называемого «классиком XIX столетия», широко известно за пределами России.

Читая произведения поэта, каждый раз испытываешь чувство глубокого восхищения его гениальностью, и вместе с тем – горечь и сожаление о безвременной гибели этого выдающегося человека в столь молодом возрасте.

Тематика, затрагиваемая Лермонтовым в его стихотворениях, богата и многогранна. Он выступает одновременно как тонкий лирик и пламенный патриот. С раннего детства проникнувшись любовью к Кавказу как краю «свободы и чести», родине «благородных и возвышенных стремлений», поэт посвятил ему целый ряд своих поэзии.

С искренним восхищением воспевает Лермонтов неповторимую красоту природы Кавказа. Он мастерски передает и грозную величественность «синих гор», и бескрайность степей, и вольность ветра, и серебристый блеск луны:

Туманный месяц и меня,

И гриву и хребет коня

Сребристым блеском осыпал.

С глубоким сожалением вспоминает поэт дни своей безоблачной

Читайте также:
По мотивам романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

юности, ночные прогулки по степи и «в ущельях гор», когда так ясно понималась неразрывная связь человека с окружающим миром.

Однако для Лермонтова горы не только воплощение радостного детства, но и символ одиночества, безрадостной жизни вдали от родины. Картины, рисуемые им, словно отображают печальную судьбу поэта, обреченного на жизнь в ссылке. Он отождествляет себя с утесом:

Он стоит, задумался глубоко.

И тихонько плачет он в пустыне.

Пейзажи словно оттеняют переживания гонимого поэта и его любовь к родной земле, о которой он постоянно вспоминает и тоскует.

Но несмотря на все невзгоды, М. Лермонтов не терял присутствия духа, мужества и стойкости, умения отрешаться от бренных проблем, даря людям прекрасные произведения.

Время идет неумолимо, сменяются поколения, но стихи Лермонтова не тускнеют, не утрачивают прелести, они достигают глубин человеческих сердец. Можно с уверенностью сказать, что поэзия Михаила Юрьевича Лермонтова неподвластна времени.

Сочинение на тему: ВОСХИЩЕНИЕ КАВКАЗОМ В СТИХОТВОРЕНИЯХ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ЛЮБЛЮ Я ЦЕПИ СИНИХ ГОР…», «КАВКАЗ»

ВОСХИЩЕНИЕ КАВКАЗОМ В СТИХОТВОРЕНИЯХ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ЛЮБЛЮ Я ЦЕПИ СИНИХ ГОР…», «КАВКАЗ»

Известный русский поэт, прозаик, драматург Михаил Юрьевич Лермонтов прожил короткую, но яркую жизнь. Он родился в старинной дворян­ской семье. Рано потерял мать, жил вместе с ба­бушкой, учился в самом престижном московском пансионе.

В это время начинает писать стихи. Судьба приводит его в юнкерскую школу — впереди бле­стящая карьера военного. Но неожиданное изве­стие о смерти на дуэли А. С. Пушкина вызывает в его душе настоящее потрясение. Лермонтов от­кликается на это печальное событие одой «Смерть поэта», в которой обвиняет власть в гибели мо­лодого творца. За это его ссылают на Кавказ, где уже много лет продолжается война Российской империи против кавказских народов. Экзотиче­ская и суровая природа, независимый характер горцев, их мужество и гордость поражают поэта, служат толчком к созданию новых произведений. Среди них — прекрасный образец пейзажной лирики «Люблю я цепи синих гор…».

Не много рождалось поэтов, которые бы так видели мир — динамично, объемно, красочно. В этом Лермонтову-поэту помогал его талант ху­дожника. Не только с натуры, но и по памяти он мог воспроизводить фигуры, лица, пейзажи, ки­пение боя, скачку, преследование. И, обдумывая стихотворные строки, любил рисовать грозные профили горячих, нетерпеливых коней. Он мог бы стать настоящим художником, если бы про­фессионально занимался живописью, но Лермонтов-поэт в изображении природы является не­превзойденным мастером. Недаром современни­ки называли его русским Гете.

Даже если вы не были на Кавказе, вы не мо­жете не восхититься прекрасным вечерним пей­зажем, изображенным поэтом: цепи синих гор, из-за которых, «как южный метеор», всплывает луна. Луна — это таинственное небесное свети­ло, такое близкое и такое непознанное. Взоры влюбленных и поэтов в минуты отчаяния, тоски, горьких раздумий были обращены к луне:

…Царица лучших дум певца И лучший перл того венца,

Которым свод небес порой Гордится, будто царь земной.

Поэт одухотворяет, оживляет природу. Солн­це еще не сдает своих позиций, освещая земную поверхность: «На западе вечерний луч еще горит на ребрах туч…» Солнце и луна словно вступают в единоборство за право украшать собою небес­ный свод. Но скоро луч зари гаснет — и воцаря­ется на небе луна, окруженная белыми тучками:

Кто не знавал таких ночей В ущельях гор иль средь степей?

Лирический герой сливается с природой, жи­вет с ней одной жизнью, познает ее гармоничную красоту. Он мчится на коне и чувствует, как жи­вотное дышит, отбрасывает копытами землю. Это не бессмысленный бег, но желание в едином по­рыве постичь тайное, непознанное. В этом поры­ве человек ощущает себя одним из проявлений природной стихии. Его, как и многих в этом мире, гложет непонимание и одиночество: «как ветер, волен и один». А природа, хоть на один волшебный миг, дает ощущение собственной зна­чимости.

Бессмысленность существования растворяет­ся в бескрайних просторах степи. Сияние лу­ны — это не просто холодный отчужденный свет далекого светила, а серебристый блеск, осыпав­ший и коня, и всадника. И этот блеск объединя­ет в единое целое и человека, и животное. Бег ус­коряется — миг прозрения близится. И тут мы понимаем, что видение кавказких чарующих, пленительных синих гор было всего лишь воспо­минанием о счастливых днях. Вокруг все та же степь, все та же луна, глядящая с укоризной на человека, возомнившего себя венцом творения и властителем природы:

Все та же степь, все та ж луна:

Свой взор ко мне склонив, она,

Казалось, упрекала в том,

Что человек с своим конем Хотел владычество степей В ту ночь оспаривать у ней!

Тот же мотив отчужденности, непонимания, одиночества, поиска утраченной гармонии мы находим и в стихотворении «Кавказ». К слову, в творчестве поэта это было первое стихотворение, посвященное кавказской теме.

Можно утверждать, что толчком к созданию «Кавказа» послужили детские воспоминания поэта о пребывании на Кавказе в 1825 году. Не­изгладимое впечатление на юного поэта произве­ли эти южные горы. Поэт красоту этих мест не­вольно сравнивает с песней отчизны, песней ма­тери. В три года он плакал на коленях у матери от песни, которую та напевала ему.

На Кавказе же впервые в десятилетнем возра­сте поэт полюбил. Вспоминая через пять лет зла­токудрую синеглазую девочку и Кавказские горы, он записал в свою тетрадку: «Говорят (Бай­рон), что ранняя страсть означает душу, которая будет любить изящные искусства. Я думаю, что в такой душе много музыки». Такой же музыкой звучат для нас слова, воспевающие красоту при­роды.

Для лирического героя Лермонтова вершины скал южных гор скрывают тайну любви, мате­ринской ласки — всего того, что делает каждого человека самым счастливым на этой земле.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: