Преступление и наказание Печорина: сочинение

Преступление и наказание Печорина

Коллекция сочинений: Преступление и наказание Печорина

Роман Лермонтова “Герой нашего времени» был создан в 30-е годы XIX века и, как написал об этом произведении Белинский, стал “грустной думой» о нашем поколении. В этом романе автор рассмотрел множество философских и нравственных проблем, которые занимали Лермонтова в его время и продолжают занимать нас в наш непростой век. Но­сителем взглядов поэта является его герой — Печорин.

Первая глава романа “Бэла» строится в строгом соответ­ствии с канонами романтизма. Это значит, что главный герой противопоставлен окружающему миру. Он загадочен, непоня­тен остальным персонажам. Он ищет неземной любви. Недо­стижимая для серой массы обывателей глубина и трагичность мироощущения героя дает ему право преступать обычные че­ловеческие правила поведения.

Этот романтический постулат о различных нравственных нормах для героя и для обывателя стал одним из главных вопросов русской литературы XIX века. Общественное созна­ние связало эту проблему с именем Наполеона — человека, обязанного своим головокружительным взлетом только самому себе, проповедовавшего странный для того времени миро­воззренческий принцип: “Для достижения цели все средства хороши». Лермонтова всегда волновал образ Наполеона. В юности поэт преклонялся перед ним, воспевал его жизнь и оплакивал одинокую гибель. Со временем Лермонтов пришел к переоценке нравственных ценностей. В “Герое нашего вре­мени» он ни разу не упоминает имени своего давнего кумира, но то, что мы называем “наполеоновской темой», стало одной из центральных нравственно-философских проблем романа.

В известной мере “Бэла» строится так, что читатель под­готовлен к появлению романтического героя, нарушающего все условности, и ждет от Печорина именно бунта. Печорин находится в центре повествования. Он — объект читательско­го интереса. И не только читательского. Например, Максим Максимыч не может без слез вспомнить о несчастной участи Бэлы, ведь он искренне полюбил эту девушку. Однако он прощает Печорину ее гибель. Почему? “Что прикажете де­лать? Есть люди, с которыми непременно надо соглашаться». То есть добрый, порядочный штабс-капитан судит себя и себе подобных по одним законам, а Печорина — по другим, гораз­до менее жестким. И его слушатель — путешествующий офи­цер — с ним как будто согласен, и мы — читатели — прини­маем его систему двойной моральной нормы.

Но ведь человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым судит окружающих, теряет нравствен­ные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла. Поэтому двойственность нравственной морали по самой своей сути амо­ральна и преступна, она — основа любого преступления.

В романе “Преступление и наказание» Достоевский зло высмеивал попытки социалистов объяснить все в человеке влиянием внешней среды. “У них одно объяснение, — него­довал Разумихин, — среда заела. Натура не берется в рас­чет…» И это справедливое обвинение Достоевского. В самом деле, какая бы ни была среда, как бы сильно ни было ее дурное влияние, человек несет ответственность за свои по­ступки. Человек отвечает за каждый свой шаг, это основа нравственности. И эта основа утрачена Печориным: в этом и заключается его преступление.

Так, например, в “Бэле» Печорин ради обретения нового духовного опыта, не задумываясь, жертвует и князем, и Аза-матом, и Казбичем, и самой Бэлой. В “Тамани» он позволил себе из любопытства вмешаться в жизнь “честных контрабандистов» и заставляет их бежать, бросив дом, а заодно и сле­пого мальчика.

В “Княжне Мери» Печорин вмешивается в завязавшийся роман Грушницкого и Мери, вихрем врывается в наладив­шуюся жизнь Веры. Ему тяжко, ему пусто, ему скучно. Он пишет о своей тоске и о притягательности “обладания душой» другого человека, но ни разу не задумывается, откуда взялось его право на это обладание! Размышления Печорина в “Фата­листе» о вере и безверии относятся не только к трагедии оди­ночества современного человека в мире. Человек, утратив Бога, утратил главное — моральные ориентиры, твердую и определенную систему нравственных ценностей. Ведь идея Бога — не цель и не плетка для усмирения инстинктов, это идея духовной потребности самого человека возвыситься над ними, победив их в себе. Это высшая идея духовного равен­ства — ибо каждый человек есть образ и подобие Божие, вне зависимости от того, Наполеон он или, к примеру, титуляр­ный советник. И никакие эксперименты не дадут Печорину радости бытия. Уверенность может дать только вера. А глу­бокая вера предков утрачена в век Печорина. Утратив веру в Бога, герой утратил и веру в себя — в этом его трагедия. Есть один нравственный закон, истинный во все времена: уваже­ние к миру, к людям начинается с самоуважения. Не с само­возвеличивания, а именно с самоуважения. Человек, уни­жающий других, не уважает себя. Его потребность унизить кого-то объясняется именно тем, что, только торжествуя над слабым, он ощущает себя сильным. Он вымещает на другом собственные обиды на мир. Ощущение внутренней ущербнос­ти, духовной неполноценности — вот что приносит отсутствие самоуважения.

Читайте также:
Смерть поэта, Поэт и Пророк: сочинение

Удивительно, что Печорин, понимая этот закон, в то же время не осознает его важности, не видит в нем истоков своей трагедии. Печорин размышляет следующим образом: “Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольст­вии мучить другого…» Получается, что весь мир, окружаю­щий Печорина, построен на законе духовного рабства: муча­ют, чтобы получить удовольствие от страданий другого. И несчастный, страдая, мечтает об одном — отомстить, унизить обидчика. Зло порождает зло не само по себе, но в мире без Бога, в обществе, где попраны нравственные законы, где толь­ко угроза юридического наказания как-то ограничивает раз­гул вседозволенности.

“Я иногда себя презираю… Но оттого ли я презираю идругих?» — так Печорин вплотную подходит к разгадке тайны своих мучений, но не принимает истину. Человек, ко­торому смешны “наивные верования» предков, отказывается от идеи Высшего суда.

Печорин постоянно ощущает свою нравственную ущерб­ность: он говорит о двух половинах души, о том, что лучшая часть души “высохла, испарилась, умерла». Кокетничая с княжной Мери, он увлекается и произносит искренне стран­ное признание: “Я сделался нравственным калекой…» — вот истинная трагедия и наказание Печорина. Ощущая свою ду­ховную неполноценность, он не видит ее причин, обвиняет мир, людей и время в своем духовном рабстве. И попадает в замкнутый круг. Свободу герой понимает упрощенно, как сво­боду от брачных уз, свободу от дружеских привязанностей. И безумно дорожит ею, потому что истинной свободы — свободы духовной — он не знает, он духовно закрепощен. Герой ищет свободу, но ищет “не там» — в одиночестве, в бесконечных скитаниях, то есть находит лишь внешние признаки свободы. А поиск внешней свободы заведомо безрезультатен, пока не обретена внутренняя, духовная свобода. Бездомность, непри­каянность Печорина и бессмысленная смерть “где-то на пути в Персию» — вот тот духовный крах, полное фиаско, к кото­рому приводит автор своего героя, ибо не дано человеку права судить себя по иным законам, кроме общечеловеческих зако­нов, ибо путь двойной нравственности и морали, путь вседо­зволенности бесплоден, это путь к духовному опустошению, духовной смерти…

Преступление и наказание Печорина: сочинение

В эпиграф вынесены строки из стихотворения «Дума». В них очень точно и прозорливо отражена судьба поколения 30-х годов XIX века. Именно в это время жил и писал Лермонтов. В это время живет и его герой – Печорин. Многие считают, что в творчестве Лермонтова много трагизма. Но истоки этого не только в его личной судьбе, трагизмом была наполнена окружающая действительность. Тридцатые годы – это годы реакции в России, время, когда все лучшее сгноили, разогнали, сослали в Сибирь и на каторгу.

Лермонтов сам признается, что «Герой нашего времени» – это портрет, составленный из пороков всего поколения в целом. В предисловии к «Журналу Печорина» он пишет: «Хотя я переменил все собственные имена, но те, о которых в нем говорится, вероятно, себя узнают, и, может быть, они найдут оправдание поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека, уже не имеющего отныне ничего общего с здешним миром: мы почти всегда извиняем то, что понимаем». Это справедливо. Мы часто судим о человеке на основании его поступков, но поступки эти рассматриваем со своей точки зрения, не умея или не желая взглянуть на них с точки зрения того, кто их совершает. Не случайно Лермонтов поместил эти слова после «Бэлы» и «Максима Максимыча» – прочитав эти повести, мы были уже готовы судить Печорина, еще не понимая его.

Кто же такой Печорин? Григорий Александрович Печорин – гвардейский офицер, судьба которого сложилась очень трагично. Из романа мы узнаем, что он был выслан из Петербурга за некую «историю» на Кавказ. По дороге с ним приключается еще несколько «историй», он лишается чина, потом снова отправляется на Кавказ, некоторое время путешествует и, возвращаясь из Персии, умирает. За это время он встречается с многими людьми, на которых оказывает влияние. Печорин разрушил много судеб. Он принудил княжну Мери влюбиться в него, подчинил ее своей воле, а потом с присущей ему прямотой признался, что не любит и никогда не любил ее. Печорин толкает на преступление Азамата и Казбича, добивается любви горянки Бэлы, но потом охладевает к ней. Бэла погибает.

Читайте также:
Особенности характера Печорина, проявляющиеся в его взаимоотношениях с другими действующими лицами романа «Герой нашего времени» (Печорин и Максим Максимыч, Печорин и Грушницкий и т. д.).: сочинение

В Тамани Печорин вмешивается в жизнь «честных контрабандистов», причем делает это совершенно бесцельно. Для него важно «найти ключ от тайны», а судьба этих людей ему безразлична. Печорин очень обидел доброго штабс-капитана Максима Максимыча, который глубоко привязан к нему. Уезжая в Персию, Печорин совсем забыл о своем старом товарище, и, когда на станцию прибегает бедный старик, он лишь холодно подает ему руку. Этот перечень можно продолжить: .Вера, Груш-ницкий – такие же жертвы Печорина. Но и сам Печорин тоже жертва. Он ищет острых ощущений, приключений. Он обладает острым умом и сильной волей, которые ему помогают преодолевать препятствия. Печорин хорошо разбирается в психологии людей, поэтому легко завоевывает внимание женщин. Только для чего, ради чего? Женщины его интересуют мало, а жизнь его, в сущности, пуста и бессмысленна.

Печорин погубил Бэлу, погубил от нечего делать. Для него она, как и остальные люди, лишь средство развлечения. Ему нравится добиваться поставленной цели, но, добившись ее, он тут же теряет к ней всякий интерес. Вспомним, что говорил Максим Мак-симыч: «Долго бился с ней (Бэлой) Григорий Александрович, между тем учился по-татарски, и она начала понимать по-нашему». Печорину надо было не только научить Бэлу говорить по-русски. Чтобы завоевать ее расположение, следовало войти в ее мир, проявить к нему уважение. Печорин это прекрасно понимал, более того, он знал, как это сделать.

С появлением в жизни Печорина Бэлы у него появляется какая-то цель, возможность отвлечься от приступов тоски, которая на него находит, а сопротивление девушки его раззадоривает. Осознает ли он в этот момент весь трагизм ситуации? Нет, он не обманывает девушку, когда говорит ей: «Если ты снова будешь грустить, то я умру». Или обманывает неосознанно. Печорин в этот момент верит, что Бэла и впрямь может составить его счастье.

Но любит ли Печорин Бэлу? Этого он и сам не знает. Печорин погубил девушку – в этом его «преступление», но наказан и он сам. Его беда и его трагедия в том, что он не умеет любить. Настоящая любовь – это и забота о человеке и тревога о нем, любящий человек живет тем, кого любит, думает о нем. А Печорин не умеет думать о ком бы то ни было, он занят самим собой. Ему грустно, скучно, одиноко, ему захотелось любви другого человека – он добивается ее. Добивается, а потом бросает, как ребенок бросает ставшую неинтересной игрушку. Так поступают эгоисты, и Печорин тоже эгоист. Он не сострадает людям. Совершив ошибку, продолжает жить по тем же принципам. И вот уже его жертвой оказывается княжна Мери. История повторяется.

Поступая нечестно с другими, Печорин честен с самим собой. Он пытается разобраться в себе, не оправдывая своих поступков. А ведь такая беспощадность к себе – редкое свойство. «Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь. » И сам же отвечает: «…есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души… Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

Этой «ненасытной жадностью» Печорин страдает на протяжении всего романа. Он непременно желает участвовать во всех событиях чужой жизни. Возможно, это было бы неплохой чертой характера, если бы такое вмешательство не доставляло другим страдания.

В мире существует кодекс морали, нравственности, установленный человечеством, где осуждается жестокость. Но Печорин не может, не умеет считаться с такими простыми истинами, он слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других: «Первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха. » Печорин хочет быть лучше всех и могущественнее всех на свете. «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого…» – в этих словах Печорина трагедия его жизни. Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы люди поступали с тобой. А если наоборот? Тогда человек сам же будет несчастен и одинок. Наказание одиночеством и непониманием других – такова участь Печорина.

Читайте также:
Проблемно тематический анализ романа «Герой нашего времени»: сочинение

Одинок Печорин и в ночь перед дуэлью, «и не остается на земле ни одного существа, которое бы поняло его», если он будет убит. Он сам делает вывод; «После этого стоит ли труда жить? – а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!»

Возможно, все же Печорин испытал любовь. Его чувства к Вере весьма неоднозначны. Но любовь ли это на самом деле? Ведь Печорин так любил добиваться своего любой ценой, что, возможно, это и притягивало его к Вере. Мы жалеем Печорина, когда он получает последнее письмо. Он «как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса… и пустился во весь дух» догонять ее. Печорин не догнал Веру: загнанная лошадь «грянулась о землю». Тогда Печорин упал на мокрую траву и заплакал. Вера – единственная женщина, которая любила Печорина таким, каков он есть. «Я бы тебя должна ненавидеть… Ты ничего не дал мне, кроме страданий», – говорит она Печорину. Страдает и Печорин, хотя у него все подчинено трезвому рассудку: «Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? – ее видеть? – зачем? – не все ли кончено между нами. » Его холодный ум не знает жалости и к себе. Все – люди, вещи – все должно существовать ради его капризов и желаний. А он не умеет, не может найти в себе хоть капельку человеческого тепла, чтобы отплатить людям за их любовь и страдания. Нет ли наказания хуже?

Но Печорина породило время, эпоха, в которую он жил. Это еще одна причина его трагедии. Все недостатки, присущие характеру Печорина, присущи и всему современному ему обществу.

Преступление и наказание Печорина

Сочинение изложение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Тридцатые года девятнадцатого столетия. Именно в эти годы, годы реакции, жил и создавал свои величайшие произведения Михаил Юрьевич Лермонтов. Ярким представителем поколения этого времени является Григорий Александрович Печорин, в образе которого Лермонтов показал весь трагизм жизни молодого поколения, окружающей его действительности и частичку своей собственной судьбы. В тридцатые годы девятнадцатого века все лучшее, что могло бы произойти в обществе, все лучшие помыслы молодых людей жестоко пресекались, потому как были неугодны царскому режиму. Восстание декабристов было подавлено, многие передовые люди сосланы в Сибирь, а часть людей просто напугана возможными последствиями инакомыслия. Сам Лермонтов говорил, что его произведение «Герой нашего времени» вобрало в себя все пороки, которые были присущи целому поколению того времени.

Лермонтов, очень емко выразил свои мысли в предисловии, написанном к «Журналу Печорина»: «Хотя я переменил все собственные имена, но те, о которых в нем говорится, вероятно, себя узнают, и, может быть, они найдут оправдание поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека, уже не имеющего отныне ничего общего с здешним миром: мы почти всегда извиняем то, что понимаем». И это аксиома, так как большинство людей рассуждают о других людях, рассматривая их конкретные поступки, обсуждая их. Но, это же самое большинство практически никогда не пытается рассмотреть поступки других людей с их точки зрения, то есть поставить себя на место того, кто эти поступки совершает. Лермонтов в своем произведении умышленно написал выше обозначенные слова после повестей «Была» и «Максим Максимыч». Получается, что мы, читатели, судим о Печорине, не понимая его поступков. Печорин — гвардейский офицер, который был вынужден уехать из Петербурга на Кавказ. Печорин теряет свой чин, пребывает на Кавказке, путешествует в Персию и в итоге умирает. В процессе своей жизни, Печорин встречает множество людей и при этом разрушает их судьбы. Например, княжна Мэри, которая влюбилась в Печорина. И когда это произошло, Печорин просто, даже не задумываясь о томи, что причиняет этой женщине невыносимую боль, говорит о том. что никогда ее не любил. Еще одним примером «любви» является чувство Бэлы, которое Печорин в итоге отвергает, а Бэла гибнет. Вмешательство Печорина в дела «честных контрабандистов», в результате которого полностью разрушается их жизнь. Также жертвами Печорина являются Максим Максимыч, Грушницкий, Вера и многие другие люди. Страшно то, что Печорин, обладая умом, разбираясь в людях, в их психологии, очень легко привлекает к себе людей, завоевывает их доверие, влюбляет в себя женщин. Но, все эти люди Печорину безразличны, поскольку его собственная жизнь пуста. Для Печорина другие люди являются развлечением, игрой. Получается так, что Печорин ставит перед собой какую-либо цель, добивается ее и сразу же эта цель, становится ему просто неинтересна. Погубив судьбы множества людей, что можно назвать преступлением, Печорин и сам страдает. Ведь ему чужды и непонятны такие чувства, как любовь, сострадание, понимание. Он не умеет понимать и уважать чувства других людей. В этом проявляется острейший эгоизм Печорина. Но, принося боль другим людям, Печорин говорит: «Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь. ». И он сам дает ответ на этот вопрос: «…есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души… Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы». Получается, что Печорину чужды такие высокие идеалы, как нравственность, мораль. Он просто не знает что это такое: «Первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха. ». Такова жизненная позиция Печорина. «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого…». Эти слова, наверное, и являются главной трагедией жизни Печорина. Поэтому, Печорин одинок.

Читайте также:
Сочинение-рассуждение по роману: сочинение

Он сам не понимает людей, а люди не понимают его. Перед дуэлью, возле Печорина нет ни одного человека, который бы поддержал его: «После этого стоит ли труда жить? — а все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!». Единственный человек, который заставил Печорина хоть немного изменить свои взгляды на жизнь — это Вера. Получив письмо, Печорин «как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса… и пустился во весь дух». Но, он не смог догнать Веру. Быть может слова Веры о том, что Печорин не принес ей ничего, кроме страданий, и она должна его только ненавидеть, что-то перевернули в его душе? А может быть и нет. Скорее всего, люди так и остались для Печорина игрушками, вещами, которые подчинены лишь его капризам. Виноват ли в этом только Печорин? Наверное, нет. Ведь на его характер, поведение, поступки повлияло общество. И это влияние отразилось на тысячах таких Печориных.

Аргументы для итогового сочинения

Подборка литературных аргументов к направлениям итогового сочинения 2021/22.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Любимые герои Л.Н. Толстого проходят путь духовных исканий. Например, Пьер Безухов в романе-эпопее «Война и мир» идёт тернистой дорогой к счастью. Вначале он проводит время в компании легкомысленных молодых людей и предаётся развлечениям, женится на весьма посредственной Элен Курагиной, которую интересуют только материальные ценности. В какой-то момент герой понимает, что выбрал неправильное направление и, продолжая поиски себя и своего места в жизни, оказывается в тайном обществе масонов. Пьеру даже кажется, что он способен на преступление: собирается убить Наполеона, чтобы освободить Отечество от главного врага. Однако и выполнение этой миссии не смогло бы сделать героя счастливым. Попав в плен, Безухов чувствует, что именно здесь начинается его духовное перерождение. Любовь и внутренняя свобода выходят на первый план в его системе ценностей, и в итоге Пьер Безухов обретает счастье и душевное равновесие рядом с Наташей Ростовой.

Е. Водолазкин «Лавр»

Каждый человек так или иначе ищет свой жизненный путь. Под влиянием конкретных событий меняется его характер и мировоззрение. Так, главный герой произведения Е. Водолазкина «Лавр» Арсений идёт по стопам своего деда и становится травником. Но жизнь преподносит ему тяжёлое испытание, и герою приходится отправиться в долгий путь на поиски своего предназначения. Арсений не смог спасти возлюбленную Устину и ребёнка, разочаровывается в своих силах, обвиняет себя. Он понимает, что должен кардинальным образом изменить свою жизнь и решает посвятить её самопожертвованию и служению людям. Под именем Устина герой пытается искупить свои грехи, совершает паломничество в Иерусалим, а затем становится монахом. Странствие героя – это путь святого: он учится исцелять даже самые тяжёлые недуги и творит настоящие чудеса. Так происходит превращение травника Арсения в схимника Лавра, целителя и чудотворца.

Читайте также:
Стихотворение М. Ю. Лермонтова Когда волнуется желтеющая нива (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Человек, который ищет себя, находится в постоянном движении. Путешествие становится для путника способом познания своего внутреннего мира, но не всегда человек способен к нравственному воскресению. Например, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» чувствует себя «топором в руках судьбы», лишним человеком, способным только разрушать чужие жизни и причинять людям страдания. Печорин со своей склонностью к перемене мест действительно лучше познаёт себя и судит самым страшным судом. Он понимает, что не использовал данные от природы способности по назначению и многое упустил. Такие люди, как Печорин, не могут найти своё место и вечно странствуют, пока не умирают где-нибудь в дороге, как это и случилось с главным героем.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Е. Замятин «Мы»

Что произойдёт с миром, когда плоды научно-технического прогресса окончательно вытеснят духовные ценности? В антиутопии Е. Замятина рассказывается о Едином государстве, у жителей которого нет имён, есть только номера. Не ведёт ли утрата имени к уничтожению души? Герои ведут размеренную жизнь, встают и ложатся спать по чётко установленному расписанию и не имеют собственного мнения. Например, выборы так называемого Благодетеля проводятся в День Единогласия, и никто не может проголосовать против единственного кандидата. Когда главный герой Д-503 пытается нарушить заведённый порядок, всё оборачивается катастрофой: отступников жестоко наказывают. Тех, кто пытается жить по-другому, стать индивидуальностью, навсегда лишают фантазии. Действительно, иногда стремительное развитие технологий может повлечь за собой серьёзные последствия и даже привести к вырождению человечества.

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери представляет будущее, в котором люди не читают книги. Специальные пожарные команды уничтожают произведения, которые могут каким-то образом повлиять на жителей и пробудить в них способность думать самостоятельно. В новом мире нет места для душевности, люди стали зависимыми от новых технологий, не представляют своей жизни без телепередач и механических псов. Но есть ли будущее у такого мира? Таким вопросом в какой-то момент задаётся Гай Монтэг, который раньше тоже сжигал книги и старался ни о чём не задумываться. После знакомства с Клариссой его жизнь меняется, и он начинает понимать, что всё это время двигался в неправильном направлении. Но чтобы создать, иногда нужно разрушить: после бомбардировки мир был полностью уничтожен. Это доказывает, что духовные ценности не могут быть вытеснены, иначе это приведёт к деградации и разрушению общества.

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Всегда ли научные открытия и эксперименты делаются во благо? Главный герой произведения Д. Киза «Цветы для Элджернона» – умственно отсталый молодой человек, который хотел бы получить хорошее образование, но не может это сделать в силу особенностей своей психики. Однако участие в научном эксперименте, позволяющем повысить уровень своего интеллекта, меняет его судьбу, и юноша через какое-то время становится гением. Казалось бы, мечта сбылась, и теперь перед Чарли открыты все двери, однако это не делает героя счастливым. Напротив, он чувствует себя неподготовленным к новой жизни и ощущает в глубине души пустоту и одиночество. Как оказалось, гении становятся объектами насмешек и издевательств чаще, чем умственно отсталые. Эксперимент не удался, и своими неосторожными действиями учёный разрушил жизнь человека.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

За каждое преступление человек должен понести наказание, и, наверное, не может быть ничего хуже угрызений совести. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой решает проверить свою теорию, позволяющую делить людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Он считает, что убийство может быть оправдано, если оно совершено с благой целью. Старуха-процентщица, которую убивает Раскольников, представляется ему «зловредной вошью», чьё существование не приносит никакой пользы. Однако герой совершил серьёзную ошибку: никто не вправе отнимать у другого жизнь, и никакие хорошие поступки не смогут оправдать преступника. Раскольников почувствовал себя слабым после совершения убийства, он тоже оказался той самой «тварью дрожащей». Герой не сразу раскаялся в своём поступке, это произошло только на каторге, но уже становится ясно, что больше он никогда не сможет переступить черту.

Читайте также:
Демон: сочинение

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Главная героиня Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» совершает несколько преступлений, изначально не чувствуя раскаяния и мук совести. Она готова на всё ради любви к приказчику Сергею и с хладнокровием убивает своих родственников. Но найти счастье с другим человеком женщина всё-таки не может, даже известная пословица гласит: «На чужом несчастье счастья не построишь». Руководимая собственной страстью, она не замечает недостатков своего избранника, которого привлекал только статус Катерины Львовны и её материальное положение. В один момент судьба нанесла Измайловой серьёзный удар: она лишилась всего, что ей было дорого. Кроме того, возлюбленный, ради которого Катерина совершала преступления, оказался предателем. Жизнь утратила для неё всякую ценность, и это стало самым страшным наказанием для преступницы.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Иногда мы невольно причиняем человеку боль, и одно неосторожно сказанное слово может стоить кому-то жизни. Так, герой повести Н.М. Карамзина Эраст влюбился в крестьянку и не мог контролировать свои чувства. Конечно, юноша не был готов создать семью с бедной девушкой, но он и не подозревал, насколько серьёзными могут быть последствия. Лиза совершает самоубийство, и это её личный выбор, но между тем Эраст считает себя преступником. Герой был несчастлив до конца своих дней, потому что его мучили угрызения совести, он не мог простить себя за предательство. Именно муки совести и чувство вины стали для Эраста самым тяжёлым наказанием.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

М. Цветаева «Книги в красном переплёте»

Книги могут стать для человека лучшими друзьями и помогать в трудную минуту. Едва ли можно представить себе существование мира без искусства. Например, лирическая героиня стихотворения М. Цветаевой «Книги в красном переплёте» говорит о том, какое влияние на неё оказали прочитанные в детстве художественные произведения. Девочка спешила домой после уроков, чтобы поскорее окунуться в вымышленный мир и узнать о судьбе любимых героев. Ей казалось, что Том Сойер и Гекк Финн – это её родственные души, поэтому героине так хотелось проводить с ними как можно больше времени. Она испытывала сильные эмоции, волнуясь и переживая за персонажей книг, получала наслаждение от чтения и в эти мгновения забывала о реальности.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Музыку называют лучшим лекарством от душевной боли. Так, например, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Николай Ростов был близок к самоубийству, после того как проиграл в карты крупную сумму. Находясь в тяжёлом состоянии после неприятного разговора с отцом, герой слышит игру и пение своей сестры. В этот момент Николай Ростов забывает о своих трудностях и неудачах, музыка исцеляет его боль и помогает по-другому взглянуть на мир. Герой понимает, что жизнь в сущности своей прекрасна, а человека делают счастливым не материальные ценности. Услышав пение Наташи, Николай осознаёт, какими мелочными были все его переживания, и почувствовал в себе силы двигаться дальше.

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

Настоящее искусство способно изменить как отдельного человека, так и весь мир. Талантливых людей достаточно много, однако не каждое имя остаётся в истории. В чём разница между истинным искусством и обычным ремеслом? В маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» главные герои – замечательные композиторы, но между тем полные противоположности. Моцарт творит по наитию и может создать что-то совершенное за короткий промежуток времени, Сальери же считает, что творчество – это неустанный труд. Почему Сальери завидует Моцарту? Ему не удаётся так же глубоко чувствовать музыку, во главу угла он ставит славу, мечтает стать известным. Моцарт же лишён тщеславия и корыстолюбия, он умеет получать удовольствие от того, что делает. Именно это и позволяет его музыке вызывать у слушателя столько эмоций.

Читайте также:
Развязка сюжета поэмы Лермонтова «Демон»: сочинение

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» герои пытаются найти в России самого счастливого человека. Однако абсолютного счастья не обрёл ни один из встреченных ими людей. Ни среди помещиков, ни среди крестьян нет человека, который мог бы похвастаться своей жизнью, каждому пришлось вынести тяжёлые испытания и пройти тернистый путь лишений и страданий. Что мешает счастью человека? Рабская психология, пьянство, отсутствие средств к существованию, социальное неравенство… Н.А. Некрасов поднимает множество проблем и заставляет читателей задуматься о том, что необходимо изменить в жизненном укладе ради благополучной и счастливой жизни.

Н.В. Гоголь «Ревизор»

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь обличает недостатки чиновников, которые совершают должностные преступления. В небольшом городе N живёт судья Ляпкин-Тяпкин, который не привык разбираться в судебных делах, почтмейстер Шпекин читает чужие письма, в богоугодных заведениях «больные выздоравливают, как мухи», и абсолютно все берут и дают взятки. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский закрывает глаза на происходящее и начинает по-настоящему волноваться только перед приездом ревизора. Гоголь создаёт характеры людей, практически не способных к изменению. Чтобы добиться процветания государства и счастливой жизни его граждан, необходимо разрешить насущные проблемы.

В.Г. Распутин «Живи и помни»

Н.А. Некрасов писал следующее: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын». У гражданина есть важнейшая обязанность – отдавать долг Родине. Что происходит, когда человек забывает о своём долге? Об этом размышляет В.Г. Распутин в повести «Живи и помни». Андрей Гуськов уходит на фронт ради защиты своего Отечества и близких людей, но в какой-то момент он чувствует слабость, нежелание сражаться и рисковать своей жизнью. Герой становится дезертиром, не понимая, на что обрекает свою семью, ведь в таком случает его близкие оказываются в опасности. Герой пытается снять с себя ответственность за произошедшее, и всё это приводит к страшным мучениям и деградации личности. Писатель говорит о том, что у человека, который забывает о своём долге и личной ответственности, нет права на полноценную счастливую жизнь.

Сочинение: Стихотворение Лермонтова Я не унижусь пред тобою

Среди ранних произведений М.Ю. Лермонтова начала 30-х годов XIX века обращает на себя внимание читателя целый цикл стихотворений, посвященных Н.Ф.И. — Наталье Федоровне Ивановой, дочери московского драматурга Ф.Ф. Иванова. Чувство юноши было глубоким и сильным, хотя и кратковременным. Испытывая в начале 30-х годов сильное влияние поэзии Дж. Байрона, Лермонтов воссоздает в своих ранних произведениях индивидуалистический характер романтического героя. Его лирическому герою свойственны внутренние противоречия, непонимание его обществом, обреченность на одиночество. В любви для него также характерны драматические переживания: мотив измены любимой, гибели, одиночества бунтующей, непонятой души. Таково и стихотворение «Я не унижусь пред тобою…», написанное в 1832 году. Как юный максималист, автор не знает компромиссов: любимая для него либо возвышенная душа — ангел, либо воплощение коварства и лживости, свойственных «высшему свету». И стихотворение проникнуто драматическими переживаниями расставания с любимой девушкой. Исповедь лирического героя — это своего рода лирический дневник поэта, отражение его мироощущения. Оскорбленный в лучших чувствах, герой упрекает девушку в несбыточности своих ожиданий, в том, что напрасны были его надежды.

Как знать, быть может, те мгновенья,

Что протекли у ног твоих,

Я отнимал у вдохновенья!

А чем ты заменила их?

Единственной высшей ценностью жизни поэт считает свободу:

Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам…

…Чего б то ни было земного

Я не соделаюсь рабом.

Он видит в героине только лицемерие и притворство, которые не сразу ему открылись:

Зачем ты не была сначала

Какою стала наконец!

Это оказывает влияние и на его новое отношение к миру и женщинам:

Отныне стану наслаждаться

И в страсти стану клясться всем…

…Начну обманывать безбожно…

Отсюда уже недалеко до зрелого поэта, до Печорина и «Думы», где разочарование героя в жизни, его душевная пустота — только следствие «неверием осмеянных страстей» («Дума», 1838). Его разочарование в любви объяснимо и не может не вызывать сочувствие:

Читайте также:
Стихотворение Дума: сочинение

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил?

Гордость лирического героя, его трагическое одиночество — все это предпосылки для возникновения «героя нашего времени», холодного, черствого душою, но в то же время страдающего от бесцельности собственного существования. Последние строчки написаны человеком повзрослевшим, уже более прозаично и трезво взглянувшим на свои юношеские заблуждения.

Я был готов на смерть и муку

И целый мир на битву звать,

Чтобы твою младую руку —

Безумец! — лишний раз пожать!

Героиня не оценила по достоинству искренность и силу чувств поэта, он с горечью осознал это и теперь, наверное, уже никогда не сможет быть в любви счастливым и беззаботным. Стихотворение «Я не унижусь пред тобою» — это драматический монолог гордой отвергнутой души. Поскольку это взволнованная интимная лирическая исповедь, то здесь очень немного традиционных художественных средств: эпитетов, метафор. Здесь применяются скорее риторические приемы речи, обращенные к восприятию читателя: риторические вопросы, восклицания. Конечно, проявляется и максимализм мышления лирического героя, для чего используются гиперболы:

Я целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней.

Автор использует синтаксические повторы, параллели («И так я слишком долго видел… — и так пожертвовал я годы…»; «Зачем так нежно обещала… — Зачем ты не была сначала…»).

Все эти языковые особенности произведения, даже отсутствие деления на строфы, подчинены главной цели автора — создать взволнованный лирический монолог, наполненный глубоким чувством. И стихотворение «Я не унижусь пред тобою», несмотря на то, что это раннее стихотворение поэта, можно смело назвать шедевром интимной лирики поэта.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Я не унижусь пред тобою. » (восприятие, истолкование, оценка)

Скачать сочинение
Тип: Анализ стихотворения

Любовь всегда была излюбленной темой поэтов. И в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова любовь являлась одной из центральных тем. Великий русский поэт был от природы влюбчив и горяч. Для Лермонтова любовь – одно из самых сильных, ярких человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений. Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом поэта, и все свои внутренние силы он бросал к ногам возлюбленной. Но часто случалось так, что любовь поэта оставалась без должного внимания, и вспыльчивый молодой человек не мог простить бывшей возлюбленной холодность, непонимание и измену.

Вот почему и в любовной лирике Лермонтова очень мало светлых, радостных стихотворений. В силу свойственного ему максимализма знаменитая фраза Пушкина «Я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам Бог любимой быть другим» для него невозможна! Гордый и бескомпромиссный поэт предпочитал страдать от одиночества, непонимания, любовных мук молча. А так как Лермонтов был неисправимым романтиком, тема неразделенной, несчастной любви красной нитью проходит через все его творчество.

Стихотворение «К***» («Я не унижусь пред тобою…») принадлежит к романтическому раннему циклу его лирики и посвящено Наталии Федоровне Ивановой, которой поэт за два года их бурного романа посвятил более двадцати стихотворений.

Комментируя это стихотворение, важно обратить внимание на особенности синтаксиса, а именно – отрывистость, категоричность фраз. Размер также подчеркивает особую ритмику речи автора. Стихотворение написано пятистопным ямбом с использованием пиррихия и спондея. Категоричность отражена и в выборе слов. Все стихотворение буквально построено на антитезе лексики. Автор противопоставляет «ненависть к целому миру» и «любовь к одной женщине», смех и слезы, обман и любовь. Эта категоричность подчеркивает твердость его решения расстаться с возлюбленной:

Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

Стихотворение не делится на строфы, тем самым создавая эффект взволнованной, порывистой, безостановочной речи. Учитывая обращение ко второму лицу, возлюбленной поэта, стихотворение звучит подобно исповеди. Яркие эпитеты и метафоры передают сложное эмоциональное и душевное состояние лирического героя: «мысль небесная», «коварная измена», «дар чудесный». Частое использование риторических вопросов и восклицательных предложений помогают создать ощущение сбивчивой, взволнованной речи автора:

Ты позабыла: я свободы

Для заблуждения не отдам;

И так пожертвовал я годы

Твоей улыбке и глазам…

В этих строках лирический герой отказывается от своей прежней любви, как от досадного заблуждения, жалея о годах, бесцельно потраченных на пустые безответные чувства. Ярко выражен мотив свободы, который является краеугольным камнем в творчестве Лермонтова. Это и еще тот факт, что стихотворение посвящено конкретной девушке, позволяет провести знак равенства между лирическим героем и самим поэтом.

Читайте также:
Своеобразие жанра и композиции романа Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Интересно также то, что тема любви переплетается с темой поэзии. Ради чего молодой человек отказывается от своих чувств? Ради творчества, ради таланта, живущего в нем, ради вдохновения:

Как знать, быть может, те мгновенья,

Что протекли у ног твоих,

Я отнимал у вдохновенья!

А чем ты заменила их?

Очень символично то, что герой жалеет не столько о потерянной любви, сколько от времени, потраченном впустую, в то время, как он мог наполнить его стихами, творчеством. Поэзия для него не менее возлюблена, чем та девушка. Он осознает свою ответственность перед миром как поэта, творца прекрасного, мага слова:

Быть может, мыслию небесной

И силой духа убежден,

Я дал бы миру дар чудесный,

А мне за то бессмертье он?

Наш герой тщеславен, ему небезразлично людское признание. О любви ли он скорбит в этом стихотворении, или в нем говорит оскорбленная гордость?

Максимализм чувств юного героя виден во всем:

И так я слишком долго видел

В тебе надежду юных дней

И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней.

Его жизненное кредо – либо все, либо ничего. Пока он любит, он отдает всю любовь, которая есть в нем, но стоит ему усомниться в возлюбленной, как верность и преклонение сменяются холодностью, колкостью, полным отрицанием и отказом.

Казалось бы, нет ничего необычного в такой смене чувств, она знакома каждому, кто влюблялся, был мучим страстью. Но насколько по-другому все это видит поэт! Любовь для него является изменой своему главному долгу – поэзии. И в отнятом у поэзии времени он обвиняет девушку. Читая это стихотворение, нельзя не поразиться свежести и необычности такой трактовки любви и душевных страданий.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Я не унижусь пред тобою. » (восприятие, истолкование, оценка)

Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…» по плану

1. История создания

История создания стихотворения М. Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою» основывается на реальных фактах биографии поэта.

Оно было создано в 1832 году после неудачного романа с Натальей Ивановой.

Девушка оказалась легкомысленной особой. Надежды молодого поэта на взаимность — призрачной мечтой.

Стихотворение увидело свет спустя два года после гибели М. Ю. Лермонтова, в 1859 году.

2. Литературное направление

Тема любви и ненависти, яркие чувства и глубокие переживания, возвышенный стиль изложения («не властен над моей душою», «я не соделаюсь рабом», «готов на смерть и муку») соответствуют романтическому литературному направлению.

Реальные жизненные обстоятельства, которые легли в основу сюжета, вносят элементы критического реализма.

3. Род

Стихотворение относится к роду лирики.

4. Жанр

Стихотворение относится к жанру любовного лирического послания — элегии.

Оскорбленный и разочарованный в любви поэт, обращаясь к возлюбленной, обвиняет ее в коварстве и обмане.

5. Проблематика

В своем стихотворении поэт пытается решить несколько важных для человечества проблем:

  • влияние неразделенной любви на характер и судьбу человека;
  • легкомыслие и непостоянство светских красавиц;
  • несоответствие идеальных представлений о любви в реальности.

6. Тематика

Основная тема стихотворения — рассказ о чувствах разочарованного в любви юноши. «Ангел» оказался ветреной кокеткой, «нежные обещания» — пустыми словами.

7. Идея

Основная идея произведения — донести до читателя боль человека, разочаровавшегося в любви.

Любовь для лирического героя была «надеждой юных дней». Ради нее он «целый мир возненавидел», а чувство оказалось ложью и притворством.

Чистая душа поэта не выдерживает такого испытания. Он становится другим. «Начну обманывать безбожно, чтоб не любить, как я любил», — восклицает он.

8. Пафос

Стихотворение «К…» — обвинительная речь обманутого влюбленного. Поэтому в нем звучит пафос негодования с нотками разочарования и сарказма.

9. Система образов

В стихотворении два главных действующих персонажа: лирический герой и его возлюбленная.

С образом поэта читатель знакомится лично. Из его уст узнает историю несчастной любви. Образ вероломной кокетки вырисовывается из монолога лирического героя.

Второстепенных героев в произведении нет.

10. Центральные персонажи

Центральным героем стихотворения М. Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…» является влюбленный поэт, который жертвует самым дорогим, творчеством и вдохновением, ради любимой. «Быть может, те мгновенья, что протекли у ног твоих, я отнимал у вдохновенья», — говорит он девушке.

Читайте также:
Неизвестный: сочинение

Ее любовь оказалась иллюзией, обещание — ложью. Но лирический герой — человек гордый и сильный. «Я не унижусь пред тобою», — обращается он к бывшей возлюбленной.

Он сожалеет о том, что поддался очарованию ветреной кокетки и потратил на нее драгоценное время, которое мог бы посвятить творчеству.

11. Лирический герой

Чувства лирического героя созвучны переживаниям автора. Стихотворение автобиографично. Судьба лирического героя повторяет события из жизни М. Ю. Лермонтова.

Молодой талантливый поэт отрекается от своего предназначения, живет и дышит мыслями о любимой девушке. Отношения заканчиваются разрывом по вине красавицы.

Строки стихотворения повествуют о неудачном романе М. Ю. Лермонтова с Н. Ивановой.

12. Сюжет

Сюжетная линия стихотворения вырисовывается из монолога лирического героя, который обращается к бывшей возлюбленной. Из его воспоминаний мы узнаем о том, как сильно и преданно юноша любит свою избранницу.

«Я целый мир возненавидел, чтобы тебя любить сильней», — рассказывает он.
Но читатель с первой строки понимает, что роман не имел продолжения.

Сюжетная линия произведения построена на описании чувств и переживаний лирического героя. Все уже случилось: любовь, измена, разочарование, боль.

От строки к строке меняется настроение поэта. От упреков в адрес любимой («Знай, мы чужие с этих пор») он переходит к сожалениям об утраченных возможностях («Я дал бы миру дар чудесный»).

Затем пытается взять себя в руки, возрождая чувство собственного достоинства («Я не соделаюсь рабом»).

В финале стихотворения лирический герой планирует свое будущее. Чтобы справиться с душевной болью, мечтает уехать в чужие края, наслаждаться и «обманывать безбожно». Он больше не верит в любовь.

13. Композиция

Основным приемом построения стихотворения является противопоставление:

  • искренней любви противопоставляется коварное вероломство;
  • местоимению я — местоимение ты;
  • идеальному облику возлюбленной — истинное лицо светской красавицы («зачем ты не была сначала, какою стала наконец»);
  • верности и поклонению любимой («пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам») — непостоянство («и в страсти буду клясться всем»).

14. Художественное своеобразие произведения

Художественное своеобразие стихотворения связано с приемом градации.

Взволнованность автора постепенно нарастает, выливаясь к финалу в реплику, наполненную негодованием и возмущением: «Такой души ты знала ль цену? Ты знала — я тебя не знал!».

Текст стихотворения наполнен восклицательными предложениями, риторическими вопросами, которые передают эмоциональный накал произведения. Отсутствие привычного деления на строфы помогает читателю, не отрываясь следить за авторской мыслью.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение «Я не унижусь пред тобою…» воспринимается как единый непрерывный монолог поэта, потому что не делится на отдельные строфы.

На протяжении всего произведения используется четырехстопный ямб и перекрестная рифма (АБАБ).

Создается впечатления непрерывности высказывания.

16. Средства художественной выразительности

Основную идею стихотворения помогают передать средства художественной выразительности:

  • сила чувств выражается яркими эпитетами («мыслию небесной», «дар чудесный», «коварную измену»);
  • напряженность ситуации — необычные метафоры («привет…, укор не властны над моей душою», «душу отдавал», «пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам»);
  • глубина страданий выражается гиперболами («целый мир на битву звать», «в страсти стану клясться всем», «целый мир возненавидел»);
  • общечеловеческую значимость — образы символы (ангел, душа, бессмертие).

17. Значение произведения

Стихотворение занимает важное место в любовной лирике М. Ю. Лермонтова. Внимательно вчитываясь его строки, можно многое узнать о личности поэта, понять его характер, узнать интересные факты о жизни и любви.

18. Актуальность

Поэзия М. Ю. Лермонтова остается современной и востребованной во все времена.

В его стихах поднимаются вечные вопросы нравственности, любви, человеческого достоинства. Именно об этом говорится в стихотворении «Я не унижусь пред тобою…».

19. Мое отношение

Читая строки стихотворения Лермонтова, я искренне завидовала поэту. Не каждому дано умение так сильно и искренно любить. Несмотря на то что любовь закончилась разочарованием и обидой, испытать подобное чувство — это настоящее счастье.

20. Чему учит

Произведение великого поэта учит нас быть сильными и гордыми. В любой, даже самой сложной ситуации не стоит терять чувство собственного достоинства и унижаться, нужно пытаться найти достойный выход.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: