Проблемно тематический анализ романа «Герой нашего времени»: сочинение

Анализ «Героя нашего времени» Лермонтова

Автор: Guru · Опубликовано 13.08.2017 · Обновлено 08.10.2017

Михаил Лермонтов сочетал в себе редкие дарования: виртуозное стихосложение и мастерство прозаика. Его роман известен ничуть не меньше, чем его лирика и драма, а может и больше, ведь в «Герое нашего времени» автор отразил болезнь целого поколения, исторические особенности своей эпохи и психологизм героя-романтика, ставшего голосом своего времени и самобытным проявлением русского романтизма.

История создания

Создание романа «Герой нашего времени» покрыто тайной. Нет ни одного документального подтверждения точной даты начала написания этого произведения. В своих записках и письмах писатель умалчивает об этом. Принято считать, что окончание работы над книгой датируется 1838 годом.

Первыми были «Бэла» и «Тамань». Дата выпуска этих глав приходится на 1839 год. Они, как самостоятельные повести, публиковались в литературном журнале «Отечественные записки» и имели огромный спрос у читателей. В феврале 1840 появляется «Фаталист», в конце которой редакторы обещают скорый выход целой книги Лермонтова. Автор дописал главы «Максим Максимыч» и «Княжна Мэри» и в мае того же года выпустил роман «Герой нашего времени». Позднее он еще раз издал свой труд, но уже с «предисловием», в котором дал своеобразный отпор критике.

Изначально М.Ю. Лермонтов не задумывал данный текст как что-то целостное. Это были своего рода путевые заметки, со своей историей, на которые его вдохновил Кавказ. Только после успеха повестей в «Отечественных записках» писатель дописал еще 2 главы и соединил все части общим сюжетом. Следует отметить, что писатель очень часто бывал на Кавказе, поскольку с детства здоровье его было слабым, и бабушка, опасаясь смерти внука, часто привозила его в горы.

Смысл названия

Заглавие уже вводит читателя в курс дела, открывая истинные замыслы художника. Лермонтов с самого начала предвидел, что критики сочтут его произведение личным откровением или же банальной беллетристикой. Поэтому он решил сразу же обозначить суть книги. Смысл названия романа «Герой нашего времени» заключается в том, чтобы заявить тему произведения – изображение типичного представителя 30-х годов 19 века. Произведение посвящено не личной драме какого-то выдуманного персонажа, а тому, что чувствовало целое поколение. Григорий Печорин вобрал в себя все тонкие, но аутентичные для молодых людей той эпохи, характеристики, позволяющие понять атмосферу и трагедию личности того времени.

О чем книга

В романе М.Ю. Лермонтова ведется повествование о жизни Григория Печорина. Он – дворянин и офицер, о нем мы впервые узнаем «из уст» Максима Максимыча в главе «Бэла». Старый солдат поведал читателю об эксцентричности своего молодого приятеля: всегда добивается своих целей, чего бы ему это не стоило, при этом не боится общественного осуждения и даже боле серьезных последствий. Выкрав прекрасную горянку, он жаждал ее любви, которая со временем зародилось в сердце Бэлы, другой вопрос, что Григорию это стало уже не надо. Своим безрассудным поступком он в один миг подписал смертный приговор девушке, ведь позднее Казбич в порыве ревности, решает увезти красавицу от похитителя, а когда поймет, что с женщиной в руках ему не уйти – смертельно ранит ее.

В главе «Максим максимыч» раскрывается холодность и чувственный барьер Григория, которые он не готов переступить. Печорин очень сдержанно приветствует старого друга — штабс-капитана – чем очень сильно огорчает старика.

Глава «Тамань» приоткрывает завесу совести героя. Григорий искренне раскаивается, что влез в дела «честных контрабандистов». Волевая сила характера так же показана в этом фрагменте в момент борьбы в лодке с Ундиной. Наш герой любознателен и не хочет оставаться в неведение дел, происходящих вокруг него, именно поэтому он следует за слепым мальчиком посередине ночи, допрашивает девушку на предмет ночных деяний ее бадны.

По-настоящему таинства души Печорина открываются в части «Княжна Мэри». Здесь он подобно Онегину, что от скуки «волочился» за дамами, принимается разыгрывать пылкого влюбленного. Смекалка и чувство справедливости героя в момент дуэли с Грушницким поражают читателя, ведь в холодной душе живет и жалость, Григорий давал шанс товарищу на раскаяние, но тот его упустил. Главная линия в этой главе — любовная. Мы видим героя любящим, все-таки он умеет чувствовать. Вера растопила все «льды», заставив старые чувства загореться еще ярче в сердце избранника. Но жизнь его не создана для семьи, его образ мыслей и свободолюбие косвенно влияют на исход отношений с возлюбленной. Всю жизнь Печорин разбивал сердца молоденьких дам, а теперь он получает от судьбы «бумеранг». Она не уготовила для светского франта семейного счастья и тепла домашнего очага.

В главе «Фаталист» ведутся рассуждения о предначертании человеческой жизни. Печорин вновь проявляет мужество, проникая в дом к казаку, зарубившему шашкой Вулича. Здесь нам представлены размышления Григория о судьбе, о предопределении и о смерти.

Основные темы

Лишний человек. Григорий Печорин — умный, интеллигентный юноша. Он не показывает эмоциональности, как бы сильно сам не захотел этого. Холодность, расчетливость, циничность, умение анализировать все свои поступки – эти качества выделяют молодого офицера из всех персонажей романа. Он всегда в окружении какого-либо общества, но всегда там «чужой». И дело не в том, что героя не принимает высший свет, отнюдь, он становится объектом внимания каждого. Но он сам себя отодвигает от окружения, и причина кроется в его развитии, которое ушло дальше «века сего». Склонность к анализу и трезвому рассуждению – вот, что поистине выдает в Григории личность, а, значит, и объяснение его неудач в «социальной» сфере. Люди, которые видят больше, чем мы хотим показывать, нам никогда не понравятся.

Печорин сам признается, что избалован высшим светом, в нем же и причина пресыщения. После освобождения от опеки родителей Григорий, как и многие молодые люди любого времени, начинает изучать удовольствия жизни, доступные за деньги. Но нашему герою быстро наскучивают эти развлечения, разум гложет скука. Ведь и княжну Мэри он влюбляет в себя ради потехи, ему это было не нужно. От скуки Печорин начинает играть в крупные «игры», невольно разрушая судьбы людей вокруг себя. Так, Мэри остается с разбитым сердцем, Грушницкий убит, Бэла стала жертвой Казбича, Максим Максимыч «обезоружен» холодностью героя, «честным» контрабандистам приходится покинуть любимый берег и оставить слепого мальчика на волю судьбы.

Читайте также:
Сюжет романа «Герой нашего времени»: сочинение

Судьба поколения

Роман был написан в период «безвременья». Тогда потеряли смысл светлые идеалы деятельных и активных людей, которые мечтали изменить страну к лучшему. Государство в ответ надругалось над этими благами намерениями и показательно наказало декабристов, поэтому вслед за ними пришло потерянное поколение, разочаровавшееся в служении родине и пресыщенное светскими увеселениями. Их не могли удовлетворить врожденные привилегии, они же прекрасно видели, что все остальные сословия прозябают в невежестве и нищете. Но помочь им дворяне не могли, с их мнением не считались. И в лице своего героя Григория Печорина М.Ю. Лермонтов собирает пороки той апатичной и праздной эпохи, не случайно роман назван «Герой нашего времени».

Юноши и девушки получали должное воспитание и образование, но реализовать свои возможности было невозможно. Из-за этого молодость их проходит не за удовлетворением амбиций путем достижения целей, а за постоянными весельями, отсюда и берет начало пресыщение. Но Лермонтов не корит своего героя за его действия, задача произведения состоит в другом – писатель старается показать, как Григорий пришел к такому положению дел, он старается показать психологические мотивы, по которым персонаж действует тем или иным образом. Конечно, ответом на вопрос является эпоха. После неудач декабристов, казней лучших представителей общества молодые люди, на глазах которых вершилось подобное, никому не верили. Их приучили к хладности разума и чувств, сомнению во всем. Люди живут, оглядываясь по сторонам, но при этом, не выказывая виду. Эти качества и вобрал в себя герой романа М.Ю. Лермонтова — Печорин.

В чем смысл?

Когда читатель впервые знакомится с Печориным, у него появляется антипатия к герою. В дальнейшем эта неприязнь уменьшается, нам раскрываются новые грани души Григория. Его действия оценивает не автор, а рассказчики, но и они не судят юного офицера. Почему? В ответе на этот вопрос и кроется смысл романа «Герой нашего времени». М.Ю. Лермонтов своим произведением дает отпор николаевскому времени, а через образ лишнего человека показывает, к чему человека приводит «страна рабов, страна господ».

Кроме того, в произведении автор в подробностях описал романтического героя в российских реалиях. Тогда это направление было популярно в нашей стране, поэтому многие художники слова пытались воплотить свежие тенденции в искусстве и философские веяния в литературе. Отличительной чертой новаторского мотива был психологизм, которым как раз и прославился роман. Для Лермонтова образ Печорина и глубина его изображения стали необыкновенной творческой удачей. Можно сказать, что идеей книги является психоанализ его поколения, завороженного и вдохновленного романтизмом (статья «Что такое романтизм» подробнее расскажет вам об этом).

Характеристика главных героев

  1. Княжна Мэри – не обделенная красотой девушка, завидная невеста, любит мужское внимание, хоть и не выдает этого желания, в меру горда. Прибывает с матерью в Пятигорске, где и знакомится с Печориным. Влюбляется в Григория, но безответно.
  2. Бэла – черкешенка, дочь князя. Ее красота не похожа на красоту девушек высшего света, это что-то необузданное и дикое. Печорин замечает прекрасную Бэлу на свадьбе у князя и тайком крадет ее из дома. Она горда, но после долгих ухаживаний Григория ее сердце оттаяло, позволив любви овладеть им. Но ему она уже стала не интересна, ведь только запретный плод действительно сладок. Погибает от руки Казбича. Женские образы в романе «Герой нашего времени» мы описали в сочинении.
  3. Вера – единственный человек, который любит Печорина таким, какой он есть, со всеми недостатками и странностями. Когда-то Григорий любил ее в Петербурге, и, встретив снова в Пятигорске, вновь испытывает к Вере теплые и сильные чувства. Она же имеет сына и была дважды замужем. Второму мужу в порыве переживаний на фоне дуэли Печорина с Грушницким она рассказывает о ее связи с Григорием. Супруг увозит Веру, а любовник сгорает в бесплодных попытках догнать возлюбленную.
  4. Печорин – молодой офицер, дворянин. Григорию было дано блестящее образование и воспитание. Он эгоистичен, холоден сердцем и разумом, анализирует каждое действие, умен, красив и богат. Доверяет только себе, он разочарован в дружбе и браке. Несчастен. Подробнее его образ Печорина разобран в сочинении на эту тему.
  5. Грушницкий – молодой юнкер; эмоционален, страстен, обидчив, глуп, тщеславен. Его знакомство с Печориным происходит на Кавказе, подробности этого в романе умалчиваются. В Пятигорске вновь сталкивается со старым приятелем, на этот раз у молодых людей одна узкая дорога, с которой кому-то придется сойти. Причиной ненависти Грушницкого к Григорию стала княжна Мэри. Даже подлый план с незаряженным пистолетом не помогает юнкеру избавиться от соперника, и он погибает сам.
  6. Максим Максимыч – штабс-капитан; очень добрый, открытый и умный. Знакомится с Печориным во время службы на Кавказе и искренне полюбил Григория, хотя и не понимал его странностей. Ему 50 лет, холостяк.

Герои-двойники в романе

В романе «Герой нашего времени» представлено 3 двойника главного героя – Григория Печорина – Вулич, Вернер, Грушницкий.

С Грушницким нас знакомит автор в начале главы «княжна Мэри». Данный персонаж всегда находится в игре «трагического спектакля». На каждый вопрос он всегда имеет заготовленную красивую речь, сопровождающуюся жестами и жизнеутверждающей позой. Как ни странно, именно это и делает его двойником Печорина. Но поведение юнкера, скорее, пародия на поведение Григория, нежели его точная копия.

Читайте также:
В чем своеобразие темы любви в лирике М.Ю.Лермонтова: сочинение

В этом же эпизоде читатель знакомится с Вернером. Он врач, его взгляды на жизни весьма циничны, но основаны они не на внутренней философии, как у Печорина, а на врачебной практике, которая явственно говорит о смертности любого человека. Мысли молодого офицера и врача похожи, что и зарождает дружбу между ними. Доктор, как и Григорий, скептик, причем его скепсис гораздо сильнее Печоринского. Чего не скажешь о его цинизме, который только «на словах». Герой достаточно холодно относится к людям, он живет по принципу «а вдруг завтра умрешь», в общении с окружением выступает в роли покровителя. В руках у него зачастую оказываются «карты» человека, расклад которых делать ему, ведь он отвечает за жизнь пациента. Так же и Григорий играет судьбами людей, но ставит на кон и свою жизнь.

В главе «Фаталист» появляется Вулич, который верит в предрешенность судьбы, играя с заряженным пистолетом. Печорин пророчит ему смерть, но оружие дает осечку, что очень удивляет Григория, ведь печать смерти была так явственна на челе офицера. Ночью последнего зарубит шашкой пьяный казак. Знаток предопределения является двойником Печорина потому, что юный офицер так же позднее испытает свою судьбу и так же останется жив после выстрела, но умрет позднее в дороге. Складывается впечатление, что он пошел по следам смерти, оставленным Вуличем. Подробнее об этом мы написали в сочинении «Двойники Печорина».

Проблемы

  • Проблема поиска смысла жизни. На протяжении всего романа Григорий Печорин ищет ответы на вопросы бытия. Герой чувствует, что не достиг чего-то высокого, но вот вопрос, чего? Он старается заполнить свою жизнь интересными моментами и интригующими знакомствами, испытать весь спектр своих возможностей, и в этих стремлениях к самопознанию губит других людей, поэтому теряет ценность собственного существования и бездарно тратит отведенное время.
  • Проблема счастья. Печорин в своем журнале напишет, что удовольствие и настоящее чувство счастья – насыщенная гордость. Он не приемлет легкодоступность. Несмотря на то, что он имеет все аспекты для насыщения своей гордости – он несчастен, поэтому герой и пускается во всякие авантюры, надеясь хоть в этот раз достаточно потешить свое самолюбие, чтобы стать счастливым. Но становится лишь удовлетворенным, и то ненадолго. Истинная гармония и радость ускользают от него, так как Григорий отрезан обстоятельствами от созидательной деятельности и не видит ценности в жизни, как и возможности проявить себя, принести обществу пользу.
  • Проблема безнравственности. Григорий Печорин был слишком рьяным циником и эгоистом, чтобы остановить себя в игре с человеческими жизнями. Мы видим постоянные размышления героя, он анализирует каждое действие. Но находит, что ни к любовному счастью, ни к крепкой долговременной дружбе не способен. Его душа наполнена недоверчивостью, нигилизмом и усталостью.
  • Социальная проблематика. Например, очевидна проблема несправедливого политического строя. Через своего героя М.Ю. Лермонтов передает потомкам важный посыл: личность в условиях постоянных ограничений и жесткой деспотичной власти не развивается. Писатель не судит Печорина, его цель показать, что таковым он стал под влиянием времени, в котором родился. В стране с огромным количеством нерешенных социальных вопросов такие явления – не редкость.

Композиция

Повести в романе «Герой нашего времени» расположены не в хронологическом порядке. Сделано это для того, чтобы более глубоко раскрыть образ Григория Печорина.

Так, в «Бэле» рассказ ведется от лица Максим Максимыча, штабс-капитан дает свою оценку молодому офицеру, описывает их взаимоотношения, события на Кавказе, приоткрывая одну часть души приятеля. В «Максим Максимыче» повествователем выступает офицер, в разговоре с которым старый солдат и вспоминал Бэлу. Здесь мы получаем описания внешности героя, поскольку видим его глазами чужого человека, который, естественно, сначала сталкивается с «оболочкой». В «Тамани», «Княжне Мэри» и «Фаталисте» о себе рассказывает сам Григорий – это его путевые заметки. В этих главах подробно описаны его душевные перевороты, его мысли, чувства и желания, мы видим, почему и как он приходит к тем или иным поступкам.

Интересно, что роман начинается с рассказа о событиях на Кавказе и заканчивается там же – кольцевая композиция. Автор сначала демонстрирует нам оценку героя чужими глазами, а потом уже раскрывает особенности устройства души и разума, найденные в результате самоанализа. Повести выстроены не в хронологическом, а в психологическом порядке.

Психологизм

Лермонтов открывает читателям глаза на внутренние составляющие души человека, мастерски анализируя личность. Необычной композицией, сменой повествователя, героями-двойниками автор раскрывает таинства сокровенного внутреннего мира героя. Это и называется психологизмом: повествование направлено на то, чтобы изобразить личность, а не события или явление. Акцент смещается с действия на того, кто его выполняет и на то, зачем и почему он это делает.

Лермонтов считал бедой начала 19 века робкое молчание людей, напуганных последствиями декабристского восстания. Многие были недовольны, но снесли обиду и не одну. Кто-то терпеливо страдал, а кто-то даже не подозревал о своих несчастьях. В Григории Печорине писатель воплотил трагедию души: отсутствие реализации своих амбиций и нежелание за нее бороться. Новое поколение разочаровалось в государстве, в обществе, в себе, но даже не попробовало что-то изменить к лучшему.

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс :)

  • Полезные статьи
  • Наша группа

Анализ «Героя нашего времени» Лермонтова

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Читайте также:
Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине странной?: сочинение

Дата публикации: 16.06.2020

Михаил Юрьевич Лермонтов выделялся среди коллег-литераторов своим удивительным талантом – способностью в равной степени прекрасно писать стихи и прозу. Одним из выдающихся произведений Лермонтова можно смело назвать роман «Герой нашего времени», в котором писатель отразил характерные черты и основные социальные проблемы всей эпохи.

История создания

Исследователям жизни и творчества Михаил Юрьевича так и не удалось доподлинно узнать, когда писатель приступил к работе над романом. Об этом не говорится ни в переписках Лермонтова, ни в его личных записях. Принято считать, что «Герой нашего времени» был окончен в 1838 году.

Произведение состоит из нескольких частей, первыми из которых были написаны «Бэла» и «Тамань». Они были опубликованы в качестве самостоятельных литературных произведений в 1839 году в популярном литературном журнале «Отечественные записки». Напечатанные повести имели большой успех у публики. Спустя год был опубликован «Фаталист», и редакторы еще больше подогрели интерес читателей, пообещав в скором времени выход целой книги, посвященной главному герою всех повестей – Григорию Печорину.

Лермонтов дописал оставшиеся главы – «Максим Максимыч» и «Княжна Мэри», и в мае 1840 года свет увидел роман «Герой нашего времени». Чуть позже книга была переиздана с авторским предисловием, в котором Михаил Юрьевич дал ответ обрушившейся на него критике.

Изначально написание полноценного романа не входило в планы Лермонтова. Во время своего пребывания на Кавказе он, вдохновленный местным колоритом, делал путевые заметки, которые впоследствии и легли в основу «Героя нашего времени». Когда же писатель убедился в успехе первых двух повестей, напечатанных в «Отечественных записках», он решил добавить материал и объединить все написанное общим сюжетом.

Смысл названия

Уже в самом названии романа скрыт замысел писателя: Лермонтов сразу расставил все точки «i», обозначив тему произведения – изображение типичного представителя светского общества образца 30-х годов XIX столетия, со всеми его пороками и недостатками. Михаил Юрьевич намеренно отобразил в главном герое черты, присущие молодым аристократам той эпохи. Мастерски сделав психологический срез целого поколения, Михаил Юрьевич заявил о себе как о тонком психологе, знатоке человеческой души.

О чем книга

Григорий Печорин – молодой дворянин, офицер, прекрасно образованный, целеустремленный юноша, умевший при желании с легкостью очаровывать людей. Историю Печорина поведал старый солдат Максим Максимыч, с которым герой некоторое время служил на Кавказе. Однажды они были приглашены на свадьбу к местному князю, где Печорин был покорен красавицей-горянкой Бэлой. Привыкший всегда получать желаемое, Григорий подкупил брата Бэлы, и тот привез сестру русскому офицеру. Поначалу девушка дичилась своего похитителя, но со временем полюбила его со всей силой своего юного горячего сердца. Печорин же, напротив, вскоре охладел к черноокой красавице, и не знал, как от нее избавиться. Ситуация решилась сама собой, когда Бэлу похитил влюбленный в нее горец Казбич. Скрываясь от погони, мужчина убил Бэлу, чтобы она никому более не досталась. Так Печорин, уступив своим эгоистичным желаниям, стал невольным виновником смерти юной девушки. Все эти события описаны в главе «Бэла».

В следующей главе под названием «Максим Максимыч» автор продемонстрировал, каким холодным и бессердечным способен быть главный герой. Случайно встретив старого товарища, Максима Максимыча, который очень нежно относился к нему, Печорин окатил старика своей холодностью и надменностью. Несчастный мужчина был глубоко подавлен: он не ожидал подобного приема от человека, к которому относился как к собственному сыну.

В главе «Тамань» Лермонтов показал Григория с иной стороны. Печорин раскрылся как совестливый персонаж, которому не чужды были такие качества как сопереживание и милосердие. Желая удовлетворить собственное любопытство, он испортил жизнь «честным контрабандистам»: слепому мальчику и юной девушке, которые зарабатывали на жизнь, помогая местной банде. Когда Печорин обнаружил себя во время слежки, он тем самым лишил несчастных детей единственного способа заработка. Осознав, какой поступок он совершил, Григорий искренне раскаялся.

Наиболее важной в раскрытии характера героя является глава «Княжна Мэри». Оказавшись на курорте, Печорин от скуки стал ухаживать за красивой и гордой княжной. В неприступную красавицу Мэри был влюблен юнкер Грушницкий, который в порыве ревности вызвал Печорина на дуэль. Юнкер показал себя подлым, коварным человеком, когда попытался подложить сопернику незаряженный пистолет. Однако Григорий раскусил его замыслы, и без сожаления застрелил на дуэли.

Важной сюжетной линий в этой главе является любовная. Неожиданно Печорин раскрылся читателям, продемонстрировав свою нежную, уязвимую душу. Единственной женщиной, сумевшей растопить холодное сердце Григория и принять его со всеми недостатками, стала его возлюбленная Вера. Ей удалось разгадать лабиринт души своего избранника, но это не мешало любить его чистой, искренней любовью. Вера была замужней женщиной, и Печорин не мог надеяться на счастливую жизнь с ней. Да и сам он не был создан для семейного очага. Безжалостно разбивая сердца влюбленным в него девушкам, Печорин сам познал все горести любовной драмы.

В завершающей главе «Фаталист» Печорин размышлял над предначертанием жизни человека. Он стал невольным свидетелем того, как его сослуживец Вулич на спор выстрелил себе в голову, но чудом остался жив. И в тот же вечер офицер был зарублен пьяным казаком. Происшедшее произвело сильное впечатление на Печорина, который предался размышлениям о смысле жизни, смерти, неотвратимости своей судьбы.

Основные темы

Центральная тема произведения – так называемая проблема «лишнего человека». Григорий Печорин был прекрасно образованным, интеллигентным юношей, блестящим представителем молодого поколения русского дворянства. Его отличительными чертами была холодность, циничность, способность бесстрастно анализировать людей и их поступки. Несмотря на внешнюю привлекательность, прекрасные манеры и умение поддерживать светский разговор, в любом обществе он чувствовал себя «чужим». И проблема была вовсе не в окружении героя, а в нем самом: каждый раз он своими руками выстраивал между собой и людьми стену отчуждения, которая не давала никакого шанса для эмоционального сближения. Причиной тому была не столько природная замкнутость Григория, сколько его склонность к трезвому рассуждению и анализу. Это свидетельствует о развитой личности человека, но вместе с тем существенно снижает его готовность к сближению с людьми.

Читайте также:
Герой нашего времени. Сочинение М. Ю. Лермонтова: сочинение

Печорин был пресыщен высшим светом, избалован повышенным вниманием к своей персоне. Обладая притягательной внешностью и деньгами, он получал все доступные для юноши его лет удовольствия. Однако очень быстро Григорий ощутил пресыщение от наслаждений. Он стал откровенно скучать, ничто не способно было вывести его из состояния хандры. Чтобы как-то отвлечься от опостылевшей скуки, Печорин принялся безжалостно играть судьбами людей. Итогом его бездумных действий стала смерть Бэлы и Грушницкого, разбитое сердце княжны Мэри, разочарование Максима Максимыча, брошенный на произвол судьбы слепой мальчик.

Судьба поколения

Михаил Юрьевич написал роман в сложный период «безвременья», когда светлые помыслы и идеалы были повержены, а активные, деятельные люди загнаны в подполье. Вслед за показательным наказанием декабристов пришло потерянное поколение молодых людей, которые не видели иного смысла жизни, кроме как в пресыщении светскими удовольствиями. Их не интересовали ни насущные проблемы общества, ни стремление облегчить жизнь простого народа. Бездействие, апатичность, скука, праздность – вот характерные черты эпохи, в которой жил Григорий Печорин и его сверстники. Именно по этой причине Лермонтов многозначительно назвал свое произведение «Герой нашего времени».

Юные отпрыски дворянских семейств получали прекрасное воспитание и образование, однако практически никто из них не мог в полной мере реализовать собственные амбиции. Не имея возможности направить свою энергию в нужное русло, молодежь с головой окуналось в водоворот светских наслаждений. Уже в раннем возрасте, постигнув все возможные радости жизни, они достигали состояния пресыщения, когда уже ничего не радовало, не волновало их души.

Описывая своего героя, Лермонтов не старался как-то обличить его, унизить. Напротив, писатель хотел продемонстрировать, как молодой человек, наделенный столь многими талантами, в силу внешних причин оказался в таком печальном положении. Михаил Юрьевич не сомневался, что виной тому была эпоха. Молодые люди, ставшие свидетелями крушения замыслов декабристов и дальнейшего закручивания гаек властью, уже никому и ни во что не верили. Он привыкли быть холодными, эгоистичными, бесчувственными. Именно эти качества и вобрал в себя Григорий Печорин. Он пытался обрести счастье разными способами, однако так и не смог достичь желанной душевной гармонии.

В чем смысл?

В самом начале произведения Печорин вызывает у читателя отторжение и неприятие своей холодностью, надменностью и безразличием к окружающим. В дальнейшем характер героя начинает раскрываться с разных сторон, его поведение становится более понятным. Примечательно, что действия Печорина оценивает не автор, а рассказчики, однако и они не осуждают молодого офицера. Таким образом Лермонтов хотел показать, что с человеком может сделать историческая эпоха, против которой он попросту не в силах бороться. Григорий, как и большинство его сверстников, просто плыл по течению, не пытаясь как-то изменить свою жизнь и жизнь общества.

Отличительной чертой романа «Герой нашего времени» стало описание романтического героя в условиях российской действительности. Лермонтов придал своему произведению изрядную долю психологизма, и образ главного героя вышел по-настоящему глубоким, многогранным, в чем-то противоречивым. Подобный литературный ход оказался весьма удачным, и роман приобрел большую популярность. Сквозь призму образа Григория Печорина автор показал все молодое поколение своего времени, провел самый тщательный его психоанализ.

Характеристика главных героев

  1. Григорий Печорин – молодой дворянин, русский офицер. Красивой наружности, прекрасно воспитанный и образованный, склонный к анализу и философским размышлениям. Несмотря на юный возраст, разочарован в любви и дружбе, никак не может отыскать смысл жизни, отчего чувствует себя глубоко несчастным человеком. Григорий одновременно и привлекает к себе людей, и отталкивает своей холодностью и равнодушием, в результате чего часто бывает одинок.
  2. Максим Максимыч – штабс-капитан, сослуживец Печорина. Мужчина около пятидесяти лет, умный, открытый, добрый. Не имея собственной семьи, всем сердцем привязался к Печорину, к которому относился, как к собственному сыну. Он не имел серьезного образования, однако был по-житейски мудрым, все понимающим человеком. Для него серьезным ударом становится равнодушие Григория во время их случайной встречи на Кавказе.
  3. Бэла – шестнадцатилетняя красавица-черкешенка, дочь князя. Печорин, пресыщенный общением со светскими львицами, был поражен природной красотой и неприступностью горянки. Бэла настолько пленила воображение Печорина, что тот решился выкрасть ее. Первое время Бэла отвечала холодностью на ухаживания своего похитителя, но со временем природное обаяние Григория сделало свое дело, и Бэла страстно в него влюбилась. Однако вскоре любовь прекрасной черкешенки стала утомлять Печорина, который уже успел насладиться вкусом запретного плода. В итоге девушка погибла от руки ревнивого Казбича.
  4. Грушницкий – юнкер, сослуживец Печорина, пылкий, эмоциональный, тщеславный и обидчивый юноша. Он в чем-то был похож на Григория, с которым его свела судьба в злой час. Приревновав к красавцу-офицеру княжну Мэри, Грушницкий вызвал Григория на дуэль, во время которой проявил себя подлым, жалким человеком. Однако даже коварный замысел с незаряженным пистолетом противника не помог ему, и Грушницкий был убит Печориным на дуэли.
  5. Княжна Мэри – привлекательная девушка, умная, гордая, властная. Будучи завидной невестой, привыкла быть в центре мужского внимания. Она уступает напору Григория, восхищается его умом, сдержанностью, и, сама того не замечая, влюбляется в него. Горьким разочарованием для княжны становится признание Печорина в том, что он никогда не любил ее и ухаживал за ней от скуки.
  6. Вера – замужняя женщина, возлюбленная Григория. Это единственный человек, который видел героя без прикрас, со всеми его достоинствами и недостатками. Печорин очень любил эту женщину, которая принимала таким, каким он был на самом деле. Когда старому мужу Веры становится известно о ее романе, он немедленно увозит ее домой, а Печорин в полной мере осознает свое одиночество и потерянность после ее отъезда.
Читайте также:
Образ и характеристика Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Герои-двойники в романе

Для того, чтобы в полной мере раскрыть характер Григория Печорина, Михаил Юрьевич ввел в произведение его двойников: Вулича, Вернера, Грушницкого.

Юнкер Грушницкий имеет много общих черт с Печориным. Он так же эгоистичен, тщеславен, самовлюблен, умеет красиво говорить и эффектно выступать на публике. Однако, при ближайшем сравнении, Грушницкий является лишь бледной копией Григория.

Печорин имеет много схожих черт и с доктором Вернером – циничным мужчиной с трезвыми взглядами на жизнь. Общение с Вернером нравится Григорию, который находит в докторе родственную душу.

В главе «Фаталист» Печорин знакомится с офицером Вуличем – ярким, самобытным человеком, решающим проверить свою судьбу. Он на спор стреляет себе в висок из заряженного пистолета, однако оружие дает осечку. Печорин, наблюдая за Вуличем, замечает на его челе «печать смерти». Вскоре его догадка подтверждается: офицер был заколот ночью пьяным казаком.

Проблемы

  1. Проблема поиска смысла жизни. Печорина очень волнуют вопросы бытия, и на протяжении всего романа он занимается поиском ответов. Его мучает внутренняя неудовлетворенность, ощущение того, что он что-то пропускает в жизни, как будто что-то очень важное проходит мимо него. Григорий отчаянно пытается заполнить свою жизнь новыми яркими эмоциями и переживаниями, однако в этом стремлении к новизне он сам не замечает, как безжалостно рушит жизни тех, кто оказался рядом с ним.
  2. Проблема счастья. Из личного дневника Печорина становится известно, что его не привлекает легкодоступность. Счастье и удовольствие он видит в насыщении собственной гордости, однако это приносит ему лишь кратковременное ощущение блаженства. Потому герой пускается в многочисленные, порой, весьма опасные авантюры, лишь бы хоть на какой-то миг почувствовать себя счастливым. Печорин пытается поймать радость бытия, но она ускользает от него, просачивается сквозь пальцы, оставляя после себя шлейф призрачной надежды. Герой не способен быть по-настоящему счастливым, поскольку все его мысли зациклены на собственной персоне. Замшелый эгоцентризм, нежелание и неумение осчастливить кого-то другого не оставляют ему ни малейшего шанса почувствовать гармонию с окружающим миром.
  3. Проблема безнравственности. Стремясь удовлетворить сиюминутные свои желания, главный герой без раздумий грубо вмешивается в жизни других людей. Он жонглирует человеческими судьбами, словно опытный фокусник, а затем безжалостно выбрасывает из своей жизни тех, кто уже потерял для него интерес. Проблема Печорина в том, что он является пленником своего разума, склонного к самой тщательной аналитике. Молодой человек попросту не способен полностью отдаться чувствам, раскрыться перед другим человеком. Как следствие, он не способен проявить себя ни в дружбе, нив любви.
  4. Социальная проблематика. Лермонтов в своем произведении поднял и проблему несправедливости действующего политического строя. Деспотичность власти, ее абсолютная бескомпромиссность по отношению к разным слоям населения является главной причиной безынициативности молодежи, ее нежелания двигаться вперед. Личность Печорина развилась в таком направлении под влиянием времени, в котором он жил. Подобные явления не являются редкостью в стране, где не остаются нерешенными многие важные социальные вопросы.

Композиция

Роман «Герой нашего времени» состоит из пяти глав, каждая из которых представляет собой самостоятельную повесть. Все повести расположены в хронологическом порядке, благодаря которому в полной мере раскрывается непростой характер Печорина.

В главе «Бэла» повествование ведется от лица Максима Максимыча. Мужчина дает свою личную оценку Григорию, с которым судьба свела его во время службы на Кавказе. В этой главе описывается похищение Печориным красавицы-горянки Бэлы, и дальнейшая трагическая смерть девушки.

В главе «Максим Максимыч» в качестве рассказчика выступает некий офицер, повстречавший штабс- капитана и узнавший от него историю Печорина. В этой части в деталях описывается внешность главного героя.

В последующих главах «Тамань», «Княжна Мэри» и «Фаталист» рассказчиком уже выступает сам Григорий Печорин, который записал все свои путешествия и душевные переживания в личном дневнике. Благодаря этому литературному ходу личность героя раскрывается наиболее полно: автор оголил все его чувства, эмоции, желания, отношение к людям.

Для произведения характерна кольцевая композиция: роман начинается с описания событий на Кавказе, и заканчивается в тех же краях. Поначалу автор дает оценку героя чужими глазами, но затем раскрывает его личность при помощи личного дневника героя, в котором он занимался скрупулезным самоанализом.

Психологизм

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов мастерски анализирует главного героя, его поступки, он буквально по полочкам раскладывает все составляющие его личности. Ради этой цели он использует немало интересных литературных приемов и инструментов: вводит героев-двойников, меняет повествователей, выстраивает нетипичную композицию произведения. Все это как нельзя более точно отражает психологизм, когда целью повествования является не какое-либо событие или явление, а изображение конкретной личности.

Михаил Юрьевич видел все социальные проблемы, присущие началу XIX столетия. Его искренне возмущала и одновременно пугала апатичность молодых людей, на которых огромное влияние оказало декабристское восстание и последовавшие за ним репрессии. Многие молодые люди были недовольны переменами, которые произошли в стране, но почти никто из них не смел говорить об этом открыто. Григорий Печорин стал символом этого поколения: он не имел возможности реализовать собственные амбиции ввиду внешних обстоятельств, но ничего не предпринимал для того, что как-то изменить эту ситуацию.

Анализ романа «Герой нашего времени» Лермотова 9 класс

История: «Герой нашего времени» М. Лермонтова – первый русский лирико-психологический роман, созданный в 1838—1840 годах.

Вдохновленный Пушкиным, юный Лермонтов задумал создать произведение, в котором бы описывалась жизнь его современника – молодого человека дворянского происхождения. По задумке автора, герой должен был олицетворять всю противоречивость своего времени, даже фамилия у него с отсылкой на пушкинского Онегина – Печорин (в основе обеих лежат реки – Онега и Печора).

Читайте также:
Сочинение по стихотворению Лермонтова «Смерть Поэта»: сочинение

Сначала предполагалось создание серии записок, но позже Лермонтов решил связать все истории в один роман.

Жанр: психологический роман.

Каждая из частей романа имеет свою жанровою особенность: «Бела» и «Тамань» напоминают приключенческие новеллы, «Максим Максимович» – дорожные очерки, «Княжна Мэри» – психологическую повесть, а «Фаталист» – философскую притчу.

Герои: Григорий Печорин – молодой дворянин, личность неординарная и глубоко несчастная; Максим Максимыч – простой и добрый старый офицер; Бэла – красавица-черкешенка, в нее влюбляется Печорин; Грушницкий – простодушный приятель Печорина, который погибает от его руки; княжна Мэри – богатая девушка, чувствами которой играет герой; Вера – бывшая возлюбленная Печорина; доктор Вернер – приятель главного героя.

Сюжет. События в романе разворачиваются не в хронологической последовательности.

Сначала рассказывается история о том, как однажды Печорин украл красавицу-черкешенку Бэлу. Девушка влюбляется в своего похитителя, но это не приносит ей счастья. Далее, в части «Максим Максимович», говорится о том, что Печорин скончался по дороге в Персию, но оставил после себя свой личный журнал. Последующие части произведения – страницы дневника самого Печорина.

«Тамань» – это рассказ о контрабандистах, свидетелем чьих действий стал Печорин. Повесть «Княжна Мэри» чем-то напоминает «Евгения Онегина»: Мэри влюбляется в мужчину, который кажется ей идеалом, и получает отказ, а Печорин убивает на дуэли своего друга Грушницкого. «Фаталист» – последняя, самая мистическая часть романа, в которой главному герою необыкновенным образом удается избежать смерти.

Главная мысль: в своем романе М. Лермонтов показал судьбу целого поколения через призму жизни одного человека. Мы видим поиск героем смысла жизни, моменты его роста и падений на фоне событий 30-х годов 19 века. Печорин – собирательный образ представителей своего поколения, поколения вечных искателей, к которому принадлежал и сам Лермонтов.

Вариант №2

Михаил Юрьевич Лермонтов принадлежит к числу выдающихся мастеров русского слова. Его стихи, рассказы и романы читаются во многих странах по сей день. Не обошло творчество известного русского поэта и прозаика и школьной программы. Его роман под названием «Герой нашего времени» пользуется широкой популярностью у современных школьников. Это доказывает, что творение Михаила Юрьевича Вечно и навсегда таким останется. В данном тексте представлен анализ одного из самых гениальных произведений Михаила Юрьевича Лермонтова.

История создания

Конкретная дата, когда писатель начал работу над будущим романом, не определена, однако хорошо известна история его создания. Как известно, Лермонтов был знатным поклонником Александра Сергеевича Пушкина, который в свое время создал роман в стихах «Евгений Онегин». Вдохновившись данным произведением, Лермонтов хотел создать нечто подобное, дабы поразить критиков. Если быть внимательным, то можно обнаружит в романе Лермонтова отсылки к пушкинскому произведению. Главного героя зовут Григорий Печорин. Свою фамилию он, вероятно, получил, как и Онегин от названия русской реки. Произведение было опубликовано в 1840 году.

Жанр произведения определяется как социально-психологический роман, так как он сочетает несколько тем. Это позволяет удержать интерес читателя. Также можно сказать, что роман сочетает в себе очерк, рассказ, повесть. Произведение складывается из нескольких цельных частей.

Герои романа представлены как разнообразные личности. Совершенно. Каждый из них отражает определенную позицию и доносит мысль автора, или же опровергает ее. Главный герой – это Григорий Печорин. Он является ярким отражением всего поколения, идеи которого подавила власть. Потому-то он не сможет отыскать свое место в обществе. Герой представлен человеком эгоистичным и потому в некоторой степени жестоким. Лермонтов описывает Печорина так, что у читателя невольно возникает к нему чувство жалости и сожаления его судьбе. Бэла, Вернер, Максим Максимыч, Азамат, Казбич и другие героя также отлично высказывают дух времени Михаила Лермонтова.

Сюжет разворачивается вокруг Печорина и тех событий, причиной которых данный персонаж является. На долю Печорина выпало не мало приключений, с каждым из которых нельзя сказать, что он отлично справляется.

Главная мысль произведения связана с политикой. Автор доносит нам мысль, что пресс власти сильно влияет на становление личности в отрицательную сторону.

Анализ романа «Герой нашего времени»

Популярные сочинения

Бабушка появилась в жизни маленького Алеши Пешкова в ту пору, когда умер его отец. Акулина Ивановна приехала из Нижнего Новгорода, чтобы забрать их с матерью к себе.

Эту пословицу все знают с детства. Но мало кто задумывается над её глубоким смыслом. А ведь данное выражение заставляет нас задуматься над тем, что время является необыкновенной ценностью, к сожалению, быстротечной

Можно сказать, что с рекламой сегодня человек сталкивается повсюду. В маршрутке, троллейбусе, в магазине. Как только включишь смартфон и зайдешь в социальные сети, там везде рекламные объявления

Проблемно-тематический анализ романа «Герой нашего времени»

  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: история создания
  • Тема романа и сюжет
  • Основные действующие лица
  • Проблемно-тематический анализ романа по главам
  • Какие проблемы подняты, основная мысль романа

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: история создания

Михаил Юрьевич Лермонтов работал над своим единственным законченным романом с 1838 по 1840 год. Поначалу поэт задумывал произведение как путевые заметки, во время путешествия по Кавказу. Но после успеха двух первых повестей: «Тамань» и «Фаталист», опубликованных в 1839 году в журнале «Отечественные записки», писатель соединил эпизоды в единое художественное произведение.

Замысел романа схож с «Евгением Онегиным» А.С. Пушкина. Даже фамилию Печорину Михаил Юрьевич выбрал от названия реки Печоры, как и Александр Сергеевич для Онегина — реку Онега. Главный герой — это новая версия Евгения Онегина, более циничная и глубокая, невостребованная временем личность, которую Михаил Юрьевич раскрыл со всех сторон.

Кроме того, в сюжете романа ситуации и прототипы были реальными:

поэт испытал то, что пережил Печорин в главе «Тамань»;

прототипом персонажа доктора Вернера стал Н. В. Майер, который дружил с сосланными на Кавказ декабристами;

Читайте также:
Образ Печерина: сочинение

Николай Мартынов стал прототипом юнкера Грушницкого.

Тема романа и сюжет

30-е – 40-е года XIX века многие называют «межвременьем». Молодые люди, разочарованные в идеалах декабристов, их революционных убеждениях, считались потерянным поколением. К нему относился и Михаил Юрьевич. В своем «Предисловии» автор сам трактует его название. Он указывает на то, что Печорин является портретом, составленным из пороков людей того времени.

В нем отражены характеристики людей, разочаровавшихся в старых убеждениях, но не определившихся с новыми идеалами. Красной нитью сквозь роман проходит проблема лишнего человека. Печорин умен и дальновиден, но в этом его несчастье.

В сюжете «Героя нашего времени» нет экспозиции. Читателю ничего не известно о жизни Григория Александровича до того, как тот приехал на Кавказ. Писатель не рассказывает о матери и отце своего главного персонажа, о его воспитании, образовании. В романе отсутствует завязка. Содержание представляет целый ряд эпизодов. Каждый из них связан с жизнью главного героя. Зато кульминаций в романе целых пять — по количеству повестей. Развязкой стало сообщение о том, что Печорин умер, возвратившись из Персии.

Проведя анализ сюжета, можно сделать вывод, что состоит он только из кульминаций и развязки.

Основные действующие лица

Для понимания произведения необходимы характеристики основных действующих лиц.

Григорий Печорин

Личность неординарная, полная противоречий в отношении любви, дружбы, постоянно в поисках смысла жизни. Многие его поступки непонятны и неприятны читателю. Он разрушает жизни людей, заставляя их страдать. Но многие сострадают ему, понимая как тяжело герою, чувствующему полное отсутствие целей и смысла жизни.

Максим Максимыч

Открытый, добрый, достойный уважения персонаж. Он считает Печорина своим другом. Но у персонажей совершенно разные характеры, взгляды на жизнь. Они принадлежат к разным эпохам и социальным слоям. Образ Максим Максимыча заставляет размышлять о причине эгоизма, равнодушия и холодности Печорина.

Юнкер Грушницкий

Обычный молодой человек, которому нравится быть в центре внимания, любит производить эффект на общество. Он выступает антиподом главного героя. Бравада и следование модным тенденциям приводят к тому, что он становится способен на подлость, подчиняясь влиянию чужого мнения.

Доктор Вернер

В чем-то похож на Печорина. Он циничный скептик, имеющий невысокое мнение о людях. Но, в отличие от главного героя, за маской насмешки и иронии он скрывает способность к состраданию.

Бэла

Черкешенка, воспитана на кавказских обычаях. Ее страстность привлекает Печорина. Любовь горянки и главного героя длится недолго и заканчивается трагически. Сила характера, желание свободы, внутреннее достоинство не покидают Бэлу даже перед смертью.

Княжна Мэри

Представительница высшего общества словно живет в придуманном мире. Это неглупая, тонко чувствующая девушка. Поначалу она обращает внимание на Грушницкого, затем поддаётся игре Печорина, влюбляется в него — и получает жестокий урок.

Вера

Единственная женщина, которая поняла и приняла героя таким, какой он есть. Ее искренняя любовь, возможно, смогла бы изменить Печорина. Но индивидуализм и эгоизм главного героя не позволили этому произойти.

Основные действующие лица «Героя нашего времени» описывают главные свойства времени, создавшего Григория Печорина.

Проблемно-тематический анализ романа по главам

Композиция романа кольцевая. Автор начинает с повести «Бэла» и заканчивает «Фаталистом». Время действия относится к периоду, когда Печорин проходил службу в кавказской крепости. В первой и последней повести присутствуют два основных действующих лица. Первый из них — сам Печорин, а второй — Максим Максимович.

«Бэла»

Лермонтов заинтересовывает читателя главным героем уже с первой главы. Повествование идет от имени Максим Максимыч — простого, но малообразованного человека, неспособного понять Григория Александровича. С его слов может сложиться представление о Печорине, как об абсолютном эгоисте, который по своей прихоти стал причиной смерти черкешенки.

С одной стороны, Григорий без страха идет на кабана, а с другой — бледнеет, заслышав скрип двери. В первой главе сложный характер и мотивы главного героя непонятны читателю.

«Максим Максимыч»

Со следующей повести личность Печорина начинает раскрываться. Повествование в этот раз идет от безымянного путешественника. Он составляет психологический портрет главного героя. Перед читателем предстает довольно противоречивая личность. Это сплетение силы и слабости.

Григория Александровича характеризует крепкое телосложение и внезапно начинающаяся «нервическая слабость стана», запачканные перчатки и ослепительное белье, нежность кожи и морщины. Самым важным в облике персонажа являются его никогда не смеющиеся глаза.

Своим эгоизмом и равнодушием молодой человек ранит Максима Максимыча. Читателю неприятно такое поведение Печорина, глубоко погруженного в свои раздумья и отталкивающего привязанного к нему добряка. Читатель задается вопросом: «Есть ли хоть что-то дорогое ему в этом мире?».

«Тамань»

В этой повести Григорий проявляет себя как довольно деятельная натура, способная вмешаться в судьбу других людей. По ходу сюжета он попадает в опасные ситуации, из которых ему удается удачно выпутаться. Однако опыт, приобретенный в Тамани, стал достаточно горьким для молодого человека.

Итоговой фразой становится: «Разве дело мне до бедствий и радостей человеческих?».

« Княжна Мэри»

Здесь со стороны Печорина проявляется полное презрение к принятым в обществе правилам, талант подчинять людей и влюблять в себя женщин, вызывая при этом ненависть соперников.

Накануне дуэли, ставшей следствием конфликта с Грушницким, Григорий Александрович подводит своеобразный итог своей жизни, их которого читатель узнает об одиночестве и чувстве бесполезности главного героя.

«Фаталист»

Печорин и поручик Вулич заключи вшие пари о том, «может ли человек сам расп оряжаться своею жизнью, или над каждым висит рок », очень похожи. Отличает их убежденность Григория в том, что предопределения нет, в то время как Вулич уверен в обратном. Главный герой, как и раньше, проявляет бессердечие в этом пари. Однако, молодой человек демонстрирует противоположные качества при бескровном захвате подвыпившего казака.

Какие проблемы подняты, основная мысль романа

В романе писатель отразил сложную судьбу «лишнего» человека, указав на болезнь, разъедающую дворянское общество XIX века. Он четко подметил симптомы и признаки диагноза, и смысл его произведения в раскрытии общественного феномена — инфантильного, циничного и надломленного поколения.

Читайте также:
Язык мысли и голос страстей: сочинение

Главная мысль Лермонтова состоит в том, что герой нашего времени — продукт политических и социальных проблем, которые умалчивались обществом. Бессмысленная жизнь молодого и богатого дворянина оправдана тем, что он не видит достойного применения своим силам. Он разочарован в своей роли опоры государства и прожигает жизнь впустую.

Мораль произведения: бунт не несет практического смысла, но он красив и приближает нас к идеалу. Лермонтов считает это достаточным, чтобы, подобно Печорину, играть с судьбой.

Автор говорит о необходимости труда и моральных основ в жизни человека. Праздность и леность развращают людей. Талант пропадает зря, если его не применять. Жить только ради себя скучно, ведь такое существование действительно не имеет смысла и проходит напрасно.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова Когда волнуется желтеющая нива (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение 9 класс. Стихотворение М.Ю. Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива. ” (восприятие, истолкование, оценка)

Лирика Лермонтова изобилует прекрасными пейзажами. Как человек с душой, открытой навстречу живой природе, Лермонтов умел проникать в тайны природы и передавать нам, читателям, ее красоту. Часто он избегал употреблять общие фразы, и отдельными незаметными деталями воссоздавал огромное полотно. Лучшее подтверждение этому – стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива. » В нем присутствует большое количество мелких деталей, которые по отдельности не могут передать настроение природы. Но первые три строфы уже представляют собой целостное описание, поскольку образы «нанизаны» один на другой: «желтеющая нива и «свежий лес соседствуют с «малиновой сливой», а «серебристый ландыш» со «студеным ключом. Убрать какую-нибудь из этих «мелочей» – и картина будет неполной.
Неизвестно, обратил ли Лермонтов внимание на то, что он охватил тремя строфами не только огромное пространство, но и большой временной промежуток, ведь нива становится желтой в июле, сливы краснеют ближе к сентябрю, ландыши расцветают в мае, а ключ остается студеным как в осенний промозглый холод, так и в страшный зной. Возможно, Лермонтов просто записал то, что продиктовала ему в тот момент Муза, задумываясь не о правдоподобии, а о поэтичности образов, а может быть нарочно охватил столько месяцев года, объединив их одним-единственным предложением. Не будем гадать, был ли тут тайный умысел, ведь главное – точная передача образов и чувств. Когда читаешь, сразу вспоминаются вещи, которых давно не видел и не ощущал: ледяная вода родника, от которой сводит зубы, спелые плоды во фруктовом саду и еще тысяча мелочей, таких знакомых и уже забытых за зиму.
Но не будем забывать, что в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива. » есть еще и последняя строфа, которая хотя и продолжает все то же единственное предложение, но все настроение стихотворения меняется. Эта строфа на первый взгляд нарушает пасторальный характер картины, но на самом деле подводит итог, ставит необходимую точку в стихотворении, которое иначе можно было бы завершить неправдоподобным многоточием. Вместо идиллического любования природой перед нами ясно предстает та идея, к которой сводятся предыдущие строфы:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.

Слово «тогда» продолжает фразу, начавшуюся с неожиданного оборота «когда»: «когда волнуется желтеющая нива», «когда росой обрызганный душистой. ландыш серебристый приветливо кивает головой», «когда студеный ключ играет по оврагу». Читая эти строчки, невольно ждешь, когда же все разрешится, к чему приведет это таинственное «когда»? И, наконец мы читаем долгожданный ответ на вопрос: «Тогда смиряется души моей тревога. ». Лермонтов и в самом деле обладал мятущейся душой. Достаточно вспомнить его известное стихотворение «Парус», где одинокий парус в море подобен душе изгнанника. Лермонтов всю жизнь был изгнанником, одинокой душой. Сколько раз он говорил о невозможности, эфемерности счастья! Невольно начинаешь думать, что он и не знал его никогда. И вот оказывается, что подобное предположение – ошибка, что счастье можно «постигнуть на земле» и для этого достаточно совсем немногого – стать частью природы, понять и оценить ее красоту. Как немного нужно для счастья, если умеешь разговаривать со «студеным ключом», который может рассказать многое человеку с чутким слухом. «Таинственная сага» помогает постичь многие тайны природы, увидеть то, что никогда не предстанет перед тобой наяву.
Последняя строфа – самая значимая в стихотворении. Завершая фразу, она тем самым завершает ту мысль, которая и вдохновила поэта. Кто же создал гармонию и логику природы? Лермонтов отвечает на это строкой: «И в небесах я вижу бога. » Человек научился строить огромные здания, писать музыку, рисовать картины и сочинять книги. Но никогда ни один человек не сумеет создать хотя бы маленького зеленого листочка, не сумеет повторить причудливую окраску крыльев мотылька или придать форму облакам. И для Лермонтова становится несомненным, что природное величие и красоту создал бог. Вряд ли кто-то будет отрицать, что когда-нибудь в прошлом, глядя на совершенство природных форм, он чувствовал нечто, подобное чувствам Лермонтова:

И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.

Счастье могут постигнуть все, это заложено в нас от рождения, надо лишь уметь всматриваться пристальней в прекрасные творения окружающего мира. Даже Лермонтов, меланхолик до глубины души, умел радоваться и испытывать иные чувства, помимо своих неизменных спутников: тоски, одиночества и разочарованности. Можно разочароваться в человеке, в жизни, но в природе – никогда, поэтому даже самый закоренелый пессимист не может отрицать возможности чистой радости и счастья.

Читайте также:
Что роднит Печорина с горцами? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»): сочинение

Сочинение: Анализ стихотворения Лермонтова Когда волнуется желтеющая нива

Природа средней полосы России волнует поэтов и писателей на протяжении многих веков. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» относится к самобытным поэтическим произведениям, посвященным природным красотам родного края.

В первых трех четверостишиях стихотворения описывается тот момент, при котором происходит очищение души лирического героя. Тревоги, волнения уходят, «когда волнуется желтеющая нива и свежий лес шумит при звуке ветерка», «когда… ландыш серебристый приветливо качает головой», «когда студеный ключ играет по оврагу».

Лирический герой внутренне спокоен, когда находится на лоне природы, наслаждается ее красотой и чувствует себя частью вселенной. Только такая сопричастность с природным миром позволяет «счастье… постигнуть на земле», а в небесах увидеть Бога.

Лирическое стихотворение богато художественно-выразительными средствами, изображающими сущность настоящей красоты. Поэтические эпитеты создают атмосферу тихой таинственности: «под тенью сладостной», «румяным вечером», «в какой-то смутный сон», «таинственную сагу». Художественные олицетворения позволяют сделать описываемую картину живой: «волнуется желтеющая нива», «свежий лес шумит при звуке ветерка», «прячется в саду малиновая слива», «ландыш серебристый приветливо качает головой», «студеный ключ… лепечет мне таинственную сагу про мирный край, откуда мчится он». Природа как бы играет с лирическим героем, открывая ему свои неведомые грани. Лермонтовское стихотворение наполнено ощущением покоя, безмятежного счастья, которое разлито в природе. И только, осознав это, лирический герой говорит:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, –

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

Это стихотворение – внутренний монолог лирического героя. По своему настроению оно оптимистично и позволяет увидеть нам высшую истину.

Считается, что это стихотворение было написано в феврале 1837 года, когда М.Ю. Лермонтов находился под арестом в здании Главного штаба. У стихотворения нет названия, но первая строчка заставляет нас заинтересоваться тем, что же «тогда» происходит. Стихотворение состоит из одного предложения. Первая, вторая и третья строфы – придаточные времени, причины и условия («когда»), раскрывающие значение главного предложения, последней строфы («тогда»).

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, –

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

Поэт успокаивается, молодеет, забывает о своих невзгодах, радуется, обретает счастье на земле и верит в существование Бога, то есть обретает внутреннюю гармонию, только при определенных условиях. Что же может помочь человеку обрести гармонию? М.Ю. Лермонтов считает, что такой властью над сознанием и душой человека обладает природа.

Осенние поля («желтеющяя нива»), весенние леса («свежий лес»), плоды, созревающие в садах («малиновая слива»), представляют собой череду времен года, постоянно сменяющуюся, вечно обновляющуюся природу. Радуют поэта, ведут с ним свой таинственный разговор в любое время дня и ночи («румяным вечером иль утра в час златой») растения, ветры, воды. Колосья и лес, подчиняясь ветерку, шумят, ведут основательный разговор взрослых людей, может быть, о новой политике природы при смене времен года. Малиновая слива заигрывает с поэтом, прячется, зовет его в «сладостную тень» садов, спасая от зноя. Серебристый ландыш – старый приятель, и даже не надо слов, достаточно кивка, чтобы показать, что тебя узнали, тебе рады, тебя ждали. Студеный ключ играет, убаюкивает, лепечет. Он самый разговорчивый из всех, несмотря на свою «холодность». Ключ много видел, много знает, ему есть чем поделиться: он рассказывает о странах, которые встречались на пути, о своей родине («Лепечет он таинственную сагу // Про мирный край, откуда мчится он…»). Ключ тоже поэт, он способен погрузить в сладостный сон фантазии, тайны, правды и вымысла.

Только природа способна дать поэту ощущение гармоничности мира, примирить его с ним.

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» (М. Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 08.11.2019 · Обновлено 08.11.2019

В своей лирике М. Ю. Лермонтов любил обращаться к философским рассуждениям об общественном устройстве, человеческой природе и душевных исканиях. Часто отправной точкой для таких рассуждений становились реальные картины жизни и природы, как в его простом и глубоком стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива».

Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» по плану.

История создания

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» М. Ю. Лермонтов написал в 1837 году, когда находился в заключении. Только что вышел текст «Смерть поэта», в котором нашли отражение политические взгляды молодого Лермонтова и, прежде всего, жесткая критика общества и системы, приведшей к гибели А. С. Пушкина. На время разбирательства Лермонтова решено было заключить под арест.

История рассказывает, что поэту запрещено было иметь бумагу и чернила, поэтому стихотворение он писал обгоревшими спичками и сажей на серой бумаге, в которой ему приносили еду. Примечательно, что именно в таких условиях Лермонтов вспоминал красоту и величие природы и создал стихотворение, где каждая строчка дышит спокойствием и свободой.

Опубликовано оно было в 1840 году в сборнике стихотворений поэта.

Жанр, направление, размер

  • Традиционно М. Ю. Лермонтов считается поэтом-романтиком. Лирический герой его стихотворения одинок, отрезан от мира людей и противопоставлен ему. Его идеал – совершенный мир и гармония, и недостижимость этого идеала приводит к духовным исканиям и терзаниям. Именно в уединении герой вступает в диалог с природой, постигает ее красоту и через нее – мощь и величие божественного замысла.
  • Стихотворение можно отнести одновременно к пейзажной и философской лирике. Первые строфы рисуют сменяющие друг друга картины природы: ниву, лес, сад и овраг с ручьем. В последней же строфе наблюдение за окружающим миром приводит поэта к философским обобщениям, от диалога с природой он поднимается к познанию себя и Бога.
  • Лирическое стихотворение написано разностопным ямбом, в большей степени шестистопным, что помогает Лермонтову создать постоянное ощущение движения. Движение останавливается только в последней укороченной строке, которая становится итоговой точкой размышлений.
  • Меняется в последней строфе и рифмовка. В первых трех строфах используется перекрестная рифмовка, в последней – кольцевая.
Читайте также:
Стихотворение М. Ю. Лермонтова Листок (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Композиция

Все стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» представляет собой период – одно предложение.

  1. Первые три строфы начинаются с «когда» и рисуют обстоятельства, толкающие героя на раздумья. Сначала мы видим широкую картину поля, леса и сада. Далее фокус внимания сужается, мы вместе с лирическим героем любуемся маленьким серебристым ландышем, а затем отправляемся в путешествие по оврагу и наслаждаемся лепетом студеного ручья.
  2. Картины природы как будто отдельными яркими вспышками возникают перед лирическим героем. Если первые картины почти статичны, то в третьей строфе появляется мотив движения: ручей рассказывает историю про край, откуда он родом, связывая таким образом воедино все природное и мировое пространство.
  3. Наконец, последняя строфа начинается с «тогда» и подводит некий итог, переводит внимание с внешних деталей на внутренний мир героя и его размышления. Умиротворение и красота природы смиряют его тревогу, разглаживают морщины на челе и помогают приблизиться к пониманию замысла мироздания.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» предстает чутким, глубоко чувствующим человеком. Он оказывается способен не только отметить прелесть «румяного вечера» и «тени сладостной зеленого листка», но и увидеть потайные грани, вступить с природной стихией в диалог: поприветствовать «серебристый ландыш» или услышать «таинственную сагу» в шуме сбегающего по оврагу ручья.

Закономерно, что природа в этом стихотворении представлена живой действующей силой, которой, как и человеку, свойственны эмоции и мысли. Детали привычного среднерусского пейзажа, будь то желтеющая нива или скромные полевые цветы, для Лермонтова становятся воплощением земного идеала красоты. Образ природы при этом прорисовывается очень объемно и становится символом совершенства божественного замысла, все отдельные части которого складываются в единое полотно мироздания.

Темы, настроение и проблемы

Тематика стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» сужена Многомудрым Литреконом до главных истин, но если Вам понадобится более подробное раскрытие данного раздела, то напишите об этом в комментариях, и мы совместными усилиями дополним его.

  1. Пейзаж. Глубоко и последовательно в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» прорабатывается основная тема природы. Каждая строфа представляет природу по-своему. Меняется не только место действия, но и время дня («румяный вечер» и «утра час златой»), время года (весенний нежный ландыш и осенние поля), то есть природа предстает не статичной, а находящейся в постоянном движении, вечно обновляющейся стихией.
  2. Поиск гармонии и веры. Наблюдение за природой и диалог с ней дают лирическому герою энергию и силы для жизни, дарят ощущение счастья и свободы. Последняя строфа в полной мере изображает произошедшие изменения. Преображается внутренний мир («смиряется души моей тревога») и сам облик героя («расходятся морщины на челе»), он становится способен иначе посмотреть на окружающий мир («и счастье я могу постигнуть на земле») и возвыситься до понимания мироздания («и в небесах я вижу Бога»).
  3. Настроение стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» передает умиротворение автора и его просветление. Природа открыла ему загадку мироздания и позволила увидеть божественный промысел.

Основная идея

Смысл стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» — преображение человека через созерцание им красоты и величия окружающего мира. Природа раскрывает перед лирическим героем свои сокровища, и именно это общение становится для него источником сил и вдохновения, позволяет почувствовать гармонию мира и приобщиться к этой гармонии.

Стороннее наблюдение очень быстро переходит в диалог с природной стихией, и этот диалог приближает героя к избавлению от тревоги, пониманию себя и способности увидеть божественное начало мира.

Вспомним, что стихотворение было создано поэтом в период заключения, когда он был лишен возможности свободно любоваться родной природой и черпать силы в общении с ней. Оттого особенно объемными получились созданные воображением и памятью образы, особенно пронзительно звучит главная мысль о необходимости связи с природой для полноценной жизни и понимания мира.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» весьма разнообразны:

  • Для создания ярких пейзажей поэт использует в своем стихотворении многочисленные эпитеты: «свежий лес», «сладостная тень», «душистая роса», «румяный вечер». Каждый из этих эпитетов создает перед читателем живой образ, позволяет увидеть необъятное поле, ощутить прохладу росы или услышать шум ручья.
  • Показать диалог с природой помогают олицетворения: слива кокетливо «прячется» в саду, ландыш «приветливо кивает головой» при встрече с лирическим героем, а «студеный ключ» нашептывает «таинственную сагу, про мирный край, откуда мчится он». Природа как бы играет с героем, рассказывает истории, открывает свою красоту и даже те грани, которые заметны не сразу, а лишь при внимательном чутком рассмотрении.
  • Дополнительный объем стихотворению придают метафоры: «смиряется тревога», «расходятся морщины на челе». С их помощью можно наглядно представить, какие изменения происходят с героем, как меняется его внешний и внутренний мир.
  • Не только увидеть гармонию окружающего мира, но и услышать его единую мелодию помогает фонетическое своеобразие текста. Звуковые повторы, ассонансы и внутренние рифмы добавляют стихотворению неповторимую легкость и музыкальность.

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» изображает движение лирического героя от простого любования природой к пониманию ее гармонии и готовности к принятию высших истин. Невероятные по красоте и образности пейзажи сменяются диалогом с природой и дарят герою ощущение спокойствия и свободы.

Созданное М. Ю. Лермонтовым стихотворение продолжает традицию русской пейзажной и философской лирики и становится, одновременно, самобытным текстом с яркими живыми образами и глубоким философским обобщением в финале.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: