Развязка сюжета поэмы Лермонтова «Демон»: сочинение

Анализ поэмы «Демон» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 30.01.2020 · Обновлено 30.01.2020

Многомудрый Литрекон поможет Вам растолковать поэму М.Ю. Лермонтова «Демон». Вы можете использовать анализ произведения по плану для написания сочинений и проверочных работ. Кроме того, разбор поэмы – отличный способ подробнее разобраться в творчестве Лермонтова, а эти знания пригодятся Вам на решающих экзаменах в старших классах.

История создания

История написания поэмы «Демон» наталкивает на мысль, что произведение играло особую роль в жизни автора. Он начал работу над произведением в 14 лет, продолжал вносить корректировки в течение всей жизни, так и не опубликовав его самостоятельно. Несмотря на многочисленные исправления и доработки, первая строка осталась без изменения с 1829 года. («Печальный Демон, дух изгнанья»). Об этой работе автора сохранились весьма интересные факты:

  1. Любопытно узнать, кому посвящена поэма «Демон»? Автор подарил рукопись своей избраннице — Варваре Лопухиной. Это произошло в 1838 году. Он подписал ее: «Я кончил — и в груди невольное сомненье!». Он не был уверен в успехе произведения, поэтому постоянно дорабатывал его на протяжении всей жизни.
  2. Цензура жестоко обошлась в творением поэта-романтика. Синод (орган, заведующий церковными делами) запретил публикацию при жизни автора, ведь содержание произведения противоречило религиозным канонам и было признано опасным. После смерти М.Ю. Лермонтова отрывки из поэмы были напечатаны впервые в 1842 году в журнале «Отечественные записки». Целиком она вышла в 1856 году в Германии. Тираж составлял 28 экземпляров, но важно отметить, что диалог главных героев был вырезан. И только в 1857 году вышло второе издание поэмы «Демон», в котором диалог был опубликован.
  3. История создания «Демона» тесно связана с его распространением. Вопреки цензуре и запретам, посвящённые дворяне переписывали поэму друг у друга и передавали знакомым. Такая форма распространения окружила произведением еще большим ажиотажем со стороны публики.
  4. «Демон» имеет и свою мистическую историю. Многие художники-иллюстраторы и литературоведы, которые взялись за подробное изучение текста, замечали странности в своем поведении или даже сходили с ума от навязчивых видений. Самым известным примером является художник Врубель, который нарисовал иллюстрации к книге, но не завершил труд, так как его психическое здоровье пошатнулось. Он жаловался на навязчивые галлюцинации, где неизменно присутствовал нечистый дух.

Жанр, направление, размер

Жанр произведения — поэма, литературное направление — романтизм. Отверженный и одинокий герой-бунтарь, готовый идти наперекор судьбе, присущ романтическим поэмам, к которым можно отнести «Демон». Тексту присущи и другие романтические черты:

  1. Главный герой поэмы – изгнанник, который не может справиться с внутренней борьбой, Падший Ангел, который расплачивается за свое неповиновение. Более того, одним из главных признаков романтизма в поэме, который невозможно оставить без внимания — идея борьбы. Борьба между двумя героями заключается в противостоянии Демона и Бога. Также мы замечаем менее очевидный и уловимый внутренний конфликт Демона с самим собой: его земными желаниями и инфернальной сущностью.
  2. Место действия — экзотическая страна — Грузия. Такой выбор локации тоже указывает на романтизм, ведь авторы хотели сделать свое повествование максимально нетипичным.
  3. Отсылки к религиозным и мифологическим источникам — еще одно свойство романтизма. Поэты и писатели часто ссылались на исторические и мифологические сюжеты прошлого.
  4. Кроме того, читатель замечает традиционные романтические мотивы в «Демоне»: одиночество, злой рок, фатализм, бунт, несчастная любовь, свобода.

Размер «Демона» — четырехстопный ямб.

Действия, описанные в поэме, происходят в Грузии. Демон пролетает над вершинами Кавказа и замечает прекрасную Тамару, дочь Гудала. Она готовится к своей свадьбе и ждет жениха, который направляется к ней с богатым караваном верблюдов. Но по пути их настегают и убивают разбойники. Демон, который пленился красотой девушки, является и желает завладеть ею.

Испуганная Тамара просит родных отдать ее в монастырь, чтобы спастись от злых чар. Там она находит защиту, но в одну из ночей Демону удается пробраться к ней. Он соблазняет Тамару, и девушка погибает. Но ее душа все равно не остается с Демоном, Ангел спасает девушку и переносит в Рай.

Образы и символы

Образ юной и прекрасной девушки, которая верит в Бога, скромна и чиста, сталкивается с образом Демона. Он очень сложный и неоднозначный персонаж, обреченный на вечную тоску и одиночество. Главные образы в поэме «Демон» Многомудрый Литрекон расположил в таблице.

Демон Падший Ангел блуждает и властвует над землей, но наскучившее зло не доставляет ему никакого наслаждения (Он не встречал сопротивленья – и зло наскучило ему). Все меняется, как только он замечает Тамару. Демон хочет обрести спасение через любовь к ней, он готов сеять добро. Впоследствии он раскрывается как дерзкий, настойчивый, страстный герой. Он не в состоянии совладать со своей гордыней и является ее жертвой, поэтому автор сочувствует ему, постоянно награждая его характеристикой «грустный». Злой дух — заложник судьбы, и бунт против нее для него оканчивается поражением. Образ Демона наделен типичными романтическими чертами: он одинок, горд и отрешен от мира.
Тамара Тамара скромна и благочестива, хотя именно она является самой прекрасной девушкой на земле. Она честна и до конца сопротивляется злой силе. Спасение героиня находит в монастыре, то есть она готова отречься от всего, чтобы сохранить чистоту своей души. В борьбе за нее она пала, но раскаялась, и за ее старания ангел не позволил пропасть ее душе в объятиях сатаны.

Тематика поэмы «Демон» выходит за рамки типичной русской литературы, и Многомудрый Литрекон посвятит ей больше времени, если читатель напишет в комментариях, чего не хватает. Автор затрагивает такие темы, как любовь, вера, одиночество, борьба добра и зла.

  • Любовь способна излечить даже самую израненную и уставшую душу, она является ключом к спасению от вечного одиночества Демона. Однако его судьба отверженного духа противостоит намерению Демона найти спасение. Он уже сделал свой выбор, когда пошел против Бога, и с тех пор его дорога определилась. Ее не изменить даже самым отчаянным порывом. Поэты-романтики часто изображали любовь как недоступный на Земле идеал, и Лермонтов продолжил данную традицию. Счастливой любви в тексте нет.
  • Вера спасает Тамару от вечных мук в Аду, она не поддается уговорам Демона и продолжает верить, что Бог ее спасет. Ее сопротивление страсти и самоотречение во имя религии в стенах монастыря — все это говорит в ее пользу, и Ангел спускается на выручку.
  • И основная тема, которая затрагивается во многих произведениях – борьба добра со злом. Ангел и Демон — это две стороны одной человеческой души. Они борются в каждом из нас, и очень важно осознавать, что не существует деления на отрицательных и положительных персонажей. Автор аллегорически описал две стороны человеческой сущности. Возможно, реально существующая героиня в тексте одна — это Тамара, душа которой разрывается от противоречий.
  • Мистика является одним из любимых приемов романтиков. Автор прибегают к ней, когда хотят оторваться от земных забот и показать идеал, недоступный действительности. Лермонтов создал свое двоемирие, показав жизнь духов и бытие людей.
  • Природа. Грузинские пейзажи подходят для описанных событий и подчеркивают страстную, гнетущую атмосферу произведения. Они олицетворяют непреклонный и знойный нрав злого духа.
Читайте также:
Художественное своеобразие Песни про царя Ивана Васильевича…: сочинение

Проблемы

Проблематика произведения «Демон» может быть описана объемнее, если читатели напишут Многомудрому Литрекону то, то нужно добавить в список.

  1. Гордыня. Для автора любовь – это святое неземное чувство, которое отзывается в нас чем-то мистическим и духовным. Она не может быть совместима с пороком и злом, она заставляет нас творить добро и отказываться от гордыни. Демон не мог выйти из своей гордой и надменной сущности, поэтому его страсть окрасилась в мрачные тона и убила Тамару. Чувства не победили в нем, а оказались побежденными более сильными порывами его души.
  2. Одиночество. Демон трагически одинок и тяжело переживает низвержение. Автор открыто сочувствует ему, понимая, что природу злого духа не изменить. Он таков, его таким создали, поэтому он обречен на одинокие скитания. В характере Демона прослеживается схожесть с нравом самого автора, которого современники считали желчным, замкнутым и неприветливым человеком, обреченным на уединение и нелюбовь.
  3. Бунт против своей природы — это тоже проблема, поднятая в произведении «Демон». Герой ненавидит свой путь и хочет перемениться, но метаморфоза невозможна. Ты — тот, кем тебе суждено быть, ты не делаешь себя сам — вот посыл, который пропагандировали многие поэты-романтики, поэтому все попытки Демона тщетны.
  4. Судьба. По мнению многих поэтов-романтиков, злой рок неумолим. Если что-то начертано на роду, то от этого не уйдешь. Так и Демон не смог уйти от себя, не сумел свернуть со своей дороги, как ни пытался.

Основная идея

Смысл поэмы «Демон» заключается в том, что герой объявляет войну самому себе, своему пути и характеру. Он решает все изменить и начать сначала. Для него любовь — яд, лишающий демона злых сил, которыми он так гордится. Она же лишает его независимости — того, ради чего персонаж променял рай на ад. Для него связь с Тамарой могла стать капитуляцией, признанием правоты отвергнутого Творца, но все же природа взяла свое: Демон убил не себя, а человека, которым завладел. Это говорит о его обреченности — конечной точке развития образа. Злой дух всегда останется таким: одиноким, грустным и мрачным напоминанием о том, какая кара ждет гордецов, осмелившихся уйти от Бога. Трагедия Демона — это невозможность изменить свою природу, даже пройдя через испытание любовью.

Главная мысль же заключается в том, что каждый из героев стоит перед нравственным выбором. Демон опять выбирает бунт вместо смирения, как и тогда, когда он пошел против Бога — своего создателя. Как и тогда, его мятеж не увенчался победой: он был напрасен, как и любое сопротивление судьбе. Но такова природа Демона: он не может смириться и избавиться от гордыни, поэтому он, вопреки запретам, идет за Тамарой в монастырь, бросает вызов Ангелу. Он хотел исцелиться любовью, но не заметил, как опять совершил одну и ту же ошибку, как опять стал заложником высокомерия. Его любовь оказалась такой же химерой, как и свобода от Бога. Ничто не может изменить его, потому что попытка измениться, противоречащая воле Творца и его законам, — это и есть его истинная сущность, против которой он выступает. А вот Тамаре удается противостоять искусителю с помощью веры, потому что она смиряется и уповает на волю Господа. Поэтому в конце произведения ее душа обретает смирение в Раю.

Средства выразительности

Для создания образов М. Ю. Лермонтов использует разнообразные тропы в поэме «Демон», это помогает проследить отношение автора и чувства героев.

  1. В первой части поэмы в описании Кавказской природы присутствуют сравнения: «как трещина жилище змея», «Терек, прыгая, как львица».
  2. В описании Демона используются эпитеты «дух изгнания», «злой дух», «давно отверженный».
  3. Также автор не скупится на олицетворения: «лучших дней воспоминанья пред ним теснилися толпой; Когда бегущая комета улыбкой ласковой привета любила поменяться с ним; И Терек, прыгая, как львица с косматой гривой на хребте, ревел».
  4. Один из главных средств выразительности является антитеза: Демон противопоставляется Богу, вера Тамары — безверию Демона, чистота души — пороку, невинность — страсти. Даже природа Грузии контрастна: на вершинах гор лежит снег, а на земле цветут яркие краски лета.

В поэме «Демон» еще очень много средств художественной выразительности, которые Многомудрый Литрекон добавит в текст, если в этом есть надобность, о которой стоит сообщить ему в комментариях.

Анализ поэмы «Демон» (М. Лермонтов)

Автор: Guru · Опубликовано 15.09.2017 · Обновлено 08.10.2017

Поэму М.Ю. Лермонтова «Демон» можно считать визитной карточкой писателя. Здесь мы видим и любимый автором Кавказ, и философские мысли автора относительно добра и зла. Не лишена поэма и темы невозможности любви, которая была так актуальна для самого Михаила Юрьевича. Мастерское изображение природы, полные психологизма и романтического пафоса диалоги, многообразие мифологических и фольклорных мотивов – всё это содержит в себе этот шедевр русской литературы.

История создания

Поэма «Демон» насчитывает 8 редакций, так как Лермонтов начал писать своё произведение ещё в возрасте 14 лет и возвращался к работе над своим детищем на протяжении всей жизни. Ранние редакции отличаются нецелостностью образов, большим количеством философских рассуждений. Поворотным для развития авторского замысла становится 1838 год, когда из-под пера поэта появляются 6-я и 7-я редакции. Теперь уже более зрелый творец не проводит параллель между Демоном и собой и наделяет своего героя монологами.

Читайте также:
Портрет Героя нашего времени в романе М. Ю. Лермонтова: сочинение

Поэма базируется на библейском мифе о падшем ангеле, а также обращается к грузинскому фольклору и деталям местного быта.

Жанр и направление

В эпоху романтизма авторы нередко обращаются к крупной форме поэзии. Интерес к герою-бунтарю, готовому противостоять судьбе, рождает жанр романтической поэмы, к которому относится и «Демон».

Главного персонажа поэмы можно назвать прототипом героя-изгнанника, прочно занявшего своё место в литературе романтизма. Это Падший Ангел, страдающий за свою дерзость и неповиновение. Само обращение к такому образу — характерная черта романтизма. Одним из первых был Мильтон («Потерянный Рай»), обращался к этому персонажу и повлиявший на русскую литературу Байрон, не обходит стороной вечный образ и А.С. Пушкин.

Поэма пронизана идеями борьбы как на глобальном уровне (противостояние Демона и Бога), так и внутри души отдельного персонажа (Демон желает исправиться, но гордыня и жажда наслаждения мучают его).

Наличие фольклорных мотивов также позволяет относить «Демона» к жанру именно романтической поэмы.

О чём?

В Грузии, в роскошном доме князя Гудала, живёт его дочь, девушка невероятной красоты, Тамара. Она ждёт своей свадьбы, двор уже убран к торжеству, но пролетавший над вершинами Кавказа Демон уже заметил девушку, он пленился ею. На свадьбу спешит жених, за ним следует богатый караван верблюдов, но в ущелье путников настигают разбойники. Так радость свадьбы оборачивается горем похорон.

Демон, теперь не имеющий соперников, является Тамаре, желая завладеть ею. Бедная девушка хочет найти защиты у Бога и уходит в монастырь. Там её стережёт Ангел-Хранитель, но однажды ночью Демон преодолел эту преграду и соблазнил девушку. Тамара погибла, но её душу спас Ангел и перенес в Рай, где она обрела покой.

Главные герои и их характеристика

  • Демон – весьма сложный персонаж поэмы. Сам образ Демона восходит ещё к Библейским сюжетам, но в поэме Лермонтова мы встречаем уже авторскую трактовку этого архетипа. Он наказан вечной жизнью, а существование его будет всегда сопровождаться одиночеством и тоской. Казалось бы, можно позавидовать этой уникальной возможности: с высоты птичьего полета наблюдать горные красоты, но и это наскучило герою. Даже зло уже не приносит ему удовольствие. Но характеристика Демона не может сводиться лишь к отрицательному. Он встречает девушку, сравнимую со сказочной девой, обладающую такой красотой, какую ещё «свет не видывал». Но она прекрасна не только внешностью и нарядами, а ещё и душой.
  • Тамара скромна, целомудренна, верит в Бога, она создана не для этого мира, неслучайно Демон желает обрести спасение через любовь к ней. Ощутив это новое для него чувство, Падший Ангел хочет творить только добро, встать на путь истинный. Но, как мы видим дальше, герой не может справиться со своей гордыней, и все его хорошие намерения оборачиваются прахом. Искуситель дерзок и настойчив, на пути к наслаждению он не собирается уступать ни мольбам беззащитной девушки, ни уговорам Божьего посланника.
  • Любовь. Особое место в поэме занимает любовь. Она имеет безграничную силу: иногда губит героев, иногда даёт надежду, а порой сулит вечные муки. Ревнивая спешка к невесте губит жениха Тамары, для Демона же эта девушка – надежда на спасение. Любовь пробуждает в Падшем Ангеле давно забытые чувства, она заставляет его, нагоняющего ужас, бояться и плакать.
  • Борьба. Отвергнутый Небом Демон больше не в силах выносить свои мучения. В поэме он предстаёт читателю уже потерявшим всякий вкус к существованию, даже зло не приносит ему удовольствия. Последний шанс отвоевать себе прощение – любовь юной чистой девушки. Тамара для Демона — орудие для борьбы с Небом. Он избавился от Ангела, соблазнил Тамару, но он не способен побороть себя, свои пороки, за что обречён страдать вечно. Тамара борется с искусителем, она не поддаётся его словам против Всевышнего, отчаянно желая избежать адской обители.
  • Одиночество. «Дух изгнанья» уже несколько столетий он скитается «в пустыне мира без приюта». Единственная отрада его существования – воспоминания о прошлом, когда он был среди своих собратьев — «чистых херувимов». Любовь к смертной чистой девушке заставляет Демона ещё острее чествовать свою тоску и одиночество. Кажется, что в какой-то момент он готов проявить смирение и преклониться перед Всевышним: он слышит вечернюю песню, она напоминает Падшему Ангелу о Рае. Демон, нагонявший до этого на всех страх и ужас, теперь плачет сам горячими слезами.
  • Вера. Только благодаря непоколебимой вере в Бога Тамара избегает от мук ада. Пренебрежительное отношение к религии губит, согласно авторскому замыслу, жениха княжны. Искушая красавицу, Демон шепчет ей, что Бог занят только небесными делами, а на земные не обращает внимания. Но девушка не поддалась наветам зла, за что душа её была спасена Ангелом-Хранителем.

Ангел и Демон – две стороны одной души. Человек по своей натуре двойственен, Добро и Зло всегда борются в нём. Предназначение главного героя поэмы – сеять сомнение, пробуждать лукавые мысли в человеке. За повиновение Демону Бог может жестоко наказать, как это и произошло с женихом Тамары.

Повержен и Демон, но так ли жестоко к нему Небо? Оно даёт изгнаннику шанс спастись через искреннюю любовь, ведущую к добродетели, но герой не справляется со своим отрицательным началом и тем самым губит себя и девушку.

Проблематика

Любовь и порок несовместимы – эту проблему актуализирует Лермонтов в «Демоне». Для автора это чувство, скорее, святое, данное Небом, нежели земное. Когда забывают о красоте душевной, а думают лишь о наслаждениях плоти, происходит подмена любви грехом. Истинное же чувство призывает к добродетели, самопожертвованию, отказу от гордыни.

Но не каждому дана способность именно так любить. Одержимый жаждой превосходства над Небом и желанием испытать удовольствие, впервые за много сотен лет, Демон обрывает последнюю спасительную нить. И Падший Ангел, и Тамара становятся жертвами греховной страсти, но почитающая Бога девушка спасается, а упрямо противостоящий Создателю Демон обрекает себя на вечные страдания. Так находит свое отражение нравственная проблема гордыни – темная сторона души каждого из нас.

Перед героями стоит проблема нравственного выбора. Демон между смирением и страстью выбирает последнее, за что получает ещё большее страдание. Жених Тамары прислушался к лукавому голосу и пренебрёг молитвой в дороге, за что жестоко поплатился, Тамаре же удаётся противостоять соблазнам искусителя, поэтому для неё открыты Врата Рая.

Читайте также:
Стихотворение М. Ю. Лермонтова Листок (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Критика

В оценке критиков «Демон» в определённые периоды своей литературной истории поэма представлена по-разному. Появление этого демонического образа на русской почве было в некотором роде литературным событием, рецензенты с трепетом относились к произведению, в первую очередь, потому, что осознавали, какую историю имеет за собой эта тема в мировой литературе. Один из крупнейших авторитетов критики того времени В.Г. Белинский сам признаётся, что «Демон» стал для него мерой «истин, чувств, красот». В.П. Боткин видел в поэме революционно взгляд на мироздание. Многие из исследователей творчества Лермонтова до сих спорят о важности некоторых редакций, не отдавая безоговорочно пальму первенства окончательному варианту.
Совершенно иной была критика более позднего периода. «Демон» стал объектом насмешек и издевательств, особенно реалисты, В. Зайцев, А. Новодворский, крайне негативно относились к одному из главных символов романтизма.

Реабилитирует поэму светоч поэзии начала прошлого столетия А. Блок, продолжая в своём стихотворении «Демон» традицию Лермонтова.

Поэма “Демон” (Лермонтов): краткое содержание, анализ

В 1839 году закончил писать поэму “Демон” Лермонтов. Краткое содержание этого произведения, а также его анализ представлены в статье. Сегодня данное творение великого русского поэта включено в обязательную школьную программу и известно во всем мире. Опишем сначала основные события, которые изобразил в поэме “Демон” Лермонтов.

Краткое содержание: начало поэмы

“Печальный Демон” летит над Землей. Он обозревает с космической высоты центральный Кавказ, его чудный мир: высокие горы, бурные реки. Но ничего Демона не привлекает. Он испытывает ко всему лишь презрение. Демон устал от бессмертия, вечного одиночества и неограниченной власти, которую он имеет над землей. Сменился ландшафт под его крылом. Теперь он видит Грузию, её пышные долины. Однако и они его не впечатляют. Вдруг праздничное оживление, которое он заметил во владениях некоторого знатного феодала, привлекло его внимание. Дело в том, что свою единственную дочь сосватал князь Гудал. Праздничное торжество готовится в его усадьбе.

Демон любуется Тамарой

Уже собрались родственники. Вино льется рекой. Жених должен прибыть к вечеру. Молодая княжна Тамара выходит замуж за молодого властителя Синодала. Старинные ковры тем временем расстилают слуги. Невеста по обычаю должна еще до появления своего жениха исполнить танец с бубном на кровле, устланной коврами.

Вот девушка начинает танцевать. Невозможно себе представить ничего прекраснее, чем этот танец. Она настолько хороша, что сам Демон залюбовался Тамарой.

Мысли Тамары

В голове молодой княжны кружат разные мысли. Она покидает дом отца, где не знала ни в чем отказа. Неведомо, что ожидает девушку в чужом краю. Выбором жениха она довольна. Он влюблен, богат, красив и молод – все, что необходимо для счастья. И девушка гонит прочь сомнения, всю себя отдавая танцу.

Демон убивает жениха девушки

Следующим важным событием продолжает свою поэму “Демон” Лермонтов. Краткое содержание эпизода, связанного с ним, следующее. Демон уже не в силах оторвать свой взгляд от прекрасной Тамары. Он очарован её красотой. И поступает, подобно настоящему тирану. Разбойники по велению Демона нападают на жениха княжны. Синодал ранен, однако скачет к дому невесты на верном коне. Доехав, жених падает замертво.

Тамара уходит в монастырь

Князь убит горем, плачут гости, Тамара рыдает в своей постели. Вдруг девушка слышит приятный, необычный голос, утешающий ее и обещающий послать волшебные сны. Находясь в мире грез, девушка видит прекрасного юношу. Она понимает утром, что её искушает лукавый. Княжна просит отправить её в монастырь, где она надеется найти спасение. Не сразу соглашается на это отец. Он грозит проклятьем, но в конце концов сдается.

Убийство Тамары

И вот Тамара в монастыре. Однако девушке легче не стало. Она осознает, что влюбилась в искусителя. Тамара хочет молиться святым, но вместо этого она преклоняется пред лукавым. Демон осознает, что девушку убьет физическая близость с ним. Он решает в какой-то момент отказаться от своего коварного замысла. Однако Демон уже над собой не властен. Он проникает ночью в своем прекрасном крылатом облике в её келью.

Тамара не узнает в нем юношу, который являлся ей во снах. Она боится, но Демон открывает княжне душу, говорит девушке страстные речи, столь похожие на слова обычного мужчины, когда в нем кипит огонь желаний. Тамара просит Демона поклясться, что тот её не обманывает. И он делает это. Что ему стоит?! В страстном поцелуе сливаются их уста. Проходя мимо дверей кельи, сторож слышит странные звуки, а потом слабый предсмертный крик, который издает княжна.

Финал поэмы

Гудалу рассказали о смерти дочери. Он собирается её похоронить на семейном высокогорном кладбище, где воздвигли небольшой холм его предки. Девушку наряжают. Облик её прекрасен. Печали смерти нет на нем. На устах Тамары как будто застыла улыбка. Все правильно сделал мудрый Гудал. Давно с лица земли смыло его самого, его двор и усадьбу. А кладбище и храм остались невредимы. Могилу возлюбленной Демона природа сделала недоступной для человека и времени.

На этом заканчивает свою поэму “Демон” Лермонтов. Краткое содержание передает лишь основные события. Перейдем к анализу произведения.

Специфика анализа поэмы “Демон”

Поэма “Демон”, которую Лермонтов создавал с 1829 по 1839 год, относится к наиболее противоречивым и загадочным произведениям поэта. Анализировать её не так просто. Это связано с тем, что существует несколько планов истолкования и восприятия текста, который создал Лермонтов (“Демон”).

Краткое содержание описывает лишь событийную канву. А между тем в поэме есть несколько планов: космический, который включает отношения к Богу и вселенной Демона, психологический, философский, но, конечно же, не бытовой. Это следует учитывать при анализе. Чтобы его провести, следует обратиться к оригиналу произведения, автором которого является Лермонтов (“Демон”). Краткое содержание поможет вспомнить сюжет поэмы, знание которого необходимо для анализа.

Образ Демона, созданный Лермонтовым

Многие поэты обращались к легенде о воевавшем против Бога падшем ангеле. Достаточно вспомнить Люцифера из произведения Байрона “Каин”, Сатану, изображенного Мильтоном в “Потерянном рае”, Мефистофеля в знаменитом “Фаусте” Гете. Разумеется, Лермонтов не мог не учесть традицию, которая существовала в то время. Однако он трактовал этот миф оригинально.

Читайте также:
Мое отношение к образу Печорина: сочинение

Очень неоднозначно изобразил главного героя Лермонтов (“Демон”). Краткое содержание по главам указывает на эту неоднозначность, но опускает подробности. А между тем образ лермонтовского Демона получился весьма противоречивым. В нем сочетаются трагическое бессилие и огромные внутренние силы, стремление приобщиться к добру, преодолеть одиночество и непостижимость подобных стремлений. Демон – мятежный протестант, противопоставивший себя не одному лишь Богу, но и людям, всему миру.

Протестующие, бунтарские идеи Лермонтова проявляются в поэме прямо. Демон является гордым врагом небес. Он – “царь познанья и свободы”. Демон – воплощение мятежного восстания силы против того, что сковывает разум. Этот герой отвергает мир. Он говорит, что в нем нет ни долговечной красоты, ни истинного счастья. Здесь есть лишь казни да преступления, живут лишь мелкие страсти. Люди не умеют без боязни ни любить, ни ненавидеть.

Такое всеобщее отрицание, однако, означает не только силу этого героя, но одновременно и его слабость. Демону не дано увидеть с высоты космических беспредельных просторов земную красоту. Он не может понять и оценить прелесть природы. Лермонтов отмечает, что блеск природы не возбудил, кроме холодной зависти, ни новых сил, ни новых чувств в его груди. Все, что видел перед собой Демон, он либо ненавидел, либо презирал.

Любовь Демона к Тамаре

В своем надменном уединении главный герой страдает. Он тоскует о связях с людьми и миром. Демону наскучила жизнь исключительно для себя. Для него любовь к Тамаре, земной девушке, должна была означать начало выхода к людям из угрюмого одиночества. Однако поиски “любви, добра и красоты”, гармонии в мире для Демона фатально недостижимы. И он проклял свои безумные мечты, остался вновь надменным, одиноким во Вселенной, как и прежде, без любви.

Разоблачение индивидуалистического сознания

Поэма Лермонтова “Демон”, краткое содержание которой мы описали, – произведение, в котором разоблачается индивидуалистическое сознание. Такое изоблечение присутствует и в предыдущих поэмах этого автора. В этой разрушительное, демоническое начало воспринимается Лермонтовым как антигуманистическое. Данная проблема, которая глубоко волновала поэта, разрабатывалась им также в прозе (“Герой нашего времени”) и драматургии (“Маскарад”).

Голос автора в поэме

Трудно выделить в поэме голос автора, прямую его позицию, что предопределяет многозначность произведения, сложность его анализа. Отнюдь не стремится к однозначным оценкам М. Ю. Лермонтов (“Демон”). Краткое содержание, которое вы только что прочли, возможно, натолкнуло вас на ряд вопросов, ответ на которые не очевиден. И это не случайно, ведь автор не отвечает на них в произведении. Например, видит ли в своем герое Лермонтов безусловного носителя (пусть и страдающего) зла или лишь мятежную жертву божественного “несправедливого приговора”? Была ли спасена душа Тамары в угоду цензуре? Возможно, для Лермонтова этот мотив являлся всего лишь идейно-художественной неизбежностью. Примирительный или же, напротив, непримирительный смысл имеет поражение Демона и финал поэмы?

“Демон” – образец романтической поэмы

Художественное своеобразие поэмы определяет также богатство ее философско-этического содержания. Это яркий образец романтизма, построенный на антитезах. Герои противостоят друг другу: Демон и Бог, Демон и Ангел, Демон и Тамара. Полярные сферы составляют основу поэмы: земля и небо, смерть и жизнь, действительность и идеал. Наконец, противопоставляются этические и социальные категории: тирания и свобода, ненависть и любовь, гармония и борьба, зло и добро, отрицание и утверждение.

Значение произведения

Большое значение имеет поэма, которую создал Лермонтов (“Демон”). Краткое содержание и анализ, представленный в этой статье, возможно, натолкнули вас на эту мысль. Ведь глубокая проблематика, мощная поэтическая фантазия, пафос сомнения и отрицания, высокий лиризм, пластичность и простота эпических описаний, определенная загадочность – все это должно привести и привело к тому, что “Демон” Лермонтова считается по праву одним из вершинных творений в истории романтической поэмы. Значение произведения велико не только в истории отечественной литературы, но и в живописи (картины Врубеля) и музыке (опера Рубинштейна, в которой за основу взято его краткое содержание).

“Демон” – повесть? Лермонтов определил это произведение как поэму. И это правильно, ведь написано оно стихами. Повесть – прозаический жанр. Не следует путать два этих понятия.

«Демон» Лермонтова: краткое содержание и анализ поэмы

«Демон»романтическая поэма М.Ю. Лермонтова о демоне, соблазнившем и погубившем молодую грузинскую княжну Тамару.

При жизни Лермонтова «Демон» был запрещён цензурой и распространялся в списках. Всего насчитывается восемь редакций произведения. Первое полное издание в России вышло лишь в 1860 году, через 19 лет после смерти автора.

Содержание

М.А. Врубель. Демон

Читать полный текст, слушать аудиоверсию

Полный текст поэмы Лермонтова «Демон» можно прочитать в «Викитеке». Аудиоверсия доступна на YouTube.

Краткое содержание поэмы «Демон»

Часть I

Печальный Демон, изгнанный с небес падший ангел, летит над горами Кавказа и над цветущей Грузией. Там седой князь Гудал готовится выдать замуж дочь — прекрасную княжну Тамару:

С тех пор как мир лишился рая,
Клянусь, красавица такая
Под солнцем юга не цвела.

Увидев Тамару, Демон испытывает давно забытые чувства, вспоминает о прежнем счастье, любви и красоте.

Тем временем жених Тамары, правитель Синодала, так спешит на свадьбу, что проезжает мимо часовни, не помолившись.

Его коварною мечтою
Лукавый Демон возмущал:
Он в мыслях, под ночною тьмою,
Уста невесты целовал.

На караван жениха нападают разбойники, он погибает. Лихой конь привозит его мёртвое тело к воротам Гудала. Тамара рыдает и слышит голос Демона: «Не плачь, дитя! Не плачь напрасно!». В её душе зарождается странное чувство к невидимому соблазнителю, которое и влечёт её, и пугает.

Часть II

Тамара отвергает всех новых женихов, которые к ней сватаются. Княжна признаётся отцу, что её искушает «дух лукавый», и уговаривает отпустить её в монастырь. Но и там она продолжает слышать манящий голос Демона.

Уж много дней она томится,
Сама не зная почему;
Святым захочет ли молиться —
А сердце молится ему.

Демон прилетает в монастырь к Тамаре. Он чувствует любовь, из его глаз падает слеза, насквозь прожигающая камень.

И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра.

Однако в келье Тамары дорогу Демону преграждает охраняющий её ангел-херувим. Он обращается к Демону с упрёком и велит уходить. Тогда в Демоне вновь просыпается злоба. «Она моя», — заявляет дух, покоривший гордое сердце красавицы. Херувим, признав победу противника, улетает прочь. Демон признаётся Тамаре в любви.

Я тот, которому внимала
Ты в полуночной тишине,
Чья мысль душе твоей шептала,
Чью грусть ты смутно отгадала,
Чей образ видела во сне.
Я тот, чей взор надежду губит;
Я тот, кого никто не любит;
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы,
И, видишь, — я у ног твоих!

Демон говорит, что девушка одним своим словом могла бы вернуть его в ряды ангелов, заставить снова служить добру. Но Тамара не верит Демону, считает его речи обманом: «Твои слова — огонь и яд».

Читайте также:
«Песня про царя Ивана Васильевича» историческая поэма: сочинение

Собеседник продолжает убеждать её, что устал творить зло и страдает от одиночества. По просьбе Тамары он клянётся отречься от зла, вознести возлюбленную на небеса и сделать «царицей мира».

Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём.

Демон целует Тамару, и от этого поцелуя она погибает. Её хоронят на семейном кладбище возле церкви на склоне Казбека. Ангел встречается в небесах с Демоном и объявляет, что у того больше нет власти над душой Тамары. Бог забирает праведницу в Рай.

М.А. Врубель. Тамара и Демон

Анализ и суть поэмы

Поэма «Демон» написана в духе романтизма. Это значит, что в ней действуют исключительные герои в исключительных обстоятельствах. Действие происходит на Кавказе, который для русского читателя в то время был загадочным и экзотическим местом. Герои поэмы тоже необычны: это прекрасная княжна и мрачный могущественный Демон.

Тема поэмы — одиночество, изгнанничество, которые воплощает в себе Демон. Он лишён райского блаженства, ему положено вечно сеять зло, но «зло наскучило ему». Демон ищет покоя и любви, но не может их обрести — и это сближает его и с лирическим героем стихотворений Лермонтова, и с Печориным из «Героя нашего времени».

Трагедия Демона в том, что даже его попытка отречься от зла и обрести счастье обречена на провал: любовь адского духа убивает Тамару. Ангелы забирают её душу в Рай, и Демон навечно разлучается с возлюбленной.

Значительное место в произведении отведено пейзажам Кавказа, которые служат отправной точкой для философских размышлений. В частности, поэма завершается описанием разрушенного замка Гудала и уцелевшей церкви, где покоятся останки Тамары. В этом случае пейзаж служит аллегорией, символом вечности, противопоставленной скоротечной человеческой жизни и сиюминутным страстям.

Полностью поэма «Демон» была опубликована лишь в 1860-е годы, когда эпоха русского романтизма уже закончилась, а ему на смену пришёл реализм. В этих условиях «Демон» многим казался устаревшим произведением, его подвергали осмеянию, создавали на него пародии. Тем не менее поэма вошла в число классических произведений русской литературы. Интересу к лермонтовскому сочинению отчасти способствовало и появление оперы «Демон».

Опера «Демон»

В 1875 году в Мариинском театре состоялась премьера оперы Антона Рубинштейна «Демон» (на либретто Павла Висковатова). В начале XX века партию Демона исполнял Фёдор Шаляпин.

Полностью оперу в концертном исполнении можно посмотреть на YouTube. Партию Демона поёт Дмитрий Хворостовский.

Композиционное своеобразие романа «Герой нашего времени»

Структура романа

Композиция романа далека от классической. Классическая структура литературного произведения состоит из пролога (предисловия), экспозиции, завязки, основных действий, кульминации, развязки и эпилога. Соблюдается также хронологическая последовательность. В романе «Герой нашего времени» композиция многокомпонентная, то есть имеет несколько завязок, экспозиций, кульминаций и развязок. Нарушена и хронология событий. Пролог в романе присутствует. В нем Лермонтов пытается объяснить цель написания своего романа. Это своеобразный диалог с читателем. Роман разделен на 5 частей.

Художественное своеобразие романа «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» — первый повседневный социально-психологический и общефилософский римлянин в русской литературе. Всякая раздельная повесть, помещающаяся в роман, объединена с наличествовавшей сейчас стилевой традицией: путейской очерк, лавровая повесть, вежливая повесть. Но в целостном «Герой нашего времени» — отменно новоиспеченное явление, роман, различающийся остротой в постановке величественнейших заморочек социального, нравственного, общефилософского плана. Социальность романа сформулирована в том, что действия его героев в конечном счете детерминированы, обусловлены многознаменательным ином и средой. Почти многие образ действий и свойства Печорина обнаружены и объяснены посредством его сражения с «простым человеком» Максимом Максимычем, с «естественными людьми» — горцами, контрабандистами, тот или другой в свою очередь, зарабатывают беспристрастную оценку, водясь увлеченными в систему свежеиспеченных касательств «цивилизованного» общества. Серьезность лермонтовского умысла в качестве кого раз и имеет место быть в том, что в романе обоснованно подвергается беспристрастному проведение исследования богатырь и время, человек и эпоха; водворяется их двусторонняя зависимость. Экий подъезд к изображению дядьку и сферы предрешил вероятность свежеиспеченного расклада к «истории дави человеческой», дозволяющей пробраться в самые глубины внутреннего круга личности. Нововведение Лермонтова содержался в том, что «самораскрытие» богатыря смешивается и корректируется глазом для него «со стороны», а это разрешал больше пространственно заразиться чем запутанность и парадоксальность человечного характера. Этим раскрывался вероятность для постановки величественнейших заморочек уже философского характера: человек и судьба, установку и логос жизни, столкновение добросердечна и зла внутренне человека, вольность свободы и необходимости и т. д.

Преимущественно понятно мировоззренческая тема романа обнаружился в заключительной потащить «Фаталист». Печорин, первый раз в жизни осмелившийся пожертвовать на лицо из-за прочих людей, пытается вникнуть по-над вопросами о значительности судьбины в прекрасной жизни человека. Он не прибывает ни к каким отчетливым закономерным формулировкам, но само веяние его рассуждений знаменательно: незрячюю конфессию в судьбу он решительно отвергает: «Я всякий раз безбоязненнее иду в следующий раз рано или поздно далеко не располагать сведениями что меня ожидает». Необыкновенна структура «Героя нашего времени». Римлянин складывается из пяти повестей, всякая изо тот или другой иметь в распоряжении независимое значение; но в своей совокупности они образуют единственное произведение, в каком, согласно заявлению Белинского, «один богатырь и одна генеральная идея, эстетично развитая». Размещены потащить не в хронологической очередности событий. Структура подчинена задачке мало-помалу обнаружить уклон Печорина. Первоначально передается его объективное представление («Бэла», «МаксимМаксимыч»), потшм — индивидуальное («Журнал Печорина», являющийся, реально, его исповедью). Следовательно, выключая наружного киносюжета в романе (у)потреблять к тому же внутренний, психический сюжет. С этим же связано и своеобразие манера романа, сочетающее несложность и непринужденность рассказа Сентенция Максимыча («Бэла»), пунктуальность в наблюдениях и описаниях рассказчика («Максим Максимыч») и сложную эмоциональную и общефилософскую прозу в «Журнале Печорина».

Читайте также:
Виноват ли Печорин или виновата эпоха: сочинение

Неоднозначным представляется вопрос о образном способе романа. Единства взоров на этом месте нет. Лермонтов, основывая роман, принимал во внимание сейчас быть в наличии преимущества реалистического искусства. Счет потерян обыкновенно романтичных манеров и обстановок он нарисовал с позиций реалиста. Впрочем в «Герое нашего времени» понятно чувствуются и романтичные тенденции. Уклон генерального героя, очень быстро поставленного прочим функционирующим лицам, представлен сейчас сформировавшимся. Общественные корни вырабатывания такового норова далеко не выявлены. Венец исключительности, кое-какая загадочность, родственность богатыря к авторскому сознанию — это все мешает внутренние резервы утверждать о победе реализма в романе Лермонтова. Идет речь не о недостатках, а о образном своеобычье произведения, в каком смешиваются всевозможные фокусы к отображению действительности.

Часть первая

В 1-й части 3 главы. Связующим является повествование о поездке автора и знакомство его с Максимом Максимычем. Наряду с Печориным – это ключевая фигура, помогающая понять образ главного героя романа.

Глава 1. Бэла.

В этой части Лермонтов начинает рассказ от своего имени, повествует о поездке по Военно-Грузинской дороге, о своем знакомстве со штабс-капитаном Максимом Максимычем. Эта часть повествования – экспозиция. А потом передает слово этому старому служаке, и тот рассказывает о своем знакомстве с Печориным и историю его любви с Белой. С рассказа Максима Максимыча о Печорине начинается завязка этой главы и всего романа. Действие главы приобретает свое развитие с момента похищения Бэлы и появления ее в доме Печорина. Кульминация — похищение Бэлы Казбичем, ее ранение и гибель. Печорин переживал гибель девушки, вероятно, винил себя в случившемся.

Развязка главы – расставание автора с Максимом Максимычем.

Глава 2. Максим Максимыч

Экспозиция – автор прибывает во Владикавказ и узнает, что ему предстоит здесь пробыть 3 дня в ожидании оказии. Он решает записать рассказ о Бэле. Завязка – на другой день прибывает повозка с Максим Максимычем. Развитие действия – Максим Максимыч узнает о приезде Печорина, ждет его. Автор видит Печорина, описывает его противоречивую внешность. Кульминация – встреча Максима Максимыча с Печориным, обида. Развязка – автор получает тетради Печорина и в этот же день уезжает, расставшись с огорченным Максимом Максимычем.

Журнал Печорина

Главу «Журнал Печорина» Лермонтов не пронумеровал, как первые 2 главы. Лермонтов выделил Печоринские записки. Таким образом, журнал Печорина представляет собой книгу в книге. Эту новую книгу, начатую в первой части романа, предваряет предисловие, в котором Лермонтов объясняет причину своего стремление опубликовать Печоринские записи. «Журнал Печорина» начинается первой главой, что только подчеркивает вложенность одного произведения в другое.

В «Журнале» повествование ведется от лица Печорина. Хронологически оно возвращается назад.

Глава 1. Тамань

Глава повествует о приключениях главного героя в Тамани. Здесь судьба свела его с контрабандистами. Экспозиция – приезд Печорина в Тамань и поиск квартиры. Завязка сюжета с момента его знакомства со Слепым. События начинают развиваться с появлением девушки на крыше. Кульминация — момент, когда девушка заманила Печорина и пыталась его утопить. Но мужчина оказался сильнее. За бортом оказалась Ундина. Дитя моря не утонула. Развязка – Печорин оставляет городок контрабандистов – Тамань. На этом первая часть заканчивается.

Зачем была нарушена хронология изложения эпизодов жизни главного героя?

Особенности композиции «Героя нашего времени» связаны с тем, что мы узнаем о жизни главного героя весьма непоследовательно. Первая часть романа повествует о том, как Печорин похитил у родного отца черкешенку Бэлу, сделал ее своей любовницей, а позже потерял интерес к этой девушке. Бэлу в результате трагической случайности убил влюбленный в нее черкес Казбич.

Во второй части под названием «Максим Максимович» читатели узнают, что со дня смерти Бэлы прошло уже несколько лет, Печорин решил отправиться в Персию и умер по дороге туда. Из дневника Печорина становятся известно о событиях, которые произошли с главным героем до знакомства с Бэлой: Печорин попал в забавное приключение с контрабандистами на Тамани и в городе Кисловодске познакомился с молодой княжной Мери Лиговской, которую, сам того не желая, влюбил в себя, а потом отказался разделить ее чувства. Там же произошла дуэль между Печориным и Грушницким, в результате которой последний был убит.

Роман «Герой нашего времени» заканчивается частью «Фаталист», повествующей о частном эпизоде из жизни Печорина.

Изучая сюжет и композицию «Героя нашего времени», литературоведы сходятся во мнении, что автор нарушил хронологическое изложение жизни главного героя, чтобы, с одной стороны, подчеркнуть сумбурность жизни Печорина, его неумение подчинить свою судьбу одной главной идеи, с другой стороны, Лермонтов постарался раскрыть образ своего главного героя постепенно: сначала читатели увидели его со стороны глазами Максима Максимовича и рассказчика-офицера, а потом только познакомились с личным дневником Печорина, в котором он был предельно откровенен.

Часть вторая

Продолжение журнала Печорина, а точнее, его окончание – во второй части романа. Часть вторая начинается второй главой, продолжая «Журнал Печорина» которая называется «Княжна Мери».

Княжна Мери

Эта часть повествования полна драматизма. Повесть о княжне Мери можно считать кульминационной в романе. Главные герои этой повести: Печорин, Грушницкий, Княжна Мери. Герои второго плана – Вера, Доктор Вернер, капитан. Герои третьего плана – мать Мери, муж Веры, поклонники Мери, товарищи капитана.

Экспозиция романа – приезд Печорина в Пятигорск, и утренний выход в город. Завязка сюжета начинается со встречи с Грушницким, который представляет Печорину княгиню и княжну Лиговских.

События начинают развиваться с момента, когда Печорин защищает княжну Мери от пьяного капитана. Капитан озлился на Печорина и решает отомстить ему, но отомстить руками Грушницкого. Дуэль, болезнь Мери и признание Веры мужу — кульминация повести. Развязка тоже наполнена драматизма. Вера уезжает, а Печорин загоняет коня, пытаясь догнать ее. Княгиня Лиговская предлагает Печорину жениться на его дочери, в чем он отказывает, и признается Мери, что никогда не любил ее.

Повесть о княжне Мери записывалась в крепости, следовательно, ее события произошли раньше, чем Печорин встретил Бэлу.

Читайте также:
Гармония природы в стихотворении М. Ю. Лермонтова Люблю я цепи синих гор...: сочинение

Фаталист

Как соотносятся сюжет и фабула в романе?

Новаторство Лермонтова-прозаика способствовало тому, что сюжет и фабула романа «Герой нашего времени» не совпадают друг с другом. Это приводит к тому, что читатель уделяет больше внимания не внешней канве событий из жизни главного героя, а его внутренним переживаниям. Литературоведы окрестили такой способ построения произведения «напряженной композицией», когда читатели видят героев романа в пиковые моменты их судьбы.

Поэтому композиция «Героя нашего времени» Лермонтова представляет собой уникальное явление в истории русской литературы: автор рассказывает о ключевых эпизодах из жизни своего героя, давая ему характеристику именно в моменты наивысших жизненных испытаний: это любовные переживания Печорина, его дуэль с Грушницким, его стычка с пьяным казаком, его опасное приключение с контрабандистами на Тамани.

Кроме того, Лермонтов прибегает к приему кольцевой композиции: впервые мы встречаем Печорина в крепости, в которой он служит с Максимом Максимовичем, последний раз мы видим героя в той же крепости, перед тем, как он уедет в Персию.

Мечта и реальность (Старуха Изергиль) – сочинение на тему

Особенности композиции романа «Герой нашего времени»

Особенности композиции романа «Герой нашего времени» исходят из того обстоятельства, что роман М.Ю. Лермонтова стал передовым произведением своего времени: в нем автор использовал новый жанр психолого-ориентированного романа, новый образ главного героя и, соответственно, новое композиционное членение произведения.

Сам автор уже после публикации своего романа в законченном виде признавался, что ни одно слово, ни одна строчка в нем не возникли случайно, все написанное было подчинено одной главной цели – показать читателям их современника – человека с благородными и дурными наклонностями, который, повинуясь чувству себялюбия, смог реализовать в жизни только свои пороки, а его достоинства так и остались лишь благими желаниями.

Когда роман только вышел в свет у критиков и у простых читателей возникло множество вопросов, которые касались композиционного членения этого произведения. Постараемся рассмотреть основные из этих вопросов.

Структура романа

Композиция романа далека от классической. Классическая структура литературного произведения состоит из пролога (предисловия), экспозиции, завязки, основных действий, кульминации, развязки и эпилога. Соблюдается также хронологическая последовательность. В романе «Герой нашего времени» композиция многокомпонентная, то есть имеет несколько завязок, экспозиций, кульминаций и развязок. Нарушена и хронология событий. Пролог в романе присутствует. В нем Лермонтов пытается объяснить цель написания своего романа. Это своеобразный диалог с читателем. Роман разделен на 5 частей.

Зачем была нарушена хронология изложения эпизодов жизни главного героя?

Особенности композиции «Героя нашего времени» связаны с тем, что мы узнаем о жизни главного героя весьма непоследовательно. Первая часть романа повествует о том, как Печорин похитил у родного отца черкешенку Бэлу, сделал ее своей любовницей, а позже потерял интерес к этой девушке. Бэлу в результате трагической случайности убил влюбленный в нее черкес Казбич.

Во второй части под названием «Максим Максимович» читатели узнают, что со дня смерти Бэлы прошло уже несколько лет, Печорин решил отправиться в Персию и умер по дороге туда. Из дневника Печорина становятся известно о событиях, которые произошли с главным героем до знакомства с Бэлой: Печорин попал в забавное приключение с контрабандистами на Тамани и в городе Кисловодске познакомился с молодой княжной Мери Лиговской, которую, сам того не желая, влюбил в себя, а потом отказался разделить ее чувства. Там же произошла дуэль между Печориным и Грушницким, в результате которой последний был убит.

Роман «Герой нашего времени» заканчивается частью «Фаталист», повествующей о частном эпизоде из жизни Печорина.

Изучая сюжет и композицию «Героя нашего времени», литературоведы сходятся во мнении, что автор нарушил хронологическое изложение жизни главного героя, чтобы, с одной стороны, подчеркнуть сумбурность жизни Печорина, его неумение подчинить свою судьбу одной главной идеи, с другой стороны, Лермонтов постарался раскрыть образ своего главного героя постепенно: сначала читатели увидели его со стороны глазами Максима Максимовича и рассказчика-офицера, а потом только познакомились с личным дневником Печорина, в котором он был предельно откровенен.

Часть первая

В 1-й части 3 главы. Связующим является повествование о поездке автора и знакомство его с Максимом Максимычем. Наряду с Печориным – это ключевая фигура, помогающая понять образ главного героя романа.

Глава 1. Бэла.

В этой части Лермонтов начинает рассказ от своего имени, повествует о поездке по Военно-Грузинской дороге, о своем знакомстве со штабс-капитаном Максимом Максимычем. Эта часть повествования – экспозиция. А потом передает слово этому старому служаке, и тот рассказывает о своем знакомстве с Печориным и историю его любви с Белой. С рассказа Максима Максимыча о Печорине начинается завязка этой главы и всего романа. Действие главы приобретает свое развитие с момента похищения Бэлы и появления ее в доме Печорина. Кульминация — похищение Бэлы Казбичем, ее ранение и гибель. Печорин переживал гибель девушки, вероятно, винил себя в случившемся.

Развязка главы – расставание автора с Максимом Максимычем.

Глава 2. Максим Максимыч

Экспозиция – автор прибывает во Владикавказ и узнает, что ему предстоит здесь пробыть 3 дня в ожидании оказии. Он решает записать рассказ о Бэле. Завязка – на другой день прибывает повозка с Максим Максимычем. Развитие действия – Максим Максимыч узнает о приезде Печорина, ждет его. Автор видит Печорина, описывает его противоречивую внешность. Кульминация – встреча Максима Максимыча с Печориным, обида. Развязка – автор получает тетради Печорина и в этот же день уезжает, расставшись с огорченным Максимом Максимычем.

Художественное своеобразие романа «Герой нашего времени»

Путь Лермонтова-прозаика был очень коротким. Но по значительности и ценности достигнутого, по значению для будущего русской литературы его проза представляет исключительное явление. Лермонтов обратился к прозе, в совершенстве овладев романтическим направлением, испытав свои силы в драматургии. Уже первое его прозаическое произведение «Вадим» отличалось большой смелостью в выборе темы (Пугачевский мятеж) и в подходе к ней. Лермонтов дает понять неизбежность и закономерность расправы крестьян над помещиками, открыто сочувствует своему герою Вадиму. «Вадим» — произведение романтическое, хотя в нем и встречаются черты реализма. Лермонтов не закончил «Вадима». Следующее прозаическое произведение — «Княгиня Лиговская» — тоже осталось незаконченным. Это произведение знаменует огромный шаг к реализму. Стиль повествования и диалогов значительно отличается от стилистики «Вадима», хотя Лермонтов полностью не отходит от романтизма. Лермонтов хотел показать в реальной обстановке героя своего времени — человека мыслящего, талантливого, но искалеченного средой. Так возник замысел «Героя нашего времени». Роман состоит из пяти рассказов и повестей. В единое целое объединяет их не только один герой, но и одна идея. Расположение частей романа, нарушающее хронологический порядок, дает возможность сильнее заинтересовать читателей Печориным и его судьбой, постепенно раскрыть во всей противоречивости и сложности его характер. Каждая последующая часть дополняет и в чем-то изменяет представление о Печорине. Лермонтов подчинил композицию одной мысли: возможно глубже и полнее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни. Каждая из повестей и каждый из рассказов представляют какой-либо эпизод из жизни главного героя. Это позволяет увидеть Печорина во взаимоотношениях с различными людьми. Вся жизнь Печорина как бы распадается на ряд эпизодов. Он случайно сталкивается с людьми и так же без сожаления расстается с ними. Отсутствие жизненной цели, постоянная неудовлетворенность действительностью, интерес к людям и полное равнодушие к их судьбам — все это находит выражение в «эпизодической отрывочности» (Белинский) построения романа. Эпизодичность подчеркивает, что Печорин — человек, странствующий по жизни, встречающийся со многими людьми, но проходящий мимо них. Стремясь к наибольшей объективности и достоверности, Лермонтов поручает повествование рассказчикам: странствующему офицеру, Максиму Максимычу и самому Печорину. Впервые мы узнаем о Печорине от Максима Максимыча. И оттого, что историю Бэлы и Печорина рассказал человек простой, добрый, искренний, прямой, еще сильнее ощущается трагическая опустошенность Печорина. В повести «Максим Максимыч» автор единственный раз сталкивается с Печориным и точно рисует его психологический портрет. Он подбирает детали, обращает внимание на мелочи и в результате создает портрет человека незаурядного, загадочного, противоречивого. Таких сложных людей, как Печорин, лучше всего можно понять, следя за их мыслями, зная мотивы их поступков. Поэтому Лермонтов заставляет Печорина самого рассказывать о себе. «Журнал Печорина» раскрывает трагедию человека одаренного, активного, но обреченного на вынужденную бездеятельность. В дневнике Печорин очень честен. Поэтому он вызывает сострадание. «Журнал Печорина» чрезвычайно важен для его характеристики. Здесь мы узнаем и об остром, наблюдательном уме (стоит вспомнить великолепные характеристики Грушницкого, Вернера, «водяного общества»), и о его способности к литературному труду (он описывает свою поездку в Тамань, происшествие с Вуличем), и о его тонком восприятии красот природы. Пейзаж в романе поясняет состояние человека, а иногда контрастно подчеркивает несоответствие переживаний человека и окружающего. Краткое, выразительное описание природы раскрывает душевное смятение Печорина, возвращающегося с дуэли: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели». По сравнению с ранними произведениями писателя здесь пейзажи приобрели большую определенность, точность, сжатость. В классическом описании Койшаурской долины все точно и конкретно. Эпитеты, сравнения, метафоры необходимы для того, чтобы сделать образ нагляднее, доходчивее. Такие эпитеты, как «голубоватый туман», «теплые лучи утра», «румяный блеск», помогают яснее представить картину зарождающегося дня. В описании только два сравнения: сравнение рек с двумя серебряными нитями и сравнение темно-синей горы с грозовой тучей. Иногда Лермонтов пользуется и метафорой («Казбек в своей белой кардинальской шапке…»). Среди сравнений и метафор можно выделить особую группу. Это образы, взятые из литературы. Они являются важным средством для характеристики главного героя. Печорин хорошо знает как русскую, так и западноевропейскую литературу. В его дневнике встречается цитата из «Евгения Онегина» («Ума холодных наблюдений и сердца горестных замет»), немного измененная цитата из «Горе от ума» Грибоедова. Лермонтов остается большим художником слова и в лирических описаниях, и в повествовании, и в диалоге, и в исполненных сарказма сценах. Речь героев прекрасно их характеризует. Так, речь Печорина, культурного дворянина, мало отличается от речи автора романа, человека того же круга. «Тамань» и «Фаталист» близки по языку к «Бэле». В «Княжне Мери» больше лирических отступлений, язык более приподнятый, изредка встречаются архаизмы, сложные синтаксические построения. А речь Максима Максимыча отличается от речевой манеры «странствующего офицера» и Печорина. Это речь простого, малообразованного человека. В ней встречаются военные слова и выражения. Лермонтов внес эту военную лексику в речь Максима Максимыча, чтобы подчеркнуть, что он типичный старый служака. Речь Максима Максимыча проста по словарному составу и синтаксическим конструкциям, в ней много восклицательных и вводных предложений, что придает речи эмоциональность «Славная была девочка, эта Бэла. »). Речь Грушницкого автор характеризует словами Печорина: «Говорил он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы». Его речь служит ширмой духовного убожества и пустоты, раскрывает ничтожество человека, живущего не своими мыслями. Искусство Лермонтова-писателя в том, что все эти особенности даются не навязчиво, а через восприятие персонажей романа, главных и второстепенных. Первый психологический роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в развитии русской прозы составил целый этап и во многом определил художественное мастерство Тургенева, Л. Толстого, Достоевского, Чехова. А. Н. Толстой так говорил о значении прозы Лермонтова и его романа «Герой нашего времени»: «Лермонтов-прозаик — это чудо, это то, к чему мы сейчас, через сто лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы.

Читайте также:
Судьба России в поэзии М. Ю. Лермонтова: сочинение

Журнал Печорина

Главу «Журнал Печорина» Лермонтов не пронумеровал, как первые 2 главы. Лермонтов выделил Печоринские записки. Таким образом, журнал Печорина представляет собой книгу в книге. Эту новую книгу, начатую в первой части романа, предваряет предисловие, в котором Лермонтов объясняет причину своего стремление опубликовать Печоринские записи. «Журнал Печорина» начинается первой главой, что только подчеркивает вложенность одного произведения в другое.

В «Журнале» повествование ведется от лица Печорина. Хронологически оно возвращается назад.

Глава 1. Тамань

Глава повествует о приключениях главного героя в Тамани. Здесь судьба свела его с контрабандистами. Экспозиция – приезд Печорина в Тамань и поиск квартиры. Завязка сюжета с момента его знакомства со Слепым. События начинают развиваться с появлением девушки на крыше. Кульминация — момент, когда девушка заманила Печорина и пыталась его утопить. Но мужчина оказался сильнее. За бортом оказалась Ундина. Дитя моря не утонула. Развязка – Печорин оставляет городок контрабандистов – Тамань. На этом первая часть заканчивается.

Художественное своеобразие романа «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» — первый повседневный социально-психологический и общефилософский римлянин в русской литературе. Всякая раздельная повесть, помещающаяся в роман, объединена с наличествовавшей сейчас стилевой традицией: путейской очерк, лавровая повесть, вежливая повесть. Но в целостном «Герой нашего времени» — отменно новоиспеченное явление, роман, различающийся остротой в постановке величественнейших заморочек социального, нравственного, общефилософского плана. Социальность романа сформулирована в том, что действия его героев в конечном счете детерминированы, обусловлены многознаменательным ином и средой. Почти многие образ действий и свойства Печорина обнаружены и объяснены посредством его сражения с «простым человеком» Максимом Максимычем, с «естественными людьми» — горцами, контрабандистами, тот или другой в свою очередь, зарабатывают беспристрастную оценку, водясь увлеченными в систему свежеиспеченных касательств «цивилизованного» общества. Серьезность лермонтовского умысла в качестве кого раз и имеет место быть в том, что в романе обоснованно подвергается беспристрастному проведение исследования богатырь и время, человек и эпоха; водворяется их двусторонняя зависимость. Экий подъезд к изображению дядьку и сферы предрешил вероятность свежеиспеченного расклада к «истории дави человеческой», дозволяющей пробраться в самые глубины внутреннего круга личности. Нововведение Лермонтова содержался в том, что «самораскрытие» богатыря смешивается и корректируется глазом для него «со стороны», а это разрешал больше пространственно заразиться чем запутанность и парадоксальность человечного характера. Этим раскрывался вероятность для постановки величественнейших заморочек уже философского характера: человек и судьба, установку и логос жизни, столкновение добросердечна и зла внутренне человека, вольность свободы и необходимости и т. д. Преимущественно понятно мировоззренческая тема романа обнаружился в заключительной потащить «Фаталист». Печорин, первый раз в жизни осмелившийся пожертвовать на лицо из-за прочих людей, пытается вникнуть по-над вопросами о значительности судьбины в прекрасной жизни человека. Он не прибывает ни к каким отчетливым закономерным формулировкам, но само веяние его рассуждений знаменательно: незрячюю конфессию в судьбу он решительно отвергает: «Я всякий раз безбоязненнее иду в следующий раз рано или поздно далеко не располагать сведениями что меня ожидает». Необыкновенна структура «Героя нашего времени». Римлянин складывается из пяти повестей, всякая изо тот или другой иметь в распоряжении независимое значение; но в своей совокупности они образуют единственное произведение, в каком, согласно заявлению Белинского, «один богатырь и одна генеральная идея, эстетично развитая». Размещены потащить не в хронологической очередности событий. Структура подчинена задачке мало-помалу обнаружить уклон Печорина. Первоначально передается его объективное представление («Бэла», «МаксимМаксимыч»), потшм — индивидуальное («Журнал Печорина», являющийся, реально, его исповедью). Следовательно, выключая наружного киносюжета в романе (у)потреблять к тому же внутренний, психический сюжет. С этим же связано и своеобразие манера романа, сочетающее несложность и непринужденность рассказа Сентенция Максимыча («Бэла»), пунктуальность в наблюдениях и описаниях рассказчика («Максим Максимыч») и сложную эмоциональную и общефилософскую прозу в «Журнале Печорина». Неоднозначным представляется вопрос о образном способе романа. Единства взоров на этом месте нет. Лермонтов, основывая роман, принимал во внимание сейчас быть в наличии преимущества реалистического искусства. Счет потерян обыкновенно романтичных манеров и обстановок он нарисовал с позиций реалиста. Впрочем в «Герое нашего времени» понятно чувствуются и романтичные тенденции. Уклон генерального героя, очень быстро поставленного прочим функционирующим лицам, представлен сейчас сформировавшимся. Общественные корни вырабатывания такового норова далеко не выявлены. Венец исключительности, кое-какая загадочность, родственность богатыря к авторскому сознанию — это все мешает внутренние резервы утверждать о победе реализма в романе Лермонтова. Идет речь не о недостатках, а о образном своеобычье произведения, в каком смешиваются всевозможные фокусы к отображению действительности.

Читайте также:
Печорин — лишний человек, младший брат Онегина: сочинение

Часть вторая

Продолжение журнала Печорина, а точнее, его окончание – во второй части романа. Часть вторая начинается второй главой, продолжая «Журнал Печорина» которая называется «Княжна Мери».

Княжна Мери

Эта часть повествования полна драматизма. Повесть о княжне Мери можно считать кульминационной в романе. Главные герои этой повести: Печорин, Грушницкий, Княжна Мери. Герои второго плана – Вера, Доктор Вернер, капитан. Герои третьего плана – мать Мери, муж Веры, поклонники Мери, товарищи капитана.

Экспозиция романа – приезд Печорина в Пятигорск, и утренний выход в город. Завязка сюжета начинается со встречи с Грушницким, который представляет Печорину княгиню и княжну Лиговских.

События начинают развиваться с момента, когда Печорин защищает княжну Мери от пьяного капитана. Капитан озлился на Печорина и решает отомстить ему, но отомстить руками Грушницкого. Дуэль, болезнь Мери и признание Веры мужу — кульминация повести. Развязка тоже наполнена драматизма. Вера уезжает, а Печорин загоняет коня, пытаясь догнать ее. Княгиня Лиговская предлагает Печорину жениться на его дочери, в чем он отказывает, и признается Мери, что никогда не любил ее.

Повесть о княжне Мери записывалась в крепости, следовательно, ее события произошли раньше, чем Печорин встретил Бэлу.

«Художественные особенности романа «Герой нашего времени»»

«Герой нашего времени» — первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя «одна душа, одни и те же муки». Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа заключено прежде всего в образе «героя времени». Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том, что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное, которое глубже слов, идей.

Отсюда одной из особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны. Лермонтов ведет читателя от поступков Печорина (в первых трех повестях) к их мотивам (в 4 и 5 повестях), то есть от загадки к разгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печорина, а его внутренний мир, психология.

Автор использует принцип хронологической инверсии (отказ от последовательного изображения). Такая разочарованная позиция в точности соответствует «разочарованной», противоречивой личности человека.

В первых трех повестях («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань») представлены лишь поступки героя.

Лермонтов демонстрирует примеры печоринского равнодушия, жестокости к окружающим его людям, показанным либо как жертвы его страстей (Бэла), либо как жертвы его холодного расчета (бедные контрабандисты). Невольно напрашивается вывод, что психологическим нервом Печорина является власть и эгоизм: «какое дело мне, странствующему офицеру, до радостей и бедствий человеческих?»

Но не все так просто. Вовсе не так однотипен герой. Перед нами одновременно совестливый, ранимый и глубоко страдающий человек. В «Княжне Мери» звучит трезвый отчет Печорина. Он понимает скрытый механизм своей психологии: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его.» А позже Григорий Александрович открыто формулирует свое жизненное кредо: «Я смотрю на страдания к радости других только в отношении к себе, как пищу, поддерживающую мои духовные силы…» На основании этого правила Печорин развивает целую теорию счастья: «Быть для кого-нибудь причиной страданий и радости, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость». Казалось бы, умный Печорин, знающий, в чем состоит счастье, и должен быть счастлив, ведь он постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-то нет, а вместо него утомление и скука… Почему же судьба героя так трагична?

Читайте также:
Авторское отношение к персонажам в поэме «Песня про купца Калашникова»: сочинение

Ответом на этот вопрос является последняя повесть «Фаталист». Здесь решаются уже проблемы не столько психологические, сколько философские и нравственные.

Повесть начинается с философского спора Печорина с Вуличем о предопределении человеческой жизни. Вулич — сторонник фатализма. Печорин же задается вопросом: «Если точно есть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок ?» Этот спор поверяется тре- мя примерами, тремя смертельными схватками с судьбой. Во-первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок, окончившаяся неудачей; во-вторых, случайное убийство Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих, отважный бросок Печорина на казака-убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе. Таким поворотом философской темы автор избавил роман от мрачного финала. Печорин, о смерти которого неожиданно сообщается в середине повествования, в этой последней повести не только спасается от казалось бы верной гибели; но и впервые совершает поступок, приносящий пользу людям. И вместо траурного марша в финале романа звучат поздравления с победой над смертью: «офицеры меня поздравляли — и точно было с чем».

Герой относится к фатализму предков двойственно: с одной стороны, он иронизирует над их наивной верой в светила небесные, с другой стороны, он откровенно завидует их вере, так как понимает, что любая вера — благо. Но отвергая прежнюю наивную веру, он сознает, что в его время, 30-е годы, нечем заменить утраченные идеалы. Несчастье Печорина в том, что он сомневается не только в необходимости добра вообще; для него не только не существует святынь, он смеётся «над всем на свете…». А безверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность, которые являются пыткой для умного и энергичного человека.Показывая мужество своего героя, Лермонтов одновременно утвердил необходимость борьбы за свободу личности. Григорий Александрович очень дорожит своей свободой: «Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз поставлю свою жизнь на карту, но свободы своей не продам». Но такая свобода без гуманистических идеалов связана с тем, что Печорин постоянно пытается подавить голос своего сердца: «я давно уже живу не сердцем, а головой».

Однако Печорин не самодовольный циник. Выполняя «роль палача или топора в руках судьбы», он сам страдает от этого не меньше, чем его жертвы, весь роман — это гимн мужественной, свободной от предрассудков личности и одновременно реквием одаренному, а может быть гениальному человеку, который не смог «угадать своего высокого назначения».

Прекрасная и величественная природа контрастна мелким, неизменным интересам людей и их страданиям. Беспокойная, капризная стихия моря способствует той романтичности, в какой предстают перед нами контрабандисты из главы «Тамань». Утренний пейзаж, исполненный свежести, включающий золотые облака, составляет экспозицию главы «Максим Максимыч». Природа в «Княжне Мери» становится психологическим средством раскрытия характера Печорина. Перед дуэлью – по контрасту – вводится сияние солнечного света, а после поединка солнце покажется герою тусклым, и лучи его уже не греют. В «Фаталисте» холодный свет сияющих звезд на темно-голубом своде наводит Печорина на философские размышления о предопределении и роке.

В целом это произведение является социально-психологическим и философским романом, родственным роману-путешествию, близким к путевым запискам. Жанр психологического романа потребовал создания новой романной структуры и особенного психологического сюжета, где Лермонтов отделил автора от героя и расположил повести в особой последовательности.

«Бэла» представляет собой произведение, соединившее путевой очерк и новеллу о любви европейца к дикарке.

«Максим Максимыч» – рассказ с центральным эпизодом, данным крупным планом.

«Тамань» – синтез новеллы и путевого очерка с неожиданной концовкой.

«Княжна Мери» – «светская повесть» психологического характера с дневником героя и сатирическим очерком нравов «водяного общества».

«Фаталист» – философская повесть, соединенная с «мистическим рассказом» о роковом выстреле и «таинственном случае».

Но все эти жанровые формы, отдельные повествования стали у Лермонтова частями единого целого – исследования духовного мира современного героя, личность и судьба которого объединяют все повествование. Предыстория Печорина намеренно исключена, что придает его биографии черты таинственности.

Интересно узнать, каков же в Печорине второй человек, мыслящий и осуждающий прежде всего самого себя. В «Журнале Печорина» раскрывается характер героя как бы «изнутри», в нем обнажаются мотивы его странных поступков, его отношение к себе, самооценка.

Для Лермонтова всегда были важны не только поступки человека, но их мотивировка, которые по тем или иным причинам не могли быть реализованы.

Печорин выгодно отличается от остальных персонажей тем, что его тревожат вопросы сознательного человеческого бытия – о цели и смысле жизни человека, о его назначении. Его беспокоит то, что его единственным назначением является разрушение чужих надежд. Даже к своей жизни он относится равнодушно. Только любопытство, ожидание чего-то нового волнует его.

Однако, утверждая свое человеческое достоинство, Печорин активно действует, сопротивляется обстоятельствам на протяжении всего романа. Печорин сам себя судит и казнит, и это его право подчеркнуто композицией, в которой последний рассказчик – Печорин. Все важное, что было скрыто от людей, окружающих его, живших рядом с ним, любивших его, передано самим Печориным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: