Решение нравственных проблем в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

«Решение нравственных проблем в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»»

Спустя более полувека после смерти М. Ю. Лермонтова другой великий поэт России, А. А. Блок, так опишет ощущения человека, живущего в эпоху реакции: «Рожденные в года глухие пути не помнят своего». Лермонтов относится как раз к тому поколению русского дворянства, молодость которого пришлась на эпоху реакции в царствование Николая I. Тяжелая нравственная атмосфера того времени, доносы, ссылки, слежка, вошедшая в моду, сделали для передовых людей того времени невозможным выражение собственных общественно политических взглядов. Это и повлекло за собой появление нового «героя». Лермонтов употребил это слово не в прямом, «героическом» значении, а в переносном, как изображение наиболее характерных для данного периода развития общества типа личности.
«Герой» Лермонтова лишен возможности проявить себя в социальном плане, поэтому автор намеренно сосредоточивает взгляд на его нравственных позициях. При этом все, что написано о Печорине с точки зрения автора, Максим Максимыча и самого главного героя, нельзя считать положительно оцениваемым. Лермонтов судит свое поколение, недоволен им и дает понять читателю, что вовсе не разделяет нравственных позиций своего героя.
Подобно многим современникам Лермонтова, Печорин очень эгоистичен. Решая нравственную проблему цели и смысла жизни, он не смог найти применения своим способностям («Зачем я жил? Для какой цели я родился… А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные… Но я не угадал его»).
В этой неудовлетворенности собой и лежат истоки печоринского отношения к чужим переживаниям, объяснение того, что он оставляет у всех, с кем встречается, самое неблагоприятное впечатление о себе, коверкает судьбы («Да и какое мне дело до несчастий и бед человеческих…»). Справедливости ради надо сказать, что Печорин замечает свое воздействие на окружающих и скорбно думает, что «он всегда играл роль топора в руках судьбы». Он даже способен осудить себя за некоторые поступки, но общая система его нравственных ценностей от этого не меняется.
На первом плане у Печорина всегда его собственные интересы, он похож в этом на Онегина и других молодых людей, о которых Пушкин писал: «Мы все глядим в Наполеоны. Двуногих тварей миллионы для нас название одно…». Особенно хорошо это видно из рассуждения Печорина о счастье. Он пишет в своем дневнике: «Счастье – это насыщенная гордость», «я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе».

Так же эгоистичны его представления о дружбе: «Из двух друзей всегда один – раб другого. Быть рабом я не могу и не хочу, а повелевать – занятие утомительное, поэтому я не имею друзей». И действительно, в романе у Григория Александровича Печорина нет ни одного друга, доктор Вернер, скорее, может быть назван приятелем. Зато врагов у главного героя достаточно, что полностью совпадает с его нравственными представлениями об этом. «Люблю врагов, они волнуют мне кровь…» – говорит он.
Особенно интересны нравственные представления Печорина о любви и женитьбе. Он в соответствии с кодексом дворянской чести способен вступиться за «честь невинной девушки» и вызвать на дуэль Грушницкого за его россказни о княжне Мери. Но в то же самое время он совершенно бездумно разрушает судьбы Мери и Бэлы, рассуждая при этом, что «вдохнуть аромат едва распустившегося цветка» есть величайшее наслаждение, а потом можно бросить его где нибудь на дороге, может, кто нибудь подберет. Как и Онегин, он больше всего на свете боится потерять свою «постылую свободу» и говорит, что как только речь заходит о женитьбе, так «прости, любовь». Подобно Онегину, он мучается от решения Веры остаться с мужем, но менять что нибудь уже поздно. За свои нравственные представления он заплатил дорогой ценой – одиночеством.
Печорин изображен в романе умным человеком, умеющим не только совершать безнравственные поступки, но и судить себя за это: «Если я причина несчастья других людей, то и сам не менее несчастлив». Он пишет о своей раздвоенности, о том, что в нем всегда как бы находятся два человека, один из которых действует, а другой – судит.
Причиной эгоизма и таких своеобразных нравственных представлений Печорина можно считать и невозможность применить свои силы, и дворянское воспитание, и пребывание в свете, испортившее его душу. Из этой системы нравственных представлений и отсутствия выхода рождается разочарованность, опустошенность Печорина, мысли о смерти, которая вскоре оборвала жизнь героя.
Пользуясь пушкинскими словами, можно сказать, что в системе нравственных взглядов Печорина «отразился век, и современный человек изображен довольно верно, с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой». Таким и увидел «героя» своего поколения М. Ю. Лермонтов.

Читайте также:
«Любовь к природе и единение с ней в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая Нива...»(2): сочинение

Сочинение на тему «Решение нравственных проблем в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Продолжаем цикл сочинений по роману «Герой нашего времени» М.Ю Лермонтова и сегодня порассуждаем над тем, каким образом и при помощи каких литературных средств автор пытался решить в романе нравственные проблемы своего времени.

Текст сочинения

Лермонтов относится к тому поколению русского дворянства, молодость которого пришлась на эпоху реакции в царствование Николая I, вступившего на престол в день декабрьского восстания. Тяжелая нравственная атмосфера этого времени, доносы, ссылки, слежка, вошедшие в моду, сделали для передовых людей того времени невозможным выражение собственных общественно-политических взглядов. Это и повлекло за собой появление нового «героя».

«Герой» Лермонтова лишен возможности проявить себя в социальном плане, поэтому автор намеренно сосредоточивает взгляд на его нравственных позициях. При этом все, что написано о Печорине с точки зрения автора, Максима Максимыча, и самого главного героя, нельзя считать положительно оцениваемым. Лермонтов судит свое поколение, недоволен им и дает нам понять, что вовсе не разделяет нравственных позиций своего героя.

Подобно многим современникам Лермонтова, Печорин очень эгоистичен. Решая нравственную проблему цели и смысла жизни, он не смог найти применения своим способностям («Зачем я жил? Для какой цели я родился… А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные… Но я не угадал его») В этой неудовлетворенности собой и лежат истоки отношения Печорина к окружающим людям. Он равнодушен к их переживаниям, оставляет у всех, с кем встречается, самое неблагоприятное впечатление о себе, коверкает судьбы. («Да и какое дело мне до несчастий и бед человеческих»). Справедливости ради надо сказать, что Печорин замечает свое воздействие и скорбно думает, что «он всегда играл роль топора в руках судьбы». Он даже способен осудить себя за некоторые поступки, но общая система его нравственных ценностей от этого не меняется.

На первом плане у Печорина всегда его собственные интересы, он похож в этом на Онегина и других молодых людей, о которых Пушкин писал: «Двуногих тварей миллионы, для них название одно…» Особенно хорошо это видно из рассуждений Печорина о счастье. Он пишет в «Журнале»: «Счастье — это насыщений гордость», «я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе».

Читайте также:
Мое знакомство с Лермонтовым: сочинение

Особенно интересны нравственные представления Печорина о любви и женитьбе. Он, в соответствии с кодексом дворянской чести, способен вступиться за «честь невинной девушки» и вызвать на дуэль Грушницкого за его россказни о княжне Мери. Но в то же самое время он совершенно бездумно разрушу судьбы Мери и Бэлы, рассуждая при этом, что «вдохнуть аромат едва распустившегося цветка» есть величайшее наслаждение, а потом можно бросить его где-нибудь на дороге, может, кто-нибудь подберет. Как и Онегин, он больше всего на свете боится потерять свою «постылую свободу» и признает, что как только речь заходит о женитьбе, так «прости, любовь». Подобно Онегину, он мучается от решения Веры остаться с мужем, но менять что-нибудь уже поздно. За свои нравственные представления он заплатил дорогой ценой – одиночеством.

Печорин изображен в романе умным человеком, умеющим не только совершать безнравственные поступки, но и судить себя за это («Если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив»). Он пишет о своей раздвоенности, о том, что в нем как бы всегда находятся два человека, один из которых действует, а другой – судит.

Причиной эгоизма и таких нравственных представлений Печорина можно считать и невозможность применить свои силы, и дворянское воспитание, и пребывание в свете, испортившее его душу. Из этой системы нравственных представлений из-за отсутствия выхода рождаются разочарованность, опустошенность Печорина, мысли о смерти («Авось, умру где-нибудь в дороге…»).

Пользуясь пушкинскими словами, можно сказать, что в системе нравственных взглядов Печорина «отразился век, и современный человек изображен довольно верно, с его безнравственной душой, себялюбивый и сухой»

Таким и увидел «героя своего поколения» М.Ю. Лермонтов.

Нравственные проблемы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»

Скачать сочинение

Роман “Герой нашего времени” — первый в истории русской литературы реалистический роман с глубоким философским содержанием. В предисловии к роману Лермонтов пишет, что его роман — это портрет “не одного человека, а портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии”.
Печорин жил в первые годы после разгрома декабрьского восстания. Это были тяжелые для России годы. Лучшие люди казнены, сосланы в сибирские рудники, другие отреклись от своих вольнодумных идей. Чтобы сохранить в себе веру в будущее, найти в себе силы для деятельного труда во имя грядущего торжества свободы, нужно было иметь благородное сердце, нужно было суметь увидеть реальные пути борьбы и служения истине.
Подавляющее большинство мыслящих людей ЗО-х годов XIX века составляли как раз те, кто не сумел или не успел еще обрести эту ясность цели, отдать свои силы борьбе, у кого укоренившийся порядок жизни отнимал веру в целесообразность служения добру, веру в грядущее его торжество. Господствующим типом эпохи был тот тип человеческой личности, который известен в истории русской общественной мысли под горьким названием лишнего человека.
Печорин всецело принадлежит именно к этому типу. Перед нами молодой двадцатипятилетний человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе вопрос: “Зачем я жил, для какой цели я родился?” Печорин — не обычный представитель светской аристократии. Он выделяется на фоне окружающих его людей своей незаурядностью. Он умеет критично подойти к любому событию, к любому человеку. Он дает четкие и меткие характеристики людям. Он быстро и верно понял Грушницкого, княжну Мери, доктора Вернера. Печорин смел, обладает большой выдержкой и силой воли. Он единственный бросается в избу, где с пистолетом сидит убийца Вулича, готовый сразить первого, кто войдет к нему. Он не обнаруживает своего волнения, когда стоит под пистолетом Грушницкого.
Печорин — офицер. Он служит, но не выслуживается. И когда он говорит: “Честолюбие у меня подавлено обстоятельствами”, — нетрудно понять, что он имеет в виду: многие как раз делали в те годы карьеру, и “обстоятельства” отнюдь не препятствовали им в этом.
У Печорина деятельная душа, требующая воли, движения. Бездеятельной жизни он предпочитает подставить лоб чеченским пулям, ищет забвения в рискованных приключениях, перемене мест, но все это лишь попытка как-то рассеяться, забыть об угнетающей его огромной пустоте. Его преследуют скука и сознание, что жить так вряд ли “стоит труда”.
В Печорине ничто не выдает присутствия каких-либо общественных интересов. Дух скептицизма, неверия, отрицания, резко сказывающийся во всем внутреннем складе Печорина, в жестокой холодности его беспощадных афоризмов, говорит сам за себя. И недаром герой часто повторяет, что “не способен к великим жертвам для блага человечества”, что он привык “сомневаться во всем”.
Главная пружина поступков Печорина — индивидуализм. Он идет по жизни, ничем не жертвуя для других, даже для тех, кого любит: он любит тоже лишь “для себя”, для собственного удовольствия. Лермонтов раскрывает индивидуализм Печорина и рассматривает не только его психологию, но и мировоззренческие основы его жизни. Печорин — подлинное порождение своего времени, времени поисков и сомнений. Он находится в неизменном раздвоении духа, печать постоянного самоанализа лежит на каждом его шаге. “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”, — говорит Печорин.
Для Печорина не существует общественных идеалов. Какими нравственными принципами он руководствуется? “Из двух друзей всегда один раб другого”, — говорит он. Отсюда его неспособность к настоящей дружбе и любви. Он — эгоистичный и равнодушный человек, смотрящий “на страдания и радости других только в отношении к себе”. Творцом своей судьбы и единственным своим судьей Печорин считает только себя. Перед своей совестью он постоянно отчитывается, свои поступки он анализирует, пытаясь проникнуть в истоки “добра и зла”.
Историей жизни Печорина Лермонтов показывает, что путь индивидуализма противоречит природе человека, ее запросам.
Подлинные радости и подлинную полноту жизни человек начинает обретать лишь там, где отношения между людьми строятся по законам добра, благородства, справедливости, гуманизма.

Читайте также:
Единство человека и природы в поэме «Мцыри»: сочинение

46296 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Нравственные проблемы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»

Смотрите также по произведению “Герой нашего времени”:

Сочинение по роману М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени»: в чем проблема Печорина?

В статье вы найдете школьное сочинение на тему «В чем главная проблема Печорина?», по роману Лермонтова «Герой нашего времени».

Григорий Александрович Печорин – главный персонаж известного романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Он – богатый молодой дворянин лет двадцати пяти. Печорин – офицер, его военное звание – прапорщик. Он вырос в высшем свете в Петербурге, блестяще образован, хорош собой. Кроме того, он умен, храбр, проницателен и поэтому нравится женщинам. Однако при всех этих достоинствах герой никак не может найти себе места в жизни: он холоден, рассеян и, судя по всему, не видит смысла в своем существовании. В чем же причина, что молодой человек, который имел много возможностей реализовать себя, не только не принес пользы обществу, но и причинил немало вреда окружающим?

Для этого нужно проанализировать объяснения, которые по этому поводу дают сам Печорин и другие действующие лица истории. В первой части романа «Бэла» штабс-капитан Максим Максимыч, который был начальником героя во время его службы в кавказской крепости, в разговоре с рассказчиком назвал его «немножко странным». Однако читатель так и не получает обстоятельного объяснения, в чем же именно заключались «странности» Печорина. Простодушный штабс-капитан таковыми считает резкие перепады настроения, чрезмерную храбрость на охоте и преувеличенный страх перед посторонними звуками. Но все эти качества никак не могут ни объяснить, ни оправдать предательство Печорина по отношению к Бэле.

Затем он сам объяснил Максиму Максимычу свое поведение. Однако его рассуждения не разрешают проблему и оставляют много вопросов относительно внутреннего мира Печорина. Герой уверяет, что он испорчен светом, однако никто не заставлял его «наслаждаться… всеми удовольствиями», чтобы они ему потом «опротивели». Разочарование в науках, разумеется, тоже не оправдание его дерзкого поведения. Печорин утверждает, что его «воображение беспокойное, сердце ненасытное» и ему «все мало». Но к сожалению, герой даже не пытается ввести в свою неуемную жажду жизни и в погоню за впечатлениями хотя бы какие-нибудь рамки. Похищение Бэлы он объясняет тем, что она ему нравится. Нельзя не признать, что это слова избалованного ребенка, который не считается с правилами и элементарными приличиями. Сиюминутный каприз привел к разрушенным судьбам.

Читайте также:
Человек и природа в поэзии Лермонтова: сочинение

В повести «Княжна Мери» Печорин снова говорит о своих нравственных проблемах. Во всех своих бедах он обвиняет общество. По его словам, он стал «нравственным калекой» под влиянием окружающих людей, которые видели в нем лишь одни дурные наклонности. Печорин сказал княжне, что из-за холодности и равнодушия света он сам подавил в себе все хорошие качества. В этих словах нет ничего определенного. Это лишь общие рассуждения о морали и проблемах великосветского воспитания. Печорин не привел ни одного конкретного жизненного примера, который бы объяснил его равнодушие, холодность и пренебрежение к тем, кто его любил. Рассказчик не зря заметил, что среди молодых дворян развилась мода на «скуку», привнесенная англичанами. Именно поэтому все попытки Печорина объяснить свои «несчастья» выглядят натянутыми и неубедительными.

Я считаю, что источник проблем Печорина – слишком легкая жизнь, то есть, отсутствие тех проблем и трудностей, которые закаляют характер. Все достается ему слишком легко, на его долю совсем не выпало ни страданий, ни душевной боли. Даже любовные драмы обошли его стороной – он нравится женщинам и может завоевать любую. «Я ничем не жертвовал для тех, кого любил», — говорит он сам. А ведь перенесенное страдание развивает «сострадание» — способность понимать и чувствовать боль других людей, потому что когда-то что-то подобное происходило и с тобой. Сострадание не позволяет совершать плохие поступки по отношению к другим. Вот это и есть главная проблема Печорина – отсутствие сострадания.

Проблематика романа Герой нашего времени Лермонтова (Проблемы)

Михаил Юрьевич Лермонтов является тем автором, чьи произведения не теряют своей большой актуальности даже сегодня. К ним относится известный во всем мире роман под названием «Герой нашего времени». данное произведение входит в школьную программу.

Каждое произведение поднимает определенные темы и проблемы, анализирует их. «Герой нашего времени» не является из ряда вон выходящим.

В данном произведении Михаил Юрьевич Лермонтов поднимает большое количество тем и проблем.

Одной из основных проблем романа является проблема счастья. Когда человек может быть счастлив? При соблюдении каких правил, условий? Главный герой, которого Лермонтов окрестил Георгием Печориным постоянно, в течении всего рассказа сталкивается нос к носу с этим вопросом. Он приходит к выводу, что не является счастливым, ибо у него отсутствует любовь и интерес к жизни, у него нет настоящих друзей, интересных единомышленников. Эта большая проблема для Печорина и она отлично раскрывается на протяжении произведения. Читая книгу, можно прийти к выводу, что счастье, которое так ищет Печорин в любви, дружбе, душевном равновесии. Это нелегко было найти во времена персонажа.

Читайте также:
Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова: сочинение

Также поднимается в произведении тема любви. Печорин, был несчастливым также из-за отсутствия человека, который его любит. Он пытался отыскать его в Бэле. Но только лишил девушку счастья собственного и нарек на ее беду, да с ней и смерть. Это грустно. Герой, ища свою любовь, свое счастье и призвание в жизни, делает несчастливыми других людей, ломает им судьбы. И это проблема. Проблема поколения Лермонтова и Печорина.

Также в главе «Фаталист» поднимается тема судьбы человека и ее предрешенность.

В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова также подняты вопросы нравственности, а не только философии. Герой постоянно становится перед выбором: добро или зло, смерть или жизнь. Он ищет счастье, любовь. На примере Печорина нарисована хронология души человека. Этот персонаж у писателя получился максимально правдоподобным.

Мне кажется, что, прочитав произведение Михаила Юрьевича, каждый решит для себя много проблем.

Вариант 2

В романе Михаила Лермонтова представлено несколько проблем. Самая главная из них – поиск главным героем смысла жизни. Печорин всё время спрашивает себя об этом и не может найти ответа. Он представляет собой незаурядную личность. Это умный и сильный человек. В то же время Григорий не может найти применения своим способностям. В душе молодого человека разлад. Его постоянно преследует скука и хандра. У героя нет цели в жизни. Он непостоянен в своих стремлениях и делах: ему быстро всё надоедает. От неудовлетворения в жизни, Печорин тратит свою энергию на интриги и бессмысленные поступки. Он циничен и жесток, относится ко всему скептически.

Ещё одна проблема – одиночество героя. У Печорина, практически, нет друзей. С теми же, кто к нему тянется, он холоден и безучастен. Своим равнодушием Григорий наносит обиду Максим Максимычу, который любит его, как родного сына. Наиболее близок ему по духу доктор Вернер, с которым он состоит в приятельских отношениях. В то же время, Печорин не хочет назвать его своим другом, потому что предпочитает независимость в отношениях. Из-за своего честолюбия убивает на дуэли бывшего сослуживца Грушницкого.

Читайте также:
Основные мотивы в лирике Лермонтова: сочинение

Несчастлив Григорий и в любви, хотя красивая внешность и уверенность в себе привлекают к нему женское внимание. Он знает, как завладеть сердцем девушки и успешно применяет эту тактику в жизни. Многие красавицы влюблены в него, но Печорин не любит – никого. Он не считается с чувствами девушек, безжалостно играет их судьбами. Подчинив волю красавицы себе, Григорий быстро теряет к ней интерес. Он доводит Мэри до нервного истощения, вносит разлад в семью Веры, а Бэлла по его вине трагически погибает. Всё потому, что Печорин – чёрствый эгоист, притягивающий любовь к себе и ничего не отдающий взамен. Свободу он понимает, как вседозволенность. Печорин не способен ни любить, ни быть верным другом. Он всё время находится в поиске счастья, но в его душе так и не наступает гармонии.

Другая проблема героя – самобичевание, не приносящее плоды. Печорин смотрит на себя, как бы со стороны, всё понимает и осуждает свои поступки. Это доставляет ему невыносимые страдания. Однако работать над своими ошибками Григорий не собирается и не прислушивается к добрым советам окружающих. Иногда у него возникают добрые порывы, но ненадолго.

Следующая проблема – вера и безверие. Печорин пытается найти ответы о судьбе человека: предопределена она свыше или каждый сам может управлять ей. Эксперименты над жизнью, поставленные им с приятелями, доказывают, что от человека ничего не зависит. Однако Печорин по-прежнему сомневается в истине. Он авантюрист и постоянно испытывает судьбу, не желая быть игрушкой в её руках. Безверие является причиной оскудения его души, неумения любить людей.

Проблемы главного героя характерны для целого поколения того времени. Общество влияет на формирование мировоззрения человека. После декабрьских событий нововведения в стране были запрещены и подавлялись властью. Молодые люди из дворян не могли найти применения своим знаниям, способностям, энергии.

Роман не потерял актуальности и сегодня.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблемы произведения Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Мцыри – главный герой одноименной поэмы М.Ю.Лермонтова.

Александр Андреевич Чацкий – главный герой произведения А. С. Грибоедова и один из самых известных и противоречивых персонажей всей русской литературы

Место женщины в обществе – одна из часто встречающихся проблем русской литературы. Драматическая пьеса «Бесприданница» Александра Островского не сторонится данной темы

Зима является самым холодным временем года. В это время лютуют сильные морозы и кружат снежные метели. Но, несмотря на холода и снежные бури, многие любят ее. Нравится она всем из—за того, что зимой много

В 1873 была написана непростая картина « Зима », кистью талантливого русского художника Саврасова Алексея Кондратьева. На картине как вы, наверное, уже догадались, изображена зима, по свежему

Сочинение: Проблематика романа «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.02.2021 · Обновлено 20.02.2021

Многомудрый Литрекон представляет краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: Проблематика романа «Герой нашего времени». Перед Вами два варианта, каждый раскрывает тему. Выбирайте то, что нравится! Приятного просвещения!

Вариант 1

(491 слово) Роман «Герой нашего времени» был написан в 1839 году. Писатель создавал свое поистине известное произведение, находясь под впечатлением от поездки на Кавказ — край вольнолюбия и место для диссидентов. Видимо, поэтому Лермонтов взбунтовался даже против классических законов литературы и отказался от привычных хронологических правил в расположении повестей. Однако читатель знает, что цель такой композиции обусловлена стремлением писателя показать главного героя Печорина с разных сторон и в разных жизненных обстоятельствах. Кроме того, новаторская композиция позволяет затронуть многие важные проблемы, которые раскрываются в разных жизненных обстоятельствах.

Читайте также:
«Журнал Печорина», как «роман в романе»: сочинение

Основная проблема произведения Лермонтова «Герой нашего времени» состоит в раскрытии трагедии Печорина как личности. Главный герой, получивший светское воспитание и богатое наследство, пытается обогатить свою жизнь призванием, однако попытки эти длятся недолго. Печорин оказывается равнодушным ко всему. Он ощущает в себе внутреннюю силу и энергию, но он не знает, куда ее применить. В итоге он отдаёт всего себя любовным интригам, случайным приключениям и психологическим экспериментам над людьми и делает вокруг себя несчастными. Безусловно, Печорин умен и образован, мог бы много достичь, однако герой внутренне опустошен, а потому критики назвали его «лишним человеком».

Не менее интересна проблема предопределения. Своим поведением, с одной стороны, Печорин показывает, что свобода человека ничем не ограничена и подчинена только его воле. Так, по своему желанию герой вырывает из окружения Бэллу, экспериментирует над Мери, провоцирует Грушницкого. В то же время Печорин признаёт существование судьбы и ее силу, ведь видит «печать смерти» на лице Вулича в главе «Фаталист».

Также в своем произведении Михаил Юрьевич поставил проблему счастья. Вся жизнь Печорина представляет собой поиск разгадки простого человеческого счастья. Любовь, к которой так стремился главный герой, оказывается для него непостижимой силой. Она не принесла герою духовной гармонии, так как он любил лишь для собственного наслаждения. Герой просто впитывал чувства людей, ничего не отдавая взамен. Анализируя его способность к дружбе, читатель приходит к выводу, что Печорин осознаёт, что и на нее не способен. «Из двух друзей всегда один раб другого», — такую мысль пронес Печорин сквозь свой жизненный путь. Однако рабом быть Печорин не умеет, а управление другими он считает утомительным трудом. В своей душе персонаж ощущает лишь усталость.

Также в образе Печорина раскрывается проблема эгоизма. Печорин является типичным страдающим эгоистом. Он причисляет себя к тем, кто скитается по земле без каких-либо убеждений и принципов. Герой не понимает, зачем родился и ради чего живет. Здесь прослеживается поднятая писателем проблема смысла жизни и предназначения. Печорин постоянно чувствует свою нравственную ущербность. Герой находится в постоянном конфликте не только с обществом, но и с самим собой. Он сделался «нравственным калекой», — такого наказание Печорина. Можно назвать его настоящим романтическим героем. Особенно это заметно в главе «Бэла», ведь она построена по законам романтизма. Здесь главный герой противопоставлен окружающему миру. Григорий ищет неземной любви, но сталкивается с суровой реальностью, где он не может нести ответственность за того, кого приручил.

Таким образом, в романе «Герой нашего времени» автор затронул множество актуальных проблем, которые очень интересны читателю даже сегодня, когда есть много доступной современной литературы. Лермонтову удалось передать весь драматизм внутренней жизни героя, которая так увлекает публику.

Вариант 2

(478 слов) «Герой нашего времени» — это уникальное произведение со множеством особенностей. В романе Михаила Юрьевича Лермонтова соединились черты романтизма и реализма. Это первый реалистический психологический роман в прозе, опубликованный в России. Оно состоит из пяти глав, совершенно самобытных и являющихся отдельными произведениями, объединенными лишь образом главного героя. И, конечно, столь же оригинальной является проблематика книги.

Читайте также:
Композиция романа Герой нашего времени Лермонтова: сочинение

Основной проблемой произведения «Герой нашего времени» является жизнь лишнего человека. Писатель изучает его отношения с миром, людьми и самим собой. Данная проблема широко раскрывается в образе Печорина. Это молодой офицер и богатый дворянин с прекрасным образованием и воспитанием. Он много знает, много умеет, много мог бы сделать. Но по натуре он является типичным эгоистом, которого не заботит общественное и государственное благо. Поэтому Печорин так и не смог найти главной цели в своей жизни и своего предназначения. В личной жизни он также неудовлетворен и не реализован. Он разочаровывается в людях и сомневается в существовании настоящей дружбы. Однако, несмотря на это, нельзя утверждать, что у героя и вовсе не было целей. Ведь одна из его целей — изучение природы и возможностей человека. Но даже в этом амплуа герой проявляет свое равнодушие к людям и их судьбам. Безразличие, навеянное эгоизмом, становится еще одной проблемой романа.

В романе раскрывается и проблема свободы. Герой все время пытался исследовать природу человека и его воли. Григорий активен, свободен, но так ли он независим от судьбы? Каково соотношение рока и воли человеческой в нашем мире? Проблема судьбы и степени человеческой свободы ярко поставлена в главе «Фаталист». Эта часть представляет собой итог всех исканий героя. Уникальность главы «Фаталист» состоит в том, что в ней представлено несколько эпизодов, которые то подтверждают, то отрицают существование судьбы. Печорин, кажется, склонен к мистической концепции предопределения, ведь ясно различил «печать смерти» на челе Вулича.

Не менее интересна проблема справедливости. Григорий, с одной стороны, является чутким и справедливым человеком. Ему претит откровенная безнравственность, поэтому он, например, находит в себе силы прямо признаться Мери в том, что он ее обманул. Благодаря своему уму и наблюдательности, Печорин разоблачает Грушницкого, ведь его злит подлость этого человека. Чтобы докопаться до его сущности, Печорин ставит героя в трагическую ситуацию. И в этом эпизоде Григорий переход грань между поисками справедливости и откровенной жестокостью. Он убивает юнкера только за то, что тот попытался подложить незаряженный пистолет и не признался в этом. В этой ситуации от Печорина отворачивается даже его родственная душа — Вернер. Сложная этическая дилемма, в которой оказался герой, ставит неразрешимые вопросы и перед читателем. Имел ли право Григорий убивать своего обидчика? Гуманизм все-таки подсказывает, что нет.

Печорин является противоречивым героем. Вызывают возмущение и недоумение его цинизм и эгоизм. В то же время, восхищают его ум и сила характера. Потрясенный смертью Бэлы, герой сумел увидеть свои недостатки и осудить себя.

Таким образом, произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» раскрывает актуальные во все времена проблемы. Отличительной чертой знаменитого романа писателя является использованный им прием психологизма. С помощью него читатель знакомится с внутренним состоянием и переживаниями героев произведения.

Проблематика романа «Герой нашего времени»

Основные вопросы, поставленные автором в романе

Любое художественное произведение всегда много проблемно. Не является исключением и роман М. Ю. Лермонтова. Поэт старается ответить на вопросы вневременные, волнующие людей из эпохи в эпоху: что есть для человека смысл жизни, счастье, добро и зло, достоинство и честь, какое место занимает любовь и дружба. Очень важны темы, продиктованные временем, в которое живут автор и его герой: предназначение человека, свобода выбора, индивидуализм. Всем этим и определяется проблематика «Героя нашего времени».

Читайте также:
Преступление и наказание Печорина: сочинение

Как мы, читатели, можем определить круг основных вопросов гениального произведения, кто из действующих лиц наверняка поможет нам их выявить? Главный персонаж. В «Герое нашего времени» проблемы романа «высвечиваются» именно в характере Печорина, одновременно отражая и личность самого Лермонтова, и его миропонимание.

Философские проблемы в романе «Герой нашего времени»

«Зачем я жил? для какой цели я родился?» – этим вопросом задается Печорин и не может найти ответ. Напрасность существования тяготит героя, прозябание не подходит молодому человеку, который чувствует «в душе силы необъятные».

Стараясь окунуться в полноту жизни, Печорин невольно становится виновником разрушения судеб разных людей. Погибает Бэла, судьба которой поломана в угоду эгоизму, прихоти Печорина. Максим Максимыч оскорблен душевной черствостью своего приятеля. «Честные контрабандисты» вынуждены скрыться, неизвестна судьба старухи и слепого. «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих.

«Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…», – читая строки журнала, мы понимаем, что индивидуализм – жизненная программа, основная движущая сила характера Печорина, он отдает себе отчет в том, что происходит. Тоскуя по «назначению высокому», которое не смог «угадать», главный герой романа анализирует свои действия, поступки, настроения. «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

Проблематика романа «Герой нашего времени» включает и проблему предопределения человеческой судьбы, и вопрос истоков индивидуализма поколения Лермонтова. Где же берет начало индивидуализм Печорина?

В пари, предложенном поручиком Вуличем, решался вопрос, «может ли человек своевольно располагать своею жизнью». Печорин, утверждающий, что «нет предопределения», невольно меняет свое мнение после выстрела, – слишком уж «доказательство было разительно». Но сразу же останавливает себя в этой вере, вспомнив, что имеет «правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо».

Смысл жизни, предназначение человека, свобода выбора, индивидуализм – эти философские проблемы в романе «Герой нашего времени» впервые так ясно, точно были сформулированы поэтом, именно по этой причине сочинение Лермонтова стало первым философским романом русской литературы 19 века.

Проблема счастья в «Герое нашего времени»

Вся жизнь Печорина – в поисках разгадки человеческого счастья. С интересом ведет он разговор с ундиной, поющей свою чудную песню, но легкость отношения к счастью – не для Печорина. «Где поется, там и счастливится», «где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко», – такой философии Григорий не приемлет.

«Что такое счастие? Насыщенная гордость»,- пишет он в журнале. Казалось бы, у героя есть все для насыщения своей гордости: подчиняются его воле и любят люди, с которыми сводит судьба. Преданно любит Вера, покорена его обаянием и настойчивостью Мэри, с удовольствием приятельствует с Григорием Вернер, Максим Максимыч привязан к Печорину, как к сыну.

Сталкиваясь с совершенно разными персонажами, Печорин непрерывно старается насытить свою гордость, но счастья нет, вместо него раз за разом приходит скука и усталость от жизни.

Читайте также:
Композиционные особенности романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.: сочинение

Среди философских проблем проблема счастья в «Герое нашего времени» занимает важное место.

Нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени»

Не только философские, но и нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени» являются весьма значимыми. «Историю души человеческой» пишет Лермонтов, поэтому на страницах произведения мы наблюдаем, как решает Печорин для себя вопросы добра и зла, свободы выбора, ответственности, как размышляет над возможностью и местом в собственной жизни любви и дружбы.

Любовь, которой так жаждет и к которой стремится Григорий, для него непостижима. Его любовь «никому не принесла счастья», потому что любил «для собственного удовольствия», просто впитывая чувства и страдания людей, не насыщаясь ими и ничего не отдавая взамен». Истории с Бэлой и Мери – яркое тому подтверждение.

Анализируя способность к дружбе, Печорин делает вывод, что и к ней «неспособен: из двух друзей всегда один раб другого», рабом он быть не умеет, а управление другими считает утомительным трудом, требующим обмана. Сделавшись приятелем с доктором Вернером, Печорин так и не сможет или не захочет пустить того в свой внутренний мир –не доверяет его никому.

В душе главного героя только усталость, по его убеждению, истощены и «жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко».

Современность проблем романа

Многое в характере Печорина мы, читатели, не принимает, еще большего просто не можем понять. Нет смысла обвинять героя в эгоизме и индивидуализме, в том, что растратил свою жизнь на пустые страсти и прихоти. Да, главный герой таков, но случайность ли это или замысел автора?

Стоит перечитать предисловие самого Лермонтова к роману, и найти строки: «Довольно людей кормили сластями…, нужны горькие лекарства, едкие истины». Печорин в его скептицизме искренен, он не ставит себя выше всех, а неподдельно страдает от того, что не видит выхода, не может найти идеал. Он так глубоко заглянул и исследовал собственную душу, что не питается иллюзиями, а мужественно видит себя таким, каков есть. А ведь без этого невозможно развитие, движение вперед. Являясь человеком своего времени, он отражает тот путь, который должно было проделать его поколение – отбросить романтические иллюзии, неискренние идеалы, научиться трезвому взгляду на реальность и себя самого, с тем, чтобы последующие поколения могли идти дальше, видя идеалы и цели.

«Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина. Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?» Вот оно, горькое лекарство – Печорин, мировоззрение которого оказывается очистительным шагом в будущее. Поэт прав, нравственность от «едких истин» выигрывает.

Философские и нравственные – таковы основные проблемы, поднятые в «Герое нашего времени». Они заставляют нас, читателей, размышлять о собственном предназначении в жизни, о сложном соотношении мира и человека, делают это произведение живым, современным в любые времена и эпохи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: