Романтическая фантастика в поэме Лермонтова «Демон»: сочинение

Романтическая фантастика в поэме Лермонтова «Демон»: сочинение

Романтический герой, который впервые был обрисован А.С. Пушкиным в «Кавказском пленнике» и в «Цыганах» и в котором автор названных поэм, по его собственным словам, изобразил «отличительные черты молодежи 19-го века», нашёл законченное развитие в романтическом образе Демона. В «Демоне» М.Ю. Лермонтов дал свое понимание и свою оценку героя-индивидуалиста.

Лермонтов использовал в «Демоне», с одной стороны, библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, а с другой – фольклор кавказских народов, среди которых, были широко распространены предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку. Это придает сюжету «Демона» иносказательный характер. Но под фантастикой сюжета здесь скрывается глубокий психологический, философский, социальный смысл.

Гордое утверждение личности, противопоставленной отрицательному миропорядку, звучит в словах Демона: «Я царь познанья и свободы». На этой почве у Демона складывается то отношение к действительности, которое поэт определяет выразительным двустишием:

И всё, что пред собой он видел

Он презирал иль ненавидел.

Но Лермонтов показал, что нельзя остановиться на презрении и ненависти. Став на пусть абсолютного отрицания, Демон отверг и положительные идеалы. По его собственным словам, он

«Всё благородное бесславил

И всё прекрасное хулил».

Это и привело Демона к тому мучительному состоянию внутренней опустошенности, бесплотности, бесперспективности, к одиночеству, в котором мы застаем его в начале поэмы. «Святыня любви, добра и красоты», которую Демон вновь покинул и под впечатлением прекрасного, открывается ему в Тамаре, – это Идеал достойной человека прекрасной свободной жизни. Завязка сюжета и состоит в том, что Демон остро ощутил пленительность острого Идеала и всем своим существом устремился к нему. В этом смысл той попытки «возрождения» Демона, о которой в поэме рассказывается в условных библейско-фольклорных образах.

Но в дальнейшем признал эти мечты «безумными» и проклял их. Лермонтов, продолжая анализ романтического индивидуализма, с глубокой психологической правдой, скрывает причины этой неудачи. Он показывает, как в развитии переживаний о событии благородный общественный идеал подменяется иным – индивидуалистическим и эгоистическим, возвращающим Демона к исходной позиции. Отвечая «соблазна полными речами» на мольбы Тамары, «злой дух» забывает идеал «любви, добра и красоты». Демон зовёт к уходу от мира, от людей. Он предлагает Тамаре оставить «жалкий свет его судьбы», предлагает смотреть на землю «без сожаленья, без участья». Одну минуту своих «непризнанных мучений» Демон ставит выше «тягостных лишений, трудов и бед толпы людской…» Демон не смог преодолеть в себе эгоистического индивидуализма. Это стало причиной гибели Тамары и поражения Демона:

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!.

Белинский правильно увидел внутренний смысл поэмы Лермонтова: «Демон, – писал критик, – отрицает для утверждения, разрушает для созидания. …».

Лермонтов в романтической форме показал бесперспективность подобных настроений отрицания и выдвинул необходимость иных путей борьбы за свободу.

Преодоление романтического индивидуализма, раскрытие ущербности «демонического» отрицания ставило перед Лермонтовым проблему действенных путей борьбы за свободу личности, проблему иного героя.

Демон Лермонтова – «могучий образ», «немой и гордый», который столько лет сиял поэту «волшебно-сладкой красотой». В поэме Лермонтова бог изображен как сильнейший из всех тиранов мира. А Демон – враг этого тирана. Самым жестоким обвинением творцу Вселенной служит им же созданная Земля:

Где нет ни истинного счастья,

Ни долговечной красоты,

Где преступленья лишь да казни,

Где страсти мелкой только жить;

Где не умеют без боязни

Ни ненавидеть, ни любить.

Этот злой, несправедливый бог как бы действующее лицо поэмы. Он где-то за кулисами. Но о нём постоянно говорят, о нём вспоминают, о нём рассказывает Демон Тамаре, хотя он и не обращается к нему прямо, как это делают герои других произведений Лермонтова. «Ты виновен!» – упрёк, который бросают богу герои драм Лермонтова, обвиняя творца Вселенной.

Лермонтов любит недосказанность, он часто говорит намеками.

Демон наказан не только за ропот: он наказан за бунт. И его наказание страшное, изощренное. Тиран бог своим страшным проклятьем испепелил душу Демона, сделал её холодной, мертвой. Он не только изгнал его из рая – он опустошил его душу. Но и этого мало. Всесильный деспот возложил на Демона ответственность за зло мира. По воле бога Демон «жжёт печатью роковой» всё, к чему ни прикасается, вредит всему живому. Бог сделал Демона и его товарищей по мятежу злобными, превратил их в орудие зла. В этом страшная трагедия героя Лермонтова:

Но что же? Прежнего собрата

Не узнавал ни одного.

Изгнанников, себе подобных,

Я звать в отчаянии стал,

Но слов и лиц и взоров злобных,

Увы, я сам не узнавал.

И в страхе я, взмахнув крылами,

Помчался – но куда? Зачем?

Не знаю, – прежними друзьями

Я был отвергнут, как Эдем,

Мир для меня стал глух и нем…

Любовь, вспыхнувшая в душе Демона, означала для него возрождение. «Неизъяснимое волненье», которое он почувствовал при виде пляшущей Тамары, оживило «немой души его пустыню»,

И вновь постигнул он святыню

Любви, добра и красоты!

Мечты о прошлом счастье, о том времени, когда он «не был злым», проснулись, чувство заговорило в нём «родным, понятным языком». Возвращение к прошлому вовсе не значило для него примирение с богом и возвращение к безмятежному блаженству в раю. Ему, вечно ищущему мыслителю, такое бездумное состояние было чуждо, не нужен был ему и этот рай с беззаботными, спокойными ангелами, для которых не было вопросов и всегда всё было ясно. Он хотел другого. Он хотел, чтобы душа его жила, чтобы откликалась на впечатление жизни и могла общаться с другой родной душой, испытывать большие человеческие чувства. Жить! Полной жизнью жить – вот что значило для Демона возрождение. Ощутив любовь к одному живому существу, он почувствовал любовь ко всему живому, ощутил потребность делать подлинное, настоящее добро, восхищаться красотой мира, к нему вернулось всё то, чего лишил его «злой» бог.

В ранних редакциях радость Демона, почувствовавшего в сердце трепет любви, юный поэт описывает очень наивно, примитивно, как-то по-детски, но удивительно просто и выразительно:

Читайте также:
«Что такое Родина»: сочинение

Тот железный сон

Прошёл. Любить он может-может,

И в самом деле любит он!.

«Железный сон» душил Демона и был результатом божьего проклятья, это было наказанием за битву. У Лермонтова вещи говорят, и силу страданья своего героя поэт передаёт образом камня, прожжённого слезой. Почувствовав впервые «тоску любви, её волненье», сильный, гордый Демон плачет. Из его глаз катится одна-единственная скупая, тяжёлая слеза и падает на камень:

Поныне возле кельи той

Насквозь прожжённый виден камень

Слезою жаркою, как пламень,

Образ камня, прожжённого слезой, появляется ещё в поэме, созданной семнадцатилетним мальчиком. Демон был в течение долгих лет спутником поэта. Он растёт и мужает вместе с ним. И Лермонтов не раз сравнивает своего лирического героя с героем своей поэмы:

Я не для ангелов и рая

Всесильным богом сотворён;

Но для чего живу, страдая,

Про это больше знает он.

«Как демон мой, я зла избранник», – говорит о себе поэт. Он сам такой же мятежник, как и его Демон. Герой ранних редакций поэмы – милый, трогательный юноша. Ему та хочется излить кому-нибудь свою исстрадавшуюся душу. Полюбив и ощутив «добро и красоту», юный Демон удаляется на вершине гор. Он решил отказаться от своей возлюбленной, не встречаться с ней, чтобы не причинить ей страданий. Он знает, что его любовь погубит эту земную девушку, запертую в монастыре; её строго накажут и на земле и на небе. О страшных наказаниях «согрешивших» монахинь много раз рассказывалось в произведениях литературы, иностранной и русской.

Пробудившееся в нём чувство подлинного добра молодой Демон проявляет также и в том, что помогает людям, заблудившимся в горах во время метели, сдувает снег с лица путника «и для него защиты ищет».

Поэтические пейзажи Кавказа у Лермонтова имеют характер документальности, эти серые, обнажённые скалы сопоставимы с опустошённостью души своего героя. Но действие поэмы развивается. И Демон уже перелетел за Крестовый перевал:

И перед ним иной картины

Красы живые расцвели…

Эта резкая перемена пейзажа правдива. Она поражает каждого, кто проезжает через Крестовую гору:

Роскошной Грузии долины

Ковром раскинулись вдали.

И Лермонтов с тем же мастерством, с каким он только что описал суровый и величественный пейзаж Кавказского хребта до Крестового перевала, теперь рисует «роскошный, пышный край земли» – с кустами роз, соловьями, развесистыми, обвитыми плющом чинарами и «звонко бегущими ручьями». Полная жизнь роскошная картина природы подготавливает нас к чему-то новому, и мы начинаем невольно ждать событий. На фоне этой благоуханной земли появляется впервые героиня поэмы. Как образ Демона дополняется пейзажем скалистых гор, так и образ молодой, полной жизни красавицы грузинки Тамары становится ярче в сочетании с пышной природой её родины. На кровле, устланной коврами, среди подруг проводит свой последний день в родном доме дочь князя Гудала Тамара. Завтра её свадьба. Волновавшая Тамару мысль о «судьбе рабыни» была протестом, бунтом против этой судьбы, и этот бунт ощутил в ней Демон. Именно ей он и мог обещать открыть «пучину гордого познанья». Только к девушке, в характере которой были заложены черты мятежности, мог обратиться Демон с такими словами:

Оставь же прежнее желанье

И жалкий свет его судьбе;

Пучину гордого познанья

Взамен открою я тебе.

Между героем и героиней поэмы «Демон» существует некоторая родственность характеров. Философское произведения в то же время и поэма романтическая и психологическая. В ней и громадный социальный смысл. Герой поэмы носит в себе черты живых людей, современников поэта.

Резюмируя вышесказанное, заметим, что все черты присущие романтизму как художественному методу, ярко прослеживаются в поэме «Демон»:

· Главный герой – одиночка, бросивший вызов даже не человеческому обществу – самому Богу

· Демон – личность яркая, сильная, как и подобает романтическому герою.

· Огромную роль в поэме играют пейзажи Кавказа: Демон сродни эти горам, он такой же независимый, также обречен на Вечность

“Демон” – анализ поэмы М.Ю. Лермонтова

История и жанр

Лермонтов неоднократно переделывал и переписывал свое произведение. Сначала это была просто поэма с любовным и психологическим содержанием. Но уже после первого изменения у нее появляется автобиографическое значение. Автор проводит прямую параллель между событиями в тексте и собственным чувством к Варваре Лопухиной.

Каждое последующее изменение поэмы становилось то мягким, то жестким. Это обуславливалось переменой чувств и колебаний в отношениях с любимой женщиной. Всего было 7 редакций произведения. В первых критики отмечали неполное раскрытие персонажей. В последних Демой отождествляется с самим Михаилом Юрьевичем, у него появляются монологи, собственная авторская диалектика.

Сюжет заимствован из библейской мифологии, где падший ангел приходит на землю. Здесь также наблюдаются некие обращения к грузинскому фольклору. Не обошлось и без точных и четких описаний быта. Именно детальная проработка всего происходящего, начиная от мелких черт и заканчивая психологическими характерами персонажей, сделали поэму достойным экземпляром отечественной классической литературы.

Учитывая замысел и творческую историю поэмы «Демон», можно назвать ее романтический. Она была написана именно в ту эпоху, когда такой жанр главенствовал в отечественной и мировой литературе. В основе произведения:

  • главный герой-бунтарь;
  • противостояние Бога и Демона;
  • внутренние терзания: персонаж, с одной стороны, понимает, что совершает плохие поступки, но с другой, не может отказаться от своей гордыни, привычки;
  • фольклорные мотивы.

Жанр романтической поэмы был достаточно популярен. Впервые к нему обратился Мильтон с произведением «Потерянный рай». Неоднократно таковым пользовался Байрон в стихах и более серьезных творениях. Именно он оказал серьезное влияние на отечественную литературу. Безусловно, и русские классики, например, Пушкин, внесли основательный вклад в эту категорию.

Краткое содержание

В роскошном грузинском доме князя Гудала вовсю идут предсвадебные хлопоты. Девушка необыкновенной красоты — Тамара — готовится выйти замуж. Почти все уже готово к проведению мероприятия. Остается только дождаться молодого мужчину, спешащего к возлюбленной.

В это же время над вершинами Кавказа пролетает Демон. Он заприметил красавицу и хотел ее соблазнить. Раньше ему все доставалось быстро и по первому желанию, поэтому с сопротивлением он встречается впервые. Хотя ему впоследствии удается его преодолеть, добиться того, на что рассчитывал.

Читайте также:
Стихотворение «Родина» и его место в лирике Лермонтова: сочинение

Жених вместе со своими верными друзьями и подарками отправляется большим караваном к невесте. На радость Демону, в ущелье их настигают разбойники, желающие обогатиться нечестным путем. Судьба молодых обрывается. Свадьба оборачивается горестью похорон.

Демон после похорон является Тамаре. Он хочет ею завладеть. Но девушка непреклонна. Чтобы защититься от искусителя, она уходит в монастырь, где на ее защиту встает Ангел-хранитель. Какое-то время ей удается спасаться от падшего, но он выбирает удачный момент, пробирается к красавице и добивается своего.

Кульминация романтической поэмы вовсе не так печальна, как может показаться на первый взгляд. Несмотря на то что соблазненная Демоном красавица погибает, Ангел все-таки спасает ее душу. Он переносит Тамару в рай, где ее дух наконец-то обретает спокойствие и гармонию.

Персонажи произведения

Как и все романтические поэмы, данная не отличается обилием главных героев. Сюжетный замысел в том, чтобы создать конфликт между парой персонажей. Поэтому список ограничивается только двумя основными участниками:

  • Демон.
  • Тамара.

Образ Демона в поэме Лермонтова «Демон» нельзя назвать полностью отрицательным, хотя до конца истории он не отступает от своей сути. Кроме того, здесь Дьявол является не полным отражением Библейского антигероя. Тут читатель видит своеобразную авторскую трактовку. Падший Ангел переживает наказание — он вынужден бесконечно летать над миром людей в полном одиночестве. Сначала его это забавляет, можно любоваться красотами Кавказа, творить зло, ломать судьбы. Но со временем становится тоскливо.

Демон встречает удивительную девушку. Она красива нарядами, внешностью. Но и душа у нее полна доброты. В отличие от большинства людей, Тамаре удается сопротивляться искушению, хоть и с большим трудом. Такая сказочная дева вносит изменения и в характер главного героя.

Тамара представляет собой скромную девушку, искренне верующую в Бога. Именно через нее Демон планирует обрести спасение, поскольку видит в ней Ангела в человеческом обличии. Она зарождает в нем пламя доброты, и Падший даже хочет встать на путь исправления. Однако его стремлениям не суждено сбыться, поскольку справиться с гордостью и желанием творить зло непросто.

Демону хочется заполучить Тамару. И когда сделать это искренними и добрыми поступками не удается, он переходит к привычным методам. Беззащитная девушка молит его остановиться, с ним говорит посланник Бога, прося прекратить, однако Падший не уступает.

Идея и проблематика

В поэме Михаилу Юрьевичу удается лаконично рассмотреть несколько проблем. Талант автора позволяет раскрыть их смысл полностью, не используя много персонажей. Среди двух главных героев рассматривается проблематика:

  • Любовь. Лермонтов старается показать, что такое чувство на всех влияет по-разному. Тамара любит своего жениха, а также Бога, которому остается верной до последнего момента. Молодой мужчина спешит на свадьбу. Съедаемый ревностью, он торопится и принимает решение сократить путь ценой своей безопасности. Результатом становится смерть. А Демону встречаются давно забытые ощущения, он боится и плачет.
  • Борьба. Автор демонстрирует, как целомудренная девушка борется против Падшего Ангела, как сопротивляется ему. В то же время в душе Демона наблюдаются терзания. Ему хочется стать лучше после встречи с красавицей, но перебороть собственную гордыню он неспособен, хотя и пытался.
  • Одиночество. Эта проблема полностью принадлежит характеристике Демона в поэме Лермонтова. Он вынужден тысячелетиями летать над Кавказом, перебиваясь лишь редкими контактами с людьми, преимущественно в губительных и смертоносных целях. А вечерняя церковная песня становится чуть ли не переломным моментом. Существо, творившее зло, плачет и думает о том, чтобы обратиться к Всевышнему за прощением.
  • Вера. Главная героиня чиста в своей вере, и всякий стих, посвященный ей, пронизан искренностью. Демон в попытках соблазнить Тамару говорит ей о Боге, о том, что он занят небесными делами и никогда не станет участвовать в жизни людей. Но девушка остается непреклонной, что и позволяет ей избежать мук ада.

Идею произведения нельзя назвать однозначной. И противостояние Демона с Ангелом здесь выбрано не случайно. Лермонтов хочет показать читателю вовсе не постоянный конфликт двух сторон, а то, что внутри каждого человека живет добро и зло. И он самостоятельно принимает решение, какой поступок ему совершить и какую часть личности развивать. Также автор наглядно демонстрирует все модели поведения и их последствия, в зависимости от выбора.

Читать стихотворения Лермонтова нужно внимательно и осознанно. Его творчество заполнено философскими рассуждениями и эрудицией, а особенно такое произведение, как «Демон», над которым автор трудился почти всю свою жизнь. Создание поэмы началось в 14 лет, и по ней можно наблюдать совершенствование таланта писателя.

Анализ поэмы «Демон» (М. Лермонтов)

Автор: Guru · Опубликовано 15.09.2017 · Обновлено 08.10.2017

Поэму М.Ю. Лермонтова «Демон» можно считать визитной карточкой писателя. Здесь мы видим и любимый автором Кавказ, и философские мысли автора относительно добра и зла. Не лишена поэма и темы невозможности любви, которая была так актуальна для самого Михаила Юрьевича. Мастерское изображение природы, полные психологизма и романтического пафоса диалоги, многообразие мифологических и фольклорных мотивов – всё это содержит в себе этот шедевр русской литературы.

История создания

Поэма «Демон» насчитывает 8 редакций, так как Лермонтов начал писать своё произведение ещё в возрасте 14 лет и возвращался к работе над своим детищем на протяжении всей жизни. Ранние редакции отличаются нецелостностью образов, большим количеством философских рассуждений. Поворотным для развития авторского замысла становится 1838 год, когда из-под пера поэта появляются 6-я и 7-я редакции. Теперь уже более зрелый творец не проводит параллель между Демоном и собой и наделяет своего героя монологами.

Поэма базируется на библейском мифе о падшем ангеле, а также обращается к грузинскому фольклору и деталям местного быта.

Жанр и направление

В эпоху романтизма авторы нередко обращаются к крупной форме поэзии. Интерес к герою-бунтарю, готовому противостоять судьбе, рождает жанр романтической поэмы, к которому относится и «Демон».

Читайте также:
Виноват ли Печорин или виновата эпоха: сочинение

Главного персонажа поэмы можно назвать прототипом героя-изгнанника, прочно занявшего своё место в литературе романтизма. Это Падший Ангел, страдающий за свою дерзость и неповиновение. Само обращение к такому образу — характерная черта романтизма. Одним из первых был Мильтон («Потерянный Рай»), обращался к этому персонажу и повлиявший на русскую литературу Байрон, не обходит стороной вечный образ и А.С. Пушкин.

Поэма пронизана идеями борьбы как на глобальном уровне (противостояние Демона и Бога), так и внутри души отдельного персонажа (Демон желает исправиться, но гордыня и жажда наслаждения мучают его).

Наличие фольклорных мотивов также позволяет относить «Демона» к жанру именно романтической поэмы.

О чём?

В Грузии, в роскошном доме князя Гудала, живёт его дочь, девушка невероятной красоты, Тамара. Она ждёт своей свадьбы, двор уже убран к торжеству, но пролетавший над вершинами Кавказа Демон уже заметил девушку, он пленился ею. На свадьбу спешит жених, за ним следует богатый караван верблюдов, но в ущелье путников настигают разбойники. Так радость свадьбы оборачивается горем похорон.

Демон, теперь не имеющий соперников, является Тамаре, желая завладеть ею. Бедная девушка хочет найти защиты у Бога и уходит в монастырь. Там её стережёт Ангел-Хранитель, но однажды ночью Демон преодолел эту преграду и соблазнил девушку. Тамара погибла, но её душу спас Ангел и перенес в Рай, где она обрела покой.

Главные герои и их характеристика

  • Демон – весьма сложный персонаж поэмы. Сам образ Демона восходит ещё к Библейским сюжетам, но в поэме Лермонтова мы встречаем уже авторскую трактовку этого архетипа. Он наказан вечной жизнью, а существование его будет всегда сопровождаться одиночеством и тоской. Казалось бы, можно позавидовать этой уникальной возможности: с высоты птичьего полета наблюдать горные красоты, но и это наскучило герою. Даже зло уже не приносит ему удовольствие. Но характеристика Демона не может сводиться лишь к отрицательному. Он встречает девушку, сравнимую со сказочной девой, обладающую такой красотой, какую ещё «свет не видывал». Но она прекрасна не только внешностью и нарядами, а ещё и душой.
  • Тамара скромна, целомудренна, верит в Бога, она создана не для этого мира, неслучайно Демон желает обрести спасение через любовь к ней. Ощутив это новое для него чувство, Падший Ангел хочет творить только добро, встать на путь истинный. Но, как мы видим дальше, герой не может справиться со своей гордыней, и все его хорошие намерения оборачиваются прахом. Искуситель дерзок и настойчив, на пути к наслаждению он не собирается уступать ни мольбам беззащитной девушки, ни уговорам Божьего посланника.
  • Любовь. Особое место в поэме занимает любовь. Она имеет безграничную силу: иногда губит героев, иногда даёт надежду, а порой сулит вечные муки. Ревнивая спешка к невесте губит жениха Тамары, для Демона же эта девушка – надежда на спасение. Любовь пробуждает в Падшем Ангеле давно забытые чувства, она заставляет его, нагоняющего ужас, бояться и плакать.
  • Борьба. Отвергнутый Небом Демон больше не в силах выносить свои мучения. В поэме он предстаёт читателю уже потерявшим всякий вкус к существованию, даже зло не приносит ему удовольствия. Последний шанс отвоевать себе прощение – любовь юной чистой девушки. Тамара для Демона — орудие для борьбы с Небом. Он избавился от Ангела, соблазнил Тамару, но он не способен побороть себя, свои пороки, за что обречён страдать вечно. Тамара борется с искусителем, она не поддаётся его словам против Всевышнего, отчаянно желая избежать адской обители.
  • Одиночество. «Дух изгнанья» уже несколько столетий он скитается «в пустыне мира без приюта». Единственная отрада его существования – воспоминания о прошлом, когда он был среди своих собратьев — «чистых херувимов». Любовь к смертной чистой девушке заставляет Демона ещё острее чествовать свою тоску и одиночество. Кажется, что в какой-то момент он готов проявить смирение и преклониться перед Всевышним: он слышит вечернюю песню, она напоминает Падшему Ангелу о Рае. Демон, нагонявший до этого на всех страх и ужас, теперь плачет сам горячими слезами.
  • Вера. Только благодаря непоколебимой вере в Бога Тамара избегает от мук ада. Пренебрежительное отношение к религии губит, согласно авторскому замыслу, жениха княжны. Искушая красавицу, Демон шепчет ей, что Бог занят только небесными делами, а на земные не обращает внимания. Но девушка не поддалась наветам зла, за что душа её была спасена Ангелом-Хранителем.

Ангел и Демон – две стороны одной души. Человек по своей натуре двойственен, Добро и Зло всегда борются в нём. Предназначение главного героя поэмы – сеять сомнение, пробуждать лукавые мысли в человеке. За повиновение Демону Бог может жестоко наказать, как это и произошло с женихом Тамары.

Повержен и Демон, но так ли жестоко к нему Небо? Оно даёт изгнаннику шанс спастись через искреннюю любовь, ведущую к добродетели, но герой не справляется со своим отрицательным началом и тем самым губит себя и девушку.

Проблематика

Любовь и порок несовместимы – эту проблему актуализирует Лермонтов в «Демоне». Для автора это чувство, скорее, святое, данное Небом, нежели земное. Когда забывают о красоте душевной, а думают лишь о наслаждениях плоти, происходит подмена любви грехом. Истинное же чувство призывает к добродетели, самопожертвованию, отказу от гордыни.

Но не каждому дана способность именно так любить. Одержимый жаждой превосходства над Небом и желанием испытать удовольствие, впервые за много сотен лет, Демон обрывает последнюю спасительную нить. И Падший Ангел, и Тамара становятся жертвами греховной страсти, но почитающая Бога девушка спасается, а упрямо противостоящий Создателю Демон обрекает себя на вечные страдания. Так находит свое отражение нравственная проблема гордыни – темная сторона души каждого из нас.

Перед героями стоит проблема нравственного выбора. Демон между смирением и страстью выбирает последнее, за что получает ещё большее страдание. Жених Тамары прислушался к лукавому голосу и пренебрёг молитвой в дороге, за что жестоко поплатился, Тамаре же удаётся противостоять соблазнам искусителя, поэтому для неё открыты Врата Рая.

Читайте также:
Развязка сюжета поэмы Лермонтова «Демон»: сочинение

Критика

В оценке критиков «Демон» в определённые периоды своей литературной истории поэма представлена по-разному. Появление этого демонического образа на русской почве было в некотором роде литературным событием, рецензенты с трепетом относились к произведению, в первую очередь, потому, что осознавали, какую историю имеет за собой эта тема в мировой литературе. Один из крупнейших авторитетов критики того времени В.Г. Белинский сам признаётся, что «Демон» стал для него мерой «истин, чувств, красот». В.П. Боткин видел в поэме революционно взгляд на мироздание. Многие из исследователей творчества Лермонтова до сих спорят о важности некоторых редакций, не отдавая безоговорочно пальму первенства окончательному варианту.
Совершенно иной была критика более позднего периода. «Демон» стал объектом насмешек и издевательств, особенно реалисты, В. Зайцев, А. Новодворский, крайне негативно относились к одному из главных символов романтизма.

Реабилитирует поэму светоч поэзии начала прошлого столетия А. Блок, продолжая в своём стихотворении «Демон» традицию Лермонтова.

Сочинение на тему «Образ Демона в одноименной поэме Лермонтова»

Поэму «Демон» Михаил Юрьевич написал в 1832 году, она по праву считается одной из жемчужин его творчества и романтической поэзии в целом. Поэт и писатель работал над этим произведением целых десять лет и вложил в него всю суть своих тираноборческих амбиций. Не зря главный герой поэмы предстает могущественным противником ужаснейшего из тиранов — творца. Именно поэтому образ демона передает суть авторской мысли гораздо больше, чем собственно сюжет.

Судьба демона, его чувства и мысли, отношение к Тамаре — все это создает трагичность и возвышенность персонажа, облагораживает его роль борца за свободу, несправедливо осужденного тираном. Такая интерпретация образа демона была для литературы крайне редкой, даже можно сказать, что пришлась современникам Лермонтова в новинку.
Демон вовсе не отрицательный персонаж, хотя он и носит клеймо «позора преступленья», читатель невольно ему симпатизирует, жалеет, гневается на несправедливость бога. Каждая строчка застрагивает струну в душе:

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

«Я тот, чей взор надежду губит,
Едва надежда расцветет,
Я тот, кого никто не любит,
И все живущее клянет.
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы,
И, видишь,— я у ног твоих!»

Эти строки, несмотря на свое внешне отрицательное содержание, невероятным образом наполняются невыносимым страданием демона, который их произносит. Вместе с тем поэт раскрывает всю глубину и возвышенность натуры персонажа.

В начале поэмы демон предстает отрешенным, опустевшим от вечно творимого зла и бесконечной власти над грешными людьми:

«Он сеял зло без наслажденья.
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья —
И зло наскучило ему»

Кажется, будто из этого замкнутого круга ему не выбраться. Он и сам уверен, что вынужден вечно скитаться, все больше полнясь глубоким страданием из-за собственного всесилия. Но однажды герой узнает о Тамаре, святой женщине, монахине. Эта мимолетная, исключительно земная, но чистая красота пленяет его, побуждает к жизни. С этого момента перед читателем предстает новый демон, такой, каким он был когда-то, будучи во власти страстей. Только теперь он раскрывается в полной мере, во всех гранях своей натуры.

Безумная страсть демона похожа на помешательство, чтобы соблазнить Тамару, он клянется в потрясающих масштабами вещах, вызывая некий трепет перед собой:

«Пучину гордого познанья
Взамен открою я тебе.
Толпу духов моих служебных
Я приведу к твоим стопам;

Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе все, все земное —
Люби меня. »

Выражая свои чувства, демон пугает и восхищает не меньше, чем его обещания:

«С моей преступной головы
Я гордо снял венец терновый,
Я все былое бросил в прах:
Мой рай, мой ад в твоих очах.
Люблю тебя нездешней страстью,
Как полюбить не можешь ты:
Всем упоением, всей властью
Бессмертной мысли и мечты»

Это открывает в персонаже безумного авантюриста, способного бросить к ногам своей страсти самые великие и сокровенные плоды мироздания. При чем становится понятно, что это касается не только любви к женщине, но и любви к идее, к желанию. Демон буквально охвачен попыткой возродить себя самого, он поднимает в себе все то, что так старался заглушить, мучимый великим страданием.

Когда Тамара умирает, ей прощаются все грехи и даруется право отправиться на небеса. Демон вновь, как когда-то, вступает в неравный бой с тираном, силясь отвоевать свое право на счастье, но терпит ожидаемое поражение. Он вновь становится на путь одиночества, отчаяния и опустошения. Это настоящая трагедия бессмертного существа, которое вынуждено угасать в вечности, не имея возможности наконец потухнуть, как бы ни было сильно желание.
Интересно отношение демона к человечеству:

«Что повесть тягостных лишений,
Трудов и бед толпы людской
Грядущих, прошлых поколений,
Перед минутою одной
Моих непризнанных мучений?
Что люди? что их жизнь и труд?
Они прошли, они пройдут…»

Удивительно, что демона сумела покорить земная женщина, которая никогда не стремилась к его идеалам, а напротив — чтила бога. Это только подтверждает вольность натуры героя, истинно свободного даже от навязанных мирозданием порядков.

Анализ поэмы «Мцыри» (М. Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 13.11.2019 · Обновлено 13.11.2019

Значимость творчества поэта Михаила Лермонтова не только для русской, но и для мировой литературы трудно переоценить. Его самобытное и яркое творчество продолжило Золотой век русской литературы, не дав ему заглохнуть после смерти А. С. Пушкина.

Наиболее известным творением поэта стала его поэма «Мцыри», наполненная чистым идеализмом и романтизмом, который, хоть и утратил свою актуальность на сегодняшний день, всё равно не может не вызывать восхищения. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ «Мцыри» по плану.

История создания

История написания поэмы «Мцыри» представляет собой интересные факты, которые помогут читателю лучше понять замысел автора:

  • В качестве основы сюжета поэмы Лермонтов взял случай из реальной жизни. Во время своей первой ссылки на Кавказ поэт встретил монаха из горцев, который рассказал ему, что ещё ребёнком был пленён генералом Ермоловым, но был оставлен в монастыре из-за болезни. Юноша долго не мог прижиться в непривычной для себя обстановке и неоднократно пытался сбежать. После очередной попытки он заболел и едва не умер, а в итоге смирился со своей судьбой и остался монахом.
  • Работу над поэмой писатель начал в 1873 году, взяв за основу, но изменив историю жизни монаха и разнообразив повествование элементами кавказского фольклора, вроде боя главного героя с тигром. Эту историю юный поэт узнал еще в детстве, путешествуя по Кавказу вместе с бабушкой.
  • Еще одной историей из жизни, вдохновившей поэта на славный труд, могла быть биография художника П.З. Захарова, которого в детстве тоже похитили из родного края и зачем-то привезли в Тифлис. Сделал это все тот же генерал Ермолов все с теми же непонятными целями.
Читайте также:
Поэт Лермонтова: сочинение

Создание «Мцыри», точнее, его планирование заняло почти 10 лет. Лермонтов думал о сюжете уже в 17 лет, что мы узнаем из его дневника:

«Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, ничего не читал. Страстная дума таится – Идеалы».

Жанр, направление и размер

Художественное направление произведения «Мцыри» можно определить, как романтизм. Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть черты романтизма в книге:

  • Конфликт. Сюжет романтической поэмы строится на конфликте между идеальным во всех отношениях героем и несовершенным миром.
  • Место действия. Порочной цивилизации противопоставляются экзотические южные края, в которых живут простые и искренние люди.
  • Сюжет. Герой вступает в безнадёжное противостояние с самой судьбой, но терпит полное поражение.
  • Роль природы. Мцыри обретает в естественном мире долгожданную свободу и реализует себя. Только в лесу за стенами монастыря он обретает радость жизни. Также природа Кавказа манит его сквозь детские воспоминания. Она воплощает идеал красоты и вольности.

Жанр творения Лермонтова «Мцыри» можно определить, как поэму. Это объёмное произведение, имеющее стихотворную форму. Характер поэмы — лиро-эпический, ведь в основе лежит сюжетная линия, а не просто описание. Текст обогащён яркими выразительными средствами.

Размер «Мцыри» — четырехстопный ямб.

Композиция и конфликт

Поэма «Мцыри» разделена на две неравные части.

  1. Первая часть включает в себя экспозицию, когда нам представляют место действия и рассказывают судьбу главного героя, а также завязку, в которой нам говорят о зарождении конфликта между ним и абсолютно чуждым ему окружением.
  2. Вторая часть содержит в себе кульминацию, когда побег героя приводит его к сражению с диким барсом, развязку, в которой Мцыри на пороге смерти продолжает отстаивать идею свободы, и, наконец, финал, в котором герой умирает, и его сюжетная линия приходит к его логичному завершению.

Конфликт, лежащий в основе сюжета поэмы, заключается в противостоянии героя и общества. О выборе, который он делает между жизнью невольным рабом и смертью свободным человеком.

Смысл названия

В качестве названия для своей поэмы Лермонтов использовал грузинское слово «мцыри», которое переводится, как послушник, таким образом писатель сразу же обозначает главного героя произведения, за которым и должен следить читатель. Главный герой даже не имеет имени, его так и зовут по статусу, который он имеет в монастыре. Это говорит об универсальности образа: все мы находимся в плену цивилизации, навязанном нам с рождения.

Однако слово «мцыри» имеет несколько значений, и одно из них – чужеземец. Таким образом, поэт в очередной раз подчёркивает свою основную идею, обозначая отчуждённость и потерянность своего героя в чужом для него мире.

Суть: о чём поэма?

Поэма начинается с того, что недалеко от горного монастыря русский генерал вёз захваченного им мальчика-горца. Мальчик заболел, и генерал вынужден был оставить его на попечении монахов.

Монахи выходили героя и оставили его в обители. Сначала мальчик не мог ужиться в незнакомой ему обстановке, но со временем выучил русский язык и даже проникся православием. Ребенок превратился в прекрасного юношу и, казалось бы, был уже готов посвятить свою жизнь служению Богу, но однажды он бесследно исчез.

Героя находят через три дня в лесу, израненного и больного. Уже фактически на смертном одре юноша рассказывает о тех трёх днях, которые он провёл в горах, и в итоге приходит к выводу, что те три дня свободы были для него гораздо ценнее жизни в неволе. После этого главный герой умирает.

Подробнее о содержании поэмы Вы можете узнать в кратком содержании. Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника,

Главные герои и их характеристика

Характеристика героев и система образом отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

Герой Характеристика
Мцыри Юный послушник– горец, пленённый в детстве русским генералом и воспитанный православными монахами. Прекрасен и душой, и телом. Горд, свободолюбив и принципиален. Готов умереть за свои идеалы, но никогда не примет чужие. Любит родину и тоскует по семье. Тяготится своим одиночеством. Жаждет упокоиться в родной земле. На протяжении всей жизни терзался сомнениями, где ему будет лучше — в монастыре или на родине. В итоге юноша решает для себя этот вопрос и умирает счастливым, хоть и жалеет о том, что не добрался до родных мест, чтобы найти покой среди своих гробниц.
Монах Перед смертью юношу исповедует спокойный, терпеливый и молчаливый старик. Он составляет контраст с пылким и страстным юношей. Характер монаха передает атмосферу монастыря — родную для старца, но чуждую для юного сердца. Там спокойно и мирно, но не того нужно юноше от жизни.
Генерал Мы не знакомы с генералом и не знаем, зачем ему понадобился мальчик. Однако очевидно, что герой довольно легкомысленно и эгоистично вырвал птенца из его гнезда и отправился в рискованный путь, в ходе которого ребенок еще и заболел. Словом, дальновидным и отзывчивым генерала точно не назвать.
Грузинка Прекрасная, тонкая и веселая девушка в бедном наряде, которую повстречал Мцыри в своем странствии.
Читайте также:
Язык мысли и голос страстей: сочинение

Тематика поэмы «Мцыри» может быть описана подробнее. Если в этом есть необходимость, напишите об этом Многомудрому Литрекону в комментариях.

  1. Свобода – основная тема поэмы. Независимость и стремление к ней провозглашаются Лермонтовым истинными человеческими ценностями. Только тот, кто стремится к свободе, может считаться настоящим человеком, который не зря проживает свою жизнь. Этот идеал возвышает душу.
  2. Любовь к родине – искренняя любовь юного горца к своей родной земле, на которой он родился и вырос, восхищает Лермонтова. По его мнению, патриотизм – самое прекрасное и искренне чувство, которое не может победить даже смерть.
  3. Гордость – Лермонтов ставит в пример гордость своего героя, который за много лет не забыл, кто он такой. Даже на пороге смерти герой не раскаивался и встретил свой конец достойно. Особенно поражает то, что Мцыри горд с детства, ведь уже в плену у генерала он отказывался есть и «тихо, гордо умирал».
  4. Природа – мир дикой Кавказской природы в поэме противопоставляется мрачному монастырю. Лермонтов осуждает цивилизацию, которая сковывает человека, превращает в его раба. Каждый из нас должен вырваться из порочного круга обыденной жизни и вернуться к своим корням.
  5. Надежда – всю свою недолгую жизнь юноша надеялся вернуться домой, вновь ощутить себя частью родной земли. Только надежда помогла ему не сломаться окончательно и в итоге бросить вызов судьбе. Это источник великой силы и нравственная опора.
  6. Вера – Лермонтов весьма прохладно относился к церкви, ведь именно монастырь стал для его героя тюрьмой на всю жизнь, из которой он смог вырваться, заплатив своей собственной жизнью. Поэт был верующим человеком, но все же считал, что никто не может навязывать свою культуру другим народам. Да и смирение подходит старикам, которые пожили и увидели все на своем веку, но не юношам, которые еще ничего не видели.
  7. Мечта – герой Лермонтова всю жизнь мечтал о свободе и шел к своему идеалу, несмотря ни на что. Он осуществил свою мечту, но заплатил за это жизнью. Однако как по мнению как героя, так и поэта, это стоило того.

Проблемы

Проблематика поэмы «Мцыри» не менее интересна. Ее также можно дополнить, попросив у Многомудрого Литрекона продолжения в комментариях.

  1. Одиночество – основная проблема в поэме. Герой Лермонтова зажат между двумя мирами: мрачным, но безопасным монастырём и прекрасным, но смертельно опасным Кавказом. В итоге для него не находится места ни в одном из этих миров. Больше всего в своей исповеди Мцыри сетует на то, что лишен семьи и родины, братьев и единомышленников. Если монахи сделали свой выбор отречения сознательно, то за героя все решили обстоятельства.
  2. Побег Мцыри и бунт против тюрьмы – борьба главного героя против системы и своей собственной судьбы заранее обречена на поражение, однако Лермонтов показывает, что только этот путь правилен, и человек, если он действительно человек, а не животное, выберет его.
  3. Отчаяние – всю свою жизнь юный горец был на грани отчаяния, так как не мог найти своего места в монастыре и боялся покинуть место своего заточения. Однако в итоге его сила воли побеждает, герой обретает свободу и счастье. Даже смерть оказывается не способной поколебать его.
  4. Война – на примере своего героя, поэт показывает, как война на Кавказе ломает судьбы людей, не несёт ничего, кроме несчастий — не только для отдельных людей, но целых народов. Судьба Мцыри — наглядный пример того, как боевые действия отражаются на жизни мирного населения. В плен попадают даже дети, которые и не воевали вовсе.
  5. Смысл жизни – герой Лермонтова искал смысл своего существования. В итоге он понял, что именно к свободе и родному краю он стремился всю свою жизнь и перед смертью обрёл покой.

Основная идея

Символичное значение судьбы Мцыри имеет свое истолкование в том, что три дня побега героя аллегорически отражают всю жизнь человека. Весь первый день он наслаждается природой, мыслями о семье и доме, как в раннюю пору детства. Он лежит на траве и вдыхает запах земли. Во второй день он замечает прекрасную грузинку, его сердце пронзает любовь. Это уже пора юности и молодости, когда человек выбирает спутника жизни и создает свою семью. На третий день Мцыри борется с барсом — то есть отвечает на вызовы взрослой и зрелой поры, когда мужчина становится добытчиком и отправляется в бой. В одном из таких столкновений он и находит свою смерть. Так, за три дня свободы герой действительно прожил целую жизнь, во всех смыслах. А вот его прозябание в монастыре — сплошное рабство без начала и конца, без любви и достижений. В этом автор видит превосходство первобытной и естественной жизни над скучным существованием в рамках цивилизации «на всем готовом», где человек лишается своей природной сущности.

Лермонтов противопоставил безопасную, но порочную цивилизацию, превращающую людей в рабов, дикой, но прекрасной природе, которая освобождает человека от лжи и иллюзий. Поэт провозглашает идею свободы, которая стоит любых жертв. В этом и заключается смысл поэмы «Мцыри». Мы не должны смириться с тем, что кто-то выбирает судьбу за нас.

Столь же важным посылом в книге является идея о национальной самобытности героя и его народа. История Мцыри — наглядное доказательство того, что никакой генерал Ермолов не может навязать свои порядки чужому народу. Мцыри даже в детстве отказывался принять от него пищу и плену предпочитал смерть. Что говорить о взрослом населении? Значит, главная мысль поэмы «Мцыри» заключается в том, войны на Кавказе губительны и бессмысленны.

Чему учит?

Поэма «Мцыри» учит нас никогда не сдаваться, не впадать в отчаяние и постоянно бороться за свои идеалы. Даже если свобода требует жертв, нужно идти за нею, что бы это ни означало, иначе человек теряет всего себя. Мораль истории заключается в том, что жизнь в рабстве не имеет смысла.

Автор превозносит такие идеалы, как стремление к свободе и любовь к родине, даже если они в итоге могут привести человека к гибели. Нравственные уроки «Мцыри» говорят о святости патриотизма и о важности исторических корней в жизни каждого из нас.

Читайте также:
Печорин как тип лишнего человека: сочинение

Критика

Виссарион Белинский, отмечая субъективность и идеализм, присущие Лермонтову, всё равно восхищался его энергичным языком, яркостью созданных им образов, величественными пейзажами Кавказа и его несколько оторванными от действительности, но столь прекрасными идеалами.

Несмотря на незрелость идеи и некоторую натянутость в содержании «Мцыри», — подробности и изложение этой поэмы изумляют своим исполнением. Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму.

Многие рецензенты критиковали искусственность образа главного героя, который повествовал языком самого Лермонтова и слишком уж изящно выражался:

Тем не менее поэма все-таки не вполне свободна от некоторой искусственности. Она воспроизводит одну из психологических антитез Лермонтова — и дело идет не столько о герое, сколько об авторе. Бедный, простодушный Мцыри поведал нечто «лермонтовское» — языком Лермонтова, лирикою его души. (Д. Н. Овсянико-Куликовский, «М. Ю. Лермонтов : К столетию со дня рожд. великого поэта», СПб, изд-во «Прометей» Н. Н. Михайлова, 1914 г.)

Многие исследователи литературы отмечали художественные особенности «Мцыри»:

«…В поэме «Мцыри»… Лермонтов опять переносит действие на любимый им Кавказ. Свободной, широкой кистью рисует он девственную природу дикого Кавказа — все пейзажи его, дневные и ночные одинаково поразительны по яркости красоты. («Очерки русской литературы XIX ст. 40-60-ых годов. История русской словесности», под ред. В. В. Сиповского, 1908 г.)

И пой сей день это творение великого русского писателя не перестаёт пленять читателя, оно прочно вошло в золотой фонд русской литературы и уже никогда не покинет его. Поэтому публикации, посвященные книге, выходят до сих пор:

Бегство Мцыри из монастыря — символический акт неприятия и осуждения: естественное чувство требует свободы, родины, родных, любви, природы и деятельности. Блуждания Мцыри — приобщение к природе; даже в схватку с барсом он вступает без оружия, как первобытный человек, как часть окружающего его теперь природного мира. Мцыри погружается в этот мир как в родную стихию, не осмысляя, но переживая его; полудетское наивное чувство любви пробуждается в юноше при виде первой встреченной девушки и ассоциативно связывается с песнею рыбки, которую он также ощущает как реальность. (В. Э. Вацуро, вступительная статья к тому 1, «Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова в 4 томах», СПб, изд-во Пушкинского Дома, 2014 г.)

Анализ произведения Мцыри Лермонтова (поэмы) 8 класс

История создания поэмы «Мцыри» тесно связана с политическими и социальными обстоятельствами начала XIX века. Больше половины столетия длились Кавказские войны, направленные на присоединения Кавказа к России. Именно эти события отражаются в произведении. Поэма была создана в 1839 году.

Жанр произведения наиболее точно можно определить как романтическая поэма. На форму произведения указывает соединение эпического и лирического. В произведении есть сюжет, но большое значение придается чувствам и переживанием персонажа. На принадлежность к романтизму указывают экзотический пейзаж, использование мотивов из легенд и поверий, а также образ главного героя.

Главный герой — Мцыри. В переводе на русский это слово означает «послушник». Жизнь мальчика была разрушена войной. Он стал сиротой. Его нашел генерал на поле битвы. Он отвел мальчика в монастырь, где он и жил. Мцыри был сильным, ярким человеком. Ему было очень одиноко. У молодого человека не было единомышленников. Он не знал что такое любовь и семья. Мцыри мечтал найти свою родину или обрести близкого человека. Для него характерна вера в себя и свои силы. Он не отчаивался, надеялся, что у него все получится. Мцыри думающий, чувствительный человек. Он много размышляет.

Кроме главного героя в поэме эпизодически действуют генерал, монах, молодая грузинка, но автор не дает их детального образа, так как они нужны для того, чтобы на их фоне раскрывался главный герой.

Сюжет построен на побеге юноши из монастыря. Мцыри не имел плана действий, так как это было импульсивное решение. Он сбежал с целью найти свою родину. Его побег длился три дня. За это время Мцыри успел влюбиться в молодую девушку, а также вступил в драку с барсом. Молодой человек не был обучен единоборствам. Он инстинктивно сражался с животным. Это указывает на его врожденную силу, храбрость и упорство. Побег был безуспешен, так как Мцыри понял, что не справиться со своей задачей. Он вернулся обратно.

Главная мысль поэмы заключается в том, что войны — это зло. От них прежде всего страдают дети, которые становятся сиротами. Судьба Мцыри была сломана еще в детстве, на поле боя. Все могло сложиться иначе. Именно поэтому мир должен быть гуманным и светлым. Конечно же, эта мысль не лежит на поверхности. Самым объективным главным смыслом является вера в свои силы, надежда на успех, страсть к своему делу, которые были присущи главному герою.

2 вариант

Однажды поэт Лермонтов в 1837 году был в Грузии. Он занимался изучением легенд и народных обрядов. И вот ему повстречался монах по имени «бери». Монах поведал Лермонтову историю, которая очень сильно поразила поэта. Лермонтов находился под впечатление и вскоре он решил написать поэму. Имя монаха поэт заменяет на Мцыри, что в переводе «не служащий монах». Но, в грузинском языке данное слово может обозначать как чужака, так и одинокого человека или вообще пришельца.

Вот так вот и родилась знаменитая поэма Лермонтова. Героем данного произведения является молодой паренек, который поменял полностью жизнь. События в поэме довольно ясны. Юноша воспитывался в монастыре в Грузии и вскоре он должен был стать настоящим монахом после посвящения. Но, однажды случилась буря и парень просто потерялся. Он был обнаружен через 4 дня в полумертвом состоянии, после его принесли назад в монастырь, но это его не спасло, и парень умер.

Читайте также:
ТРАГЕДИЯ ПЕЧОРИНА: сочинение

Данное произведение напоминает некую исповедь, где главный герой поведает читателю события, которые происходили с ним в период 3-х дневной пропажи. Но, позднее становится понятно, что на исповедь это и не похоже, больше похоже на проповедь. Ведь в монологе героя нет никакого покаяния и осознания ошибок. Мцыри наоборот выступает за свою свободу и поэтому не принимает религиозные морали. К герою приходит понимание, что у него забрали дом, родину, общение с друзьями. Мцыри был лишен всех благ, которые есть у людей вне монастыря. Из-за этого молодой парень решает бежать в день, когда случился шторм. Мцыри является очень отважным человеком, даже когда ему угрожает смерть, он все равно говорит, что могила не пугает его.

Главной кульминацией произведения является сражение с хищником, с барсом. У парня нет оружия и ему нужно победить, чтоб выжить. Мцыри одержал победу, ведь им движет не только человеческий инстинкт самосохранения, но и дух. В бою он стал сильнее он воспринял духом. Очень много сил отдал Мцыри для того, чтоб одолеть зверя, но все же в душе парень признает, что барс очень силен.

Когда парня найдут и вернут в монастырь, то он уже будет другим человеком. Мцыри теперь потерял веру в то, что для него есть шанс найти дорогу к свободе. У него больше нет огромного желания поменять жизнь, теперь считает это только лишь игрой разума, мечтой. А то что герой потерял веру и являлось причиной смерти. Это и есть возможно смысл Лермонтовской поэзии. Поэт считает, что люди должны вести борьбу за свою свободу и погибать за нее, ведь без свободы человек это уже не человек.

Таков смысл главного героя в поэме «Мцыри». Для Мцыри свобода — это жизнь, соответственно если первая составляющая отсутствует, то и жизнь прекращается. В час своей смерти, герой никого не винит, он делает виноватым только себя. Своей главной виной он считает, свое не состояние получить желанную свободу. Главный герой уходит в мир иной абсолютно безызвестным, но сильным. Данная поэма и в наши дни радует и восхищает любителей уникальной поэзии Лермонтова.

Анализ 3

Романтическая поэма Лермонтова посвящена темам свободы, а также в ней выражено представление автора о том, как привычный нам мир лишает человека свободы.

Героем произведения является юноша, представитель одного из горских народов, воспитанный в неестественной для него среде монастыря, поэтому лишенный свободы. Принадлежность главного героя к кавказцам, с которыми у русских в момент написания поэмы шла бесконечная война, должно было подчеркнуть дикий, следовательно, близкий к естественности, нрав и характер героя. Название также подчеркивает конфликт между вольнолюбивой природой юноши и цивилизацией. Слово «мцыри» означает одновременно, и монастырского послушника, которым и являлся герой, будучи ребенком, захваченным в плен отданным русскими генералом в грузинский монастырь, и «чужак». Последнее значение указывает на неизбежность его конфликта с неестественной средой, в которой нет свободы.

Не зная другой жизни, кроме той, что он вел в монастырских стенах, главный герой дает клятву бежать в родные места, и исполнят это свое желание. Однако вскоре его находят умирающим от ранений, полученных в схватке с барсом и нежелающим жить.

Юноша соглашается исповедоваться своему наставнику-монаху, который был искренне привязан к послушнику. Из сказанного им следует, что причиной трагического конца была не схватка с хищным зверем. Юноша не смог найти путь обратно к вольной жизни. Он оказался пропитан цивилизацией, построенной на несвободе, которую олицетворяет монастырь с его уставом и дисциплиной. Схватка с барсом произошла из-за его отчаяния и несокрушенной еще гордости, желания бросить вызов обстоятельствам и враждебному миру. Лермонтов явно восхищается своим героем, но показывает, что борьба того безнадежна. Исповедь героя и мирный уход в мир иной, без проклятий показывают, что искусственный мир все же отчасти уже победил его. Устами своего героя, поэт говорит, что причиной трагического конца стали условия, в которых вырос юноша.

Автор использует художественные средства, для усиления эффекта, подчеркивания чувств героя. Он применяет эпитеты («сумрачные стены»), метафоры («бой закипел, смерть их навеки заживит»), сравнения («люди вольны, как орлы»), олицетворения.

Анализ произведения Лермонтова 8 класс

Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял о написании произведения, главным героем которого будет юноша, томящийся в одиночестве, еще в раннем детстве. На Кавказ маленький Михаил приезжал с бабушкой лечиться местными минеральными водами. С тех самых пор красоты кавказских пейзажей и необычность фольклора занимали большую часть дум и душевных страстей поэта.

Лермонтов часто бродил по военно-грузинской дороге. В одну из таких прогулок он встретил старого служителя монастыря. «Служка» поведал Лермонтову свою историю. Он был рожден горцем. Будучи ребенком, взят в плен генералом армии. Но по дороге заболел. Генерал вынужденно оставил мальчика при монастыре для выздоровления. Здесь он вырос. Но вольная душа постоянно тосковала по свободной родине. Для маленького свободолюбивого горца жизнь в заточении была невыносима. Несколько раз мальчишка пытался сбежать. После последней попытки он тяжело заболел, долго и мучительно шел на поправку. Во время выздоровления он сильно сблизился с одним из старых монахов. Сбежать больше не пытался, принял сан и остался в монастыре до конца своих дней. Зная предысторию поэмы, гораздо понятнее становится само произведение.

Животрепещущий и полный любопытных моментов рассказ монаха произвел на Лермонтова неизгладимые впечатления. Он твердо знал, что эта легенда послужит основой его нового произведения. Именно произведение «Мцыри» было написано по этим мотивам. Грузинское слово «Мцыри» в переводе на русский означает – «Послушник». Плененный еще ребенком горец мусульманин томится в монастыре христиан. Лермонтов в поэме описал жизнь своего сверстника, погибшего далеко от родной земли. Жизнь «Мцыри» проходила в постоянной внутренней борьбе. Лермонтов затронул моральные ценности человека, убеждения и гордость. Поэма имеет глубоко философский смысл. В чем истинная ценность жизни, смысл бытия, значимость человеческого достоинства. Много моментов поэт посвящает природе: птицам, ветру, зверям. Тем самым он пытается показать стремление к свободе главного героя, рвущегося на простор. Мцыри не смог выжить в «диких» условиях, он не ориентируется в лесу, с трудом находит себе пропитание.

Читайте также:
Зримость описаний в повести Катаева «Белеет парус одинокий»: сочинение

Трагедия Мцыри заключается в слабости тела при сильном духе. Слова и мысли героя навеяны силой к свободе и активной жизни, чего не могут дать замкнутые стены монастыря. Борьба юноши с барсом символизирует борьбу главного героя на протяжении всей поэмы.

Поэма «Мцыри»- это гордость поэта. В этом произведении Лермонтов осуществил свою мечту детства. Главный герой был близок ему по духу, а точнее сказать поэт написал произведение почти о себе, о своих томлениях и переживаниях. При чтении поэмы перед друзьями глаза поэта загорались огнем, щеки пылали.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ поэмы Мцыри

Популярные сегодня темы

«Пастух и пастушка» – это одно из самых запоминающихся, на мой взгляд, произведений Виктора Астафьева. Автору не впервой повествовать о таком страшном событии, как война. Виктор Петрович и сам участвовал в Великой Отечественной Войне

Толковые словари описывают зависть как «чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого». Нет, пожалуй, такого человека, который хотя бы раз не испытал её

Великий русские писатель Александр Сергеевич Пушкин был известен своей любовью к природе и родным пейзажам. С помощью своего умения ярко и красочно описывать окружающий мир, он сделал его не только фоном

В произведении, созданном для высмеивания и порицания невежества, ярко выведены образы плохих учителей Митрофанушки.

Ни один человек не может спутать ощущение счастья с каким-либо другим чувством. Чтобы достичь это неповторимое состояние, ощущение гармонии себя с окружающим миром, мы стремимся к этой цели по-разному.

Анализ поэмы «Мцыри» (М. Лермонтов)

Автор: Guru · Опубликовано 09.09.2017 · Обновлено 08.10.2017

Всё творчество Лермонтова пронизывает образ Кавказа. Гордые вольные люди, величественная и властная природа с юных лет впечатляли поэта, что проявляется уже в ранних его стихотворениях. Он не обходил стороной и одну из основных тенденций литературы первой половины 19 века – изображение романтического героя. И вот эти две главных темы сошлись в одном из лучших сочинений автора – поэме «Мцыри».

История создания

Для этого произведения невероятно важен исторический контекст – те события, которые повлекли за собой плен Мцыри. В России первая половина девятнадцатого столетия – это эпоха покорения кавказских земель. Это не только присоединение территорий к Российской империи, но и подчинение горных народов православию и царской власти. Вполне возможно представить себе, как грузинский мальчик, оставшийся сиротой после очередного сражения, попадает на воспитание в православный монастырь. История знает такие примеры: таково было детство художника П. З. Захарова. Существуют предположения, что Лермонтов взял в основу сюжета рассказ монаха, которого встретил на военных дорогах Грузии. Обращался автор и к местному фольклору, о чём свидетельствует сцена схватки с барсом: в основу этого эпизода легла народная песня о юноше и тигре.

Поэма «Мцыри» написана Лермонтовым в 1839 году. Она много редактировалась во избежание запрета цензуры. В основном, были убраны фрагменты, в которых особенно воспевается свобода, или звучат антиправославные мотивы.

О чем произведение?

Действие в книге происходит на Кавказе. В начале поэмы Лермонтов воспроизводит предысторию о том, как главный герой попал в монастырь: русский генерал вёз пленного ребенка. Мальчик был очень слаб, и его приютил в своей келье монах, тем самым священнослужитель спас ему жизнь. Суть «Мцыри» заключается в том, чтобы выразить его протест против этого спасения в неволе, которое не только губит его, но еще и мучает.

Основную часть поэмы составляет исповедь главного героя. Вот, о чем там говорится: пленник признаётся, что был несчастлив все эти годы, стены монастыря для него равносильны тюрьме, здесь ему не найти понимания. За 3 дня вне плена молодой человек проживает целую жизнь.

Во-первых, юноша вспоминает свои детские годы, отца. Он ощущает в этот период своё предназначение, осознаёт, какая кровь течет в его жилах.

Во-вторых, он встречает молодую грузинку, которая шла за водой. Возможно, это первая девушка, которую он видит за последние несколько лет.

В-третьих, у него происходит схватка с барсом. Герой инстинктивно сражается со зверем, ведь в стенах монастыря его не могли научить боевым искусствам. Чувство опасности пробудило в нём его истинное воинственное начало, и юноша побеждает врага.

Истощенный и израненный, к концу третьего дня блуждания, беглец вынужден с горечью признаться себе: не зная, куда идти, он сделал круг и вернулся к своей злосчастной тюрьме – монастырю. Умирая, он завещает похоронить себя в саду, где цветёт акация.

Жанр и направление

Трудно представить себе эпоху романтизма в литературе без жанра поэмы. «Мцыри» входит в тематическую группу сочинений Лермонтова о романтическом герое. Написанные ранее «Боярин Орша», «Исповедь» предвосхитили поэму о сбежавшем послушнике.

Более точное определение жанра «Мцыри» — романтическая поэма. Одной из характерных черт произведения является отражение идей героя. Юноша стремится к свободе, для него воля – цель жизни, главное счастье. Ради своей мечты он готов пожертвовать жизнью. Всё это позволяет считать Мцыри романтическим героем.

Не только Лермонтов в своём творчестве разрабатывал такой особый жанр поэмы. В первую очередь, можно сравнить «Мцыри» с поэмой К.Ф. Рылеева «Наливайко», сюжет которой восходит к эпохе борьбы казачества за независимость.

Другой особенностью романтической поэмы является исповедальный характер, что также свойственно «Мцыри». Исповедь содержит, как правило, повествование о надеждах и мечтах героя, его признания, порой неожиданные. Откровение отражает силу его духа, характер.

Главные герои и их характеристика

Для определения образа главного героя необходимо учитывать, что значит слово «мцыри». В грузинском есть два значения: послушник и пришелец. Изначально Лермонтов хотел назвать поэму «бэри», что по-грузински – монах, но именно «мцыри» максимально отражает сущность персонажа.

Почему Мцыри совершил побег? Его не пытали в монастыре, не заставляли делать непосильную работу. Однако же были причины, из-за которых герой страдал. Во-первых, мечтою юноши было обретение близкого человека, пусть не родственника, но одной нации, одной крови. Выросший сиротой, он мечтал хотя бы на мгновение ощутить тепло понимающей души. Другая цель героя – воля. Годы, проведённые в келье, он не может назвать жизнью, только на свободе он смог осознать, кто он есть на самом деле.

Читайте также:
Музыка сердца в произведениях М. Ю. Лермонтова: сочинение

Важно отметить, что, несмотря на неудачу, персонаж «Мцыри» не жалуется на судьбу, он не проклинает себя, а уверенно принимает это испытание и даже радуется, что его мрачную жизнь украсили эти три дня.

Невозможно создание образа романтического героя без мотива любви. Эту цель несёт в себе упоминание в исповеди о молодой грузинке, когда юноша сам признаётся: «думы пылкие мои//Смутились…». Характеристика Мцыри и его мысли подробно описаны нами в сочинении.

В своей схватке с барсом герой проявил невероятную смелость и стойкость, риск и энергия сражения пробудили в нём дух предков, но молодому человеку не суждено обрести свободу и счастье. Таково авторское воплощение темы рока в образе Мцыри.

  • Свобода. Эта тема пронизывает поэму на двух уровнях. Первый – глобальный: Грузия подчиняется Российской империи, второй – касается лично главного героя поэмы: он мечтает о вольной жизни. Мцыри не желает смиряться со своим пленом в монастыре и совершает побег. Но от своей судьбы ему не уйти, и юноша через три дня, сделав круг, возвращается к ненавистным стенам.
  • Одиночество. Одной из причин побега был поиск близких по духу и крови людей. Мцыри одинок среди священнослужителей, он, скорее, чувствует своё родство с природой, чем с ними. Молодой человек вырос сиротой, он чужой для обоих миров: и для монастыря, и для горцев. Храм для него – плен, а к самостоятельной жизни, как показал его побег, послушник оказался не приспособлен.
  • Война. Герой «Мцыри» не участвовал в сражениях, но был рожден для них. Его отец был мужественным защитником своего народа, но его сын стал жертвой войны. Именно она оставила мальчика сиротой, именно из-за неё он не знал семьи, ласки, счастливого детства, а только монастырь и молитвы.
  • Любовь. Несчастный изгнанник не знает, что такое семья, у него нет друзей, все светлые воспоминания обращены детству. Но встреча с молодой грузинкой пробуждает в герое новые чувства. Мцыри понимает, что счастье возможно и сейчас, только бы найти верную дорогу, но жизнь распорядилась иначе.

Проблематика

Проблема угнетения личности всегда волновала Лермонтова. Поэт горячо любил Кавказ, бывал там в детстве, несколько раз был отправлен туда на войну. Исполняя свой долг перед родиной, писатель воевал и мужественно сражался, но, в то же время, в глубине души он сочувствовал невинным жертвам этой политической кампании. Эти свои переживания Михаил Юрьевич выразил в образе главного героя поэмы. Казалось бы, Мцыри должен быть благодарен генералу, ведь по его милости не погиб еще ребёнком, но своё пребывание в монастыре он жизнью назвать не может. Так, изобразив жизнь одного, автор показал судьбу многих, что позволило читателям совершенно по-иному взглянуть на Кавказские войны. Таким образом, творец затронул и политические, и социальные проблемы, вытекающие из любого насильственного действия со стороны государства. Официально воюют только солдаты, но в реальности в кровавый круговорот вовлечены мирные жители, семьи и судьбы которых – разменная монета для реализации масштабных планов его величества.

Идея произведения

Поэма построена на антитезе свободы и плена, но в контексте эпохи, когда жил и творил Лермонтов, эти понятия имели гораздо более широкое значение. Неслучайно, опасаясь цензуры, поэт самостоятельно правил и вычеркивал некоторые фрагменты. Неудачное бегство юноши можно рассматривать как аллегорию на Декабрьское восстание: неволя монастыря – гнёт самодержавия, обреченная на неудачу попытка освободиться – выступление декабристов. Таким образом, основная мысль в «Мцыри» была зашифрована и скрыта от властей, чтобы читатели смогли ее найти между строк.

Так Лермонтов отзывается в поэме не только на проблему покорения кавказских народов, но и на события 1825 года. Автор наделяет героя не только смелостью, выносливостью и бунтарским характером, молодой человек благороден, несмотря на свою печальную судьбу, он ни на кого не держит зла. В этом и смысл «Мцыри» — показать мятеж души без зла и жажды мести, чистый, красивый и обреченный порыв, каковым стало восстание декабристов.

Чему учит?

Поэма заставляет задуматься о том, что у любой военной победы есть и своя обратная сторона: Грузия была присоединена к России в 1801 году, однако при этом пострадали не только армии, но и мирные жители, ни в чём не повинные дети, как главный герой «Мцыри». Главная мысль в поэме «Мцыри» — гуманистическая: это не должно повториться вновь.

Лермонтов призывает бороться и противостоять судьбе до конца, никогда не терять надежды. И даже в случае неудачи не роптать на жизнь, а мужественно принимать все испытания. Поскольку поэт наделил своего персонажа всеми этими качествами, читатель воспринимает его, несмотря на неудачный и спонтанный побег, не как несчастную жертву, а как истинного героя.

Критика

Литературный мир с восторгом принял поэму «Мцыри». Лермонтова начали осыпать похвалами за его творение ещё до выхода произведения в печать. Например, А. Н. Муравьев вспоминает о прочтении автором только что написанной книги: «…никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления». С.Т. Аксаков в «Истории моего знакомства с Гоголем» пишет о прекрасном авторском прочтении «Мцыри» на именинах Гоголя в 1840 году.

Наиболее авторитетный критик того времени В.Г. Белинский очень высоко ценил это произведение. В своей статье о поэме «Мцыри» он подчеркивает, насколько удачно поэтом выбраны размер и ритм и сравнивает звучание стихов с ударами меча. Он видит в книге отражение личности Лермонтова и восхищается изображением природы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: